Международное военное право. Международное право вооруженных конфликтов Правовые режимы действующие в период вооруженных конфликтов

В соответствии с основными принципами МП государства должны решать международные споры мирными средствами. Однако современное МП допускает возможность правомерного применения вооруженных сил (самооборона от агрессии, применение вооруженных сил ООП, реализация права на самоопределение).

В МП имеется большое число норм, регламентирующих отношения в период вооруженных конфликтов. Объем и качество регулирования этих отношений позволяют говорить о существовании самостоятельной отрасли МП, которая определяет допустимость средств и методов ведения войны, обеспечивает защиту жертв вооруженных конфликтов, устанавливает взаимоотношения между воюющими и невоюющими государствами и т.д. Эта отрасль получила название - международное право в период вооруженных конфликтов.

Традиционно до конца XIX в. основную роль в регламентации международного права вооруженных конфликтов играли международные обычаи; само право вооруженных конфликтов обычно именовалось - "законы и обычаи войны". В XIX в. на международных конференциях (Парижский конгресс 1856 г., Гаагские конференции мира 1899 и 1907 гг., Женевские конференции 1929, 1949, 1977 гг. и др.) обычаи ведения войны стали кодифицироваться.

В настоящее время основной массив норм составляют договоры, в числе которых: Декларация об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль (Санкт-Петербург, 29 ноября 1968 г.), подписанные в Гааге 18 октября 1907 г. III Конвенция об открытии военных действий, IV Конвенция о законах и обычаях сухопутной войны, V Конвенция о правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной войны и XIII Конвенция о правах и обязанностях нейтральных держав в случае морской войны, Женевский протокол о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов (1925 г.), Женевские конвенции, подписанные 12 августа 1949 г., об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях, об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море, об обращении с военнопленными, о защите гражданского населения во время войны, и Дополнительные протоколы I и II к ним и др.

В то же время для права вооруженных конфликтов сохранили важное значение международные обычаи.

Как правило, МПВК делят на "право Гааги" и "право Женевы". "Право Гааги" образуют конвенции, посвященные, прежде всего, правилам ведения войны. "Право Женевы" направлено, главным образом, на обеспечение защиты участников вооруженных конфликтов и прав гражданского населения.

Международное сотрудничество в сфере вооруженных конфликтов развивается в настоящее время по следующим основным направлениям: а) предотвращение вооруженных конфликтов; б) регулирование статуса участвующих и не участвующих в конфликте государств; в) ограничение средств и методов ведения войны; г) защита прав человека в период вооруженных конфликтов; д) ответственность за нарушение норм права.

Вооруженные конфликты: понятие, виды

Различают международные вооруженные конфликты и вооруженные конфликты немеждународного характера.

Согласно положениям Женевских конвенций 1949 г. международными вооруженными конфликтами признаются такие конфликты, когда один субъект МП применяет вооруженную силу против другого. Таким образом, сторонами могут выступать государства, нации и народности, борющиеся за свою независимость, международные организации, осуществляющие коллективные вооруженные меры но поддержанию мира и международного правопорядка.

Согласно ст. 1 Дополнительного протокола I международными являются также вооруженные конфликты, в которых народы ведут борьбу против колониального господства и иностранной оккупации и против расистских режимов в осуществление своего права на самоопределение.

Вооруженный конфликт между повстанцами и центральным правительством является, как правило, внутренним конфликтом. Однако повстанцы могут быть признаны "воюющей стороной", когда: они имеют свою организацию; имеют во главе ответственные за их поведение органы; установили свою власть на части территории; соблюдают в своих действиях "законы и обычаи войны". Признание повстанцев "воюющей стороной" исключает применение к ним национального уголовного законодательства об ответственности за массовые беспорядки и т.п. На захваченных в плен повстанцев распространяется статус военнопленных. Власти освободительного движения могут вступать в правоотношения с третьими государствами и международными организациями, получать от них допускаемую МП помощь. Власти повстанцев на контролируемой ими территории могут создавать органы управления и издавать нормативные акты, осуществляя квазигосударственные функции. Таким образом, признание повстанцев "воюющей стороной", как правило, свидетельствует о приобретении конфликтом качества международного и является первым шагом к признанию нового государства.

Вооруженные конфликты немеждународного характера - это все не подпадающие под действие ст. 1 Дополнительного протокола I вооруженные конфликты, происходящие на территории какого-либо государства "между его вооруженными силами или другими организованными вооруженными группами, которые, находясь под ответственным командованием, осуществляют такой контроль над частью его территории, который позволяет им осуществлять непрерывные и согласованные военные действия и применять положения Протокола II".

Такие конфликты характеризуются следующими признаками:

  • а) применение оружия и участие в конфликте вооруженных сил, включая полицейские подразделения;
  • б) коллективный характер выступлений. Действия, влекущие обстановку внутренней напряженности, внутренние беспорядки не могут считаться вооруженными конфликтами немеждународного характера;
  • в) определенная степень организованности повстанцев и наличие органов, ответственных за их действия;
  • г) продолжительность и непрерывность конфликта. Отдельные спорадические выступления слабоорганизованных групп не могут рассматриваться как вооруженные конфликты немеждународного характера;
  • д) осуществление повстанцами контроля над частью территории государства.

К вооруженным конфликтам немеждународного характера следует относить все гражданские войны и внутренние конфликты, возникающие из попыток государственных переворотов и т.д. Они отличаются от международных прежде всего тем, что в международных вооруженных конфликтах обе "воюющие стороны" являются субъектами МП, в то время как в гражданской войне "воюющей стороной" признается лишь центральное правительство.

Государства не должны вмешиваться во внутренние конфликты на территории другого государства. Однако на практике западными государствами осуществляются определенные вооруженные мероприятия по защите своих граждан, получившие название "гуманитарной интервенции".

В соответствии с III Гаагской конвенцией государства признают, что военные действия между ними не должны начинаться без предварительного и недвусмысленного предупреждения, которое будет иметь или форму мотивированного объявления войны, или форму ультиматума с условным объявлением войны. Состояние войны должно быть без замедления оповещено нейтральным странам и будет иметь для них действительную силу лишь после получения оповещения.

Объявление войны, даже если за этим актом не следуют собственно военные действия, означает начало юридического состояния войны. Между государствами перестают применяться многие нормы МП (в частности, политические, экономические, культурные соглашения между воюющими государствами), другие нормы, принятые специально для периода вооруженного конфликта. Состояние войны прекращает дипломатические и консульские отношения, сотрудникам учреждений должна быть обеспечена возможность беспрепятственного отъезда в свое государство. Граждане иностранного государства могут быть интернированы.

Театр войны - территория воюющих сторон, открытое море и воздушное пространство над ним, в пределах которых ведутся военные действия. Запрещается использовать в качестве театра войны территорию нейтральных государств.

В современном МП отсутствует конвенционное определение агрессии. В Конвенции об определении агрессии (Лондон, 4 июля 1933 г.) участвовали всего пять государств - СССР, Румыния, Чехословакия, Югославия, Турция. Существование Конвенции, к сожалению, не предотвратило Второй мировой войны; она не применялась даже участвующими в ней государствами.

В резолюции ГА ООН "Определение агрессии" (14 декабря 1974 г.) под агрессией понимается применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства или каким-либо иным способом, несовместимым с Уставом ООН. Применение вооруженной силы государством первым в нарушение Устава является свидетельством акта агрессии.

В качестве акта агрессии квалифицируются:

  • - вторжение или нападение вооруженных сил государства на территорию другого государства или любая военная оккупация, какой бы временный характер она не носила, являющаяся результатом такого вторжения или нападения, или любая аннексия с применением силы территории другого государства или части ее;
  • - бомбардировка вооруженными силами государства территории другого государства или применение любого оружия против другого государства;
  • - блокада портов или берегов государства вооруженными силами другого государства;
  • - нападение вооруженными силами государства на сухопутные, морские или воздушные силы или морские и воздушные флоты другого государства;
  • - применение вооруженных сил одного государства, находящихся на территории другого государства по соглашению с принимающим государством, в нарушение условий, предусмотренных в соглашении, или любое продолжение их пребывания на такой территории по прекращении действия соглашения;
  • - действие государства, позволяющего, чтобы его территория, которую оно предоставило в распоряжение другого государства, использовалась этим другим государством для совершения акта агрессии против третьего государства;
  • - засылка государством или от имени государства вооруженных банд, групп, и регулярных сил наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против другого государства, носящие столь серьезный характер, что это равносильно перечисленным выше актам, или его значительное участие в них.

Агрессия признана международным преступлением.

