Государственная система обеспечения единства измерений метрологический контроль и надзор, осуществляемые метрологическими службами юридических лиц. Метрологический контроль и надзор, осуществляемые метрологическими службами юридических лиц Органы и службы

8.1 Обязательность метрологического контроля

Национальное законодательство может устанавливать контроль с целью подтвердить, что весы, используемые в определенных сферах, соответствуют требованиям настоящего стандарта.

Если установлен контроль над соответствием, то он может заключаться в процедуре утверждения типа и первичной поверке (или эквивалентных процедурах оценки соответствия), и последующих поверках, например периодических поверках или надзоре в эксплуатации, или других эквивалентных процедурах метрологического контроля.

Весы, на которые распространяются требования 6.4-6.9 настоящего стандарта, не должны подлежать процедуре утверждения типа, и для особых применений таких весов национальное законодательство может разрешать только первичную поверку без утверждения типа.

8.2 Утверждение типа

8.2.1 Заявка на утверждение типа

Заявка на утверждение типа должна предусматривать предъявление органу, утверждающему тип как правило одного образца, представляющего тип весов. Модульный подход (3.10.2) и испытания семейства весов или модулей (3.10.4) могут быть рассмотрены как более приемлемые и эффективные.

Заявитель, насколько приемлемо и соответствует национальному законодательству, должен предоставить следующую информацию и документацию.

8.2.1.1 Метрологические характеристики

Характеристики весов согласно 7.1;
- характеристики модулей или компонентов измерительных систем согласно 3.10.2.

8.2.1.2 Описательные документы

Все приведенные ниже номера пунктов, указанные в скобках, относятся к разделам настоящего стандарта.

Требуемая документация

1 Общее описание весов, описание работы весов, назначение, разновидность весов (например, платформенные, "плюс-минус" весы, весы с печатанием чека)

2 Основные данные (изготовитель, класс точности, , , , одно- или многоинтервальные, многодиапазонные, температурный диапазон, напряжение питания и т.д.)

3 Список описаний и характеристик всех устройств и модулей весов

4 Рисунки общего вида и метрологически значимых деталей, включая детали любых блокировок, мер безопасности, ограничителей, пределов и т.д.

4.1 Элементы защиты, устройства юстировки, управления и т.д. (4.1.2), защищенный доступ к установочным и юстировочным операциям (4.1.2.4)

4.2 Места для установки контрольных знаков, элементов защиты, поясняющих надписей, знаков идентификации, соответствия и/или утверждения типа (7.1, 7.2)

5 Описание устройств весов

5.1 Вспомогательное отсчетное устройство или отсчетное устройство с расширением (3.4, 4.4.3, 4.13.7)

5.2 Многоцелевое использование показывающих устройств (4.4.4)

5.3 Печатающие устройства (4.4.5, 4.6.11, 4.7.3, 4.14.4, 4.16)

5.4 Запоминающие устройства (4.4.6)

5.5 Устройства установки на нуль и слежения за нулем (4.5, 4.6.9, 4.13.2)

5.6 Устройства тарирования (4.6, 4.10, 4.13.3) и устройства предварительного задания значения массы тары (4.7, 4.13.4)

5.7 Устройство установки по уровню и индикатор уровня, датчик наклона, верхняя граница наклона (3.9.1)

5.8 Устройства арретирования (4.8, 4.13.5) и вспомогательное устройство для поверки (4.9)

5.9 Выбор диапазонов взвешивания в многодиапазонных весах (4.10)

5.10 Подключение различных грузоприемных устройств (4.11)

5.11 Интерфейсы [типы, назначение, защищенность от внешних воздействий (5.3.6)]

5.12 Периферийные устройства, например: принтеры, дополнительные дисплеи, для указания в свидетельстве об утверждении типа и для подключения к весам при испытаниях на воздействие помех (5.4.2)

5.13 Функции весов с вычислением стоимости (например, весы, используемые при прямой продаже населению) (4.14), весы для самообслуживания (4.13.11), весы с печатанием чека (4.16)

5.14 Другие устройства или функции, например для иных целей, чем определение массы (не являющихся объектом оценки соответствия)

5.15 Подробное описание состояния стабильного равновесия весов

6 Информация, касающаяся особых случаев

6.1 Описание разбиения весов на модули, например на весоизмерительные датчики, механическую систему, индикатор, дисплей, показывающее функции каждого модуля и составляющие . Для модулей, которые уже прошли процедуру утверждения, должна быть ссылка на свидетельства об утверждении типа (3.10.2), ссылка на оценку по МР60 для весоизмерительных датчиков (приложение F)

6.2 Специальные условия эксплуатации (3.9.5)

6.3 Реакция весов на промахи (5.1.1, 5.2, 4.13.9)

6.4 Работа дисплея после включения (5.3.1)

7 Техническое описание, рисунки и схемы устройств, блоков и т.д., в частности 7.1-7.4:

7.1 Грузоприемного устройства, рычажных систем, если рычажные системы выполнены не в соответствии с (6.3.2-6.3.4), силопередающих устройств

7.2 Весоизмерительных датчиков, если они не представлены в качестве модулей

7.3 Электрических соединительных элементов, например для связи весоизмерительных датчиков с индикатором, включая длину сигнальных линий [необходимо для испытаний на микросекундные импульсы по В.3.3 (приложение В)]

7.4 Индикатора: блок-схему, принципиальную схему, обработку и обмен данными через интерфейс, назначение всех клавиш клавиатуры

7.5 Декларации изготовителя, например для интерфейсов (5.3.6.1), для защиты доступа к установкам и юстировке (4.1.2.4), для других основных программных операций

7.6 Образцы всех возможных распечаток

8 Результаты испытаний, проведенных изготовителем или другой лабораторией, на протоколах по форме, приведенной в международной рекомендации , включая доказательство компетентности

9 Свидетельства об утверждении типа или отдельных испытаний модулей, или других частей, указанных в документации, вместе с протоколами испытаний

10 Для программно-управляемых весов или модулей дополнительная документация в соответствии с

11 Рисунок или фотография весов, показывающая тип и местоположение знака поверки и контрольного знака, которые должны быть включены в описание типа или отчет об испытаниях

Орган, проводящий испытания и утверждающий тип, должен соблюдать конфиденциальность в отношении всей документации на весы, кроме рисунка или фотографии (пункт 11). Исключения допускаются с согласия изготовителя.

8.2.2 Оценка типа

Представленные документы должны быть изучены в целях проверки соответствия требованиям настоящего стандарта.

Необходимые проверки должны быть проведены, чтобы убедиться в правильности выполнения функций в соответствии с представленными документами. Реакции на промахи не следует вызывать.

Весы в соответствии с 3.10 и гири в соответствии с 3.7.1 должны быть представлены на испытательные процедуры согласно приложениям А и В, если применимо. Периферийные устройства - согласно 3.10.3.

Допускается проводить испытания не только на предприятии уполномоченного органа.

Уполномоченный орган по утверждению типа может в особых случаях потребовать от заявителя предоставления испытательных грузов, оборудования и персонала для проведения испытаний.

В соответствии с положениями международных документов , уполномоченным органам по утверждению типа рекомендуется по согласованию с заявителем учитывать результаты испытаний, полученные другими национальными уполномоченными органами, не проводя снова эти испытания.

Уполномоченный орган на свое усмотрение и под свою ответственность может принимать результаты испытаний, выполненные заявителем для представленного типа, и сократить соответственно объем своих испытаний.

