Безопасные условия труда на железнодорожном транспорте. Безопасные условия труда на железнодорожном транспорте Требования охраны труда по окончании работы

ОХРАНА ТРУДА НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

Нормы трудового права

Основным направлением государственной политики в области охраны труда является обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников. Никакие

производственные показатели не должны ставиться выше, чем обеспечение безопасности человека.

Человек, попадая в зону работы железнодорожного транспорта, подвергается повышенной опасности механического травматизма, электротравматизма, вредного воздействия шума, вибраций, электромагнитных полей, негативных микроклиматических факторов, загрязненного атмосферного воздуха и др.

Безопасность работника в условиях любого современного производства обеспечивается Охраной труда - системой сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Условия труда - совокупность факторов среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.

Вредный производственный фактор - фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию.

Опасный производственный фактор - фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме.

Безопасные условия труда - условия труда, при которых воздействие на

работающих вредных и (или) опасных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.

Рабочее место - место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Средства индивидуальной и коллективной защиты работников - технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных факторов, а также для защиты от загрязнения.

Опыт показывает, что в любой деятельности человека, особенно в производственной, не исключается вероятность наступления травмы, заболевания, инвалидности, смерти, ущерба здоровью.

Предприятия и организации несут большие финансовые затраты и моральные потери при возникновении профессиональных заболеваний, а также в случаях производственного травматизма работников.

Производственная безопасность обеспечивается знаниями о грозящих человеку на транспорте опасностях и вредных факторах. Рабочему необходимо знать влияние этих факторов на организм человека, средства защиты, уметь предвидеть и предупреждать опасности.



Каждый работник должен хорошо представлять, что абсолютно безопасных производств не существует. В обеспечении безопасности жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности значительная роль принадлежит нормативным и правовым документам по охране . На железных дорогах безопасность производственной среды обеспечиваются комплексом правовых документов обязательного характера.

Сведение к минимуму возможности травмирования и профзаболевания зависит от соблюдения человеком норм и правил, регламентированных этими документами. О содержании таких документов необходимо иметь достаточную осведомленность, уметь ими грамотно пользоваться.

Существуют также комплексы экономических, организационных, технических и санитарно-гигиенических мер.

Экономические мероприятия - упреждающие затраты на охрану жизни и здоровья человека за счет нормализации параметров вредных производственных факторов. Кроме того, эти методы предусматривают затраты на восстановление здоровья работников в тех случаях, если нормализация параметров вредных и опасных факторов по техническим или другим причинам невозможна, а также в тех случаях, когда авария или катастрофа уже нанесла вред жизни или здоровью работника.

Организационные мероприятия основаны на действии административных мер по предотвращению вредного воздействия на человека опасных факторов . К организационным мерам, например, относятся: профотбор; проведение инструктажей, технической учебы; рационализация режима труда в условиях действия негативного фактора; организация, разработка и внедрение технических мер безопасности; аттестация рабочих мест.

Правовые меры устанавливаются законами, нормами, гигиеническими нормативами, правилами, регламентами, сертификатами и др.



ПОЛОЖЕНИЕ

О ДИСЦИПЛИНЕ РАБОТНИКОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

I. Общие положения

Дисциплина работников состоит в соблюдении ими порядка, правил и норм, установленных законодательством Российской Федерации, нормативными актами, применяемыми на железнодорожном транспорте, в выполнении приказов и указаний руководителей предприятий и организаций железнодорожного транспорта, а также обязанностей, предусмотренных трудовыми договорами (контрактами).

Работник обязан:

а) обеспечивать безопасность движения поездов и маневровой работы, своевременную доставку грузов и пассажиров, соблюдать график движения поездов;

б) беречь технические средства железнодорожного транспорта, оборудование, материалы и объекты железнодорожного транспорта, обеспечивать сохранность перевозимых грузов, багажа и иного вверенного имущества;

в) выполнять правила и нормы по охране труда, технике безопасности и охране окружающей природной среды;

г) проявлять заботу о пассажирах, обеспечивая высокую культуру их обслуживания.

Руководитель обязан:

а) правильно организовывать работу подчиненных, четко отдавать приказы и указания и проверять их точное и своевременное исполнение, уделяя особое внимание вопросам организации безопасности движения поездов и маневровой работы, обеспечивать внедрение научной организации труда и управления;

б) обеспечивать соблюдение режима экономии соблюдение финансовой дисциплины и выполнении финансовых обязательств, рациональное и эффективное использование материальных ресурсов, сохранность перевозимых грузов, багажа и иного вверенного имущества, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их утрате, порче и хищению;

в) уделять внимание повышению уровня государственной и трудовой дисциплины, добиваться сокращения потерь рабочего времени и текучести кадров, поощрять отличившихся по службе работников и строго взыскивать с нарушителей дисциплины;

Руководящий состав и работники, связанные с обслуживанием пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей, движением поездов и маневровой работой, получающие форменную одежду на льготных условиях, при исполнении трудовых обязанностей должны быть одеты по форме, если для них не установлена специальная производственная одежда.

II. Поощрения

Работники поощряются за добросовестное выполнение трудовых обязанностей, улучшение качества работы, повышение производительности труда, новаторство, инициативу, обеспечение сохранности перевозимых грузов и багажа, продолжительную и безупречную работу.

Для работников применяются следующие виды поощрений:

а) объявление благодарности;

б) выдача премии;

в) награждение ценным подарком;

г) награждение Почетной грамотой;

д) присвоение звания лучшего работника по профессии или других званий за успехи в работе с вручением памятного знака и выплатой денежного вознаграждения;

е) поощрения, предусмотренные коллективным договором;

ж) награждение нагрудным знаком "Почетному железнодорожнику".

За особые трудовые заслуги работники представляются в установленном порядке к государственным наградам Российской Федерации.

Допускается одновременно применение нескольких видов поощрений. Поощрения объявляются в приказе и вносятся в трудовую книжку работника.

III. Дисциплинарная ответственность

Нарушение дисциплины работником является дисциплинарным проступком. Дисциплинарным проступком признается также нарушение установленных правил поведения в служебных помещениях, поездах, на территории предприятий, учреждений и организаций железнодорожного транспорта, если оно совершено и не при исполнении трудовых обязанностей.

За каждый дисциплинарный проступок может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание.

За совершение работником дисциплинарного проступка к нему могут применяться, помимо предусмотренных законодательством Российской Федерации о труде, следующие виды дисциплинарных взысканий:

а) лишение машиниста свидетельства на право управления локомотивом, специальным самоходным подвижным составом, водителя - удостоверения на право управления дрезиной, помощника машиниста локомотива, специального самоходного подвижного состава - свидетельства помощника машиниста, помощника водителя дрезины - удостоверения помощника водителя на срок до трех месяцев или до одного года, с переводом с согласия работника на другую работу на тот же срок за совершение машинистом, водителем, помощником машиниста, помощником водителя проступка, который создавал угрозу крушения или аварии, жизни и здоровью людей.

Не допускается перевод работника в виде дисциплинарного взыскания на такую работу, которая противопоказана ему по состоянию здоровья согласно медицинскому заключению.

В случае несогласия работника на продолжение работы в новых условиях, возникающих в связи с применением к нему дисциплинарных взысканий, предусмотренных подпунктом а), трудовой договор (контракт) с ним прекращается.

Дисциплинарное взыскание в виде увольнения может налагаться, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации о труде, также за совершение работником грубого нарушения дисциплины, создавшего угрозу безопасности движения поездов, маневровой работы, жизни и здоровью людей или приведшего к нарушению сохранности грузов, багажа и вверенного имущества.

