Что такое «стресс»? Что такое стресс

stress) В наиболее общем смысле термин "С." употребляется для ссылки на ситуацию, в к-рой чел. испытывает перенапряжение. Однако внутри этой общей концепции выделилось неск. более конкретных определений, подчеркивающих разные аспекты этой ситуации перенапряжения, но в целом согласующихся между собой. Каждое из этих определений тж содержит эксплицитную или имплицитную ссылку на деформацию - отрицательное или патологическое последствие С. Первый тип определения формулируется исходя из реакции организма на к.-л. ситуацию. В формулировке Ганса Селье акцентируется роль стрессоров как стимулов, к-рые, в силу их чрезвычайной важности для организма, приводят к реакции, названной им общим адаптационным синдромом. Первой фазой этого синдрома является реакция тревоги, т. е. индивид реагирует на сигнал вхождением в состояние тревоги. Следующая фаза - реакция сопротивления, посредством к-рой организм пытается ограничить воздействие данного стрессора. Эта фаза подготавливает организм либо к нападению, либо к бегству от стрессора. Если какая-либо из этих реакций не приводит к успеху, индивид переходит в фазу истощения, к-рое может повлечь за собой полный упадок сил организма или даже вызвать смерть. Др. словами, продолжающийся С. может приводить к физ. повреждениям организма. Реакция организма на С. проявляется в повышении кровяного давления, увеличении уровня адреналина, учащении сердцебиения, увеличении количества эритроцитов, замедлении пищеварения и т. д. Однако Селье утверждал, что нек-рый С. может быть положительным опытом; слишком мало С. - тоже плохо. Второй тип определения С. фокусируется на ситуации, или на стимулах, определяемых независимо от реакции человека на них, и даже независимо от того, как они им воспринимаются. Как правило, эти ситуации оказываются настолько серьезными, что представляют собой испытание для большинства людей, поэтому не будет большой ошибкой пренебречь вариациями в их восприятии различными людьми. Разнообразие таких ситуаций влечет за собой значительные трудности при их описании и измерении. Тем не менее было установлено, что эти С. приводят к таким видам деформации, как болезни (напр., язвы и инфаркты), биохимические изменения в организме (напр., уровня мочевой кислоты) и изменение кровяного давления, депрессия, тревога, алкоголизм и даже смерть. Третье определение фокусируется на восприятии людьми требований различных ситуаций. Томас Холмс и Р. Г. Раэ измеряли индивидуальное восприятие различных типов событий, предлагая респондентам оценить степень своего приспособления к каждому из них. Респондентов просили тж указать частоту возникновения этих событий в их собственной жизни. После этого частота встречаемости каждого события (для каждого респондента в отдельности) умножалась на соотв. оценку адапт. и полученные произведения суммировались. Оказалось, что эти суммарные показатели, названные показателями соц. приспособления (Social Readjustment Scores, SRS), коррелировали с такими видами деформации, как хронические болезни (включая сердечно-сосудистые заболевания, диабеты и язвы; алкоголизм); несчастные случаи и травмы; трудности в обучении; неудачи в профессиональной деятельности и ситуациях соревнования (конкурса). Более того, в нек-рых случаях показатели SRS позволяли предсказать такие деформации. Четвертый - интерактивный - подход представлен концепциями Джозефа Мак-Грэта, Ричарда Лазаруса и Джона Френча, к-рые еще в большей степени сконцентрировались на анализе реакций индивидуума на ситуацию перегрузки. Этот подход был сформулирован в своем наиболее общем виде Френчем как неудовлетворительное соответствие между ресурсами индивидуума и требованиями окружения. Такое понятие С. сходно с представлением Селье о том, что слишком низкий уровень стимуляции тж может приводить к С. Френч и его коллеги обнаружили, что работники, чьи способности не до конца использовались, испытывали неудовлетворенность. С др. стороны, ситуация может предъявлять требования, выходящие за пределы возможности индивидуума справиться с ними, даже при наличии необходимых для этого ресурсов. Очевидно, степень С. является функцией от способности данного индивидуума справляться с этими требованиями ситуации. Неудовлетворительное соответствие может выражаться либо в восприятии чел. собственной неспособности справиться с требованиями данной ситуации и удовлетворить личные мотивы, либо в действительной неспособности данного чел. решить проблему. Отдельные люди с высоким уровнем притязаний могут сами ввергать себя в С., ставя перед собой чрезмерно высокие цели. Нек-рые исследователи классифицируют людей на А-тип и В-тип, при этом для людей А-типа характерно стремление прилагать усилия и фокусироваться на все больших и больших достижениях. Такие люди характеризуются более высокой степенью риска сердечно-сосудистых заболеваний, включая ранний инфаркт, по сравнению с подвергающими себя меньшему напряжению людьми B-типа. Точный процесс, посредством к-рого С. вызывает деформацию, остается до сих пор не вполне понятным. Кроме того, мы мало знаем о том, почему эта деформация приобретает у разных людей столь различные формы. Для одних она может выражаться в специфических, преходящих, физиолог. изменениях, таких как изменения кровяного давления и концентрация кислот в крови. У др. она может быть связана с серьезными нарушениями здоровья: сердечно-сосудистые заболевания, рак, повышенное кровяное давление или язвенная болезнь. У третьих она может обнаруживать себя в психич. проблемах, таких как приступы тревоги, депрессия или даже психозы. А у кого-то могут возникать поведенческие проблемы: алкоголизм, преступность, употребление наркотиков или суицид. Виды, к-рые принимает деформация, могут зависеть как от типа С., так и от склонности индивидуума проявлять перенапряжение присущими ему специфическими способами. Связи между этими различными формами деформации тж остаются не вполне понятными. Как выяснилось, нек-рые из факторов способны ослаблять степень деформации в личной жизни, хотя остается неясным, снижают ли эти факторы С. или его последствия (т. е. деформацию), либо то и др. вместе. Наиболее значимым из них является соц. поддержка со стороны людей своего круга, супруга или даже непосредственного руководителя. Др. важный фактор - физ. упражнения или, в более широком смысле, физ. нагрузка. См. также A-тип личности, В-тип личности, Общий адаптационный синдром, Последствия стресса Э. Стотленд

СТРЕСС

понятие, введенное Г.СЕЛЬЕ в 1936г. для обозначения состояния психического напряжения, обусловленного выполнением деятельности в особенно сложных условиях. В зависимости от выраженности стресс может оказывать на деятельность как положительное влияние, так и отрицательное (до ее полной дезорганизации).