8.3 Первичная поверка

Первичная поверка может быть проведена уполномоченным персоналом в соответствии с национальным законодательством.

Первичную поверку не следует проводить до тех пор, пока не будет установлено соответствие экземпляра весов утвержденному типу и/или требованиям настоящего стандарта. Экземпляр весов необходимо поверять во время установки и подготовки к использованию на месте предстоящей эксплуатации, кроме случаев, когда весы могут легко быть перевезены и установлены после первичной поверки.

Первичная поверка может быть выполнена у изготовителя, в месте эксплуатации или в любом другом месте, если:

а) для перевозки весов до места эксплуатации не требуется демонтаж весов;

в) для ввода в эксплуатацию на месте использования не требуются сборочные или другие технические установочные операции, влияющие на характеристики весов;

с) весы настроены на ускорение свободного падения на месте эксплуатации весов или если весы нечувствительны к изменениям ускорения свободного падения.

Во всех других случаях испытания проводят на месте эксплуатации весов.

Если весы чувствительны к изменениям ускорения свободного падения, то поверку можно проводить в два этапа. Второй этап включает в себя все проверки и испытания, результаты которых зависят от ускорения свободного падения. На первом этапе выполняют остальные проверки и испытания. Второй этап выполняют на месте эксплуатации весов.

Взамен места эксплуатации может быть определена гравитационная зона или зона эксплуатации, в которой весы соответствуют национальным или региональным требованиям, относящимся к гравитации.

8.3.1 Соответствие

Декларация соответствия утвержденному типу и/или требованиям настоящего стандарта должна включать в себя:

Заявление о правильной работе всех устройств, например устройства установки на нуль, устройства тарирования и вычислительных устройств;

Заявление о материале и конструкции весов ввиду их метрологической значимости;

Подтверждение совместимости модулей, если выбран модульный подход в соответствии с 3.10.2;

Перечень испытаний, которые были проведены.

8.3.2 Визуальная проверка

Перед испытаниями весы подвергают визуальному осмотру в целях:

Ознакомления с метрологическими характеристиками, то есть: классом точности, , , ;

Идентификации программного обеспечения, если оно имеется;

Идентификации модулей, если применен модульный подход;

Проверки наличия обязательных надписей и мест для поверочного и контрольного знака.

Если место и условия эксплуатации весов известны, то рекомендуется проверить, насколько они соответствуют требуемым условиям эксплуатации весов.

8.3.3 Испытания

Испытания проводят для проверки соответствия следующим требованиям:

3.5.1, 3.5.3.3 и 3.5.3.4: погрешность показания [см. А.4.4-А.4.6 (приложение А), пяти значений нагрузки обычно достаточно, выбранные нагрузки должны включать в себя , если только 100 мг];

4.5.2 и 4.6.3: точность устройства установки на нуль и устройства тарирования [см. А.4.2.3 и А.4.6.2 (приложение А)];

3.6.1: повторяемость [см. А.4.10 (приложение А), третий абзац];

3.6.2: нецентральное приложение нагрузки [см. А.4.7 (приложение А)];

3.8: реагирование [см. А.4.8 (приложение А)]; на весах с цифровой индикацией испытание не проводится;

4.18: наклон для передвижных весов [см. А 5.1.3 (приложение А)];

6.1: чувствительность весов с неавтоматическим установлением показаний [см. А 4.9 (приложение А)].

В особых случаях, например при необычной конструкции, при сомнительных результатах или, если указано в соответствующем отчете об испытании типа, могут быть проведены другие испытания.

Уполномоченный для утверждения типа орган в особых случаях может потребовать от заявителя предоставления испытательных нагрузок, оборудования и персонала для проведения испытаний (см. 3.7).

Для всех испытаний в качестве предельных погрешностей, приняты пределы допускаемой погрешности, установленные при первичной поверке. Если весы после первичной поверки должны быть отправлены в другое место, то должно быть учтено изменение ускорения свободного падения. Например, выполнение второго этапа первичной поверки весов на месте эксплуатации (после юстировки) или введение в весы корректирующего коэффициента на ускорение свободного падения (в месте эксплуатации), во время проведения первичной поверки не на месте эксплуатации.

8.3.4 Маркировка и защита

В соответствии с национальным законодательством результаты первичной поверки подтверждают клеймом о поверке. На клейме могут быть указаны месяц или год проведения первичной поверки или дата проведения следующей поверки. Национальным законодательством могут быть установлены меры защиты компонентов, демонтаж или перенастройка которых приводит к изменению метрологических характеристик весов, если при этом факт вмешательства может остаться незамеченным. Должны быть соблюдены положения 4.1.2.4 и 7.2.

8.4 Последующий метрологический контроль

Последующий метрологический контроль может быть проведен уполномоченным персоналом в соответствии с национальными правилами.

8.4.1 Последующие поверки

В ходе последующих поверок, как правило, проводят только контроль и испытания, указанные в 8.3.2 и 8.3.3, при этом пределы допускаемой погрешности устанавливаются, как для первичной поверки. Маркировочный знак о поверке и защита могут быть выполнены согласно 8.3.4 с указанием даты проведения следующей поверки.

8.4.2 Надзор во время эксплуатации

Надзор во время эксплуатации, как правило, осуществляют только в виде контроля и испытаний согласно 8.3.2 и 8.3.3. Пределы допускаемой погрешности устанавливаются, удвоенными по сравнению с первичной поверкой. Маркировочные знаки о поверке и защите могут оставаться неизменными или могут быть обновлены в соответствии с 8.4.1.

В основе соответствия изготовленного изделия конструкторской документации лежит правильность выбора лимитирующих параметров изделия, их допустимых отклонений и выбор технических средств, обеспечивающих ети параметры. Для обеспечения этих факторов, общих

для конструкторской и технологической документации, служит метрологический контроль. Метрологический контроль - проверка выполнения в документации метрологических положений, правил и норм, четко регламентированных в действующей нормативно-технической документации.

Учет метрологических положений в конструкторской документации требует от исполнителя конкретных знаний. Разработчики конструкторской документации зачастую плохо ориентируются в вопросах метрологического обеспечения. В результате в новых разработках не уделяется должное внимание вопросам единства и требуемой точности измерений. ГОСТ 1.25-76 устанавливает: «Под метрологическим обеспечением народного хозяйства понимают установление и применение научных и организационных основ технических средств, правил и норм, необходимых для достижения единства и требуемой точности измерений». Этой цели служат стандарты Государственной системы обеспечения единства измерений (ГСИ). Единство измерений - такое состояние измерений, при котором результаты измерений выражены в узаконенных единицах, а погрешности измерений известны с заданной вероятностью.

Кроме метрологического контроля, который проводится на предприятиях, существует метрологическая экспертиза конструкторской документации. Это - исследовательский процесс с целью анализа и оценки технических решений по выбору параметров, подлежащих измерению, установлению норм точности и обеспечению методами и средствами измерений. Если по форме метрологическую экспертизу можно представить как контрольный процесс, то по содержанию - это совокупность взаимосвязанных организационных, методических и технических мероприятий. Цели метрологической экспертизы изложены в ГОСТ 8.103-73. Метрологическая экспертиза конструкторской документации обычно осуществляется после проведения метрологического контроля.

