«Пешеход. Безопасность пешехода» план-конспект урока по обж на тему. Внеклассное занятие по пдд "безопасность пешеходов" Обж движение пешеходов

Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии - по обочинам.

При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой - по внешнему краю проезжей части).

При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств.

При движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.

Группы детей разрешается водить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, а при их отсутствии - и по обочинам, но лишь в светлое время суток и только в сопровождении взрослых.

Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии - на перекрестках - по линии тротуаров или обочин.

При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.


В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при его отсутствии - транспортного светофора.


На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При пересечении проезжей части вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.


Выйдя на проезжую часть, пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход, можно лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора (регулировщика).


Уважаемые, родители, воспитатели!

Анализ дорожно-транспортных происшествий с детьми показывает, что совершенно недостаточно научить ребенка перед тем, как перейти улицу, посмотреть налево, а дойдя до середины дороги - направо. Слишком много непредвиденных ситуаций поджидает детей на дороге, и надо, чтобы ребенок в них хорошо ориентировался. Чем раньше, тем лучше.

Усваивать каждое из этих семи правил надо отдельно. Только когда ребенок научится выполнять их совершенно осознанно, можно разрешить ему самостоятельно переходить улицу. Но учтите, что обычно дети до семи лет еще не могут оценить скорость приближающихся автомобилей и расстояние до них.

Скачать:


Предварительный просмотр:


Правила дорожного движения для пешеходов

Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии - по обочинам.

При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой - по внешнему краю проезжей части).

При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств.

При движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.

Группы детей разрешается водить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, а при их отсутствии - и по обочинам, но лишь в светлое время суток и только в сопровождении взрослых.

Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии - на перекрестках - по линии тротуаров или обочин.

При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.

В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при его отсутствии - транспортного светофора.

На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При пересечении проезжей части вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.

Выйдя на проезжую часть, пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход, можно лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора (регулировщика).

Уважаемые, родители, воспитатели!

Анализ дорожно-транспортных происшествий с детьми показывает, что совершенно недостаточно научить ребенка перед тем, как перейти улицу, посмотреть налево, а дойдя до середины дороги - направо. Слишком много непредвиденных ситуаций поджидает детей на дороге, и надо, чтобы ребенок в них хорошо ориентировался. Чем раньше, тем лучше.

Усваивать каждое из этих семи правил надо отдельно. Только когда ребенок научится выполнять их совершенно осознанно, можно разрешить ему самостоятельно переходить улицу. Но учтите, что обычно дети до семи лет еще не могут оценить скорость приближающихся автомобилей и расстояние до них.

Поэтому в дошкольном возрасте ребенок должен переходить улицу, только держась за руку взрослого .


ПАНАРИН ПЕТР АНАТОЛЬЕВИЧ
Конспект урока по ОБЖ в 5 классе «Пешеход. Безопасность пешехода»

Пояснительная записка

УРОК № 7

5 класс

Тема урока : Пешеход . Безопасность пешехода .

Цель урока

регулировщика и с дорожными «ловушками» .

Урок проводится согласно календарно – тематического планирования по программе для общеобразовательных школ под редакцией А. Т. Смирнова

На уроке используется :

Учебник ОБЖ : 5 кл.: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под общ. ред. А. Т. Смирнова. 6-е изд. – М.: Просвещение, 2012

Приложение из слайдов презентации разработана и создана автором методической разработки урока учителем ОБЖ – П . А. Панарин.

ТАВС (технические аудио – видео системы) : интерактивная доска, ноутбук, проектор, экран.

УРОК № 7

5 класс

Тема урока : Пешеход . Безопасность пешехода .

Цель урока : Познакомить учащихся с сигналами

регулировщика и с дорожными «ловушками» . (см. слайд № 1)

Ход урока:

I. Организационный момент : (готовность к уроку , доклад дежурного)

(2 мин.)

II. Опрос домашнего задания : Самостоятельная работа (10 мин.)

1. Кто нарушил правила перехода перекрёстка?

(см. слайд № 2)

Ответ : 1; 2; 4; 7

(см. слайд № 3)

2. Реши задачу. На расстоянии 16 метров от пешеходного перехода одновременно затормозили два автомобиля. Тормозной путь первого составил 13 метров, второго – на 4 метра больше. Кто из водителей будет считаться нарушившим правила ПДД после остановки и почему?

