Проект на геологическое изучение недр (ГИН). Принципы изучения недр и стадии геологоразведочных работ на твердые полезные ископаемые Проведение работ по геологическому изучению недр

Геологическое изучение недр

Геологическое изучение недр - проведение поисковых, разведочных и специальных работ и исследований , осуществляемых в целях получения информации о геологическом строении недр, выявления и оценки запасов полезных ископаемых, характеристик процессов, происходящих в геологической среде и т.п.

Проведение работ по геологическому изучению недр

Геологическое изучение недр сделано с целью получения данных о геологическом строении недр,выявления и оценки полезных ископаемых, изучение закономерностей их формирования и размещения, так же горно-технических и других условий разработки месторождений полезных ископаемых и использования недр для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Проведения работ по геологическому изучению недр организуется специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по геологическому изучению и использованию недр на основе государственных комплексных или целевых программ, межотраслевых и отраслевых планов, проектов, соответствующих норм и правил.

Геологическое изучение недр, предусмотренное государственными программами, осуществляется, как правило, за счет средств, отчисляемых добывающими предприятиями в государственный бюджет за ранее выполненные геологоразведочные работы. В отдельных случаях геологическое изучение недр может выполняться за счет прямых расходов государственного и местных бюджетов .

Источники


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Геологическое изучение недр" в других словарях:

    Геологическое изучение недр - Геологическое изучение недр: вид пользования недрами, включающий в себя проведение регионального геологического изучения, поисков и оценку месторождений полезных ископаемых... Источник: ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ.… … Официальная терминология

    геологическое изучение недр - 3.2 геологическое изучение недр: Работы по общему и региональному изучению недр, прогнозу землетрясений, исследованию вулканической деятельности, мониторингу состояния недр, режима подземных вод; поиски, разведка и оценка полезных ископаемых;… …

    Геологическое изучение - 1) вид недропользования; 2) (для целей Закона Российской Федерации О недрах) включает поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, а также геологическое изучение и оценку пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных …

    Региональное геологическое изучение - 1) вид недропользования; 2) (для целей Закона Российской Федерации О недрах) включает региональные геолого геофизические работы, геологическую съемку, инженерно геологические изыскания, научно исследовательские, палеонтологические и другие… … Экологическое право России: словарь юридических терминов

    ГОСТ Р 53795-2010: Изучение недр геологическое. Термины и определения - Терминология ГОСТ Р 53795 2010: Изучение недр геологическое. Термины и определения оригинал документа: аэрогравиметрическая съемка Гравиметрическая съемка, проводимая с борта летательного аппарата. [ГОСТ Р 52334 2005, статья 68] Определения… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    ГОСТ Р 53579-2009: Система стандартов в области геологического изучения недр (СОГИН). Отчет о геологическом изучении недр. Общие требования к содержанию и оформлению - Терминология ГОСТ Р 53579 2009: Система стандартов в области геологического изучения недр (СОГИН). Отчет о геологическом изучении недр. Общие требования к содержанию и оформлению оригинал документа: 3.8 вещественные источники информации: Керн… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    ГОСТ Р 8.645-2008: Государственная система обеспечения единства измерений. Метрологическое обеспечение работ по геологическому изучению, использованию и охране недр в Российской Федерации. Основные положения - Терминология ГОСТ Р 8.645 2008: Государственная система обеспечения единства измерений. Метрологическое обеспечение работ по геологическому изучению, использованию и охране недр в Российской Федерации. Основные положения оригинал документа: 3.1… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    геологічне вивчення надр - геологическое изучение недр geologic study of mineral resources geologische Untersuchung des Erdinneren спеціальні роботи та дослідження, спрямовані на одержання інформації про надра з метою задоволення потреб суспільства … Гірничий енциклопедичний словник

    НДПИ - (severance tax) НДПИ это налог на добытые полезные ископаемые, изымаемый с пользователей недр Информация о НДПИ, расчет и порядок уплаты налога в соответствии с налоговой ставкой на определенный вид полезного ископаемого Содержание >>>>>>>> … Энциклопедия инвестора

    Государственная программа - (Government program) Государственная программа это инструмент государственного регулирования экономики, обеспечивающий достижение перспективных целей Понятие государственной программы, виды государственных федеральных и муниципальных программ,… … Энциклопедия инвестора

В полном объёме недра Земли недоступны для наблюдения и изучения. Поэтому они исследуются выборочным путем посредством сети пространственно разобщенных точек наблюдений в естественных обнажениях, горных выработках, буровых скважинах. От густоты сети наблюдений зависит полнота и достоверность информации по геологическому строению, прогнозным ресурсам, запасам сырья изучаемого рудного района, рудного узла, рудного поля или месторождения.

Геологоразведочный процесс в конечном итоге всегда направлен на выявление и оценку ресурсов, затем запасов залегающих в недрах полезных ископаемых. Министерством природных ресурсов Российской Федерации определяется последовательность и полнота геологического изучения недр с целью обеспечения рационального использования, воспроизводства и охраны минерально-сырьевых ресурсов страны. В основу прогнозирования, поисков и разведки любого месторождения заложены единые подходы и принципы. А.Б. Каждан в основу методологического подхода к изучению недр определил такие положения: 1) принцип последовательных приближений, 2) принцип аналогии, 3) принцип выборочной детализации наблюдений.

По принципу последовательных приближений изучение недр осуществляется от общего к частному. При прогнозе, поисках и разведке полезных ископаемых изучение начинается с выделения крупных рудоносных площадей - минерагенических провинций, минерагенических зон, рудных районов и отбраковки заведомо безрудных территорий. После этого производится более детальное изучение выявленных рудоносных площадей с последовательным выделением наиболее продуктивных структур и участков, отвечающих рангам рудных узлов и рудных полей. Завершается процесс обнаружением, оценкой и разведкой месторождений полезных ископаемых с подсчетом прогнозных ресурсов и запасов минерального сырья. Дастся геолого-экономическая оценка значимости запасов. Реализация принципа последовательных приближений происходит путём разделения общего геологоразведочного процесса на этапы и стадии, которые и обеспечивают последовательные приближения в познании месторождений как конечных продуктов общего процесса геологических исследований.

Принцип аналогии базируется на сходстве условий залегания, строения, состава и масштаба месторождений, сформированных в близких геологических условиях. Общими свойствами обладают формационные и геолого-промышленные типы месторождений полезных ископаемых. Степень подобия рудных объектов всегда выше у близко расположенных объектов. Ещё большим подобием обладают рудные залежи конкретного рудного поля и месторождения, особенно смежные участки их. С позиции принципа аналогии необходимо создавать аналоги - эталоны объектов для решения прогнозно-минерагенических, поисковых и разведочных задач. Такие проблемы решают разрабатываемые методы и приемы моделирования рудоносных площадей и рудных месторождений.

Принцип выборочной детализации предусматривает сочетание геологоразведочных работ в объеме всего объекта исследований с выборочными, более детальными работами на отдельных участках. Важно правильно выбрать эталонные участки и обеспечить рациональное сочетание общих и детализационных работ и оптимальную степень геологических наблюдений. Участки детализационных работ, как эталоны-аналоги, должны быть представительными для изучаемого объема недр. При выполнении поисков опережающие детализационные работы проводятся на рудопроявлениях, геофизических и геохимических аномалиях, а при разведке - на типичных участках месторождений, рудных зон или залежей. На эксплуатируемых объектах в качестве эталонов-аналогов выступают типовые отработанные участки месторождений.

В.М. Крейтер основными положениями разведочных работ считал: 1) принцип полноты исследования, 2) принцип последовательных приближений, 3) принцип равномерности (равной достоверности), 4) принцип наименьших трудовых и материальных затрат, принцип наименьших затрат времени.

Принцип полноты исследования основан на необходимости относительно полного и всестороннего изучения всех участков объекта. Он включает такие требования: 1) оконтуривание всего месторождения, всех составляющих его залежей полезного ископаемого, 2) полное пересечение полезного ископаемого или рудной зоны разведочными выработками, 3) полное и всестороннее изучение качества полезного ископаемого и сопутствующих минеральных скоплений; 4) использование всех данных для выяснения гидрогеологических, инженерно-геологических, горнотехнических особенностей месторождения.

Принцип последовательных приближений по содержанию аналогичен таковому А.Б. Каждана.

