Статья 88 часть 1. Теория всего. Привлечение к принудительному труду

1. Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Специальная декларация, представленная в соответствии с Федеральным законом «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», и (или) прилагаемые к ней документы и (или) сведения, а также сведения, содержащиеся в указанной специальной декларации и (или) документах, не могут являться основой для проведения камеральной налоговой проверки.

Камеральная налоговая проверка расчета финансового результата инвестиционного товарищества проводится налоговым органом по месту учета участника договора инвестиционного товарищества — управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета (далее в настоящей статье — управляющий товарищ, ответственный за ведение налогового учета).

1.1. При представлении налоговой декларации (расчета) за налоговый (отчетный) период, за который проводится налоговый мониторинг, камеральная налоговая проверка не проводится, за исключением следующих случаев:

2. Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) (в течение шести месяцев со дня представления иностранной организацией, состоящей на учете в налоговом органе в соответствии с , налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость), если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В случае, если налоговая декларация (расчет) не представлена налогоплательщиком — контролирующим лицом организации, признаваемым таковым в соответствии с главой 3.4 настоящего Кодекса, или иностранной организацией, подлежащей постановке на учет в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса, в налоговый орган в установленный срок, уполномоченные должностные лица налогового органа вправе провести камеральную налоговую проверку на основе имеющихся у них документов (информации) о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в течение трех месяцев (в течение шести месяцев для иностранной организации, подлежащей постановке на учет в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса) со дня истечения срока представления такой налоговой декларации (расчета), установленного законодательством о налогах и сборах.

В случае, если до окончания камеральной налоговой проверки имеющихся у налогового органа документов (информации) налогоплательщиком представлена налоговая декларация, камеральная налоговая проверка прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе представленной налоговой декларации. Прекращение камеральной налоговой проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении имеющихся у налогового органа документов (информации). При этом документы (информация), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика.

Камеральная налоговая проверка на основе налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, документов, представленных в налоговый орган, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа, проводится в течение двух месяцев со дня представления такой налоговой декларации (в течение шести месяцев со дня представления иностранной организацией, состоящей на учете в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса, налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость).

В случае, если до окончания камеральной налоговой проверки налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость налоговым органом установлены признаки, указывающие на возможное нарушение законодательства о налогах и сборах, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе принять решение о продлении срока проведения камеральной налоговой проверки. Срок камеральной налоговой проверки может быть продлен до трех месяцев со дня представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (за исключением камеральной налоговой проверки налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, представленной иностранной организацией, состоящей на учете в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса).

3. Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

При проведении камеральной налоговой проверки на основе уточненной налоговой декларации (расчета), в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему Российской Федерации, по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом), налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика представить в течение пяти дней необходимые пояснения, обосновывающие изменение соответствующих показателей налоговой декларации (расчета).

При проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации (расчета), в которой заявлена сумма полученного в соответствующем отчетном (налоговом) периоде убытка, налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика представить в течение пяти дней необходимые пояснения, обосновывающие размер полученного убытка.

Налогоплательщики, на которых настоящим Кодексом возложена обязанность представлять налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость в электронной форме, при проведении камеральной налоговой проверки такой налоговой декларации представляют пояснения, предусмотренные настоящим пунктом, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота по формату, установленному федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. При представлении указанных пояснений на бумажном носителе такие пояснения не считаются представленными.

3.1. При непредставлении иностранной организацией, подлежащей постановке на учет в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса, в установленный срок налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость налоговый орган в течение 30 календарных дней со дня истечения установленного срока ее представления направляет такой организации уведомление о необходимости представления такой налоговой декларации. Форма и формат указанного уведомления утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

4. Налогоплательщик, представляющий в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчете), противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, изменения соответствующих показателей в представленной уточненной налоговой декларации (расчете), в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему Российской Федерации, а также размера полученного убытка, вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет).

5. Лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном .

6. При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика-организации или у налогоплательщика — индивидуального предпринимателя представить в течение пяти дней необходимые пояснения об операциях (имуществе), по которым применены налоговые льготы, и (или) истребовать в установленном порядке у этих налогоплательщиков документы, подтверждающие их право на такие налоговые льготы.

7. При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено настоящей статьей или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено настоящим Кодексом.

8. При подаче налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога, камеральная налоговая проверка проводится с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом, на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком в соответствии с настоящим Кодексом.

Налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со правомерность применения налоговых вычетов.

