Экологический отряд "Зелёный патруль". Социально-образовательный проект "Создание экологического отряда «ЭкоГрИн» на базе Ольской средней школы" Сообщение об экологическом отряде школы

Предварительный просмотр:

Отрядная песня экологического отряда «Радуга»

«Мы природу сбережем»

1куплет.

МЫ природу сбережем-3раза.

Это наш родимый дом-3раза

Без нее не проживете-2раза

Без нее не проживем

И об этом вы поете-2раза

И об этом мы поем.

Припев.

Прямо босиком по земле пройдем,

Красоту беречь будем.

Ведь природа всё, всё нам отдает,

Пожалейте вы ее, люди!

2 куплет.

Будут бабочки порхать – 3раза

Будут птички щебетать – 3раза

Без нее не проживете – 2 раза

Без нее не проживем

И об этом вы поете- 2раза

И об этом мы поем.

Припев.

Нас природа радует

Разноцветной радугой

И это вы запомните, ребята!

Предварительный просмотр:

Паспорт экологического отряда «Радуга»

Руководитель: Величко Татьяна Сергеевна – учитель биологии

Название: Школьный экологический отряд «Радуга»

Девиз: « Природа – в наших руках, если радуга есть в облаках! »

Эмблема:

Система приема в объединение: Личное желание учащихся, личное заявление, посвящение.

Цель: формирование экологической компетенции школьников.

Направления работы:

  • заседания совета отряда;
  • исследовательская работа;
  • лекторская работа;
  • ведение экологической рубрики в школьной газете «19 Меридиан»;
  • участие в конференциях различного уровня;
  • организация и проведение школьных экологических акций;
  • организация экологических мероприятий в рамках школы;
  • участие в школьных и районных олимпиадах;

Формы и методы, используемые в отряде:

  • исследовательская работа;
  • экскурсии по краю и России;
  • экологические акции;
  • круглые столы;
  • экологические праздники;
  • выступление лекторских групп;
  • выпуск экологических газет, листовок, статей;
  • школьные конкурсы фотографий, плакатов и рисунков;
  • научно-практические конференции;

Правила членов экологического отряда «Радуга»

1. В отряде ребята живут без Я, как друзья. Всем на удивление одно местоимение – "МЫ".

2. Коллективно обсуждать и решенье принимать:

Делать где? Зачем и что? Как? Когда? Во сколько? Что?

3. Каждое дело – с пользой, иначе зачем?

4. Каждое дело – людям, иначе зачем?

5. Каждое дело – творчески, иначе зачем?

6. Закон точности – не терпит опозданий.

7. Закон справедливости – справедливость превыше всего.

8. Закон помощи – помоги другим, и тебе помогут.

9. Чем больше трудностей, тем больше бодрости.

Устав школьного экологического отряда «Радуга»

Членом школьного экологического отряда может быть любой обучающийся класса, любящий природу, желающий внести свой посильных вклад в дело охраны природы.

Члены экологического отряда обязаны:

  • принимать участие в охране окружающей среды;
  • соблюдать требования природоохранного законодательства;
  • знать, соблюдать и передавать другим нормы экологической этики и морали;
  • изучать и приумножать природные богатства родного края;
  • постоянно повышать уровень своих знаний о природе и экологической культуры населения.

Члены экологического отряда имеют право:

  • вести исследовательскую работу по изучению природы и экологии родного края;
  • принимать участие в экологических акциях и праздниках разного уровня;
  • излагать свое мнение на заседаниях, в прессе и конференциях;
  • защищать права и интересы населения, развивать экологическую грамотность и культуру;
  • оказывать посильную помощь государственным органам в борьбе с нарушениями природоохранного законодательства;
  • требовать от соответствующих органов предоставления своевременной достоверной и полной информации о загрязнении окружающей природной среды и мерах ее охраны.

Член экологического отряда всегда должен помнить:

  • природа – это живая, чувствительная, очень сложная система;
  • от каждого из нас зависит, что останется в этом мире будущим поколениям.

Предварительный просмотр:

« Утверждаю»:

Директор МБОУ СОШ №19

Т.М. Томак

Приказ №___от __________

Положение

о школьном экологическом отряде

МБОУ СОШ №19 ст. Марьянской

I. Общие положения

1.1 Настоящее положение определяет порядок создания, организацию деятельности, задачи и условия осуществления деятельности экологического отряда, а также устанавливает права и обязанности участников данного отряда.

1.2 Экологический отряд МБОУ СОШ №19 станицы Марьянской является добровольным объединением учащихся, их родителей и учителей, образованным для изучения и охраны природы.

1.3 Экологический отряд действует на основе принципов добровольности, самостоятельности и гласности, согласно Уставу МБОУ СОШ №19 и в соответствии с законодательством РФ.

1.4 Экологический отряд является открытой школьной организацией, действует на территории станицы Марьянской Красноармейского района и имеет своё название и символику (эмблему).

1.5 Целью экологического отряда является развитие у обучающихся высоких нравственных качеств путём пропаганды идей добровольного труда на благо общества и привлечение учащихся, их родителей и учителей к изучению природы и её охране, а также к решению социально значимых проблем.

1.6 Основными задачами экологического отряда являются:

  • изучение природы и истории родного края;
  • применение на практике знаний вопросов экологии и путей их решения;
  • освоение навыков исследовательской деятельности;
  • овладение нормами экологической культуры;
  • развитие потребности в самообразовании и укреплении своего здоровья;
  • формирование интереса к углубленному изучению окружающего мира;
  • организация экологическое просвещение для учащихся и населения;
  • приобретение навыков экологически грамотного поведения;
  • создание экологической тропы на территории МБОУ СОШ №19;
  • проведение работы по пропаганде знаний в области окружающей среды;
  • организация практических мероприятий по улучшению и благоустройству населенных пунктов;
  • принятие участия в районных, краевых, российских экологических акциях и проектах.

1.7 Участники экологического отряда осуществляют безвозмездную, благотворительную деятельность.

1.8 Работа экологического отряда осуществляется в свободное время учащихся.

  • пропаганда здорового образа жизни;
  • природоохранная;
  • практическая;
  • исследовательская;
  • просветительская деятельность и т.д.

II. Участники экологического отряда

2.1 В экологический отряд может вступить любой обучающийся, который добровольно изъявил желание работать в составе отряда. Состав отряда 10-15 человек.

2.2 Участниками отряда могут быть учащиеся в возрасте от 10 до 16 лет.

2.3 На общем собрании избирается командир экологического отряда, который организует деятельность данного отряда.

2.4 Весь состав экологического отряда имеет равные права на любую деятельность в рамках положения, право голоса в обсуждении любого вопроса и принятий решения.

III. Содержание деятельности

3.1 Для достижения своих целей экологический отряд имеет право действовать всеми легальными методами, согласно законодательству РФ, включая ниже перечисленные:

  • Изучение истории своей станицы, района, края, изучение и охрана растений и животных, их естественных местообитаний, восстановление нарушенных.
  • Распространение знаний и информации об исторических местах, о природе, действиях, представляющих угрозу существованию растений, животных, человека, о способах их охраны.
  • Организация и проведение мероприятий, имеющих своей целью популяризацию идей охраны природы и исторических памятников – сборов, съездов, встреч с интересными людьми, учёными и др.
  • Осуществление законных действий, имеющих целью предотвратить деградацию природных территорий.
  • Привлечение учащихся к научно-исследовательской работе по краеведению и экологии, охране безопасности и жизнедеятельности людей.
  • Публикация научно-исследовательских и научно-популярных работ учащихся и педагогов школы.
  • Подготовка, издание и распространение буклетов, газет, альбомов и других материалов по темам экологии.
  • Организация конкурсов, выставок поделок, рисунков.
  • Проведение экологического мониторинга, экологических акций, экодесантов, экспедиций, походов выходного дня.
  • Организация экологического туризма.
  • Сотрудничество с другими организациями станицы, района, края, а также участие в экологических мероприятиях различного уровня, в совместных проектах, обмене информацией.

