Еспч встал на сторону российских миротворцев в споре с властями рф о компенсации за участие в операции в югославии. Федеральный Закон “О статусе участников боевых действий” Какие льготы имеет миротворец из косово

Глава II. Социальная защита участников боевых действий

Статья 8. Содержание социальной защиты участников боевых действий

1. Социальная защита участников боевых действий предусматривает осуществление системы мер, направленных на создание условий, обеспечивающих экономическое и моральное благополучие участников боевых действий, предоставляющих им дополнительные права и гарантирующих льготы по:

1) пенсионному обеспечению, налогообложению, выплате пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, работникам органов внутренних дел и работникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы на территориях государств Закавказья, Прибалтики, Республики Таджикистан, а также на территории Северо-Кавказкого региона в соответствии с законодательством о пенсионном обеспечении военнослужащих засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии один месяц военной службы за полтора месяца.

Военнослужащим, постоянно или временно выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения, при вооруженных конфликтах и при проведении войсковых операций на период выполнения этих задач в выслугу лет и трудовой стаж для назначения пенсии засчитывается один месяц военной службы за три месяца.

2) получению, приобретению, строительству и содержанию жилых помещений;

3) оплате коммунально-бытовых услуг и торговому обслуживанию;

4) медицинскому, протезно-ортопедическому обслуживанию, санаторно-курортному лечению, обеспечению лекарствами и изделиями медицинского назначения;

5) обеспечению транспортными средствами и оплате проезда;

6) трудоустройству, обучению, переподготовке и условиям труда;

7) пользованию услугами учреждений связи, культурно-зрелищных и спортивно-оздоровительных учреждений;

8) получению услуг учреждений социального обслуживания, социальной и юридической помощи.

2. Меры социальной защиты участников боевых действий определяются статьями - настоящего Федерального закона. При наличии оснований участники боевых действий одновременно могут иметь право на льготы по нескольким статьям настоящего Федерального закона, а также на льготы, установленные другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

3. При наличии у участника боевых действий права на получение одной и той же льготы по нескольким основаниям предоставляется наибольшая льгота по одному основанию по выбору участника боевых действий, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

4. Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту:

проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики, Республики Таджикистан,а также на территории Северо-Кавказкого региона устанавливаются оклады по воинским должностям и оклады по воинским званиям в полуторном размере от основных окладов по воинским должностям и окладов по воинским званиям;

постоянно или временно выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения, при вооруженных конфликтах и и при проведении общевойсковых операций на территории Российской Федерации на период выполнения этих задач устанавливаются оклады по воинским должностям и оклады по воинским званиям в двойном размере от основных окладов по воинским должностям и окладов по воинским званиям.

5. Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву:

проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики, Республики Таджикистан,а также на территории Северо-Кавказкого региона устанавливаются оклады по воинским должностям по 1 - 4 тарифным разрядам и ежемесячные надбавки и денежные выплаты по нормам, предусмотренным для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях, подлежащих замещению солдатами и матросами, сержантами и старшинами, а при увольнении с военной службы им выплачивается единовременное пособие в размере двух окладов по воинской должности;

постоянно или временно выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения, при вооруженных конфликтах и при проведении контртеррористических операций на период выполнения этих задач устанавливаются оклады по воинским должностям в полуторном размере по 1 - 4 тарифным разрядам и ежемесячные надбавки и денежные выплаты по нормам, предусмотренным для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях, подлежащих замещению солдатами и матросами, сержантами и старшинами, а при увольнении с военной службы им выплачивается единовременное пособие в размере четырех окладов по воинской должности;

6. При досрочном увольнении военнослужащих (граждан, призванных на военные сборы) из числа участников боевых действий с военной службы (военных сборов) в связи с признанием их негодными к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы, им выплачивается единовременное пособие в размере:

военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, - 60 окладов денежного содержания, установленных на день выплаты пособия;

военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, гражданам, призванным на военные сборы, - 60 минимальных месячных окладов по воинской должности по первому тарифному разряду, предусмотренному для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях, подлежащих комплектованию солдатами, матросами, сержантами и старшинами, установленных на день выплаты пособия, или в ином размере, определенном федеральным законом.

