Первая шариковая ручка в мире. Кто изобрёл шариковую ручку? Кто на самом деле придумал шариковую ручку

Джон Лауд (1844-1916)

Кто же и когда изобрёл этот предмет, столь незаменимый даже в эру всеобщей компьютеризации? Оказывается, у шариковой ручки несколько изобретателей!

Принцип работы шариковой ручки - нанесение чернил на бумагу в результате вращения шарика на конце пишущего наконечника. Этот принцип изобрёл американский изобретатель-самоучка из Массачусетса Джон Лауд в 1888 году. По профессии Лауд был кассиром в банке. Свое изобретение он назвал "ручкой с вращающимся наконечником".

Лауд получил патент на своё изобретение, но вот воплотить его в жизнь не удалось ни ему самому, ни его ближайшим последователям в течение нескольких десятков лет. Виноваты в этом были чернила. В те времена существовали только чернила для перьевых ручек. Их Лауд и использовал в своих опытах.

Однако эти чернила слишком жидкие. Они протекали через наконечник ручки. Исправить эту проблему путем сгущения чернил не получилось: густые чернила образовывали комочки, которые забивали шарик, и он переставал вращаться. Лучшее, что удалось создать на тот момент, это ручка, которая более-менее нормально писала в диапазоне температур от 18 до 25°С. При более низких температурах чернила в ней застывали, при более высоких ручка начинала подтекать.

Создать ручку, которая не пачкает руки при использовании и не загрязняет одежду, если её положить в карман, смогли братья Биро в Венгрии в 30-х годах прошлого века. Произошло это так.

18-летний Ласло (Ладислав) Биро, демобилизовавшись после окончания Первой Мировой войны, сразу начал искать свое место в жизни. Сначала он пробовал заниматься медициной, как его отец, потом гипнотическими сеансами, поработал в компании по производству нефтепродуктов. Одно время он увлекался автогонками и даже разработал автоматическую коробку передач, а потом продал патент на неё компании General Motors. Но ни одно из этих занятий его не привлекло по-настоящему. И тогда он стал журналистом. В 1935 году Ласло Биро решил попробовать себя в роли издателя газеты.

По роду деятельности ему много приходилось заниматься редактурой, и тогда он в полной мере оценил все "прелести" перьевых ручек. Газетная бумага, как известно, прекрасно впитывает в себя чернила. На ней при написании перьевой ручкой часто образовывались расплывающиеся чернильные пятна. Кроме того, перо нередко рвало тонкую бумагу. Брат Ласло Дьёрдь (Георг) был химиком, и к нему Ласло обратился с этой проблемой. Братья вместе стали думать о том, как исправить недостатки перьевых ручек. В качестве чернил они решили использовать типографскую краску, так как она быстро высыхает и не оставляет подтёков. В процессе разработки они испробовали десятки видов ручки. Братья не подозревали, что до них Патентное Ведомство США выдало уже 350 патентов другим изобретателям подобных конструкций, хотя ни одна из них так и не нашла практического применения.

Как-то раз во время отпуска на берегу Средиземного моря братья показали один из опытных образцов случайному знакомому - пожилому господину. Ему ручка очень понравилась. Этот знакомый оказался президентом Аргентины Агустином Педро Хусто. Он предложил братьям открыть производство шариковых ручек в его стране, пообещав им содействие.

А через несколько лет началась Вторая мировая война. Братья Биро решили покинуть Венгрию, не дожидаясь прихода фашистов. Вспомнив предложение Агустина Педро Хусто, они отправились в Аргентину. Президент принял их, помог найти инвесторов. Братья основали компанию под названием "Eterpen ". В 1943 году начала свою работу фабрика по производству шариковых ручек.

День рождения Ласло Биро (29 сентября) в Аргентине до сих пор отмечают как День изобретателя, а шариковые ручки там и поныне называют «бироме» - это название им дали в свое время производители (от объединения фамилий Биро и главного инвестора Хуана Мейна).


Ласло Биро (1899-1985)

Однако чернила в ручках братьев Биро имели все недостатки их предшественников. Они по-прежнему были слишком текучими. Поток чернил был прерывистым, и на бумаге оставались сгустки. Кроме того, братья Биро совершили ту же ошибку, что и другие изобретатели до них: они положились на силу тяжести, под воздействием которой чернила попадали на шарик. А значит, чтобы ручка писала, её нужно было постоянно держать строго вертикально.

И тогда братья снова принялись за опыты. Результатом их трудов стало изобретение капиллярной конструкции ручки. В такой ручке подача чернил не зависит от её положения.

Примерно через год новые ручки появились в продаже. Но, несмотря на то, что это была улучшенная модель, спросом она не пользовалась. К тому времени деньги инвесторов закончились, и Биро были вынуждены приостановить производство.

Но изобретателям неслыханно повезло. Во время Второй мировой войны в Аргентине часто бывали лётчики американских ВВС. Они обнаружили, что ручками братьев Биро можно писать на любой высоте, и даже если бумага находится не внизу, а сверху, и их не нужно часто заправлять. Государственный департамент США предложил своим производителям начать выпуск таких же ручек. И тогда американская компания "Эберхард Фабер" выкупила патент на производство ручек у братьев Биро за 500 тысяч долларов.

Однако «бироме» так и не смогли захватить один их самых перспективных рынков - США, потому что у изобретателей фактически украли это право. Произошло это так. Где-то через месяц после заключения сделки с «Эберхард Фабер» Аргентину посетил чикагский бизнесмен Мильтон Рейнольдс. Он обратил внимание на ручки Биро и оценил их коммерческий потенциал. Купив несколько экземпляров, он вернулся на родину. Там он изучил вопрос и выяснил, что - вот удача! - срок всех американских патентов на конструкции шариковых ручек, начиная с патента Джона Лауда, уже истёк. Тогда Рейнольдс быстренько запатентовал изобретение Биро. Именно день оформления патента на это изобретение Рейнольдсом - 10 июня 1943 года считается днем рождения шариковой ручки, хотя изобретена она не им, не в 1943 году и не в США. Вот такая историческая несправедливость.

