Возникновение, изменение и прекращение правоотношений в различных институтах финансового права. Финансовые правоотношения Возникновение и прекращение бюджетных правоотношений

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru/

Введение

Глава 1. Финансовые правоотношения: понятия и особенности

Глава 2. Субъекты финансовых правоотношений

Заключение

Список использованной литературы

Введение

В финансовом праве "финансовая деятельность государства" определяется как базовая юридическая категория (в последнее время равно применяется и понятие "финансовая деятельность государства и муниципальных образований"). Данная категория в современном понимании претерпела определенную эволюцию.

В конце XIX - начале XX века основополагающей категорией науки о финансах и науки финансового права было понятие "финансовое хозяйство" (которое отождествлялось с понятиями "публичное (государственное) хозяйство", "принудительное хозяйство"). "Финансовая наука, - писал В. А. Лебедев, - есть наука: о финансовом хозяйстве. Поэтому в нее и должно входить изучение всего, что понимается под словом "хозяйство". А хозяйство состоит из трех непосредственно связанных между собой операций: приобретения доходов, расходования их и выводов результатов хозяйничания". Именно содержание этой категории и определяло понимание системы финансового права.

Содержание категории "финансовое хозяйство" охватывало не только финансово-правовые институты как структурные элементы системы финансового права - государственный бюджет, налоги и т.д. (существующие и в настоящее время), но и правовой режим доменов - имущество, призванное приносить доход государству (например, государственные леса); регалий - почтовая, монетная, телеграфная; разработки государственных промыслов - горные, соляные и т.д. К предмету финансово-правового регулирования относили и так называемые вещные потребности - казенные подряды и поставки, отношения по поводу которых регулируются в настоящее время нормами гражданского права.

Такое смешение качественно различных категорий можно объяснить тем, что отождествлялись предмет финансовой науки и предмет финансового права вследствие имеющей место "генетической связи финансового права как правовой категории и финансов как экономической категории, обусловленной диалектикой формы и содержания".

Главной целью финансовой деятельности государств на современном этапе является финансовое покрытие публичных затрат на социальные и иные программы, обеспечивающие реализацию коллективных интересов. Эта деятельность призвана обеспечить, гарантировать выполнение не одной какой-то задачи или функции государства, а практически всех. "Расходы государства как вид финансовой деятельности являются методом осуществления его внутренних экономических, культурно-воспитательных, социальных и внешних функций". Вследствие полифункциональности финансовой деятельности государства Ю. А. Крохина считает актуальным ее деление "по сферам общественных отношений, регулируемых финансовым правом" - бюджетная деятельность, налоговая деятельность, кредитная и т.д.Финансовые отношения, возникающие в обществе, требуют правового регулирования. При этом применяются разнообразные нормы финансового права. Развитие финансового права идет бурно в условиях проводящейся в России административной реформы. Регулирование нормами финансового права затрагивает самые различные аспекты экономики страны. Поэтому тема работы является актуальной.

Цель работы состоит в рассмотрении особенностей развития понятия и правового регулирования финансовых правоотношений, которые возникают в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления. Для реализации этой цели в работе были поставлены следующие задачи:

Определить сферу возникновения финансовых правоотношений;

Рассмотреть особенности финансовых правоотношений и их отличия в системе смежных правоотношений;

Раскрыть содержание финансовых правоотношений, а также их виды в структуре финансовых отношений;

Проанализировать правосубъектность участников финансовых правоотношений;

Изучить особенности развития теории и практики применения финансовых правоотношений в России.

Объектом исследования являются финансовые правоотношения. Предмет исследования - особенности проявления финансовых правоотношений в России.

Теоретической и методологической основой исследования являются статьи, публикации в прессе, социологические и экономические исследования, монографии, статистические данные.

Глава 1. Финансовые правоотношения: понятия и особенности

1.1 Понятия и особенности финансовых правоотношений, основные виды

финансовый правоотношение защита возникновение

Финансовые правоотношения -- это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных и муниципальных денежных фондов и доходов.

Правовая урегулированность этих отношений необходима для достижения целей, поставленных государством и органами местного самоуправления в области финансовой деятельности. Урегулированные нормами финансового права, они становятся финансово-правовыми отношениями: возникают на основе норм финансового права, их участники находятся во взаимной связи через субъективные юридические права и обязанности, такие связи (отношения) охраняются принудительной силой государства.

Следует иметь в виду, что в процессе финансовой деятельности государства возникают также отношения, не нуждающиеся в правовой регламентации (при осуществлении организационной, подготовительной, информационной, аналитической, массово-разъяснительной и иной деятельности государственных органов и органов местного самоуправления). Однако именно финансово-правовые отношения выражают основное содержание этой деятельности, придают ей целенаправленность и четкую организованность. Вне правовых отношений финансовая деятельность неосуществима. Только при взаимосвязанных юридических правах и обязанностях, реализация которых гарантируется мерами государственного принуждения, может быть обеспечено получение государством и органами местного самоуправления запланированных доходов, их распределение и использование соответственно намеченным планам и программам.

Обладая общими с другими правоотношениями чертами, финансовые правоотношения имеют и особенности. Основная особенность, которая определяет и другие отличительные черты финансовых правоотношений, заключается в том, что они возникают в процессе планового образования, распределения и использования государственных (а также муниципальных) денежных фондов я доходов, т.е. в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления. Отсюда и другая их особенность: финансовые правоотношения являются разновидностью имущественных отношений, имеющих публичный характер, так как возникают по поводу денежных средств, точнее -- финансовых ресурсов государства и муниципальных образований, используемых на общезначимые потребности. Такой объект правоотношений налицо, например, при возникновении их между государством и предприятиями в случаях внесения обязательных платежей в бюджет или, напротив, при получении из него ассигнований; при оказании финансовой помощи органом государственного управления подведомственным организациям, между Центральным банком РФ и Правительством РФ при использовании банковского кредита для покрытия бюджетного дефицита; между государством или и органами местного самоуправления и гражданами в связи с уплатой налогов и т.д.

Урегулированные нормами финансового права отношения процедурного характера, связанные с использованием определенных форм и порядка деятельности, также обеспечивают движение финансовых ресурсов.

Следующая особенность финансовых правоотношений состоит в том, что одной из сторон в них всегда выступает государство и его уполномоченный орган, муниципальное образование и соответствующий орган местного самоуправления. Это обусловлено тем, что само государство (или муниципальное образование) в интересах общества осуществляет финансовую деятельность: организует поступление денежных средств в различные государственные (муниципальные) денежные фонды, распределяет и использует их на социально-экономические программы и другие общественно необходимые потребности. При этом государственные органы наделены властными полномочиями: они вправе издавать предписания, обязательные для исполнения другими участниками финансовых правоотношений -- предприятиями, организациями, учреждениями, гражданами. Такого рода предписания могут быть адресованы также другим государственным органам согласно подчиненности и подконтрольности. Однако государственные органы, выступая в финансовых правоотношениях от имени государства, имеют не только право властных предписаний, но и обязанности, связанные с правами других участников финансовых правоотношений. Аналогично взаимодействуют с участниками финансовых правоотношений и органы местного самоуправления. Права всех участников финансовых правоотношений находятся под защитой государства, реализация их, как и выполнение финансовых обязанностей, обеспечивается его принудительной силой.

