Мероприятий по улучшению условий и. О мероприятиях по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков. Мероприятия по улучшению условий и повышению

Для оценки результатов мероприятий по улучшению условий и охране труда в настоящее время предложены четыре группы показателей: изменения состояния условий труда; социальные; социально-экономические; экономические.

1. Изменение состояния условий труда на рабочих местах включает:

− повышение уровня безопасности труда – характеризуется увеличением количества машин, механизмов и производственных помещений, приведенных в соответствие с требованиями стандартов, безопасности труда и строительных норм и правил;

− улучшение санитарно-гигиенических показателей – характеризуется уменьшением содержания в воздухе вредных веществ, улучшением микроклимата, снижением уровней шума и вибрации, инфразвуковых и ультразвуковых колебаний, ионизирующих и электромагнитных излучений, ультрафиолетовой и инфракрасной радиации; улучшением освещенности;

− улучшение психофизиологических показателей – характеризуется снижением повышенных физических и нервно-психических нагрузок, в том числе и монотонности труда;

− улучшение эстетических показателей – характеризуется рационализацией компоновки рабочих мест и машин; благоустройством помещений и территории предприятия, цветовой отделкой оборудования и интерьеров и др.

2. Социальные последствия внедрения мероприятий по охране труда определяются разностью величии до и после осуществления мероприятий по следующим показателям:

– увеличению численности работающих, для которых условия труда соответствуют нормативным требованиям;

– снижению травматизма и заболеваемости;

– сокращению текучести кадров из-за неудовлетворительных условий труда.

Могут использоваться и другие социальные показатели (степень удовлетворенности трудом, повышение престижности профессий, создание условий для развития личности и т.д.).

3. Некоторые социальные результаты могут быть выражены в денежной форме, а также через рабочее время. Поэтому такие показатели называются социально-экономическими (например, снижение травматизма и заболеваемости).

4. Экономические результаты мероприятий по охране труда выражаются в виде экономии или предотвращения потерь живого и общественного труда в народном хозяйстве и на предприятиях.

К ним относят:

− экономия выплат по возмещению вреда пострадавшим;

− снижение суммы страхового взноса в результате получения скидки к страховым тарифам по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

− сокращение затрат на льготы и компенсации работающим во вредных условиях;

− повышение производительности труда;

− снижение потерь, связанных с авариями, пожарами, утратой трудоспособности из-за травм и заболеваемости;

− прибыль, полученную в результате увеличения производительности труда, связанного с улучшением медико-биологических и технолого-технических условий;

− снижение потерь за счет уменьшения текучести кадров по причине улучшения условий труда;

− экономию сырья, материалов, энергии при использовании коллективных средств защиты;

− снижение издержек, связанных с обеспечением льгот и компенсаций для работающих во вредных условиях труда.

При этом производится совместный учет экономических результатов от реализации мероприятий и затрат, связанных с их осуществлением на основе расчета следующих трех основных показателей:

– чистого экономического эффекта;

– общей экономической эффективности;

– сравнительной экономической эффективности.

Показатель чистого экономического эффекта рассчитывается во всех случаях экономического обоснования мероприятий и определяется в виде разности между приведенными к годовой соразмерности экономическими результатами мероприятий и затратами на их осуществление:

Э = Р – З

Этот показатель используется для определения ожидаемого (расчетного) эффекта научных и проектных решений по охране труда, для выбора наиболее эффективного варианта мероприятий, а также для определения фактического экономического эффекта внедренных мероприятий.

Показатель общей экономической эффективности определяется как отношение экономических результатов к затратам:

Э = Р / З

Этот показатель рассчитывается во всех случаях экономического обоснования и используется для определения народно-хозяйственных результатов затрат на охрану труда, выявление динамики их эффективности, для сравнительного анализа эффективности затрат на различных предприятиях, а также для сравнения ожидаемой и фактической эффективности с утвержденными нормативами.

Показатель сравнительной экономической эффективности нескольких мероприятий определяется в виде разницы приведенных на эти мероприятия затрат с учетом фактора времени.

Этот показатель рассчитывается в тех случаях, когда сравниваемые варианты обеспечивают достижение тождественных социальных и экономических результатов, но требуются различные затраты на их реализацию. Показатель используется для выбора варианта, который обусловливает минимальные затраты на его осуществление.

Трудовой кодекс обязывает работодателей проводить мероприятия, направленные на обеспечение безопасных условий труда своего персонала, и планировать работу по их улучшению. Ежегодно они должны выделять на это не меньше 0,2% всех производственных затрат.

