Беринг открыл и в каком году. Витус беринг краткая биография и интересные факты. Витус Беринг интересные факты

Океан, океан - бесконечный простор,
Только небо да волны, да чайки в дали.
Этим курсом когда-то прошел Командор,
Чтоб сегодня без риска ходить мы могли.

Невезенье? Удача? Не нам рассуждать.
Только память о нем не исчезнет вовеки.
Остров Беринга, так суждено называть.
Остров в память об этом Большом Человеке…

Это фрагмент стихотворения о капитане-командоре Российского флота, полярном мореплавателе, который жил в XVIII веке . Знаменит Витус Беринг тем, что открыл морской проход между Азией и Северной Америкой, соединяющий Ледовитый и Тихий океаны. Его ширина составляет 86 км. Позднее он получил название Берингов пролив. Здесь находится самая крайняя восточная точка Евразии - мыс Дежнева. Еще множество открытий и исследований командора вписаны в историю освоения северо-востока России и северо-запада Америки.

Что открыл

Витус Енссон (в других источниках - Йонссон) Беринг руководил двумя экспедициями, в ходе которых был сделан ряд больших географических открытий. Для XVIII века такие путешествия считались уникальнейшими. Кроме того, были пройдены сухопутные маршруты протяженностью около 40 000 километров.

Морские путешествия имели колоссальное значение для исследования водной границы Сибири и Дальнего Востока России. Во время их проведения было открыто сообщение через Тихий океан с Американским континентом. В результате исследований северо-восточного побережья Камчатки и пути к Американскому континенту во время первой и второй экспедиций было открыто множество островов.

Их названия:

  • Карагинский;
  • Св. Лаврентия;
  • Крузенштерна;
  • Ротманова;
  • Укамок;
  • группа Евдокеевских;
  • часть Шумагенских и Алеутских;
  • Беринга;
  • Чирикова.

Была создана картография Южного мыса Камчатки - Лопатка. В этот период был открыт Берингов пролив.

Вторая экспедиция дошла до северо-западного побережья Северной Америки (в месте нынешней границы Канады и США). На зимовку путешественники расположились в бухте, расположенной в месте впадения реки Авачи в залив, позднее Беринг дал ей наименование Петропавловская. Здесь же было заложено поселение. Постепенно оно выросло и превратилось в город Петропавловск-Камчатский.

Краткая биография

Биография составлена на основании достоверных фактов, подтвержденных документально. Родился Витус Беринг 12 апреля 1681 года в датском городе Хорсенс в семье таможенного служителя и по совместительству церковного старосты. Мать - представительница знатного датского рода, Витус носил ее фамилию. О его жизни в период от рождения до 1695 года ничего не известно. Далее судьба его была тесно связана с морем.

Основные вехи биографии:

  1. 1695 год - Беринг совершает свое первое дальнее плавание юнгой на корабле, идущем на юго-восток Индии.
  2. до 1703 года - учится в Амстердамском морском кадетском корпусе.
  3. 1704 год - принят на службу в Российский флот на Балтийском море с присвоением чина подпоручика.
  4. 1707 год - повышен в звании до лейтенанта.
  5. 1710 год - получил чин капитан-лейтенанта.
  6. 1710 –1712 гг - переведен на Азовский флот в период войны России с Турцией. Принимает участие в морском походе под руководством Петра I.
  7. 1712 год - вернулся на Балтийский флот.
  8. 1715 год - произведен в капитаны четвертого ранга.
  9. 1712 1–723 гг - командует различными судами на Балтике.
  10. В январе-феврале 1724 г. адмиралтейств коллегия подписала рапорт, согласно которому капитан уходит в отставку по собственному желанию.
  11. В августе того же года Витус Беринг по приказу Петра I вновь принят на службу, ему присвоен чин капитана первого ранга.
  12. 1724–1730 гг - руководит первой Камчатская экспедицией.
  13. 1733–1741 гг - является участником и возглавляет Великую Северную экспедицию.

Умер Беринг 8 декабря 1741 года от цинги на одном из тихоокеанских островов, расположенном в 180 милях от Камчатки. Великий мореплаватель Витус Енссон (Иван Иванович) Беринг прожил 60 лет. Из них 37 отдал беззаветной службе Российской империи. Весь жизненный путь командора наполнен глубокой самоотдачей и примерным исполнением своих служебных обязанностей.

Образование

Свое профессиональное восхождение по стезе морских первопроходцев Витус Беринг начал в возрасте 14 лет с юнги, исполняющего обязанности матроса. В 1695 году он в качестве помощника своего сводного брата совершил первое дальнее плавание к берегам Юго-Восточной Индии. Позднее Витус поступил в Амстердамский морской кадетский корпус, который окончил в 1703 году.

С 1704 года проходил службу на Российском флоте, где непрерывно занимался самообразованием. Начиная со звания подпоручика поднялся на самый верх служебной лестницы. Благодаря высокому уровню профессиональной подготовки в 1724 году указом Императора Петра I был произведен в чин капитана первого ранга, а позднее удостоился звания командора.

Семья

В 1713 году Витус Беринг, проходя службу на Балтике, знакомится с дочкой местного коммерсанта Матиаса Пюльзе (Pülse). Девушку звали Анна Кристина. Вскоре они обвенчались: 8 октября 1713 г. были записаны в церковную книгу шведского прихода Выборга как законные супруги. Всего у них родилось 8 детей. Но, в связи с суровыми климатическими и бытовыми условиями, в живых осталось только четверо.

В метрической книге копенгагенской церкви Св. Николая 27 июня 1716 г. записано о крещении сына, названного Витусом. К сожалению, мальчик прожил недолго. В живых остались: Йонас (Иона), Томас, Антон и девочка - Анна Хедвига Хелена.

Во время второй Камчатской экспедиции супруга сопровождала Беринга, как минимум, до Охотска. Достоверных фактов о дальнейшей ее судьбе нет. Потомки славного командора и ныне живут в России.

Открытия

Будущий командор проходил службу в один из самых динамичных периодов истории, и по делам своим заслужил право называться достойным сыном своего нового Отечества.

Первая Камчатская экспедиция

Свой путь в качестве первооткрывателя и первопроходца Витус начал будучи руководителем и участником этой экспедиции. Она была инициирована Петром I. В ее задачи входило определение кратчайшего пути сообщения Азии с Америкой. Стало быть, о наличии пролива между материками в то время было неизвестно.

Высочайшим распоряжением членам экспедиции предписывалось:

  1. Добраться наземным путем до Охотска.
  2. Построить на месте один или два корабля.
  3. Подняться вдоль восточной оконечности Камчатки на север.
  4. Далее - пройти по территории Америки до ближайшего поселения европейцев для установления с ними контакта.
  5. Нанести все новые открытия на карту.