Для финансового правоотношения должны быть налицо все рассмотренные специфические черты в комплексе, характеризующие финансовые правоотношения как государственно-властные имущественные (денежные) отношения.

Воля государства, его предписания по образованию, распределению и использованию финансовых ресурсов на определенные периоды времени конкретизируются в финансовых планах (квартальных, годовых) или нормативах, лимитах и т.п. Они утверждаются соответствующими государственными органами в установленном порядке и подлежат обязательному исполнению. Наличие финансового плана характерно для финансовых правоотношений. Договор им, как правило, не свойствен.

Властно-имущественными являются и финансовые правоотношения с участием, как одной из обязательных сторон, органов местного самоуправления.

Возникновение, изменение и прекращение финансовых правоотношений происходит при наличии четко определенных в правовых нормах условий, или юридических фактов. Сами участники финансовых правоотношений о них договариваться не вправе. К юридическим фактам в финансовом праве относятся действия (бездействие) или события.

Действия -- это юридические факты, которые являются результатом волеизъявления лиц. Они могут быть правомерными, т.е. отвечать требованиям закона, и неправомерными -- не соответствующими им. Для финансовых правоотношений наиболее характеры такие юридические факты, как утверждение финансово-плановых актов. Соответственно общим требованиям правовых норм в них конкретно выражены права и обязанности участников правоотношений в области финансовой деятельности. После выполнения заданий, содержащихся в планах, финансовые правоотношения прекращаются, но нередко возникают вновь между этими же участниками на основе новых планов.

На основании правовых норм и финансовых планов общего значения принимаются индивидуальные финансово-правовые акты, которые также ведут к возникновению, изменению или прекращению финансовых правоотношений. Это, например, извещение налогоплательщика налоговым органом о необходимости уплаты определенной суммы налога, распоряжение министерства о передвижении средств по статьям смет подведомственных учреждений в рамках сводной сметы этого министерства, о выделении временной финансовой помощи подведомственным предприятиям и др.

При неисполнении участниками финансовых правоотношений своих обязанностей возникают правоотношения, связанные с применением мер ответственности (начисление пеней на невнесенную сумму налогового платежа в государственный или местный бюджет, прекращение финансирования при использовании средств не по целевому назначению и др.).

События -- это обстоятельства, не зависящие от воли людей (смерть и рождение человека, стихийное бедствие). Правовая норма может связывать с ними возникновение, изменение или прекращение финансовых правоотношений. Например, рождение у гражданина ребенка, достижение лицом определенного возраста влияют на правоотношения по поводу налоговых платежей; в связи со стихийными бедствиями, эпидемиями возникают правоотношения по поводу предоставления субвенций из вышестоящего бюджета в нижестоящий.

Лучшему представлению о финансовых правоотношениях, пониманию их содержания и особенностей помогает их классификация по разным основаниям: по кругу участников, по способам государственной защиты, по длительности и др.

Наиболее полно раскрывает содержание финансовых правоотношений их классификация на виды в зависимости от структуры финансовой системы РФ. При такой классификации выделяются финансовые правоотношения, возникающие в связи с функционированием соответствующего звена финансовой системы: бюджетные, налоговые, по поводу организации финансов государственных предприятий, организации страхового дела и т.д. Такие виды финансовых правоотношений соответствуют систематизации норм финансового права по этому же признаку.

В связи с существованием материальных и процессуальных норм финансового права, выделяемых в зависимости от объекта правового регулирования, финансовые правоотношения также могут быть материальными и процессуальными.

В материальных финансовых правоотношениях реализуются права и обязанности субъектов по получению, распределению и использованию определенных финансовых ресурсов. Эти финансовые ресурсы выражены в конкретном размере или определенном виде доходов и расходов. Основное содержание субъективных материальных финансовых прав и обязанностей заключается в возможности или необходимости получения, уплаты, распределения, расходования, перераспределения, изъятия и т. п. этих конкретно определенных объемов финансовых средств. В результате реализации данных прав и обязанностей в конечном итоге регулярно образуются и используются государственные и муниципальные денежные фонды.

В процессуальных финансовых правоотношениях выражается юридическая форма, в которой происходит получение государством или органами местного самоуправления в свое распоряжение финансовых ресурсов, их распределение и использование. Поэтому процессуальные субъективные права и обязанности направлены на использование определенной юридической формы и порядка финансовой деятельности. Например, на стадии составления проекта бюджета к ним относятся обязанность Правительства РФ представить в установленный срок Думе проект федерального бюджета по определенному перечню показателей. Процессуальные финансовые правоотношения осуществляются путем использования установленных форм и видов актов органов и органов местного самоуправления, соблюдения сроков тех или иных действий.

Между процессуальными и материальными финансовыми правоотношениями существует неразрывная связь. Процессуальные финансовые правоотношения имеют значение именно как форма реализации материальных прав и обязанностей в области финансов. По словам К. Маркса, «форма лишена всякой ценности, если она не есть форма содержания». Вместе с тем правильно избранная процессуальная форма способствует наилучшему осуществлению материальных прав и обязанностей в области финансов, поскольку не только содержание, но и формы существенны. Поэтому одним из важных факторов повышения уровня финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления является совершенствование процессуальной стороны этой деятельности.

1.2 Основания возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений

Возникновения, изменение и прекращение финансовых правоотношений происходит при наличии четко определенных в правовых нормах условий, или юридических фактов, т.е. предусмотренные нормами финансового права действия (бездействие) или события, вызывающие возникновение, изменение или прекращение у отдельных юридических или физических лиц финансовых прав и обязанностей.

Возникновение финансово-правовых отношений обычно осуществляется на основании правового нормативного или индивидуального юридического акта. Таким нормативным актом в области финансовой деятельности государства является Закон о федеральном бюджете, который принимается ежегодно. Индивидуальным нормативным актом является извещение финансовым органом гражданина о необходимости уплатить какой-либо налог.

Изменение финансовых правоотношений не может быть произведено по волеизъявлению их участников. Оно совершается на основе нормативного акта в связи с изменением предусмотренных в нем фактов и событий. Например, факт увеличения или уменьшения размера бюджетных ассигнований вызывает изменение данного правоотношения.

Прекращение финансовых правоотношений наступает во многих случаях. Из них наиболее часто встречаются следующие:

1. погашение финансового обязательства в результате уплаты суммы в срок или взыскания недоимки (просроченного платежа);

2. выполнение задания по государственным доходам по бюджету или внебюджетным фондам;

3. использование выданных бюджетных ассигнований;

4. осуществление компетентными органами права взыскания недоимки по налогам;

5. прекращение правоотношений по налогам с населения происходит по достижении определенного возраста, предусмотренного законом, например, в связи с переходом на пенсию, в связи с призывом в армию и т.д.

Глава 2. Субъекты финансовых правоотношений

Субъекты финансового правоотношения. Следует различать понятие “субъект финансового права” и “субъект (или участник) финансового правоотношения”

Субъект финансового права -- это лицо, обладающее правосубъектностью, то есть потенциально способное быть участником финансовых правоотношений.