Решение о том, какие необходимо провести мероприятия, принимает сам работодатель, поскольку никто не знает лучше него специфику своего предприятия и потребностей в корректировке охраны труда его сотрудников.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

За отсутствие в организации Плана мероприятий по охране труда персонала работодатель может быть привлечен к административной ответственности и получить санкции в виде денежного штрафа или приостановления деятельности.

В 2020 году курс на модернизацию российского законодательства в сфере охраны труда продолжается.

Центральные моменты

Основная структура

План мероприятий по улучшению условий и охраны труда должен четко структурироваться.

Согласно общепринятому порядку документ включает несколько крупных групп мер, направленных на обеспечение безопасности трудовых процессов в организации:

  • организационные;
  • технические;
  • санитарно-бытовые и лечебно-профилактические;
  • меры по обеспечению работников СИЗ;
  • операции по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности.

Кем регулируется перечень

На предприятии создается специальная служба охраны труда для обеспечения безопасных условий трудового процесса и их улучшения по мере необходимости. За построение системы охраны труда назначаются ответственные лица.

Формирование группы лиц, которые будут отвечать за непосредственную разработку плана мероприятий по улучшению условий труда, производится на основании приказа.

Соблюдение Плана мероприятий контролируется государственными органами, вышестоящими органами профсоюзов, сторонами коллективного договора и службой охраны труда предприятия.

Что обычно входит в план мероприятий по улучшению условий и охраны труда

В План включаются мероприятия, в которых у организации имеется объективная необходимость. К примеру, исходить можно из особенностей производственного процесса. Важно учитывать имеющиеся у компании технические возможности, необходимые для реализации соответствующих мероприятий.

Минздравсоцразвития специально для помощи работодателям разработал Типовой перечень мероприятий по охране труда на предприятии, утвержденный приказом № 181н от 01.03.2012 г. Его приложение содержит список мер, рекомендованный к включению в План.

Все они классифицируются на 6 групп:

Организационные Касаются непосредственно организации труда: формирование списка опасных работ, инструктаж персонала, медосмотры, планы ремонта оборудовании, расследование несчастных случаев на производстве и аварий, страхование ответственности и пр.
Санитарные Должны разрабатываться еще на этапе проектирования и в дальнейшем совершенствоваться при возникновении потребности. Так, в ежегодный план может быть включена модернизация вентилируемой системы, улучшение освещения и т.д.
Технические Направлены на обеспечение безопасности при расположении оборудования, инженерных коммуникаций, транспортных и грузоподъемных средств, а также в ходе работы с ними.
Общие Включают такие мероприятия, как автоматизация работы, сигнализация, дистанционное управление.
Частные Например, соблюдать требования электробезопасности, обеспечивать защиту от излучений, устанавливать ограждения.
Индивидуальные Меры, направленные на обеспечение работников предприятия СИЗ: выбор наиболее эффективных средств, организация правильного их хранения, обучение персонала правилам их применения.

Типовой перечень носит рекомендательный характер. Он берется предприятиями за образец для формирования собственных ежегодных планов путем корректировок, исходя их специфики своей деятельности, возникающих потребностей и поставленных задач.

Образец плана мероприятий по охране труда:

Планирование мероприятий по улучшение условий труда в организации осуществляется на срок 1-3 года. Производится оно на этапе составления проекта бюджета на плановый период. Результаты этого планирования оформляются Планом, рекомендуемая форма которого представлена в приложении приказа Минздравсоцразвития № 181н.

Типовой перечень помогает работодателям решать вопросы того, как разработать наиболее эффективный план необходимых мер для своего предприятия. Каждое мероприятие принимает специально создаваемая комиссия.

Допускается оформление плана, как раздела коллективного соглашения или договора. В нем отражается расчет срок реализации по каждому мероприятию, а также должности и ФИО ответственных за их проведение специалистов. Сотрудники ДОУ оформляют План надлежащим образом, затем он подписывается руководителем предприятия и утверждается его приказом.

Технические меры контроля

Примерный перечень технических мероприятий по улучшению условий охраны труда на предприятии может быть следующий:

  • модернизация технических устройств, защищающих персонал от поражения электричеством;
  • контроль состояния вентиляционных и отопительных систем;
  • ремонт освещения, замена осветительных приборов;
  • регулярный ремонт зданий и помещений, восстановление крыш, отмостков;
  • ревизия отопительной системы;
  • выполнение предписаний надзорных органов;
  • осуществление мер, направленных на повышение эффективности энергосбережения и др.