(см. слайд № 4) Ответ : Нарушил правила второй водитель, так как он остановился на

пешеходном переходе . (см. слайд № 5)

III. Основная часть урока : (30 мин.)

Тема урока «Пешеход . Безопасность пешехода Мы с вами познакомимся с сигналами регулировщика и с дорожными «ловушками» .

Когда выходит из строя светофор, то на помощь

участникам движения приходит человек в форме

полицейского и с жезлом в руках. Кто этот человек? (Регулировщик) .

(см. слайд № 6)

Он может подавать сигналы руками, положением корпуса, при помощи жезла и флажков.

Регулировщик находится в центре перекрестка, на линии, разделяющей встречные потоки транспорта, или на краю проезжей части. Сигналы, подаваемые регулировщиком с центра перекрестка или с осевой линии дороги, обязательны для всех участников дорожного движения.

На следующих рисунках изображены основные сигналы, подаваемые регулировщиком.

а) Руки вытянуты в стороны или опущены – пешеходам разрешено переходить проезжую часть со стороны правого или левого бока регулировщика.

б) Правая рука вытянута вперед – пешеходам разрешено переходить проезжую часть за спиной регулировщика

в) Рука поднята вверх – движение запрещено.

Игровой момент : один ученик - регулировщик (головной убор инспектора ГИБДД, жезл в руках) стоит на перекрёстке и четыре ученика – пешеходы стоят на разных тротуарах перекрёстка. Регулировщик подаёт сигнал, а пешеходы действуют по его сигналу.

В это время показ слайдов (см. слайд № 7 и слайд № 8)

В любой ситуации нужно уметь предвидеть опасность – это основное правило ОБЖ. И на дороге необходимо быть внимательным, так как существуют «дорожные ловушки» . Давайте рассмотрим с вами их.

(см. слайд № 9)

Необходимо дождаться, когда

автобус отойдёт от остановки

и будет полный обзор дороги

(см. слайд № 10)

IV. Домашнее задание : А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников – учебник ОБЖ; 5 кл.

§2.1 стр. 39-40; §2.2 стр. 41-45.

М. П. Фролов, Е. Н. Литвинов, А. Т. Смирнов – ОБЖ- 5

§13 стр. 66 – 75. (см. слайд № 11)

Все мы бываем пешеходами, то есть полноправными участниками дорожного движения. Когда человек идет в гости, на работу, в школу, во всех этих случаях он является пешеходом, а значит, в целях обеспечения личной безопасности и безопасности окружающих обязан соблюдать правила дорожного движения.

По статистике, половина происшествий на дороге происходит при участии пешеходов, и это страшный показатель. Главная причина всех бед на дороге -

Кто является пешеходом

Как гласят правила дорожного движения, пешеходом является человек, находящийся вне транспортного средства на дороге либо на велосипедной или пешеходной дорожке. Также пешеходами являются лица, передвигающиеся на инвалидной коляске, роликовых коньках, самокатах и иных аналогичных средствах передвижения.

Велосипедисты при езде являются участниками движения, но как только человек сходит с велосипеда, он становится пешеходом.

Работники дорожной службы во время выполнения работ пешеходами не являются и правила для пешеходов на них не распространяются.

Движение пешеходов по дороге

Пешеходный переход может быть регулируемым и нерегулируемым.

  1. Регулируемый пешеходный переход оборудован светофором или на нем имеется регулировщик. При наличии регулировщика следует подчинаться его сигналам, независимо от сигналов светофора.
  2. Если светофор или регулировщик отсутствуют, то переход считается нерегулируемым. При постоянном желтом свете светофора переход также считается нерегулируемым.

Золотые правила пешехода — переход дороги там, где есть хороший обзор в обе стороны, и умение реально оценивать дорожную обстановку. Хорошая обзорность одинаково важна для водителя и пешехода.

На дороге часто возникают непредвиденные ситуации, поэтому важно уметь предвидеть ошибки остальных участников движения. Предвидеть ситуацию должен уметь и пешеход.

Безопасность пешехода на дороге требует быть готовым, например, к такой распространенной ситуации, когда недисциплинированный водитель не пропускает пешехода на переходе или транспортное средство, двигающееся с большой скоростью, не успевает вовремя затормозить на скользкой дороге.