Субъект финансового правоотношения -- это реальный участник конкретных правоотношений.

Юридические права и обязанности в сфере финансовой деятельности принадлежат субъектам финансового права

Субъектами финансовых правоотношений могут быть физические лица (граждане), юридические лица (и организации, не наделенные правами юридического лица), государственные образования (Российская Федерация, субъекты РФ) и муниципальные (местные) образования. Особенностью финансовых правоотношений является то, что одним из субъектов этих отношений обязательно должен быт соответствующий орган государственной власти (либо государственное или муниципальное образование в целом).

Финансовое правоотношение не может возникнуть между физическими лицами (гражданами); между физическими лицами (гражданами) и юридическими лицами, имеющими организационно-правовую форму, базирующуюся на частной собственности, а также между данными юридическими лицами. Субъектный состав финансового правоотношения определяется видом финансового правоотношения.

2.1 Классификация финансовых правоотношений

Финансовые правоотношения можно классифицировать по ряду оснований.

А). По материальному содержанию они делятся, в зависимости от подотрасли, раздела,

института финансового права, на следующие виды:

· бюджетные правоотношения;

· налоговые правоотношения;

· неналоговые правоотношения;

· финансовые правоотношения в области государственного кредита;

· финансовые правоотношения в области страхования;

· правоотношения, возникающие при осуществлении государственных расходов, в том числе и при сметно-бюджетном финансировании;

· финансовые правоотношения в области банковской деятельности;

· финансовые правоотношения, возникающие в области денежного обращения и расчетов;

· валютные правоотношения.

Б). По субъектам финансового правоотношения делятся на:

· возникающие между органами государственной власти; между органами государственной власти и управления общей компетенции;

· между вышестоящими и нижестоящими органами государственного управления, в том числе финансово-кредитными органами;

· между предприятиями, учреждениями, организациями, министерствами и ведомствами;

· между финансовыми органами и предприятиями, учреждениями, организациями;

· между финансовыми органами и гражданами;

· между самими финансово-кредитными органами.

2.2 Порядок, органы и методы защиты финансовых правоотношений

Для защиты прав и законных интересов субъектов, участвующих в финансовых правоотношениях, применяется административный и судебный порядок защиты.

Административный порядок действует главным образом в случае применения мер государственного принуждения, связанных с защитой прав в области финансовых отношений, к государственным и муниципальным органам, предприятиям, организациям, учреждениям.

В различных финансовых отношениях административный порядок защиты имеет свои особенности, но везде он проявляется в форме властных велений при вынесении решения соответствующими государственными органами.

В финансовых правоотношениях государства с участием граждан действует административный и судебный порядок защиты прав и законных интересов обеих сторон. При этом усилена ориентация на использование судебного порядка, который имеет конституционную основу.

Судебный порядок защиты. В главе 2 Конституции РФ о правах и свободах человека и гражданина каждому гарантирована судебная защита его прав и свобод (ст. 46). Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты, каждый гражданин вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в международные органы по защите прав. Однако граждане по своему выбору могут обратиться за защитой их прав не в суд, а к вышестоящему органу или должностному лицу, то есть использовать административный порядок защиты.

Судебный порядок применяется и при защите финансовых интересов и прав государства во взаимоотношениях с гражданами (взыскание с них налогов, финансовых санкций, платежей по обязательному государственному страхованию и самообложению сельского населения).Особое место в защите прав и законных интересов субъектов финансового права принадлежит Конституционному Суду РФ.

По Конституции России (ст. 125) и новому Закону РФ “О Конституционном Суде РФ” 1994 г. в его полномочия входит разрешение вопросов о соответствии Конституции РФ законов и других нормативных актов, а также разрешение споров о компетенции между государственными органами; по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов он проверяет конституционность законов, примененного или подлежащего применению в конкретном деле. Все это относится к сфере финансовых отношений.

Методы защиты финансовых правоотношений. Соблюдение правил, закрепленных в финансово-правовых нормах, означает и обеспечение прав субъектов финансового права. В этих целях широко применяется метод убеждения в различных формах, прежде всего в проведении разъяснительной работы. В результате большей частью субъектов они выполняются добровольно. В случае нарушения установленных правил в области образования, распределения и использования государственных и местных денежных фондов вводится в действие метод принуждения в различных его проявлениях (применение санкций, запретительных мер и др.). Важно, чтобы в соотношении этих методов первоочередность принадлежала методу убеждения; такая последовательность свойственна высокому правосознанию, к которому область финансов в условиях перехода к рыночным отношениям предъявляет повышенные требования.

Заключение

Д. В. Винницкий отмечает, что "понятие финансовой деятельности государства: с юридической точки зрения имеет значение лишь в той степени, в какой оно определяется правом как мера дозволенных или предписанных правом действий указанных субъектов, осуществление которой обеспечивается юридическими правами и обязанностями тех лиц, чьих субъективных интересов она может коснуться". Юристы-финансоведы единодушны в том, что финансовые отношения, образующиеся в ходе воздействия государства как субъекта финансовой деятельности на ее объект, не имеют место в качестве фактических общественных отношений, а существуют только в правовой форме как правоотношения.

Таким образом, важнейшим средством финансовой деятельности государства служат правовые нормы. Основной массив действий и операций, составляющих содержание финансовой деятельности, осуществляется с помощью правовых норм. Прежде всего, это объясняется тем, что право - уникальное средство, позволяющее государству донести свою волю до неограниченного круга субъектов.

Список использованной литературы

2. Воронова Л.К., Мартьянов Н.В. Советское финансовое право. - Киев: Вища школа, 1983.

3. Горбунова О.Н. Проблемы совершенствования основных финансово-правовых институтов в условиях перехода России к рынку: Автореф. дисс. : докт. юрид. наук. М., 1996.

4. Карасева М.В. Финансовое правоотношение. - М.: Норма, 2001.

5. Карасева М.В. Финансовое право - политически "напряженная" отрасль права // Государство и право. 2001. N 8.

6. Коган М.Л. Хозяйственная реформа и финансовое право. М.: Знание, 1988.

7. Крохина Ю.А. Бюджетное право и российский федерализм. - М., 2001.

8.Казанцев Н.М. Модальная логика стратегии глобализации // Экономическая теория на пороге XXI века-7: Глобальная экономика / Под ред. Ю.М. Осипова, С.Н. Бабурина, В.Г. Белолипецкого, Е.С. Зотовой. М.: Юристъ, 2003.

9. Казанцев Н.М. Отношения государственной службы // Теоретические проблемы государственного управления и государственной службы. М.: РАГС, 1997.

10. Казанцев Н.М. Семантические критерии и преткновения административного реформирования // Информационные проблемы в сфере административной реформы. Институт государства и права РАН. М., 2005. С

11. Карасева М.В. Финансовое право. Общая часть: Учебник. М.: Юристъ, 2000.

12. Карасева М.В. Финансовое правоотношение. М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА М), 2001.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Механизм возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений, система финансового права. Определение финансовых правоотношений, общие условия их возникновения. Обязывающие, запрещающие, уполномочивающие нормы; гипотезы, диспозиции и санкции.

