Воспитательные колонии для мальчиков. Воспитательная колония для несовершеннолетних: назначение, задачи, история, правила внутреннего распорядка, условия отбывания наказания. Максимальный возраст, при котором можно там находиться, и что происходит далее

Несколько лет назад мы с друзьями гуляли в районе Бутово и встретили там парня, он шел один поздно вечером. Мой ровесник – около 15 лет ему было. Мы подошли к нему и отобрали телефон. Не били, только пригрозили, и он сам отдал. А я передал телефон друзьям. Один из них выложил в соцсети пост, что продается айфон. Сначала пришли к другу, потом ко мне. Телефон вернули, родители друзей еще и новый купили этому парню. Всё хорошо, но дело завели. Дали условный срок по статье 161, часть 2 – грабеж.

Здесь я отбываю срок, можно сказать, по глупости. Я не ходил отмечаться, потому что мне казалось – всё несерьезно. Просто ходить и говорить: «Здрасьте, я тут?» И перестал. А потом за мной пришли по-настоящему, и я попал сюда. Единственный из всех друзей «сижу».

В мае мне исполнилось 18 лет, это значит, что скоро меня переведут в колонию общего режима, во «взрослую». Образование мое – 9 классов. В колонии я научился готовить и хочу стать поваром. Даже поваром-кондитером. Мама знает об этом и поддерживает меня.

Сам я москвич, мы жили с мамой на Беговой. Вдвоем. Отца я никогда не знал, а мама (не знаю, кто она по образованию) всю жизнь работала. Сейчас у нее свой бизнес – она продает сантехнику.

Мама приезжает постоянно – каждые 45 дней видимся, ну и по телефону созваниваемся. Она очень переживает. Я знаю, что во всём виноват только я. У меня было очень много свободного времени. Мама всё время была занята на работе, а я после уроков – свободен. Вот и вышло так, что попал в историю.

Я часто думаю, зачем так сделал, ведь, может, этот мальчик всю жизнь на телефон собирал, а мы подошли и просто отобрали. Мне все говорили, что рано или поздно будет что-то плохое в моей жизни, а не верил, пока сам не попал. Эти предостережения не воспринимались как-то.

А когда судья вынесла приговор, назначили срок, сказали сдать все личные вещи и надели наручники, я понял, что случилось непоправимое. Не могу даже толком описать это чувство. Это и не страх, и не эйфория, но просто словно жизнь заканчивается и тебя что-то душит изнутри. Ты понимаешь, что ты как бы уходишь из этой жизни. Видишь плачущую маму.

Когда я в СИЗО пообщался с другими пацанами, которые получили по 5-8 лет за убийство, понял, что у меня – 2 года – еще не так всё плохо. И решил, что я пройду этот путь. Мне стало легче. В колонии я научился лучше разбираться в людях, понимаю, что такое взаимопомощь, даже когда тебе просто нужен шампунь. Всё это не понимаешь на воле.

Раньше я много путешествовал, мама мне ни в чем не отказывала. Я был в Египте, Турции, Греции, Таиланде. У меня всё было хорошо. Я хочу счастливой жизни. Хочу купить машину – БМВ третьей серии. Они мне очень нравятся.

Я считаю, что срок мне дали справедливый. Если меньше, то не осознаешь всего того, что натворил. Жаль, что на воле нельзя этого понять.

Иван, 18 лет, Подмосковье

Это всё выглядит банально, даже не знаю, что меня дернуло. Я учился в колледже Метростроя недалеко от Минусинской улицы. После учебы пошли гулять, встретили мужчину. Мой друг (теперь его называют подельник) попросил у незнакомца сигарету, а мужчина нецензурно ответил. Завязалась драка.

Я поспешил на помощь другу и дальше уже не помню, как это было: что-то в голове включилось или, наоборот, выключилось, в общем, я понимал, что надо помочь другу и всё. Я штангой занимался, дзюдо, рукопашным боем. С нами еще девочки были, они просто кричали и ничего не могли сделать.

В итоге мы ему сломали конечности, пробили голову, и у него было одно легкое поцарапано. Ему 42 года, 2 детей. Его в больницу увезли, а нас нашли и завели дело. Это 111 статья, часть 3 – «Умышленные тяжкие телесные повреждения». Получил 4 года колонии, отсидел уже 8 месяцев. Работаю в наряде на кухне. Скоро меня переведут в колонию общего режима.

Отца у меня нет несколько лет уже. Мама есть и бабушка. Бабушка часто приезжает, маме обычно некогда. У меня и девушка была, но она мне прислала письмо, что нам на время надо расстаться. Знаю, что у нее другой есть, и больше ей не пишу.

Я еще сам до конца не разобрался, что произошло. Возможно, это было желание самоутвердиться. И еще мы немного выпили перед этим. Часто думаю над тем, как я попал сюда. Даже не знаю, много мне дали или мало. Ведь его могли и убить. С этой точки зрения, получил вполне справедливый срок. А вот иногда посмотришь на ребят, у них более тяжкие статьи, а срок меньше. И думаешь: «А где справедливость?» Или парень, который украл из магазина бензопилу и получил реальный срок. А кто-то ходит на условном.

Думаю, что когда освобожусь, я уеду из Ивантеевки. Просто чтобы не попасть опять в эту компанию. Хочу пойти учиться дальше. Хочу стать поваром. Мне очень нравится готовить. А всем парням, которые сейчас слоняются без дела, хочу посоветовать больше слушаться родителей. Я этого не делал, и вот итог. Это банально звучит, но тут понимаешь гораздо больше. И очень сильно хочу попросить прощения у мамы…

Саша, 18 лет, Подмосковье

Я попал в колонию по 228 статье – «Наркотики». Мой срок 3 года и 6 месяцев. Вообще, можно сказать, что я – просто наркоман, хотя зависимости у меня нет. Я недолго принимал вещества.

Началось всё с гашиша. Покурил один раз, два. Помню первый раз – мы пошли в парк Лосиный остров и там курили. Было очень смешно, мы долго веселились. А потом постепенно перешел на амфетамин. Его нюхают обычно, но можно и просто завернуть в туалетную бумагу и проглотить. 1 грамм амфетамина стоит около 1000 рублей.

