Чем занимается транспортная полиция? Департамент обеспечения правопорядка на транспорте МВД России. День транспортной полиции Транспортная милиция

Транспортная полиция появилась в дореволюционные времена. В 1797 году император Павел 1 издает указ о создании департамента водяных коммуникаций. В 1809 году Александр 1 проводит реорганизацию департамента и поручает ему управление водными и сухопутными сообщениями. В 1836 году, при императоре Николае 1, из Москвы в Царское Село была построена первая железная дорога. В это же время создается отдельная структура - железнодорожная жандармерия, которая призвана обеспечивать порядок на железной дороге.

История советской транспортной полиции берет свое начало в 1919 году. В это время в СССР началось интенсивное строительство железных дорог. Поэтому возникла острая потребность в отдельной структуре, которая должна была охранять железнодорожный транспорт и обеспечивать безопасностью железнодорожных перевозок, как гражданских, так и военизированных.

18 февраля 1919 года ВЦИК издал декрет об учреждении особого структурного подразделения МВД - межведомственной комиссии, занимающейся вопросами охраны железнодорожного транспорта. Спустя десять лет на основе комиссии была сформирована федеральная структура с широкой сетью региональных отделений по всей стране. С начала 30-х годов в ведомстве транспортной полиции - обеспечение безопасности грузовых и пассажирских перевозок на всех видах транспорта (в том числе воздушном и морском).

День транспортной полиции в современной России

Неофициальный праздник День транспортной полиции ежегодно отмечается 18 февраля. Полное название структуры - «Департамент обеспечения правопорядка на транспорте МВД России». В федеральную службу российской транспортной полиции входят более 20 отделений во всех регионах страны. Основная задача службы - контроль над безопасностью транспортных перевозок.

Традиции дня транспортной полиции

Транспортная полиция имеет особый статус, ее сотрудники вносят огромный вклад в дело обеспечения правопорядка и в борьбу с преступностью. День транспортной полиции - праздник сотен тысяч людей, обеспечивающих порядок на транспорте. К 18 февраля приурочены награждения и повышения по службе лучших сотрудников транспортного департамента, проходят торжественные собрания и другие мероприятия. В этот день принято поздравлять и ветеранов транспортной полиции, вручая им ценные подарки и награды.

Ежегодно 18 февраля в нашей стране отмечают День транспортной полиции России. История этой службы началась давно, в те времена, когда в России начали строиться первые железные дороги.

Всероссийский центральный Исполнительный комитет (ВЦИК) 18 февраля 1919 года подписал декрет, который подразумевал создание межведомственной комиссии, специализирующейся на охране железных дорог. Нужно отметить, что этот декрет и стал первым документом, регламентирующим процесс формирования системы охраны железнодорожного транспорта. Было создано структурное подразделение МВД, которое несло ответственность за обеспечение безопасности транспортных перевозок, а также занималось в СССР организацией воинских и специальных перевозок.


Департамент обеспечения правопорядка

Сегодняшнее его название - «Департамент обеспечения правопорядка на транспорте МВД России». К его главным обязанностям относится осуществление контроля и координации оперативно-служебной деятельности 20–и региональных управлений внутренних дел на транспорте.

Напомним, что первоначально транспортная милиция была создана с целью охраны железных дорог страны. Однако со временем транспортная ситуация в России менялась. Быстрыми темпами шло развитие авиатранспорта. Преступления стали происходить и в воздухе.


Так, 15 октября 1970 года в России впервые была осуществлена попытка угона самолета. Тогда террористы, отец и сын Бразинскас, попытались захватить самолет Ан-24, летевший из Батуми в Краснодар. Практически в одиночку в противостояние с преступниками вступила юная бортпроводница Надежда Курченко. Ей удалось предотвратить угон самолета, но сама она погибла. Это был первый подобный случай в нашей стране, он шокировал общественность и заставил правительство задуматься о безопасности воздушного транспорта.

Министр внутренних дел Советского Союза Николай Щёлоков 26 октября 1971 подписал приказ о создании на воздушном транспорте следственного отдела МВД СССР. Тогда уже профессионалы стали заниматься борьбой с террористами и другими правонарушителями в воздухе.

Несколько позднее очередь дошла и до водного транспорта. В 1980 году, перед Олимпиадой-80, в столице было создано 1-е подразделение милиции на воде. Это было сделано с целью осуществления контроля за акваторией Москвы-реки.


