Основные сигнальные цвета на транспорте. Сигнальные цвета. Основные сигнальные цвета и их значения

СИГНАЛЬНЫЕ ЦВЕТА

СИГНАЛЬНЫЕ ЦВЕТА

служат для подачи видимых сигналов. ПТЭ и Инструкцией по сигнализации на ж. д. СССР установлены след. С. ц.: а) красный, требующий остановки; б) желтый-уменьшения скорости; в) зеленый, разрешающий движение с установленной скоростью; г) синий на проходном светофоре, разрешающий проезд закрытого (с красным огнем) светофора тяжеловесным товарным поездом, а на маневровых щитах и светофорах - запрещающий маневры; д) лунно-белый на входных светофорах - пригласительный сигнал и на маневровых щитах и светофорах - разрешающий маневры; е) молочно-белый на стрелочных указателях, показывающий установку стрелки на прямой путь.

Технический железнодорожный словарь. - М.: Государственное транспортное железнодорожное издательство . Н. Н. Васильев, О. Н. Исаакян, Н. О. Рогинский, Я. Б. Смолянский, В. А. Сокович, Т. С. Хачатуров. 1941 .


Смотреть что такое "СИГНАЛЬНЫЕ ЦВЕТА" в других словарях:

    сигнальные системы - (от лат. signum знак и греч. systema целое, соединение) первая и вторая С. с. (1 я С. с., 2 я С. с.) способы регуляции поведения живых существ в окружающем мире, свойства к рого воспринимаются головным мозгом в виде сигналов, либо непосредственно … Большая психологическая энциклопедия

    Сигнальные системы - в теории И.П.Павлова – нейрофизиологические структуры головного мозга человека, в информационных процессах в которых используются разные знаковые системы: в первой сигнальной системе – это сенсорные стимулы (ощущения, наглядные образы), во второй …

    ГОСТ Р 12.4.026-2001: Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний - Терминология ГОСТ Р 12.4.026 2001: Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний оригинал… …

    ГОСТ Р 50970-2011: Технические средства организации дорожного движения. Столбики сигнальные дорожные. Общие технические требования. Правила применения - Терминология ГОСТ Р 50970 2011: Технические средства организации дорожного движения. Столбики сигнальные дорожные. Общие технические требования. Правила применения оригинал документа: 3.1.1 сигнальный столбик: По ГОСТ Р 52289. 3.2 В настоящем… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЦВЕТА - влияние цвета на психику человека и протекание у него психических процессов. Теплые цвета (красный, оранжевый, желтый) вызывают психологическое ощущение тепла; стимулируют деятельность вегетативной нервной системы, внимание, оказывают… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Небольшие флаги красного и желтого цвета, применяемые для подачи сигналов в светлое время. Красный развернутый флаг означает сигнал стой; желтый развернутый тише, следуй со скоростью, указанной в предупреждении, а при отсутствии предупреждения… … Технический железнодорожный словарь

    СИСТЕМА ЦВЕТОВ И ЗНАКОВ БЕЗОПАСНОСТИ - система, предназначенная для выделения отдельных производственных объектов и зон по какому либо признаку опасности, позволяющая предупреждать несчастные случаи и аварии, не заменяя технических средств обеспечения безопасности и необходимости… … Российская энциклопедия по охране труда

    У этого термина существуют и другие значения, см. Жёлтый (значения). Жёлтый Цветовые координаты HEX #FFFF00 RGB¹ (r, g, b) (255, 255, 0) … Википедия

    Жёлтый Цветовые координаты RGB HEX #FFFF00 (r, g, b) (255, 255, 0) (c, m, y, k) (0, 0, 100, 0) (h, s … Википедия

Книги

  • Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная , . Настоящий стандарт распространяется на сигнальные цвета, знаки безопасности и сигнальную разметку для производственной, общественной и иной хозяйственной деятельности людей, производственных,…
  • Нормы пожарной безопасности. Сборник нормативно-правовых актов , . В сборник вошли следующие документы и обязательные приложения к ним: Правила пожарной безопасности для учреждений культуры Российской Федерации (ВППБ 13-01-94); Проектирование систем…

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА

ЦВЕТА СИГНАЛЬНЫЕ
И ЗНАКИ БЕЗОПАСНОСТИ

ИПК ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

Система стандартов безопасности труда ЦВЕТА СИГНАЛЬНЫЕ И ЗНАКИ БЕЗОПАСНОСТИ Occupational safety standards system. Signal colours and safety signs ГОСТ 12.4.026-76* Взамен ГОСТ 15548-70

Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 24 мая 1976 г. № 1267 срок введения установлен

Настоящий стандарт распространяется на сигнальные цвета и знаки безопасности для всех отраслей народного хозяйства и устанавливает назначение, характеристики и порядок применения сигнальных цветов, а также форму, размеры, цвета и порядок применения знаков безопасности.