СТРЕСС

англ. stress - давление, напряжение) - состояние душевного (эмоционального) и поведенческого расстройства, связанное с неспособностью человека целесообразно и разумно действовать в сложившейся ситуации.

СТРЕСС

понятие, введенное Г. Селье в 1936 г. для обозначения обширного круга состояний психического напряжения, обусловленных выполнением деятельности в особенно сложных условиях и возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия - стрессоры. Первоначально понятие возникло в физиологии для обозначения неспецифической реакции организма ("общего адаптационного синдрома") в ответ на любое неблагоприятное воздействие (Г. Селье), позднее оно стало использоваться для описания состояний индивида в экстремальных условиях на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях.

В зависимости от вида стрессора и характера его влияния выделяются различные виды стресса, в самой общей классификации - стресс физиологический и стресс психологический. Последний подразделяется на стресс информационный и стресс эмоциональный.

Стресс информационный возникает в ситуациях информационных перегрузок, когда субъект не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе - при высокой ответственности за последствия решений.

Стресс эмоциональный появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды и пр. При этом различные его формы - импульсивная, тормозная, генерализованная - приводят к изменениям в протекании процессов психических, эмоциональным сдвигам, трансформации мотивационной структуры деятельности, нарушениям двигательного и речевого поведения.

В зависимости от выраженности стресс может оказывать и положительное, мобилизующее, и отрицательное влияние на деятельность - дистресс, вплоть до полной дезорганизации. Поэтому оптимизация любого вида деятельности должна включать комплекс мер, предупреждающих причины появления стресса.

СТРЕСС

англ. stress - давление, напряжение) . Состояния человека, неспецифические его реакции на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях, возникающие в ответ на чрезвычайно сильные экстремальные раздражители. Основные виды С. - физиологический и психологический. Последний разделяется на информационный и эмоциональный. Аффективная окраска ситуации, вызвавшей С., несущественна. Это могут быть и отрицательно, и положительно окрашенные события, явления. Например, С. может возникнуть при получении радостного известия о том, что считавшийся погибшим близкий человек жив. С. может оказывать положительное, мобилизующее влияние, но может проявляться негативно, приводя к дезорганизации деятельности организма. С. с отрицательным воздействием обозначается как дистресс (англ, distress - несчастье, недомогание, нужда). Отсюда положительная оценка и важная роль, по H. Selye, С. без дистресса.

См. Селье синдром адаптации.

СТРЕСС

состояние человека, неспецифические его реакции на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях, возникающие в ответ на чрезвычайно сильные экстремальные раздражители. Основные виды стресса - физиологический и психологический. Последний разделяется на информационный и эмоциональный. Аффективная окраска ситуации, вызвавшей стресс, несущественна. Это могут быть и отрицательно, и положительно окрашенные события, явления. Например, стресс может возникнуть при получении радостного известия. Стресс может оказывать положительное, мобилизующее влияние, но может проявляться негативно, приводя к дезорганизации деятельности организма. Стресс с отрицательным воздействием обозначается как дистресс.

СТРЕСС

в психологии) (англ. stress) - состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях, как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах, напр, во время космического полета, при подготовке к выпускному экзамену или перед началом спортивных соревнований. Понятие С. было введено канадским физиологом Г. Селье (1936) при описании адаптационного синдрома. С. может оказывать как положительное, так и отрицат. влияние на деятельность, вплоть до ее полной дезорганизации, что ставит перед исследователями задачу изучения адаптации человека к сложным (т. н. экстремальным) условиям, а также прогнозирования его поведения в подобных условиях. См. Стрессоры.

СТРЕСС

внутреннее психическое давление, позитивное или негативное, чаще всего связанное с тягостным внешним событием (конфликт, траур и т.д.), а также с любой ситуацией изменения жизненного стереотипа (брак, отпуск и т.д.). Используя работы Селье (1956), Холмс установил шкалу стресса (1967). Накопленный стресс ослабляет иммунную систему и благоприятствует возникновению болезней (рак и т.д.). Выражение эмоций, приветствуемое Гештальт-подходом, уменьшает напряжение и стресс.

Стресс

Существует несколько различных определений стресса: 1. Как стимул: стресс может рассматриваться как характеристика окружающей среды (нехватка времени, нездоровая обстановка на работе и т. д.). 2. Как реакция: стресс рассматривается как состояние психического напряжения, возникающее в ответ на сложные обстоятельства. Отсутствие равновесия в отношениях между человеком и окружающей обстановкой (модель взаимодействия для стрессовой ситуации). Человек испытывает стресс, когда предполагаемые требования обстановки становятся более высокими, чем предполагаемая способность удовлетворять эти требования. Важным аспектом этой модели является акцент на предполагаемых способностях и требованиях обстановки, а не на фактических требованиях и реальных способностях. Вполне может существовать настоящий разрыв между требованиями и способностями, но если человек не осознает этого, он не испытывает стресса. Стресс имеет различные последствия, включая следующие: а) Субъективные эффекты: чувство общей усталости, апатия, низкая самооценки. б) Поведенческие эффекты: злоупотребление алкоголем, потеря аппетита и суетливость. в) Когнитивные эффекты: чрезмерно острая реакция на критику и неспособность сосредоточивать внимание. г) Физиологические эффекты: повышенное кровяное давление и содержание глюкозы в крови, учащенное сердцебиение, затрудненное дыхание. д) Проблемы со здоровьем: коронарная недостаточность, язва желудка, головные боли. е) Организационные последствия: неудовлетворенность работой, плохие отношения с коллегами и прогулы.

