Какова норма площади жилого помещения на одного человека. Нормы площади жилого помещения на одного человека Норма площади жилого помещения минимальный размер площади

1. Стандарт нормативной площади жилого помещения, используемый для расчета субсидии (утвержден Законом города Москвы от 1 ноября 2006г. № 54 О стандартах города Москвы, применяемых при определении прав граждан на предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг

2. Стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг. В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 18.12.2019г. №1762-ПП «Об утверждении размеров стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг» с 1 января 2020г. в Москве установлены 4 типа стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг:

Для пользователей жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде, нанимателей жилого помещения по договору найма в частном жилом фонде и членов ЖК, ЖСК, иного специализированного потребительского кооператива до приобретения ими права собственности на такое жилое помещение – стандарт 1 ;

Для нанимателей жилых помещений, принадлежащих на праве собственности городу Москве, по договору социального найма жилого помещения и договору найма специализированного жилого помещения, которым предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг либо членам семьи которых предоставляются указанные меры - стандарт 2 ;

Для собственников жилых помещений, обязанных в соответствии с требованиями жилищного законодательства уплачивать взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах – стандарт 3 ;

Для собственников жилых помещений, не уплачивающих в соответствии с требованиями жилищного законодательства взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах – стандарт 4 .

Примечание: Если помимо заявителя и членов его семьи по месту жительства в данном жилом помещении зарегистрированы иные граждане, то применяется стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг, приходящийся на каждого члена семьи, численность которой принимается равной количеству всех граждан, зарегистрированных в данном жилом помещении по месту жительства (независимо от их основания проживания и наличия или отсутствия у них самостоятельного права на субсидию).

3. Стандарт максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (утвержден Законом города Москвы от 1 ноября 2006г. № 54 О стандартах города Москвы, применяемых при определении прав граждан на предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг

Среднедушевой доход в месяц
Размер стандарта
до 800 руб. 0%
800 - 2000 руб. 3%
2000 - 2500 руб. 6%
свыше 2500 руб. 10%

Информация для граждан, имеющих право на участие в основном мероприятии «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

Основное мероприятие «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» (далее – основное мероприятие) является федеральной программой. Департамент городского имущества города Москвы (далее - Департамент), как представитель субъекта Российской Федерации – города Москвы, выдает участникам основного мероприятия государственные жилищные сертификаты (далее - сертификат) для улучшения жилищных условий.

Сертификат является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты для приобретения жилого помещения.

Внимание, сертификат не является субсидией, предоставляемой из бюджета города Москвы жителям города, состоящим на жилищном учете в городе Москве, для приобретения или строительства жилья (ст. 31 Закона города Москвы от 14.06.2006 № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения»).

Сертификат не является ценной бумагой.

Норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты устанавливается в следующем размере:

33 кв. м - для одиноко проживающего гражданина;

42 кв. м - на семью из 2 человек;

по 18 кв. м на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более.

Расчет размера социальной выплаты при выдаче сертификата производится исходя из норматива стоимости 1 кв. м общей площади жилого помещения по Российской Федерации , действовавшего на дату выдачи сертификата.

Срок получения социальной выплаты напрямую зависит от количества выделяемых городу Москве сертификатов.

Социальная выплата предоставляется владельцу сертификата в безналичной форме путем зачисления средств федерального бюджета на его банковский счет, открытый в банке.

Участником основного мероприятия и (или) членами его семьи, имеющими в собственности жилое помещение (жилые помещения) без установленных обременений, принимается обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения (жилых помещений) в государственную или муниципальную собственность. При этом отчуждение жилого дома (части жилого дома) осуществляется вместе с земельным участком, занятым указанным жилым домом (частью жилого дома) и необходимым для его использования.

В случае если участником основного мероприятия и членами его семьи не принято обязательство о расторжении договора социального найма и об освобождении занимаемого ими жилого помещения, выдача сертификата указанному гражданину не производится.

Владелец сертификата в течение 3 месяцев с даты выдачи сертификата сдает его в банк по месту приобретения жилого помещения или по месту пребывания владельца сертификата для заключения договора банковского счета и открытия банковского счета.

Участник основного мероприятия может приобрести жилое помещение на территории города Москвы или Московской области не только в пределах средств социальной выплаты, но и с использованием собственных и (или) заемных (кредитных) средств, а также средств (части средств) материнского (семейного) капитала.

После получения информации о реализации государственного жилищного сертификата участник основного мероприятия снимается с учета.

