Общественно-политические взгляды Ш.Л. Монтескье. Шарль луи монтескье основные идеи Кем по своим политическим взглядам был монтескье

Основные идеи французского писателя, правоведа и философа изложены в этой статье.

Шарль Луи Монтескье основные идеи кратко

Шарль Луи Монтескье о законах

Прежде чем появиться законам основанным людьми, должно была быть возможность правильных отношений, которые предшествуют определившему их позитивному закону. У людей есть законы, устанавливающие взаимоотношения между управляемыми и правителями, это называется политическое право. Так же есть законы, которые обуславливают отношения людей между собой, это гражданское право.

Человек управляется вечными природными законами. Но люди руководствуясь собственным побуждениями часто нарушает и эти естественные природные законы, и непостоянные людские законы. В философии Монтескье кратко написано, что необходимость в общих законах, для людей, живущих в обществе, обуславливает необходимость формирования государства. Для формирования государства (политического состояния) и утверждения общих законов нужно гражданское состояние (единство воли)

Шарль Луи Монтескье о власти

Каждое современное государство должно иметь три власти: первая – законодательная власть; вторая – исполнительная власть; третья – судебная власть. А возглавлять исполнительную власть должен Король (Президент).

Шарль Луи Монтескье о войне

Когда люди объединяются в обществе, они лишаются осознания своей слабости. Равенство, существовавшее до этих пор исчезает, и развязывается война. Любое общество начинает осознавать свою силу, и в результате возникает война между народами. Отдельные личности начинают чувствовать свою силу, и как результат война между некоторыми личностями. Война преследует своей целью - победу, победа в свою очередь – завоевание, а завоевание – сохранение. Из данного принципа и должны происходить законы, которые образовывают международное право.

Шарль Луи Монтескье о духе народа

Философия Монтескье кратко говорит и про т.н. «дух народа». Мыслитель писал, что управляет миром не божий промысел или судьба, а работающие в каждом обществе непредвзятые совместные причины физического и нравственного порядка, которые определяют «дух народа» и соответственные ему нормы и формы юридический и государственной жизни.

Людьми правят многие вещи: примеры прошлого, законы, обычаи, религия, нравы; из этого и создается коллективный дух народа. Надо избегать всего, что может повлечь изменение этого духа, ведь он не враждебен принципам правления. Так как все что мы делаем свободно и в созвучии с нашим природным гением, мы делаем лучше всего.

Шарль Луи Монтескье о трех образах правления

Главная цель раздела властей по философии Монтескье – это стремление избежать злоупотребления властью. По теории Монтескье основным условием для обеспечения политической независимости в ее связях с государственным устройством является деление и взаимное сдерживание власти.

Существует три типа правления: деспотический, монархический и республиканский. Правление, где главная власть находится в руках всего народа (демократия), и или у его части (аристократия), называется – республиканским правлением. Если же правит один человек, но при помощи обязательных законов установленных сообща с дворянством (оно не дает превратить монархию в деспотию) – это монархическое правление. Если же вся власть находится в руках одного человека, и не соблюдаются ни правила ни законы, то это, несомненно, деспотическое правление.

Основные позиции правления:

В республике – добродетель и достоинство,

При монархии – честь и уважение,

При деспотии – страх и тирания.

Главный закон демократии — это закон, по которому вся законодательная власть принадлежит народу. Но к постоянным законам необходимы еще и постановления сената. Последние относятся к нормативам временного действия.

К основополагающим законам аристократии Монтескье относит те законы, которые обуславливают право определенной части народа участвовать в издании законов, а затем наблюдать за их соблюдением. Философ отмечал, что по его личному мнению именно так и должно определяться основное направление аристократического законодательства в общем.

При монархическом правлении главные законы определяют наличие посредников, которые помогают контролировать власть. Главный посредник это дворянство, без них монарх может стать деспотом.

Шарль Луи Монтескье о свободе

В философии Монтескье кратко расписаны основные положения о «Политическом либерализме» – приоритете свободы индивида.

Монтескье считал, что свободу можно обеспечить только лишь при помощи закона: «Свобода – это и есть право делать все, что разрешается законом».

Монтескье писал, что отдельные личности – это основа общества и закона. Институты существуют только для того, чтобы все индивидуумы получили реальную власть.

Итого: индивид должен быть свободен (это необходимо для общественного развития), свобода в экономике (конкуренция, частное предпринимательство), свобода в политике (расширение свобод и прав граждан, парламентская демократия, правовое государство).

Надеемся, что из этой статьи Вы узнали об основных идея Монтескье.

Закон, по Монтескье, как раз и выражает "момент определяемости, обусловленности и пронизанности тех или иных отношений разумным началом, т. е. присутствие разумного (и необходимого) в этих отношениях" [цит. по 2, с. 252].

Общим понятием закона охватываются все законы -- как неизменные законы, действующие в мире физическом, так и изменчивые законы, действующие в мире разумных существ. Как существо физическое человек, подобно всем другим природным телам, управляется неизменными естественными законами, но как существо разумное и действующее по собственным побуждениям человек (в силу неизбежной ограниченности разума, способности заблуждаться, подверженности влиянию страстей и т.д.) беспрестанно нарушает как эти вечные законы природы, так и изменчивые человеческие законы.

Применительно к человеку законы природы (естественные законы) трактуются Монтескье как законы, которые "вытекают единственно из устройства нашего существа" [цит. по 4, с. 293].

К естественным законам, по которым человек жил в естественном (дообщественном) состоянии, он относит следующие свойства человеческой природы :

стремление к миру,

к добыванию себе пищи,

к отношению с людьми на основе взаимной просьбы,

желание жить в обществе.

Монтескье специально отмечал неправоту Гоббса, приписывавшего людям изначальную агрессивность и желание властвовать друг над другом. Напротив, человек, по Монтескье, "вначале слаб, крайне боязлив и стремится к равенству и миру с другими. Кроме того, идея власти и господства настолько сложна и зависит от такого множества других идей, что не может быть первой во времени идеей человека" .