Важно отметить, что транспортная милиция в России всегда имела особый статус с самого момента ее появления. Причем, специалисты транспортной милиции стали обеспечивать охрану правопорядка не только на железнодорожных, но также на водных и воздушных путях нашей страны.

Транспортная милиция прошла достаточно длинный путь развития. В настоящее время она представляет собой высокоорганизованную, самодостаточную правоохранительную систему. Высококвалифицированные специалисты транспортной милиции эффективно обеспечивают общественную безопасность на транспорте. Они ведут борьбу с любыми формами проявлениями преступности.

Департамент обеспечения правопорядка на транспорте находится в непосредственном подчинении Министерству внутренних дел РФ.


Хотя праздник 18 февраля и не является официальным, но в этот день работники департамента получают поздравления от своих коллег из других департаментов, а также и от высших чинов МВД.

Традиции на праздник

В этот зимний праздник 18 февраля - День работников транспортной полиции - региональные управления транспортной милиции организуют всевозможные торжественные мероприятия. Сотрудникам транспортной милиции, которые особо отличились, вручают почётные грамоты, благодарности, денежные премии или ценные подарки. В День работников транспортной полиции проходят также праздничные концерты, корпоративные мероприятия, чествования ветеранов службы.

Нужно отметить, что в обязанности сотрудников транспортной полиции входит обеспечение безопасности и поддержание порядка не только в самом транспорте во время его движения, но также и в местах его стоянок: на вокзалах, железнодорожных станциях, в аэропортах и портах. В настоящее время под охраной транспортной полиции находятся также пароходства, путепроводы, гидросооружения и т.п.


Многим сотрудникам транспортной полиции по долгу службы достаточно часто приходится находиться в дороге. К примеру, они сопровождают поезда дальнего следования, работая в них днями, а то и неделями. Они также часто тесно сотрудничают с представителями других милицейских подразделений.

Структура Департамента

В состав Департамента обеспечения правопорядка на транспорте входят три управления. Непосредственно на местах департамент представлен линейными отделами, которых, в общей сложности, насчитывается около полутысячи. Они подчиняются региональным управлениям внутренних дел на транспорте (УВДТ).

Начальник Департамента подчиняется непосредственно Министру внутренних дел Российской Федерации, а также первому заместителю Министра, который курирует деятельность Департамента.

В состав Департамента входит оперативно-розыскное бюро № 11. Данное учреждение специализируется на предупреждении, выявлении, пресечении и раскрытии тяжких и особо тяжких преступлений на транспортных объектах. В подчинении Департамента находятся также: Центр оперативного управления органами внутренних дел на транспорте и Главный центр специальных перевозок Министерства внутренних дел РФ.

Как известно, на транспорте всегда существует угроза совершения террористических актов и других противоправных действий. Поэтому правоохранительные органы должны уделять этим объектам повышенное внимание.

Основные правонарушения на транспорте

Чаще всего работникам службы транспортной полиции приходится сталкиваться со следующими правонарушениями: нарушение правил пожарной безопасности, безбилетный проезд и нарушение правил провоза багажа и ручной клади, а также нарушение правил поведения граждан на транспорте.

Кроме того, очень распространены случаи транспортировки наркотиков, оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, а также незаконного вывоза из страны сырья, стратегических материалов, драгоценных металлов и т.п.

Уважаемые читатели, пожалуйста, не забывайте подписываться на наш канал в

Начало железнодорожному транспорту положил Указ императора Николая 1 от 15 апреля 1836 года «О строительстве железной дороги Петербург – Царское село» и к середине 19 века началось бурное сооружение железных дорог, связанное с привлечением значительного людского резерва, как для строительства, так и для эксплуатации. Тяжелые условия работы и жизненные трудности обострили криминальную активность рабочих. На станциях, в пути следования поездов, в полосах отвода совершались преступления против личности, кражи, а также имели место хищения денежных и иных средств, выделяемых государством на строительство железных дорог.

Возникла проблема обеспечения общественного порядка, защиты интересов организаторов производства и рабочих, а затем и общественной безопасности при эксплуатации железных дорог. Императором Николаем 1 было принято решение о привлечении специального Корпуса жандармов к обеспечению порядка на железных дорогах. С учетом того, что линейный характер строительства не позволял привлекать местную полицию к обеспечению правопорядка, был введен особый полицейский надзор в виде жандармских команд и эскадронов, подчинявшихся Министерству путей сообщения.

