Проведение политики перестройки в ссср участники. Перестройка в ссср: причины, ход, последствия

Введение

1. 1985-1986 гг. - период ускорения

2. 1987-1988гг. - «гласность» и перестройка

3. 1989-1991 гг. - поздняя перестройка

Заключение

Список литературы


Введение

В марте 1985 года, после смерти К.У. Черненко, генеральным секретарем ЦК КПСС был избран М.С. Горбачев, а Председателем Совета Министров стал Н.И. Рыжков.

Новое руководство страны встало перед необходимостью остановить распад системы «государственного социализма» и защитить интересы правящей номенклатуры, поскольку глубокий кризис уже успел охватить основные звенья этой системы.

К середине 1980-х годов ВВП в расчете на душу населения составлял около 37% от уровня США, что позволяло СССР претендовать на статус лишь развивающейся страны. Прирост производительности труда вплотную приблизился к нулевой отметке. На единицу национального дохода в советской экономике расходовалось в 1,5 - 2 раза больше электроэнергии, топлива, металла и других ресурсов, чем в промышленно развитых странах. В сущности, только в военно-стратегической области огромными усилиями поддерживался паритет с США.

Проводимая советским руководством со времен В. И. Ленина политика, направленная на конфронтацию с капиталистическими странами и имевшая конечной целью установление советского варианта социализма во всем мире, зашла в тупик, так как уже в ближайшем будущем СССР должен был потерять статус великой державы.

Перед партийно-бюрократической элитой страны реально встала задача сохранения своей власти. Попытки «закручивания гаек», осуществляемые во время короткого руководства страной Ю. В. Андроповым, показали свою малую эффективность. Идеи более глубокой реформации общественной жизни в СССР стали проявляться все отчетливее. Актуальность перестройки была очевидна.

На знаменитом апрельском (1985) Пленуме ЦК КПСС М. С. Горбачев провозгласил новый политический курс партии - курс на ускорение социально-экономического развитая страны на основе эффективного использования достижений научно-технического прогресса.

Начался новый и последний этап в истории СССР, получивший вскоре название «перестройка».

Новый курс предполагал модернизацию советской системы, внесение структурных и организационных изменений в хозяйственные, социальные, политические и идеологические механизмы.

При этом конкретное содержание и даже цели реформаторского курса изменялись.

В истории перестройки выделяют три этапа:

1) 1985-1986 гг.;

2) 1987-1988 гг.;

3)1989-1991 гг.

Целью данной работы является: рассмотреть особенности процесса перестройки в СССР, возглавляемой М. С. Горбачёвым.

1. 1985-1986 гг. - период ускорения

Вступление СССР в эпоху радикальных преобразований (перестройки) относится к апрелю 1985 г. Как обычно, инициатива этого процесса исходила "сверху" и была вызвана новой расстановкой сил в высших эшелонах власти. Лидером начавшихся преобразований выступил новый Генеральный секретарь ЦК КПСС М.С. Горбачев, избранный на этот пост на мартовском 1985 г. Пленуме ЦК КПСС. В расцвете сил, энергичный, обаятельный, с живым умом, демократичный М.С. Горбачёв резко выделялся на фоне предыдущих руководителей КПСС и государства, поэтому сразу был встречен в обществе с большим энтузиазмом.

Став генеральным секретарём КПСС, М.С. Горбачев сразу же осуществил перестановки в высшем руководстве, освобождаясь от старых кадров: председателем Совета Министров стал Н.И. Рыжков; министр иностранных дел А.А. Громыко был избран председателем Президиума Верховного Совета, а новым министром иностранных дел был назначен Э.А. Шеварднадзе, бывший до этого Первым секретарем ЦК КП Грузии. Секретарями ЦК стали Б.Н. Ельцин и А.Н. Яковлев.

Наметились сдвиги во внешней политике. СССР отказался от размещения ракет средней дальности в Европе, началась нормализация отношений с США, в предшествующий период фактически зашедших в тупик.

М.С. Горбачёв и его соратники выступили с инициативой "обновления социализма" Суть обновления они видели в соединении социализма и демократии.

Апрельский Пленум ЦК КПСС 1985 г. выдвинул задачу: достичь качественно нового состояния советского общества, что предполагало:

Научно-техническое обновление производства и достижение мирового уровня производительности труда, материальной и духовной жизни людей;

Активизацию всей системы политических и общественных институтов.

Главным средством для решения этой задачи должно было стать существенное ускорение социально - экономического развития общества.

Вначале проблемы ускорения предполагалось решить административными мерами.

Методы реализации новой стратегии оказались вполне традиционными: активизация «человеческого фактора» (соцсоревнование, укрепление трудовой дисциплины, борьба с пьянством); использование скрытых резервов (полная загрузка производственных мощностей, организация многосменной работы); резкое увеличение расходов на техническое обновление предприятий; ужесточение административных мер (государственная приемка продукции).

В 1985 г. началась борьба с нарушениями трудовой дисциплины и коррупцией. За взяточничество и хищения был сурово наказан ряд высших государственных деятелей.

7 мая 1985 г. было принято Постановление ЦК КПСС и СМ СССР "О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма" и начата так называемая антиалкогольная кампания, которая продолжалась около шести лет (1985-1991). Пьянство в стране, действительно, достигло критических пределов, но меры, которые были предприняты для его искоренения, оказались грубо прямолинейными и неэффективными.

В Крыму и Армении, специализирующихся на производстве вина, некоторые руководители приказали вырубить целые плантации виноградников, как известно, создаваемых в течение десятилетий. Втрое сократилось производство не только дешёвого вина и водки, но и марочных вин. Спиртные напитки продавались по талонам, у дверей винных магазинов выстраивались огромные очереди. Невиданных масштабов достигло подпольное производство водочной продукции и самогоноварение, возросло число алкогольных отравлений.

Антиалкогольная кампания не искоренила пьянство, а привела к росту наркомании, токсикомании, потреблению суррогатов спиртного, и была очень непопулярна в обществе. Огромный урон понёс бюджет, так как продажа спиртного составляла один из важнейших источников дохода государственного бюджета. Уже в 1986 г. бюджет не досчитался 9 млрд. руб., восполнить потери было нечем.

О неблагополучном состоянии советской экономики свидетельствовал взрыв 26 апреля 1986 г. ядерного реактора на Чернобыльской АЭС Подобной аварии в мировой практике не было, и власти в те трагические дни проявили полную беспомощность. Население на поражённой местности своевременно не было оповещено о произошедшем, службы Гражданской обороны действовали неэффективно, а в это время продолжался выброс радиоактивных веществ из горящего после взрыва реактора, что увеличивало количество человеческих жертв.

Итоги политики ускорения малоутешительны. Добиться существенного повышения темпов экономического роста не удалось, антиалкогольная кампания привела к гигантским потерям бюджета, увеличение затрат на техническое переоснащение промышленности обострило ситуацию в социальной сфере. Пришло понимание необходимости более глубоких преобразований, которые должны были затронуть базовые конструкции сложившейся экономической и политической системы.

2. 1987-1988гг. - «гласность» и перестройка

Идеологической основой нового курса стала концепция «хозрасчетного социализма», прообраз которой был найден в нэпе, а теоретическое обоснование - в последних работах В. И. Ленина. Закон «О государственном предприятии» (лето 1987) значительно расширял самостоятельность предприятий. Министерства готовили контрольные показатели экономического развития на год и на их основе устанавливали государственный заказ предприятию. Все, что производилось сверх госзаказа, можно было реализовать на выгодных условиях по свободным ценам. Предприятия самостоятельно устанавливали численность работников, уровень заработной платы. Трудовые коллективы получали право выбирать администрацию. Это была попытка изменить хозяйственный механизм, ослабить административное давление, ввести конкуренцию. Но крупных результатов она не имела: госзаказ устанавливался на пределе возможностей предприятий, система ценообразования и материально-технического снабжения не изменялась.

В 1988 г. был сделан следующий шаг: разрешено мелкое частное предпринимательство (в рамках так называемого кооперативного сектора).

Однако существенных сдвигов в экономике не происходило. Горбачев принял сложное решение о подготовке реформы политической системы.