Беринг воодушевленно принялся к осуществлению возложенной на него миссии. Уже в сентябре к Охотску отправилась первая часть экспедиции. Всю основную оснастку будущего корабля брали сразу с собой. Путь был длинный и многотрудный. Наиболее не приспособленные места для передвижения обоза начались после Тобольска. Последний переход от Якутска до Охотска длиной 1000 километров был затруднен практически полным отсутствием дороги и сложным рельефом местности.

По прибытии на место участникам экспедиции пришлось обустраиваться, возводить новые жилые и хозяйственные дома. Одновременно было заложено и в короткий срок спущено на воду небольшое судно под названием «Фортуна». На нем и одной ладье 22 августа 1727 года путешественники вышли из Охотска и через две недели плавания достигли Большерецка. Оттуда был совершен пеший переход в Нижне-Камчатск, где был построен экспедиционный бот «Святой Гавриил». Судно имело около 18 метров в длину, 6 - в ширину, и осадку - около 2,3 метра.

14 июля 1728 года происходит историческое событие. Начинается морская часть похода: корабль с капитаном и командой выходят в море. Первое географическое открытие произошло на третий день плавания. Экспедиция увидела остров, который получил название Карагинский. Далее последовало открытие островов, названных в честь Святого Лаврентия и Крузенштерна.

На 34 день плавания «Святой Гавриил» вышел в Чукотское море. Стало ясно, что сухопутного соединения Азии с Америкой не существует. Капитан отдает распоряжение повернуть назад. На обратном пути был открыт остров Святого Диомида. Члены морской экспедиции вернулись к берегам Камчатки, где в устье одноименной реки провели зиму.

5 июня 1729 года Беринг с командой отправились в плавание для поиска Американского континента. Путь лежал на восток. Погодные условия создавали большие трудности и, не видя возможности дальнейшего путешествия, они повернули назад. 23 июля того же года «Святой Гавриил» отшвартовался в Охотске.

Вторая Камчатская экспедиция

По итогам первой экспедиции Беринг сделал вывод, что исследования территорий Сибири и Крайнего Севера могут принести в дальнейшем большую пользу России. Он составил служебную записку и представил руководству Адмиралтейства.

В документе предлагался следующий план действий:

  1. Обойти и подробно исследовать море к югу от Камчатки до Японии и устья Амура.
  2. Пройти вдоль всего северного берега Сибири и провести его описание.
  3. Отправиться на восток от Камчатки для обнаружения, вероятно, недалеко расположенных от нее берегов Америки.
  4. Установить торговые сношения с туземцами.

Это предложение нашло живой отклик в самых верхах власти. Адмиралтейств-коллегия поддержала план Беринга об организации следующей экспедиции на Камчатку. К нему была добавлена обширная исследовательская программа. Весь проект целиком получил название «Великая Северная экспедиция». Высочайший указ об ее организации и начале был подписан 17 апреля 1732 года. Обязанности по руководству этим грандиозным по тем временам проектом возлагались на капитана В.Е. Беринга.

План предусматривал проведение ряда мероприятий обширного исследовательского назначения. Их осуществлением занимались отдельные морские отряды под руководством: В. Вальтона, В.В. Прончищева, А.И. Чирикова, М.П. Шпанберга, братьев Харитона и Дмитрия Лаптевых и других. Координировал их работу сам Беринг. В начале 1734 года он добирается до Тобольска., откуда высылает на север обско-енисейский отряд и несколько партий геодезистов.

Позднее центром для координации изыскательных мероприятий был избран город Якутск. Отсюда Беринг руководил северными отрядами и организовывал снабжение восточных. В это же время в Охотске шло строительство двух ботов для морского похода к Америке. Им дали название «Святой Петр» и «Святой Павел» в честь первоверховных апостолов.

8 сентября 1740 года экипированные и укомплектованные командами корабли покинули Охотск. Плыть к Америке было поздно, поэтому зимовку решено было провести на восточном побережье Камчатки. 14 октября «Св. Петр» и «Св. Павел» вошли в Авачинскую бухту (эта дата позднее стала отмечаться, как день рождения Петропавловск-Камчатска). Видя ее удобное расположение и устройство, Витус Ионссен распоряжается заложить здесь населенный пункт, основу будущего города.

На Камчатке к экспедиции примкнули прибывшие специально для этого немецкие академики. Их от имени ученых встречал студент Степан Крашенинников.

К этому времени он уже несколько раз объехал полуостров и описал:

  • горы и вулканы;
  • горячие источники;
  • обычаи коренных жителей;
  • местную флору и фауну.

Эти труды потом были оценены специалистами как работа целой институтской экспедиции.

В начале июня 1741 года «Святой Петр» под командованием Беринга и «Святой Павел», капитаном которого был Алексей Чириков, вышли в плаванье. Они держали курс на юго-восток, предположительно там находилась земля «Жуана да Гамы», состоявшая из чистого серебра. Поиски не дали результата, тогда корабли взяли курс на восток-северо-восток. В это время туман значительно сгустился, и судна потеряли друг друга из виду. Как оказалось - навсегда.

Поодиночке они с разницей в один день достигли американского континента. Корабль Чирикова добрался до желанного берега в ночь на 16 июля. Затем он двинулся на северо-запад вдоль островов архипелага Александра, найдя подходящее место, моряки стали на якорь.

На берег в шлюпке отправилась группа из 11 моряков. В течение недели они не вернулись. Тогда им на помощь была отправлена еще одна шлюпка с 4 матросами. Та не вернулась тоже. У команды начала заканчиваться пресная вода и капитан принял решение возвращаться. Погода стояла тихая, со слабым ветром, поэтому дорога домой растянулась на 1,5 месяца. Попутно были открыты несколько островов из группы Алеутских. «Святой Павел» вошел в гавань Петропавловска 10 октября 1741 года.

Судьба команды и капитана Беринга сложилась более драматично. После того, как мореплаватели 17 июля достигли Америки, корабль прошел вдоль берега от залива Святого Илии до оконечности Аляски. Удалось выполнить только краткое посещения берега на несколько часов, за которые натуралист Стеллер успел собрать большую коллекцию растений местной флоры. Затем капитан отдал приказ возвращаться. Это было обусловлено большим количеством моряков, заболевших цингой, включая и самого Беринга.

По пути назад члены экспедиции открыли острова:

  • Монтагью;
  • Кадьяк;
  • Туманный (позже переименованный в остров Чирикова);
  • Семмиди;
  • Шумагина.