8.1. При выявлении противоречий между сведениями об операциях, содержащимися в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, либо при выявлении несоответствия сведений об операциях, содержащихся в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, представленной налогоплательщиком, сведениям об указанных операциях, содержащимся в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, представленной в налоговый орган другим налогоплательщиком (иным лицом, на которое в соответствии с главой 21 настоящего Кодекса возложена обязанность по представлению налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость), или в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур, представленном в налоговый орган лицом, на которое в соответствии с главой 21 настоящего Кодекса возложена соответствующая обязанность, в случае, если такие противоречия, несоответствия свидетельствуют о занижении суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей уплате в бюджетную систему Российской Федерации, либо о завышении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, налоговый орган также вправе истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к указанным операциям.

8.2. При проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль организаций, налогу на доходы физических лиц участника договора инвестиционного товарищества налоговый орган вправе истребовать у него сведения о периоде его участия в таком договоре, о приходящейся на него доле прибыли (расходов, убытков) инвестиционного товарищества, а также использовать любые сведения о деятельности инвестиционного товарищества, имеющиеся в распоряжении налогового органа.

8.3. При проведении камеральной налоговой проверки на основе уточненной налоговой декларации (расчета), представленной по истечении двух лет со дня, установленного для подачи налоговой декларации (расчета) по соответствующему налогу за соответствующий отчетный (налоговый) период, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему Российской Федерации, или увеличена сумма полученного убытка по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом), налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика первичные и иные документы, подтверждающие изменение сведений в соответствующих показателях налоговой декларации (расчета), и аналитические регистры налогового учета, на основании которых сформированы указанные показатели до и после их изменений.

8.4. При проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации по акцизам, в которой заявлены налоговые вычеты, предусмотренные в связи с возвратом покупателем налогоплательщику ранее реализованных подакцизных товаров (за исключением алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции), налоговой декларации по акцизам, представленной в связи с возвратом налогоплательщиком — производителем алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции этилового спирта поставщику — производителю этилового спирта, налоговой декларации по акцизам, отражающей налоговые вычеты сумм акциза, уплаченных налогоплательщиком при ввозе подакцизных товаров на территорию Российской Федерации, в дальнейшем использованных в качестве сырья для производства подакцизных товаров, налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика первичные и иные документы, подтверждающие возврат подакцизных товаров и правомерность применения указанных налоговых вычетов, за исключением документов, ранее представленных в налоговые органы по иным основаниям.

8.5. При проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость налоговый орган вправе истребовать у иностранной организации, состоящей на учете в соответствии с , документы (информацию), подтверждающие, что местом оказания услуг, указанных в , признается территория Российской Федерации, а также иную информацию (сведения) относительно таких услуг.

8.6. При проведении камеральной налоговой проверки расчета по страховым взносам налоговый орган вправе истребовать в установленном порядке у плательщика страховых взносов сведения и документы, подтверждающие обоснованность отражения сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, и применения пониженных тарифов страховых взносов.

8.7. При проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлены налоговые вычеты, предусмотренные настоящего Кодекса, налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие правомерность применения указанных налоговых вычетов, в случае выявления несоответствия отраженных в налоговой декларации сведений о таких налоговых вычетах сведениям, имеющимся у налогового органа.

8.8. При проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, в которой заявлен инвестиционный налоговый вычет, предусмотренный , налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика представить в течение пяти дней необходимые пояснения, касающиеся применения инвестиционного налогового вычета, и (или) истребовать в установленном порядке у налогоплательщика первичные и иные документы, подтверждающие правомерность применения такого налогового вычета.

9. При проведении камеральной налоговой проверки по налогам, связанным с использованием природных ресурсов, налоговые органы вправе помимо документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, истребовать у налогоплательщика иные документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты таких налогов.

9.1. В случае, если до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация (расчет) в порядке, предусмотренном настоящего Кодекса, камеральная налоговая проверка ранее поданной декларации (расчета) прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации (расчета). Прекращение камеральной налоговой проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной налоговой декларации (расчета). При этом документы (сведения), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика.

10. Правила, предусмотренные настоящей статьей, распространяются также на плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, иных лиц, на которых возложена обязанность по представлению налоговой декларации (расчета), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

11. Камеральная налоговая проверка по консолидированной группе налогоплательщиков проводится в порядке, установленном настоящей статьей, на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных ответственным участником этой группы, а также других документов о деятельности этой группы, имеющихся у налогового органа.