Уже в январе 1987 г. акцент был сделан на политике «гласности». Случилось невероятное: было прекращено глушение передач западных радиостанций, вещавших на СССР; М.С. Горбачев вернул из политической ссылки академика А.Д. Сахарова; советское гражданство возвращалось лишенным и высланным диссидентам; началась реорганизация различных творческих союзов, органов печати, телевидения, театров.

Тираж популярных литературно-художественных журналов перевалил за миллион экземпляров. Страна бросилась наверстывать упущенное, читать то, что было у нее отнято в прежние годы: произведения 20-30-х гг. («Мы» Е.И.Замятина, «Котлован» А. П. Платонова, «Повесть непогашенной луны» Б. А. Пильняка), книги Б. Л. Пастернака («Доктор Живаго»), А. Н. Рыбакова («Дети Арбата»), В. С. Гроссмана («Жизнь и судьба»), сочинения старых и новых эмигрантов («Окаянные дни» И. А. Бунина, «Архипелаг ГУЛАГ» А. И. Солженицына, «Маленькая повесть» В. П. Некрасова, «Верный Руслан» Г. Н. Владимова, «Семь дней творения» В. Е. Максимова), публицистические статьи И. Клямкина, О. Лациса, Г. Попова, философские сочинения Н. А. Бердяева, В. С. Соловьева, П. А. Сорокина и т. д. На экраны вышли фильмы «Покаяние», «Комиссар» и др.

Формальной датой начала Перестройки считается апрель 1985 года, когда КПСС взяла курс на «ускорение» экономики. Новый руководитель партии, Михаил Горбачёв, неоднократно подчеркивал необходимость экономических и политических реформ, призванных укрепить советское государство. Широкие массы ощутили значимые изменения в жизни общества в середине 1987 года, когда начался бум кооперации, а СМИ стали предоставлять место для открытых дискуссий в рамках политики гласности.

Перестройка не принесла ожидаемого оздоровления экономики. С 1989 года стало очевидным ослабление централизованного советского государства, которое происходило на фоне распада блока социалистических государств в Европе. В 1990 и 1991 гг. вооружённые конфликты в ряде республик СССР, парад суверенитетов и соперничество органов власти РСФСР с союзными органами содействовали дальнейшему ослаблению Советского Союза. Неудачная финансовая реформа весной 1991 года и последовавший через несколько месяцев путч парализовали союзные органы власти. Фактически перестройка завершилась распадом СССР в конце 1991 года.

Таблица — Этапы перестройки в СССР

Курс на ускорение социально-экономического развития

Лозунг: «Больше социализма!»

М.С. Горбачев занимал пост Генерального секретаря ЦК КПСС

Курс провалился, т.к.

1) упали цены на нефть

2) потери в антиалкогольной компании

3) реформы были половинчатыми, нескоординированными, не продуманными

Расширение самостоятельности предприятий

Возрождение частного сектора.

Закон о кооперации.

Реформы провалились, т. к.

1) экономика оставалась плановой

2) крестьянство не получила землю

3) индивидуально-трудовая деятельность тормозилась

Начало реформ

Лозунг: «Больше демократии!»

Стремление части руководства КПСС полностью изменить сложившуюся политическую систему Политика М.С. Горбачева была связана с попыткой исправления «отдельных деформаций социализ­ма»

Отказ от модели«развитого социализма».

Гласность, стремление разоблачить важнейшие черты сталинской системы

Комиссию ЦК КПСС по реабилитации жертв политических реп­рессий в СССР в конце 80-х-начале 90-х годов XX века воз­главлял:

А. Собчак

А. Яковлев

Прочтите отрывок из речи руководителя СССР и на­пишите его фамилию.

«Я убежден в том, что нынешний Съезд выводит нас на новый этап развития демократии и гласности, самой перестрой­ки. Наверное, у каждого есть свое мнение о Съезде, свои за­мечания! свои оценки по тем или иным выступлениям и решениям, Полагаю, что это вполне нормально и естественно. Но, видимо, вы согласитесь, что Съезд при всех разли­чиях в его оценке можно отнести к крупнейшим событиям в истории Советского государства.

6 Статья Конституции СССР г. была отменена на первом съезде народных депутатов СССР, Горбачев был избран председателем Верховного Совета СССР

Принцип альтернативности и состязательности при проведении выборов в СССР был введен с: 1989 г.

В стране впервые прошли альтернативные выборы народных депутатов СССР.

М.С. Горбачев занимал пост Президента СССР

  • Изменение общественного сознания
  • Либерализация
  • Смена руководства
  • появилась оппозиция
  • Зародыш будущих партий

Таблица — Итоги политики перестройки

ПРОРЫВ

ПРОВАЛ

Политическое пробуждение.

Множество собраний, митингов, шествий, демонстраций. «Долой Горбачева!» «Долой СССР»

Демократические выборы.

Резкое ухудшение экономического положения

Распад СССР

Массовые забастовки, особенно шахтерские.

В обществе нарастало недовольство слишком медленными темпами преобразованиями.

Виновником торможения реформ представлялось КПСС, падал ее авторитет.

Национальные конфликты.

1. Согласно плану политической реформы, весной 1990 г. прошли выборы в парламенты во всех союзных республиках. Только Россия скопировала союзную структуру парламента, учредив съезд народных депутатов РСФСР. Все остальные республики отказались от идеи съезда и учредили верховные советы, избираемые напрямую народом.

Политическая реформа 1990 г. (учреждение и избрание парламентов в союзных республиках) привела к катастрофическим последствиям для союзного центра и руководства КПСС:

  • благодаря выборам в парламенты к власти сразу в нескольких республиках (Латвии, Литве, Эстонии, Грузии, Армении, Молдавии) легально пришли антикоммунистические силы;
  • антикоммунистические парламенты избрали новых, некоммунистических и националистических лидеров - В. Ландсбергиса (Литва),

3. Гамсахурдиа (Грузия), А. Горбунова (Латвия), А. Рюйтеля (Эстония), Л. Тер-Петросяна (Армения), которые оттеснили от власти первых секретарей республиканских компартий и стали реальными лидерами своих, республик;

  • вновь избранные парламенты ряда республик начали открытую борьбу за выход республик из состава СССР (парламент Литвы, в первый же день своей работы и первым из республик, 11 марта 1990 г. объявил о выходе Литвы из СССР);
  • съезд народных депутатов России - самой большой союзной республики СССР - также начал оппозиционную политику по отношению к центру и избрал новым лидером России Б.Н. Ельцина (приход к власти в России сторонников ее независимости наносил самый большой вред единству СССР);
  • республики Средней Азии, не выступая за выход из СССР, на деле стали ускоренно строить собственную государственность. Весной 1990 г. (всего через несколько дней после введения должности Президента СССР) одновременно две республики (Узбекистан и Казахстан) первыми в Союзе учредили посты пре­зидентов республик, пост Президента СССР перестал быть единственным президентским постом в СССР, впоследствии посты президентов республик были введены в большинстве союзных республик;
  • осенью 1990 г. Туркмения впервые в истории СССР провела всенародные выборы президента республики; ее примеру весной 1991 г. последовала Грузия, где прошли вторые в СССР всенародные президентские выборы; летом 1991 г. всенародные выборы Президента прошли в России;
  • 12 июня 1990 г. парламент России принял Декларацию о суверенитете, в силу которой законы России имели отныне приоритет перед союзными; примеру России вскоре последовали все остальные союзные республики - в СССР начался «парад суверенитетов» и строительства государственности республик, про­тивопоставляемой союзной государственности и ослабляющей ее.

К середине 1990 г. произошла фактическая дезинтеграция СССР:

  • Конституция СССР не действовала на большей части территории страны;
  • Президент СССР уже не являлся единственным президентом в стране и почти не имел власти - одновременно действовали еще 15 президентов и иных глав республик, объявивших о своем суверенитете;
  • съезд народных депутатов СССР утратил свое значение; на смену ему пришло 15 республиканских парламентов, реально контролировавших ситуацию на территории республик;
  • руководящая роль КПСС - силы, ранее цементировавшей СССР и обеспечивающей управляемость Союза, была конституционно отменена; с введением многопартийности в половине республик КПСС оказалась в роли оппозиции.

