Указание производителя по 223 фз. Энциклопедия решений. Проведение открытого конкурса для заключения договора на проведение обязательного аудита. Когда можно указать торговую марку

Иллюстрация: Право.ru/Петр Козлов

Нововведения в закон о закупках ощутимо изменят процедуры по 223-ФЗ. Все закупки поделятся на конкурентные и неконкурентные. Приоритет получат первые, которые будут проводиться в основном в электронной форме. Нормы наделяют заказчика новыми обязанностями. В частности, добавились правила, как надо описывать предмет закупки. Главная тенденция – сближение с более строгими правилами закона о госзакупках 44-ФЗ.

Первого июля вступили в силу значительные изменения в закон № 223-ФЗ, который регулирует закупки госкорпораций, унитарных предприятий и прочих коммерческих организаций с участием государства более 50%. Главное нововведение в том, что закупки будут поделены на конкурентные и неконкурентные. В конкурентных извещение, как правило, будет размещаться в единой информационной системе (ЕИС), а сами такие закупки станут по умолчанию электронными. Исключение - если заказчик указал другой порядок в документации. Если в закупке могут принимать участие только субъекты малого и среднего предпринимательства, то электронная форма становится обязательной, говорится в новом законе. Он впервые предусмотрел правила, по которым заказчики должны подготавливать техническое задание, приравнял запрос котировок и предложений к формам торгов и определил общие требования к ним. Также регламентированы особенности проведения аукционов и конкурсов.

Электронные площадки: почему никто не готов

Закон определил порядок проведения конкурентных закупок в электронной форме. Предприниматели должны будут пройти аккредитацию на новых электронных площадках. Чтобы внести денежные средства в качестве обеспечения, поставщику придется открыть специальный счет в банке, который уполномочен Правительством. По словам Калининой, закупки у малого и среднего бизнеса заработают не с 1 июля 2018 года, а только после того, как начнут функционировать новые операторы площадок (ориентировочно осенью). Как сообщали «Ведомости», Правительство продлило банкам срок для заключения договоров с площадками до 1 января 2019 года. Подготовиться не успевают и крупные заказчики: на круглом столе в Совете Федерации они просили дать еще несколько месяцев, чтобы состыковать свои программы с ЕИС. Поставщикам, в свою очередь, нужно время, чтобы открыть банковские спецсчета, писал «Коммерсант». Несмотря на задержку, заказчикам уже сейчас надо учитывать предстоящие изменения, предупреждает Калинина.

Раньше большинство положений о закупках содержало открытый перечень случаев закупок у единственного поставщика. В результате госкомпании проводили в этой форме треть закупок. Закрытый перечень должен улучшить ситуацию.

Юрист Art De Lex Анна Большакова

Помимо этого, появились правила описания товаров, работ или услуг в конкурентных закупках:

  • нужно указать функциональные характеристики (потребительские свойства) объекта, а также технические, качественные и при необходимости эксплуатационные;
  • в большинстве случаев нельзя указывать товарные знаки, фирменные наименования, страну изготовителя и т. д., поскольку это необоснованно ограничивает количество участников закупки;
  • если назвать товарный знак все-таки необходимо, нужно предусмотреть возможность эквивалента. В законе называются исключения, например, требуется запчасть или расходный материал к машине и производитель требует именно оригинал.

Вместо начальной (максимальной) цены договора можно будет установить цену единицы товара и максимальную цену договора. Еще один вариант - формула определения цены договора и ее максимальное значение.

223-ФЗ+44-ФЗ=?

По мнению Калининой, 223-ФЗ перестал быть рамочным законом, который определяет лишь общие принципы и передает большинство вопросов на откуп заказчика. Теперь свобода заказчика существенно ограничена.

Главная тенденция - сближение правил 223-го и и более строгого 44-го законов. Новые ограничения в 223-ФЗ в значительной степени механически списаны с закона о госзакупках 44-ФЗ, но у него совсем другой предмет регулирования.

Партнер DS Law Мария Калинина

Тенденция видна на примере новых правил описания предметов закупки. Они списаны из 44-ФЗ, но не адаптированы к специфике корпоративных закупок, продолжает партнер DS Law. Но в целом она выступает за ограничение прав корпоративных заказчиков: «До сих пор это был очень неконкурентный рынок, где было принято ловить рыбу в мутной воде».