При проведении камеральной налоговой проверки по консолидированной группе налогоплательщиков налоговый орган вправе истребовать у ответственного участника этой группы копии документов, которые должны представляться с налоговой декларацией по налогу на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков в соответствии с главой 25 настоящего Кодекса, в том числе относящиеся к деятельности иных участников проверяемой группы.

Необходимые пояснения и документы по консолидированной группе налогоплательщиков налоговому органу представляет ответственный участник этой группы.

12. При проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком — участником регионального инвестиционного проекта, по налогам, при исчислении которых были использованы налоговые льготы, предусмотренные для участников региональных инвестиционных проектов настоящим Кодексом и (или) законами субъектов Российской Федерации, налоговый орган вправе истребовать у такого налогоплательщика сведения и документы, подтверждающие соответствие показателей реализации регионального инвестиционного проекта требованиям к региональным инвестиционным проектам и (или) их участникам, установленным настоящим Кодексом и (или) законами соответствующих субъектов Российской Федерации.

13. Камеральная налоговая проверка расчета по страховым взносам, в котором заявлены расходы на выплату страхового обеспечения на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, проводится с учетом положений, установленных главой 34 настоящего Кодекса.

Комментарий к Ст. 88 НК РФ

Комментируемая ст. 88 НК РФ регламентирует порядок проведения камеральной налоговой проверки. В отличие от выездной камеральная проверка может проводиться в отношении всех налогоплательщиков без ограничений.

Камеральная проверка — это проверка налоговых деклараций и других документов, представленных организацией в налоговую инспекцию. Такая проверка проводится непосредственно в инспекции, в которой налогоплательщик состоит на налоговом учете, без выезда в организацию.

В соответствии с п. 1 ст. 88 НК РФ при проведении камеральных налоговых проверок кроме документов, которые представлены налогоплательщиком с налоговой декларацией (расчетом), используются и иные документы, имеющиеся у налогового органа. К ним, по мнению ФНС России, изложенному в п. 2.3 Письма от 16 июля 2013 г. N АС-4-2/12705 «О рекомендациях по проведению камеральных налоговых проверок», могут относиться:

ранее представленные налоговые декларации (расчеты);

документы, полученные налоговым органом с первоначальной налоговой декларацией (расчетом), — при проведении камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации (расчета);

документы, ранее полученные (составленные) в ходе выездных и камеральных налоговых проверок, иных мероприятий налогового контроля;

документы, полученные налоговым органом при осуществлении им иных функций, законодательно отнесенных к компетенции налоговых органов (по валютному контролю, проверок контрольно-кассовой техники, полноты учета выручки и т.д.);

решения (постановления) налоговых органов;

заявления и сообщения, полученные от налогоплательщика и третьих лиц;

материалы, полученные от правоохранительных и иных органов, от внебюджетных фондов, в том числе в соответствии с ведомственными соглашениями с ФНС России, региональными ведомственными соглашениями и т.д.;

иные документы и сведения, полученные на законных основаниях, в том числе указанные в методологических документах ФНС России о проведении предпроверочного анализа налогоплательщика.

Камеральная проверка проводится должностным лицом налоговой инспекции в рамках исполнения им своих должностных обязанностей. Специального решения руководителя налоговой инспекции для проведения камеральной проверки не требуется (п. 2 ст. 88 НК РФ). Срок такой проверки составляет 3 месяца считая со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).

При применении нормы п. 2 ст. 88 НК РФ в части толкования понятия «представление», по мнению ФНС России, изложенному в Письме от 16 июля 2013 г. N АС-4-2/12705 «О рекомендациях по проведению камеральных налоговых проверок» налоговым органам необходимо учитывать, что 3 месячный срок предназначен для проведения мероприятий налогового контроля в рамках проведения камеральной налоговой проверки.

Поэтому, исходя из указанной цели его установления, срок может исчисляться только со дня поступления налоговой декларации (расчета) в налоговый орган.

Вышеизложенное, по мнению ФНС России, не изменяет правило , согласно которому налогоплательщик признается исполнившим обязанность по представлению декларации, если документ сдан в организацию связи до 24 часов последнего дня срока. Указанный срок исчисляется в данном порядке, в том числе в случаях:

1) представления налоговой декларации (расчета) любым способом: лично, по почте, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи;

2) когда не представлены документы, которые в соответствии с положениями НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации (расчету).

