Презентация на тему "земная поверхность нашего края". Презентация - поверхность нашего края Как выглядит поверхность нашего края















Западно – Сибирская равнина Западно – Сибирская равнина простирается от левого берега Енисея до Уральских гор Западно – Сибирская равнина простирается от левого берега Енисея до Уральских гор С юга на север ее пересекает другая река Сибири Обь Западно – Сибирскую равнину Ребята, давайте найдем Западно – Сибирскую равнину на карте



На побережье Каспийского моря находится Прикаспийская низменность, которая на 28 м ниже уровня моря. Давайте подумаем, что такое низменность? Низменность - равнина значительной протяженности, расположенная не выше 200 м над уровнем моря, с равнинной поверхностью










Среднесибирское плоскогорье От правого берега Енисея, до великой сибирской реки Лены простирается Среднесибирское плоскогорье Плоскогорье – тоже равнина, но она высоко – более чем на 500 м поднята над остальной местностью и обрывается по своим краям крутыми склонами.


На юге Среднесибирское плоскогорье переходит в горы: Алтай, На юге Среднесибирское плоскогорье переходит в горы: Алтай, Западный Саян, Западный Саян, Восточный Саян Восточный Саян Далее, за озером Байкал, находятся Яблоневый и Становой хребты, которые открывают цепь гор и нагорий


Горный хребет – цепь гор, с четко выраженными склонами, имеющая значительную протяженность. Нагорье – это участок земной поверхности, в пределах которого расположены горные хребты, горы, ущелья. Ущелье - узкая и глубокая расселина, трещина между горами.

Поверхность Пермского края неоднородна.

На западе и в центральной части находится холмистая Русская равнина: местами она изрезана оврагами, пересечена долинами рек. На северо-востоке и востоке проходят древние Уральские горы .

Самая высокая гора - Тулымский камень , высота которой 1469 м над уровнем моря.

Камнями на Урале называют скалы, резко возвышающиеся над остальной местностью.

Горы Среднего Урала достаточно разрушены. Вершины их округлые, куполообразные, высота незначительна.

Между Русской равниной и Уральскими горами находится низменная равнина. Она сложена в основном из гипса и известняка. Эти породы легко размываются и растворяются подземными и речными водами. В результате их разрушительного совместного действия здесь образовались пещеры, подземные реки, озера, провалы, подземные пустоты. Так, к юго-востоку от Перми находится немало пещер.

Самая крупная из них - Кунгурская ледяная пещера , известная не только в нашем крае, но и далеко за его пределами. Протяженность Кунгурской ледяной пещеры более пяти километров.

Это - подземный дворец! Сюда не проникает солнечные лучи, поэтому даже летом держится минусовая температура. Капли воды, просачиваясь сквозь трещинки, образуют сосульки, которые растут сверху вниз (их называют сталактиты) и снизу вверх (их называют сталагмиты). В лучах цветных фонарей все это искрится, создавая удивительную яркую картину.

Пещера состоит из множества гротов и переходов. Пещерные гроты имеют разные названия: "Полярный" (здесь царство льда). "Метеорный", "Коралловый", "Эфирный".

Самый красивый из них - "Бриллиантовый грот ", ледяные кристаллы, которого блестят и искрятся и при свете зажженных огней.

Встречаются в пещере и мрачные места, такие как грот "Данте " - в его глубине как будто притаилось каменное чудище.


А в гроте "Дружба народов " есть большое подземное озеро, оно находится на глубине около 1300 м и три метра в глубину, которую возможно рассмотреть, так как вода кристально чистая, и имеет природный зеленоватый оттенок, но очень холодное.


Ежегодно сюда съезжаются любознательные туристы посмотреть этот удивительный подземный дворец, даже встретить Новый год с живой елочкой. Удивительный факт - в гроте "Великан " новогодняя елочка может стоять, не осыпаясь без воды, круглый год и более лет.


Вот такая удивительная пещера есть в Пермском крае. Надолго остается в памяти ее сказочная красота.