Но как только люди соединяются в обществе, они утрачивают сознание своей слабости. Исчезает существовавшее между ними равенство, начинаются войны двоякого рода -- между отдельными лицами и между народами. "Появление этих двух видов войны,-- писал Монтескье,-- побуждает установить законы между людьми" .

Появляются :

законы, определяющие отношения между народами (международное право);

законы, определяющие отношения между правителями и управляемыми (политическое право);

законы, которые определяют отношения всех граждан между собой (гражданское право).

Потребность людей, живущих в обществе, в общих законах обусловливает, согласно Монтескье, необходимость образования государства: "Общество не может существовать без правительства. "Соединение всех отдельных сил,-- как говорит Гравина,-- образует то, что называется политическим состоянием (государством)" .

Такое соединение силы отдельных людей предполагает наличие уже единства их воли, т. е. гражданское состояние. Для образования государства (политического состояния) и установления общих законов необходимо, таким образом, достаточно развитое состояние жизни людей в обществе, которое Монтескье (со ссылкой на Гравину) называет гражданским состоянием .

Положительный (человеческий) закон предполагает объективный характер справедливости и справедливых отношений. Справедливость предшествует положительному закону, а не впервые им создается. "Законам, созданным людьми, должна была, -- подчеркивал Монтескье,-- предшествовать возможность справедливых отношений. Говорить, что вне того, что предписано или запрещено положительным законом, нет ничего ни справедливого, ни несправедливого, значит утверждать, что до того, как был начертан круг, его радиусы не были равны между собою" [цит. по 2, с. 287].

Закон вообще -- это, по Монтескье, "человеческий разум, управляющий всеми людьми" . Поэтому "политические и гражданские законы каждого народа должны быть не более как частными случаями приложения этого разума" . В процессе реализации такого подхода Монтескье исследует факторы, образующие в своей совокупности "дух законов", т. е. то, что определяет разумность, правомерность, законность и справедливость требований положительного закона.

Перечисляя необходимые отношения, порождающие закон (т. е. законообразующие отношения и факторы), Монтескье прежде всего обращает внимание на характер и свойства народа, которым должен соответствовать закон, устанавливаемый для данного народа. Кстати говоря, также и правительство, соответствующее этим требованиям, расценивается им как наиболее сообразное с природой вещей. Отсюда вытекает и общий вывод о том, что лишь в чрезвычайно редких случаях законы одного народа могут оказаться пригодными также и для другого народа. Данная идея Монтескье в дальнейшем стала исходным пунктом воззрений представителей исторической школы права (Г. Гуго, К. Савиньи, Г. Пухты и др.) о "народном духе" как основной правообразующей силе и носителе права.

Монтескье отмечает необходимость соответствия "положительных законов природе и принципам установленного правительства (т. е. форме правления), географическим факторам и физическим свойствам страны, ее положению и размерам, ее климату (холодному, жаркому или умеренному), качеству почвы, образу жизни населения (земледельцев, охотников, торговцев и т. д.), его численности, богатству, склонностям, нравам и обычаям и т. д." . Специальное внимание уделяется необходимости учета взаимосвязанности законов (или, как сейчас бы сказали, системной целостности законодательства), особых обстоятельств возникновения того или иного закона, целей законодателя и т. п.

Специальное внимание Монтескье уделяет проблеме соотношения закона и свободы. Он различает два вида законов о политической свободе:

законы, устанавливающие политическую свободу в ее отношении к государственному устройству, и

законы, устанавливающие политическую свободу в ее отношении к гражданину.

Речь, следовательно, идет об институциональном и личностном аспектах политической свободы, подлежащих законодательному закреплению. Без сочетания этих двух аспектов политическая свобода остается неполной, нереальной и необеспеченной. "Может случиться,-- замечает Монтескье,-- что и при свободном государственном строе гражданин не будет свободен, или при свободе гражданина строй все-таки нельзя будет назвать свободным. В этих случаях свобода строя бывает правовая, но не фактическая, а свобода гражданина фактическая, но не правовая".

§ 3. Учение Монтескье о законах и государстве

История политических и правовых учений - История политических и правовых учений
Монтескье Шарль Луи де (1689-1755) - французский право­вед и политический философ, представитель идейного течения Просвещения XVIII в. Происходит из дворянской семьи. В иезу­итском колледже получил основательную подготовку по класси­ческой литературе, а затем в течение нескольких лет изучал юриспруденцию в Бордо и Париже. С 1708 г. стал заниматься адвокат­ской деятельностью. В 1716 г. унаследовал от дяди фамилию, со­стояние, а также должность председателя парламента Бордо (су­дебного учреждения того времени). В течение почти десяти лет пытается совмещать обязанности судьи с занятиями разносторон­него исследователя и литератора. С 1728 г., после своего избрания в члены Французской академии, путешествует по странам Европы (Италия, Швейцария, Германия, Голландия, Англия), изучая госу­дарственное устройство, законы и обычаи этих стран.

Политические и правовые идеалы просветительства первона­чально разрабатываются Монтескье в его произведениях: "Пер­сидские письма" и "Размышления о причинах величия и падения римлян". С 1731 г. посвящает себя написанию фундаментального труда "О духе законов", который будет анонимно опубликован в Швейцарии в 1748 г. Произведение "О духе законов" - беспреце­дентная для того времени работа по юриспруденции.

Мировоззрение Монтескье сформировалось под воздействием работ французского ученого Ж. Бодена по истории права, работ итальянского мыслителя Дж. Вико по философии истории, а также работ английского философа Дж. Локка.

Особое влияние на Монтескье оказало естествознание XVIII в. Монтескье стремился обнаружить объективно существующие за­висимости в формировании законов, опираясь лишь на факты, по­лученные эмпирическим путем. Методы наблюдения и сравнения становятся для него основополагающими.