2. Несколько раз руководство СССР пыталось оказать силовое воздействие на республики:

  • в апреле 1989 г. были применены войска для подавления демонстрации в Тбилиси (Грузия), требующей ухода в отставку тогдашнего руководителя республики Д. Патиашвили;
  • в январе 1990 г. в Азербайджан были введены войска с целью подавления народных выступлений против руководства республики во главе с А. Везировым;
  • в январе 1991 г. была предпринята попытка военным путем отстранить от власти руководство Литвы во главе с В. Ланд­сбергисом;
  • в марте 1991 г. воинские части были введены в Москву с целью оказать воздействие на съезд народных депутатов РФ, часть депутатов которого предприняла попытку сместить с должности Председателя Верховного Совета РСФСР Б.Н. Ельцина.

Во всех случаях указанные попытки повлиять на развитие республик закончились провалом.

3. 23 апреля 1991 г. в Ново-Огарево под Москвой состоялась встреча М. С. Горбачева с руководителями ведущих союзных республик. С этого дня кардинально поменялась политика центра по отношению к союзным республикам и проблеме сохранения СССР.

В результате данной встречи было подписано Ново-Огаревское соглашение, согласно которому:

  • впервые было официально заявлено о невозможности сохранить Союз ССР в существующем виде;
  • было принято принципиальное решение не препятствовать выходу из СССР тем республикам, которые этого добиваются;
  • впервые Президентом СССР и президентами союзных республик было заявлено согласие на возможный выход из СССР шести республик - Латвии, Литвы, Эстонии, Грузии, Армении и Молдавии;
  • было принято решение образовать новый Союз из девяти республик (России, Украины, Белоруссии, Азербайджана, Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Таджикистана и Туркмении - трех славянских республик, пяти среднеазиатских и одной закавказской);
  • новый Союз было решено образовать путем подписания нового Союзного договора, который заменил бы собой Договор об образовании СССР 1922 г.

С целью подготовки нового Союзного договора (который бы детально регламентировал права центра и расширяющиеся права республик) между Президентом СССР М.С. Горбачевым и лидерами девяти союзных республик на протяжении более 3 месяцев проходили переговоры. Данные переговоры («9+1»), вошли в историю как Ново-огаревский процесс. 2 августа 1991 г. переговоры завершились. По результатам Ново-огаревского процесса были приняты следующие решения:

  • был согласован проект нового Союзного договора и найдена «золотая середина» в отношениях между центром и республиками;
  • на 20 августа 1991 г. было намечено его первое подписание.

В связи с не урегулированностью до конца отношений с некоторыми республиками (например, Украина до 15 сентября отказалась от участия в ново-огаревском процессе; особая позиция была у руководства Туркмении), было принято решение подписывать Союзный договор не в один день, а постепенно:

  • 20 августа 1991 г. договор подписывали только три республики - Россия, Казахстан и Узбекистан;
  • 3 сентября к ним должны были присоединиться Белоруссия, Киргизия и Таджикистан;
  • после 15 сентября (после уточнения своих позиций) - Украина, Туркменистан и Азербайджан.

2 августа 1991 г. Союзный договор был «открыт к подписанию» всеми желающими. Республики должны были определиться до конца 1991 г. После этого срока СССР в прежнем виде должен был прекратить свое существование. Республики, не подписавшие договор до декабря 1991 г., становились независимыми государствами.

Республики, присоединившиеся к Договору, образовывали новое государство (рабочие названия - Союз Суверенных Советских Республик или Союз Суверенных Государств) - правопреемник СССР. После этого планировалось принятие Конституции нового Союза. До марта 1992 г. в новом Союзе должны были пройти выборы в новый двухпалатный парламент. На 28 июня 1992 г. были намечены всенародные выборы Президента СССР/ССГ.

Планировалось, что Президентом обновленного СССР/ССГ с очень урезанными полномочиями останется М.С. Горбачев, премьер-министром станет Н.А. Назарбаев, большая министров будет заменено, КПСС будет распущена (со слов М.С. Горбачева, «разойдется по интересам»). 4. Однако данные планы были сорваны. За сутки до подписания Союзного договора в СССР 19 августа 1991 г. вспыхнул августовский путч:

  • группа высших советских руководителей во главе с вице-президентом СССР Г. Янаевым и председателем КГБ В. Крючковым объявила Президента СССР М. С. Горбачева временно отстранен­ным от власти и создании Государственного комитета по чрезвычайному положению в СССР - ГКЧП:
  • при этом не было предоставлено медицинское заключение о состоянии здоровья М.С. Горбачева, «путчисты» мало разъясняли свою программу - вместо этого в дни путча по телевидению шла многократная трансляция балета «Лебединое озеро»;
  • не проводилось никаких репрессий, а попытки арестовать высших руководителей РСФСР провалились из-за неумелых действий исполнителей - в результате противники ГКЧП были на свободе и в открытую противодействовали путчу;
  • в Москву начался ввод танков со снятыми боекомплектами, солдаты были настроены мирно.

С самого начала путч выглядел ненастоящим, театральной постановкой; лидеры путча вели себя нерешительно, постоянно давали противоречивые распоряжения, бледно выглядели на пресс-конференции.

В отличие от всех руководителей союзных республик, молчаливо поддержавших ГКЧП, решительную позицию занял Президент РСФСР Б.Н. Ельцин, выступивший с брони танка, объявивший путч незаконным и организовавший народное сопротивление в Москве и оборону Белого дома - в то время здания Верховного Совета РСФСР.

21 августа все лидеры путча выехали из Кремля на переговоры с М.С. Горбачевым и по пути были арестованы. Путч провалился.

5. После провала путча начались радикальные изменения в системе государственной власти СССР, где теперь доминирующее положение заняло российское руководство во главе с Б.Н. Ельциным:

  • 22 августа 1991 г. Россия восстановила исторический флаг - бело-сине-красный триколор;
  • было отстранено от власти все прежнее руководство СССР, окружение М.С. Горбачева; вместо них в союзные структуры пришли ставленники Б.Н. Ельцина, которые начали на союзном уровне проводить сепаратистскую линию российского ру­ководства, - М.С. Горбачев фактически потерял всю власть в стране;
  • 23 августа 1991 г. указом Президента РСФСР Б.Н. Ельцина на территории РСФСР до решения суда была приостановлена деятельность КПСС, начался захват имущества партии;
  • примеру Б.Н. Ельцина в августе - сентябре 1991 г. последовали лидеры других республик, где деятельность компартии была приостановлена или запрещена;
  • 26 августа М.С. Горбачев покинул пост Генерального секретаря ЦК КПСС, что стало фактическим концом КПСС в прежнем виде;
  • 5 сентября 1991 г. под давлением лидеров республик Съезд народных депутатов СССР сам себя лишил власти и фактически самораспустился - в СССР был ликвидирован парламент;
  • вся власть в СССР перешла к новому органу - Государственному Совету СССР, состоящему из лидеров союзных республик и заменившему парламент и правительство.

Фактически в результате указанных событий в течение 2 не­дель (с 21 августа по 5 сентября 1991 г.) в СССР были распу­щены все законные органы власти (парламент, правительство, правящая партия). Власть полностью взяли в свои руки 12 человек - руководители союзных республик, среди которых ведущую роль играли Б.Н. Ельцин и НА. Назарбаев. Несмотря на заверения о желании возобновить Ново-огаревский процесс и подписать Союзный договор, конкретные действия лидеров республик говорили об обратном:

  • своим первым шагом 6 сентября 1991 г. Госсовет СССР официально признал независимость Латвии, Литвы и Эстонии; из СССР вышли первые три республики, начался процесс демонтажа СССР;
  • в сентябре - ноябре 1991 г. лидеры 12 оставшихся в СССР союзных республик вели подготовку к обособлению своих республик от СССР.

Решающую роль в распаде СССР сыграли политические элиты союзных республик, в первую очередь - России и Украины.

  • для элиты России распад СССР означал автоматическое устранение М.С. Горбачева как главы государства и союзного центра, возможность взять всю полноту власти, при этом - над 3/4 территории СССР, сбросить «балласт» в виде союзных республик с их конфликтами и проблемами, сосредоточиться на собственных реформах;
  • для элиты Украины распад СССР означал автоматическое достижение независимости Украины;
  • для других республиканских элит распад СССР означал повышение собственного статуса, бесконтрольность со стороны центра. Кроме того, исчез «становой хребет», который 70 лет объединял союзное государство - КПСС.

Процесс распада СССР ускорил фактический выход Украины из состава СССР:

  • декабря 1991 г. состоялся референдум о государственной независимости Украины;
  • более 90% участников референдума высказалось за независимость Украины;
  • одновременно Президентом Украины был избран Л.М. Кравчук - действующий глава республики и сторонник выхода Украины из СССР.