Стандарт не распространяется на знаки, предназначенные для обеспечения безопасности движения всех видов транспорта, на знаки для грузов, требующих специальных условий транспортирования и хранения, а также на цвет, баллонов и других емкостей для хранения и транспортирования газов и жидкостей, предусмотренный правилами устройства, монтажа и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением, утвержденными Госгортехнадзором 19 мая 1970 года.

Стандарт соответствует международному стандарту ИСО 3864, за исключением формы и цвета указательных знаков пожарной безопасности.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Сигнальные цвета и знаки безопасности предназначены для привлечения внимания работающих к непосредственной опасности, предупреждения о возможной опасности, предписания и разрешения определенных действий с целью обеспечения безопасности, а также для необходимой информации.

1.2. Сигнальные цвета и знаки безопасности не заменяют необходимых мероприятий по безопасности труда и средств защиты работающих.

1.3. Сигнальные цвета следует применять для знаков безопасности поверхностей конструкций, приспособлений и элементов производственного оборудования, которые могут служить источниками опасности для работающих, поверхностей ограждений и других защитных устройств, а также пожарной техники.

1.4. Знаки безопасности следует устанавливать на территории предприятий, строительных площадок, в производственных помещениях, на рабочих местах, участках работ и на производственном оборудовании.

Места расположения знаков безопасности, номера их размеров, а также порядок применения поясняющих надписей к знакам безопасности на территории предприятия, в производственных помещениях и на рабочих местах устанавливает администрация предприятия по согласованию с профсоюзным комитетом и соответствующими органами государственного надзора.

Места расположения и номера размеров знаков безопасности на производственном оборудовании, а также обозначение опасных элементов оборудования сигнальными цветами устанавливают в конструкторской документации на изделие (группу изделий).

1.3, 1.4. (Измененная редакция, Изм. № 2).

1.5. Знаки безопасности, установленные на воротах и входных дверях помещений, означают, что зона действия этих знаков охватывает все помещение. Знаки безопасности, установленные у въезда (входа) на объект (участок), означают, что их действие распространяется на объект (участок) в целом. При необходимости ограничить зону действия знака соответствующее указание следует приводить в поясняющей надписи.

1.6. Знаки безопасности должны контрастно выделяться на окружающем их фоне и находиться в поле зрения людей, для которых они предназначены. Знаки безопасности должны быть расположены с таким расчетом, чтобы они были хорошо видны, не отвлекали внимания работающих и сами по себе не представляли опасности.

1.7. Окраску оборудования лакокрасочными материалами сигнальных цветов и нанесение (установку) знаков безопасности должно производить предприятие-изготовитель оборудования. В случае необходимости дополнительную окраску лакокрасочными материалами сигнальных цветов и нанесение (установку) знаков безопасности на оборудование, находящееся в эксплуатации, производит предприятие, эксплуатирующее это оборудование.

1.8. (Исключен, Изм. № 2).

1.9. Символическое изображение и поясняющие надписи на знаках безопасности отраслевого назначения устанавливаются отраслевыми стандартами при соблюдении требований настоящего стандарта.

1.10. (Исключен, Изм. № 2).

1.11. На местах и участках, являющихся временно опасными, следует устанавливать переносные знаки безопасности и временные ограждения, окрашенные лакокрасочными материалами сигнальных цветов.

Знаки и ограждения должны быть сняты после того, как отпадет необходимость в их применении.

1.11. (Измененная редакция, Изм. № 1).

СИГНАЛЬНЫЕ ЦВЕТА. НАЗНАЧЕНИЕ И ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ

2.1. Устанавливают следующие сигнальные цвета: красный, желтый, синий, зеленый. Допускаемые цветовые области сигнальных, а также контрастных белого и черного цветов, на фоне которых применяют сигнальные цвета, установлены в обязательном приложении 1.

Смысловое значение сигнальных цветов и номера образцов (эталонов) цвета "Картотеки образцов (эталонов) цвета лакокрасочных материалов" приведены в табл. 1.

Марки лакокрасочных материалов, цвета которых находятся в пределах допускаемых цветовых областей сигнальных, белого и черного цветов даны в справочном приложении 2.

Таблица 1

(Измененная редакция, Изм. № 2).

2.2. Для усиления контраста сигнальных цветов их следует применять на фоне контрастных цветов. Контрастные цвета (см. табл. 1) необходимо применять также для выполнения символов и поясняющих надписей.

2.3. (Исключен, Изм. № 2).

2.4-2.6. (Исключены, Изм. № 1).

2.7. Красный сигнальный цвет следует применять для:

а) (Исключен, Изм. № 1);

б) (Исключен, Изм. № 2).

в) обозначения отключающих устройств механизмов и машин, в том числе аварийных;

г) внутренних поверхностей крышек (дверец) шкафов с открытыми токоведущими элементами электрооборудования.