В акте проверки датой начала камеральной налоговой проверки должна быть указана дата поступления налоговой декларации (расчета) в налоговый орган.

В соответствии с п. 3 ст. 88 НК РФ если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, должностными лицами налогового органа, проводящими камеральную налоговую проверку, выполняется обязательная процедура, предусмотренная п. 3 ст. 88 НК РФ, по направлению налогоплательщику сообщения с требованием о представлении пояснений или внесении изменений.

Эта процедура, как указала ФНС России в п. 2.7 Письма от 16 июля 2013 г. N АС-4-2/12705 «О рекомендациях по проведению камеральных налоговых проверок», в любом случае является обязательной перед составлением акта проверки.

Процедура, предусмотренная п. 3 ст. 88 НК РФ, не проводится в случаях, когда ошибки, противоречия и несоответствия определенно не указывают на признаки совершения налоговых правонарушений.

При проведении камеральной налоговой проверки на основе уточненной налоговой декларации (расчета), в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом), налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика представить в течение 5 дней необходимые пояснения, обосновывающие изменение соответствующих показателей налоговой декларации (расчета) (абз. 2 п. 3 ст. 88 НК РФ).

Согласно п. 5 ст. 88 НК РФ в ходе проведения налоговой проверки, иных мероприятий налогового контроля налоговые органы не вправе истребовать у проверяемого лица (консолидированной группы налогоплательщиков) документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного проверяемого лица (консолидированной группы налогоплательщиков).

Указанное ограничение не распространяется на случаи, когда:

а) документы ранее представлялись в налоговый орган в виде подлинников, возвращенных впоследствии проверяемому лицу;

б) документы, представленные в налоговый орган, были утрачены вследствие непреодолимой силы.

В соответствии с п. 7 ст. 88 НК РФ при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, за исключением:

а) подтверждающих право на налоговые льготы у налогоплательщиков, использующих такие льготы (п. 6 ст. 88 НК РФ). Льготами по налогам и сборам признаются преимущества, предоставляемые налоговым законодательством отдельным категориям налогоплательщиков по сравнению с другими (). К налоговым льготам также относится возможность не уплачивать тот или иной налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере;

б) которые в соответствии с положениями НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), если они не были представлены вместе с декларацией или расчетом (п. 7 ст. 88 НК РФ). Представление документов вместе с налоговыми декларациями предусмотрено п , ст. 165, п. 13 ст. 167, п. 2 ст. 184, п. п. 11 — 19 ст. 201, п. 7 ст. 204, п. 18 ст. 214.1, п. п. 13, 13.1, 28 ст. 217, пп. 3, 4, 5 п. 1 ст. 219, п. 4 ст. 220.1, п. 4 ст. 220.2, п. 8 ст. 262, п. 6 ст. 284.1, п. 6 ст. 289, ;

В случае такого отказа или непредставления указанных документов в установленные сроки должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, производит выемку необходимых документов в порядке, предусмотренном .

Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде влекут административную ответственность должностных лиц, предусмотренную ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ .

В соответствии с п. 8.3 ст. 88 НК РФ при проведении камеральной налоговой проверки на основе уточненной налоговой декларации (расчета), представленной по истечении 2 лет со дня, установленного для подачи налоговой декларации (расчета) по соответствующему налогу за соответствующий отчетный (налоговый) период, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, или увеличена сумма полученного убытка по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом), налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика первичные и иные документы, подтверждающие изменение сведений в соответствующих показателях налоговой декларации (расчета), и аналитические регистры налогового учета, на основании которых сформированы указанные показатели до и после их изменений.

Отметим, что с 1 января 2015 г. положения ст. 88 НК РФ дополняются новым п. 1.1, которым устанавливается, что:

При представлении налоговой декларации (расчета) за налоговый (отчетный) период, за который проводится налоговый мониторинг, камеральная налоговая проверка не проводится, за исключением следующих случаев:

1) представление налоговой декларации (расчета) позднее 1 июля года, следующего за периодом, за который проводится налоговый мониторинг;

2) представление налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога, или налоговой декларации по акцизам, в которой заявлена сумма акциза к возмещению;

3) представление уточненной налоговой декларации (расчета), в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему Российской Федерации, или увеличена сумма полученного убытка по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом);

4) досрочное прекращение налогового мониторинга.

Вышеуказанные изменения внесены Законом N 348-ФЗ.