Чтобы обойти патент Биро, Рейнольдс немного переработал ручку с помощью инженера Уильяма Хурнергарта: вместо капиллярного эффекта он использовал тонкий сосуд, открытый с одной стороны; паста из него подавалась к шарику под действием силы тяжести (уже знакомая нам идея, не правда ли?). Подсуетившись, Рейнольдс выпустил ручки в продажу раньше, чем «Эберхард Фабер». Биро пытался судиться с Рейнольдсом, но проиграл.

Рейнольдс продавал ручки в нью-йоркском универмаге Гимбельса. Когда в 1945 году первая партия шариковых ручек поступила в продажу, власти были вынуждены выставить кордон из нескольких сотен полицейских, чтобы сдержать напор людей, горящих желанием приобрести «чудесную, фантастическую ручку, которая гарантированно не требует перезаправки в течение двух лет». В первый же день было продано 10 тысяч ручек, а за первый год - более двух миллионов! И это несмотря на то, что стоили они недёшево - 12 долларов 50 центов.

Однако из-за недостатков шариковых ручек, которые так никуда не делись, люди довольно быстро в них разочаровались, несмотря на обширную рекламную кампанию. Шариковые ручки сильно упали в цене и стали стоить 50 центов. Но даже если кто-то покупал их, соблазнившись дешевизной, однажды испачкав одежду, больше не хотел ими пользоваться. Компания Рейнольдса закрылась в 1951 году.

И тут на сцене появляется французский фабрикант Марсель Биш (1914–1994), который занимался в то время производством перьевых ручек и других канцелярских товаров. Биш внимательно наблюдал за приключениями шариковой ручки братьев Биро. В конце концов он как честный бизнесмен обратился к изобретателям с просьбой продать ему патент, и они согласились.

Более двух лет Марсель дорабатывал модель братьев Биро. Попутно он испытывал и другие изобретения в этой области, скупая все новинки и педантично изучая их. И только к 1952 году ему удалось создать идеальную шариковую ручку. Биш использовал новый способ обработки металла с точностью до сотых долей миллиметра, в разработку которого он ранее инвестировал деньги. Шарик в его ручке имел диаметр всего 1 мм. Она писала мягко, а линия, которую ручка оставляла на бумаге, была ровной и непрерывной. Чернила новой ручки не подтекали, но и не засыхали.

Первую модель своей шариковой ручки Марсель Биш сделал из прозрачного пластика, шестигранной формы. Такой она осталась до сих пор практически без изменений. С самого начала Биш сделал ставку на дешевизну своего продукта (всего 29 центов), поэтому его ручки были доступны всем слоям населения. Кроме того, низкая цена позволяла не закупать запасные стержни для ручек, а просто приобрести новую ручку. Дело в том, что в ходе разработок Биша осенило: 80% стоимости ручки приходится на стержень; так не удобнее ли производить одноразовые ручки из дешёвого легкого пластика? Кстати, позже фирма новатора прославилась также производством одноразовых зажигалок и бритв.


Марсель Биш (1914-1994)

Сначала ручки Биша завоевали Францию. Затем он решил выйти на внешний рынок. В 1958 году Биш защитил свое изобретение патентом США, купил знаменитую компанию "Waterman Pen Company" и основал в Америке фирму по производству ручек. Биш прекрасно понимал, что под его именем продвижение товара на международный рынок будет проблематичным, и изменил название бренда так, чтобы оно легко произносилось жителями любой страны. Он убрал всего одну, последнюю, букву из своей фамилии (Bich - Bic), и ручки стали называться "Бик". В наше время шариковые ручки "Bic Cristal" знает весь мир. В день выпускается до 14 миллионов ручек Bic, из них 1 миллион ежедневно продается только в США. Биш изобрел много других моделей и дизайнов ручек, но старая добрая надежная Bic осталась основным источником дохода компании.

В СССР шариковые ручки появились в конце 60-х годов XX века. В те времена стержни и пишущие части были дефицитом, и поэтому практиковалась заправка стержней чернилами в специальных мастерских.

Поначалу шариковые ручки были гораздо ниже по качеству, чем перьевые. Поэтому считалось, что шариковая ручка портит почерк. Ученикам начальной школы разрешали писать только перьевыми ручками, а на шариковые можно было перейти только в старших классах, когда почерк школьника уже сформировался. Но постепенно, по мере улучшения качества шариковых ручек, этот запрет был снят. В середине 1970-х годов школьники с первого класса стали учиться писать шариковыми ручками.

История появления ручки - это многовековая эволюция письменности, происходившая, порой независимо в разных странах и на разных континентах.

Нельзя достоверно сказать, что есть кто-то, кто вот взял и изобрел ручку. Как правило, каждый человек что-то добавлял или улучшал в уже существующем изделии.

Предыстория 1

Тростниковые ручки Напомним, что суть письма - это отражение знаков и символов в любой форме на любой произвольной поверхности с целью последующего многократного их считывания.

Соответственно, вы можете эти знаки выдавить, выцарапать, выжечь или конечно-же просто нарисовать. Например, при помощи любой жидкой субстанции такой, как краска или чернила.

С незапамятных времен, около 4000-3000 лет до н.э., люди пользовались бронзовыми, каменными или железными палочками, при помощи которых выцарапывали или выдавливали первые письмена на глиняных табличках, древесной коре (прообраз современной бумаги) или, как в Риме, деревянных дощечках покрытых воском.