Нейтралитет в войне - это особый правовой статус государства, не участвующего в войне и воздерживающегося от оказания помощи обеим воюющим сторонам. Различают: постоянный нейтралитет (например, Швейцария с 1815 г., Австрия с 1955 г., Туркменистан с 1995 г.); эвентуальный нейтралитет (в данной войне); нейтралитет в силу договора между соответствующими государствами.

Нейтральные государства, сохраняя право па самооборону, должны выполнять правила нейтралитета. Так, постоянно нейтральные государства не должны в мирное время входить в военные блоки; предоставлять свою территорию для иностранных военных баз или формирования военных отрядов воюющих; не допускать передачи воюющим техники и боеприпасов. При нарушении этих правил воюющие государства могут считать территорию нейтрального государства театром военных действий. Вместе с тем нейтральные государства имеют право: отражать силой попытки нарушить статус нейтралитета; предоставлять свою территорию для содержания раненых; разрешать заход в свои порты санитарных судов воюющих государств и т.д.

Международное право в период вооруженных конфликтов: понятие, принципы, источники. «Право Женевы» и «право Гааги»

Право вооруженных конфликтов (ПВК) можно определить как совокупность создаваемых путем межд. соглашений или обычая юридических норм, применяемых в войнах, межд. и немежд. вооруженных конфликтах, запрещающих использование определенных средств и методов ведения вооруженной борьбы, обеспечивающих защиту прав индивида в ходе этой борьбы и устанавливающих межд.-правовую ответственность государств и уголовную ответственность физических лиц за их нарушение.

Наибольшее значение из ныне действующих межд.-правовых актов имеют Гаагские конвенции 1907 г., Женевские конвенции 1949 г. Если Гаагские конвенции 1907 г. («право Гааги» или собственно «право войны») регулируют применение средств и методов ведения вооруженной борьбы, то Женевские конвенции 1949 г. («право Женевы» или «гуманитарное право») охраняют права комбатантов, вышедших из строя, и лиц, не принимающих участия в боевых действиях.

В 1977 г. к Женевским конвенциям 1949 г. были приняты два Дополнительных протокола: Протокол I, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов, и Протокол, касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера.

Важное место среди источников ПВК занимают межд.-правовые акты, в которых содержится запрещение применять на войне те или иные виды оружия. Женевский протокол 1925 г. запрещает применять на войне удушливые, ядовитые и другие подобные газы и бактериологические средства; в 1972 г. подписана Конвенция о бактериологическом оружии, которая запрещает разработку, производство и накопление запасов бактериологического и токсинного оружия и предусматривает их уничтожение. В 1977 г. государства подписали Конвенцию о запрещении прибегать к военному использованию средств воздействия на природную среду. Конвенция 1980 г. запрещает применять против гражданского населения осколочные бомбы, осколки которых не просматриваются в человеческом теле рентгеном, мины-ловушки, зажигательное оружие.

ПВК содержит большое количество межд.-правовых актов, в которых регулируются вопросы уголовной ответственности за агрессию и за нарушение норм ПВК Это Устав Межд. военного трибунала 1945 г.; Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г.; Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества 1968 г.; резолюции Генеральной Ассамблеи ООН о выдаче и наказании военных преступников 1946 г. и о наказании военных преступников и лиц, совершивших преступления против человечества, 1970 г. и др.

Из общих принципов МП в ПВК особое значение имеют: принцип гуманности, принцип недопустимости дискриминации; принцип ответственности за нарушение норм и принципов ПВК, который включает:

специальные принципы ПВК, регулирующие применение средств и методов ведения войны: принцип ограничения воюющих в выборе средств и методов вооруженной борьбы; принцип разграничения военных и гражданских объектов;

специальные принципы ПВК о защите участников вооруженной борьбы, а также гражданского населения подразделяются на две группы: принципы защиты законных прав комбатантов; принципы защиты неотъемлемых прав гражданского лица во время вооруженных конфликтов.

Начало войны и его правовые последствия. f Театр войны. Нейтралитет в войне

Военные действия между государствами не должны начинаться без предварительного недвусмысленного предупреждения, которое будет иметь форму ультиматума с условным объявлением войны (ст. 1 Гаагской конвенции об открытии военных действий 1907 г.).

Объявление войны, даже если оно не сопровождается военными действиями, всегда приводит к состоянию войны и влечет за собой определенные правовые последствия. Это означает конец мирных отношений между соответствующими государствами: дипломатические и консульские связи прекращаются; персонал посольств и консульств отзывается; политические договоры (о ненападении, о нейтралитете, о военном, союзе) прекращают свое действие; некоторые многосторонние договоры приостанавливают свое действие в отношениях между воюющими государствами; межд. многосторонние договоры, закрепляющие нормы и принципы права в период вооруженных конфликтов, начинают действовать и в отношениях между воюющими сторонами. С началом войны начинается фактическое осуществление положений договоров и соглашений, которые регулируют отношения между государствами, вступившими в войну, с одной стороны, нейтральными и другими невоюющими государствами - с другой. К гражданам страны-противника может быть применен специальный режим; их право на выбор места жительства ограничивается; они могут быть интернированы или принудительно поселены в определенном месте.

Военные действия развертываются на определенных территориях воюющих государств. Под театром войны понимается вся территория воюющих государств (сухопутная, морская и воздушное пространство над ними), на которой они могут потенциально вести военные действия. Под театром военных действий понимается территория, на которой вооруженные силы воюющих государств фактически ведут военные действия.

Под нейтралитетом во время войны понимается правовое положение государства, при котором оно не участвует в войне и не оказывает непосредственной помощи воюющим. Права и обязанности нейтральных государств во время войны, воюющих сторон в отношении нейтральных государств, а также физических лиц как нейтральных, так и воюющих государств регламентируются Гаагской конвенцией о правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной войны 1907 г., в соответствии с которой территория нейтрального государства является неприкосновенной и не может быть превращена в театр военных действий. Воюющим государствам запрещается проводить через территорию нейтрального государства войска и военные транспорты. Нейтральное государство не должно разрешать воюющим создавать, устанавливать или размещать на своей территории радиостанции и другие средства связи и технические приспособления. Однако оно может разрешать воюющим (на равных началах) пользоваться своими средствами связи.

Запрещенные средства и методы ведения войны

Средства ведения войны - оружие, снаряды, вещества, применяемые вооруженными силами воюющих сторон для нанесения вреда и поражения противнику. Методы ведения войны - это порядок использования средств ведения войны.

Средства и методы ведения войны делятся на запрещенные (или частично запрещенные) и не запрещенные МП. Согласно ст. 35 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям 1949 г. право сторон, находящихся в конфликте, выбирать средства и методы ведения войны не является неограниченным. Запрещается применять оружие, снаряды, вещества и методы ведения военных действий, способные причинить излишние повреждения или страдания или делающие смерть сражающихся неизбежной, а также ведущие к массовому разрушению и бессмысленному уничтожению материальных ценностей (ст. 22 Приложения к Гаагской конвенции 1907 г. о законах и обычаях сухопутной войны).

МП запрещает следующие средства и методы ведения войны (сухопутной, морской, воздушной):

яды или отравленное оружие, удушливые, ядовитые или другие газы, аналогичные жидкости, вещества и процессы, а также бактериологическое оружие;

средства воздействия на природную среду во враждебных целях;

любое оружие, если его действие заключается в нанесении повреждений осколками, которые не обнаруживаются в человеческом теле с помощью рентгеновских лучей (стекло, пластмасса и т. д.); мины, мины-ловушки и

другие устройства в виде, детских игрушек и предметов медицинской помощи; любое зажигательное оружие против гражданского населения, населенных пунктов и невоенных объектов;

другие виды обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющие неизбирательное действие;

осуществление геноцида на захваченной территории; предательское убийство или ранение сложившего оружие или безоружного неприятеля; объявление обороняющимся, что в случае сопротивления им не будет пощады;

бессмысленное разрушение городов и населенных пунктов и уничтожение неприятельской собственности, если это не вызывается военной необходимостью;

Однако МП не запрещает военные хитрости с целью ввести противника в заблуждение или побудить его действовать опрометчиво. Примерами таких хитростей являются: использование маскировки, ловушек, ложные операции и дезинформация (ст. 37 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям 1949 г.).

В связи с развитием научно-технического прогресса и повышением его уровня в военно-промышленном комплексе особое место в МП вооруженных конфликтов занимают средства и методы ведения воздушной войны. Положения Дополнительного протокола I направлены на защиту гражданского населения от нападений с воздуха. Нападения с воздуха могут быть направлены только против военных объектов. Запрещается нападение или угроза нападения, основная цель которого состоит в том, чтобы терроризировать гражданское население.