На нерегулируемых пешеходных переходах водитель обязан пропустить пешехода, однако это не значит, что можно бросаться прямо под колеса автомобиля. Пешеход должен реально оценить расстояние до ближайшего транспортного средства и скорость его приближения, убедиться, что переход будет безопасен.

Велосипедист, пересекающий проезжую часть по пешеходному переходу, обязан сойти с велосипеда и пройти пешком.

Пешеходный переход является местом, на котором следует быть предельно внимательным как пешеходам, так и водителям.

Остановки общественного транспорта

Основным на является наезд на пешеходов.

Это особенно актуально для городских условий, где остановки расположены недалеко друг от друга. Сложности добавляют и водители, паркующиеся вблизи остановок, тем самым еще больше ограничивая видимость.

Основной причиной наездов является нарушение правила дорожного движения, по которому человек обязан обходить остановившийся на остановке общественный транспорт только спереди. Обходя автобус сзади, пешеход не видит полной обстановки на дороге.

Спешка также нередко приводит к трагедии. Стремление во что бы то ни стало попасть в отъезжающий транспорт заставляет человека забывать об опасности и бросаться прямо под колеса автомобилей. Чаще всего такие "забеги" заканчиваются тяжелыми травмами или даже смертельным исходом.

Ответственность родителей

Детский дорожно-транспортный травматизм является актуальнейшей проблемой современного общества.

Во все времена родители несли ответственность за детей. Пересекая дорогу рядом со взрослым, ребенок полагается на него и не наблюдает за движением, поэтому взрослый должен крепко держать ребенка за руку. Все взрослые обязаны помнить, что ребенок изучает правила пешехода, подражая родителям и другим старшим пешеходам.

Следует как можно раньше начать прививать малышу культуру поведения на дороге, объясняя ему элементарные правила и подавая собственный пример.

При передвижении группы детей два сопровождающих должны стоять по обе стороны дороги, справа и слева. Стоять сопровождающие должны лицом к движению с поднятыми в руках красными флажками.Прежде чем начать движение по проезжей части, группа должна остановиться, чтобы растянувшийся строй смог сгруппироваться. Сопровождающие покидают проезжую часть последними, после того как вся группа детей прошла через дорогу.

Пешеходы в жилой зоне

К жилым зонам относятся не только дороги, расположенные внутри кварталов, но и все прилегающие дворовые территории. Обычно начало и конец жилой зоны обозначается специальным знаком, однако во дворах этот знак ставить необязательно.

Пешеходы на дороге в жилой зоне имеют право передвигаться не только по тротуару, но и по всей ширине проезжей части. Тем более зачастую бывает так, что кроме проезжей части пройти бывает просто негде.

Несмотря на то, что в жилой зоне пешеходы на дороге наделены приоритетом в движении, нельзя создавать необоснованных помех движению автомобилей.

Пешеходу запрещается

Правила безопасности пешехода на дороге запрещают следующие действия:

  1. Выходить на проезжую часть, не убедившись в собственной безопасности и безопасности других участников движения. Не следует забывать, что главной причиной большинства ДТП с тяжелыми последствиями является неожиданное появление пешехода перед движущимся транспортом.
  2. Выбегать или выходить на проезжую часть внезапно. В том числе и на пешеходный переход.
  3. Самостоятельный выход детей на проезжую часть без сопровождения взрослых.
  4. Переходить проезжую часть вне пешеходного перехода, если таковой имеется в пределах видимости.
  5. Задерживаться и останавливаться на проезжей части, если это не связано с безопасностью движения.

Права пешехода

Права и обязанности пешехода закреплены правилами дорожного движения на территории РФ.

  1. На обозначенном нерегулируемом пешеходном переходе преимущество имеет пешеход. Безопасность пешехода требует полной остановки всех транспортных средств, как только нога человека ступила на проезжую часть. Исключение составляют только автомобили со спецсигналами.
  2. Пешеход как активный участник дорожного движения имеет право требовать от исполнительной власти создания условий для безопасности пешеходов.

Штрафы

Перечень нарушений, за которые на пешехода налагается денежный штраф, довольно большой, и его следует знать.

Штрафы накладываются в зависимости от тяжести нарушения в размере от 200 до 1500 рублей. Незнание правил дорожного движения не освобождает пешехода от ответственности.

В первую очередь следует помнить, что на красный запрещающий сигнал переходить дорогу запрещено, а главное, опасно для жизни. За это нарушение налагается штраф в размере 500 рублей.