Дисциплинарное взыскание может налагать руководитель, имеющий право приема на работу работника, совершившего дисциплинарный проступок.

Без соответствующего воздействия руководителя не должен оставаться ни один дисциплинарный проступок.

Руководитель, не использующий или превысивший предоставленные ему дисциплинарные права, несет за это ответственность в установленном порядке.

Работник, совершивший проступок, угрожающий безопасности движения поездов и маневровой работы, жизни и здоровью людей, отстраняется от работы на этот рабочий день (смену) должностным лицом, осуществляющим распорядительные или контрольно - инспекторские функции на данном участке, с немедленным уведомлением об этом соответствующего руководителя. В уведомлении должны быть подробно изложены причины и обстоятельства, вызвавшие отстранение от работы.

Отстранение от работы без достаточных оснований влечет за собой ответственность виновного должностного лица в установленном порядке.

До применения дисциплинарного взыскания руководитель обязан всесторонне и объективно разобраться в причинах и мотивах допущенного проступка, предварительно затребовав от работника, совершившего его, письменное объяснение.

Отказ от дачи объяснения не освобождает виновного работника от дисциплинарной ответственности.

Дисциплинарное взыскание должно соответствовать тяжести совершенного проступка, обстоятельствам, при которых он совершен, степени вины работника.

При определении вида дисциплинарного взыскания руководитель должен учитывать характер данного проступка, причиненный им вред, обстоятельства, при которых он совершен, а также предшествующую службу работника, совершившего проступок.

При наложении дисциплинарного взыскания руководитель должен соблюдать правила служебной этики и не допускать унижения личного достоинства подчиненного.

Дисциплинарное взыскание может сочетаться с лишением в установленном порядке премий, вознаграждения по итогам работы за год и другими мерами, предусмотренными законодательством Российской Федерации и коллективным договором.

Дисциплинарное взыскание налагается не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени нахождения работника в пути следования в пассажирских или грузовых поездах, времени болезни, пребывания в отпуске, а также времени использования работником суммированных дней отдыха.

Во всех случаях дисциплинарное взыскание не может налагаться позднее шести месяцев.

Вышестоящий руководитель в пределах предоставленных ему полномочий имеет право отменить, смягчить или усилить дисциплинарное взыскание, наложенное нижестоящим руководителем, если найдет достаточные основания для такого решения.

Работник в течение трех месяцев со дня ознакомления с приказом о наложении на него дисциплинарного взыскания и в месячный срок со дня вручения приказа об увольнении может обжаловать такие приказы в установленном порядке.

Если работник не допустил нового нарушения трудовой дисциплины и проявил добросовестное отношение к труду, наложенное на него дисциплинарное взыскание может быть снято до истечения года.

Перед восстановлением работника на работе, связанной с движением поездов и маневровой работой, он должен выдержать установленные испытания. В том случае, если работник дважды не выдержит эти испытания, он переводится с его согласия на другую работу, а при отказе от перевода может быть уволен. Испытания не проводятся, если перерыв в работе, связанной с движением поездов и маневровой работой, не превысил трех месяцев.

Трудовые споры работников по вопросам наложения дисциплинарных взысканий рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и районными (городскими) народными судами.

ПОЛОЖЕНИЕ

об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха,

условий труда отдельных категорий работников железнодорожного

транспорта, непосредственно связанных с движением поездов

1. Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов разработано в соответствии со статьей 329 Федерального закона "Трудовой кодекс Российской Федерации" и статьей 25 Федерального закона "О железнодорожном транспорте Российской Федерации".

Положение распространяется на работников железнодорожного транспорта, труд которых непосредственно связан с движением поездов, осуществляющих свои трудовые обязанности в пути или пределах обслуживаемых участков инфраструктуры железнодорожного транспорта, выполняющих работу по перевозке грузов и оказанию услуг по обслуживанию пассажиров, а также работников, обеспечивающих непрерывность перевозочного процесса и безопасность движения поездов.

2. В соответствии со статьей 100 Трудового кодекса Российской Федерации продолжительность рабочей недели, работа с ненормированным рабочим днем для отдельных категорий работников, продолжительность ежедневной работы (смены), время начала и окончания работы (смены), время перерывов в работе, число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней устанавливаются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка.

3. Для работников, занятых на круглосуточных непрерывных работах, а также на других видах работ, где по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, в соответствии со статьей 104 Трудового кодекса Российской Федерации допускается введение суммированного учета рабочего времени с учетным периодом - месяц, квартал и другие, но не более года. При этом сумма отработанных в этот период часов не может превышать нормального числа рабочих часов в учетном периоде.

4. Продолжительность рабочего времени при сменной работе устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников, но не более 12 часов.

Работа более двух календарных дней подряд в период ночного времени (с 22 часов до 6 часов) не допускается.

Время непрерывного отдыха между сменами должно составлять не менее 12 часов. Привлечение работника к работе, независимо от продолжительности использованного отдыха за время предшествующей работы (смены), допускается в случаях производства работ, необходимых для обороны страны, а также для предотвращения производственной аварии либо устранения последствий производственной аварии или стихийного бедствия с письменного согласия работника.

Требования охраны труда и организации охраны труда

Статья 210 ТК РФ определяет основные направления государственной политики в области охраны труда, которыми являются:

обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;

принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов об охране труда, а также целевых программ улучшения условий и охраны труда;

государственное управление охраной труда;

государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда;

содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;

расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных

случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования;

установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы

по улучшению условий и охраны труда;

участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;

подготовка и повышение квалификации специалистов по охране труда;

организация государственной статистической отчетности об условиях труда, а также о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;

обеспечение функционирования единой информационной системы охраны

Требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности.

Безопасности и гигиены

Право работника на труд определено статьей 219 ТК РФ . Каждый работник имеет право на:

рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда;

обязательное социальное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний;

получение достоверной информации об условиях охраны труда на рабочем месте;

отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, до устранения такой опасности;

обеспечение средствами защиты в соответствии с требованиями охраны труда;

обучение безопасным методам и приемам труда;

профессиональную переподготовку за счет средств работодателя в случае ликвидации рабочего места вследствие нарушения требований охраны труда;

запрос о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте органами государственного надзора и контроля;

личное участие в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда и в расследовании происшедшего с ним несчастного случая или профзаболевания;

внеочередной медицинский осмотр (обследование) в соответствии с медицинскими рекомендациями, с сохранением за ним места работы (должности) и среднего заработка во время прохождения указанного медицинского осмотра (обследования);

компенсации, установленные законом, коллективным договором, соглашением, трудовым договором.

Государство гарантирует работникам защиту их права на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда (статья 220 ТК РФ). Условия труда должны соответствовать требованиям охраны труда .

Если работа приостановлена органами надзора из-за нарушения требований охраны труда не по вине работника, за ним сохраняются место работы и средний заработок на время приостановления работы. При отказе работника от работ в случае опасности для его жизни и здоровья, работодатель обязан предоставить работнику другую работу на время устранения опасности. В случае не обеспечения работника средствами защиты работодатель не имеет права требовать от работника исполнения трудовых обязанностей и обязан оплатить возникший простой. Отказ работника, в таких случаях, не влечет за собой привлечения его к дисциплинарной ответственности.

В случае причинения вреда жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей возмещение вреда осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24.07.98 г. №125-ФЗ.

Государство устанавливает ответственность работодателя и должностных лиц за нарушение требований охраны труда.

На работах с вредными условиями труда, или связанных с загрязнением, работникам выдаются бесплатно сертифицированные средства индивидуальной защиты и спецодежда (статья 221 ТК РФ) в соответствии с установленными нормами, коллективным договором или тарифным соглашением. Их приобретение, хранение, ремонт, стирка, дезактивация осуществляются за счет средств работодателя.