Если оборудование окрашено лакокрасочными материалами красного цвета, то указанные внутренние, поверхности крышек (дверец) должны быть желтого сигнального цвета;

д) рукояток кранов аварийного сброса давления;

е) корпусов масляных выключателей, находящихся в рабочем состоянии под напряжением;

ж) обозначения различных видов пожарной техники или ее элементов, требующих оперативного опознавания (пожарные машины, наземные части гидрант-колонок, огнетушители, баллоны и пусковые устройства установок пожаротушения, ручные пожарные извещатели и т. п.), а также средств общетехнического назначения, используемых в целях обеспечения пожарной безопасности (насосы спринклерных и дренчерных установок пожаротушения, клапанов внутренних пожарных кранов, телефоны прямой пожарной связи, ведра и лопаты в составе пожарных щитов и стендов и т. п.);

з) сигнальных ламп, извещающих о нарушении технологического процесса или условий безопасности: "Тревога", "Неисправность" и др.;

и) окантовки щитов белого цвета для крепления пожарного инструмента и огнетушителей. Ширина окантовки должна составлять от 30 до 100 мм.

к) захватных устройств промышленных роботов.

2.8. Не допускается окрашивать лакокрасочными материалами красного цвета спринклерные и дренчерные оросители, подводящие трубопроводы и другие стационарно устанавливаемые виды пожарной техники или ее элементы, не требующие оперативного опознавания.

2.9. (Исключен, Изм. № 1).

2.10. (Исключен, Изм. № 2).

2.11. Желтый сигнальный цвет следует применять для:

а) (Исключен, Изм. № 1).

б) элементов строительных конструкций, которые могут явиться причиной получения травм работающими: низких балок, выступов и перепадов в плоскости пола, малозаметных ступеней, пандусов, мест, в которых существует опасность падения (кромки погрузочных платформ, грузовых поддонов, неогражденных площадок, люков, проемов и т.д.), сужений проездов малозаметных распорок, узлов, колонн, стоек и опор в местах интенсивного движения внутризаводского транспорта и т. д.;

в) элементов производственного оборудования, неосторожное обращение с которыми представляет опасность для работающих: открытых движущихся частей оборудования, кромок оградительных устройств, неполностью закрывающих движущиеся элементы производственного оборудования (ограждения шлифовальных кругов, фрез, зубчатых колес, приводных ремней, цепей и т. п.), ограждающих конструкций площадок для работ, проводимых на высоте, а также постоянно подвешенной к потолку или стенам технологической арматуры, выступающей в рабочее пространство:

г) обозначения опасных при эксплуатации элементов внутризаводского транспорта, подъемно-транспортного оборудования и строительно-дорожных машин, площадок грузоподъемников, бамперов и боковых поверхностей электрокар, погрузчиков, тележек, поворотных платформ и боковых поверхностей стрел экскаваторов, захватов и площадок автопогрузчиков, рабочих органов сельскохозяйственных машин, элементов грузоподъемных кранов, обойм грузовых крюков и др.;

д) постоянных и временных ограждений или элементов ограждений, устанавливаемых на границах опасных зон, у проемов, ям, котлованов, выносных площадок, постоянных и временных ограждений лестниц, перекрытий строящихся зданий, балконов и других мест, в которых возможно падение с высоты;

е) подвижных монтажных устройств или их элементов и элементов грузозахватных приспособлений, подвижных частей кантователей, траверс, подъемников, подвижных частей монтажных вышек и лестниц;

ж) обозначения емкостей, содержащих опасные или токсичные вещества.

В зависимости от размеров поверхность емкости должна быть желтого сигнального цвета или иметь предупреждающую полосу желтого сигнального цвета шириной от 50 до 150 мм;

з) обозначения площадей, которые в целях оперативной эвакуации должны быть всегда свободными (площадки у эвакуационных выходов и подходы к ним, у мест подачи пожарной тревоги и др.). Границы этих площадей следует обозначать сплошными линиями желтого сигнального цвета шириной от 50 до 100 мм, а сами площади штриховкой пола полосами желтого сигнального цвета шириной от 50 до 100 мм под углом 45°;

г) внутренних поверхностей крышек, дверец, кожухов и других ограждений, закрывающих места расположения движущихся элементов производственного оборудования, требующих периодического доступа для контроля, ремонта, регулировки и т. п. Если указанные элементы производственного оборудования закрыты съемными ограждениями, то окраске лакокрасочными материалами желтого сигнального цвета подлежат сами движущиеся элементы или поверхности смежных с ними неподвижных деталей, закрываемые ограждениями.

2.12. Предупреждающую окраску объектов и элементов, указанных в п. 2.11 б, г, следует выполнять в виде чередующихся наклонных под углом 45-60° полос шириной от 30 до 200 мм желтого сигнального и черного цветов при соотношении ширины полос 1:1. Ширину полос следует устанавливать в зависимости от размера объекта и расстояния, с которого должно быть видно предупреждение.

Для строительно-дорожных машин и подъемно-транспортного оборудования, которые могут находиться на проезжей части, допускается применять предупреждающую окраску в виде чередующихся красных и белых полос.

Элементы производственного оборудования малого размера, которые не могут быть обозначены чередующимися наклонными полосами, следует обозначать желтым сигнальным цветом целиком.