В соответствии с нормами постановления Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153 «О некоторых вопросах реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» и постановления Правительства Москвы от 11.05.2010 № 388-ПП «Об утверждении Правил рассмотрения заявлений граждан об участии в основном мероприятии «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» Департаментом городского имущества города Москвы и оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов о выделении социальной выплаты на приобретение жилых помещений» Департаментом ежегодно проводится работа по формированию списков участников основного мероприятия, подавших заявление с 1 января по 1 июля года о получении государственного жилищного сертификата в планируемом году.

К указанным гражданам относятся:

Граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющие право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»;

Граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк», и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральным законом от 26.11.1998 № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 2123-1 «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска»;

Граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания и включенные территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящие в городе Москве на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий либо на учете нуждающихся в жилых помещениях;

Граждане, выезжающие из населенных пунктов (в том числе из городов, поселков), с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании решений органов государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерации, имеющие право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом от 17.07.2011 № 211-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».

Если Вы относитесь к данным категориям граждан, состоите на жилищном учете в городе Москве, Вы можете подать в Департамент по адресу: ул. Бахрушина, д. 18, стр. 1, заявление о постановке на учет в качестве участника основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

За более подробными разъяснениями и иным вопросам, в рамках названной подпрограммы, в соответствии с пп. «б», п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153 Вы вправе обратиться в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации или ознакомиться самостоятельно в постановлении Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153 и постановлении Правительства Москвы от 11.05.2010 № 388-ПП.

Размер социальной выплаты по сертификату:

На 1 человека - 1 693 019 руб. (33 кв. м на 1 участника);

На 2 человек - 2 154 752 руб. (42 кв. м на 2 участников);

На 3 человек - 2 770 395 руб. (по 18 кв. м на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более).

Примеры расчета социальной выплаты по сертификату:

  1. В дополнение к занимаемому жилому помещению

(33,0 кв. м – 10,6 кв. м = 22,4 кв. м) х 42 753 руб. х 1,2 = 1 149 201 руб. , где:

33,0 кв. м – норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты для одиноко проживающего гражданина (п. 16 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153);

10,6 кв. м. - общая площадь жилого помещения, находящегося в собственности или на праве пользования участника основного мероприятия (п. 16.2 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153);

42 753 руб.

1,2

  1. С освобождением занимаемого жилого помещения

33,0 кв. м х 42 753 руб. х 1,2 = 1 693 019 руб., где:

33,0 кв. м – норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты на семью из одного человек (п. 16 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153);

42 753 руб. - норматив стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по Российской Федерации (п. 13 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153 и приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 04.07.2018 № 387/пр «О нормативе стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации на второе полугодие 2018 года и показателях средней стоимости одного квадратного метра площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на III квартал 2018 года»);

1,2 - повышающий коэффициент к нормативу стоимости квадратного метра общей площади жилья по Российской Федерации для приобретения жилого помещения на территории города Москвы или Московской области (пп. «а», п. 14 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153).

Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 20 декабря 2017 г. № 1691/пр “О нормативе стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации на первое полугодие 2018 года и показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на I квартал 2018 года”

В соответствии с подпунктом 5.2.38 пункта 5 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1038 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 47, ст. 6117; 2014, № 12, ст. 1296, № 40, ст. 5426, № 50, ст. 7100; 2015, № 2, ст. 491, № 4, ст. 660, № 22, ст. 3234, № 23, ст. 3311, ст. 3334, № 24, ст. 3479, № 46, ст. 6393, № 47, ст. 6586, ст. 6601; 2016, № 2, ст. 376, № 6, ст. 850, № 28, ст. 4741, № 41, ст. 5837, № 47, ст. 6673, № 48, ст. 6766, № 50, ст. 7112; 2017, № 1, ст. 185, № 8, ст. 1245, № 32, ст. 5078, № 33, ст. 5200, № 49, ст. 7468), приказываю:

1. Утвердить норматив стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации на первое полугодие 2018 года в размере 37 848 (тридцать семь тысяч восемьсот сорок восемь) рублей.

2. Утвердить средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на I квартал 2018 года, которые подлежат применению федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для расчета размеров социальных выплат для всех категорий граждан, которым указанные социальные выплаты предоставляются на приобретение (строительство) жилых помещений за счет средств федерального бюджета согласно к настоящему приказу.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Н.Е. Стасишина.