СТРЕСС

stress) - любой фактор, который может нанести вред здоровью человека или негативно сказывается на функции его организма (к таким факторам относятся, например, травма, болезнь или сильное волнение). Существование какого-либо одного вида стресса приводит к ослаблению сопротивляемости человеческого организма к другим видам стресса. Длительный стресс вызывает различные гормональные изменения в организме человека.

Стресс

Словообразование. Происходит от англ. stress - напряжение.

Специфика. Обусловлен выполнением деятельности в особенно сложных условиях. В зависимости от выраженности стресс может оказывать на деятельность как положительное влияние, так и отрицательное (до ее полной дезорганизации). К возникновению стрессовых состояний могут приводить, например, сильные физические и психические травмы, кровопотеря, мышечные нагрузки, инфекции.

СТРЕСС

1. Вообще – любая сила, которая, будучи примененной к системе, вызывает некоторое значительное изменение ее формы, обычно с коннотацией того, что это изменение представляет собой деформацию или искажение. Этот термин употребляется в отношении физических, психологических и социальных сил и давлений. Обратите внимание, что стресс в этом смысле относится к причине; стресс является антецедентом некоторого эффекта. 2. Состояние психологического напряжения, вызванное видами сил или давлений, указанными в значении 1. Обратите внимание, что в этом смысле стресс – это эффект; стресс – результат других давлений. Когда имеется в виду значение 2, термин стрессор обычно используется для обозначения причинного агента.

Стресс

Состояние эмоционального напряжения. Чаще всего с ним связывались негативные последствия. Но Ганс Селье, изучая механизмы стресса, установил, что стресс играет адаптационную роль, помогая человеку активней и плодотворней включаться в новую (или изменившуюся) деятельность. Повышение уровня возбуждения дает возможность быстрее и точнее воспринимать раздражитель (ситуацию), оценивать его и адекватно реагировать.

Но не всякий стресс, как это обнаружил Селье, является "помощником человека". Все дело в том, что развитие напряжения происходит в три стадии, сопровождающиеся биохимическими изменениями в организме.

Первая стадия – активизация организма. Она характеризуется повышением умственной и физической работоспособности, активности, что помогает быстрее ориентироваться и адаптироваться в новых условиях, сложных работах, достижении цели и т.д.

Вторая стадия эмоционального напряжения – максимальная мобилизация всех ресурсных возможностей организма. Психологически это проявляется как злость, ярость, одержимость.

Третья стадия – астенизации – возникает в ситуациях истощения ресурсов организма и не достижения цели. Психологически она сопровождается "букетом" отрицательных эмоций – тревоги, тоски, ужаса.

Если первые два уровня стресса помогают человеку в его деятельности, то наличие третьей стадии в деятельности личности сигнализирует о "завышенном выборе", для достижения которого явно не достаточны индивидуальные потенции. Именно на этой стадии стресс негативно может влиять на весь организм. Известен ряд заболеваний, называемых "психогенными" (язва желудка, гипертония и др.). Если возникающее препятствие кажется человеку непреодолимым, напряжение усиливается. Такое состояние называют фрустрацией.

СТРЕСС

от англ, stress - давление, напряжение) - термин, используемый для обозначения обширного круга состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия (стрессоры). Используется для описания состояний индивида в экстремальных условиях на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях. Стресс может оказывать как положительное, мобилизующее, так и отрицательное влияние на деятельность (дистресс).

Стресс

МКБ 308) - термин, введенный в физиологию человека Кенноном в начале 20-х годов нашего столетия для обозначения всех физических, химических и эмоциональных раздражителей, которые превышают некоторый критический уровень и нарушают равновесие во внутренней среде организма. В "общем адаптационном синдроме", описанном Селье (1950), термин изменил свое значение и стал общим названием для неспецифических реакций организма на такие раздражители. В настоящее время используется в различных значениях для описания ряда аверсивных стимулов чрезмерной интенсивности; физиологических, поведенческих и субъективных реакций на них; контекста, опосредующего соприкосновение субъекта со стимулами, вызывающими стресс, или всего вышеописанного как "системы". Термин явно слишком широко распространен и должен использоваться более осторожно.

Психическое состояние общего возбуждения, психического напряжения при действиях в трудных, необычных, экстремальных ситуациях; неспецифическая реакция организма на резко изменяющиеся условия среды.

Стресс относится к числу защитных механизмов, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность организма. В данном процессе участвуют сложные нейрогуморальные и метаболические процессы, организм использует резервные вещества. После пережитого требуется немедленное их восполнение и физическое восстановление, в противном случае могут возникнуть патологические состояния. Человеку необходимо самостоятельно контролировать уровень внутреннего напряжения и своевременно принимать меры по лечению и восстановлению. Длительный стресс, перешедший в хроническую форму, истощает человека и нередко приводит к расстройствам личности.

    Показать всё

    Что такое стресс?

    Понятие стресса заключается в проявлении неспецифического ответа организма на любой раздражитель. Он способствует выработке эндогенного адреналина, который повышает устойчивость и активирует потенциальные силы человека. Стресс сопровождают такие состояния, как тревога, возбужденность и напряженность. Они опасны, так как приводят к развитию тревожных расстройств. Но в небольших количествах они даже полезны для личности, оказывают стимулирующий эффект. В норме человек нацелен на преодоление проблемы, но в случае хронического стресса, когда организм истощен, у него не всегда это получается. В этот момент тревога и напряжение достигают своего пика и могут повлечь необратимые последствия.

    Определение стресса в психологии отличается от бытового понимания. Он практически всегда сопровождается тревожным состоянием, когда на первый план выходят такие эмоции, как нервозность и обеспокоенность за результат. В совокупности они помогают организму максимально оперативно и рационально справиться с любой проблемой, активируется быстрая мозговая деятельность и порой человек сам не осознает, как ему удалось что-либо предпринять. Психологами установлена закономерность, что чем выше неспецифическая реакция, тем более непредсказуемым и молниеносным оказывается решение со стороны человека.

    Регулярные тревожные состояния приводят к стойкому расстройству личности, возникновению панических атак и навязчивых состояний. Предотвратить развитие патологии можно только при помощи своевременного и компетентного лечения.

