Декларация промышленной безопасности опасных производственных объектов образец. Декларация промышленной безопасности опасного производственного объекта. Ii. структура декларации промышленной безопасности

Разработка декларации промышленной безопасности обязательна, если опасные производственные объекты принадлежат к I или II классу опасности и при этом на них получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в количествах, указанных в приложении 2 к Федеральному закону от 21.07.1997 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".

Декларация промышленной безопасности включает:

  • оценку риска аварий и связанных с ней угроз;
  • оценку достаточности принятых мер по предотвращению аварий, по обеспечению готовности к эксплуатации ОПО в соответствии с установленными требованиями промышленной безопасности, локализации и ликвидации последствий аварийных ситуаций на ОПО;
  • мероприятия по снижению масштаба последствий аварий и ущерба от них

Декларация промышленной безопасности входит в состав проектной документации на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта.

Утверждает декларацию промышленной безопасности руководитель предприятия, эксплуатирующего ОПО.

Оформленная декларация со всеми приложениями сначала представляется в экспертную организацию для проведения экспертизы промышленной безопасности. В соответствии с ПБ 03-314-99 экспертиза деклараций в части предупреждения, локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обусловленных авариями, проводится организацией, имеющей заключение МЧС России и не участвующей в разработке рассматриваемой декларации и приложении к ней.

Затем, руководитель организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, представляет декларацию и заключение экспертизы промышленной безопасности в Ростехнадзор. В течение 5 дней со дня поступления документов, в реестр деклараций промышленной безопасности вноситься соответствующая информация.

Представление декларации и заключения в другие заинтересованные организации производится по их мотивированному запросу.

Необходимость повторной разработки декларации промышленной безопасности может быть вызвана:

  • истечением 10 лет со дня внесения в реестр деклараций промышленной безопасности сведений о последней декларации промышленной безопасности;
  • изменением технологических процессов на ОПО;
  • увеличением более чем на 20% количества опасных веществ, находящихся на ОПО;
  • изменением требований промышленной безопасности;
  • выдачей предписания надзорным органом при выявлении несоответствия сведений, содержащихся в декларации промышленной безопасности, сведениям, полученным в процессе федерального государственного надзора в области промышленной безопасности.

Законодательство, регламентирующее разработку декларации промышленной безопасности:

  • Постановление Правительства РФ от 11.05.1999 № 526 "Об утверждении Правил представления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов "
  • Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов "
  • РД от 29.11.2005 № 03-14-2005 "Порядок оформления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов и перечня включаемых в нее сведений "
  • РД от 26.04.2000 № 03-357-00 "Методические рекомендации по составлению декларации промышленной безопасности опасного производственного объекта "
  • Распоряжение Ростехнадзора от 01.07.2013 № 88-рп "Об утверждении Временного порядка ведения реестра деклараций промышленной безопасности ".

Мы поможем с разработкой декларации промышленной безопасности в соответствии со всеми требованиями ПБ, а затем проведем ее экспертизу.

(ЭПБ декларации, экспертиза ДПБ) – процесс оценки соответствия декларации промышленной безопасности предъявляемым к ней требованиям промышленной безопасности.

Проведение экспертизы: от 10 дней

Регистрация экспертизы: до 8 дней

Согласование МСЧ: до 30 дней

ВАЖНО:

Наша организация на данный момент времени имеет переоформленную лицензию на деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности (ЭПБ), а также активно занимается вопросом переаттестации экспертов.

ВАЖНО:

  1. Заключение МЧС России;
  2. Заявление от организации.

ВАЖНО:

Наши эксперты проведут экспертизу промышленной безопасности Вашего оборудования и зарегистрируют её в Ростехнадзоре

Экспертиза промышленной безопасности декларации промышленной безопасности (ЭПБ декларации) - процесс оценки соответствия декларации промышленной безопасности предъявляемым к ней требованиям промышленной безопасности.

Необходимость экспертизы декларации промышленной безопасности

ФЗ-116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» устанавливает обязательность проведения экспертизы на декларации, разрабатываемые в составе документации на техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасных производственных объектов, которые подлежат декларированию. В случаях когда декларация разрабатывается в составе проектной документации на строительство, реконструкцию опасного производственного объекта, экспертиза проводится в соответствии с законодательством РФ о градостроительной деятельности.

ВАЖНО: Декларация промышленной безопасности, без зарегистрированного заключения экспертизы декларации промбезопасности к ней, не имеет юридической силы.

Проведение экспертизы декларации промышленной безопасности

Объектом экспертизы является декларация промышленной безопасности вместе с приложениями (расчетно-пояснительная записка, информационный лист) и проводится в соответствии с Правилами экспертизы декларации промышленной безопасности.

Экспертиза промбезопасности декларации проводится с целью установления:

  • соответствия полноты и достоверности информации, представленной в декларации, требованиям промышленной безопасности;
  • обоснованности результатов анализа риска аварий на опасном производственном объекте, изложенных в декларации;
  • достаточности разработанных и/или реализованных мер по обеспечению требований промышленной безопасности.

Проведение экспертизы декларации промышленной безопасности осуществляется организацией имеющей лицензию Ростехнадзора на проведение экспертизы декларации промышленной безопасности. По итогу проведения экспертизы декларации выдается заключение экспертизы декларации промышленной безопасности.

ВАЖНО: Экспертизу декларации промышленной безопасности не может осуществлять организация разработавшая данную декларацию.

Утверждение экспертизы декларации промышленной безопасности

Заключение экспертизы на декларацию промышленной безопасности регистрирует, рассматривает и утверждает Центральный аппарат Ростехнадзора. При утверждении экспертизы декларации промышленной безопасности готовится следующий пакет документов:

  1. Декларация промышленной безопасности;
  2. Расчетно-пояснительная записка к декларации промышленной безопасности;
  3. Информационный лист к декларации промышленной безопасности;
  4. Заключение экспертизы на декларацию промышленной безопасности;
  5. Заключение МЧС России;
  6. Заявление от организации.

В случае представления материалов не в полном объеме или имеющих очевидные изъяны в оформлении, отраслевое управление (отдел) в срок не более 5 дней и без регистрации возвращает их организации, утвердившей декларацию, с указанием причины возврата. Срок утверждения заключения экспертизы декларации промышленной безопасности не должен превышать 30 дней со дня поступления заключения экспертизы. При необходимости этот срок может быть продлен не более чем на 30 дней. Предметом регистрации являются непосредственно декларация, заключение экспертизы по ней, а также сопроводительное письмо, с которым декларация поступила в Ростехнадзор.

ВАЖНО: Письмо об утверждении заключения экспертизы декларации промышленной безопасности или об отказе в утверждении заключения экспертизы направляется организации, представившей заключение экспертизы, копия письма направляется экспертной организации.

Декларация промышленной безопасности - обязательный документ для опасных производственных объектов I и II классов опасности , содержащий всестороннюю оценку риска аварий и связанных с ними угроз, анализ достаточности принятых мер по предупреждению аварий, по обеспечению готовности организации к эксплуатации опасного производственного объекта в соответствии с требованиями промышленной безопасности, а также к локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте, а так же разработку мероприятий, направленных на снижение масштаба последствий аварий и размера ущерба.

Разработка декларации: от 14 дней

Утверждение декларации: до 20 дней

Необходимость разработки декларации промышленной безопасности

  1. Объекты по хранению, уничтожению химического оружия и объекты спецхимии - I класс опасности;
  2. Объекты бурения и добычи нефти, газа и газового конденсата опасных в части выбросов продукции с содержанием сернистого водорода свыше 6 процентов объема такой продукции - II класс опасности;
  3. Газораспределительные станции, сети газораспределения и сети газопотребления предназначенных для транспортировки природного газа под давлением свыше 1,2 мегапаскаля или сжиженного углеводородного газа под давлением свыше 1,6 мегапаскаля - II класс опасности.

