Различных профессий и. Профессии, связанные с творчеством, современные виды и особенности

Ветеринария, работа с животными

Агент по защите домашних животных - инспектор специальной спасательной службы. Его задача - пресекать случаи жестокого обращения с животными.

Аквариумист - специалист по созданию и поддержанию замкнутых экосистем в искусственных бассейнах.

Ветеринар — врач, лечащий животных.

Ветеринарный фельдшер, как и в «большой медицине» - это специалист со средним медицинским образованием, который имеет право ставить диагноз и назначать лечение.

Грумер — специалист по наведению внешнего лоска домашних животных (как правило — собак и кошек).

Дрессировщик — артист, занимающийся дрессировкой животных для выступления перед публикой.


Зоопсихолог — психолог, специализирующийся на поведении животных.

Кинолог — специалист по воспитанию и разведению собак. Он может работать с самыми разными породами, потому что рядом с человеком живут и вызывающие трепет бультерьеры, и спокойные лабрадоры, и нервные крохотные собачки, которых принято считать диванными.


Таксидермист (от греч. derma - шкура, кожа и taxis - приготовление, обработка) - это специалист по изготовлению чучел зверей и птиц (чучельник).


Фелинолог

Фелинолог — специалист по домашним кошкам.

В ювелирном бизнесе геммолог — это «фигура номер один». Профессиональный геммолог легко может определить вид драгоценного камня и его происхождение, отличить синтетические аналоги и имитации драгоценных камней от природных драгоценных камней.


Геодезист - специалист по составлению карт местности, проведению расчётов, необходимых для описания рельефа местности.

Геолог — специалист по изучению состава и строения горных пород с целью поисков и разведки месторождений полезных ископаемых. В профессии геолога тесно сочетаются решение производственных задач и разработка теоретических проблем, изучение природных объектов и закономерностей и оценка возможностей практического их использования.

Геолог-нефтяник - специалист по разведке месторождений нефти и газа, важнейших источников энергии современной цивилизации.


Геофизик исследует происхождение, эволюцию, строение, свойства Земли и процессы, происходящие в ней и её оболочках.

Геохимик — специалист по геохимии, геохимическим методам поисков, обладающие знаниями в области региональной геохимии, геохимии элементов и их изотопов. Он владеет методами экспериментального и теоретического моделирования природных процессов, методами инструментального анализа химического состава природных объектов, определения абсолютного возраста минералов и горных пород.

Гидрогеологи занимаются поисками подземных вод и их изучением. В настоящее время, когда поверхностные источники водоснабжения загрязнены, актуальной становится проблема качества питьевых вод. Так что профессия гидрогеолог востребована как никогда.

Инженер-геолог занимается инженерно-геологическими изысканиями в строительстве, при реконструкции зданий и сооружений и отвечает за устойчивость зданий. В настоящее время, когда строительство зданий и сооружений идет полным ходом, эта профессия особенно важна и пользуется повышенным спросом.

Работа кадастрового инженера связана, прежде всего, с межеванием земель, то есть с определением координат границ земельной собственности, выполнением межевых планов и подготовкой всех необходимых документов для постановки собственности на государственный учет.


Картограф - специалист по составлению бумажных и электронных карт.


Маркшейдер - специалист по геодезическим измерениям и разметке при разведке месторождений полезных ископаемых, строительстве горных предприятий и подземных сооружений.

Дизайн и прикладное искусство

Гитарный мастер — мастер по созданию и ремонту гитар.

Графический дизайнер специализируется на оформлении окружающей среды средствами графики. Он работает с вывесками, рекламными щитами, плакатами, указателями, знаками и схемами, которые мы видим в большом количестве вокруг, а также заботится об удобочитаемости необходимой нам информации, такой как интернет-сайты, журналы, газеты, листовки, обложки книг и дисков, меню в ресторане, каталоги товаров, визитки, а также упаковка продуктов, промтоваров и графическое оформление витрин.

Дизайнер интерьера - это специалист по созданию новых проектов гармоничной среды для улучшения условий жизни человека.

Дизайнер одежды - специалист лёгкой промышленности, разрабатывающий эскизы новых моделей одежды.

Дизайн шрифта - самая незаметная и в то же время самая ответственная работа в области графического дизайна и визуальных коммуникаций. Создавать знаки, кодирующие и передающие информацию - это мастерство высокого класса.


Дизайнер-визуализатор работает в сфере архитектуры и интерьерного дизайна. Но также достаточно часто эта специальность встречается и в области графического дизайна, особенно в студиях дизайна упаковки. Дизайнер-визуализатор разрабатывает проект и, помимо прочей документации и чертежей, предоставляет заказчику его визуализацию, выполненную с помощью трехмерных программ.

Искусство красивого письма, которым владеет каллиграф, по-прежнему находит своих ценителей.


Ландшафтный дизайнер — специалист по художественной организации садов, парков, приусадебных участков.

Макетчик - мастер по созданию макетов существующих или планирующихся строений, конструкций.

Ремесло мастера кукол - это игра, изобразительное искусство и рукоделие одновременно.


Мастер машинной вышивки - специалист по работе на вышивальной машине.

Плетение из лозы - старинная профессия, переживающая новый расцвет.


Ручная вышивка - вид прикладного искусства, в котором изображение выполняются вручную иглой или крючком.

Мозаичист - художник или мастер декоративно-прикладного искусства, работающий в технике мозаики.

Переплётчик художественного переплёта - мастер переплётного дела, создаёт переплёты и обложки для книг.

От англ. VIP - Very Important Person (Очень важная персона). Такой специалист следит за одеждой и обувью нанявшей его на работу VIP-персоны, а также осуществляет уход за гардеробной комнатой и ведет домашнее хозяйство, связанное с гардеробом.

Стеклодув - это мастер, создающий изделия из разогретой стеклянной массы с помощью выдувания и других приёмов.

Работа технического дизайнера во многом похожа на работу специалиста по допечатной подготовке. Отличие лишь в том, что специалист по допечатной подготовке работает чаще непосредственно в типографии, а рабочее место технического дизайнера почти всегда находится только в рекламном агентстве или дизайн студии.

Фитодизайнер (Дизайнер – флорист)

Фитодизайнер - специалист по озеленению и украшению интерьеров с помощью растительных композиций.

Художник миниатюрной живописи - мастер по оформлению лаковых изделий в традициях народной миниатюрной живописи.


Художник по росписи ткани - это мастер, украшающий ткань с помощью ручной росписи.


Художник росписи по эмали - художник, специализирующийся на росписи изделий из финифти.


Художник-технолог текстильной и лёгкой промышленности - специалист, отвечающий за разработку оформления тканей.

Специалист по обработке изображений. Цветокорректор работает с различного рода изображениями, его работа заключается в подготовке этих изображений для печати полиграфическим способом или для публикации на сайте.


Шелкограф - печатник трафаретной печати по методу шелкографии.

Ювелир - мастер по изготовлению художественных изделий, украшений из драгоценных металлов и камней.

Добыча полезных ископаемых

Буровик — это специалист, управляющий с поверхности земли углублением забоя скважины, креплением пород на стенках скважины, созданием своеобразной опалубки из высокопрочных труб и цементного раствора, вскрытием продуктивных залежей и вызовом притока нефти и газа, ликвидацией осложнений и аварий. Буровик — профессия настоящих мужчин.

Проводит взрывные рабоы при вскрытии грунтовых пластов, скальных пород и др., проведенит сейсморазведочные работы, доставку взрывчатых материалов, приготовление зарядов и осуществление взрывных работ.

Геолог занимается поиском и оценкой месторождений полезных ископаемых, а также исследованием других особенностей земной коры.

Существуют и такие профессии, которые связаны непосредственно с природой. Это работа — горный инженер. Схожими занятиями считаются такие профессии, как геолог, геофизик, гидролог или горный инженер-разведчик. Многие социально-общественные потребности людей удовлетворяются благодаря минеральным богатствам и нефтегазовому производству.

Горняк - работник горной промышленности, который так или иначе связан с добычей полезных ископаемых. Это и геологи, занимающиеся поиском и разведкой месторождений, и ремонтники, которые обслуживают горнодобывающее оборудование, и шахтеры, работающие глубокого под землей, и горноспасатели, от профессионализма которых во многом зависит жизнь горняков, оказавшихся в сложной ситуации.

Животноводство и растениеводство

Агроном - специалист в области земледелия, обладающий всесторонними знаниями в области выращивания и сбора урожая растений.


Арборист - древовед, специалист по уходу за зелёными насаждениями.

Лесник - это лесной заступник. Без его помощи лесу не устоять перед человеческой безалаберностью и стихийными бедствиями.