Метрологический контроль технической документации охватывает ряд принципиальных вопросов, решение которых улучшает качество изготовляемого изделия. Он обеспечивает качество изделия наиболее экономичными путями, устраняя прямой ущерб из-за неточностей в конструкторской и технологической документации. Экономической эффективности качества достигают путем применения

приминения оптимальных показателей измеряемых параметров изделия. Метрологический контроль начинается с выявления измеряемых параметров, подлежащих контролю. Осуществляется это при помощи анализа и определения влиния и места каждого параметра в общей конструкции и работе изделия. Метрологический контроль решает в общем случае следующие вопросы.

1. Рассмотрение возможности замены качественных требований (при их наличии) требованиями к физическим величинам. Органолептический контроль целесообразно заменить требованиями к физическим величинам, проверяемым путем измерений. Например, требование «Глубокие раковины на обработанных поверхностях не допускаются...» заменяется требованием к размерам раковин и их числу на единице площади; требование «Кронштейн установить вертикально...» заменяется требованием к угловому отклонению и т. д.

2. Проверку корректности выражения требований, исключающей возможности различного их -толкования. Рекомендуется для выражения технических требований использовать стандартные термины. Например, требование «Биение вала не более...» заменяется требованием «Полное радиальное биение поверхности А относительно... не более...», требование «Раствор готовят смешением компонента А и компонента Б в соотношении 1: 2» некорректно, так как неясно, какое соотношение подразумевается: масс или объемов.

Специфичные термины, допускающие возможность различного толкования, следует определять или пояснять при первом их упоминании в каждом документе (в скобках, сноске, справочном приложении). Ссылка на определенный стандарт позволяет толковать однозначно технические требования и применяемые параметры. Метрологическая терминология оговорена в ГОСТ 16263-70, правильность наименований физических величин - в ГОСТ 8.417-81.

3. Анализ достаточности номенклатуры контролируемых параметров, которые обеспечивают оптимальное качество изделия.

Предложения проводящего метрологический контроль по достаточности требований к изделию носят характер рекомендаций (учет их разработчиком желателен, но не обязателен). Исключение составляет метрологический контроль документации на средства измерения и испытательное оборудование

испытательное оборудование. В этих случаях учет предложений лица, проводящего метрологический контроль, обязателен. Предложения по выделению новых параметров, подлежащих измерению, целесообразно внести в конструкторскую документацию на ранних стадиях разработки, чтобы на последующих стадиях можно было их осуществить.

4. Рассмотрение возможности сокращения номенклатуры измеряемых параметров, уменьшающих затраты на контроль. Например, анализ измерения частного параметра, входящего в комплекс параметров, может выявить, что частный параметр измеряется также в процессе измерения комплексного параметра, поэтому его отдельное измерение можно не выполнять. Анализ режимов испытания изделия также может выявить, что последующие испытания с пониженным режимом можно аннулировать, так как первые испытания проводились на повышенных режимах и т. п.

5. Проверка обоснования номенклатуры измеряемых параметров. Обоснованность выбора измеряемых параметров проверяется при помощи анализа научно-исследовательской работы, предшествующей разработке изделия, результатов экспериментальных работ и испытания опытных образцов. При отсутствии обоснования проверяющий предлагает изменить номенклатуру или нормы точности измеряемых параметров.

6. Проверка наличия допустимых отклонений параметров, подлежащих измерению. Разработчик устанавливает допустимые отклонения исходя из функциональных и экономических соображений и с учетом возможностей их практического выполнения. Например, требование «Отклонение от плоскостности не допускается» не достижимо, так как требует идеальной плоскости, поэтому требование формулируется так: «Отклонение от плоскостности не более...».

Правильный выбор норм точности обеспечивает качество и работоспособность изделия и экономические показатели изготовления. Нормы точности позволяют выбрать измерительные средства по классу точности и методику измерений.

Метрологический контроль проверяет конструкции, в которых должна быть обеспечена возможность измерения заданных параметров изделия. Для этого проверяется возможность доступа ко всем точкам измерения. При наличии встроенных средств измерений нужно убедиться

в том, возможна ли их поверка в процессе эксплуатации. Если доступ к ним затруднен, эксперт может сделать предложения по усовершенствованию конструкции изделия. Влияние на погрешность измерений оказывают свойства материала, качество измеряемых поверхностей и др. Жесткость измеряемого элемента, его линейное расширение при разных температурах, а также свойства поверхностей (шероховатость, деформируемость и др.) могут существенно повлиять ка измерение элемента.

Решение метрологических вопросов в новых разработках осуществляется под методологическим руководством работников метрологической службы. Непосредственное участие метролога в разработках не обязательно и не практикуется. Хороший результат дает метрологический контроль конструкторской документации, когда разработан оригинал документа и основные вопросы метрологического характера согласованы со специалистами заранее.

Если метрологический контроль не производится как самостоятельный этап, то он совмещается с нормализадионным контролем конструкторской и технологической документации. Обычно нормализационный контроль производят конструкторы или технологи, а иногда и метрологи. Исполнителями метрологического контроля являются специализированные нормоконтролеры служб стандартизации или работники метрологических служб, прошедшие соответствующее обучение.

Метрологический контроль технического задания оценивает полноту и четкость формулирования требований к параметрам разрабатываемого изделия с точки зрения обеспечения возможности их измерения с требуемой точностью в заданных условиях. Оценивает обоснованность требований по метрологическому обеспечению разработки, изготовлению, испытанию и эксплуатации.

Метрологический контроль пояснительной записки и технического (эскизного) проекта направлен на следующее: обоснование номенклатуры измеряемых параметров; норм точности измерений параметров с учетом заданных требований к достоверности измерений; обоснование и оценку контролепригодности конструкции (возможность доступа к элементам измерений, достаточности контрольных точек - гнезд, разъемов и т. д.); обоснование решений по разработке методики выполнения измерений основных параметров, решений по поверке встроенных средств измерений; анализ полноты и обоснованности планируемых

работ по метрологическому обеспечению на стадии разработки рабочей документации.

Метрологический контроль технических условий (ТУ) направлен на проведение следующих работ: анализ достаточности и рациональности номенклатуры измеряемых параметров (соответствие техническому заданию, стандартам и др.); оценку корректности формулировки требований к параметрам и полноты требований, достаточных для обеспечения точности измерений; определение допустимых уровней опасных и вредных факторов, создаваемых изделием; проверку выполнения требований действующих стандартов, регламентирующих виды испытаний, правила приемки и т. д.; проверку методов контроля (испытаний, измерений и т. п.); анализ установленных норм точности измерений, методики испытаний и др.

Метрологический контроль программы и методики испытаний (ПМ) направлен на следующее: анализ рациональности номенклатуры параметров, измеряемых при приемочных, приемо-сдаточных, периодических испытаниях и в процессе эксплуатации изделий; анализ содержания требований к измеряемым параметрам; проверку наличия методик испытаний на все технические требования. При наличии специальных средств измерений, используемых при испытании, проверяют факт их метрологической аттестации.

При проведении метрологического контроля чертежей осуществляют следующие операции: проверяют корректность текстовых требований чертежей; оценивают достаточность номенклатуры требований чертежа.: требований ко всем параметрам изделия, влияющих на выполнение своих функций (размерам, отклонениям формы и расположения, параметрам шероховатости и твердости поверхностей, толщине покрытий и др.); анализируют рациональность установленной системы требований чертежа касающихся контроля изделия. В чертежах задаются не только непосредственно измеряемые параметры, но и параметры, которые относятся к технологии изготовления. Эти параметры устанавливают, как правило, технологи, и они являются результатом совместной работы с конструкторами; оценивают контролепригодность изделия. Контроль изделия должен быть обеспечен средствами измерения общего применения и только в крайних случаях нестандартизованными измерительными средствами.