Поверхность ограждения должна быть желтого цвета или иметь предупреждающие чередующиеся вертикальные или горизонтальные полосы желтого сигнального и черного цветов при соотношении ширины полос 1:1.

2.11, 2.12. (Измененная редакция, Изм. № 1, 2).

2.12а. Если производственное оборудование окрашено лакокрасочными материалами желтого цвета, то указанные в п. 2.11 (в, и) элементы этого оборудования должны быть обозначены чередующимися наклонными под углом 45-60° полосами желтого сигнального и черного цветов.

(Введен дополнительно, Изм. № 2).

2.13. Синий сигнальный цвет следует применять для предписывающих знаков.

2.14. Зеленый сигнальный цвет следует применять для световых табло (надпись белого цвета на зеленом фоне), эвакуационных выходов и декомпрессионных камер, сигнальных ламп, извещающих о нормальном режиме работы машин или автоматических линий, и для указательного знака 4.11.

2.13, 2.14. (Измененная редакция, Изм. № 2).

2.15. (Исключен, Изм. № 2).


Похожая информация.


Сигналы на железнодорожном транспорте (понятие, классификация и назначение): светофор сигнал безопасность движение

· Сигнализация на железных дорогах служит для обеспечения безопас ности движения, а также для четкой организации движения поездов и маневровой работы. Сигналом называется условный видимый или звуковой знак, с помощью которого подается определенный приказ. Сигнал является приказом. Работники железнодорожного транспорта должны исполь зовать все возможные средства для выполнения требования сигнала. На железнодорожном транспорте под словом сигнал обычно понимают и сигнальный прибор, и его сигнальное показание. Применяемые на транспорте сигналы по способу их вос приятия классифицируют на видимые и звуковые. Видимые сигналы выражаются цветом, формой, положением и числом сигнальных показаний. Достоинством видимых сигналов яв ляется то, что они могут быть переданы на расстояния, большие, чем обычно подаются звуковые сигналы. Звуковые сигналы выражаются числом и сочетанием звуков различной продолжительности. Значение их днем и ночью одно и то же. Для подачи звуковых сигналов служат свистки локомотивов, мо-торвагонных поездов и дрезин, ручные свистки, духовые рожки, си рены, гудки и петарды. Звуковые сигналы подают по возможности так, чтобы не создавать шума, особенно в населенных пунктах. Поэтому они слышны обычно на сравнительно небольшие расстояния. Пода ча многих звуковых сигналов требует непременного участия чело века.

По времени применения видимые сигналы подразделяют на днев ные, подаваемые в светлое время суток и сигнализирующие положе нием или цветом окраски сигнальной установки; ночные, сигнализи рующие огнями установленных цветов и подаваемые в темное время суток; круглосуточные, подаваемые одинаково как в светлое, так и в темное время суток и сигнализирующие цветом и числом огней, а так же светящимися буквами, цифрами и др. Для подачи видимых сигналов применяют различные сигнальные приборы. Виды и назначение этих приборов, их сигнальные показа ния, места установки и порядок пользования определены ПТЭ и Инст рукцией по сигнализации на железных дорогах Союза ССР. Видимые сигналы в зависимости от сигнальных приборов, которы ми их подают, классифицируют на постоянные (светофоры, устанавливаемые в определенных местах железнодорожного пути, и локо мотивные светофоры); переносные (щиты, флаги, фонари на шестах, предназначенные для временного ограждения тех или иных участ ков пути и подвижного состава); ручные (флаги, диски, фонари, посредством которых подают на поезда различные команды и ука зания). Кроме того, видимые сигналы могут подаваться сигнальными указателями и сигнальными знаками. Сигнальные указатели (маршрутные, стрелочные, путевого заграж дения, гидроколонок, перегрева букс и «Опустить токоприемник») извещают о положении определенных устройств -- стрелок, гидроко лонок и др. Сигнальные знаки подразделяют на постоянные (предельные стол бики, «Поднять токоприемник», «Внимание! -- токораздел», границы станций и др.) предупредительные («С» -- свисток, «Начало толка ния», «Конец толкания» и др.) и временные, устанавливаемые в мес тах неисправности контактной сети, не допускающие прохода элект роподвижного состава с поднятым токоприемником, и на участках, где работают снегоочистители. Сигнальные знаки требуют от машини ста локомотива определенного действия (например, «Поднять токо приемник») или сообщают ему определенную информацию («Начало опасного места» и др.). Каждый сигнальный знак в отличие от све тофоров и сигнальных указателей, имеющих два и более показаний, имеет всегда только одно сигнальное значение

Сигнальные знаки от личаются и тем, что не имеют собственных источников света, поэтому их размещают так, чтобы при приближении поезда они освещались прожектором. Для лучшей видимости некоторые сигнальные знаки оборудованы отражателями. В качестве постоянных сигналов на же лезных дорогах применяются светофоры. На некоторых участках до замены светофорами сохраняются семафоры. Постоянные сигналы по назначению делят на основные и предупре дительные. Основные сигналы ограждают станции и блок участки на перегонах и подают сигналы, которые разрешают или запрещают дви жение поездов по этим пунктам или участкам. Предупредительные сигналы извещают о приближении к основным сигналам и о их пока зании.

