Монетизация льгот в россии. Особенности монетизации льгот пенсионерам Монетизация социальных льгот

Таким образом, оформив отказ от государственной помощи, можно получить небольшую прибавку к своим ежемесячным пособиям.

Какие льготы можно монетизировать? Как это сделать? Какими нормами закона регулируется этот вопрос?

Рассмотрим все это подробно.

Законодательное регулирование вопроса

Под определением “монетизация льгот” подразумевается возможность получения денежной компенсации за отказ от использования определенных льгот, которые положены тем или иным гражданам РФ.

Этот вопрос регулируется Федеральным законом №122 .

Основная суть данной программы заключается в том, что некоторым гражданам РФ нет особой нужды в получении определенных льгот, и чтобы хоть как-то это компенсировать, они имеют право получить за них финансовую компенсацию в виде надбавки к получаемому ежемесячному пособию.

При этом все услуги, по которым можно получить денежную выплату, закреплены в Федеральном законе №178 , в последней редакции от ноября 2015 года, с изменениями от декабря 2015 г.

Перечень видов государственной помощи, доступных к выплате в денежной форме

Согласно Федеральному закону №178 вариант с монетизированием допускается в нескольких подвидах , а именно на:

Стоит отметить, что также допускается возможность и монетизировать льготы по оплате за коммунальные услуги. Причем граждане РФ отнеслись к такому нововведению по-разному. Во многом это связано с недостаточным информированием, поскольку многие считают это обманом. Многие уверены в том, что денежная выплата несоразмерна предлагаемым льготам.

В любом случае, сам алгоритм монетизации весьма процесс. Изначально граждане оплачивают коммунальные услуги в полном объеме, а потом через территориальный отдел социальной службы получают компенсацию.

Использование данной возможности разными категориями граждан

Пенсионеры

На государственном уровне, как таковых льгот для граждан пенсионного возраста не предусмотрено.

Однако местные органы самоуправления имеют право принимать свои законодательные нормы по предоставлению им каких-либо региональных льгот.

К примеру:

В зависимости от того, что включает в себя набор социальных услуг граждан пенсионного возраста в каждом отдельно взятом регионе, каждый имеет право от него отказаться в полном либо же частичном объеме.

Многодетные семьи

  • бесплатное передвижение общественным наземным транспортом и метро всеми детьми и одного из их родителей;
  • получение бесплатных медикаментов;
  • бесплатное получение путевок для детей в детские лагеря в возрасте от 7 лет;
  • скидки на оплату коммунальных услуг.

Инвалиды

Перечень льгот зависит от группы недееспособности.

Для инвалидов 1 группы отказаться можно от таких :

Для инвалидов второй группы недееспособности допускается монетизация такого перечня :

  • право на бесплатное передвижение в общественном транспорте, за исключением частных маршруток и такси;
  • бесплатное передвижение раз в год в оба конца к месту санаторно-курортного оздоровления;
  • предоставление раз в год бесплатной путевки на санаторно-курортное оздоровление по рекомендациям лечащего врача;
  • приобретение специальной ортопедической обуви со скидкой в 50%;
  • возможность бесплатного протезирования зубов в государственных медицинских учреждениях.

Для инвалидов, которые являются обладателями третьей группы недееспособности, перечень , от которых можно отказаться и получить денежную компенсацию, имеют следующий вид:

  • получение скидки при покупке билетов на железнодорожный, воздушный и любой другой вид транспорта в размере 50% от полной стоимости билета;
  • безработные инвалиды с третьей группой могут приобретать лекарства со скидкой в 50%;
  • скидка на ортопедическую обувь (если она рекомендована лечащим врачом) в размере 50%.

Ветераны труда

Граждане, которые относятся к категории , имеют право на получение такого (в том числе их монетизацию):

Матери-одиночки

  • бесплатные медицинские препараты для детей в возрасте до 3 лет;
  • предоставление безвозмездных путевок в детские лагеря с периодичностью один раз в год;
  • право на бесплатное передвижение в общественном транспорте за исключением частных маршруток и такси.

Ветераны боевых действий

Имеет полное право:

  • получить все необходимое медицинское лечение бесплатно в военных госпиталях;
  • от государства им положено при необходимости бесплатное протезирование конечностей.