Всю информацию о товаре я получал от друзей. Я знал всего одну точку для продажи. Покупал для себя, но иногда просили купить и для кого-то. Тебе звонит друг и говорит, что надо купить. Ты идешь и берешь, а потом передаешь заказчику. Так я шел однажды с другом, а за нами была слежка. И когда передавал наркотик, нас и задержали. По этой статье не бывает условных сроков. Нанимать частного адвоката было бесполезно.

Я понимаю, что совершал зло. Амфетамин всё-таки убивает людей. И выходит, что я тоже их по чуть-чуть убивал. Срок считаю нормальным, хотя тут тяжело находиться. Но меньше нельзя – не сможешь осознать до конца, как ты вредил обществу. Года точно мало. Надо больше.

Когда я выйду, сразу пойду учиться. Мне надо еще среднее образование получить. Нравится предмет «металлообработка». Буду что-то в этой сфере искать. Хочу много работать, чтобы не было свободного времени совсем, чтобы больше не оступиться.

Дома меня ждет мама, она бухгалтер. Мы с ней вдвоем жили. Она мне всегда давала деньги, возможно, это меня и сгубило. Было очень много свободного времени.

Я срок тут мотаю не один, мама со мной отбывает. В том смысле, что для нее это такое испытание. У меня тут всё хорошо, но это всё-таки неволя. Поэтому хочу извиниться перед мамой за это. А еще предупредить тех, кто сейчас занимается наркотиками: «Пацаны, всех возьмут, лучше бросить!» Мне казалось, что будет всегда всё просто и легко.

Вадим, 18 лет, Ярославская область

Я сижу ни за что. По 111 статье, часть 4 – «Нанесение тяжких телесных повреждений, повлекших смерть». Я просто разнял людей во время драки. Мой друг встретил какого-то мужчину, они вместе с ним шли, а потом возник конфликт. Друг его ударил, тот упал, из уха пошла кровь, затем он встал и ушел. Больше мы его не видели.

А спустя несколько дней к другу и ко мне пришли из полиции. Оказалось, что этого мужчину утром нашли мертвым. Его обнаружили в подъезде чужого дома, избитого, в крови, в порванной одежде и без обуви. Утром жильцы этого дома, когда шли на работу, увидели его, но никто не вызвал скорую. Бригада приехала, когда люди уже возвращались обратно домой, а этот человек так и лежал у них в подъезде. Он уже был в коме и через сутки умер.

Его приятель видел меня и друга с ним, но придумал, что мы его избивали. Хотя друг мой только один раз ударил. А этот погибший имел четыре судимости, в том числе изнасилование и срок за мошенничество. Человек, который на нас указал, имеет несколько черепно-мозговых травм, но никто это не учел. Судья просто отмахнулась, не стала приобщать это к делу.

А следователь тоже это не учитывал. Он просто хотел поскорее кого-нибудь посадить. Косихин Юрий Олегович – так зовут следователя. Он заставлял меня расписываться на пустых страницах, при том, что не было со мной ни адвоката, ни родителей. Он подделывал в итоге мой почерк и мою подпись. Но судья тоже не стала проводить экспертизу.

Мой друг, который ударил, написал повинную, во всём сознался, но мне всё равно приписали 7 ударов. А я не бил. Даже пальцем не тронул. Но у нас в области так – хотят посадить, точно посадят. Есть большие вопросы к следователю и работе прокуратуры. Я очень хочу, чтобы разобрались в этом. Мой адвокат сейчас подал кассационную жалобу в Верховный суд. Очень надеюсь, что всё получится.

Дома меня ждут мама, папа, сестра и бабушка. Все переживают и приезжают ко мне. То, что произошло со мной, просто не укладывается в голове. Я курил, да, пил пиво на воле, но никогда не был трудным подростком, не было приводов в полицию. Я хотел пойти служить в армию, и сейчас хочу, когда освобожусь. В спецвойска меня не возьмут, но хотя бы в автобат взяли. Я сейчас как раз буду в ПТУ учиться на автомеханика. Девушка меня больше не ждет. Мы расстались перед заключением.

Олег Меркурьев

Олег Меркурьев, начальник Можайской воспитательной колонии – о колонии, подростках, обществе и ужесточении уголовной ответственности несовершеннолетних:

О детях в колонии

Это дети, у которых на свободе было очень много времени, они много гуляли. Я долго не мог понять, как это – гулять. А потом мне объяснили, что это просто сидеть на лавочке и ничего не делать. Психика подростка – это пороховая бочка с горящим фитилем. И от взрослых зависит, этот фитиль будет сильнее гореть или погаснет.

Проблема взрослых в том, что они забывают своих детей. Неважно, полная это семья или нет, ребенку просто нужно внимание. Родитель должен быть для них примером. Если послушать их истории – все были свободны и слонялись без дела. Богатые семьи или просто неблагополучные. Первые откупаются деньгами и подарками. Вторые не обращают внимания.

Был у меня тут мальчик из Клина. Попал сюда по пьянке. Дома мать и бабушка. Однажды был в колонии родительский день. Приехали все, чаепитие у нас тут, ну и после надо со стола убрать. Я попросил парней подключиться. И этот мальчик из Клина понес тарелки, чашки. Захожу – а он руками торт запихивает в рот. Спустя несколько дней я спросил, почему так. Он признался, что ел торт третий раз в жизни. В 17 лет! Третий раз!

А потом у него был день рождения. 18 лет. Он звонит матери, просит приехать. Она ему полупьяным голосом отвечает, что у нее нет денег. Он звонит бабушке, просит дать матери на дорогу деньги, чтобы она приехала к нему на праздник. Бабушка соглашается. Проходит несколько дней – никого. Снова звонит бабушке. Та говорит, что дала 10 тысяч на дорогу. А это Клин! Тут ехать несколько часов!

Ну, ладно. Та их благополучно пропила или как-то по-другому распорядилась. Парень ждет, его переведут скоро во взрослую колонию. И она приезжает. Но! Она приезжает в состоянии алкогольного опьянения. Конечно, мы не смогли ее пустить на свидание. Вот скажите, нужны они кому-нибудь? Тут только к двадцати подросткам регулярно приезжают, остальные ждут – и никого.

Они так и раньше жили, росли как одуванчики в поле. Брошенные дети. Сироты при живых родителях. Ну и генетику никто не отменял. Хотя у нас всего около пяти процентов тех, у кого родители тоже сидели.