    Виды

    Многие психотерапевты уверенны, что стрессовые реакции в умеренных количествах способствуют росту и развитию личности, за счет ее выхода из зоны комфорта. Благодаря им происходит самопознание и совершенствование внешних и внутренних качеств. Но это положительное влияние во многом зависит от вида и степени выраженности стресса.

    Классификация по провоцирующему фактору:

    • дистресс - происходит в результате негативного влияния, надолго выводит человека из привычного ритма жизни, возможно развитие неблагоприятных последствий, особенно если случилось что-то необратимое;
    • эустресс - ответ организма на положительное воздействие, не опасен и не влечет выраженных изменений.

    По типу воздействия выделяют следующие виды стресса:

    • психические;
    • пищевые;
    • температурные;
    • световые и др.

    По механизму воздействия различают:

    • психические стрессы, при которых возбуждается только эмоциональная сфера и ответ происходит со стороны нервной системы;
    • биологические, при которых возникает реальная угроза состоянию здоровья человека, появляются травмы, заболевания.

    Уровень стресса во многом зависит от масштаба проблемы. Одни носят временный характер, и человек подсознательно понимает, что серьезной угрозы для жизни они не представляют, вроде сессии у студентов или простудного заболевания. Другие имеют глобальный характер, когда человек не понимает, каким будет исход. К последним можно отнести землетрясение, вооруженное нападение и прочие обстоятельства, которые угрожают карди нальными переменами в жизни или ее утратой.

    Стадии

    Выделяют три взаимосвязанные стадии стресса, которые плавно переходят одна в другую, и противостоять этому процессу невозможно:

    1. 1. В момент наступления стресса человек на какой-то промежуток времени полностью теряет над собой контроль и ориентацию в пространстве. Происходит резкая смена настроения, проявляется не характерное для индивида поведение. Организм перестает сопротивляться. Доброта сменяется озлобленностью и агрессией, а вспыльчивость переходит в замкнутость и отстраненность.
    2. 2. После пережитого шокового состояния, когда произошло определенное раздражение, формируется ответ в виде стрессовой реакции. Для того, чтобы рационально использовать резервные силы, человеку необходимо трезво взглянуть на ситуацию. Для этого на подсознательном уровне он успокаивается и адаптируется к произошедшему. Начинает проявляться сопротивление.
    3. 3. Дается ответ на раздражитель, человек находит решение проблемы и начинается восстановительный период. Если действующий фактор не прекратил своего влияния, то стресс не отступает. Происходит хронизация процесса, и организм подвергается эмоциональному и физическому истощению.

    Принципиальное значение для специалиста имеет третья стадия. От того, как давно пациент испытывает тревожное потрясение, принципиально зависит тактика лечения. Существует прямая зависимость: чем больше человек находится под влиянием раздражающего фактора, тем больше объем необходимой помощи.

    Причины возникновения

    Ответная реакция организма в виде стресса, появляется не только на негативные факторы воздействия, но и на положительные стрессоры, которые также предвещают перемены. Многие психотерапевты уверенны, что стрессовые реакции в умеренных количествах способствуют росту и развитию личности и ее выходу из зоны комфорта. Благодаря им происходит самопознание и совершенствование внешних и внутренних качеств.

    Основными причинами дистресса служат все негативные ситуации, которые появляются у человека в течение жизни. Каждый имеет свою систему ценностей и может испытать различный уровень потрясения от одной и той же ситуации, но равнодушных не бывает.

    Например, беременность является следствием биологического эустресса. С одной стороны, женщина долго ждала наступления этого состояния и несказанно рада ощущать внутри себя жизнь. С другой, организм претерпевает определенные изменения, которые носят временный характер, но доставляют массу неприятностей и дискомфорт. Наличие ярко выраженного токсикоза в первые месяцы, говорят о противостоянии. Благодаря подавлению иммунитета не происходит отторжения плода. Иммунные реакции, смена гормонального фона, использование накопленных питательных веществ и многое другое представляют собой сложную стрессовую реакцию. В конце беременности женщина начинает испытывать настоящие трудности со здоровьем, которые впоследствии преобразуются в послеродовую депрессию и требуют специализированного лечения.

    Признаки

    Симптоматическая картина различных заболеваний, имеющих схожее проявление, навела известного исследователя Ганса Селье на определенные размышления, которые положили начало труду всей его жизни - учению о стрессе. В момент полного истощения не остается ни одной системы, которая бы не получила удара. Условно все симптомы можно разделить на физиологические и психические. Первые отображают воздействие стресса на организм. К ним можно отнести выраженное похудение, снижение аппетита, изменения в работе сердца, ВСД (вегето-сосудистая дистония), утомляемость и т. д.

    К психическим признакам относятся: внутреннее напряжение, недержание мочи, тревожность, подавленность, апатия, плохое настроение, замкнутость, отстраненность. От исходного состояния нервной системы человека зависит то, насколько выраженным будет ответ организма и его не специфическая реакция. Эмоционально слабые личности подвержены искать решения проблемы на стороне или с помощью психотропных веществ. Именно они обычно имеют зависимость от наркотиков и алкоголя. Сильным личностям противостоять стрессу оказывается легче.

    В психотерапии выделяют когнитивные, физические, поведенческие и эмоциональные симптомы стрессового состояния. Они относительны, потому что некоторые могут проявляться в поведении человека и без провоцирующего фактора, так как являются нормой для личности и заложены психотипом. Выявить истинные симптомы стресса на ранних этапах его проявления поможет психотерапевт, в запущенных случаях, когда человек теряет над собой контроль, их видно даже неспециалисту.

    Когнитивные симптомы:

    • ухудшается память;
    • теряется способность к самоорганизации;
    • появляется нерешительность, сомнительность;
    • наблюдаются пессимизм и перепады настроения;
    • повышается тревожность, озабоченность;
    • возможно нарушение сна, вплоть до бессонницы.

    Эмоциональные симптомы:

    • человек становится капризным и требовательным;
    • повышается раздражительность;
    • возможны панические атаки;
    • возникает склонность к депрессии;
    • появляются мысли о суициде;
    • возникает чувство одиночества и бесполезности;
    • возникает враждебный настрой ко всем;
    • чаще проявляется агрессия;
    • возможна неудовлетворенность настоящим состоянием;
    • происходит угнетение психоэмоционального фона.