Статья 9. Меры социальной защиты инвалидов боевых действий

1. Инвалидам боевых действий предоставляются следующие права и льготы:

2) получение от кредитных организаций разовых льготных кредитов на приобретение (строительство) квартир, жилых домов, садовых домиков, благоустройство садовых участков в соответствии с законодательством Российской Федерации;

3) первоочередное получение местных строительных материалов для жилищного строительства, отпуск древесины на корню для строительства жилых домов на условиях, определяемых органами местного самоуправления;

4) первоочередное (внеочередное для инвалидов войны I группы) бесплатное предоставление жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов нуждающимся в улучшении жилищных условий;

5) внеочередная бесплатная установка квартирного телефона;

6) безвозмездное предоставление жилых помещений инвалидам боевых действий в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений;

7) преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан, бесплатное получение земельных участков в размерах, определяемых законодательством, для жилищного строительства, ведения садово-огородного хозяйства, а также получение участков для сенокошения и выпаса скота;

8) оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади) в пределах социальной нормы, установленной законодательством субъекта Российской Федерации, в том числе членами семей инвалидов боевых действий, совместно с ними проживающими. Льготы по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда;

9) оплата в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления); абонентной платы за телефон, услуг за пользование радио и коллективной телевизионной антенной; инвалидам войны, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива. Обеспечение топливом инвалидов войны производится в первоочередном порядке. Льготы по оплате указанных услуг предоставляются независимо от вида жилищного фонда;

10) оплата в размере 50 процентов услуг вневедомственной охраны для одиноко проживающих инвалидов боевых действий, одиноко проживающих супружеских пар, в которых один из супругов является инвалидом войны;

11) бесплатное пользование при выходе на пенсию поликлиниками, финансирование которых осуществляется за счет средств бюджетов соответствующих уровней и средств обязательного медицинского страхования, к которым указанные лица были прикреплены в период работы, внеочередное бесплатное оказание медицинской помощи по программам государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью (в том числе ежегодное бесплатное диспансерное обследование) в государственных или муниципальных учреждениях здравоохранения (в том числе в госпиталях ветеранов войн);

12) бесплатное обеспечение лекарствами по рецептам врачей в порядке, определяемом субъектами Российской Федерации, не ниже норм, устанавливаемых Правительством Российской Федерации;

13) бесплатные изготовление и ремонт зубных протезов (кроме расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики) в государственных или муниципальных учреждениях здравоохранения по месту жительства, а также бесплатное обеспечение другими протезами и протезно-ортопедическими изделиями;

14) выплата работающим инвалидам боевых действий пособия по временной нетрудоспособности в размере 100 процентов заработка независимо от стажа работы и пособия по временной нетрудоспособности вследствие общего заболевания до четырех месяцев подряд или до пяти месяцев в календарном году;

15) прием вне конкурса в государственные образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования, на курсы обучения соответствующим профессиям;

16) бесплатное обучение новым профессиям по месту работы, на курсах повышения квалификации в системе государственной подготовки и переподготовки кадров, сохранение оплаты труда (в размере 100 процентов тарифной ставки) по последнему месту работы в течение всего периода обучения;

17) использование ежегодного отпуска в удобное для них время и предоставление отпуска без сохранения заработной платы сроком до 30 рабочих дней в году. Инвалидам боевых действий I и II групп при недостаточности ежегодного и ежегодного дополнительного отпусков для лечения и проезда в санаторно-курортные организации и обратно разрешается выдавать листки временной нетрудоспособности на необходимое число дней и производить выплату пособий по государственному социальному страхованию независимо от того, кем и за чей счет предоставлена путевка;

18) при наличии медицинских показаний первоочередное обеспечение работающих инвалидов боевых действий путевками в санаторно-курортные организации по месту работы, а неработающих инвалидов боевых действий - обеспечение бесплатными путевками органами, осуществляющими пенсионное обеспечение. По желанию инвалидов войны вместо путевок в санаторно-курортные организации один раз в два года им выдается соответствующая денежная компенсация. Денежная компенсация может быть выплачена инвалидам боевых действий, имеющим медицинские противопоказания к санаторно-курортному лечению, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;

19) при наличии медицинских показаний (инвалидам боевых действий I группы по зрению или без обеих рук - без медицинских показаний) бесплатное получение в пользование в качестве средства реабилитации транспортных средств, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. При наличии противопоказаний к вождению транспортного средства инвалиду боевых действий предоставляется право передать управление указанным транспортным средством другому лицу, проживающему с данным инвалидом в одном населенном пункте. При необходимости инвалиду боевых действий могут быть бесплатно выделены вместо автомобиля лошадь с упряжью и соответствующее гужевое транспортное средство;

20) выданное бесплатно инвалиду боевых действий транспортное средство в случае его смерти может быть передано другому инвалиду, имеющему право на обеспечение транспортным средством, на условиях и в порядке, которые определяются субъектом Российской Федерации;

21) выплата инвалидам боевых действий, имеющим соответствующие медицинские показания на бесплатное получение транспортного средства, по их желанию ежегодной денежной компенсации на транспортное обслуживание вместо получения транспортных средств в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации;