Лесничий - это специалист по лесоустройству, защите и использованию леса. Многие называют лесничего лесником, так вот: лесник и лесничий - две разные профессии.

Пчеловод - специалист по разведению пчел, их содержанию и получению продуктов пчеловодства.

Инженерное дело

— это специалист, ответственный за соблюдение норм и правил охраны труда на производстве.

Инженер связи - специалист, отвечающий за работу средств радиотехнического обеспечения и связи.

Инженер гидросооружений - инженер, специализирующийся на проектировании или эксплуатации сооружений для использования воды или для защиты от неё (гидроэлектростанций, плотин, каналов и т.п.).

Инженер-конструктор зданий и сооружений разрабатывает конструкции здания и рассчитывает нагрузку (прочностные расчеты) на все его важные и несущие части: фундамент, каркас, балки, колонны, подвесное подъемное оборудование. Он работает со зданиями разного назначения: гражданскими, промышленными, складскими, торговыми, их конструкции также могут быть различны: железобетонные, металлические, деревянные, каменные. Инженер-конструктор также оформляет проектную документацию и чертежи.

Инженер-проектировщик - инженер, занимающийся разработкой схем и точных планов конструкций.

Инженер-проектировщик вентиляции, отопления, водоснабжения и канализации

Данный инженер-проектировщик работает с системами наружного и внутреннего водоснабжения, канализации и отопления, пожаротушения, дымоудаления, напольного отопления, вентиляции и кондиционирования жилых, общественных и производственных зданий, а также проектирует котельные.

Инженер-проектировщик слаботочных систем работает с сетями связи, это может быть телевидение, радио, телефон, домофон, а также с системами видонаблюдения и сигнализации (охранной, пожарной), системами контроля и управления доступом, системой охранного телевидения, громкоговорящей связью, системой часофикации (синхронизации времени на территории всего объекта) и другими кабельными системами для гражданских зданий и промышленных сооружений.

Данный специалист работает с системами электроснабжения, внутренними и внешними, разного типа напряжения (высокое, среднее, низкое), с распределительными и трансформаторными подстанциями.

Инженер-энергетик - это специалист, который занимается разработкой, производством и эксплуатацией систем теплового и энергетического обеспечения.

Метролог - специалист по контролю точности измерительной техники.


Морской инженер - инженер, специализирующийся на построении кораблей, их инженерных узлов или на их обслуживании.

Патентовед - специалист по оформлению заявок на регистрацию изобретений.

Радиомеханик - специалист по ремонту телевизионных и радиоприёмников, электронной техники.

Радиотехник - специалист по сборке, настройке, тестированию и эксплуатации радиотехнических систем и устройств.

Робототехник - специалист по разработке роботов и их обслуживанию.

Эксперт по качеству исследует качество товаров, а также сырья, из которого эти товары изготавливаются.

Электрик - специалист по монтажу, ремонту и техобслуживанию электрооборудования и электроцепей.

Информационные технологии (IT)

— профессионал в области трехмерной графики, который настраивает компьютерные персонажи для игровой анимации, обеспечивает движение рисованных моделей и объектов. Говоря высоким слогом, искусство 3D-аниматора заключается в том, чтобы вдохнуть в персонажа душу и сотворить живой, одушевленный мир вокруг.

3D-Дженералист (3D-Generalist)

3D-Дженералист — это универсал, который владеет собранными знаниями и расширенными навыками работы в области создания трехмерной графики.

Занимается cозданием, обновлением, усовершенствованием мобильных приложений и ПО для смартфонов, планшетов, электронных книг, игровых приставок и других девайсов, работающих на операционной системе Android.

— это специалист, занимающийся разработкой, сопровождением, тестированием встроенного программного обеспечения.

ERP-консультант (консультант по внедрению ERP-систем) - специалист по внедрению и наладке систем планирования предприятия.


ERP-программист — это специалист, который обеспечивает функционирование ERP-системы. ERP-программисты работают в консалтинговых компаниях или в IT-отделах крупных компаний, например, банков, торговых предприятий.

— это художник-мультипликатор, который создает анимационные продукты используя программу Macro Media Flash , которая позволяет создавать анимированные ролики, игры, баннеры , иконки, заставки.

Фронт-энд разработчик (с англ. «front-end developer») — это программист, занимающийся разработкой пользовательского интерфейса, то есть внешней публичной части сайта в браузере. Главная задача фронт-энд разработчика — сделать максимально удобным взаимодействие пользователей с сайтом или веб-приложением.

Разработчик игр или gamedev — специалист, занимающийся созданием программного кода, визуализацией и концепцией игры, а также выбором средств для реализации поставленных задач.

Занимается созданием игр, программного обеспечения, интерфейсов и обновлений для устройств, созданных под брендом Apple (iPad, iPod, iPhone, наручные часы Watch).


IT-евангелист — специалист, отвечающий за продвижение программных продуктов.

QA -инженер - Quality Assurance engineer (Quality Assurance дословно означает «обеспечение качества») - это специалист по функциональному тестированию программного обеспечения на этапе разработки. Его деятельность направлена на улучшение процесса разработки ПО, предотвращение дефектов и выявление ошибок в работе продукта. На практике иногда ошибочно считают, что QA-инженер и тестировщик ПО — это одно и то же. На самом деле, тестировщик программного обеспечения занимается тестировкой уже готового ПО, а QA-инженер работает над формированием процессов тестирования

SEO -специалист (с англ. SEO - Search Engine Optimization) осуществляет поисковую оптимизацию сайтов.

Веб-аналитик — специалист в сфере IT, который занимается сбором и анализом различной информации о посетителях сайта с целью повышения эффективности веб-ресурса.

Web-дизайнер — это человек, обладающий художественным вкусом и знаниями интернет-технологий, который создает Web-страницы и объединяет их в Web-сайты. Главная задача web-дизайнера — оформить интернет-проект так, чтобы как можно больше пользователей им заинтересовалось.

Web-программист — специалист в области компьютерных технологий, а именно web-программирования. Призван воплотить в жизнь проекты web-дизайнеров, создавая функционирующий сайт. Программист — не профессия, а призвание.

Администратор базы данных — специалист, обслуживающий базы данных.

Администраторы сайтов отвечают за поддержку работоспособности сайта и обеспечение сетевой безопасности, управляют размещением, обновлением, модерацией контента.

— это архитектор виртуальной реальности, специалист, создающий новое виртуальное пространство.

— опытный технический специалист, который руководит целой группой сотрудников. Он занимается выбором технологии для хранения данных, созданием и оптимизацией запросов, составляет план разработки и ТЗ для подчиненных, может выполнять проектирование и оптимизацию БД, следит за безопасностью БД.

Бэк-энд разработчик (с англ. back-end (оборотная сторона) developer) это специалист, который занимается программно-административной частью веб-приложения, внутренним содержанием системы, серверными технологиями — базой данных, архитектурой, программной логикой.

(game designer, геймдиз) — это создатель игр в широком смысле этого слова. Его можно назвать продюсером игр, ответственным за игровой дизайн проекта.

Киберспортсмен - участник компьютерных видеоигр.

Это специалист по разработке структуры корпоративной системы программного обеспечения (ПО), её проектированию и контролю за ходом реализации. Он принимает решения по внутреннему устройству и внешнему интерфейсу ПО, сверяясь с требованиями проекта и существующими ресурсами.

Как специалист линк-менеджер считается связующим звеном между оптимизатором и web -мастером, выполняя большую часть рутинной работы, связанной с большими объёмами информации.

— это специалист, разрабатывающий программные приложения для различных мобильных устройств: планшетов, смартфонов. Профессия на данный момент самая модная, перспективная и востребованная. Ведь именно в сфере мобильной разработки появились такие интересные новинки как голосовой и жестовый интерфейс.


Модератор форума

Модератор форума отвечает за работу форума, отвечает на вопросы посетителей, выступает в роли цензора (следит за поведением участников форума, пресекает попытки некорректных или нецензурных высказываний или рекламных сообщений).

Монтажник РЭА - специалист по монтажу радиоэлектронной аппаратуры.

Программист — это специалист, который занимается разработкой алгоритмов и компьютерных программ на основе специальных математических моделей.

Программист 1С должен обладать всеми качествами, присущими классическому программисту: терпение и выдержка в процессе разработки и отладки программы, умение быстро адаптироваться к новому, ответственность. Поскольку программист 1С работает в области бухгалтерии, ему необходимы такие личные качества, как уравновешенность, стрессоустойчивость, логическое мышление и усидчивость.

Специализируется на разработке веб-приложений, десктопных и кроссплатформенных приложений, игр, облачных сервисов, приложений для устройств, работающих на мобильной ОС Windows Phone, других программных продуктов.