Поставщикам надо уже сейчас подготовить новые положения о закупках, которые бы отвечали всем требованиям новой редакции 223-ФЗ. «Наши юристы помогают акционерным обществам, автономным учреждениям и другим корпоративным заказчикам, чтобы успеть к 1 июля, - поделилась Калинина. - Но далеко не все этим занимаются. В этом случае их подстегнут жалобы поставщиков, когда изменения вступят в силу».

Важным этапом любой закупки является грамотное написание технического задания. Сформировать его требуется, во-первых, в соответствии с собственными нуждами, а, во-вторых, в рамках закона. Как гласит , Заказчик самостоятельно определяет параметры и характеристику товара, но с некоторыми ограничениями.

Если Заказчик решил обойти закон и совершил нарушение, то придется поплатиться, выложив немалую сумму при уплате штрафа.

Многочисленные поправки регулярно претерпевает законодательство о закупках. Апрель 2016 г. не стал исключением, Заказчики столкнулись с тем, что несколько изменились правила, по которым необходимо осуществлять описание объекта закупки. Однако, это небольшое нововведение весьма значительно усложнило действия Заказчика.

Произошло это неприятное событие ввиду опубликования и вступления в силу закона о стандартизации. Это повлекло за собой необходимость последующей корректировки законов о закупках. Так, теперь обязательное требование – использовать в работе документы нацстандартов и все что связано с техрегулированием.

Итак, давайте вспомним основные правила, которыми необходимо руководствоваться.

Новшества в описании

Апрель 2016 запомнился многим Заказчикам тем, что в это время был принят закон № 104-ФЗ, который внес свою лепту в некоторые законодательные акты РФ освящающие вопросы стандартизации. Соответственно возникла необходимость в изменении законов касающихся закупок.

Теперь сотрудникам Заказчиков и без того заваленными бумажной работой, которую необходимо выполнять строго в определённый законом срок, дабы не нарваться на штрафы со стороны всевозможных контролирующих органов придется еще и штудировать законодательство, посвященное техрегламентам, ГОСТам, нацстандартам.

Попробуем разобраться каким образом поменялось законодательство. Что придется изучить, чтоб не пополнить бюджет штрафом и проанализируем решения по различным ситуациям, связанным с включением или наоборот не включением ГОСТов, ТУ и прочего в документацию.

Для начала немного нововведений в закон о закупках юрлиц, теперь при осуществлении всевозможных процедур в рамках него, чтобы угодить контролирующим органам и облегчить жизнь потенциальным участникам, но усложнить свою, сотрудникам, занимающимся закупками, в разрабатываемую документацию требуется включить следующее:

Сведения эти указываются в случае, если объект закупки подпадает под действие законов РФ о стандартизации, то есть имеется соответствующий техрегламент или нацстандарт.

44-ФЗ так же претерпел изменения. Как разъяснил нам Росстандарт в своем письме от 30 января 2017 г. при описании объекта закупки обязательно использовать показатели, установленные техрегламентами и нацстандартами либо в случае отступления от них в ту или иную сторону обязан обосновать такое отступление.

Техрегламент и нацстандарт. Есть ли разница в понятиях

Изменения в законы и подзаконные акты касаемые закупок вносятся с весьма регулярно, чуть ли не каждый месяц. Сотрудникам Заказчика, входящим в контрактную службу или отдаленно занимающимися закупками, приходится постоянно проводить мониторинг законодательства, чтобы успеть за бесконечными нововведениями.

Причем нужно регулярно перечитывать не только то, что напрямую связано с закупками. Так, законодатель внес очередные дополнения , теперь работникам придется еще и научиться разбираться в «техрегулировании и стандартизации», дабы уметь отличить нацстандарт от техрегламента.

Прочесть придется ряд законов и прочих документов, а именно: закон № 184-ФЗ от 27.12.2002 г., нам он расскажет о техрегулировании и № 162-ФЗ от 9.06.2015 г., тут все о нацстандартах. Также придется регулярно читать всякие ГОСТы и СНиПы, если описываемый объект закупки подпадает под регулирование вышеназванных законов и ГОСТОв.

Разберемся подробнее в определениях нацстандартов и техрегламентов.