Если для контроля изделия применяются нестандартизованные средства измерения, то проверяют наличие и содержание технического описания, инструкции по эксплуатации, паспорта, инструкции по поверке на эти средства измерения.

При проведении метрологического контроля рабочей технологической документации осуществляют следующее: проверяют корректность выражения требований к контролируемым параметрам; оценивают рациональность номенклатуры измеряемых параметров; проверяют наличие норм точности измерений; устанавливают наличие методик контроля на все требования технической документации; проверяют полноту и правильность требований к средствам измерения; оценивают соответствие показаталей точности измерений заданным требованиям. Если обеспечение заданной точности измерений затруднительно, рассматривается возможность расширения допуска на контролируемый параметр совместно с разработчиком.

Виды государственного метрологического контроля и надзора

  • 1. Государственный метрологический контроль и надзор осуществляется Государственной метрологической службой Госстандарта России.
  • 2. Государственный метрологический контроль включает: утверждение типа средств измерений; поверку средств измерений, в том числе эталонов; лицензирование деятельности юридических и физических лиц по изготовлению, ремонту, продаже и прокату средств измерений.
  • 3. Государственный метрологический надзор осуществляется: за выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц величин, соблюдением метрологических правил и норм; за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций; за количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже.

Сферы распространения государственного метрологического контроля и надзора.

Государственный метрологический контроль и надзор, осуществляемые с целью проверки соблюдения метрологических правил и норм, распространяются на: здравоохранение, ветеринарию, охрану окружающей среды, обеспечение безопасности труда; торговые операции и взаимные расчеты между покупателей и продавцом, в том числе на операции с применением игровых автоматов и устройств; государственные учетные операции; обеспечение обороны государства; геодезические и гидрометеорологические работы; банковские, налоговые, таможенные и почтовые операции; производство продукции, поставляемой по контрактам для государственных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации; испытания и контроль качества продукции в целях определения соответствия обязательным требованиям государственных стандартов Российской Федерации; обязательную сертификацию продукции и услуг; измерения, проводимые по поручению органов суда, прокуратуры, арбитражного суда, государственных органов управления Российской Федерации; регистрацию национальных и международных спортивных рекордов. Нормативными актами республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга государственный метрологический контроль и надзор могут быть распространены и на другие сферы деятельности.

Утверждение типа средств измерений:

  • 1. В сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора средства измерений подвергаются обязательным испытаниям с последующим утверждением типа средств измерений. Решение об утверждении типа средств измерений принимается Госстандартом России и удостоверяется сертификатом об утверждении типа средств измерений. Срок действия этого сертификата устанавливается при его выдаче Госстандартом России. Утвержденный тип средств измерений вносится в Государственный реестр средств измерений, который ведет Госстандарт России.
  • 2. Испытания средств измерений для целей утверждения их типа проводятся государственными научными метрологическими центрами Госстандарта России, аккредитованными им в качестве государственных центров испытаний средств измерений. Решением Госстандарта России в качестве государственных центров испытаний средств измерений могут быть аккредитованы и другие специализированные организации.
  • 3. Для проведения испытаний образцы средств измерений с соответствующими нормативными и эксплуатационными документами должны быть представлены в установленном Госстандартом России порядке.
  • 4. Соответствие средств измерений утвержденному типу на территории Российской Федерации контролируется органами Государственной метрологической службы по месту расположения изготовителей или пользователей.
  • 5. На средство измерений утвержденного типа и на эксплуатационные документы, сопровождающие каждый экземпляр, наносится знак утверждения типа средств измерений установленной формы.
  • 6. Информация об утверждении типа средств измерений и решение о его отмене публикуется в официальных изданиях Госстандарта России.

Поверка средств измерений

  • 1. Средства измерений, подлежащие государственному метрологическому контролю и надзору, подвергаются поверке органами Государственной метрологической службы при выпуске из производства или ремонта, при ввозе по импорту и эксплуатации. Допускается продажа и выдача напрокат только поверенных средств измерений. Перечни групп средств измерений, подлежащих поверке, утверждаются Госстандартом России.
  • 2. По решению Госстандарта России право поверки средств измерений может быть предоставлено аккредитованным метрологическим службам юридических лиц. Деятельность этих метрологических служб осуществляется в соответствии с действующим законодательством и нормативными документами по обеспечению единства измерений.

Порядок аккредитации определяется Правительством Российской Федерации.

Поверочная деятельность, осуществляемая аккредитованными метрологическими службами юридических лиц, контролируется органами Государственной метрологической службы по месту расположения этих юридических лиц.

3. Поверка средств измерений осуществляется физическим лицом, аттестованным в качестве поверителя органом Государственной метрологической службы.

Ответственность за ненадлежащее выполнение поверочных работ и несоблюдение требований соответствующих нормативных документов несет соответствующий орган Государственной метрологической службы или юридическое лицо, метрологической службой которого выполнены поверочные работы.

4. В сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора юридические и физические лица, выпускающие средства измерения из производства или ремонта, ввозящие средства измерений и использующие их в целях эксплуатации, проката или продажи, обязаны своевременно представлять средства измерений на поверку.

Порядок представления средств измерений на поверку устанавливается Госстандартом России.

  • 5. Положительные результаты поверки средств измерений удостоверяются поверительным клеймом или свидетельством о поверке. Форма поверительного клейма и свидетельства о поверке, порядок нанесения поверительного клейма устанавливаются Госстандартом России.
  • 6. При выполнении поверочных работы на территории отдельного региона с выездом на место эксплуатации средств измерений орган исполнительной власти этого региона обязан оказывать поверителям содействие, в том числе: предоставлять им соответствующие помещения; обеспечивать их вспомогательным персоналом и транспортом; извещать всех владельцев и пользователей средств измерений о времени поверки.

Лицензирование деятельности юридических и физических лиц по изготовлению, ремонту, продаже и прокату средств измерений

  • 1. Деятельность по изготовлению, ремонту, продаже и прокату средств измерений, применяемых в сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора, может осуществляться юридическими и физическими лицами лишь при наличии лицензии, выдаваемой в порядке, устанавливаемом Госстандартом России.
  • 2. Лицензирование деятельности по изготовлению, ремонту, продаже и прокату средств измерений производится после проверки органами Государственной метрологической службы наличия необходимых для этой деятельности условий, а также соблюдения лицами, осуществляющими эту деятельность, установленных метрологических правил и норм.
  • 3. В случаях нарушения установленных пунктом 2 настоящей статьи условий лицензия аннулируется.

Государственный метрологический надзор за выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами, соблюдением метрологических правил и норм Государственный метрологический надзор за выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами, соблюдением метрологических правил и норм осуществляется в порядке, устанавливаемом Госстандартом России.

Государственный метрологический надзор за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций

Государственный метрологический надзор за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций, осуществляется в целях определения массы, объема, расхода или других величин, характеризующих количество этих товаров. Порядок проведения указанного вида государственного метрологического надзора устанавливается Госстандартом России в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Государственный метрологический надзор за количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже.

Государственный метрологический надзор за количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже осуществляется в случаях, когда содержимое упаковки не может быть изменено без ее вскрытия или деформации, а масса, объем, длина, площадь или иные величины, указывающие количество содержащегося в упаковке товара, обозначены на упаковке. Порядок проведения указанного вида государственного метрологического надзора устанавливается Госстандартом России в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Права и обязанности государственных инспекторов по обеспечению единства измерений

1. Государственный метрологический контроль и надзор осуществляют должностные лица Госстандарта России - главные государственные инспекторы и государственные инспекторы по обеспечению единства измерений Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга (далее - государственные инспекторы).