Понятие жертв войны. Комбатанты и некомбатанты. Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г. Жертвы войны - это лица, которые не принимают непосредственного участия в военных действиях или прекратили такое участие с определенного момента: раненые и больные комбатанты и некомбатанты, военнопленные, гражданское население, в том числе оккупированных территорий.

Участников вооруженных конфликтов можно условно разделить на две группы: сражающиеся (комбатанты) и несражающиеся (некомбатанты). Согласно Дополнительному протоколу I к Женевским конвенциям 1949 г. лица, входящие в состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, и принимающие непосредственное участие в боевых действиях, являются комбатантами. Только за комбатантами признается право применять военную силу. К ним самим допустимо в ходе боевых действий применение высшей меры насилия, т. е. физического уничтожения. Комбатанты, оказавшиеся во власти противника, вправе требовать обращения с ними как с военнопленными.

К несражающимся относится личный состав, правомерно находящийся в структуре вооруженных сил воюющей стороны, оказывающий ей всестороннюю помощь в достижении успехов в боевых действиях, но не принимающий Непосредственного участия в этих действиях. Это интендантский и медицинский персонал, корреспонденты и репортеры, духовенство и др. Несражающиеся не могут быть непосредственным объектом вооруженного нападения противника. В то же время оружие, имеющееся у них, они обязаны использовать исключительно в целях самообороны и защиты вверенного им имущества.

Таким образом, деление вооруженных сил на сражающихся и несражающихся основывается на их непосредственном участии в боевых действиях с оружием в руках от имени и в интересах той воюющей стороны, в вооруженные силы которой они правомерно включены.

Поскольку партизанская война квалифицируется современным МП как правомерная форма борьбы против агрессора, колониальной зависимости и иностранной оккупации, за партизанами согласно Женевским конвенциям 1949 г. признается статус комбатанта, если они имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных, имеют отличительный знак, открыто носят оружие, соблюдают в ходе боевых действий законы и обычаи войны. В свете современного международного права статусом комбатанта обладают и бойцы национально-освободительных движений.

Важнейшими источниками права вооруженных конфликтов являются Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г.:

  • * Конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях;
  • * Конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море;
  • * Конвенция об обращении с военнопленными;
  • * Конвенция о защите гражданского населения во время войны.

Запрещено размещать военнопленных в качестве «военного щита» в месте дислокации войск, техники или военных объектов захватившего государства. В отношении военнопленных могут быть применены лишь меры дисциплинарного воздействия.

Международно-правовые последствия окончания войны

Наиболее распространенными формами прекращения военных действий являются перемирие и капитуляция. Перемирие- временное прекращение военных действий, осуществляемое на основе взаимного соглашения между участниками вооруженного конфликта. Различают два вида перемирия: местное и общее. Местное перемирие преследует цель приостановить военные действия между отдельными частями и подразделениями на ограниченном участке военных действий. Как правило, оно направлено на решение частных задач (подбор раненых, погребение мертвых, эвакуация из осажденного района лиц из числа гражданского населения, посылка парламентеров и т. д.).

Общее перемирие существенно отличается от местного. Во-первых, в случае общего перемирия военные действия приостанавливаются на всем участке театра военных действий. Во-вторых, общее перемирие при определенных обстоятельствах (например, если стороны в конфликте формально не заявили о наличии состояния войны между ними) способно не только приостановить военные действия, но и привести к их прекращению.

Специфической формой приостановления военных действий является выполнение участвующими в конфликте государствами решения Совета Безопасности ООН (на основании ст. 40 Устава ООН «О временных мерах», которые могут включать, в частности, прекращение огня, отвод войск на заранее занятые позиции, освобождение определенной территории и т. д.).

Капитуляция - это прекращение сопротивления вооруженных сил или их части. Как правило, при капитуляции все вооружение, военное имущество, военные корабли и самолеты переходят к противнику. Сдающаяся сторона подвергается военному плену. Капитуляция отличается от перемирия тем, что капитулирующая сторона лишается даже формального равенства с победителем. Согласно обычной норме МП нарушение условий капитуляции составляет межд. правонарушение, если оно совершено по указанию правительства воюющей стороны, или военное преступление, если оно совершено без такового указания. Такое нарушение может повлечь либо адекватные военные действия, либо наказание виновных как военных преступников. Основным межд.-правовым средством прекращения состояния войны между воюющими сторонами является заключение мирного договора. Подобные договоры охватывают широкий круг вопросов, касающихся урегулирования политических, экономических, территориальных и других проблем в связи с прекращением войны и восстановлением мира между воюющими. Правовые последствия окончания войны наступают как для воюющих сторон, так и для нейтральных и других невоюющих государств. Для воюющих государств прекращают действовать законы и обычаи войны и устанавливаются нормальные мирные отношения, в том числе и дипломатические. Для нейтральных государств прекращается состояние нейтралитета в войне, а для всех невоюющих государств в целом ликвидируется необходимость соблюдать режим зон ведения войн, возвращаются интернированные граждане и т. д.

Введение

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ВОЕННЫХ САНКЦИЙ И ИХ МЕСТО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОГО НРАВА 16

1.1 Теоретическая дискуссия о понятии и типология санкций 16

1.2 Понятие военных санкций 24

1.3 Место военных санкций в системе международного права 31

1.4 Отграничение военных санкций от смежных понятий 45

1.5 Цели военных санкций 51

1.6 Формы и виды военных санкций 55

ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ ВОЕННЫХ САНКЦИЙ В XX ВЕКЕ 57

2.1 Санкции в системе Лиги Наций 57

2.2 Международно-правовое регулирование и практика применения военных санкции в системе Организации Объединенных Наций 66

2.2.1 ЛКТ агрессии 80

2.2.2 Угроза миру и нарушение мири 88

2.2.3 Международный терроризм 92

2.2.4 Распространение оружия массового уничтожения 102

2.2.5 Геноцид 106

2.2.6 Внутригосударственный конфликт 116

ГЛАВА 3. РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ КАК СУБЪЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ВОЕННЫХ САНКЦИЙ 124

3.1 Организация Североатлантического Договора 126

3.2 Западно-Европейский Союз 139

3.3 Организация Американских Государств 146

3.4 Содружество Независимых Государств 160

3.5 Региональные организации Африки 173

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 185

Список ЛИТЕРАТУРЫ 195

Введение к работе

Актуальность темы исследования.

Запрет использования войны как орудия национальной политики в Парижском пакте 1928 года был огромным достижением цивилизации. Он констатировал факт осознания международным сообществом опасности агрессивной войны для человечества. После этого запрета агрессивных войн стало не меньше как до Второй мировой войны, так и после ее окончания.

Одностороннее использование военной силы после Второй мировой войны было прочно признано неправомерным и требовались переговоры либо прямое игнорирование требований международного права в каждом следующем случае. Почти всегда вооруженная агрессия сопровождалась обоснованием ее необходимости и благими намерениями. Следует отдать должное, зачастую так и было.

Несмотря на серьезные гуманитарные последствия современных войн, метод использования военной силы, тем не менее, не является сам по себе признаком агрессивной политики, средневековья и безнравственности. Его эффективность настолько очевидна, что отказ от его использования нерационален.

Мирные средства не должны превращаться из безусловного приоритета в единственный метод разрешения международных споров. В крайних случаях должна оставаться возможность применения принудительных мер вооруженного и невооруженного характера. Отрицание этого метода позволяет диктаторским режимам господствовать в Африке, на Ближнем Востоке и в Азии, расистскому режиму в ЮАР в течение 30 лет оставаться у власти, Ливии - в течение 11 лет отказываться выдать обвиняемых в международном терроризме, правительству Руанды -уничтожать сотни тысяч собственных граждан, хунте на Гаити - годами игнорировать требования международного сообщества.

В начале 90-х годов после первой далеко не провальной совместной военной операции многонациональных сил под флагом ООН против Ирака в

ответ на его агрессию в Кувейте эта позиция стала преобладать. Устав ООН содержит все необходимые условия и основания для коллективных принудительных мер, в том числе и особенно, военного характера.