Почти всем детям присуща жестокость. Но только жуков давить можно безнаказанно. Если ты дернешь кота за хвост, то тут же получишь отпор – он развернется и поцарапает. А родители должны дать установку на жизнь – что это делать нельзя. Всё идет от семьи. Моя точка зрения как отца — должны быть в семье телесные наказания, не избиение, но вот такое воздействие. Если только пряником, то в одном месте слипнется.

О «законе Яровой»

В отношении несовершеннолетних были проведены реформы судебной системы. Сейчас им дают сроки ниже минимальных, в тюрьму идут только за тяжкие преступления, много условных сроков. Считаю, что условный срок нужен. Сразу за решетку нельзя. Кому-то хватит и улицу помести в воспитательных целях, он испугается и больше не пойдет. В целом, могу точно сказать, что сейчас система очень лояльно относится к подросткам.

Но при этом поддерживаю поправки в части ужесточения за преступления, связанные с экстремизмом и терроризмом. Только тут надо разбираться. Может, он просто по незнанию какие-то документы передал. А если осознанно причиняется вред человеку на основании национальной или религиозной принадлежности – это надо выжигать каленым железом. Я видел сидящих по этим статьям мужчин. От 25 до 35 им где-то было. Ведут себя по-разному. Кто-то затих, кто-то переосмыслил. Но об условном сроке тут даже не может быть и речи.

Елена Зеленова, председатель Общественного совета при УФСИН г. Москвы – о «законе Яровой», который ужесточает уголовную ответственность в отношении подростков:

На мой взгляд, ужесточать ответственность для несовершеннолетних не нужно. Экстремизм и терроризм для несовершеннолетних – это незнакомые для них понятия, они вообще не понимают, о чем речь. Дети, которые сегодня находятся в местах лишения свободы, – это малообразованные подростки. Тех, кто имеет образование, – единицы. Порой в колонии их учат писать и считать, они азбуку часто не знают, а мы говорим о терроризме и экстремизме. Надо отдавать отчет, что за всем этим стоят взрослые идеологи, которые им внушают и заставляют идти на преступление. Дети просто становятся жертвами.

Колония, к сожалению, их не учит. Они в колонии только приспосабливаются, несмотря на то, что получают профессиональное образование, заканчивают школу, с ними работают психологи. Давайте признаем, что сегодня наши колонии соответствуют категории домов отдыха. Родители, которые приезжают навестить несовершеннолетних, видят, что их дети накормлены, одеты, защищены. С этим всё хорошо.

Если бы в колонии ввели еще военную подготовку – это было бы уместно и имело бы какой-то толк. Необходимо обратить внимание на профилактическую работу, например, так, как это было при Советском Союзе. Сегодня, на мой взгляд, профилактика – это вопрос номер один. Важно их занять спортом, образованием. Ужесточение не приведет к лучшим результатам. Тем более мы должны помнить, что в 18 лет, если срок не заканчивается, то ребенок уходит уже во взрослую колонию.

СПРАВКА

Можайская воспитательная колония создана 52 года назад. Раньше это был целый комплекс со своей медсанчастью, общежитиями, производственными цехами, где делали дорожные знаки. Колония была рассчитана на 900 человек. По закону СССР подростки находились тут до того, как им исполнялся двадцать один год.

Сейчас в колонии находится около 60 несовершеннолетних и около 100 сотрудников Управления ФСИН. Большая часть – это охрана. Раньше сюда попадали ребята из Москвы и Московской области, теперь привозят подростков из Ярославской и Тверской областей.

Сейчас осужденные несовершеннолетние работают в швейных цехах – шьют простыни, наволочки для внутрисистемных поставок. За это они получают деньги на личный счет – не менее 7,5 тысяч рублей в месяц. У некоторых в зависимости от выработки сумма доходит до 15 тысяч.

Главная задача воспитательной колонии – образование. Здесь осужденные заканчивают школу. Есть возможность получить средне-специальное образование в местном ПТУ.

Олег Меркурьев, начальник Можайской воспитательной колонии, отмечает: «За последнее время изменился порядок статей. Раньше убийств было больше, теперь тяжкие телесные – это первое место по преступлениям среди несовершеннолетних. Получается, что направление то же, но как бы не доводят дело до конца, не добивают. Ну и наркотики, и преступления против половой неприкосновенности.

Есть выходцы из всех стран СНГ: тут и Грузия, и Белоруссия, и Таджикистан, Узбекистан, Молдавия. Нет чисто этнических преступлений. Например, в колонии есть два таджика, один сидит за наркотики, второй – за тяжкие телесные».

УИК РФ Статья 132. Воспитательные колонии

1. В воспитательных колониях устанавливаются обычные, облегченные, льготные и строгие условия отбывания наказания.

(см. текст в предыдущей редакции)

2. В обычных условиях в воспитательных колониях отбывают наказание несовершеннолетние осужденные, поступившие в воспитательную колонию, кроме ранее отбывавших лишение свободы и осужденных за умышленные преступления, совершенные в период отбывания наказания, а также несовершеннолетние осужденные, переведенные из облегченных, льготных или строгих условий отбывания наказания.

Если осужденный в период пребывания в следственном изоляторе не допустил нарушений установленного порядка содержания под стражей, за которые к нему применялась мера взыскания в виде водворения в карцер, срок его нахождения в обычных условиях исчисляется со дня заключения его под стражу.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Осужденные за умышленные преступления, совершенные в период отбывания лишения свободы и ранее отбывавшие лишение свободы, отбывают наказание в строгих условиях. В строгих условиях также отбывают наказание осужденные, признанные злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания и переведенные из обычных и облегченных условий отбывания наказания. По истечении шести месяцев при отсутствии взысканий за нарушение установленного порядка отбывания наказания и при добросовестном отношении к труду и учебе они переводятся в обычные условия отбывания наказания.

(см. текст в предыдущей редакции)

В срок нахождения несовершеннолетнего осужденного в строгих условиях засчитываются срок пребывания в карантинном отделении, а также срок содержания под стражей, если к несовершеннолетнему осужденному применялась соответствующая мера пресечения и он не допустил нарушений установленного порядка содержания под стражей, за которые к нему применялась мера взыскания в виде водворения в карцер.

