Предмет метод и система курса прав человека. Раздел I. Общая теория прав человека. Предмет и метод учебной дисциплины «Права человека»

Профессиональная деятельность будущего специалиста в области правового образования различных категорий населения - от учащихся образовательных учреждений до государственных служащих с необходимостью связана с обеспечением и защитой разнообразных прав и свобод человека и гражданина - от прав ребенка и семьи до прав военнослужащего и осужденного.

Поэтому закономерно, что изучение теории прав человека, во-первых, - есть один из краеугольных камней специального раздела правовой подготовки выпускника-юриста, во-вторых, теоретические знания, подкрепленные систематическим овладением студентами умениями и навыками практического использования этих знаний, станут основой эффективного обеспечения и охраны (защиты) выпускников как собственных прав и свобод, так и прав и свобод других граждан и организаций. Это обусловлено тем, что в наше время уровень профессионализма специалиста гуманитарного профиля, в том числе и особенно в области практического правового обучения и воспитания, в целом правового образования, в определяющей степени зависит от грамотности такого специалиста в области знания прав и свобод человека и гражданина и, прежде всего, грамотности и эффективности его работы в области практической защиты прав и свобод людей и организаций. Такой специалист обязан профессионально не только проконсультировать граждан (учащихся, педагогов, сотрудников образовательных учреждений и др.), но и активно осуществлять необходимые действия по обеспечению такой защиты.

Роль учебного курса «Теория прав человека» определяется, прежде всего, самим его предметом, выступающим одновременно и объектом науки теории прав человека. Современный уровень развития человеческой цивилизации и в то же время уровень цивилизованности общественных отношений в значительной, а во многих случаях и в определяющей степени, обусловлен тем, как понимаются, обеспечиваются, соблюдаются (уважаются), защищены и охраняются права человека и гражданина на внутригосударственном (национальном) и международном уровнях. Помимо этого исключительное значение имеет проблема прав человека в «мирном» и «конфликтном» (речь идет главным образом о вооруженных конфликтах внутригосударственного и международного характера) измерениях. Поэтому проблема прав человека играет особую роль [как в теоретическом (и, стало быть, и в учебно-познавательном), так и особенно в практическом отношениях] для профессиональной подготовки будущего специалиста в области юриспруденции.

Учебный курс «Теория прав человека» тесно связан со всеми дисциплинами, изучаемыми в течение всего периода учебы студентами: общегуманитарными (философия, социология, культурология, психология), юридическими и дисциплинами психолого-педагогического цикла.

Так, из юридических дисциплин курс имеет наиболее тесные связи с такими общими и специальными учебными курсами, как «Теория государства и права», «История государства и права», «История политических и правовых учений», «Конституционное право», «Административное право», «Правоохранительные органы», «Прокурорский надзор», «Гражданское право», «Семейное право», «Уголовное право», «Гражданский процесс», «Уголовный процесс», «Уголовно-исполнительное право», «Предпринимательское право», «Жилищное право», «Образовательное право», «Юридическая конфликтология», «Методика правового обучения», «Профилактика правонарушений», и др. Изучаемый курс можно рассматривать как своего рода оселок, на котором проверяется системный характер правовой подготовки студента.

Учебный курс «Теория прав человека» тесно связан и с общими и специальными дисциплинами психолого-педагогического блока: «Общая психология», «Общая и профессиональная педагогика», «Профессиональная психология», «Педагогическая конфликтология», «Педагогико-правовая работа с несовершеннолетними» и др.

Еще по теме Место и роль учебного курса теория прав человека в системе общественных наук:

  1. Мнения ученых о месте и роли доказывания, преимущественно процессуального, в правоприменении.
  2. Глава 1. Преподавание учебной дисциплины "Адвокатура в России". Предмет и метод учебной дисциплины
  3. § 1. Понятие, сущность и природа политических прав и свобод граждан в России, их развитие в современном государстве
  4. Место и роль учебного курса теория прав человека в системе общественных наук
  5. 1.1. Налоговый контроль в системе государственного контроля в налоговой сфере
  6. §3. Исключительные имущественные права (интеллектуальная собственность) и ноу-хау, используемые в предпринимательской деятельности

Пояснительная записка

Учебная дисциплина «Права человека» читается студентам юридического факультета очной формы обучения на 4 курсе и заочной формы – на 5 курсе.

Программа учебной дисциплины разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности «юриспруденция» и действующим в ЛГУ им. А. С. Пушкина Учебным планом подготовки специалистов.

Цели преподавания предмета:

Расширение знаний студентов в области прав человека;

Изучение обучаемыми источников и содержания правовой защиты человека;

Формирование у студентов – будущих юристов навыков использования соответствующих нормативных правовых актов для регулирования прав человека в России.

Изучение дисциплины призвано способствовать осознанию студентами сложности и в то же время огромной важности правовой защиты человека в жизни современного российского общества и формированию у них профессиональной правозащитной направленности.

В результате изучения предмета будущий специалист – юрист должен:

- знать генезис, определение и классификацию прав человека;

Усвоить соотношение и содержание понятий «права человека» и права «гражданина»

Знать внутригосударственные и международные правовые акты и нормы, регулирующие правовую защиту человека;

Представлять цели и принципы правовой защиты человека;

Знать структуру и содержание элементов механизма правовой защиты человека

Усвоить формы правовой защиты человека;

Уметь применять полученные при изучении учебной дисциплины теоретические знания в будущей профессиональной деятельности;

Уметь готовить соответствующие правовые документы, относящиеся к правовой защите человека и осуществлять меры по восстановлению его нарушенных прав;

Уметь осуществлять первичную юридическую консультацию граждан по изучаемым вопросам.

На аудиторные занятия отводится 57 часов, в том числе: 35 часов – на лекции; 22 – на семинары.

Семинарские занятия служат закреплению и углублению теоретических знаний, полученных на лекциях и в ходе самостоятельной работы, приобретению навыков сравнения, анализа и толкования правовых норм, регулирующих реализацию прав и правовую защиту человека.

Практические занятия предполагают решение практических задач, составление и последующую оценку образцов различных документов, необходимых для представления в соответствующие судебные и правоохранительные органы с целью разрешения по существу конкретных дел по правовой защите человека.

Аудиторные формы занятий предполагают обязательную самостоятельную работу студентов. Она включает в себя: изучение ими действующих правовых актов по правам человека, рекомендованной и дополнительной литературы (в том числе монографий и материалов периодической печати), выполнение домашних заданий и подготовку к лекциям и семинарам.

Форма итогового контроля – зачёт.

2. Тематический план учебной дисциплины «Права человека»

Очная форма обучения

№ п/п Наименование тем Всего лекций семинаров сам. работа
Система прав человека
Итого

Заочная форма обучения (полный срок обучения)

№ п/п Наименование тем Всего лекций семинаров сам. работа
Предмет, метод, система и значение учебной дисциплины «Права человека»
Правопонимание прав и свобод человека: единство и различия
Права человека и гражданина и их соотношение
Факторы, определяющие права человека как основные
Абсолютные права человека и ограничение прав
Прирождённость и неотчуждаемость основных прав человека
Высшая юридическая сила и прямое действие основных прав человека
Всеобщность и равенство прав человека
Личная неприкосновенность человека
Система прав человека
Понятие и содержание механизма обеспечения прав человека
Механизм охраны прав человека
Механизм квалифицированной юридической помощи человеку
Механизм защиты права человека: определение и содержание
Итого

Заочная форма обучения(на базе среднего специального образования, на базе высшего образования)

№ п/п Наименование тем Всего лекций семинаров сам. работа
Предмет, метод, система и значение учебной дисциплины «Права человека»
Правопонимание прав и свобод человека: единство и различия
Права человека и гражданина и их соотношение
Факторы, определяющие права человека как основные
Абсолютные права человека и ограничение прав
Прирождённость и неотчуждаемость основных прав человека
Высшая юридическая сила и прямое действие основных прав человека
Всеобщность и равенство прав человека
Личная неприкосновенность человека
Система прав человека
Понятие и содержание механизма обеспечения прав человека
Механизм охраны прав человека
Механизм квалифицированной юридической помощи человеку
Механизм защиты права человека: определение и содержание
Итого

Тема 1. Предмет, метод, система и значение учебной дисциплины «Права человека»

Историческая и социально-правовая необходимость введения учебной дисциплины «Права человека». Международный конгресс по преподаванию прав человека (1978 г.). Международные обязательства государств по распространению знаний и образования в области прав человека.