По сути дела, в те времена железнодорожная полиция являлась ведомственным силовым органом МПС и находилась в служебной и денежной зависимости от местного железнодорожного начальства, что, в свою очередь, являлось препятствием в отстаивании интересов государства. Зачастую, виновные в совершении хищений и денежных средств являлись руководители строительства и служащие железной дороги.

И тогда шеф жандармов генерал-адъютант граф Шувалов обратился лично к императору с рапортом об изменении правового статуса жандармской железнодорожной полиции. 16 марта 1867 года Высочайшим повелением были утверждены структура и штаты жандармских полицейских управлений железных дорог и был создан жандармский институт обеспечения правопорядка на железнодорожном транспорте.

Однако, значительно ранее, Сенатским указом от 11 августа 1732 года, полиции было поручено выполнять обязанности по борьбе с наводнениями и наблюдением за содержанием мостов в надлежащей исправности.

Впервые правовой статус прообраза современных органов внутренних дел на транспорте был установлен 20 ноября 1809 года Высочайшим Манифестом «Об управлении водяными и сухопутными сообщениями». Создано новое учреждение, в штат которого «…для полицейского надзора как по водным, так и по сухопутным сообщениям» включалась полицейская команда.

По мере строительства и развития торговли, в Санкт-Петербурге возникла необходимость в создании особого специального полицейского органа «для наблюдения за столичными водами». На рассмотрение в министерства был направлен проект с предложениями по устройству речной полиции и 27 июня 1867 года он был утвержден царем. Эта дата может считаться датой образования речной полиции.

После Октябрьского переворота 18 февраля 1919 года ВЦИК принял декрет «Об организации железнодорожной милиции и железнодорожной охраны». Именно эта дата в последствии, стала считаться Днем основания милиции на транспорте. Шел активный поиск форм и методов работы. Практиковались и патрульная служба на вокзалах, и постовая служба по охране отдельных объектов, и сквозное сопровождение пассажирских поездов нарядами милиции. Создавались “Летучие отряды” мобильные подразделения, выезжавшие для наведения порядка и раскрытия преступлений на отдаленных станциях и разъездах.

В конце 60-х, начале 70-х годов во всем мире широкое распространение получили случаи воздушного бандитизма (в последствии названного терроризмом) – нападение вооруженных преступников на пассажиров и членов экипажа с целью захвата и угона самолета, а также попытки проноса взрывных устройств на воздушное судно.

В целях предупреждения воздушного бандитизма, обеспечения безопасности пассажиров и экипажей воздушных судов гражданской авиации Совет Министров СССР своим распоряжением от 3 ноября 1970 года возложил на органы внутренних дел обязанности по сопровождению самолетов, выполняющих рейсы на внутрисоюзных линиях, и в 1971 году разрешил МВД СССР содержать для этой цели, за счет средств Министерства гражданской авиации, 2200 сотрудников.

Однако, как показала практика, сопровождение самолетов имело свои минусы. Оружие в полете могло применяться в исключительных случаях, выстрелами из огнестрельного оружия создавалась возможность разгерметизации воздушного судна. Необходимо было искать более эффективные методы работы по обеспечению безопасности полетов. Наиболее эффективным средством пресечения фактов проникновения на борт воздушного судна лиц, с целью его захвата или угона, а также незаконного провоза пассажирами опасных грузов, предметов и веществ, стал предполетный досмотр пассажиров, их ручной клади и багажа.

В 1978 году был введен сплошной досмотр пассажиров, их ручной клади и багажа, а в необходимых случаях и личный досмотр, как на внутренних, так и на международных авиалиниях.

В 1997 году Министерством внутренних дел Российской Федерации принято решение об упразднении подразделений службы досмотра органов внутренних дел на воздушном транспорте и передаче имеющейся штатной численности в другие службы транспортной милиции.

Однако, после совершения террористических актов на воздушных судах в августе 2004 года, в состав досмотровых групп вновь введены сотрудники милиции, принимающие участие в производстве предполетного послеполетного досмотра. Кроме того, ими осуществляются оформления изъятых у авиапассажиров предметов и веществ, запрещенных к перевозке.

В наше время значительное внимание в деятельности органов внутренних дел на транс¬порте уделяется организации и проведению мероприятий по выявлению и пресечению каналов незаконной транспортировки оружия, боеприпасов, взрывных устройств и взрывчатых веществ, а также перекрытие каналов транспортировки наркотиков на объектах желез¬нодорожного, воздушного и водного транспорта.