В 100 км к югу-востоку от города Перми находится Ординская пещера .

В чем же ее особенность?

Это длиннейшая подводная пещера России, вторая по длине в Евразии и самая длинная в мире подводная пещера в гипсах.



Ординская пещера - это уникальный подводный город. Здесь огромное количество подземных галерей, которые можно рассмотреть благодаря прозрачной воде.

Исследователи, геологи, географы, биологи, изучая карстовые явления Урала, проводят постоянные наблюдения в пещерах и их окрестностях.

По подсчетам ученых, четыре пятых территории нашего края составляют холмистые равнины и одну пятую - горы .

Равнинная поверхность более удобна для сельского и лесного хозяйства, строительства промышленных предприятий, дорог и жилых комплексов. Трудности в хозяйственной деятельности человека создают горы, овраги, карстовые образования. Они мешают строительству дорог и промышленных объектов, сельскому хозяйству и добыче полезных ископаемых. Однако многие из них представляют собой удивительно красивые и величественные объекты, как, например, Чувальский камень .

Тип урока: комбинированный

Цель

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребён-ком личного опыта общения с людьми и природой;

Характеристика деятельности учащихся

Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить.

Описывать по своим наблюдениям формы земной поверхности родного края, находить на карте региона основные формы земной поверхности, крупные овраги и балки, извлекать из краеведческой литературы сведения о поверхности края. Обсуждать меры по охране поверхности своего края. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Планируемые результаты

Предметные

Знать понятия «овраг», «балка».

Уметь показывать на карте, глобусе горы, равнины, реки, различать объекты природы и изделия, объекты живой и неживой природы.

Метапредметные (Регулятивные. Познавательные. Коммуникативные)

П. - строить сообщения в устной форме, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Р. - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Учиться высказывать своȅ предположение.

К. - задавать вопросы, обращаться за помощью.

Личностные результаты

Чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к еȅ природе.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций.

Основные понятия и определения

«овраг», «балка».

Подготовка к усвоению нового материала

По своим наблюдениям, а также с помощью карты края и краеведческой литературы опиши основные формы земной поверхности в вашем крае. Не забудь, что равнины бывают плоскими и холмистыми, а горы — разной высоты.

Изучение нового материала

Ты уже знаешь, что на равнинах встречают-ся овраги. У них крутые, осыпающиеся склоны. На склонах оврагов обычно почти нет растений

Образование оврага начинается с маленькой рытвины на поверхности почвы. Потоки талой и дождевой воды размывают её, и поэтому овраг постепенно увеличивается. При этом он губит большие участки плодородной почвы.

Со временем (через много лет) склоны оврага становятся пологими, зарастают травой, кустар-никами, деревьями. Овраг перестаёт увеличи-ваться. Так он превращается в балку. Балка — это углубление с пологими, поросшими растени-ями склонами.

Если вы видели овраг во время экскурсии, расскажи о нём. Много ли в вашей местности оврагов? Есть ли в вашей местности балки? Расскажи о той, которую вы видели на экскурсии.

Осмысление и понимание полученных знаний

Подумай, где легче строить города, сёла, прокладывать дороги, обрабатывать землю — на равнине или в горах. Как люди используют по-верхность в вашем крае?

НАДО ЛИ ОХРАНЯТЬ... ПОВЕРХНОСТЬ?

Может быть, этот вопрос покажется странным. Надо охранять растения, животных, чистоту воз-духа и воды. А поверхность края?.. Разве ей что-нибудь угрожает? Давайте порассуждаем.

Во время экскурсий вы, наверное, обращали внимание на красоту окружающей местности. Что вы чувствуете, когда выходите на открытое место, откуда видно далеко вокруг? Наверное, чувствуете радость и гордость за родную зем-лю. Как она прекрасна!