Предмет учебной дисциплины «Права человека»: определение, характеристика. Соотношение «Прав человека» и других научных дисциплин. Комплексный характер предмета научной дисциплины о правах человека

Метод познания учебной дисциплины «Права человека». Диалектический метод познания. Системный подход к изучению прав человека. Историзм и права человека. Роль частнонаучных и специальных (юридических) методов познания прав человека

Система учебной дисциплины «Права человека».

Современная система прав и свобод индивида представляет собой единый комплекс международных и национальных норм о правах человека. Вся совокупность прав и свобод человека и гражданина составляет систему прав человека - единое целое, включающее взаимосвязанные права первого, второго и третьего поколений. Система прав человека совместно с механизмами их гарантий имеет всемирное значение для человека, так как предстает средством защиты, предупреждений и преодоления глобальных угроз, создающих опасность его существованию.

Традиционно в науке права и свободы делятся на группы: на международном уровне принято классифицировать права по нескольким основаниям. Однако, проводя классификацию прав человека, необходимо помнить, что все права и свободы взаимосвязаны между собой и составляют целостную и единую систему, характеризующуюся, несмотря на свое постоянное развитие, определенной степенью стабильности соответствующих правовых норм.

Рассмотрим некоторые из наиболее часто используемых классификаций.

По субъектам права и свободы классифицируют на права человека и права гражданина.

Разграничение прав индивида на права человека и права гражданина вытекает из дуализма гражданского и политического общества. Человек - существо одновременно биологическое и социальное, поэтому его права, несмотря на их естественный и индивидуальный характер, реализуются в процессе общественных связей, в социальной среде и вне ее во многом теряют свой смысл. Объем прав, входящих в правовой статус личности, зависит от того, выступает ли индивид в качестве представителя гражданского общества, т.е. человека, или в качестве представителя политического общества, т.е. гражданина. Как член гражданского общества (как биологическое, физическое существо) индивид обладает равными правами со всеми другими людьми не только в своей стране, но и в мире. В качестве члена политического общества человек выступает тогда, когда обладает особым статусом, предполагающим юридически закрепленную государственную принадлежность лица, - гражданством. Права гражданина касаются сферы отношений индивида с государством. В последнем случае человек равноправен только с теми, кто также является гражданином данной страны, объем их прав и обязанностей больше, чем у тех, кто к этому государству не принадлежит. Как правило, разграничение прав на права человека и гражданина закрепляется в конституциях. Это отражено в используемых формулировках. Когда речь идет о правах, принадлежащих человеку как члену гражданского общества, то употребляются формулировки "каждый", "все", "никто". Права человека подразумеваются и в тех случаях, когда конституционный текст закрепляет обезличенную обязанность государства что-то "гарантировать", "признавать" или "охранять". Когда же речь идет о правах, предоставляемых только лицам, имеющим гражданство данного государства, то употребляется четкая формулировка: "каждый гражданин", "все граждане", "граждане имеют право" - или указывается на национальную принадлежность лица. Следовательно, за терминологическим различием стоит различие правового статуса, т.е. объема прав и обязанностей человека и гражданина.

Также выделяют по данному основанию коллективные и индивидуальные права. Права индивида - это естественные права, присущие всем от рождения. Как правило, они осуществляются и защищаются индивидуально, хотя могут быть реализованы и коллективно. Коллективные права - это права социальной группы (ассоциации, народа, национального меньшинства и др.). Они не являются естественными и не должны противоречить индивидуальным правам. Коллективные права качественно отличаются от индивидуальных, их, как правило, нельзя осуществить индивидуально или рассматривать как совокупность индивидуальных прав лиц, составляющих определенную общность. Нередко по формулировкам, используемым в конституциях, нельзя судить о коллективном или индивидуальном характере прав и свобод. Например, положение ст. 32 Конституции РФ о том, что "граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства" вовсе не означает, что только объединившись все вместе граждане наделяются таким правом. В подобных случаях следует оценить природу данного права и проанализировать возможность его осуществления в индивидуальном порядке.

Несмотря на разную природу, индивидуальные и коллективные права неразрывно связаны между собой и взаимозависимы. При реализации коллективных прав ни в коем случае не должны ущемляться и подавляться права индивида, являющиеся мерилом уровня демократии и наличия правового государства.

Трудность деления прав на индивидуальные и коллективные заключается в том, что в нормативных актах нет понятия группы и численного критерия. Кроме того, некоторые права, являясь индивидуальными, не могут быть осуществлены одним лицом (право на вступление в брак, право на ассоциацию). А часть коллективных прав может осуществляться одновременно и индивидуально.

В зависимости от возможности ограничения государством права и свободы классифицируют на абсолютные и относительные.

В отношении абсолютных прав не допускаются ограничения и отступления (приостановление) ни при каких обстоятельствах. Относительные права, напротив, могут быть приостановлены на определенный срок в случае введения чрезвычайного или военного положения или ограничены. При этом меры по ограничению должны быть предусмотрены законом, исключительно в законных целях и должны быть необходимы в демократическом обществе. Так, международные акты по правам человека предусматривают допустимые критерии отступления от прав и свобод в чрезвычайных ситуациях (ст. 15 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. 4 Международного пакта о гражданских и политических правах, ст. 27 Американской конвенции о правах человека). Согласно данным актам государства могут пользоваться правом на дерогацию при военном положении, при стихийных бедствиях и в других случаях, если существует угроза жизни нации. К сожалению, и данная классификация не является строгой, поскольку перечень абсолютных прав в разных документах не является одинаковым.

По назначению в механизме правового регулирования права человека условно можно поделить на "материальные" и процессуальные.

Материальные права обеспечивают целостность личности, неприкосновенность частной жизни и возможность самореализации. Процессуальные права дают возможность процессуальной защиты. Это право на справедливое судебное разбирательство и все соответствующие процессуальные гарантии (право на беспрепятственный доступ к правосудию, право на судебное разбирательство в разумный срок, право на защиту, право не свидетельствовать против себя и др.), а также все другие права и гарантии лица, "оказавшегося в сфере юстиции и деятельности правоохранительных органов" (право на незамедлительное рассмотрение судом вопроса о законности ареста или задержания, право на компенсацию в случае незаконного ареста и т.д.).

По источникам (принадлежности к социальным нормам-регуляторам) права человека делят на естественные и позитивные.

Естественные права основаны на моральных нормах, они отражают объективные закономерности бытия человека. Естественная теория подходит к правам человека как к первичным, возникшим до закрепления их государством, а закон лишь фиксирует уже существующие права и свободы. Причем законодатель должен создавать нормы, отвечающие объективным закономерностям. К естественным правам относят: право на жизнь, свободу вероисповедания, свободу выражения мнений и др.

Противоположной естественной теории в сфере прав человека является позитивистская. Она подходит к правам человека как к категории, которая установлена государством ("без закона нет прав человека"), т.е. государство создает права человека. Таким образом, позитивные права формально определены, закреплены в нормах международного и национального права, что позволяет их использовать на практике.

По сфере реализации выделяют личные (естественные и гражданские), политические, социально-экономические, культурные права.

Данная классификация имеет, пожалуй, наибольшее практическое значение, так как она отражает специфику характера прав и свобод человека и тех сфер жизнедеятельности, в которых они реализуются. Как правило, в соответствии с данной классификацией права и свободы излагаются в национальном законодательстве, в первую очередь в конституциях. В большинстве международных и национальных актов данное разделение прав и свобод прямо не делается, но в изложении заметно объединение прав и свобод по указанным критериям.

Учитывая постоянное расширение круга прав, свобод и обязанностей человека, исследование классификации прав человека помогает лучшему уяснению относительной целостности прав и свобод каждой категории и облегчает изучение данного института.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

Составитель

Канд. юр. наук, доцент

Казань 2012

I. Общие вопросы теории прав человека.

Введение. Предмет и задачи курса. Система курса прав человека. Методы познания.

Тема 1. История развития прав человека.

Происхождение прав человека.

Права человека в эпоху античной цивилизации. Древняя Греция и Рим.

Европейский феодализм как эпоха формирована принципов и свобод человека.

Доктрина и практика прав человека в период кризисе феодализма и победы ранних буржуазных революций:

Формирование личных и политических прав человека у гражданина в период антифеодальной революции в Англии (г. г. и 1688г.);

Идеи прав человека в трудах французских просветителей Декларация прав человека и гражданина 1879 г.;

Права человека в эпоху возникновения государства США

Теоретические аспекты прав человека в трудах Канта, Гегеля. дореволюционных русских ученых (, Соловьев B. C.).

Теории прав человека:

- Теория естественных прав человека,

Теория права законов (юридический позитивизм),

Рациональная теория прав человека,

Теория природной эволюции прав человека

Социалистическая концепция прав человека.

Теория прав человека в условиях современных западных демократий.

Теоретические аспекты прав человека конца XX века: мо­дернизация мировоззренческих подходов к правам человека.