Департаментом обеспечения правопорядка на транспорте МВД России органи¬зовано проведение мероприятий по предупреждению безнадзорности, беспризорно¬сти и правонарушений несовершеннолетних на объектах транспорта, по выявлению и устройству в специализированные детские уч¬реждения безнадзорных подростков, находящихся в социально опасном положении. На местах систему органов внутренних дел на транспорте (ОВДТ) представляют более 500 линейных органов внутренних дел, работу которых координируют 20 управлений внутренних дел на транспорте (УВДТ).

В оперативном обслуживании органов внутренних дел на транспорте сегодня находятся: 17 железных дорог, протяженностью 85 тыс. км; 508 железнодорожных вокзалов; 1942 железнодорожных моста; 139 тоннелей; 297 путепроводов; 203 аэропорта, в т.ч. 69 - международных; 16 управлений государственного авиационного надзора; 10 морских и 25 речных пароходств; 14 бассейновых управлений государственного надзора; 62 морских и 119 речных портов; судоходная часть рек протяженностью 102 тыс. км; сеть гидротехнических сооружений.

Обеспечение правопорядка на транспорте требует от сотрудников высочайшего профессионализма знания не только своей специальности, но особенностей функционирования многих транспортных служб, умения мгновенно ориентироваться в постоянно меняющейся обстановке и незамедлительно действовать, зачастую один на один с преступником, рискуя жизнью.

Находясь в движущемся транспорте рассчитывать на быструю помощь товарищей не всегда приходится. Тут, как нигде, нужны большая мобильность, предусмотрительность, оперативная смекалка самоотверженность и мужество.

По материалам Пресс-службы ДОПТ МВД России

ИСТОРИЯ. ОПЫТ. ТРАДИЦИИ

18 февраля сотрудники транспортной полиции отмечают профессиональный праздник и 94-ю годовщину со дня образования ведомства, которое сегодня призвано обеспечивать безопасность железнодорожных, воздушных и водных магистралей страны. Но началом истории принято считать 1919 год, когда по решению Всероссийского центрального исполнительного комитета была создана рабоче-крестьянская железнодорожная милиция.

Железнодорожная

У истоков создания структуры стоял Александр Васильевич Белоруссов, которому правительством было поручено сформировать железнодорожную милицию на семи вокзалах столицы и организовать контроль на станциях в пределах Московской губернии. Со своей задачей он справился, и уже в апреле 1919 года за правопорядком на стратегически важных объектах транспорта следили сотрудники нового ведомства.

Особенно сложной криминогенная обстановка была на Казанском и Курском вокзалах, где скапливалось огромное количество пассажиров, мешочников, царили суета и давка. В такой атмосфере свободно себя чувствовали карманники, спекулянты и мелкие жулики. На пресечение их преступной деятельности и были направлены силы тогда ещё очень малочисленной железнодорожной милиции.

В годы Великой Отечественной войны многие сотрудники железнодорожной милиции сменили профессию и стали пехотинцами, связистами, танкистами и зенитчиками. Невероятных усилий требовалось, чтобы сохранить в целости железную дорогу, подвижной состав, пристанционные здания и сооружения. Кроме того, из числа сотрудников ведомства создавались оперативные подвижные группы сопровождения поездов для борьбы с дезертирством, спекуляцией, бандитизмом на стальных магистралях страны.

После разрушительной и кровопролитной войны, преодолев тяжелейшие годы восстановления и давая жесткий отпор преступности, сотрудники железнодорожной милиции столкнулись с новой бедой. С развитием рыночной экономики в стране набирают обороты следующие виды противоправной деятельности: хулиганство, вандализм, воровство, спекуляция. В электропоездах бьют стёкла, «раздевают» вагоны (срывают обивку с сидений, воруют обогреватели, выкручивают лампочки и плафоны), исчезают контактные провода и дроссельные перемычки, изготовленные из цветных металлов.

Страницы истории железнодорожной милиции полны как славных, так и печальных событий. 26 июня 1976 года при исполнении служебных обязанностей трагически погиб сотрудник ЛОВД на станции Кусково младший сержант милиции Николай Чекулаев. В тот роковой день он совершал обход электропоезда, его попросили зайти в пятый вагон, где пьяный хулиган приставал к женщине. Прибыв на место, милиционер принял решение препроводить дебошира в тамбур, подальше от других пассажиров. Неожиданно мужчина выхватил нож, нанёс несколько ударов Николаю и бросился в другой вагон. Слабея и истекая кровью, Чекулаев преследовал преступника. Воспользоваться табельным оружием он не мог – слишком много в электричке было людей, и подвергать их опасности сотрудник транспортной милиции не стал. Николай настиг злоумышленника, завязался бой, но на помощь стражу правопорядка бросились пассажиры. Преступник был задержан, но от полученных ранений и большой потери крови сержант Чекулаев скончался.