Министр М.А. Мень

УТВЕРЖДЕНЫ
Министерства строительства
и жилищно-коммунального
хозяйства Российской Федерации
от 20 декабря 2017 г. № 1691/пр

Показатели
средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на I квартал 2018 года (в рублях)

Центральный федеральный округ
1 Белгородская область 35 884
2 Брянская область 28 691
3 Владимирская область 32 991
4 Воронежская область 33 411
5 Ивановская область 30 688
6 Калужская область 39 589
7 Костромская область 29 455
8 Курская область 28 046
9 Липецкая область 31 232
10 Московская область 54 479
11 Орловская область 28 741
12 Рязанская область 33 628
13 Смоленская область 31 031
14 Тамбовская область 30 681
15 Тверская область 37 533
16 Тульская область 34 576
17 Ярославская область 37 833
18 г. Москва 91 670
Северо-Западный федеральный округ
19 Республика Карелия 40 145
20 Республика Коми 41 378
21 Архангельская область 44 374
22 Вологодская область 35 375
23 Калининградская область 36 422
24 Ленинградская область 43 099
25 Мурманская область 41 002
26 Новгородская область 34 289
27 Псковская область 32 947
28 Ненецкий автономный округ 56 760
29 г. Санкт-Петербург 63 416
Южный федеральный округ
30 Республика Адыгея 26 490
31 Республика Калмыкия 26 851
32 Республика Крым 38 539
33 Краснодарский край 36 969
34 Астраханская область 29 709
35 Волгоградская область 31 100
36 Ростовская область 37 454
37 г. Севастополь 39 542
Северо-Кавказский федеральный округ
38 Республика Дагестан 27 986
39 Республика Ингушетия 27 248
40 Кабардино-Балкарская Республика 28 381
41 Карачаево-Черкесская Республика 32 162
42 Республика Северная Осетия - Алания 29 792
43 Чеченская Республика 32 608
44 Ставропольский край 27 584
Приволжский федеральный округ
45 Республика Башкортостан 36 821
46 Республика Марий Эл 32 557
47 Республика Мордовия 33 384
48 Республика Татарстан 37 378
49 Удмуртская Республика 35 348
50 Чувашская Республика - Чувашия 32 197
51 Пермский край 36 155
52 Кировская область 32 902
53 Нижегородская область 44 126
54 Оренбургская область 30 711
55 Пензенская область 33 115
56 Самарская область 36 674
57 Саратовская область 30 000
58 Ульяновская область 32 698
Уральский федеральный округ
59 Курганская область 30 664
60 Свердловская область 43 838
61 Тюменская область 40 612
62 Челябинская область 29 929
63 Ханты-Мансийский автономный округ - Югра 44 040
64 Ямало-Ненецкий автономный округ 49 996
Сибирский федеральный округ
65 Республика Алтай 33 845
66 Республика Бурятия 33 346
67 Республика Тыва 36 219
68 Республика Хакасия 34 096
69 Алтайский край 32 202
70 Забайкальский край 34 859
71 Красноярский край 39 787
72 Иркутская область 35 768
73 Кемеровская область 33 057
74 Новосибирская область 40 879
75 Омская область 34 034
76 Томская область 38 272
Дальневосточный федеральный округ
77 Республика Саха (Якутия) 49 943
78 Камчатский край 46 607
79 Приморский край 50 101
80 Хабаровский край 47 828
81 Амурская область 42 847
82 Магаданская область 44 118
83 Сахалинская область 59 388
84 Еврейская автономная область 34 714
85 Чукотский автономный округ 35 222

Обзор документа

Норматив стоимости 1 кв. м общей площади жилого помещения по России на первое полугодие 2018 г. составляет 37 848 руб.208 (во втором полугодии 2017 г. - 38 320 руб.).

Установлены показатели средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилого помещения по регионам на I квартал 2018 г. Они применяются для расчета размеров соцвыплат, предоставляемых гражданам за счет федерального бюджета на приобретение (строительство) жилья.

Самая высокая средняя рыночная стоимость 1 кв. м жилья установлена для Москвы (91 670 руб.), самая низкая - для Адыгеи (26 490 руб.).

Пришедшее из эпохи Советского Союза понятие «жилищной нормы» активно эксплуатируется и по сей день. С учетом стоимости и важности для человека каждого метра жилой площади, мы вынуждены относиться к нему с особым трепетом. В каких условиях гражданину страны будет комфортно жить определяют одни законодательные акты, другие - устанавливают ответственных за соблюдение правил распределения бесплатного жилья. Задача - научиться ориентироваться в существующих законах.

Типы норм жилплощади в российском законодательстве

В законодательных актах РФ фигурируют три категории жилищных норм:

  • нормы предоставления;
  • учетные нормы;
  • социальные нормы.

Разберемся в различиях между этими понятиями детально.

Термин «норма предоставления» (НП) вводится «Жилищным кодексом РФ». Цитируя ст. 50 данного свода законов:

НП является минимальная площадь жилья, с учетом которой рассчитывается итоговый размер жилой площади, выделяемой россиянам в рамках социального найма.