1. Происхождение прав человека.

2. Права человека в эпоху античной цивилизации. Древняя Греция и Рим.

3. Идеи прав человека в трудах французских просветителей Декларация прав человека и гражданина 1879 г.

4. Теории прав человека.

Литература.

Азаров человека: новое знание. - М., 1995.

Соловьев и права человека (на взгляд ма­сонов), Московский журнал международного права, (далее МЖМП), 2000. № 3.

Витрук человека: состояние и перспективы раз­вития // Право и власть. - М., 1990. С. 154-179.

Маклаков конституционных прав и свобод в странах Западной Европы. ИНИОН АН СССР. М. 1991.

Общая теория прав человека. М., 1996.

Права человека в истории человечества и в современном мире. М., 1989.

Права человека. Учебник для вузов. Отв. редактор - . М., 1999.

Тема 2. Права человека; сущность, назначение и система прав человека.

1. Понятие прав человека: генезис, многообразие подходов к

понятию прав человека. Определение понятия "права челове­ка ". Основные значения понятия "права человека ".

2. Права человека, политика и мораль. Соотношение поли­тики и прав человека. Права человека как критерий нравствен­ности измерения политики. Права человека как сфера взаимо­дополнения права и морали. Общечеловеческие ценности и права человека. Права человека и внешняя политика.

3. Система прав человека. Основные и иные права человека. Концепция трёх "поколений" прав человека. Права индиви­да и коллективные права, личные (гражданские) права и свободы. Политические права и свободы, экономические и социальные права. Культурные права.

4. Проблема ограничения прав и свобод человека. Цели, усло­вия, основания и порядок введения мер по ограничению прав человека в законодательстве государств;

Основания, оправдывающие меры по ограничению (вмешатель­ству публичной власти в осуществление) прав человека и граж­данина:

Общие интересы государства и общества;

Национальная безопасность;

Охрана здоровья и нравственности;

Защита экономического благосостояния страны;

Поддержание общественного порядка.

Порядок соблюдения прав человека в условиях действия в стране или в отдельных её регионах чрезвычайного положе­ния.

1. Понятие прав человека, их генезис.

2. Система прав человека.

3. Основные и иные права человека. Концепция трёх "поколений" прав человека.

4. Проблема ограничения прав и свобод человека.

5. Порядок соблюдения прав человека в условиях действия в стране или в отдельных её регионах чрезвычайного положе­ния.

Литература.

Бережнов личности: некоторые вопросы теории. М., 1991.

Вне конфронтации. Международное право в период после холодной войны. М.,"Спарк",1996.

Грязнов и конституционные основы ин­ститута чрезвычайного положения // Государство и право, 1994, № 6.

Закрепление прав и свобод человека в зако­нодательстве. В кн.: Общая теория государства и права. - М., 1994.

Права человека. Вопросы и ответы. - ЮНЕСКО, 1996.

Мюллерсон человека: идеи, нормы, реальность. М., 1991.

Новоселов положение граждан в советском государственном управлении . - Саратов. 1976.

Никитин человека. Учебное пособие для средней школы . М. 1993.

Права человека. Проект ООН. - 4.3:Свобода личности в праве. Подготовлен Эрикой - Иреной Диас. -Нью-Йорк.-1993.

Права человека: проблемы и перспективы. М., 1990.

Права человека в истории человечества и в современном мире. - М., 1989.

Право и чрезвычайные ситуации. М. 1992.

Право на дерогацию в практике применения Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. ИНИ-ОН АН СССР. М. 1991.

Строгович личности: Вопросы теории - // Воп­росы философии. М., 1979., № 4.

Сун Юнь Тао, Сущность и назначение прав человека. МЖМП, 1999, №3/35.

Хазанов ограничение административ­но-правового статуса гражданина в условиях чрезвычайного положения // Правозащитник, № 5.

Щеглов и свободы в условиях чрезвычайного положения. В кн.: Социальная защита. М., 1996., т.2.

Закон РСФСР о чрезвычайном положении. См.: Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1991., №22.

Об Уполномоченном по правам человека в Республике Татарстан // Сборник работ конференции по правам человека. Великий Новгород. 10-12 декабря 2002 .

Гарипов человека и экспериментальная и исследовательская деятельность в медицине и психологии // Материалы региональной научно-практической конференции. Министерство социальной защиты Республики Татарстан. Казань. 2002.

Амирова и понятие конституционных прав и свобод человека и гражданина: история и современность. // Сборник аспирантских научных работ юридического факультета КГУ. Выпуск 5. Часть I. – Казань: Центр инновационных технологий , 2004.

Вагизов человека. Спецкурс. – Казань, 2004.

Тема 3. Права человека и государство.

Правовой статус человека: понятие и структура.

Гражданство: понятие, приобретение и утрата граждан­ства, двойное гражданство; многогражданство и безгражданство.

Права человека и правовое государство. Понятие и основ­ные признаки правового государства. Теория и практика пра­вового государства и разделения властей. Российская госу­дарственность и права человека. Проблема формирования правового государства в России.

Права человека и социальное государство. Пути форми­рования социального государства в условиях реформирования экономических отношений в России

Принципы развития и охраны прав человека в доктрине и практике западных демократий. Статус социально-экономи­ческих прав в законодательстве и судебной практике госу­дарств.

Ответственность государств за нарушения прав человека (и гражданина): Правовые последствия для государств, на­рушающих права человека. Ответственность властей за гру­бые и массовые нарушения прав человека.

Формирование института ответственности государств в международном праве за нарушение прав человека. Отноше­ние государство - государство в механизме ответственности за нарушение прав человека. Международно-правовая ответ­ственность государства за действия своих органов и должно­стных лиц. Ответственность за действия других субъектов меж­дународного права.

Вопросы к семинарскому занятию.

1. Правовой статус человека: понятие и структура.

2. Права человека и правовое государство. Понятие и основ­ные признаки правового государства.

3. Права человека и социальное государство.

4. Ответственность государств за нарушения прав человека (и гражданина).

Литература.

Доклад о соблюдении прав человека и гражданина в РФ за 1994 г. // Правозащитник. 1995., № 3.

Ковалев человека в современной России // Человек, 1995, № 1.

Ковалев Комиссии по правам человека при Президенте РФ за г. г. // Новое время. 1996 / 2.

Правовое государство и международное со­трудничество в области прав человека.

Права человека в России - международное измерение. Вып.1. М.,"Права человека", 1995.

Международное право в современном мире. М., 1991.

Центральная и восточная Европа. Проблемы прав человека и демократии. Материалы международной конференции ЮНЕСКО. Москва, 26-28 апреля 1995г., Изд-во МНИМП, 1995, М., 1995.

Амирова и понятие конституционных прав и свобод человека и гражданина: история и современность. // Сборник аспирантских научных работ юридического факультета КГУ. Выпуск 5. Часть I. – Казань: Центр инновационных технологий, 2004.

II. Внутригосударственные нормы, механизмы и меры обеспечения прав и свобод человека.

Тема 4. Внутригосударственные нормы и национальные институты защиты прав человека. Защита прав человека в законодательстве РФ.

Доклад о деятельности Уполномоченного по правам чело­века в Российской Миронова в 1998 году. // Российская газета от 01.01.01.

Дело № 2. Альманах Комитета по защите прав человека Республики Татарстан. 1996.

Защита прав человека в условиях перехода к рынку - Круг­лый стол // Советское государство и право, 1993, № 6.

Игнатенко о защите прав человека и ос­новных свобод в российской правовой системе: реальности и перспективы //Российская Федерация в Совете Европы: проблемы применения норм защите прав человека. Матери­алы международного семинара - Екатеринбург, 1998. С. 3-8.

Конституция Российской Федерации и совершенствова­ние механизмов защиты прав человека. М. Институт государ­ства и права РАН. 1994.

М - Международные стандарты в сфере прав человека и проблемы российского законодательства. // Пра­вовые проблемы евроазиатского сотрудничества: глобаль­ные и региональные изменения. - Екатеринбург, 1993.

Юридическая сила норм Европейской Кон­венции о защите прав человека в российской правовой системе.// Российская Федерация в Совете Европы: проблемы применения норм о защите прав человека. - Екатеринбург, 1998.

Мониторинг законодательства Республики Татарстан. Жур­нал "Панорама - Форум". - Казань, №

Неправительственные орга­низации перед лицом Европейской Комиссии по правам че­ловека. Страсбург.

Развитие неправительственных правозащитных организа­ций в бывших автономиях СССР. Казань. 1998.

Саад Зайнаб. Национальные меры имплементации по пра­вам человека. Киевский университет, Киев, 1993.

