Учет лотерейных билетов у распространителей. Реализация лотерейных билетов. Налог на пользователей автомобильных дорог

Реализация товаров или услуг – основные источники доходов фирмы. Отражение продажи в учете происходит либо на момент отгрузки, либо на момент оплаты. Каждый случай отгрузки предполагает свои проводки.

Реализация товаров отражается по дебету субсчет «Себестоимость» () и Кредиту 41 счета, субсчета по которому определяются от вида торговли (опт/розница и т.д.):

  • Выручка от реализации товаров отражается по Кредету счета 90 субсчет «Выручка» в корреспонденции со счетом .

Реализация товаров может проводиться через посредника. Тогда необходимо делать проводки Дебет 45 Кредит 41 «Товары на складах». По мере продажи ТМЦ делают хозяйственные записи по дебету счета 90 «Себестоимость» и кредита . При экспорте товаров делают такие же проводки.

На основной системе налогообложения необходимо платить НДС по реализации. Отражение налога делают проводкой Дебет НДС Кредит .

В розничной торговле товары продают по продажной стоимости. Наценку делают по . При реализации в конце месяца нужно сделать сторнирующие проводки:

  • Дебет 90 «Себестоимость» Кредит 42.

Проводки по продаже товаров в оптовой торговле

Обычно может производится по предоплате или по факту отгрузки товара.

По предоплате

Организация после отгрузила товары на сумму 99 500 руб. (НДС 15 178 руб.).

Проводки:

Счет Дт Счет Кт Описание проводки Сумма проводки Документ-основание
99 500 Выписка банка
Оформление счета-фактуры на аванс 15 178 Исх. счет-фактура
Учтена выручка от или товаров 99 500 Товарная накладная
НДС начислен по реализации 15 178 Товарная накладная
Списаны проданные товары 64 000 Товарная накладная
Зачтен аванс 99 500 Товарная накладная
99 500 Счет-фактура
Вычет авансового НДС 15178 Счет-фактура

По отгрузке

Организация отгрузила покупателю товары на сумму 32 000 руб. (НДС 4881 руб.). После поставки была получена оплата.

Проводки:

Счет Дт Счет Кт Описание проводки Сумма проводки Документ-основание
Отражена выручка от реализации товаров 32 000 Товарная накладная
НДС начислен по реализации 4881 Товарная накладная
Списаны проданные товары 385 Товарная накладная
Оформлен счет-фактура на реализацию 32 000 Счет-фактура
Получена оплата от покупателя 32 000 Выписка банка

Продажа товаров в рознице

За день торговая выручка в магазине составила 12 335 руб. Учет ведется по продажным ценам, организация находится на системе налогообложения ЕНВД, торговая точка автоматизирована. Деньги в этот же день сданы в кассу фирмы.

Проводки:

Счет Дт Счет Кт Описание проводки Сумма проводки Документ-основание
Поступление выручки от продажи товаров 9000 Справка-отчет кассира
Списание проданных товаров по продажной цене 9000 Справка-отчет кассира
Выручка сдана в кассу 9000 Приходный кассовый ордер
Расчет наценки по реализованным товарам -3700 Cправка-расчет списания наценки

Проводки по продаже или оказанию услуг

При реализации услуг задействованы те же счета, только вместо 41 счета фигурируют 20-е, на которых собираются все затраты, составляющие себестоимость.

Организация выполнила услуги на сумму 217 325 руб. Себестоимость услуги составила 50 000 рублей.

Проводки по оказанию услуг.

Реализация товаров и услуг - это передача на возмездной основе права собственности на товары и возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу. О типовых бухгалтерских проводках по реализации товаров и услуг расскажем в нашей консультации.

Реализация товара: проводки

Основной счет для учета реализации товаров в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета и Инструкцией по его применению () - счет 90 «Продажи». На этом счете отражается выручка от продажи товаров, а также расходы, связанные с продажей и начисленный с продаж НДС.

Представим типовые проводки по реализации товаров в таблице:

Представленный комплекс проводок предполагает, что выручка признается в момент отгрузки товаров.