В целях обеспечения санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работниковв организации оборудуются санитарно-бытовые помещения (для приема пищи; оказания медицинской помощи; отдыха в рабочее время и психологической разгрузки). Создаются санитарные посты с аптечками, укомплектованные набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой медицинской помощи. Перевозка в лечебные учреждения работников, пострадавших от несчастных случаев и профзаболеваний, производится транспортными средствами организации либо за ее счет (статья 223 ТК РФ).

В целях предупреждения и устранения нарушений законодательства об охране труда государство обеспечивает организацию и осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и устанавливает ответственность работодателя и должностных лиц за нарушение указанных требований.

Инструкций по охране труда

Законодательством предусмотрена ответственность за нарушение нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда: дисциплинарная, административная, материальная и уголовная. Дисциплинарная – в соответствии ТК РФ: замечание, выговор, увольнение.

Административная – в соответствии КОАП РФ.

Материальная – в виде возмещения убытков в добровольном либо судебном порядке.

Моральный ущерб – только по обоюдному согласию либо через суд.

Уголовная ответственность – в соответствии УК РФ ст. 143 - Нарушение правил охраны труда, 113 – причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности, 216 – нарушение ПБ при ведении горных, строительных и иных работ, 217 – нарушение ПБ на взрывоопасных объектах, 219 – нарушение правил пожарной безопасности, 350 – нарушение правил вождения или эксплуатации машин.

Ответственность за нарушение нормативных актов по охране труда определены статьей 362 Трудового кодекса РФ, статьями 23…26 Основ законодательства об охране труда, Уголовным кодексом РФ (статьи 143, 238,263, 266, 268), Кодексом РФ об административных правонарушениях (главы 5, 6, 8…13). Должностные лица, виновные в нарушении законодательных и нормативных актов об охране труда, привлекаются к ответственности.

Например, статья 11.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает предупреждение или наложение административного штрафа в размере до одного минимального размера оплаты труда за проход по железнодорожным путям в неустановленных местах.

В соответствии со статьей 143 Уголовного кодекса РФ за нарушение правил охраны труда лицом, ответственным за соблюдение этих правил, если это повлекло причинение тяжкого вреда здоровью человека, это лицо наказывается штрафом от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) либо лишением свободы на срок до двух лет; если это повлекло за собой смерть человека - лишением свободы на срок до пяти лет. Нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей – наказывается наложением штрафа в размере 100-200 МРОТ либо лишением свободы до 2 лет.

Инструкций по охране труда

Инструкция по охране труда является нормативным документом, устанавливающим требования безопасности при выполнении рабочими и служащими порученной им работы.

Инструкция для работающих разрабатывается на основании типовых инструкций, требований безопасности, изложенных в документации завода-изготовителя, а также на основе технологической документации предприятия с учетом конкретных условий производства.

Инструкция по охране труда разрабатывает руководитель подразделения (цеха, участка); согласовывают: инженер охраны труда, гл. технолог, гл. энергетик, утверждают комитет профсоюза и руководитель предприятия.

Инструкция по охране труда должна содержать:

1. Общие требования охраны труда

2. Требования охраны труда перед началом работы

3. Требования охраны труда во время работы

4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях

5. Требования охраны труда по окончании работы

Проверку и пересмотр инструкций по охране труда для работников организует работодатель. Пересмотр инструкций должен производиться не реже одного раза в 5 лет.

Инструкции по охране труда для работников могут досрочно пересматриваться:

а) при пересмотре межотраслевых и отраслевых правил и типовых инструкций по охране труда;

б) изменение условий труда работников;

в) внедрение новой техники и технологии;

г) по результатам анализа материалов расследования аварий, несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

д) по требованию представителей органов по труду субъектов Российской Федерации или органов федеральной инспекции труда.

Если в течение срока действия инструкции по охране труда для работника условия его труда не изменились, то ее действие продлевается на следующий срок.

Инструкции по охране труда для работников могут быть выданы им на руки для изучения при первичном инструктаже либо вывешены на рабочих местах или участках, либо хранятся в ином месте, доступном для работников.

Инструктажи

При приеме (переводе) на постоянную, временную или сезонную работу с работниками должны проводиться: вводный, первичный инструктаж на рабочем месте, обучение по охране труда, первичная проверка знаний, стажировка. Периодически в ходе постоянной, временной или сезонной работы с работниками должны проводиться инструктажи: повторный, внеплановый и целевой; обучение по охране труда при технической учебе; периодическая, внеочередная проверка знаний по охране труда.

Первичный, повторный, внеплановый и целевой инструктажи должны завершаться проверкой усвоения содержания инструктажа путем устного опроса или с помощью технических средств обучения. Все инструктажи отмечаются в журнале регистрации формы ТНУ-19 с подписью инструктирующего и инструктируемого работников.

1. Вводный инструктаж – при приёме на работу для всех проводит инженер по охране труда или работник, на которого приказом работодателя возложены эти обязанности в кабинете охраны труда с использованием технических средств с записью в журнале регистрации вводного инструктажа и в личной карточке. Проведение и получение вводного инструктажа подтверждается подписями инструктируемого и инструктирующего в журнале и личной карточке.

Журнал регистрации вводного инструктажа ведет и хранит после его окончания специалист по охране труда. Срок хранения журнала 25 лет.

Цель: ознакомление с условиями труда, правилами внутреннего распорядка, общим положением по охране труда. Проводится до начала работы.

2 . Первичный инструктаж проводится на рабочем месте после вводного до начала производственной деятельности со всеми вновь принятыми работниками.

Цель: ознакомление с конкретной производственной обстановкой и безопасными приёмами труда на рабочем месте. Проводит руководитель подразделения индивидуально с каждым работником с практическим показом безопасных приемов труда непосредственно на рабочем месте, с отметкой о проведении в журнале инструктажей участка (колонны) и в приказе о приёме на работу.

3. Повторный инструктаж – не реже 1 раза в 3 месяца.

Цель: повышение уровня, повторение и закрепление знаний по охране труда. Проводят непосредственные руководители работ (бригадиры, мастера, инструктора) по программе первичного инструктажа на рабочем месте в полном объеме в форме беседы с записью в журнале инструктажей участка, колонны (ТНУ-19) с указанием инструкции.

4. Внеплановый инструктаж – поводится в случаях:

· При введении новых нормативных документов по охране труда (стандартов, инструкций и изменений к ним);

· При замене оборудования, подвижного состава, инструмента, а также изменении технологических процессов, влияющих на безопасность труда;

· При нарушениях техники безопасности, которые привели или могли привести к травме, аварии, крушению, взрыву, пожару, происшедшие:

· а) на данном предприятии; б) на других предприятиях (телеграммы, приказы, указания);

· По требованию органов надзора – государственного инспектора по охране труда, других инспекторов;

· При перерыве в работе, связанной с движением поездов более 30 календарных дней.

Инструктажи проводятся не позднее чем через трое суток после нарушения техники безопасности на предприятии и получения телеграммы, приказов, указаний. Инструктаж после перерыва в работе проводится по программе первичного инструктажа. Запись в журнале инструктажей участка, колонны формы ТНУ-19. Допускается запись на специальных листах инструктажа, связанного с ознакомлением с телеграммами, приказами.

5. Целевой инструктаж – проводится в случаях:

· При производстве разовых работ, на которые оформляется наряд – допуск, разрешение и др. аналогичные документы.

· Проводит его лицо, выдающее документ совместно с руководителем работ с записью в журнале инструктажей.

· При выполнении работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности (погрузка – выгрузка, уборка территории предприятия и вне его и др.)