    курсовая работа , добавлен 07.01.2010

    Области возникновения современных проблем финансовых правоотношений. Актуальные проблемы правоотношений в налоговой, финансовой и бюджетной сферах. Решение проблем в сфере современных финансовых правоотношений, их возникновение, изменение и прекращение.

    реферат , добавлен 07.01.2010

    Финансовые правоотношения: понятие, отличительные черты, виды. Классификация финансовых правоотношений: по содержанию финансово-правовых норм, особенностям объекта, по институту финансового права. Субъекты финансового права и финансовых правоотношений.

    реферат , добавлен 01.12.2008

    Понятие и особенности финансовых правоотношений. Виды финансовых правоотношений: бюджетные, налоговые правоотношения, отношения по страхованию, валютные правоотношения, правоотношения в области банковской деятельности. Нормы финансового права.

    курсовая работа , добавлен 14.08.2008

    Особенности финансовых и налоговых правоотношений, их содержание и развитие, условия возникновения и изменения. Определение сущности правоотношений по формированию бюджетов, развитие межбюджетных отношений. Основные субъекты налоговых правоотношений.

    курсовая работа , добавлен 08.12.2011

    Понятие и основные элементы гражданских правоотношений. Характеристика структуры гражданского правоотношений. Особенности общественных отношений, связанных с рассмотрением оснований возникновения, изменения и прекращения гражданских правоотношений.

    реферат , добавлен 21.02.2014

    Общее понятие соблюдения и защиты прав и законных интересов субъектов финансовых правоотношений. Административный, судебный порядки защиты субъектов финансовых правоотношений. Особенности защиты прав субъектов налоговых, бюджетных и валютных отношений.

    контрольная работа , добавлен 02.03.2011

    Особенности, субъекты и объекты гражданских правоотношений. Основания возникновения, изменения и прекращения гражданских правоотношений. Абсолютные и относительные, вещные и обязательственные, правоотношения имущественного и неимущественного характера.

    курсовая работа , добавлен 24.04.2015

    Классификация финансово-правовых норм. Финансовые правоотношения. Юридические факты в финансовом праве. Классификация финансовых правоотношений. Субъекты финансового права. Защита прав субъектов финансовых правоотношений. Норма финансового права.

    реферат , добавлен 02.06.2008

    Основания возникновения маркетинговых правоотношений. Исследование маркетингового права. Юридические факты – это предусмотренные в законе обстоятельства, которые являются основанием для возникновения (изменения, прекращения) конкретных правоотношений.

Финансовое право. Финансовые правоотношения

Финансовое право Российской Федерации в современных условиях становления рыночной экономики, выдвигается в число ведущих отраслей отечественного права, играя все более значительную роль в реализации экономической, социальной, национальной политики государства.

Финансовые отношения выступают неотъемлемой частью рыночных отношений и одновременно являются важным инструментом в механизме их регулирования государством. Их развитие сопровождается расширением сферы финансовой деятельности государства. Активно формируются новые специализированные государственные органы и государственно-кредитные учреждения с отдельными властными полномочиями, такие как: Министерство РФ по налогам и сборам, Федеральное казначейство РФ, Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и др., обновляются методы финансовой деятельности, появляются новые виды финансовых отношений; растет массив финансового законодательства и потребность в специалистах с высоким уровнем компетентности в этой сфере.

В данной работе мы обратимся к некоторым категориям и понятиям финансового права и основным положениям действующего федерального финансового законодательства.

С какими обстоятельствами связано возникновение, изменение и прекращение финансовых правоотношений?

Финансовые правоотношения — это один из видов общест­венных отношений, которые возникают в сфере финансовой деятельности государства и регулируются финансово-право­выми нормами.

Финансовые правоотношения отличаются тем, что:

а) они возникают в процессе финансовой деятельности госу­дарства;

б) одним из субъектов в них всегда является управомоченный орган государства (финансовый орган, кредитное учреждение) или высший, а также местный орган государственной власти;

в) они всегда возникают по поводу денег — денежного пла­тежа в доход государства, государственного расхода и т.п.

Эти три отличительные черты, рассматриваемые в совокуп­ности, отличают финансовые правоотношения от других видов правоотношений. Например, административные штрафы налагаются опреде­ленным органом государства и являются денежными, но они не возникают из финансовой деятельности государства и имеют целью наказание правонарушителей, а не формирование фондов денежных средств. Поэтому данные отношения регулируются не финансовым правом, а административным.

В финансовых правоотношениях, как правило, отчетливо выступают два правовых элемента: государственно-властный и имущественный. Финансовая деятельность основывается на государственных актах. В то же время мобилизация и расходование государством денежных средств представляют собой деятельность материаль­ного, имущественного характера. В связи с этим финансовые правоотношения являются властно-имущественными.

По материальному содержанию финансовые правоотноше­ния бывают следующих видов: 1) бюджетные; 2) налоговые; 3) в области страхования; 4) кредита, расчетов, регу­лируемых финансовым правом; 5) финансовые правоотношения, связанные с регулировани­ем денежного обращения и валютного законодательства.

Во всех этих правоотношениях субъектами являются госу­дарство, хозяйствующие субъекты и граждане. Государство становится субъектом финансовых правоотно­шений в том случае, если оно регулирует финансовые отноше­ния между Российской Федерацией и республиками, между Фе­дерацией и ее субъектами и т.д. Кроме того, как субъект финансового права государство вы­ступает через специальные управомочные финансовые органы, представляющие его интересы.

Субъектами финансового права являются и отдельные граж­дане, физические лица. Основным признаком правосубъектности гражданина в финансовых правоотношениях является нали­чие самостоятельного источника дохода. Дополнительными признаками служат возраст, гражданство и т.п. В зависимости от характера правоотношения определяются права и обязанности гражданина как его субъекта.

Основанием для возникновения, изменения и прекращения фи­нансовых правоотношений являются юридические факты, т.е. предусмотренные нормами финансового права действия или события, вызывающие возникновение, изменение или прекра­щение у отдельных юридических или физических лиц финансо­вых прав и обязанностей.

Действия — это юридические факты, которые являются результатом волеизъявления лиц. Они могут быть правомерными, т.е. отвечать требованиям закона, и неправомерными – не соответствующими им. Для финансовых правоотношений наиболее характерны такие юридические факты, как утверждение финансово-плановых актов. Соответственно общим требованиям правовых норм в них конкретно выражены права и обязанности участников правоотношений в области финансовой деятельности. После выполнения заданий, содержащихся в планах, финансовые правоотношения прекращаются, но нередко возникают вновь между этими же участниками на основе новых планов.

На основании правовых норм и финансовых планов общего значения принимаются индивидуальные финансово-правовые акты, которые также ведут к возникновению, изменению или прекращению финансовых правоотношений. Это, например, извещение налогоплательщику со стороны налогового органа о необходимости уплаты определенной суммы налога, утверждение министерством лимита выделяемых подведомственным учреждениям средств, распоряжение о выделении временной финансовой помощи подведомственным предприятиям и др. В установленных законодательством случаях юридическими фактами могут выступать и договоры, одной из сторон которых является орган государственной власти или местного самоуправления.