IV. Обязанности участников экологического отряда

4.1 Участники экологического отряда обязаны:

  • знать и соблюдать цели, задачи и принципы своего отряда;
  • соблюдать трудовую дисциплину;
  • выполнять общепризнанные принципы и нормы поведения, требования к охране окружающей среды;
  • совершенствовать свои знания по вопросам охраны окружающей среды, уровень подготовки к проводимым практическим экологическим мероприятиям;
  • четко и добросовестно выполнять свои обязательства;
  • проводить работу по пропаганде знаний в области окружающей среды;
  • организовывать практические мероприятия по улучшению и благоустройству станицы;
  • принимать участие в районных, краевых, российских экологических акциях и проектах.

V. Права участников экологического отряда

5.1 Участники экологического отряда имеет право:

  • осуществлять свою деятельность исходя из своих устремлений, способностей и потребностей;
  • вносить предложения при обсуждении форм и методов осуществления экологической деятельности в отряде;
  • получать вознаграждение и признательность за свою деятельность;
  • пользоваться атрибутикой отряда, утвержденной в установленном порядке;
  • создавать необходимые условия труда, обеспечивающие безопасность и защиту законных прав и интересов во время работы;
  • добровольно выходить из состава экологического отряда.

VI. Права командира экологического отряда

6.1 Командир экологического отряда имеет право:

  • предлагать участникам отряда изменять виды деятельности;
  • требовать от участников отряда отчёта за проделанную работу;
  • поощрять труд участников экологического отряда.

VII. Обязанности командира экологического отряда

7.1 Командир экологического отряда:

  • организует деятельность участников отряда;
  • отвечает за сохранность и использование имущества, переданного экологическому отряду в пользование;
  • обеспечивает в рамках своей компетенции создание безопасных условий труда и быта для участников экологического отряда;
  • способствует личностному творческому росту участников экологических отрядов, развитию и максимальной реализации их общественной активности, формированию внутриотрядной организационной культуры;
  • организует продуктивный и творческий досуг участников экологического отряда.

VIII. Организация работы экологического отряда

8.1. Непосредственными организаторами работы являются педагог-организатор или заместитель директора по УВР, который осуществляет организационные мероприятия по функционированию экологических отрядов.

IX. Поощрение участников экологического отряда

9.1 Объявление благодарности приказом по школе.

9.2 Награждение грамотой.

9.3 Вручение подарка, сувенира.

9.4 Награждение от официальных лиц.

9.5 Поощрение денежными премиями, путевками.

Предварительный просмотр:

Утверждаю:

Зам. директора по ВР

Иржаховская Е.В. ______

«__»________2014г.

Программа

экологического отряда «Радуга»

на 2014-2015 учебный год

Руководитель отряда: Т.С. Величко,

учитель английского языка и биологии

МБОУ СОШ № 19 ст. Марьянской

Красноармейского района

Пояснительная записка

Школьный экологический отряд «Радуга» является общественной независимой организацией. Приём в члены отряда осуществляется на добровольных началах для обучающихся 5 «Б» класса МБОУ СОШ № 19 станицы Марьянской на общешкольной линейке.

Целью деятельности школьного экологического отряда «Радуга» является создание широких возможностей для формирования природоохранной компетенции и воспитания экологической культуры обучающихся школы.

Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач:

Планирование ряда экологических событий, направленных на повышение уровня знаний о природе, способах её охраны и приумножения;

Создание условия для участия учащихся в охране окружающей среды;

Воспитание любви и бережного отношения к природе;

Улучшение трудовой подготовки и профессиональной ориентации школьников;

Объединение усилий педагогов, учащихся, родителей, широкой общественности по благоустройству сельских территорий;

Воспитание бережного отношения к природным богатствам своего края, рационального природопользования, эстетического оформления территории села и конкретно школьной территории;

Формирование навыков ведение исследовательской работы по изучению природы, экологической обстановки родного края, влияния экологических факторов на здоровье человека;

Развитие самостоятельности в действиях по улучшению экологической обстановки.

Программа деятельности школьного экологического отряда «Радуга» рассчитана на 1 год и включает три направления природоохранной работы :

Просветительская;

Общественно-полезная;

Учебно-познавательная.

В основу программы положены принципы:

  • возможности личного участия в образовательном процессе обучающихся младше себя;
  • возможность личного участия в выявлении экологических проблем, принятия и реализации решений в отношении качества окружающей среды;
  • обеспечение мотивации, заинтересованности, значимости деятельности ребенка для него самого и для окружающих;
  • теоретические знания должны находить применение в практической, исследовательской и общественной деятельности;
  • отказ от сложных, претендующих на научный результат, методов исследования в работе с детьми.

План деятельности экологического отряда «Радуга»

по направлениям

на 2014-2015 учебный год

  1. Просветительская природоохранная деятельность

№ п/п

Участники

Сроки

Ответственные

Обсуждение плана работы ЭО, выбор командира отряда, девиза, формы

5 «Б» класс

сентябрь

Величко Т.С.

Публикация результатов работы ЭО в школьной газете «19 Меридиан»

Творческая группа ЭО

2 раза в месяц

Редакция газеты

Величко Т.С.

Лекция «Влияние транспорта на окружающую среду»

5 «Б» класс

Октябрь

Величко Т.С.

Зелёный альманах «Царевна ли лягушка?»

5 «Б» класс

Ноябрь

Величко Т.С.

Разработка виртуальной экскурсии «Жизнь обитателей сада и огорода»

5 «Б» класс

Декабрь

Величко Т.С.

Экологический праздник в рамках предметной недели естественных наук

5 «Б» класс

Январь

Величко Т.С.

Подготовка лекторских групп для выступления на классных часах, согласно экологическому календарю

5 «Б» класс

Февраль

Величко Т.С.

Конкурс мультимедийных презентаций по теме «Вода – источник жизни»

5 «Б» класс

Март

Величко Т.С.

Тематическая линейка ко Дню птиц

1 – 4

классы

Апрель

Величко Т.С.

Тематическая линейка ко Дню Земли

1 – 4

классы

Апрель

Величко Т.С.

Встреча с работниками эколого-биологического центра ст. Полтавской

5 «Б» класс

Май

Величко Т.С.

  1. Общественно-полезная природоохранная деятельность

№ п/п

Название экологических событий

Участники

Сроки

Ответственные

Заготовка семян сорных растений для подкормки птиц зимой

1 – 5

классы

Сентябрь-октябрь

Величко Т.С.

Изготовление кормушек для зимующих птиц

1 – 5

классы

Октябрь -ноябрь

Величко Т.С.

Экологическая операция: «Птичья столовая»

Декабрь - февраль

Величко Т.С.