Спустя два года в управлении были учреждены ежегодные лично-командные соревнования по служебно-прикладным видам спорта на Кубок имени Николая Чекулаева.

В 80-е годы сотрудники Московского УВДТ исполняли интернациональный долг в Афганистане, в 90-х – принимали участие в поддержании правопорядка на Северном Кавказе. Бойцы сводного отряда ОМОН МУВДТ регулярно выезжали в регион, несли службу на железнодорожной станции Гудермес. Не обошлось в эти годы без потерь.

В 1996 году в Москву из командировки не вернулся Виктор Новик. Отряд попал в глубокое окружение и удерживал оборону восемь суток, бойцам чудом удалось уцелеть, но погиб их командир.

3 августа 2001 года возле управления была открыта стела, посвящённая памяти сотрудникам Московского УВДТ, погибшим в годы Великой Отечественной войны, при исполнении служебного долга по охране общественного порядка на железнодорожном транспорте и не вернувшимся из командировок в Чеченскую Республику.

С появлением «челноков», курсирующих по стране и зарубежью, резко возрастает количество разбойных нападений. Появляется множество организованных преступных групп, специализирующихся на поборах в поездах и на вокзалах. Противостоять им должны были сотрудники Оперативно-розыскного бюро, специально созданного в 1993 году в Управлении внутренних дел на транспорте. На счету подразделения не одно раскрытое громкое дело.

Так, в марте 2002 года в поездах киевского направления была обезврежена преступная группа, которая на протяжении семи лет терроризировала граждан из бывших союзных республик. После распада СССР в поисках хоть какого-нибудь заработка в Россию потянулись жители Украины, Белоруссии, Молдовы. Они и становились жертвами криминальной деятельности ОПГ, подвергались дерзкому нападению по дороге на родину и лишались всех вырученных средств. Точку в криминальном промысле группировки поставили сотрудники ОРБ.

10 февраля 1999 года сотрудникам и ветеранам Московского УВД на железнодорожном транспорте в торжественной обстановке было вручено знамя.

Управление милиции

на воздушном и водном транспорте

В начале 70-х годов по миру прокатилась волна нового вида преступлений - воздушного терроризма. Гражданские самолёты и объекты воздушного транспорта всё чаще подвергались преступным посягательствам.

Не обошлось без трагического события и в нашей стране. В 1970 году злоумышленники - отец и сын - захватили самолёт, следовавший из Батуми в Сухуми, и посадили его в Турции. Жертвой осуществления их криминального плана стала бортпроводница Надежда Курченко. Случай в сухумском аэропорту заставил правительство страны всерьёз задуматься о безопасности воздушных магистралей. Было принято решение о создании подразделений воздушной милиции.

Датой образования управления принято считать 26 октября 1971 года, когда министр внутренних дел СССР подписал приказ № 0673 «Об утверждении структуры и штатов Московского управления милиции и следственного отдела МВД СССР на воздушном транспорте».

Специфическое подразделение выполняло ряд задач: охрана общественного порядка и борьба с преступностью на территории аэропортов, сопровождение самолётов гражданской авиации, создание эффективного паспортного контроля, осуществление оперативного обслуживания аэропортов московского авиаузла и объектов гражданской авиации, расположенных в 16-ти центральных областях Российской Федерации. Сотрудники милиции, сопровождавшие пассажирские рейсы, вылетали в 21 город СССР.

В апреле 1975 года для повышения безопасности полётов, предупреждения и пресечения посягательств преступных элементов на жизнь и здоровье пассажиров и членов экипажа были приняты меры к упорядочению организации досмотра ручной клади, багажа и пассажиров в аэропортах, для чего в составе аппаратов уголовного розыска были созданы специальные подразделения по досмотру.

В 1980 году в преддверии московской Олимпиады в структуру УВД вошёл отдел речной милиции, обслуживающий акваторию Москвы-реки в черте столицы.

В 1991 году подразделение получило новое название - Московское УВД на воздушном и водном транспорте. Добавились и новые задачи: усиление контроля и исключение возможности проведения террористических актов, обеспечение охраны особо важных гидротехнических сооружений столицы, усиление борьбы с преступными проявлениями на объектах водного транспорта на Москве-реке. На главных водных магистралях центрального региона России, где расположены 10 речных портов, 49 пристаней и причалов, 11 шлюзов, 5 плотин и 5 ГЭС, относящихся к объектам жизнеобеспечения г. Москвы, круглосуточно несли свою нелёгкую службу сотрудники линейного управления внутренних дел на речном транспорте.