ВАЖНО: Декларации промышленной безопасности могут подлежать предприятия попадающие под III класс опасности (согласно Приложения №2 ФЗ-116 ), но расположенные на землях особо охраняемых природных территорий, континентальном шельфе РФ, во внутренних морских водах , в территориальном море или прилежащей зоне Российской Федерации , на искусственном земельном участке, созданном на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, так как им устанавливается более высокий класс опасности.

Разработка декларации промышленной безопасности

Разработка декларации промбезопасности осуществляют специализированные организации, обладающие опытом разработки деклараций промышленной безопасности и имеющие лицензии Ростехнадзора на соответствующий вид деятельности. При строительстве новых объектов и реконструкции старых объектов, декларация разрабатывается проектной организацией в составе проектов на строительство и реконструкцию опасного производственного объекта, в случае, если количество опасных веществ попадает под декларирование.

Декларация промышленной безопасности эксплуатирующегося объекта, разрабатывается в следующих случаях:

  1. каждые 10 лет, с момента регистрации последней декларации;
  2. изменение технологических процессов;
  3. увеличение более чем на 20% количества опасных веществ, которые находятся или могут находится на объекте;
  4. изменение требований промышленной безопасности;
  5. предписание Ростехнадзора при обнаружении несоответствия сведений, содержащихся в декларации промышленной безопасности, сведениям, полученным в ходе проведения проверки.

В процессе разработки декларации эксперты разрабатывают мероприятия, направленные на локализацию и ликвидацию последствий предполагаемой аварии на опасном производственном объекте. Они направлены на снижение масштаба последствий аварии и уменьшение размера возможного ущерба. Итоговый вариант декларации промышленной безопасности утверждается руководителем организации, эксплуатирующей опасный производственный объект.

ВАЖНО: Руководитель организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, несет ответственность за полноту и достоверность сведений, содержащихся в декларации промышленной безопасности, в соответствии с законодательством РФ.

Экспертиза декларации промышленной безопасности

Структура декларации промышленной безопасности

В соответствии с Порядком оформления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов и перечнем включаемых в нее сведений (РД 03-14-2005) , декларация промбезопасности должна включать следующие структурные элементы:

1. титульный лист ;
2. данные об организации - разработчике декларации;
3. оглавление;
4. раздел 1 "Общие сведения ";
5. раздел 2 "Результаты анализа безопасности";
6. раздел 3 "Обеспечение требований промышленной безопасности";
7. раздел 4 "Выводы";
8. раздел 5 "Ситуационные планы";
9. приложение №1 "Расчетно-пояснительная записка";
10.приложение №2 "Информационный лист".

Наши специалисты разработают декларацию промышленной безопасности в короткие сроки по Москве и Московской области

Декларация промышленной безопасности является обязательным документом для опасных производственных объектов 1,2 классов, стоимость – от 35000 рублей, сроки – от 20 дней.

Что представляет собой и в каких случаях разрабатывается Декларация промышленной безопасности?

Декларация промбезопасности представляет собой документ, в обязательном порядке разрабатываемый для опасного производственного объекта и отражающий в себе сведения о характере и масштабе возможной опасности на объекте. Документ также предполагает разработку мероприятий, целью которых выступает обеспечение безопасности на объекте и готовности персонала к действиям в случае возникновения чрезвычайной ситуации.

Декларация входит в состав проектной документации, разрабатываемой в случаях строительства, расширения, реконструкции, консервации, изменения технического обеспечения или ликвидации опасного производственного объекта.

Также возможна и повторная разработка Декларации на действующих объектах. Это происходит в таких случаях, как:

  • истечение 10 лет с момента внесения последних данных в реестр деклараций промбезопасности;
  • внесение в технологический процесс изменений;
  • увеличение количества опасных веществ на объекте более чем на 20%;
  • внесение изменений в законодательство, касающееся документации по промышленной безопасности;
  • получение лицензии на эксплуатацию;
  • исполнение предписаний, выданных контролирующей организацией при выявлении недостоверности сведений, представленных в разработанной ранее Декларации промбезопасности. Подобное нарушение может быть выявленное в ходе проведения проверок Ростехнадзором.

Какими предприятиями и на каких основаниях разрабатывается Декларация?

Основанием для разработки данного документа является статья 14 Закона №116-ФЗ от 21.07.1997 г. Порядок разработки Декларации регламентирован таким нормативными актами , как РД 03-15-2005 и РД 03-357-00. Также правовые отношения, касающиеся предоставления рассматриваемого документа в вышестоящие организации, определяется Постановлением правительства РФ №526 от 11.05.99 г.

Обязательной разработка Декларации является в том случае, если объект относится к предприятиям I и II классов опасности, использующим, получающим, перерабатывающим, транспортирующим или уничтожающим опасные вещества в количествах, определенных приложением 2 вышеуказанного закона. К таким объектам относятся, например, объекты, специализирующиеся на добыче нефти и газа, объекты химической промышленности и некоторые газораспределительные станции.

В некоторых случаях разработка Декларации может потребоваться и предприятиям III класса опасности при условии их территориального расположения на особо охраняемых территориях РФ.

Цели разработки Декларации и ее состав.

Целью разработки Декларации промбезопасности в первую очередь выступает:

  • обеспечение безопасности на объекте,
  • соблюдение законодательных требований;
  • оценка готовности объекта и его персонала к возникновению непредвиденных ситуаций и устранению их последствий.

В состав Декларации промбезопасности входит:

  • анализ риска аварийных ситуаций и связанных с ними угроз для ОПО;
  • анализ полноты мероприятий, предлагаемых в организации для обеспечения безопасной эксплуатации ОПО в соответствии с установленными законодательством правилами, для предотвращения возникновения возможных аварий, а также к локализации и ликвидации их последствий;
  • перечень мероприятий, разработанных для уменьшения последствий и ущерба при возникновении аварии.

Содержание Декларации промышленной безопасности.

  • титульный лист;
  • информация об организации, разработавшей Декларацию;
  • первый раздел. Он посвящен описанию самого объекта, для которого разрабатывается Декларация. В этом разделе отражаются реквизиты организации, эксплуатирующей ОПО, сведения о территориальном расположении объекта и штатных сотрудниках, сведения о страховании объекта, а также обоснование необходимости декларирования;
  • во второй раздел входят данные об опасности объекта – перечень содержащихся на нем опасных вещества, применяемой технологии производства, анализе возможных рисков аварийных ситуаций;
  • третий раздел дает характеристику мер, принимаемых на объекте декларирования, для обеспечения промбезопасности, а также о его готовности к осуществлению мероприятий по локализации и ликвидации аварии;
  • четвертый раздел посвящен выводам, последовавшим из проведенного анализа деятельности ОПО. В него входит перечень наиболее опасных составляющих технологического процесса , указываются показатели риска для каждого из них, приводится описание и анализ достаточности мер, рекомендуемых для уменьшения риска возникновения внештатных ситуаций;
  • последний раздел Декларации посвящен графическому отображению возможных зон воздействия поражающих факторов наиболее опасных технологических участков объекта.

Также Декларация должна содержать такие приложения, как пояснительная записка и информационный лист.

Особенности разработки и необходимая для нее документация.

Что касается разработки Декларации промбезопасности, то ею, как правило, занимается специалист коммерческой организации, разрабатывающей прочую документацию по промышленной безопасности для ОПО.

Как и разработка прочей документации для ОПО, разработка Декларация требует глубокого анализа документации ОПО и его технологического процесса на предмет соблюдения требований Законодательства, поэтому важным является доверить составление документа грамотному квалифицированному специалисту. Разработка Декларации в коммерческой организации в среднем обходится в 110 тысяч рублей. При этом стоимость зависит от таких факторов, как размер исследуемого объекта, особенности технологического процесса, количество опасных веществ.