Если пешеход при пересечении дороги в неположенном месте создал помехи транспортному средству и по его вине произошло ДТП, то штраф будет в размере до 1500 рублей.

Конечно, налагаемые штрафы в денежной сумме не такие большие, но тем не менее это будет административным нарушением.

Безопасность пешехода

О своей безопасности должен позаботиться прежде всего сам пешеход. Безопасность пешехода зависит в совокупности от действий пешехода и водителя, но следует помнить, что травмы, полученные пешеходом, могут быть несовместимы с жизнью.

Не стоит надеяться, что водитель все вокруг видит и слышит. Человеку, идущему по дороге или пересекающему проезжую часть, следует внимательно следить за дорогой и не отвлекаться ни на что другое. Меры безопасности пешехода запрещают разговаривать по телефону, слушать музыку в наушниках или носить капюшон, полностью закрывающий боковой обзор.

Переходя дорогу даже в отведенных для этого местах, нужно обязательно убедиться, что водитель видит пешехода и вовремя останавливается. Самый надежный вариант - это сначала установить зрительный контакт с водителем транспортного средства и только после этого начать переход. Следует помнить, что даже оборудованный переход не может в полной мере обеспечить безопасность пешехода на дороге.

Для того чтобы трагедий на дорогах случалось как можно меньше, водителям и пешеходам в первую очередь нужно соблюдать все предписанные правила и относиться друг к другу с уважением. Пренебрегая ПДД, водитель рискует своей свободой, а пешеход — здоровьем.

Ежедневно и постоянно по улицам городов и населенных пунктов передвигаются тысячи людей, которые спешат на работу, в школу, во многие другие места или возвращаются домой. Для передвижения в заданном направлении люди пользуются общественным транспортом, личными транспортными средствами (автомобилями, мотоциклами, велосипедами) или идут пешком. Все они являются участниками дорожного движения. Участник дорожного движения - это лицо, принимающее непосредственное участие в движении в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства .

Для того чтобы это движение носило упорядоченный характер и обеспечивало всем участникам возможность быстро и безопасно двигаться в необходимом им направлении, они должны соблюдать определенные правила, которые регулируют движение на улицах и дорогах. Это Правила дорожного движения.

В настоящее время в Российской Федерации действуют Правила дорожного движения, введенные в действие с 1 июня 1994 г., с изменениями и дополнениями, внесенными в 1998- 2010 гг.

Коротко напомним основные положения Правил дорожного движения и ключевые понятия и термины, которые в них используются (все это вы уже изучали в определенном объеме в 5 классе на уроках ОБЖ).

В соответствии с Правилами в нашей стране принято правостороннее движение, т. е. транспорт при движении придерживается правой стороны проезжей части дороги.

Дорога - это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения (моста).

Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы. Проезжая часть дороги предназначена для движения безрельсовых транспортных средств (легковых и грузовых автомобилей, автобусов, троллейбусов), трамвайные пути - для трамваев, тротуары - для пешеходов, обочина - для движения пешеходов и для остановки автомобилей. Разделительная полоса разделяет смежные проезжие части и не предназначена для движения или остановки транспортных средств и пешеходов. Разделительная полоса (как и тротуар) немного возвышается над проезжей частью дороги. На разделительной полосе может быть устроен газон или установлены ограждения.

Для обеспечения безопасности на улицах и дорогах осуществляется регулирование дорожного движения - управление потоком движения транспорта и пешеходов. Дорожное движение регулируют дорожная разметка, дорожные знаки, светофоры и регулировщики.

Запомните!

Дорожная разметка представляет собой линии, стрелы, надписи и другие обозначения, которые наносятся на различные элементы дороги. Большинство линий дорожной разметки имеют белый цвет. Например, линия белого цвета на проезжей части, прерывистая или сплошная, разделяет встречные потоки автомашин.

С помощью дорожной разметки на проезжей части обозначают пешеходный переход.

Линии пешеходных переходов наносятся на перекрестках или в других удобных для пешеходов местах. Пешеходные переходы могут обозначаться сплошными линиями вдоль проезжей части по всей длине перехода («зебра»).

Запомните!

Дорожные знаки , так же как и разметка, служат для регулирования дорожного движения, для передачи его участникам необходимой информации о различных дорожных ситуациях.