Самые продуктивные примеры

К наиболее эффективным примерам мероприятий по улучшению условий охраны труда следует отнести:

  • совершенствование технологических процессов для снижения до минимума негативного воздействия на персонал вредных и опасных факторов;
  • организация систем автоматического контроля уровня вредных и опасных факторов на производстве;
  • сокращение до нормативного уровня количества вредных веществ в воздухе рабочих помещений, негативно воздействующих механических колебаний и излучения;
  • обеспечение новыми средствами и совершенствование существующих средств коллективной защиты сотрудников;
  • правильная организация рабочих мест, обеспечивающая безопасную работу;
  • организация и проведение инструктажей, обучения и контроля знаний работников по охране труда;
  • разработка и введение в действие инструкций и иных локальных актов по охране труда;
  • устройство ограждений;
  • монтаж предохранительных, защитных и сигнализирующих об опасности устройств;
  • автоматизация и механизация в целях совершенствования технологических процессов;
  • модернизация и обслуживание производственного и вспомогательного оборудования;
  • приведение уровней искусственного и естественного освещения в рабочих зонах к соответствию нормам и поддержание такого состояния;
  • установка автоматических установок для обеспечения персонала питьевой водой;
  • обеспечение работников необходимыми СИЗ, организация их правильного хранения и использования;
  • проведение медосмотров (обследований): предварительных и периодических.

Принципы разработки

План мероприятий по улучшению условий и охраны труда разрабатывается специальным отделом по охране труда или уполномоченным специалистом совместно с иными структурными подразделениями организации.

В ходе формирования Плана работодатель должен провести анализ несчастных случаев, произошедших в компании, и вызвавших их факторов. На основе полученных результатов разрабатываются решения по их устранению и предотвращению.

При разработке документа важно учесть определенную информацию:

  • анализ имеющихся условий труда: контрольных заключений, актов Н-1, карт СОУТ;
  • финансовый план организации;
  • сведения проверок органов надзора;
  • предложения комиссии по охране труда компании.

В случае возникновения затруднений с разработкой Плана, работодатель или его представители всегда могут обратиться в специализированное учреждение. Профессиональная школа охраны труда помогает самостоятельно разрабатывать и внедрять необходимую документацию в короткие сроки.

При составлении Плана обязательно указываются сроки реализации каждого предусмотренного мероприятия, источники финансирования и ответственные лица.

Осуществление мероприятий оформляется приказами, распоряжениями, программами, планами-графиками. Для выполнения плановых мероприятий выделяются требующиеся ресурсы. Контроль реализации каждого мероприятия обязателен.

Законодательством не установлена обязанность согласования годового плана по охране труда с профсоюзным органом. Но на практике оно обычно определяется коллективным соглашением или договором, которое заключает предприятие с профсоюзом.

Детали финансирования

Пристальное внимание работодателя должно уделяться обоснованию и финансированию мероприятий по созданию, охране и улучшению условий труда.

Финансирование плановых мероприятий может осуществляться за счет следующих источников:

  • целевыми кредитами банка, выдаваемыми для модернизации производства;
  • инвестициями при наличии у мероприятий капитального характера;
  • амортизационным фондом в случае осуществления мероприятий совместно с ремонтными работами по основным средствам;
  • взносами в ФСС на соцстрахование от несчастных случаев на производстве.

Комментарий к статье 19

1. Часть 1 ст. 226 ТК РФ о финансировании мероприятий по улучшению условий и охраны труда, соответствующая по содержанию п. 1 комментируемой статьи, не ограничивает финансирование указанных мероприятий из средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, внебюджетных источников только рамками соответствующих целевых программ и предусматривает, что финансирование мероприятий по улучшению условий труда осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, установленном законами, иными нормативными правовыми актами и актами органов местного самоуправления.

2. Вопросы финансирования охраны труда на уровне субъектов Российской Федерации решаются региональным законодательством.

Так, ст. 19 Закона Красноярского края от 24 июня 1999 г. "Об охране труда в Красноярском крае" предусматривает, что финансирование охраны труда в крае осуществляется из средств работодателя, краевого бюджета и внебюджетных источников.

Работодатели ежегодно выделяют средства, необходимые для обеспечения условий и охраны труда, в соответствии с нормативными требованиями и условиями коллективного договора.