С учетом того, что НП является параметром, регулируемым местным самоуправлением, понятие можно упростить. НП - минимальный метраж жилья, предоставляемый из расчета на одного человека в соответствии с региональными стандартами.

Второй вид жилищной нормы - учетная (УН). Ее определение дается в п.4 той же статьи ЖК РФ:

УН называется минимально допустимая площадь жилого помещения, по которой отмечается уровень обеспеченности россиян жильем с целью их учета в числе нуждающихся в расширении имеющегося жилья.

Трактовка понятия сводится к следующему: учетная норма - критерий рассмотрения граждан в числе нуждающихся в оптимизации жилищных условий. Устанавливается она также на региональном уровне. Единственное ограничение заключается в том, что УН не может быть выше нормы предоставления.

Разъяснения и комментарии

Отказаться от использования этих понятий государство не может. Главная причина кроется в ограниченности жилых площадей, доступных для переселения. Также стоит понимать, что выделение жилых помещений по социальному найму обычно осуществляется на лучших условиях, в сравнении с существующими.

Все описанное выше сводится к простой формуле. Жителей переуплотненных помещений ставят на учет при достижении значений учетной нормы, чтобы оптимизировать их жилищные условия согласно НП.

Пример: при учетной норме в 15 кв. м. семья из четырех человек размещается в помещении общей площадью в 55 кв. м. В таком случае муниципальное образование включает их в списки нуждающихся в жилье. Если же площадь жилья составит 60 «квадратов», улучшения условий ждать не стоит, т. к. нормы соблюдены.

Социальная норма (СН) жилья в ЖК не упоминается. Это - своеобразная переменная, используемая в региональных правовых актах. Ее задача заключается в обеспечении нуждающихся слоев населения поддержкой. В зависимости от СН семья может получать компенсации, вносить коммунальные платежи на льготных условиях. Размеры социальной нормы устанавливаются также в регионах.

Приведем пример. НП в городе N составляет 20 кв. метров. на человека, а СН - 18 кв. метров. По договору социального найма малообеспеченная семье из трех членов выдали квартиру с жилой площадью 65 кв. метров. В таком случае, льготы будут распространяться на оплату коммунальных расходов за 54 кв. метров. (3 x 18). Оставшуюся часть платежей придется вносить в полном объеме.

Кем устанавливается норма квадратных метров в 2018 году?

Регулирование описанных выше норм отдано на откуп местным законотворцам. Данное решение логично, поскольку основная категория нуждающихся в жилье по договору социального найма принадлежит к категории малоимущих. ЖК не в праве указывать на критерии определения «малоимущих семей», поэтому данный параметр регламентируется на региональном уровне. Это естественно, учитывая колебания в разнице доходов на территории страны.

Среднероссийские показатели всех типов норм отличаются. Кроме того, они могут различаться и в пределах одного субъекта РФ. Важный фактор - наличие в конкретном регионе муниципального жилья, пригодного для выделения по договору социального найма.

Существуют и ограничения, не допускающие «произвол». Например, санитарная норма, о которой речь пойдет далее. В стране она равняется 6 кв. м. Это величина постоянная.

Для чего нужны нормы жилплощади?

Стоит отметить, что жилищные нормы формируются не только с целью обеспечения граждан жильем. На региональном и федеральном уровне законодательно предусмотрены субсидии определенным категориям граждан. В частности, соблюдение норм требуется в следующих ситуациях:

  1. оплата коммунальных услуг;
  2. улучшение жилищных условий семьи;
  3. имущественный раздел;
  4. осуществление временной регистрации;
  5. выселение жителей на время капитального ремонта.

С данными ситуациями граждане сталкиваются регулярно, однако изучение их требует детального знакомства с постановлениями региональных органов самоуправления. На государственном уровне стоит обратить внимание на Постановление «О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг ». Этот документ, помимо введения ограничений максимальной стоимости ЖКУ, вводит в обиход и упоминаемое ранее понятие социальной нормы (СН):

Государственный стандарт СН: 18 кв. метров общей площади помещения на человека.

Какими законами регулируется положенное человеку количество квадратных метров в 2018 году

Несмотря на то, что указы, регламентирующие размер жилищных норм, принимаются на региональном уровне, все они направлены на исполнение законодательных актов РФ. Среди них:

  • Ст. 40 Конституции РФ . Обязывает государство предоставить малоимущим и прочим категориям граждан жилье бесплатно или по доступной оплате.
  • Ст. 49 ЖК РФ (далее в списке - статьи ЖК). Указывает на обязательства государства предоставить жилье малоимущим, а также иных категориям граждан.
  • Ст. 50 . Регламентирует применение понятий «учетной нормы» и «нормы предоставления».
  • Ст. 51 . Формирует критерии, на основании которых люди считаются нуждающимися в помещениях, предоставленных в рамках социального найма.
  • Ст. , Ст. , указывают на минимальную площадь жилой площади в расчете на человека.