Разработка маршрута экологической тропы на территории МБОУ СОШ №19 и за пределами ст. Марьянской

5 «Б» класс

Март

Величко Т.С.

Организация экологического субботника по очистке территории МБОУ СОШ № 19

1 – 11

классы

Апрель – май

Величко Т.С.

Очистка берегов р. Кубань

5 «Б» класс

Апрель – май

Величко Т.С.

Посадка саженцев красного дуба периметру спортивной площадки МБОУ СОШ № 19

5 «Б» класс

Май

Величко Т.С.

  1. Учебно-познавательная природоохранная деятельность

№ п/п

Название экологических событий

Участники

Сроки

Ответственные

Викторина «Лекарственные растения вокруг нас»

5 «Б» класс

Октябрь

Величко Т.С.

Праздник «Легенды о цветах»

1-4 классы

Ноябрь

Величко Т.С.

Разработка мультимедиа-презентации для проведения эколого-биологической викторины «Виртуозы маскировки»

10-11 классы – участники викторины

Разработка презентаций: январь

Викторина: февраль

ЭО – ведущие

9-10 кл – разработчики презентаций, Величко Т.С.

Практическая работа «Размножение с\х растений семенами»

5 «Б» класс

Март

Величко Т.С.

Интеллектуальная игра «В мире животных»

6-7 классы

Апрель

Величко Т.С.

Практическая работа «Моделирование пищевых связей в саду и огороде»

5 «Б» класс

Май

Величко Т.С.

Перечень методической и учебной литературы:

Литература для педагогов:

  1. Суворова В.М. «Опыт экологической работы со школьниками». – Волгоград, 2009
  2. Фадеева Г.А. «Химия и экология».- Волгоград, 2005
  3. Формирование экологической культуры жителей города / Народная школа № 5,2004
  4. Экологический турнир / Последний звонок №12, 2002
  5. Урок экологии в тридевятом царстве / Педсовет № 5, 2006
  6. Экологическая сценка / Педсовет №9, 2008
  7. День птиц / Педсовет № 1, 2005
  8. Синичкин день / Педсовет № 7,2005
  9. Свалка по имени Земля / Педсовет №11, 2005
  10. Частушки на экологическую тему / Педсовет № 7, 2009
  11. Всемирный день Земли / Педсовет № 2, 2010
  12. Экологическая сказка о том, как колобок в лес убежал / Педсовет № 3, 2009
  13. Экологическая сказка / Педсовет № 6, 2003
  14. Экологические игры / Пед. творчество № 9, 2007
  15. Экологические сказки / Педсовет № 11, 2004
  16. Здравствуйте пернатые, Наш дом – планета Земля / Педсовет № 8, 2008
  17. Экология в филологии / Педсовет №11, 2007
  18. Экологическая игра «Лик Земли» / Последний звонок № 12, 2007
  19. Димитриев А.Д. «Экология Чувашской Республики».- Чебоксары, 1996
  20. На крыльях весну принесли / Последний звонок № 1, 2005
  21. Война как фактор ухудшения среды обитания, игровые задачи по экологии / Последний звонок № 8, 2005
  22. Земля – наш общий дом / Последний звонок №12,2005

Литература для воспитанников:

  1. Методические разработки внеклассных мероприятий.
  2. Сухова Т. С., Строганов В. И. «Природоведение: введение в биологию и экологию» 5 класс.- М.: 2009
  3. Былова А.М., Шорина Н.И. «Экология растений», 6 класс - М.: Вентана-Граф, 2008
  4. Бабенко В.Г., Богомолов Д.В. и др «Экология животных», 7 класс - М.: Вентана-Граф, 2001
  5. Фёдорова М.З., Кучменко В.С., Лукина Т.П. «Экология человека. Культура здоровья», 8 класс -М.: Вентана-Граф, 2004
  6. Швец И.М., Добротина Н.А. «Биосфера и человечество», 9 класс - М.: Вентана-Граф, 2004
  7. Чернова Н.М., Галушкин В.М., Константинов В.М. «Экология», 10-11 класс - М.: Просвещение 2007
  8. Энциклопедия для детей «Биология» - М.: 2002
  9. Энциклопедия для детей «Человек» - М.: 2002
  10. Джинни Джонсон «Животные (млекопитающие, птицы, рыбы). – М.: АСТ, 2001
  11. Детская энциклопедия «Животные». –М.: Махаон, 2006
  12. Акимушкин И.И. «Мир животных: Птицы, рыбы, земноводные и пресмыкающиеся».- М.: Мысль, 1999
  13. Жизнь животных: в 7т./ под редакцией Ю.И.Полянского. –М.: Просвещение, 1987
  14. Иллюстрированная энциклопедия рыб / под ред. П.А. Моисеева. – Прага: Артия, 1982
  15. Огнев А.В. «Змеи в домашнем террариуме».- М.: Аквариум, 2002
  16. Хрестоматия по зоологии для 6-7 классов / сост. С.А. Молис. –М.: Просвещение, 1971
  17. Удивительное в жизни животных / под ред. проф. А.с. Константинова и проф. Н.И. Лариной.- Саратов, 1966 Алексеев Александр Александрович

    Андрианова Ксения Павловна

    Бобко Анастасия Ивановна

    Бурмистрова Диана Андреевна

    Буряк Сергей Сергеевич

    Воробьёв Алексей Александрович

    Гапеева Екатерина Олеговна

    Гондарь Даниил Юрьевич

    Данильченко Алёна Сергеевна

    Зобкова Алёна Николаевна

    Зубков Игорь Сергеевич

    Калинич Александр Андреевич

    Крикун Сергей Владимирович

    Левченко Алла Юрьевна

    Маковецкий Максим Максимович

    Маргарян Артур Арменович

    Мухина Юлия Геннадьевна

    Поданева Татьяна Владимировна

    Подзоров Артем Юрьевич

    Пузикова Ксения Николаевна

    Ромащенко Валерия Александровна

    Савин Владимир Михайлович

    Селезнёв Дмитрий Алексеевич

    Скаженик Анна Сергеевна

    Трегуб Виктория Александровна

    Фещенко Мария Сергеевна

    Фёдоров Сергей Андреевич

    Чепурко Никита Алексеевич

    Руководитель экологического отряда «Радуга» – учитель биологии МБОУ СОШ №19, классный руководитель 5 «Б» класса – Величко Татьяна Сергеевна

Организация работы экологического отряда в школе (из опыта работы Фащевской ООШ №24)

Ларина Даяна Олександровна

ученица 10 –А класса

Фащевской ООШ №24

Детский экологический отряд «Эдельвейс» существует в нашей школе с весны 2007 г. Необходимость создания такого отряда возникла давно и этому было немало причин. Наш поселок – это промышленная зона. На его территории находятся такие предприятия как шахта, обогатительная фабрика, железная дорога, проходит трасса «Харьков - Ростов».Над поселком возвышаются терриконы и горы бытового мусора. , низкий культурный уровень населения– вот далеко не полный перечень того, что заставило нас задуматься.

Необходимость конкретных действий стала объективной реальностью. С чего начать работу? Создавать просто еще один отряд, группу детей, которые ходят в лес и убирают мусор, изначально не хотелось, т.к. виделись более широкие цели такого движения:

организовать учащихся и вовлечь их в процесс экологического движения;

сформировать у детей не только экологическое сознание, но и активную жизненную позицию.