Определение техрегламента закреплено законодателем в 184 законе. Он гласит, что документ, который был принят международным договором РФ и ратифицирован в установленном порядке и является техрегламентом. А отражены в нем требования, что немаловажно, обязательные для применения всеми, к объектам техрегулирования, но в основной массе к различным видам безопасности.

В свою очередь определение нацстандарта содержит 162 закон. Там законодатель закрепил следующее, национальный стандарт, документ, который был разработан участником по результатам проведенной экспертизы в техническом комитете по стандартизации. В нацстандартах отражаются не только правила, но и принципы, относительно стандартизируемого объекта, а также его общие характеристики. Использовать нацстандарт или нет в работе – дело добровольное (ст. 26 закона о стандартизации).

Так возможно ли не ошибиться, не нарваться на штраф, не потерять время на разбирательства в суде?

ГОСТ и ТУ. Как не ошибиться

1 августа 2016 года МЭР выпустили свои очередные разъяснения, в письме № Д28и-2011 пояснило свою точку зрения о ГОСТах и ТУ. Ведомство считает, в случае, при принятии решения Заказчиком, по указанию или ссылке в документации на какой-либо ГОСТ, без подробного описания, расшифровки характеристик, нарушений 44-ФЗ нет, поскольку нацстандарт утверждается федеральным органом исполнительной власти, о чем указывает нам 5 пункт 2 статьи Закона 162-ФЗ. Но, если сослался на ТУ, то добавить подробное описание этих самых ТУ, он обязан.

Конечно поступать или не поступать в соответствии с разъяснениями дело Заказчика, но наверно не мешает перестраховаться и в случае ссылки на ГОСТ тоже не полениться и расписать характеристики и в этом случае.

С указанием номера ТУ тоже могут возникнуть трудности. Заказчик рискует нарваться на штраф, указав его, размер его находится в диапазоне 10 000 - 50 000 рублей. А зависит штраф напрямую от начальной цены, о чем говориться в статье-7.30 Кодекса об административных правонарушениях.

Определенный номер ТУ это конкретные характеристики «конкретного товара», то есть по сути является своеобразным способом прописать марку, но без ссылки на товарный знак. Такой позиции придерживается и контрольный орган, так в решении ФАС от 15 сентября 2014 г. по делу № 44-1731/14 Заказчик был признан нарушившим пункт 1 части 1 статьи 33 Закона 44-ФЗ за указание номера ТУ изделия.

Требования «выше ГОСТовских»

Так же следует с осторожностью использовать в документации показатели превышающие требования ГОСТов. Если все-таки Заказчик по каким-то параметрам вышеназванные требования превысил, то обязан обосновать данное решение. Иначе штраф неминуем. Так, 12 мая 2015 г. ФАС вынес решение № 75с/15, в котором признал виновным Заказчика, который по некотором позициям вышел за рамки ГОСТовских показателей и установил их выше. Закупка аннулирована.

Требования «ниже ГОСТовских»

Есть такие Заказчики, которые наоборот в силу своих возможно «корыстных» интересов, занижают показатели, указанные в ГОСТах. Так, в решении ФАС от 9 июня 2016 г. по делу № 06/1032-16 Заказчик был признан нарушившим пункт 2 части 1 статьи 33 Закона 44-ФЗ, поскольку установил показатели отличные от показателей, установленных стандартом, занизив их, а аргументированных пояснений, которые бы объясняли снижение характеристик предоставлено не было.

Ответственность за указанное нарушение определена в части 4.2 статьи-7.30 КоАП и предполагает штраф в размере 3000 рублей.

Исключаем риски при описании объекта закупки

Обобщив все вышесказанное, разработаем некий алгоритм действий дабы избежать ошибок при описании, ведь даже незначительное, по нашему мнению, отступление от требуемых норм, контрольный орган может расценить как серьезное нарушение.

Итак, с чего же следует начать сотруднику контрактной службы Заказчика дабы избежать конфликтных ситуаций, которые могут возникнуть, если вдруг нагрянет проверка или поступит жалоба от участника.

Перед началом работы по описанию объекта закупки в первую очередь необходимо открыть сайт Росстандарта и просмотреть раздел «Техрегулирование».