— специалист, который создает приложения разной сложности, используя старейший язык программирования. Он не только пишет программный код, но и занимается внедрением, тестированием, русификацией программ, модификацией кода.

Программисты Ruby — это специалисты, которые обладают богатым опытом, техническими знаниями, используют динамический язык программирования. Разработчики применяют этот язык для создания сайтов, веб-интерфейсов, корпоративных приложений, программного обеспечения.

— специалист, который занимается разработкой и усовершенствованием способов взаимодействия интернет-пользователей с IT-продуктом, созданием его привлекательного интерфейса и внешнего вида. То есть, продуктовый дизайнер делает всё для того, чтобы IT-продукт был прибыльным, а пользоваться приложением или сайтом пользователям было удобно, понятно и легко.

Разработчик баз данных — это специалист, который занимается созданием баз данных, их отладкой, модернизацией, обслуживанием.

Системный администратор - это специалист по обслуживанию компьютеров и локальных компьютерных сетей.

Системный аналитик — в широком смысле — специалист по решению сложных организационно-технических проблем, имеющих междисциплинарную природу, использующий методы системного анализа.

— специалист, настраивающий и обслуживающий внутренние компьютерные сети, офисную технику и ПК, также он обучает сотрудников и помогает им использовать ПО.

Системный программист почти не занимается прикладными программами, облегчающими жизнь пользователям. Его задача - выстроить многоуровневую структуру, которая объединит отдельные компоненты в модули, а модули - в единый организм компьютера или компьютерную сеть.

Специалисты по информационной безопасности принимают непосредственное участие в создании системы защиты информации, ее аудите и мониторинге, анализируют информационные риски, разрабатывают и внедряют мероприятия по их предотвращению.

Занимается созданием, поддержкой и продвижением различных информационных ресурсов (интернет-проектов).

занимается разработкой, сопровождением и внедрением различных информационных систем.

Тестировщик ПО (от англ. test - испытание, проверка) - это специалист, который занимается тестированием программного обеспечения, контролирует его качество.


Тимлид — это не почётное завершение IT-карьерной лестницы от джуниора до сеьнора. Это только начало истинного понимания, куда хочешь двигаться дальше.

(или «юзабилист») исследует, анализирует и совершенствует пользовательский интерфейс веб-ресурсов с целью создания более «дружелюбного» («user-friendly») интерфейса, а в конечном итоге - для получения высокой конверсии и увеличения темпов продаж.

Искусство (музыка, театр, кино, изобразительное искусство)

Актер - профессиональный исполнитель разноплановых ролей в спектаклях, кино, рекламных роликах, видеоклипах.

Гримёр — мастер, владеющий искусством преобразовывать внешность актера с помощью красок, наклеек и прочих ухищрений.

Драматург театра, кино и телевидения создаёт литературную основу будущих постановок. В кинематографе и на ТВ его называют также сценаристом. Только из хорошего сценария может получиться хорошее кино. И только лучшие пьесы надолго переживают своих творцов.

Звукооператор — специалист по звукозаписи и обработке звука.

Звукорежиссер - это специалист, отвечающий за звуковое оформление фильма, теле-, радиопередачи или шоу.

Иконописец (изограф, образописец, писец иконный) - живописец, специализирующийся на создании икон.

Киномеханик - демонстратор кинофильмов в кинотеатре.

Кинооператор — очень важный специалист в области съемки кинофильмов, который обычно находится в тени славы режиссера, в то время как проделывает колоссальную работу, необходимую для съемки фильма не просто с технической, но особенно с художественной стороны.

Кинопродюсер - специалист по административному и финансовому обеспечению создания фильма.

Кинорежиссер

Кинорежиссёр - режиссер, руководящий постановкой фильма.


Костюмер - специалист, отвечающий за хранение и подготовку костюмов в театре, на киностудии и т.п.

Локейшн-менеджер занимается поиском и подготовкой мест для съёмки фильма или телепередачи.

Продюсер

Продюсер - человек в индустрии развлечений, управляющий творческим, финансовым, технологическим и др. процессами.

Режиссёр монтажа - специалист, соединяющий отснятые материалы фильма или телепрограммы в целостное произведение.

Режиссер-постановщик - руководитель творческой группы, работающий над созданием фильма, спектакля или шоу.

Скульптор - это художник, занимающийся созданием скульптур, то есть произведений объемно-пространственной формы, трехмерных и осязаемых.

Телепродюсер - человек, занимающийся созданием конкретных телепрограмм и отвечающий за эфирную политику канала в целом.

Фотографом называют человека или специалиста, создающего фотографии с помощью фотоаппарата и специального оборудования для их распечатки. Фотограф — человек, останавливающий прекрасные мгновения жизни.

Художник по костюмам в кино, театре и на телевидении создаёт одежду для героев. Он помогает актёрам в их перевоплощении.

Художник-постановщик создаёт визуальное решение фильма, которое помогает раскрыть замысел режиссёра и даёт нужный эмоциональный настрой.

Кулинария, пищевая промышленность

Винодел - специалист по созданию рецептур вин и коньяков. Он придумывает состав напитков и следит за соблюдением технологии.

Дегустатор — специалист по сенсорному анализу. Он определяет качество продукта (чая, вина и т.п.) на вкус и нюх.


Кондитер - мастер по изготовлению сладостей.

Купажист — сотрудник, отвечающий за смешивание исходных продуктов в определённой пропорции для получения наилучшего вкуса. Обычно считается, что купажисты работают с вином. Но виноделие — лишь один из вариантов этой профессии.

Обвальщик - работник мясной промышленности, специалист по отделению мяса от костей.

Пекарь - специалист по выпеканию хлеба и хлебобулочных изделий.

Пивовар - специалист по технологии пивоварения.

Пиццмейкер или пиццайоло - так называют мастера по приготовлению пиццы.

Повар это специалист по приготовлению пищи. Хорошего повара иногда называют волшебником, ведь он может из самых обычных продуктов приготовить настоящий шедевр, который доставит радость и наслаждение людям.

Ремюер - мастер по встряхиванию бутылок с созревающим шампанским. Профессия редкая, но в виноделии очень важная.

Технолог общественного питания - это специалист по разработке, производству и контролю за качеством кулинарной и кондитерской продукции на предприятиях общественного питания.

Лёгкая промышленность

Вязальщица трикотажных изделий - специалист по работе на вязальной машине

Закройщик (закройщица) - специалист по раскрою материалов при изготовлении одежды, обуви и пр. изделий из текстиля и кожи.

Мездрильщик шкур - мастер кожевенного, мехового дела, отвечающий за очистку шкур от подкожной клетчатки, остатков сала, мяса и т.п.


Модельер-конструктор - специалист по разработке новых моделей одежды, обуви, головных уборов, аксессуаров.

Сборщик мебели - специалист по сборке и разборке разных видов мебели.

Сборщик обуви - мастер, обувщик, создающий из отдельных деталей готовые туфли, сапоги и ботинки.

Скорняк — мастер по выделке шкур на мех, шитью меховых изделий.

Ткач (ткачиха) - мастер по производству тканей на ткацком станке.

Лингвистика, коммуникации

Библиотекарь - специалист по обслуживанию посетителей библиотек, обработке информации о библиотечных фондах.

Блогер ведёт личный дневник (блог) в Интернете либо пишет от имени какой-либо организации. Чаще всего блог посвящён определённой теме.

Видеоблогер — человек. который снимает видео и выкладывет его в Сеть

Диктор (от латинского «dictor» — «говорящий») читает информационные, политические, художественные или рекламные тексты у микрофона для записи или в прямом эфире.

Лингвист (языковед) — это специалист по лингвистике (языкознанию, языковедению), предметом исследования которого являются история образования и развития языков, их структура и характерные особенности.

Переводчик - общее понятие специалистов, занимающихся переводом устной или письменной речи с одного языка на другой.

Переводчик — это специалист с высшим лингвистическим образованием, способный перевести фразу с одного языка на другойбез потери смысла.

Полиграфолог - это человек, который профессионально оказывает услуги по тестированию на детекторе лжи (полиграфе).

Профайлер - эксперт по выявлению лжи. Такой специалист может оценить и спрогнозировать поведение человека, анализируя его действия, мимику, жесты и то, как он говорит.

Синхронный переводчик начинает переводить фразу ещё до того, как она сказана до конца. Это самый сложный вид устного перевода.

Сурдопереводчик (он же переводчик-дактилолог) - это специалист по переводу устной речи на язык жестов и наоборот.