Перед нами встали две главные проблемы:

1) как организовать детское экологическое движение в рамках одной школы;

2) какими методиками лучше воспользоваться для экологического воспитания не только школьников, но и взрослого населения?

Обе проблемы, как нам кажется, удалось решить. Практическая значимость создания и работы детского экологического отряда виделась в следующем:

создание методики организации экологического отряда в отдельно взятой школе;

накопление опыта взаимодействия учащихся с общественностью;

организация детского досуга;

профориентационная работа со старшеклассниками;

организация научно-исследовательской работы с учащимися в рамках отряда.

Экологический отряд – группа личностей, детских индивидуальностей, каждая из которых может проявить свои способности в разных видах деятельности. Поэтому мы создали определенную систему работы.

Мы определили основные направления работы отряда:

1. «Экологический всеобуч»: работа ведется в двух направлениях:экологический лекторий и работа с общественностью. Ребята готовят выступления на актуальные проблемы и выступают перед учащимися школы, а также выходят на аудиторию поселка.

2. «Исследователь»: ведется очень большая работа по нескольким направлениям:

Составление и проведение экологических проектов (проект «Озеленение школьных рекреаций », проект «Озеленение территории школьного двора », проект «Экологическая комната» и др.)

Исследовательские работы («Исследование экологического состояния пресных водоемов методом биоиндикации», «Исследование популярных продуктов питания среди подростков», «Микроскопические водоросли- показатели состояния окружающей среды», «Лишайники- биоиндикаторы состояния воздуха» и др.)

МАН- защита научно – исследовательских работ на конкурсе МАН («Комплексная оценка состояния пресного водоема»)

3. «Экотур»- это направление предусматривает участие в экологических акциях таких как «Первоцветы», «Кормушка», «Скворечник», «Прибери планету», «Посади дерево» и т. д., участие в трудовых десантах и проведение экскурсий по экологической тропе.

4. «Мастерская природы»- по данному направлению работа организуется для организации выставок и вернисажей детских поделок из природного материала, конкурсов букетов, конкурса новогодних композиций.

5. «Творческая мастерская»- работает три основных направления: фотоконкурсы («В объективе натуралиста», выставка экологических фото); конкурсы литературного творчества (стихи, рассказы, сказки экологической направленности), выпуск экологической газеты «Вартовец».

6. «Театральная»- предусматривает два направления работы «Экологический театр » и «Экологическая мода».

По всем перечисленным направлениям мы накопили определенный опыт работы и имеем определенные результаты. Это и выступления с лекциями и беседами перед учащимися начальных классов и на школьных конференция. Нами написаны несколько статей в местную газету «Народная трибуна» о бережном и заботливом отношении к муравьям и другим редким животным.

Были разработаны и находятся на стадии реализации экологические проекты «Озеленение школьных рекреаций », «Озеленение территории школьного двора », проект «Экологическая комната» . Уже на сегодняшний день на школьном дворе разработаны и посажены 5 клумб. В школе оформлена и действует «Экологическая комната», которая также является штабом нашего отряда.

Научно – исследовательские работы, написанные нашими членами отряда защищались на различных уровнях и получили достойную оценку. Так в 2011 году работа «Исследование экологического состояния пресных водоемов методом биоиндикации » была представлена в г. Луганске на конкурсе –защите научно-исследовательских работ МАН и получила Диплом третьей степени. В этом же году эта работа была представлена г.Киеве на Всеукраинском конкурсе ученического научно- исследовательского проектирования и изобретательства. В 2012 году мы приняли участие в конкурсе –защите научно-исследовательских работ МАН в г. Луганске и получила Диплом третьей степени за работу «Комплексная оценка пресного водоема». Также приняли участие во Всеукраинском научно – образовательном проекте «Микроскопические водоросли – показатели экологического состояния окружающей среды » в г. Киеве и получили Диплом второй степени.

Члены нашего отряда постоянные инициаторы и участники всех экологических акций - изучаем первоцветы, делаем кормушки и скворечники, убираем территорию школы и закрепленные за нашей школой парки.

Уже пять лет подряд мы принимаем активное участие в Фестивале «Свежий ветер», который организовывается Всеукраинской детской организацией «Экологическая варта» и еще ни разу не уехали без наград. Вот и в этом году мы получили второе место в номинации «Экологический театр» и третье место в номинации «Экологическая мода».

Подводя итоги пятилетней работы, можно сделать некоторые обобщения и выводы. На разных этапах работы отряда мы видим, как постепенно меняется мировоззрение ребят.

Работу экологического отряда невозможно представить законченной, потому что все проблемы охраны природы нельзя разрешить сразу. Опыт взрослых ребят необходимо передать приходящим им на смену молодым.

Старшие ребята помогают руководителю отряда не только в обучении младших, выполняют многие аспекты воспитательной работы. Общее дело сплачивает учащихся, создает условия взаимоответственности и сопричастности, формирует активную жизненную позицию.

Изменить мировоззрение нельзя только одними экологическими десантами, хотя их роль очень велика. Через исследовательскую деятельность (изучение биоценоза, химико-экологические пробы, экологический мониторинг), через опыт общения с людьми (жители и администрация района, редакции газет, корреспонденты), тяжелый и неблагодарный физический труд, опыт борьбы с обывательской инертностью и публичные выступления пролагается путь к новому биоцентрическому мировоззрению.

Можно быть уверенным, что дети, прошедшие через такие формы работы, вырастут настоящими личностями, способными отстаивать свою жизненную позицию и изменять в лучшую сторону мир, который их окружает.

Окружной этап областного конкурса

социальных проектов

«Гражданин»

Создание экологического отряда

Работу выполнили учащиеся

ГБОУ СОШ с. Новое Ганькино

9 класса

Руководители проекта:

Иванова Светлана Николаевна

Бочкова Нина Геннадьевна

с. Новое Ганькино

2013

«Создание экологического отряда»

Лес и родники – это наше богатство, это ягоды, грибы, это чистый воздух, это лекарственные травы, ценные породы деревьев и многое другое. Наше село Новое Ганькино со всех сторон окружено лесами, а на территории сельского поселения много родников, протекает река Сургут, исток которой совсем недалеко от нас. А один островок леса располагается не далеко, всего с 1 км от села. В этом лесу мы проводим различные мероприятия – осенний и весенний кросс, дни здоровья, сюда ходят на экскурсии ребята начальных классов и воспитанники детского сада, здесь проводят воспитатели мероприятия во время работы лагеря дневного пребывания « Колокольчик» на экологическую тему, это место, где проводят занятия лыжная и легкоатлетические секции, здесь же проходит праздник СПК «Красная звезда» «Акатуй». Это всенародное гуляние, которое посвящается окончанию весенних полевых работ. Но очень часто человек бывает безжалостен к природе. В летнее время можно увидеть, как сельская молодежь едут на машинах в лес и после себя оставляют горы мусора. Такую же картину можно наблюдать после окончания праздника «Акатуй», после того, как торговцы сворачивают свои палатки. И мы, учащиеся школы, идем и убираем мусор. Если бы мы не убирали, то лес давно превратился бы в свалку.

Вода дарит почве плодородие, питает растения и животные, наполняет водой колодцы. Человек может прожить без пищи около 40 дней, а без воды – лишь трое суток. Тело взрослого человека на 65 % состоит из воды. Еще больше воды в организме ребенка. При весе 40 кг в нем 34 кг воды. Природа дала нам колоссальное богатство – это пресную воду! На Земле ничто живое без воды обойтись не может. Качество воды определяет и здоровье человека, и продолжительность его жизни. Очищать речную воду для употребления стали в XX веке, с развитием науки и техники.