Бюджетные ассигнования на охрану труда используются для выполнения краевых целевых программ по охране труда, финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, содержания органов управления охраной труда.

3. Средства от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства Российской Федерации о труде, зачисляемые в соответствии с комментируемой статьей на текущий счет государственной инспекции труда, согласно п. 1 ст. 46 Бюджетного кодекса РФ и п. 5 ст. 3.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в настоящее время в полном объеме подлежат зачислению в бюджет.

4. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях независимо от организационно-правовых форм (за исключением федеральных казенных предприятий и федеральных учреждений) производится в размерах, определяемых коллективными договорами и соглашениями, но не может быть менее 0,1% суммы затрат на производство продукции (работ, услуг), а в организациях, занимающихся эксплуатационной деятельностью, - в размере не менее 0,7% эксплуатационных расходов.

Законодательством субъектов Российской Федерации данное правило может уточняться. Например, согласно ст. 15 Закона города Москвы от 14 марта 2001 г. "Об охране труда в г. Москве" финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях осуществляется за счет средств организаций в расчете на одного работника в размерах, устанавливаемых Московским трехсторонним соглашением, отраслевыми городскими соглашениями и коллективными договорами, но не ниже предусмотренных федеральным законодательством. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в бюджетных организациях осуществляется за счет средств, выделяемых на их содержание.

Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2004 год" Фонду социального страхования Российской Федерации разрешено в 2004 г. направлять до 20% сумм страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, перечисленных названному Фонду страхователями за 2003 г., за вычетом расходов Фонда на выплату обеспечения по страхованию по страховым случаям, произошедшим у страхователя, на частичное финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников этих страхователей, включая финансирование периодических медицинских осмотров и санаторно-курортного оздоровления работников, занятых на работах с вредными и опасными производственными факторами. Порядок и условия осуществления такого финансирования определяются Правительством Российской Федерации (Российская газета. 2003. 17 декабря).

5. При создании фондов охраны труда необходимо руководствоваться ст. 118 ГК РФ и ст. 7 Федерального закона от 12 января 1996 г. "О некоммерческих организациях" с последующими дополнениями (СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 145; Там же. 1998. N 48. Ст. 5849).

Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей.

Фонд использует имущество для целей, определенных в его уставе. Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых создан фонд, и соответствующей этим целям. Для осуществления предпринимательской деятельности фонды вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них.

Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества.

Некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном порядке. Некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс или смету, а также печать с полным наименованием, открывать счета в банках на территории Российской Федерации и за пределами ее территории и т. д. (ст. 3 Федерального закона "О некоммерческих организациях").

6. Согласно п. 1 ст. 252 и подп. 7 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации работодателю (налогоплательщику) предоставлено право уменьшать полученные доходы на сумму расходов по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также расходов на лечение профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными или тяжелыми условиями труда, расходов, связанных с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов, непосредственно находящихся на территории организации (СЗ РФ. 2001. N 33. Ч. I. Ст. 3413).

7. В соответствии с Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2002 - 2004 гг. (Российская газета. 2002. 19 января) стороны приняли на себя обязанность предусмотреть:

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях независимо от организационно-правовой формы собственности;

Выделение необходимых финансовых средств бюджетным организациям федерального подчинения на приобретение для работников спецодежды, спецобуви, других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, а также для работников, занятых на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов. Средства на эти цели в соответствии с разделом V Плана мероприятий Правительства РФ по реализации указанного Генерального соглашения должны предусматриваться в составе расходов подведомственных федеральным органам исполнительной власти бюджетных учреждений (План мероприятий утвержден Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2002 г. // СЗ РФ. 2002. N 50. Ст. 4953).

8. Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

В настоящее время требуется усиление экономического анализа всех сторон деятельности нашего общества. Всюду, где возможно, необходимо более эффективно использовать производственный и научно-технический потенциал, материальные и трудовые ресурсы.

Средства, которые наше государство выделяет на улучшение условий труда, разработку и осуществление мероприятий по снижению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, кроме социального эффекта имеют и экономические результаты, выражающиеся в увеличении периода профессиональной активности трудящихся; росте производительности труда; сокращении потерь, связанных с травматизмом, профессиональной и производственно-обусловленной заболеваемостью; уменьшении текучести кадров; сокращении затрат на льготы и компенсации.