6. 7 - 8 декабря 1991 г. в Беловежской пуще (Белоруссия) состоялась встреча глав России, Украины и Белоруссии - Б.Н. Ельцина, Л.М. Кравчука и С.С. Шушкевича, на которой было принято решение о роспуске СССР.

Несмотря на то, что сама по себе встреча в Беловежской пуще и ее решения первые дни не имели юридической силы, ни Президент СССР М.С. Горбачев, ни другие союзные органы не предприняли никаких действенных попыток по предотвращению распада СССР. Советское общество также восприняло Беловежские соглашения как свершившийся факт и не выразило протестов по поводу их содержания. Через 2 недели распад СССР был оформлен юридически:

  • 21 декабря 1991 г. решение о роспуске СССР приняли главы 12 со­юзных республик СССР на Алма-Атинской встрече глав республик;
  • в декабре 1991 г. парламенты России, Украины и Белоруссии денонсировали Договор об образовании СССР 1922 г.;
  • 25 декабря 1991 г. Президент СССР М.С. Горбачев «добровольно» ушел в отставку с поста Президента СССР (несмотря на то, что его президентские полномочия истекали только в 1995 г.), советский флаг спущен с Кремля;
  • 26 декабря 1991 г. - одна из палат распущенного Верховного Совета СССР - Совет Республики, приняла Декларацию о прекращении деятельности СССР,
  • 31 декабря 1991 г. в Минске состоялась последняя встреча глав 12 республик, на которой окончательно были решены оборонные и иные вопросы в связи с распадом СССР;
  • 1 января 1992 г. место СССР в ООН заняла Россия, СССР был исключен из списка государств ООН.

При подготовке данной темы основное внимание следует уделить рассмотрению причин перехода нового руководства страны к реформам, анализу явных и скрытых целей перестройки. Затем необходимо рассмотреть основные мероприятия перестройки в социально-экономической сфере и во внешней политике. В заключение надо подвести итоги и ответить на вопрос: каково соотношение провозглашенных целей и результатов перестройки?

Перестройка: причины и цели. Причины перестройки, т. е. перехода нового руководства страны к политике реформ:

  • общий структурный кризис в советской экономике из-за неэффективности командно-административной системы;
  • субъективный фактор — осознание новым руководством страны во главе с М. С. Горбачевым необходимости проведения реформ.

Среди ученых существует два варианта оценки целей и намерений Горбачева и его окружения:

  1. целью перестройки было реформирование экономики страны в рамках советской социалистической модели развития, чтобы не допустить увеличения отставания СССР от стран Запада. Однако из-за допущенных просчетов и неумелого руководства реформаторские процессы вышли из-под контроля и привели к тяжелейшему экономическому и политическому кризису и распаду СССР;
  2. целью перестройки было сознательное разрушение социалистического общественного строя. Горбачев выполнял социальный заказ партноменклатуры, желавшей превратиться из управляющих государственной собственностью в ее полноправных собственников. Эти цели были во многом достигнуты.

Основные мероприятия перестройки.

Мероприятия в социально-экономической сфере:

  • апрель 1985 г. — на пленуме ЦК КПСС провозглашен курс на «ускорение социально-экономического развития»: быстрое внедрение достижений НТР, рост производительности труда за счет повышения материальной заинтересованности работников, борьба с уравниловкой, закупка передового оборудования за рубежом, увеличение капиталовложений в производство потребительских товаров, улучшение качества продукции за счет введения госприемки. Итоги: попытка реформировать экономику, не затрагивая основ командно-административной системы, провалилась во многом из-за неумелого руководства и бюрократизма. Например, введение госприемки привело только к росту бюрократического аппарата, закупаемое оборудование часто простаивало из-за отсутствия квалифицированных кадров и т. д.;
  • май 1985 г. — начало антиалкогольной кампании, подорвавшей финансовую устойчивость экономики СССР;
  • 1987 г. — начало экономической реформы. В ее разработке участвовали видные экономисты — Л.И. Абалкин, А.Г. Аганбегян, П.Г. Бунич и др. Предусматривалось расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета и самофинансирования, постепенное возрождение частного сектора в экономике, отказ от монополии внешней торговли, интеграция в мировой рынок, сокращение числа министерств и ведомств, упорядочение их деятельности, развитие арендных отношений на селе;