Пешеходные переходы: слева - «зебра», справа - «зебра» со стрелками разметки, которые указывают направление движения пешеходов

Насчитывается более 200 знаков. Для того чтобы облегчить их распознавание, они разделены на 8 групп:

  1. Предупреждающие.
  2. Приоритета.
  3. Запрещающие.
  4. Предписывающие.
  5. Особых предписаний.
  6. Информационные.
  7. Сервиса.
  8. Дополнительной информации (таблички).

К каждой группе относятся знаки, передающие информацию одинакового значения.

Запомните!

Для того чтобы уверенно себя чувствовать на улицах и дорогах и безопасно двигаться по ним, каждый участник дорожного движения должен знать дорожные знаки 1 .

Для регулирования очередности пропуска участников дорожного движения через определенный участок дороги применяют светофоры, которые имеют сигналы зеленого, желтого и красного цвета.

Это должен знать каждый

    Зеленый сигнал светофора разрешает движение. Желтый сигнал запрещает движение и предупреждает о предстоящей смене сигналов. Красный сигнал запрещает движение.

Для регулирования дорожного движения применяются две группы светофоров: транспортные и пешеходные.

Транспортные светофоры могут быть трехсекционными, с вертикальным расположением сигналов сверху вниз: красный, желтый, зеленый. Транспортные трехсекционные вертикальные светофоры могут иметь расположенные по горизонтали дополнительные секции со стрелками зеленого цвета, указывающими направление движения транспортных средств.

Пешеходные светофоры бывают двухсекционные и имеют два вертикально расположенных сигнала с изображением на них красным цветом стоящего пешехода (запрещающий сигнал) и зеленым цветом идущего пешехода (разрешающий сигнал). Пешеходные светофоры размещают на тротуарах с обеих сторон проезжей части.

В некоторых случаях движение на дорогах может регулировать регулировщик. Он может подавать сигналы руками, положением корпуса, при помощи жезла и флажков.

Регулировщик находится в центре перекрестка, на линии, разделяющей встречные потоки транспорта, или на краю проезжей части. Сигналы, подаваемые регулировщиком с центра перекрестка или с осевой линии дороги, обязательны для всех участников дорожного движения.

Основные сигналы, подаваемые регулировщиком

  • Руки вытянуты в стороны или опущены - пешеходам разрешено переходить проезжую часть со стороны правого и левого бока регулировщика.
  • Правая рука вытянута вперед - пешеходам разрешено переходить проезжую часть за спиной регулировщика.
  • Рука поднята вверх - движение запрещено.

Внимание!

Если на перекрестке, где работает светофор, вы видите регулировщика, то необходимо подчиняться именно его сигналам.

Многие из нас постоянно участвуют в дорожном движении. Каждый из нас независимо от социального положения и возраста может оказаться на дороге в качестве пешехода или пассажира маршрутного транспортного средства (автобус, троллейбус, трамвай). И поэтому мы должны знать обязанности пешехода и пассажира и постоянно их соблюдать. (Вспомним, что в нашей стране самый высокий показатель погибших в ДТП (9,6) на 100 пострадавших.)

1 - руки вытянуты в стороны или опущены - пешеходам разрешено переходить проезжую часть со стороны правого и левого бока регулировщика; 2 - правая рука вытянута вперед - пешеходам разрешено переходить проезжую часть за спиной регулировщика; 3 - рука поднята вверх - движение запрещено

Это должен знать каждый

  • Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии - по обочинам. Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы, а также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, могут двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам или обочинам создает помехи для других пешеходов.
  • При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним, пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой - по внешнему краю проезжей части).
  • При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.
  • При движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется иметь при себе предметы со светоотражающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.
  • Движение организованных пеших колонн по проезжей части разрешается только по направлению движения транспортных средств по правой стороне не более чем по четыре человека в ряд. Спереди и сзади колонны с левой стороны должны находиться сопровождающие с красными флажками, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости - с включенными фонарями: спереди - белого цвета, сзади - красного.
  • Группы детей разрешается водить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, а при их отсутствии - и по обочинам, но лишь в светлое время суток и только в сопровождении взрослых.
  • Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии - на перекрестках по линии тротуаров или обочин.
  • При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.