Основные сигналы в свою очередь в зависимости от назначения под разделяются на в х о д н ы е, ограждающие станции со стороны при легающих перегонов и служащие для разрешения или запрещения поезду следовать на станцию; выходные, разрешающие или запре щающие поезду отправиться со станции на перегон; проходные, расположенные на перегоне и разрешающие или запрещающие по езду проследовать на ограждаемые ими участки; маршрутные -- для разрешения или запрещения поезду проследовать из одного райо на станции в другой, прикрытия -- для ограждения мест пере сечений в одном уровне железных дорог с другими железными доро гами, трамвайными путями и троллейбусными линиями, а также раз водных мостов Светофоры, кроме того, применяются в качестве манев ровых, горочных, повторительных, заградительных и локомотивных.

Основными сигнальными цветами на транспорте являются красный, желтый и зеленый Их выбор не случаен. Установлено, что при оди наковой силе света красный огонь лучше виден и искажается мень ше, чем другие огни Поэтому он принят в качестве сигнала останов ки. Желтый огонь близок к красному, виднее зеленого разрешает дви жение и требует снижения скорости. В тумане желтый огонь приобре тает красноватый оттенок, и благодаря этому его ошибочно не вос принимают как зеленый огонь, который разрешает движение с уста новленной скоростью. Кроме названных, применяют синий, лунно-белый, прозрачно-белый и молочно-белый сигнальные огни. Синий огонь используют как запрещающий маневровый сигнал.

На проходных светофорах, расположенных на затяжных подъемах, допускается установка ус ловно-разрешающего сигнала -- щита с отражательным знаком в ви де буквы Т. Он разрешает машинисту грузового поезда с особой бди тельностью и готовностью немедленно остановить поезд, если встре тится препятствие для дальнейшего движения проследовать свето фор с красным огнем со скоростью не более 20 км/ч. Лунно-белый огонь применяют как разрешающий маневровый и как пригласитель ный на входных, выходных и маршрутных светофорах. Пригласи тельный сигнал используют при неисправности устройств СЦБ, а прозрачно-белый -- в ручных фонарях, поездных сигналах, указа телях гидроколонок и как контрольный огонь некоторых сигналов. Молочно-белый огонь применяют в стрелочных указателях и указа телях путевого заграждения.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Основные сигналы на железной дороге

Сигнал (лат. signum -- знак) -- условный видимый или звуковой знак, при помощи которого передается определенный приказ. В нормативных источниках слово «сигнал» употребляется в двух значениях: как условный знак, передающий приказ, и как прибор (устройство), формирующий этот знак. железнодорожный сигнал светофор

Сигналы на железнодорожном транспорте предназначены для обеспечения безопасности и четкой организации движения поездов и маневровой работы. По способу восприятия они подразделяются на

· видимые (светофоры, диски, щиты, фонари, флаги, сигнальные указатели и сигнальные знаки);

· звуковые (гудки локомотивов, ручные свистки, духовые рожки, сирены и петарды).

Видимые сигналы - сигнальные устройства: светофоры, диски, фонари, флаги и т.п. подразделяются на дневные, подаваемые в светлое время суток, для подачи таких сигналов служат диски, щиты, флаги и сигнальные указатели; ночные, подаваемые в темное время суток, - огни установленных цветов в ручных и поездных фонарях, фонарях на шестах и сигнальных указателях; круглосуточные, подаваемые одинаково в светлое и темное время суток, - огни светофоров установленных цветов, маршрутные и другие световые указатели, постоянные диски уменьшения скорости, красные диски со светоотражателями для обозначения хвоста грузового поезда. Ночные сигналы применяют также и в дневное время при тумане и других неблагоприятных условиях, когда видимость дневных сигналов остановки менее 1000 м, сигналов уменьшения скорости - менее 400 м, маневровых - менее 200 м. В тоннелях применяют только ночные или круглосуточные сигналы.

Сигналы ограждения применяются для обозначения опасных участков пути, мест препятствий для движения поездов, мест производства работ на перегонах и станциях, а также для ограждения подвижного состава на станционных путях и на перегоне при вынужденной остановке. К ним относятся постоянные диски, переносные прямоугольные и квадратные щиты.

Сигнальные указатели и знаки включают маршрутные и стрелочные указатели, указатели путевого заграждения, перегрева букс и др., а также постоянные и временные сигнальные знаки. Для обозначения головы и хвоста поездов, локомотивов и др. подвижных единиц в зависимости от различных факторов (одно- или двухпутные линии, движение по правильному или неправильному пути) применяются соответствующие видимые сигналы. По правилам технической эксплуатации видимые сигналы устанавливают с правой стороны по направлению движения или над осью ограждаемого ими участка пути. Сигналы располагают так, чтобы их нельзя было спутать с сигналами, относящимися к соседним путям. При этом должны соблюдаться требования габарита.