Сроки разработки, как правило, составляют не более одного месяца, и в первую очередь определяются скоростью и полнотой предоставления объектом исходной информации для разработки проекта. В состав исходных данных войдут:

  • юридические данные предприятия – реквизиты, наименование, адреса;
  • описание технологического процесса;
  • данные о штате сотрудников;
  • ситуационные планы расположения объекта и размещения подразделений на промплощадке;
  • сведения о ранее имевших место аварийных ситуациях и их последствиях;
  • перечень опасных веществ, применяемых в ходе технологических процессов объекта и операциях, производимых на объекте с ними.

Также разработчиком запрашивается дополнительная информация о деятельности ОПО и обеспечении на нем соблюдения требования промышленной безопасности, в том числе и документация объекта. Сразу стоит отметить, что за всю предоставленную разработчикам и экспертам информацию об объекте ответственность несет его непосредственный руководитель.

Согласование Декларации промбезопасности.

После разработки и оформления Декларации и приложений к ней, она в обязательном порядке должна быть согласована руководителем, после чего можно приступить к согласованию Декларации в контролирующей организации, которой в выступает Ростехнадзор.

Первоначально Декларация проходит процедуру экспертизы промышленной безопасности в специальной экспертной организации. Далее уже процедуру согласования Декларация проходит в составе прочей документации, разработанной при строительстве, ликвидации, консервации объекта. Представленная в Ростехнадзор Декларация вносится в базу данных о декларациях промбезопасности в течение 5 дней с момента ее поступления.

После согласования Декларация действует на объекте в течение 10 лет при условии неизменности технологического процесса и его составляющих.

Ответственность за несоблюдение требований промбезопасности.

За отсутствие разработанной, утвержденной и зарегистрированной в госорганах Декларации промбезопасности возможно наложение штрафа согласно главе 9 Кодекса об административных правонарушениях.

Так, например, отсутствие Декларации может быть приравнено к нарушению требований промышленной безопасности на опасном объекте , а по статье 9.1 КоАП подобное нарушение карается штрафом в размере от 200 до 300 тысяч рублей. Это значительно превышает сумму, необходимую для разработки рассматриваемого документа.


1. Заявление на регистрацию ОПО образец 2019 скачать.DOC

2. Заявление на исключение из реестра ОПО образец 2019 скачать.DOC

3. Заявление на внесение изменений в реестр ОПО , перерегистрацию ОПО образец 2019 скачать.DOC

4. Заявление о переоформлении (выдаче дубликата) свидетельства о регистрации ОПО образец 2019 скачать.DOC

5. Заявление о предоставлении информации из реестра ОПО образец 2019 скачать.DOC

6. Заявление о прекращении предоставления госуслуги по регистрации, перерегистрации, исключению из реестра ОПО образец 2019 скачать.DOC

8. Сведения, характеризующие ОПО образец 2019 скачать.DOC

9. План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО(пример - сеть газопотребления) образец скачать.DOC

10. Положение о производственном контроле образец скачать.DOC

11. Форма предоставления Сведений (отчета) об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на ОПО образец скачать.EXL

12. Форма квартального отчета (сведений) об инцидентах , происшедших на опасных производственных объектах образец скачать.DOC

13. Положение о порядке технического расследования причин инцидентов на ОПО 2015-2016 г. образец скачать.DOC

14. Заявление на оформление Лицензии Ростехнадзора на эксплуатацию ОПО I, II и III классов опасности образец скачать.DOC

15. Заявление на переоформление Лицензии Ростехнадзора на эксплуатацию ОПО I, II и III классов опасности (в связи с намерением лицензиата осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии) образец скачать.DOC

16. Заявление на переоформление Лицензии на эксплуатацию ОПО I, II и III классов опасности (в связи с намерением лицензиата выполнять работы, составляющие лицензируемый вид деятельности, не указанные в лицензии) образец скачать.DOC

17. Заявление на переоформление Лицензии на эксплуатацию ОПО I, II и III классов опасности (в связи с реорганизацией юридического лица в форме преобразования; изменением наименования ЮЛ; изменением адреса места нахождения ЮЛ; изменением места жительства, ФИО ИП, реквизитов документа, удостоверяющего его личность) образец

Порядок является обязательным для исполнения организациями, разрабатывающими декларации, экспертными организациями, осуществляющими экспертизу промышленной безопасности деклараций, работниками Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, осуществляющими надзор за декларируемыми опасными производственными объектами.

Обозначение: РД 03-14-2005
Название рус.: Порядок оформления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов и перечень включаемых в нее сведений
Статус: действует
Заменяет собой: РД 03-315-99 «Положение о порядке оформления декларации промышленной безопасности и перечне сведений, содержащихся в ней»
Дата актуализации текста: 05.05.2017
Дата добавления в базу: 01.09.2013
Дата введения в действие: 29.11.2005
Утвержден: 29.11.2005 Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (893)
Опубликован: ЗАО НТЦ ПБ (2010 г.)
Ссылки для скачивания:

Серия 27

Декларирование промышленной
безопасности и оценка риска

Выпуск 4

ПОРЯДОК
ОФОРМЛЕНИЯ ДЕКЛАРАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ
ОБЪЕКТОВ И ПЕРЕЧЕНЬ ВКЛЮЧАЕМЫХ
В НЕЕ СВЕДЕНИЙ

РД-03-14-2005

Москва

ЗАО НТЦ ПБ

Утвержден

приказом Федеральной службы

по экологическому, технологическому

и атомному надзору от 29.11.05 № 893,

зарегистрированным Минюстом России

17.01.06 г., регистрационный № 7375*

ПОРЯДОК
ОФОРМЛЕНИЯ ДЕКЛАРАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ
ОБЪЕКТОВ И ПЕРЕЧЕНЬ ВКЛЮЧАЕМЫХ В НЕЕ СВЕДЕНИЙ**

РД-03-14-2005

* На основании приказа считается не подлежащим применению постановление Госгортехнадзора России от 07.09.99 № 66 "Об утверждении Положения о порядке оформления декларации промышленной безопасности и перечне сведений, содержащихся в ней", зарегистрированное Минюстом России 07.10.99 г., регистрационный № 1926. (Примеч. изд .)

** Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2006. № 6. (Примеч. изд .)

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Порядок оформления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов и перечень включаемых в нее сведений (далее - Порядок) устанавливает перечень сведений, которые должны содержаться в декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов (далее - декларация) и требования к ее оформлению.

2. Порядок разработан в соответствии с:

Федеральным законом от 21.07.97 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 30, ст. 3588) с изменениями на 9 мая 2005 г.;

Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 401 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 32, ст. 3348);

постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.99 № 526 "Об утверждении Правил представления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 20, ст. 2445) с изменениями на 1 февраля 2005 г.;

постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2005 № 49 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 7, ст. 560).

3. Порядок распространяется на декларации, разрабатываемые в соответствии с федеральным законодательством, независимо от организационно-правовых форм собственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты (далее - ОПО), а также ведомственной принадлежности опасных производственных объектов.

4. Порядок является обязательным для исполнения организациями, разрабатывающими декларации, экспертными организациями, осуществляющими экспертизу промышленной безопасности деклараций, работниками Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Служба), осуществляющими надзор за декларируемыми опасными производственными объектами.

5. В Порядке используются термины, установленные в:

Федеральном законе "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.97 № 116-ФЗ с изменением от 10.01.2003;

"Методических указаниях по проведению анализа риска на опасных производственных объектах" (РД 03-418-01 ), утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 10.07.2001 № 30.

Также используются термины и их определения, приведенные в приложении № к Порядку.

6. Разработка декларации включает: всестороннюю оценку риска аварии и связанной с ней угрозы; анализ достаточности принятых мер по предупреждению аварий, обеспечению готовности организации к эксплуатации ОПО в соответствии с требованиями промышленной безопасности, а также к локализации и ликвидации последствий аварии на ОПО; разработку мероприятий, направленных на снижение масштаба последствий аварии и размера ущерба, нанесенного в случае аварии на ОПО.