В народе говорят: «Капля воды – крупица золота» и это в действительности так. Вода – это наша жизнь, наше богатство, без которого не может прожить ничто живое: ни растения, ни животные, ни человек. А люди так безжалостны к тем богатствам, которые дает сама природа. Человек вырубает леса, загрязняет реки, родники, озера и пруды и не задумывается над тем, сколько воды ему необходимо в сутки для нормальной жизни. А богатство не бывает долговечным, когда-нибудь оно иссякнет и перед человечеством встанет вопрос: «А что же дальше?»

Вода, водные объекты, как и земля, являются важнейшими компонентами окружающей среды, необходимым условием жизнедеятельности человека.

По территории нашего поселения протекает река Сургут, которая питает своими водами реку Сок, а Сок уже впадает в Волгу. Ее протяженность по территории нашего поселения 3 - 4 км. Но чего только нет на берегах нашей реки – это и битые стекла, банки, покрышки от колес автомашин, бытовые отходы, навоз. Особенно в половодье весной с паводковыми водами в реку Сургут попадает очень много мусора, который застревает между деревьями, растущими по берегам реки, а 1м 3 грязной воды портит 10 м 3 чистой воды. А летом берега зарастают крапивой, образуя непроходимые джунгли.

В истоках реки Сургут есть запруды, которые возвели бобры – это верный признак того, что воды реки у нас пока еще чистые и необходимо сделать все, чтобы так было и дальше.

У нас в поселении имеется 9 родников и только 2 родника более или менее благоустроены. Жители чаще всего бывают на Святом источнике.

Летом на реке бывает много людей и каждый по разному ведет себя по отношению к водам реки. Кто-то рыбачит, кто-то купается, а кто-то кидает камни и палки в реку.

По соотношению к потребности в воде на территории области выделяются 4 степени обеспеченности: надежно обеспеченные, обеспеченные, частично обеспеченные, недостаточно обеспеченные. Наш район относится к надежно обеспеченным. И все же состояние водных ресурсов района оставляет желать лучшего.

Перед нами встала такая проблема .

Родники, место отдыха в лесном массиве, где проводят мероприятия в весенне-осеннее время наша школа, СПК «Красная звезда» и сельское поселение находится в экологической опасности.

Перед собой мы поставили следующую цель.

Создать и организовать работу экологического отряда для улучшения состояния окружающей среды, так как уборка территории отдыха и родника проходят не регулярно и проводить различные мероприятия по экологической тематике.

Для реализации проекта мы поставили следующие задачи.

1. Анализ состояния лесного массива и родников.

2. Составление плана действий экологического отряда «ЭКО».

3. Проектирование зоны отдыха.

4. Составление проектной стоимости.

5. Встреча с директором школы.

6. Встреча с председателем СПК «Красная звезда».

7. Встреча с главой поселения Новое Ганькино.

8. Организация работы «Зеленого патруля» и «Голубого патруля» отряда «ЭКО».

Актуальность.

Мы считаем, что экологическая проблема на данном этапе актуальна не только в нашем поселении, но и в нашей стране, ведь не зря 2013 год объявлен годом Экологии, т.к. еще не поздно что-то изменить в лучшую сторону на нашей планете и в частности в нашем села.

С точки зрения закона.

С точки зрения закона наши действия правомерны, так как существует закон об охране зеленых насаждений. В 1972 году ЮНЕСКО приняла Конвенцию о всемирном наследии, объединяющую две области, традиционно считающиеся совершенно обособленными, охрану культурного и природного наследия.

Российское законодательство уделяет значительное внимание правовому регулированию использования и охраны вод, водных ресурсов (подземных и поверхностных вод, водосборов, источников питьевого водоснабжения). Все это изложено в Водном кодексе Российской Федерации от 18.10.1995 года.

Законы об охране водных ресурсов есть и в Самарской области

Перспективность.

Работа экологического отряда имеет перспективу развития, потому что отряд может работать постоянно, пополняясь новыми членами из года в год. Возьмем шефство над родниками. А это значит обязуемся содержать в надлежащем виде чистые источники воды. Совместно с членами кружка «Краеведение», «Юный биолог», «Занимательная химия» планируем проводить мониторинг родников, так как члены кружков уже занимаются данной проблемой.

Ожидаемый результат.

Благоустройство родников, зоны отдыха в лесном массиве и экологической поддержки этих зон экологическим отрядом, озеленение территории школы.

В ходе нашего проекта мы встретились с директором нашей школы, где Кузьмина Галина Николаевна ознакомилась с нашей работой.

Ознакомили со своим проектом главу сельского поселения Новое Ганькино Любовь Леонидовну Андрееву.

У нас была встреча и с председателем СПК «Красная звезда» Немовым Валерием Геннадьевичем.

Мы считаем, что наш проект реален, так как мы можем его сами реализовать, если, конечно, поможет СПК «Красная Звезда» нам со строительными материалами – это доски шириной 30 см и длиной 3 м в количестве 40 штук, которые мы могли бы использовать для постройки скамеек и сцены (все съемное), гвозди 5 кг., работа транспорта (ГСМ) – доставка стройматериалов. По нашим подсчетам наш проект требует 10390 руб. - это только на приобретение строительных материалов, работу будут проводить учащиеся школы 7-9 классов, учителя технологии, работники СДК.

Наши планы по реализации проекта

С этого года мы решили взять шефство над нашим лесом и родниками, организовали профильный экологический отряд «ЭКО», куда входят два патруля: « Зеленый патруль» и «Голубой патруль». Нами было принято решение, что 1 раз в учебную четверть мы будем убирать накопившийся мусор. Мы хотим убедить жителей села соблюдать чистоту и порядок в лесу и на родниках. Наш отряд «Зеленый патруль» разнообразит работу, до этого года мы просто убирали территорию леса, вывозили мусор на свалку, в этом году мы хотим поставить таблички с надписями«Не мусорить!», ящики для мусора, вывесить где можно скворечники, обустроить то место в лесу, где проходит праздник «Акатуй», установить ящики для мусора, установить съемные лавочки, небольшую сцену, где проходят выступления самодеятельных артистов, руководителя предприятия и главы администрации.

Мы на одной из полян леса поставили столик, подготовили место для кострища, вкопали лавочки, и, конечно же, вкопали вывеску «Убери мусор за собой!» и отдыхающим не нужно будет искать по всему лесу место для отдыха, а оно уже подготовлено, не нужно портить зеленый покров леса и топтать траву, цветы.

Мы, конечно, сомневаемся, что все сразу будут убирать за собой пустую тару, но надеемся, что постепенно люди привыкнут к такому порядку. И в дальнейшем сами, встав взрослыми, не будем засорять родную природу.

План действия «Голубого патруля»

    Раз в учебную четверть проверять состояние родников и при необходимости проводить уборку

    В течении года проводить мониторинг состояния водных объектов.

    С весны по осень по возможности убирать территорию водных объектов с членами отряда.

    Во время экскурсий на водоемы временным отрядам во главе с членом отряда «Голубой патруль» и классным руководителем следить за порядком места проведения экскурсии.