Ручные сигналы флажком, фонарем, диском или рукой служат для подачи команд машинистам локомотивов и обмена информацией. На железнодорожном транспорте широкое распространение у работников ряда профессий получили сигнальные жилеты из легкой ткани оранжевого цвета. Для ночного времени используют аналогичные жилеты с полосами из специальной ткани, отражающей лучи прожектора локомотива. Сигнальные жилеты существенно увеличивают дальность видимости локомотивными бригадами работников, находящихся на путях, и обеспечивают повышение безопасности труда работников этих категорий (монтеры пути, монтеры контактной сети и др.).

Звуковые сигналы выражаются числом и сочетанием звуков различной продолжительности; значение их днем и ночью одно и то же.

Для подачи звуковых сигналов служат сигнальные устройства, устанавливаемые на локомотивах, моторвагонном подвижном составе, дрезинах, самоходных путевых машинах, а также ручные свистки, духовые рожки, сирены, гудки, петарды и звонки.

Все локомотивы оборудуются звуковыми сигнальными устройствами двух типов - большой громкости (тифоны) и малой громкости (свистки). Сигнал тифона имеет частоту осн. тона 360-380 Гц и уровень звука 120 ±5 дБ на расстоянии 5 м, что обеспечивает его надежную слышимость в пределах длины тормозного пути. Сигнал свистка имеет частоту основного тона 1200 Гц и уровень звука 105 дБ на расстоянии 5 м. Сигнал большой громкости используется машинистом локомотива на перегонах и лишь в случае крайней необходимости в черте городов. Обычно в черте городов и населенных пунктов, в курортной местности, а также при маневровой работе применяется звуковой сигнал малой громкости.

На фоне помех звуковой сигнал ручного свистка слышен на расстоянии до 60 м, а духового рожка - до 400 м. Взрыв петард четко слышен в кабине машиниста и служит сигналом немедленной остановки. Звуковые сигналы различают по числу звуков и их сочетанию различной продолжительности. Например, три коротких звуковых сигнала означают команду «Стой», оповестительный сигнал о приближении поезда подается одним длинным гудком локомотива.

Из устройств, подающих видимые сигналы, наиболее распространены светофоры, являющиеся основным средством сигнализации для подвижного состава на железной дороге. Состоит светофор из одного или нескольких фонарей (светофорных головок) с источником света (обычно лампой накаливания) и оптической линзовой системой, которая концентрирует световой поток и направляет его в сторону приближающегося поезда. Светофорные головки устанавливают на мачтах, консолях, сигнальных мостиках, опорах контактной сети и низких тумбах (так называемые карликовые светофоры). Для получения необходимого числа сигнальных показаний в светофорах используются цвет и число одновременно горящих огней, их взаимное расположение и режим горения (свет постоянный или мигающий).

В светофорах используют следующие основные сигнальные цвета:

o зеленый - разрешается движение с установленной для данного участка пути скоростью;

o желтый - разрешается движение, требуется уменьшение скорости;

o красный - движение запрещается, требуется остановка.

Иногда используют дополнительные цвета - синий и лунно-белый, а также комбинации огней основных цветов, например желтый с красным. Для улучшения видимости огней светофора его линзы защищают козырьком от прямых солнечных лучей, а к светофорной головке прикрепляют черный щит, создающий контрастный фон сигнальным огням. Видимость огней светофора обеспечивается на расстоянии не менее 1000 м. По конструкции светофорной головки различают линзовые и прожекторные светофоры. В линзовых светофорах для каждого сигнального огня имеется свой фонарь, прожекторный светофор подает световые сигналы разного цвета одним фонарем. На вновь строящихся и модернизируемых железных дорогах устанавливают только линзовые светофоры.

В линзовых светофорах применяются лампы на напряжение 12 В, мощностью 15-25 Вт. Существуют два способа питания ламп светофоров: местное и центральное. Местное питание осуществляется переменным током низкого напряжения до 14 В, а при его выключении - постоянным током от источников, установленных в непосредственной близости от светофоров. При центральном питании ламп светофоров используют переменный ток более высокого напряжения (до 250 В) с целью повышения дальности управления.