Логистика, склад, ВЭД

Заведующий складом — это специалист, который руководит работой склада и лично несет ответственность за его функционирование.

Кладовщик - сотрудник склада, ведущий учет материальных ценностей.

Логист - специалист, занимающийся контролем и управлением движения товарных запасов, организацией рационального процесса продвижения товаров и услуг от поставщика к потребителю.

Менеджер по ВЭД - специалист, который руководит экспортом или импортом зарубежных товаров.

Менеджер по закупкам — специалист, занимающийся закупкой товаров у поставщиков на наиболее выгодных для его компании условиях.

Менеджер по таможенному оформлению готовит, проверяет и согласовывает документы по таможенному оформлению грузов.

Специалист по ВЭД - курирует все операции, связанные с внешнеэкономической деятельностью фирмы.

Специалист по растаможиванию грузов (автомобилей) - занимается оформлением документов на машины, поступающие из-за рубежа.

Таможенный брокер - это участник внешнеэкономической деятельности, выбранный декларантом (заказчиком) для оказания посреднических услуг по таможенному оформлению товаров, уплаты таможенных сборов и пр., а также и перевозочного транспорта.

Экспедитор - это человек, который занимается доставкой товаров, грузов с одного объекта на другой.

PR-менеджер - это специалист, отвечающий за создание и поддержание благоприятного имиджа фирмы или конкретной торговой марки, принадлежащей этой фирме.

Количество профессий, появляющихся и исчезающих одновременно, очень велико. Большинство из нас не знает сейчас, кто такой балагол, а вот термин «копирайтер» знаком почти каждому. Для того чтобы разобраться с функционалом каждой профессии, люди пользуются специальной литературой. А чтобы понять, к какой сфере относится та или иная позиция, необходимо прочитать наш материал.

Деление профессий

В мировом сообществе лингвистов принято делить профессии по различным признакам, группируя их между собой в небольшие кластеры. Такие группировки помогают выделить одинаковые занятия и обобщить их.

Все профессии делятся по различным признакам.

По типу труда бывают классы профессий гностические, преобразующие, изыскательские:

  • Преобразующие. Такие профессии связаны с изменением различных свойств или состояний предмета труда. Познание в этом случае не является самоцелью. Яркими представителями данной группы будут являться люди, которые работают поварами, пекарями, строителями. Здесь четко прослеживается изменение свойств изначального материала. Пекарь из сырых продуктов выпекает хлебобулочные изделия, повара изменяют свойства сырых овощей и фруктов, отваривая их в кипятке, строители - замешивают сухой цемент и оставляют его затвердевать. Не подходит, например, профессия водителя - четкого изменения свойств нет.
  • Гностические профессии (от древнегреческого слова «гнозис», обозначавшего знание). Это профессии, которые связаны исключительно с познавательной отраслью. При этом они органично вписываются в материальное производство. Таких профессий много, и они очень разнообразны. Как конечный продукт рассматривается распознавание, узнавание, контроль, классификация, проверка по известным признакам, сортировка, исследование и оценка. К представителям относятся лаборант, искусствовед. Судмедэксперт - также профессия гностического типа.
  • Изыскательные. В этом случае основной направленностью становится поиск чего-то, деятельность, которая поможет изобрести новое, придумать решение. Представители - люди, чья работа связана с изобретением нового и преобразованием старого. Это - воспитатели и педагоги, программисты, математики, инженеры, раскройщики лекал.

Деление по средствам труда

По средствам труда делятся профессии на:

  • Использующие механизированные орудия. Это профессии, которые предполагают в своей деятельности управление автоматами или механизмами. Создаются такие машины с использованием ручного управления для преобразования чего-то, перемещения. Классическими представителями такой профессии будут токарь или водитель машины, которые при помощи управления перемещают грузы или придают форму заготовке.
  • Использующие ручные орудия, которые необходимы для выполнения самой функции труда. Представителями являются слесари, картографы, художники, лаборанты.
  • Использующие автоматизированные орудия. Такие профессии предполагают управление станками, различными устройствами. Работники - операторы инкубационных подразделений, операторы записи звука.
  • Функциональные средства человеческого организма. Это профессии, в которых основная деятельность - мыслительная и эталонная. Например, дирижер или акробат.

Деление по условиям труда

По условиям труда профессии делятся по типу работ:

  • На открытом воздухе - агрономы, трактористы, монтажники. Работа предполагает резкие перепады температур.
  • Бытового типа - бухгалтер, программист. Это работа офисная или лабораторная.
  • Необычные - под водой, на большой высоте, в условиях сильной жары. Представители - водолазы, шахтеры.
  • С повышенным уровнем ответственности морального характера - такие сотрудники несут ответственность за здоровье человека, его жизнь, материальные ценности. Это учителя, судьи, продавцы.

Классификация профессий

Во всем мире принято делить существующие профессии на определенные классы. В России популярностью пользуется таблица, составленная Е. А. Климовым.

Согласно его классификации, выделяется 5 основных типов:

  • Человек - техника. Это люди, которые взаимодействуют с неживыми объектами, чаще всего - техническими. К примеру - электрик, слесарь-ремонтник, токарь.
  • Человек - природа. Дело имеют с животными, лесами, микроорганизмами. Это - ветеринар, агроном, мастер-плодоовощевод, специалист-животновод.
  • Человек - человек. Предметом исследования, обслуживания, преобразования являются сообщества, социальные слои, группы, люди разного возраста. Представители - врачи, учителя, продавцы, инженеры-педагоги, экскурсоводы.
  • Человек - художественный образ. Представитель данной профессии видит мир творческим, старается выделить прекрасное. Окружение волнует его только с точки зрения возможности добавить красоты, затронуть форму или эмоцию. Яркие представители - художники, реставраторы, настройщики, артисты балета, драмтеатра, композиторы, декораторы.

Гностические специальности

Гностические профессии - это профессии, в результате деятельности не производящие новых продуктов или товаров. Это оценочная сфера. Гностический класс профессий часто связан с культурной деятельностью и наукой.

Специалисты гностических профессий не участвуют в создании нового. Чаще всего они оценивают имеющиеся, произведенные ранее продукты или отдельные параметры.

Яркие представители: товаровед, искусствовед, криминалист, врач-рентгенолог.

Примеры профессий

В каждой профессии сочетаются различные признаки, принадлежащие классам, типам и видам разного направления.

Преобразующие специальности

Изыскательные профессии

Гностические профессии

Семеновод, дрессировщик, селекционер

Садовод, доярка, ветеринар

Сортировщик рыбы, овощей, плодов, приемщик молока, сортировщик яиц

Литейщик, часовщик, автослесарь

Крановщик, тракторист, водитель

Летчик-наблюдатель, гидроакустик, лаборант для механических испытаний

Пластический хирург, психиатр, психолог

Массажист, продавец, терапевт

Вахтер, санитарный врач, сторож, следователь, журналист

Переводчик, раскройщик, шифровальщик

Программист, лингвист, математик

Контролер чертежей, бухгалтер-ревизор, корректор, нормировщик

Флорист, художник, писатель

Живописец по фарфору, модельер, скульптор

Критик, контролер музыкальных изделий, антиквар

Гностический класс призван:

  • исследовать, отличать, распознавать, определять, проверять;
  • оценивать, разбираться в трудных и сложных явлениях, делать выводы на основе разнообразных признаков объекта);
  • проверять по предварительно знакомым признакам, сортировать и так далее.

Гностические профессии, перечень которых очень длинный - контроллер технического контроля (техника), корректор (это знаковая система), критик (это художественный образ), эксперт зданий и сооружений (это архитектура), санитарный врач (сфера - человек), лаборант анализа (это природа) и т. д., - могут пересекаться и с другими профессиями и типами.

Где встречается гностический тип

Гностические профессии, список которых можно продолжать бесконечно, можно встретить где угодно. В поликлинике и в поле, на строительной площадке, и на заводе, в торговом зале супермаркета или магазина. Могут относиться гностические профессии к любому из пяти распространенных типов профессий: контролер-приемщик изготовленной продукции, критик, корректор, санитарный врач.

Преобразующие профессии

Самым многочисленным считается класс профессий, который по своим целям активно связан с изменением свойств предметов труда. Именно поэтому данный класс называется преобразующим. Для таких профессий психологи, составляя карту профориентации, используют аббревиатуру «Пр» - по первым буквам ключевого слова. Этот класс является наиболее широким, потому что часто познавательная деятельность не является основной, а только лишь выступает впереди преобразующей и является побочным продуктом.

Под преобразующей деятельностью следует понимать любые действия, в результате которых предмет труда изменит свои свойства, положение в пространстве, а также наоборот, будет активно сохранять свои первоначальные свойства. Класс этих профессий широко распространен в разных сферах: учитель, столяр, чертежник, полевод, реставратор.