Обратим внимание, что согласно новым абз. 2 и 3 п. 2 ст. 88 Налогового кодекса России (введенным с 1 января 2015 г. Федеральным законом от 24 ноября 2014 г. N 376-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)») предусматривается, что в случае, если налоговая декларация (расчет) не представлена налогоплательщиком — контролирующим лицом организации, признаваемым таковым в соответствии с гл. 3.4 НК РФ, в налоговый орган в установленный срок, уполномоченные должностные лица налогового органа вправе провести камеральную налоговую проверку на основе имеющихся у них документов (информации) о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в течение 3 месяцев со дня истечения срока представления такой налоговой декларации (расчета), установленного законодательством о налогах и сборах.

В случае если до окончания камеральной налоговой проверки имеющихся у налогового органа документов (информации) налогоплательщиком представлена налоговая декларация, камеральная налоговая проверка прекращается, и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе представленной налоговой декларации. Прекращение камеральной налоговой проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении имеющихся у налогового органа документов (информации). При этом документы (информация), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика.

Новая редакция Ст. 88 УК РФ

1. Видами наказаний, назначаемых несовершеннолетним, являются:

б) лишение права заниматься определенной деятельностью;

в) обязательные работы;

г) исправительные работы;

д) ограничение свободы;

е) лишение свободы на определенный срок.

2. Штраф назначается как при наличии у несовершеннолетнего осужденного самостоятельного заработка или имущества, на которое может быть обращено взыскание, так и при отсутствии таковых. Штраф, назначенный несовершеннолетнему осужденному, по решению суда может взыскиваться с его родителей или иных законных представителей с их согласия. Штраф назначается в размере от одной тысячи до пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода несовершеннолетнего осужденного за период от двух недель до шести месяцев.

3. Обязательные работы назначаются на срок от сорока до ста шестидесяти часов, заключаются в выполнении работ, посильных для несовершеннолетнего, и исполняются им в свободное от учебы или основной работы время. Продолжительность исполнения данного вида наказания лицами в возрасте до пятнадцати лет не может превышать двух часов в день, а лицами в возрасте от пятнадцати до шестнадцати лет - трех часов в день.

4. Исправительные работы назначаются несовершеннолетним осужденным на срок до одного года.

5. Ограничение свободы назначается несовершеннолетним осужденным в виде основного наказания на срок от двух месяцев до двух лет.

6. Наказание в виде лишения свободы назначается несовершеннолетним осужденным, совершившим преступления в возрасте до шестнадцати лет, на срок не свыше шести лет. Этой же категории несовершеннолетних, совершивших особо тяжкие преступления, а также остальным несовершеннолетним осужденным наказание назначается на срок не свыше десяти лет и отбывается в воспитательных колониях. Наказание в виде лишения свободы не может быть назначено несовершеннолетнему осужденному, совершившему в возрасте до шестнадцати лет преступление небольшой или средней тяжести впервые, а также остальным несовершеннолетним осужденным, совершившим преступления небольшой тяжести впервые.

6.1. При назначении несовершеннолетнему осужденному наказания в виде лишения свободы за совершение тяжкого либо особо тяжкого преступления низший предел наказания, предусмотренный соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса, сокращается наполовину.

6.2. В случае, если несовершеннолетний осужденный, которому назначено условное осуждение, совершил в течение испытательного срока новое преступление, не являющееся особо тяжким, суд с учетом обстоятельств дела и личности виновного может повторно принять решение об условном осуждении, установив новый испытательный срок и возложив на условно осужденного исполнение определенных обязанностей, предусмотренных частью пятой статьи 73 настоящего Кодекса.

7. Суд может дать указание органу, исполняющему наказание, об учете при обращении с несовершеннолетним осужденным определенных особенностей его личности.

Комментарий к Статье 88 УК РФ

1. Как видно из текста закона, к лицам, совершившим преступления в возрасте до 18 лет, независимо от тяжести и количества совершенных ими преступлений, не применяются такие виды наказаний, как смертная казнь, пожизненное лишение свободы и др. Ограничено применение отдельных видов наказания: штрафа, ареста, лишения свободы и пр.

2. Штраф, как правило, назначается несовершеннолетнему, совершившему преступление небольшой или средней тяжести. Назначение штрафа зависит как от характера и степени общественной опасности совершенного преступления, так и от личности виновного.