Когда появилась очередная земля на горизонте, все подумали, что это Камчатка. Корабль подошел ближе к берегу. Однако в результате порыва сильного ветра судно было перекинуто через прибрежные скалы и оказалось в плену на острове.

В силу сложившихся обстоятельств было принято решение зимовать на месте. Вырыли шесть землянок и накрыли их парусами. В суровых условиях от цинги умерло 20 человек. Среди них и прославленный командор Витус Ионссен Беринг. Это произошло 8 декабря 1741 года.

До весны дожили всего 46 человек. Из остатков пакетбота они построили меньшее судно и на нем добрались до Петропавловска. Остров, где нашли свое последнее пристанище герои-путешественники, позднее назвали в честь капитана Беринга. Всю группу близлежащих островов теперь именуют Командорскими.

Значение

За период с 1724 по 1741 год участники экспедиции обследовали обширные территории.

На пути им пришлось преодолеть невероятные трудности:

  • передвижение пешком с караванами;
  • необходимость строительства судов;
  • снабжение отрядов продовольствием и материалами;
  • полное российское бездорожье.

В Петербург они периодически отправляли собранные коллекции растений и минералов, собственные наблюдения, описания, отчеты, карты, чертежи, рисунки. Значительная часть этих документов сохранилась в Санкт-Петербургском филиале Архива Академии наук и Российском государственном архиве Военно-Морского флота.

В последние десятилетия документы экспедиции активно вводятся в научный оборот благодаря международному исследовательскому проекту «Источники по истории Сибири и Аляски из российских архивов». Великая Северная экспедиция внесла огромный вклад в изучение Восточной Сибири.

Что было сделано:

  • произведена опись отдельных территорий побережья Северного Ледовитого океана;
  • обследованы обширные участки Восточной Сибири;
  • подтверждено существование пролива между Азией и Америкой;
  • нанесено на карту множество вновь открытых островов в Тихом океане и Беринговом море;
  • обследована большая часть Камчатки и Охотского моря;
  • описаны и зарисованы многие виды представителей флоры и фауны.

Что названо в честь Беринга

Именем знаменитого русского мореплавателя, капитан-командора Витуса Йонссена (Ивана Ивановича, как его звали на Руси) Беринга названы: пролив, залив, море, архипелаг и остров, а также подводный каньон, река и озеро, ледник и земля Берингия, исчезнувшая в результате тектонических процессов, соединявшая некогда Азию и Америку.

В 1991 году, через 250 после знаменитого плавания, была организована советско-датская экспедиция на Берингов остров. Она смогла найти могилы командора и нескольких матросов. Специалисты реконструировали внешность Витуса. Сходства с известными его изображениями совершенно не было. Дальнейшее исследование подтвердило, что Беринга рисовали по портрету его дяди. Они были полными тезками, от этого в свое время и произошла путаница.

Еще Витус прославился среди чукотских и камчатских местных жителей своим справедливым отношением к ним. Во многих документальных источниках отмечалась его высокая требовательность к начальникам отрядов на предмет доброго обхождении с местными аборигенами и достойной оплате тем из них, которые привлекались к работе для целей экспедиции.

В память о Беринге

Благодарные потомки в знак уважения к великому морскому путешественнику и первооткрывателю в разные периоды (смена государственности в России, времена существования СССР) давали его имя многим географическим и картографическим объектам.

Именем Беринга названы улицы в Анадыре, Артеме, Астрахани, Мурманске, Санкт-Петербурге, Петропавловске-Камчатском и еще в 10 городах России.

В Москве есть Берингов и Новый Берингов проезд. Деятельность командора нашла свое отражение в документальной и художественной литературе, были созданы произведения о славных делах командора и его сподвижников.

Свет увидели следующие книги:

  1. Ваксель Савелий Лаврентьевич, штурман «Святого Петра», после смерти Беринга возглавивший оставшийся отряд, написал книгу «Вторая Камчатская экспедиция Витуса Беринга».
  2. Издательство ЭКСМО в 2014 году в серии «Великие путешественники» выпустило книгу «Камчатские экспедиции».
  3. «Последняя экспедиция Витуса Беринга». Издательство Прогресс-Пангея, 1992.
  4. Во многих научных и художественных изданиях помещался фрагментами или целиком дневник Георга Стеллера, активного участника той экспедиции: «Описание плавания из Петропавловска на Камчатке к западному побережью Америки, а также происшествий, имевших место на обратном пути».
  5. «Четверть тысячелетия спустя» опубликовали отчет о работах ученых по восстановлению истинного внешнего вида Командора Беринга.
  6. В книге о знаменитых путешественниках XVIII века Жюль Верн кратко, но по сути, описывает Вторую Камчатскую экспедицию и дает ей высокую оценку.

В Советском Союзе были выпущены почтовые марки в память прославленного морехода. В 1943 году в честь 200-летия с даты гибели Беринга в оборот был введен блок из четырех марок.

Основные изображения:

  • карта пролива, названного в честь первооткрывателя;
  • вид на Камчатку с моря;
  • схема маршрутов экспедиций;
  • корабль «Святой Петр», на котором мореплаватели достигли западного берега Америки в 1741 году.

В 1981 году выпущена почтовая марка в память 300-летия со дня рождения Командора. На ней он изображается в морской форменной одежде по своему чину.

В Петропавловске-Камчатском установлены памятник Витусу Берингу и стела с фигурами кораблей «Святого Петра» и «Святого Павла» в память о знаменитых экспедициях. На острове, носящем его имя, в 1966 году установлен мемориальный знак, а в 1981 году - памятник на Командорских островах.

В 1970 году вышла в прокат художественная экранизация подвига первопроходцев - кинофильм «Беринг и его друзья».

Видео

Посмотрите видео, в котором историки анализируют результаты Первой экспедиции Беринга.

Витус Беринг родился в Дании в 1681 году. В 1703 году окончил Амстердамский морской кадетский корпус и вскоре поступил на службу на российский флот в чине подпоручика. В 1710 году был переведен в Азовскую флотилию, где участвовал в Прутском походе (1711). В 1712-1723 годах проходил службу на Балтике, где командовал различными судами. В 1724 году был уволен со службы по личной просьбе.

23 декабря 1724 года Петр I издал указ об организации экспедиции на Камчатку и дал распоряжение подыскать достойного офицера, который мог бы ее возглавить. Адмиралтейство предложило кандидатуру капитана Беринга, имевшего на тот момент определенный опыт. Царь с кандидатурой согласился, и Беринга вновь принимают на службу и присваивают звание капитана 1-го ранга.

Задачи, стоявшие перед экспедицией, лично расписал сам Петр I. Первая Камчатская экспедиция продолжалась пять лет (1725-1730). Беринг и его команда успешно справились с поставленными задачами. На карты были нанесены большие участки побережья Камчатки и Чукотки.