Чернила и перья


Перо и чернила Когда в обиход вошли чернила и пергамент, подход к написанию существенно изменился. Однако, использование чернил долгое время оставалось далеко не тривиальным занятием. Существует даже такое слово - чистописание , означающее аккуратное писание без клякс и помарок.


Подготовка пера Очевидно, что многое зависит не только от сноровки и навыка, но и от того, какой инструмент мы при этом используем. Например, если предмет, при помощи которого осуществляется запись или рисование, заострить, то линии получаются более тонкие и аккуратные.

Так на протяжении рекордно длительного периода в 12 веков, начиная с VI века н.э., самым подходящим материалом для изготовления предметов для письма стали перья крупных пернатых . С одной стороны перья, всегда были под рукой, с другой стороны легко затачивались и практически ничего не стоили.

В XVIII веке, Россия поставляла в Англию по несколько миллионов гусиных перьев для письма ежегодно.

Проблемы перьев

Перьевая ручка Самая главная проблема перьев для письма заключалась в том, что перья достаточно быстро затуплялись и их необходимо было постоянно подтачивать. В связи с этим, даже самые дорогие и красивые перья-ручки были весьма недолговечны.

Другая сложность заключалась в том, что лишь 3-5 самых крайних пера птицы, подходили для использования для письма. Более того значение имело правое это крыло птицы или левое, так для правшей подходили только перья из правого пера птицы.

Одно из самых не только очевидных но и эффективных решений было найдено в разделении пера на две составляющие - перо-наконечник (выкидывалось после того как приходило в негодность) и перо-держатель (красивая, дорогая и вместе с тем долговечная часть).

Примечателен тот факт, что в русском языке, ручки, которые использовали в качестве пишущего элемента перо, получили название - перьевые ручки . В то время, как аналог перьевой ручки в английском языке называется - fountain (ink) pen, что можно перевести, как - чернильная ручка .

Перочинный ножик - небольшой складной нож, используемый для заточки (почину) перьев для письма.

Этимология слов

Разделения пера на две части - перо-наконечник и перо-держатель, и трансформация последнего в просто держатель (т.е. держателем могло быть что угодно, не обязательно перо), привело к тому, что перо-наконечник стал называться просто пером , а держатель стал называться ручкой для пера (т.е. частью за которую мы держим предмет рукой, так же, как ручка саквояжа или ручка двери).

Но с появлением шариковых ручек, необходимость в пере полностью исчезает. А ручка для пера естественно (пера то ведь больше нет) превращается в просто ручку - слово, которое с тех пор, станет самостоятельным и которое мы в настоящий момент используем (даже не задумываясь) обозначая целиком пишущую ручку.

В английском языке, все произошло несколько по-другому. Так слово pen (по-английски - ручка), которое произошло от латинского слова penna (по-латински - перо), сохранило свое первоначальное значение.

В русском языке слово перо трансформировалось в слово ручка , в английском же языке, это всё одно слово - pen .

Машина Брама

Джозеф Брама В 1809 году, известный английский изобретатель, Джозеф Брама 2 (Joseph Bramah) изобрел и запатентовал машину для резки перьев, которая позволяла в некоторой степени автоматизировать процесс заточки перьевых наконечников.

При этом машина Брама позволяла не только разрезать ствол пера на отдельные усики путем деления на три или даже четыре части (тем самым оптимально подготавливая наконечник для письма), но и собственно отрезать наконечник пера в поперечном направлении на 4 или 5 частей, практически заготавливая несколько наконечников про запас.

Разделение пера на две составляющие, а так же использование машины Брама и подобных ей устройств, позволили в некоторой степени решить сложности с использование первых перьевых ручек.

Джозеф Брама также известен такими изобретениями, как гидравлический пресс (1785) и слив для туалета (1775).

Металлические перья

Металлические перья В 1803 году был получен патент на металлическое перо изобретенное за 10 лет до этого. При этом настоящий успех на рынке пишущих принадлежностей, оно получило лишь 30 лет спустя, когда в английском городе Бирмингем 3 началось их массовое производство.

В 1822 году два брата Джон и Вильям Митчеллы , впервые в истории, создали массовое производство ручек с металлическим пером (в Бирмингеме).

Джозеф Гильот При этом технологии производства постоянно улучшались, так в 1828 году, Джошуа Мейсон еще улучшил перо ручки, адаптировав его к авторучке, а вскоре Джозеф Гильот (William Joseph Gillott), Вильям Митчел (William Mitchell), и Джеймс Пери (James Stephen Perry) представили миру новую машину для производства металлических перьев, которая обладала высокой эффективностью и позволила существенно снизить себестоимость производства.

К середине 1850 годов половина всех в мире металлических ручек и металлических перьев производилась на мануфактурах Бирмингема, которых насчитывалось около сотни и на которых трудилось около 8000 рабочих (70% из которых были женщины).

По утверждению историков в XIX веке - 75% всего того, что писало, было произведено именно в Бирмингеме .

Ручка с резервуаром для чернил

Даниель Швентер Попытки создание ручки, которая содержала бы чернила внутри себя, и тем самым являлась бы автономной, продолжались на протяжении всего времени использования перьев и перьевых ручек.

Так, например, еще в 1636, немецкий изобретатель Даниель Швентер 4 (Daniel Schwenter) написал труд под заголовком - Занимательная физико-математика 5 (Delicia Physic-Mathematicae), в котором он описал ручку, содержащую резервуар с чернилами.

Труд Швентера
(1636)
Основная идея Даниеля заключалась в том, что одно перо находилось внутри другого и служило резервуаром для чернил. При этом чернила, находящиеся внутри резервуара, были локализованы при помощи простой пробки и выдавливались через небольшое отверстие на другом его конце.