Принцип равной достоверности вытекает из требования равномерного изучения всего разведуемого месторождения. Он основан на следующих положениях:

1) равномерного изучения разведочными выработками всего месторождения или его участков при одной стадии работ; 2) равномерное распределение пунктов опробования в отдельной выработке или участке месторождения; 3) применение на разных участках объекта одинаковых или близких разведочных средств, дающих соизмеримые результаты; 4) применение равнозначных и равноточных методов изучения вещества.

Принцип наименьших трудовых и материальных затрат предполагает, что количество разведочных выработок, количество проб и объемы всех видов исследований должны быть минимальными, но достаточными для решения поставленных задач разведки. Этот принцип предостерегает исследователей от возможности "переразведки" месторождения, т.е. от избыточности информации.

Принцип наименьших затрат времени выражает необходимость проводить разведку месторождения в кратчайшие сроки, не нарушая других принципов разведочных работ. Только в особых случаях допускается проведение разведочных работ с некоторыми отступлениями от других принципов разведки.

Современные требования экономики страны требуют от геологов проведения всего геологоразведочного процесса от обнаружения месторождения до его полного исследования с подсчетом запасов сырья и передачи его в эксплуатацию в период от 7 до 10 лет. В этом случае геологоразведочные работы оказываются наиболее эффективными.

Павлов И.И., юрист ООО "Вымпел-Эксперт".

Постановка проблемы

Правовое регулирование геологического изучения недр является одной из наименее освещенных тем в современной юридической литературе. В данной статье проблемы разграничения и наименования видов пользования недрами, определения особенностей содержания права пользования недрами и правового статуса объектов данного права, изменения сроков пользования недрами, другие проблемы правового регулирования использования недр для геологического изучения рассмотрены с учетом нефтегазовой специфики.

На законодательном уровне геологическому изучению как самостоятельному виду пользования недрами уделяется минимальное внимание. Но при этом важно помнить, что от того, "насколько правильно они (геологоразведочные работы. - И.П.) урегулированы в законодательном порядке, в значительной степени зависит эффективность самих геологоразведочных работ" <1>.

<1> Плахута В.Г. Некоторые вопросы правового регулирования поисков и разведок месторождений полезных ископаемых // Сборник аспирантских работ (Свердловский юридический институт). Вып. 4. Свердловск, 1964. С. 108.

Термины и определения

Заметим, В.Г. Плахута говорит о геологоразведочных работах, подразумевая поиски и оценку полезных ископаемых - геологическое изучение недр по действующему законодательству, а отнюдь не разведку полезных ископаемых как таковую, по Закону РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" <2> (в ред. Федерального закона от 3 марта 1995 г. N 27-ФЗ), объединенную сейчас с добычей. Здесь мы сталкиваемся с проблемой наименования вида пользования недрами.

<2> См.: ВСНД РФ и ВС РФ. 1992. N 16. Ст. 834; СЗ РФ. 1995. N 10. Ст. 823; 1999. N 7. Ст. 879; 2000. N 2. Ст. 141; 2001. N 33. Ст. 3429; 2002. N 22. Ст. 2026; 2003. N 23. Ст. 2174; 2004. N 27. Ст. 2711; 2004. N 35. Ст. 3607; 2006. N 17 (ч. 1). Ст. 1778; 2006. N 44. Ст. 4538.

В Словаре русского языка говорится, что одно из значений слова "поиски" - "разведочные работы по обнаружению чего-нибудь", например, "поиски полезных ископаемых" <3>. Тот же словарь утверждает, что "геологоразведка - геологическое обследование с целью обнаружения полезных ископаемых" <4>.

<3> Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. М., 1986. С. 474.
<4> Там же. С. 111.

В специальной литературе определено, что "поисково-разведочные работы на нефть и газ включают все виды человеческой деятельности от прогнозирования нефтегазоносности неизученных территорий до подсчетов запасов углеводородов в выявленных залежах и местоскоплениях и подготовке их к разработке" <5>.

<5> Мстиславская Л.П., Павлинич М.Ф., Филиппов В.П. Основы нефтегазового производства: Учебник для вузов. М.: ГАНГ им. И.М. Губкина, 1996. С. 85.

В одном из Соглашений о разделе продукции (Харьягинское) "поисково-разведочные работы означают все выполняемые в рамках соглашения операции и мероприятия, связанные с поисками и разведкой углеводородов, включая, в частности: полевые геологические, геофизические, аэромагнитные и другие работы и исследования, бурение скважин с целью открытия углеводородов или оценки открытия углеводородов..." <6>.

<6> Соглашение между Российской Федерацией в лице Правительства Российской Федерации и Администрации Ненецкого автономного округа и французским акционерным обществом "Тоталь разведка разработка Россия" о разработке и добыче нефти на Харьягинском месторождении на условиях раздела продукции от 20 декабря 1995 г.

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в своем Постановлении от 14 июня 2001 г. по делу N А05-10396/00-509/21 <7> посчитал, что употребляемые в тексте лицензионного соглашения слова "поисково-разведочные работы", "разведка" не дают оснований полагать, что владельцу лицензии предоставлено право на проведение последующего этапа геологических работ, именуемого "разведкой", поскольку все работы, связанные с исследованием, поиском и оценкой недр, называются геологоразведочными.

<7> См. также: Постановление того же Суда от 14 июня 2001 г. по делу N А05-10395/00-510/21 // СПС "КонсультантПлюс".

Действительно, п. 1.6 Временного положения об этапах и стадиях геологоразведочных работ на нефть и газ, утвержденного Приказом МПР России от 7 февраля 2001 г. N 126 <8>, устанавливает, что геологоразведочные работы на нефть и газ в зависимости от стоящих перед ними задач, состояния изученности нефтегазоносности недр подразделяются на: региональный; поисково-оценочный; разведочный этапы с выделением в них стадий.

<8> Природно-ресурсные ведомости. 2001. N 21.

В итоге мы приходим к выводу о том, что разведочный этап как таковой является частью геологоразведочных работ на нефть и газ, понимаемых в более широком смысле. При этом Закон РФ "О недрах" допускает разведку как разведочный этап лишь в совокупности с добычей полезных ископаемых, вырывая ее, таким образом, из общего процесса геологоразведочных работ. Заметим, этот же Закон вообще не дает понятий "геологическое изучение", "поиски", "оценка", "разведка" и т.д., что на практике усиливает путаницу.

Очевидно, что необходимо унифицировать нормативное применение понятий "геологическое изучение", "поиски", "оценка", "разведка" с учетом нефтегазовой специфики, определив их на законодательном уровне и четко разграничив виды пользования недрами между собой. Критерием такого разграничения может служить цель недропользования в каждом конкретном случае. Может быть, учитывая традиции отечественного горного права, а также международный опыт, более логичным было бы именовать основные виды пользования недрами "поиски", "разведка" и "добыча" полезных ископаемых с выделением в них определенных подвидов (стадий), разграничив их в законе. Это также помогло бы избежать путаницы в данном вопросе.

О воспроизводстве минерально-сырьевой базы по нефти и газу

Из анализа работ специалистов в области геологии нефти и газа следует вывод о том, что в вопросе воспроизводства минерально-сырьевой базы по нефти и газу необходимы более активное участие государства, включая геологоразведочные работы за счет средств государственного бюджета с последующей компенсацией недропользователями, с одной стороны, и заинтересованность недропользователя в проведении работ по геологическому изучению недр - с другой <9>. Кстати, говоря о воспроизводстве минерально-сырьевой базы, нужно учитывать двойственность этого процесса, "поскольку общие запасы полезных ископаемых на Земле сокращаются в процессе добычи, в то время как разведанные, т.е. воспроизведенные с экономической точки зрения, могут расти" <10>.

<9> См., например: Боровинских А.П. Минерально-сырьевая база углеводородов Республики Коми и основные задачи геологоразведочных работ на перспективу // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 2004. N 2. www.geoinform.ru; Гриценко А.И., Крылов Н.А., Аленин В.В., Ступаков В.П. Нефть и газ России в XXI в.: прогноз добычи и развития сырьевой базы // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 2001. N 3. www.geoinform.ru; Аплонов С.В., Келлер М.Б., Лебедев Б.А. Сколько нефти осталось в российских недрах // Природа. 2000. N 7; Мелехин Е.С., Овчинников В.В. О государственном регулировании воспроизводства минерально-сырьевой базы // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 2001. N 2. www.geoinform.ru; Конопляник А.А. Неизбежен ли кризис в российской нефтедобыче // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 2001. N 1. www.geoinform.ru; Караганов В.В. Итоги работы государственной геологической службы за 2001 г. и приоритетные направления деятельности МПР России в развитии минерально-сырьевой базы России и ее континентального шельфа в 2002 г. (по материалам доклада на расширенной коллегии МПР России 22 марта 2002 г.) // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 2004. N 1. www.geoinform.ru.
<10> Веснин В.Р. Некоторые экономические вопросы воспроизводства и оценки запасов полезных ископаемых // Экономический механизм рационального использования и охраны недр. Тезисы Всесоюзной научной конференции. Москва, 14 - 16 октября 1980 г. Секция "Экономическая оценка месторождений, эффективность геологоразведочных работ". М., 1980. С. 20.