Обогнув Камчатку с юга, русские мореплаватели доказали, что Камчатка не соединяется с Японией, как полагали некоторые. Но самым главным открытием явилось то, что путешественники прошли проливом между Азией и Северной Америкой, который позже был назван Беринговым.

Позже экспедиция продвинулась к востоку от Камчатки более чем на 200 километров, были открыты Авачинский залив и Авачинская бухта. Экспедиция Беринга впервые выполнила съемку 3500 километров западного берега моря, впоследствии названного Беринговым.

В 1730 году он вернулся в Санкт-Петербург, где предоставил подробный отчет в Адмиралтейство. Чиновники морского ведомства к отчету отнеслись с недоверием. Тем не менее труд путешественников был достойно оценен. Витус Беринг получил чин капитан-командора и 1000 рублей деньгами.

После Первой Беринг предложил организовать новую, Вторую Камчатскую экспедицию с целью дальнейших исследований северо-восточных земель и нахождения восточного морского пути в Америку.

Его план был принят, и он возглавил Вторую Камчатскую (Великую Северную) экспедицию. Его заместителем был назначен А. Чириков.

8 сентября 1740 года экспедиция на двух кораблях («Святой Петр» и «Святой Павел») вышла из Охотска, но, пока шли сборы, наступила осень, и отплытие к берегам Америки отложили до следующего года. Корабли встали на зимовку в бухте реки Авачи. Именно здесь Беринг заложил населенный пункт, который назвали в честь кораблей экспедиции. После зимовки в Петропавловске, 4 июня 1741 года, на двух пакетботах экспедиция Беринга и Чирикова отправилась от берегов Камчатки на юго-восток сначала в поисках мифической Земли Жуана да Гамы. Ее поиски успехов не принесли, и корабли взяли курс на северо-восток, но из-за плохой видимости разошлись. Несколько дней Беринг искал корабль Чирикова, но безрезультатно. Оставшись с одним кораблем, Беринг продолжил двигаться сначала на юг, а позднее на северо-восток, где подошел к берегам Аляски. Открытия омрачались обострившейся у Беринга сердечной болезнью.

Несмотря на плохое самочувствие капитана, путешественники продолжили исследования вдоль берегов Америки. В августе - сентябре были открыты остров Туманный (Чирикова), пять островов (Евдокеевские), снеговые горы (Алеутский хребет) на полуострове Аляска. На открытых островах Шумагина русские путешественники впервые встретились с алеутами. 4 ноября 1741 года корабль прибило к острову, на котором капитан-командор скончался 8 декабря. Здесь же от цинги умерло 14 человек экипажа. В дальнейшем остров был назван островом Беринга.

За 10 лет (с 1733 по 1743 год) отряды Второй Камчатской экспедиции нанесли на карту северное и восточное побережье России, внутренние территории Восточной Сибири, разведали пути в Америку и Японию, открыли побережье Северо-Западной Америки, острова Курильской и Алеутской гряд.

В 1991 году российско-датская экспедиция нашла на Командорских островах могилу великого мореплавателя. Профессор В. Звягин по черепу реконструировал истинный облик Беринга.

Именем капитана-командора Беринга названы море, пролив, остров, подводный каньон, река, озеро, ледник, залив, два мыса, исчезнувшая суша (Берингия), некогда соединявшая Азию с Северной Америкой, улица в городе Петропавловске-Камчатском.

Доктор исторических наук В. Пасецкий.

Витус Ионассен (Иван Иванович) Беринг A681-1741 годы) принадлежит и числу великих мореплавателей и полярных исследователей мира. Его имя носит море, омывающее берега Камчатки, Чукотки и Аляски, и пролив, отделяющий Азию от Америки.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Беринг стоял во главе величайшего географического предприятия, равного которому до середины XX века не знал мир. Возглавляемые им Первая и Вторая камчатские экспедиции охватили своими исследованиями северное побережье Евразии, всю Сибирь, Камчатку, моря и земли северной части Тихого океана, открыли неведомые ученым и мореплавателям северо-западные берега Америки.

Очерк о двух Камчатских экспедициях Витуса Беринга, который мы здесь печатаем, написан по документальным материалам, хранящимся в ЦГАВМФ (Центральном государственном архиве Военно-Морского Флота). Это указы и постановления, личные дневники и научные заметки участников экспедиции, судовые журналы. Многие из использованных материалов раньше не публиковались.

Витус Бериаг родился 12 августа 1681 года в Дании, в городе Хорсенсе. Он носил фамилию матери Анны Беринг, принадлежавшей к знаменитому датскому роду. Отец мореплавателя был церковным старостой. О детстве Беринга сведений почти не сохранилось. Известно, что юношей он участвовал в плавании к берегам Ост-Индии, куда еще раньше отправился и где провел много лет его брат Свен.

Витус Беринг возвратился из своего первого путешествия в 1703 году. Корабль, на котором он плавал, прибыл в Амстердам. Здесь произошла встреча Беринга с русским адмиралом Корнелием Ивановичем Крюйсом. По поручению Петра I Крюйс нанимал на русскую службу опытных моряков. Эта встреча привела Витуса Беринга на службу в русский военный флот.

В Петербурге Беринга назначили командиром небольшого судна. Он доставлял лес с берегов Невы к острову Котлину, там по приказу Петра I создавалась военно-морская крепость - Кронштадт. В 1706 году Беринга произвели в лейтенанты. На его долю выпало немало ответственных поручений: следил за передвижениями шведских кораблей в Финском заливе, плавал в Азовском море, перегонял корабль «Перл» из Гамбурга в Петербург, совершил поход из Архангельска в Кронштадт вокруг Скандинавского полуострова.

В трудах и баталиях прошло двадцать лет. И вот наступил крутой поворот в его жизни.

23 декабря 1724 года Петр I дает указание Адмиралтейств-Коллегий отправить на Камчатку экспедицию под начальством достойного морского офицера.

Адмиралтейств-Коллегия предложила во главе экспедиции поставить капитана Беринга, поскольку он «в Ост-Индии был и обхождение знает». Петр I согласился с кандидатурой Беринга.

6 января 1725 года, всего за несколько недель до своей смерти, Петр подписал инструкцию для Первой камчатской экспедиции. Берингу предписывалось на Камчатке или в другом подходящем месте построить два палубных корабля. На этих судах следовало отправиться к берегам «земли, которая идет на норд» и которая, возможно («понеже оной конца не знают»), является частью Америки, то есть определить, действительно ли земля, идущая на север, соединяется с Америкой.