Международный Пакт о гражданских и политических пра­вах (23 марта 1976 г.);

Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах (3 января 1976 г.);

Факультативные протоколы к Пакту о гражданских и по­литических правах (о частных жалобах и об отмене смертной казни);

Универсальные международные акты, направленные на пре­сечение преступлений против человечества: Конвенция о пре­дупреждении преступления геноцида и наказаний за него 1948 г. Конвенция о пресечении преступления апартеида и наказания за него 1973 г., Конвенция о неприменении срока давности к военным преступлениям и преступлениям про­тив человечности 1968 г. Международная конвенция о лик­видации всех форм расовой дискриминации 1965 г.;

Международные акты, имеющие целью защиту интере­сов индивида от злоупотреблений со стороны органов госу­дарства или отдельных лиц и организаций: Конвенция о борь­бе с дискриминацией в области образования 1960 г., Кон­венция о ликвидации всех форм дискриминации в отноше­нии женщин 1979 г. и др.

Международные акты о сотрудничестве государств в деле достижения позитивных результатов в обеспечении прав чело­века: Конвенция о равном вознаграждении мужчин и жен­щин за труд равной ценности 1951 г. Конвенция о граж­данстве замужней женщины 1957 г., Конвенция о сокраще­нии безгражданства 1961 г., Конвенция о статусе беженцев 1951 г., Конвенция о политике в области занятости 1964 г., Конвенция об охране заработной платы 1949 г.

Международные акты (конвенции, рекомендации), при­нятые в рамках специализированных учреждений ООН (МОТ, ЮНЕСКО, ВОЗ и др.) и международных конференций: Вен­ская декларация и Программа действий - 25 июня 1993 г., Воззвание Тегеранской Конференции от 01.01.01 г.

Вопросы к семинарскому занятию.

1. Особенности меж­дународной защиты прав человека как отрасли международ­ного права.

2. Права человека и изменение традиционной роли госу­дарства в международных отношениях.

3. Международные нормы по защите прав человека, со­держащиеся в универсальных документах.

4. Международные нормы по защите прав человека, со­держащиеся в региональных документах.

Литература.

Кофи, Общая судьба - новая решимость. Годо­вой доклад о работе Организации за 2000 год, ООН, Нью-Йорк, 2000.

Кофи, Проблема вмешательства. Выступление Генерального секретаря ООН, ООН, Нью-Йорк, 2000.

Кофи. Обновление на переходном этапе ООН. - Нью-Йорк. 1997.

Бутрос Бутрос Гали. ООН и права человека. - М., 1995.

Алексеева нормы о правах человека. – М., 1996.

Международные нормы в области прав человека: теория и практика (Пособие для российских судей).

Бекназар-Юзбашев человека и международное право . М., 1996.

Вне конфронтации. Международное право в период холод­ной войны. М., "Спарк",1996.

ООН и права человека. Механизм создания и осуществления нормативных актов. - Владивосток, 1998.

Гаврилов государств в области прав человека и ООН. - Владивосток. 1992.

Гражданские и политические права: Комитет по правам человека. ООН. Права человека. Изложение фактов. №

Деятельность ООН в области прав человека. - Нью-Йорк, 1974.

В. Индивид - субъект международного права. // Советское государство и право. 1989. № 11.

Кузнецов протокол к Международ­ному Пакту об экономических, социальных и культурных правах. // МЖМП. 1996. № 3.

Карташкин декларация прав человека в со­временном мире. // Советский ежегодник международного права. - М.1989.

Карташкин человека в международном и внут­ригосударственном праве. М., 1995.

Карташкин человека: некоторые итоги и перс­пективы. // Власть. - М-, 1997, № 3

Вне конфронтации. Международное право в период после холодной войны.- М., "Спарк", 1996.

Мовчан человека и международные отношения. М., 1982.

Мингазов норм международного пра­ва. Теоретические проблемы.- Казань, 1999.

Мюллерсон человека, идеи, нормы, реальность. М., ЮЛ., 1991.

Си гарт П., Международное право прав человека. - Окс­форд, 1984. // Международное сотрудничество и права чело­века.- Реферативный сборник АН СССР, М., 1989.

Черниченко и международное право. - М., 1980.

Гарипов человека и экспериментальная и исследовательская деятельность в медицине и психологии // Материалы региональной научно-практической конференции. Министерство социальной защиты Республики Татарстан. Казань. 2002.

Мингазов человека в России и Европейский Суд по правам человека. // Тезисы докладов международного форума: «Международное и Европейское право: проблемы определения и защиты демократии, правового государства и прав человека». – Нижний Новгород: ННГУ им. , 2004.

Тема 9. Международные документы регионального характера в области прав человека.

1. Документы Совета Европы: Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (4 ноября 1950 г.);

Протоколы № 1-11 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (1952 по 1994 г. г.); - Европейская Соци­альная Хартия (18 октября 1961 г.); дополнительный Прото­кол к Европейской социальной хартии (5 мая 1988 г.); Евро­пейская культурная конвенция (19 декабря 1964 г.); Евро­пейская конвенция о пресечении терроризма (27 января 1977 г.); Конвенция о передаче осужденных лиц (21 марта 1983 г.); Европейская хартия о региональных языках меньшинств (5 ноября 1992 г.); Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств (18 апреля 1955 г.);

2. Документы по правам человека принятые в Африке, Ла­тинской Америке и Азии:

Американская конвенция о правах человека (22 ноября 1969 г.); Африканская Хартия прав человека и народов (26 июня !981 г.); Тунисская декларация о правах народов (1988 г.). Азиатско-тихоокеанская декларация человеческих прав индивидов и народов (1988).

3. Документы Содружества Независимых государств; Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека (26 мая 1995 г.); Положение о Комиссии по правам человека СНГ (24 сентября 1993 г.); Конвенция об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам.(21 октяб­ря 1994 г.)

4. Документы Организации по безопасности и сотрудниче­стве в Европе: Заключительный акт Совещания по безопас­ности и сотрудничеству в Европе (1 августа 1975 г.); Итого­вые документы Мадридской и Венской встреч по человечес­кому измерению (6 сентября 1983 г. и 15 января 1989 г.); До­кументы Копенгагенского совещания Конференции по че­ловеческому измерению (29 июня 1990 г.); Парижская Хар­тия для новой Европы (21 ноября 1990 г.); Документ Мос­ковского совещания Конференции по человеческому изме­рению СБСЕ (3 октября 1991 г.).

Вопросы к семинарскому занятию.

2. Документы по правам человека принятые в Африке, Ла­тинской Америке и Азии.

3. Документы Содружества Независимых государств.

4. Документы Организации по безопасности и сотрудниче­стве в Европе.

Литература.

Абашидзе в СНГ применяются нормы междуна­родного гуманитарного права // МЖМП. 2000. № 3.

Аметистов тенденции развития права европейских сообществ // Советское государство и право. 1985. №7.

Россия в Совете Европы // Человек и труд. М., 1996, № 5.

Вне конфронтации. Международое право в период холод­ной войны. М.,"Спарк", 1996. Гл. 9.

Европейская конвенция о правах человека и - Европейская социальная хартия: право и практика. - М., 1998.

Глотов и Совет Европы: политико-правовые проблемы взаимодействия. - Краснодар, 1998.

, Европейское право в обла­сти прав человека (Практика и комментарии). Пер. с англ. - М.: "Права человека", 1997.

Заключительный Акт Хельсинского Совещания по безо­пасности и сотрудничеству от 1 августа 1975 г. //Текст см. в кн.: Во имя мира, безопасности и сотрудничества. К итогам Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, со­стоявшегося в Хельсинки 30 июля - 1 августа 1975 г. - М.,1975.

Итоговый документ Венской встречи представителей го­сударств - участников Совещания по безопасности и со­трудничеству в Европе. М., Политиздат, 1989.

Карташкин и Европейская конвенция о защи­те прав человека и основных свобод. // МЖМП. - М. 1996,-№ 3.

Исследование прав человека в свете евро­пейской политики // Вестник Московского университета. Сер.11, Право, - М-, 1997.- № 1.

Копенгагенское совещание конференции по человеческо­му измерению СБСЕ. Ч.1-2..М.1991.

Московское совещание по человеческому изме­рению // МЖМП. 1992. №2.

Лукьянцев Пакт и Европейская кон­венция как две системы защиты прав человека // Правоза­щитник, М.1997. С.50-56.

Лукьянцев защиты прав человека - два комиссара по правам человека // МЖМП. 2000. № 2.

Мердок конвенция о защите прав чело­века и основных свобод. Комментарии к статьям 5 и 6.М., 1997.

Васин стандарты обеспе­чения конституционных прав личности при расследовании преступлений. - Казань. 1998.