7. Декларация разрабатывается в случаях, установленных статьей 14 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".

9. (Исключен. Изм. от 11.01.2015 г. )

10. (Исключен. Изм. от 11.01.2015 г. )

11. (Исключен. Изм. от 11.01.2015 г. )

12. При разработке декларации для действующего ОПО в состав сведений по обеспечению требований промышленной безопасности следует включать сведения как о выполняемых, так и о планируемых мерах. При разработке декларации в составе проектной документации представляются сведения о мерах, представленных в проектной документации.

13. Декларация, разрабатываемая в составе документации на техническое перевооружение (в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации опасного производственного объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), консервацию, ликвидацию ОПО или вновь разрабатываемая декларация промышленной безопасности, находящегося в эксплуатации опасного производственного объекта, подлежит экспертизе промышленной безопасности в порядке, установленном федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности.

14. Декларация с заключением экспертизы по ней направляется в центральный аппарат Службы с целью внесения декларации в реестр деклараций промышленной безопасности.

(Новая редакция. Изм. от 11.01.2015 г. )

15. Представление копии декларации, информационного листа и заключения экспертизы в заинтересованные органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и гражданам осуществляется в соответствии с Правилами представления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.99 № 526 ).

II. СТРУКТУРА ДЕКЛАРАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

титульный лист;

данные об организации - разработчике декларации;

раздел 1 "Общие сведения";

раздел 2 "Результаты анализа безопасности";

раздел 3 "Обеспечение требований промышленной безопасности";

раздел 4 "Выводы";

раздел 5 "Ситуационные планы";

обязательные приложения к декларации:

приложение № 1 "Расчетно-пояснительная записка";

приложение № 2 "Информационный лист".

III. ПЕРЕЧЕНЬ СВЕДЕНИЙ, ВКЛЮЧАЕМЫХ В ДЕКЛАРАЦИЮ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

17. Титульный лист является первой страницей декларации и служит источником информации, необходимой для обработки и поиска этого документа. На титульном листе приводятся следующие сведения:

1) реквизит утверждения декларации руководителем организации, эксплуатирующей декларируемый ОПО, или заказчиком проекта (для проектируемых объектов);

20. Раздел 1 "Общие сведения" должен включать:

1) реквизиты организации:

полное и сокращенное наименование эксплуатирующей организации (или заказчика проекта);

наименование вышестоящей организации (при наличии таковой) с указанием адреса, телефона;

фамилии, инициалы и должности руководителей организации;

полный почтовый и электронный адреса, телефон, факс организации;

краткий перечень основных направлений деятельности организации, связанных с эксплуатацией декларируемого объекта.

2) обоснование декларирования:

Перечень составляющих декларируемого объекта с указанием количества и наименования опасных веществ, на основании которых опасный производственный объект отнесен к декларируемым объектам;

Перечень нормативных правовых документов, на основании которых принято решение о разработке декларации;

3) сведения о месторасположении декларируемого объекта:

краткую характеристику местности, на которой размещается объект, в том числе данные о топографии и природно-климатических условиях с указанием возможности проявления опасных природных явлений;

план расположения объекта на топографической карте и сведения о размерах и границах территории, запретных, санитарно-защитных и охранных зонах декларируемого объекта;

4) сведения о работниках и иных физических лицах, включая население:

сведения об общей численности работников на декларируемом объекте, а также данные о преимущественном размещении работающих по административным единицам и составляющим декларируемого объекта с указанием средней численности и наибольшей численности работающей смены;

сведения об общей численности работников других объектов эксплуатирующей организации, размещенных вблизи декларируемого объекта;

сведения об общей численности иных физических лиц, которые могут оказаться в зонах действия поражающих факторов: работники соседних предприятий и других объектов; лица на внешних транспортных коммуникациях (ж/д, автодороги); население и иные физические лица;

5) страховые сведения (для действующих объектов):

наименование и адрес организации-страховщика, а также сведения о ее страховых лицензиях;

перечень договоров обязательного страхования ответственности с указанием размеров страховых сумм.

21. Раздел 2 "Результаты анализа безопасности" должен включать:

1) сведения об опасных веществах:

наименование опасного вещества;

степень опасности и характер воздействия вещества на организм человека и окружающую природную среду, в том числе при возникновении аварии;

2) общие сведения о технологии:

схему основных технологических потоков, которая должна представлять блок-схему с указанием наименования опасных веществ и направления их перемещения в технологической системе декларируемого объекта;

общие данные о распределении опасных веществ по декларируемому объекту, которые должны включать сведения об общем количестве опасных веществ, находящихся в технических устройствах - аппаратах (емкостях), трубопроводах, с указанием максимального количества в единичной емкости или участке трубопровода наибольшей вместимости. Данные должны приводиться для всех составляющих по максимальным регламентным (проектным) значениям количества опасного вещества;

3) основные результаты анализа риска аварии.

22. Основные результаты анализа риска аварии должны включать:

1) результаты анализа условий возникновения и развития аварий:

перечень основных возможных причин возникновения аварии и факторов, способствующих возникновению и развитию аварий;

краткое описание сценариев наиболее вероятных аварий и наиболее опасных по последствиям аварий;

данные о размерах вероятных зон действия поражающих факторов для описанных сценариев аварии;

сведения о возможном числе потерпевших, включая погибших среди работников и других физических лиц с указанием максимально возможного количества потерпевших (физических лиц);

сведения о возможном ущербе от аварий;

2) результаты оценки риска аварии, которые должны включать краткие данные о показателях риска причинения вреда работникам декларируемого объекта и иным физическим лицам, ущерба имуществу и вреда окружающей природной среде.

(Измененная редакция. Изм. от 11.01.2015 г. )

23. Раздел 3 "Обеспечение требований промышленной безопасности" должен включать:

1) сведения об обеспечении требований промышленной безопасности к эксплуатации декларируемого объекта:

сведения о выполнении распоряжений и предписаний Службы;

перечень имеющихся и/или необходимых лицензий Службы на виды деятельности, связанные с эксплуатацией декларируемых объектов;

сведения о профессиональной и противоаварийной подготовке персонала с указанием регулярности проверки знаний в области промышленной безопасности и порядка допуска персонала к работе;

сведения о системе управления промышленной безопасностью, включая данные о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности;

сведения о системе проведения сбора информации о произошедших инцидентах и авариях и анализе этой информации;

перечень проведенных работ по анализу опасностей и рисков, техническому диагностированию и экспертизе технических устройств, зданий, сооружений и экспертизе промышленной безопасности с указанием наименования объекта экспертизы и организаций, проводивших указанные работы, а также даты и номера заключения экспертизы;

сведения о соответствии условий эксплуатации декларируемого объекта требованиям норм и правил;

сведения о принятых мерах по предотвращению постороннего вмешательства в деятельность на декларируемом объекте, а также по противодействию возможным террористическим актам;

2) сведения об обеспечении требований промышленной безопасности по готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии:

сведения о мероприятиях по локализации и ликвидации последствий аварий на декларируемом объекте;

сведения о составе противоаварийных сил, аварийно-спасательных и других служб обеспечения промышленной безопасности;

сведения о финансовых и материальных ресурсах для локализации и ликвидации последствий аварий на декларируемом объекте;

сведения о системе оповещения в случае возникновения аварии на декларируемом объекте с приведением схемы оповещения и указанием порядка действий в случае аварии;

сведения о порядке действия сил и использования средств организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, а также их взаимодействия с другими организациями по предупреждению, локализации и ликвидации аварий.

24. Раздел 4 "Выводы" должен включать:

1) перечень наиболее опасных составляющих и/или производственных участков декларируемого объекта с указанием показателей риска аварий;

2) перечень наиболее значимых факторов, влияющих на показатели риска;

3) перечень основных мер, направленных на уменьшение риска аварий;

4) обобщенную оценку обеспечения промышленной безопасности и достаточности мер по предупреждению аварий на декларируемом объекте.