После Ирака во многих случаях чувствовалась «беззубость» попыток международного сообщества разрешить тот или иной конфликт мирными средствами. Речь идет о Западной Сахаре, Эфиопии и Эритрее, Сьерра-Леоне, Сомали, Грузии, Таджикистане, Югославии, Демократической Республике Конго, Албании, Восточном Тиморе, Афганистане и снова Ираке. При этом ощущение целесообразности применить военные санкции в ответ на явные нарушения требований международного права уравновешивалось неприятием одностороннего, как правило, американского доминирования в подобных операциях. Назрела острая необходимость найти выход и дать новый импульс развитию международных отношений путем международно-правового регулирования процедуры применения, субъектов и объектов военных санкций, ограничений, оснований применения, условий и сроков снятия правового режима санкций.

Пробел правового регулирования этих международных отношений привел к накоплению огромного практического опыта применения самых различных прямых и квази-военных операций для урегулирования кризисов. Операции по поддержанию мира, включая т.н. «расширенные», операции «шесть с половиной», «согласие минус один» (юридически регулируемые главой VI Устава ООН, но фактически подпадающие под главу VII), поддержание мира, «навязывание мира», «превентивное миротворчество» и «превентивное развертывание», «выдавливание» и прочая терминология, этимологически имеющая скорее политологическую нежели правовую природу, не будучи нормативно оформлена и вписана в теорию международного права, существенно осложняют поиск наиболее правильного пути.

Огромное количество самых разных субъектов международного права принимают то или иное участие в миротворческих операциях,

зачастую дублируя функции, выходя за пределы своих полномочий, делегируя их другим субъектам, игнорируя принятые решения, снижая эффективность и вообще нивелируя изначально прогрессивный позыв. Генеральная Ассамблея ООН, Генеральный Секретарь ООН и Совет НАТО неоднократно предпринимали попытки захвата полномочий Совета Безопасности ООН. Сам Совет Безопасности в силу внутренних противоречий ведет непоследовательную политику от стремления полностью контролировать ход операции (Сьерра-Леоне, 2000-2001 г.) до тотального игнорирования ситуации (Косово, 1999 г.).

Видя непоследовательность и нерешительность ООН, региональные организации самостоятельно пытаются ответить на «вызовы глобальных масштабов». На этом поприще заметна активность Организации Североатлантического Договора, Организации Американских Государств, Африканского Союза, Экономического Сообщества Стран Западной Африки и Содружества Независимых Государств, что еще более обостряет необходимость кодификации международно-правовых норм, регулирующих применение военных санкций.

Структурные изменения международных отношений с распада биполярного мира привели к существенным изменениям внешней политики ряда государств, в частности США. Также обосновывая свои действия нерешительностью ООН, США и их союзники активизировали применение односторонних либо коалиционных принудительных мер в отношении других государств. Примерами тому служат военные акции в Афганистане в 2002 году и в Ираке в апреле 2003 года, которые не были облечены в международно-правовую форму военных санкций и таковыми, следовательно, не являются.

Появляются новые субъекты международного права, такие как Международный Уголовный Суд, в чью компетенцию подпадает расследование международных преступлений. Однако их роль в проблеме применения принудительных военных и невоенных мер в отношении

государств-нарушителей международных обязательств не прописана и не ясна.

Исследование проводится в период, когда международное сообщество перманентно ставится перед растущими задачами и обязанностями оперативно, адекватно и эффективно реагировать на «вызовы глобальных масштабов». Ухудшающаяся гуманитарная обстановка на африканском континенте, являющаяся следствием непрекращающихся гражданских войн и непоследовательные действия международного сообщества в ответ на них; ситуации вокруг Югославии, Ирака и Афганистана, используемые для одностороннего применения военной силы при политической слабости существующих международных организаций; новые вызовы международной безопасности, такие как международный терроризм и распространение оружия массового уничтожения корреспондируют актуальность предлагаемого исследования.

Степень разработанности темы. В ходе исследования автору не удалось обнаружить комплексные работы на тему военных санкций ни в отечественной, ни в зарубежной науке. Все относящиеся к теме исследования публикации касались лишь какого-то определенного либо смежного аспекта. В частности, отечественными авторами достаточно полно и детально разработаны темы ответственности государств, в том числе и политической. Здесь следует выделить работы Вадапаласа В.Д., Василенко В.А., Колосова Ю.М., Курдюкова Г.И., Лазутина Л.А., Левина Д.Б., Лукашука И.И., Манийчука Ю.В., Остапенко Д.Д., Тункина Г.И., Ушакова Н.А. и Фисенко И.В., отмечая их вклад в советскую и в российскую науку международного права. Также тщательно в советский период освещалась и анализировалась деятельность Организации Объединенных Наций, особенно в работах Александровой Э.С., Боброва Р.Л., Малинина С.А., Михеева Ю.Я., Морозова Г.И. и Федорова В.Н. Право международной безопасности можно также отнести к изученным и теоретически проработанным такими авторами, как

В. Копал, А.В. Орловский, Решето в Ю.А., Рыбаков Ю.М., Скакунов Э.И. и Собакин В.К.

Среди современных исследователей в смежных с военными санкциями областях нужно отметить Бордачева Т.В., Нешатаеву Т.Н., Никитина А.И., Хлестова O.I I. и Хохлышеву О.О. Специально вопросами санкций в международном праве занимались Балуев Д.Г., Жданов Ю.Н., Василенко В.А., Тузмухамедов Б.Р., Кулсесса М., Старк Д., Веремеенко И.И., Лейст О.Э.

Исследования зарубежных авторов отличаются от отечественных детальным анализом практики международных отношений, применением международных средств разрешения конфликтов и споров и его последствий. Существенный вклад внесли Б. Анцилотти, Гуго Гроций, Себастьян Бохр, Чарльз Гринвуд, Иво Даалдер, Эрик Давид, Г. Кельзен, Манфорд Кулсесса, Дж. Кунц, Ричард Налл, Л. Оппенгейм, Дорити Старк, Г. Шварценбергер и Нико Шрийвер,.

Цель и задачи исследования. Цель данной диссертационной работы состоит в обосновании необходимости выделения в теории международного права такого комплексного понятия, как военные санкции. В соответствии с поставленной целью задачами диссертационного исследования являются:

определение понятия, места в системе, целей, форм и видов военных санкций; их соотношение со смежными международно-правовыми понятиями;

выявление особенностей применения военных санкций универсальными международными организациями (Лига Наций и ООН);

изучение международно-правовых оснований для применения военных санкций;

Анализ практики и оценка потенциальных возможностей применения
военных санкций региональными международными организациями.

Методология исследования. Для достижения целей исследования автор видит наиболее эффективными методы системного анализа и сравнительного права.

Во второй части исследования с помощью рассмотрения случаев из международной практики выявляется трансформация международно-правового регулирования военных санкций на протяжении XX века. Для представления наиболее полной и всесторонней картины проводится анализ случаев применения силы в рамках нескольких международных организаций различных уровней. Для анализа динамики военно-силовых способов реагирования на международные ситуации в рамках международных организаций изучается деятельность Лиги Наций и ООН, то есть используется исторический метод. Параллельно происходит сравнение механизма применения военных санкций в рамках универсальной (ООН) и региональных международных организаций (НАТО, ОАГ, ЗЕС, СНГ, ЭКОВАС) с использованием сравнительно-правового метода. Европейский Союз не рассматривается в качестве субъекта военных санкций, поскольку не обладает собственным компонентом коллективной безопасности, и его функции номинально всегда выполнял Западно-Европейский Союз, а фактически - НАТО. Метод сравнения в совокупности с историческим дает возможность выявить тенденции развития практики применения и международно-правового регулирования военных санкций в различных реалиях международных отношений и в исторической ретроспективе.

Для более глубокого и достоверного анализа приводится описание девяти случаев, когда применялись либо могли быть применены военные санкции (Ирак 1991 г., Ирак 2002-03 гг., Ливия, Косово, Сомали, Сьерра-Леоне, Таджикистан, Гаити и Руанда). Здесь применяется метод кейс-стади (исследование применения военных санкций в конкретных случаях). Главным преимуществом метода кейс-стади является концентрация внимания на конкретном случае применения военных санкций, что позволяет глубоко исследовать его во всех деталях. На первое место ставится глубина и

детализация анализа. Метод кейс-стади, широко используемый в западной и в последнее время в отечественной науке, доказал свою эффективность. Отсутствие либо невозможность анализа большого числа комплексных однородных явлений, коими являются случаи применения военных санкций, может быть компенсировано детальным и всесторонним изучением небольшого их числа. При этом достоверность исследования не снижается.

В исследовании достаточно широко используются различные международные документы (метод первичного анализа) и исследования других авторов (метод вторичного анализа).