При неисполнении участниками финансовых правоотношений своих обязанностей возникают правоотношения, связанные с применением мер ответственности (взыскание штрафа в связи с невнесением налогового платежа в государственный или местный бюджет, прекращение финансирования при использовании средств не по целевому назначению и др.).

События — это обстоятельства, не зависящие от воли людей (смерть и рождение человека, стихийное бедствие). Правовая норма может связывать с ними возникновение, изменение или прекращение финансовых правоотношений. Как событие может рассматриваться увеличение числа иж­дивенцев в семье, что сказывается на уменьшении налога на физических лиц, т.е. данное событие ведет к изменению финан­сово-правового отношения. В связи со стихийными бедствиями, эпидемиями возникают правоотношения по поводу предоставления субвенций из вышестоящего бюджета в нижестоящий.

Возникновение финансово-правовых отношений обычно осуществляется на основании правового нормативного или ин­дивидуального юридического акта. Таким нормативным актом в области финансовой деятельности государства является закон о федеральном бюджете, который принимается ежегодно. Инди­видуальным нормативным актом является извещение финансо­вым органом гражданина о необходимости уплатить какой-либо налог.

Изменение финансовых правоотношений не может быть произведено по волеизъявлению их участников. Оно совершает­ся на основе нормативного акта в связи с изменением преду­смотренных в нем фактов и событий. Например, факт увеличе­ния или уменьшения размера бюджетных ассигнований вызыва­ет изменение данного правоотношения.

Прекращение финансовых правоотношений наступает во многих случаях. Наиболее часто встречаются следующие:

— погашение финансового обязательства в результате уплаты суммы в срок или взыскания недоимки (просроченного платежа).

— выполнение задания по государственным доходам по бюджету или внебюджетным фондам;

— использование выданных бюджетных ассигнований;

— осуществление компетентными органами права сложения недоимок по налогам и т.д.

Прекращение правоотношений по налогам с населения про­исходит по достижении определенного возраста, предусмотрен­ного законом, например, в связи с переходом на пенсию, в свя­зи с призывом в армию и т.д.

Таким образом, возникновение, изменение и прекращение финансовых правоотношений происходит между субъектами финансового права при наличии четко определенных в правовых нормах условий, или юридических фактов.

Ознакомление с основами финансовой политики государства, формами и методами ее реализации, содержанием и организацией финансовой деятельности государства, понятием и системой финансового права, а также содержанием основных его институтов играет важную роль в формировании знаний по данному предмету. Этим определяется значение изучения дисциплины финансового права.

В работе были рассмотрены лишь некоторые категории и понятия финансового права, такие как возникновение финансовых правоотношений, сущность единого социального налога, понятие бюджетной классификации, применение льгот, и основные положения действующего федерального финансового законодательства по этим вопросам.

В связи с нестабильностью, значительной изменчивостью финансового законодательства Российской Федерации еще раз подтверждается необходимость постоянно отслеживать изменения, вносимые в содержание основных институтов финансового права.

Список использованной литературы

  1. Налоговое право России в вопросах и ответах / Под ред. А.А. Ялбулганова. М.: Юстицинформ, 2007.
  2. Петров А. В. Налоговая экономия. Реальные решения. М.: Бератор-Паблишинг, 2007.
  3. Финансовое право РФ: учеб.-метод, комплекс / Е. В. Переверзева Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2006.
  4. Финансовое право. Учебник / Отв. Ред. Химичева Н.И. М.: Юрист, 2005.

Финансовые правоотношения - это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных денежных фондов и доходов.

Финансовые правоотношения отличаются тем, что они: а) возникают в процессе финансовой деятельности государства; б) одним из субъектов в этих правоотношениях всегда является управомоченный орган государства (финансовый орган, кредитное учреждение) или высший или местный орган государственной власти; в) всегда возникают по поводу денег, денежного платежа в доход государства, государственного расхода и т.д.

В финансовых правоотношениях, как правило, отчетливо выступают два правовых элемента: государственно-властный и имущественный.

Возникновение финансово-правовых отношений обычно осуществляется на основании правового нормативного или индивидуального юридического акта. Такой нормативный акт в области финансовой деятельности государства - закон о федеральном бюджете, который принимается ежегодно. Индивидуальный нормативный акт - извещение финансовым органом гражданина о необходимости уплатить какой-либо налог.

Изменение финансовых правоотношений не может быть произведено по волеизъявлению их участников. Оно совершается на основе нормативного акта в связи с изменением предусмотренных в нем фактов и событий. Например, факт увеличения или уменьшения размера бюджетных ассигнований вызывает изменение данного правоотношения.

Прекращение финансовых правоотношений наступает во многих случаях. Из них наиболее часто встречаются следующие:

1) погашение финансового обязательства в результате уплаты суммы в срок или взыскания недоимки (просроченного платежа);

2) выполнение задания по государственным доходам по бюджету или внебюджетным фондам;

3) использование выданных бюджетных ассигнований;

4) осуществление компетентными органами права взыскания недоимки по налогам;

5) прекращение правоотношений по налогам с населения происходит по достижении определенного возраста, предусмотренного законом, например в связи с переходом на пенсию, призывом в армию и т.д.

Порядок, органы и методы защиты финансовых правоотношений. Для защиты прав и законных интересов субъектов, участвующих в финансовых правоотношениях, применяется административный и судебный порядок защиты.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Финансовое право

Приоритетные направления расхода бюджета Здравоохранение Образование Развитие агропромышленного комплекса Жилье.. Финансовая система понятие и содержание.. Финансовая система это совокупность подразделений и звеньев финансовых отношений посредством которых осуществляется..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Финансы: понятие, признаки, функции
Финансы – это совокупность денежных отношений организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование общегосударственных фондов денежных средств для осущ

Государственный бюджет
Размер и структура государственного бюджета характеризуют уровень социально- экономического развития страны. Основным источником формирования бюджета служат налоги с физических и юридических лиц. О

Финансовая деятельность государства: общая характеристика
В экономической и правовой литературе понятие «финансы» рассматривается в двух аспектах как совокупность: 1) экономических отношений, возникающих в процессе создания, распределения

Основными из них являются: федерализм, законность, гласность, плановость
Принцип федерализма в финансовой деятельности проявляется в установлении Конституцией РФ разграничения компетенции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области финансов. Т

Финансовое право РФ: понятие и предмет

Финансовое право РФ: метод правового регулирования
Финансовое право - это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования денежных фондов (

Система финансового права РФ
Система российского финансового права - это объективно обусловленное системой общественных финан­совых отношений внутреннее его строение, объединение и распо­ложение финансово-правовых но

Финансовые правоотношения: понятие, особенности, виды
Финансовые правоотношения - это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализую

Субъекты финансового права РФ
Субъекты финансового правоотношения. Следует различать понятие «субъект финансового права» и «субъект (или участник) финансового правоотношения». Субъект финансового п


Источники финансового права Российской Федера­ции - это правовые акты представительных и исполнитель­ных органов государственной власти (федеральных и субъектов Федерации) и местного само