Однако возможна ситуация, когда в соответствии с договором право собственности на товар переходит к покупателю, к примеру, в момент оплаты. В этом случае выручка в момент отгрузки не признается, ведь не выполняется одно из условий ее признания - переход к покупателю права собственности (пп. «г» п. 12 ПБУ 9/99 ). Но поскольку товар фактически уходит со склада и списывается с учета, в момент отгрузки используется счет 45 «Товары отгруженные»:

Операция Дебет счета Кредит счета
Отгружены товары покупателю по договору с особым порядком перехода права собственности (после оплаты) 45 41
Начислен НДС в момент отгрузки 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» 68
Поступила оплата от покупателей 51, 52 и др. 62
Признана выручка от продажи товаров 62 90, субсчет «Выручка»
Списана себестоимость отгруженных ранее товаров 90, субсчет «Себестоимость продаж» 45
Учтен НДС, начисленный в момент отгрузки товаров 90, субсчет «НДС» 76
Списаны расходы, связанные с продажей товаров 90, субсчет «Расходы на продажу» 44

Когда говорят об обратной реализации, имеют в виду комплекс бухгалтерских записей, который должен сделать в своем учете покупатель при возврате товара поставщику. О типовых проводках при возврате товаров по различным причинам можно прочитать в .

Безвозмездная реализация: проводки

Иногда под реализацией понимают и безвозмездную передачу товаров. Естественно, в этом случае «продавец» не отражает доходы от выбытия товаров. Да и расходы, связанные с продажей, не будут учтены на счете 90. Для учета безвозмездной передачи применяется счет 91 «Прочие доходы и расходы (Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н , п. 11 ПБУ 10/99 ).

Безвозмездная реализация товаров будет учтена так:

Реализация услуг: проводки

Главное отличие услуг от товаров состоит в том, что потребляются услуги непосредственно в момент их оказания. В связи с этим расходы, связанные с оказанием услуг, собранные на счетах 20 «Основные производства», 23 «Вспомогательные производства», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», списываются в дебет счета 90 в момент предъявления услуг без промежуточного их учета на счете, аналогичном счету 41.

В остальном бухгалтерские проводки по оказанию услуг будут аналогичны приведенным выше.

В настоящее время Министерство финансов Российской Федерации не разработаны методические указания о порядке учета операций, связанных с реализацией лотерейных билетов. Поэтому налогоплательщики при постановке бухгалтерского учета вынуждены опираться на разъяснения Минфина по данному вопросу.

В частности в Письме Минфина Российской Федерации от 10 апреля 2003 года №16-00-14/125 сообщается, что в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету ПБУ 9/99, утвержденным Приказом Минфином Российской Федерации от 6 мая 1999 года "Об утверждении положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99", сумма, полученная от продажи лотерейных билетов, является выручкой от продажи и в бухгалтерском учете учредителя организатора лотереи должна отражаться по кредиту счета 90 "Продажи". Призовой фонд лотереи формирует затраты лотерейной деятельности и отражается по дебету счета 20 "Основное производство" и кредиту счетов учета обязательств по выплатам выигрышей или по кредиту счета 96 "Резервы предстоящих расходов" (если в условиях проведения лотереи есть пункт об образовании резервного фонда).

Кроме того, при осуществлении лотерейной деятельности билеты учитываются в бухгалтерском учете в общеустановленном порядке по фактической стоимости их изготовления. Одновременно с этим они учитываются по номинальной стоимости на забалансовом счете, как бланки строгой отчетности.

Учитывая разъяснения Минфина Российской Федерации, рассмотрим на примере порядок отражения в бухгалтерском учете операции по реализации лотерейных билетов у организации, которая занимается проведением лотереи.

ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

В соответствии с подпунктом 8 пункта 3 статьи 149 главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации операции по проведению лотерей, организации тотализаторов и других основанных на риске игр (в том числе с использованием игровых автоматов) организациями игорного бизнеса.

В пункте 6.12 Методических рекомендаций по применению главы 21 НК РФ, утвержденных Приказом МНС Российской Федерации от 20 декабря 2000 года №БГ-3-03/447 "Об утверждении методических рекомендаций по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации" (далее Методические рекомендации по применению главы 21 НК РФ) разъясняется, что освобождение от налога распространяется только на доходы игорных заведений в виде выигрышей и платы за проведение азартных игр.

При осуществлении игорными заведениями других видов деятельности, связанных с реализацией товаров (работ, услуг), не освобожденных от налога, объектом обложения будут являться обороты по реализации таких товаров (работ, услуг).

При осуществлении деятельности, указанной в данном подпункте, индивидуальными предпринимателями освобождение от налога не предоставляется.

Кроме того, согласно подпункту 9 пункта 2 статьи 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории Российской Федерации лотерейных билетов лотерей, проводимых по решению уполномоченного органа.

Указанная льгота не распространяется на перепродажу лотерейных билетов по ценам, превышающим их номинальную стоимость, а также на посреднические услуги, связанные с их продажей (пункт 14 Методических рекомендаций по применению главы 21 НК РФ).