В 1809 году, в Англии, Бартоломей Фолч (Bartholomew Folsch) получил первый патент на ручку с резервуаром для чернил. Конечно, в практическом плане, ручка с резервуаром была малопригодна для постоянного использования и в то время не получила широкого распространения.

Миф о первом изобретателе

Льюис Уотермен Широко распространено мнение о том, что изобретатель первой перьевой авторучки является простой американский страховой агент - Льюис Эдсон Уотермен (Lewis Edson Waterman). Очередная американская "история успеха" лихо вошедшая в сознание обывателей, сдобренная байкой о том, как Льюс хотел подписать важный контракт и якобы его ручка оказалась писать и вот он огорченный и расстроенный, взял, да и изобрел самую настоящую первую автоматическую ручку.

Патент Уотермена
(1884)
Безусловно, Льюис улучшил одну из моделей авторучки, которой он уже давно пользовался и которую изобрели задолго до его первого патента 1884 года 7 . Тем не менее, компания Waterman , стала в последствии лидером по производству перьевых авторучек в Америке и оставалась таковым до середины 1920 годов, получив таким образом наибольшую выгоду (по крайней мере в Америке) от изобретения, которое существовало еще задолго до того, как они выпустили свою первую авторучку.

Ни Льюс Уотермен, ни его компания не изобрели первую автоматическую перьевую ручку, как это принято считать.

Петраше Пойнару На протяжении 18-19 веков в разных странах были получены десятки патентов на изобретения и улучшения разных моделей перьевых автоматических ручек.

Однако, одним из самых первых патентов на перьевую автоматическую ручку является патент, выданный французским правительством 25 мая 1827 года румынскому изобретателю Петраше Пойнару 6 (Petrache Poenaru).

Патент Пойнару (1827) Еще будучи студентом в Париже, Петраше, изобрел ручку, которую он запатентовал ни как иначе, как - Нескончаемое портативное перо, c автоматической подачей чернил 8 (Plume portable sans fin, qui s’alimente elle-meme avec de l’ancre).

С тех пор было множество улучшений, ключевые из которых - изобретение иридиевого наконечника, открытие эбонита, улучшение системы подачи чернил. И только после всех этих открытий, перьевые авторучки завоевали широкую популярность и с 1880-х годов началась эра их массового производства и использования.

Изобретение первой авторучки складывалось веками, в течении которых были получены сотни патентов.

Не так проста, как может показаться, и намного старше официально задокументированной.

Предыстория

Идея шарикового пишущего узла, работающего на пастообразных чернилах на масляной основе, прослеживается до… Голландии XVII в! Морякам тогдашней «владычицы морей» требовались письменные принадлежности небьющиеся, не проливающиеся, и которыми можно было бы пользоваться в шторм при качке. Нидерланды же были едва ли не первенцами европейской промышленной революции.

Однако уровень развития тогдашнего машиностроения и химической технологии не позволил создать пригодное для нужд практики устройство. Как и морской хронометр для точного определения долготы. Над ним тщетно трудился сам Ганс Христиан Гюйгенс, но верная в принципе идея была реализована только в XIX в.

Тогда же, когда точность металообработки достигла приемлемой величины, а химики могли точно разрабатывать вещества сложного состава, был запатентован и принцип действия шариковой ручки. Точные имя, дата, и страна – 30 октября 1888 г, Джон Лауд, США.

Лауд верно сформулировал главную изюминку « »: силы вязкого трения и поверхностного натяжения в густой жидкости не позволят при нажиме рукой упереться в верхнюю горловину его лунки, заклиниться и перекрыть поток чернил. Также Лауд определил физико-химические требования к чернилам: они должны быть тиксотропными, то есть, должны разжижаться от механических нагрузок – трения, давления. Шариковый пишущий узел никогда не будет пересыхать только при заполнении его тиксотропными чернилами.

Хороший тиксотропного вещества – сосновая канифоль. Если по ее куску вести пальцем с нажимом, то сначала чувствуется шероховатость, как будто ведешь по твердому телу. Но затем палец начинает скользить, как по парафину или мылу, хотя кусок далеко еще не нагрелся до размягчения.

Начало

Далее усилия изобретателей шли более по пути усовершенствования состава чернил. Первую работоспособную конструкцию, пригодную для массового производства, создал в 1938 г. живший в Аргентине венгерский журналист Ласло Биро (László József Bíró). В Аргентине шариковые ручки до сих пор называют «биромами». Однако его приоритет англо-саксы оспаривают, ссылаясь на патент США от 10 июня 1943 г, Милтону Рейнольдсу.

Рейнольдс, похоже, не знал о ручке Биро, и разработал аналогичную конструкцию и чернила самостоятельно. Он работал для нужд ВВС США и Англии. Их бомбардировочные армады летали на больших высотах, гермокабин тогда еще не было, летчики многие часы проводили в кислородных масках. Обычные авторучки при пониженном атмосферном давлении текли, а пользоваться карандашами было неудобно.

В сущности, повода для патентного спора тут и нет, «шарик» изобрел Биро. Но неприглядно выглядит тот факт, что приоритет Биро оспаривался на том основании, что он был гражданином фашистской Венгрии и жил в формально нейтральной, но тайно и деятельно помогавшей Гитлеру Аргентине. Преступлений нацизма, разумеется, никто не отрицает и не умаляет, но техника-то в них никак не виновата.

Далее «шарик» упростил и удешевил Марсель Бик (Marcel Bich) во Франции в 1953 г. Он предложил выполнять стержень – ампулу с чернилами – с утолщенными стенками, и использовать ее в качестве корпуса ручки. Так появились распространенные до сих пор одноразовые дешевые ручки BIC, только фамилию изобретателя пишут уже в английской транскрипции.