Хронологические рамки исследования. Анализируемые в работе события и международно-правовые документы относятся к историческому периоду с 1919 по 2003 год. В рамках периода можно выделить несколько этапов. С 1919 по 1939 г. - период деятельности Лиги Наций, дискуссия об определении преступления агрессии, принятия Парижского пакта об отказе от войны как орудия национальной политики. С 1945 по 2003 год - период деятельности ООН. В рамках этого второго периода существенными в смысле диссертационной работы датами являются: 1948 г. - создание Организации Американских Государств; 1949 г. - принятие Североатлантического Договора и создание НАТО; 1950-1953 гг. -Корейская война; 1962 г. - Карибский кризис; 1974 г. - принятие Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 3314 (XXIX) об определении агрессии; 1988 г. - крушение в результате теракта самолета над Шотландией и признание международного терроризма угрозой миру; 1991 г. - военные санкции против Ирака за агрессию в Кувейте; 1994 г. - геноцид в Руанде и признание геноцида угрозой миру.

Научная новизна диссертации определяется тем, что поднятая диссертантом проблема стала впервые предметом специального комплексного исследования. Автор осуществил исследования, опираясь также на значительное количество международно-правовых документов, провел сравнительный анализ уставных документов универсальных и

региональных международных организаций с точки зрения обоснованности применения ими военных санкций. Новизну диссертационной работы усиливает также то обстоятельство, что автор подвергает сравнительному анализу работы отечественных, американских и европейских авторов. Предлагается новая концепция «военных санкций», понятие, которое активно используется практиками, однако, не имеет достаточного теоретического обоснования. Одновременно производится комплексный анализ всех связанных с военными санкциями теорий и терминологии с целью унификации подходов. Детально изучены девять случаев, угрожающих международному миру и безопасности, а также реакция на эти вызовы со стороны международных организаций.

В диссертации на основе анализа международно-правового и практического материала впервые:

исследованы, обобщены и систематизированы подходы и мнения о понятии санкций в международном праве;

дана дефиниция военных санкций в международном праве, определено их место в системе международного права, объем, цели, виды и формы. Понятие военных санкций отграничено от смежных, таких как контрмеры, коллективная самооборона, миротворчество, превентивная дипломатия, операции по поддержанию, обеспечению и установлению мира, операции «шесть с половиной» и «согласие минус один» и гуманитарная интервенция;

в исторической ретроспективе исследованы основания применения военных санкций, такие как, агрессия, нарушение мира, международный терроризм, внутригосударственный конфликт, геноцид, распространение оружия массового уничтожения. Исследованы особенности правового регулирования санкций в Статуте Лиги Наций и Уставе ООН;

исследована практика применения военных санкций ООН и региональными организациями, определены оптимальные условия. Предлагается комплекс практических мер по повышению эффективности военных санкций, включая расширение компетенции региональных

организаций, разделение компетенции между органами ООН, введение стадийности и т.д.

Положения, выносимые на защиту:

1. Понятие «военные санкции» означает коллективную реакцию
международного сообщества по резолюции Совета Безопасности ООН на
определяемое им наличие грубого нарушения международного обязательства
в виде международного преступления, являющегося угрозой
международному миру и безопасности, путем принудительных
незапрещенных военных мер в отношении государства-правонарушителя при
условии невозможности восстановления status quo мирными средствами.

Советом Безопасности ООН должны быть приняты Процедуры военных санкций, регулирующие основания и порядок применения, разделение компетенции между органами ООН и между ООН и региональными организациями по применению военных санкций, цели, виды и формы, основания и условия прекращения военных санкций, действие международно-правовых норм в период применения военных санкций и другие вопросы. Процедуры могут быть приняты по инициативе Совета Безопасности ООН резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН.

2. Выявлен межотраслевой характер военных санкций, выражающийся в
том, что международно-правовые нормы, регулирующие основания и
порядок применения военных санкций, принадлежат праву международной
ответственности и безопасности, праву вооруженных конфликтов и
международному уголовному праву.

Военные санкции - это международный вооруженный конфликт, который должен регулироваться правом вооруженных конфликтов. Статус комбатантов и некомбатантов, военнопленных, средства и методы ведения войны и иные положения в равной степени применяются и к военным санкциям.

В праве международно-правовой ответственности следует выделить соответствующий международно-правовой институт санкций и в его рамках

Субинститут военных санкций, объединяющий правовые нормы, регулирующие понятие, объекты, субъекты военных санкций, основания и порядок их применения и прекращения.

3. Совет Безопасности ООН в последние годы встал на позицию
расширительного толкования содержащегося в Уставе понятия "угроза миру,
любое нарушение мира", дающее ему право применить военные санкции. К
таковым были отнесены международный терроризм (Ливия, 1993 г.),
внутригосударственный конфликт (Сомали, 1992 г.), распространение оружия
массового уничтожения (Ирак, 2002 г.) и геноцид (Руанда, 1994 г.).

4. Военные санкции - это соответствующий Уставу ООН и наиболее
эффективный способ разрешения международных споров и ситуаций. При
четком определении оснований и субъектов применения военных санкций,
разделении компетенции между международными организациями в сфере
применения военных санкций они характеризуются относительной
быстротой достижения результата, экономией ресурсов и прозрачностью
процессов реализации.

Эффективность военных санкций прямо зависит от разделения предметов ведения и полномочий между органами OOI1. Отсутствие детальной регламентации полномочий в области применения военных санкций Генерального Секретаря, Генеральной Ассамблеи, международных гуманитарных организаций, введение Международного уголовного суда и организационный кризис Совета Безопасности мешают эффективности применения военных санкций.

Региональные международные организации являются легальными и эффективными субъектами применения военных санкций. Делегирование полномочий на реализацию решения Совета Безопасности ООН о применении военных санкций региональным организациям существенно повышает эффективность их применения. Эти организации обладают уникальными знаниями политических, экономических, военных, социальных

особенностей региона и опытом разрешения региональных споров и ситуаций.

Научно-практическое значение работы состоит в том, что его выводы и рекомендации, основанные на анализе практики международных организаций на протяжении почти одного века, включая период новейшей истории, могут реально повысить эффективность реагирования международного сообщества на современные угрозы международного мира и безопасности. При этом предлагаемые рекомендации не противоречат принципам современного международного права и не ставят под угрозу сложившийся после Второй мировой войны миропорядок.

Выводы и предложения, данные в диссертации, могут быть использованы при разработке Протокола или Процедуры применения военных санкций в рамках ООН либо соответствующей региональной организации.

Сделанные в диссертации выводы и предложения могут быть

использованы в учебном процессе при преподавании как международного

публичного права, так и различных специальных курсов - «Право

вооруженных конфликтов», «Право международных организаций», «Право

международной безопасности», «Международное уголовное право» и «Право

международно-правовой ответственности».

Апробация результатов исследования. Результаты работы легли в основу:

о выпускной квалификационной работы «Совет Безопасности ООН:

влияние его характеристик как публичной организации на процесс ш

разрешения конфликтов», успешно защищенной в мае 2001 года в Колледже

государственного и коммерческого администрирования Университета

Северной Дакоты (США).

Результаты исследований использовались в опубликованных научных

1. Курдюков Г.И., Чиков П.В. Военные санкции в международном праве //

Ученые записки Казанского государственного университета. Т. 138.

Юридические науки - Казань: Изд-во Казан, ун-та, 2000, стр. 118-130. Опубликованы результаты исследования, проведенного Чиковым П.В. при подготовке квалификационной выпускной работы.

    Курдюков Г.И., Чиков П.В. Правоприменительная практика Совета Безопасности ООН // Ученые записки Казанского государственного университета. Т. 142. Юридические науки - Казань: Изд-во Казан, ун-та, 2002, стр. 171-191. Опубликованы результаты исследования, проведенного Чиковым П.В. в Университете Северной Дакоты, США.

    Чиков П.В., Хадиева Г.Н., Мезяев А.Б., Насырова A.M. Универсальные системы защиты прав человека и интересов государства / Под ред. проф. Г.И. Курдюкова. Казань. 2002. 206 с. Глава 1. Универсальные системы защиты прав государства и человека.

    Чиков П.В. Понятие «военные санкции» в международном праве / В сб. «Тезисы докладов итоговой научной студенческой конференции». - Казань, 2000. С. 80-81.

    Чиков П.В. Применение военных санкций в международном праве и проблема прав человека / в сб. «Актуальные вопросы гуманитарного и профессионального знания: Сборник студенческих научных трудов». Вып. 4. Часть 1. Нижнекамск, 1999. С. 111-116.

    Чиков П.В. Санкции и права человека / В сб. «Права человека в современном мире. Правовой, политологический, социологический и философский аспекты: Всероссийская студенческая научная конференция (тезисы докладов)». - Казань: Унипресс, 1999. С. 236-240.