Увеличение периода профессиональной активности обусловлено тем, что улучшение условий труда сберегает здоровье трудящегося человека, продлевает жизнь и соответственно удлиняет период его профессиональной активности. В настоящее время вопрос этот приобрел большую актуальность в связи с недостатком трудовых ресурсов. Поэтому большое значение имеет использование остаточной трудовой активности пенсионеров по старости и инвалидов.

Неудовлетворительные условия труда приводят к тому, что определенное число работников заканчивает трудовую деятельность ранее наступления пенсионного возраста или меняет место работы. Наиболее низок процент занятости лиц старших возрастных групп в промышленности, строительстве, на автомобильном и железнодорожном транспорте, т. е. там, где ощущается наибольший дефицит рабочей силы.

Условия труда сильно влияют на повышение производительности труда. При благоприятных условиях труда работоспособность человека повышается, так как отсутствует необходимость в затрате сил на защиту организма от воздействия опасных и вредных производственных факторов. Кроме того, повышается эффективность использования рабочего времени за счет снижения потерь рабочих дней, вызванных временной нетрудоспособностью работников.

По имеющимся данным, рациональный комплекс мероприятий, направленных на улучшение условий труда, может обеспечить прирост производительности труда. Многочисленные исследования свидетельствуют о большом влиянии освещенности рабочих мест на производительность труда. Также увеличивает производительность труда правильная организация рабочего места, продуманное использование музыки, рациональная окраска помещений и т. п. Производственный шум, превышающий допустимые уровни, снижает производительность труда на 3...15 и даже 20% в зависимости от его уровня, вида выполняемой работы и других факторов. Чем напряженнее труд, тем сильнее отрицательное влияние шума на его производительность.

Производительность труда резко падает при высокой температуре воздуха в помещении. Имеются данные о том, что к концу рабочей смены работоспособность у рабочих основных цехов металлургических производств падает при одновременном возрастании числа травм. Для повышения работоспособности наряду с улучшением условий труда большое значение имеет установление рациональных, научно обоснованных режимов труда и отдыха.

Улучшение эффективного фонда рабочего времени может быть достигнуто сокращением временной нетрудоспособности работников, вызванной различными заболеваниями и травмами. Улучшение условий труда, внедрение мероприятий по обеспечению безопасности труда приводит к снижению травматизма и профессиональной заболеваемости, к уменьшению числа общих заболеваний и их продолжительности. Уменьшение средней длительности временной нетрудоспособности только на один день дает очень масштабный эффект. К потерям рабочего времени приводят и микротравмы, не вызывающие временную нетрудоспособность. При любой микротравме теряется 1,5...2 ч рабочего времени.

Улучшение условий труда и внедрение мероприятий по обеспечению его безопасности приводит к сокращению профессиональной, производственно-обусловленной заболеваемости и производственного травматизма, увеличивает эффективный фонд рабочего времени, приводя тем самым к существенному экономическому эффекту. К показателям экономической эффективности относят:

· снижение потерь, связанных с авариями, пожарами, утратой трудоспособности вследствие травматизма и заболеваемости;

· прибыль, полученную в результате увеличения производительности труда, связанного с улучшением медико-биологических и технолого-технических условий;

· снижение потерь за счет уменьшения текучести кадров по причине улучшения условий труда;

· экономию сырья, материалов, энергии при эксплуатации оборудования, используемого в качестве коллективных средств защиты;

· снижение издержек, связанных с обеспечением льгот и компенсаций для работающих во вредных условиях труда.

Улучшение условий труда сокращает текучесть кадров. Многочисленные социологические исследования последних лет показывают, что неблагоприятные условия труда играют значительную роль в решении работников переменить место работы. Число увольняющихся по причине неудовлетворенности условиями труда колеблется в зависимости от отрасли народного хозяйства и профессии, составляя в среднем по промышленности примерно 20%, а в строительстве -- более 25 %.

Еще одним резервом экономии материальных средств, связанных с улучшением условий труда, является сокращение затрат на льготы и компенсации работающим во вредных условиях.

В настоящее время в нашей стране широко применяется система предоставления льгот и компенсаций лицам, занятым на работах с вредными и тяжелыми условиями труда. Сюда входит: сокращенный рабочий день, дополнительный отпуск от 6 до 36 дней, лечебно-профилактическое питание, повышенные тарифные стоки, пенсии на льготных условиях (снижение на 5 или 10 лет пенсионного возраста, уменьшение требуемого стажа работы для назначения пенсии, увеличение ее размера). Сюда же можно отнести и бесплатную выдачу работающим средств индивидуальной защиты.