4. При отсутствии взысканий за нарушения установленного порядка отбывания наказания и добросовестном отношении к труду и учебе осужденные могут быть переведены из обычных условий отбывания наказания в облегченные:

(см. текст в предыдущей редакции)

а) осужденные мужчины, впервые отбывающие лишение свободы, а также все категории осужденных женщин - по отбытии трех месяцев срока наказания в обычных условиях;

б) осужденные мужчины, ранее отбывавшие лишение свободы, - по отбытии шести месяцев в обычных условиях.

5. Для подготовки к освобождению осужденные, отбывающие наказание в облегченных условиях, переводятся в льготные условия отбывания наказания.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Осужденные, отбывающие наказание в обычных условиях, признанные злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, переводятся в строгие условия отбывания наказания.

7. Осужденные, признанные злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, переводятся из облегченных условий отбывания наказания в обычные или строгие.

Воспитательные колонии для девушек в России есть только в двух регионах - в городе Новый Оскол Белгородской области и Томске. Сюда попадают те, кто совершил действительно тяжкие преступления. В других случаях суд редко приговаривает подростков к лишению свободы.

В Новооскольской колонии сейчас содержатся воспитанницы в возрасте от 14 до 19 лет из 53 регионов России. Среди девочек, которые освободились отсюда, практически нет рецидивисток и тех, кто был бы осужден второй раз, - и это главный показатель работы учреждения. После выхода на свободу многие продолжают работать в тех профессиях, которые получили здесь - устраиваются швеями, рабочими зелёного хозяйства, поварами, вышивальщицами, операторами ПК. В этом году ввели новую специальность - «делопроизводитель», благодаря взаимодействию колонии с местным колледжем десять девочек получили свидетельство о прохождении соответствующего курса. Некоторые за период обучения получают по три-четыре специальности, аттестат, свидетельство или диплом государственного образца.

Школа, вуз, работа

Многие воспитанницы получают профессию швею. Фото: АиФ / Татьяна Черных

В первую смену воспитанницы работают на фабрике, которая находится на территории колонии, а во второй половине дня учатся в школе. Занимаются с ними восемь учителей, директор и его заместитель. Точные науки - физику и химию - преподают мужчины.

«Мы работаем согласно закону об образовании РФ и всем нормативным документам, которые издаёт Министерство образования РФ, департамент образования Белгородской области, - говорит директор средней общеобразовательной школы управления ФСИН России по Белгородской области Василий Обрезанов. - Мы учим девочек по тем же образовательным программам, что действуют во всей стране в обычных школах. Для 10-11 классов это 34 учебных часа в неделю, для 9-8 классов - 33 часа, начальные классы - 23 часа. Учитель истории и обществознания преподаёт и основы православной культуры».

Финансово школа зависит от регионального УФСИН, которое несёт все расходы на зарплату учителям, оборудование кабинетов, обеспечение учебниками и школьными принадлежностями. Классы со свежим ремонтом, в каждом - компьютер, интерактивные доски, проектор, экран.

В колонии оборудован компьютерный класс. Фото: АиФ / Татьяна Черных

Василий Алексеевич не без гордости рассказывает, что у воспитанниц есть возможность получить даже высшее образование. Правда, они не сдают ЕГЭ - согласно приказу Министерства образования РФ, лица, отбывающие наказание, могут проходить государственную аттестацию в форме государственного выпускного экзамена - это контрольные работы в виде тестов по математике и сочинения по русскому языку. Именно его выбирает основная масса девочек, потому что сдать его легче, меньше психологическая нагрузка. В аттестате не указано, что он выдан в колонии. А после можно обучаться дистанционно в вузе, с которым у колонии есть договор о сотрудничестве. В этом году высшее образование здесь получают четыре человека.

«Я родилась в Пензе, когда родители развелись, переехала в Московскую область, - рассказывает 19-летняя Галина . - Попала в колонию за убийство, срок большой - девять с половиной лет. Попала под влияние старшего по возрасту человека, не слушала маму, жила сама, как хотелось. Тут нахожусь уже два года, закончила 10 и 11 классы, начала учиться на психолога дистанционно - очень хочу получить высшее образование, чтобы на свободу выйти уже с дипломом, вернуться домой к маме - она платит за моё обучение».

В колонии для несовершеннолетних крайний возраст пребывания - 18 лет, поэтому Гале предстоит переводиться отсюда во взрослую колонию. Но там, по её словам, у неё есть перспектива выйти условно-досрочно, когда она отбудет две трети срока.

Поломанные судьбы

На открытой площадке оборудована зона для сдачи норм ГТО. Фото: АиФ / Татьяна Черных

В качестве поощрения за хорошее поведение девушки могут выходить за пределы колонии в сопровождении сотрудника. И в самой колонии у них не только учёба и работа, есть и досуг, и возможность заниматься спортом - специально для них на территории оборудовали площадку для сдачи норм ГТО.

«После того, как девушки освобождаются, они забирают с собой свои кубки за спортивные достижения, грамоты, медали, очень всем этим гордятся, - говорит начальник воспитательного отдела колонии, майор внутренней службы Екатерина Жильникова. - Ведь многие из них дома не видели и не знали столько тепла, заботы и внимания, сколько они получают здесь. Это многолетняя традиция нашей колонии - создавать для девочек такую семейную атмосферу. Все сотрудники нацеливают их на ресоциализацию, на нормальную жизнь после освобождения. И девочки это прекрасно понимают - то, что они здесь приобретут, наработают, поможет в дальнейшей жизни. Поэтому они получают несколько профессий, стремятся хорошо учиться в школе. Очень радуются своим результатам, говорят - на воле я не ходила в школу, прогуливала уроки, а теперь у меня четвёрка за четверть! И эта оценка действительно заслуженная - они готовятся, делают домашние задания, стремятся, чтобы у них было меньше троек, хорошо сдать экзамены, чтобы получить хороший аттестат».

В прошлом учебном году четыре девочки стали победителями олимпиады МГУ им. Ломоносова в рамках проекта «Путёвка в жизнь». В олимпиадах участвует примерно половина осужденных. Как и у всех других учеников, у каждой девочки здесь есть портфолио, где накапливаются все достижения - учебные, творческие, спортивные.

Многие из них отбывают наказание за убийства или тяжкие телесные повреждения, как, например, 18-летняя Светлана из Брянска.