Основания возникновения права пользования недрами для их геологического изучения как самостоятельного вида недропользования

В советское время отмечалось, что "основным правом пользователей недр является право пользоваться ими в соответствии с целями, для которых они предоставлены" <11>. Г.С. Башмаков при этом цель недропользования считал "главным классификационным признаком при отграничении" видов пользования недрами, поскольку именно от цели "зависят характер и объем прав и обязанностей пользователей, а также другие стороны правового регулирования соответствующих отношений" <12>. Каждый этап геологического изучения недр, по мнению Г.С. Башмакова, можно "с правовой точки зрения рассматривать как недропользование", а геологическое изучение недр, "взятое в целом, - как один из видов института права пользования недрами" <13>.

<11> Башмаков Г.С., Каверин А.М., Краснов Н.И. Законодательство о недрах. М., 1976. С. 14.
<12> Башмаков Г.С. Право пользования недрами в СССР. М., 1974. С. 44.
<13> Там же. С. 54.

Н.Б. Мухитдинов, выделяя отношения по геологическому изучению недр, отношения по добыче полезных ископаемых, отношения по представлению недр для строительства подземных сооружений в качестве групп общественных горных отношений, подчеркивал, что "у каждой из этих групп есть определенные особенности по основаниям возникновения... и по ряду других признаков" <14>.

<14> Мухитдинов Н.Б. Теоретические проблемы советского горного права: Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. Алма-Ата, 1980. С. 11.

В связи с этим применительно к геологическому изучению, включающему поиски и оценку месторождений полезных ископаемых (п. 2 ст. 6 Закона РФ "О недрах"), нами выделены следующие основания возникновения права пользования участками недр <15>:

<15> В данном случае не рассматриваются вопросы так называемого совмещенного права пользования недрами (геологическое изучение, разведка и добыча полезных ископаемых (п. 5 ст. 10.1 Закона РФ "О недрах")), а также регионального геологического изучения недр.
  • решение федерального органа управления государственным фондом недр для целей геологического изучения участков недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации (п. 2 ст. 10.1 Закона РФ "О недрах");
  • решение комиссии, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются также представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр в целях геологического изучения участков недр, за исключением участков недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации (п. 4 ст. 10.1).

Рассмотрим практические примеры, касающиеся предоставления права пользования недрами для геологического изучения. Так, в официальном издании МПР России была опубликована следующая информация: "Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Ямало-Ненецкому автономному округу и Администрация ЯНАО извещают о предоставлении права пользования участками недр с целью поиска и оценки месторождений углеводородного сырья. Предлагаются следующие участки недр: Восточно-Ямбургский, Тазовско-Заполярный, Няхартинский, Южно-Сугмутский, Имятьяхский, Гершаниковский, Южно-Тыдэоттинский. УПР по ЯНАО предоставит необходимую информацию о сроках и условиях предоставления права пользования недрами интересующих объектов. Заявки на предоставление права пользования участками недр принимаются УПР по Ямало-Ненецкому автономному округу в течение 30 дней со дня настоящей публикации" <16>. На этом информация заканчивается.

<16> Экономические и правовые вопросы недропользования в России (бюллетень, официальное издание МПР России). 2004. N 12. С. 47.

Как мог завершиться данный процесс, можно предположить, рассмотрев следующий пример: "В соответствии с п. 5 ст. 10.1 Закона РФ "О недрах" с целью расширения минерально-сырьевой базы Российской Федерации по согласованию с администрацией Томской области (письмо от 13 апреля 2004 г. N 761) Федеральное агентство по недропользованию России приняло решение (Приказ N 10 от 21 июля 2004 г.) предоставить ООО "Теллойл" право пользования недрами для геологического изучения с целью поисков и оценки углеводородов на Муромском-1 (N 721) и Муромском-2 (N 722) участках, расположенных на территории Томской области" <17>. На этом информация также заканчивается.

<17> Экономические и правовые вопросы недропользования в России (бюллетень, официальное издание МПР России). 2004. N 16. С. 79.

Какими четко установленными критериями руководствовались при этом органы государственной власти, определить невозможно. Есть мнение, что "фактически распределение недр (в целях геологического изучения. - И.П.) осуществлялось на основе договоренностей между представителями компаний и руководства МПР" <18>. Приводится пример, когда лицензии на геологическое изучение недр Саратаюского и Коробковского участков в 2004 г. получило ОАО "Сургутнефтегаз", при этом "аналогичная заявка, поданная ООО "ЛУКОЙЛ-Север" еще в 1999 г., руководством МПР даже не рассматривалась" <19>.

<18> Сирык С., Галочкин В. Что мешает осваивать недра? Некоторые положения действующего Закона "О недрах" являются серьезным препятствием для разведки и разработки запасов углеводородного сырья // Нефть России. 2004. N 7. С. 92.
<19> Там же. С. 92.

Только 15 марта 2005 г. своими Приказами N 61 <20> и N 62 <21> МПР России утвердило Порядок рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для целей геологического изучения участков недр и Порядок рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для целей геологического изучения участков недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации соответственно.

<20> См.: Росс. газ. N 98. 2005. 12 мая.
<21> См.: Росс. газ. N 98. 2005. 12 мая.

Вопрос о целесообразности и вероятных последствиях принятия данных актов - предмет отдельного рассмотрения. Отметим лишь, что главное новшество этих актов - в переводе установленной законом процедуры бесконкурсного (безаукционного) предоставления права пользования недрами для геологического изучения в процедуру проведения аукциона на право пользования недрами по совмещенной лицензии при наличии двух и более заявок потенциальных недропользователей.

На наш взгляд, при предоставлении права пользования недрами для геологического изучения главным должен являться принцип первенства заявки на получение такого права. Этот принцип должен быть закреплен в законе. При этом для наименее подготовленных по степени геологической изученности участков недр необходимо сохранить установленный действующим законом "заявочный" (бесконкурсный, безаукционный) механизм предоставления права пользования недрами, проведение аукциона на право пользования недрами по совмещенной лицензии целесообразно для более подготовленных для этого участков недр. Главным критерием такого распределения, как уже было сказано, должна быть степень геологической изученности.

Об особенностях содержания права пользования недрами для их геологического изучения на нефть и газ

Содержание права пользования недрами определяется исходя из пределов, установленных действующим законодательством о недрах, которое не отражает специфики геологического изучения и добычи нефти и газа, хотя уже на этапе поисков и оценки углеводородного сырья видна большая разница не только по сравнению с аналогичными процессами в отношении твердых полезных ископаемых, но даже между видами самого углеводородного сырья - нефтью и газом <22>.

<22> В отличие от нефтяных залежей на газовых проводится ускоренная разведка с применением опытно-промышленной эксплуатации разведочными скважинами, а на крупных местоскоплениях - опережающими эксплуатационными скважинами // Мстиславская Л.П., Павлинич М.Ф., Филиппов В.П. Основы нефтегазового производства: Учебник для вузов. М.: ГАНГ им. И.М. Губкина, 1996. С. 107 - 108.

Нефтегазовые законы субъектов Российской Федерации, ныне признанные утратившими силу, такую специфику определяли. Например , ст. 16 Закона Республики Татарстан "О нефти и газе" <23> устанавливала, что лицензия на геологическое изучение (поиски и оценку) недр на нефть и газ предусматривает право осуществлять: создание сети разведочных скважин в границах лицензионных участков; опробование перспективных геологических объектов на промышленную нефтегазоносность с добычей нефти и газа не выше указанного в лицензионном соглашении предельно допустимого уровня; дополнительное геологическое изучение месторождений нефти и газа в целях повышения достоверности запасов этих ресурсов, с их добычей не выше предельно допустимого уровня и др. Статья 22 этого же Закона определяла особенности ведения работ по геологическому изучению (поискам и оценке) недр на нефть и газ.