По месту применения различают светофоры станционные, проходные, локомотивные, горочные, заградительные и светофоры прикрытия. В свою очередь станционные светофоры по назначению подразделяются на следующие:

· входные, разрешающие или запрещающие поезду следовать с перегона на станцию;

· выходные, разрешающие или запрещающие поезду отправляться со станции на перегон;

· маршрутные, разрешающие или запрещающие поезду проследовать из одного района станции в другой;

· маневровые, разрешающие или запрещающие выполнение маневров;

· повторительные - для оповещения о разрешающем показании выходного, маршрутного и о показании горочного светофоров, когда по местным условиям видимость основного светофора не обеспечивается;

· проходные светофоры - используются на участках, оборудованных автоблокировкой, разрешают или запрещают поезду проследовать с одного блок-участка (межпостового перегона) на другой;

· локомотивные светофоры - используются на участках, оборудованных автоматической локомотивной сигнализацией, устанавливаются непосредственно в кабине машиниста, не имеют линзовых комплектов, служат для разрешения или запрещения поезду следовать по перегону с одного блок-участка на другой, а также для предупреждения о показании путевого светофора, к которому приближается поезд;

· горочные светофоры - разрешают или запрещают роспуск вагонов с горки. Один светофор может совмещать несколько назначений (входной, выходной и маневровый);

· заградительные - требуют остановки поезда при опасности для движения, возникшей на переездах, крупных искусственных сооружениях и обвальных местах, а также при ограждении составов для осмотра и ремонта вагонов на станциях;

· светофоры прикрытия - для ограждения мест пересечения железных дорог в одном уровне другими железными дорогами, трамвайными путями, троллейбусными линиями; для ограждения разводных мостов и участков, проходимых с проводником.

Нормальным показанием станционных светофоров является запрещающее, а проходных светофоров автоблокировки в установленном направлении движения - разрешающее. При переводе станционных светофоров в автоматический режим их нормальным показанием является разрешающее. В случаях, когда необходимо дополнительно к основным показаниям светофора указать путь приема или направление следования поезда, род тяги по маршруту, ширину колеи и другие сведения, показания светофора дополняются показаниями маршрутных указателей. Маршрутные указатели применяются цифровые, буквенные и положения и устанавливаются, как правило, на мачтах светофора.

Светофоры, как правило, устанавливаются с правой стороны по направлению движения поездов или над осью ограждаемого ими пути. Заградительные светофоры и предупредительные к ним, размещаемые на перегонах перед переездом для поездов, следующих по неправильному пути, могут располагаться с левой стороны по направлению движения. С разрешения начальника дороги допускается устанавливать с левой стороны входные и предупредительные к ним светофоры для приема на станцию поездов, следующих по неправильному пути, а также горочные светофоры, где это требуется по условиям маневровой работы. Входные, маршрутные и выходные светофоры на главных путях станций, а также на боковых путях, по которым осуществляется безостановочный пропуск поездов, должны быть мачтовыми. На станциях с рельсовыми цепями входные, маршрутные и выходные светофоры, в том числе групповые светофоры и маршрутные указатели автоматически закрываются при вступлении поезда на первый изолированный участок за светофором (маршрутным указателем). Маневровые светофоры закрываются после проследования за светофор всего маневрового состава или после освобождения первого за светофором изолированного участка.

Светофоры обозначают буквами или цифрами. На каждом перегоне проходные светофоры автоблокировки нумеруются, начиная от входного светофора навстречу движению поездов, при этом светофорам нечетного направления присваиваются нечетные, а светофорам четного направления - четные номера. Станционным светофорам присваиваются литеры Н или Ч в зависимости от направления движения, причем на выходных светофорах дополнительно указывается номер пути, к которому относится светофор. Маршрутным светофорам к литере Н (Ч) добавляется литера М. Маневровым светофорам присваивается литера М с порядковым номером в четной горловине станции - четным, в нечетной - нечетным. Светофорам прикрытия присваиваются литеры НП или ЧП.

Литература

1. Инструкция по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации. - Утверждено министром МПС, 26 мая 2000 г. N ЦРБ-757

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Обеспечение безопасности движения, четкой организации движения поездов и маневровой работы. Техническая эксплуатация устройств сигнализации, централизации и блокировки железнодорожного транспорта. Сигнальные и путевые знаки. Подача звуковых сигналов.

    курс лекций , добавлен 06.03.2016

    История создания дорожного светофора как устройства для подачи световых сигналов, регулирующих движение на улицах и автомобильных дорогах, подвижного состава на железной дороге. Описание строения современного светофора и изучение значений его сигналов.

    реферат , добавлен 22.09.2011

    Цели и принципы системы сертификации. Услуги, предоставляемые на железнодорожном транспорте. Порядок проведения сертификации на железнодорожном транспорте. Организация и проведение инспекционного контроля за сертифицированными услугами.

    реферат , добавлен 13.10.2006

    Номенклатура доходов и расходов по видам деятельности на железнодорожном транспорте. Расчет себестоимости грузовых перевозок при помощи метода расходных ставок. Определение влияния качества использования подвижного состава на себестоимость перевозок.

    курсовая работа , добавлен 01.06.2015

    Утверждение Системы технического регулирования на железнодорожном транспорте 14 июня 2006 года. Образование в 2004 году Центрального органа Системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте на базе Управления инфраструктуры и перевозок.

    презентация , добавлен 30.05.2014

    Перевозки пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа в международном железнодорожном сообщении. Правила оказания услуг по перевозке пассажиров. Организация перевозок грузов. Обстоятельства, являющиеся основанием для ответственности железной дороги.