Принципиальная же новизна правового мышления Монтескье заключается в использовании им системного метода исследования. Он рассматривает законы во взаимодействии с другими элеме

Нта­ми окружающей среды: "Многие вещи управляют людьми: климат, религия, законы, принципы правления, примеры прошлого, нравы, обычаи; как результат всего этого образуется общий дух народа". Все эти факторы представляют собой цепь, звенья которой нераз­рывно связаны между собой. Поэтому, считает Монтескье, усиле­ние значения одного может происходить лишь за счет ослабления значения другого: "Чем более усиливается в народе действие од­ной из этих причин, тем более ослабляется действие прочих". Сле­дуя такому представлению, логично предположить, что законы мо­гут стать важным элементом в жизни общества. Монтескье, как и все другие просветители, возлагал огромные надежды именно на разумные законы как гарантии человеческой свободы.
Свобода, считал Монтескье, может быть обеспечена лишь зако­нами: "Свобода есть право делать все, что дозволено законами". Но не всякие законы способны обеспечить свободу, а лишь те, которые принимаются народным представительством, действующим регу­лярно: "Свободы не было бы и в том случае, если бы законодательное собрание не собиралось в течение значительного промежутка времени...".

Человеческая свобода, по мнению Монтескье, прежде всего за­висит от уголовного и налогового законодательства. "Свобода поли­тическая, - писал Монтескье, - заключается в нашей безопасно­сти или, по крайней мере, в нашей уверенности, что мы в безопас­ности". Этого добиться можно лишь при условии справедливости уголовных и уголовно-процессуальных законов: "Законы, допуска­ющие гибель человека на основании показаний одного только сви­детеля, пагубны для свободы. Разум требует двух свидетелей, по­тому что свидетель, который утверждает, и обвиняемый, который отрицает, уравновешивают друг друга, и нужно третье лицо для решения дела". Безусловная зависимость для Монтескье существует также между человеческой свободой и налоговым законодатель­ством: "Подушный налог более свойствен рабству, налог на това­ры - свободе, потому что он не столь непосредственно затрагивает личность налогоплательщика".

Законы, от которых зависит человеческая свобода, принимают­ся государственной властью. Однако, считает Монтескье, эту власть осуществляют люди и по опыту веков хорошо известно, что "вся­кий человек, обладающий властью, склонен злоупотреблять ею". Чтобы избежать злоупотребления властью, необходимо ее распре­делить между разными органами: "Чтобы не было возможности злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при ко­тором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг дру­га". Монтескье разработал Теорию разделения властей, Опираясь на существующий государственный строй Англии, увиденный соб­ственными глазами.

Монтескье считал необходимым, чтобы в любом современном государстве была власть законодательная, власть исполнительная и власть судебная.

Законодательную власть должно осуществлять двухпалатное собрание: "Таким образом, законодательная власть была бы пору­чена и собранию знатных, и собранию представителей народа, каж­дое из которых имело бы свои отдельные от другого совещания, свои отдельные интересы и цели". Одна палата, считал Монтескье, должна быть наследственной, другая - выборной; одна - должна представлять интересы знати, другая - интересы народа. Если выборная палата призвана принимать законы, то наследственная палата должна иметь правомочие сдерживать нижнюю палату. Проблему избирательного права Монтескье рассматривал следую­щим образом: "Право подавать голос в своем округе для выбора представителей должны иметь все граждане, исключая тех, поло­жение которых так низко, что на них смотрят как на людей, неспо­собных иметь свою собственную волю".

"Исполнительная власть, - полагал Монтескье, - должна быть в руках монарха, так как эта сторона правления, почти всегда тре­бующая действия быстрого, лучше выполняется одним, чем многи­ми". Исполнительная власть в лице монарха должна иметь право отмены принятых законов (право абсолютного veto), но не должна иметь права законодательной инициативы: "Нет даже необходимо­сти, чтобы она вносила свои предложения".

Судебная власть должна точно следовать предписаниям зако­нов: "Если бы в них выражалось лишь частное мнение судьи, то людям пришлось бы жить в обществе, не имея определенного по­нятия об обязанностях, налагаемых на них этим обществом". Мон­тескье является приверженцем суда присяжных: "Судебную власть следует поручать не постоянно действующему сенату, а лицам, которые в известные времена года по указанному законом способу привлекаются из народа для образования суда, продолжительность действия которого определяется требованиями необходимости".

Для Монтескье разделение властей в государстве - это при­знак умеренного правления, для функционирования которого "надо уметь комбинировать власти, регулировать их, умерять, приводить их в действие, подбавлять, так сказать, балласту одной, чтобы она могла уравновешивать другую; это такой шедевр законодатель­ства, который редко удается выполнить случаю и который редко позволяют выполнить благоразумию". Теория разделения властей и концепция свободы, разработанные Монтескье, составляют фун­дамент одного из направлений современной западной политичес­кой мысли - политического либерализма.

Монтескье внес огромный вклад в развитие учения о праве как науки, надеясь, что разрабатываемая им теория может быть вос­принята просвещенным законодателем как руководство к действию. Монтескье писал: "Если бы я мог сделать так, чтобы у тех, которые повелевают, увеличился запас сведений относительно того, что они должны предписывать, а те, которые повинуются, нашли новое удо­вольствие в повиновении, - я счел бы себя счастливейшим из смертных". Английский философ И. Бентам позднее заметит, что Монтескье "стремился найти в хаосе законов разумные основания, которыми могли бы руководствоваться законодатели".

Продолжая традицию естественно-правовой школы, Монтес­кье писал, что естественные законы - это законы, которые согла­суются с природой человека. Эти законы действовали и в есте­ственном состоянии (стремление к мирному сосуществованию; не­обходимость добывать себе пищу; желание общения, вызванное удивлением перед себе подобным или существом противоположно­го пола; желание жить в обществе разумных существ), но они не утрачивают своего значения с появлением позитивных законов го­сударства. Позитивные законы могут противоречить законам естественным, что представляется Монтескье несправедливым. Он кри­тикует, например, римский закон, согласно которому отец мог зас­тавить дочь развестись со своим мужем. Напротив, "право развода может быть предоставлено только самим лицам, которые испыты­вают на себе неудобство брака и которые знают время, когда им всего лучше освободиться от этого неудобства".