    Чиков П.В. Военные санкции: практика их применения в международном праве / в сб. «Актуальные вопросы экономики и права в современной России: сборник студенческих научных трудов». Нижнекамск, 1999. С. 108-110.

    Чиков П.В. Институты международного уголовного судопроизводства как органы защиты прав человека / В сб. «Международные механизмы защиты прав человека (разработки, рекомендации, выводы)». Казань, 1999. С. 20-26.

9. Чиков П.В. Коллективные экономические санкции как предмет международно-правового регулирования / В сб. «Государство и право на рубеже XX-XXI веков. Актуальные проблемы современности: Материалы V межвузовской научной студенческой конференции». Йошкар-Ола, 1998. С. 48-50.

    Межрегиональная студенческая конференция «Актуальные вопросы экономики и права в современной России», Нижнекамск, 1999 г. Доклад на тему «Военные санкции: практика международного права».

    Всероссийская студенческая научная конференция «Права человека в современном мире. Правовой, политологический, социологический и философский аспекты», Казань, 1999 г. Доклад на тему «Санкции и права человека».

    Зимняя школа международных отношений. Одиннадцатая сессия. Воронеж, 25 января - 3 февраля 2002 года. Доклад на тему «Совет Безопасности ООН: влияние его характеристик как международной организации на процесс разрешения конфликтов».

Ряд основных положений диссертационного исследования использовался также при чтении курсов международного публичного права. Структура диссертационного исследования обусловлена целью и задачами настоящей работы и состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных международно-правовых источников и литературы. Первая глава «Понятие военных санкций и их место в системе международного права» состоит из шести параграфов, вторая - «Применение военных санкций в XX веке» - из двух параграфов и шести подпараграфов, и третья глава «Региональные организации как субъекты применения военных санкций» состоит из пяти параграфов.

Теоретическая дискуссия о понятии и типология санкций

Несмотря на то, что в средние века не существовало единой системы научных знаний о международных отношениях, в теологических сочинениях представителей католицизма уделялось значительное внимание вопросам международного права, в том числе и ответственности за нарушение международно-правовых договоров. Так, испанский богослов Франциско де Виттория (1492-1546) утверждал, что международное право допускает применение санкций к нарушителям международно-правовых обязательств. К санкциям он относил различного рода принудительные меры, применяющиеся в ответ на международное правонарушение и характеризующееся ущемлением субъективных прав нарушителя, вплоть до вооруженных, а также войну.

Приблизительно так же определял санкции и Гуго Гроций (1583-1645), голландский ученый, живший в период буржуазных революций.

Русские авторы В.П. Даневский, Л.А. Камаровский, В.А. Ульяницкий, Ф.Ф. Мартене и др. под санкциями в международном праве понимали различные виды принудительных мер, таких, как репрессалии, блокада, интервенция, война и т.д.

Между тем, несмотря на изрядное количество работ, посвященных этой тематике, единого понятия международно-правовой санкции до сих пор не выработано.4

В международном праве термин «санкция» имеет несколько значений. Возникла ожесточенная дискуссия о соотношении санкций и ответственности. Многие исследователи считают, что санкции являются одной из форм ответственности.5 Другие рассматривают их как меры принуждения, обеспечивающие реализацию ответственности, т.е. находящиеся за пределами собственно ответственности. Наконец, их признают однопорядковыми явлениями, понимая "международную ответственность как применение и реализацию санкции в случае международного преступления". Комиссия международного права решила сохранить термин "санкция" лишь для коллективных мер международных организаций, а для обозначения мер, которые потерпевшее государство может принять против правонарушителя, принять понятие "контрмера".8

Все современные определения санкций можно классифицировать следующим образом:

по объему понятия: определения санкции варьируются от максимально широкого до чрезвычайно узкого толкования;

в зависимости от субъектов, обладающих приоритетным правом применения санкций: одни авторы считают, что к санкциям относятся, в основном, меры, осуществляемые государствами как субъектами международного права, другие, - что приоритет в применении санкций принадлежит международным организациям;

в зависимости от характера связи с институтом международно-правовой ответственности: одни считают международные санкции видом или формой ответственности государств, другие, - средством реализации ответственности;

в зависимости от методологического подхода: цивилистическое, позитивистское и нормативистское определение санкции.

В международном праве долгое время существовало мнение о том, что санкции определяются исключительно как возмещение ущерба, причиненного международным правонарушением. Это так называемое цивилистическое определение санкций. К его приверженцам можно отнести Д. Анцилотти, который считал, что для государства-правонарушителя I «возмещение одновременно было и наказанием, которое состояло в возмещении причиненного ущерба». Это мнение нашло свое выражение в актах международных организаций. Так, Международный Суд ООН в консультативном заключении от 11 апреля 1949 года о возмещении ущерба, понесенного на службе ООН, указал, что концепция, рассматривающая международно-правовые санкции и ответственность в плане выполнения обязательства возмещения, является господствующей в международно-правовой доктрине и находит реальное отражение в международном праве в качестве его принципа.10 Однако подобная трактовка явно не соответствовала действительности, что было не раз убедительно доказано последующей практикой Организации Объединенных Наций.

Санкции в системе Лиги Наций

В условиях войны, начавшейся в 1914 году, в международных отношениях ярко выделилось движение пацифизма. Свое наиболее четко сформулированное выражение этот пацифизм нашел в знаменитых 14 пунктах Вильсона. Они были изложены в послании, с которым президент Соединенных Штатов Америки Вильсон обратился 8 января 1918 года к конгрессу. 14 пунктов Вильсона предусматривали отказ от тайной дипломатии, ограничение вооружений, очищение и восстановление русских областей, Бельгии, французских областей, исправление итальянских границ, самостоятельное развитие народов Австро-Венгрии, самостоятельное развитие нетурецких народностей в Турции, создание независимой Польши, создание Лиги Наций.

Основной целью создания Лиги Наций, согласно ее уставу, было урегулирование международных споров, недопущение возникновения войн. Особенности правового регулирования санкций. Статут Лиги Наций В преамбуле к Статуту Лиги Наций указывается, что для развития сотрудничества между народами важно: принять некоторые обязательства не прибегать к войне, поддерживать в полной гласности международные отношения, основанные на справедливости и чести, строго соблюдать предписания международного права, установить господство справедливости и добросовестно соблюдать все налагаемые договорами обязательства. Первоначальными членами Лиги было 31 государство. К моменту прекращения ее существования членами Лиги было 58 государств. СССР вступил в нее в 1934 году после выхода в 1933 году Германии и Японии.

Для нас самое важное значение имеют положения Статута Лиги Наций, касающиеся борьбы с опасностью войны.

Во исполнение Версальского мирного договора от 28 июня 1919 г. союзные державы обыграли две формы военных санкций, а именно, угрозу военной оккупации территории и собственно военную оккупацию. Еще перед подписанием Версальского договора в Европе разгорелась дипломатическая война. Ее предметом был объем контрибуций, или в новом прочтении старого смысла, репараций, которые должна была выплатить Германия странам Антанты. Состоявшаяся в Париже союзническая конференция глав правительств установила 29 января 1921 г. общую сумму репараций в размере 226 млрд. золотых марок, которую Германия должна была выплатить в течение 42 лет. Кроме того, она обязана была выплачивать 12% стоимости своего экспорта. Ежегодные платежи определялись в 2млрд. золотых марок в 1921 - 23 гг., в 4 млрд. - 1923 - 25гг. Затем аннуитеты возрастали до 6 млрд.

Германские дипломаты произвели отчаянные попытки снизить сумму. 3 марта 1921 года британский премьер министр Ллойд Джордж от имени Антанты отверг германские предложения и предупредил, что если Германия не признает репарационного плана союзников, принятого 29 января 1921 года в Париже, или не представит до 7 марта приемлемых предложений, то будут оккупированы немецкие города Дуйсбург, Рурорт, Дюссельдорф, а так же применены другие санкции. Названные союзниками немецкие города являлись важными промышленными и транспортными центрами, их оккупация резко ухудшила бы снабжение углем южные и западные районы Германии. Таким образом, угроза военной оккупации территории явилась одной из форм коллективного принуждения государства-правонарушителя к соблюдению и выполнению международных обязательств. Традиционным механизмом использования угрозы военными действиями было предоставление государству отсрочки, в течение которой Германия должна была либо принять план союзников, либо вынести свои приемлемые предложения.