В 1991 году организовано первое линейное управление внутренних дел, включающее и подразделение ГАИ, в международном аэропорту Шереметьево - крупнейшем аэровокзальном комплексе России. В дальнейшем подразделения воздушной милиции были созданы практически во всех крупных аэропортах страны.

В 1991 году в структуре Московского УВД на воздушном и водном транспорте МВД России была создана отдельная рота милиции специального назначения. А уже в 1993 году был образован отряд милиции особого назначения МУВД на ВВТ, костяк которого составили сотрудники роты.

Свою профессиональную выучку и боеспособность бойцы отряда продемонстрировали во время октябрьских событий 1993 года. ОМОН охранял здание ИТАР-ТАСС и с честью справился с поставленной задачей, обезоружив 20 боевиков и не допустив захвата персонала и уничтожения информационного агентства.

ОМОН управления одним из первых был направлен в зону боевых действий на Северный Кавказ. За мужество и героизм, проявленные при выполнении специальных задач, более трети сотрудников отряда были награждены орденами и медалями.

Юго-Восточное

управление внутренних дел на транспорте

Начало железнодорожному строительству положил Указ императора Николая I от 15 апреля 1836 года «О строительстве железной дороги Петербург - Царское Село». Первая в России железная дорога протяженностью в 25 вёрст была построена в кратчайший срок, и уже 30 октября 1837 года состоялось её официальное открытие. К середине XIX века началось бурное строительство железных дорог с привлечением значительного количества людей.

23 марта 1902 года было сформировано единое управление с центром в Воронеже. Одновременно с этим и было создано единое Жандармско-полицейское управление на Юго-Восточной железной дороге.

Революция и Гражданская война внесли значительные коррективы в работу правоохранительных структур на железной дороге. После издания в феврале 1919 года Декрета «Об организации железнодорожной милиции и железнодорожной охраны» начался новый этап в работе транспортной милиции на Юго-Восточной железной дороге. После многочисленных реформирований в мае 1939 года был создан Дорожный отдел милиции. Ему подчинялись 5 линейных отделений милиции на станциях Воронеж, Грязи, Лиски, Лихая, Россошь.

С началом Великой Отечественной войны милиция перестроила свою работу в соответствии с требованиями военного времени, подчинив её укреплению тыла и всемерной помощи фронту. В первые дни мобилизации группа сотрудников аппарата Дорожного отдела добровольно влилась в Воронежский добровольческий коммунистический полк. В трудные месяцы 1942 года в ряды Красной Армии были призваны еще 120 сотрудников.

Противник усиленно бомбил железную дорогу и 7 июля 1942 года овладел центром Воронежа. Бомбардировке подвергся ряд станций. Управление ЮВЖД было эвакуировано в Сталинград. 19 июля 1942 года прибыл туда и аппарат Дорожного отдела милиции, а в августе передислоцировался в город Балашов.

1942 год - период потерь: при исполнении служебных обязанностей погибли 10 сотрудников ЮВЖД.

Окончание войны и массовая демобилизация из рядов Советской армии ознаменовались притоком ценных кадров в милицию. На ЮВЖД пришли 246 участников войны. В числе приступивших к службе были три Героя Советского Союза. Б. Г. Сорокин возглавил политико-воспитательную работу с личным составом ЛОМ на станции Бала-
шов, старшина милиции В.И. Климов нёс службу в ЛОМ на станции Лихая, старшина милиции Пётр
Сидоров служил в Поворино.

В 1959 году в соответствии с решением правительства некоторые железные дороги были укрупнены. В состав Юго-Восточной железной дороги вошли Мичуринское отделение с Тамбовским подотделом бывшей Московско-Рязанской железной дороги, Елецкое отделение бывшей Московско-Курско-Донбасской железной дороги. Линии Юго-Восточной железной дороги теперь пролегали по 11-ти областям России.

В 60-70-е годы шёл процесс качественных изменений личного состава, рост общеобразовательного уровня, культуры и оперативно-служебного мастерства. Только за 1965 и 1967 годы высокими государственными наградами были отмечены 23 сотрудника. В 1972 году четвертую часть личного состава составляли «отличники милиции». В 1978 и 1979 годах по итогам социалистического соревнования Юго-Восточному управлению транспортной милиции за высокие показатели в работе МВД СССР были присуждены вымпелы «Победителю социалистического соревнования».