Мы ждем перемен...». Эти слова из песни лидера популярной в 80-х гг. группы «Кино» В. Цоя отражали настроение людей в первые годы политики «перестройки». Она была провозглашена новым генеральным секретарем, 54-летним М. С. Горбачевым, который принял эстафету власти после смерти К. У. Черненко в марте 1985 года. Элегантно одевавшийся, говоривший «без бумажки», генсек завоевывал популярность внешней демократичностью, стремлением к преобразованиям в «застоявшейся» стране и, конечно же, обещаниями (например, каждой семье к 2000 г. была обещана отдельная благоустроенная квартира), никто со времен Хрущева не общался так с народом: Горбачев ездил по стране, запросто выходил к людям, в неформальной обстановке беседовал с рабочими, колхозниками, интеллигенцией. С приходом нового руководителя, воодушевленного планами рывка в экономике и перестройки всей жизни общества, у людей возрождались надежды и энтузиазм.
Был провозглашен курс на «ускорение» социально-экономического развития страны. Предполагалось, что в промышленности сердцевиной этого процесса станет обновление машиностроения. Однако уже в 1986 г. Горбачев и другие члены Политбюро столкнулись с тем, что «ускорения» не происходит. Курс на приоритетное развитие машиностроения проваливался по причине финансовых затруднений. Резко возрос бюджетный дефицит (в 1986 г. в 3 раза по сравнению с 1985 г., когда он составлял 17-18 млрд. руб.). Это явление было вызвано рядом причин: «отложенным» спросом населения на товары (деньги не возвращались в казну, а часть их обращалась на черном рынке), па-дением цен на экспортируемую нефть (поступления в казну сократились на треть), потерей доходов в результате антиалкогольной кампании.
В этой ситуации «верхи» пришли к выводу о том, что все отрасли экономики необходимо перевести на новые методы хозяйствования. Постепенно, в 1986 - 1989 гг., в ходе экономических преобразований были введены госприемка продукции, хозрасчет и самофинансирование, выборы директоров предприятий; вступили в действие законы о государственном предприятии, об индивидуальной трудовой деятельности и кооперативах, а также закон о трудовых конфликтах, предусматривавший право рабочих на забастовку.
Однако все эти меры не только не привели к улучшению экономического положения в стране, но, наоборот, ухудшили его в силу половинчатости, нескоординированности и непродуманности реформ, больших бюджетных расходов, увеличения денежной массы на руках у населения. Нарушались производственные связи между предприятиями по госпоставкам продукции. Усилился дефицит товаров потребления. На рубеже 80-90-х гг. все больше и больше пустели полки магазинов. На местах власти начали вводить талоны на некоторые продукты.
Гласность и эволюция государственного строя. Советское общество охватил процесс демократизации. В идеологической сфере Горбачевым был выдвинут лозунг гласности. Под этим подразумевалось, что никакие события прошлого и настоящего не должны скрываться от народа. В речах партийных идеологов и публицистике пропагандировалась идея перехода от «казарменного социализма» к социализму «с человеческим лицом». Изменилось отношение властей к диссидентам. Возвратился в Москву из Горького (так назывался Нижний Новгород) академик А. Д. Сахаров, сосланный туда за критические высказывания по поводу войны в Афганистане. Из мест заключения и ссылки были освобождены и другие диссиденты, закрывались лагеря для политзаключенных. В ходе возобновившегося процесса реабилитации жертв сталинских репрессий в нашу историю «вернулись» Н. И. Бухарин, А. И. Рыков, Г. Е. Зиновьев, Л. Б. Каменев и другие политические фигуры, не удостоившиеся этого при Н. С. Хрущеве.
Процессы гласности и десталинизации ярко проявились в газетных и журнальных публикациях, телепередачах. Огромной популярностью пользовались еженедельник «Московские новости» (редактор Е. В. Яковлев) и журнал «Огонек» (В. А. Коротич). Критика темных сторон советской действительности, стремление найти выход для общества из кризисной ситуации пронизывали многие произведения литературы и искусства, как новые, так и те, которые ранее были запрещены властями, а теперь стали достоянием широкой аудитории. Невероятный по силе общественный резонанс получили романы А. Н. Рыбакова «Дети Арбата», В. С. Гроссмана «Жизнь и судьба», изданные на родине произведения А. И. Солженицына («Архипелаг ГУЛАГ» и др.), фильмы Т. Е. Абуладзе «Покаяние», М. Е. Голдовской «Власть соловецкая», С. С. Говорухина «Так жить нельзя».
Раскрепощение общества от партийной опеки, высказывавшиеся в условиях гласности критические оценки советского государственного строя поставили на повестку дня вопрос о политических преобразованиях. Важными событиями внутриполитической жизни стало одобрение участниками XIX Всесоюзной партконференции (июнь 1998 г.) основных положений реформы государственного строя, принятие Верховным Советом поправок к конституции, а также закона о выборах народных депутатов. Суть этих решений сводилась к переходу от выдвижения одного кандидата в депутаты на одно место в органах власти к системе выборов на альтернативной основе. Высшим органом законодательной власти стал Съезд народных депутатов СССР, который из своей среды выдвигал членов Верховного Совета. Однако только две трети депутатов съезда были избраны на основе всеобщего голосования, еще одна треть выдвигалась общественными организациями, в первую очередь КПСС. Выборы Съезда народных депутатов СССР в два тура состоялись весной 1989 г., в конце мая он начал свою работу. В составе съезда сформировалась легальная оппозиция: была создана Межрегиональная депутатская группа. Ее возглавили всемирно известный ученый, лидер право-защитного движения академик А. Д. Сахаров, бывший первый секретарь Московского горкома партии и кандидат в члены Политбюро ЦК КПСС Б. Н. Ельцин, ученый-экономист Г. X. Попов.
В условиях политического плюрализма одновременно с появлением активной оппозиции в Верховном Совете шло зарождение различных общественно-политических движений, почти все представители которых на первых порах выступали под лозунгами «обновления социализма». Вместе с тем в их деятельности наметились и тревожные для коммунистической власти тенденции. Они в первую очередь были связаны с нарастанием социального недовольства и националистических настроений.
В СССР, как в любом другом многоэтническом государстве, не могли не существовать национальные противоречия, которые всегда наиболее ярко проявляются в условиях экономических и политических кризисов и радикальных перемен. В Советском Союзе эти противоречия обострялись рядом обстоятельств. Во-первых, строя социализм, советская власть не считалась с историческими особенностями народов - происходило разрушение традиционного хозяйства и быта, шло наступление на ислам, буддизм, шаманизм и т. д. Во-вторых, на территориях, которые были присоединены к СССР накануне Великой Отечественной войны и которые дважды (сразу после присоединения и после освобождения от нацистской оккупации) подверглись «чистке» от враждебных элементов, были весьма сильны проявления национализма, распространены антисоветские и антисоциалистические настроения (Прибалтика, Западная Украина, в какой-то степени Молдавия). В-третьих, еще свежи были обиды депортированных в годы Великой Отече-ственной войны народов, возвращенных в родные места (чеченцы, ингуши, карачаевцы, балкарцы, калмыки), и тем более не возвращенных (немцы, крымские татары, турки-месхетинцы и др.). В-четвертых, имелись застарелые исторические конфликты и претензии разного рода (так, например, армяне Нагорного Карабаха стремились выйти из состава Азербайджанской ССР, абхазы ратовали за передачу автономии из состава Грузинской ССР в состав РСФСР и др.). В годы «перестройки» возникли массовые национальные и националистические общественные движения, наиболее значительными из которых явились «народные фронты» Литвы, Латвии, Эстонии, армянский комитет «Карабах», «Рух» на Украине, русское общество «Память».
«Новое мышление» и окончание «холодной войны». «Перестройка» была тесно связана с коренным изменением курса советской внешней политики - отказом от конфронтации с Западом, прекращением вмешательства в локальные конфликты и пересмотром отношений с социа-листическими странами. В новом курсе доминировал не «классовый подход», а общечеловеческие ценности. Свое теоретическое обоснование этот подход получил в книге М. С. Горбачева «Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира». В ней говорилось о необходимости создать новый международный порядок, призванный сменить послевоенные международные отношения. Он должен основываться на соблюдении баланса национальных интересов, свободе выбора странами путей развития, совместной ответственности держав за решение глобальных проблем современности. Горбачев ратовал за концепцию «общеевропейского дома», в котором нашлось бы место и ка-питалистическим, и социалистическим странам.
М. С. Горбачев регулярно встречался с президентами США: с Р. Рейганом (в 1985 - 1988 гг.) и Дж. Бушем (с 1989 г.). На этих встречах были «разморожены» советско-американские отношения, обсуждались вопросы разоружения. Горбачев вел переговоры с позиций разумной достаточности в вопросах обороны и выдвинутой им программы безъядерного мира.
8 1987 г. был подписан договор о ликвидации ракет среднего радиуса действия - советских СС-20 и американских «Першинг-2» и крылатых ракет. Американская и советская стороны обещали соблюдать договор по ПРО в том виде, в каком он был подписан в 1972 году. В 1990 г. был подписан договор о сокращении стратегических вооружений.
С целью укрепления доверия из стран Восточной Европы в одностороннем порядке было вывезено 500 тактических ядерных боеголовок.
9 ноября 1989 г. жители Берлина, уверенные в том, что СССР не вмешается в общегерманские дела, разрушили Берлинскую стену - символ разделенной Германии и Европы. После объединения Германии СССР дал согласие на вступление этого, уже единого государства в НАТО. В 1990 г. участниками Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе был подписан договор о сокращении обычных вооружений на территории Европы.
Советское руководство осознало необходимость вывода войск из Афганистана (более 100 тыс.) и в 1988 г. обязалось сделать это в течение 9 месяцев. В середине февраля 1989 г. последние советские воинские части покинули афганскую землю. Кроме Афганистана, советские войска были выведены и из Монголии. После «бархатных революций» в восточноевропейских странах начались переговоры о выводе советских войск из Венгрии и Чехословакии, шел их вывод из ГДР. В 1990-1991 гг. произошел роспуск военных и политических структур Варшавского Договора. Этот военный блок прекратил свое существование. Результатом политики «нового мышления» явилось принципиальное изменение международной обстановки - «холодная война» закончилась. Вместе с тем многие уступки западным государствам, на которые пошел Горбачев, не были достаточно продуманы (главным образом в их конкретной реализации), а это не соответствовало национальным интересам страны.