Николайко человека и система ООН: пробле­мы международного сотрудничества. - Киев, 1991.

Права человека: постоянная задача Совета Европы. - М., 19с.

Проблемы защиты прав человека в объединен­ной Европе. // Государство и право. – М - 1993. - № 4.

Российское законодательство и Европейская конвенция о защите правам человека и основных свобод (Обзор материа­лов научно-практической конференции в Институте госу­дарства и права РАН)./ Государство и право, 1997, № 5.

Топорнин право. Учебник. - М. "Юристъ", 1998.

Топорнин Европейской конвенции по пра­вам человека // Права человека в России и Европейская кон­венция о защите прав человека и основных свобод. Материа­лы международной научно-практической конференции (29-30 октября). - Саратов, 1996. Ч. 1. С. 15-16.

Топорнин конвенция о защите прав че­ловека и основных свобод. Комментарии к статьям 5 и 6. -М.: Институт государства и права РАН, 1997.

Опыт американского правозащитного дви­жения. Российский бюллетень по правам человека. - М., 1991.

Энтин гарантии прав человека: опыт Совета Европы. - М.: Изд-во МНИМП, 1997.

Права человека в международном и внутригосударственном праве. Под редакцией – Казань, 2004.

Волжина практики Суда ЕС в формировании единого механизма защиты прав индивида в Евросоюзе. // Сборник аспирантских научных работ юридического факультета КГУ. Выпуск 5. Часть I. – Казань: Центр инновационных технологий, 2004.

Боброва применения Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод в Российской Федерации. // Тезисы докладов международного форума: «Международное и Европейское право: проблемы определения и защиты демократии, правового государства и прав человека». – Нижний Новгород: ННГУ им. , 2004.

ОБСЕ и Совет Европы: конкуренция или сотрудничество в сфере защиты прав человека? // Тезисы докладов международного форума: «Международное и Европейское право: проблемы определения и защиты демократии, правового государства и прав человека». – Нижний Новгород: ННГУ им. , 2004.

Леонов Европы и Европейский союз: новое партнерство и его роль в обеспечении единого стандарта соблюдения прав человека в Европе. // Тезисы докладов международного форума: «Международное и Европейское право: проблемы определения и защиты демократии, правового государства и прав человека». – Нижний Новгород: ННГУ им. , 2004.

Тема 10. Защита прав человека в чрезвычайных ситуациях и в вооруженных конфликтах.

Гуманитарные нормы, касающиеся положения личности в вооруженных конфликтах международного характера.

Защита жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера. Женевская Конвенция о защите гражданского населения во время войны 1949 г. и Дополнительные прото­колы (Протокол I и II) к ним, касающиеся защиты жертв международных конфликтов и конфликтов немеждународного характера.

Пресечение нарушений права войны, совершаемых от­дельными лицами.

Вопросы к семинарскому занятию.

1. Гуманитарные нормы, касающиеся положения личности в вооруженных конфликтах международного характера.

2. Защита жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера.

3. Международная уголовная ответственность индивида за преступные нарушения прав человека.

4. Меры по защите жертв вооруженных конфликтов в от­ношениях между странами СНГ.

Литература.

Московский журнал международного права. Специальный выпуск, посвященный 50-летию Женевских конвенций 1949 г. (См. здесь статьи, Пьера - Апраксина, Ю., А и др.).

; Развитие международного уголовного права и деятельность международных уголовных судов // МЖМП. 2000. № 2.

Альберто Гваделупе Фернандеш де Кастро. Международ­но-правовая регламентация внутренних вооруженных конф­ликтов// МЖМП. 2000. № 1.

Фисснко уголов­ный суд. М. "Закон и право". 1998.

Вне конфронтации. Международное право в период после холодной войны. М., "Спарк". 1996.

Жан Пикте, Развитие и принципы международного гума­нитарного права. - Международный Комитет Красно; о Крес­та, (далее: МККК). Женева, 1966.

Фредерик де Мулинен, Право войны. Руководство для во­оруженных сил. МККК, 1993.

Применение дополнительного Протокола к Женевским Конвенциям в ЮАР// МЖМП. 1992. № 2.

Келлер Пьер. Имплементация международного гуманитар­ного права - задача первостепенной важности. // МЖМП. 2000. № 4.

Дениза Платтнер, Уголовные санкции за нарушения меж­дународного гуманитарного права, применяемого в ситуа­ции немеждународных вооруженных конфликтов. В кн.: - Пре­сечение нарушений международного гуманитарного права. Сборник статей. М., МККК. 1998.

Международное гуманитарное право. Учеб­ное пособие, М.,1997.

Современные войны, гуманитарные проблемы. Доклад для независимой комиссии по международным гуманитарным вопросам. М.1988.

Международное гуманитарное право. М., "Норма - Инфра - М", 1999.

Черниченко человека и гуманитарная пробле­матика в современной дипломатии // МЖМП. 1992. № 3.

Батыршин человека в контексте контрмер в международном праве. // Сборник аспирантских научных работ юридического факультета КГУ. Выпуск 5. Часть I. – Казань: Центр инновационных технологий, 2004.

Тема 11. Международные механизмы и международно-правовые средства обеспечения обязательств государств по правам человека.

2. Механизмы международного контроля за соблюдением прав человека. Полномочия универсальных и региональных орга­нов в области прав человека. Контрольные функции главных и вспомогательных органов ООН и повышение их эффек­тивности.

Международные конвенции по правам человека и полно­мочия учрежденных ими контрольных органов.

3. Международные процедуры, рассмотрение докладов го­сударств о выполнении ими взятых обязательств; рассмотре­ние жалоб, петиций, обращений отдельных лиц, групп на нарушение их прав;

4. Процедура рассмотрения индивидуальных жалоб в Ев­ропейском суде по правам человека.

5. Защита прав человека международными должностны­ми лицами: Верховный Комиссар ООН по правам человека; Верховный Комиссар ООН по делам беженцев.

6. Международные программы содействия обеспечению прав отдельных категорий физических лиц.

Вопросы к семинарскому занятию.

1. Общая характеристика международного механизма имплементации международных норм о правах человека.

2. Механизмы международного контроля за соблюдением прав человека.

3. Международные конвенции по правам человека и полно­мочия учрежденных ими контрольных органов.

4. Международные процедуры, рассмотрение докладов го­сударств о выполнении ими взятых обязательств; рассмотре­ние жалоб, петиций, обращений отдельных лиц, групп на нарушение их прав.

5. Процедура рассмотрения индивидуальных жалоб в Ев­ропейском суде по правам человека.

6. Защита прав человека международными должностны­ми лицами: Верховный Комиссар ООН по правам человека; Верховный Комиссар ООН по делам беженцев.

Литература.

Бойцова защиты прав человека и гражданина. Мировой опыт. - М.: БЕК, 1996.

Валеев P. M. Международный контроль в обеспечении норм международного гуманитарного права.// Российский юридический журнал. 1996. № 3. С.93-103.

Валеев P. M. Международный контроль за выполнением международно-правовых норм о правах человека // Россий­ская Федерация в Совете Европы: Проблемы применения норм о защите прав человека. Материалы международного семинара (17-18 апреля). - Екатеринбург, 1998.

Гаврилов механизм контроля за имплементацией универсальных актов о правах человека// МЖМП. 1995-№4.С.24-38.

Игнатова реализации Европейской кон­венции "О защите прав человека и основных свобод" // Го­сударство и право, 1997, № 1

Карташкин подать жалобу в Европейский суд по правам человека. - М.: НОРМА-ИНФРА, 1998.

Комитет по ликвидации расовой дискриминации. ООН. Изложение фактов. № 12. Женева. 1991.

Комитет по экономическим, социальным и культурным правам. ООН. Права человека. Изложение фактов. № 16.

Лукьянцев характеристика систем за­щиты прав человека по Международному пакту о гражданс­ких и политических правах и по Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (некоторые вопро­сы рассмотрения жалоб). // МЖМП. 1998. № 1.

Манов -правовые меры содействия осу­ществлению соглашений о правах человека // Советское го­сударство и право.1983. № 10.

ООП и содействие осуществлению соглашений о правах человека. - М., 1986.

Обращение в между­народные органы как средство защиты прав и свобод чело­века // Законность. 1996. № 6. С.9-16.

Матвеева и национальные инстру­менты и механизм защиты прав человека, - М.. 1995.

Мелков вмешательство (международ­но-правовые аспекты). / / МЖМП. 2000. №3.

Международные механизмы защиты прав человека (Раз­работки, рекомендации, выводы), Казань, 1999г.