Монтескье стремился объяснить факт большого разнообразия позитивных законов, по которым живут народы земли. Он считает, что это разнообразие не связано с действиями слепой судьбы или случая, напротив, законы всегда причинно обусловлены действием факторов как физического, так и морального характера. К физи­ческим факторам Монтескье относит географические характерис­тики (климат, размер территории, численность населения и др.), а к моральным - принципы правления, нравы и др. Взаимосвязь этих факторов обусловливает "дух законов" каждого народа. Мон­тескье предлагает правоведам исследовать не сами законы, а дух законов, который "заключается в различных отношениях законов к различным предметам".

Монтескье устанавливает связь законов с климатом: "От раз­личия в потребностях, порождаемого различием климатов, проис­ходит различие в образе жизни, а от различия в образе жизни - различие законов". Разумный законодатель должен считаться с этим фактом зависимости, но в то же время он долж:ен бороться с нега­тивными последствиями влияния климата на людей: "Чем более климат побуждает их избегать этого труда (земледелия. - И. М.), Тем более должны поощрять их к этому религия и законы". Мон­тескье рассматривает также отношение законов к нравам и обыча­ям народа, призывая законодателя принимать обдуманные реше­ния: "Законы являются частными и точно определенными установ­лениями законодателя, а нравы и обычаи - установлениями наро­да в целом. Отсюда следует, что тот, кто желает изменить нравы и обычаи, не должен изменять их посредством законов: это показа­лось бы слишком тираническим; лучше изменять их посредством внедрения иных нравов и иных обычаев". Монтескье анализирует связь законов с религией, признавая за религией возможность обес­печения общественного порядка: "В государствах, где вопросы о войне не решаются на общем совещании, где закон лишен всяких средств к прекращению и предупреждению войн, религия уста­навливает периоды мира и перемирий, чтобы дать народу возмож­ность заниматься теми работами, без которых государство не мо­жет существовать, каковы посев и тому подобные работы".

Законы, по мнению Монтескье, находятся в зависимости от фор­мы правления государства. Монтескье различает четыре формы правления: демократическую республику, аристократическую рес­публику, монархию, деспотию. Для демократической республики Монтескье выводит правило, согласно которому "законы, опреде­ляющие право голосования, являются основными для этого вида правления". В аристократических республиках не должно быть за­конов, предусматривающих выбор должностных лиц по жребию: "Выбор по жребию не должен иметь места; он проявил бы здесь только свои дурные стороны". В монархиях власть главы государ­ства связана основными законами: "Власти посредствующие, под­чиненные и зависимые образуют природу монархического правле­ния, т. е. такого, где правит одно лицо посредством основных зако­нов". В деспотиях значение законов сводится почти к нулю, за исключением одного из них: "Учреждение должности визиря есть поэтому основной закон такого государства".

Законодатель не свободен в выборе форм правления государ­ства, так как каждая из них обусловлена размером территории. Монтескье считал, что республики могут существовать на неболь­ших территориях (античные республики), монархии предполагают территорию средних размеров (английская и французская монар­хии), деспотии могут существовать на огромных территориях (Пер­сия, Китай, Индия, Япония). Однако Монтескье делал одно исклю­чение: на большой территории возможно создание федеративной республики. Эта республика будет сочетать в себе все достоинства республиканского правления и внешнюю силу крупных монархий. Основой этой республики будет договор: "Эта форма правления есть договор, посредством которого несколько политических орга­низмов обязываются стать гражданами одного более значительного государства, которое они пожелали образовать". Мысли Монтескье о федеративной республике были восприняты создателями амери­канской Конституции 1787 г.

Монтескье устанавливает, кроме того, соответствия между за­конами и принципами правления. Под принципом правления он понимает основополагающую идею, которая приводит в движение ту или иную форму правления. Для демократической республики такой идеей выступает Добродетель, Для аристократической - Уме­ренность, Для монархии - Честь, А для деспотии - Страх. Эти принципы определяют разнообразие способов вынесения пригово­ров, простоту или сложность уголовных и гражданских законов, строгость наказаний и др. Монтескье, в частности, считал, что "стро­гость в наказаниях более уместна в деспотических государствах, принцип которых - страх, чем в монархиях и республиках, кото­рые имеют своим двигателем честь и добродетель". Принцип той или иной формы правления - это ее идеальная сущность, поэтому разложение принципа правления неизбежно должно привести к разложению формы правления. Продолжая традицию Платона и Аристотеля, Монтескье рассуждает о порче форм правления госу­дарства.

Политические и правовые идеи Монтескье оказали громадное влияние на целые поколения теоретиков права, законодателей и политиков, - они прочно вошли в общественное правосознание.

Концепция разделения властей на законодательную, исполни­тельную и судебную, разработанная Монтескье как теоретическая альтернатива принципу абсолютной власти, стала в XVIII в., - и остается до сих пор, - главным принципом конституционного раз­вития многих стран мира.

Влияние правовых взглядов Монтескье можно обнаружить в "Энциклопедии" Дидро и Даламбера (статьи: "Закон", "Законода­тель"), в создании которой принимал участие и сам Монтескье. Работа "О духе законов" позволяет отнести ее автора к основа­телям юридической социологии. Французский мыслитель предпри­нял попытку объяснить обусловленность законодательства различ­ного рода природными, социальными и культурными факторами: формой правления, религией, обычаями, климатом, почвой и др. В работе "О духе законов" рассматривались и вопросы законода­тельного искусства, которые и по сей день остаются актуальными.

Политические и правовые идеи Монтескье оказали непосред­ственное влияние на составителей Конституции США, конститу­ционное законодательство периода Великой французской револю­ции, на Гражданский кодекс Франции 1804 г. Еще при жизни Мон­тескье обрел европейскую известность благодаря работе "О духе законов".

Просвещение как движение эпохи перехода от феодализма к капитализму в странах Западной Европы

Тема 10. Политические и правовые учения европейского Просвещения

Просвещение – влиятельное общекультурное движение эпохи перехода от феодализма к капитализму. Оно было неотъемлемой составной частью той борьбы, которую молодая тогда буржуазия и народные массы вели против феодального строя и его идеологии.