Осуществление государственного метрологического контроля и надзора может быть возложено на государственных инспекторов по надзору за государственными стандартами, действующих в соответствии с законодательством Российской Федерации и прошедших аттестацию в качестве государственных инспекторов по обеспечению единства измерений.

Государственные инспекторы, осуществляющие поверку средств измерений, подлежат аттестации в качестве поверителей.

  • 2. Государственные инспекторы, осуществляющие на соответствующей территории государственный метрологический контроль и надзор, вправе беспрепятственно, при предъявлении служебного удостоверения: посещать объекты, где эксплуатируются, производятся, ремонтируются, продаются, содержатся или хранятся средства измерений независимо от подчиненности и форм собственности этих объектов; проверять соответствие используемых единиц величин допущенным к применению; поверять средства измерений, проверять их состояние и условия применения, а также соответствие утвержденному типу средств измерений; проверять применение аттестованных методик выполнения измерений, состояние эталонов, применяемых для поверки средств измерений; проверять количество товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций; отбирать образцы продукции и товаров, а также фасованные товары в упаковках любого вида для осуществления надзора; использовать технические средства и привлекать персонал объекта, подвергаемого государственному метрологическому контролю и надзору.
  • 3. При выявлении нарушений метрологических правил и норм государственный инспектор имеет право: запрещать применение и выпуск средств измерений неутвержденных типов или не соответствующих утвержденному типу, а также неповеренных; гасить поверительные клейма или аннулировать свидетельство о поверке в случаях, когда средство измерений дает неправильные показания или просрочен межповерочный интервал; при необходимости изымать средство измерений из эксплуатации; представлять предложения по аннулированию лицензии на изготовление, ремонт, продажу и прокат средств измерений в случаях нарушения требований к этим видам деятельности; давать обязательные предписания и устанавливать сроки устранения нарушений метрологических правил и норм; составлять протоколы о нарушении метрологических правил и норм.

Ответственность государственных инспекторов

  • 1. Государственные инспекторы, осуществляющие государственный метрологический контроль и надзор, обязаны строго соблюдать законодательство Российской Федерации, а также положения нормативных документов по обеспечению единства измерений и государственного метрологического контроля и надзора. За невыполнение или ненадлежащее выполнение должностных обязанностей, превышение полномочий и за иные нарушения, включая разглашение государственной или коммерческой тайны, государственные инспекторы могут быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  • 2. Жалобы на действия государственных инспекторов подаются в 20-дневный срок со дня принятия ими решений в тот орган Государственной метрологической службы, которому они непосредственном подчинены, или в вышестоящий орган. Жалобы рассматриваются и решения по ним принимаются в месячный срок со дня подачи жалобы.

Действия государственных инспекторов могут также быть в установленном порядке обжалованы в суд. 3. Обжалование действий государственных инспекторов не приостанавливает реализацию их предписаний.

Содействие государственному инспектору

Юридические и физические лица обязаны оказывать содействие государственному инспектору в выполнении возложенных на него обязанностей. Лица, препятствующие осуществлению государственного метрологического контроля и надзора, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.


стр. 1



стр. 2



стр. 3



стр. 4



стр. 5



стр. 6



стр. 7



стр. 8



стр. 9



стр. 10



стр. 11



стр. 12



стр. 13



стр. 14



стр. 15

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ

(СТАНДАРТ

V J РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

МЕТРОЛОГИЧЕСКИЙ НАДЗОР, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЙ МЕТРОЛОГИЧЕСКИМИ СЛУЖБАМИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

Основные положения

Издание официальное

Стандартинформ

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Всероссийский научно-исследовательский институт метрологической службы» (ФГУП «ВНИИМС»)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом ТК 53 «Основные нормы и правила по обеспечению единства измерений»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 4 июня 2015 г. № 553-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

© Стандартинформ, 2015

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

Административное взыскание, налагаемое руководством предприятия;

Экономические меры, применяемые руководством предприятия и другие меры по усмотрению руководства предприятия;

Оформление официального обращения к руководству предприятия с конкретными предложениями по мерам, которые должны быть предприняты, с указанием последствий неустранения нарушений.

9.2 В зависимости от потребностей предприятия (производства) и возможностей метрологической службы, а также от условий договора по осуществлению метрологического надзора на стороннем предприятии, метрологическая служба может брать на себя выполнение следующих функций по устранению нарушений:

Замена неповеренных (неоткалиброванных) средств измерений на поверенные (откалиброванные) из обменного фонда метрологической службы;

Организация (осуществление) поверки (калибровки) средств измерений;

Аттестация методик измерений или испытательного оборудования;

Метрологическая экспертиза конструкторско-технологической документации;

Организация дополнительного обучения персонала и др.

9.3 Осуществление метрологического надзора должно в обязательном порядке предусматривать проведение анализа обнаруженных нарушений, с целью устранения причин их возникновения. Метрологический надзор должен носить характер корректирующих и предупреждающих действий.



В период с «_»_

наосновании_

комиссия в составе: п ред седател ь ко м и сси и

члены комиссии _

провела проверку_


Форма акта проверки

АКТ ПРОВЕРКИ в рамках метрологического надзора

наименование подразделения предприятия _по «_»_20_г.

наименование, дата и номер распоряжения о проверке


должность, инициалы, фамилия


должности, инициалы, фамилии


конкретные направления проверки



1 Состояние средств измерений

2 Состояние эталонов

3 Состояние методик измерений

Комиссия предприняла:_


указывают действия, предпринятые комиссией




Председатель комиссии Члены комиссий: Сактом ознакомлен:



личная подпись инициалы, фамилия


должность руководителя проверяемого подразделения,



наименование подразделения предприятия

от_20_г. Выдано на основании акта проверки

При проверке

(конкретные направления проверки) были обнаружены следующие нарушения:_

(факты нарушений)

На основании Федерального закона «Об обеспечении единства измерений» и в соответствии с (указывают документ, на основании которого проводят метрологический надзор на данном предприятии) запрещены к применению:

(конкретные объекты: средства измерений, методики измерений, эталоны и т. п.) Изымаются из эксплуатации:

(перечень средств измерений с указанием причин изъятия)

(перечень и сроки устраняемых нарушений)


Предписывается устранить:

инициалы, фамилия

Председатель комиссии по проверке _

Библиография

Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. № 261 -ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

УДК 389.14:006.354 ОКС 17.020

Ключевые слова: метрологический надзор, метрологическая служба, нарушения метрологических правил и норм

Редактор АС. Коршунова Технический редактор В.Н. Прусакова Корректор М.С. Кабашова Компьютерная верстка А.Н. Золотаревой

Сдано в набор 15.07.2015. Подписано в печать 19.08.2015. Формат 60 х 84^. Гарнитура Ариал. Уел. печ. л. 1,89. Уч.-изд. л. 1,40. Тираж 50 экз. Зак. 2835.