25. Раздел 5 "Ситуационные планы" должен включать графическое отображение зон действия поражающих факторов для наиболее опасных по последствиям аварии составляющих и/или производственных участков декларируемого объекта. На ситуационном плане в масштабе должны быть отмечены:

1) промышленная площадка (территория) с указанием месторасположения источника выброса или взрыва опасного вещества;

2) предприятия, транспортные коммуникации, населенные пункты и места массового скопления людей;

3) зоны действия поражающих факторов аварий для наиболее опасных по последствиям и вероятных сценариев аварии на декларируемом объекте, а также краткое описание:

Указанных сценариев, в том числе сценария аварии, при котором возможно максимальное количество потерпевших (физических лиц);

Методов и основных исходных данных, применяемых при расчете указанных сценариев;

4) распределение потенциального территориального риска гибели людей от аварий по территории объекта и прилегающей местности (для декларируемых объектов, аварии на которых сопровождаются выбросом токсичных, высокотоксичных и/или воспламеняющихся веществ).

IV. ПЕРЕЧЕНЬ СВЕДЕНИЙ, ВКЛЮЧАЕМЫХ В ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 "РАСЧЕТНО-ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА"

26. Приложение № 1 "Расчетно-пояснительная записка" имеет следующую структуру:

титульный лист;

Раздел 1 "Сведения о технологии";

Раздел 2 "Анализ риска";

Раздел 3 "Выводы и предложения";

список использованных источников.

27. Титульный лист РПЗ является первой страницей и должен включать следующие сведения:

1) надпись "Приложение 1" (в правом верхнем углу);

2) регистрационный номер декларации в соответствии с подп. п. 17 Порядка;

3) наименование РПЗ к декларации с указанием наименования декларируемого объекта и наименования эксплуатирующей организации (или заказчика проекта);

4) для действующего объекта - регистрационный номер декларируемого объекта в государственном реестре опасных производственных объектов, а при техническом перевооружении, консервации, ликвидации опасного производственного объекта также с указанием наименования соответствующей документации (документация на техническое перевооружение, консервацию, ликвидацию);

для проектируемого объекта - наименование проектной документации с указанием стадии проекта (проектная документация на строительство, реконструкцию опасного производственного объекта);

5) номер книги (в том случае, если РПЗ состоит из двух и более книг);

6) местонахождение организации, разработавшей декларацию промышленной безопасности, и год ее разработки.

Если РПЗ состоит из двух или более книг, каждая книга должна иметь свой титульный лист, соответствующий листу первой книги и содержащий сведения, относящиеся к данной книге.

(Измененная редакция. Изм. от 11.01.2015 г. )

В случае, если РПЗ состоит из двух и более книг, в каждой из них должно быть свое оглавление. В оглавлении первой книги должно быть представлено содержание всего документа с указанием номеров страниц и книг, в последующих книгах - только содержание соответствующей книги.

29. Раздел 1 "Сведения о технологии" должен включать:

1) сведения об опасных веществах (представляется для веществ, учитываемых при идентификации декларируемого объекта):

наименование;

химическая формула;

физические свойства (молекулярный вес, температура кипения, плотность);

взрывоопасность;

токсическая опасность;

реакционная способность;

коррозионная активность;

меры предосторожности;

воздействие на людей и окружающую среду, в том числе от поражающих факторов аварии;

средства защиты;

методы перевода вещества в безвредное состояние;

меры первой помощи пострадавшим от воздействия поражающих факторов при аварии;

2) данные о технологии и оборудовании:

принципиальную технологическую схему с обозначением основного технологического оборудования, указанием направлений потоков опасных веществ и отсекающей арматуры и кратким описанием технологического процесса;

план размещения основного технологического оборудования, в котором обращаются опасные вещества;

перечень основного технологического оборудования, в котором обращаются опасные вещества;

данные о распределении опасных веществ по оборудованию;

3) описание технических решений по обеспечению безопасности:

описание решений, направленных на исключение разгерметизации оборудования и предупреждение аварийных выбросов опасных веществ;

описание решений, направленных на предупреждение развития аварий и локализацию выбросов опасных веществ;

описание решений, направленных на обеспечение взрывопожаробезопасности;

описание систем автоматического регулирования, блокировок, сигнализаций и других средств обеспечения безопасности.

30. Раздел 2 "Анализ риска" должен включать:

1) анализ известных аварий:

перечень аварий и обобщенные данные об инцидентах, имевших место на декларируемом объекте (для действующих объектов);

перечень наиболее опасных по последствиям аварий, имевших место на других аналогичных объектах, или аварий, связанных с обращающимися опасными веществами;

анализ основных причин произошедших аварий;

2) анализ условий возникновения и развития аварий:

определение возможных причин возникновения аварии и факторов, способствующих возникновению и развитию аварий;

определение сценариев аварий с участием опасных веществ;

обоснование применяемых физико-математических моделей и методов расчета с оценкой влияния исходных данных на результаты анализа риска аварии;

оценку количества опасных веществ, участвующих в аварии;

расчет вероятных зон действия поражающих факторов;

оценку возможного числа пострадавших, в том числе погибших, среди работников декларируемого объекта и иных физических лиц;

оценку возможного ущерба;

3) оценку риска аварий, включающую данные о вероятности аварий, показателях риска причинения вреда работникам декларируемого объекта и физическим лицам, ущерба имуществу и вреда окружающей природной среде (по составляющим объекта).

31. Раздел 3 "Выводы и предложения" должен включать:

1) перечень составляющих (производственных участков) декларируемого объекта с указанием рассчитанных показателей риска аварии;

2) сравнительный анализ рассчитанных показателей риска аварии на декларируемом объекте со среднестатистическими показателями риска техногенных происшествий и/или критериями приемлемого риска.

3) предложения по внедрению мер, направленных на уменьшение риска аварий.

32. Список использованных источников должен включать:

1) перечень нормативно-правовых документов, регулирующих требования промышленной безопасности на декларируемом объекте;

2) перечень документации организации, используемой при разработке расчетно-пояснительной записки;

3) перечень литературных источников.

V. ПЕРЕЧЕНЬ СВЕДЕНИЙ, ВКЛЮЧАЕМЫХ В ПРИЛОЖЕНИЕ № 2 "ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЛИСТ"

33. Приложение № 2 "Информационный лист" служит для представления гражданам (по их обращению), имеет титульный лист и включает следующие структурные элементы:

1) наименование организации, эксплуатирующей декларируемый ОПО или являющейся заказчиком проектной документации;

2) сведения о лице, ответственном за информирование и взаимодействие с общественностью (должность, фамилия и инициалы, телефон);

3) краткое описание производственной деятельности, связанной с эксплуатацией декларируемого объекта;

4) перечень и основные характеристики опасных веществ, обращаемых на декларируемом объекте;

5) краткие сведения о масштабах и последствиях возможных аварий с указанием максимально возможного количества потерпевших (физических лиц) и принятых мерах безопасности;

6) сведения о способах оповещения и необходимых действиях населения при возникновении аварий.

(Измененная редакция. Изм. от 11.01.2015 г. )

34. На титульном листе приложения "Информационный лист" приводятся следующие сведения:

1) надпись "Приложение № 2" (в правом верхнем углу);

2) регистрационный номер декларации в соответствии с подпунктом п. 17 Порядка;

3) наименование информационного листа к декларации с указанием наименования декларируемого объекта и наименования эксплуатирующей организации (или заказчика проекта).