Специфику содержания Просвещения более всего характеризуют два момента. Во-первых, его социальный и нравственный идеал. Во-вторых, план осуществления этого идеала. Деятели Просвещения желали утвердить на земле "царство разума", в котором люди будут совершенными во всех отношениях, восторжествует гармония интересов свободного индивида и справедливого общества, гуманизм станет высшей нормой социальной жизни. Очень многие из них основные свои надежды на пришествие "царства разума" связывали с вытеснением из массового сознания обскурантистских клерикальных идей, с ликвидацией реакционных феодально-аристократических установлений, нравов, традиций.

Главная ставка делалась на энергичное распространение рационального знания, преодоление темноты и невежества масс, на внедрение в общественную жизнь ценностей, базирующихся на уважении человеческого достоинства. Исключительно важная роль отводилась процессу политического, морального, эстетического воспитания индивида, привития ему потребностей в добре, истине, красоте, качеств истинного человека и гражданина.

В разных формах, пропорциях, отражая национальные и общественно-исторические особенности соответствующих государств, отмеченные моменты присутствовали в Просвещении Франции, Италии, Германии, Англии, России и Польши, Северной Америки и других стран.

В XVII–XVIII вв. Просвещение и создаваемая им в обществе идейно-нравственная атмосфера оказывали значительное влияние на содержание, способы и направление развития науки о государстве и праве, образуя один из самых значимых для нее духовных факторов. Вот почему при изучении истории политико-юридической мысли столь необходимо хорошо представлять себе сущность и облик Просвещения.

Шарль Луи Монтескье (1689–1755) – один из ярких представителей французского Просвещения, выдающийся юрист и политический мыслитель. Развернуто и последовательно гуманистическая и просветительская позиция Монтескье представлена в трактате "О духе законов" (1748).

Главная тема всей политико-правовой теории Монтескье и основная ценность, отстаиваемая в ней, – политическая свобода. К числу необходимых условий обеспечения этой свободы относятся справедливые законы и надлежащая организация государственности.


В поисках "духа законов", т.е. закономерного в законах, он опирался на рационалистические представления о разумной природе человека, природе вещей и т.д. и стремился постигнуть логику исторически изменчивых позитивных законов, порождающие их факторы и причины.

Применительно к человеку законы природы (естественные законы) трактуются Монтескье как законы, которые "вытекают единственно из устройства нашего существа". К естественным законам, по которым человек жил в естественном (дообщественном) состоянии, он относит следующие свойства человеческой природы: стремление к миру, к добыванию себе пищи, к отношению с людьми на основе взаимной просьбы, желание жить в обществе.

Потребность людей, живущих в обществе, в общих законах обусловливает, согласно Монтескье, необходимость образования государства. "Соединение всех отдельных сил образует то, что называется политическим состоянием (государством)". Такое соединение силы отдельных людей предполагает наличие уже единства их воли, т.е. гражданское состояние. Для образования государства (политического состояния) и установления общих законов необходимо, таким образом, достаточно развитое состояние жизни людей в обществе, которое Монтескье (со ссылкой на Гравину) называет гражданским состоянием.

Положительный (человеческий) закон предполагает объективный характер справедливости и справедливых отношений. Справедливость предшествует положительному закону, а не впервые им создается.

Закон вообще – это, по Монтескье, человеческий разум, управляющий всеми людьми. Поэтому "политические и гражданские законы каждого народа должны быть не более как частными случаями приложения этого разума". В процессе реализации такого подхода Монтескье исследует факторы, образующие в своей совокупности "дух законов", т.е. то, что определяет разумность, правомерность, законность и справедливость требований положительного закона.

Перечисляя необходимые отношения, порождающие закон (т.е. законообразующие отношения и факторы), Монтескье, прежде всего, обращает внимание на характер и свойства народа, которым должен соответствовать закон, устанавливаемый для данного народа.

Далее, Монтескье отмечает необходимость соответствия положительных законов природе и принципам установленного правительства (т.е. форме правления), географическим факторам и физическим свойствам страны, ее положению и размерам, ее климату (холодному, жаркому или умеренному), качеству почвы, образу жизни населения (земледельцев, охотников, торговцев и т. д.), его численности, богатству, склонностям, нравам и обычаям и т.д. Специальное внимание уделяется необходимости учета взаимосвязанности законов, особых обстоятельств возникновения того или иного закона, целей законодателя и т.п.

Решающее влияние на законы, согласно Монтескье, оказывают природа и принцип правительства, учреждаемого в гражданском состоянии. Он различает три образа (формы) правления: республиканский, монархический и деспотический. При республиканском правлении верховная власть находится в руках или всего народа (демократия), или его части (аристократия). Монархия – это правление одного человека, но посредством твердо установленных законов. В деспотии всё определяется волей и произволом одного лица вне всяких законов и правил.

Говоря о законах, вытекающих непосредственно из природы различных форм правления, Монтескье применительно к демократии отмечает, что здесь народ является государем только в силу голосований, которыми он изъявляет свою волю. Поэтому основными для демократии он считает законы, определяющие право голосования. Народ, утверждает он, способен контролировать деятельность других лиц, но не способен вести дела сам. В соответствии с этим законы в условиях демократии должны предусматривать право народа избирать своих уполномоченных (должностных лиц государства) и контролировать их деятельность. К числу основных в демократии относится и закон, определяющий саму форму подачи избирательных бюллетеней, включая вопросы об открытом или тайном голосовании и т.д. Одним из основных законов демократии является закон, в силу которого законодательная власть принадлежит только народу.

К основным законам аристократии он относит те, которые определяют право части народа издавать законы и следить за их исполнением. В общем виде Монтескье отмечает, что аристократия будет тем лучше, чем более она приближается к демократии, и должно определять главное направление аристократического законодательства в целом.

В монархии, где источником всякой политической и гражданской власти является сам государь, к основным Монтескье относит законы, которые определяют "существование посредствующих каналов, по которым движется власть", т.е. наличие "посредствующих, подчиненных и зависимых" властей, их правомочий. Главной из них является власть дворянства, так что без дворянства монарх становится деспотом.

Основным законом деспотического правления, где, собственно, нет законов и их место занимают произвол и прихоть деспота, религия и обычаи, является наличие должности полновластного визиря.

Природе каждого вида правления соответствует и свой принцип, приводящий в движение механизм человеческих страстей, – особый для данного политического строя.