Часто встречаемая в сети отсылка к Ст. 38 ЖК РФ, некогда ограничивающей минимальный размер предоставляемой нормы, не актуальна. В текущей версии свода законов данный параметр не указывается. Найти его можно только в региональных постановлениях.

Существуют ли минимальные нормы жилой площади

Социальная норма - одна из немногих, регулируемых на государственном уровне. Постановлением Правительства РФ ее значение зафиксировано на отметке в 18 кв. м. Однако это не означает, что регионы не могут выставить собственных критериев социальных норм. Согласно закону Московской области N 120/2009-ОЗ , в регионе устанавливаются следующие соответствия на 2018 год:

  • одиноким людям - 33 кв. м.
  • на каждого члена семьи, включающей двоих человек, - 21 кв.м.
  • для каждого человека в семье, состоящей из трех и более граждан - 18 кв. м.

Стоит понимать, что социальная норма является параметром, не регулирующим нормы распределения муниципального жилищного фонда. Ее основная задача - установление норм оплаты, а также формирование правил предоставления льгот для малоимущих семей.

Минимальная норма - еще одно понятие, фигурирующее во многих материалах, связанных с описанием правил выделения жилья по социальному найму. Однако стоит отметить, что как таковое это определение сейчас в ЖК не используется. Ранее оно фигурировало в Ст. 38 ЖК РФ, однако в 2018 году редакция свода законов не использует данный термин.

Есть два случая, в которых на государственном уровне регулируется минимальная площадь выделяемого гражданам жилья. Речь идет об общежитиях и предоставлении маневренного жилого фонда.

По ч.1 Ст. 105, при выделении жилых помещений в общежитиях, гражданину не может быть выделено менее 6 кв. метров. В Ст. 106 п.1 фигурирует та же цифра, но уже в отношении помещений маневренного фонта. Таким образом, гражданам не может быть предоставлено жилье меньшей площади в следующих ситуациях:

  • на время капитального ремонта;
  • до окончания расчетов с гражданами, утратившими жилье в результате взыскания;
  • на время совершения расчетов с гражданами, жилье которых стало непригодным в силу обстоятельств для размещения граждан;
  • других случаях, установленных законом.

Нужно понимать, что понятия «социальная норма», «санитарная норма» и «норма предоставления» не являются тождественными.

Хотя на бытовом уровне их нередко приравнивают, в актуальных законодательных актах первая не присутствует в принципе. Два других термина используются в различных постановлениях с несовпадающими целями.

Примеры жилищных норм для отдельных категорий граждан

Забота об определенных категориях граждан является государственной задачей. Поэтому необходимость выделения им жилья по договору социального найма регулируется на государственном уровне. Площадь же предоставляемого жилья регулируется региональными актами.

Отдельно стоит отметить граждан, проживающих в жилье, подлежащем сносу. Согласно ст. 89 ЖК РФ в действующей редакции, если наниматель и члены его семьи размещались до переселения в помещении, включающем две комнаты и более, то они получают право на обретение жилья с тем же числом комнат. Правда, в коммунальной квартире.

Кому положены дополнительные метры жилой площади?

Определенные категории россиян имеют право на получение дополнительных квадратных метров, независимо от установленной на региональном уровне нормы предоставления. Согласно действующим в 2018 году законам, в список входят:

  1. военнослужащие в звании от полковника и выше;
  2. военнослужащие, имеющие ученую должность;
  3. инвалиды, страдающие тяжелыми хроническими недугами.

В отношении граждан, связавших свою жизнь с воинской службой, необходимость выделения дополнительной жилой площади регламентирует Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ. Согласно ему, первые две категории граждан из вышеприведенного списка имеют право на увеличение площади жилья на 15-25 кв. метров.

Кроме того, в судебном порядке установлено, что данная льгота предоставляется лишь с учетом особого правового статуса. Поэтому после прекращения статуса право на льготу прекращается. Таким образом, дополнительная жилая площадь не выделяется после увольнения из ВС РФ.

Инвалидам же, страдающим хроническими заболеваниями, возможно предоставление жилья с увеличением нормы предоставления, но максимум вдвое выше ее. Об этом гласит ст. 17 ФЗ № 181-ФЗ. Перечень заболеваний утверждается отдельным постановлением.