Организация Североатлантического Договора

Разделение труда и специализация - давно известный цивилизации способ повышения эффективности какой-либо деятельности. На уровне международных отношений эта теория также нашла свое отражение. Еще до Первой мировой войны начали возникать специализированные международные организации, ограничивающие сферу своей деятельности каким-либо направлением. После создания Организации Объединенных Наций такие организации оказались под ее крылом и стали называться специализированными учреждениями ООН. На данный момент их 16 и мало кто будет сомневаться в их компетентности.

Кроме вертикальной специализации, в международном праве существует и горизонтальная. Речь идет о региональных организациях, обеспечивающих сотрудничество государств определенного региона -Лфриканский Союз, Организация американских государств, Лига арабских государств и т.д. Сфера деятельности этих организаций, как правило, весьма широка, однако, все их решения принимаются с учетом политических, социальных, экономических, культурных и иных специфик региона.

Говоря о применении международным сообществом военных санкций, то целесообразно, как минимум, дать анализ деятельности международных организаций, в настоящее время либо в перспективе специализирующихся на осуществлении военных санкций и/или действующих в определенном географическом регионе.

Прагматичный подход к возможностям ООН в осуществлении миротворческих и гуманитарных миссий приводит к выводам о том что акции, связанные с возможным применением силы, благоразумнее поручать организациям, которые наиболее приспособлены к такого рода деятельности и соответственно располагают необходимыми ресурсами и навыками.206 Стремление придать ряду региональных организаций роли «полисмена» или «шерифа» при разрешении внутригосударственных конфликтов стало одной из основных составляющих в видении их роли и места в настоящее время.

Правовым основанием деятельности региональных организаций в области поддержания международного мира и безопасности является ст. 53 Устава ООН. Это не является делегированием полномочий, поскольку формальное и общеполитическое руководство акцией остается за ООН. В тексте ст. 53 сказано, что «принудительные меры не могут быть предприняты в соответствии с региональными соглашениями или региональными организациями без их санкционирования Советом Безопасности ООН». Данное правило, однако, не распространяется на принятие региональными организациями мер коллективной самообороны, но обусловливает то, что они не могут осуществить акцию по отношению к любой стране без одобрения всего сообщества в лице СБ ООН.

В докладе «Повестка дня для мира», представленном в июне 1992 года, Генерал ьный Секретарь ООН обобщил свои доводы об актуальности качественно нового подхода к участию региональных организаций в миротворческой и гуманитарной деятельности ООН.

В январе 1993 г. СБ ООН официально приглашает региональные организации к изучению возможных путей и средств усиления их роли в поддержании международного мира и стабильности, а также путей и средств улучшения координации с ООН их усилий в данном направлении.209 Одновременно с этим, возросло количество ссылок на содержание Главы VIII Устава ООН в резолюциях СБ.

Международное право вооруженных конфликтов (сокращенное)

Международное право вооружённых конфликтов - совокупность международных договоров, регулирующих применение войны в качестве инструмента разрешения споров, отношения воюющих сторон между собой и с нейтральными государствами, а также ограничивающих методы и средства ведения войны.

Международное право вооруженных конфликтов кодифицировано в Женевских и Гаагских конвенциях, резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН и других документах.

Состояние войны влечет за собой определенные юридические последствия в соответствии с международными договорами. Состояние войны выражается не только в открытой вооруженной борьбе государств, но и в разрыве мирных отношений между ними (дипломатических, торговых и др.)

В соответствии с III Гаагской конвенцией 1907 г., состоянию войны обязательно должно предшествовать предупреждение в форме обоснованного объявления войны или ультиматума с условным объявлением войны. О состоянии войны должны быть немедленно уведомлены нейтральные державы.

В современном мире войны, как правило, не объявляются, но это не является препятствием для применения правовых норм, характерных для военного времени. В то же время объявление войны не снимает ответственности с агрессора, если оно было несправедливым.

Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН № 3314 от 14 декабря 1974 г. определяет следующие действия как акты агрессии (независимо от того, объявлена война или нет):

· вторжение вооруженных сил на территорию другого государства, её аннексия или оккупация (даже временная);

· бомбардировка или применение другого оружия против территории другого государства;

· блокада портов или берегов другого государства;

· нападение на вооруженные силы другого государства;

· применение вооруженных сил, находящихся на территории другого государства по соглашению с последним, в нарушение условий соглашения, а равно пребывание их на территории другого государства по истечении срока соглашения;

· предоставление государством своей территории для осуществления агрессии третьим государством в отношении другого государства;

· засылка вооруженных банд, групп, наемников и т. п. от имени государства, которые осуществляют акты вооруженной борьбы против другого государства, по серьезности сопоставимые с предыдущими пунктами.

При наступлении состояния войны государство отвечает за то, чтобы граждане неприятельского государства, пользующиеся иммунитетом, в кратчайшие сроки покинули его территорию. К гражданам неприятельского государства, не обладающим иммунитетом, могут быть приняты меры ограничения свободы передвижения, вплоть до интернирования .

Права и обязанности держав, являющихся нейтральными по отношению к конфликту, определяются V Гаагской конвенцией 1907 г.

Территория нейтральных государств считается неприкосновенной. Воюющим сторонам запрещается использовать её для перемещения войск, военных грузов и для установки оборудования связи. Запрещается проводить вербовку на территории нейтрального государства. Последнее, со своей стороны, обязано не допускать нарушения её нейтралитета со стороны воюющих государств.

В случае если на территории нейтрального государства появляются войска воюющих сторон, оно обязано их интернировать на территории, находящейся как можно дальше от театра войны. При этом оно имеет право отпустить офицеров под честное слово не покидать нейтральной территории. В случае если на территории нейтрального государства окажутся военнопленные, бежавшие из мест содержания, оно обязано их освободить.

Вооруженные силы государства, чтобы пользоваться правами, определенными международными договорами, должны удовлетворять следующим условиям:

· находиться под командованием человека, отвечающего за их действия;

· иметь знаки различия;

· открыто носить оружие;

· уважать законы и обычаи войны.

С точки зрения международного права вооруженные силы воюющих государств делятся на комбатантов (сражающихся) и некомбатантов (несражающихся). К последним относится, например, медицинский персонал. Право применять оружие закреплено только за первыми.

Мирные жители, спонтанно схватившиеся за оружие при приближении врага, также получают статус комбатанта.

Комбатанты, попавшие во власть неприятеля, имеют право на статус военнопленного .

Права и обязанности военнопленных регулируются IV Гаагской конвенцией 1907 г. и III Женевской конвенцией (принята в 1929 г., пересмотрена в 1949 г.).

Статусом военнопленного обладает любой комбатант, попавший во власть неприятельского государства. Нарушение данным лицом международных норм ведения военных действий не является основанием для лишения его этого статуса, кроме случаев, когда оно нарушает условие, согласно которому любой комбатант должен, открыто носить оружие во время столкновения и во время развертывания в боевые порядки, предшествующие столкновению.

Необходимо заметить, что наемники вообще не имеют права на статус комбатанта, а значит, и военнопленного.

Вопросы, связанные с защитой мирного населения и мирных объектов во время вооруженных конфликтов, регулируются I протоколом к Женевским конвенциям 1949 г.

В соответствии с этим протоколом запрещается:

  • делать мирное население, отдельных его представителей или мирные объекты целями наступления;
  • проводить неизбирательные наступления (не направленные на конкретную военную цель или оружием, не допускающим возможность такого направления), а также наступления, в результате которых можно ожидать избыточное количество жертв среди мирного населения по сравнению с достигнутыми военными успехами;
  • использовать голод мирного населения как средство войны;
  • нападать на объекты, имеющие важную роль для жизнеобеспечения мирного населения;
  • нападать на сооружения, содержащие опасные силы (плотины, дамбы, АЭС), если освобождение этих сил может привести к значительным потерям среди мирного населения (за исключением случаев, когда такие сооружения оказывают непосредственную поддержку вооруженным силам, и нет другого разумного способа прекратить эту поддержку);

В то же время, наличие мирного населения в определенном месте не является препятствием для проведения военных операций в этом месте. Использование мирного населения в качестве «живого щита» прямо запрещено.

В протоколе также указано, что при планировании и проведении военных операций необходимо постоянно заботиться о том, чтобы избежать жертв среди мирного населения или, в крайнем случае, минимизировать их.

IV Гаагская конвенция 1907 г. вводит норму, согласно которой право воюющих сторон применять средства поражения противника не является неограниченным.