Но бывает и так, что вместо этих чувств ис-пытываешь горечь и обиду. Например, у забро-шенного карьера. Когда-то здесь добывали пе-сок, глину или уголь. Теперь карьер — рана на поверхности земли. А ведь люди должны были его засыпать и на этом месте посадить лес или превратить карьер в пруд для разведения рыбы.

А в другом месте строители возводили новые дома и оставили большую свалку. Здесь и би-тые кирпичи, и осколки стекла, и ещё многое другое. Люди, которые работали на этой строй ке, нарушили закон, который запрещает выбра-сывать мусор где попало. А сколько подобных свалок уродуют поверхность нашей земли!

Не по-хозяйски поступает тракторист, если он распахивает землю на склоне так, что борозды спускаются вдоль склона. По этим бороздам по-сле первого же дождя потекут потоки воды — вот вам и начало оврага! Проводить вспашку можно только поперёк склонов. А крутые склоны совсем нельзя распахивать.

Чтобы остановить образование оврага, ма-ленькие рытвины закапывают и на этом мес-те сеют траву. Поперёк небольшого оврага ста-вят низкие плетни из ивовых кольев и прутьев. Со временем колья укоренятся, и образуется надёжный живой заслон для потоков воды. По краям и склонам оврага сажают деревья и кус-тарники.

Правильная и неправильная распашка склонов

Вы тоже можете участвовать в охране поверх-ности своего края. Обследуйте вместе со взрос-лыми окрестности города, села. Если обнару-жите заброшенный карьер, незаконную свалку, распашку вдоль склонов, рытвину, которая может превратиться в овраг, сообщите об этом в об-щество охраны природы. Примите участие в убор-ке мусора, в борьбе с оврагами

Вот и получается, что земную поверхность надо охранять не менее тщательно, чем воду и воз-дух, растения и животных.

Обсудим!

Какие случаи безответственного отношения людей к поверхности своего края вы знаете? Можно ли возместить урон, нанесённый приро-де в этих случаях? Как это сделать?

Самостоятельное применение знаний

Проверь себя

1.Расскажи о поверхности своего края. 2. Как используют поверхность в вашем крае? 3. Что значит «охранять поверхность»? 4. Какое участие в охране поверхности своего края могут при-нять школьники?

Горы, которых не должно быть

В некоторых районах нашей страны, там, где добывают из недр земли много полезных иско-паемых, выросли горы — терриконы. Выросли они не сами собой, их насыпали люди. Добы-вая полезные ископаемые, перерабатывая их, сваливали все отходы — пустую породу — в кучи. Кучи росли, росли... И вот получилось, что лю-ди, живя на равнине, оказались... в горах.

Терриконы совсем не безобидны. Ведь под ними оказались огромные площади плодородной земли, отнятые у сельского хозяйства. Сами терриконы распространяют вокруг себя тучи пы-ли, которая загрязняет воздух. Бывает, что тер-риконы загораются, распространяя едкий дым. А стекающая с них после дождей загрязнённая вода отравляет почву и водоёмы.

Люди борются с терриконами. Где-то их вы-равнивают, привозят почву и высаживают расте-ния. В некоторых местах научились извлекать из пустой породы терриконов ценные вещества. Так что созданные людьми горы постепенно ис-чезают.

Да, раньше этих гор не было. Нужно очень постараться, чтобы их не осталось и в будущем.

Терриконы

Вывод

Занимаясь хозяйством, люди используют по- . верхность своего края. Делать это нужно бе-режно, чтобы не нарушать красоту родной земли, не допускать образования оврагов и незаконных свалок.

Задания для домашней работы

1.Запиши в словарик: овраг, балка.

2.Нарисуй, как выглядит поверхность вашего края. Можно вылепить из пластилина, глины или сырого песка макет какого-нибудь её участ-ка (холма, оврага, горного хребта).

3.Если в вашей местности есть овраг, рас-спроси у взрослых, давно ли он существует, как изменился за это время, что делают люди, что-бы остановить его рост. Подумай, чем ты мо-жешь помочь взрослым.