VI. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ДЕКЛАРАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРИЛОЖЕНИЙ К НЕЙ

35. Общие требования:

декларация и приложения к ней должны быть оформлены отдельно друг от друга. Декларация и расчетно-пояснительная записка оформляются в виде отдельных переплетенных книг (или нескольких книг при необходимости);

текст декларации и приложений к ней должен быть выполнен машинописным способом или с применением печатающих и графических устройств вывода персональных компьютеров на одной стороне белой бумаги;

вне зависимости от способа печатания качество напечатанного текста и оформления иллюстраций и таблиц должно удовлетворять требованию четкого однозначного восприятия;

при оформлении декларации и приложений необходимо соблюдать равномерную плотность, контрастность и четкость изображения по всему тексту;

вписывать в отпечатанный текст отдельные слова, формулы, знаки допускается черными чернилами или черной тушью;

заголовки структурных элементов декларации следует располагать с новой страницы, в середине строки без точки в конце и печатать прописными буквами, не подчеркивая;

заголовки подразделов и пунктов следует начинать с абзацного отступа и печатать с прописной буквы, не подчеркивая. Переносы слов в заголовках не допускаются;

расстояние между заголовками структурных элементов, подразделов, пунктов и текстом должно быть не менее 3 интервалов.

36. Требования к нумерации страниц декларации и приложений:

страницы декларации следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая отдельную сквозную нумерацию по всему тексту декларации и каждого приложения к ней;

титульные листы входят в общую нумерацию страниц. Номер страницы на титульном листе не проставляют;

иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, включают в общую нумерацию страниц декларации и расчетно-пояснительной записки;

иллюстрации и таблицы учитывают как одну страницу.

37. Требования к нумерации разделов, подразделов, пунктов, подпунктов и книг декларации и расчетно-пояснительной записки:

разделы, подразделы, пункты, подпункты и книги декларации и расчетно-пояснительной записки должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждого раздела или подраздела;

номер пункта включает номер раздела, порядковый номер подраздела и пункта, разделенные точкой, например 1.1.1., 1.1.2., 1.1.3. и т.д.;

номер подпункта включает номер раздела, подраздела, пункта и порядковый номер подпункта, разделенные точкой, например 1.1.1.1., 1.1.1.2., 1.1.1.3. и т.д.;

если подраздел имеет только один пункт или подпункт, то нумеровать пункт (подпункт) не следует;

книги декларации и РПЗ должны иметь порядковую нумерацию в пределах декларации и РПЗ, соответственно;

номер книги следует проставлять арабскими цифрами на титульном листе под указанием наименования декларации или РПЗ, например: "Книга 2".

38. Требования к иллюстрациям:

иллюстрации (чертежи, графики, схемы, диаграммы, фотоснимки) следует располагать в декларации или расчетно-пояснительной записке непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице;

иллюстрации должны иметь наименования и пояснительные данные (подрисуночный текст);

иллюстрация обозначается словом "Рисунок". Наименование помещают в одну строку со словом "Рисунок" после его номера через тире. Наименование и слово "Рисунок" помещают после пояснительных данных и располагают посередине строки;

иллюстрации следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией в пределах всей декларации или расчетно-пояснительной записки;

иллюстрацию следует выполнять на одной странице; если иллюстрация не умещается на одной странице, можно переносить ее на другие страницы, при этом наименование иллюстрации помещают на каждой странице и под ним указывают "лист...";

масштаб и количество иллюстраций, в том числе ситуационных планов, выбираются в каждом конкретном случае исходя из наглядности и полноты отображения информации.

39. Требования к таблицам:

цифровой материал должен оформляться в виде таблиц;

таблицу следует располагать в декларации или РПЗ непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице;

таблица обозначается словом "Таблица", название таблицы помещают в одну строку со словом "Таблица" после ее номера через тире. Слово "Таблица" и ее название располагают над таблицей слева без абзацного отступа;

таблицы следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией в пределах всей декларации или РПЗ.

40. Требования к перечислениям и сноскам:

перечисления при необходимости могут быть приведены внутри пунктов или подпунктов;

перечисления следует нумеровать порядковой нумерацией арабскими цифрами со скобкой, например 1), 2), 3) и т.д., и печатать строчными буквами;

в пределах одного пункта или подпункта не допускается более одной группы перечислений;

сноски следует размещать в декларации или РПЗ при необходимости пояснения содержания текста, таблицы или иллюстрации;

сноски размещают внизу страницы, на которой находится текст, таблица или иллюстрация, к которым они относятся.

наряду с общим списком допускается приводить ссылки на источники в подстрочном примечании;

ссылки на разделы, подразделы, пункты, подпункты, иллюстрации, таблицы, перечисления и приложения следует указывать их порядковым номером, например: "... в разделе 2", "...по п. 3.2.4", "...на рис. 1" и т.д.

42. Требования к оформлению результатов анализа риска:

результаты анализа риска должны быть обоснованы и оформлены таким образом, чтобы расчеты и выводы, представленные в расчетно-пояснительной записке, могли быть проверены и повторены квалифицированными специалистами, которые не участвовали при первоначальном анализе;

разработчики декларации могут применять любые обоснованные модели и методы расчета;

обоснование применяемых моделей и методов расчета, а также результатов оценки риска приводится в РПЗ, в декларации приводятся основные результаты расчетов;

для обоснования применяемых моделей и методов расчета следует указать организацию, разработавшую их, принятые допущения, предположения, значения основных исходных данных, литературные ссылки на используемые материалы;

при изложении результатов оценки риска аварии в РПЗ следует указать влияние исходных данных и принятых допущений на рассчитываемые показатели риска;

приоритетными для проведения анализа риска являются методические документы, согласованные или утвержденные федеральными органами исполнительной власти;

при анализе соответствия условий эксплуатации декларируемого ОПО действующим нормам и правилам безопасности следует учитывать полноту и своевременность выполнения эксплуатирующей организацией предписаний органов надзора;

при анализе риска следует проанализировать различные сценарии, отражающие как наиболее вероятные, так и наиболее опасные события. Например, следует учитывать последствия аварийных ситуаций с частичной и полной разгерметизацией оборудования. Также следует детально выявить условия и оценить вероятность реализации сценариев аварий с причинением вреда жизни и здоровью человека, имуществу и окружающей природной среде;

ущерб от возможных аварий следует оценивать в натуральных или денежных единицах с учетом прямых потерь имущества предприятия, затрат на ликвидацию аварии, социально-экономических потерь (затрат на компенсацию пострадавшим), косвенного ущерба (упущенной выгоды), экологического ущерба и потерь от выбытия трудовых ресурсов;

при оценке риска необходимо преимущественно использовать количественные методы. Количественные показатели риска аварии (частота возникновения аварии, вероятность поражения человека, индивидуальный, коллективный, социальный риск, ожидаемый ущерб и т.д.) определяются на основе объективных статистических данных, а также с использованием специальных количественных графоаналитических методов, методов имитационного моделирования, с помощью построения полей потенциального территориального риска;

при отсутствии необходимых данных для количественной оценки риска допускается использование качественных показателей риска аварии, выраженных с использованием лингвистических оценок (например, "высокая", "низкая" вероятность). Полнота использования показателей риска аварии определяется уровнем методического обеспечения процедуры анализа риска для различных объектов с учетом их специфики.

Приложение № 1

К Порядку

В целях настоящего Порядка применяются следующие определения:

1. Декларация промышленной безопасности опасного производственного объекта (далее - декларация) - документ, в котором представлены результаты всесторонней оценки риска аварии, анализа достаточности принятых мер по предупреждению аварий и по обеспечению готовности организации к эксплуатации опасного производственного объекта в соответствии с требованиями норм и правил промышленной безопасности, а также к локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте.

2. Декларируемый объект - опасный производственный объект, для которого разработка декларации промышленной безопасности является обязательной согласно федеральному законодательству или требованиям Службы.

3. Составляющие опасного производственного объекта - участки, установки, цеха, хранилища или другие составляющие (составные части), объединяющие технические устройства или их совокупность по технологическому или территориально-административному принципу и входящие в состав опасного производственного объекта.