22) выплата инвалидам боевых действий, получившим транспортные средства бесплатно или приобретшим их на льготных условиях, а также инвалидам боевых действий I и II групп, приобретшим транспортные средства за полную стоимость, денежной компенсации за бензин, ремонт, техническое обслуживание транспортных средств и запасные части к ним в порядке и размерах, которые определяются субъектами Российской Федерации;

23) бесплатный проезд инвалида боевых действий и лица, сопровождающего инвалида боевых действий и лица, сопровождающего инвалида боевых действий I группы, на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) в любом городе независимо от места их жительства, на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) пригородных и междугородных маршрутов (внутрирайонных, внутриобластных, внутрикраевых, внутриреспубликанских или при их отсутствии межобластных, межкраевых, межреспубликанских) независимо от места жительства указанных лиц в порядке и на условиях, которые определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

24) бесплатный проезд инвалида боевых действий и лица, сопровождающего инвалида боевых действий I группы, на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения;

25) бесплатный проезд инвалидов боевых действий I и II групп один раз в год (туда и обратно) по их желанию на железнодорожном, воздушном, водном или междугородном автомобильном транспорте межобластных, межкраевых, межреспубликанских маршрутов. Оплата в размере 50 процентов стоимости проезда на указанных видах транспорта предоставляется лицу, сопровождающему инвалида боевых действий I группы в таких поездках;

26) бесплатный проезд инвалидов боевых действий III группы один раз в два года (туда и обратно) по их желанию на железнодорожном, воздушном, водном или междугородном автомобильном транспорте межобластных, межкраевых, межреспубликанских маршрутов либо по их желанию оплата в размере 50 процентов стоимости проезда один раз в год (туда и обратно) на указанных видах транспорта;

27) оплата в размере 50 процентов стоимости проезда в осенне-зимний период на железнодорожном, воздушном, водном или междугородном автомобильном транспорте инвалиду боевых действий и лицу, сопровождающему инвалида боевых действий I группы в таких поездках;

28) внеочередное пользование всеми видами услуг учреждений связи, культурно-просветительных и спортивно-оздоровительных учреждений, внеочередное приобретение билетов на все виды транспорта, внеочередное обслуживание предприятиями розничной торговли и бытового обслуживания;

29) внеочередной прием в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, центры социального обслуживания, на обслуживание отделениями социальной помощи на дому.

2. Ликвидация госпиталей ветеранов боевых действий допускается только по решению Правительства Российской Федерации.

3. Льготы, предоставляемые инвалидам боевых действий, распространяются на военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей).

Статья 10. Денежное довольствие участников боевых действий и доплнительные выплаты за непосредственное участие в боевых действиях

1. При проведении боевых действий и широкомасштабных контртеррористических операций с привлечением Вооруженных Сил денежное довольствие военнослужащим, работникам органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы выплачиваются в следующих размерах:

а)военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, выплачивается денежное довольствие как военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на соответсвующей должности;

б) военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и работникам органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, выплпчивается денежное довольствие в полуторном размере.

2. За непосредственное участие в проведении войсковых операций выплачиваются дополнительные выплаты из расчета на одни сутки:

а) военнослужащим, проходящим военную службу по призыву,- десять минимальных размеров оплаты труда (МРОТ);

б) военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на должностях солдат и сержантов,- одиннадцать МРОТ;

в) военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на должностях офицеров и прапорщиков, и работникам органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы - двенадцать МРОТ.

3. Участникам Великой Отечественной войны ежегодно к Дню Победы выплачивается единовременная компенсация в размере двенадцати МРОТ.

Участникам Великой Отечественной войны - Героям Советского Союза, кавалерам Ордена Славы трех степеней и Героям Российской Федерации ежегодно к Дню Победы выплачивается единовременная компенсация в размере тридцати шести МРОТ.

Статья 11. Меры социальной защиты участников боевых действий

1. Участникам боевых действий предоставляются следующие права и льготы:

1) льготы по пенсионному обеспечению и налогообложению в соответствии с законодательством;

3) первоочередное бесплатное предоставление жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов нуждающимся в улучшении жилищных условий;

4) безвозмездное предоставление жилых помещений ветеранам боевых действий в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений;

5) оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади) в пределах социальной нормы, установленной законодательством субъекта Российской Федерации, в том числе членами семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающими. Льготы по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда;

6) первоочередная установка квартирного телефона;

7) преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан, бесплатное получение земельных участков в размерах, определяемых законодательством, для жилищного строительства, ведения садово-огородного хозяйства;

8) бесплатное пользование при выходе на пенсию поликлиниками, финансирование которых осуществляется за счет средств бюджетов соответствующих уровней и средств обязательного медицинского страхования, к которым указанные лица были прикреплены в период работы, бесплатное оказание медицинской помощи по программам государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью в государственных или муниципальных учреждениях здравоохранения (в том числе в госпиталях ветеранов);