В республике (и особенно в демократии) таким принципом является добродетель, в монархии – честь, в деспотии – страх.

Специальное внимание Монтескье уделяет проблеме соотношения закона и свободы. Он различает два вида законов о политической свободе: 1) законы, устанавливающие политическую свободу в ее отношении к государственному устройству, и 2) законы, устанавливающие политическую свободу в ее отношении к гражданину. Без сочетания этих двух аспектов политическая свобода остается неполной, нереальной и необеспеченной.

Монтескье подчеркивает, что политическая свобода возможна вообще лишь при умеренных правлениях, но не в демократии или аристократии, а тем более в деспотии. Да и при умеренных правлениях политическая свобода имеет место лишь там, где исключена возможность злоупотребления властью, для чего необходимо достичь в государстве разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Такое умеренное правление характеризуется как "государственный строй, при котором никого не будут понуждать делать то, к чему его не обязывает закон, и не делать того, что закон ему дозволяет".

Основная цель разделения властей – избежать злоупотребления властью. Чтобы пресечь такую возможность, подчеркивает Монтескье, "необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга". Подобное взаимное сдерживание властей – необходимое условие их правомерного и согласованного функционирования в законно очерченных границах. Ведущие и определяющие позиции в системе различных властей занимает, согласно Монтескье, законодательная власть.

Разделение и взаимное сдерживание властей являются, согласно Монтескье, главным условием для обеспечения политической свободы в ее отношениях к государственному устройству.

Монтескье при этом подчеркивает, что политическая свобода состоит не в том, чтобы делать то, что хочется. Свобода есть право делать все, что дозволено законами

Личностный аспект свободы – политическая свобода в ее отношении уже не к государственному устройству, а к отдельному гражданину – заключается в безопасности гражданина. Рассматривая средства обеспечения такой безопасности, Монтескье придает особое значение доброкачественности уголовных законов и судопроизводства.

Политическая свобода граждан в значительной степени зависит от соблюдения принципа соответствия наказания преступлению. Свобода, по Монтескье, торжествует там, где уголовные законы налагают кары в соответствии со специфической природой самих преступлений: наказание здесь зависит не от произвола и каприза законодателя, а от существа дела. Такое наказание перестает быть насилием человека над человеком. Причем "законы обязаны карать одни только внешние действия".

Для обеспечения свободы необходимы и определенные судебные формальности (процессуальные правила и формы).

Составной частью учения Монтескье о законах являются его суждения о различных разрядах (типах) законов. Люди, отмечает он, управляются различными законами: естественным правом; божественным правом (правом религии); церковным (каноническим) правом; международным правом (вселенским гражданским правом, по которому каждый народ есть гражданин вселенной); общим государственным правом, относящимся ко всем обществам; частным государственным правом, имеющим в виду отдельное общество; правом завоевания; гражданским правом отдельных обществ; семейным правом.

Ввиду наличия этих различных разрядов законов, замечает Монтескье, "высшая задача человеческого разума состоит в том, чтобы точным образом определить, к какому из названных разрядов по преимуществу относятся те или иные вопросы, подлежащие определению закона, дабы не внести беспорядка в те начала, которые должны управлять людьми".

Специальное внимание Монтескье уделяет способам составления законов, законодательной технике. Он формулирует, в частности, следующие правила составления законов, которыми должен руководствоваться законодатель. Слог законов должен быть сжатым и простым. Слова закона должны быть однозначными, вызывая у всех людей одни и те же понятия. Законы не должны вдаваться в тонкости, поскольку "они предназначены для людей посредственных и содержат в себе не искусство логики, а здравые понятия простого отца семейства". Когда закон не нуждается в исключениях, ограничениях и видоизменениях, то лучше обходиться без них. Мотивировка закона должна быть достойна закона Не следует запрещать действия, в которых нет ничего дурного, только ради чего-то более совершенного.

Учение Монтескье о "духе законов" и разделении властей оказало существенное воздействие на всю последующую политико-правовую мысль, особенно на развитие теории и практики правовой государственности.

В исследовании проблем государства и права Ш. Монтескье принадлежит выдающееся место, он является одним из крупнейших исследователей в истории науки, создавших всестороннее учение о государстве и праве, об их природе, принципах, изменениях и формах.

Политические науки, право представляли главный интерес французского просветителя. Согласно Монтескье право, законы не носят произвольный характер, в них целиком и полностью отражается жизнь конкретного общества. В законах находят отражение как физические, естественные факторы, такие как среда обитания, климатические условия, территория, так и моральные или положительные, к которым философ относит образ жизни, обычаи, характер народа, его мировоззрение, традиции. Таким образом, законы создаются, по мнению ученого, не просто субъективно, по желанию правителей, они связаны с культурой, обычаями, характером народа, которые, в свою очередь, обусловливаются условиями его жизни, средой обитания.

Первоначальные наброски, зачатки этих идей Монтескье изложил в своей работе «Персидские письма», где повествование ведется от имени некого перса, объехавшего европейские страны и описавшего свои впечатления. Особенно отметив среди европейских стран Францию, как одну из самых развитых и больших, он однако подвергает серьезной критике обычаи и нравы, царящие во французском свете, где взаимоотношения людей не отличаются искренностью, процветают интриги, ложь, зависть. Многочисленный французский двор, делает вывод путешественник, своими кознями и ложью не только не усиливает, но, напротив, уменьшает силу французского государства.

Эта идея также была глубоко исследована ученым в его книге «Размышления о причинах величия и падения римлян». Всесторонне исследуя римскую исторгло, величие римского народа, его упорный характер, силу духа, патриотизм, которые были сформированы в связи с условиями его жизни, географической средой, анализируя историю римского государства, великой империи, оставившей в мировой истории колоссальный и неизгладимый след, французский ученый задается вопросом о причинах ее разложения и гибели.