4. Сценарий аварии - последовательность отдельных логически связанных событий, обусловленных конкретным инициирующим (исходным) событием, приводящих к определенным опасным последствиям аварии.

5. Сценарий наиболее вероятной аварии (наиболее вероятный сценарий аварии) - сценарий аварии, вероятность реализации которого максимальна за определенный период времени.. 9

Декларация промышленной безопасности является обязательным документом для опасных производственных объектов 1,2 классов, стоимость – от 35000 рублей, сроки – от 20 дней.

Что представляет собой и в каких случаях разрабатывается Декларация промышленной безопасности?

Декларация промбезопасности представляет собой документ, в обязательном порядке разрабатываемый для опасного производственного объекта и отражающий в себе сведения о характере и масштабе возможной опасности на объекте. Документ также предполагает разработку мероприятий, целью которых выступает обеспечение безопасности на объекте и готовности персонала к действиям в случае возникновения чрезвычайной ситуации.

Декларация входит в состав проектной документации, разрабатываемой в случаях строительства, расширения, реконструкции, консервации, изменения технического обеспечения или ликвидации опасного производственного объекта.

Также возможна и повторная разработка Декларации на действующих объектах. Это происходит в таких случаях, как:

  • истечение 10 лет с момента внесения последних данных в реестр деклараций промбезопасности;
  • внесение в технологический процесс изменений;
  • увеличение количества опасных веществ на объекте более чем на 20%;
  • внесение изменений в законодательство, касающееся документации по промышленной безопасности;
  • получение лицензии на эксплуатацию;
  • исполнение предписаний, выданных контролирующей организацией при выявлении недостоверности сведений, представленных в разработанной ранее Декларации промбезопасности. Подобное нарушение может быть выявленное в ходе проведения проверок Ростехнадзором.

Какими предприятиями и на каких основаниях разрабатывается Декларация?

Основанием для разработки данного документа является статья 14 Закона №116-ФЗ от 21.07.1997 г. Порядок разработки Декларации регламентирован таким нормативными актами, как РД 03-15-2005 и РД 03-357-00. Также правовые отношения, касающиеся предоставления рассматриваемого документа в вышестоящие организации, определяется Постановлением правительства РФ №526 от 11.05.99 г.

Обязательной разработка Декларации является в том случае, если объект относится к предприятиям I и II классов опасности, использующим, получающим, перерабатывающим, транспортирующим или уничтожающим опасные вещества в количествах, определенных приложением 2 вышеуказанного закона. К таким объектам относятся, например, объекты, специализирующиеся на добыче нефти и газа, объекты химической промышленности и некоторые газораспределительные станции.

В некоторых случаях разработка Декларации может потребоваться и предприятиям III класса опасности при условии их территориального расположения на особо охраняемых территориях РФ.

Цели разработки Декларации и ее состав.

Целью разработки Декларации промбезопасности в первую очередь выступает:

  • обеспечение безопасности на объекте,
  • соблюдение законодательных требований;
  • оценка готовности объекта и его персонала к возникновению непредвиденных ситуаций и устранению их последствий.

В состав Декларации промбезопасности входит:

  • анализ риска аварийных ситуаций и связанных с ними угроз для ОПО;
  • анализ полноты мероприятий, предлагаемых в организации для обеспечения безопасной эксплуатации ОПО в соответствии с установленными законодательством правилами, для предотвращения возникновения возможных аварий, а также к локализации и ликвидации их последствий;
  • перечень мероприятий, разработанных для уменьшения последствий и ущерба при возникновении аварии.

Содержание Декларации промышленной безопасности.

  • титульный лист;
  • информация об организации, разработавшей Декларацию;
  • первый раздел. Он посвящен описанию самого объекта, для которого разрабатывается Декларация. В этом разделе отражаются реквизиты организации, эксплуатирующей ОПО, сведения о территориальном расположении объекта и штатных сотрудниках, сведения о страховании объекта, а также обоснование необходимости декларирования;
  • во второй раздел входят данные об опасности объекта – перечень содержащихся на нем опасных вещества, применяемой технологии производства, анализе возможных рисков аварийных ситуаций;
  • третий раздел дает характеристику мер, принимаемых на объекте декларирования, для обеспечения промбезопасности, а также о его готовности к осуществлению мероприятий по локализации и ликвидации аварии;
  • четвертый раздел посвящен выводам, последовавшим из проведенного анализа деятельности ОПО. В него входит перечень наиболее опасных составляющих технологического процесса, указываются показатели риска для каждого из них, приводится описание и анализ достаточности мер, рекомендуемых для уменьшения риска возникновения внештатных ситуаций;
  • последний раздел Декларации посвящен графическому отображению возможных зон воздействия поражающих факторов наиболее опасных технологических участков объекта.

Также Декларация должна содержать такие приложения, как пояснительная записка и информационный лист.

Особенности разработки и необходимая для нее документация.

Что касается разработки Декларации промбезопасности, то ею, как правило, занимается специалист коммерческой организации, разрабатывающей прочую документацию по промышленной безопасности для ОПО.

Как и разработка прочей документации для ОПО, разработка Декларация требует глубокого анализа документации ОПО и его технологического процесса на предмет соблюдения требований Законодательства, поэтому важным является доверить составление документа грамотному квалифицированному специалисту. Разработка Декларации в коммерческой организации в среднем обходится в 110 тысяч рублей. При этом стоимость зависит от таких факторов, как размер исследуемого объекта, особенности технологического процесса, количество опасных веществ.

Сроки разработки, как правило, составляют не более одного месяца, и в первую очередь определяются скоростью и полнотой предоставления объектом исходной информации для разработки проекта. В состав исходных данных войдут:

  • юридические данные предприятия – реквизиты, наименование, адреса;
  • описание технологического процесса;
  • данные о штате сотрудников;
  • ситуационные планы расположения объекта и размещения подразделений на промплощадке;
  • сведения о ранее имевших место аварийных ситуациях и их последствиях;
  • перечень опасных веществ, применяемых в ходе технологических процессов объекта и операциях, производимых на объекте с ними.

Также разработчиком запрашивается дополнительная информация о деятельности ОПО и обеспечении на нем соблюдения требования промышленной безопасности, в том числе и документация объекта. Сразу стоит отметить, что за всю предоставленную разработчикам и экспертам информацию об объекте ответственность несет его непосредственный руководитель.

Согласование Декларации промбезопасности.

После разработки и оформления Декларации и приложений к ней, она в обязательном порядке должна быть согласована руководителем, после чего можно приступить к согласованию Декларации в контролирующей организации, которой в выступает Ростехнадзор.

Первоначально Декларация проходит процедуру экспертизы промышленной безопасности в специальной экспертной организации. Далее уже процедуру согласования Декларация проходит в составе прочей документации, разработанной при строительстве, ликвидации, консервации объекта. Представленная в Ростехнадзор Декларация вносится в базу данных о декларациях промбезопасности в течение 5 дней с момента ее поступления.

После согласования Декларация действует на объекте в течение 10 лет при условии неизменности технологического процесса и его составляющих.

Ответственность за несоблюдение требований промбезопасности.

За отсутствие разработанной, утвержденной и зарегистрированной в госорганах Декларации промбезопасности возможно наложение штрафа согласно главе 9 Кодекса об административных правонарушениях.

Так, например, отсутствие Декларации может быть приравнено к нарушению требований промышленной безопасности на опасном объекте, а по статье 9.1 КоАП подобное нарушение карается штрафом в размере от 200 до 300 тысяч рублей. Это значительно превышает сумму, необходимую для разработки рассматриваемого документа.

ДПБ разрабатывается в соответствии с РД 03-14-2005 «Порядок оформления ДПБ ОПО и перечень включаемых в нее сведений».
Целью декларирования промышленной безопасности является информирование органов государственной власти, органов местного самоуправления и населения о состоянии безопасности опасных производственных объектов, а также повышение эффективности мероприятий по защите населения и территорий от аварий.