Финансовое право РФ как наука
Финансовое право, являясь отраслью российского права, регулирует общественные отношения, возникающие в процессе осуществления финансовой деятельности, т.е. деятельности, направленн

Финансовый контроль: понятие, особенности, виды
Финансовый контроль - это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и субъектов местного

Правовое положение Счетной палаты РФ
Счетная палата Российской Федерации как субъект государственного финансового контроля. Для усиления контроля со стороны Федерального Собрания РФ за своевременным исполнением доходн

Аудит как вид финансового контроля
Аудиторский (независимый) финансовый контроль. В соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» аудиторская деятельность (аудит)


Бюджетное право - основной раздел финансового права, включающий в себя финансово-правовые нормы, устанавливающие структуру бюджетной системы РФ, перечень бюджетных доходов и расход


Структура бюджетной системы РФ
Согласно ст. 10 БК РФ бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней: 1) федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов; 2) бюджетов субъектов РФ и бюд

Доходы бюджета: понятие и виды
Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов гос. власти соответствующего уровня.

Особенности доходов бюджетов разных уровней бюджетной системы РФ
Доходы бюджета представляют собой денежные средства, поступающие в бюджеты органов государственной власти и органов местного самоуправления в безвозмездном и безвозвратном порядке, в соответствии с

Расходы бюджета: понятие, виды, формы

Бюджетный кредит: понятие, порядок и условия предоставления
БЮДЖЕТНЫЙ КРЕДИТ -форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств: 1) юридическим лицам; 2) другому бюджету на возвратной и безвозмездно

Резервные фонды

Расходные обязательства РФ, субъектов РФ и муниципальных образований
Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Классификация видов расходов бюджета: 1.По степени


Бюджетный дефицит – это превышение расходов бюджета над его доходами. Процессом финансирования дефицита бюджета можно управлять с помощью выбора тех или иных источников финансирован

Резервный фонд и фонд национального благосостояния: понятие, порядок формирования и использования
Резе́рвный фонд Росси́йской Федера́ции сформирован 1 февраля 2008 года, после разделения Стабилизационного фонда на Резервный фонд и Фонд национального благосостояни

Государственный и муниципальный долг: понятие, структура, порядок управления
Государственный долг, как и финансы, может являться инструментом и объектом управления. В качестве инструмента управления государственный долг обеспечивает возможность орган

Внешние долговые требования РФ: понятие, виды, общая характеристика
1. Внешними долговыми требованиями Российской Федерации являются финансовые обязательства иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией как кредитором, вклю

Межбюджетные трансферты: понятие, формы, условия предоставления
Межбюджетные трансферты - средство межбюджетного регулирования, заключающееся в передаче средств внутри бюджетной системы страны, из одного бюджета в другой. Будучи важ

Государственные внебюджетные фонды РФ: понятие, виды, правовой статус
Госуда́рственный внебюдже́тный фонд - фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализаци

Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды: понятие, виды, плательщики взносов, порядок уплаты
Плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся:

Бюджетный процесс в РФ: понятие и стадии
Бюджетное законодательство РФ закрепляет основы бюджетного процесса и регламентирует его. В статье 6 Бюджетного кодекса РФ раскрывается понятие бюджетного процесса. Бюджетный проце

Участники бюджетного процесса: состав и характеристика
Участниками бюджетного процесса являются: Президент Российской Федерации; высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, глава муниципального образования;

Бюджетные полномочия органов исполнительной власти
Исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований) обеспечивают составление проекта бюджета (проекта бюджета и среднесрочного финансового

Бюджетные полномочия Центрального банка РФ. Участие кредитных организаций в бюджетном процессе
Центральный банк Российской Федерации совместно с Правительством Российской Федерации разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы основные направления денежно-кредитной полити

Составление проектов бюджетов
Составлению проектов бюджетов предшествуют разработка прогнозов социально-экономического развития РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и отраслей экономики, подготовка сводных финансовых бал

Основы исполнения бюджетов
Исполнение федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного

Исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ: общая характеристика
Исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов

Виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства
Традиционно в теории права выделяют пять видов юридической ответственности: уголовную, административную, гражданскую, дисциплинарную и материальную. Гражданская ответственность за правонарушения в

Составы бюджетных правонарушений: виды и характеристика
Каждое бюджетное правонарушение имеет свой состав. Состав бюджетного правонарушения представляет собой совокупность предусмотренных нормами права элементов, при наличии которых деяние приз

При уплате налогов и сборов гражданско-правовые отношения не возникают!
Но в связи с уплатой сбора в отношении плательщика совершаются определённые юридически значимые действия (например, приём заявления в суд, назначение даты рассмотрения дела и т.п.). Например, лицен

Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени, пространстве и по кругу лиц
Действие налогового законодательства во времени Перечень источников НП имеет особую структуру, а также источники НП характеризуются спецификой в части вступления их в юридическую си

Основные начала законодательства о налогах и сборах
Под налоговой системой понимается совокупность законодательно предусмотренных налогов и сборов, формы и методы их установления, изменения, отмены и уплаты, а также ответственность за уклонение о

Общие условия установления налога и сбора
Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения; налоговая база; н

Налогоплательщики

Налоговый агент

Права налогоплательщиков


Налогоплательщики и плательщики сборов: права и обязанности
Понятие налогоплательщика содержится в ст.19 НК. Налогоплательщиками признаются те лица, на которых возложена обязанность уплачивать налоги. В качестве налогоплательщиков могут выступать физичес

Права налогоплательщиков
Среди прав налогоплательщика в частности упоминается его право требовать от налогового органа исполнения законодательства о налогах и сборах, а также не подчиняться неправомерным требованиям налого

Обязанности налогоплательщиков
1) обязанность уплачивать законно установленные налоги и сборы (это по сути дублируется положение ст.57 Конституции) Применительно к налоговому агенту – это

Налоговые агенты как участники налоговых правоотношений
Определение понятия «налоговый агент» содержится в ст.24 НК, оно даётся с опорой на выполняемые им функции. Налоговый агент – это такое лицо, на которое законодательством

Кредитные организации как участники налоговых правоотношений
В соответствии с банковским законодательством банк - это одна из разновидностей кредитной организации (наравне с не­банковской кредитной организацией). В Налоговом кодексе РФ термин &quo

Представительство в налоговых правоотношениях
Представительство – это отдельный институт налогового права. Институт представительства ввиду его особой важности выделен в законодательстве (в НК РФ) в отдельную глав

Налоговые органы в РФ: права, обязанности, ответственность
Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечислени

Объект налогообложения: понятие, виды, характеристика
Объект налогообложения – это экономическое обоснование, которое обуславливает возникновение налоговой обязанности. В отличие от других элементов налогообложения только объ

Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения
Если иное не предусмотрено НК РФ, для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответств

Возникновение, изменение и прекращение обязанности по уплате налога и сбора
Содержится в гл.8 НК (ст.44 НК). Из содержания ст.44 НК следует, что налоговая обязанность возникает в случаях, установленных НК, при наличии объекта налогообложения. В принципе,