«Был семейный конфликт с маминым сожителем, и так вышло, что я сюда попала на шесть с половиной лет, - говорит она. - Тут хорошие условия, учёба, здесь я уже два года, закончила девять классов без троек. Учителя очень хорошие, всё доступно объясняют. Хочу вернуться домой и продолжать дальше учиться».

Света - активистка, у неё хорошая перспектива выйти по УДО. Она рассказывает, как победила в этом году в областном конкурсе социальных инициатив.

«Я сама захотела представить там нашу колонию, мне, конечно, помогли учителя, и мы сделали проект «Наша школа - территория здоровья», - говорит Света. - Вместе с представителем администрации колонии мы ездили в Губкин в гражданской одежде, ничем не отличались от всех других участников, и я защитила проект и стала лауреатом 2-й степени - мне дали грамоту и подарили электронные часы».

Примерно половина девочек отбывает наказание за распространение наркотиков - именно за распространение, а не за употребление. Их втягивают и подставляют наркодельцы. 18-летняя Елена из Сыктывкара - одна из таких. Она закончила дома девять классов, поступила в колледж, но не закончила первый курс, её задержали. Из положенных трех с половиной лет отбыла полтора года - у неё тоже есть перспектива на УДО.

«Я хорошо учусь - я и дома всегда хорошо училась, на производстве тоже шью хорошо. Летом у нас были дополнительные курсы - я закончила курс рабочего зелёного хозяйства и оператора ПК, недавно получила третий разряд как швея, - говорит Лена. - Когда выйду на свободу, обязательно буду учиться, на кого - ещё не знаю, мы с мамой ещё думаем. Мы с ней держим связь, она меня не бросает».

Кстати, по УДО из Новооскольской колонии выходят многие: за девять месяцев из восьми поданных ходатайств семь уже удовлетворены.

«Вы нас не боитесь?»

Картины из войлока, которые делают девочки, - настоящие произведения искусства. Фото: АиФ / Татьяна Черных

Знакомимся с учителями - Василий Обрезанов показывает нам каждый класс, представляет каждого педагога. Подбирал коллектив школы он сам.

При входе в школу - выставка творческих работ девочек, которые они делают на кружках.

«У нас есть традиционные мероприятия - к Новому Году и Пасхе мы участвуем в выставках и различных творческих конкурсах, которые организуются как в колонии, так и на всероссийском уровне, - говорит заместитель директора школы Наталья Фиронова . - В этом году в региональном конкурсе поделок «Новогодняя сказка» наша колония заняла первое место. Всё это девочки делают своими руками под руководством учителей. А после освобождения они пишут нам, что кружковые занятия им пригодились - кто-то даже делает игрушки, поделки на заказ».

Учитель иностранных языков Любовь Кизилова занимается с девочками картинами из валяльной шерсти.

«Эту технику сухого валяния я чисто случайно нашла в интернете, и мы решили с девчонками попробовать. - рассказывает Любовь Алексеевна. - Первую картину делали очень долго, дня два над ней сидели, но когда показали - всем понравилось, и мы решили продолжать. Сейчас работ уже очень много».

Учитель математики Наталья Назина 20 лет работает с трудными детьми. Фото: АиФ / Татьяна Черных

Есть в колонии кабинет информатики, девочки все продвинутые, умеют пользоваться компьютерами. Математику преподаёт Наталья Назина, учитель с 20-летним стажем.

«Я всегда работала с трудными детьми и в обычной школе, - говорит Наталья Дмитриевна. - И эти девочки ведь тоже трудные, у многих из них неблагополучные семьи, и они все очень тянутся к общению. Их похвалишь - они рады, раскрываются. Знания у них, конечно, слабоваты, потому что многие толком не учились, но здесь они стараются, заинтересованы в том, чтобы активнее себя проявить и на уроках, и вне уроков. Знаете, мы никогда не интересуемся, за что они сюда попали - дети и дети, нам главное - их выучить. Когда я пришла сюда работать, мне девочки говорят: «А вы нас не боитесь?» Я так удивилась, говорю - почему я должна вас бояться? Вы - обычные люди».

К большому сожалению, достаточно часто на тропу преступности становятся не только взрослые, но и дети. Сказывается влияние плохих компаний, отсутствие воспитания со стороны родителей, большое желание стать взрослыми. Порой поражаешься той жестокости, с которой подрастающее поколение совершает преступления. Многие из подростков считают, что из-за их возраста наказание не последует, и глубоко ошибаются. Для исправления таких вот малолетних преступников существуют специальные учреждения - колонии для несовершеннолетних. Чем они отличаются от тюрем, какие условия содержания и воспитательные меры в колониях, постараемся разобраться в нашей статье.

Что представляет собой колония

Это такое же только предназначенное для отбывания наказания малолетними преступниками. Колонии для несовершеннолетних в России занимают особое место во всей исправительной системе.

Все дело в том, что возраст нарушителей, которые отбывают наказания в таких учреждениях, достаточно юный, поэтому предполагает создание особых условий для их содержания. Как правило, пребывание в таких колониях не сравнить с тюремным содержанием, к тому же здесь прилагаются все усилия, чтобы подростки не только отбыли положенный срок, но и перевоспитались, стали лучше.

Характеристика исправительных колоний

В России в ведении ФСИН находится 62 исправительные колонии для несовершеннолетних, располагаются они в 54 субъектах. Из них большая часть - это колонии для содержания мальчиков, а в Белгородской области находится колония для несовершеннолетних девочек и такая же в Томской области.

Вот как выглядит статистика по видам преступлений, которые совершаются несовершеннолетними:

  • 16% осуждены за кражу.
  • За грабежи отбывает наказание около 15% осужденных.
  • Умышленное причинение вреда здоровью - 11%.
  • Убийства - 10%.
  • За изнасилования осуждено около 8% и остальное место занимают другие преступления.

В каком возрасте можно попасть в колонию?

Воспитательная колония для несовершеннолетних предназначена для отбывания наказания подростками в возрасте от 14 до 18 лет. Имеется целый ряд преступлений, ответственность за которые начинается уже с 14 лет, поэтому многие подростки ошибаются, считая, что им ничего не будет за злостные правонарушения, потому что они еще маленькие.

В каждом городе или районе имеется комиссия по делам несовершеннолетних. Ее сотрудники и родители каждого ребенка должны вести в этом направлении воспитательную работу и объяснять, с какого возраста и за какие преступления наступает уголовная ответственность.