В текущей версии закона «О социальной защите инвалидов в РФ» отсутствует ограничение на расширение в пределах только 18 кв. метров

Особенности норм учета и предоставления в Москве и Санкт-Петербурге

Во всех регионах РФ устанавливаются законы, регламентирующие описанные выше нормы. Для примера, в столице действует закон г. Москвы N 29 «Об обеспечении права жителей на жилые помещения ». Этот документ закрепляет учетную норму, равную 10 кв. метрам для отдельных квартир. Он же регламентирует норму предоставления, равную 18 кв. метрам на одного человека. Есть в нем и ряд особенностей по предоставлению площадей:

  • 44 кв. метра для семьи из супругов;
  • 50 кв. метров для двух человек в семейных связях, но не супругов;
  • 62 кв. метра для семей из трех членов, двое из которых - супруги;
  • 74 кв. метра для семьи из трех граждан - не супругов;
  • 18 кв. метра на человека для семей из четырех и более членов.

В последней ситуации площадь помещения может быть увеличена в пределах 9 кв. метров. Также москвичам, в семьях которых находятся инвалиды с заболеваниями костно-мышечной системы, предоставляется жилье в специально построенных зданиях. Помещения должны соответствовать предписаниям программы реабилитации.

В Санкт-Петербурге УН жилой площади также 9 кв. метров на человека в отдельных домах и квартирах, 15 кв. метров - для коммуналок. НП регламентируется менее подробно, чем в столице. В 2018 году жителям города полагается 33 кв. метра жилой для проживающих в помещении в одиночестве и 18 кв. метров на гражданина в семьях, включающих двух и более членов.

Выше перечисленные нормы предоставления кв. метров жилья касаются отдельных помещений и коммуналок. Минимальная площадь в общежитиях - 6 кв. метров. Но есть и критерии предоставления рабочего пространства в офисах. Они регулируются СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 . В частности, работникам, занятым в деятельности с ПК с ЭЛТ мониторами положена рабочая площадь в 6 кв. метров. Если в офисе использует ЖК-монитор, площадь на человека должна равняться 4,5 кв. метрам.

Кому положены квартиры от государства в 2018 году?

Согласно ЖК РФ, жилье из муниципальных фондов распределяется малоимущим гражданам. Однако в Ст. 50 указывается и на «другие категории населения». Приведем список тех, кто может в 2018 году рассчитывать на получение квартир из муниципального жилищного фонда:

  1. ветераны ВОВ и труда;
  2. военнослужащие, побывавшие в боевых действиях в горячих точках;
  3. инвалиды войны;
  4. дети-инвалиды;
  5. лица, инвалидность которых относится к нерабочей группе;
  6. граждане, лишенные жилища в результате стихийных бедствий;
  7. сироты;
  8. военные, уволенные в запас по выслуге;
  9. многодетные семьи;
  10. семьи, кормилец которых погиб при исполнении служебных обязанностей;
  11. категории граждан в соответствии с региональными законами.

Отметим, что защита семей с недостаточными доходами, осуществляется на уровне региональных правительств. Поэтому причисление граждан к числу малоимущих проводится на индивидуальных условиях для каждого субъекта РФ.

Особенности применения норм предоставления для расселяемого жилья

Один из важнейших вопросов соблюдения жилищных норм в 2018 году связан с расселением. Данный процесс регламентируется Ст. — ЖК РФ. Отметим главную особенность процессов, связанных с получением нового жилья. Ст. 89 гласит:

Выделяемое жилое помещение должно обладать равной площадью c ранее занимавшимся жильем и располагаться в границах этого же населенного пункта.

Причем данный параметр не отменяет следующего факта: если граждане в расселяемом помещении числятся среди нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилье им распределяется в соответствии с НП, действующими в регионе проживания.

Текст Закона

1. Жителям города Москвы, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, признанным нуждающимися в жилых помещениях и признанным нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, предоставляются жилые помещения из жилищного фонда города Москвы, площадь которых не менее нормы предоставления, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.

2. При обеспечении заявителей жилыми помещениями с учетом размера площади занимаемых жилых помещений суммарная площадь всех жилых помещений должна соответствовать норме предоставления площади жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.

3. Норма предоставления площади жилого помещения составляет 18 квадратных метров площади жилого помещения на одного человека.

4. Площадь жилого помещения, подлежащего предоставлению гражданам, совместно принятым на жилищный учет или учет нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ решением уполномоченного органа власти города Москвы, определяется как произведение количества заявителей по данному решению и нормы предоставления на одного человека. При этом заселение одной комнаты лицами разного пола, за исключением супругов, допускается только с их согласия. В состав заявителей включаются проживающие совместно с ними их несовершеннолетние дети, родившиеся после подачи заявления, а также граждане, принятые на жилищный учет или учет нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, постоянно проживающие по этому же адресу и включенные в установленном порядке в состав этого же учетного дела.