<23> См.: Закон Республики Татарстан от 19 июня 1997 г. N 1211 "О нефти и газе" (Ведомости Государственного Совета Татарстана, 1997, N 6). Утратил силу в связи с принятием Закона Республики Татарстан от 28 февраля 2002 г. N 1331 "О признании утратившим силу Закона от 19 июня 1997 г. N 1211 "О нефти и газе" // Республика Татарстан. 2002. N 57.

Единственным на сегодня нормативным правовым актом федерального уровня, отражающим особенности геологического изучения недр на нефть и газ, является уже упоминавшееся Временное положение об этапах и стадиях геологоразведочных работ на нефть и газ, определяющее последовательность проведения геологоразведочных работ на нефть и газ в Российской Федерации, связанных с изучением нефтегазоносности, поисками, оценкой, разведкой и разработкой месторождений (залежей) нефти и газа (п. 1.1). Деление геологоразведочного процесса на этапы и стадии в соответствии с Положением имеет целью установление рациональной последовательности выполнения различных видов работ и общих принципов оценки их результатов на единой методической основе для повышения эффективности использования недр <24>.

<24> Целью региональных геолого-геофизических работ является изучение основных закономерностей геологического строения слабо исследованных осадочных бассейнов и их участков и отдельных литолого-стратиграфических комплексов, оценка перспектив их нефтегазоносности и определение первоочередных районов и литолого-стратиграфических комплексов для постановки поисковых работ на нефть и газ на конкретных объемах (п. 2 Временного положения). Целью поисково-оценочных работ является обнаружение новых месторождений нефти и газа или новых залежей на ранее открытых месторождениях и оценка их запасов по сумме категорий С1 и С2 (п. 3 Положения). Целью разведочного этапа является изучение характеристик месторождений (залежей), обеспечивающих составление технологической схемы разработки (проекта опытно-промышленной эксплуатации) месторождения (залежи) нефти или проекта опытно-промышленной эксплуатации месторождения (залежи) газа, а также уточнение промысловых характеристик эксплуатационных объектов в процессе разработки (п. 4 Положения).

Л.В. Каланда также отмечает, что ни в действующих законах, ни в существующих проектах нового Закона "О недрах" нет специальных норм, которые бы отражали рассмотренную выше специфику работ по геологическому изучению недр на нефть и газ, и считает, что "виды пользования для субъектов нефтяной отрасли должны определяться с учетом установленных этапов и стадий геологоразведочных работ на нефть и газ" <25>.

<25> Каланда Л.В. Проблемы правового регулирования хозяйственной (предпринимательской) деятельности в нефтяной отрасли. М.: Институт государства и права РАН, 2004. С. 23 - 24.

Об объекте права пользования недрами для их геологического изучения в связи с неисключительным характером такого права

Справедливым является утверждение о том, что "объект правоотношений недропользования "проявляется" через виды пользования недрами" <26>.

<26> Мороз Л.Н. Недра Республики Беларусь: проблемы правового регулирования использования и охраны. Мн., 1995. С. 20.

О.И. Крассов отмечает, что "объектом права пользования недрами законодатель признает участок недр, который индивидуализируется в виде горного отвода - геометризованного блока недр, т.е. геометрически определенного пространства недр..." <27>, либо в виде геологического отвода при геологическом изучении без существенного нарушения целостности недр (ст. 7 Закона РФ "О недрах"). Одним из основных отличий в статусах этих двух видов отводов является то, что в границах геологического отвода могут одновременно проводить работы несколько пользователей недр. Их взаимоотношения определяются при предоставлении недр в пользование (ст. 7).

<27> Крассов О.И. Комментарий к Закону Российской Федерации "О недрах". М.: Юрист, 2002. С. 98.

В связи с этим одним из наиболее показательных примеров из судебной практики является дело, а точнее - два взаимосвязанных дела, касающиеся геологического изучения с целью поисков и оценки месторождений углеводородного сырья пойменного участка недр, расположенного на территории Астраханской области. ЗАО "Русгаз" обратилось в суд после того, как, представив 2 июня 2003 г. в МПР России заявку на получение лицензии на геологическое изучение указанного участка недр, получило от Министерства отказ (письмо от 4 июня 2003 г. N ПС-05-47/3756) <28> по следующим причинам: а) пойменный участок недр уже предоставлен в пользование для геологического изучения двум недропользователям - ЗАО "Астраханьнефтепром" и ОАО "Приморьенефтегаз"; б) заявитель не представил предложений по координации работ, согласованных с действующими недропользователями (требование ст. 7 Закона РФ "О недрах"). Причем один из недропользователей, ОАО "Приморьенефтегаз", на соответствующее обращение заявителя уведомил ЗАО "Русгаз", что, "реализуя принадлежащее ему исключительное право, намерено самостоятельно осуществлять геологическое изучение пойменного участка".

<28> См.: Архив МПР России.

Совершенно ясно, что никакого "исключительного права" у ОАО "Приморьенефтегаз" нет и быть не может, поскольку участок недр имеет статус геологического отвода, где свою деятельность, в соответствии с законодательством о недрах, могут осуществлять несколько недропользователей.

Суд вынес решение в пользу МПР России <29>, не придав особого значения тому, что самому ОАО "Приморьенефтегаз" была выдана лицензия, когда на участке уже работал один недропользователь - ЗАО "Астраханьнефтепром", с которым предложения по координации работ, как можно предположить, заранее не согласовывались.

<29> См.: решение Арбитражного суда г. Москвы от 28 августа 2003 г. по делу N А40-32307/03122-403 // Архив МПР России.

Тогда, может быть, в соответствии с п. 3.9 Положения о порядке лицензирования пользования недрами взаимоотношения между владельцами лицензий, осуществляющими свою деятельность в границах одного геологического отвода, были определены при выдаче лицензии ОАО "Приморьенефтегаз"? В поисках ответа на данный вопрос автору данного исследования удалось ознакомиться с лицензиями обоих недропользователей - лицензией АСТ N 00101 НП от 20 августа 1999 г., выданной ЗАО "Астраханьнефтепром", и лицензией АСТ N 11504 от 21 апреля 2003 г., выданной ОАО "Приморьенефтегаз". При наличии совершенно одинаковых объектов недропользования - пойменного участка недр с одними географическими координатами - о взаимоотношениях владельцев лицензий нет ни слова. Более того, в лицензии ОАО "Приморьенефтегаз", выданной позднее, даже не упоминается о том, что правом пользования участком недр уже обладает один недропользователь.

Другое дело непосредственно связано с предыдущим, поскольку касается уже известного нам ЗАО "Астраханьнефтепром", чье право пользования недрами МПР России периодически, чаще безуспешно, пыталось прекратить. Распоряжение МПР России от 2 апреля 2003 г. N 151-р "О прекращении права пользования пойменным участком недр, расположенным на территории Астраханской области, предоставленного ЗАО "Астраханьнефтепром" было уже вторым по счету. Первое распоряжение МПР России от 1 апреля 2002 г. N 181-р "О прекращении права пользования недрами пойменного участка в Астраханской области" Арбитражный суд Астраханской области признал недействительным <30>.

<30> См.: решение Арбитражного суда Астраханской области от 10 июля 2002 г. N А06-576у-10к/2002 // Архив МПР России.

Но в данном случае особый интерес вызывает не столько количество распоряжений (второе распоряжение решением Арбитражного суда Астраханской области также было признано недействительным <31>), сколько поведение второго недропользователя, работающего на том же участке, - ОАО "Приморьенефтегаз". Казалось бы, это общество должно было с оптимизмом принять новость о возможном избавлении от конкурента. Но оно также обратилось в суд с просьбой признать упомянутое распоряжение МПР России недействительным по следующим причинам: продуктивные пласты залежей углеводородного сырья могут находиться на различных глубинах пойменного участка недр; в случае одновременного обнаружения обоими недропользователями на различных глубинах продуктивных пластов и ЗАО "Астраханьнефтепром", и ОАО "Приморьенефтегаз" в целях наиболее эффективного освоения участка предполагают совместно нести расходы по совместному обустройству месторождения, что намного эффективнее по экономическим и социальным соображениям; прекращение права пользования недрами одного недропользователя значительно повлияет на экономические интересы другого недропользователя, поскольку последний будет вынужден нести все указанные расходы самостоятельно, что существенно затруднит исполнение им собственных обязательств по лицензионному соглашению; из изложенного, по мнению ОАО "Приморьенефтегаз", следует, что указанное распоряжение МПР России нарушает права и законные интересы ОАО "Приморьенефтегаз" и создает препятствия для осуществления им экономической деятельности.