Помимо этого, в каждом конкретном регионе проживания предусмотрены свои дополнительные , которые входят в набор социальных услуг.

Детям-инвалидам

Имеет полное право вместо предусмотренного набора социальных услуг получить денежную компенсацию по таким льготам :

  • предоставление бесплатных медицинских препаратов, которые были выписаны лечащим врачом по рецепту;
  • право на бесплатное передвижение в общественном транспорте, включая метро;
  • право на получение от государства при необходимости инвалидных колясок либо же другого медицинского оборудования, которое необходимо для поддержания нормальной жизнедеятельности.

Правила оформления

В первую очередь необходимо помнить об одном факте – отказаться от набора социальных услуг в пользу монетизации можно 1 раз в год.

После отказа денежная выплата будет производиться ежемесячно в качестве доплаты к пенсионному обеспечению.

Куда необходимо обращаться?

Для оформления монетизации, определенной льготной категории граждан необходимо будет обратиться в территориальный орган Пенсионного Фонда по месту своего проживания и предоставить соответствующий пакет документов.

Какой перечень документов необходимо подготовить?

Согласно действующему законодательству основной перечень документов при отказе от льгот в пользу получения денежной компенсации имеет следующий вид:

  • оригинал и копия паспорта заявителя;
  • оригинал и копия пенсионного страхового свидетельства;
  • удостоверение, которое подтверждает наличие права на использование тех или иных льгот (от которых будет оформлен отказ);
  • заявление, которое заполняется совместно с сотрудниками Пенсионного Фонда.

При необходимости сотрудники Пенсионного Фонда могут потребовать предоставить дополнительный пакет документов (в зависимости от причин, по которым возникла такая необходимость).

Что необходимо указывать в заявлении

При составлении заявления совместно с сотрудниками ПФ необходимо помнить о том, что в нем должны содержаться такие сведения :

Сроки

Действующим законодательством предусмотрен определенный период, когда необходимо подать все необходимые документы для получения денежной компенсации.

Итак, подавать заявление со всем перечнем документов необходимо до 1 октября текущего года. Это связано с тем, что компенсация выплачиваться будет на протяжении всего следующего календарного года. Если подать документы в поздний срок, в предоставлении денежной компенсации будет отказано.

При этом обязательно нужно помнить о том, что отказываться согласно действующему законодательству можно не от всего перечня предоставляемых льгот. К примеру, можно отказаться от получения бесплатной путевки в санаторий и, соответственно, проезда к нему, а оставить в пользовании бесплатное получение медицинских препаратов и самого лечения в государственных клиниках. Говоря простыми словами, каждый льготник имеет полное право самостоятельно выбирать, какая помощь ему понадобится, а за что он может получить денежную надбавку.

О замене льгот на проезд денежной компенсацией рассказано в следующем видеосюжете:

Президент РФ Владимир Путин подписал федеральный закон №122 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Монетизация льгот — замена натуральных льгот денежными компенсациями.

Сама система льгот сформировалась в нашей стране в советское время. Примерно до 1980-х годов льготы распространялись на относительно небольшое количество граждан. В 1980-1990 годы, когда экономика страны начала рушиться, количество льгот было резко расширено.

По данным министерства финансов РФ, до 2005 года только на федеральном уровне существовало около 120 видов льгот, которыми пользовались свыше 200 категорий получателей. Всего правом на льготы обладало более 103 миллионов человек, или около 70% населения. Ими, в частности, пользовались около 20 миллионов ветеранов труда, более 1 миллиона участников ВОВ, 800 тысяч инвалидов войны и лиц, приравненных к ним, а также 5,2 миллиона тружеников тыла и 880 тысяч семей погибших и др.

Монетизация льгот – позволяющая заменить льготы пенсионерам денежными выплатами. В этой статье мы подробно разобрались как правильно поступить, от каких льгот можно отказаться в пользу денег, и на какие суммы можно рассчитывать. Читайте обо всем этом ниже.

Реформа, предполагающая замену социальных льгот денежными выплатами, была проведена для урегулирования вопроса компенсации официальным категориям льготников, которых до указанного времени «набралось» более половины населения страны. Монетизация льгот должна была восстановить убытки федерального бюджета, которые образовались вследствие обязательного предоставления компенсации.