На предоставление льгот и компенсаций государство расходует огромные средства, которые значительно превосходят расходы на осуществление мероприятий по улучшению условий труда. Как правило, затраты на льготы и компенсации связаны с недостатками в разработке и внедрении мероприятий по улучшению условий труда.

Главной целью мероприятий по улучшению условий труда и обеспечению его безопасности является достижение социального эффекта, заключающегося в укреплении здоровья трудящегося человека, развитии его личности, повышении работоспособности, интереса к выполняемой работе и, в конечном счете, в превращении труда в первейшую жизненную потребность. В то же время осуществление мероприятий по охране труда на промышленных предприятиях приводит к определенному экономическому эффекту.

Понимание этих обстоятельств обусловило растущее в последнее время внимание к вопросу количественной оценки экономической эффективности мероприятий по охране труда. За последние годы предложено большое количество методик по определению экономической эффективности различных частных мероприятий по охране труда. Все эти методики имеют общие основы и предназначены для решения двух типов задач: определения экономического ущерба, причиняемого предприятию и обществу в целом производственно-обусловленной и профессиональной заболеваемостью, производственным травматизмом, текучестью рабочей силы и др.; расчета экономической эффективности мероприятий по улучшению условий труда.

Методики по определению ущерба от травматизма и заболеваемости отличаются друг от друга полнотой учета потерь. Ущерб предприятия (или отрасли экономики), на котором произошел несчастный случай, может быть оценен через следующие показатели (руб.): потери из-за простоев технологического оборудования при нетрудоспособности персонала; потери дохода предприятия из-за снижения объема выпускаемой продукции; расходы на восстановление и ремонт оборудования, транспортных средств и др.; издержки производства в результате брака; расходы по заработной плате трудящимся, принимавшим участие в спасении и оказании первой помощи пострадавшему и в ликвидации последствий несчастного случая; расходы, связанные с расследованием несчастного случая, с приглашением экспертов, технической инспекции профсоюзов и с привлечением специализированных лабораторий; потери от снижения производительности труда после возвращения пострадавшего на производство; расходы, связанные с подбором и дополнительным обучением рабочего, заменяющего пострадавшего; дополнительные оплаты сверхурочных работ, связанных с ликвидацией аварий и их последствий, а также с заменой пострадавшего; выплаты зарплаты пострадавшему за время, которое он не доработал в день несчастного случая; доплата разницы при переводе пострадавшего на временную нижеоплачиваемую работу до восстановления здоровья или ухода на пенсию; выплата выходного пособия пострадавшему при переводе его на инвалидность или семье пострадавшего в случае его смерти; регрессионный иск профсоюза по несчастному случаю; единовременные пособия пострадавшему или его семье из фонда предприятия; расходы, связанные с погребением; выплатой единовременного пособия семье погибшего, оплату проезда родных, прибывших на похороны.

Расходы профсоюзной организации и лечебных учреждений характеризуются следующими показателями (руб.): оплата пострадавшему больничного листа; стоимость амбулаторного лечения; стоимость лечения в больнице; стоимость санаторно-курортного лечения; выплата пострадавшему пенсии согласно действующему законодательству; оплата лекарств при оказании первой помощи; расходы на единовременное пособие пострадавшему или его семье, на похороны, на бесплатное протезирование и др.; дополнительные расходы (например, при посещении пострадавшего в больнице или на дому и др.). Одна из первых методик по определению экономической эффективности мероприятий по улучшению условий труда была разработана О.А. Афониной и А.В. Копыловым. По этой методике народнохозяйственный экономический эффект от реализации мероприятий по улучшению условий труда предлагалось определять как сумму хозрасчетного и социального эффектов, выраженных в денежной форме. Хозрасчетный эффект начисляется через показатели повышения производительности труда или показатели улучшения использования производственных фондов. Социальный эффект от внедрения мероприятий по улучшению условий труда определяется как экономия денежных средств на оплату пенсий и пособий, выплат по листкам нетрудоспособности и т. п. в связи с уменьшением потерь рабочего времени по болезни, а также как условная экономия денежных средств на подготовку кадров в экономике в связи с повышением трудовой дееспособности работников. Экономический эффект при этом достигается благодаря:

· повышению производительности труда за счет увеличения работоспособности и снижения утомления из-за улучшения условий труда;

· снижению трудоемкости продукции вследствие уменьшения непроизводительных затрат труда на рабочем месте (лишние движения и усилия);

· увеличению эффективного фонда рабочего времени вследствие сокращения целодневных потерь, вызванных временной нетрудоспособностью из-за производственных травм, профессиональных и производственно-обусловленных заболеваний;

· повышению эффективности использования оборудования из-за сокращения внутрисменных и целодневных потерь рабочего времени.