Организация Объединенных Наций и за­щита прав человека: проблема эффективности международ­но-правовых актов по правам человека. // Организация Объе­диненных Наций. Настоящее и будущее. Издание Государ­ственного Совета Республики Татарстан. Казань. 1996.

Как подан» жалобу в Европейский Суд по правам человека. // "Республика Татарстан", 6 февраля 1999г.

Организация и работа Европейского суда по правам чело­века (информационный документ секретаря Европейского суда по правам человека).// Российская юстиция, 1997, №2.

Ролв Рисдал (Председатель Европейского суда по правам человека). Проблемы защиты прав человека в объединенной Европе. // Государство и право, 1993, № 4.

Смыслов механизм контроля за имплементадией универсальных актов о правах человека. // МЖМП, 1995.-№4.

Туманов о рассмотрении дел в Европейс­ком суде / Государство и право, 1993, № 4,

Консультативное обслуживание и техническая помощь в области прав человека. // Права человека: изложение фак­тов № 3., Женева, 1989.

Топорнин суд начинает работать по но­вым правилам // Российская Юстиция. 1999. № 1. С.6.

Черниченко аспекты рассмотрения в ООН нарушений прав человека. ООН как инструмент по под­держанию и укреплению мира: Международно-правовые про­блемы. - М., 1989.

Черниченко международных стандартов и процедур в области прав человека // Права человека в исто­рии человечества и в современном мире. М., 1989.

Катрин Шнайдер. Европейский Союз и критерий прав человека. // Тезисы докладов международного форума: «Международное и Европейское право: проблемы определения и защиты демократии, правового государства и прав человека». – Нижний Новгород: ННГУ им. , 2004.

Кузнецова ЕС: перспективы и проблемы в области прав человека в Евросоюзе. // Тезисы докладов международного форума: «Международное и Европейское право: проблемы определения и защиты демократии, правового государства и прав человека». – Нижний Новгород: ННГУ им. , 2004.

Тема 12. Международно-правовые акты по защите отдельных категорий населения.

1. Права женщин и детей. Международно-правовые акты по защите женщин и детей: - Конвенция об охране материн­ства 1952 г., Конвенция о правах ребёнка от 01.01.01 г.;

2. Права инвалидов, умственно отсталых лиц, безработных .

3. Права человека и правовое регулирование статуса бежен­цев и вынужденных переселенцев;

4. Права человека и режим иностранных граждан. Принци­пы правового регулирования статуса иностранных граждан. Въезд, выезд, транзитный проезд, оформление пребывания. Пребывание, права и свободы иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ. Защита прав иностранцев (иностран­ной собственности) в международном и национальном пра­ве;

5. Рабство, подневольное состояние, принудительный труд. Международные акты об упразднении рабства, работоргов­ли, институтов и обычаев, сходных с рабством: Конвенция об упразднении принудительного труда 25 июня 1957 г.; Кон­венция о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией про­ституции третьими лицами, 2 декабря 1949 г.

Декларация о защите всех лиц от насильственных исчез­новений (резолюции ЭКОСОС от 01.01.01 г. и 13 мая 1977г.)

Вопросы к семинарскому занятию.

1. Права женщин и детей.

2. Права инвалидов, умственно отсталых лиц, безработных.

3. Права человека и правовое регулирование статуса бежен­цев и вынужденных переселенцев.

4. Права человека и режим иностранных граждан.

5. Рабство, подневольное состояние, принудительный труд.

Литература.

Горбунов -правовое регулирование борьбы с захватом заложников // МЖМП. 1993. № 3.

Дети и война. Сборник статей. МККК, 1995.

Документы борьбы против пыток. ООН. Права человека. Изложение фактов. № 4. Женева. 1989.

Комитет против пыток. ООН. Права человека. Изложение

фактов. № 17. Женева. 1992.

Казни без судебного разбирательства или произвольные казни. ООН. Права человека. Изложение фактов. № 11. Женева. 1991.

Насильственные или недобровольные исчезновения. ООН. Права человека. Изложение фактов. № 6. Женева, 1997.

Колосова принципа справедливости при защите социально уязвимых категорий населения в между­народном праве (на примере Конвенций о правах ребенка)/ /МЖМП.2000.№ 1.

Проблема защиты иностранной собствен­ности в международном праве.//Ученые записки Казанско­го государственного университета, Т.133, Казань, 1998.

Права человека и беженцы. ООН. Права человека. Изло­жение фактов. № 20. Женева. 1994.

Сотрудничество Северных стран по вопросам осуществле­ния равноправия мужчин и женщин // Московский журнал международного права, 2000. № 4.

Гарипов прав ребенка: международные и внутригосударственные механизмы // Практические основы социальной работы по профилактике детской безнадзорности и наркомании. Учебный план и программы по специализации. Министерство социальной защиты Республики Татарстан. Казань. 2003.

1. Права человека. Учебник для вузов. Отв. редактор, Издательская группа "Норма – Инфра - М", М., 1999

2. Права человека. История, теория и практика. Учебное по­собие. Отв. редактор. - М. Русслит, 1995.

3. Общая теория прав человека. Изд-во "Норма", М., 1996 Коллектив авторов. Руководитель - .

4. Азаров человека. Новое знание. М., 1995.

5. Международные нормы и стандарты в области прав чело­века. Учебный курс ООН.

6. Тиунов гуманитарное право. Учебник для вузов. М. 1999.

7. Международное право. Словарь справочник. - М., 1997.

8. Международное право. / Отв. редактор, И. Кузнецов. – М., 1998.

9. Международное право. Учебник. / Под редакцией - М. 1994.

10. Международное публичное право. / Под редакцией. - М.1998.

11. Международное право: Учебник для вузов. / Отв. ред. , . - М., 1999.

12. Международное право / Под редакцией, – М.: НОРМА, 2002.

13. Международное публичное право / Под редакцией – М.: Проспект, 2003.

14. Международное публичное право. Курс лекций / Под редакцией – Казань: Центр инновационных технологий, 2004.

15. Права человека в международном и внутригосударственном праве. Под редакцией – Казань, 2004.

16. Вагизов человека. Спецкурс. – Казань, 2004.

Учебно-методическая литература (учебные программы , планы).

17. Международное гуманитарное право. Программа факуль­татива для студентов. Екатеринбург. 1995. //Составитель - про­фессор

18. Программа курса "Права человека в международном и внутригосударственном праве". //Составитель – , Казань. 1996 г.

19. Преподавание прав человека. Практическая деятельность в начальной и средней школе ООН. Центр по правам чело­века. Нью-Йорк. 1989.

20. Права человека и работа в социальной сфере. Пособие для училищ по подготовке социальных работников и для работ­ников социальной сферы. ООН. Центр по правам человека. Нью-Йорк и Женева. 1995.

21. Национальные учреждения по правам человека. Руковод­ство по созданию и укреплению национальных учреждений, занимающихся поощрением и защитой прав человека. ООН. Центр по правам человека. Нью-Йорк и Женева. 1995.

22. Словарь прав человека и народов. Отв. редактор, В. Кузнецов, М.: Международные отношения. 1993.

23. , Права че­ловека и деятельность органов внутренних дел. Методичес­кие материалы. Уфа. 1995.

24. Тезисы докладов международного форума: «Международное и Европейское право: проблемы определения и защиты демократии, правового государства и прав человека». – Нижний Новгород: ННГУ им. , 2004.

Сборники документов.

25. Международные акты о правах человека. Сборник доку­ментов. М. «Норма – Инфра - М». - М., 1998.

26. Права человека. Сборник международных документов. Со­ставитель - , МГУ, М., 1990.

27. Права и свободы народов в современных источниках меж­дународного права. Сб. документов. Составитель - профессор. Казань. Книжный дом. 1995.

28. Свод нормативных актов ЮНЕСКО. Конвенции и согла­шения, рекомендации, декларации. - М. Международные от­ношения. 1991.

29. Международные конвенции и декларации о правах жен­щин и детей. Сб. универсальных и региональных междуна­родных документов. М.1997.

30. Права человека в России - международное измерение. Сб. документов. Изд-во "Права человека (вып. 1). М. 1995.

31. Права человека и гражданина в Башкортостане . Сб. доку­ментов. Уфа. 1998. Составители - и.

32. Узбекистан и международные договоры но правам человека. Сборник международных договоров по правам челове­ка к которым присоединилась Республика Узбекистан. Таш­кент, "Адолат", 1998. Отв. редактор - профессор.

33. Защита прав человека и борьба с преступностью. Сборник документов Совета Европы в области защиты права челове­ка и борьбы с преступностью. Изд-во "Спарк". М. 1998.

34. Права человека. Сборник международных договоров. Тома I-11. ООН. Центр по правам человека, Нью-Йорк, Женева. 1994.