· При ликвидации последствий крушения, аварии, снежных заносов, наводнений и др. стихийных бедствий.

· При проведении экскурсий по предприятию.

· При изменении оперативной обстановки и метеоусловий (туман, гроза).

Инструктажи перед выполнением работ на железнодорожных путях и вблизи их проводят мастера, бригадиры с записью в журнале инструктажей подразделения формы ТНУ-19.

Порядок организации и регистрации целевого инструктажа определяет соответствующий документ предприятия.

Стажировка – ее должны проходить все вновь принимаемые на другую работу.

Цель: приобретение работниками практических навыков безопасного труда. Во время стажировки выполняется работа под наблюдением опытного наставника, имеющего стаж не менее 3 лет, или руководитель участка, околотка с прикреплением не более 2-х человек. Продолжительность стажировки от 2 до14 смен (рабочих дней). Руководитель стажировки должен сделать соответствующую запись в журнале ТНУ-19 производственного участка и в приказе о приеме на работу.

Основные документы по охране труда на предприятии.

ЖУРНАЛ ВВОДНОГО ИНСТРУКТАЖА – форма ТНУ-19 ведётся инженером по охране труда предприятия.

ЖУРНАЛ ИНСТРУКТАЖА УЧАСТКА, КОЛОННЫ, ЦЕХА, СМЕНЫ – форма ТНУ-19 ведёт руководитель подразделения, каждый вид инструктажа на отдельных пронумерованных страницах.

КНИГА УЧЁТА РЕЗУЛЬТАТОВ ИСПЫТАНИЙ – форма РБУ – 10 по ПТЭ и ТБ.

Понятие о физиологии труда.

Основным показателем надежности человека в системе «человек- машина-производственная среда» принято считать его работоспособность.

Работоспособность зависит от индивидуальных качеств, готовности к работе, общего состояния организма и степени восстановления функций организма в результате отдыха, адекватного выполненной работе

Профессия задает режим труда, обуславливает его тяжесть и напряженность. Процессы в организме определяют возможности отдельного человека выполнять конкретную работу - его профессиональную пригодность.

На работоспособность оказывают существенное влияние суточные биоритмы

человека. Для большинства людей суточный биоритм имеет два максимума: с 10 до 12 часов дня и с 16 до 18 часов. Самая низкая работоспособность наблюдается с 1 до 3 часов ночи.

Утомление - состояние организма, характеризующееся снижением работоспособности в результате чрезмерной нагрузки. Утомление сопровождается чувством усталости, которое прекращается после отдыха.

Для машинистов локомотивов, водителей автотранспортных средств, диспетчеров и других работников, связанных с организацией движения, следствием утомления становится снижение зрительного восприятия, контрастной чувствительности, концентрации внимания, точности оценки расстояния и скорости движения.

Утомление представляет собой обратимое физиологическое состояние. Однако, если работоспособность не восстанавливается к началу следующего периода работы, утомление может накапливаться и переходить в переутомление.

Переутомление - более стойкое снижение работоспособности, которое в

дальнейшем ведет к развитию болезней, снижению сопротивляемости организма инфекционным заболеваниям, требует обязательного обращения за медицинской помощью. Признаками переутомления могут быть: бессонница, раздражительность, физический дискомфорт, ошибки в работе.

Утомление и переутомление достаточно часто бывают причиной создания человеком аварийной ситуации, могут явиться причиной повышенного травматизма на производстве.

Физическое и умственное утомление имеют сходные картины. При тяжелом физическом утомлении умственная работа малопродуктивна, и, наоборот, при умственном утомлении падает мышечная работоспособность человека. При умственном утомлении отмечается расстройство внимания, памяти, ухудшение процессов мышления, ослабляется точность и

координированность движений.

Существенную роль в поддержании высокой работоспособности человека играет установление рационального режима труда и отдыха. Различают две формы чередования периодов труда и отдыха на производстве: введение обеденного перерыва в середине рабочего дня и кратковременных регламентированных перерывов.

Оптимальную длительность обеденного перерыва устанавливают с учетом удаленности от рабочих мест санитарно-бытовых помещений и столовых.

Продолжительность и число кратковременных перерывов определяют на основе наблюдений за динамикой работоспособности,

Прием, обработка, расформирование, формирование и отправление поездов, обслуживание и ремонт станционных устройств и подвижного состава проводятся круглосуточно при любой погоде в основном на открытом воздухе, вне помещений. Работники станции других служб выполняют эту работу в тесном взаимодействии друг с другом и под руководством дежурного по станции (маневрового диспетчера), от правильности действия которого зависит безопасность движения поездов и безопасность труда всех работников, находящихся на станционных путях. В парках при большой протяженности их территории работают чаще всего небольшие группы людей, и контролировать их действиями не всегда просто.

Рабочие места большинства работников (составителей поездов и их помощников, регулировщиков скорости движения вагонов, дежурных стрелочных постов, операторов технической конторы, монтеров пути, приемщиков поездов и др.), занятых обслуживанием станционных устройств и обработкой поездов, расположены внутри рельсовой колеи или в непосредственной близости от нее и на подвижном составе. В условиях движения поездов и маневровой работы эти лица подвергаются большой опасности, которая увеличивается при движении составов вагонами вперед.

Интенсивные шумы приглушают сигналы, оповещающие об опасности. Большое количество вагонов на путях, движение поездов и маневрирующих составов ухудшают локомотивным и составительским бригадам условия видимости людей, находящихся на путях. Недостаточная освещенность территории повышает опасность наезда и травмирования работающих. Значительная часть станций расположена на электрифицированных участках. Напряжение в контактном проводе создает опасность поражения электрическим током при несоблюдении правил техники безопасности. В вагонах, обрабатываемых на станциях, перевозят легковоспламеняющиеся, взрывчатые и ядовитые вещества, негабаритные, пылящие и другие грузы. Все это дает основание считать, что работа на станционных путях связана с повышенной опасностью, а дежурные по станции, постам, паркам и путям, маневровые диспетчеры испытывают большую психоэмоциональную напряженность, обусловленную сознанием ответственности за безопасность движения поездов, жизнь подчиненных работников, сохранность подвижного состава и груза.

Наезды подвижного состава на работников станций происходят главным образом при маневровой работе, обслуживании стрелочных переводов и переходах по путям к месту работы. Чаще других травмы при наездах подвижного состава получают составительские бригады, дежурные стрелочных постов и регулировщики скорости движения вагонов.

При маневровой работе подавляющая часть наездов подвижного состава происходит на основной территории станций. По характеру маневровых передвижений в момент травмирования наезды распределяются: на отцепы при роспуске с горок и маневрах толчками - 58 %, маневровые составы, движущиеся вагонами вперед, - 17 %, одиночные локомотивы - 8 %, составы с локомотивами впереди - 7 %. В сортировочных парках происходит 66,6 % наездов во время маневровой работы, а в парках приема и отправления - соответственно 10,2 и 8,2 %. В момент травмирования пострадавшие находились: внутри рельсовой колеи - 38 %, в междупутьи - 20 %, в межвагонных пространствах - 7 %, под вагонами или локомотивом - 6 %, в колее пути между группами стоящих вагонов - 4 %, на подвижном составе (при проезде) - 25 %. Однако эти статистические данные о травматизме при наездах на людей во время маневровой работы не раскрывают технологической необходимости, побудившей пострадавшего находиться в опасной зоне.

В табл. 2.1 приведена характеристика травматизма по роду работы пострадавшего в момент несчастного случая.