2.1. В настоящее время штраф может быть назначен несовершеннолетнему как при наличии самостоятельного заработка (зарплаты, стипендии, доходов от индивидуальной трудовой, коммерческой или иной деятельности) или имущества, на которое может быть обращено взыскание при исполнении штрафа (имущество, полученное по наследству или договору дарения), так и при отсутствии таковых. Долее того, штраф, назначенный несовершеннолетнему осужденному, по решению суда может взыскиваться с его родителей или иных законных представителей с их согласия.

2.2. Размер штрафа назначается в виде суммы в тысячах рублей либо в части заработной платы или дохода от той или иной деятельности. В первом случае минимальный размер штрафа составляет одну тысячу, а максимальный - 50 тыс. руб. Во втором случае суд по своему усмотрению определяет штраф в виде части (1/2, 1/3, 1/4 и т.д.) заработка осужденного за период, предшествующий его осуждению, в пределах от двух недель до шести месяцев.

3. Обязательные работы состоят в выполнении определенной посильной физической работы в пользу общества (поддержание чистоты в общественных местах, работы по благоустройству и т.п.). Вид работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями. Работы выполняются бесплатно в свободное от основной работы или учебы время. Продолжительность обязательных работ для лиц в возрасте до 15 лет не может превышать двух часов в день, для лиц в возрасте от 15 до 16 лет - трех часов в день. Общий минимальный срок обязательных работ - 40 часов, максимальный - 160 часов.

3.1. Выполнение обязательных работ должно быть посильным, не причинять вред здоровью несовершеннолетнего, не нарушать процесс обучения или основной работы.

4. Исправительные работы назначаются несовершеннолетним на срок до одного года. Фактически исправительные работы не могут применяться к несовершеннолетним до 15 лет, так как прием таких лиц на работу ограничен. В условиях избытка рабочей силы устройство на работу лиц до 16 лет весьма проблематично.

5. Арест как принудительное помещение несовершеннолетнего в специальное учреждение, где он содержится в условиях строгой изоляции, назначается лишь тем, кто достиг к моменту вынесения приговора 16 лет независимо от возраста в момент совершения преступления. Срок ареста - от одного до четырех месяцев.

6. Подход к назначению несовершеннолетнему лишения свободы должен быть дифференцированным. Решая вопрос о выборе вида наказания, суд прежде всего должен изучить возможность достижения целей наказания с помощью мер, не связанных с лишением свободы. И лишь при отрицательном ответе на этот вопрос назначить лишение свободы в пределах санкций статей, по которым осуждается виновный.

7. Минимальный срок лишения свободы составляет два месяца, максимальный - 10 лет. Однако подросткам, не достигшим 16-летнего возраста и совершившим преступления небольшой или средней тяжести (повторно) или тяжкие преступления, лишение свободы может быть назначено на срок не свыше 6 лет. Независимо от срока назначенного лишения свободы наказание отбывается только в воспитательных колониях для несовершеннолетних.

Наказание в виде лишения свободы не назначается несовершеннолетнему лицу, совершившему в возрасте до 16 лет преступление небольшой или средней тяжести впервые, а равно совершившему в возрасте до 18 лет преступления небольшой тяжести впервые.

8. Закон предоставляет суду возможность давать указание органу, исполняющему наказание, учитывать при обращении с несовершеннолетним осужденным определенные особенности его личности. В данном случае речь идет в первую очередь о тех особенностях, учет которых может способствовать более эффективному исправлению подростка.

Другой комментарий к Ст. 88 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Комментируемая статья предусматривает так называемую усеченную систему наказания, поскольку из сопоставления ст. 44 УК РФ со ст. 88 УК РФ следует, что несовершеннолетним не могут быть назначены определенные виды наказаний.

2. Все виды наказаний, применяемые к несовершеннолетним, кроме лишения права заниматься определенной деятельностью, имеют особенности, касающиеся размера, срока, порядка исполнения, вида исправительного учреждения (ч. ч. 2 - 6.1 ст. 88 УК РФ); эти особенности раскрываются в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 1 февраля 2011 г. N 1.

3. Основанием отмены условного осуждения является совершение несовершеннолетним в течение испытательного срока особо тяжкого преступления. В случае совершения в указанный период несовершеннолетним преступления средней тяжести или тяжкого суд с учетом обстоятельств дела и личности виновного может повторно принять решение об условном осуждении, установив новый испытательный срок и возложив на условно осужденного исполнение определенных обязанностей, предусмотренных ч. 5 ст. 73 УК РФ. Если же суд сочтет возможным не отменять условное осуждение, то каждый из приговоров исполняется самостоятельно.