35. Европейский Суд по правам человека. Избранные реше­ния в 2-х томах. Изд-во Норма. М. 2000.

36. Права человека и судопроизводство. Собрание междуна­родных документов. ОБСЕ. Вена. 1997.

37. Бюллетень международных договоров Российской Феде­рации. "

38. Международные конвенции об авторском праве . Коммен­тарии. М. 1982.

39. Права на результаты интеллектуальной собственности . Сб. нормативных актов. М. Де-юре. 1999.

40. Международные акты о правах человека. Сб. докумен­тов // Составители, . М. 1998.

41. Бутрос Бутрос - Гали, Генеральный секретарь ООН. По­вестка дня для мира. 1995. ООН. Нью-Йорк. 1995.

42. Коси. Генеральный секретарь ООН. Обновление на переходном этапе ООН. Нью-Йорк. 1997.

43. Указ Президента РФ "Об уполномоченном Российской Федерации при Европейском суде по правам человека № 000 от 29.г. "Российская газета" №от 7.г.

44. A Compilation of International Instruments. Human Rights. United Nations, New York. 1998.

Нормативные акты:

Конституция Российской Федерации. М. 1993. Конституция Республики Татарстан. - Казань. 1997. Декларация прав и свобод человека и гражданина РСФСР от 2 ноября 1991г.// Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР - 1991.

Устав Организации Объединенных Наций и Статут Меж­дународного Суда. 1945. Официальное издание ООН. - Нью-Йорк. 1982.

Всеобщая декларация прав человека 1948. // Междуна­родное право в избранных документах. Т. 1.М., 1957. С. 206-212.

Устав Совета Европы 1949. Собрание законодательств РФ. 1997. №12. Ст. 1390.

Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. №17. Ст. 291.

Международный Пакт о гражданских и политических пра­вах 1966. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. № 17. Ст. 291.

Факультативный протокол к Пакту о гражданских и по­литических правах 1966. // Бюллетень международных дого­воров РФ. 1993. № 1. С.3-6.

Международная конвенция о ликвидации всех форм ра­совой дискриминации 1965. // Ведомости верховного совета СССР. 1969. № 25. Ст. 219.

Европейская конвенция о защите прав человека и основ­ных свобод 1950.//Собрание Законодательства РФ. 1998. №20. Ст.2143.

Протокол № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1952.// Собрание Законодательства РФ. 1998. № 20. Ст. 2143.

Протокол № 7 к Конвенции о прав человека и основных свобод 1984.// Собрание законодательства РФ. № 31. Ст.3835.

Протокол № 9 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1990.//Собрание Законодательства РФ. 1998. № 36. Ст. 4467.

Протокол № 11 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод о реорганизации контрольного механизма, созданного в соответствии с Конвенцией 1994. // Собрание законодательства. 1998. № 44. Ст. 5400.

Европейская Конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания 1987.//Собрание Законодательства РФ. 1998. № 36. Ст. 4465.

Конвенция против пыток и других жестоких, бесчело­вечных или унижающих достоинство видов обращения и на­казания от 10.12.84.

Документ Московского совещания Конференции по че­ловеческому измерению СБСЕ // -Международное сотруд­ничество в области прав человека: Документы и материалы.М. 1993.

Документ Копенгагенского Совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ. 29 июня 1990.// Междуна­родное сотрудничество в области прав человека. Документы и материалы. - М. 1993.

Межамериканская конвенция по правам человека. 1969. //Действующее международное право. Т. З.-М., 1996.

Хартия Организации Африканского Единства 1963. // Международное право в документах. - М., 1982. С. 265-274.

Устав Содружества Независимых Государств 1993. //Бюл­летень международных договоров РФ. 1994. № 1.

Конвенция Содружества Независимых государств о пра­вах и основных свободах человека 1995. //Бюллетень между­народных договоров РФ. 1995. № 2.

Положение о Комиссии по правам человека СНГ, утвер­жденное решением Совета Глав государств Содружества Независимых Государств 1993. // Содружество: - Информаци­онный Вестник Совета глав государств и Совета глав прави­тельств - Содружества Независимых Государств. 1993. № 4 (12).

Основные принципы, касающиеся независимости судеб­ных органов 1985. // Права человека и судопроизводство. Со­брание международных документов. ОБСЕ 1997. С. 147-152.

Процедуры эффективного осуществления основных прин­ципов независимости судебных органов 1990.// Там же, С. 153-156.

Меры, гарантирующие защиту тех, кто приговорен к смертной казни 1984. // Там же. С. 169-172.

Руководящие принципы для эффективного осуществления Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка 1989г.// Там же. С. 179-182.

Минимальные стандартные правила Организации Объе­диненных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних 1985г. //Там же. С. 183-190.

Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задер­жанию или заключению в какой бы то ни было форме 1988г. // Там же. С.202-212.

Минимальные стандартные правила обращения с заклю­ченными 1955г.// Там же. С. 213-223.

Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений злоупотребления властью 1985г. // Там же. С.2

Федеральный конституционный закон "О Конституци­онном Суде Российской Федерации" 1994.// Собрание зако­нодательства РФ. 1994. № 13. Ст. 1447.

Федеральный конституционный закон "О судебной сис­теме Российской Федерации" 1996.// Собрание законодатель­ства РФ. 1997.№ 1. Ст. 1

Федеральный конституционный закон "Об уполномочен­ном по правам человека в Российской Федерации" 1996.// Собрание Законодательства РФ. 1997. № 9.Ст. 1011.

Федеральный закон "О прокуратуре Российской Феде­рации 1992г. (в ред. Федерального закона от 01.01.01г. и 10 февраля 1999) . Собрание Законодательства РФ.

Международное публичное право. Сборник документов. В 2-х томах./ Сост. , М., 1996.

Human Rights and the Judiciary. A Collection of International Documents. F. Quinn and A. Rzeplinski, OSCE, Warsaw., Produced de USIA Regional Program Office, Vienna.

Вопросы к зачету:

1. Понятие и генезис прав человека, их исторический характер.

2. Универсализация прав человека.

3. Идеологическое и доктринальное обоснование прав человека: концепция естественных и неотъемлемых прав.

4. Социальная ценность прав человека.

5. Понятие и структура правового статуса, его законодательное закрепление.

6. Соотношение понятий «права человека» и «права гражданина».

7. Основания ограничения прав и свобод человека и гражданина.

8. Соотношение терминов «права» и «свободы» человека.

9. Конституционные и иные права человека и гражданина.

10. Поколения прав человека.

11. Права индивида и коллективные права.

12. Личные (гражданские) права и свободы.

13. Политические права и свободы.

14. Экономические, социальные и культурные права.

15. Суд как гарант прав личности.

16. Право на судебную защиту.

17. Защита прав обвиняемого и потерпевшего в уголовном судопроизводстве.

18. Защита прав сторон в гражданском судопроизводстве.

19. Обжалование в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан.

20. Развитие конституционного контроля в России.

21. Компетенция Конституционного Суда РФ в сфере защиты прав человека.

22. Юридическая сила решений Конституционного Суда.

23. Уполномоченный по правам человека в РФ и Уполномоченные по правам человека в субъектах РФ.

24. Комиссия по правам человека при Президенте РФ. Комиссии по правам человека в субъектах РФ.

25. Правозащитные НПО в России.

26. Развитие системы защиты прав человека в рамках ООН.

27. Центральные органы ООН по правам человека.

28. Договорные органы ООН.

29. Специализированные организации и учреждения системы ООН. Процедуры ЮНЕСКО. Процедуры МОТ.

30. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод. Европейский Суд по правам человека.

31. Европейская социальная хартия.

32. Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания.

33. Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств.

34. Европейская хартия региональных языков или языков меньшинств.

35. Европейская комиссия против расизма и нетерпимости.

36. Комиссар Совета Европы по правам человека.

37. Человеческое измерение в рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Учебной дисциплины

«Права человека» (часть 1)

Вузовского компонента цикла ДС

По специальности 021100 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Составители:д.ю.н., профессор Бондарь Н.С.

К.ю.н., доцент Лях С.М.