Таблица 2.1

Характеристика травматизма по роду работы пострадавшего в момент несчастного случая

Опасность наезда возникает при необходимости выполнять работу в опасной зоне (в пределах габарита подвижного состава) и при многократных пересечениях путей работниками станции при исполнении ими своих должностных обязанностей, а также из-за неуправляемости опасных объектов (движущихся вагонов и поездов, одиночных локомотивов). В табл. 2.2 приведены причины несчастных случаев, вызванных наездами подвижного состава, и факторы опасности.

Таблица 2.2

Несчастные случаи, вызванные наездами подвижного состава, и факторы

Около 55 % несчастных случаев, связанных с наездами подвижного состава, в службе движения происходит с составительскими бригадами.

Работы, при выполнении которых происходили несчастные случаи с составителями, вызванные с наездами подвижного состава:

  • - посадка и спрыгивание с вагонов при повышенной скорости (25 %);
  • - расцепка автосцепки с заходом в межвагонное пространство при движении (23 %);
  • - укладка тормозного башмака в опасной близости от движущегося отцепа и под вторые скаты руками (22,5 %);
  • - перебегание пути перед идущим отцепом (составом) (15 %);
  • - отсутствие контрольной проверки наличия габарита в зоне работы перед маневрами (14,5 %).

Травмирование регулировщиков скорости движения вагонов чаще происходит на немеханизированных горках (около 40 %) и на механизированных горках с ручным торможением на целевой тормозной позиции подгорочного парка (до 30 %). Каждый четвертый несчастный случай происходит на горках малой мощности.

До двух третей несчастных случаев с регулировщиками скорости движения вагонов происходит в темное время суток (от 21.00 до

6.00 ч). Опасность травмирования несколько выше во второй половине смены (до 95 %), в последней трети смены она в полтора раза выше, чем в первой, и увеличивается в период окончания отчетных суток. Это связано с изменениями реакции и утомляемости работающих в течение смены, поэтому должно учитываться при определении ритма работы.

С технологическими переходами в процессе роспуска составов с горки связано в среднем 54 % травм, с установкой башмака на рельс - до 32 %. До 18 % случаев вызвано неожиданным сдвигом стоящих вагонов направленными на этот путь отцепами, около 4 % связано с переходом пути под движущимися вагонами или по элементам конструкции вагона (автосцепкам).

Причины травматизма из-за наездов подвижного состава на работников станции связаны с недостатками в решении вопросов безопасности труда при проектировании и эксплуатации технических устройств и оборудования на путях, при разработке технологии работы и санитарно-гигиенических условий труда. Ниже перечислены наиболее типичные и часто повторяющиеся причины:

  • - несовершенство путевого развития станций и технических устройств на них или неисправность последних (наличие сортировочно-отправочных парков, пропуск грузовых поездов и локомотивов перед пассажирским зданием, вытяжные пути на кривых малого радиуса, необходимость ручного торможения на третьей позиции и др.);
  • - недостаточное расстояние между осями путей на станциях для обеспечения удобства в работе и безопасности труда при размещении на междупутьях технологического оборудования;
  • - неисправность или несовершенство конструкций подвижного состава (локомотивов и вагонов), большой тормозной путь;
  • - отсутствие (неисправность) механизмов и приспособлений для очистки станционных путей и стрелочных переводов от снега и грязи;
  • - нарушение габарита приближения строений;
  • - отсутствие (несовершенство) средств ограждения места работ и подвижного состава, средств оповещения о подходе подвижного состава;
  • - отсутствие устройств для перехода через пути, занятые подвижным составом (в разных уровнях);
  • - отсутствие или низкое качество технологии работ (мелкие и разбросанные работы на путях, производство работ в габарите подвижного состава в одно лицо без ограждения, ограниченное и часто недостаточное время для выполнения работ и др.);
  • - переход на работу в одно лицо локомотивных и составительских бригад без осуществления технических и организационных мер безопасности и учета местных условий;
  • - отсутствие постоянных и оборудованных рабочих мест для встречи и пропуска поездов сходу;
  • - неудовлетворительное наблюдение за свободностью пути и неподача оповестительных сигналов локомотивными и составительскими бригадами;
  • - неудовлетворительное содержание междупутий, проходов и проездов, отсутствие оборудованных проходов к рабочим местам на путях станции;
  • - неправильное размещение служебно-технических помещений;
  • - нарушение порядка ограждения места работ;
  • - использование несоответствующего условиям работы или требованиям охраны труда инструмента, оборудования и приспособлений;
  • - нарушение технологических процессов выполнения отдельных операций (превышение скорости роспуска составов, порядка расцепления вагонов);
  • - необученность работающих безопасным приемам работы;
  • - несоответствие квалификации и состояния здоровья работающего выполняемой им работе;
  • - выполнение сложных и опасных операций без участия руководителя работ;
  • - низкая трудовая дисциплина;
  • - неудовлетворительное качество (или отсутствие) спецодежды, обуви и индивидуальных средств защиты;
  • - нарушение режима работы и отдыха;
  • - недостаточное и нерациональное освещение рабочих мест и станционных путей;
  • - неблагоприятные метеорологические условия (низкая температура, ветер, осадки, метель и т.д.);
  • - шум, заглушающий предупредительные сигналы об опасности;
  • - кратковременная необоснованно повышенная интенсивность труда;
  • - отсутствие или неудовлетворительное состояние бытовых помещений.

Выше указаны только объективные причины травматизма и опущены так называемые субъективные: неосторожность (рассеяние внимания, отвлечение и др.), усталость, неловкость и др. При тщательном анализе обычно субъективная причина оказывается связанной с какой-либо объективной: неисправность технических устройств, недостаточное обучение работающего, наличие шума и др.

Статья 22. Обеспечение на железнодорожном транспорте общего пользования экологической безопасности, пожарной безопасности, а также санитарно-эпидемиологического благополучия населения

  • 1. На железнодорожном транспорте общего пользования работы по обеспечению экологической безопасности, пожарной безопасности, а также по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения осуществляются владельцами инфраструктур, перевозчиками и организациями, индивидуальными предпринимателями, выполняющими вспомогательные работы (услуги) при перевозках железнодорожным транспортом, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  • 2. Государственный надзор за обеспечением пожарной безопасности на железнодорожном транспорте общего пользования, за исключением государственного надзора за железнодорожным подвижным составом, осуществляется специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области пожарной безопасности. Контроль за обеспечением пожарной безопасности и пожарный надзор на железнодорожном транспорте осуществляются ведомственной охраной федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
  • 3. Государственный контроль (надзор) за обеспечением экологической безопасности, а также за обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения на железнодорожном транспорте общего пользования осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта. Санитарно-гигиенические и эпидемиологические учреждения федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта входят в систему государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации.

Статья 25. Трудовые отношения и гарантии работников железнодорожного транспорта

1. Трудовые отношения работников железнодорожного транспорта общего пользования, в том числе особенности приема их на работу, предоставление гарантий и компенсаций работникам железнодорожного транспорта общего пользования регулируются настоящим Федеральным законом, трудовым законодательством, отраслевым тарифным соглашением и коллективными договорами.

Безопасные условия труда, охрана труда работников железнодорожного транспорта общего пользования, контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных содержащих нормы трудового права нормативных правовых актов, осуществляемый на железнодорожном транспорте общего пользования, обеспечиваются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

  • 2. Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта общего пользования, работа которых непосредственно связана с движением поездов, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта с учетом мнения соответствующего профессионального союза.
  • 3. Лица, принимаемые на работу, непосредственно связанную с движением поездов и маневровой работой, и работники, выполняющие такую работу и (или) подвергающиеся воздействию вредных и опасных производственных факторов, проходят за счет средств работодателей обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры.