<31> См.: решение Арбитражного суда Астраханской области от 28 мая 2003 г. N А06-782у-4/03 // Архив МПР России.

Не совсем понятно, на чем основывалась в 2003 г. такая уверенность ОАО "Приморьенефтегаз" в том, что именно ЗАО "Астраханьнефтепром" и ОАО "Приморьенефтегаз" получат право на добычу полезных ископаемых на данном участке недр, поскольку в Законе РФ "О недрах" нормы, хоть как-то гарантирующие подобное право при открытии месторождения, появились только в 2004 г. Тем не менее недропользователи все-таки пришли к согласию между собой и решили, в случае открытия месторождения в будущем, осваивать его совместно. Такие вопросы решить было легче еще и оттого, что, как следует из материалов дела, затраты обоих недропользователей на тот момент были сравнительно невелики - ни один из них еще не завершил бурения ни одной скважины.

Гораздо серьезней может оказаться ситуация, при которой затраты уже значительны, а недропользователи не намерены договариваться между собой. Приведем следующий пример. В 2000 г. ООО "А-Геология" была выдана лицензия на геологическое изучение (поиски и оценку) на нефть и газ участка недр Каспийского моря. Участок недр имел статус геологического отвода. Через два года ОАО "В-Нефтегаз" была выдана лицензия на тот же вид пользования недрами на участке, расположенном в пределах вышеуказанной площади - лицензионного участка ООО "А-Геология". В ООО "А-Геология" об этом факте узнали из официального издания МПР России уже после принятия решения о выдаче лицензии ОАО "В-Нефтегаз", и это при том, что ООО "А-Геология" уже затратило значительные средства на геологическое изучение участка. И подобные случаи - уже не редкость.

Поскольку сейчас Закон позволяет получить право пользования недрами для добычи полезных ископаемых при открытии месторождения, можно предположить, какими конфликтами могут оборачиваться подобные ситуации в дальнейшем. Заметим, что затраты недропользователей на шельфе очень часто несравнимо выше, чем на суше, стоимость бурения одной поисково-оценочной скважины здесь в зависимости от ряда условий может достигать нескольких десятков миллионов долларов. И даже никем не гарантированная в наших условиях компенсация затрат недропользователя, которого опередил в открытии другой, быть может, менее добросовестный, пользователь недр, может быть сравнима с возвращением стоимости лотерейного билета без учета стоимости выигрыша.

Кроме того, совершенно не учитывается тот факт, что государство в лице уполномоченных им органов предоставляет также право пользования недрами для геологического изучения за счет своих, государственных, средств <32>, в том числе и на континентальном шельфе. Но ведь это право по действующему Закону также не является исключительным.

<32> См., например: п. 2 Порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для целей геологического изучения участков недр и п. 2 Порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для целей геологического изучения участков недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации (Приказы МПР России от 15 марта 2005 г. N 61 и N 62 соответственно).

Учитывая это, вопрос об исключительности права пользования недрами для геологического изучения, по нашему мнению, приобретает особое значение, причем особо актуальной проблема становится при законодательном закреплении гарантий получения права пользования недрами для добычи полезных ископаемых при открытии месторождения.

В наше время данная тема почти не затрагивалась в правовой литературе, в советское время, за исключением периода нэпа, в рассмотрении данного вопроса вообще не было необходимости. Поэтому становятся востребованными высказывания по этому вопросу специалистов по горному праву, сделанные ими еще в позапрошлом веке.

А.А. Штоф считал, что, "находясь постоянно под страхом, что сосед предвосхитит его открытие, искатель вынужден работать как можно быстрее" <33>, но при этом обращал внимание на то, что "отсутствие гарантии для правильных, систематических поисков - вот слабая сторона системы совместности поисков".

<33> Штоф А.А. Горное право. Сравнительное изложенiе горныхъ законовъ, действующих въ Россiи и въ главнейшихъ горнопромышленныхъ государствахъ Западной Европы. С.-Петербургъ, 1896. С. 37.

По мнению А.Е. Яновского, действие такой системы открывает "простор случайностям и даже недобросовестности и усугубляет риск добросовестного разведчика" <34>. Отмечая, что "даже при существовании вполне обеспеченного права первого открывателя" горный промысел "есть дело очень рискованное", А.Е. Яновский полагает, что "к этому естественному риску закон, допускающий совместность поисков, присоединяет еще искусственный риск - быть предупрежденным в своем открытии другим более счастливым, а иногда и недобросовестным предпринимателем" <35>.

<34> Яновскiй А.Е. Основные начала горного законодательства и пересмотръ его въ Россiи. С.-Петербургъ, 1900. С. 65.
<35> Там же. С. 65 - 66.

С другой стороны, рассуждает А.А. Штоф, "получивши исключительное право разведок в определенной площади, промышленник, конечно, не имеет уже причин опасаться чьей бы то ни было конкуренции; он уверен, что плоды его стараний и затрат, если только они окажутся, будут принадлежать ему" <36>. Но эта уверенность, по утверждению автора, "имеет и свою вредную сторону: она влечет за собою отсутствие для горнопромышленника побуждений к деятельности..." <37>.

<36> Штоф А.А. Указ. соч. С. 39.
<37> Эта уверенность, по мнению ученого, "позволяет приобретать исключительное право разведок в известной местности не за тем, чтобы им пользоваться, а чтобы ждать удобного случая для его переуступки; не дозволять же переуступки разведочных площадей значило бы, конечно, весьма сильно стеснить и добросовестного горнопромышленника. Такой непроизводительный захват местности (Feldsperre, по характерному выражению немцев) должен быть, по возможности, предупрежден; но средства, имеющиеся для этого в руках законодателя, не могут быть признаны достигающими такой цели вполне...". Штоф А.А. Указ. соч. С. 39.

Подводя итог своим рассуждениям, А.А. Штоф пишет: "Выхода из этой дилеммы нет или, по крайней мере, он до сих пор не найден". На практике, считает ученый, "законодателю приходится выбирать одну из двух систем (с большими или меньшими видоизменениями), сознавая, что каждая из них скрывает в себе известное зло" <38>. А.Е. Яновский, присоединяясь к мнению А.А. Штофа, также считает, что каждая из систем "имеет свои преимущества и свои недостатки" <39>.

<38> Штоф А.А. Указ. соч. С. 40.
<39> Яновскiй А.Е. Указ. соч. С. 65.

Действительно, и в наше время в законодательстве горнодобывающих стран в том или ином виде сочетаются эти две системы.

На ближайшие годы определены три главных направления работ по геологическому изучению недр на нефть и газ: наиболее перспективные районы Восточно-Сибирской и Западно-Сибирской провинций, шельфы морей (арктический шельф и шельф дальневосточных морей), а также нераспределенный фонд слабоизученных зон традиционных нефтегазоносных провинций европейской части России <40>.

<40> См.: Геологоразведка-2003 // Нефтегазовая вертикаль. 2004. N 6. С. 7.

По утверждению специалистов, обеспечение Российской Федерации углеводородным сырьем в будущем в значительной степени будет достигаться за счет открытия и освоения морских месторождений, "причем значение морской компоненты по мере снижения возможностей суши будет возрастать" <41>. При этом поисково-оценочные работы и освоение месторождений нефти и газа в пределах континентального шельфа требуют "гигантских вложений капитала, оцениваемых сотнями миллиардов долларов" <42>.

<41> Акимов В.С., Серкова О.И. Проблемы изучения и освоения нефтегазового потенциала континентального шельфа Российской Федерации // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 2002. N 5. www.geoinform.ru. Как отмечают авторы, суммарная площадь принадлежащих России акваторий составляет около 6,3 млн. кв. км (4,2 млн. кв. км - исключительная экономическая зона), что соответствует примерно 21% площади шельфа Мирового океана. При этом около 3,9 млн. кв. км составляет шельф и 2,4 млн. кв. км - глубоководные области. Не менее 4,3 млн. кв. км этой площади (т.е. практически весь шельф) и 0,4 - 0,5 млн. кв. км глубоководья являются перспективными на нефть и газ. Для сравнения авторы замечают, что перспективные площади суши в России составляют около 6 млн. кв. км.
<42> Акимов В.С., Серкова О.И. Указ. соч.