События Чеченской кампании не обошли стороной и Юго-Восточное УВДТ. С 1995 года отряды, сформированные из сотрудников транспортной милиции, направлялись в тревожный регион для несения службы по охране и поддержанию правопорядка. Эта война унесла жизнь четырех сотрудников, память о которых навечно останется в Книге памяти управления.

В 90-е годы в Юго-Восточном УВДТ формируются новые подразделения: по борьбе с организованной преступностью, терроризмом и наркобизнесом на объектах транспорта - Оперативно-розыскное бюро (ОРБ) и отряд милиции особого назначения. Стоит отметить, что большинство бойцов ОМОНа Юго-Восточного УВДТ за успешное выполнение служебных задач были удостоены государственных наград.

Современная история Управления

В 2010 году Московское УВД на железнодорожном транспорте, Московское УВД на воздушном и водном транспорте и Юго-Восточное УВД на транспорте были объединены в Управление на транспорте МВД России по ЦФО. Основные задачи ведомства остались прежними - обеспечение безопасности граждан и пресечение преступных посягательств на грузы и багаж на объектах транспортного комплекса.

Возглавляет УТ МВД России по ЦФО
генерал-майор полиции Виктор Шимаров.

Ольга Тарасова,

фото из архива ОИиОС УТ МВД

России по ЦФО.

При подготовке статьи

использовались материалы книг

«Дорога длиною в 40 лет»

и «На страже магистралей»

Какие комментарии можно увидеть или услышать касательно работы транспортной полиции? К сожалению, не всегда лестные. Однако данная служба обладает широким спектром действий и обязанностей.

Одна из сложнейших государственных структур - транспортная полиция, имеющая множество отделений по всей стране. Главное управление выполняет основные функции и руководит деятельностью органов внутренних дел на водном, воздушном, а также железнодорожном транспорте. Основной функцией государственной структуры является обеспечение безопасности населения на любом из видов транспорта.

Главное управление в своей деятельности руководствуется Конституцией России, нормами международного права, международными договорами РФ, федеральным законодательством, актами Президента и Правительства РФ, нормативно-правовыми актами МВД России.

Транспортная полиция состоит из более чем 500 линейных отделов, чья деятельность, контролируется со стороны 20 управлений по транспорту. Сама структура является весьма сложной и многоярусной.

Структурное ГУТ МВД выглядит следующим образом:

  • Начальник Главного Управления. Под его началом Отдел делопроизводства и режима и Отдел кадров и государственной службы.
  • Первый заместитель начальника ГУ. В его задачи входит Управление организации борьбы с преступностью на транспорте и Оперативно-розыскное управление.
  • Заместитель начальника ГУ, руководит организационно-контрольным управлением.
  • Заместитель начальника ГУ, распоряжающийся отделом обеспечения охраны общественного порядка.
  • Заместитель начальника ГУ, ему подведомственны Отдел межведомственного взаимодействия в сфере транспортной безопасности и организационно-методического обеспечения деятельности подразделения полиции на метрополитене и Подразделение по организации связи, автоматизации и техническому обеспечению.

Структура Транспортной полиции

Как можно понять из вышесказанного, структура главного управления по транспорту Министерства внутренних дел РФ, весьма сложна и обхватывает широкий спектр структур.

За последние годы ситуация сложилась таким образом, что большая часть деятельности направлена на борьбу с преступностью, в частности с терроризмом. Представители транспортной полиции занимаются выявлением каналов незаконной поставки оружия, наркотиков, боеприпасов, взрывчатых веществ и иных запрещенных товаров, которые ввозятся в страну воздушным, морским или железнодорожным транспортом.

Какие требования предъявляются к сотрудникам транспортной полиции

Обеспечение транспортной безопасности, требует от желающих наличие высокого профессионализма, знания не только узкой специфики собственной деятельности, но всей транспортной структуры. Важно уметь быстро принимать решения в экстренных ситуациях, мгновенно ориентироваться в изменившейся обстановке. Представителям данной службы нередко приходится сталкиваться со сложными и опасными для жизни ситуациями и искать выход из положения в одиночку.

Чтобы подать заявку на прохождение отбора и иметь шанс на трудоустройство, гражданину необходимо:

  • наличие Российского гражданства;
  • прохождение военной службы в Вооруженных силах РФ;
  • наличие минимум полного среднего образования (11 классов);
  • постоянная или временная регистрация на территории России;
  • пройденная медицинская комиссия и психологическое обследование.