Если соответствующий регламент имеется, то описать объект закупки необходимо в соответствии с ним, конкретизируя каждый показатель. Тут необходимо помнить, что ссылаться можно только на действующие документы. Проверить действующий или нет лучше всего на официальном сайте Росстандарта.

30 января 2017 г. Росстандарт в своих разъяснениях пояснил, что при описании объекта закупки сотруднику Заказчика необходимо иметь актуальный нацстандарт или регламент, если по каким-то причинам найти подходящий документ не получилось, то возможно обратиться к оператору Фондов с просьбой предоставить такой документ.

Все предугадать невозможно и может возникнуть ситуация, что по каким-то причинам сотрудник Заказчика при описании объекта закупки принял решения выйти за рамки ГОСТовских, тогда он обязан обосновать данное отступление в документации.

Таким образом, эти несколько сложных и трудоемких шагов, которые предстоит совершить сотруднику Заказчика в ходе описания закупки, в дальнейшем, помогут избежать вопросов, и что немаловажно штрафов со стороны контролирующих органов.

Здравствуйте, Андрей.

Не совсем ясен Ваш вопрос, Вы указываете на то, что Заказчик установил требования к стране происхождения товара, но в тоже время указывает на преференции в отношении Российского товара.

Как верно указал коллега, Заказчик вправе не указывать слова «или эквивалент» в отличие от закупок по 44-ФЗ и указать страну происхождения товара.

Нужно изучать Извещение и Положение о закупках Заказчика.

Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ
(ред. от 07.06.2017)
«О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

Статья 2. Правовая основа закупки товаров, работ, услуг

1. При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
2. Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Статья 3. Принципы и основные положения закупки товаров, работ, услуг

1. При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
2. Извещение о проведении конкурса или аукциона размещается в соответствии с частью 5 статьи 4 настоящего Федерального закона не менее чем за двадцать дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе. Выигравшим торги на конкурсе признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями и порядком оценки и сопоставления заявок, которые установлены в конкурсной документации на основании положения о закупке, на аукционе - лицо, предложившее наиболее низкую цену договора или, если при проведении аукциона цена договора снижена до нуля и аукцион проводится на право заключить договор, наиболее высокую цену договора.
3. В положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.

Пример разъяснений с примерами судебной практики

Закупки по 223-ФЗ и эквивалентность

Заказчики, работающие по Закону №223-ФЗ, имеют право указывать в документации о закупке конкретный товарный знак, модель, место производства продукции, конкретного производителя.

Такое право возникает у Заказчика исходя из следующих положений Закона №223-ФЗ:

п.1 ч.10 ст.4 («В документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:
1) установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика»);
п.3 ч.1 ст.3 («При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: <…>
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика <…> »).

Следует отметить, что в отличие от Закона №44-ФЗ (п.1 ч.1 ст.33 «Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев <…>»), Закон №223-ФЗ не содержит в себе какого-либо требования о том, что заказчику, в случае указания на конкретный товарный знак, следует указывать в описании закупаемой продукции слова «или эквивалент». Такой обязанности у Заказчиков, работающих по Закону №223-ФЗ не существует.

Заказчику следует помнить об ограничениях этого права

Первое возможное ограничение может быть установлено в Положении о закупках самого Заказчика, т.к. в соответствии с ч.2 ст.2 Закона №223-ФЗ Положение о закупке - это документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения. Соответственно именно в Положении следует установить правила указания товарных знаков, страны производства, модели и т.д. В этом случае Заказчик будет «защищен». Это иллюстрирует решение Ростовского УФАС России от 17.07.12 по делу №1127/05: «Статья 2 Положения содержит понятия, в том числе предмет закупки – конкретные товары, работы или услуги, которые предполагается поставить (выполнить, оказать) Заказчику в объеме и на условиях, определенные в закупочной документации. Пунктом 7.4.5. Положения установлено, что в тексте запроса цен Заказчик указывает любые четкие требования к предмету закупки (кроме цены), условиям поставки, оплаты участникам, подтверждению соответствия Продукции и самих участников требованиям Заказчика и предоставляемым документам. Таким образом, Комиссия пришла к выводу о правомерности использования Заказчиком конкретного наименования необходимой к поставке продукции (сетевая видеокамера AxisP1347-E (5 шт.) и сетевая видеокамера AxisP1347)».