Какие органы ответственны (компетентны) в сфере изменения сроков исполнения
Кто вправе претендовать на изменение сроков исполнения налоговой обязанности: 1) налогоплательщики 2) согласно правовой позиции

Принудительное исполнение налоговой обязанности
НК подразделяет принудительное исполнение налоговой обязанности в зависимости от того, кто является её субъектом: ü ст.46, 47 НК регламентирован порядок принудительного исполнения нал

Взыскание налога, сбора за счет денежных средств, находящихся на банковских счетах организаций
1.В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налого

Взыскание налога или сбора за счет иного имущества организаций
1. В случае, предусмотренном НК РФ, налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или ин

Взыскание налога, сбора за счет имущества физического лица
1. В случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный сро

Изменение срока уплаты налогов, сборов: понятие, формы, порядок
По общему правилу НК всегда устанавливает достаточно чёткие сроки исполнения налоговой обязанности. Срок уплаты налога – это один из элементов налогообложения; если он не закреплён в закон

Налоговая декларация
Изменения в системе налогообложения в настоящее время сопровождаются расширением случаев, когда она требуется – в настоящее время подача налоговой декларации требуется по абсолютному большинству на

Способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налога и сбора: залог имущества; поручительство; пеня
Залог имущества 1. В случаях, предусмотренных НК РФ, обязанность по уплате налогов и сборов может быть обеспечена залогом. 2. Залог имущества оформляется до

Способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налога и сбора: приостановление операций по банковским счетам организаций; арест имущества
Приостановление операций по счетам в банках организаций и индивидуальных предпринимателей 1. Приостановление операций по счетам в банке применяется для обеспечения исполнения решени

Переплата, возникшая в результате действий самого налогоплательщика
Регулируется ст.78 НК. Налогоплательщик, установив у себя переплату, должен направить соответствующее заявление в налоговый орган и поставить вопрос о возврате излишне уплаченных сумм или их зачёте

Возврат неправомерно взысканных сумм налогов
Возврат неправомерно излишне взысканных сумм налогов производится по решению налогового органа и решению суда. Однако действующая редакция ст.79 НК не учитывает некоторые случаи. Например:

Налоговая декларация: понятие, порядок предоставления; порядок внесения дополнений и изменений
Налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление, составленное в электронном виде и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной цифровой

Налоговый контроль: понятие, формы и их общая характеристика
Есть разные подходы к пониманию налогового контроля: 1)налоговый контроль – это деятельность по проверке исключительно законности, а также вопроса выполне

Учет налогоплательщиков: понятие, порядок осуществления
В целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных

Камеральная налоговая проверка
Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документ

Выездная налоговая проверка: понятие, порядок назначения и проведения
Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. В случае, если у налого

Истребование налоговыми органами документов (информации) при проведении мероприятий налогового контроля
Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы. Требование о представлении документов может быть переда

Порядок рассмотрения дела о налоговом правонарушении. Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки
Акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также пре

Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение: составы, общая характеристика
Нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе 1. Нарушение налогоплательщиком установленного НК РФ срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе по

Налоги на имущество: общая характеристика
Налогоплательщиками налога признаются: российские организации; иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представи

Налоги на прибыль (доходы): общая характеристика
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) Налогоплательщики: физические лица – резиденты, а также не резиденты, получившие доход в РФ. Объект налогообложения:

Специальные налоговые режимы: общая характеристика
Специальные налоговые режимы устанавливаются НК РФ и применяется в случаях и в порядке, которые предусмотрены НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах. Специальные налоговы

Порядок определения расходов
При определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на следующие расходы: 1) расходы на приобретение основных средств (с учетом положений п. 3 #M12293 0 90

Налоговая база
В случае, если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, налоговой базой признается денежное выражение доходов организации ил

Налоговые ставки
В случае, если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6 %. В случае, если объекто

Правовое положение Центрального банка РФ
Центральный банк России - главный банк страны. Его статус регулируется Конституцией РФ, Федеральным законом от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)» (с изм. и доп.)

Правовое положение кредитной организации
Согласно ст. 819 ГК РФ по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных дого


Расчеты по аккредитиву

Расчеты по инкассо

Расчеты чеками

Формы безналичных расчетов: общая характеристика
Под формой безналичных расчетов понимают законодательно установленный порядок совершения расчетов в безналичном платежном обороте на основе документооборота, определяемого исполнением платежных

Расчеты платежными поручениями
Платежные поручения – это распоряжение плательщика обслуживающему его банку о передаче денежной суммы со счета плательщика на счет получателя средств. С помощью платежного поручения

Расчеты по аккредитиву
При расчетах по аккредитиву банк, действующий по поручению плательщика открывает аккредитив и обязуется в соответствии с указанием плательщика произвести платежи получателю средств при условии п

Расчеты по инкассо
При расчетах по инкассо банк (банк-эмитент) обязуется по поручению клиента осуществить за счет клиента действия по получению от плательщика платежа и (или) акцепта платежа. Акцепт п

Расчеты чеками
Чек – это ценная бумага, которая содержит ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Гражданское закон

Общая характеристика законодательства РФ о валютном регулировании и валютном контроле
Валютное регулирование представляет собой законодательную форму осуществления валютной политики государства. В свою очередь, валютная политика - составная часть общеэкономической, в том числе денеж

Возникновения, изменение и прекращение финансовых правоотношений происходит при наличии четко определенных в правовых нормах условий, или юридических фактов, т.е. предусмотренные нормами финансового права действия (бездействие) или события, вызывающие возникновение, изменение или прекращение у отдельных юридических или физических лиц финансовых прав и обязанностей.

Возникновение финансово-правовых отношений обычно осуществляется на основании правового нормативного или индивидуального юридического акта. Таким нормативным актом в области финансовой деятельности государства является Закон о федеральном бюджете, который принимается ежегодно. Индивидуальным нормативным актом является извещение финансовым органом гражданина о необходимости уплатить какой-либо налог.

Изменение финансовых правоотношений не может быть произведено по волеизъявлению их участников. Оно совершается на основе нормативного акта в связи с изменением предусмотренных в нем фактов и событий. Например, факт увеличения или уменьшения размера бюджетных ассигнований вызывает изменение данного правоотношения.

Прекращение финансовых правоотношений наступает во многих случаях. Из них наиболее часто встречаются следующие:

1. погашение финансового обязательства в результате уплаты суммы в срок или взыскания недоимки (просроченного платежа);

2. выполнение задания по государственным доходам по бюджету или внебюджетным фондам;

3. использование выданных бюджетных ассигнований;

4. осуществление компетентными органами права взыскания недоимки по налогам;

5. прекращение правоотношений по налогам с населения происходит по достижении определенного возраста, предусмотренного законом, например, в связи с переходом на пенсию, в связи с призывом в армию и т.д.

6.4. Порядок, органы и методы защиты финансовых правоотношений

Для защиты прав и законных интересов субъектов, участвующих в финансовых правоотношениях, применяется административный и судебный порядок защиты.