Издано и отпечатано во ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ», 123995 Москва, Гранатный пер., 4. www.gostinfo.ru [email protected]

ГОСТ Р 8.884-2015

1 Область применения...................................................1

3 Термины и определения................................................2

4 Общие положения....................................................2

6 Порядок проведения метрологического надзора.................................5

7 Оформление результатов метрологического надзора..............................6

8 Обязанности и права лиц, осуществляющих метрологический надзор....................7

9 Меры, применяемые при обнаружении нарушений метрологических правил и норм...........7

Библиография........................................................11

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственная система обеспечения единства измерений

МЕТРОЛОГИЧЕСКИЙ НАДЗОР, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЙ МЕТРОЛОГИЧЕСКИМИ СЛУЖБАМИ

ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

Основные положения

State system for ensuring the uniformity of measurements. Metrological supervision performed by the metrological

services of legal entities. General principles

Дата введения - 2016-06-01

1 Область применения

1.1 Настоящий стандарт устанавливает общие требования к содержанию, порядку проведения и оформлению результатов метрологического надзора за состоянием и применением средств измерений, методик измерений, эталонами единиц величин, соблюдением метрологических правил и норм, содержащихся в нормативных документах по обеспечению единства измерений (далее - метрологический надзор), осуществляемому метрологическими службами юридических лиц.

1.2 Стандарт предназначен для метрологических служб юридических лиц, осуществляющих внутренний метрологический надзор, а также предлагающих его в качестве услуги для сторонних организаций.

1.3 Областями применения настоящего стандарта являются:

Производство продукции, в том числе средств измерений;

Испытания, поверка и калибровка средств измерений и технических устройств, выполняющих измерительные функции, включая аттестацию испытательного оборудования;

Использование и применение средств измерений, испытательного оборудования;

Техническое обслуживание и ремонт средств измерений, испытательного оборудования, технических устройств, выполняющих измерительные функции;

Аттестация и применение методик измерений;

Осуществление деятельности в сферах государственного регулирования в соответствии с ;

Осуществление деятельности по сертификации продукции и услуг в соответствии с ;

Осуществление деятельности в области энергосбережения в соответствии с .

2 Нормативные ссылки

При осуществлении метрологического надзора за состоянием и применением средств измерений, технических устройств с измерительными функциями, испытательного оборудования, средств допускового контроля проверяют:

Правильность отнесения средств измерений, технических устройств с измерительными функциями, испытательногооборудования, средств допускового контроля ктехническим устройствам, используемым в сферах государственного регулирования в области обеспечения единства измерений (включая составление перечня средств измерений, подлежащих поверке);

Обеспеченность средств измерений поверкой (калибровкой). Наличие доказательств прослеживаемости результатов поверки (калибровки);

Правильность проведения калибровки, а в случае необходимости, поверки средств измерений, и наличие на эти виды деятельности документальных свидетельств компетентности в соответствии с требованиями ГОСТИСО/МЭК17025;

Соответствие процедуры проведения калибровки или поверки средств измерений, аттестации испытательного оборудования, стандартных образцов и паспортизации средств допускового контроля требованиям нормативных документов;

Наличие оттисков поверительных клейм, калибровочных клейм (знаков), свидетельств о поверке, сертификатов о калибровке или других документальных свидетельств, подтверждающих факт проведения поверки, калибровки или аттестации;

Соответствие сроков проведения поверки (калибровки, аттестации испытательного оборудования) требованиям нормативных документов;

Наличие и целостность поверительных клейм (основного и защитного) и калибровочных клейм (знаков);

Отсутствие повреждений или чрезмерного износа средства измерений, технических устройств с измерительными функциями, испытательного оборудования, средств допускового контроля в процессе эксплуатации, приводящих к изменению метрологических характеристик;

Правильность использования средства измерений, технических устройств с измерительными функциями, испытательного оборудования, средств допускового контроля по назначению;

Соответствие условий эксплуатации требованиям нормативных документов (соответствие внешних влияющих факторов установленным нормам: по влажности, давлению, чистоте окружающей среды, вибрации ит. д.);

Правильность монтажа и установки средств измерений, технических устройств с измерительными функциями, испытательного оборудования, средств допускового контроля;

Правильность настройки средств измерений, технических устройств с измерительными функциями, испытательного оборудования, средств допускового контроля;

Полноту и качество комплектации средств измерений, технических устройств с измерительными функциями, испытательного оборудования, средств допускового контроля;

Правильность выполнения технического обслуживания и ремонта средств измерений, технических устройств с измерительными функциями, испытательного оборудования, средств допускового контроля в соответствии с требованиями нормативной (ремонтной) документации, наличие условий для выполнения данных работ и соответствие квалификации персонала предъявляемым требованиям;

Правильность хранения средств измерений, технических устройств с измерительными функциями, испытательного оборудования, средств допускового контроля, которые не используют постоянно;

Соответствие средств измерений, технических устройств с измерительными функциями, испытательного оборудования, средств допускового контроля, их размещения и установки основным общетехническим требованиям и правилам техники безопасности, а также требованиям, предъявляемым к охране окружающей среды.

5.2 Метрологический надзор за методиками измерений

При осуществлении метрологического надзора за методиками измерений проверяют:

Наличие аттестации методик измерений, применяемых в сферах государственного регулирования и наличие документов, подтверждающих проведение аттестации;

Правильность определения метрологических характеристик методик измерений, применяемых вне сфер государственного регулирования;

Соответствие фактических условий применения методики измерений условиям, регламентируемым в документе на методику измерений;

Полноту и правильность проведения процедуры и оформления результатов измерений в соответствии с требованиями документа на методику измерений.

5.3 Метрологический надзор за эталонами единиц величин, стандартными образцами состава и свойств веществ и материалов, применяемыми для калибровки средств измерений

При осуществлении метрологического надзора за эталонами единиц величин, стандартными образцами состава и свойств веществ и материалов (см. ГОСТ 8.315) (далее - эталоны) проверяют:

Наличие доказательств прослеживаемости эталонов к государственным эталонам, свидетельств о поверке (сертификатов о калибровке) эталона;

Наличие и соблюдение графика поверки (калибровки) эталонов;

Наличие договора(ов) с государственными региональными центрами метрологии или другими юридическими лицами на проведение поверки (калибровки) эталонов;

Соответствие условий эксплуатации и хранения эталонов требованиям нормативных документов.

5.4 Метрологический надзор за соблюдением метрологических правил и норм, нормативных документов по обеспечению единства измерений

При осуществлении метрологического надзора за соблюдением метрологических правил и норм, нормативных документов по обеспечению единства измерений проверяют:

Правильность паспортизации средств допускового контроля, контрольных образцов продукции и дефектов.

5.5 Проверка своевременности представления средств измерений на испытания в целях утверждения типа средств измерений, а также на поверку и калибровку

При осуществлении проверки устанавливают:

Наличие разработок новых средств измерений и необходимость их представления на испытания в целях утверждения типа, наличие сертификатов утверждения типов для импортных средств измерений;

Наличие перечня средств измерений, входящих в сферу государственного регулирования, и графика их представления на поверку, согласованного с региональными государственными центрами метрологии или другими юридическими лицами, аккредитованными на право поверки средств;

Наличие графика калибровки средств измерений;

Соблюдение порядка представления средств измерений на испытания в целях утверждения типа средств измерений, соблюдение графиков поверки и калибровки средств измерений;

Наличие и соблюдение графика аттестации испытательного оборудования.

5.6 Объекты, содержание и функции метрологического надзора на каждом конкретном предприятии могут быть расширены с учетом выполнения специфических задач, стоящих перед производством.

5.6.1 Желательно, чтобы перечень объектов, подлежащих метрологическому надзору, был максимально конкретизирован.

В качестве объектов метрологического надзора могут быть представлены конкретные перечни средств измерений, эталонов, методик измерений, испытательного оборудования, средств допускового контроля с указанием их места эксплуатации и приоритета при осуществлении метрологического надзора с точки зрения вероятности и тяжести последствий нарушений технических и метрологических требований.