Напомним, что разрешение на проведение лотереи выдается заявителю федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления на срок не более чем пять лет на основании заявления о предоставлении указанного разрешения (пункт 1 статьи 6 Федерального закона от 11 ноября 2003 года №138-ФЗ "О лотереях").

При выдаче разрешения на проведение всероссийской лотереи федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, каждой такой лотерее присваивается государственный регистрационный номер, который вносится в государственный реестр всероссийских лотерей.

При выдаче разрешения на проведение региональной лотереи уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации каждой такой лотерее присваивается государственный регистрационный номер, который вносится в государственный реестр региональных лотерей.

При выдаче разрешения на проведение муниципальной лотереи уполномоченным органом местного самоуправления каждой такой лотерее присваивается регистрационный номер, который вносится в реестр муниципальных лотерей.

В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 27 ноября 2001 года №1056-ПП "Об утверждении положения о порядке регистрации и учета лотерей и приравненных к ним игр, проводимых на территории города Москвы" регистрация и учет всех видов лотерей, проводимых на территории Москвы, осуществляется Комиссией по развитию лотерейной деятельности в городе Москве.

Следовательно, если организация получила разрешение на проведение лотереи и проводит ее в соответствии с заявленными при регистрации условиями, тогда реализация лотерейных билетов освобождается от налогообложения НДС.

налог на прибыль

Для организаций занимающихся организацией и проведением лотерей в 25-главе НК РФ не предусмотрено особенностей учета доходов и расходов, поэтому при определении налогооблагаемой базы таким организациям следует руководствоваться общими принципами учета доходов и расходов 25-й главы НК РФ.

Однако, при учете доходов у таких организаций может возникнуть вопрос, по какой статье доходов учитывать доходы от данного вида деятельности?

Согласно статье 248 НК РФ все доходы организации подразделяются на:

  • доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (далее - доходы от реализации);
  • внереализационные доходы.
Доходы от реализации определяются в порядке, установленном статьей 249 НК РФ внереализационные доходы определяются в порядке, установленном статьей 250 НК РФ.

Доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, а также выручка от реализации имущественных прав (пункт 1 статьи 249 НК РФ).

Внереализационными доходами признаются доходы, не указанные в статье 249 НК РФ (статья 250 НК РФ).
Так как при проведении лотереи не происходит реализации товаров (работ, услуг) или имущественных прав, то доходы от лотереи формально должны быть отнесены к внереализационным доходам. Однако, по нашему мнению, если основной деятельностью организации является организация и проведение лотереи, то доходы у такой организации необходимо учитывать в составе доходов от реализации. Напомним, что аналогичный принцип заложен для доходов организации от сдачи имущества в аренду (пункт 4 статьи 250 , подпункт 1 пункта 1 статьи 265 НК РФ).

В соответствии с пунктами 16 и 17 статьи 270 НК РФ целевые отчисления от лотереи, предусмотренный условиями лотереи (должны составлять не менее чем 10 процентов от выручки от проведения лотереи) могут не учитываться для целей расчета налога на прибыль у организатора лотереи.

Вы бухгалтер, но директор вас не ценит? Считает, что вы только тратите его деньги и переплачиваете налоги?

Станьте ценным спецом в глазах руководства. Научитесь работать с дебиторкой.

У Центра обучения «Клерка» новый .

Обучение полностью дистанционно, выдаем сертификат.

"Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2010, N 9
БУХУЧЕТ РЕАЛИЗАЦИИ ЛОТЕРЕЙНЫХ БИЛЕТОВ В БАНКЕ
Банки активно расширяют ассортимент услуг населению. Одной из них является продажа лотерейных билетов по договору с организатором или оператором лотереи. В процессе реализации билетов возникают разные ситуации, например нехватка средств, перечисленных организатором (оператором) лотереи для выплаты выигрышей, и другие случаи. Рассмотрим особенности бухгалтерского учета операций на всех стадиях сотрудничества банка с организатором лотереи.
Право банка на реализацию лотерейных билетов
Кредитная организация имеет право продавать лотерейные билеты. Вырученные в результате такой деятельности денежные средства банк перечисляет на счет организатора или оператора лотереи.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях" (далее - Закон о лотереях) организатор или оператор лотереи вправе привлекать кредитные организации на договорной основе для распространения лотерейных билетов. Такой договор может быть заключен независимо от того, открыты ли у организатора или оператора лотереи в данной кредитной организации банковские счета. Распространяя лотерейные билеты, кредитная организация выступает в качестве поверенного от имени и за счет организатора или оператора лотереи (п. 1 ст. 22 Закона о лотереях).
К участию в проведении государственных лотерей могут быть привлечены кредитные организации, получившие в установленном порядке право работать со средствами бюджетов различных уровней (п. 3 ст. 22 Закона о лотереях).
Является ли реализация лотерейных билетов торговлей?
Согласно п. 5 ст. 2 Закона о лотереях лотерейный билет означает договорные отношения между организатором лотереи и ее участником, так как билет является документарным подтверждением права на участие в лотерее. Следовательно, лотерейный билет не отвечает признакам товара (согласно п. 1 ст. 455 ГК РФ товаром является любая вещь, за исключением изъятых из оборота или ограниченных в обороте). Поэтому реализация лотерейных билетов не может быть признана торговой деятельностью кредитной организации. Это подтверждается Постановлением Федерального Арбитражного Суда Поволжского округа от 11.03.2001 по делу N 5178/00-7(к), в котором указано, что под торговой деятельностью понимается приобретение организацией товара с целью последующей реализации без изменения его технических, качественных и иных характеристик.
Таким образом, деятельность кредитной организации по распространению лотерейных билетов не нарушает ограничений, установленных ст. 5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (в части запрета на осуществление торговой деятельности) (Письмо Банка России от 30.08.2007 N 136-Т).
Бухгалтерский учет операций с лотерейными билетами
Учет средств, поступивших за проданные билеты лотерей, а также выплаченных сумм по выигравшим билетам ведется на одноименных счетах "Операции по продаже и оплате лотерей" - пассивном 47412 и активном 47413. По кредиту счета 47412 отражаются суммы, поступившие от продажи билетов лотерей, в корреспонденции со счетом по учету кассы. По дебету счета - суммы, выплаченные по выигравшим билетам, а также суммы, перечисленные по назначению организациям - эмитентам лотерей, оставшиеся после оплаты выигрышей, суммы удержанного комиссионного вознаграждения в корреспонденции со счетами по учету кассы эмитентов билетов лотерей, корреспондентскими, счетами по учету доходов. В аналитическом учете ведутся лицевые счета по каждому эмитенту лотерей и их видам. Это определено п. 4.62 Правил ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации (Положение Банка России от 26.03.2007 N 302-П).
Рассмотрим проводки на всех стадиях учета лотерейных билетов.
Аналитический учет поступивших лотерейных билетов, предназначенных для продажи населению, ведется на внебалансовом счете в разрезе выпусков лотерей и эмитентов в условной оценке 1 руб. за штуку:
Дт 91215 "Билеты лотерей"
Кт 99999 "Счет для корреспонденции с активными счетами при двойной записи".
Согласно п. 2 ст. 22 Закона о лотереях организатор или оператор лотереи обязан перечислить на счет кредитной организации необходимые для выплаты выигрышей участникам лотереи денежные средства. Их зачисление на счет кредитной организации в размере, определенном договором, отражается проводкой:
Дт 30102 "Корреспондентские счета кредитных организаций в Банке России", 30110 "Корреспондентские счета в кредитных организациях - корреспондентах", 40702 "Коммерческие организации"
Кт 47412 "Операции по продаже и оплате лотерей".
Прием денежных средств от физических лиц за реализованные билеты лотерей отражается проводкой:
Дт 20202 "Касса кредитных организаций"
Кт 47412 "Операции по продаже и оплате лотерей".
Выплата выигрыша участнику лотереи за счет средств, перечисленных на эти цели организатором или оператором лотереи, отражается проводкой:
Дт 47412 "Операции по продаже и оплате лотерей"
При недостаточности средств для выплат выигрыша делается проводка:
Дт 47413 "Операции по продаже и оплате лотерей"
Кт 20202 "Касса кредитных организаций".
Пополнение недостающей суммы организатором или оператором лотереи:
Дт 30102 "Корреспондентские счета кредитных организаций в Банке России", 30110 "Корреспондентские счета в кредитных организациях - корреспондентах", 40702 "Коммерческие организации"
Кт 47413 "Операции по продаже и оплате лотерей".
Отражение комиссионного вознаграждения в доходах банка:
Дт 47412 "Операции по продаже и оплате лотерей"
Кт 70601 "Доходы", символ 12102 "Вознаграждение за расчетно-кассовое обслуживание".
Списание проданных билетов лотерей во внебалансовом учете:
Кт 91215 "Билеты лотерей".
Возврат организатору или оператору лотереи неиспользованных средств, перечисленных им ранее для выплаты выигрышей, отражается проводкой:
Дт 47412 "Операции по продаже и оплате лотерей"
Кт 30102 "Корреспондентские счета кредитных организаций в Банке России", 30110 "Корреспондентские счета в кредитных организациях - корреспондентах", 40702 "Коммерческие организации" - на сумму, оставшуюся после оплаты выигрышей.
Нереализованные билеты лотерей списываются во внебалансовом учете проводкой:
Дт 99999 "Счет для корреспонденции с активными счетами при двойной записи"
Кт 91215 "Билеты лотерей".