Подробнее о ДПБ ОПО – скачать файл.zip

Анализ воздействия поражающих, опасных и вредных факторов, возникающих при взрыве и пожаре пролива на организм человека (на примере СУГ)

Основными поражающими факторами,воздействующими на людей при взрыве пропана и пожаре пролива, являются:

  1. Ударная волна.

Ударная волна возникает при взрыве в результате мгновенного сжатия окружающего воздуха, которое со сверхзвуковой скоростью распространяется во все стороны от центров взрыва. Основным параметром ударной волны, характеризующим ее разрушающее действие, является максимальное избыточное давление во фронте ударной волны.

Степень и характер поражения, производимых ударной волной, зависят от мощности взрыва, расстояния от центра взрыва до объекта, характера и прочности сооружений, рельефа местности.

Степень поражения человека в зависимости от избыточного давления

Уровень поражения Избыточное давление, кПа
Поражение 1 степени
Оглушение, понижение слуха, головокружение, расстройство речи, разрывы барабанных перепонок, небольшое кровоизлияние в легкие
20
Поражение 2 степени
Общее сотрясение организма, болезненный удар по голове, кровоизлияние в легкие, гиперемия мозга, переломы ребер
50
Поражение 3 степени
Контузии
70
Поражение 4 степени
Переломы ребер, гиперемия сосудов, мягкой мозговой оболочки
100-150
Летальный исход 300
  1. Тепловое излучение пожара пролива и пожаров зданий и сооружений.

Воздействие теплового излучения вызывает у человека ожоги различной степени тяжести. Уровень воздействия теплового излучения зависит от расстояния, на котором происходит воздействие поражающего фактора теплового излучения пламени на объект и определяется в зависимости от критических величин интенсивности теплового излучения.

Зависимости от критических величин интенсивности теплового излучения

Независимо от причин возникновения, ожоги разделяют по тяжести поражения организма. Ожоги первой степени выражаются в болезненности, покраснении и припухлости кожи. Они не представляют серьезной опасности и быстро вылечиваются без каких-либо последствий. При ожогах второй степени образуются пузыри, заполненные прозрачной белковой жидкостью; при поражении значительных участков кожи человек может потерять на некоторое время трудоспособность и нуждается в специальном лечении. Пострадавшие с ожогами первой и второй степеней, достигающими даже 50-60 % поверхности кожи, обычно выздоравливают. Ожоги третьей степени характеризуются омертвлением кожи с частичным поражением росткового слоя. Ожоги четвертой степени: омертвление кожи и более глубоких слоев тканей (подкожной клетчатки, мышц, сухожилий костей). Поражение ожогами третьей и четвертой степени значительной части кожного покрова может привести к смертельному исходу.

  1. Обломки, осколки взорвавшегося резервуара, обломки зданий и сооружений , разрушающихся во время взрыва.

К параметрам данного поражающего фактора относятся масса обломка (осколка), скорость разлета обломка (осколка). Механические воздействия обломков и осколков вызывают у людей раны, ушибы, кровотечения, переломы, вывихи, черепно-мозговые травмы, синдром длительного сдавливания.

  1. Токсическое воздействие продуктов горения.

При неполном сгорании сжиженных газов в продуктах сгорания может содержаться окись углерода (СО), обладающая токсическим (отравляющим) воздействием на человека. В легких красные кровяные шарики (гемоглобин) достаточно прочно соединяются с окисью углерода, кислород перестает переноситься в клетки организма, начинается удушье, могущее привести к смерти.

Влияние окиси углерода на организм человека при различных концентрациях ее в воздухе

Содержание СО в воздухе Длительность и характер воздействия
% об. мг/л
0,01 0,125 В течение нескольких часов не оказывает воздействия
0,05 0,625 В течение 1 ч нет заметного воздействия
0,1 1,25 Через 1 ч наблюдается головная боль, тошнота, недомогание
0,5 6,25 Через 20-30 мин оказывает смертельное воздействие
1,0 12,5 После нескольких вдохов потеря сознания, через 1-2 мин очень сильное или смертельное отравление
  1. Токсическое воздействие СУГ.

Предельные углеводороды при атмосферном давлении практически не растворяются в крови, и не взаимодействуют с ее жизненно важными компонентами, а, следовательно, не оказывают явного токсического (отравляющего) воздействия на организм человека. Однако при значительных концентрациях в воздухе или при длительном вдыхании воздуха с малым содержанием их паров наблюдается вредное и опасное для здоровья человека действие. Попадая в воздух, они уменьшают в нем содержание кислорода, что приводит к кислородному голоданию, а при значительных концентрациях — к удушью.

Санитарными нормами проектирования промышленных предприятий пропан, входящий в состав сжиженных газов, включен в четвертый класс вредных веществ, как вещество вредное, мало опасное, а также установлены предельно допустимые концентрации его в различных средах.

Предельно допустимые концентрации углеводородов

Среда, вещество Предельно допустимая концентрация
Максимальная разовая, мг/м3 Среднесуточная, мг/м3
Атмосферный воздух населенных пунктов
Этилен 3 3
Пропилен 3 3
Бутан 200 -
Бутилен 3 3
Пентан 100 15
Воздух рабочей зоны
Углеводороды алифатические предельные С1 – С10 300 -
  1. Недостаток кислорода в зоне горения.

При понижении содержания кислорода в воздухе до 16% начинается одышка и сердцебиение, до 12% наблюдается сильное стеснение дыхания и при понижении содержания кислорода до 9% человек теряет сознание.

  1. Опасность поражения электрическим током в результате повреждения проводки.

Опасное поражение электрическим током со смертельным исходом может наступить при его напряжении, равном 127 – 22 В и ниже. При поражении током напряжением свыше 10000 В смерть наступает прежде всего от обширных ожогов. Низковольтные токи нельзя считать безопасными. Отмечено, что при одинаковом напряжении переменный ток опаснее постоянного.

Различают четыре степени электротравм:

I степень – у пострадавшего отмечается судорожное сокращение мышц без потери сознания;

II степень – судорожное сокращение мышц у больного сопровождается потерей сознания;

III степень – у пострадавшего наблюдается не только потеря сознания, но и нарушение сердечной деятельности и дыхания;

IV степень – больной находится в состоянии клинической смерти.

  1. Охлаждающее воздействие СУГ.

В зимнее время сжиженные углеводороды могут охлаждаться до температур ниже точки кипения и сохранять при этом свойства жидкости. Это объясняется тем, что пропан отвердевает при -189°С, а н-бутан при -135° С. Переохлажденные жидкости в испарение сжиженных углеводородов сопровождается отбором тепла из окружающей среды, что служит дополнительной причиной глубоких обмораживаний. Одной из особенностей сжиженных углеводородных газов является значительное понижение температуры при испарении жидкой фазы в летнее время. Действие жидких СУГ на кожу человека вызывает обморожения различной степени тяжести.

  1. Травматический шок.

При обширных повреждениях, ранениях, переломах, ожогах у пострадавшего может наступить шок, т.е. резкий упадок сил и угнетение всех жизненных функций организма. Шок возникает от перенапряжения нервной системы в связи с сильными болевыми раздражениями, кровопотерей и по другим причинам. Шок сопровождается резким упадком сердечной деятельности, в результате чего пульс слабеет, а иногда и вовсе не прослушивается. Лицо становится серым, с заострившимися чертами, покрывается холодным потом. Пораженный безразличен к окружающему, хотя сознание его и сохраняется. Он не реагирует на внешние раздражения, даже на прикосновение к ране и движение поврежденной конечности.

  1. Психологический стресс.

Возникновение ЧС вызывает у людей, в том числе и спасателей, состояние тревоги и страха за свою жизнь, полученные травмы вызывают развитие болевого шока. При этом могут возникнуть психогенные расстройства, вызывающие дезорганизацию у людей, что способствует увеличению вероятности потерь, вследствие возникновения паники.