Киров : Тайны Земли Вятской

Вятские овраги

Раздерихинский овраг

Сокровища Вятки - Подчуршинское городище

Древние отвалы и терриконы Башкирии

Планета Земля гигантский выработанный карьер?

Источники информации :

А. А. Плешаков учебник, рабочая тетрадьОкружающий мир 3 класс Москва

«Просвещение» 2014

Хостинг презентаций окружающий мир

Если вы видели овраг во время экскурсии, расскажи о нем. Много ли в вашей местности оврагов. Есть ли в вашей местности балки? Расскажи о той, которую вы видели на экскурсии.

Ответ. В нашем крае достаточно много оврагов. Овраг - форма рельефа в виде относительно глубоких и крутосклонных ложбин, образованных временными водотоками. Овраги возникают на возвышенных равнинах или холмах, сложенных рыхлыми, легко размываемыми породами, а также на склонах балок. Длина оврагов от нескольких метров до нескольких километров. Выделяют молодые (интенсивно развивающиеся) и зрелые овраги. Овраги наиболее в пределах лесостепной и степной зон. Овраги наносят большой вред сельскому хозяйству, расчленяя и уничтожая поля. Для борьбы с оврагами применяют запруды, подпорные стенки и др., а также производят посадку растительности, которая задерживает размывание почвы. Также в нашем крае встречается много балок. Балка – долина с пологими заросшими склонами. Во время снеготаяния и обильных ливней по дну балки может перемещаться временный водоток. Особенно многих в зоне степей.

Подумай, где легче строить города, села, прокладывать дороги, обрабатывать землю – на равнине или в горах. Как люди используют поверхность в вашем крае?

Ответ. В горах мало пригодной для земледелия земли, значит в горах будут преобладать добыча полезных ископаемых, охота и скотоводство. На просторах равнин при наличии хороших почв и достаточной влажности - земледелие, при засушливом климате - скотоводство.

На расселение людей, их образ жизни большое влияние оказывает рельеф местности, богатство недр полезными ископаемыми. Большая часть человечества живет на равнинах, где легче строить города, прокладывать дороги, вести хозяйство. В горах существует опасность землетрясений и других стихийных явлений, не встречающихся на равнинах.

Однако в горах природные условия разнообразнее и ресурсная база богаче, чем на равнинах.

В нашем крае большая часть населения живет на равнине, где строятся города, промышленные предприятия, шахты. В деревнях люди занимаются земледелием и скотоводством. В горах – это небольшие промышленные города, связанные с добычей и переработкой полезных ископаемых. Сельского хозяйства в них нет. Зато хорошо развит туризм.

Какие случаи безответственного отношения людей к поверхности своего края ты знаешь? Можно ли возместить урон, нанесенный природе в этих случаях? Как это сделать?

Ответ. В нашем крае существует проблема с заброшенными шахтами. Например, в городе Копейске Челябинской области в центре города находится самая опасная в Челябинской области шахта. В нее каждый час прибывает 250 кубометров воды, которые в любой момент могут выйти на поверхность земли. Когда вода наполнит заброшенный разрез до краев, в карьер сползет часть машиностроительного завода и сотни жилых домов. Проблема очень серьезная, так как таких шахт вокруг города не одна. Проблему решить можно, проведя рекультивацию шахт, хотя это стоит огромных денег.

Проверь себя

1. Расскажи о поверхности своего края.

Ответ. Рельеф Южного Урала отличается большим разнообразием. Он формировался на протяжении миллионов лет. В пределах Челябинской области имеются различные формы рельефа - от низменностей и холмистых равнин до хребтов, вершины которых превышают 1000 м.

По территории области проходит горный участок условной границы "Европа-Азия": по Урал-тау и Уральскому хребту. Самый длинный хребет в Челябинской области - Уреньга, протяженность его около 65 км. Хребет украшают десять вершин высотой более 1000 м.

2. Как используют поверхность в вашем крае?