Довольно долго шариковые ручки запрещалось использовать в начальных классах школ. Писали они еще плоховато, часто засорялись ворсинками от бумаги, и малыши, сразу начавшие писать «шариками», навсегда срывали почерк.

Современность

Последнюю точку в усовершенствовании шариковой ручки поставили специалисты японской компании Ohto Co в 1963 г. Они начали завальцованную лунку, в которой размещался шарик, делать не круглой в поперечном сечении, а в виде трех сходящихся каналов. Конструкция пишущего узла современной шариковой ручки показана на рисунке. Такая ручка может писать практически на любом удерживающем чернила материале, и не засорится, даже если ею изрисовать большой клок ваты.

К сожалению, имена изобретателей неизвестны: по японским корпоративным правилам вся выработанная в компании интеллектуальная собственность принадлежит фирме. Подлинный изобретатель под угрозой сурового наказания не может заявить о своем авторстве даже в частном разговоре.

Усовершенствования

В 1984 г. другая японская фирма, Sakura Color Products Corp., заменила масляные чернила на гелевые синтетические, увеличив в то же время диаметр шарика до 0,7 мм. Так появилась ручка-роллер, родная сестра «шарика». Роллером можно писать буквально без нажима даже на стекле, полированном металле и мокром упаковочном картоне, а чернильный след четче, чем от «шарика».

С началом космических полетов космонавты столкнулись с проблемой: ручки, в том числе и шариковые, не писали в невесомости, а графитовые карандаши давали стружки и токопроводящую пыль. Советские космонавты долгое время пользовались восковыми карандашами, американские астронавты, вплоть до полетов на Луну – специальными механическими, $100 за штуку по тогдашнему курсу.

Однако еще в 1967 г. предприниматель Пол Фишер предложил НАСА свою Zero Gravity Pen, или Space Pen (ручка невесомости или космическая ручка). Шарик в ней выполнялся из карбида вольфрама (у нас он известен как победит). Весь пишущий узел изготавливался с прецизионной точностью. Ампула с чернилами (картридж) герметична, в ней находится азот под давлением 2,4 атм. Чернила с резко выраженной тиксотропностью, от газа они отделяются вязкой подвижной пробкой.

Разработка ручки модели AG7 Space Pen – одна из легенд НАСА, повод для его обвинений и анекдотов о нем. AG7 обошлась в... $1,000,000! Хотя уже опытный образец Фишера никаких претензий астронавтов не вызвал. Ныне имеющиеся в широкой продаже модели стоят от $6 до $100. Пишут на чем угодно в диапазоне температур от –30 до +120 градусов Цельсия в воздухе, в вакууме и под водой. Гарантированный срок службы – 120 лет.

Так кто же, все-таки?

В истории великих изобретений прослеживается четкая тенденция: как правило, назвать имя одного конкретного изобретателя невозможно. Исключения, вроде изобретателя резины Чарльза Гудьира, буквально наобум «бухнувшего» серу в сырой каучук, чрезвычайно редки. Специалисты в большинстве своем приоритетных дискуссий просто избегают.

А. С. Попов и Гульельмо Маркони, например, в своей переписке вопросов приоритета не касались, они обсуждали проблемы радиотехники. Только однажды Маркони в публичном докладе заявил: его английский патент дает ему право на коммерческое использование радио в Великобритании, а первую в мире радиограмму передал и принял все-таки Попов.

Так и с шариковой ручкой. Правильнее всего будет сказать: она – плод многолетнего коллективного творчества людей, трудившихся ради удовлетворения насущных потребностей человечества.

Что мы с Вами делали сегодня, если бы однажды кому-нибудь в голову не пришла идея изобретения шариковой ручки? Не задумывались? Нет, Вы только представьте себе, что до сих пор на наших столах стояли бы баночки с чернилами, которые периодически неизбежно разливалась на какой-нибудь важный документ.

Все-таки нам следовало сказать спасибо тем людям, которых подобная неудовлетворенность толкнула-таки на это неоспоримо полезное в наши дни изобретение. Ну, а началось все, конечно же, не с пера, а с гораздо более примитивных предметов.

Около 4000 лет до нашей эры человек впервые начал использовать для письма смоченные глиняные дощечки. При этом ручкой служила деревянная или бронзовая палочка либо кость. Они по сути дела и стали первыми пишущими инструментами. Около 1300 до нашей эры римляне стали использовать письмо по воску. Воск заливался в деревянные таблеты. В это время было дано название пишущему инструменту – стилус. Стилус изготавливался из металла. Когда запись становилась не нужна, она стиралась с помощью плоского обратного конца стилуса. Ввиду схожести римских таблет с современными карманными компьютерами, инструмент для работы с дисплеем тоже был назван стилус.

Письмо по воску практически без изменений просуществовало около 18 веков, пока англосаксы не изобрели пергамент. В период с 600 до 1800 гг. нашей эры удешевление и распространение пергамента привело к тому, что потребовался общедоступный пишущий инструмент. Эта потребность и стимулировала приспособление для письма птичьего пера, обмакиваемого в тушь. Кстати, английское слово «pen» (ручка) произошло от латинского «penna» (перо птицы).
Гусиные перья просуществовали рекордно длительное время – до конца 18 века. Они же дали название складному ножу, которым подтачивали перья. Нож назвали перочинным.
К концу 19-го века ручки с металлическим пером полностью вытеснили недолговечные, требующие частой замены гусиные перья.