    Физические симптомы:

    • головокружения и головная боль;
    • расстройство пищеварения;
    • расстройство стула;
    • частичное выпадение рефлексов;
    • тошнота и рвота;
    • нарушения дыхания;
    • мышечные и нервные спазмы;
    • обострение хронических заболеваний;
    • повышенное потоотделение;
    • сухость во рту, чувство жажды;
    • утомляемость.

    Поведенческие симптомы:

    • замкнутость;
    • отстраненность;
    • отказ от основной деятельности;
    • пристрастие к алкоголю или наркотикам;
    • изменение отношения к окружающим;
    • смена взглядов на жизнь;
    • переоценка ценностей;
    • подозрительность и недоверие к окружающим.

    В зависимости от количества перечисленных симптомов распознается тяжесть состояния. После опроса, наблюдения и визуального обследования специалист ставит диагноз и определяет объем необходимой помощи. В тяжелых клинических ситуациях требуется госпитализация в стационар круглосуточного пребывания и постоянный контроль со стороны специалиста.

    Лечение

    Начать лечить стресс допустимо в домашних условиях, особенно если пациент правильно воспринимает свое состояние и готов противостоять всем негативным изменениям. Первое, на что нужно обратить внимание, это эмоциональное состояние. Снизить тревожность помогут успокоительные чаи, седативные лекарственные средства, можно делать массаж, помогает физиотерапевтическое лечение. Важно предотвратить воздействие провоцирующего фактора. Чем раньше начинается восстановительный период, тем быстрее протекает процесс исцеления.

    Для восстановления и дальнейшей готовности противостоять новому стрессу, следует задуматься об общем состоянии здоровья. Оно зависит от образа жизни. Здоровый сон, соблюдение режима труда и отдыха, рациональное и сбалансированное питание, умеренная физическая активность и регулярный прием витаминных комплексов укрепят здоровье и восполнят потраченные полезные вещества. Этим нельзя пренебрегать, потому что истощенный организм не способен продолжать адекватную и полноценную жизнедеятельность.

    Длительное отсутствие положительной динамики на фоне самостоятельного лечения говорит о необходимости обращения к психотерапевту. Он может рекомендовать индивидуальные тренинги или предложить групповые занятия, которые оказываются весьма эффективными в противостоянии тревожному расстройству. Преимуществом такого подхода к лечению является возможность научиться переживать стресс с минимальными последствиями для себя и регулярно проводить профилактику.

Стресс - это ответная реакция организма на экстремальные условия, нарушающие эмоциональное спокойствие и равновесие человека.

Когда стресс продолжается длительное время, то на фоне сильного раздражения нервной системы могут возникнуть мигрени, повышенное давление, боли в спине, сахарный диабет, импотенция.

Что же является причиной возникновения стресса?

Специалисты считают, что любая ситуация, на которую человек реагирует сильным эмоциональным возбуждением, может стать причиной возникновения стресса. Надо учитывать, что стресс могут вызвать как положительные эмоции, такие как рождение ребенка, замужество (женитьба) так и отрицательные - потеря работы, смерть близкого человека. Ситуации, провоцирующие стресс, могут носить и незначительный характер (долгое ожидание в очереди или в пробке).

Каковы первые признаки стресса?

Наиболее распространенными симптомами при стрессе являются:

* Депрессия

* Головные боли

* Бессонница

* Сексуальные нарушения

* Быстрое сердцебиение

Медицинская помощь

Если симптомы стресса не проходят в течение нескольких недель, необходимо провести диагностическое обследование.

В случае отсутствия каких-либо явных физиологических причины стресса, рекомендуется обучающая психотерапия, которая поможет овладеть навыкам преодоления трудных жизненных ситуаций и извлекать из них полезный развивающий опыт.

Стресс Общие сведения о стрессе.

Стресс - это состояние психофизиологического напряжения, возникающее у человека под влиянием любых сильных воздействий и сопровождающееся мобилизацией защитных систем организма и психики.

Понятие "стресс" введено в 1936 г. канадским физиологом Г. Селье. Различается эустресс - нормальный стресс, служащий целям сохранения и поддержания жизни, и дистресс - патологический стресс, проявляющийся в болезненных симптомах. В обыденном сознании за-крепилось в основном второе представление о стрессе. Селье считает стресс неотъемлемым ат-рибутом жизнедеятельности. Человек не может полноценно функционировать, если на его ор-ганы чувств не действует достаточное число соответствующих раздражителей. В этом случае организм реагирует состоянием стресса, которое играет мобилизующую и поэтому положительную роль. С другой стороны, раздражители повышенной интенсивности или возникающие в чрезмерном количестве могут вызвать дистресс и повлечь соматическое заболевание, деформации психики и даже гибель.

Способность реагировать на интенсивные внешние раздражители определяется индивидуально-психологическими особенностями конкретной личности: психофизиологической конституцией, чувствительностью к воздействиям (сензитивностью), особенностями мотивационной и эмоционально-волевой сферы. Чтобы внешние воздействия не вызывали дистресс, необходимо формирование у личности таких качеств, как самообладание, дисциплинированность, стремле-ние к преодолению препятствий и т.д.

Таким образом, стресс - это напряженное состояние организма, т.е. неспецифический ответ ор-ганизма на предъявленное ему требование (стрессовую ситуацию). Под воздействием стресса организм человека испытывает стрессовое напряжение.

Среди признаков стрессового напряжения выделяются: невозможность сосредоточиться; частые ошибки в работе; ухудшение памяти; частое возникновение чувства усталости; быстрая речь; мысли часто улетучиваются; довольно часто появляются боли (голова, спина, область желудка); повышенная возбудимость; работа не доставляет прежней радости; потеря чувства юмора; рез-кое возрастание количества выкуриваемых сигарет; пристрастие к алкогольным напиткам; по-стоянное ощущение недоедания или пропадание аппетита; невозможность вовремя закончить работу.