Согласно этой конвенции, а также дополнительным протоколам к Женевским конвенциям 1949 г., запрещено:

  • использовать яды или отравленное оружие;
  • предательски убивать или ранить лиц, принадлежащих к армии или населению вражеского государства;
  • убивать или ранить противника, который, положив оружие или не имея возможности обороняться, сдался;
  • отдавать приказ не оставлять никого в живых, а равно угрожать или действовать таким образом;
  • использовать оружие, боеприпасы или материалы, созданные с целью причинить излишние страдания;
  • злоупотреблять флагом перемирия, национальными флагами, знаками различия и униформой, равно как и эмблемами, определенными в Женевской конвенции;
  • уничтожать или конфисковывать собственность врага, если только это не продиктовано военной необходимостью;
  • объявлять приостановленными или лишенными силы права или требования подданных неприятельской державы.

Кроме того, запрещается использовать подданных неприятельской державы против их страны, даже если они состояли на военной службе в этом государстве до начала войны.

Запрещено атаковать незащищенные города, селения и здания.

Во время осады или бомбардировки необходимо заботиться о том, чтобы по возможности не пострадали здания, предназначенные для нужд религии, искусства, науки, благотворительности, а также госпитали, памятники истории и места сбора раненых и больных, если только эти здания не используются в военных целях.

Грабеж и мародерство запрещены.

Территория государства считается оккупированной, если фактическая власть на ней перешла в руки вражеской армии. Вопросы, связанные с оккупацией, регулируются IV Гаагской конвенцией 1907 г.

С переходом фактической власти на территории к оккупационной администрации последняя обязана сделать все от нее зависящее для восстановления общественного порядка и спокойствия. Законы, прежде установленные на данной территории, должны сохранять свою силу, если только обратное не продиктовано крайней необходимостью. Права семьи, отдельных лиц и частная собственность должны быть уважаемы.

Запрещено принуждать население оккупированной территории к выдаче информации об армии воюющей стороны и об его способах обороны. Запрещено принуждать население присягать на верность неприятельской державе. Запрещено наказывать лиц за деяния, которые они не совершали (коллективные наказания).

Грабеж, безусловно, воспрещен. Если неприятельское государство собирает на территории установленные законной властью налоги, оно должно руководствоваться существующими правилами налогообложения и нести расходы в размерах, соответствующих размеру расходов законного правительства на данной территории. Контрибуция может быть взимаема только на основе распоряжения начальствующего командира, при этом плательщикам контрибуции должна выдаваться расписка.

Армия, занимающая область, имеет право завладеть деньгами, фондами, долговыми требованиями и другими активами, принадлежащими непосредственно государству, которые могут быть использованы в военных целях. В то же время собственность общин, религиозных, художественных, образовательных, научных и благотворительных учреждений приравнивается к частной, даже если последние принадлежат государству. Захват, повреждение или уничтожение подобных учреждений, а равно уничтожение исторических, культурных и научных ценностей, запрещаются и должны преследоваться

Международным правом установлена не только личная ответственность за военные преступления и преступления против человечности, но также и командная ответственность. Статья 86 I протокола к Женевским конвенциям 1949 г. утверждает, что командир несет ответственность за нарушения конвенций подчиненными в том случае, если он знал о возможности совершения ими преступлений, но не принял необходимых мер для их предотвращения.

Для того, чтобы не создавать отдельный трибунал для каждого конфликта, в 1998 г. было решено создать Международный уголовный суд , в компетенции которого находятся военные преступления, для которых определена универсальная юрисдикция . В 2002 г. договор о его создании вступил в силу. Однако, многие страны (включая Россию, США и Китай) не подписали или не ратифицировали его. Более того, США, пользуясь лазейкой в договоре, заключили со многими странами двусторонние соглашения о невыдаче американских граждан Международному уголовному суду (часто, но не всегда такие договоры содержали также встречное обязательство со стороны Соединённых Штатов не выдавать граждан второго государства).

Право вооруженных конфликтов можно определить как совокупность создаваемых путем международных соглашений или обычая юридических норм, применяемых в войнах , международных и немеждународных вооруженных конфликтах , запрещающих использование определенных средств и методов ведения вооруженной борьбы, обеспечивающих защиту прав индивида в ходе этой борьбы и устанавливающих международно-правовую ответственность государств и уголовную ответственность физических лиц за их нарушение.

Наибольшее значение из ныне действующих международно-правовых актов имеют Гаагские конвенции 1907 г., Женевские конвенции 1949 г. Если Гаагские конвенции 1907 г. («право Гааги» или собственно «право войны») регулируют применение средств и методов ведения вооруженной борьбы, то Женевские конвенции 1949 г. («право Женевы» или «гуманитарное право») охраняют права комбатантов, вышедших из строя, и лиц, не принимающих участия в боевых действиях.

В 1977 г. к Женевским конвенциям 1949 г. были приняты два Дополнительных протокола: Протокол I, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов, и Протокол II, касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера.

Средства и методы ведения войны делятся на запрещенные (или частично запрещенные) и не запрещенные международным правом . Согласно ст. 35 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям 1949 г. право сторон, находящихся в конфликте, выбирать средства и методы ведения войны не является неограниченным. Запрещается применять оружие, снаряды, вещества и методы ведения военных действий, способные причинить излишние повреждения или страдания или делающие смерть сражающихся неизбежной, а также ведущие к массовому разрушению и бессмысленному уничтожению материальных ценностей (ст. 22 Приложения к Гаагской конвенции 1907 г. о законах и обычаях сухопутной войны).

Международное право запрещает следующие средства и методы ведения войны (сухопутной, морской, воздушной):

  • яды или отравленное оружие, удушливые, ядовитые или другие газы, аналогичные жидкости, вещества и процессы, а также бактериологическое оружие;
  • средства воздействия на природную среду во враждебных целях;
  • любое оружие, если его действие заключается в нанесении повреждений осколками, которые не обнаруживаются в человеческом теле с помощью рентгеновских лучей (стекло, пластмасса и т.д.); мины, мины-ловушки и другие устройства в виде, детских игрушек и предметов медицинской помощи; любое зажигательное оружие против гражданского населения, населенных пунктов и невоенных объектов;
  • другие виды обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющие неизбирательное действие;
  • осуществление геноцида на захваченной территории ; предательское убийство или ранение сложившего оружие или безоружного неприятеля; объявление обороняющимся, что в случае сопротивления им не будет пощады;
  • бессмысленное разрушение городов и населенных пунктов и уничтожение неприятельской собственности , если это не вызывается военной необходимостью;

Однако международное право не запрещает военные хитрости с целью ввести противника в заблуждение или побудить его действовать опрометчиво. Примерами таких хитростей являются: использование маскировки, ловушек, ложные операции и дезинформация (ст. 37 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям 1949 г.).

В связи с развитием научно-технического прогресса и повышением его уровня в военно-промышленном комплексе особое место в международном праве вооруженных конфликтов занимают средства и методы ведения воздушной войны. Положения Дополнительного протокола I направлены на защиту гражданского населения от нападений с воздуха. Нападения с воздуха могут быть направлены только против военных объектов. Запрещается нападение или угроза нападения, основная цель которого состоит в том, чтобы терроризировать гражданское население.

Понятие жертв войны. Комбатанты и некомбатанты. Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г.

Жертвы войны - это лица, которые не принимают непосредственного участия в военных действиях или прекратили такое участие с определенного момента: раненые и больные комбатанты и некомбатанты, военнопленные, гражданское население, в том числе оккупированных территорий .

Капитуляция - это прекращение сопротивления вооруженных сил или их части. Как правило, при капитуляции все вооружение, военное имущество, военные корабли и самолеты переходят к противнику. Сдающаяся сторона подвергается военному плену. Капитуляция отличается от перемирия тем, что капитулирующая сторона лишается даже формального равенства с победителем. Согласно обычной норме международного права нарушение условий капитуляции составляет международное правонарушение , если оно совершено по указанию правительства воюющей стороны, или военное преступление , если оно совершено без такового указания. Такое нарушение может повлечь либо адекватные военные действия, либо наказание виновных как военных преступников.

Основным международно-правовым средством прекращения состояния войны между воюющими сторонами является заключение мирного договора . Подобные договоры охватывают широкий круг вопросов, касающихся урегулирования политических, экономических, территориальных и других проблем в связи с прекращением войны и восстановлением мира между воюющими.

Правовые последствия окончания войны наступают как для воюющих сторон, так и для нейтральных и других невоюющих государств. Для воюющих государств прекращают действовать законы и обычаи войны и устанавливаются нормальные мирные отношения, в том числе и дипломатические. Для нейтральных государств прекращается состояние нейтралитета в войне, а для всех невоюющих государств в целом ликвидируется необходимость соблюдать режим зон ведения войн, возвращаются интернированные граждане и т. д.