Ростов-на-Дону

Учебно-тематический план. 3

Пояснительная записка. 5

Программа учебного курса «Права человека». 8

Раздел I. Общая теория прав человека. 8

Раздел II. Конституционная история прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. 10

Раздел III. Система прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации 14

Раздел IV. Реализация прав человека и гражданина в Российской Федерации. 18

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование тем Лекции Самостоятельная работа студентов
Введение в учебный курс о правах человека, его значение основные цели.
Права человека – высшая ценность современной цивилизации.
Права человека в теории и практике современного конституционализма
Права человека в международном праве
Раздел II. Конституционная история прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации
Становление и развитие прав человека в Российской Федерации
Конституционный статус как выражение равноправия граждан.
Права человека как фактор конституционной безопасности России.
Раздел III. Система прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации
Общие вопросы систематизации прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.
Гражданские (личные) права человека
Политические права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации
Экономические, социальные и культурные права и свободы граждан Российской Федерации.
Конституционно-процессуальные права-гарантии человека и гражданина.
Раздел IV. Реализация прав человека и гражданина в Российской Федерации
Механизм реализации прав и свобод человека и гражданина
Конституционная система обеспечения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации
Судебная защита прав и свобод человека и гражданина
Международный механизм защиты прав и свобод
Итого аудиторных часов

Пояснительная записка

Проблема свободы личности, прав человека и гражданина является одной из центральных в развитии любого общества и государства. Это находит свое концентрированное отражение в конституциях современных демократических государств: каждая из них представляет собой, прежде всего, показатель достигнутого уровня свободы в обществе и государстве, главным мерилом которой является институт прав и свобод человека и гражданина.

Сложным и противоречивым был процесс утверждения прав человека в теории и практике российского конституционализма. Далеко не всегда в политическом и правовом сознании российского общества права человека занимали подобающее им место. Лишь в новых условиях политического и экономического развития общества идея прав человека впервые получила в России всеобщее признание и конституционное закрепление в качестве высшей ценности (ст. 2 Конституции РФ). С помощью прав человека утверждаются новые политико-правовые, нравственно-этические, идеологические принципы и устои государственности России. Поэтому речь идет не просто о расширении и углублении прав человека, а о глобальном демократическом переустройстве общества на основе принципиально новой для России социальной и политико-правовой философии.

В то же время в условиях борьбы с терроризмом, возникновением других новых вызовов человечеству все более актуализируются угрозы, связанные с масштабным наступлением на общепризнанные права и свободы человека и гражданина. На этой основе формируется даже своеобразная идеология отказа от основополагающих прав человека, что имеет место, в частности в стране, которая еще до недавнего времени представляла себя главным защитником прав человека в общемировом масштабе. Поэтому в наши дни все более актуальной становится проблема сохранения самих основ конституционного устройства современных суверенных государств и определение перспектив их развития, решение вопроса о том, по-прежнему ли обладают безусловным приоритетом в системе конституционных ценностей свобода и права человека или же в основу современных глобалистских процессов должны быть положены некие иные политико-правовые ориентиры развития общества и государства, их взаимоотношений с человеком и гражданином? Где та черта в ограничении прав человека, за которой наступает уже их отрицание? Как обеспечить в сегодняшнем сложном неспокойном мире баланс между безопасностью общества и государства, с одной стороны, и соблюдением прав человека, с другой?

Для уяснения этих вопросов принципиальное значение имеет широкий, всеобъемлющий взгляд на социальное и правовое положение человека и гражданина в обществе и государстве, предполагающий анализ не отдельных сегментов, но всей системы общественных отношений, субъектом которых выступает личность.

Это должно получить адекватное отражение и в системе подготовки будущих юристов, для которых понимание прав человека и обладание специальными навыками их защиты должно стать важным показателем их профессиональной подготовки в демократическом обществе. В этом плане преподавание прав человека в юридических вузах должно отличаться существенной спецификой в отличие от распространения правовых знаний для других слоев населения (в том числе студентов неюридических вузов), для которых необходим определенный уровень информированности о принадлежащих им правах и свободах в порядке общекультурной подготовки и в целях наиболее полного использования ими возможностей реализации и самозащиты своих прав и свобод; для будущих же юристов это должны быть профессиональные знания о правах человека, умение оказать помощь в защите нарушенного права другого гражданина всеми способами, не запрещенными законом.

Основная цель учебной дисциплины по правам человека – сформировать у студентов основополагающее представление о приоритете прав человека как определяющем принципе правового государства, международных стандартах прав и свобод человека и гражданина, международных механизмах обеспечения прав и свобод, о положении дел с защитой прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации и на этой основе подготовить их к самостоятельной практической деятельности.

Программа спецкурса носит государствоведческий, конституционно-правовой характер; в то же время она включает ряд проблем пограничного характера с дисциплинами гражданско-правового, предпринимательского, уголовно-правового профиля. В этом находит свое отражение тот факт, что проблемы прав человека носят универсальный, всеобъемлющий характер в том числе с точки зрения учебного плана и программ подготовки юридических кадров по специальности «юриспруденция» независимо от конкретной специализации: права человека могут и должны стать предметом самостоятельного изучения всеми студентами юридических вузов. Ведь правовых знаний более универсального характера, чем знания в области прав человека, нет и не может быть.

Предлагаемая программа, прошедшая апробацию в процессе многолетнего чтения соответствующего спецкурса для студентов юридического факультета РГУ по кафедре муниципального права и управления, носит примерный характер. В зависимости от формы обучения (очное, вечернее, заочное отделения), специализации студентов, сетки учебных часов и т.п. лектор может акцентировать внимание на отдельных, по его мнению, наиболее актуальных темах. То же самое касается тематики семинаров, а также рефератов, курсовых и дипломных работ.


ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА «ПРАВА ЧЕЛОВЕКА»

Раздел I. Общая теория прав человека

Тема 1. Введение в учебный курс о правах человека, его значение основные цели.

1.1. Учебный курс о правах человека – относительно самостоятельная отрасль гуманитарных знаний, их необходимость для целостного системного рассмотрения социального и правового положения личности.

1.2. Знания, которые должны быть приобретены при изучении прав человека: ориентация курса на взаимосвязь истории и современности, глобальных, региональных и национальных проблем в области прав человека.

Интеллектуальные и социальные навыки, формируемые в процессе преподавания прав человека. Необходимость развития демократических форм общения, привития навыков реализации и защиты прав и свобод через учебный курс прав человека.

1.3. Система курса «Права человека», ее межотраслевой характер, сочетание публично-правовых и частно-правовых начал в проблемах правового положения личности в рамках учебного курса о правах человека.

Тема 2. Права человека – высшая ценность современной цивилизации.

История становления и научно-теоретического, философского обоснования идеи прав личности, ее свободы.

2.2. Свобода личности как выражение сущностной характеристики прав человека, основа взаимоотношений личности с обществом и государством. Свобода как социальный фактор, нормирующий поведение людей. Понятие и государственно-правовое значение свободы личности. Воплощение нормативных характеристик свободы в объективном и субъективном праве; право как «библия свободы» в системе социальных регуляторов положения личности, индивидуальных и коллективных свобод. Основные уровни (степени) проявления правовой свободы.

2.3. Формирование гражданского общества и правового государства – решающая предпосылка достижения подлинной свободы личности и обеспечения прав человека. Личность и ее свобода – основополагающие ценностные характеристики гражданского общества и правового государства. Самоорганизация как имманентная характеристика гражданского общества, соотношение в нем частных и общественных интересов. Гражданское общество и правовое государство; ответственность государства перед личностью – конституционная основа функционирования гражданского общества.

Тема 3. Права человека в теории и практике современного конституционализма.

3.1. Конституционный характер прав человека и гражданина. Конституция как «мера свободы», место и роль Конституции в нормативном обеспечении свободы личности.

3.2. Права гражданина как юридическое воплощение прав и свобод человека. Соотношение понятий «права человека», «права гражданина», «права личности».

3.3. История становление конституционного законодательства о правах человека и гражданина.

Тема 4. Права человека в международном праве.

4.1. Универсальный характер прав человека, их общедемократический цивилизационный характер и объективная необходимость выработки единых нормативно-правовых стандартов в области прав человека. Соотношение универсального и национального в правах и свободах. Идея прав человека в истории межгосударственных отношений и международного права.

4.2. Личность и международное право. К вопросу о правосубъектности личности в международном праве.

4.3. Соотношение норм международного и внутреннего государственного права в области прав человека. Конституция РФ и нормы международного права о правах человека в их соотношении. Влияние внутригосударственного права на становление и развитие международных институтов прав человека.

4.4. Международно-правовые акты о правах человека, их классификация. Три поколения прав человека, их закрепление во Всеобщей Декларации прав человека, в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, Международном пакте о гражданских и политических правах. Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах. Формирование четвертого поколения прав.

4.5. Права человека как инструмент формирования единого правового пространства в Европе; Совет Европы, Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод, Хартия Европейского Союза об основных правах.

4.6. Международное гуманитарное право и право прав человека: сходство и различия. Источники и природа гуманитарного права и права прав человека, черты сходства на уровне концепции. Взаимное влияние прав человека и гуманитарного права, их сближение в современных условиях распространения вооруженных конфликтов немеждународного характера.