    Проводить беседы по охране воды с младшими школьниками в течении учебного года.

План действия «Зеленого патруля»

    С весны по осень по возможности убирать территорию школы, территорию приусадебных участков пожилых людей приравненных к статусу «дети войны»,прикрепленных за каждым классом нашей школы, лесных объектов поселения с членами отряда

    Проводить беседы, викторины по охране природы с младшими школьниками в течении учебного года.

    Провести озеленение школьных коридоров и пришкольной территории

Приложение №1

Приложение №2

Викторина «Экологический светофор» (5 класс)

(Для подготовки использована книга: Молодова Л.П. Экологические занятия с детьми. Минск: Асар, 1996.)

Для проведения мероприятия используются желтые, красные, зеленые кружочки, которые раздаются детям (комплект из трех кружочков на каж дого учащегося класса). На доске или сиене крупное изображение светофо ра и ряд карточек-символов, обозначающих действия; разрушающие при роду - с красной обводкой; зеленым цветом - природоохранная работа; желтым - знаки-предупреждения. (Можно провести заранее конкурс ри сунков-знаков.)

Проведение мероприятия

Ведущий. Мы рубим лес, устраиваем свалки.

Но кто же под защиту все возьмет?

Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки.

Пора бы человечеству понять.

Богатство у Природы отбирая,

Что Землю нужно тоже охранять:

Она, как мы, такая же - живая!

Сегодня мы узнаем, насколько грамотны и воспитанны с точки зрения экологии наши друзья-школьники. Поможет нам светофор, ясно укажет нам, как можно помочь природе, а не навредить ей. Выберите правильный ответ:

1. Зеленый - помогаете природе.

2. Красный - ясно, что вредите ей.

3. Цвет желтый вас предупреждает.

А вместе все кружочки покажут нам все кочки, которые мешают приро де и детишкам навечно подружиться.

1. (1-й ряд.) Дружат кошки и собаки с песочницей нашей. Утром, ночью там сидят, туалет там отмечают. Днем сидят детишки, играют и строят до мишки. В чем тут загвоздка? Несут ребятишек в больницу! (Дети зарази лись глистами. Собак и кошек нельзя выгуливать в детской песочнице.)

2. (2-й ряд.) Ходим, ходим по лужку, Собираем по цветку: Красный, белый, синий цвет... Замечательный букет.

(Нельзя рвать цветы, так как растения не смогут размножаться.)

3. (1-й ряд.) Зайку серого найду,

Принесу его домой -

Будет этот зайка мой.

(Нельзя ловить диких зверей, в неволе они погибают, а выпушенные снова в лес, не живут.)

4. (2-й ряд.)3автра утром в лес пойдем

И опята, и маслята,

И груздочки соберем.

Вот наелись мы, ребята!

Какую опасность таят в себе собранные самостоятельно грибы? (Можно набрать ложных ядовитых грибов, а грибы близ дороги или химзаводов накапливают ядовитые вещества выбросов.)

5. (2-й ряд.) Вот как плачет травушка-муравушка.

Притоптали меня, травушку,

Притоптали меня зеленую,

Да все детушки, да все малые,

Во зеленом саду гуляючи,

Бегая, играючи...

Почему гибнет трава на тропинках, футбольных и волейбольных пло щадках?

6. (2-й ряд.) Я кузнечика словил,

В банку с травкой посадил.

Пусть покажет, как трещит,

Как усами шевелит. (Нельзя ловить насекомых, они являются пищей для животных.)

7. (1-Й ряд.) Огонь траву с цветами вместе выжег,

Кусты спалил, в зеленый лес вошел.

Он, как испуганная стая белок рыжих,

Метался со ствола на ствол. Почему нельзя разжигать и оставлять в лесу костры?

8. (2-й ряд.) Мы пыхтим и морщимся: - Что мы вам - уборщицы? Газон никак не подмету, Соблюдайте чистоту!

Какой вред наносят обертки, упаковки, бумажки растениям? (Пластиковые обертки не разлагаются, и растения под ними отравляются от краски, погибают без света - газон портится.)

9. (1-й ряд.) Убита белка!

На снегу

Она распластана лежала,

Как будто все еще бежала...

Да вдруг застыла на бегу. Почему нельзя убивать животных?

10. (2-й ряд.) Зайдешь в лесную даль и глушь,

Муравьиным спиртом пахнет сушь,

В чаще муравейники не спят -

Шевелятся, зыблются, кишат. Почему нужно оберегать, а не разрушать муравейники?

11. (1-й ряд.) Лес наш сказочно богат,

Угощает всех ребят:

Ваню - земляникой,

Таню - костяникой,

Машеньку - орешком,

Петю - сыроежкой,

Катеньку - малинкой,

Васю - хворостинкой. Почему лес всех ребят угостил, а Васю - наказал?

12. (2-й ряд.) Колкую, зеленую Срубили топором, Из лесу душистая К нам приходит в дом.

Почему нельзя рубить деревья? Как можно восстановить вырубленные деревья?

13. (1-й ряд.) Посадили деревце У себя во дворе, Пусть растет зеленое, Лист резной, лист резной. Поливаем деревце Часто, часто мы,

Чтоб оно со временем Нам дало плоды.

Нужно ли сажать деревья, не дающие нам плодов: тополь, березу, клен, вяз, акацию? Почему?

14. (2-й ряд.) Бережливым будь с водой!

Шевельни опять рукой

И, как только воду взял,

Хорошенько кран закрой!

Сколько вытекает воды из неплотно закрытого крана? (Если вода капает, то 1-2 ведра в сутки. Если струйкой - 100 л в сутки.)

15. (1-й ряд.) Какой вред приносит дым из фабричных труб? (Кислотные дожди, аллергия и заболевания дыхательной системы.)

16. (2-й ряд.) В глуши лесной, в глуши зеленой, Всегда тенистой и сырой, В крутом овраге под горой Бьет из камней родник студеный.

Мы все любим пить чистую, холодную родниковую воду. Как сохранить родник, чтобы он не иссяк и не загрязнился?

(Не бросать мусор, регулярно чистить его весной, летом, осенью, не выпасать рядом скот, не распахивать поля, не обрабатывать рядом почву удобрениями и ядохимикатами.)

17. (1-й ряд.) О чем поют воробушки в последний день зимы?

Мы выжили!

Мы дожили!

Мы живы! Живы мы! Как можно помогать выжить зимой птицам? (Кормушки развешиваются по деревьям, корм.)

и регулярно подсыпается

18. (2-й ряд.) Что могут сделать учащиеся, чтобы меньше вырубалось деревьев?

(Собирать и сдавать макулатуру, чтобы из нее могли изготовить бумагу, а деревья сохранились бы.)

19. (1-й ряд.) Почему в парке, на даче желательно повесить скворечники или другие домики для птиц?

20. (2-й ряд.) Пять зеленых лягушат

В воду броситься спешат.

А ребята не лежат,

Ловят банкой лягушат.

Пусть живет лягушка в доме,

Здесь ей лучше, чем на воле.

Правильно ли такое утверждение? Докажите свое мнение. (Нет, неверно. Лягушки ловят насекомых. Они же являются пищей для других животных. Нарушение цепей питания ведет к гибели целой группы животных.)

21. (1 -и ряд.) Воду носят все из лужи, Выливают в реку вновь. Что за шутки? Что им нужно? Что за рыбий огород?