Второе ограничение возникает исходя из положений п.2 ч.1 ст.3 Закона №223-ФЗ, устанавливающее, что при осуществлении закупок Заказчику следует руководствоваться, в том числе, принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, и п.2 ч.1 ст.17 Закона №135-ФЗ «О защите конкуренции», запрещающего Заказчику при проведении, запроса котировок цен на товары, запроса предложений действия, ограничивающие конкуренцию, в том числе «создание участнику <…> или нескольким участникам <…> преимущественных условий участия <…>». Положения п.2 ч.1 ст.17 Закона №135-ФЗ распространяются на Заказчиков, работающих по Закону №223-ФЗ в силу ч.5 ст.17.

В ряде случаев ФАС понимает указание Заказчиком в документации о закупке на конкретную марку, конкретное место производства, конкретного производителя как ограничение конкуренции в соответствии со ст.17 Закона №135-ФЗ, также Заказчикам может вменяться нарушение Закона №223-ФЗ (ч.1 ст.3, ч.6 ст.3, ч.10 ст.4 и т.д.). Однако такая позиция может быть успешно оспорена Заказчиком в суде, что подтверждает административная практика, сложившаяся к настоящему моменту.

Неважно, что закупает Заказчик: определенную офисную бумагу, перчатки либо газоанализатор, суды признают право Заказчика в соответствии с Законом №223-ФЗ устанавливать в закупочной документации в рамках, определенным Положением о закупках, любые требования, которым должен отвечать закупаемый товар (п.1 ч.10 ст.4 Закона №223-ФЗ).

В вопросе нарушения требований Закона 223-ФЗ суд учитывает следующее:

Указание в закупочной документации конкретного товарного знака не нарушает запретов Закона №223-ФЗ (если такой запрет не установлен в Положении о закупке Заказчика), такие действия направлены на определение потребностей заказчика и выявление товара, подлежащего поставке, в наилучшей степени отвечающего требованиям заказчика, что Законом №223-ФЗ не запрещено.
Действия заказчика, установившего в техническом задании определенные требования, в том числе товарный знак, производитель, место происхождения, не противоречат положениям ч.10 ст.4 Закона № 223-ФЗ, откуда следует, что потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
Заказчик может пояснить, почему продукция конкретной торговой марки, конкретного производителя удовлетворяет потребностям Заказчика.
Сам по себе факт установления определенных характеристик к товару, не свидетельствует об ограничении количества участников размещения заказа и нарушении п.1 и п.4 ч.1 ст.3 Закона №223-ФЗ, поскольку в этом случае учитывается также количество участников, способных поставить данный товар (потенциально способных, либо подавших заявки на участие в закупочной процедуре).
https://otc.ru/academy/article...

С уважением! Г.А. Кураев

  • On 21.07.2019
  • 0 Комментарии
  • 223-ФЗ, 44-ФЗ, Гособоронзаказ, Закупка лекарств, медоборуд., медоборуд., Объекты закупок, Статьи

Чтобы заказчик в результате торгов получил именно то, что ему нужно, следует правильно составить описание объекта закупки . Расскажем о требованиях законов 44-ФЗ и 223-ФЗ, а также об исключениях из установленного порядка.

Объект или предмет закупки - товар, услуга или работа, которую заказчику необходимо приобрести . Соответственно, под описанием этого объекта понимается перечисление его подробных характеристик . Эти характеристики должны описывать предмет, который наилучшим образом удовлетворит потребность заказчика.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС :

Описание предмета закупки по 44-ФЗ

Требования к описанию объекта в рамках госзакупок определены в статье 33 закона 44-ФЗ . Таким образом, чтобы составить верное описание, нужно опираться на эту норму. В ней определено, какие характеристики следует включить в описание - а именно функциональные, технические, качественные, эксплуатационные . Также приводится правило о запрете на указание бренда или производителя без включения фразы «или эквивалент ». Есть исключения - о них расскажем чуть позже.

Что касается терминологии, то закон требует придерживаться установленных регламентов . Это значит, что при описании объекта закупки нужно опираться на ГОСТы и прочие стандарты. Если используется собственная терминология и условные обозначения, заказчик должен обосновать их применение.