В экспедицию, кроме Беринга, были назначены морские офицеры Алексей Чириков, Мартын Шпанберг, геодезисты, штурманы, корабельных дел мастера. Всего в путешествие отправилось 34 человека.

Петербург покинули в феврале 1725 года. Путь лежал через Вологду, Иркутск, Якутск. Много недель и месяцев длился этот трудный поход. Лишь в конце 1726 года экспедиция достигла берегов Охотского моря.

К постройке судна приступили немедленно. Необходимые материалы доставляли из Якутска в течение всей зимы. Это было связано со множеством трудностей.

22 августа 1727 года только что построенное судно «Фортуна» и сопровождающий его небольшой бот покинули Охотск.

Спустя неделю путешественники увидели берега Камчатки. Вскоре в «Фортуне» открылась сильная течь. Вынуждены были зайти в устье реки Большая и разгрузить суда.

Сохранившиеся в Центральном государственном архиве Военно-Морского Флота донесения Беринга в Адмиралтейств-Коллегию дают представление о тех трудностях, с которыми встретились путешественники на Камчатке, где они пробыли почти год, прежде чем смогли снова отправиться в плавание, дальше на Север.

«...По прибытии к Большерецкому устью,- писал Беринг,- материалы и провиант переправили до Большерецкого острога водою в малых лодках. При оном остроге русского жилья 14 дворов. И отправил вверх рекою Быстрою в малых лодках тяжелые материалы и некоторую часть провианта, которые довезены были водою до Верхнего Камчадальского острога за 120 верст. И той же зимою из Большерецкого острога до Верхнего и Нижнего Камчадальских острогов переправили совсем по тамошнему обычаю на собаках. А каждый вечер в пути для ночи выгребали себе станы из снегу, а сверху покрывали, понеже великие живут метелицы, которые по тамошнему называются пурги. И ежели застанет метелица на чистом месте, а стана себе сделать не успеют, то заносит людей снегом, отчего" и умирают».

Пешком и на собачьих упряжках они прошли по Камчатке более 800 верст до Нижне-Камчатска. Там был построен бот «Св. Гавриил». На нем 13 июля 1728 года экспедиция снова отправилась в плавание.

11 августа вошли в пролив, отделяющий Азию от Америки и ныне носящий имя Беринга. На следующий день моряки заметили, что земля, мимо которой они плыли, осталась позади. 13 августа корабль, подгоняемый сильным ветром, пересек Северный полярный круг.

Беринг решил, что экспедиция выполнила свою задачу. Он увидел, что американский берег не соединяется с Азией, и убедился, что нет такого соединения и дальше к северу.

15 августа экспедиция вышла в открытый Северный Ледовитый океан и продолжала в тумане плавание на северо-северо-восток. Появилось множество китов. Кругом расстилался безбрежный океан. Земля Чукотская далее к северу, по словам Беринга, не простиралась. Не приближалась к «чукотскому углу» и Америка.

На следующий день плавания тоже не было видно признаков берега ни на западе, ни на востоке, ни на севере. Достигнув 67°18" с. ш., Беринг отдал приказ возвращаться на Камчатку, чтобы «без причины» не зимовать на незнакомых безлесных берегах. 2 сентября «Св. Гавриил» возвратился в Нижне-Камчатскую гавань. Здесь экспедиция провела зиму.

Как только наступило лето 1729 года, Беринг снова вышел в плавание. Он направился на восток, где, по словам камчатских жителей, в ясные дня иногда виднелась «чрез море» земля. Во Бремя прошлогоднего плавания путешественникам ее «не случилось видеть». Бериг решил «известится доподлинно» о том, действительно ли существует эта суша. Дули крепкие северные ветры. С большими трудностями мореплаватели прошли 200 километров, «но токмо земли никакой не видали»,- писал Беринг в Адмиралтейств-Коллегию. Море окутал «великий туман», а вместе с ним начался жестокий шторм. Взяли курс на Охотск. На обратном пути Беринг впервые в истории мореплавания обогнул и описал южный берег Камчатки.

1 марта 1730 года Беринг, лейтенант Шпанберг и Чириков возвратились в Пе.тербург. В «Санкт-Петербургских ведомостях» была опубликована корреспонденция о завершении Первой камчатской экспедиции Витуса Беринга. Сообщалось, что русские мореплаватели на судах, построенных в Охотске и на Камчатке, поднялись в Полярное море значительно севернее 67° с. ш. и тем самым доказали («изобрели»), что «тамо подлинно северо-восточный проезд имеется». Далее газета подчеркивала: «Таким образом, из Лены, ежели б в северной стране лед не препятствовал, водяным путем до Камчатки, а также далее до Япана, Хины и Ост-Индии доехать возможно б было, а к тому же он (Беринг.- В. П.) и от тамошних жителей известился, что пред 50 и 60 летами некое судно из Лены к Камчатке прибыло».

Первая камчатская экспедиция внесла важнейший вклад в развитие географических представлений о северо-восточном побережье Азии, от Камчатки до северных берегов Чукотки. География, картография и этнография обогатились новыми ценными сведениями. Экспедиция создала серию географических карт, из которых особо выдающееся значение имеет итоговая карта. Она основана на многочисленных астрономических наблюдениях и впервые дала реальное представление не только о восточном побережье России, но и о размерах, протяженности Сибири. По свидетельству Джеймса Кука, который присвоил имя Беринга проливу между Азией и Америкой, его далекий предшественник «очень хорошо нанес на карту берега, определив координаты с точностью, которую при его" возможностях трудно было бы ожидать». Первая карта экспедиции, на которой показаны районы Сибири на пространстве от Тобольска до Тихого океана, была рассмотрена и одобрена Академией наук. Итоговая карта также была немедленно использована учеными России и вскоре широко распространилась в Европе. В 1735 году она была гравирована в Париже. Спустя год опубликована в Лондоне, потом снова во Франции. И далее эта карта неоднократно переиздавалась в составе различных атласов и книг... Экспедиция определила координаты 28 пунктов по маршруту Тобольск - Енисейск - Илимск - Якутск - Охотск-Камчатка-Чукотский Нос-Чукотское море, которые затем вошли в «Каталог городам и знатным местам сибирским, положенным на карту, через которых тракт имели, в какой ширине и длине оные».

А Беринг уже разрабатывал проект Второй камчатской экспедиции, которая впоследствии превратилась в выдающееся географическое предприятие, равного которому долго не знал мир.

Главенствующее место в программе экспедиции, начальником которой был назначен Беринг, отводилось исследованию всей Сибири, Дальнего Востока, Арктики, Японии, северо-западной Америки в географическом, геологическом, физическом, ботаническом, зоологическом, этнографическом отношениях. Особое значение придавалось исследованию Северного морского прохода из Архангельска в Тихий океан.