Изыскательные работы

Гностические профессии, примеры которых рассмотрены выше, сильно отличаются от изыскательных. В изыскательном классе на первый план выдвигается только та цель работы, которая подразумевает под собой изобретение чего-то, где нужно придумать или определить новый вариант решения вопроса. В классификациях принято обозначать данный класс буквой «И». Это - профессии практического применения. Часто их путают с гностическими, связанными со специальными изысканиями. Гностические профессии, цель труда которых - распознать и классифицировать, в этом контексте отличаются от изыскательных очень сильно. Работа геолога, например, часто вызывает у специалистов споры, куда ее отнести.

Отличительные черты гностических профессий

Гностические профессии, примеры которых приведены ранее, характеризуются некоторыми особенностями, помогающими вычленить их среди общей массы. В этом классе любой из специалистов самостоятельно не участвует в производстве новых продуктов, а только лишь оценивает отдельные имеющиеся. Эти продукты всегда сделаны другими специалистами и не могут возникнуть сами по себе.

Также представители гностических профессий могут оценивать отдельные параметры какого-либо изделия. Отличительная черта, которая объединяет всех специалистов, - это высокий интерес к свойствам, признакам определенных объектов или продукции, а также их сравнение.

Разнообразие гностических специальностей

Гностические профессии разнообразны настолько, что среди всех них выделяется еще отдельная самостоятельная группа, объединенная ведущими действиями, которые применяются для достижения целей гностического характера. К ним относят: классификацию - сортировку, проверку по известным заранее качествам, исследование - углубление в более сложные связи скрытых, не сразу видных и явных процессов или явлений.

Требования к сотрудникам

Специальности этого класса предъявляют определенные личностные и профессиональные требования к работнику. Основное, что выделяет гностические профессии - цель труда. Примеры требований к работнику: очень выраженная познавательная деятельность, высокая наблюдательность, устойчивость внимания, работоспособность высокого уровня, неутомимость и выносливость необходимых органов чувств. Контроль качества продукции или оценка объектов зачастую затрагивают интересы других людей. Для беспристрастного и качественного исследования важна твердость позиции, проявление принципиальности в сделанных выводах.

Примеры

Примеры профессий гностического характера встречаются на каждом шагу. Скажем, закройщик, который работает в ателье. Каждый раз, приступая к индивидуальному пошиву, он должен изменять свою деятельность, ориентируясь на фигуру клиента, фактуру ткани, фасон модели.

Фактически он решает нестандартные и творческие задачи на протяжении всего рабочего дня. Класс таких профессий - изыскательных - крайне невелик.

Пересечение классов и целей

Очень редко четко выделяются профессии, в которых преобладает один тип или класс. Не могут быть только гностические профессии, только изыскательные или только преобразующие. Чаще всего в работе, которой занимается человек, присутствует несколько целей: и распознать, и придумать, и преобразовать. Во множестве специальностей цель труда содержит в себе по два элемента, или даже каждый из них. Для того чтобы определить, гностические профессии или изыскательные, и отнести их к некоторому классу, нужно будет предварительно сориентироваться в том, который из элементов целей составляет главное, основное содержание всей деятельности, а какой элемент имеет значение побочного.

Например, врач, чтобы лечить человека, должен сначала выяснить и поставить диагноз. В начале его труда обязательно будет присутствовать элемент изыскательной активности и распознания, но главное содержимое и смысл всех врачебных специальностей направлен на излечивание и исцеление больного, а значит - на его преобразование.

1 Общая характеристика профессий, требования профессий к свойствам личности.

Профессия – это исторически возникшая форма деятельности, необходимая человеку, и для выполнения которой он должен обладать суммой знаний, умений и навыков. Также иметь соответствующие профессиональные способности и профессионально важные качества. Она необходима для общества и ограниченная вследствие труда. Это область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему возможность для существования и развития. Существуют различные классификации профессий: по условиям труда, по предмету труда, по целям профессиональной деятельности и др. Рассмотрим по предмету труда. Профессии, согласно этой классификации, разделяются на пять основных видов. Рассмотрим таблицу 1:

Таблица 1 – Краткая характеристика групп, классифицированная по предмету труда

Название группы

Краткая характеристика группы

Человек- техника Все профессии, связанные с созданием техники, её обслуживанием и управлением ею; профессии, связанные с металлами, с электрооборудованием, с созданием эксплуатации зданий и сооружений, с производством промышленных товаров, с добычей полезных ископаемых.
Человек- человек Профессии, связанные с воспитанием, обучением, лечение, информированием, бытовым обслуживанием и с управлением людьми.
Человек- природа Все профессии, связанные с растительными, животными организмами, микроорганизмами.
Человек- знаки Все, связанное с цифрами, чертежами, нотами, схемами, физическими и химическими символами и др.
Человек - художественный образ Профессии, связанные с музыкой, искусством, литературой, актерской деятельностью и т.д.

К каждому из работников, не зависимо от сферы деятельности, существуют особые требования. Выделяют основные аспекты требований:

1. Профессиональные требования.

· Высокий уровень профессионализма, способность к быстрой адаптации.

· Системное видение производственных процессов.

· Готовность к постоянному профессиональному росту.

· Взаимодействие со специалистами других специальностей.

2. Личностные требования.

· Наличие личного и социального опыта.

· Конструктивность, мобильность, непроизводственные резервы личности.

· Способность принимать решения в ситуации выбора.

· Способность прогнозировать последствия своих решений, нести за них ответственность.

3. Социально- экономические требования.

· Знание информационных технологий.

· Знание основ профилирующих предметов.

4. Творческие требования.

· Творческое отношение к работе.

· Знание методов инженерного и художественного творчества.

Также, особое внимание акцентируют на профессионально- важных качествах, определяющих профпригодность специалиста.

Профессионально- важные качества - это совокупность качеств человека, которые характеризуют его как субъекта труда, влияют на эффективность профессиональной деятельности и на успешность её освоения.

Существуют три основные группы профессионально-важных качеств:

1. Качества, гарантирующие профессиональную направленность личности. Это, как правило, система эмоциональных ценностных отношений человека, которая определяет соответствующую иерархическую структуру мотивов, побуждающих человека к самоутверждению профессиональной деятельности. Где, профессиональная направленность характеризуется как идеи, убеждения, принципы, взгляды, отношения.

2. Качества, определяющие профессиональную компетентность личности. Существуют два вида профессиональной компетентности: предметно-профессиональная компетентность и социально- профессиональная компетентность.

3. Особенности психофизиологии-особенности мышления, памяти, восприятия, возраст, пол, темперамент и характер.

Также выделяют общие профессиональные качества. Классификацию которых рассмотрим в таблице 2.

Таблица 2 – Общие профессиональные качества

Качества

Описание

Внимательность Чувствительность к изменениям в настроении и поведении человека и способность учитывать самочувствие человека при принятии решения.
Эмоциональная устойчивость Устойчивость к факторам внешней среды и негативным реакциям людей на производственные ситуации.
Общие характеристики поведения Интерес и уважение к людям, активное желание оказать помощь и поддержку, личная примерность, порядочность, обязательность, принципиальность, чистоплотность.
Характеристики речи Точность, выразительность, разборчивость, интеллектуальная и эмоциональная насыщенность.

Понятие профессионально-важных признаков. Все многообразие психики, так или иначе, проявляется в трудовой деятельности человека, но вместе с тем эти проявления носят разный характер, который обусловлен специфическими для каждой профессии предметами и орудиями труда, а также и трудовыми задачами. Для изучения этого многообразия выделения профессионально важных признаков можно проводить по следующему плану; психологические особенности сенсорной деятельности, и потом, хотя это все неотделимо друг от друга, рассмотреть внимание, память, эмоционально-волевую сферу и особенности личности.

Сенсорная деятельность в разных видах труда может отличаться, прежде всего, по нагрузке на тот или иной анализатор зрительной, слуховой, кожной, мышечно-суставный и др. или комплексе анализаторов. Например, если у настройщика музыкальных инструментов ведущим является слуховой анализатор, то такие профессии, как радист, настройщик радио и телеаппаратуры, требуют наряду со зрительным восприятием не в меньшей степени и слухового восприятия; тонкого различения шумов, различения высоты и тембра звуков и т.д. Есть профессии, где ведущим анализатором может быть осязание, это, например, браковщики полировки, где вопросы осязания имеют большое значение. Есть виды труда, в которых довольно, довольно большую роль играют обоняние и вкус. Прежде всего, это профессии связанные с дегустацией. А если говорить об обонянии - то некоторые виды химической и нефтеперерабатывающей промышленности.