Работники железнодорожного транспорта общего пользования, которые осуществляют производственную деятельность, непосредственно связанную с движением поездов и маневровой работой, и перечень профессий которых определяется федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, проходят обязательные предрейсовые или предсменные медицинские осмотры, а также по требованию работодателей медицинское освидетельствование на установление факта употребления алкоголя, наркотического средства или психотропного вещества.

Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров на железнодорожном транспорте общего пользования, а также предрейсовых или предсменных медицинских осмотров устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.

Порядок профессионального отбора, в том числе определения психофизиологических качеств и профессиональной пригодности, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

4. Повышение квалификации работников железнодорожного транспорта, производственная деятельность которых непосредственно связана с движением поездов, осуществляется за счет средств работодателей. Порядок проведения технического обучения и повышения квалификации указанных работников железнодорожного транспорта устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

Работники организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и заключившие трудовые договоры с работодателями - индивидуальными предпринимателями работники, производственная деятельность которых связана с движением поездов и маневровой работой на железнодорожных путях общего пользования, должны проходить аттестацию, предусматривающую проверку знаний правил технической эксплуатации железных дорог, инструкции по движению поездов, маневровой работе и сигнализации на железнодорожном транспорте, а также иных нормативных актов федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

Работники, ответственные за погрузку, размещение, крепление грузов в вагонах, контейнерах и выгрузку грузов, должны проходить аттестацию, предусматривающую проверку знаний технических условий размещения и крепления грузов в железнодорожном подвижном составе.

Работники, не прошедшие аттестаций, не допускаются к выполнению определенных в настоящем пункте работ. Порядок и сроки проведения указанных аттестаций, а также порядок формирования аттестационных комиссий устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

5. Работники железнодорожного транспорта общего пользования пользуются правом бесплатного проезда на железнодорожном транспорте за счет средств соответствующих организаций в порядке и на условиях, которые предусмотрены отраслевым тарифным соглашением и коллективными договорами.

Гарантии и компенсации, предоставляемые работникам железнодорожного транспорта общего пользования при исполнении ими служебных обязанностей в период нахождения на территории иностранного государства, устанавливаются международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации. Организации железнодорожного транспорта общего пользования, в которых работают такие работники, могут дополнительно устанавливать для них гарантии, льготы и компенсации.

6. Организации железнодорожного транспорта общего пользования независимо от форм собственности оказывают социальную поддержку неработающим пенсионерам-железнодорожникам в порядке и на условиях, которые предусмотрены отраслевым тарифным соглашением и коллективными договорами.

Статья 29. Форменная одежда работников железнодорожного транспорта общего пользования

1. Для работников железнодорожного транспорта общего пользования, непосредственно участвующих в организации движения поездов и обслуживании пассажиров, при исполнении служебных обязанностей предусматривается ношение форменной одежды.

Знаки различия и порядок их ношения с форменной одеждой определяются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

2. Приобретение форменной одежды осуществляется за счет средств соответствующих работодателей.

Обеспечение безопасности при производстве работ

Инструкция устанавливает порядок производства работ, обеспечивающий безопасность движения поездов при техническом обслуживании, ремонте устранении неисправностей устройств сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ).

При реконструкции, модернизации и новом строительстве устройств СЦБ, когда требования инструкции не отражают всех вопросов безопасности движения, должна разрабатываться местная инструкция, регламентирующая порядок организации движения поездов в период этих работ, утверждаемая: для станций сортировочных и пассажирских, а также крупных грузовых и участковых.

Требования инструкции обязательны для работников движения, сигнализации и связи, пути и других работников железнодорожного транспорта, связанных с техническим обслуживанием и контролем действия устройств СЦБ, пользованием ими, их строительством и реконструкцией.

Перед допуском к самостоятельной работе они должны быть испытаны.

Устройства СЦБ должны содержаться в соответствии с требованиями правил технической эксплуатации железных дорог РФ и Инструкции по техническому обслуживанию устройств сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ).

Все работы по техническому обслуживанию, ремонту и устранению неисправностей устройств СЦБ должны выполняться с соблюдением требований инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах РФ, инструкции и в соответствии с утвержденными технологическими процессами и техническими указаниями по обслуживанию и ремонту. Техническое обслуживание и ремонт сооружений и устройств должны производиться при обеспечении безопасности движения и, как правило, без нарушения графика движения поездов.

Выполнение плановых работ, связанных с прекращением действия устройств, должно производиться, как правило, в технологические "окна", предусмотренные в графике движения. При отсутствии таких "окон" должно предоставляться регламентированное время порядком, установленным начальником дороги. В необходимых случаях нормальное пользование устройствами СЦБ прекращается путем их временного выключения в соответствии с установленным порядком. Плановые работы, вызывающие выключение устройств СЦБ, должны производиться в соответствии с ежемесячными графиками, утвержденными руководством отделения дороги, с назначением ответственного работника за безопасность движения поездов.

На работы, связанные с выключением устройств СЦБ, выполнение которых будет производиться в технологическое "окно" или свободное от движения поездов время, разрешения руководства отделения дороги не требуется. Производство работ строительными и другими организациями, связанное с действием устройств СЦБ, должно быть согласовано с руководством дистанции сигнализации и связи для своевременного принятия мер. Получив сообщение о неисправности, должен, как правило, прибыть к дежурному по станции и расписаться в журнале осмотра с указанием времени прибытия.

Экология на железнодорожном транспорте.

Железнодорожный транспорт - загрязнитель окружающей среды!

Железнодорожный транспорт занимает ведущее место как загрязнитель окружающей среды электромагнитным излучением (ЭМИ). Электромагнитные поля (ЭМП) возникают в присутствии электрического тока электрифицированных линий железных дорог.

Электромагнитное поле определяется как электростатическими взаимодействиями, возникающими между заряженными частицами, так и магнитной составляющей (ЭМП). Применительно к человеку электрические поля задерживаются поверхностными тканями выявлено отрицательное влияние на здоровье персонала железной дороги.

Шумовое воздействие железнодорожного транспорта .

Наиболее опасным и дискомфортным воздействиям транспорта на человека принято считать загрязнение углеводородами. Несмотря на развитие техники и технологий, отличительной чертой современной цивилизации остается использование углеводородного топлива как энергоносителя. В результате научно-технической революции произошли существенные изменения в техническом оснащении железной дороги. Изменения коснулись, главным образом, подвижного и тягового состава, что отразилось на качественных и количественных характеристиках выбросов загрязняющих веществ.

Производственная деятельность железнодорожного транспорта оказывает воздействие на окружающую среду всех климатических зон нашей страны. Но по сравнению с автомобильным транспортом неблагоприятное воздействие на среду обитания существенно меньше.

Основным источником загрязнения атмосферы являются отработавшие газы дизелей тепловозов.

В первую очередь это связано с тем, что железные дороги - наиболее экономичный вид транспорта по расходу энергии на единицу работы.

Основным источником загрязнения атмосферы являются отработавшие газы дизелей тепловозов. В них содержится окись углерода, окись и двуокись азота, различные углеводороды, сернистый ангидрид, сажа. Высокое содержание вредных примесей в отработавших газах дизелей при работе в режиме холостого хода обусловлено не только плохим смешиванием топлива с воздухом, но и сгоранием топлива при более низких температурах.

Режим работы маневровых тепловозов менее стабилен, чем поездных, поэтому и выделение токсичных веществ у них в несколько раз больше. Уровень загрязнения воздушной среды станций и прилегающих к ним зон отработавшими газами маневровых тепловозов зависит от числа одновременно занятых локомотивов. При этом наиболее значительно выделение окислов азота и сернистого ангидрида.