Срок наказания зависит от тяжести преступления, довольно часто бывает, когда малолетний преступник начинает отбывать его в колонии для несовершеннолетних, а заканчивает уже в тюрьме. Особенно это касается тех подростков, которые не осознали свою вину и не стремятся измениться, отвратительно себя ведут в колонии.

За что подросток может попасть в исправительное учреждение?

Кому грозит колония для несовершеннолетних? Со скольки лет можно оказаться за ее стенами? Если изучить закон, то можно увидеть там сведения, что уголовная ответственность у нас в стране наступает с 16 лет, но имеется и оговорка, которая называет категории преступлений, за совершение которых можно попасть в такое учреждение уже с 14 лет:

  • Похищение человека.
  • Совершение грабежей и краж.
  • Разбойное нападение.
  • Угон машины.
  • Когда умышленно причиняется вред здоровью человека.
  • Изнасилование или любые другие
  • Причастность к терроризму.
  • Захват заложников.

Довольно часто в последнее время подростками совершается акт вандализма, повреждение или уничтожение культурных ценностей. За такие правонарушения ребенок также оказывается в стенах исправительного учреждения.

Есть также некоторые преступления, в которых часто замечены подростки, но их совсем как-то не хочется ассоциировать с юным возрастом:

  • Приобретение и ношение взрывчатых веществ.
  • Изготовление и сбыт
  • Кража оружия.
  • Вымогательство.
  • Распространение и хищение наркотических веществ.

Можно сказать, что достаточно многие преступления несовершеннолетних не останутся безнаказанными, только часто подростки даже об этом и не подозревают, что за совершенные противоправные действия придется отвечать.

Особенности преступлений, которые совершают дети

Если рассмотреть все преступления, которые чаще всего совершаются малолетними преступниками, то их можно подразделить на несколько групп:

  1. Противоправные действия, направленные против человеческой личности. К этой категории можно отнести: убийства, изнасилования, причинение тяжкого вреда здоровью. К счастью, за такие преступления подростки попадают в колонию реже всего.
  2. Преступления против собственности. Сюда можно отнести: мошенничество, кражи, разбойные нападения, повреждение чужого имущества. Вот эти преступления чаще всего совершаются несовершеннолетними.
  3. Правонарушения, которые направлены против населения и безопасности общества. Это оборот наркотических средств, ношение и хранение оружия, взрывчатых веществ. Около 10-12% подростков оказываются вовлеченными в такие преступления.

Можно еще назвать некоторые преступления, которые не подходят ни к одной группе, например, подделка ценных бумаг, бандитизм, убийство своих новорожденных малышей.

Среди всех осужденных несовершеннолетних каждый пятый уже осуществлял правонарушения. И вот что интересно: чем тяжелее и опаснее первое преступление, тем больше вероятность, что подросток совершит его снова.

С каждым годом преступность все "молодеет", новые группы несовершеннолетних преступников постоянно пополняются теми, кто имеет большой криминальный опыт в прошлом. Такие группы отличаются своей хорошей сплоченностью, что достаточно опасно для общества.

Где располагаются исправительные колонии

Если интересует колония для несовершеннолетних, адреса свободно можно найти на просторах интернета. На территории России их достаточно много, например:

  • В Алтайском крае таких учреждений 2: в городе Бийске и Новоалтайске.
  • Колония для несовершеннолетних мальчиков в Краснодарском крае.
  • В Красноярском и Приморском крае.
  • В Белгородской области находится колония для несовершеннолетних девочек.
  • В Волгоградской и Воронежской областях.
  • В Рязанской, Ростовской и Самарской областях также имеются такие учреждения.
  • На территории Московской области располагаются две колонии для несовершеннолетних.
  • Нижегородская, Омская, Оренбургская, Новосибирская и Орловская области также на своей территории имеют исправительные учреждения.

Из приведенного списка практически все колонии предназначены для отбывания наказания несовершеннолетними мальчиками, только две по всей России готовы принять девочек для исправления. Например, на территории соседней Украины только Мелитопольская исправительная колония является женской, все остальные предназначены для мужского населения.

Все-таки девочки гораздо реже становятся участницами преступных группировок или в одиночку совершают преступления.

Воспитательные колонии для несовершеннолетних отличаются от тюрем тем, что в них практикуется несколько разных условий содержания:

  1. Льготные.
  2. Строгие.
  3. Облегченные.

Сразу после того, как малолетний преступник переступает порог колонии, его содержат в обычных условиях. Но это касается только тех, кто первый раз совершил преступление. В течение трех месяцев за осужденным подростком наблюдают. Если за это время он не совершит никаких проступков и будет вести себя хорошо, то его переводят на облегченные условия содержания.

Тем, кто уже с первых дней пребывания в колонии нарушает режим, конфликтует, грозит совсем другое отношение. Их помещают в строгие условия содержания.

Перед освобождением тех, кто содержался в облегченных условиях, переводят на льготные. Но иногда случается так, что подростки на радостях, что скоро домой, начинают нарушать режим, вот в этой ситуации им грозит перевод на строгие условия содержания.

Переводом с одних условий на другие занимается сам начальник колонии.

В чем разница между условиями содержания?

Если несовершеннолетние отбывают наказание в колониях на льготных условиях, то проживают они в специальных общежитиях. У каждого имеется свой счет, на котором лежат деньги, и они могут ими неограниченно пользоваться. Для таких подростков разрешены короткие свидания в любое время. В течение года им разрешено брать длительные свидания, во время которых им даже позволяется проживать за территорией колонии.

Бывают случаи, когда несовершеннолетним, содержащимся на льготных условиях, разрешено проживать за пределами учреждения, но только под надзором администрации. Подросткам разрешено тогда пользоваться наличными деньгами и носить обычную одежду.

Если ребенок содержится в облегченных условиях, то он проживает в общежитии, может покупать продукты, но сумма ограничивается 7 минимальными зарплатами. В течение года разрешены короткие свидания каждый месяц, а длительные - один раз в квартал.

Обычные условия содержания предполагают проживание в общежитиях, расходование до 5 минимальных зарплат на приобретение продуктов. Коротких свидания всего 8 в течение года, а длительных - 4.