В начале 1733 года из Петербурга выехали основные отряды экспедиции. Из столицы в Сибирь направлялось более 500 морских офицеров, ученых, матросов.

Беринг вместе с женой Анной Матвеевной отправился в Якутск, чтобы руководить переброской грузов в порт Охотск, где предстояло построить пять кораблей для плавания по Тихому океану. Беринг следил за работой отрядов X. и Д. Лаптевых, Д. Овцына, В. Прончищева, П. Лассиниуса, занимавшихся исследованием северных берегов России, и академического отряда, в состав которого входили историки Г. Миллер и А. Фишер, натуралисты И. Гмелин, С. Крашенинников, Г. Стеллер, астроном Л. Делякроер.

Архивные документы дают представление о необычайно активной и разносторонней организаторской работе мореплавателя, руководившего из Якутска деятельностью многих отрядов и звеньев экспедиции, которые вели исследования от Урала до Тихого океана и от Амура до северных берегов Сибири.

В 1740 году было закончено строительство пакетботов «Св. Петр» и «Св. Павел», на которых Витус Беринг н Алексей Чириков предприняли переход в Авачинскую гавань, на берегу которой заложили Петропавловский порт.

В плавание на двух кораблях уходило 152 офицера и матроса и двое из членов академического отряда. Профессора Л. Делякроера Беринг определил на судно «Св. Павел», а адъюнкта Г. Стеллера взял на «Св. Петр» в состав своего экипажа. Так начался путь ученого, получившего потом всемирную известность.

4 июня 1741 года корабли вышли в море. Они взяли курс на юго-восток, к берегам гипотетической Земли Хуана де Гама, которая значилась на карте Ж. Н. Делиля и которую было приказано отыскать и исследовать по пути к берегам северо-западной Америки. Сильные штормы обрушились на суда, но Беринг настойчиво шел вперед, стараясь точно исполнить указ Сената. Часто наплывал туман. Чтобы не потерять друга друга, на кораблях били в колокол или стреляли из пушек. Так прошла первая неделя плавания. Суда достигли 47° с. ш., где должна была находиться Земля Хуана де Гама, но никаких признаков суши не было. 12 июня путешественники пересекли следующую параллель - никакой земли. Беринг приказал идти на северо-восток. Главной своей задачей он считал достичь северо-западных берегов Америки, еще не открытых и не исследованных ни одним мореплавателем.

Едва суда прошли первые десятки миль к северу, как оказались в густом тумане. Пакетбот «Св. Павел» под командой Чирикова исчез из виду. Несколько часов было слышно, как там били в колокол, давая знать о своем местонахождении, потом не стало слышно ударов колокола, и глубокая тишина легла над океаном. Капитан-командор Беринг приказал выстрелить из пушки. Ответа не последовало.

Три дня Беринг бороздил море, как было условлено, в тех широтах, где разлучились суда, но так и не встретил отряда Алексея Чирикова.

Около четырех недель пакетбот «Св. Петр» шел океаном, встречая по пути лишь стада китов. Все это время штормы нещадно трепали одинокое судно. Бури следовали одна за другой. Ветер рвал паруса, наносил повреждения рангоуту, расшатывал крепления. В пазах кое-где появилась течь. Взятая с собой пресная вода была на исходе.

«17 июля,- как записано в вахтенном журнале,- с полудни в половине первого часа увидели землю с высокими хребтами и сопку, покрытую снегом».

Берингу и его спутникам не терпелось поскорее высадиться на открытый ими американский берег. Но дули сильные переменные ветры. Экспедиция, опасаясь каменных рифов, вынуждена была держаться в отдалении от земли и следовать вдоль нее на запад. Лишь 20 июля волнение уменьшилось, и моряки решили спустить шлюпку.

Беринг отправил на остров натуралиста Стеллера. Стеллер провел 10 часов на берегу острова Каяк и успел за это время ознакомиться с покинутыми жилищами индейцев, предметами их быта, оружием и остатками одежды, описал 160 видов местных растений.

Конец июля н август «Св. Петр» шел то в лабиринте островов, то в небольшом отдалении от них.

29 августа экспедиция снова приблизилась к земле и стала на якорь между несколькими островами, которые были названы Шумагинскими по имени матроса Шумагина, он только что скончался от цинги. Здесь путешественники впервые познакомились с жителями Алеутских островов, обменялись с ними подарками.

Наступил сентябрь, океан заштормил. Деревянное судно с трудом выдерживало натиск урагана. Многие офицеры стали поговаривать о необходимости остаться на зимовку, тем более что воздух становился все более студеным.

Путешественники решили поспешить к берегам Камчатки. В вахтенном журнале появляется все больше н больше тревожных записей, свидетельствующих о трудном положении мореплавателей. Пожелтевшие страницы, торопливо исписанные дежурными офицерами, говорят о том, как плыли они день за днем, не видя земли. Небо было затянуто тучами, сквозь которые многие сутки не пробивался солнечный луч и не виднелась ни одна звезда. Экспедиция не могла точно определить свое местонахождение и не знала, с какой скоростью продвигаются они к родному Петропавловску...

Витус Беринг был тяжело болен. Недуг еще больше усилился от сырости и холода. Почти непрерывно лил дождь. Положение становилось все серьезнее. По расчетам капитана, экспедиция находилась еще далеко от Камчатки. Он понимал, что доберется до родной обетованной земли не раньше конца октября, и это лишь в том случае, если западные ветры переменятся на попутные восточные.

27 сентября налетел жестокий шквал, а через три дня началась буря, которая, как отмечено в вахтенном журнале, развела «великое волнение». Только спустя четыре дня ветер несколько уменьшился. Передышка оказалась непродолжительной. 4 октября налетел новый ураган, и огромные волны снова в течение нескольких суток обрушивались на борты «Св. Петра».

С начала октября большая часть команды уже так ослабела от цинги, что не могла принимать участия в корабельных работах. У многих отнялись руки и ноги. Запасы провизии катастрофически таяли...

Перенеся жестокий многодневный шторм, «Св. Петр» снова стал, несмотря на встречный западный ветер, продвигаться вперед, и вскоре экспедиция открыла три острова: Св. Маркиана, Св. Стефана и Св. Авраама.

Драматичность положения экспедиции усугублялась с каждым днем. Не хватало не только продовольствия, но и пресной воды. Офицеры и матросы, которые еще держались на ногах, были измучены непосильной работой. По словам штурмана Свена Вакселя, «корабль плыл как кусок мертвого дерева, почти без всякого управления и шел по воле волн и ветра, куда им только вздумалось его погнать».