    контрольная работа , добавлен 08.12.2008

    Техническая характеристика погрузочно-разгрузочных машин и устройств периодического действия, используемых на железнодорожном транспорте: мостовые, опорные и подвесные краны. Описание грузозахватных приспособлений: тележки, лебедки, траверсы и стропы.

    курсовая работа , добавлен 04.03.2015

    Анализ объема перевозок по дороге. Наличие и объем работы тягового подвижного состава. Анализ влияния факторов на изменения среднесуточной производительности локомотивов. Рабочий парк грузового вагона, показатели объема работы и качества использования.

    курсовая работа , добавлен 22.01.2012

    Структура пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте. Определение показателей транспортной подвижности населения. Причинно-следственный анализ проблемы убыточности пассажирских перевозок. Возможные направления повышения их эффективности.

    дипломная работа , добавлен 26.05.2015

    Значение устройств автоматики на железнодорожном транспорте. Характеристика станции и обоснование выбора централизации. Расстановка светофоров с их полной сигнализацией и определением ординат стрелок и сигналов. Тип блоков, их устройство и назначение.

1. Что такое «сигнал»? Его назначение и основные сигнальные цвета.

Сигнал – это условный видимый или звуковой знак, при помощи которого подается определенный приказ.

Сигналы служат для обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также для четкой организации движения поездов и маневровой работы.

Сигнал является приказом и подлежит безусловному выполнению. Работники организаций железнодорожного транспорта должны использовать все возможные средства для выполнения требования сигнала.

Проезд закрытого светофора (светофора с запрещающим сигналом) не допускается.

Погасшие сигнальные огни светофоров (кроме предупредительных на участках, не оборудованных автоматической блокировкой, заградительных и повторительных), непонятное их показание, а также непонятная подача сигналов другими сигнальными приборами требуют остановки поезда.

В сигнализации, связанной с движением поездов и маневровой работой, применяются следующие основные сигнальные цвета: зеленый, желтый, красный, лунно-белый, синий.

На железнодорожном транспорте применяются только сигналы, установленные нормами и правилами.

2 .Когда применяются повторительные светофоры? Как они сигнализируют?

Повторительные светофоры служат для оповещения о разрешающем показании выходного, маршрутного светофора и о показании горочного светофора, когда по местным условиям видимость основного светофора не обеспечивается.

Повторительный светофор одним зеленым огнем указывает, что выходной или маршрутный светофор открыт.

Нормально сигнальные огни повторительного светофора не горят и в этом положении повторительные светофоры сигнального значения не имеют. Пассажирские поезда, имеющие остановку на станции, отправляют только при наличии зеленого огня на повторительном светофоре.

3. Что служит разрешением на занятие поездом блок-участка при автоблокировке? Порядок действия машиниста при запрещающем показании проходного светофора.

Разрешением на занятие поездом блок-участка служит разрешающее показание выходного или проходного светофора.

Как исключение, на проходных светофорах (кроме находящихся перед входными светофорами), расположенных на затяжных подъемах, допускается в каждом отдельном случае с разрешения владельца инфраструктуры установка условно-разрешающего сигнала, подаваемого знаком в виде буквы «Т», нанесенном на щите опоры светофора.

Наличие этого сигнала служит разрешением грузовому поезду на проследование красного огня светофора без остановки. При этом машинист должен проследовать светофор с красным огнем со скоростью не более 20 км/ч с особой бдительностью и готовностью немедленно остановиться, если встретится препятствие для дальнейшего движения.



После остановки поезда перед проходным светофором с красным огнем, а также с непонятным показанием или погасшим, если машинист видит или знает , что впереди лежащий блок-участок занят поездом или имеется иное препятствие, ему запрещается продолжать движение до тех пор, пока блок-участок не освободится.

Если машинист не знает о нахождении на впереди лежащем блок-участке поезда (иного препятствия), он должен после остановки отпустить автотормоза и, если за это время на светофоре не появится разрешающего огня, вести поезд до следующего светофора со скоростью не более 20 км/ч с особой бдительностью и готовностью немедленно остановиться, если встретится препятствие для дальнейшего движения.

В случае, когда следующий проходной светофор будет в таком же положении , движение поезда после остановки продолжается в том же порядке.

В случае, когда после проследования в установленном порядке проходного светофора с запрещающим показанием на локомотивном светофоре появится разрешающее показание , машинист может продолжить движение со скоростью не более 40 км/ч и следовать с особой бдительностью до следующего светофора, руководствуясь показаниями локомотивного светофора.

При наличии разрешающего огня на локомотивном светофоре проходной светофор с погасшим огнем разрешается проследовать безостановочно, руководствуясь показанием локомотивного светофора.

Когда сигнал путевого светофора не виден (из-за большого расстояния, наличия кривой, тумана и в других случаях), машинист и его помощник до приближения к путевому светофору на расстояние видимости обязаны руководствоваться показаниями локомотивного светофора.

Если показания путевого и локомотивного светофоров не соответствуют друг другу, машинист должен руководствоваться только показаниями путевых светофоров.