Строгие условия предназначены для содержания злостных нарушителей порядка или тех, кто попадает в такое учреждение не первый раз. Условия, конечно, кардинально отличаются от других. Проживают подростки в отдельных комнатах, которые закрываются, если осужденные не заняты работой или учебой. В месяц они могут тратить всего 3 минимальные зарплаты, длительные свидания вообще не положены, а краткосрочных всего 6 в год.

Учитывая в настоящее время недостаточное финансирование таких учреждений, можно отметить, что не всегда есть возможность перед освобождением подростка перевести на льготные условия содержания. А этот период считается достаточно важным, он позволяет ребенку адаптироваться к условиям проживания на свободе.

Как и из тюрьмы, из колонии можно выйти досрочно. Если преступление, которое совершил подросток, относится к категории средней тяжести или совсем не тяжких, то при хорошем поведении и соблюдении режима осужденный может отправиться домой после того, как отсидит третью часть срока. При тяжких правонарушениях могут освободить досрочно только по прошествии 2/3 срока.

Детская колония для несовершеннолетних предполагает привлечение подростков к труду. Длительность рабочего дня зависит от возраста осужденного. В ночное время любые работы запрещены, а также в выходные дни.

Проживание, питание и одежда предоставляются осужденным за счет государства. На личный счет каждого несовершеннолетнего каждый месяц должно перечисляться не менее 50% от заработанных средств.

При каких обстоятельствах переводят на строгие условия

Все осужденные несовершеннолетние, находясь в колонии, должны соблюдать режим, придерживаться определенного порядка. Злостными нарушениями, за которые можно из льготных или облегченных условий попасть в строгие, являются следующие:

  • Если было замечено употребление алкогольных напитков, а также наркотических веществ.
  • За совершение хулиганских поступков.
  • Невыполнение требований администрации.
  • Оскорбление представителей администрации колонии.
  • Хранение и изготовление запрещенных предметов.
  • Уклонение от обязательного медицинского лечения, если таковое было назначено судом.
  • Участие или организация различных забастовок, групповых бунтов.
  • Отказ от работы.

После перевода на строгие условия содержания изменяется правовой статус несовершеннолетнего.

Меры поощрения в колонии

Зона для несовершеннолетних отличается от колоний для взрослых более мягкими условиями содержания. Разрешено больше свиданий, посылок или передач, можно тратить средства со своих счетов. В колонии имеются также специальные меры поощрения подростков за хорошее поведение, активное участие в культурной жизни учреждения, хорошие успехи в учебе:

  • Несовершеннолетний получает право посетить культурное или спортивное мероприятие за стенами колонии, но только в сопровождении воспитателя учреждения.
  • Разрешается покинуть колонию в сопровождении родственников или родителей на определенное время.
  • Можно досрочно выйти из изолятора, если попал туда за совершение проступка.
  • Досрочный перевод на более легкие условия содержания.

Если осужденному разрешено посещение спортивных или культурных мероприятий, то это возможно только в дневное время. Подросткам на время выдают обычную одежду, чтобы предупредить нежелательное отношение к ним со стороны других лиц.

Меры наказания несовершеннолетних

Не все подростки, попав в исправительную колонию, соблюдают режим, порядок и стараются исправиться. Есть и такие, которые остаются такими же злостными нарушителями, что и на свободе. Для них имеются специальные меры наказания:

  • При небольших нарушениях возможно вынесение выговора.
  • Подростку могут запретить просмотр художественных фильмов на протяжении месяца.
  • Может применяться штраф в размере 2 минимальных оплат труда.
  • Помещение в дисциплинарный изолятор.

  • Перевод на более строгие условия содержания.

Если сравнить количество применяемых мер поощрения и наказания, то можно сделать вывод, что первых гораздо больше. Это может говорить о том, что большинство подростков осознают свою вину, воспитательная работа в колонии дает свои результаты.

в колонии

В подростковом возрасте еще есть возможность повлиять на ребенка и изменить его отношение к внешнему миру и самому себе. Именно поэтому в колониях для несовершеннолетних уделяют много времени воспитательной работе.

Проводится работа по следующим направлениям:

  • Физическое воспитание.
  • Нравственное.
  • Трудовое.
  • Эстетическое.

Подростки, находясь в стенах колонии, могут при желании получить навыки в некоторых профессиях, которые после освобождения помогут им самоутвердиться и прокормить себя.

Воспитатели учреждения регулярно проводят и лекции на тему семьи и брака, моральных ценностей. Многие дети здесь из неблагополучных семей, некоторые рождены матерями, которые отбывали наказание, поэтому они чаще всего и вовсе не имеют представления, какой должна быть нормальная семья.

Чаще всего трудные подростки имеют вредные привычки в виде курения, употребления алкогольных напитков, поэтому большое значение имеет физическое воспитание.

В колониях для несовершеннолетних, как правило, работает много кружков и секций, в которых подростки могут принимать участие и выбирать их на свой вкус.

Организация учебно-воспитательного процесса в стенах колонии преследует некоторые цели:

  1. Добиться исправления подростков.
  2. Подготовить их к самостоятельной жизни вне стен учреждения.
  3. Сформировать законопослушное поведение, добросовестное
  4. Повысить их культурный и образовательный уровень.
  5. Профессиональная подготовка.

Очень важно, чтобы в процессе воспитательной работы у несовершеннолетних сформировалось убеждение в необходимости добиваться своих целей.

Некоторые колонии, список которых был рассмотрен ранее, практикуют организацию родительских комитетов, которые работают под руководством начальника учреждения. Может создаваться попечительский совет из представителей различных учреждений, общественных организаций и обычных граждан, которые будут оказывать помощь в организации воспитательного процесса, решении вопросов после освобождения.

Комиссия по делам несовершеннолетних, педагоги и родители совместным трудом должны стараться, чтобы подростки не стали на преступную тропку, а росли законопослушными гражданами нашей страны.

В настоящее время у нас в России нет системы, которая бы помогала осужденным после освобождения возвращаться к нормальной жизни. Чаще всего подростку приходится сталкиваться с теми же условиями, которые и привели его на скамью подсудимых. Поэтому велик процент рецидивов, и несовершеннолетний вновь оказывается в стенах колонии.

Важно после освобождения оказать подростку необходимую социальную и экономическую поддержку, но над этим вопросом в нашем государстве предстоит еще много работать.

Несовершеннолетние в мировой юридической практике считаются особой категорией субъектов правоотношений и преступлений.