32. Предприятие реализует лотерейные билеты по их номинальной цене. Имеет от организатора лотереи определенный процент от номинальной стоимости билета, который будет составлять доход реализатора.

Прошу разъяснить методику ведения бухгалтерского учета лотерейных билетов и их налогообложение.

Лотерейная деятельность на территории РФ регулируется указом Президента РФ от 19.09.95 N 955 "Об упорядочении лотерейной деятельности в Российской Федерации", утвердившим Временное положение о лотереях в Российской Федерации, а также иными нормативными актами, принятыми в соответствии с названным Указом, который действует вплоть до принятия cоответствующего федерального закона.

Исходя из сути изложенного вопроса, можно предположить, что предприятием заключен договор комиссии с организатором лотереи на реализацию лотерейных билетов, так как реализатор лотерейных билетов получает от организатора лотереи определенный процент от номинальной стоимости билета и этот процент является доходом реализатора. Комиссионер же в свою очередь заключает договоры купли-продажи лотерейных билетов, являющихся собственностью организатора лотереи, с третьими лицами. Права, обязанности и ответственность сторон по договору комиссии определяются статьями 990-1004 Гражданского кодекса РФ. В соответствии со ст. 990 ГК РФ одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента.

Относительно налогообложения реализации лотерейных билетов по договору комиссии необходимо сказать следующее.

В соответствии с п. 2.9 инструкции Госналогслужбы РФ от 10.08.95 N 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" (в редакции от 25.08.98) к посредническим операциям и сделкам относится деятельность предприятия, выступающего в роли комиссионера или поверенного в договоре комиссии или поручения.

Согласно ст. 5 Закона РФ от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль...", ставка налога на прибыль предприятий и организаций, зачисляемого в федеральный бюджет, устанавливается в размере 13%. При налогообложении прибыли, полученной от реализации посреднической услуги, нужно учитывать, что субъектам РФ предоставлено право устанавливать повышенные ставки налога, но не свыше 30%.

В соответствии с п. 2 ст. 5 Закона РФ от 18.10.91 N 1759-1 "О дорожных фондах Российской Федерации" (в редакции от 10.02.99) и п. 16 инструкции Госналогслужбы РФ от 15.05.95 N 30 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды" (в редакции от 31.03.98; далее - Инструкция N 30) объектом налогообложения является выручка, полученная от реализации продукции (работ, услуг), и сумма разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности.

Организации, предоставляющие посреднические услуги, уплачивают налог от выручки, полученной от реализации посреднических услуг (п. 21.4 Инструкции N 30), т.е. с суммы комиссионного вознаграждения.

В соответствии с подп. "з" п. 1 ст. 5 Закона РФ от 06.12.91 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (далее - Закон РФ N 1992-1) под режим освобождения от налога на добавленную стоимость подпадает продажа лотерейных билетов непосредственно организаторами лотереи, а посреднические услуги, связанные с продажей лотерейных билетов, подлежат обложению налогом на добавленную стоимость на основании подп. "а" п. 1 ст. 3 Закона РФ N 1992-1 (с учетом изменений и дополнений). Облагаемым оборотом у организаций (предприятий), осуществляющих перепродажу лотерейных билетов, является сумма комиссионного вознаграждения (п. 3 ст. 4 Закона РФ N 1992-1).

Исходя из вышеизложенного и в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий (утверждена Приказом Минфина СССР от 01.11.91 N 56 с изменениями и дополнениями) отражение в бухгалтерском учете лотерейных билетов, полученных на основании договора комиссии и предназначенных для продажи, должно осуществляться на забалансовом счете 004 "Товары, принятые на комиссию". В бухгалтерском учете комиссионера, кем и является реализатор лотерейных билетов, будут произведены следующие записи:

1. Дебет забалансового счета 004 "Товары, принятые на комиссию" - отражается стоимость лотерейных билетов, принятых на реализацию.