Уже было сказано о повышенном риске поисково-оценочных работ на шельфе. Поэтому предлагаем подвергнуть пересмотру характер права пользования недрами для геологического изучения с точки зрения исключительности этого права. Так, праву пользования недрами для геологического изучения участков недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации нужно придать исключительный характер, что подразумевает принадлежность этого права только получившему его недропользователю и невозможность осуществления этого права третьими лицами без согласия недропользователя. При этом непременным условием должно явиться установление в законе ограничений, связанных, в частности, с размерами участков недр, количеством участков, предоставляемых в пользование, и т.д., причем в отношении углеводородного сырья такие ограничения должны устанавливаться отдельно.

Сроки пользования недрами для их геологического изучения

Советские юристы отмечали, что "параметры осуществления прав природопользователей во времени являются важной гарантией реального осуществления субъективного права управомоченных субъектов" <43>. Американский нефтяник в отношении поисково-оценочных работ на нефть и газ конкретизирует: "То, на что в южной части Техаса может потребоваться год, требует два года или более в тропиках или не менее трех лет в условиях вечной мерзлоты" <44>. Можем здесь добавить, что в арктических льдах времени может потребоваться еще больше.

<43> Право природопользования в СССР. М., 1990. С. 115.
<44> Джонстон Д. Международный нефтяной бизнес: налоговые системы и соглашения о разделе продукции / Пер. с англ. М., 2000. С. 189.

До внесения в Закон РФ "О недрах" соответствующих изменений и дополнений в 2004 г. продление срока действия лицензии для геологического изучения было в принципе трудноразрешимой проблемой из-за запрета, установленного ст. 10. Такие вопросы приходилось решать в каждом конкретном случае по-своему.

После внесения в Закон РФ "О недрах" изменений и дополнений в 2004 г. ст. 10 "Сроки пользования участками недр", закрепляя все тот же пятилетний срок геологического изучения недр, установила, что срок пользования участком недр продлевается по инициативе пользователя недр в случае необходимости завершения поисков и оценки или разработки месторождения полезных ископаемых либо выполнения ликвидационных мероприятий при условии отсутствия нарушений условий лицензии данным пользователем недр. В связи с этим необходимо отметить следующее.

Указанный выше американский автор отмечает, что "на сегодня в США пробурено 3,2 млн. скважин", что в 4 раза больше, чем в России. По его подсчетам, "если бы российские нефтяники бурили по 50 тыс. скважин в год, им бы потребовалось 40 лет, чтобы получить столько же скважин, сколько имеют США на сегодня" <45>.

<45> Там же. С. 161 - 162.

В то же время существует прямая зависимость прироста запасов углеводородов от объемов бурения <46>. При этом расчеты "требуемых объемов глубокого бурения как основного... вида работ на нефть и газ по основным нефтегазоносным регионам России", проведенные специалистами, показывают, что "для адекватного восполнения планируемых уровней добычи приростами разведанных запасов до 2020 г. необходимо пробурить не менее 50 млн. м поисковых, разведочных и параметрических скважин..." <47>.

<46> См., например: Белонин М.Д., Григоренко Ю.Н., Маргулис Л.С., Кушмар И.А. Состояние и воспроизводство сырьевой базы нефте- и газодобычи на Востоке России // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 2004. N 1. www.geoinform.ru.
<47> Садовник П.В. О мерах по воспроизводству минерально-сырьевой базы углеводородов // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 2002. N 4. www.geoinform.ru.

По нашему мнению, из этого следует, что при геологическом изучении недр на нефть и газ недропользователь должен прежде всего выполнять свои обязательства по бурению, и возможность продления срока геологического изучения должна быть поставлена в законе в прямую зависимость не от непонятного "условия отсутствия нарушений условий лицензии", как это говорится в ст. 10 Закона РФ "О недрах" в действующей редакции, а от выполнения обязательств именно по бурению <48>.

<48> Отдельного рассмотрения заслуживает вопрос продления срока геологического изучения в целях проведения разведки месторождения полезных ископаемых и подсчета запасов при открытии такого месторождения.

Вывод

Итак, на основании изложенного можно сделать вывод о том, что в настоящее время геологическое изучение недр как вид пользования недрами остается наименее урегулированным в законодательстве, хотя ситуация с воспроизводством минерально-сырьевой базы, в частности нефти и газа, казалось, заставляет придавать первостепенное значение эффективному регулированию этого вида пользования недрами.

Решений здесь, по нашему мнению, требует множество проблем, которые во многом возникли после закрепления в законе права первооткрывателя месторождения на добычу полезных ископаемых: нужна четкость в разграничении видов пользования недрами; необходимо определить основные требования к содержанию права пользования недрами для геологического изучения, учитывая специфику видов полезных ископаемых; необходимо также изменение порядка предоставления права пользования недрами для указанных целей и характера данного права с точки зрения его исключительной принадлежности.

Разработка проекта на геологическое изучение недр (далее – проект ГИН) производится во исполнение требований ст. 36.1 Закона РФ от 21.02.1992 г. № 2395-1 «О недрах». Используется также второе название работы - проект геологоразведочных работ (проект ГРР).

Суть проекта ГИН заключается в разработке и обосновании методических подходов, технических и технологических решений, обеспечивающих геологическое изучение недр . Также в проекте решаются поставленные геологические задачи, направленные на рациональное использование и охрану недр.

Проект ГИН разрабатывается до начала выполнения геологоразведочных работ на участке недр и включает в свой состав весь перечень работ, необходимый для достоверного геологического изучения участка, предоставленного в пользование.

Основными видами работ при составлении проекта ГИН являются:

  • описание методики бурения скважин (при поисках и оценке месторождений полезных ископаемых);
  • обоснование количества отбора проб воды из скважин для изучения качественного состава подземных вод;
  • проведение рекогносцировочных обследований изучаемого водозаборного узла и водозаборов аналогичного строения;
  • обоснование количества и способов проведения опытно-фильтрационных работ на участке недр для получения более достоверных гидродинамических параметров водоносного горизонта.

Проект ГИН проходит экспертизу в ФГКУ «Росгеолэкспертза», результатом которой является экспертное заключение. После этого территориальный орган Федерального агентства по недропользованию – РОСНЕДРА присваивает государственный регистрационный номер работам по геологическому изучению недр. Получив регистрационный номер, недропользователь приступает к реализации всех видов работ, заложенных по проекту ГИН.

Ответственность за игнорирование требования о разработке проекта ГИН в процессе пользования недрами определена п. 2 ст. 7.3 КоАП РФ и предусматривает административный штраф до 500 тыс. руб .

Следует отметить, что в рамках комплексной работы по геологическому изучению недр разработка проекта ГИН предшествует проведению оценки запасов подземных вод .

Проект ГИН нужно разрабатывать в ГК «ЭКО ЦЕНТР», потому что…

  • в составе ГК «ЭКО ЦЕНТР» работает профильный гидрогеологический отдел, специалисты которого имеют многолетний опыт выполнения аналогичных работ;
  • разработка проекта ГИН выполняется специалистами ГК «ЭКО ЦЕНТР» с перспективой дальнейшего проведения оценки запасов подземных вод , что позволяет учесть возможные сложности и нюансы;
  • накопленный опыт позволяет заранее выбрать правильную методику оценки запасов подземных вод , что впоследствии позволяет существенно снизить затраты ;
  • доскональное знание требований ФГКУ «Росгеолэкспертза» дает специалистам ГК «ЭКО ЦЕНТР» возможность сокращения сроков рассмотрения проектов ГИН;
  • гидрогеологи ГК «ЭКО ЦЕНТР» в процессе работ детально изучают перспективы развития предприятия, что позволяет правильно учесть перспективы водопотребления на длительный срок;
  • в процессе проведения работ учитываются региональные требования (специалистами группы компаний выполнено большое количество проектов ГИН в различных регионах РФ);
  • профильные специалисты группы компаний обеспечивают комплексное выполнение гидрогеологических работ на всех стадиях эксплуатации водозабора;
  • предлагаемые стоимости наших работ и услуг ниже, чем у конкурентов, за счет унификации и правильной организации труда;
  • качество работ обеспечено наличием необходимых аттестатов, допусков, лицензий, а также многоступенчатым контролем со стороны службы качества.


При разработке проекта ГИН в сторонних организациях заказчики сталкиваются со следующими частыми проблемами…

  • недостаточная квалификация и опыт специалистов;
  • некорректное определение методов геологического изучения ведет к удорожанию работ в десятки раз ;
  • срыв сроков согласования проекта ГИН ведет к общему срыву сроков геологического изучения, результатом чего является отзыв лицензии ;
  • дезинформация недропользователя об отсутствии необходимости разработки или согласования проекта ГИН, что приводит к срыву сроков и, далее, к необходимости переработки оценки запасов подземных вод;
  • проект ГИН, разработанный без учета особенностей конкретного недропользователя, ведет к проблемам при утверждении запасов подземных вод (например, по замечаниям экспертизы приходится дополнительно выполнять геофизическое обследование скважин);
  • в стоимости работ заложены скрытые условия и платежи.