Монтескье видит причину падения римского государства, прежде всего, в изменении духа народа, его характера, мировосприятия. Римляне, рассуждает философ, были гордым народом, завоевавшим целый мир, высоко поднявшим авторитет римского гражданина. Быть римлянином было чрезвычайно престижно, в связи с этим, как отмечает ученый, многие покоренные народы стремились стать римлянами, не имея, однако, при этом тех достоинств, которыми обладали настоящие римляне. Огромное количество покоренного населения, присоединившегося к Риму, стало, во что бы то ни стало, добиваться статуса римлянина, в результате новые граждане размывали римский дух, римский характер, римское достоинство.

И, в конце концов, как неоднократно отмечает Монтескье, римские обычаи, дух, традиции стали деградировать, в результате чего великий Рим с его великим духом разложился. Рим разложили все присоединенные к нему народы, поскольку изменились сами римляне, ничего не осталось от гордого, независимого римского духа, люди увлеклись стремлением к богатству их захватили алчность, властолюбие, а первоначальный дух, объединявший римлян, давший им силу стать мощным государством, стал постепенно угасать. В результате Рим, потеряв свой первоначальный дух, был неспособен сопротивляться нападениям варваров, не сумел оградить себя от врагов.

Эту идею еще более глубоко французский ученый излагает в своем главном труде — трактате «О духе законов». В этой огромной работе Монтескье всесторонне разработал вопросы о законах, о праве, формах власти, о государстве, охватил все стороны государства, права и правления. Как Аристотель, Макиавелли, Локк Монтескье в своем исследовании тщательно исследовал опыт и историю различных государств и народов, как античных и средневековых, так и современных. На основе этих глубоких исследований, скрупулезного анализа и синтеза он сформировал свою концепцию государства и права.

В поисках «духа законов», то есть закономерного в законах, французский философ опирался на рационалистические представления о разумной природе человека и природе вещей, ставил перед собой задачу осмысления логики исторически изменчивых позитивных законов, порождающих их факторов и причин.

Ученый, как один из самых ярких представителей Просвещения, был убежден, что ход истории определяется не божественной волей и не случайным стечением обстоятельств, но действием соответствующих закономерностей- Свой подход Монтескье характеризовал следующим образом: «Я начал с изучения людей и нашел, что все бесконечное разнообразие их законов и нравов не вызвано единственно произволом их фантазии. Я установил общие начала и увидел, что частные случаи как бы сами собою подчиняются им, что история каждого народа вытекает из них как следствие, и всякий частный закон связан с другим законом или зависит от другого, более общего закона».

Закономерное в тех или иных отношениях, закон означает, согласно Монтескье, разумное и необходимое, которое противопоставляется им случайному, произвольному и фатальному. Закон, согласно философу, выражает момент обусловленности тех или иных отношений разумным началом, то есть наличие разумного и необходимого в этих отношениях.

Закон не просто субъективное творение, хотя в отличие от естественных законов положительный закон есть творение людей, все законы должны отражать объективные, глубинные процессы. «Они должны соответствовать физическим свойствам страны, ее климату — холодному, жаркому или умеренному, качествам почвы, ее положению, размерам, образу жизни ее народа — земледельцев, охотников или пастухов, степени свободы, допускаемой устройством государства, религии населения, его склонностям, богатству, численности, торговле, нравам, обычаям. Наконец, они связаны между собой и обусловлены обстоятельством своего возникновения, целями законодателя, порядком вещей, на котором они утверждаются. Их нужно рассмотреть со всех этих точек зрения».

Таким образом, под законом Монтескье понимает все законы, как неизменные законы, действующие в физическом мире, так и изменчивые законы, которые действуют в мире разумных существ. «Законы в самом широком значении этого слова суть необходимые отношения, вытекающие из природы вещей; в этом смысле все, что существует, имеет свои законы… Единичные разумные существа могут сами для себя создавать законы, но у них есть также и такие законы, которые не ими созданы».

Физические законы, считает философ, определяют социальную жизнь на самых ранних этапах истории, когда народы выходят из состояния дикости. К таким причинам относятся: климат, состояние почвы, размеры и положение страны, численность населения и др. Например, отмечает ученый, на юге климат жаркий, потому там люди изнежены, ленивы и работают только из страха наказания, в связи с чем в жарких странах «обыкновенно царит деспотизм». Напротив, на севере, в условиях сурового климата и преобладания бесплодных земель, люди более мужественны и свободолюбивы. Поэтому для северных народов, по мнению философа, характерны умеренные формы правления.

Согласно Монтескье, законы очень тесно связаны с теми способами, которыми различные народы добывают себе средства к жизни. Следовательно, среди физических причин наиболее важными, по мнению французского ученого, являются географические факторы. Сама постановка вопроса о значении географической среды в жизни общества была очень плодотворна, поскольку ориентировала политическую мысль на выявление объективных причин обоснования государства и права. Однако абсолютизация значения географических факторов часто приводила его к совершенно необоснованным выводам, давшим основание в последующем дня развития различных расистских теорий и концепций.

Моральные или положительные законы, согласно Монтескье, вступают в действие позднее, с развитием цивилизации- К ним относятся: принципы политического строя, религиозные верования, нравственные убеждения, обычаи и др. Моральные причины воздействуют на законодательство народов сильнее, чем физические, и постепенно вытесняют их. По мнению просветителя, моральные причины более влияют на общий дух, общий характер нации и должны учитываться при выявлении общего духа по сравнению с физическими причинами.

Таким образом, французский просветитель доказывает, что историческое развитие общества представляет собой результат взаимодействия как объективных, так и субъективных причин, где роль субъективных причин со временем, с движением истории возрастает. Причем, главную цель своей работы «О духе законов» Монтескье видел в том, чтобы показать «триумф морали над климатам».

Далее, касаясь проблемы человека, ученый отмечал, что «…как существо физическое, человек, подобно всем другим телам, управляется неизменными законами; как существо, одаренное умом, он беспрестанно нарушает законы, установленные богом, и изменяет те, которые сам установил».

По отношению к человеку физические законы природы, естественные законы трактуются Монтескье как такие, которые «вытекают единственно из устройства нашего существа». К естественным законам, по которым человек жил в естественном, дообщественном состоянии, философ относит следующие свойства человеческой природы: стремление к миру, к добыванию себе пищи, желание жить в обществе.