В 1884 году страховой агент Левис Эдсон Ватерман вошел в историю, как изобретатель ручки, заправляемой чернилами (поначалу сбоку, с помощью специальной пипетки). Ему так много приходилось писать на работе, что это подтолкнуло его к изобретению. Ватерман оставил работу и образовал компанию «Ideal Pen», чем положил начало продажам перьевых чернильных ручек.
Так продолжалось бы бесконечно, если бы в 1943 году в дело не вмешался Ласло Биро. По роду своей работы (а он был журналист) он часто бывал в типографии и, видя газетный лист, практически сухой сразу после выхода из ротационной машины, однажды задумался: а почему нельзя наполнить резервуар «вечного пера» какими-то специальными чернилами, сохнущими столь же быстро, как типографская краска? Тогда иметь дело с авторучкой было бы гораздо приятнее.
Журналист быстро понял, что такие чернила должны быть как можно более густыми.

Но тогда они забьют систему капилляров обычной авторучки. Значит, для них придется придумать какой-то другой пишущий узел. Посоветовавшись со своим братом, дипломированным химиком, Биро заменил перо свободно вращающимся шариком. Первый опытный образец шариковой ручки был создан в 1938 году.

Перед второй мировой войной ситуация в Венгрии стала опасной для либерального журналиста, каким был Биро. Ему пришлось эмигрировать сначала в Париж, где он получил патент на свое изобретение, затем в Испанию и, наконец, в 1940 году - в Аргентину. Здесь он нашел финансиста, согласившегося вложить средства в оригинальную идею, усовершенствовал конструкцию и разработал машины для производства шариковых стержней. Первые изделия небольшой фабрики, построенной Биро, поступили в продажу в Аргентине в 1943 году и стоили значительно дороже хорошей чернильной авторучки.

Одними из первых их покупателей были летчики, убедившиеся, что в отличие от обычного «вечного пера», шариковая ручка не течет при подъеме на высоту, где уменьшено атмосферное давление. Сведения об «авиационной авторучке» дошли до министерства обороны США, и оно поручило лучшим фабрикантам авторучек ознакомиться с новинкой и наладить ее выпуск для американских военных летчиков.

В 1944 году Биро защитил свое изобретение патентом США и продал лицензии двум крупным американским фирмам. Но не успели те «раскачаться», как предприимчивый бизнесмен М. Рейнолдс, случайно купивший шариковую ручку где-то в Южной Америке, без всякой лицензии начал выпускать такие ручки, внеся в конструкцию некоторые изменения.

Чтобы избежать судебного преследования, он ссылался на забытый американский патент, взятый в 1888 году неким Дж. Лаудом на маркер для тюков и ящиков. В системе Лауда, напоминавшей продающиеся сейчас шариковые пластмассовые флаконы с дезодорантом, подпружиненный шарик диаметром 1-2 сантиметра на баллоне с краской служил для нанесения номеров и меток на поверхность мешковины, картона или досок.
Рейнолдс сумел убедить суд, что его ручки - уменьшенная копия изобретения Лауда, а система Биро тут ни при чем.
Когда после массивной рекламной кампании 19 октября 1945 года первая партия ручек Рейнолдса поступила в крупный универмаг в Нью-Йорке, для поддержания порядка в очереди пришлось вызвать 50 полицейских. Десять тысяч ручек были распроданы за несколько часов. Сам же Биро в 1947 году удалился от дел и посвятил себя живописи.
Вначале технология производства стержней была дорогой. Шариковые стержни были согнуты для увеличения емкости чернил и имели «двойную длину». Технология развилась в сторону более тонких шариков и удешевления стержней. И к 1953 году французский предприниматель Марсель Бич (которому как-то была посвящена рубрика «Великие предприниматели» в нашем журнале) вложил деньги в разработку дешевых шариковых ручек и изобрел первые одноразовые их образцы. Стоимость изготовления упала настолько, что шариковые ручки стали общедоступны.
Таким вот образом шариковые ручки распространились по всему миру, а однажды попали на наши с Вами столы и стали для нас незаменимыми помощниками.

"История вещей" - Шариковая ручка

Кому сейчас известно имя Джона Д. Лауда? А между тем это и есть первый изобретатель шариковой ручки. Этот американский «Кулибин» из штата Массачусетс еще в 1888 году получил патент на «авторучку с вращающимся наконечником» -небольшим шариком на конце полого стержня, заполненного чернилами.

За последующие тридцать лет Патентное Ведомство США выдало 350 патентов на аналогичные шариковые ручки, но ни одна из них не стала товаром…

Главным препятствием были чернила! Слишком жидкие оставляли кляксы на бумаге и пачкали карман, а слишком густые застывали на шарике. Иногда удавалось создать подходящие контролируемые условия, и тогда чернила действовали как надо… пока не изменялась температура воздуха. Лучшее, что удалось создать, — шариковую ручку, которая писала, как правило, при температуре воздуха +21° С, ниже 18° С она засорялась, а выше +25° С — подтекала и оставляла кляксы.

Так на скрижали истории попали помимо автора первой шариковой ручки те люди, которые потратили не один десяток лет, чтобы это гениальное изобретение довести до ума. Для каждого из них создание механизма и дизайна ручки было чрезвычайно важным и очень личным делом. Не случайно все легендарные лейблы на фирменных и качественных ручках — чьи-то фамилии. За каждым из них своя сага, увлекательный роман длиною в век.





Ласло Биро

Примерно так обстояли дела, когда за эту проблему взялись братья Биро (Biro). После Первой мировой войны 18-летний Ладислав Биро (Ласло Биро, László József Bíró)(1899 - 1985)

Он родился в Будапеште в еврейской семье. Его отец, Матиаш Биро, был стоматологом. Сыну, казалось бы, идти по стопам родителя. И, действительно, после школы Ласло поступил на медицинский факультет, но диплом так и не получил. Некоторое время он практиковал как гипнотизер, работал в компании по производству нефтепродуктов. Потом участвовал в тогдашнем модном поветрии - автогонках, и даже придумал вместе с другом автоматическую коробку передач. Патент на это изобретение купила американская компания General Motors для того, чтобы не позволить никому реализовать это изобретение. Своеобразное признание того, что у изобретателя была голова на плечах! В конце концов, юноша стал журналистом. Будапештским журналистом!