Правовые основы для разработки

  • Закон РФ от 21.02.1992 г. № 2395-1 «О недрах» (ст. 36.1)
  • Приказ Минприроды России от 14.06.2016 г. № 352 «Об утверждении Правил подготовки проектной документации на проведение геологического изучения недр и разведки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых»
  • Приказ Минприроды России от 23.09.2016 г. № 490 «Об утверждении Порядка проведения экспертизы проектной документации на проведение работ по региональному геологическому изучению недр, геологическому изучению недр, включая поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, разведке месторождений полезных ископаемых и размера платы за ее проведение»
Согласующие органы
  • ФГКУ «Росгеолэкспертиза»
  • РОСНЕДРА (присвоение регистрационного номера)
Результат работ
  • Утвержденный проект на геологическое изучение недр
  • Положительное экспертное заключение ФГКУ «Росгеолэкспертиза»
  • Присвоенный регистрационный номер
Срок действия
  • 25 лет (кроме случаев увеличения водоотбора, изменения схемы водозаборного узла)
Ответственность
  • ст. 7.3 КоАП РФ – штраф на юридических лиц до 500 тыс. руб.

Недра - часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Правовому регулированию подлежит разнообразная деятельность, связанная с использованием недр и содержащихся в них минеральных ресурсов, в том числе: геологическое изучение недр; добыча полезных ископаемых (на суше, континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне); строительство подземных сооружений, связанных и не связанных с добычей полезных ископаемых; использование недр, выработанных шахт, естественных пустот и т. п. для захоронения или временного хранения отходов, и др.[ ...]

Недрами является часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя и дна водоемов. Правила их охраны регламентируются горным и геологическим законодательством страны. Нарушения состоят в затоплении, обводнении или пожаре, когда в результате снижается качество полезных ископаемых, в сбросе сточных вод, размещении отходов производства, загрязнении недр, накоплении промышленных отходов в местах источников питьевого или промышленного водоснабжения. Сюда же относятся неизвлечение попутных компонентов, несоблюдение условий лицензии на добычу полезных ископаемых, непроведение полного геологического изучения недр перед строительством. Застройка площадей разрешается только при отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком застройки.[ ...]

ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ НЕДР - в его задачи входит: геологическое картирование территории РФ и ее континентального шельфа, поиски и оценка месторождений полезных ископаемых в соответствии с гос. программами, наблюдение за состоянием недр и прогнозирование происходящих в них процессов, сбор и хранение информации о недрах, состоянии минерально-сырьевой базы и другие виды работ, связанные с Г. и. н.[ ...]

Лицензия на геологическое изучение недр дает право изучения только того вида (или видов) полезного ископаемого, который указан в лицензии и не дает ее владельцу приоритетного права на получение лицензии на право добычи полезных ископаемых.[ ...]

Пользователи недр, ведущие региональные геолого-геофизические работы, геологическую съемку, другие геологические работы, направленные на общее геологическое изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, инженерно-геологические изыскания:, палеонтологические, геоэкологические исследования, контроль за режимом подземных вод, иные работы, проводимые без существенных нарушений целостности недр, отчисления на ВМСБ не осуществляют.[ ...]

За пользование геологической информацией о недрах, полученной в результате государственного геологического изучения недр, взимается плата. При этом размер платы и порядок ее взимания определяется Правительством России. При заключении соглашения о разделе продукции размер платы и порядок ее взимания устанавливаются соглашением.[ ...]

Лицензией с правом геологического изучения недр и добычи углеводородов владеет ОАО «Архангел ьскгеолдобыча».[ ...]

Органы государственного геологического контроля проверяют направление, методику, комплексность и качество работ по геологическому изучению недр.[ ...]

Наблюдение за состоянием недр и происходящих в них процессов, осуществляемое при геологическом изучении недр, играет важную роль в сохранении экологического благополучия горнодобывающего региона.[ ...]

Геолого-гидрогеологическая изученность территории специализированного полигона достаточна для пользования недрами в целях подземного захоронения жидких промышленных отходов Оренбургского газохимического комплекса. Поэтому не требуется проведения дополнительных работ по геологическому изучению недр для организации новых участков подземного захоронения жидких отходов в пределах специализированного полигона.[ ...]

Отношения, возникающие в процессе геологического изучения недр, регулируются Законом о недрах.[ ...]

Закон регулирует отношения, возникающие в связи с геологическим изучением недр, использованием и охраной недр территории РФ, континентального шельфа РФ, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рассолы и рапу соляных озер и заливов морей.[ ...]

Лицензия устанавливает право проведения работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых, использованию отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.[ ...]

Одной из основных задач МПР является организация гос. геологического изучения недр территории и континентального шельфа РФ, дна Мирового океана, недр Антарктиды, обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы,рационального использования и охраны недр.[ ...]

Во исполнение ФЗ от 03.03.95 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон «О недрах» (ст.44 ч.б) и постановления Правительства РФ от 30.12.93 г. № 1350 «О порядке финансирования геологоразведочных работ» Госналогслужба РФ и Минфин РФ доводят для руководства размеры отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, направляемых в федеральный бюджет, в бюджеты субъектов Российской Федерации и передаваемых горнодобывающим предприятиям, самостоятельно проводящим работы по геологическому изучению недр (письмо Госналогслужбы РФ № ПБ-6-04/200 и Минфина РФ № 7-09-03 от 21.03.96 г. «О размерах отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы на 1996 год»). По предприятиям, неперечисленным в приложении к настоящему письму, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы в полном объеме производятся в федеральный бюджет о ставкам, установленным ФЗ от 30.12.95 г. «О ставках отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы» от стоимости первого товарного продукта, полученного или реализованного из фактически добытых полезных ископаемых.[ ...]

Кроме того, в понятие О. н. входит ведение гос. учета и гос. регистрации работ по геологическому изучению недр; гос. экспертиза запасов полезных ископаемых; государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых; государственный баланс запасов полезных ископаемых. Предусматриваются условия застройки площадей залегания полезных ископаемых, условия землепользования площадей залегания полезных ископаемых.[ ...]

Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы осуществляются пользователями недр, добывающими все виды полезных ископаемых, разведанные за счет государственных средств. Эти отчисления также носят налоговую форму. Они устанавливаются по единым ставкам для всех пользователей недр, добывающих соответствующий вид минерального сырья, в процентах от налогооблагаемой базы, т.е. от чистой выручки (стоимость добытого сырья, т.е. первого товарного продукта за вычетом НДС и акцизов). Процентная доля может меняться в соответствии с вносимыми в законодательство изменениями. Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы являются элементом издержек производства горнодобывающих предприятий и включаются в себестоимость их продукции. Отчисления направляются в федеральный бюджет и бюджет субъектов РФ и используются для финансирования работ по государственному геологическому изучению недр и воспроизводству минерально-сырьевой базы. С этой целью в составе бюджетов утверждаются соответствующие федеральные и региональные государственные программы.[ ...]

Отчисления на воспроизводство МСБ должны использоваться по целевому назначению, то есть на геологическое изучение недр и обеспечение хотя бы простого воспроизводства добытых запасов полезных ископаемых. Тяжелое финансовое положение недропользователей зачастую заставляет использовать средства на воспроизводство МСБ, включаемые в себестоимость и оставляемые предприятиям, на нецелевое расходование, к примеру на капитальные вложения (инвестирование) в глубокое бурение на нефть и газ и т.п.[ ...]

Минерально-сырьевые ресурсы. Мониторинг минерально-сырьевых ресурсов ведется на различных стадиях их освоения. Геологическое изучение недр, учет состояния и движения запасов полезных ископаемых входят в компетенцию органов Министерства природных ресурсов РФ. Надзорную деятельность в области рационального использования минерально-сырьевых ресурсов осуществляет Госгортехнадзор России. Последний представляет собой специализированный контрольный орган, который осуществляет наряду с надзором за состоянием безопасности работ в промышленности надзор за соблюдением порядка пользования недрами при разработке месторождений полезных ископаемых и переработке минерального сырья.[ ...]