Ответ. В нашем крае большая часть населения живет на равнине, где строятся города, промышленные предприятия, шахты. В деревнях люди занимаются земледелием и скотоводством. В горах – это небольшие промышленные города, связанные с добычей и переработкой полезных ископаемых. Сельского хозяйства в них нет. Зато хорошо развит туризм.

3. Что значит охранять поверхность?

Ответ. Это значит надо свести к минимуму вред, который наносит окружающей среде добычи полезных ископаемых, необходимо полнее изымать все полезное из уже добытого сырья. Это обеспечит получение большего количества нужных веществ и уменьшит отвалы ненужных.

Для восстановления земель, нарушенных карьерами и отвалами пустой породы, проводят специальные работы - рекультивацию. Для этого отвалы выравнивают, сверху насыпают грунт и насаждают деревья и кусты. Карьеры превращают в ставки, на берегах которых создают зоны отдыха.

Чтобы уменьшить негативное влияние земледелия на поверхность, нужно бережно вести ее возделывание. Рост оврагов останавливают насаждением растений на их склонах.

4. Какое участие в охране поверхности своего края могут принять школьники?

Ответ. Охранять поверхность – это означает вести борьбу с оврагами, засаживать их склоны растительностью, сообщать администрации поселения об обнаруженных заброшенных карьерах, свалках. Принимать участие в экологических субботниках.

Задания для домашней работы

1. Запиши в словарик: овраг, балка.

Овраг - форма рельефа в виде относительно глубоких и крутосклонных ложбин, образованных временными водотоками.

Балка – углубление с пологими, поросшими растениями склонами.

2. Нарисуй как выглядит поверхность вашего края. Можно вылепить из пластилина, глины или сырого песка макет какого-нибудь ее участка (холма, оврага, горного хребта).

3. Если в вашей местности есть овраг, расспроси у взрослых, давно ли он существует, как изменился за это время, что делают люди, чтобы остановить его рост. Подумай, чем ты можешь помочь взрослым.

Ответ. У нас есть несколько оврагов. Они существуют давно. Овраги наносят большой вред главным образом сельскому хозяйству, расчленяя и уничтожая поля. Для предупреждения роста оврагов делают препятствия, которые задерживают сток воды в овраг, на склонах высевают многолетние растения, при необходимости некоторые склоны засыпают землей. В нашем крае за оврагами ведется постоянное наблюдение. Благодаря этому рост оврагов почти не происходит.

Вспомни, какие моря, озера, реки есть в России. Что ты знаешь о водных богатствах своего края?

В России очень много морей, озер и рек. Моря: Чёрное, Белое, Балтийское, Охотское, Лаптевых, Азовское и другие. Озера: Каспийское море, Байкал, Ладожское, Онежское. Реки: Волга, Енисей, Лена, Ока, Иртыш, Амур.

Наш край обладает значительными запасами водных ресурсов, большую долю которых составляют озера и пруды. Также у нас есть реки. И водохранилища.

Большая часть названий озер происходят из татарского и башкирского языка. В наименованиях водоемов часто встречается слово «куль», что означает «озеро». Таковы, к примеру, названия озер Абаткуль, Большой Кременкуль, Табанкуль, Большой Теренкуль, Зюраткуль. Крупнейшие озера края: Увильды, Тургояк, Большой Кисегач, Иткуль, Иртяш.

Озеро Увильды – самое большое озеро, расположенное у подножья Уральских гор. Вода в нем слабо минерализованная, очень чистая и прозрачная. За необычный оттенок воды озеро называют голубой жемчужиной Урала.

Еще одно красивейшее озеро Южного Урала расположено вблизи поселка Тургояк, что севернее станции города Миасса. Этот крупное и глубокое озеро Тургояк, окруженный горами и хвойными лесами, имеет площадь, равную 25 квадратным километрам. Озеро Большой Кисегач находится в 8 километрах к северо-востоку от города Касли, и имеет тектоническое происхождение. Истоком озера считается река Чартонышка.

Многие озера – места отдыха, используются как место рыбалки.