В начале 20-го века Будапешт, который был второй столицей Австро-Венгрии, включился в гонку столь же прекрасную, сколь и безнадежную. Вторая столица изо всех сил пыталась стать краше столицы первой, прекрасной Вены. И, надо сказать, что хотя второй Вены из Будапешта не получилось, эта гонка все же пошла ему на пользу. И получилось: в Вене больше чопорности и имперского блеска, в Будапеште - больше провинциального тепла. В Вене - опера, в Будапеште - оперетта. В венские кафе приходили чинно поесть сладенького, в будапештские - пообщаться и даже поработать. Редакции многих будапештских газет обживали ближайшие кафе. З

Здесь, за совсем не по-венски приготовленным кофе с прекрасными, но все же не венскими, лакомствами, редакторы верстали очередной номер. Здесь журналисты обсуждали животрепещущие темы и строчили актуальные статьи. Сюда прибегали репортеры и приносили «на хвосте» последние новости - прямо в номер. Ласло Биро сначала возглавлял газету «Hongrie-Magyarország», что по-французски и по-венгерски означало «Венгрия», а после ее закрытия стал работать в газете «Elôtte». Естественно, его рабочим инструментом была ручка.

Чернила вытекали из ручки на газетный лист, который впитывал жидкость как губка, а конец пера рвал в этом месте бумагу. В общем, получалась не надпись, а фиолетовое болотце. Даже на первоклассной бумаге оставались кляксы, а на пальцах и на одежде Биро постоянно красовались чернильные пятна. Тогда Ладислав позвал брата Георга, химика по профессии, и братья Биро начали разрабатывать новые авторучки. После опробования десятков моделей братья Ладислав и Георг, не зная, что до них уже была сделана 351 попытка, изобрели свою шариковую ручку.

Как-то во время отпуска, находясь на берегу Средиземного моря, братья заговорили о своем изобретении с неким пожилым господином. Они показали прекрасно пишущую ручку, которая ему понравилась. Оказалось, что этот господин был тогдашним президентом Аргентины, Аугусто Юсто. Он предложил братьям Биро построить в его стране фабрику шариковых ручек. Несколько лет спустя началась Вторая мировая война, и братья решили покинуть Венгрию. Они вспомнили своего старого знакомого и устремили взоры в сторону Южной Америки. Братья высадились в Буэнос-Айресе с десятью долларами на двоих. Юсто признал их, и вскоре с помощью президента им удалось заручиться поддержкой нескольких инвесторов. В 1943 году в городе открылась новая фабрика. Эффект был грандиозным, то есть произошел грандиозный провал. Братья Биро совершили ту же ошибку, что и все их предшественники, — они положились на силу тяжести, под воздействием которой чернила попадали на шарик. Это означало, что ручку надо было непременно держать строго вертикально. Но даже и тогда поток чернил был прерывистым, и на бумаге оставались сгустки. Ладислав и Георг вернулись в лабораторию, и вскоре придумали новую конструкцию, капиллярную. Сифонная подкачка заставляла чернила перемещаться к шарику независимо от положения ручки.

Уже через год братья Биро выпустили в продажу в аргентинских магазинах новую модель. Однако расходились ручки вяло. В конце концов, у братьев кончились деньги, и производство пришлось остановить.

Но им на помощь прилетели военные летчики США. Пилоты ВВС, часто бывавшие в Аргентине во время войны, сделали для себя открытие, что аргентинскими ручками можно писать снизу вверх на любой высоте и их не требуется часто заряжать.


Пребывание в Париже было недолгим. После вторжения немецких войск семейство Биро перебралось за океан, в Аргентину. 10 июня 1943 года Ласло Биро получил аргентинский патент на свое изобретение. А вскоре он организовал фабрику по производству шариковых ручек «Eterpen». Ежегодная продажа ручек Биро достигла 7 миллионов штук. Но грандиозный коммерческий успех оказался локальным. Когда Ласло Биро задумал начать производство своих авторучек в США, выяснилось, что один из американских предпринимателей побывал в Аргентине и оценил коммерческий потенциал шариковой ручки.

Примерно в это же время житель Чикаго по имени Мильтон Рейнолдс тоже столкнулся с ручками Биро в Аргентине. Он вернулся в США и выяснил, что такие ручки были уже запатентованы Джоном Д. Лаудом и другими американцами, но срок действия их патентов к тому времени истек. Поэтому он решил, что может, ничего не опасаясь, скопировать конструкцию Биро. Да, американец оформил документы на своё имя. Изобретение Биро было попросту украдено. Судебные разбирательства окончились не в его пользу. Крупнейший рынок США Джозефу Биро не достался. Когда-то Биро удалось заработать миллион, но десятки и сотни миллионов заработали другие как это часто бывает с изобретателями.

Рейнолдс продал шариковые ручки за 12 долларов 50 центов через нью-йоркский универмаг Гимбельса.

Когда в 1945 году первая партия шариковых ручек поступила в продажу в Нью-Йорке, властям пришлось выставлять кордон из нескольких сот полицейских, чтобы хоть немного сдержать напор людей, желающих купить новую ручку. В первый же день удалось продать 10 тысяч новинок, хотя стоили они недёшево.

Новинка привлекла внимание, и Гимбельс продал всю партию в первый же день, все 10000 ручек! Множество промышленников захотели примазаться к славе удачливого предпринимателя. Рейнолдс нанял чемпионку по плаванию Эстер Уильяме, которая продемонстрировала, что шариковая ручка может писать даже под водой. Другие же показывали, что ручка пишет шариком вверх или через стопку копировальной бумаги.