Кризис власти. После опубликования летом 1988 г. указа о собраниях, митингах, шествиях и демонстрациях на фоне резкого ухудшения экономического положения в стране начались массовые шахтерские забастовки. Постепенно в обществе нарастало недовольство слишком медленными темпами преобразований; в глазах общества виновником «пробуксовки» реформ представлялось консервативное крыло в руководстве КПСС.
После крушения коммунистических режимов в странах Восточной Европы усилились надежды оппозиции на осуществление радикальных преобразований в Советском Союзе. Если оппозиция «в верхах» состояла из Межрегиональной депутатской группы и демократически настроенных интеллигентских кругов, то в оппозиционное движение «снизу» оказались вовлечены широкие массы жителей крупных городов, население ряда союзных республик в Прибалтике, Закавказье, а Молдавии и на Украине. Политическому пробуждению России способствовали намеченные на март 1990 г. выборы народных депутатов всех уровней. В избирательной кампании четко обозначилось про-тивостояние партийного аппарата и оппозиционных сил. Последние получили организационный центр в лице избирательного блока «Демократическая Россия» (в дальнейшем он преобразовался в общественное движение). Февраль 1990 г. стал месяцем массовых митингов, участники которых требовали ликвидации монополии КПСС на власть.
Выборы народных депутатов РСФСР стали первыми по-настоящему демократическими - после избирательной кампании в Учредительное собрание 1917 года. В результате около трети мест в высшем законодательном органе власти республики получили депутаты демократической ориентации. Результаты выборов в России, на Украине, в Белоруссии продемонстрировали кризис власти партийной верхушки. Под давлением общественного мнения была отменена 6-я статья Конституции СССР, провозглашавшая руководящую роль КПСС в советском обществе, в стране началось становление многопартийной системы. Сторонники реформ Б. Н. Ельцин и Г. X. Попов заняли высокие посты: первый был избран председателем Верховного Совета РСФСР, второй - мэром Москвы.
Важнейшим фактором кризиса «верхов» стало усиление национальных движений, возглавивших борьбу против союзного (в терминологии их представителей - имперского) Центра и власти КПСС. Еще в 1988 г. трагические события развернулись в Нагорном Карабахе и, как тогда говорили, вокруг него. Произошли первые со времен гражданской войны манифестации под националистическими лозунгами, погромы (армян в азербайджанском Сумгаите - февраль 1988 г., турок-месхетинцев в узбекской Фергане - июнь 1989 г.) и вооруженные столкновения (Нагорный Карабах, Абхазия) на национальной почве. Верховный Совет Эстонии провозгласил верховенство республиканских законов над общесоюзными (ноябрь 1988 г.). И в Азербайджане, и в Армении к концу 1989 г. накалились страсти на национальной почве. Верховный Совет Азербайджана декларировал суверенитет своей республики, а в Армении было создано Армянское общественное движение, выступившее за независимость и отделение от СССР. В самом конце 1989 г. компартия Литвы заявила о своей самостоятельности по отношению к КПСС.
В 1990 г. национальные движения развивались по восходящей. В январе в связи с армянскими погромами в Баку были введены войска. Сопровождавшаяся массовыми жертвами военная операция лишь на время сняла с повестки дня вопрос о самостоятельности Азербайджана. Тогда же литовский парламент проголосовал за независимость республики, и в Вильнюс вошли войска. Вслед за Литвой аналогичные решения были вынесены парламентами Эстонии и Латвии, летом декларации о суверенитете приняли Верховные Советы России (12 июня) и Украины (16 июля), после чего «парад суверенитетов» охватил другие республики. В феврале-марте 1991 г. референдумы о независимости были проведены в Литве, Латвии, Эстонии, Грузии.
Два президента. Осенью 1990 г. М. С. Горбачев, избранный Съездом народных депутатов президентом СССР, был вынужден провести реорганизацию органов государственной власти. Исполнительные органы теперь стали подчиняться непосредственно президенту. Учреждался новый совещательный орган - Совет Федерации, членами которого стали главы союзных республик. Начались разработка и шедшее с большим трудом согласование проекта нового Союзного договора между республиками СССР.
В марте 1991 г. был проведен первый в истории страны референдум - гражданам СССР предстояло высказать свое мнение по вопросу о сохранении Советского Союза как обновленной федерации равных и суверенных республик. Показательно, что 6 (Армения, Грузия, Литва, Латвия, Эстония и Молдавия) из 15 союзных республик не приняли участия в референдуме. Не менее показательно и то, что 76% участвовавших в голосовании высказались за сохранение Союза. Параллельно проводился и Всероссийский референдум - большинство его участников проголосовали за введение поста президента республики.
12 июня 1991 г., ровно год спустя после принятия Декларации о государственном суверенитете РСФСР, состоялись общенародные выборы первого в истории России президента. Им стал Б. Н. Ельцин, в поддержку которого высказались более 57% принявших участие в голосовании. После этих выборов Москва превратилась в столицу двух президентов - общесоюзного и российского. Позиции двух лидеров согласовать было трудно, а личные отношения между ними не отличались взаиморасположением.
Оба президента выступали за реформы, но при этом они по-разному смотрели на цели и пути преобразований. Один из них, М. С. Горбачев, опирался на коммунистическую партию, которая переживала процесс раскола на консервативную и реформистскую части. К тому же партийные ряды стали таять - КПСС покинуло около трети ее членов. Опорой другого президента, Б. Н. Ельцина, были оппозиционные по отношению к КПСС силы. Закономерно, что в июле 1991 г. Ельцин подписал указ, запрещавший деятельность партийных организаций на государственных предприятиях и в учреждениях. События, разворачивавшиеся в стране, свидетельствовали о том, что процесс ослабления власти КПСС и распада Советского Союза приобретал необратимый характер.
Август 1991 года: революционный поворот истории. К августу 1991 г. были разработаны проекты двух важнейших документов - нового Союзного договора и программы КПСС. Предполагалось, что правящая партия встанет на социал-демократические позиции. Проект Союзного договора предусматривал создание на новых основах Союза Суверенных Государств. Он был одобрен главами 9 республик и президентом СССР Горбачевым. Планировалось, что программа будет утверждена на предстоящем съезде КПСС, а подписание Союзного договора произойдет 20 августа. Однако проект договора не мог удовлетворить ни сторонников замкнутой на Центр федерации, ни сторонников дальнейшей суверенизации республик, в первую очередь российских радикальных демократов.
Представители партийно-государственных верхов, считавшие, что только решительные действия помогут сохранить политические позиции КПСС и остановить распад Советского Союза, прибегли к силовым методам. Они решили воспользоваться отсутствием в Москве президента СССР, который находился на отдыхе в Крыму.
Рано утром 19 августа телевидение и радио сообщили гражданам, что в связи с болезнью М. С. Горбачева исполнение обязанностей президента СССР временно возложено на вице-президента Г. И. Янаева и что «для управления страной и эффективного осуществления режима чрезвычайного положения» образован Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП). В состав этого комитета вошли 8 человек, в том числе вице-президент, премьер-министр В. С. Павлов, силовые министры. Горбачев оказался изолированным на государственной даче. В Москву были введены воинские части и танки, объявлен комендантский час.
Центром сопротивления ГКЧП стал Дом Советов РСФСР - так называемый Белый дом. В обращении «К гражданам России» президент РСФСР Б. Н. Ельцин и исполняющий обязанности председателя Верховного Совета РСФСР Р. И. Хасбулатов призвали население не подчиняться незаконным решениям ГКЧП, квалифицировав действия его членов как антиконституционный переворот. Поддержка москвичей придавала стойкости и решимости руководству России. Десятки тысяч жителей столицы и немалое число приезжих граждан пришли к Белому дому, выражая поддержку Ельцину и готовность защищать резиденцию российской государственной власти с оружием в руках.
Противостояние ГКЧП и Белого дома продолжалось три дня. Страшась развязывания гражданской войны, Янаев и его соратники не решились на штурм Дома Советов. На третий день деморализованные представители ГКЧП начали вывод войск из Москвы и вылетели в Крым, надеясь договориться с Горбачевым. Однако президент СССР сумел возвратиться в Москву вместе с прилетевшими «на выручку» вице-президентом РСФСР А. В. Руцким. Члены ГКЧП были арестованы.
Ельцин подписал указы о приостановлении деятельности КПСС и КП РСФСР и издания газет коммунистической ориентации. Горбачев заявил о сложении с себя полномочий генерального секретаря ЦК КПСС, а затем издал указы, фактически прекращавшие деятельность партии и передававшие ее имущество в собственность государства.
Распад СССР и создание СНГ. Последние месяцы 1991 г. стали временем окончательного распада СССР. Был распущен Съезд народных депутатов СССР, радикально реформирован Верховный Совет СССР, ликвидировано большинство союзных министерств, вместо кабинета министров создавался безвластный межреспубликанский экономический комитет. Высшим органом, руководившим внутренней и внешней политикой государства, стал Государственный совет СССР, в который вошли президент СССР и главы союзных республик. Первым решением Госсовета было признание независимости Литвы, Латвии и Эстонии. Тем временем на местах республиканские власти начали переподчинять себе находившиеся ранее в ведении федерального Центра отрасли народного хозяйства и государственные структуры.
Предполагалось подписать новый Союзный договор и создать уже не федерацию, а конфедерацию суверенных республик. Но и этим планам не суждено было сбыться. 1 декабря на Украине был проведен референдум, и большинство принявших в нем участие (более 80%) высказались за независимость республики. В этих условиях руководство Украины решило не подписывать новый Союзный договор.
7-8 декабря 1991 г. президенты России и Украины Б. Н. Ельцин и Л. М. Кравчук и председатель Верховного Совета Белоруссии С. С. Шушкевич, встретившись в Беловежской пуще, неподалеку от пограничного Бреста, объявили о прекращении существования СССР и образовании в составе трех республик Содружества Независимых Государств (СНГ). В дальнейшем в СНГ вошли все бывшие советские союзные республики, за исключением прибалтийских.