1 - без велосипеда навстречу транспортным средствам; 2-е велосипедом по ходу движения транспортных средств; 3 - пересекая перекресток перпендикулярно линии обочины

  • В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при его отсутствии - транспортного светофора.
  • На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При пересечении проезжей части вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.
  • Выйдя на проезжую часть, пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно, лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения, и с учетом сигнала светофора (регулировщика).
  • На остановочных пунктах, не оборудованных приподнятыми посадочными площадками, разрешается выходить на проезжую часть для посадки в транспортное средство лишь после его остановки. После высадки необходимо, не задерживаясь, освободить проезжую часть.

Запомните!

    Проезжую часть дороги пешеходы переходят по пешеходным переходам или на перекрестках. Перекресток - это место, на котором пересекаются две или более дорог.

Обязанности пассажира

В соответствии с требованиями Правил дорожного движения пассажиры обязаны при поездке на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутыми ими, а при поездке на мотоцикле быть в застегнутом мотошлеме.

Правила безопасного поведения пассажира во всех видах общественного транспорта

В легковом автомобиле наиболее безопасное место - справа сзади от водителя. А самое опасное место - переднее сиденье рядом с водителем. В поезде самое безопасное место - на нижней полке. При следовании железнодорожным транспортом, войдя в вагон, нужно достать из багажа все, что потребуется в дороге, прежде чем положить его на багажную полку или в специальное отделение нижней полки. Деньги и документы должны находиться при вас. В случае аварии необходимо в первую очередь спасать жизнь, а не вещи!

Посадка в транспортное средство производится после его полной остановки через передние двери.

Если у вас на плечах находится рюкзак, нужно его снять и держать в руках. Девушкам при посадке рекомендуется сумочку всегда держать перед собой, а в сидячем положении - на коленях.

Войдя в салон, необходимо осмотреться, выбрать удобное место, где вам не будут мешать. Следует посмотреть, где расположены запасные и аварийные выходы. Если в транспорте нет свободных мест для сидения, нужно постараться встать в центре прохода, держась рукой за поручень или за специальные подвески. Нельзя стоять у входной двери, а тем более опираться на нее - она может случайно открыться.

Передвигаться по салону общественного транспорта рекомендуется только при полной его остановке.

Необходимо помнить, что в общественном транспорте нельзя шуметь, шалить, громко разговаривать, есть мороженое. Нельзя высовываться из окон транспортного средства во время его движения, отвлекая водителя от управления.

Правила поведения при пользовании трамваем, автобусом и троллейбусом

  • Ожидать автобус, троллейбус, трамвай только на посадочной площадке, а там, где ее нет, - на тротуаре или обочине дороги.
  • При посадке в трамвай, если трамвайные пути расположены посередине улицы, пересечь проезжую часть дороги, чтобы подойти к остановке трамвая. Перед переходом надо осмотреть обе стороны дороги и, убедившись в отсутствии движущегося транспорта, направиться к остановившемуся трамваю. Посадка должна производиться через передние двери, а высадка - через задние или через двери, на которых имеется надпись «Выход».
  • После высадки из общественного транспорта при переходе проезжей части дороги необходимо быть особенно внимательным, учитывая интенсивное движение транспорта. При выходе из автобуса, если необходимо перейти проезжую часть, безопаснее всего дойти по тротуару до ближайшего пешеходного перехода. На загородной дороге, где обозначения пешеходного перехода нет, следует подождать, когда автобус отъедет, осмотреть дорогу и, убедившись в возможности безопасного перехода, перейти ее.

Правила поведения в метро

    Поведение на эскалаторе:

  • стойте справа, идите слева;
  • нельзя бежать по ступенькам эскалатора и сидеть на них.

    Поведение на платформе:

  • не заходите за ограничительную линию;
  • если у вас что-то упало на рельсы, не пытайтесь достать этот предмет сами, обратитесь к дежурному.

Правила поведения при поездке на грузовом автомобиле

  • Нельзя стоять в кузове во время движения грузовика.
  • Нельзя переходить с места на место во время движения.
  • Нельзя сидеть на борту.
  • Нельзя выходить из грузовика в сторону проезжей части дороги.

Приведем пожелания для пешеходов известного писателя, путешественника и специалиста по вопросам выживания в экстремальных условиях А. А. Ильина из его книги «Большая энциклопедия городского выживания» (М.: ЭКСМО, 2003), которые учитывают общую культуру в области безопасности наших участников дорожного движения: «Современные водители пешеходов не любят и их права не уважают. Если бы все владельцы автомототранспорта приняли несложную истину, что пешеход всегда прав, но даже если не прав, это не повод его давить, по улицам можно было бы ходить, задрав голову к небу».