В силу их неполного нравственного, поведенческого и интеллектуального развития они не могут в полной мере осознавать последствия своих действий. Именно поэтому для них в отечественной системе исправительных институтов и учреждений создана специальная тюрьма.

Колония для несовершеннолетних в большей степени носит не карающий характер, а воспитательный. Такое воздействие создает почву для потенциального исправления малолетних преступников, с целью ограждения их от рецидива.

Со скольки лет сажают в колонию для несовершеннолетних, и какие виды детских колоний бывают – на эти вопросы Вы найдете ответ в данной статье.

Воспитательная колония – это один из видов исправительных учреждений в стране . В нем отбывают наказание в виде лишения свободы лица, не достигшие возраста в 18 лет.

До 1997 года такие колонии носили название «трудовые колонии» или ВТК «воспитательно-трудовые колонии». Их число в то время было в разы меньше, чем сегодня.

Особенности функционирования воспитательных колоний и порядок исполнения наказания в данном виде исправительного учреждения закреплены в главе 17 Уголовно-Исполнительного Кодекса.

Уголовно-исполнительным Кодексом предусмотрены несколько режимов исполнения наказания несовершеннолетними. Это обычный, льготный, облегченный и строгий режим.

Всех по умолчанию осужденных, поступивших в первый раз в колонию, помещают в обычные условия содержания.

Если в течение 3 месяцев нахождения в обычных условиях подросток не допускает нарушений порядка, его переводят в облегченный режим.

Если же, наоборот, за подростков неоднократно фиксируются нарушения, он попадает в карцер или конфликтует с сокамерниками, то его переводят в строгий режим.

Перед окончанием срока заключения подростков переводят на льготный режим содержания.

Полный перечень оснований для перевода осужденного из одного режима в другой закреплены в статье 132 УИК РФ.

Итак, тем осужденным, кто отбывает наказание в обычных условиях разрешено:

  • 10800 рублей в месяц расходовать на питание и иные нужды;
  • 8 краткосрочных и 4 долгосрочных свидания в год.

При нахождении на облегченных условиях осужденные имеют право на:

  • 11400 рублей в месяц расходовать на питание и иные нужды;
  • 12 краткосрочных свиданий и 4 долгосрочных свидания в год.

Льготный режим содержания подростков предполагает разрешения следующего характера:

  • Нет ограничений на расходование денежных средств;
  • 6 длительных свиданий и неограниченное количество краткосрочных свиданий в год.

Для строгих условий характерно:

  • 9600 рублей в месяц расходов на питание и иные нужды;
  • 6 краткосрочных и 4 длительных свидания в год.

Обычные, льготные и облегченные условия отбывания наказания предполагают проживание осужденных в общежитиях. В строгих условиях осужденные проживают в запираемых изолированных помещениях.

По общему правилу детская колония для несовершеннолетних распространяется на содержание подростков, не достигших 18 лет. Но в большей части преступлений в нашей стране уголовная ответственность наступает с 16 лет.

Однако, это не означает, что дети 14 лет или даже младше этого возраста не могут сесть в тюрьму. За особо тяжкие преступления могут быть привлечены к ответственности и более молодые дети.

Попасть в детскую тюрьму можно за следующие виды преступлений:

Судебная практика 2020 года говорит о том, что суды стараются не применять в отношении несовершеннолетних наказание в виде реального лишения свободы.

Как правило, подросткам за преступления легкой или средней тяжести выносят условное наказание .

Реальный срок будет применяться при наличии отягчающих обстоятельств, большой общественной опасности данного ребенка.

Для несовершеннолетних девочек и для несовершеннолетних мальчиков существуют отдельные исправительные учреждения.

Правила внутреннего распорядка в таких тюрьмах строго регламентированы, но имеют более мягкие условия содержания, чем во взрослых тюрьмах.

Основные характерные особенности содержания осужденных в колонии выглядят следующим образом:

Итак, очевидно, что для детских колоний остро стоит проблема выхода осужденных из категории несовершеннолетних до окончания срока наказания.

Эта проблема решается двумя способами:

  • Оставление в воспитательной колонии после достижения совершеннолетия.
  • Перевод осужденных из воспитательных колоний в исправительные.

Решение об оставлении в воспитательной колонии подростка принимается совместно начальником колонии с прокурором.

Оставить осужденного в воспитательной колонии можно только на год – до достижения им 19 лет.

После достижения совершеннолетия подросток переводится в исправительную колонию в том случае, если он отрицательно характеризуется. Происходит этот перевод только по постановлению суда.

Все остальные осужденные, которые достигли возраста 19 лет, переводятся на дальнейшее отбывание срока наказания в исправительную колонию по постановлению начальника колонии.

В зависимости от поведения осужденных в стенах воспитательной колонии дети могут получать различные поощрения или наказания со стороны начальства исправительного учреждения. Закреплены данные правовые действия в ст. 135 и ст. 136 УИК РФ.

За хорошее поведение в тюрьме подростки могут получить в качестве поощрения:

  • Перевод на более мягкие условия содержания;
  • Посещение спортивных и культурных мероприятий на воле в сопровождение сотрудника колонии;
  • Можно досрочно покинуть сизо для несовершеннолетних;
  • Возможность покинуть колонию на время в сопровождении родственников.

За плохое поведение в отношении подростка могут быть применены санкции следующего характера:

  • Вынесение выговора;
  • Закрытие в изоляторе;
  • Штраф в размере не более 2 МРОТ;
  • Запреты на проведение досуга.

Кроме того, при систематических нарушениях порядка осужденный скорее всего будет переведен на более строгие условия содержания.

Сегодня в России функционирует 24 воспитательных колонии для несовершеннолетних. Из них только 2 содержат в своих стенах девочек-преступниц.

Подробно территориальный перечень колоний представлен следующим образом:

По данным 2017 года в колониях для несовершеннолетних содержится около 1700 человек . При этом большая часть из них содержится в обычных или облегченных условиях, что свидетельствует о том, что подростки активно встают на путь исправления.

Колония для несовершеннолетних – это воспитательное учреждение, в котором особое значение уделяется нравственному развитию преступивших закон подростков.

Главная цель такого учреждения заключается в перевоспитании трудных подростков, разъяснении им противоправности совершенных ими проступков и опасности возможного рецидива преступного деяния.