Перестройка в СССР 1985-1991 годов - масштабные перемены в экономической, политической, а также идеологической жизни страны, достигнутые путем внедрения кардинально новых реформ. Целью реформ была всецелая демократизация политического, общественного и экономического строя, сложившегося в Советском Союзе. Сегодня мы с вами подробнее познакомимся с историей Перестройки в СССР 1985-1991 годов.

Этапы

Основные этапы Перестройки в СССР 1985-1991 годов:

  1. Март 1985 - начало 1987 гг. Лозунгами этого этапа стали фразы: «ускорение» и «больше социализма».
  2. 1987-1988 гг. На этом этапе появились новые лозунги: «гласность» и «больше демократии».
  3. 1989-1990 гг. Этап «разброда и шатания». Единый прежде лагерь перестройки раскололся. Политическое и национальное противостояние начало набирать обороты.
  4. 1990-1991 гг. Данный период ознаменовался крахом социализма, политическим банкротством КПСС и, как следствие, распадом Советского Союза.

Причины перестройки в СССР

Начало крупных реформ в Советском Союзе, как правило, связывают с приходом к власти М. С. Горбачева. Вместе с тем, некоторые эксперты считают «отцом Перестройки» одного из его предшественников - Ю. А. Андропова. Есть также мнение, что с 1983 по 1985 годы Перестройка переживала «эмбриональный период», пока СССР входил в стадию реформирования. Так или иначе, в силу отсутствия экономических стимулов к труду, разорительной гонки вооружений, огромных расходов на военные действия в Афганистане, и нарастающего отставания от Запада в сфере науки и техники, на заре 1990-х годов Советский Союз нуждался в широкомасштабном реформировании. Разрыв между лозунгами правительства и реальной ситуацией был огромен. В обществе росло недоверие к коммунистической идеологии. Все эти факты и стали причинами Перестройки в СССР.

Начало перемен

В марте 1985 года М. С. Горбачева избрали на пост генсека ЦК КПСС. В следующем месяце новое руководство СССР провозгласило курс на ускоренное развитие страны в социальной и экономической сфере. С этого и началась реальная Перестройка. «Гласность» и «ускорение» в результате станут ее главными символами. В обществе все чаще можно было услышать лозунги типа: «мы ждем изменений». Горбачев тоже понимал, что изменения крайне необходимы государству. Со времен Хрущева он был первым генсеком ЦК КПСС, который не брезговал общением с простым народом. Путешествуя по стране, он выходил к людям, чтобы спросить об их проблемах.

Работая над выполнением поставленного курса по развитию и внедрению реформ Перестройки в СССР 1985-1991 года, руководство страны пришло к выводу, что отрасли экономики нужно перевести на новые способы хозяйствования. С 1986 по 1989 гг. постепенно издавались законы о государственных предприятиях, индивидуальном труде, кооперативах, а также о трудовых конфликтах. Последний закон предусматривал право рабочих на забастовку. В рамках экономических преобразований были внедрены: госприемка продукции, хозяйственный расчет и самофинансирование, а также назначение директоров предприятий по результатам выборов.

Стоит признать, что все указанные меры мало того что не привели к главной цели Перестройки в СССР 1985-1991 годов - положительным улучшениям экономического положения страны, так еще и ухудшили ситуацию. Причиной тому стали: «сырость» реформ, значительное расходование бюджета, а также увеличение количества денег в руках простого населения. Из-за государственных поставок продукции нарушились установленные между предприятиями связи. Дефицит потребительских товаров усилился.

«Гласность»

С экономической точки зрения, Перестройка началась с «ускорения развития». В духовной же и политической жизни ее главным лейтмотивом стала так называемая «гласность». Горбачев заявил, что демократия невозможна без «гласности». Под этим он подразумевал, что народ должен знать обо всех государственных событиях прошлого и процессах настоящего. В публицистике и высказываниях партийных идеологов стали фигурировать идеи смены «казарменного социализма» на социализм с «человеческим обликом». Культура в годы Перестройки СССР (1985-1991 гг.) начала «оживать». Власть изменила свое отношение к диссидентам. Лагеря для политзаключенных постепенно начали закрываться.

Особых оборотов политика «гласности» набрала в 1987 году. К советскому читателю вернулось наследие литераторов 30-50-х годов, и труды отечественных философов. Репертуар театральных и кинематографических деятелей значительно расширился. Процессы «гласности» нашли проявление в журнальных и газетных публикациях, а также на телевидении. Большой популярностью пользовался еженедельник «Московские новости» и журнал «Огонек».

Политические преобразования

Политика Перестройки в СССР 1985-1991 годов предполагала раскрепощение общества, а также его избавление от партийной опеки. Вследствие этого на повестку дня был поставлен вопрос о необходимости политических преобразований. Важнейшими событиями во внутриполитической жизни СССР стали: одобрение реформы государственного строя, принятие поправок к конституции и принятие закона о выборах депутатов. Эти решения стали шагом на пути к организации альтернативной системы выборов. Высшим законодательным органом власти стал Съезд народных депутатов. Он выдвигал в Верховный Совет своих представителей.

Весной 1989 года состоялись выборы членов Съезда народных депутатов. В состав съезда была включена легальная оппозиция. В ее главе были поставлены: известный на весь мир ученый и правозащитник академик А. Сахаров, бывший секретарь Московского горкома партии Б. Ельцин и экономист Г. Попов. Распространение «гласности» и плюрализма мнений привело к созданию многочисленных объединений, часть и которых были национальными.

Внешняя политика

В годы Перестройки коренным образом изменился курс внешней политики советского союза. Правительство отказалось от конфронтации в отношениях с Западом, прекратило вмешиваться в локальные конфликты и пересмотрело свои взаимосвязи со странами социалистического лагеря. Новый вектор внешнеполитического развития базировался не на «классовом подходе», а на общечеловеческих ценностях. По мнению Горбачева, отношения между государствами должны были базироваться на соблюдении баланса национальных интересов, свободе выбора путей развития в каждом отдельном государстве и коллективной ответственности стран за решение глобальных вопросов.

Горбачев был инициатором создания общеевропейского дома. Он регулярно встречался с правителями Америки: Рейганом (до 1988 года) и Бушем (с 1989 года). На этих встречах политики обсуждали вопросы разоружения. Советско-американские отношения были «разморожены». В 1987 году были подписаны договоры об уничтожении ракет и ПРО. В 1990 году политики подписали договор о сокращении количества стратегического вооружения.

В годы Перестройки Горбачев смог установить доверительные отношения с главами ведущих государств Европы: Германии (Г. Коль), Великобритании (М. Тэтчер) и Франции (Ф. Миттеран). В 1990 году участники Совещания по безопасности Европы подписали договор о снижении количества обычного вооружения на территории Европы. СССР начал выводить своих солдат с Афганистана и Монголии. На протяжении 1990-1991 годов были распущены как политические, так и военные структуры Варшавского договора. Военный блок, фактически, прекратил свое существование. Политика «нового мышления» принесла принципиальные изменения в международные отношения. Это было концом холодной войны.

Национальные движения и политическая борьба

В Советском Союзе, как в многонациональном государстве, всегда существовали национальные противоречия. Особые обороты они набирали в условиях кризисов (политических или экономических) и радикальных перемен. Занимаясь строительством социализма, власть мало внимания уделяла историческим особенностям народов. Объявив о формировании советского сообщества, правительство фактически начало разрушать традиционное хозяйство и быт многих народов государства. Особо сильное давление власти оказывали на буддизм, ислам и шаманизм. Среди народов Западной Украины, Молдавии и Прибалтики, которые присоединились к СССР накануне ВОВ, были очень распространены антисоциалистические и антисоветские настроения.

На советскую власть были сильно обижены народы, депортированные в годы войны: чеченцы, крымские татары, ингуши, карачаевцы, калмыки, балкарцы, турки-месхетинцы и прочие. Во времена Перестройки в СССР 1985-1991 годов в стране были исторические конфликты между Грузией и Абхазией, Арменией и Азербайджаном, Грузией и Арменией, и прочие.

Политика «гласности» дала зеленый свет для создания националистических и национальных общественных движений. Наиболее значимыми из них были: «Народные фронты» стран Прибалтики, армянский комитет «Карабах», украинский «Рух» и российское сообщество «Память». К оппозиционному движению привлекались широкие массы.