Предложения по объемам отчислений, направляемых в бюджеты различных уровней для использования: на финансирование работ по геологическому изучению недр и воспроизводству минерально-сырьевой базы, разрабатываются МПР России с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Минэкономики России и Минтопэнерго России.[ ...]

Владелец лицензии на право добычи полезных ископаемых имеет право проводить в пределах предоставленного ему горного отвода работы по геологическому изучению недр, связанных с проводимой им добычей, без дополнительной лицензии, но с согласованием условий их проведения с органами государственного санитарного, горного надзора и государственного экологического контроля.[ ...]

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ в пределах своих полномочий утверждают гос. программы геологического изучения недр, воспроизводство минерально-сырьевой базы и рационального использования Н., по представлению федерального органа управления гос.[ ...]

Часть О. на в. м.-с. б. поступает в федеральный бюджет и используется для целевого финансирования работ, предусмотренных федеральными программами геологического изучения недр, восстановления и охраны природных ресурсов, охраны окружающей среды.[ ...]

Прогнозные ресурсы практически всех видов минерального сырья в целом по стране весьма значительны, но реализация их требует систематических инвестиций в геологическое изучение недр.[ ...]

Контроль за использованием средств (отчислений), направляемых из бюджета субъектов Российской Федерации на целевое финансирование работ в соответствии с территориальными программами геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы, а также за использованием отчислений, оставляемых добывающим организациям и предприятиям, самостоятельно осуществляющим геологоразведочные работы, обеспечивается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территориальными органами МПР России. В случае выявления нецелевого использования организациями и предприятиями отчислений на ВМСБ они изымаются и направляются в бюджет.[ ...]

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КАДАСТР МЕСТОРОЖДЕНИЙ - государственный кадастр месторождений и проявления полезных ископаемых - ведется в целях обеспечения разработки федеральных и региональных программ геологического изучения недр, комплексного использования месторождений полезных ископаемых, рационального размещения предприятий по их добыче, а также в других народнохозяйственных целях; предусматривается Законом о недрах.[ ...]

Недропользование осуществляется в соответствии с лицензией. В соответствии с лицензией на право добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, несвязанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода. Горный отвод также предоставляется для проведения геологического изучения недр с одновременной или непосредственно следующей за ним добычей полезных ископаемых. Участку недр, предоставляемому в соответствии с лицензией для геологического изучения, статус горного отвода не придается.[ ...]

Могут также представлять интерес такие соглашения: в рамках ВТО, как Соглашение по инвестиционным мерам, связанным с торговлей (ТРИМс) и Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПс) (если исходить из тою, что информация: в области геологического изучения недр и водных ресурсов является интеллектуальной собственностью).[ ...]

В отличие от промышленных запасов степень вовлечения прогнозных ресурсов углеводородов в недропользование на большей части территории России весьма невелика. Так, по всей территории Западной Сибири 76,5% текущих прогнозных ресурсов нефти и 70,5% газа относятся к нераспределенному фонду недр, на Европейском Севере - 76,5 и 81,6% соответственно, в одном из крупнейших нефтегазодобывающих регионах России - Урало-Поволжье, эти проценты ниже - 46,5 и 46,0%. Почти весь объем прогнозных ресурсов углеводородов в Восточно-Сибирском и Дальневосточном регионах, Центральных районах России и на акваториях (за исключением шельфа о.Сахалин) не вовлечен в процесс пользования недрами. Здесь в крайне ограниченных объемах проводятся поисковые работы в рамках лицензий на геологическое изучение недр. В целом по Российской Федерации 81,5% прогнозных ресурсов нефти и 89,7% газа представляют собой резерв для расширения лицензионного фонда недр на средне- и долгосрочную перспективу, что позволяет с уверенностью прогнозировать наращивание запасов углеводородного сырья.[ ...]

Предоставление лицензий на недропользование осуществляется также через государственную систему лицензирования, организационное обеспечение которой возлагается на Министерство природных ресурсов РФ и его территориальные подразделения . Лицензии на недропользование являются документами, удостоверяющими право их владельца на пользование участками недр в определенных границах в соответствии с указанной целью и в течение установленного срока при соблюдении заранее оговоренных требований и условий. В лицензии определяются пространственные границы предоставляемого участка недр, в пределах которого разрешается осуществление работ, указанных в лицензии. Границы должны иметь подробное описание и координаты. Участки недр предоставляются в пользование в виде горного или геологического отвода. Пользователь недр имеет исключительное право в границах выделенного участка осуществлять деятельность в соответствии с предоставленной лицензией. Деятельность других лиц, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия владельца лицензии, закрепляемого в договоре между ним и другими лицами. При предоставлении лицензии на недра устанавливается площадь выделенного участка с ограничением или без ограничения его по глубине, которое может устанавливаться в метрах, исчисляемых от поверхности, или привязываться к определенному геологическому контакту (литологическому, возрастному, тектоническому и другим). В границах одного и того же участка недр могут проводиться работы по геологическому изучению недр по нескольким лицензиям, как однотипным, так и разным по своему целевому назначению. Предоставление лицензий на право пользования недрами осуществляется одновременно с предоставлением права на пользование соответствующими земельными участками. Получение земельных участков во временное пользование или их изъятие осуществляется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации и ее субъектов.[ ...]

Кроме того, ст. 10.7 Ко АП РФ устанавливает ответственность за сокрытие сведений о внезапном падеже или об одновременных массовых заболеваниях животных; ст. 10.13 - за нарушение правил ведения документации на семена сельскохозяйственных растений. В ряде других случаев нарушение правил оборота экологической информации является признаком объективной стороны состава правонарушения (например, ч. 2 ст. 10.11). Статья 8.11 предусматривает ответственность за нарушение специфических правил сбора информации при проведении работ по геологическому изучению недр, а также за утрату носителей такой информации, т. е. геологической документации, дубликатов проб полезных ископаемых и керна. Статья 237 УК РФ предусматривает ответственность за сокрытие или искажение информации о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды, совершенные лицом, обязанным обеспечивать население и органы, уполномоченные на принятие мер по устранению такой опасности, указанной информации. Если эти деяния совершены лицом, занимающим государственную должность РФ или субъекта РФ, или главой органа местного самоуправления, если в результате этих деяний причинен вред здоровью человека или наступили иные тяжкие последствия, предусматриваются более суровые меры уголовной ответственности.[ ...]

По состоянию на 01.01.97 г по территории России в Государственном балансе запасов учтено 2458 месторождений, из них 1660 нефтяных, 217 нефтегазовых и газонефтяных, 373 газовых и газоконденсатных и 208 нефтегазоконденсатных. Лицензиями охвачено 85,5% (1800 месторождений) запасов углеводородного сырья промышленных категорий (А+В+С,), в том числе 100% разрабатываемых и 80% подготовленных к разработке. На все эти месторождения выданы лицензии - или на добычу нефти, газа, конденсата, или совмещенные. Наименьшая доля выданных лицензий (49%) приходится на группу разведываемых месторождений (здесь и дальше по тексту разведываемые месторождения, на которые выданы лицензии на геологическое изучение недр сроком на 5 лет, отнесены к нераспределенному фонду недр).[ ...]

Отчисления: на ВМСБ относятся к федеральным налогам и имеют строго целевое назначение - финансирование геологоразведочных работ. Цель их сбора - обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы Российской Федерации. Отчисления направляются в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 08.05.96 № 635 «Об основных направлениях налоговой реформы Российской Федерации». Часть отчислений, из направляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации, по представлению территориальных органов Министерства природных ресурсов Российской Федерации может передаваться добывающим организациям и предприятиям, самостоятельно проводящим работы по геологическому изучению недр и воспроизводству минерально-сырьевой базы. Основанием для распределения: отчислений, направляемых в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, в том числе передаваемых добывающим организациям и предприятиям, являются соответственно федеральная и территориальные государственные программы геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы.[ ...]

Кодекс РФ об административных правонарушениях содержит специальную главу с перечнем административных правонарушений в области охраны окружающей природной среды. Посягательства классифицируются по видам природных ресурсов. В области землепользования административные взыскания налагаются за бесхозяйственное использование земель, порчу сельскохозяйственных и других земель, несвоевременный возврат временно занимаемых земель или неприведение их в состояние, пригодное для использования по назначению, самовольное отступление от проектов внутрихозяйственного землеустройства, уничтожение межевых знаков. В области горных отношений административная ответственность наступает в случаях нарушения требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов, нарушения правил и требований проведения работ по геологическому изучению недр.