Монтескье в своем понимании совершенно расходится с мнением Гоббса, согласно которому в естественном состоянии люди были изначально агрессивны, стремились властвовать друг над другом, в силу чего там царила «война всех против всех». Напротив, по убеждению французского ученого, человек в естественном состоянии слаб, крайне уязвим, потому он стремился к равенству и миру с другими. Более того, подчеркивает мыслитель, идея власти и господства настолько сложна и зависит от такого множества других идей, что никак не может быть первой во времени идеей человека.

Необходимость образования государства обусловливается, по мнению Монтескье, потребностью людей, живущих в обществе, в общих законах. По мнению французского философа, состояние государства, его благополучие, устойчивость, безопасность зависят от его законов: «Общество не может существовать без правительства… Соединение всех отдельных сил,.. образует то, что называется политическим состоянием (государством)». Таким образом, еще до образования государства предполагается наличие у людей единства их воли. Следовательно, для образования государства — политического состояния — и установления общих законов необходимо достаточно развитое состояние жизни людей в обществе, которое Монтескье называет гражданским состоянием.

Изучение обширного эмпирического материала позволило ученому не согласиться с договорной теорией происхождения государственной власти. Принимая в целом идею естественного (догражданского) состояния, ученый в то же время отверг те теории, в которых образование государства выводилось из требований естественного права. Не принял он и само понятие общественного договора.

Возникновение политически организованного общества французский философ рассматривает как исторический процесс. По его мнению, государство и законы появляются вследствие войн. Мыслитель стремился объяснить процесс происхождения государства на основе анализа зарождения конкретных социальных и правовых институтов. В этой связи он полемизирует с Локком и Гоббсом, которые переносили в естественное состояние такие социальные явления, как собственность и войну.

Как только люди соединяются в обществе, полагает французский философ, равенство, существовавшее между ними, исчезает, начинаются войны двоякого рода — между отдельными лицами и между народами. «Появление этих двух видов войны — писал Монтескье, — побуждает установить законы между людьми». Это законы, определяющие отношения между народами — международное право, законы, регулирующие отношения между правителями и управляемыми — политическое право, законы, которые определяют отношения всех граждан между собой — гражданское право.

Философ понимает государство как самодостаточную политическую систему, которая существует в различных формах правления. Наиболее распространенными среди них являются три образа правления — республиканский, монархический и деспотический. Все эти три формы правления впоследствии ученый рассматривает с точки зрения природы, с точки зрения принципа, с точки зрения воспитания и т.д.

Согласно Монтескье, народ, обладающий верховной властью, должен сам властвовать, а в тех случаях, когда он не может решать сам, он должен иметь уполномоченных и через своих представителей выражать свою волю. «Но эти уполномоченные не будут таковыми, если они не назначены самим народом, поэтому основной принцип этого вида правления состоит в том, что народ сам избирает своих уполномоченных, т.е. должностных лиц государства».

Здесь автором «Законов» еще раз подчеркивается, что самое главное в демократии состоит в том, что народ сам избирает своих представителей, и то, кому народ доверяет, кого он уполномочивает, кто является представителями народа, имеет при этом особое значение. Искажение результатов голосования — это, по мнению Монтескье, преступление, так как тем самым изменяется воля народа, создается обстоятельство, когда в качестве его уполномоченных выдвигаются не те, кого пожелал народ.

Далее Монтескье анализирует природу деспотического государства. Деспотию философ определял следующим образом: «Нельзя говорить без ужаса об этом чудовищном правлении». Согласно ученому предотвратить перерождение монархии в деспотию способна лишь правильная организация верховной власти: «Из природы деспотической власти следует, что одно лицо, обладающее ею, поручает осуществлять ее также одному только лицу. Человек, которому все его пять чувств постоянно говорят, что он — все, а прочие люди — ничто, естественным образом, ленив, невежествен, сластолюбив. Поэтому он сам не занимается делами. Но если он поручит их нескольким лицам, то между ними пойдут распри, начнутся интриги из-за чести быть первым между рабами, и государю снова придется вмешиваться в дела правления. Поэтому гораздо проще предоставить все дела визирю, наделив его всей полнотой власти. Учреждение должности визиря есть поэтому основной закон такого государства». Следовательно, в условиях деспотической власти правление происходит по личному произволу.

Таким образом, природа каждой формы правления определяет основные законы, конституирующие данный строй. Проанализировав природу государства путем исследования трех форм правления, Монтескье переходит к рассмотрению принципов правления. Природе каждого вида правления, замечает мыслитель, соответствует свой моральный принцип, приводящий в движение особый для данного политического строя механизм человеческих страстей.

Раскрывая принцип республиканского правления, Монтескье замечает, что поскольку демократия есть власть народа, государство, где сам народ желает властвовать, то в республиканском правлении большое значение имеет добродетель. Следовательно, дня того чтобы люди, уполномоченные народом, должным образом исполняли свои функции, необходимы моральные принципы, добродетель. «Народное государство, — пишет философ, — нуждается в добавочном двигателе; этот двигатель — добродетель… Ясно ведь, что монархия, при которой лицо, заставляющее исполнять законы, считает себя выше законов, не имеет такой надобности в добродетели, как народное правление, при котором лицо, заставляющее исполнять законы, чувствует, что само подчинено им и само несет ответственность за их исполнение».

По мнению Монтескье, если в монархическом государстве, в случае допущения каких-либо ошибок, монарх может, одумавшись, или следуя советам приближенных, исправить их, то в условиях республиканского правления ошибки имеют более глубокие последствия. «Если законы перестают соблюдаться в народном государстве, то оно уже погибло, так как причина этого зла может быть только в испорченности самой республики», — отмечает ученый.

Учение Монтескье о «духе законов» и разделении властей оказало существенное воздействие на развитие всей последующей политико-правовой мысли, особенно на развитие теории и практики правовой государственности. Обоснованные мыслителем идеи свободы, гражданских прав и разделения властей были положены в основу Конституции США, получили закрепление в конституционных актах Франции, а также и ряда других государств.

Абдильдин Ж. Собрание сочинений в десяти томах. Т. 10. Астана — 2012, — 552 стр.