2. Штраф назначается как при наличии у несовершеннолетнего осужденного самостоятельного заработка или имущества, на которое может быть обращено взыскание, так и при отсутствии таковых. Штраф, назначенный несовершеннолетнему осужденному, по решению суда может взыскиваться с его родителей или иных законных представителей с их согласия. Штраф назначается в размере от одной тысячи до пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода несовершеннолетнего осужденного за период от двух недель до шести месяцев.

Осужден по ч. 3 ст. 30 , п. "б" ч. 2 ст. 228.1 УК РФ и с применением ч. 6.1 ст. 88 УК РФ к 2 годам 6 месяцам лишения свободы в исправительной колонии общего режима.


Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 20.01.2016 N 171П15 Приговор: Осужденные-1, 2 - по п. "з" ч. 2 ст. 105 УК РФ за убийство; по п. "в" ч. 4 ст. 162 УК РФ за разбой; по ч. 4 ст. 150 УК РФ за вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступлений. Постановление ВС РФ: Судебные акты изменены, исключено указание о взыскании с каждого из осужденных процессуальных издержек на оплату услуг эксперта с возложением обязанности несовершеннолетнего осужденного-2 возместить процессуальные издержки на его родителей (законных представителей).

Достаточно часто преступления совершаются несовершеннолетними. Законодательство разграничивает меры ответственности для этих лиц в зависимости от тяжести деяния и иных факторов. Основная норма, регламентирующая санкции в отношении несовершеннолетних по УК РФ, - статья 88.

Виды наказаний

В части первой указанной выше нормы предусмотрен перечень санкций, которые могут применяться к несовершеннолетним. Ст. 88 ч. 1 УК РФ допускает вменять:

  1. Штраф.
  2. Запрет на осуществление какой-либо деятельности.
  3. Исправительные или обязательные работы.
  4. Ограничение или лишение свободы.

Денежное взыскание

Согласно ст. 88 ч. 2 УК РФ , штраф может вменяться и в случае наличия у виновного самостоятельного заработка либо личного имущества, и в их отсутствие. При этом материальные ценности не должны попадать в перечень предметов, на которые не допускается обращение взыскания. Штраф может вменяться родителям либо законным представителям по решению суда и при согласии этих лиц. Величина взыскания не может быть меньше 1 тыс. р. и больше 50 000 р. или составлять сумму доходов виновного менее чем за 2 нед. и более чем за полгода.

Обязательные/исправительные работы

О них говорится в части третьей ст. 88 УК РФ . Согласно норме, обязательные работы разрешено назначать на 40-160 ч., а исправительные - не более 1 года. При этом несовершеннолетний привлекается к занятиям, посильным для него. Выполнение обязательных работ осуществляется в свободное время от основной профессиональной деятельности или учебы. Длительность отбывания наказания для лиц, не достигших 15 лет не должна быть больше 2 ч./день, а субъектами 15-16 лет - 3 ч.

Ограничение/лишение свободы

Вменение этих санкций регулируют части пятая и шестая ст. 88 УК РФ . Ограничение свободы допускается на срок от двух мес. до двух лет. Согласно части 6 ст. 88 УК РФ , тюремное заключение может вменяться субъектам с 16 лет. При этом его продолжительность не может быть больше 6 лет. Несовершеннолетние, совершившие деяния особой тяжести, а также иные лица 16-18 лет могут быть осуждены на срок не больше 9 лет. Отбывание осуществляется в воспитательных колониях. В ч. 6 ст. 88 УК РФ устанавливаются и исключения. Лишение свободы не может вменяться несовершеннолетним осужденным, совершившим деяние средней либо незначительной тяжести впервые в возрасте до 16 л., и иным лицам, не достигшим 18 лет, привлекаемым к ответственности за преступление небольшой тяжести в первый раз.

Дополнительно

Если осужденный несовершеннолетний, отбывающий условное наказание, в течение испытательного периода совершил новое деяние, не квалифицирующееся как особо тяжкое, судебная инстанция, учитывая обстоятельства дела и индивидуальные особенности субъекта, может повторно вынести решение об условном наказании. При этом устанавливается новый контрольный срок. На осужденного суд возлагает выполнение определенных обязанностей, установленных в части пятой 73 статьи УК. Кроме этого, инстанция вправе отправить учреждению, осуществляющему исполнение санкции, указание об учете некоторых особенностей личности несовершеннолетнего при обращении с ним.