Административный порядок действует главным образом в случае применения мер государственного принуждения, связанных с защитой прав в области финансовых отношений, к государственным и муниципальным органам, предприятиям, организациям, учреждениям.

В различных финансовых отношениях административный порядок защиты имеет свои особенности, но везде он проявляется в форме властных велений при вынесении решения соответствующими государственными органами.

В финансовых правоотношениях государства с участием граждан действует административный и судебный порядок защиты прав и законных интересов обеих сторон. При этом усилена ориентация на использование судебного порядка, который имеет конституционную основу.


Судебный порядок защиты. В главе 2 Конституции РФ о правах и свободах человека и гражданина каждому гарантирована судебная защита его прав и свобод (ст. 46). Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты, каждый гражданин вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в международные органы по защите прав.

Однако граждане по своему выбору могут обратиться за защитой их прав не в суд, а к вышестоящему органу или должностному лицу, то есть использовать административный порядок защиты.

Судебный порядок применяется и при защите финансовых интересов и прав государства во взаимоотношениях с гражданами (взыскание с них налогов, финансовых санкций, платежей по обязательному государственному страхованию и самообложению сельского населения).

Особое место в защите прав и законных интересов субъектов финансового права принадлежит Конституционному Суду РФ.

По Конституции России (ст. 125) и новому Закону РФ “О Конституционном Суде РФ” 1994 г. в его полномочия входит разрешение вопросов о соответствии Конституции РФ законов и других нормативных актов, а также разрешение споров о компетенции между государственными органами; по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов он проверяет конституционность законов, примененного или подлежащего применению в конкретном деле. Все это относится к сфере финансовых отношений.

Методы защиты финансовых правоотношений. Соблюдение правил, закрепленных в финансово-правовых нормах, означает и обеспечение прав субъектов финансового права. В этих целях широко применяется метод убеждения в различных формах, прежде всего в проведении разъяснительной работы. В результате большей частью субъектов они выполняются добровольно. В случае нарушения установленных правил в области образования, распределения и использования государственных и местных денежных фондов вводится в действие метод принуждения в различных его проявлениях (применение санкций, запретительных мер и др.). Важно, чтобы в соотношении этих методов первоочередность принадлежала методу убеждения; такая последовательность свойственна высокому правосознанию, к которому область финансов в условиях перехода к рыночным отношениям предъявляет повышенные требования.

Финансовые правоотношения возникают в связи с изданием закона. Однако закон устанавливает лишь типичные признаки этих правоотношений. Для возникновения же конкретного финансового правоотношения необходимо, чтобы на основе и во исполнение закона были изданы нормативные и индивидуальные финансовые и финансово-плановые акты. Например, налоговый закон устанавливает типичные признаки, на основании которых возникают конкретные налоговые правоотношения (субъект налога, объект обложения, ставки налога, льготы по налогу и т. д.). Но общая норма закона не адресована непосредственно к предприятию, организации, отдельному гражданину. Для возникновения конкретных правоотношений необходимо издание нормативного или индивидуального акта. Для социалистического предприятия таким актом будет план доходов и расходов (финансовый план), общий для данного ведомства и индивидуальный для каждого предприятия данного ведомства, в котором предусмотрены обязательные платежи в государственный бюджет на данный планируемый период. Для рабочих и служащих такой акт выражен в ведомости на выплату заработной платы, для некооперированных кустарей и ремесленников, для лиц, платящих сельскохозяйственный налог, - в налоговом извещении.

В области государственных доходов и расходов финансовые правоотношения связаны с Законом о государственном бюджете СССР и законами о государственном бюджете союзных и автономных республик. Однако для возникновения этих правоотношений необходимо: а) установление Советом Министров СССР при принятия годового бюджета квартальных назначений по доходам и расходам союзного бюджета. Соответственно квартальные назначения устанавливаются Советами Министров союзных республик по республиканским бюджетам союзных республик, исполкомами Советов депутатов трудящихся - по местным бюджетам; б) установление на основе этого акта бюджетной росписи доходов и расходов по всем бюджетам. Такой финансово-плановый акт издается министром финансов СССР и в пределах своей компетенции министрами финансов союзных к автономных республик, заведующими финансовыми отделами областных (краевых), городских и районных Советов депутатов трудящихся; в) издание индивидуальных актов об открытии на основе бюджетной росписи бюджетных кредитов для отдельных учреждений, предприятий и организаций.

Совет Министров СССР ежеквартально утверждает кредитные и кассовые планы. На основе кредитного плана устанавливаются лимиты кредитования, которые оформляются специальным лимитным распоряжением соответствующего учреждения Госбанка. Лимитное распоряжение определяет право кредитующейся в банке организации на получение на данный планируемый период предельной суммы кредитов и служит юридическим фактом для возникновения кредитных правоотношений.

Таким образом, общая норма закона конкретизируется в ряде общих и индивидуальных финансовых и финансово-плановых актов, изданных на основе и во исполнение закона, обеспечивая возникновение финансовых правоотношений в связи с законом и в точном соответствии с установленными им нормами, которые отражают реальные хозяйственные и финансовые связи, действующие в социалистическом обществе.

В финансовых правоотношениях имеют место случаи, когда в процессе их осуществления происходят изменения, которые, однако, совершаются не по волеизъявлению участников правоотношения, а в силу изменений, происходящих в фактическом составе. К такого рода изменениям относятся факты и события, влияющие на условия и характер финансового правоотношения. Так, увеличение или уменьшение размера дохода, оборота, прибыли, имущества вызывает соответствующие изменения налогового правоотношения. Изменения финансовых правоотношений могут произойти также под влиянием изменения объекта бюджетного финансирования (увеличение или уменьшение размеров ассигнований на отдельные целевые мероприятия).

Прекращение финансовых правоотношений наступает в ряде случаев, из которых наиболее типичными являются следующие:

  • 1) погашение финансового обязательства в случае уплаты суммы в срок или в результате взыскания недоимки (просроченного платежа), исполнения задания на планируемый период по государственным доходам, денежным ресурсам Госбанка и Стройбанка, планов-заданий по страховому фонду Госстраха ит.д.;
  • 2) использование выданных бюджетных ассигнований, ассигнований по кредитному плану по назначению или в связи с окончанием бюджетного и хозяйственного года (31 декабря);
  • 3) смерть гражданина-налогоплательщика вызывает прекращение правоотношений лишь по личным налогам граждан; достижение определенного возраста, вызывающего по закону прекращение данного правоотношения (например, в налоге на холостяков, одиноких и малосемейных граждан СССР); призыв в ряды Советской Армии рядового и сержантского состава вызывает прекращение правоотношений по подоходному налогу с населения, налогу с холостяков, малосемейных и одиноких граждан;
  • 4) осуществление органами государства права сложения недоимки при установлении безнадежности взыскания или в случаях стихийных бедствий.

Все эти типичные случаи свидетельствуют о том, что возникновение, изменение и прекращение финансовых правоотношений связаны с законом. С одной стороны, это определяет специфический характер финансового закона, отличающегося четкой и определенной регламентацией типичных случаев возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений. С другой стороны, достигается соблюдение социалистической законности во всей финансовой деятельности социалистического государства.