(Весной, после разлива рек, в лужах остаются мальки. Ребята, участники движения "Голубой патруль", возвращают мальков в реку, чтобы они не погибли.)

22. (2-й ряд.)Поливаем клумбы дружно.

Траву выполем на спор.

А зачем все это нужно?

Чтоб красивым был наш двор!

Какую пользу приносит нам посадка цветов, полив клумб? (Охлаждается воздух в жару, нет сорняков, вызывающих аллергию.)

23. (1-й ряд.) Принесли из леса шишки,

Желудей несем мешок,

От берез нашли сережки.

Так зачем нам это впрок?

Почему необходимо собирать семена древесных пород? (Из семян выращивают в лесных питомниках деревья для новых лесонасаждений.)

24. (2-й ряд.)Разведу я на окошке И душистые горошки, И фиалки, и герани. Вот попробуйте вы сами!

Почему в комнате, где находятся растения, люди меньше болеют? (Растения увлажняют воздух, выделяют фитонциды, убивающие бактерии.)

25. (1-й ряд.) Что происходит с деревом, если на коре вырезают надписи | и рисунки?

(Дерево теряет соки, в ранки попадают споры трутовиков, древесина I разрушается.)

26. (2-й ряд.) Почему станции водозабора строятся выше по течению по отношению к предприятиям и жилым кварталам?

(Предприятия и стоки бытовых вод загрязняют воду.)

27. (1-й ряд.) Едем на автомобиле

И гордимся, как красиво

Позади клубится дым.

Чих-чих-чих! Куда бежим?

Почему вреден воздух около автомобильной дороги? Что необходимо предпринимать, чтобы воздух был на автостраде чище?

28. (2-й ряд.) Бутылки и банки бросаем в походе,

Не разлагается мусор в природе.

Пришли через год на полянку

И обнаружили свалку.

Какой вред могут причинить оставленные консервные банки, бутылки природе, лесным жителям и вам лично?

29. (1-й ряд.) Красива обувь, суперсовременна

Рифленая подошва, блеск!

Прошли красивые ботинки -

Остался из песка и грязи след.

Докажите необходимость второй обуви в школе, на работе, в любом помещении.

30. (2-й ряд.) Почему нельзя включать магнитофон, радио в лесу, особенно весной?

(Птицы улетают с гнезда, птенцы погибают.)

После проведения викторины награждаются самые активные участники викторины открытками с изображением живой природы.

Ведущий. Наш праздник заканчивается стихами Е. Каргановой.

Мы хотим, чтоб птицы пели,

Чтоб вокруг леса шумели,

Чтобы были голубыми небеса,

Чтобы речка серебрилась,

Чтобы бабочка резвилась

И была на ягодах роса!

Мы хотим, чтоб солнце грело

И березка зеленела,

И под елкой жил смешной колючий еж.

Чтобы белочка скакала,

Чтобы радуга сверкала,

Чтобы летом лил веселый дождь!

Приложение №3

Приложение №4

Акция «Чистое село»

Уборка школьной территории

Уборка территории сельского поселения Новое Ганькино

Помощь пожилым людям в уборке территории

Приложение №5

План экологических мероприятий

в ГБОУ СОШ с. Новое Ганькино

п/п

Мероприятия

Сроки

Участие в конкурсах экологической направленности

в течение года

октябрь, ноябрь

Акция «Чистый родник»

май

апрель

«Урок чистой воды»

март, апрель

Акция «Чистое село»

апрель, май

Экологическая викторина для средних классов

март

Конкурс поделок из бросового материала (среди начальных и средних классов)

сентябрь

Приложение №6

Приложение №7

Приложение №8

Реализация проекта

Основные мероприятия, проведенные в учебном заведении в рамках экологических мероприятий

  1. Участие в региональном этапе VIII Всероссийского конкурса учебно-исследовательских экологических проектов «Человек на Земле»

    Школьная акция «Помоги птицам зимовать»

    Акция «Чистый родник»

    Акция «Сбережем «легкие» планеты»

    «Урок чистой воды»

    Акция «Чистое село»

    Экологическая викторина для начальных и средних классов

Участники организации и проведения мероприятий

Мероприятия были организованы учителями и школьным объединением «Экологический отряд «ЭКО»».

В мероприятиях были задействованы все классы с 1-го по 11-ый. Вопросы экологии рассматривались на уроках биологии, географии, физики, химии, природоведения, «Мир вокруг нас». Экологический отряд включает в себя два патруля – это «Голубой патруль» и «Зеленый патруль», так же в школе работают кружки «Юный биолог», «Занимательная химия» и «Краеведение», «Умелые руки», «Рукодельница». Во всех мероприятиях были задействованы не только дети, но и их классные руководители, родители и руководители кружков - это 11 классов, 11 классных руководителей, 2 руководителя экологического отряда, руководители кружков, родители учащихся начальных классов, учителя предметники.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение гимназия №6 города Солнечногорска Московской области Гармония души (или как сделать нашу гимназию красивее)

Руководитель:

Пономарева Елена Евгеньевна,

учитель математики


Два мира есть у человека: Один, который нас творил, Другой, который мы от века Творим по мере наших сил. Н. Заболоцкий.


Состав отряда:

Учащиеся 9 «А» и 9»Б» классов.

Цель работы отряда:

  • Привлечь внимание учащихся к актуальным проблемам экологии родного края на примере пришкольного участка гимназии,
  • дать необходимый минимум знаний в этой области,
  • воспитывать бережное отношение к природе и окружающей среде.

Практическая работа

  • Уборка растительного мусора с участка
  • Обработка почвы
  • Пересадка и деление многолетников
  • Формирование крон декоративных

кустарников

  • Поддержание в порядке цветников
  • Работа в яблоневом саду, сиреневой аллее

и аллее елей

  • Уход за комнатными растениями

Человек совершенно не думает о том, что у него под ногами…. И не разу не поглядит себе под ноги, не похвалит: как прекрасна почва! К. Чапек


У нас в гимназии много цветов.

Они всегда должны быть в полном порядке .


Чтобы деревья и кустарники хорошо росли,

необходима рыхлая почва.

Мы над этим поработали!


В стрижке кустов

мы почти

профессионалы


В яблоневом саду

было много работы!


Аллея елей у нас

очень красивая.

Мы навели

порядок и здесь.


После нашего кропотливого труда цветник во внутреннем дворе благоухает!

Наш замечательный участок – предмет гордости всех гимназистов. Мы с удовольствием на нем работали!




Растения и травы на школьном дворе МБОУ гимназии № 6.

выполнила ученица 8 «А» класса Савина Лариса.

Члены нашего отряда подготовили презентации и доклады


Конкурс газет и плакатов

Жук Ольга

Горланова Дарья

Заводскова Валерия


День экологии в летнем

детском лагере гимназии


Дерево, трава и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

В. Берестов


МБОУ СОШ

Лермонтовского сельского поселения

Бикинского муниципального района

Хабаровского края

Программа работы

экологического отряда

«ЭКОС»

Руководитель: учитель биологии

Гордиенко Людмила Викторовна

«Так, современный мир пришёл-таки

к тому состоянию, когда стало понятно

что дальнейшее развитие цивилизации

может быть только в гармонии

с природой, а не за счёт неё»

(Н. В. Фёдоров, из Послания

Государственному Совету)

Пояснительная записка.