24 октября палубу покрыл первый снег, но, к счастью, продержался недолго. Воздух становился все более и более студеным. В этот день, как отмечено в вахтенном журнале, больных было «разных чинов 28 человек».

Беринг понимал, что в судьбе экспедиции наступил самый ответственный и тяжелый момент. Сам, совершенно обессиленный болезнью, он все же поднимался на палубу, навещал офицеров и матросов, пытался поднять веру в благополучный исход путешествия. Беринг обещал, что как только на горизонте появится земля, они непременно причалят к ней и остановятся на зимовку. Команда «Св. Петра» верила своему капитану, и все, кто мог передвигать ноги, напрягая последние силы, исправляли срочные и необходимые корабельные работы.

4 ноября рано утром на горизонте обозначились контуры неизвестной земли. Приблизившись к ней, отправили на берег офицера Плениснера и натуралиста Стеллера. Там они обнаружили лишь заросли карликовой ивы, стлавшейся по земле. Нигде не росло ни одного деревца. Кое-где на берегу лежали бревна, выброшенные морем и засыпанные снегом.

Поблизости текла небольшая речка. В окрестностях бухты обнаружили несколько глубоких ям, которые, если их покрыть парусами, можно приспособить под жилье для больных матросов и офицеров.

Началась высадка. Беринга на носилках перенесли в подготовленную для него землянку.

Высадка проходила медленно. Голодные, ослабевшие от болезни моряки умирали по пути от корабля к берегу или едва ступив на землю. Так погибло 9 человек, 12 матросов скончалось во время плавания.

28 ноября сильной бурей корабль сорвало с якорей я выбросило на берег. Моряки в первое время не придали этому серьезного значения, так как верили, что высадились на Камчатку, что местные жители помогут ям на собаках добраться до Петропавловска.

Группа, отправленная Берингом на разведку, поднялась на вершину горы. С высоты они увидели, что вокруг них расстилается безбрежное море. Они высадились не на Камчатке, а на затерянном в океане необитаемом острове.

«Это известие,- писал Свей Ваксель,- подействовало на наших людей, словно удар грома. Мы ясно поняли, в какое беспомощное и тяжелое положение попали я что нам угрожает полная гибель».

В эти трудные дни недуг все сильнее мучил Беринга. Он чувствовал, что дни его сочтены, но продолжал заботиться о своих людях.

Капитан-командор лежал один в землянке, прикрытой сверху брезентом. Беринг страдал от холода. Силы оставляли его. Он не мог уже пошевелить ни рукой, ни ногой. Сползавший со стен землянки песок засыпал ноги и нижнюю часть тела. Когда офицеры хотели откопать его, Беринг воспротивился, заявив, что так теплее. В эти свои последние, самые трудные дни, несмотря на все несчастья, выпавшие на долю экспедиции, Беринг не утратил бодрости духа, он находил задушевные слова, чтобы ободрить своих приунывших товарищей.

Беринг умер 8 декабря 1741 года, не подозревая о том, что последнее пристанище экспедиции находится в нескольких сутках хорошего хода судна от Петропавловска.

Спутники Беринга пережили тяжелую зиму. Питались мясом морских животных, которые водились здесь в изобилии. Под руководством офицеров Свена Вакселя и Софрона Хитрово они выстроили новое судно из обломков пакетбота «Св. Петр». 13 августа 1742 года путешественники простились с островом, который назвали именем Беринга, и благополучно достигли Петропавловска. Там они узнали, что пакетбот «Св. Павел», которым командовал Алексей Чириков, возвратился на Камчатку еще в прошлом году, открыв, как я Беринг, северо-западные берега Америки. Эти земли вскоре были названы Русской Америкой (ныне Аляска).

Так закончилась Вторая камчатская экспедиция, деятельность которой увенчалась великими открытиями и выдающимися научными достижениями.

Русские моряки первыми открыли неведомые ранее северо-западные берега Америки, Алеутскую гряду, Командорские острова и перечеркнули мифы о Земле Хуана де Гама, которую западноевропейские картографы изображали на севере Тихого океана.

Русские корабли первыми проложили морской путь из России в Японию. Географическая наука получила точные сведения о Курильских островах, о Японии.

Результаты открытий и исследований в северной части Тихого океана нашли отражение в целой серии карт. В их создании принимали участие многие из оставшихся в живых участников экспедиции. Особо выдающаяся роль в обобщении добытых русскими моряками материалов принадлежит Алексею Чирикову - одному из блестящих и искусных мореходов того времени, преданному помощнику и преемнику Беринга. На долю Чирикова выпало завершение дел Второй камчатской экспедиции. Он составил карту северной части Тихого океана, на которой с поразительной точностью показаны путь корабля «Св. Павел», открытые моряками северо-западные берега Америки, острова Алеутской гряды и восточные берега Камчатки, служившие исходной базой для русских экспедиций.

Офицеры Дмитрий Овцын, Софрон Хитрово, Алексей Чириков, Иван Елагин, Степан Малыгин, Дмитрий и Харитон Лаптевы составили «Карту Российской империи, северных и восточных берегов, прилежащих к Северному Ледовитому и Восточному океанам с частью вновь найденных чрез морское плавание западных американских берегов и острова Япона».

Столь же плодотворной была деятельность северных отрядов Второй камчатской экспедиции, нередко выделяемых в самостоятельную Великую северную экспедицию.

В итоге морских и пеших походов офицеров, штурманов и геодезистов, действовавших в Арктике, было исследовано и картировано северное побережье России от Архангельска до Большого Баранова Камня, находящегося к востоку от Колымы. Тем самым, по словам М. В. Ломоносова, был «несомненно доказан проход морской из Ледовитого океана в Тихий».

Для изучения метеорологических условий Сибири были созданы наблюдательные пункты от Волги до Камчатки. Первый в мире опыт организации метеорологической сети на столь обширном пространстве блестяще удался русским ученым и морякам.

На всех судах Второй камчатской экспедиции, которые плавали по полярным морям от Архангельска до Колымы, по Тихому океану до Японии и северо-западной Америки, велись визуальные, а в отдельных случаях и инструментальные метеорологические наблюдения. Они внесены в вахтенные журналы и сохранились до наших дней. Сегодня эти наблюдения имеют особую ценность еще и потому, что они отражают особенности атмосферных процессов в годы экстремально повышенной ледовитости арктических морей.

Научное наследство Второй камчатской экспедиции Витуса Беринга столь велико, что не освоено полностью до сих пор. Его использовали и сейчас широко используют ученые многих стран.

Витус Беринг краткая биография и интересные факты из жизни российского мореплавателя, капитан — командора изложены в этой статье.