Кроме анализатора нужно иметь в виду особенности характера самого восприятия. Целый ряд профессий требует длительного слежения в широком сенсорном поле. Ряд профессий, наоборот, требует резкого сужения поля восприятия, но зато в течение длительного времени.

Есть профессии, в которых большое значение имеет слежение за движущимися и мелькающими объектами. Это должно быть также учтено, когда мы анализируем профессию с точки зрения восприятия.

Профессиональные особенности мыслительной деятельности. Мышление является обязательным компонентом любой деятельности, но мышление как профессионально важный признак, прежде всего, выделяют в тех профессиях, где приходится оценивать какую-нибудь ситуацию, требующую принятия определенного решения в зависимости от данной ситуации и реализации его в виде каких-то адекватных действий.

Мы представляем себе, что научно-технический прогресс, механизация, автоматизация все время повышают требования, даже в рабочих профессиях, к мышлению. По сути дела, во многих видах деятельности трудно отделить физический и умственный труд.

В целом ряде видов ручного труда чаще всего имеет место, так называемое наглядно-действенное мышление. Но есть виды труда, особенно в автоматизированных системах, где роль интеллектуального компонента значительно повышается. Приходится оценивать ситуацию по целому ряду параметров, находить решение с учетом вероятности наступления какого-то события, выбирать различные действия в зависимости от меняющихся ситуаций.

Профессиональные особенности моторной деятельности.

Когда говорят о моторной деятельности, правильнее рассматривать сенсомоторную координацию даже в тех случаях, когда моторный компонент деятельности крайне прост; нажимание на кнопку или рычаг. Почему? Потому, что всякая моторная деятельность вызывается сенсорным компонентом, и реализация этого действия контролируется так же сенсорным компонентом.

По сенсомоторной координации профессии очень резко отличаются друг от друга. Есть профессии, в которых моторный компонент действия носит очень простой характер, а именно; в ответ на какую-то возникшую ситуацию провести какие-то ручные действия - поворот рычажка, нажимание на кнопку и др. Но в ряде случаев здесь, с одной стороны, играет роль скорость реакции, т.е. действие само по себе простое, но все должно реализовываться достаточно быстро. При замедлении могут появиться нежелательные результаты. С другой стороны ряд профессий сложной сенсомоторной координации не только рук, но и ног. Это водительские профессии; шоферы, летчики, также профессия швеи- мотористки и другие профессии станочников.

Профессиональные особенности внимания.

Внимание, которое осуществляет функцию контроля деятельности, неотделимо от восприятия, от мышления, оно обязательно присутствует в любой деятельности. Но в разных профессиях отдельные свойства внимания имеют разное значение. Есть профессии (браковщики, контролеры, сборщики и др.), в которых требуется длительное, в течение всего рабочего дня устойчивое внимание на одном или даже нескольких объектах и периодическая его концентрация.

Есть профессии, которые требуют исключительно широкого расширения внимания и переключения внимания. Вообще в трудовой деятельности очень трудно отделить распределение внимания от его переключения. Целый ряд профессий операторов, которые имеют широкое поле для обзора, требует все время и распределять внимание и переключать внимание с одних объектов на другие. Но есть профессии, в которых необходимо поочередно то концентрировать внимание, то переключать его.

Профессиональные особенности памяти.

Память нужна всегда независимо от видов труда. Но мы говорим о профессионально важном признаке памяти для видов труда. Дело в том, что большая нагрузка на память требуется при обучение данному виду труда, когда еще не сформировались навыки, но когда сформировались основные навыки, но когда сформировываются основные навыки, тогда нагрузка на память снижается. Люди которые прекрасно освоили станок не должны каждый раз специально вспоминать, какими рычагами нужно действовать, на что нужно смотреть. Шоферам не нужно думать о том, какой рукой или какой ногой и какое движение нужно сделать. Но есть профессии в которых память является одним из наиболее важных признаков. Например; в работе телеграфиста, машинистки, где требуется на какое-то небольшое время удерживать в памяти положения, ситуации. В данном случае речь идет о кратковременной или оперативной памяти как наиболее важном профессиональном признаке.

Профессиональные особенности эмоционально волевой сферы личности. При психологическом анализе трудовой деятельности, эмоционально-волевую сферу лучше рассматривать вместе с особенностями личности. Если говорить о любой деятельности, то она вызывает к себе определенное отношение, эмоционально переживается. С чем это связано? Это связано с мотивами, с потребностями человека, с интересом к работе. Это, например, общие эмоции в труде. Они могут быть положительными и отрицательными.

Положительные эмоции, это, например удовлетворение своим трудом, чувство долга, соревнования. С другой стороны, могут быть и отрицательные эмоции. Это, прежде всего, касается тех случаев, когда люди хотя и работают, но эта работа им не по душе. Они выполняют ее из чувства долга, может быть и добросовестно.

В психологии труда в ряде случаев необходимо учитывать еще один момент эмоций. Это настроение сегодняшнего дня, которое влияет на производительность, т.е. настроение с которым приходит человек и выполняет работу.

Также важно учитывать и специфические эмоции, которые вызываются непосредственно конкретной трудовой деятельностью. Эти эмоции выделяются в первую очередь как профессионально важные. Они подразделяются на две подгруппы. Первая подгруппа - это те эмоции, которые связывают взаимоотношения людей с коллективом в процессе данного коллективного вида труда.

Второй подвид профессиональных эмоций - это те эмоции, которые возникают в процессе самой работы. Это, прежде всего те профессии, в которых могут возникнуть аварийные ситуации и где неправильное, замедленное принятие решения может привести в условиях высокой эмоциональной напряженности к аварии (летчики, верхолазы, некоторые виды операторского труда). В этих профессиях эмоционально неустойчивые люди не могут работать.

Целый ряд профессий предъявляет особые требование к другим разнообразным особенностям личности: аккуратности, организованности, педантичности в ряде случаев, общительности или замкнутости.

Наряду с изучением профессионально важных признаков нужно обращать внимание на индивидуальные особенности человека, на индивидуальный стиль его работы, как один из способов адаптации человека к профессии. Для того, чтобы понять индивидуальные особенности, индивидуальный стиль деятельности, нужно проводить сравнительный анализ тех работников, которые выполняют одну и ту же работу, используя при этом различные приемы и действия.


2 Индивидуально-психологические особенности личности и их проявления в профессиональной деятельности

2.1 Способности

В самом общем виде способности - это индивидуально-психологические особеннос­ти личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими. Способности не могут быть сведены к знани­ям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, но способности обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение. Успешность в деятельности и общении определяется не одной, а системой различных способностей, при этом они могут взаимокомпенсироваться.

Существует целый ряд классификаций способностей. Воспро­изведем одну из них, наиболее значимую:

1. природные (или естественные) способности в основе своей биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе, при наличии элементарного жизненно­го опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей;

2. специфические человеческие способности, имеющие об­щественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде (общие и специальные высшие интел­лектуальные способности, в основе которых лежит пользование ре­чью, логикой, теоретические и практические, учебные и творческие). Специфические человеческие способности в свою очередь подразде­ляются на:

а) общие, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способнос­ти, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук и т. д.), и специальные, определяющие успехи человека в отдельных ви­дах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные и т. д.). Эти способности, как правило, могут дополнять и обогащать друг друга, но каждая из них имеет собственную структуру;

б) теоретические, определяющие склонность человека к абст­рактно-логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одаренным людям;

в) учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, форми­рования качеств личности, и творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, но­вых идей, открытий, изобретений. Высшая степень творческих про­явлений личности называется гениальностью, а высшая степень способностей личности в определенной деятельности (общении) - талантом;

г) способности к общению, взаимодействию с людьми, а именно, речь человека как средство общения, способности восприятия и оценки людей, социально-психологической приспособляемости к различной обстановке, вхождения в контакт с различными людьми, расположения их к себе и т. д., и предметно-деятельностные способ­ности, связанные с взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т. д.

Человек, способный ко многим и различным видам деятельно­сти и общения, обладает общей одаренностью, то есть единством об­щих способностей, обусловливающим диапазон его интеллектуаль­ных возможностей, уровень и своеобразие деятельности и общения.

Способности, задатки и индивидуальные различия

Подавляющее большинство психологов считает, что задатки - это некоторые генетически детерминированные (врожденные) анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие ин­дивидуально-природную основу (предпосылку) формирования и развития способностей. Однако некоторые из ученых (например, Р. С. Немов) полагают, что у человека есть два вида задатков: врож­денные (природные) и приобретенные (социальные).