5.6.2 Описание содержания и функций метрологического надзора должно быть также конкретным, соответствующим объектам метрологического надзора. В ряде случаев метрологический надзор может брать на себя функции метрологической экспертизы.

5.6.3 Функции метрологического надзора могут распространяться на соблюдение метрологических требований к технологическим процессам изготовления продукции, включая: изготовление средств измерений, стандартных образцов, контрольныхобразцов продукции, контрольныхобразцов дефектов, фасованных товаров в упаковках, продукции, изготавливаемой по рецептам и др.

6 Порядок проведения метрологического надзора

6.1 Порядок проведения метрологического надзора, осуществляемого метрологической службой юридического лица, устанавливают в нормативном документе, утверждаемом руководителем данного юридического лица [стандарт предприятия (организации), регламент, инструкция и т. п.].

6.2 Порядок проведения метрологического надзора на крупном предприятии или в холдинге может предполагать многоуровневое осуществление метрологического надзора, включая ответственных за состояние и применение объектов метрологического надзора на местах их эксплуатации, руководителей соответствующих подразделений, инспекторов по обеспечению единства измерений на предприятии, должностное лицо предприятия (холдинга), определяющее политику по метрологическому обеспечению предприятия (холдинга), с указанием функций и способа документирования результатов метрологического надзора на каждом уровне.

6.3 Проверки в рамках метрологического надзора могут быть оперативными, осуществляемыми инспекторами по обеспечению единства измерений предприятия (организации), и плановыми (внеплановыми), осуществляемыми комиссией. Состав комиссии, порядок ее формирования и полномочия устанавливают в нормативном документе, регламентирующем проведение метрологического надзора.

6.4 Порядок проведения метрологического надзора должен предполагать не только процедуры обнаружения нарушений метрологических правил и норм, но и процедуры принятия мер по устранению обнаруженных нарушений и по предотвращению нарушений в дальнейшем.

6.5 Порядок проведения метрологического надзора следует устанавливать с учетом взаимодействия инспекторов по обеспечению единства измерений на предприятии с ответственными за состояние и применение объектов метрологического надзора в подразделениях предприятия и с другими лицами, полномочия которых распространяются на объекты метрологического надзора.

6.6 Порядок, содержание и условия проведения метрологического надзора, выполняемого в качестве услуги для сторонней организации на основании заключаемого договора, определяют условиями этого договора.

7 Оформление результатов метрологического надзора

7.1 В соответствии с порядком проведения метрологического надзора на предприятии оформление результатов метрологического надзора может осуществляться одним из следующих способов или их сочетанием:

Ведение лицом, выполняющим функции инспектора по обеспечению единства измерений на предприятии, журнала проведения метрологического надзора, в котором фиксируют все оперативные данные по проводимым инспектором проверкам, включая: дату проверки; перечень объектов метрологического надзора, подвергнутых проверке; содержание проверки и другие сведения, необходимые для последующего анализа;

Наличие у подразделения, применяющего объекты, подлежащие метрологическому надзору, журнала мониторинга состояния объектов метрологического надзора, ведение которого поручают ответственным за состояние и применение этих объектов;

Оформление акта проверки, осуществляемой либо инспектором(ами) по обеспечению единства измерений на предприятии, либо комиссией, назначаемой руководством предприятия.

7.2 При проведении проверки в рамках осуществления метрологического надзора комиссией оформление акта проверки (приложение А) является обязательным.

Ответственность за полноту, достоверность и объективность изложенных в акте материалов несет председатель комиссии по проверке.

7.3 Акт подписывают все члены комиссии по проверке, после чего в него не допускается вносить изменения или дополнения.

При наличии разногласий по содержанию акта окончательное решение принимает председатель комиссии.

Члены комиссии по проверке, а также ответственные представители проверяемых подразделений предприятия, не согласные с указанным решением, вправе изложить в письменной форме свое особое мнение, которое прилагают к акту.

7.5 Акт проверки составляют, какправило, в двух экземплярах. Первый экземпляр передают руководителю проверяемого подразделения, второй экземпляр оставляют у метрологической службы. В случае обнаружения серьезных нарушений, требующих вмешательства руководства предприятия, копию акта направляют руководству предприятия для принятия необходимых мер.

7.6 Порядок оформления актов проверок, осуществляемых уполномоченными инспекторами по обеспечению единства измерений на предприятии, должны быть определены руководителем предприятия и зафиксированы в нормативном документе предприятия.

7.7 Выдача обязательных предписаний

7.7.1 При обнаружении нарушений комиссия или лица, проводившие проверку, выдают предписания, направленные на предотвращение, прекращение или устранение нарушений метрологических правил и норм, по форме приложения Б.

7.7.2 В случае, если характер обнаруженных нарушений такой, что они по объективным причинам не могут быть устранены силами проверяемого подразделения предприятия, лица, проводившие проверку, обязаны официально обратиться к руководству предприятия с конкретными предложениями по мерам, которые должны быть предприняты для устранения обнаруженных нарушений с указанием последствий, если данные нарушения не будут устранены.

7.8 Оформление результатов метрологического надзора, выполняемого для сторонней организации на основании заключаемого договора, определяется условиями данного договора.

8 Обязанности и права лиц, осуществляющих метрологический надзор

8.1 Обязанности

Лица, осуществляющие метрологический надзор, обязаны:

Руководствоваться в своей деятельности Федеральным законом «Об обеспечении единства измерений», нормативными документами по метрологии, действующим законодательством, требованиями настоящего стандарта, требованиями документа, определяющего порядок осуществления метрологического надзора на данном предприятии;

Соблюдать правила доступа лиц в подразделения предприятия;

Обеспечивать полноту, достоверность и объективность результатов проверок;

Применять все доступные им меры по предотвращению, прекращению и устранению нарушений метрологических правил и норм;

Осуществлять анализ обнаруженных нарушений с целью устранения причин их возникновения и доводить его до сведения руководства предприятия.

Лица, осуществляющие метрологический надзор, имеют право:

Посещать все подразделения предприятия, выполняющие измерения и хранящие средства измерений и другие объекты метрологического надзора, в соответствии с правилами доступа лиц в подразделения предприятия;

Получать от должностных лиц предприятия необходимую информацию в соответствии с настоящим стандартом;

Осуществлять проверки в соответствии с разделом 5 и выдавать соответствующие предписания;

Гасить калибровочные клейма или аннулировать сертификаты о калибровке на непригодные СИ, выдавать предписания об изъятии непригодных СИ из эксплуатации;

Запрещать применение в сферах государственного регулирования в области обеспечения единства измерений средств измерений неутвержденных типов, не соответствующих утвержденному типу, и неповеренных;

При необходимости изымать средство измерений из эксплуатации;

В случае обнаружения серьезных нарушений метрологических правил и норм, чреватых неизбежными отрицательными последствиями для производства, безопасности, охраны окружающей среды и здоровья людей, направлять руководству предприятия предложения о наказании виновных в нарушениях и предложения о немедленном устранении недостатков;

Руководство предприятия может наделить лиц, осуществляющих метрологический надзор, дополнительными правами.