Витус Беринг краткая биография

Великий мореплаватель (годы жизни Витуса Беринга — 1681-1741) появился на свет в Дании, маленьком городе Хорсенс в семье таможенника. Со своим двоюродным братом и товарищем он ходил на голландском корабле в Ост-Индию.

После окончания школы юноша поступил в кадетский Морской корпус. В период 1695 – 1696 годов брал участие в Азовском походе. Вскоре его зачислили унтер-офицером в русский военно-морской флот. А в 1706 году Беринг получил звание лейтенанта.

Вскоре Петр I включил его в число командующих экспедиции, которая должна была под флагом России пройти из портов Азовского моря вокруг Европы на Балтику.

По поручению императора в 1725 году Витус возглавил первую Камчатскую экспедицию в Тихом океане, целью которой было обнаружение перешейка между Америкой и Азией. Она была весьма успешной. Первая экспедиция Витуса Беринга закончилась тем, что в 1730 году ему было присвоено чин капитан-командора. Пользуясь благосклонностью императора, его вновь назначили руководителем второй Камчатской экспедиции. Началась она в 1733 году. Ее результат – обследование Аляски и нанесение очертания берегов суши на карту, а также Алеутские и Курильские острова. Кроме того, по пути домой мореплаватель встретил ряд неизведанных ранее земель. Эти острова названные в честь Витуса Беринга в сегодняшнее время, а точнее их часть. Здесь команда осталась на зимовку. Большая часть матросов умерли от цинги, в том числе и сам командующий. Путешествие Витуса Беринга закончилось 8 декабря 1741 года, с его смертью.

Витус Беринг интересные факты

Родители Беринга были довольно состоятельными людьми, два его старших брата учились в университете в Копенгагене. Сам же юный Беринг выбрал другой путь и, едва ему исполнилось 15 лет, нанялся юнгой на корабль.

Из 60 лет своей жизни Витус Беринг 38 состоял на российской службе. Из них 15 лет заняли Камчатские экспедиции.

В России его называли Иваном Ивановичем.

Во всех отечественных источниках указана дата рождения Беринга — 12 августа 1681 года. Но откуда взялась эта дата, неизвестно. Ведь из церковных книг Дании известно, что его крестили 5 августа 1681 году. Поэтому можно сделать более точное предположение о дате его рождения – вероятнее всего это случилось 2 августа 1681 года.

Его назвали на честь дяди, брата матери: летописца Королевского суда.

В 1713 году он женился на Анне Кристине, дочке бюргера. Известно, что у супругов было 8 детей, из которых выжило только 4. Его жене по долгу службы мужа пришлось также приловчиться к мореплавательскому делу , чтобы везде его сопровождать.

Именем Беринга названы остров, пролив и море на севере Тихого океана, а также Командорские острова.

Заслуги Беринга были признаны не сразу. Первым из путешественников, подтвердившим точность исследований Беринга, стал английский мореплаватель Джеймс Кук. Именно он предложил дать имя Беринга проливу между Чукоткой и Аляской.

Витус Ионассен Беринг - великий мореплаватель, офицер российского флота, которым было сделано немало важных географических открытий. Оказавшись во главе двух экспедиций на Камчатский полуостров, Беринг внес большой вклад в развитие географии в России. Его именем названы пролив, остров и море на севере Тихого океана, а также Командорские острова.

Краткая биография

Будущий мореплаватель появился на свет 2 августа 1681года в небольшом датском городке Хорсенс. Мальчика с ранних лет манило море, и потому родители решили отдать его на обучение в морской кадетский корпус в Амстердаме. Во время учебы юный Витус успел совершить путешествие в Ост-Индию, после которого окончательно убедился в своем решении связать судьбу с мореплаванием.

Завершение учебы Беринга совпало с повышенным интересом Петра I к освоению морского ремесла. Российский государь искал опытных иностранных специалистов, и молодой, но подающий большие надежды Витус Беринг получил приглашение ступить на государеву службу. В России ему сразу доверили управление грузовым судном, транспортировавшим лес.

Рис. 1. Витус Беринг.

Исправно неся службу на русском флоте, Беринг сделал успешную карьеру, и к 1724 году смог дослужиться до капитана 1-го ранга. За это время под российским флагом он принял участие в двух войнах, в его командовании находилось немало кораблей.

Первая Камчатская экспедиция

В 1724 году Петр I принял решение организовать масштабную экспедицию на Камчатку, и для этой цели приказал подыскать подходящих людей. Коллегия Адмиралтейства выдвинула кандидатуру Беринга, и русский государь дал опытному мореплавателю детальную инструкцию.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Согласно ей Беринг должен был построить два палубных судна, на них отправиться вдоль побережья, где, согласно предположениям, должна была располагаться Америка. Отыскав место возможного соединения Азии с Америкой, экспедиция должна была собрать как можно больше ценной информации и нанести ее на карты.

Вместе со своей командой Беринг двинулся в путь в январе 1725 года. Лишь два года спустя они достигли восточных берегов Камчатского полуострова. Еще один год ушел на строительство кораблей.

Рис. 2. Строительство судов.

Маршрут экспедиции пролегал на северо-восток вдоль материка. В ходе этого путешествия были нанесены на карты многие географические объекты: острова, заливы, бухты. Но самое важное - Беринг выяснил, что Америка и Азия никак не связаны между собой.

Вторая Камчатская экспедиция

В 1733 году Коллегия, вняв веским доводам отважного мореплавателя, дала «добро» на повторную экспедицию к Камчатскому полуострову. В новом чине капитана-командора Беринг занялся ее подготовкой в Якутске. Этот процесс шел крайне медленно из-за откровенного безразличия и нежелания содействовать местных властей.

Лишь в 1740 году два корабля под руководством Беринга взяли курс на Камчатку. Спустя год экспедиция достигла берегов Северной Америки через небольшой пролив - задача, возложенная на Беринга Петром I, была решена.

Рис. 3. Берингов пролив.

Возвращение на родину Второй Камчатской экспедиции оказалось крайне тяжелым. Из-за сильнейшего тумана корабли долгое время блуждали по морю, не в состоянии определить свое местонахождение. Члены экипажа стали умирать от разразившейся цинги. Не пощадила страшная болезнь и Беринга.

Вынужденная зимовка была организована на острове, который впоследствии был назван в честь великого мореплавателя. Здесь он и нашел свой последний приют 8 декабря 1741 года.

Что мы узнали?

При изучении темы «Витус Беринг» мы познакомились с годами жизни мореплавателя, его краткой биографией. Мы узнали, что открыл Витус Беринг, и какую роль сыграли его открытия в дальнейшем покорении северных земель.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.2 . Всего получено оценок: 194.