Индивидуальные (индивидуально-психологические) разли­чия - это особенности психических явлений (процессов, состояний и свойств), отличающих людей друг от друга. Индивидуальные разли­чия, природной предпосылкой которых выступают особенности нервной системы, мозга, создаются и развиваются в ходе жизни, в деятельности и общении, под влиянием воспитания и обучения, в процессе взаимодействия человека с окружающим миром в самом широком значении этого слова. Индивидуальные различия являют­ся предметом изучения дифференциальной психологии.

Природа человеческих способностей

Здесь, прежде всего речь должна идти о природе так называемых со­циальных способностей, биологическая основа которых до сих пор точно не установлена. Это - высшие, культурно-обусловленные спо­собности. Условиями и предпосылками развития их являются в пер­вую очередь обстоятельства жизни человека: жизнь в обществе, на­личие социально-культурной среды, созданной искусственно тру­дом многих поколений людей; обучение в детстве пользованию соответствующими предметами, например, музыкальными инстру­ментами; участие в целом ряде сложных, высокоорганизованных ви­дах деятельности и общения; наличие круга людей, которые в состо­янии передать необходимые знания, умения и навыки с помощью эффективных средств и методов обучения и воспитания; отсутствие у человека с рождения жесткой запрограммированности поведения, наличие незрелости мозговых структур с их способностью к после­дующему формированию путем обучения и воспитания.

Анатомо-физиологической основой социальных способностей, когда они становятся развитыми, выступают так называемые функ­циональные органы - прижизненно складывающиеся нервно-мы­шечные системы, обеспечивающие функционирование и усовер­шенствование соответствующих способностей.

Развитие способностей

Способности - не статичные, а динамические образования, их фор­мирование и развитие происходит в процессе определенным обра­зом организованной деятельности и общения. Развитие способнос­тей происходит поэтапно.

Важным моментом у детей в развитии способностей является комплексность - одновременное совершенствование нескольких взаимодополняющих друг друга способностей.

Выделяют следующие уровни способностей: репродуктив­ный, который обеспечивает высокое умение усваивать готовое зна­ние, овладевать сложившимися образцами деятельности и общения, и творческий, обеспечивающий создание нового, оригинального. Но следует учитывать, что репродуктивный уровень включает элемен­ты творческого, и наоборот.

Оценки которых учащиеся выбирают стратегию достижения успеха или избегания неудачи, является мотивационной средой их деятельности. Глава II. Сравнительное исследование индивидуально-психологических особенностей учащихся школьных классов различного профиля (милицейского, физико-математического). 2.1. Организация и методы исследования. В данном исследовании принимало участие 50 человек - ...





В результате использования неправильного стиля воспитания, для того, чтобы своевременно их заметить и постараться исправить. ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ В НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ 2.1 Организация и методы экспериментального исследования Целью данной части исследования является сравнительный анализ индивидуально-психологических...

Выше материалу хотелось бы сказать, что все приведённые в этом разделе характеристики, описывающие особенности ряда диагностических методик, носят направленный рекомендательный характер и служат цели оптимизации диагностического процесса при проведении индивидуальной профконсультации. В этом разделе работы мы не затронули многих валидных, имеющих научную основу методик, но с некоторым

Ситуация на рынке труда в текущем году поддерживает тенденцию дефицита квалифицированных кадров – рабочие профессии России все больше востребованы среди работодателей и все менее популярны среди абитуриентов. Причин тому много – недостаточное ознакомление школьников с востребованными специальностями, умеренная заработная плата, мизерное количество бюджетных мест в учебных заведениях, значительный приток рабочих из-за границы и многое другое.

Над этой назревающей проблемой уже работают политические умы нашей страны. Примером тому служит внедрение дуальной системы обучения в сферу профобразования (в подготовке будущего специалиста активно участвует работодатель). Такой подход уже практикуют Красноярский и Пермский край, Ульяновская, Калужская и Ярославская области. 23 региона планируют перенять их опыт.

Подготовка рабочих профессий

Стандартная система образования предполагает обучение рабочим специальностям на базе 9 и 11 классов школы. Период обучения в первом случае длится 3-4 года, во втором – 1-2 года. Вместе с дипломом студент имеет возможность получить квалификационный разряд.

Подготовка рабочих также непосредственно на производствах. Получив специальность на подготовительных курсах, кандидат на рабочее место имеет все шансы занять свободную вакансию.

Однако, он не имеет преимуществ перед выпускниками колледжей, профтехучилищ и других учебных заведений.

Перечень рабочих профессий

Минобразования утвердило в 2013 году обновленный перечень рабочих профессий, которые можно освоить в РФ посредством профобразования (около 5 тыс. наименований). Этот документ в большей степени будет полезен тем, кто так или иначе вовлечен в сферу образования.

Для учета, контроля состава, распределения по категориям, проведения оценки численности кадров и решения других задач государственного уровня, предназначен общероссийский классификатор профессий рабочих и должностей служащих (ОКПРДС ) от 1994 года с дополнениями последующего периода.

Рабочие профессии список

Виды рабочих профессий

Все рабочие профессии можно условно поделить на несколько видов в зависимости от специфики труда. Самыми ярко выраженными группами можно назвать:

  • профессии сферы торговли и услуг;
  • технические служащие;
  • специалисты, работающие с различной техникой, производственным оборудованием и машинными установками (сборка, отладка, контроль, обслуживание);
  • рабочие с инструментом;
  • рабочие, выполняющие самые простые задачи.

Существует также ряд профессий, которые являются актуальными и востребованными практически в каждой отрасли народного хозяйства.

Общеотраслевые профессии рабочих

К рабочим профессиям относятся около 184 наименований специальностей общих для всех экономических отраслей. Они делятся на две квалификационные группы. В первую входят профессии, по которым присваивается 1, 2 и 3 разряды, а во вторую эти же наименования, но имеющие производное наименование «старший».

Самые востребованные рабочие профессии из списка общеотраслевых относятся к сферам деятельности, тесно вошедшим в повседневную жизнь. Это –

  • кассиры,
  • продавцы,
  • операторы
  • механики,
  • сварщики,
  • строители,
  • уборщики и другие.

Востребованные рабочие профессии

За последнее десятилетие спрос на рабочие профессии все больше увеличивается. По данным опроса 2015-2016 среди членов Бизнес-Ассоциации РФ 60% опрошенных, нуждающихся в квалифицированных кадрах рабочих специальностей, так и не смогли реализовать эту потребность. Востребованы такие специальности:

  • слесари;
  • операторы станкового оборудования;
  • сборщики деталей и оборудования;
  • наладчики станков.

По прогнозам на ближайшие три года эта тенденция сохранится.

Новые рабочие профессии

Даже в эпоху массовой компьютеризации практически всех сфер человеческой деятельности утверждение «рабочий – нужная профессия» не потеряет своей актуальности. Уже сейчас создается благодатная почва для возникновения новых специальностей. Оператор систем безопасности, наладчик производства стеклокомпозитных функциональных материалов, сборщики микросхем – подобные профессии уже начинают пользоваться спросом, который в будущем только возрастет.

Вредные рабочие профессии

Законодательством РФ утвержден перечень профессий, которые считаются вредными для здоровья человека. Какие рабочие профессии сюда относятся? Это – специальности, включающие:

  • перемещение тяжелых грузов вручную;
  • физический труд под землей (шахты, строительство подземных сооружений);
  • сварочные и литейные работы;
  • слесарные, сборочные, кузнечно-прессовые работы;
  • работа со свинцом;
  • строительные и монтажные работы;
  • добычу и переработку руд, нефти, газа;
  • бурение скважин;
  • металлургическое производство;
  • ремонт электростанций и сетей и другие.

Трудящимся на опасных и вредных работах полагаются различные льготы от государства.

Рабочие строительных профессий

Не смотря на всю «вредность» работы по строительным специальностям, эта сфера в состоянии обеспечить относительную стабильность всем, кто в ней задействован. Оплата труда по строительным профессиям достойно конкурирует со специальностями других отраслей народного хозяйства.

Также у наемных работников всегда есть возможность начать собственный бизнес, который при правильном управлении приносит хороший доход. И, наконец, строительные специальности всегда востребованы, и эта тенденция не сдаст своих позиций в будущем.

Рабочие технические профессии и рабочий в производстве

Технические профессии будут оставаться актуальными, пока существует оборудование и техника, а это значит всегда. Специалисты рабочих профессий, занятые в производстве машин, установок, станков и прочего оборудования, реализуют шанс не только иметь достойное и престижное место работы.

Занимаясь постоянным саморазвитием и осваивая новые территории знаний относительно компьютерных систем, такой специалист окажется востребованным даже спустя 10 или 15 лет. А это немалый срок.