Важно! Также желающий должен обладать хорошей физической подготовкой и устойчивой психикой. Поскольку служба требует отдачи каждый день 24 часа в сутки, человек должен быть всегда на связи, готовый в любой момент выйти на работу.

Полномочия сотрудников транспортной полиции

В первую очередь, задачей сотрудника транспортной полиции является защита здоровья, жизни, а также прав Российских граждан, от преступных или иных противоправных посягательств.

Основные функции транспортной полиции на сегодняшний день - осуществление проверок в случае возникновения происшествия на любом из подведомственных типов транспорта, а также на территории портов, вокзалов, аэропортов.

Работники государственной структуры наделены полномочиями для проведения досмотра груза, вскрытия контейнеров, осмотра личных вещей пассажиров и членов экипажа. Однако делается все это только при наличии серьезных оснований, как например, появлении информации о перевозки наркотиков, оружия или взрывного устройства.

Важно! Осмотр проводится в присутствии не менее 2 понятых. При этом работник государственной службы обязан составить соответствующий протокол.

Реформа транспортной полиции: основные изменения

В 2019 году Правительство России провело масштабную реформу МВД. Основной задачей государственных деятелей являлось обеспечение достойной материальной поддержки работникам транспортной полиции и их семьям. Второй задачей стала оптимизация действующей структуры в соответствии с экономическим положением в стране.

Какие основные изменения произошли с начала 2019 года:

  • большое сокращение со стороны руководящего состава;
  • государственные служащие будут получать медицинское обслуживание согласно обычным полисам обязательного или добровольного страхования;
  • снижение расходов на содержание структуры, что обеспечивает общий подъем заработной платы;
  • объединение между собой ряда ведомств и перераспределение их обязанностей.

Помимо транспортной полиции подобные изменения коснутся управления ГИБДД.

Зарплата и денежное довольствие

Зарплата полиции: анализ за 5 лет

Как заверяет Правительство России, реформа текущего года напрямую коснется заработной платы сотрудников и дополнительного финансового поощрения. При этом изменения будут исключительно в лучшую сторону.

Министерство внутренних дел рассматривает не только вопрос по увеличению размера заработной платы, но и возможности сохранения всех полагающихся льгот и дополнительных выплат.

По мнению Министерства основной составляющей, оказывающей влияние на непосредственный оклад сотрудника - наличие аттестации. Не меньшее значение будут иметь личные достижения служащего, награды и благодарности. По мнению государства в ближайшие несколько лет заработная плата государственных служащих увеличится на 150%.

Сама заработная плата работника дорожной полиции состоит из нескольких частей:

  1. Оклад - является основополагающей частью заработной платы. Показатель попадает под ежегодную индексацию и, соответственно будет увеличиваться. Поскольку за последние 5 лет существенного повышения оклада не происходило, на данный момент вопрос встал достаточно остро. По мнению Министерства, увеличение оклада - это первое на что должна быть направлена реформа 2019 года.
  2. Дополнительная надбавка за звание. Сюда входят дополнительные ежемесячные выплаты, которые начисляются в виде процента от основного оклада. В зависимости от квалификации и звания работника процент составляет от 5 до 30. Также имеется дополнительная надбавка за стаж на государственной службе. Размер надбавки от 10 до 40%. Дополнительно может назначаться районный коэффициент или за особые условия до 100%.

Помимо вышеуказанного существуют дополнительные виды надбавок, например за работу со сведениями, содержащими государственную тайну - от 10 до 25%.

Наличие наград за особые заслуги, позволяют государственным служащим рассчитывать на дополнительные финансовые выплаты:

  • работники государственной структуры, имеющие ученую степень. При звании кандидата наук, получают надбавку в размере 15% от основного оклада. За звание «доктор наук», сотруднику доплачивают по 30% от оклада;
  • заместители начальника территориального ОВД или ВРИО получают надбавку в размере 30-50% от оклада. На то же поощрение может рассчитывать лицо, осуществляющее временную замену заместителя начальника. Например, на период отпуска.

Заключение

Подводя итоги, что представляет собой вся структура и специфика работы транспортной полиции? В первую очередь - это государственная служба, отличающаяся сложной, достаточно опасной и тяжелой деятельностью. Только единицы могут пройти отбор и соответствующее обучение, однако при этом работа наполнена событиями, действием и, что немаловажно, хорошей финансовой компенсацией.