Одно из направлений работы школы в летнее время - экологическая направленность. С этой целью в образовательном учреждении предусмотрено создание профильного экологического отряда. Создание профильных экологических отрядов - одна из наиболее эффективных форм экологического образования, поскольку она объединяет экологические праздники, лекции, экскурсии, наблюдения и исследования. опыты с природными объектами, экологические игры, эколого-психологические тренинги, чтение художественной литературы на экологическую тематику, игровые обучающие ситуации. Программа предусматривает практическую, экологически ориентированную и творческую деятельность ребят. Теоретические знания закрепляются на практике. Таким образом, процесс обучения и воспитания построен по алгоритму научного исследования: обзор литературы и детальное изучение известных данных об объектах или предметах исследований (теория), затем практическое знакомство с объектом или предметом исследования в природе.

Наряду с традиционными формами работы используются театрализованные игры и постановки. Театрализованная деятельность - одна из нетрадиционных форм экологического образования и воспитания детей. Нетрадиционных, потому что проблемы окружающей среды дети раскрывают посредством костюмированных театральных постановок с включением стихов, песен, танцев, которые направлены на охрану и бережное отношение к природе.

Экологический театр наряду с другими несет в себе и серьезную воспитательную цель: объяснить детям необходимость бережного отношения к первозданной чистоте природы, показать неприглядность потребительского отдыха, загрязняющих все вокруг.

Отряд «ЭКОС» (экологический театр) создаётся на базе МБОУ СОШ Лермонтовского сельского поселения Бикинского муниципального района Хабаровского края.

Программа экологического отряда рассчитана на детей школьного возраста (5- 8 класс). Продолжительность программы 18 дней, оптимальное количество детей – 15 человек.

Время работы лагеря - вторая смена (конец июня – началоиюля).

Цель:

    Формирование у школьников научно-познавательного интереса к изучению природы; активный отдых на природе с элементами обучения.

    Создание максимально благоприятных условий для развития у детей творческих способностей.

    Формирование у детей основ экологической культуры через театрализованную деятельность.

Задачи:

– полноценный активный отдых школьников;
– развитие научно-исследовательского интереса школьников;
– экологическое воспитание учащихся, формирование позитивного опыта взаимодействия ребенка с окружающим миром; способствовать развитию гуманного отношения к природе.
– формирование умений и навыков практической экологически ориентированной деятельности;
- формировать у детей умения налаживать партнерские отношения через театрализованную деятельность с экологическим содержанием.

Развивать психические процессы: внимание, память, воображение, мышление, речь, эмоционально-волевую сферу, а также интеллектуальные, музыкальные и творческие способности.

Формы работы

  • Поисковая работа;

    Экологический десант;

    Интеллектуальные игры;

    Экологические игры;

    Экологическое просвещение населения через листовки;

    Исследовательская работа

    Выступление экологического театра

Ожидаемые результаты работы

За время работы в отряде дети получат базовый минимум знаний и умений для проведения небольших самостоятельных научно-исследовательских работ, умения подготовить отчёт о проведённой работе.

Выпуск экологической газеты, листовок – обращений к населению, фотогазеты о жизни и работе отряда.

Выступления экологического театра перед учащимися летнего пришкольного лагеря.

Расширят кругозор о жизни животных и растений через работу с литературой и просмотр научно-популярных фильмов.

Развитие интеллектуальных и творческих способностей.

Риски

Погодные условия не позволят выполнить часть запланированных мероприятий, проводимых на свежем воздухе.

Привлечение учащихся к незапланированным программой мероприятиям.

Устав отряда

Дети обязаны:

    Неукоснительно выполнять режим.

    Принимать активное участие во всех мероприятиях.

    Найти себе занятие по душе.

    Быть полезными для других.

    Верить в себя и свои силы.

    Реализовывать все свои способности и таланты.

    Не скучать.

    Охранять природу и научить этому других.

Дети имеют право:

    Разделить с педагогом ответственность за организацию жизни отряда.

    Обсуждать любые вопросы, связанные с жизнью отряда.

    Фантазировать. Изобретать. Творить.

Наша песня

Ничего на свете лучше нету,

Чем беречь, друзьям, планету,

Всем, кто дружен не страшны тревоги

Ведь экологи всегда в дороге.

Мы своё призванье не забудем,

Сохраним мы воду чистой людям,

Сбережём мы воздух, лес и реки,

Девиз отряда

Мы не рушим, не взрываем.

Мы природу охраняем!

План работы отряда

1 день

1. Организационный день.

1) Знакомство.

2) Обсуждение и утверждение плана работы.

3) Ознакомление с распорядком работы

2. Оформление кабинета

3. Распределение обязанностей

2 день

1. Поисковая работа к часу экологии «Прошу прощения, природа»

2. Интеллектуальная игра «Экологический калейдоскоп».

3. Калейдоскоп игр. (настольные игры)

3 день

2. «Угадай-ка» (загадки о природе)

3. Час экологической игры.

4 день

1. Подготовка к часу экологии «Прошу прощения, природа»

5 день

1. Проведение часа экологии «Прошу прощения, природа»

2. Проведение исследовательской работы «Экологические зоны села Лермонтовка».

3. Час экологической игры.

6 день

1. Час занимательной зоологии.

2. Подготовка и выпуск листовок «Природа в опасности».

3. Ребятам о зверятах (просмотр научно-популярного фильма)

7 день

2. Игра-конкурс «Экологическая мельница»

3. Калейдоскоп игр. (подвижные игры)

8 день

1. Подготовка к экологической сказке «Не оставляй в лесу костёр».

2. Экологическая игра «Счастливый случай»

3. Час экологической игры.

9 день

1. Подготовка к экологической сказке «Не оставляй в лесу костёр».

2. Проведение исследовательской работы «Экологические зоны села Лермонтовка».

3. Ребятам о зверятах (просмотр научно-популярного фильма)

10 день

1. Подготовка к экологической сказке «Не оставляй в лесу костёр».

2. Подготовка к акции «Вредным привычкам объявим бой! Живи в гармонии с природой и собой!»

3. Калейдоскоп игр.

11 день

1. Экологическая сказка «Не оставляй в лесу костёр».

2. Проведение исследовательской работы «Экологические зоны села Лермонтовка».

3. Час экологической игры.

12 день

1. Проведение акции «Вредным привычкам объявим бой! Живи в гармонии с природой и собой!»

2. Просмотр фильма о правильном и здоровом питании.

13 день

1. Экологические чтения. Подготовка к КТД «ЗООТЕРАПИЯ».

2. Час Занимательной ботаники.

3. Калейдоскоп игр. (настольные игры)

14 день

1. Праздник «На золотом крыльце сидели».

2. КТД «ЗООТЕРАПИЯ».

3. Конкурс мудрейших (решение экологических кроссвордов, их составление».

15 день

1.

2 . КВН «В экологии мы асы».

3. Час экологической игры.

16 день

1. Подготовка к выступлению «Природа в опасности».

2. Проведение исследовательской работы «Экологические зоны села Лермонтовка».

3. Ребятам о зверятах (просмотр научно-популярного фильма)

17 день

1. Подготовка к выступлению «Природа в опасности».

2. Экологический круговорот.

3. Калейдоскоп игр.

18 день

1. Выступление агитбригады «Природа в опасности».

2. Итоговое занятие.

    Обзор и обсуждение всех проведённых мероприятий.

    Награждения