9 Меры, применяемые при обнаружении нарушений метрологических правил и норм

9.1 В зависимости от тяжести последствий, к которым привело или могло привести данное нарушение метрологических правил и норм, могут применяться следующие меры:

Выдача предписания подразделению предприятия об устранении выявленных нарушений;

Гашение калибровочного клейма или аннулирование сертификата о калибровке для непригодных средств измерений;

Выдача предписания об изъятии из эксплуатации непригодных средств измерений;

1.1. Государственный метрологический контроль и надзор

Государственный метрологический контроль и надзор (ГМКН) осуществляются Государственной метрологической службой (ГМС) Госстандарта России с целью проверки соблюдения метрологических правил и норм.

В соответствии с Законом РФ "Об обеспечении единства измерений" (ст.

13) ГМКН распространяется на:

здравоохранение, ветеринарию, охрану окружающей среды, обеспечение безопасности труда;

торговые операции и взаимные расчеты между покупателем и продавцом, в том числе на операции с применением игровых автоматов и устройств;

государственные учетные операции;

обеспечение обороны государства;

геодезические и гидрометеорологические работы;

банковские, налоговые, таможенные и почтовые операции;

производство продукции, поставляемой по контрактам для государственных нужд в соответствии с законодательством РФ;

испытания и контроль качества продукции в целях определения соответствия обязательным требованиям государственных стандартов РФ;

обязательную сертификацию продукции и услуг;

измерения, проводимые по поручению органов суда, государственных органов управления РФ;

регистрацию национальных и международных спортивных рекордов.

Нормативными актами субъектов РФ ГНКН может быть распространен и на другие сферы деятельности.

Виды государственного метрологического контроля (ГМК) приведены на рис. 1.1.

Утверждение типа СИ. В сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора средства измерений подвергаются обязательным испытаниям с последующим утверждением типа средств измерений.

Решение об утверждении типа средств измерений принимается Госстандартом России и удостоверяется сертификатом об утверждении типа средств измерений. Срок действия этого сертификата устанавливается при его выдаче Госстандартом России.

Утвержденный тип средств измерений вносится в Государственный реестр средств измерений, который ведет Госстандарт России. Информация об утверждении типа средств измерений и решение об его отмене публикуется в официальных изданиях Госстандарта России.

Испытания средств измерений для целей утверждения их типа проводятся государственными научными метрологическими центрами (ГНМЦ) Госстандарта России, аккредитованными им в качестве государственных центров испытаний (ГЦИ) средств измерений (СИ). Решением Госстандарта России в качестве ГЦИ СИ могут быть аккредитованы и другие специализированные организации.

Соответствие средств измерений утвержденному типу на территории РФ контролируется органами ГМС по месту расположения изготовителей или пользователей.

Вопросы испытаний и утверждения типа СИ более подробно рассмотрены в разделе 2.

Рис. 1.1. Государственный метрологический контроль

Поверка СИ. Средства измерений, подлежащие ГМКН, подвергаются поверке при выпуске из производства или ремонта, при ввозе по импорту и эксплуатации.

Поверку осуществляют органы ГМС. По решению Госстандарта России право поверки средств измерений может быть предоставлено аккредитованным метрологическим службам (МС) юридических лиц. Деятельность этих метрологических служб осуществляется в соответствии с действующим законодательством и нормативными документами по обеспечению единства измерений.

Поверочная деятельность, осуществляемая аккредитованными МС юридических лиц, контролируется органами ГМС по месту расположения этих юридических лиц.

Ответственность за ненадлежащее выполнение поверочных работ и несоблюдение требований соответствующих нормативных документов несет соответствующий орган Государственной метрологической службы или юридическое лицо, метрологической службой которого выполнены поверочные работы.

Более подробно вопросы поверки СИ рассмотрены в разделе 3.

Лицензирование деятельности юридических и физических лиц по изготовлению, ремонту, продаже и прокату СИ. Деятельность по изготовле-

нию, ремонту, продаже и прокату СИ, применяемых в сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора, может осуществляться юридическими и физическими лицами лишь при наличии лицензии, выдаваемой в порядке, установленном Госстандартом России.

Лицензирование деятельности по изготовлению, ремонту, продаже и прокату СИ производится после проверки органами ГМС наличия необходимых для этой деятельности условий, а также соблюдения лицами, осуществляющими эту деятельность, установленных метрологических правил и норм.

Вопросы лицензирования деятельности юридических и физических лиц на право изготовления, ремонта, продажи и проката СИ более подробно рассмотрены в разделе 4.

Виды государственного метрологического надзора (ГМН) приведены на рис. 1.2.

За выпуском, состоянием и применением СИ, аттестованными МВИ, эталонами единиц величин, соблюдением метрологических правил и норм

За количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций

За количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже

Рис. 1.2. Государственный метрологический надзор

ГМН за выпуском, состоянием и применением СИ, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц величин, соблюдением метрологических правил и норм. Порядок подготовки, проведения и оформления результатов такого надзора определен правилами по метрологии ПР 50.2.002-94 "Порядок осуществления государственного метрологического надзора за выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц величин и соблюдением метрологических правил и норм".

Требования к построения и содержанию методик выполнения измерений

(МВИ), порядок их разработки, аттестации и стандартизации рассмотрены в разделе 5. Методика и порядок проведения анализа состояния измерений, контроля и испытаний изложены в разделе 7.

ГМН за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торго-

вых операций, осуществляется в целях определения массы, объема, расхода или других величин, характеризующих количество товаров, отпускаемых продавцом покупателю. Порядок подготовки, проведения и оформления результатов такого надзора определен правилами по метрологии ПР 50.2.003-94 "Порядок осуществления государственного метрологического надзора за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций".

ГМН за количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже осуществляется в случаях, когда содержимое упаковки не может быть изменено без ее вскрытия или деформации, а масса, объем, длина, площадь или иные величины, указывающие количество содержащегося в упаковке товара, обозначены на упаковке. Порядок подготовки, проведения и оформления результатов такого надзора определен правилами по метрологии ПР 50.2.004-94 "Порядок осуществления государственного метрологического надзора за количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже".

1.2. Метрологический контроль и надзор, осуществляемые метрологическими службами юридических лиц

В соответствии с Законом РФ "Об обеспечении единства измерений" государственные органы управления РФ, а также предприятия, организации, учреждения, являющиеся юридическими лицами, создают в необходимых случаях в установленном порядке метрологические службы (МС) для выполнения работ по обеспечению единства и требуемой точности измерений и для осуществления метрологического контроля и надзора.

При выполнении работ в сферах, предусмотренных ст. 13 указанного Закона, создание МС или иных организационных структур по обеспечению единства измерений является обязательным.

Права и обязанности МС определяются положениями о них, утверждаемыми руководителями государственных органов управления Российской Федерации или юридических лиц. Требования к построения и изложению таких положений, а также порядок их рассмотрения и согласования установлены правилами по метрологии ПР 50-732-93 "ГСИ. Типовое положение о метрологической службе государственных органов управления Российской Федерации и юридических лиц".

Метрологический контроль и надзор осуществляются метрологическими службами юридических лиц путем:

калибровки средств измерений;

надзора за состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц величин, применяемыми для калибровки средств измерений, соблюдением метрологических правил и норм, нормативных документов по обеспечению единства измерений;

выдачи обязательных предписаний, направленных на предотвращение, прекращение или устранение нарушений метрологических правил и норм;

проверки своевременности представления средств измерений на испытания в целях утверждения типа средств измерений, а также на поверку и калибровку.

Организация и порядок осуществления метрологического контроля и надзора МС юридических лиц установлены в рекомендации МИ 2304-94 "ГСИ. Метрологический контроль и надзор, осуществляемые метрологическими службами юридических лиц". Вопросы калибровки СИ рассмотрены в разделе 6.