5. Жилое помещение из жилищного фонда города Москвы может быть предоставлено площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру.

6. Вследствие конструктивных особенностей жилых помещений, предоставляемых гражданам, состоящим на жилищном учете, направляемых на реализацию городских жилищных программ, размер площади жилого помещения, определяемый в соответствии с частью 4 настоящей статьи, не может быть более чем:
1) на семью, состоящую из супругов, - однокомнатная квартира площадью до 44 квадратных метров;
2) на семью, состоящую из двух граждан, не являющихся супругами, - двухкомнатная квартира площадью до 50 квадратных метров;
3) на семью из трех граждан, в составе которой есть супруги, - двухкомнатная квартира площадью до 62 квадратных метров;
4) на семью из трех граждан, в составе которой нет супругов, - трехкомнатная квартира площадью до 74 квадратных метров;
5) на семью из четырех и более граждан - жилое помещение площадью по 18 квадратных метров на одного члена семьи (получившийся размер жилого помещения может быть увеличен не более чем на 9 квадратных метров).

7. Семьям, в составе которых имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, перечень которых установлен федеральным законодательством, предоставляются жилые помещения, позволяющие выделить в пользование таким лицам отдельное изолированное жилое помещение в квартире. Не подлежат удовлетворению требования о предоставлении дополнительной площади, если указанные лица могут быть обеспечены отдельным изолированным жилым помещением в квартире.

8. Права граждан, состоящих на жилищном учете, на дополнительную площадь, установленные федеральным законодательством, применяются при предоставлении жилых помещений по договорам социального найма или безвозмездного пользования жителям города Москвы, состоящим на жилищном учете, на основании их заявлений и при наличии документов установленного образца, подтверждающих указанные льготы.

9. Жителям города Москвы, страдающим заболеваниями опорно-двигательного аппарата, а также инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, которым по заключению лечебных учреждений либо в соответствии с их индивидуальной программой реабилитации рекомендовано проживание в жилых помещениях, отвечающих требованиям индивидуальной программы реабилитации, жилые помещения предоставляются в специально построенных домах либо жилых помещениях, отвечающих требованиям индивидуальной программы реабилитации.

10. Требования граждан, не основанные на нормах федерального законодательства и законодательства города Москвы, о предоставлении жилого помещения в конкретном месте, доме, на этаже, по конкретному адресу, с определенным количеством комнат, определенного количества жилых помещений удовлетворению не подлежат.

Комментарий

1. Предоставление жилья менее указанной нормы не означает решения жилищных проблем граждан и дает гражданам право оставаться на жилищном учете.
В практике нередки случаи, когда граждан снимают с жилищного учета после того, как им предоставлено жилье площадью менее нормы. В таких случаях необходимо обращаться в суд для восстановления на учете.
См. Апелляционное определение Московского городского суда от 14.02.2014 по делу N 33-1930:
Требования о признании незаконным распоряжения о снятии с жилищного учета, восстановлении на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий удовлетворены правомерно, так как семье истца предоставлялось жилое помещение, не соответствующее норме предоставления, установленной законом.

2. При обеспечении жильем должна учитываться суммарная площадь ЖИЛЫХ помещений, кроме того эти помещения должны быть ФАКТИЧЕСКИ заняты гражданами, стоящими на учете. В противном случае снимать их с учета нельзя.
См. Апелляционное определение Московского городского суда от 26.05.2014 по делу N 33-13157:
Иск о признании незаконными действий по предоставлению жилых помещений, не отвечающих предъявляемым законодательством требованиям к размерам жилого помещения, установленным для семьи, удовлетворен правомерно, так как лица на жилую площадь не вселялись, права пользования жилым помещением не приобрели, то есть самостоятельных прав на квартиру не имеют.,
а также см. Апелляционное определение Московского городского суда от 02.04.2014 по делу N 33-9982:
Исковые требования об отмене распоряжения о снятии с жилищного учета и обязании восстановить на учете удовлетворены правомерно, поскольку установлено, что ответчик при расчете размера площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя, необоснованно включил в эту площадь нежилое строение.

3. Важно учитывать, что при определении площади необходимо принимать во внимание лишь площадь жилого помещения, куда не включаются, скажем, площади общих коридоров многоквартирного дома, жилого дома и т.д.
см. Апелляционное определение Московского городского суда от 16.04.2014 по делу N 33-12665:
Заявление о восстановлении на учете нуждающихся в содействии г. Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ удовлетворено правомерно, поскольку недвижимость, находящаяся в собственности истца, является не жилым домом, а жилым строением, в связи с чем семья истца обеспечена жилой площадью менее установленной учетной нормы.