Так как стресс возник главным образом именно от восприятия угрозы, то его возникновение в определенной ситуации может возникать по субъективным причинам, связанным с особенно-стями данной личности. Те или иные условия вызывают эмоциональное напряжение в резуль-тате несоответствия этим условиям эмоционального механизма индивида. Тревога - это ощу-щение неопределенной угрозы, неопределенное беспокойство. Тревога представляет из себя наиболее сильно действующий механизм психического стресса. Тревога может играть охрани-тельную и мотивационную роль. Но если тревога не адекватна ситуации, то она препятствует адаптации. Таким образом, тревога лежит в основе любых изменений психического состояния и поведения, обусловленных психическим стрессом. Организация эмоционального стресса пред-полагает фрустрацию. Совокупность фрустрации, тревоги, а также их взаимосвязь с аллопсихи-ческой и интрапсихической адаптациями и составляет основное тело стресса.

Исследования выявили, что молодёжь менее подвержена воздействию внешней тревоги, чем люди старшего поколения, потому что она более адаптивна. Из этого следует сделать вывод о том, что чем гибче выстроена нервно-психическая система человека, чем он моложе и имеет сознание, свободное от предрассудков, тем легче происходит процесс адаптации и менее болез-ненно переносятся стрессовые ситуации.

Некоторые жизненные ситуации, вызывающие стресс, можно предвидеть. Например, смену фаз развития и становления семьи или же биологически обусловленные изменения в организме, характерные для каждого из нас. Другие ситуации неожиданны и непредсказуемы, особенно внезапные (несчастные случаи, природные катаклизмы, смерть близкого человека). Существуют еще ситуации, обусловленные поведением человека, принятием определенных решений, опре-деленным ходом событий (развод, смена места работы или места жительства и т.п.). Каждая из подобных ситуаций способна вызвать душевный дискомфорт.

Г. Селье выдвинул гипотезу о том, что старение - итог всех стрессов, которым подвергался ор-ганизм в течении своей жизни. Оно соответствует "фазе истощения" общего адаптационного синдрома, который в некотором смысле представляет собой ускоренную версию нормального старения. Любой стресс, особенно вызванный бесплодными усилиями, оставляет после себя необратимые химические изменения; их накопление обуславливает признаки старения в тканях.

Успешная деятельность, какой бы она не была, оставляет меньше последствий старения, следо-вательно, по Селье, можно долго и счастливо жить, если выбрать подходящую для себя работу и удачно с ней справляться.

С практической точки зрения, избыточный стресс, являясь чрезмерным психологическим или физиологическим напряжением, вызывает психосоматические заболевания, а его психологиче-ские проявления включают раздражительность, потерю аппетита, депрессию и пониженный интерес к межличностным и сексуальным отношениям и др. Снижая эффективность и благопо-лучие индивидуума, чрезмерный стресс дорого обходится организациям - увеличивает затраты на достижение целей организаций и снижает качество жизни для большого числа работников.

Реакции организма на стресс.

Рассмотрим возможные реакции организма на стресс:

Реакция стресса.

Человек сознательно или подсознательно старается приспособиться к совершенно новой ситуа-ции. Затем наступает выравнивание, или адаптация. Человек либо обретает равновесие в соз-давшейся ситуации и стресс не дает никаких последствий, либо не адаптируется к ней. Как следствие этого могут возникнуть различные психические или физические отклонения.

Пассивность.

Она проявляется у человека, адаптационный резерв которого недостаточен и организм не спо-собен противостоять стрессу. Возникает состояние беспомощности, безнадежности, депрессии.

Но такая стрессовая реакция может быть преходящей.

Две другие реакции активные и подчинены воле человека.

Активная защита от стресса.

Человек меняет сферу деятельности и находит что-то более полезное и подходящее для дости-жения душевного равновесия, способствующее улучшению состояния здоровья.

Активная релаксация (расслабление), которая повышает природную адаптацию челове-ческого организма - как психическую, так и физическую. Эта реакция наиболее действенная.

Основные способы борьбы со стрессом.

Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью организации или событиями личной жизни человека. При психологическом консультировании страдающих от чрезмерного стресса на рабочем можно давать следующие советы:

1. Разработайте систему приоритетов в своей работе.

2. Научитесь говорить "нет", когда достигнете предела, после которого вы уже не можете взять на себя больше работы.

3. Наладьте особенно эффективные и надежные отношения с вашим начальником.

4. Не соглашайтесь с кем-либо, кто начинает выставлять противоречивые требования.

5. Сообщите своему боссу и сотрудникам, когда вы почувствуете, что ожидания или стандарты оценки задания не ясны.

6. Найдите день время для отключения и отдыха. К другим факторам, связанным с понижением вероятности стресса, относятся соблюдение надлежащего питания, поддержание себя в форме с помощью физических упражнений и достижение общего равновесия в жизни.

Стресс могут вызывать и личностные факторы. Чтобы предотвратить дальнейшие последствия, способствующие возникновению различных психических отклонений и психосоматических за-болеваний, психолог-консультант может дать ряд рекомендаций, которые помогут своевремен-но подготовиться к стрессогенному событию или жизненной ситуации и ослабить их негатив-ное воздействие на организм:

1. Собрать достаточную информацию о возможности наступления подобных ситуаций.

2. Продумать способы предупреждения конкретных жизненных опасностей, попытаться найти способы их смягчения.

3. Не пытаться в преддверии самого события делать поспешные умозаключения.

4. Осознать, что большую часть вызывающих стресс ситуаций клиент способен решить сам, не прибегая к помощи психолога.

5. Стремиться активно вмешиваться в ситуацию, вызывающую стресс. Активный образ жизни способствует созданию в организме защитного фона против стресса, улучшая деятельность адаптационных организмов.

6. Понять и принять, что серьезные перемены - это неотъемлемая часть жизни.

7. Помнить, что стрессогенными жизненными ситуациями быстрее и лучше овладевают те, кто умеет использовать методы релаксации.

Можно выделить четыре основных метода борьбы со стрессом: релаксация, противострессовый распорядок дня, оказание первой помощи при остром стрессе и аутоанализ личного стресса.

Использование этих методов при необходимости доступно каждому.