А поскольку в дорожной практике нашей страны до этого еще очень далеко, Андрей Ильин предлагает пешеходу видеть дорогу глазами водителя.

Статистика

    Уровень культуры водителей в области безопасности характеризует неутешительная статистика: 70-75% дорожно-транспортных происшествий совершается в нашей стране по вине водителей, при этом до 30% ДТП приходится на долю водителей, управляющих транспортным средством в нетрезвом состоянии.

Культура нашего пешехода в области безопасности оценивается не только знаниями Правил дорожного движения и уровнем дисциплины по их выполнению, но и умением оценивать обстановку на дорогах, действовать в различных дорожных ситуациях с учетом своих возможностей более осторожно и предусмотрительно. Помните поговорку: «Береженого Бог бережет!»

Вопросы

  1. Что такое дорога и каковы ее составные части?
  2. Для чего предназначено регулирование дорожного движения и при помощи чего оно осуществляется?
  3. Кто является участниками дорожного движения и какие общие обязанности определены пешеходу и пассажиру?
  4. Какие меры безопасности необходимо соблюдать пешеходу и пассажиру как участникам дорожного движения?
  5. Какие качества пешехода могут характеризовать уровень его общей культуры в области безопасности дорожного движения?

Задания

  1. Из Правил дорожного движения выберите дорожные знаки, которые регулируют движение пешехода но дороге. Занесите в дневник безопасности.
  2. Из Правил дорожного движения выберите сигналы светофора, которыми должен руководствоваться пешеход при переходе дороги. Занесите в дневник безопасности.

1 Основные дорожные знаки см. приложение.

Тема: «Пешеход. Безопасность пешехода»

Цели:

  • углубить и закрепить знания детей о правилах дорожного движения;
  • развивать логику, мышление; творческие способности детей;
  • воспитывать культуру безопасного поведения на улицах и дорогах.

Ход занятия:

Учитель: « Кого называют пешеходом?»

Ученики: «Человек, который идее по дороге пешком».

Учитель: «Кого называют водителем?»

Ученики: «Человек, который управляет транспортом».

Учитель: «Если человек ведет коляску, кем он является – пешеходом или водителем?»

Ученики: «Пешеходом».

Учитель:« А человек, который едет на велосипеде?»

Ученики: «Водитель».

Учитель: «Ребята, скажите, пожалуйста, что такое тротуар?»

Ученики: «Тротуар – это дорожка для пешехода».

Учитель: «А что такое мостовая?»

Ученики: «Это дорога для транспорта».

Изучение нового материала.

Учитель в форме беседы рассказывает о правилах дорожного движения, которые должен соблюдать пешеход: «Итак, кто такой пешеход? Пешеход – человек, который находится на дороге вне транспортного средства и не производящей на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мотоцикл, мопед, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску.

Обязанности пешеходов:

  • Пешеходы должны ходить только по тротуарам или пешеходным дорожкам. Двигаться по тротуару, придерживаясь правой стороны и не мешая другим участникам дорожного движения.
  • Если тротуар, пешеходная или велосипедная дорожка, обочина, отсутствуют или движение по ней невозможно, пешеход может идти по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой – по внешнему краю), а вне населенного пункта – навстречу движению транспортных средств.
  • Проезжую часть дороги пешеходы могут пересекать по пешеходным переходам, а при их отсутствии разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участке без разделительной полосы и ограждений. При этом дорога должна хорошо просматриваться в обе стороны.
  • Когда на дороге стоит регулировщик, пешеходы должны руководствоваться его сигналами. Движение пешеходов может регулироваться также пешеходным светофором. А при отсутствии регулировщика и пешеходного светофора необходимо руководствоваться сигналами транспортного светофора.
  • На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть дороги только после того, как они оценить расстояние до приближающихся транспортных средств и убедиться, что переход будет безопасен.
  • При пересечении проезжей части вне пешеходного перехода пешеходы должны быть особенно внимательны. Пешеход не должен выхолить на проезжую часть из-за (стоящей у тротуара машины), мешающего обзору проезжей части, пока он не убедится в отсутствии приближающихся транспортных средств.
  • Выйдя на проезжую часть пешеходы должны не задерживаться или останавливаться, если это на связано с обеспечением безопасности движения.
  • Пешеходы не успевшие закончить переход, должны остановиться на осевой линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений, или на «островке безопасности». Продолжать переход можно, лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и если сигнал светофора (регулировщика) переход разрешает.
  • При приближении автомобиля с включенным синим проблесковым маячком и специальным звуковым сигналам пешеходы обязаны воздержаться от перехода проезжей части, а находящиеся на проезжей части – незамедлительно освободить ее (отступить назад или быстро перейти на нужную сторону), уступив дорогу такому автомобилю».