Ежегодно из пассажирских вагонов на каждый километр пути выливается до 200мі сточных вод, содержащих патогенные микроорганизмы, и выбрасывается до 12 тонн сухого мусора. Это приводит к загрязнению железнодорожного полотна и окружающей среды. При мытье подвижного железнодорожного состава в почву и водоёмы переходят вместе со сточными водами синтетические поверхностно-активные вещества, нефтепродукты, фенолы, шестивалентный хром, кислоты, щелочи, органические и неорганические взвешенные вещества. Содержание нефтепродуктов в сточных водах при мытье локомотивов, фенолов при мытье цистерн из-под нефти превышают предельно допустимые концентрации. Многократно превышаются ПДК шестивалентного хрома при замене охлаждающей жидкости дизелей локомотивов. Во много раз сильнее сточных вод загрязняется почва на территории и вблизи пунктов, где производится обмывка и промывка подвижного состава.

Перевод железнодорожного транспорта с паровой тяги на электрическую и тепловозную, которыми в настоящее время выполняется практически вся поездная работа, способствовал улучшению экологической обстановки: было исключено влияние угольной пыли и вредных выбросов паровозов в атмосферу. Дальнейшая электрификация железных дорог, т.е. замена тепловозов электровозами, позволяет исключить загрязнение воздуха отработавшими газами дизельных двигателей.

Негативное воздействие железнодорожного транспорта на природную среду в настоящее время остается достаточно высоким в результате выброса вредных веществ как от подвижного состава, так и от многочисленных производственных и подсобных предприятий, обслуживающих перевозочный процесс.

При этом происходит загрязнение атмосферного воздуха, воды и почвы. По экспертной оценке на железнодорожном транспорте ежегодно образуется 3-5 млн. т твердых бытовых и производственных отходов.

Так же воздействие объектов железнодорожного транспорта на природу обусловлено строительством дорог, производственно-хозяйственной деятельностью предприятий, эксплуатацией железных дорог и подвижного состава, сжиганием большого количества топлива, применением пестицидов на лесных полосах и др. Строительство и функционирование железных дорог связано с загрязнением природных комплексов выбросами, стоками, отходами, которые не должны нарушать равновесие в экологических системах. Равновесие экосистемы характеризуется свойством сохранять устойчивое состояние в пределах регламентированных антропогенных изменений в окружающих транспортное предприятие природных комплексах. Самоочищающая способность природной среды снижается из-за уничтожения и истощения природных комплексов. Линии железных дорог, прокладываемые на сложившихся путях миграции живых организмов, нарушают их развитие и даже приводят к гибели целых сообществ и видов. Факторы воздействия объектов железнодорожного транспорта на окружающую среду можно классифицировать по следующим признакам: механические (твердые отходы, механическое воздействие на почвы строительных, дорожных, путевых и других машин); физические (тепловые излучения, электрические поля, электромагнитные поля, шум, инфразвук, ультразвук, вибрация, радиация и др.); химические вещества и соединения (кислоты, щелочи, соли металлов, альдегиды, ароматические углеводороды, краски и растворители, органические кислоты и соединения и др.), которые подразделяются не чрезвычайно опасные, высоко опасные, опасные и малоопасные; биологические (макро- и микроорганизмы, бактерии, вирусы). Эти факторы могут действовать на природную среду долговременно, сравнительно недолго, кратковременно и мгновенно.

Время действия факторов не всегда определяет размер вреда, наносимого природе. По масштабам действия вредные факторы подразделяются на действующие, на небольших площадях, действующие на отдельные участки местности, глобальные. Химические вещества и соединения могут мигрировать и рассеиваться в воздухе, в воде, почвах, нанося обратимый, частично обратимый и необратимый ущерб природе. В миграции химических веществ и заразных микроорганизмов важное место занимает транспорт

Настоящая инструкция по охране труда при работах на железнодорожных путях доступна для бесплатного просмотра и скачивания.

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1. К работам на железнодорожных путях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинский осмотр (освидетельствование) и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья, прошедшие вводный и первичный на рабочем месте инструктажи по охране труда, обучение безопасным методам и приемам работы, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда, а также обучение правилам электробезопасности и проверку знаний правил электробезопасности в объеме должностных обязанностей с присвоение соответствующей группы допуска; обучение правилам пожарной безопасности и проверку знаний правил пожарной безопасности в объеме должностных обязанностей; обучение безопасным приемам выполнения работ и методам оказания первой помощи пострадавшему при несчастных случаях на производстве.
1.2. Не реже одного раза в 3 месяца рабочий проходит повторный инструктаж на рабочем месте по охране труда, не реже одного раза в год – очередную проверку знаний требований охраны труда, периодический медосмотр – в соответствии с законодательством РФ.
1.3. Рабочий, своевременно не прошедший соответствующий инструктаж по охране труда и ежегодную проверку знаний по охране труда, к работам не допускается.
1.4. Рабочий обязан:
— соблюдать Правила внутреннего трудового распорядка;
— соблюдать требования настоящей инструкции, инструкции о мерах пожарной безопасности, инструкции по электробезопасности;
— соблюдать правила личной гигиены, перед приемом пищи необходимо мыть руки с мылом;
— уметь оказывать первую помощь пострадавшему, знать место нахождения аптечки, а также уметь пользоваться средствами пожаротушения и знать место их нахождения;
— поддерживать порядок на рабочем месте;
— не допускать присутствия на рабочем месте посторонних лиц.
1.5. При проведении работ на железнодорожных путях наиболее опасными и вредными производственными факторами, которые могут воздействовать на работника в процессе работы, являются:
— опасность наезда подвижного состава;
— опасность поражения электрическим током при обнаружении оборванных проводов;
— повышенный уровень шума;
— повышенная или пониженная температура воздуха.
1.6. Рабочий должен быть обеспечен средствами индивидуальной защиты в соответствии с действующими Нормами выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (СИЗ).
1.7. Выдаваемые специальная одежда, специальная обувь и другие СИЗ должны соответствовать характеру и условиям работы, обеспечивать безопасность труда, иметь сертификат соответствия.
1.8. Средства индивидуальной защиты, на которые не имеется технической документации, а также с истекшим сроком годности к применению не допускаются.
1.9. Использовать спецодежду и другие СИЗ для других, нежели основная работа, целей запрещается.
1.10. При замеченных неисправностях применяемого оборудования, инструмента, транспортного средства или возникновении аварийной ситуации рабочий должен:
— прекратить работу;
— организовать работу по устранению аварийной ситуации.
1.11. Курить разрешается только в специально отведенном и оборудованном для этого месте, принимать пищу разрешается в комнате отдыха и приема пищи. Пить воду только из специально предназначенных для этого установок.
1.12. Запрещается употреблять в рабочее время алкогольные напитки, токсические и наркотические вещества, а также находиться на рабочем месте или территории предприятия в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.
1.13. Рабочий обязан немедленно извещать непосредственного руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, об ухудшении своего здоровья, в том числе о появлении острого профессионального заболевания (отравления).
1.14. За невыполнение требований безопасности, изложенных в настоящей инструкции, в зависимости от характера допущенных нарушений и их последствий, рабочий несет дисциплинарную, материальную или уголовную ответственность согласно действующему законодательству Российской Федерации.

2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. Осмотреть, привести в порядок и надеть спецодежду. Застегнуть и заправить одежду так, чтобы она не имела свободно свисающих концов. Спецодежда должна быть соответствующих размеров и не стеснять движений. Не закалывать одежду булавками, иголками, не держать в карманах одежды острые, бьющиеся предметы.
2.2. Проверить комплектность и исправность средств индивидуальной защиты.
2.3. При нахождении на железнодорожных путях все работники, включая руководящий состав, должны быть одеты в жилеты сигнальные со световозвращающими полосами.
2.4. Получить задание на работу и при необходимости инструктаж, связанный с особенностями работы.
2.5. В случае обнаружения нарушений требований безопасности или неисправности оборудования, устранение которых не входит в обязанности рабочего или которые не могут быть устранены его силами, сообщить о них непосредственному руководителю и поступать согласно его указаниям.