Усиление национальных движений, а также противостояния союзному Центру и власти Коммунистической партии стало определяющим фактором кризиса «верхов». Еще в 1988 году в Нагорном Карабахе развернулись трагические события. Впервые со времен гражданской войны под националистическими лозунгами состоялись манифестации. Вслед за ними в азербайджанском Сумгаите и узбекской Фергане произошли погромы. Апогеем национального недовольства стали вооруженные столкновения в Карабахе.

В ноябре 1988 года Верховным Советом Эстонии было провозглашено верховенство республиканского закона над общесоюзным. В следующем году Верховная Рада Азербайджана провозгласила суверенитет своей республики, а Армянское общественное движение стало выступать за независимость Армении и отделение ее от Советского Союза. В конце 1989 года Коммунистическая партия Литвы заявила о своей самостоятельности.

Выборы 1990-го

Во времена избирательной кампании 1990 года было ярко выражено противостояние между партийным аппаратом и оппозиционными силами. Оппозиция получила избирательный блок «Демократическая Россия», который стал для нее не иначе как организационным центром, а позже превратился в общественное движение. В феврале 1990 года состоялось множество митингов, участники которых добивались ликвидации монополии Коммунистической партии на власть.

Депутатские выборы в Украине, Белоруссии и РСФСР стали первыми истинно-демократическими выборами. Порядка 30% должностей в высших законодательных органах получили депутаты с демократической ориентацией. Эти выборы стали отличной иллюстрацией кризиса власти партийной верхушки. Общество потребовало отмену 6-й статьи Конституции Советского Союза, провозглашающей верховенство КПСС. Так в СССР начала формироваться многопартийная система. Главные реформаторы - Б. Ельцин и Г. Попов, получили высокие посты. Ельцин стал председателем Верховного Совета, а Попов - мэром Москвы.

Начало распада СССР

М. С. Горбачев и Перестройка в СССР 1985-1991 годов у многих ассоциируются с распадом Советского Союза. Все началось в 1990 году, когда национальные движения стали набирать все больших оборотов. В январе, вследствие армянских погромов, в Баку ввели войска. Военная операция, сопровождающаяся большим количеством жертв, лишь на время отвлекла общественность от вопроса о независимости Азербайджана. Приблизительно тогда же литовские парламентарии проголосовали за независимость республики, в результате чего в Вильнюс вошли советские войска. Следом за Литвой аналогичное решение приняли парламенты Латвии и Эстонии. Летом 1990 года Верховный Совет России и Верховная Рада Украины, приняли декларации о суверенитете. Весной следующего года в Литве, Латвии, Эстонии и Грузии прошли референдумы о независимости.

Осень 1990 года. М. С. Горбачев, которого на съезде народных депутатов избрали президентом СССР, вынуждено провел реорганизацию органов власти. С тех пор исполнительные органы находились в непосредственном подчинении президенту. Был учрежден Совет Федерации - новый совещательный орган, в состав которого вошли главы союзных республик. Затем началась разработка и обсуждение нового Союзного договора, регламентирующего отношения между республиками СССР.

В марте 1991 года состоялся первый в истории СССР референдум, в котором граждане стран должны были высказаться касательно сохранения Советского Союза как федерации суверенных республик. Шесть союзных республик (Армения, Молдавия, Латвия, Литва, Эстония и Грузия) из 15, отказались принимать участие в референдуме. 76% опрошенных проголосовали за сохранение СССР. Параллельно был организован Всероссийский референдум, по результатам которого был введен пост президента республики.

Выборы президента России

12 июня 1991 года прошли всенародные выборы первого президента в истории России. По результатам голосования этот почетный пост достался Б. Н. Ельцину, которого поддержали 57% избирателей. Так Москва стала столицей двух президентов: российского и общесоюзного. Согласовать позиции двух лидеров было проблематично, особенно учитывая тот факт, что их отношения были далеко не самыми «гладкими».

Августовский путч

К концу лета 1991 года политическая ситуация в стране сильно усугубилась. 20 августа после острых дискуссий руководство девяти республик договорилось о подписании обновленного Союзного договора, который, по сути, означал переход к настоящему федеративному государству. Ряд государственных структур СССР был устранен или заменен на новые.

Партийно-государственное руководство, посчитав, что лишь решительные меры приведут к сохранению политических позиций Коммунистической партии и остановке распада СССР, прибегли к силовым методам управления. В ночь с 18 на 19 августа, когда президент СССР находился на отдыхе в Крыму, они образовали ГКЧП (Государственный комитет по чрезвычайному положению). Новоиспеченный комитет объявил чрезвычайное положение в некоторых районах страны; объявил о расформировании властных структур, девствующих в разрез с Конституцией 1977 года; воспрепятствовал деятельности оппозиционных структур; запретил собрания, демонстрации и митинги; взял под жесткий контроль средства массовой информации; и, наконец, ввел войска в Москву. А. И. Лукьянов - Председатель Верховного совета Советского Союза, поддержал ГКЧП, хотя сам не вошел в его состав.

Б. Ельцин вместе с руководством России возглавил сопротивление КГЧП. В обращении к народу они призывали его не подчиняться незаконным решениям комитета, интерпретировав его действия не иначе, как антиконституционный переворот. Ельцина поддержало более 70% москвичей, а также жители ряда других регионов. Десятки тысяч мирных россиян, выражая поддержку Ельцину, были готовы встать на оборону Кремля с оружием в руках. Испугавшись развязывания гражданской войны, ГКЧП после трех дней противостояния начал выводить войска из столицы. 21 августа членов комитета арестовали.

Руководство России использовало августовский путч для разгрома КПСС. Ельцин издал указ, согласно которому партия должна приостановить свою деятельность на территории России. Имущество Коммунистической партии национализировали, а средства арестовали. Либералы, которые пришли к власти в центральной части страны, забрали у руководства КПСС рычаги управления силовыми структурами и средствами массовой информации. Президентство Горбачева были лишь формальным. Основное количество республик отказалось от заключения Союзного договора после августовских событий. О «гласности» и «ускорении» Перестройки уже никто не думал. На повестку дня стал вопрос о дальнейшей судьбе СССР.

Окончательный распад

В последние месяцы 1991 года Советский Союз окончательно распался. Съезд народных депутатов распустили, Верховный Совет радикально реформировали, большинство союзных министерств ликвидировали, а вместо кабинета министров создали межреспубликанский экономический комитет. Государственный совет СССР, в который вошел президент Советского Союза и главы союзных республик, стал высшим органом по управлению внутренней и внешней политикой. Первым решением Государственного совета стало признание независимости стран Прибалтики.

1 декабря 1991 года на Украине провели референдум. Более 80% опрошенных высказались за независимость государства. В результате Украина также приняла решение не подписывать Союзный договор.

7-8 декабря 1991 года Б. Н. Ельцин, Л. М. Кравчук и С. С. Шушкевич, встретились в Беловежской пуще. По результатам переговоров политики объявили о прекращении существования Советского Союза и об образовании СНГ (Союза независимых государств). Сначала в СНГ вошли только Россия, Украина и Беларусь, но в дальнейшем к нему присоединилась все государства, входящие ранее в Советский Союз, кроме прибалтийских.

Итоги Перестройки в СССР 1985-1991 годов

Несмотря на то, что Перестройка закончилась пагубно, ряд важнейших изменений в жизнь СССР, а затем отдельных его республик, она все же принесла.

Положительные итоги перестройки:

  1. Жертв сталинизма полностью реабилитировали.
  2. Появилось такое понятие, как свобода слова и взглядов, а цензура стала не такой жесткой.
  3. Однопартийную систему ликвидировали.
  4. Появилась возможность беспрепятственного въезда/выезда в/со страны.
  5. Служба в армии для студентов, проходящих обучение, была отменена.
  6. Женщин перестали зажать в тюрьму за супружескую измену.
  7. Был разрешен рок.
  8. Формально прекратилась «холодная война».

Конечно же, Перестройка в СССР 1985-1991 годов имела и негативные последствия.

Вот лишь основные из них:

  1. Золотовалютный запас страны снизился в 10 раз, что вызвало гиперинфляцию.
  2. Международный долг страны вырос, по меньшей мере, в три раза.
  3. Темп экономического роста страны упал едва ли не до нуля - государство попросту замерло.

Ну, и главный негативный итог Перестройки в СССР 1985-1991 гг. - распад СССР.