Но одна проблема все же оставалась: несмотря на шумиху, затеянную вокруг новинки, ручки работали неважно. Они подтекали, погубив немало важных документов и отличных рубашек. Кроме того, в них пересыхали чернила. Объем продажи начал медленно ползти вниз. Цена — тоже. Шариковые ручки, совсем недавно считавшиеся предметом.роскоши, стали продаваться всего за девятнадцать центов. Но однажды купив ручку даже за эти гроши и попробовав писать, покупатели ругались на чем свет стоит и клялись не покупать шариковых ручек до конца своей жизни…

Человека, который заставил покупателей отречься от подобных клятв, звали Марсель Биш (Marcel Bich) (1914 - 1994) . Он жил во Франции и был фабрикантом перьевых ручек и письменных принадлежностей. Марсель с профессиональным интересом отнесся к шариковым ручкам. Сначала он только наблюдал, как их популярность взлетала, а потом камнем падала на землю и рассыпалась в прах…

Первопричиной этого, конечно, была вторая Мировая война — после нее ни в США, ни в Европе люди не могли себе позволить дорогие вещи. Все, что производилось в то время, было подчинено идее максимальной простоты и утилитарности. И на этом фоне идея Биша пришлась ко двору. Он решил сделать ручку одноразовой и сократить ее цену до цены стержня — 29 центов вместо 10 долларов. При этом задача была непроста — помимо низкой цены надо было обеспечить и надежность на уровне тогдашних перьевых ручек (достигших к тому времени совершенства). Иначе ручка вряд ли бы нашла покупателей.

Биш построившего под Парижем фабрику по производству пишущих приборов. Прототипом ручки Марселя Биша послужила не слишком удачная конструкция венгров братьев Биро. Особой популярностью они не пользовались из-за множества недостатков, но в целом — это были шариковые ручки в современном понимании, по этому братья согласились продать патент. Забегая вперед скажу, что Аргентина стала второй родиной для Ласло Биро. В испаноязычной стране его венгерское имя превратилось в Ладислав. А его день рождения, 29 сентября, стал национальным праздником, Днем изобретателя.

Итак, в 1950 году Марсель Биш купил патент Л. Биро и серьезно усовершенствовал его изобретение. М. Биш использовал изобретенный в Швейцарии способ обработки металла с точностью до сотых долей миллиметра и начал изготавливать стальные шарики диаметром всего в 1 мм. Благодаря этому шариковая ручка Биро стала писать тоньше, а чернила совсем не просачивались сквозь пишущий узел и не оставляли грязных пятен на бумаге.

В течение двух лет Марсель Биш скупал все появлявшиеся на рынке модели шариковых ручек и педантично испытывал их, выявляя положительные и отрицательные стороны. В 1952 году Биш добился триумфа: дешевая шестигранная ручка из прозрачного пластика писала мягко, не подтекая и не засыхая.

Позже Бик вспоминал: «Я подумал, что идеально было бы выбрасывать старую вещь в одном месте и покупать новую в другом. Я погрузился в мечтания: вот бы у меня стало столько денег, чтобы не жалко было ничего выбрасывать. Потом я понял: надо просто сделать очень дешевыми сами вещи». И тогда предприимчивый Марсель делает свои ручки BIC разборными (хочешь, покупай стержень и меняй, только он стоил столько же, сколько сама ручка), и начинает рекламное продвижение продукта.

Ручку новой конструкции Биш назвал «Кристалл» и в 1950 году начал выпуск этих ручек во Франции.

В 1953 году Биш начал серийное производство, и уже через два года в день продавалось по двести пятьдесят тысяч его ручек.

А в 1958 году Биш защитил свое изобретение патентом США и вышел на американский рынок, основав компанию BiC. BiC начала массовое производство дешевейших одноразовых шариковых ручек из легкой пластмассы. Ручки эти, шестигранные, как карандаш, практически вытеснили с американского рынка другие пишущие приборы.

Изучив международный рынок, Марсель Биш понял, что со своим именем ему в Америке не пробиться. Тогда он изменил написание имени так, чтобы его могли правильно и легко произнести повсюду, где будет продаваться его новая ручка, — Бик. Модель «Бик» сразу завоевала мировое признание.

Стоит также упомянуть, что вскоре Марсель Биш смог приобрести в свою собственность фирму «Ватерман», специализирующуюся на стильных перьевых ручках.

Марсель Бик изобретал все новые модели, придумывал разнообразные дизайны ручек, но старый, надежный «Бик» не переставал быть основным источником дохода фирмы.

Знаменитая Bic Crystal до сих пор остается самой популярной среди ручек -в день выпускается по 14 миллионов штук (а подделки под нее никто посчитать не в состоянии). Ее корпус специально сделан прозрачным, как бы говоря: «главное — содержание, оболочка — ничто». Однако и перьевые ручки до сих пор находят своего покупателя — люди, которым важно не содержание, а образ, или просто богатые люди. Миллиарды ручек, стиль которых почти не изменялся, продавались, использовались, терялись, разбирались на части, пропадали неизвестно где, но снова приобретались… Ведь без них, как без рук!

Сегодня производство ручек значительно усовершенствовано: ручки выпускаются с часами, радиоприемниками, цифровыми диктофонами. Последнее изобретение в этой области - ручка-компьютер. Пишет она обычными чернилами, но на специальной бумаге, встроенная камера «переводит» каракули в обычный текст и посылает изображения в компьютер.

Несмотря на развитие высоких технологий, обычная шариковая ручка не спешит сдавать свои позиции. Точно так же до сих пор с успехом применяется и деревянный карандаш, созданный еще в 1790 году.


источники
http://shkolazhizni.ru
http://znayuvse.ru
http://www.info-islam.ru
http://www.vse-znaykin.ru

А я бы вам еще напомнил