Одним из эффективных средств защиты от стресса является релаксация. Согласно теории Г. Селье, автоматическая реакция тревоги состоит из трех последовательных фаз: импульс, стресс, адаптация. Следовательно, если человек хочет направить свои усилия на сохранение здоровья, то на стрессовый импульс он должен осознанно отвечать релаксацией. С помощью этого вида активной защиты человек может помешать воздействию стрессового импульса, за-держать его или ослабить стресс, предотвратив тем самым психосоматические нарушения в ор-ганизме.

Дыхание может стать затруднённым и тяжёлым при физическом напряжении или в стрессовой ситуации. Человек имеет возможность, сознательно управляя дыханием использовать его для успокоения, для снятия напряжения - как мышечного, так и психического, таким образом, ауто-регуляция дыхания может стать действенным средством борьбы со стрессом, наряду с релаксацией и концентрацией.

Обнаружить и объяснить реакции своего организма на стрессовые ситуации помогает метод ау-тоанализа личного стресса посредством ведения "дневника стрессов". Метод этот требует фик-сации в дневнике в течение нескольких недель того, когда и при каких обстоятельствах были обнаружены признаки стресса. Анализ записей в дневнике помогает просто и быстро опреде-лять, какие события или жизненные ситуации способствуют возникновению стресса. Именно регулярно повторяющиеся ситуации, описанные в дневнике, могут быть причиной возникнове-ния стресса.

Неожиданно оказываясь в стрессовой ситуации, для начала нужно собрать в кулак всю свою во-лю и скомандовать себе остановиться, чтобы резко затормозить развитие острого стресса. Что-бы суметь выйти из состояния острого стресса и успокоиться, необходимо найти эффективный способ самопомощи, чтобы в критической ситуации быстро сориентироваться, прибегнув к этому методу помощи при остром стрессе:

1. Релаксация;

2. Рациональное восприятие окружающей обстановки;

3. Смена обстановки;

Основные симптомы:

Со стрессом в своей жизни сталкивается каждый человек, ведь это такое состояние организма, которое возникает при воздействии на человека определённых негативных, или даже позитивных факторов, ведущих к различного рода переменам в их жизни. Во время данного нарушения организм вырабатывает адреналин, необходимый для того, чтобы преодолеть возникшую проблему, поэтому небольшое количество стрессов требуется нашему телу – они позволяют нам двигаться вперёд и самосовершенствоваться. Однако длительное негативное воздействие становится причиной развития различных нарушений в организме и даже может вызвать хронический стресс, который опасен своими побочными явлениями.

Как уже было сказано выше, такое расстройство может возникнуть как от чрезмерного воздействия негативных факторов, и в этом случае оно носит название дистресс, так и от воздействия позитивных факторов – в таком случае развивается эустресс. По своей сути любые события в жизни, могут являться стрессовым фактором. Однако реакция каждого человека индивидуальна и зависит от его нервной системы. Для одних людей психоэмоциональный стресс может стать причиной развития серьёзных психосоматических нарушений в организме, а для других он пройдёт бесследно, став лишь стимулом к усовершенствованию себя и своей жизни.

Классификация

Существуют разные виды стресса. Как уже было сказано выше, по характеру различают дистресс и эустресс. Позитивная форма обычно не оказывает негативного влияния на состояние здоровья и психическую сферу человека, тогда как негативная способна надолго выбить человека из седла и оставить после себя незаживающие раны.

Также виды стресса различаются по характеру воздействия определённых факторов, и могут быть:

  • температурными;
  • нервно-психическими (наиболее распространённый вид);
  • пищевыми;
  • световыми, а также вызванными другим раздражителями.

Кроме того, выделяют такие виды стрессов, как возникшие из-за экстремальных социальных условий или же развившиеся вследствие критических психологических событий. К первому виду относятся расстройства, которые возникают вследствие военных действий, стихийных бедствий, нападений бандитов и т. д. Ко второму виду можно отнести те расстройства, которые возникают как следствие различных социальных проблем, например, сдачи экзамена, развода, смерти родственника и т. д.

Также отдельно стоит выделить следующие виды стресса - психологические и биологические. Психологическое расстройство или психоэмоциональный стресс возникает вследствие реакции нервной системы человека на реальный или вымышленный негативный фактор. Биологическое нарушение возникает на фоне реально существующей угрозы. Поэтому главным критерием, позволяющим определить вид расстройства, является вопрос: «Наносит ли то или иное воздействие реальный вред организму?». Если ответ «да», значит, это биологическое расстройство, если «нет» - психоэмоциональное. Знание этих разновидностей позволяет понять, как снять стресс и не допустить его неблагоприятного влияния на здоровье человека.

Также различают посттравматический стресс, то есть нарушение, развивающееся после перенесённых травм или пережитых критических событий. Стрессовое недержание мочи – один из распространённых симптомов такого патологического расстройства. Особенно часто стрессовое недержание мочи встречается у детей после тяжёлых событий.

Основные стадии стресса

Существует три стадии стресса, которые характеризуются периодами возбуждения и торможения. У каждого человека они выражены в той или иной степени, что зависит, во-первых, от источника расстройства, а, во-вторых, от состояния нервной системы человека.

Три стадии стресса связаны между собой, то есть при развитии первой, обязательно последует вторая и третья. Во время возникновения воздействия, возникает ответная реакция организма на него. Это может произойти в течение нескольких секунд или через несколько недель после случившегося – все зависит от состояния нервной системы каждого конкретного индивида.

На первой стадии стресса индивид теряет способность контролировать свои действия и мысли, снижается сопротивляемость организма и поведение меняется на прямо противоположное тому, которое ему характерно. Так, если человек был добр, он становится вспыльчивым и раздражительным, а если был вспыльчив – замыкается в себе.

Вторая стадия - стадия сопротивления и адаптации. На этой стадии повышается сопротивляемость организма раздражителю и человек принимает решения, позволяющие ему справиться с возникшей ситуацией.

Третья стадия характеризуется истощением нервной системы. Если воздействие длительное, например, когда у человека развивается хронический стресс, его организм становится не в состоянии противостоять факторам, вызвавшим расстройство. У человека развивается чувство вины, может повторно возникнуть тревога, но, кроме этого, хронический стресс часто становится причиной развития соматических патологий, вплоть до тяжёлых патологических состояний.