3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. При проходе вдоль путей на перегоне одному или группой следует идти в стороне от пути или по обочине; на станции идти по установленному для данной станции маршруту прохода или по обочине пути, посередине наиболее широкого междупутья, при этом следить за движущимися поездами, маневрирующими составами и локомотивами.
3.2. Если рабочий оказался между движущимися по соседним путям поездами, то ему, по возможности, нужно сесть или лечь на землю вдоль пути. При переходе через пути следует сначала посмотреть в обе стороны и убедиться в том, что к месту перехода не приближается подвижной состав (локомотивы) вагоны, автодрезины и т.п. Переходить пути следует под прямым углом; при этом нельзя становиться на головку рельса, между остряком и рамным рельсом стрелочного перевода.
3.3. При следовании группой необходимо идти по одному, друг за другом или по два человека в ряд под наблюдением производителя работ, не допуская отставания и движения толпой.
3.4. При переходе через путь, занятый стоящим подвижным составом, следует пользоваться переходными площадками вагонов или обойти состав. Запрещается подлезать под вагонами или автосцепками и протаскивать под ними инструмент, монтажные приспособления и материалы. Прежде чем сойти с площадки вагона на междупутье, необходимо убедиться в исправности подножек и поручней, а также в отсутствии движущихся по смежному пути локомотивов и вагонов; при сходе с площадки следует держаться за поручни, располагаясь лицом к вагону.
3.5. Запрещается переходить через пути перед приближающимися локомотивами, вагонами, автодрезинами и другим подвижным составом.
3.6. При обходе группы вагонов или локомотивов, стоящих на путях, следует переходить путь на расстоянии не менее 5 м от крайнего вагона или локомотива и проходить между расцепленными вагонами, если расстояние между ними не менее 10 м. При этом следует убедиться в том, что по соседнему пути не движется поезд, маневровый состав, одиночный локомотив или отцеп.
3.7. Запрещается садиться на рельсы, концы шпал, балластную призму, дроссель-трансформатор, а также любые другие устройства, расположенные как в пределах, так и вблизи габарита подвижного состава.
3.8. Если нет возможности пройти в стороне от пути или по обочине, то допускается проход по пути с соблюдением следующих требований:
— на двух путных участках необходимо идти навстречу движению поездов, помня о возможности следования поездов и по неправильному направлению;
— на многопутных участках и перегонах, оборудованных двухсторонней автоблокировкой, направление движения поездов следует определять по показаниям светофоров;
— при движении группой впереди должен идти специально выделенный работник, ограждая группу развернутым красным флагом (ночью фонарем с красным огнем); в конце группу должен ограждать производитель работ в указанном выше порядке.
3.9. Не менее чем за 400 м до приближающегося поезда следует отойти на обочину на расстояние не менее 2,5 м от крайнего рельса при установленной скорости движения до 120 км/ч, 4 м — от 121 до 140 км/ч и 5 м – свыше 141 км/ч.
— если по пути идут в рабочем положении путеукладчик, электробалластер, уборочная машина, рельсошлифовальный поезд или другие путевые машины тяжелого типа, то отходить от крайнего рельса следует на расстояние не менее 5 м;
— если идет путевой струг, то отходить нужно на расстояние не менее 10 м, а если однопутный снегоочиститель, то не менее чем на 25 м.
3.10. При плохой видимости, в крутых кривых, глубоких выемках, во время тумана или метели, а также в случаях, когда нет возможности двигаться по обочине пути, обходы с осмотром контактной сети, ВЛ необходимо осуществлять в 2 лица. При этом один из работников должен идти с развернутым красным флагом и следить за приближающимися поездами.
3.11. Осмотр ВЛ и связанного с ней оборудования при наличии однофазного замыкания на землю, а также отыскание места замыкания путем поочередного отключения разъединителей необходимо производить в два лица.
3.12. Запрещается при нахождении на железнодорожных путях с целью осмотра устройств или выполнения работы прослушивание аудио (видео) записей.
3.13. Перед началом прохода по железнодорожному мосту или тоннелю необходимо убедиться в том, что к нему не приближается поезд.
3.14. По мостам и тоннелям длиной менее 50 м разрешается проходить только тогда, когда не видно приближающегося поезда.
3.15. На мостах и тоннелях длиной более 50 м при приближении поезда необходимо укрываться на специальных площадках или в нишах-укрытиях.
3.16. При подъеме на автомотрису, в вагон необходимо убедиться в исправности подножек и поручней и подниматься, держась обеими руками за поручни. Сходить с автомотрисы, вагона можно только после полной остановки, держась обеими руками за поручни и находясь лицом к автомотрисе, предварительно внимательно осмотрев место остановки. Запрещается сходить с автомотрисы, вагона со стороны проходящего поезда.
3.17. Во время работы быть внимательным, осторожным и не отвлекаться на посторонние разговоры.
3.18. Не принимать пищу на рабочем месте.
3.19. Соблюдать правила перемещения в помещении и на территории организации, пользоваться только установленными проходами.
3.20. В случае плохого самочувствия прекратить работу, поставить в известность руководство и обратиться к врачу.

4 . ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1. При замеченных неисправностях применяемого оборудования, транспортного средства и инструмента или возникновении аварийной ситуации при выполнении работ:
— прекратить работу;
— предупредить работающих об опасности;
— поставить немедленно в известность начальника участка.
4.2. При обрыве провода или кабеля запрещается приближаться к опасному месту на расстояние ближе 8 м. При этом необходимо принять меры, исключающие попадание других работников в опасную зону, и сообщить о случившемся диспетчеру или другому должностному лицу.
4.3. Уходить из зоны растекания тока следует короткими шажками, не отрывая одной ноги от другой.
4.4. При возникновении пожара, пилу необходимо вынести из зоны пожара, а при возгорании накрыть кошмой или брезентом до полного затухания. Приступить к тушению очага возгорания имеющимися средствами пожаротушения.
4.5. Доложить руководителю работ, при необходимости вызвать пожарную бригаду по телефону 101 или 112.
4.6. При несчастном случае:
— принять меры по извлечению пострадавшего из опасной зоны, убедившись в собственной безопасности;
— оказать пострадавшему первую помощь, при необходимости вызвать бригаду скорой помощи по телефону 103 или 112, либо принять меры для транспортировки пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение;
— сохранить обстановку, при которой произошел несчастный случай, если это не угрожает жизни и здоровью окружающих и не нарушает технологического процесса, для проведения расследования причин возникновения несчастного случая, или зафиксировать на фото или видео.
4.7. В случае получения травмы работник должен прекратить работу, по возможности оказать себе первую помощь и поставить в известность непосредственного руководителя или попросить сделать это окружающих.
4.8. В случае ухудшения самочувствия, появления рези в глазах, резком ухудшении видимости – невозможности сфокусировать взгляд или навести его на резкость, появлении боли в пальцах и кистях рук, усилении сердцебиения немедленно покинуть рабочее место, сообщить о произошедшем непосредственному руководителю и обратиться в медицинское учреждение.

5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

5.1. Сообщить непосредственному руководителю о выполненной работе, об имеющихся неполадках в работе оборудования, инструмента.
5.2. Снять спецодежду, осмотреть, при необходимости сдать в стирку и/или ремонт.
5.3. Вымыть руки и лицо теплой водой с мылом, по возможности принять душ.

Благодарим Катерину за предоставленную инструкцию! =)