Вопросы, которые возникли при сообщении:

Что такое «островок безопасности»?

Какие машины относятся к специальным транспортным средствам?

(Дети отвечают на вопросы.)

Закрепление.

Учитель: «Ребята, давайте мы с вами проведем маленькую разминку»

Задание «Проверь себя» . Каждый ученик выполняет самостоятельно.

Если ты согласен, в клеточках ставь “да”, если не согласен “нет”

Одно из опасных мест для пешеходов – перекресток.

Да

На тротуаре рядом с проезжей частью можно играть с мячом.

Нет

Если опаздываешь на урок, нужно быстро перебежать дорогу.

Нет

Нужно дождаться, когда автобус отъедет подальше от остановки. Только тогда переходить дорогу.

Да

Двигайся по тротуару, придерживаясь правой стороны.

Да

На желтый сигнал светофора нужно стоять.

Да

Когда загорится зелёный свет, быстрей переходи улицу.

Нет

Поле выполнения задания вместе с классом разбирают вопросы.

А сейчас послушайте загадки и постарайтесь отгадать:

Эй, водитель, осторожно,
Ехать быстро невозможно,
Знают люди все на свете
В этом месте ходят …(Дети!)

В синем круге пешеход

Не торопится, идет…

Дорожка безопасна,

Здесь ему не страшно . (Дорожка для пешеходов)

(Учитель показывает дорожный знак)

А вот еще:

На асфальте есть полоски,

И на знаке есть полоски,

Только здесь при зеленом свете

Переходите улицу, дети. (Пешеходный переход)

(Учитель показывает дорожный знак)

Я в кругу с обводом красным

Это значит тут опасно.

Тут поймите, запрещенье

Пешеходного движенья. (Движение пешеходов запрещено)

(Учитель показывает дорожный знак)

Практическая работа.

«Во дворе Федя встретил своего друга Сашу. Саша предложил ему: «Хочешь на «зебру» посмотреть?» Саша, схватив Федю за руку, поспешил к дороге, где ездили машины, автобусы, троллейбусы…

Как вы думаете, почему мальчики пошли смотреть «зебру» не в зоопарк, а на улицу?

И почему на пешеходных переходах нарисована зебра?» - Ответить на этот вопрос предлагается ответить каждому ученику письменно. Письменная работа выполняется самостоятельно каждым учеником в течение 10 минут.

Выполнив задание, желающие 2 ученика читают свои рассказы на уроке. Остальные ученики задают им вопросы, оценивают их мини-рассказы. Те дети, которые не читали свои мини-рассказы на уроке, собирают и сдают тетради учителю.

Работа с историческими аналогами.

Учитель зачитывает исторические факты, п очему на пешеходных переходах нарисована зебра? Кто это предложил?
«Дорожной разметке, обозначающей пешеходной переход, и за свою полосатую раскраску получившую название "зебра", исполнилось 57 лет. Впервые подобная разметка появилась в сентябре 1953 года в Германии и постепенно распространилась по всему миру. В данном случае нельзя не отметить и тот факт, что в разработке "зебры" принимали участие ученые, установившие, что человеческий глаз воспринимает черные и белые полосы как тревожный раздражитель. Поэтому на пешеходном переходе водители инстинктивно снижают скорость, а пешеходы становятся внимательнее.
Как сообщает ГИБДД, в России пешеходная "зебра" появилась значительно позже – лишь в середине 60-ых годов прошлого века, когда в стране были введено сразу несколько новых графически символов дорожной разметки.
Стоит также отметить, что в Германии, стране, фактически давшей миру новую пешеходную разметку, в честь 60-летия "зебры" планируется провести своеобразный праздник».

(Ребята начинают обсуждать, отыскивать сходства и различия своего рассказа с текстом).