4. При определении уровня обеспеченности заявителей общей площадью жилого помещения площадь супругов заявителей, которые не состоят на жилищном учете в составе членов семьи заявителей, учитываться не должна.
Данный вывод следует из содержания норм п. 2 и п. 4 ст. 20 Закона г. Москвы N 29, согласно которым жилое помещение в порядке, предусмотренном этим законом, предоставляется только тем лицам, которые состоят на жилищном учете. При этом, при предоставлении жилого помещения учитывается обеспеченность площадью жилого помещения только тех лиц, которые состоят на жилищном учете, и не учитывается обеспеченность площадью жилого помещения тех членов их семей, которые на жилищном учете не состоят.
Указанная точка зрения нашла достаточное отражение в судебной практике, в частности —
Апелляционное определение Московского городского суда от 04.04.2013 по делу N 11-7072:
При предоставлении жилого помещения учитывается обеспеченность площадью жилого помещения только тех лиц, которые состоят на жилищном учете, и не учитывается обеспеченность площадью жилого помещения тех членов их семей, которые на жилищном учете не состоят.
Апелляционное определение Московского городского суда от 30.04.2013 по делу N 11-17945:
Требование о признании незаконным распоряжения о снятии с жилищного учета удовлетворено» правомерно, поскольку жилые помещения, принадлежащие на праве собственности истцу, не подлежат учету при расчете нормы предоставления жилой площади и решении вопроса о снятии семьи с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Апелляционное определение Московского городского суда от 14.05.2013 по делу N 11-12377:
Иск о признании незаконным акта о снятии с жилищного учета семьи удовлетворен правомерно, так как вывод о том, что семья обеспечена по норме предоставления и ее жилищные условия изменились, в результате чего отпали основания для предоставления жилого помещения, не основан на законе.

5. В соответствии с п. 5 Постановления Правительства РФ от 15.10.2005 N 614″Об утверждении Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов», форма и порядок предоставления гражданам мер социальной поддержки по обеспечению жильем устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В Москве действует Распоряжение Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы от 22.02.2008 N 456″О порядке учета специально оборудованных жилых помещений специализированного жилищного фонда г. Москвы и их предоставления гражданам с нарушением опорно-двигательного аппарата, пользующимся креслами-колясками, состоящим на жилищном учете», согласно которому:
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, а также проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания инвалиды и дети-инвалиды с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, пользующиеся креслами-колясками, принимаются на жилищный учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом индивидуальной программы реабилитации инвалида, в том числе специально оборудованными, в порядке, установленном законами города Москвы, с учетом льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации и правовыми актами города Москвы.
Жилое помещение из специализированного жилищного фонда города Москвы предоставляется инвалиду-колясочнику и членам его семьи, включенным в договор пользования жилым помещением, со снятием их с жилищного учета.
При этом другие члены семьи инвалида-колясочника, состоявшие с ним на жилищном учете в рамках одного учетного дела:
- снимаются с жилищного учета в случае, если после предоставления инвалиду-колясочнику специально оборудованного жилого помещения на каждого из них приходится по 18 кв. м и более площади жилого помещения (при этом жилое помещение, предоставленное инвалиду-колясочнику, не учитывается);
- остаются на жилищном учете в случае, если после предоставления инвалиду-колясочнику специально оборудованного жилого помещения на каждого из них приходится менее 18 кв. м площади жилого помещения (при этом жилое помещение, предоставленное инвалиду-колясочнику, не учитывается). Жилые помещения, предоставляемые гражданам в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, могут оборудоваться специальными средствами и приспособлениями. Специально оборудованные жилые помещения в виде отдельной квартиры включаются в состав специализированного жилищного фонда города Москвы и предоставляются гражданам, пользующимся креслами-колясками, по договорам безвозмездного пользования с учетом состояния их здоровья, семейного положения и других заслуживающих внимания обстоятельств, в том числе оснований, дающих право на предоставление дополнительной площади по состоянию здоровья.
Смотрите также комментарий к ст. 8 Закона и к ст. 18 Закона .

Преамбула Закона
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ








Глава 2. ПРИЗНАНИЕ ЖИТЕЛЕЙ ГОРОДА МОСКВЫ НУЖДАЮЩИМИСЯ В ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ ПО ДОГОВОРАМ СОЦИАЛЬНОГО НАЙМА ИЛИ БЕЗВОЗМЕЗДНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ






Глава 3. ВЕДЕНИЕ УЧЕТА ГРАЖДАН В ЦЕЛЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ГОРОДСКИХ ЖИЛИЩНЫХ ПРОГРАММ





Глава 4. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОРОДОМ МОСКВОЙ ПРАВА ЖИТЕЛЕЙ ГОРОДА МОСКВЫ НА ЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