Понятие «монетизация льгот» и ее воплощение привело к массовым забастовкам по всем городам России. Все основывалось на том факте, что в короткие сроки у людей льготной категории стали «отбирать» определенные привилегии, но при этом предусматривалась денежная доплата, которая могла быть использована для покрытия пробела в собственном бюджете.

Процедура была проведена после заключения, что почти все льготники не могут воспользоваться представленными льготными услугами в полном объеме. К примеру, на инвалида первой группы выделяются средства для посещения санаторно-курортного лечения, но получатель не может воспользоваться подобной возможностью.

Сейчас можно подать отказ от льгот подобного характера и получать за это денежную компенсацию.

Федеральный закон о монетизации льгот № 122 регулирует всю процедуру. К общему списку свода законов, регулирующих вопрос, следует отнести и ФЗ № 178 2015 года, содержащий весь перечень услуг, от которых льготные категории могут отказаться – к примеру, от лекарственного обеспечения или бесплатного проезда в общественном транспорте. Подать заявление на отказ следует до 1 октября текущего года. Заявка вступит в силу с января следующего года.

От каких льгот можно отказаться в пользу денег

Законами предусмотрены денежные выплаты на:

  • лекарственное обеспечение;
  • санаторно-курортное лечение;
  • бесплатный проезд в транспорте.

В индивидуальных случаях можно получить выплаты для оплаты коммунальных услуг.

В соответствии с представленным списком возможны следующие действия:

  • отказ от льготы на лекарства;
  • отказ от бесплатного получения лекарств и лечения в государственных медицинских учреждениях;
  • отказ от предоставления денежных средств на проезд.

Отказаться можно только от одной льготно предоставляемой услуги, частично или полностью.

Категории льготников

Монетизация льгот предусмотрена только для определенных категорий граждан. Право на получение денежной замены предоставляется следующим лицам:

  • инвалидам;
  • пенсионерам;
  • многодетным семьям;
  • ветеранам труда;
  • матерям-одиночкам;
  • ветеранам боевых действий;
  • детям-инвалидам.


Размер денежной компенсации

Монетизация льгот влечет обязательную ежегодную переиндексацию денежных выплат. На 2020 год замена натуральных льгот денежными компенсациями представляется в следующих размерах:

  • 833 рубля 79 коп. – сумма для оплаты лекарственных средств;
  • 128 рублей 99 коп. – выплаты по пособиям относительно санаторного лечения;
  • 119 рублей 75 коп. – на оплату проезда на пригородном ж/д транспорте и общегородских транспортных средствах.

В соответствии с этим, предусмотрено ежемесячно выплачивать 1082 рубля 53 копейки. Суммы указаны на 2020 год, основные положения не были заменены.

Как оформить отказ от льгот

Монетизация льгот предусматривает обязательное подписание отказа от предоставления «условной» компенсации. Только официальный отказ от льгот влечет предоставление денежной суммы к имеющейся пенсии и дотациям. Чтобы воспользоваться денежной компенсацией, надо осуществить следующие действия:

  1. Написать заявление в Пенсионный Фонд, в котором указать наименование организации получателя, а также собственные данные. Прописать просьбу в отказе от выбранной компенсации.
  2. Заявление на отказ следует подать до 1 октября текущего года. Представленные заявки делают ежегодно, чтобы с января следующего года получать компенсации в денежном эквиваленте.
  3. В случае необходимости можно вернуть льготы до 31 октября – то есть в течение месяца. Для возврата также следует подавать заявление на отказ в монетизации.

Дополнительных действий в монетизации проводить не придется. Поданную заявку рассматривают госслужащие регионального уровня, которые сверяют верность поданной информации о заявителе.

Чтобы получить компенсации, необходимо представить следующий перечень документов:

  • оригинал и копию паспорта гражданина РФ;
  • оригинал и копию пенсионного удостоверения;
  • удостоверение-основание, доказывающее наличие прав пользования льготами заявителю;
  • заявление – зачастую выдают готовый бланк, также заполнить форму могут сами сотрудники Пенсионного фонда.

В зависимости от ситуации, возможно, потребуются дополнительные документы. К примеру, если оформление отказа от льгот проводится представителем ребенка с наличием инвалидности, необходимо дополнительно подать оригинал и копию свидетельства о рождении.