Разрешено включить в описание закупки всевозможные чертежи, эскизы, планы, фотографии, результаты тестирования и так далее.

Если закупаются лекарственные средства, необходимо указывать их международные непатентованные наименования. Более подробно об описании объекта закупки в лекарственной сфере .

При необходимости заказчик также может включить в описание закупки требования к гарантийному сроку и объему гарантийных услуг. Также частью описания может стать требование к проведению монтажа и / или обучения персонала обращению с предметом закупки (например, если закупается оборудование).

Существуют особенности , в соответствии с которыми описываются объекты закупки по гособоронзаказу. Кроме того, Правительство РФ наделено правом устанавливать дополнительные особенности описания тех или иных объектов закупки.

Что нельзя указать в описании :

  1. Название производителя, бренд, модель товара без указания на возможность приобретения эквивалента.
  2. Субъективные характеристики предмета закупки.
  3. Свойства, наличие которых может быть установлено только посредством сложного лабораторного анализа.

Заказчикам, которые составляют описание закупки по 44-ФЗ, можно дать такие советы:

  1. Описывайте предмет закупки объективно . Нужно представлять себе не конкретную модель, а какой-то абстрактный товар, который должен исполнять определенные функции. Иначе будет нарушен принцип открытой конкуренции. Проконтролировать это несложно - под готовое описание должно попадать несколько товаров, например, разные модели оборудования.
  2. Описание следует делать максимально понятным . Применяйте стандартные термины, прилагайте эскизы, чертежи, фотографии и так далее. Избегайте пространных описаний и расплывчатых формулировок, даже если объект не попадает под ГОСТ и иные стандарты.
  3. Описывайте предмет закупки со всех сторон . Нужно максимально подробно и точно расписать все его характеристики.
  4. Предусмотрите возможность определить, что поставленный товар соответствует требованиям документации . Для этого в нее включаются нужные показатели (чаще всего их диапазонные значения).
  5. Когда описание готово, еще раз перепроверьте все числовые значения . Иначе есть риск, что процедура не состоится либо будет приобретен товар с неподходящими характеристиками.

Когда можно указать торговую марку

В соответствии с законом 44-ФЗ, в исключительных случаях при описании закупки можно указать конкретного производителя или модель. Это допустимо, если:

  • описать объект по-другому невозможно;
  • предметом контракта является работа или услуга, а товар, наименование которого прямо указано, закупается для выполнения этой работы (оказания услуги), а не для самостоятельного использования.

Обратите внимание! Если у товара нет аналога, указывать в описании фразу «или эквивалент» необязательно. То же самое справедливо при наличии аналога, который не может использоваться из-за несоответствия технических характеристик.

Описание объекта закупки по 223-ФЗ

Рамочный закон 223-ФЗ гораздо более лоялен к правилам описания объекта закупки. Тут не действует запрет на указание конкретной модели, производителя и так далее. Главное, чтобы это было разрешено утвержденным заказчиком .

223-ФЗ обязывает заказчика лишь установить определенные требования к предмету закупки , а именно:

  • к его безопасности;
  • к его качеству;
  • к разного рода свойствам - техническим, функциональным;
  • если закупается работа - к ее результатам;
  • если закупается товар - к его размеру, упаковке, условиям отгрузки и так далее.

Если в описании закупки по 223-ФЗ встречается какой-то параметр, в документации должны быть прописаны требования, которые к нему предъявляются.

Как подтверждается соответствие предмета закупки предъявляемым к нему требованиям? Это может быть добровольное или обязательное подтверждение . Более подробно об этом можно узнать из следующей таблицы.

Таблица. Подтверждение соответствия объекта закупки условиям документации

Показатель

Подтверждение соответствия

Обязательное

Добровольное

Цель Соответствие условиям технического регламента Согласованность национальным стандартам, предварительным национальным стандартам, стандартам организаций, сводам правил, системам добровольной сертификации, условиям договоров
Объекты Продукция, выпускаемая в обращение на территории России Продукция, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работы и услуги, а также иные объекты, в отношении которых стандартами, системами добровольной сертификации и договорами устанавливаются правила
Форма, документ Декларирование о соответствии (декларация о соответствии)
Обязательная сертификация (сертификат соответствия)
Добровольная сертификация (сертификат соответствия)