Ст. 88 УК РФ с комментариями

В юридической литературе особое внимание уделяется самой мягкой санкции - штрафу. Он может вменяться как основное или дополнительное наказание. При этом, вынося решение, суд должен учесть, что закон предусматривает категории имущества, на которые взыскание не обращается. Это, в частности, личные вещи субъекта (одежда, обувь и пр.), предметы, которые используются им для осуществления профессиональной деятельности, денежные средства, необходимые для существования, и так далее. Как сказано в ст. 88 УК РФ , штраф может вменяться законным представителям или родителям несовершеннолетнего, если они согласны на это. Перевод взыскания может быть осуществлен до вынесения или после вступления в действие приговора. В последнем случае представители или родители должны написать ходатайство. Суд, в свою очередь, обязан удостовериться в добровольности волеизъявления, а также платежеспособности указанных лиц. Кроме этого, необходимо учесть последствия при неисполнении решения о выплате денежного взыскания. Если родители (представители) уклоняются от погашения штрафа, то исполнительный лист направляется в ФССП. Взыскание при этом осуществляется в общем порядке.

Привлечение к принудительному труду

Обязательные работы вменяются несовершеннолетним с учетом физического состояния. Привлечение к ним осуществляется исключительно в свободное время от основной занятости (учебы или профессиональной деятельности). Виды работ, а также объекты, на которых их будет выполнять осужденный, определяются территориальными структурами власти. Свои решения данные органы обязаны согласовать с уголовно-исполнительной инспекцией. Ст. 88 УК РФ ограничивает длительность выполнения работ. Продолжительность занятости зависит от возраста. В этой связи суд, вынося решение, должен учитывать и этот фактор. В случае злостного уклонения несовершеннолетнего от выполнения работ, они могут заменяться более жестким наказанием. Это может быть арест либо тюремное заключение. При замене санкции суд учитывает критерии пересчета срока, установленные в 49 статье УК (ч.3). Назначение исправительных работ осуществляется, согласно требованиям ст. 50 Кодекса. Законодательство устанавливает единственное ограничение для вменения этого наказания - срок его не должен превышать год.

Строгие санкции

К ним можно отнести лишение и ограничение свободы. Последнее вменяется, согласно правилам 53 статьи УК. При этом законодательство устанавливает ряд правил. Ограничение свободы суд может назначить вне зависимости от категории преступления, которое совершило лицо. Эта санкция устанавливается как основное наказание. Его продолжительность - 2-24 мес. В исключительных случаях несовершеннолетний может приговариваться к тюремному заключению. При этом учитывается степень и характер общественной опасности деяния, обстоятельства и индивидуальные особенности лица. Не допускается ни при каких обстоятельствах приговаривать несовершеннолетнего к тюремному заключению, если он совершил преступление незначительной тяжести в первый раз. Аналогичный запрет установлен для среднетяжелых деяний субъектов, не достигших 16 л.

Ограничение срока

Вне зависимости от наказания, предусмотренного нормой Особенной части, и возраста субъекта на дату вынесения приговора, лишение свободы не должно превышать:

  1. 6 лет - для несовершеннолетних, совершивших деяние до 16 л. Преступление при этом должны быть небольшой либо средней тяжести.
  2. 10 лет - для несовершеннолетних, совершивших деяние особой тяжести в возрасте до 16 л.
  3. 10 лет - для лиц 16-18 л. При этом категория преступления не имеет значения.

Нижний предел санкции в виде тюремного заключения, предусмотренный в нормах Особенной части Кодекса за тяжкие или особо тяжкие деяния, должен быть сокращен вдвое.

Заключение

Согласно 7 части рассматриваемой нормы, судебная инстанция вправе направить органу, осуществляющему исполнение наказание, обязательное для него указание о необходимости учета некоторых индивидуальных особенностей несовершеннолетнего при обращении с ним. Соответствующие специфические черты устанавливаются в процессе разбирательства по делу. В некоторых случаях может выполняться медосвидетельствование. Любое наказание носит, в первую очередь, воспитательный характер. Однако в ряде ситуаций меры воздействия могут не только не принести желаемый результат, но и навредить несовершеннолетнему. В этой связи важно учитывать индивидуальные черты осужденных. Это особенно актуально в случаях назначения виновным строгих наказаний, в частности, тюремного заключения. Законодательство предписывает направлять лиц, приговоренных к лишению свободы, в воспитательные колонии. Руководство этих учреждений несет ответственность за каждого заключенного и обязано исполнять обязательные указания, направленные судебной инстанцией.