Плюсы и минусы монетизации льгот

Новшество повлекло массовые споры с ни в чем не повинными людьми. Так, при отмене бесплатного проезда представители льготных категорий стали ругаться с кондукторами, которые не имеют никакого отношения к действиям Правительства страны.

К остальным недостаткам относят следующие моменты:

  • споры и недовольства граждан – регулярные изменения влекут массовые протесты с митингами возле администраций населенных пунктов;
  • необходимость ежегодного посещения Пенсионного Фонда с обязательной подачей заявления на отказ;
  • нехватку полученной компенсации для восполнения необходимого приобретения услуг.

Зачастую льготники сетуют на факт, что монетизация льгот в виде полученной единовременной компенсации не может покрыть тот расход, который последовал в текущем месяце. Но при тщательном подсчете затраченных денежных средств льготники остаются с незначительной прибылью.

К примеру, пенсионерам и прочим категориям населения не удается получить льготных средств в результате развития заболевания – приходится тратить собственные деньги. От льгот в виде оплаты лекарственных средств нельзя отказываться в том случае, если имеются хронические заболевания с вероятностью обострения.

Рассмотрим преимущества, которые влечет монетизация льгот:

  • при отсутствии возможности прожить на одну пенсию, можно получить денежную компенсацию за услуги, которыми льготники не могут воспользоваться в полной мере;
  • полученная компенсация тратится на индивидуальные нужды, а не «оседает в карманах» Правительства вследствие не востребованности;
  • значительную помощь теперь получают жители деревень, которые не могут пользоваться общественным транспортом в черте своего населенного пункта.


Ответить на вопрос, полезна ли процедура монетизации для граждан, практически невозможно. В данном случае все индивидуально. К примеру, мама-одиночка имеет возможность получения льготных лекарств на ребенка, который болеет максимум 1 раз в год. Отказавшись от них, она может ежемесячно получать денежную компенсацию, на которую купит что-то необходимое ребенку.

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Тульский государственный университет

Кафедра социологии и политологии

Контрольно-курсовая работа на тему:

«Монетизация льгот и ее последствия для населения»

Выполнил: Ф.И.О.

гр.ХХХХХХ

Проверил: Ваховский А.М.

Введение 1

Причины принятия закона о монетизации льгот и основные его положения. Кому была выгодна отмена льгот………………………………………………………………………1-4

Проблемы, с которыми столкнулись при реализации закона, и их причины…………………………………………………………………..4-8

Последствия для населения: плюсы и минусы………………………...8-9

Заключение…………………………………………………………………….9-10

Список литературы…………………………………………………………..11-12

Приложения…………………………………………………………………..13-15

Введение

Монетизация льгот – этот вопрос волнует всю нашу страну с середины прошлого года. Нет смысла говорить об актуальности этой темы - в каждой второй российской семье были те или иные категории льготников. Вопрос о монетизации не имеет возрастных рамок: он в равной мере затронул интересы как школьников, так и пенсионеров. К решению о принятии законопроекта страна отнеслась по-разному (см. приложение №2). Это вполне объяснимо, ведь кому-то монетизация оказалась выгодной, часть населения выиграла от перевода льгот в денежную форму, другая, наоборот, - проиграла. Предполагалось, что реформа принесет стране только пользу, но, возможно, правительство не учло мирового опыта. Нет ни одной экономически развитой страны, где все льготы переведены в денежную форму, будь то Соединенные Штаты или Швеция.  Это означает, что схема, предложенная правительством, нигде экспериментально не подтверждена. Попробуем разобраться, к чему привела монетизация в нашей стране.

Причины принятия закона и его основные положения.

Кому была выгодна монетизация?

2 июля 2004 года депутаты Госдумы в первом чтении большинством голосов поддержали законопроект о монетизации льгот. Идеологами и главными реализаторами этой реформы стали министр здравоохранения и социального развития М.Зурабов, Герман Греф, Алексей Кудрин.  Правительство убедило Думу принять законопроект, представив целый ряд преимуществ:

    Во-первых, помощь придет по точному адресу, тем, кто действительно в ней нуждается, минуя чиновников.