Годовой экономический эффект определяется путем сопоставления полученной экономии с приведенными затратами на осуществление мероприятий.

С целью обеспечения безопасности рабочего процесса на предприятии, организации используется план мероприятий по улучшению условий и охраны труда (УУОТ). Данный документ разрабатывается работодателем ежегодно перед началом нового календарного года. Он включает в себя комплекс мер направленных на создание безопасных условий для труда служащих.

В данном случае планирование представляет собой особый организационно-управленческий процесс, проводимый на основании:

  • Уже имеющихся и на данный момент действующих годовых планов;
  • Комплексных программ, направленных на улучшения условий выполнения должностных обязанностей служащими, мер санитарно-оздоровительного обеспечения, которые являются частью плана по развитию организации, если таковой имеется;
  • Соглашения по ОТ, закрепленного в коллективном договоре, действующем на данном предприятии;
  • Оперативных планов, разработанных в подразделениях (отделах, цехах) фирмы.

Оформляя перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда, образец можно использовать план предыдущего года. Если ранее такого документа на предприятии не было, то при составлении перечня стоит использовать приказ Минтруда РФ № 181н от 01.03.2012г. В нем содержаться основные мероприятия, которые работодатель может использовать для обеспечения безопасности труда на рабочих местах.

Помимо данного перечня, а также соглашения по ОТ, на предприятии подготавливается и утверждается:

  • Планы работы по ОТ в цехах и отделах на каждый месяц, квартал;
  • Планы мероприятий, проводимых с целью недопущения несчастных случаев и развития у трудящихся профзаболеваний.

В целом текущее планирование УУОТ направлено на снижение травматизма служащих в процессе выполнения ими своих должностных обязанностей. Кроме того, с этой целью проводятся регулярные проверки знания сотрудниками правил техники безопасности.

При подготовке плана УУОТ, в него включаются мероприятия организационного, технического, социально-экономического и иного характера. Их разработка и выполнение осуществляется на основании действующих нормативных актов федерального и локального значения, регулирующих правила промышленной безопасности и вопросы ОТ.

В соответствии с правилами оформления годовых планов, данный документ разрабатывается руководителем предприятия, совместно со специалистами отдела охраны труда, до 25 декабря текущего года, на следующий отчетный период. При этом они утверждаются приказом №1 по организации и соглашением по ОТ подразделений компании. Данный документ содержит в себе не только перечень необходимых мер для обеспечения безопасной работы сотрудников, но и сроки выполнения, а также список лиц, несущих ответственность и осуществляющих контроль над их реализацией.

Основные мероприятия, содержащиеся в соглашении по ОТ, должны быть подкреплены планово-экономическими бумагами, технологическую и проектную документацию. Также они должны иметь соответствующие финансовые и материальные ресурсы, для их полноценной и своевременной реализации.

Оперативное планирование представляет собой продолжение текущего планирования и является его неотъемлемой частью. При разработке квартальных планов УУОТ учитывается текущее выполнение задач по обеспечению безопасности трудового процесса, а также результаты контроля состояния условий работы в конкретных подразделениях организации. В случае получения предписаний от контролирующих госорганов в сфере ОТ, они должны быть выполнены, в том числе путем внесения соответствующих положений в оперативные планы.

Если на предприятии произошел несчастный случай, то после его расследования руководство предприятия должно разработать и принять дополнительные меры обеспечения безопасности сотрудников, с учетом материалов отчета о ЧС.

Перечень мероприятий по охране труда в организации: кем устанавливается и что содержит?