Материал этой статьи поможет подготовить презентацию, сочинение или доклад

О типах профессий написано много скучных, местами интересных, но, на мой взгляд, абсолютно бесполезных публикаций. Я с ними, конечно же, ознакомился. В основном рассматривают две типологии профессий. Первая принадлежит профессору Климову Евгению Александровичу, а вторая – Дж. Холланду. Я вам о них вкратце расскажу, но основной упор сделаю на третий вариант.

Да, да, теперь в Сети появится ещё одна, на мой взгляд, наиболее удачная классификация профессий, которая акцентирует внимание на стратегически важных аспектах. Но давайте начнём с Климова и Холланда.

Классификация профессий по Климову Е. А.

Итак, профессор Климов структурировал профессии в связке:

Человек + объект труда.

Человек – это субъект труда (тот, кто работает), а объект труда – это то, с чем или с кем работает этот человек. Евгений Александрович выделил пять объектов труда:

  1. 1. Человек.
  2. 2. Природа.
  3. 3. Техника.
  4. 4. Знак.
  5. 5. Художественный образ.

В результате получились следующие типы профессий:

  • Человек – человек. Эти профессии направлены на работу с людьми. К ним относятся: учителя, врачи, журналисты, парикмахеры и др.
  • Человек – природа. Здесь речь идёт о тех профессиях, представители которых связаны с природой. Это могут быть егеря, садовники, агрономы, экологи и др.
  • Человек – техника. Представители данного типа профессий имеют непосредственное отношение к технике. Например, механики, технологи, инженеры, сантехники, мастера по ремонту стиральных машин и др.
  • Человек – знак. Речь идёт о людях, работающих со знаковыми системами (цифрами, кодами, буквами и прочими символами). В данную категорию входят программисты, бухгалтера, финансисты, аналитики и др.
  • Человек – художественный образ. Сюда входят различные творческие профессии, такие как художник, актёр, певец, композитор, режиссер и др.

Вот так выглядит классификация профессий по Климову. На мой взгляд, она является несовершенной хотя бы потому, что в реальной жизни одна профессия может содержать в себе признаки нескольких типов. Например, торговый представитель в процессе работы сталкивается с техникой (водит автомобиль), работает со знаковыми системами (составляет отчёты в Excel), много общается с людьми (своими поставщиками и клиентами), а также часто проводит корпоративные мероприятия на природе, где во всю глотку горлопанит песни под гитару (певец доморощенный). Вот такой «винегрет» нам предлагают современные реалии. Куда этого пациента будем записывать?

Думаю, все согласятся, что данная типология является слабоватой. Переходим к варианту Дж. Холланда.

Психологическая классификация профессий по типам личности

В своей теории Дж. Холланд пытается донести одну интересную мысль. Вот она:

Эффективность и успешность человека зависит от того, насколько подходит профессия его типу личности.

Данная мысль, на мой взгляд, достаточно интересная, но абсолютно бесполезная. Чуть позже объясню почему. Ну, а сейчас подробнее о психологической классификации Холланда.

  1. 1. Реалистический тип – это люди действия. Они не эмоциональны, не боятся рисковать и принимать решения, разбираются в технике – в общем, типичные представители мужских профессий.
  2. 2. Интеллектуальный (исследовательский) тип – это люди умственного труда. Они склонны к самообучению, аналитике, наблюдениям, а также к различным исследованиям. Им будет комфортно работать в аналитических центрах, научно-исследовательских институтах, маркетинговых компаниях и т.д.
  3. 3. Социальный тип – это люди, ориентированные на общение. Они легко налаживают контакты, умеют договариваться, способны убеждать, любят работать в команде. Наиболее подходящие направления для них – общественная деятельность, преподавание, медицина, работа в сфере обслуживания.
  4. 4. Стандартный (конвенциональный) тип – это люди, ориентированные на чётко структурированную деятельность. Они придерживаются общепринятых норм и традиций, сосредоточены на выполнении конкретных задач, усидчивы, исполнительны, любят работать со знаковыми системами, зачастую малообщительны и некоммуникабельны. Как правило, их профессии связаны с расчётами и документацией: бухгалтера, финансисты, нотариусы, программисты, библиотекари и т.д.
  5. 5. Художественный (артистический) тип – это творческие люди. Они редко ориентируются на социальные нормы, достаточно эмоциональны и чувствительны, любят находиться в центре внимания, имеют собственные (зачастую сложные) взгляды на жизнь, а также обострённую интуицию и богатое воображение. Работают в сфере искусства (актёры, художники, музыканты и т.д.), также могут быть хорошими блогерами, ораторами, успешно проводят презентации.
  6. 6. Предпринимательский тип – это прирождённые управленцы и бизнесмены. Больше узнать о них вы можете из публикации: . Такие люди идут в бизнес, политику, адвокатуру, журналистику и т.д.

Вот так выглядит психологическая классификация профессий Дж. Холланда. В целом она интересна – даёт определённую пищу для размышлений и анализа, но я считаю, что в практическом плане она не несёт никакой пользы. Дело в том, что:

Человек подсознательно сам ориентируется на профессии, соответствующие его типу личности.

Если вы непоседа, то вряд ли вас заинтересует профессия – бухгалтер. Интеллектуал не горит желанием быть спецназовцем, прирождённый актёр мечтает исключительно о сцене. В общем, я думаю, что теория Дж. Холланда непригодна для практической профориентации.

Друзья, слышите, где-то вдали звучит барабанная дробь? Да, да, сейчас начнётся самое интересное! Я расскажу вам о стратегически важных типах профессий. Вы готовы? Тогда я начинаю!

Типы профессий по квалификационным признакам

О данной классификации вскользь упоминается в различных учебниках и публикациях. Странно, но почему-то никто не акцентирует на ней внимание. На мой взгляд, именно эта классификация является наиболее важной и практически полезной. Именно потому я решил исправить ситуацию и детально вам о ней рассказать.

Итак, хотел бы получать от своей профессии, как минимум, достойную зарплату и уважение со стороны руководства. Теперь важный момент:

Кадровый состав любой компании можно разделить на три группы: ценные сотрудники, специалисты среднего уровня и «бананы».

Именно по этим критериям, я считаю, и надо классифицировать профессии, друзья! Запомните:

Размер вашей зарплаты и степень вашей значимости зависят только от одного – насколько ценным специалистом вы являетесь.

Вся эта лирика о типах личности и объектах труда, по своей сути является аналитической информационной пылью.

Давайте детальнее рассмотрим вышеперечисленные группы.

  1. 1. Ценные сотрудники – это кадры, на подготовку которых требуются годы и приличные финансовые вложения. Например, продвинутый программист. Ну, невозможно хорошо научиться программировать за три месяца. Аналогичная ситуация с хирургами, стоматологами, юристами, главными бухгалтерами (прошу не путать с рядовыми бухгалтерами), ювелирами, дизайнерами и т.д.

    Понимаете, о ком речь?

    Речь идёт о специалистах, которым сложно найти замену!
    Таких ценят и уважают. Им хорошо платят. Их берегут и стараются удержать. И самое главное:

    Они не боятся увольнения, потому что всегда востребованы!

  2. 2. Специалисты среднего уровня – это кадры, на подготовку которых уходит немного времени. Например, продавец, менеджер по продажам, водитель, каменщик, сантехник, швея, директор. Да, да, директора входят именно в эту группу.

    Речь идёт о профессиях, которые можно быстро освоить.
    Естественно, здесь у работодателя есть «пространство для манёвра». Можно относительно быстро найти нового продавца или водителя. Однако без крайней необходимости этого делать никто не будет, так как данные специалисты хоть и не ценные, но всё же квалифицированные.

  3. 3. «Бананы» – это неквалифицированные кадры. Например, дворники, грузчики, курьеры, подсобные рабочие и, конечное же, «бананы». Как вы думаете, насколько сложно найти человека, который в костюме «банана» будет на улице раздавать листовки прохожим? Ответ на этот вопрос подталкивает к выводу:

    Люди этих профессий имеют самую низкую ценность на рынке труда.
    Да, грузчик может неплохо зарабатывать, но эти деньги ему даются тяжёлым трудом. Ну и, при необходимости, работодатель сможет быстро найти ему замену.

Итак, друзья, вы познакомились с тремя типологиями профессий. Осталось их вдумчиво проанализировать и сделать свой выбор. Кстати, о выборе! Вы знаете, что существует проблема выбора профессии? Наверняка многие из вас сейчас ломают голову над вопросами: «Кем быть? Чем заниматься? Как зарабатывать на жизнь?» Давайте рассмотрим