    Во-вторых, она будет конкретной, а не в виде пустых обещаний. По словам А.Исаева (председателя комитета Госдумы, ответственного за принятия 122 закона) новый закон дает населению деньги вместо существовавших только на бумаге льгот и приводит меры социальной защиты в соответствие с рыночной экономикой.  Часть льгот уже давно не работает (например, бесплатные лекарства: лекарственных препаратов часто не оказывалось в аптеках; кроме того, по льготам можно было приобрести только 150 препаратов (обычно самых дешевых и неэффективных)). Доказывая необходимость принятия закона, сторонники монетизации опирались на то, что большинство льготников поддерживают монетизацию. Однако исследования, проводимые Аналитическим Центром Юрия Левады, показывают совсем другое: решение о замене льгот денежными выплатами целиком поддерживают 12% от всех опрошенных, по большей части поддерживают 21%, по большей части против этого 23%, целиком против 34%. 

    К тому же, «отказ от бартера в социальной сфере», по мнению правительства, приведет к снижению тарифов.

    И, наконец, эта реформа позволит разграничить полномочия федеральной и региональной власти.

Цель реформы определил Алексей Кудрин: она состоит в «переходе от популизма к выполнению государством своих обязательств»  - многообещающий, но довольно обтекаемый ответ; по народному мнению, цели закона несколько другие: лишь 13% полагают, что замена производится для того, чтобы улучшить положение самых обездоленных, 25% предполагают, что целью является уравнение положения льготников с теми, кто не пользовался льготами, но по мнению большинства (53%) дело просто в том, чтобы "сэкономить бюджетные средства" за счет самых бедных.  Законопроект был принят Госдумой 5 августа 2004 г., одобрен Советом Федерации 8 августа. Впоследствии были внесены изменения от 29 ноября, 21, 29, 30 декабря 2004 года. Он принят «в целях защиты прав и свобод граждан Российской Федерации на основе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оптимизации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти» 

Что же предложило правительство населению взамен натуральных льгот?

По 122-му федеральному закону все льготники разделены на федеральных и региональных, в зависимости от того, кто финансирует социальную поддержку этих граждан. Финансирование за счет федерального бюджета сохранилось для Героев СССР, России, Соцтруда, полных кавалеров ордена Славы и Трудовой Славы, инвалидов и участников ВОВ и их семей, узников фашизма, ветеранов боевых действий, проходивших военную службу в ВОВ не в действующей армии, блокадников, инвалидов всех трех групп, чернобыльцев. Финансирование ветеранов труда, тружеников тыла и пострадавших от политических репрессий производят региональные бюджеты. Взамен всех льгот (бесплатный проезд городским и пригородным транспортом; лекарства; абонентская плата за телефон и его установка; протезирование и зубопротезирование и др.) они получают от 150 до 1550руб. + соцпакет (скидки по оплате жилья и коммунальных услуг, бесплатные лекарства, бесплатные санаторные путевки (с оплатой проезда на курорт и обратно), бесплатный проезд в пригородных электричках) стоимостью 450руб. (при желании можно от него отказаться и с 1.01.2006 получать деньги). Причем, по новому закону можно выбирать только одну компенсацию. Так что, если гражданин принадлежит к нескольким льготным категориям, он сможет получить деньги только по одной из них.

Государственная помощь, предоставляемая определенным категориям граждан, делится на несколько видов. По разным причинам некоторые льготники пользуются только частью привилегий, а некоторые не оформляют дополнительные преференции вообще. Исходя из этой ситуации, правительством было принято решение дать возможность людям заменить их на денежную компенсацию.

Что такое монетизация льгот

Официальная льготная политика Российского правительства дает право гражданам, получающим федеральные или региональные льготы, заменить их на денежное пособие. Система предоставления социальной помощи гражданам за долгие годы своего существования требовала изменений, и для реализации этих решений у руководства страны были такие причины:

  • оформление помощи ложным ;
  • отсутствие адекватного финансирования;
  • хищение средств из бюджета и ненадлежащий контроль за ними;
  • неравноправие в пользовании натуральными привилегиями.

Не все население страны одобрило такие перемены. Негатив вызвали такие моменты, как небольшой размер компенсаций: объем бюджета, который предназначается для социальной помощи, распределяется равномерно между всеми получателями, и для некоторых эта сумма получается мизерной. Кроме того, отдельные категории потеряли возможность многократного использования некоторых видов послаблений – выделяемый объем пособия не покрывает их.