Таким образом, все фазы стресса взаимосвязаны между собой и когда возникает вопрос, как снять стресс, необходимо понимать, на какой стадии находится человек в определённый момент времени. Важно помнить, что последствия стресса могут быть как незначительными, так и очень тяжёлыми, поэтому, чем раньше пациент начинает пить таблетки от стресса, тем меньше последствий данного расстройства.

Причины стресса

Каждый человек в своей жизни сталкивается со множеством негативных факторов. Причины стресса настолько многочисленны, что перечислить их все не представляется возможным. Тем не менее учёным удалось установить главные причины стресса, а точнее, факторы, которые оказывают влияние практически на любого индивида.

Итак, к основным негативным факторам, способным вызвать психоэмоциональное расстройство и даже хронический стресс, относятся:

  • тяжёлая болезнь;
  • болезнь или смерть близких родственников;
  • расставание с любимыми людьми, в том числе развод;
  • нападение или чрезвычайные происшествия;
  • ухудшение материального положения;
  • рождение ребёнка;
  • переезд в другую страну (или даже просто изменение места жительства);
  • сексуальные проблемы;
  • смена работы;
  • уход на пенсию;
  • появление проблем с законом и т. д.

Очень часто у женщин развивается стресс во время беременности, так как её тело и психика подвергаются существенным изменениям.

Необходимо сказать о том, что такое расстройство имеет свойство накапливаться, то есть при длительном воздействии оно усугубляется. Например, стресс во время беременности может усиливаться с течением времени и в момент рождения ребёнка обычное расстройство превращается в тяжёлую или . При возникновении стресса при беременности женщине необходимо рассказать о своих симптомах наблюдающему её гинекологу, чтобы он назначил ей лекарства, которые можно принимать без риска для плода.

Симптомы

Если говорить про симптомы стресса, то у каждого человека они могут быть различными – все зависит от состояния психики индивида, стадии процесса, а также силы негативного воздействия.

Физические симптомы стресса немногочисленны – они могут проявляться снижением веса вследствие нарушения питания, постоянной усталостью из-за возникновения бессонницы, раздражительностью или, наоборот, .

Более выраженными являются психологические симптомы стресса, к которым можно отнести:

  • чувство внутреннего напряжения;
  • беспричинную тревогу;
  • стрессовое недержание мочи;
  • чувство постоянного неудовлетворения;
  • подавленное состояние и плохое настроение;
  • ощущение призрачности окружающего мира;
  • снижение интереса к обычной деятельности и т. д.

О том, как снять стресс в случае появления симптомов, следует разговаривать с врачом психотерапевтом на начальной стадии заболевания и с врачом психиатром – при прогрессировании нарушения. Последствия стресса могут быть крайне тяжёлыми, поэтому лечение необходимо начинать в тот период, когда появились первые признаки стресса.

Иногда люди пытаются самостоятельно заглушить симптомы стресса, употребляя алкоголь, наркотики или становясь азартным игроком. Все эти воздействия извне способны существенно усугубить расстройство и испортить жизнь пациенту.

Признаки, как уже было сказано выше, могут быть явно выраженными и неявными, поэтому близким следует внимательно следить за поведением и реакциями больного, чтобы вовремя обратиться за помощью к специалисту.

Отдельно следует сказать о таком симптоме, как стрессовое недержание мочи. Он может встречаться у молодых и взрослых женщин и характеризуется при физической активности, чихании и т. д. Чаще всего стрессовое недержание мочи встречается у женщин во время беременности и после родов. Во время беременности стрессовое недержание мочи развивается тогда, когда плод давит на мочевой пузырь, а после родов оно возникает вследствие ослабления мускулатуры тазового дна. Поэтому в тех случаях, когда женщина испытывает стресс во время беременности, данное нарушение усугубляется, и стрессовое недержание мочи становится частым симптомом патологического расстройства. Вообще, сам по себе стресс во время беременности может стать причиной преждевременных родов и выкидышей.

Также важно помнить, что стрессовое недержание мочи возникает у детей на фоне воздействия неблагоприятных факторов и является важным признаком того, что ребёнок переживает психоэмоциональные перегрузки.

Лечение

Самый важный вопрос, который люди задают врачам – как снять стресс? Их интересует профилактика стресса и способы борьбы со стрессом. Если у человека посттравматический стресс, очень важно обратиться за помощью к хорошему специалисту, в других случаях можно попытаться самостоятельно пропить таблетки от стресса, которые сегодня можно приобрести без рецепта (в случае невыраженных клинических проявлений).

Методы борьбы со стрессом бывают медицинские или немедицинские. Самостоятельно человек может практиковать техники релаксации и проводить аутотренинг. Собственно в способности расслабляться заключается и профилактика стрессов.

В то же время в медицинской практике существует множество техник борьбы с данным нарушением, благодаря которым последствия стресса становятся неощутимыми для человека. Без соответствующей терапии (психологического консультирования и приёма назначенных врачом медикаментов) последствия стресса могут быть крайне тяжёлыми для организма, вплоть до развития таких соматических заболеваний, как , онкология и т. д.

Эффективным дополнением терапии стресса является прием лекарственных препаратов и добавок, стимулирующих питание клеток - например, препарата Милдронат: он оптимизирует внутриклеточные обменные процессы, позволяя сохранить питание нейронов на необходимом уровне даже в моменты, когда кислорода недостаточно, например, при состоянии стресса. Защищенные от голодания, клетки мозга работают значительно эффективнее, ускоряется выстраивание нейронных связей, что помогает организму справиться со стрессом.

Профилактика стресса заключается в ведении здорового образа жизни, правильном питании, правильном чередовании режима отдыха и бодрствования. Отказ от алкоголя, наркотиков, табака и других вредных привычек также повышает сопротивляемость организма внешним воздействиям. А позитивный настрой даёт возможность «обезоружить» стресс на начальной стадии.

Все ли корректно в статье с медицинской точки зрения?

Ответьте только в том случае, если у вас есть подтвержденные медицинские знания