Перечень мероприятий УУОТ устанавливается специалистами отдела охраны труда на основании приказа Минтруда №181н от 01.03.2012г. и утверждается руководителем организации. При разработке данного документа используется приложение к данному приказу, в котором отмечены основные действия, используемые для обеспечения безопасности трудового процесса на предприятии. Среди них:

  1. Проведение СПОУ и организация необходимых мероприятий по её итогам;
  2. Оборудование производственных площадей системой сигнализации в случае возникновения непредвиденной ситуации;
  3. Установка защитных систем, препятствующих повреждению станков и оборудования;
  4. Проведение технологической модернизации;
  5. Нанесение на объекты инфраструктуры специальной маркировки безопасности;
  6. Закупка СИЗ и их модернизация;
  7. Монтаж автоматических систем, обеспечивающих контроль над негативными факторами воздействия;
  8. Установка и улучшение системы защиты трудящихся от электрического тока;
  9. Модернизация систем, обеспечивающих безопасность обработки легковоспламеняющихся и опасных хим. веществ;
  10. Механизация производственных линий, процессов обработки сырья, утилизации отходов;
  11. Механизация очищения инфраструктуры производства;
  12. Улучшение экологической безопасности инфраструктуры;
  13. Установка современных систем вентиляции;
  14. Обеспечение инфраструктуры, предназначенной для отдыха трудящихся;
  15. Монтаж оборудования для получения работниками питьевой воды;
  16. Обеспечение служащих СИТ;
  17. Организация хранения СИТ;
  18. Проведение инструктажей и обучения служащих, в том числе оказанию первой медпомощи;
  19. Организация осуществления своевременных медосмотров работников фирмы;
  20. Установка специального медоборудования, приобретение необходимых лекарственных препаратов.

Указанный перечень не является исчерпывающим и носит рекомендательный характер. То есть каждый работодатель самостоятельно выбирает, какие из указанных мероприятий он будет использовать при оформлении плана УУОТ и может дополнять список по своему усмотрению.

Планирование организационно-технических мероприятий по ОТ

Организация-работодатель производит подготовку мер организационно-технического характера для обеспечения охраны труда на производстве. При этом на предприятии используют следующий алгоритм:

  1. В соответствии со тс.217 ТК РФ, на предприятии должна быть создана служба ОТ или назначен сотрудник, ответственный за подготовку системы ОТ, если таковых еще нет.
  2. Руководителем организации издается приказ, которым назначаются лица, участвующие в разработке плана организационно-технических мероприятий по ОТ.
  3. После создания специально группы, отвечающей за разработку данного плана, начинается подготовка необходимого документа. На данном этапе уполномоченные сотрудники принимают решение относительно того, какие мероприятия из перечня, закрепленного в Приказе №181н, необходимы для данной фирмы. При этом учитывается специфика работы организации, технические и материальные возможности для проведения необходимых действий. Каждый план разрабатывается на следующий отчетный год, при этом в нем указываются сроки выполнения каждого конкретного мероприятия. Кроме того, в данном документе могут быть отмечены и лица, несущие ответственность за их исполнение.
  4. Готовый план мер организационно-технического характера, направляется на утверждение руководителю предприятия. Данный документ может использоваться самостоятельно или в качестве приложения к коллективному договору.
  5. Каждое мероприятие, которое принимается и вносится в план специальной комиссией, оформляется отдельным актом при участии представителя от профсоюзной организации, если таковая имеется на предприятии. В данном документе указывается информация о конкретном мероприятии, а также необходимые материальные и технические затраты для его реализации.
  6. Осуществление общего контроля над выполнением утверждённого плана мер организационно-технического характера для обеспечения ОТ на производстве возлагается на стороны коллективного договора, специалисты отдела ОТ, представителями органов профсоюзных организаций, действующих на данной территориальной единица, в рамках их полномочий.

Согласно нормам современного законодательства план мероприятий по обеспечение охраны труда может разрабатываться на срок от года до трех. Он подготавливается вместе с проектом бюджетной фирмы на следующий отчетный период.

Оформление плана мероприятий по улучшению условий и охраны труда: где найти образец?

Основным нормативным актом, содержащим типовой план мероприятий по ОТ, является приказ Минтруда РФ №181н от 01.03.2012г. Поэтому разработку плана следует начинать с изучения этого документа. Из указанного перечня выбираются те мероприятия, которые работодатель считает нужными для реализации исходя из технических и материальных возможностей.

В общем порядке этот документ содержит основные 5 групп мер обеспечения безопасности трудового процесса на предприятии:

  1. Организационные;
  2. Технические;
  3. Лечебно-профилактические и санитарно-бытовые;
  4. Меры по снабжению трудящихся СИЗ;
  5. Действия, направленные на обеспечение пожарной и антитеррористической безопасности.

Надлежащим образом оформленный план передается на подпись руководителю и утверждается приказом. При этом все необходимые действия должны быть выполнены до 25 декабря текущего года.