Тем не менее, монетизация льгот имеет и положительные стороны, причем как для государства, так и для населения. Среди них выделяют следующие моменты:

  • уменьшение коррупции;
  • обеспечение равноправного использования всеми льготниками;
  • при небольших пенсиях у граждан появляется возможность ожидать дополнительных финансовых поступлений;
  • уменьшение расходов из бюджета (особенно местного);
  • снижение уровня бедности в селах;
  • улучшение развития бизнеса (вместо борьбы за госдотации).

ВНИМАНИЕ! Чтобы монетизировать помощь, человек подает заявление на отказ от нее. Льготники самостоятельно и добровольно решают, какой вид пособия заменить на финансовую поддержку.

Правовые основы монетизации льгот

Процедуру предоставления помощи в виде денежного эквивалента регулирует ФЗ № 122 от 22.08.2004. Законом № 178-ФЗ предусмотрен список услуг, от которых человек может отказаться.

Региональные власти самостоятельно принимают решение по поводу наличия и порядка предоставления социальных льгот на местах, но и на федеральном уровне доступны способы замены дополнительных пособий. В первую очередь это единовременные денежные выплаты.

Кто вправе монетизировать льготы

Заменить помощь на денежные средства могут далеко не все категории граждан. Право на монетизацию, в соответствии с ФЗ №178 , предоставляется:

  • матерям-одиночкам;
  • жителям блокадного Ленинграда;
  • людям с ограниченными возможностями (с любой группой инвалидности);
  • ветеранам ВОВ и участникам боевых действий;
  • работающим на военных объектах в период войны;
  • врачам и учителям из сельской местности;
  • детям-инвалидам;
  • людям пенсионного возраста.

В настоящее время проводится работа по созданию Единой государственной информационной системы социального обеспечения, в которой будет вестись персонализированный учет всех льготников с указанием суммы и вида помощи, которой воспользовался человек.

Перечень льгот, которые можно заменить денежной компенсацией

Возможность монетизации касается не всех видов льгот. Замена на денежные выплаты доступна в отношении:

  • лекарственного обеспечения;
  • компенсации проезда в транспорте;
  • оздоровления на базах отдыха санаторного и курортного типа.

Эта денежная замена разрешена гражданам на . Однако в регионах имеют полное право принять решение о дополнительных замещениях пособий (льготы по налогу на землю, путевки в детский лагерь и т.д.).

Пенсионный возраст не является причиной для получения федеральных привилегий. Чтобы воспользоваться набором социальных услуг, нужны дополнительные условия, дающие на это право: инвалидность, участие в боевых действиях и т.д.

ВАЖНО! Запрещенные к денежной замене на федеральном уровне льготы не могут быть монетизированы в соответствии с региональными программами. В то же время любые привилегии местного масштаба дозволено менять без ограничений.

  • человек оплачивает в полном объеме полученные услуги ЖКХ;
  • государство делает возврат 50% на карту банка.

Если у пенсионера нет никаких дополнительных оснований для льгот, то он вправе воспользоваться компенсацией на капитальный ремонт. Если его возраст превысил 70 лет, то возвращается половина стоимости, а после 80 лет – 100%.

Как оформить компенсацию вместо льгот

Чтобы оформить отказ от льгот для замены на финансовые выплаты, гражданину придется обратиться в Пенсионный фонд по месту жительства. Человек вправе отказаться от пользования всеми льготными услугами или только их частью. Для этого предоставляются такие бумаги:

  • заявление;
  • пенсионное свидетельство и паспорт гражданина РФ (оригинал и копия);
  • свидетельство, подтверждающее право на набор соцуслуг;
  • справку из ПФР об имеющихся льготах.

Могут понадобиться и другие документы: это зависит от вида льгот и категории, под которую попадает обратившийся гражданин. Сотрудники в региональных представительствах проконсультируют заявителя при обращении по поводу этих подробностей.

В заявлении необходимо конкретно указать, от какого вида помощи будет оформляться отказ. Подать его нужно до 1 октября текущего года, в противном случае обращение рассматриваться не будет.

ВНИМАНИЕ! Если возникает желание или необходимость вернуть помощь обратно, нужно снова обратиться с просьбой в управление ПФ.

Оформление бумаг на замену проводится каждый год. Направить их можно, помимо личного визита в ПФ, и при помощи многофункционального центра. Граждане, которые желают воспользоваться помощью своих представителей, оформляют на них доверенность, обязательно заверяя у нотариуса.