9) бесплатное обеспечение лекарствами по рецептам врачей в порядке, определяемом субъектами Российской Федерации, не ниже норм, устанавливаемых Правительством Российской Федерации;

10) бесплатные изготовление и ремонт зубных протезов (кроме расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики) в государственных или муниципальных учреждениях здравоохранения по месту жительства, а также бесплатное обеспечение другими протезами и протезно-ортопедическими изделиями;

11) использование ежегодного отпуска в удобное для них время и предоставление отпуска без сохранения заработной платы сроком до 30 рабочих дней в году;

12) при наличии медицинских показаний первоочередное обеспечение путевками в санаторно-курортные организации;

13) бесплатный проезд ветеранов боевых действий на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) в любом городе независимо от места их жительства, на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) пригородных и междугородных маршрутов (внутрирайонных, внутриобластных, внутрикраевых, внутриреспубликанских или при их отсутствии межобластных, межкраевых, межреспубликанских) независимо от места жительства указанных лиц в порядке и на условиях, которые определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

14) бесплатный проезд на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения;

15) бесплатный проезд один раз в два года (туда и обратно) на железнодорожном, воздушном, водном или междугородном автомобильном транспорте межобластных, межкраевых, межреспубликанских маршрутов ветеранов боевых действий, имеющих ранение, контузию или увечье, либо по их желанию оплата в размере 50 процентов стоимости проезда один раз в год (туда и обратно) на указанных видах транспорта;

16) преимущественное пользование всеми видами услуг учреждений связи, культурно-просветительных и спортивно-оздоровительных учреждений, внеочередное приобретение билетов на все виды транспорта;

17) бесплатное обучение новым профессиям по месту работы, на курсах повышения квалификации в системе государственной подготовки и переподготовки кадров, сохранение оплаты труда (в размере 100 процентов тарифной ставки) по последнему месту работы в течение всего периода обучения;

18) прием вне конкурса в государственные образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования, на курсы обучения соответствующим профессиям, выплата специальных стипендий, устанавливаемых Правительством Российской Федерации, студентам из числа ветеранов боевых действий, обучающимся в указанных образовательных учреждениях.

2. Дополнительные отпуска

Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, ежегодно предоставляется дополнительный отпуск продолжительностью 15 календарных дней, а выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и участникам боевых действий в Северо-Кавказском регионе - 10 календарных дней за каждые три месяца военной службы. Время проезда к месту проведения отпуска и обратно в срок отпуска не засчитывается.

Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, по истечении шести месяцев службы на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и участникам боевых действий в Северо-Кавказском регионе предоставляется дополнительный краткосрочный отпуск: старшинам и сержантам - 30 календарных дней, солдатам и матросам - 25 календарных дней. Время проезда к месту проведения отпуска и обратно в срок отпуска не засчитывается.

3. Гарантии и компенсации

Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, устанавливаются следующие гарантии и компенсации:

бронируется жилая площадь на все время прохождения ими военной службы в указанных государствах, а за не имеющими жилой площади сохраняется очередность на ее получение по месту прежней службы;

выплачивается денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений в местах проживания эвакуированных членов их семей в размерах, оговоренных в договоре найма (поднайма) жилья, но не более трех установленных законом минимальных размеров месячной оплаты труда с учетом местности проживания и состава семьи;

оплачивается стоимость проезда членов семей, находящихся на иждивении указанных военнослужащих, к месту проведения очередного отпуска и обратно на основаниях, установленных для этих военнослужащих;

оплачивается стоимость проезда членов семей, указанных военнослужащих и провоза их личного имущества к месту проживания при эвакуации, выделяется единовременная материальная помощь на каждого эвакуированного члена семьи в размере установленного законом минимального месячного размера оплаты труда;

предоставляется по прибытии из указанных государств жилая площадь в первоочередном порядке;

военнослужащим, проходившим военную службу по призыву, размеры единовременных пособий, установленных пунктами 2 и 3 статьи 18 Закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих", и страховых сумм по обязательному государственному страхованию военнослужащих исходя из месячного оклада по воинской должности, установленного на день их выплаты для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на соответствующих воинских должностях;

засчитывается время выполнения задач в общевойсковых операциях в Чеченской Республике и на непосредственно прилегающих к ней территориях Северного Кавказа, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, в срок прохождения указанными военнослужащими военной службы в воинском звании на льготных условиях - один месяц военной службы за три месяца;

принимаются указанные военнослужащие, проходившие военную службу по призыву, в избранные ими военные образовательные учреждения профессионального образования, в том числе и в образовательные учреждения Министерства внутренних дел Российской Федерации, без вступительных экзаменов при условии их соответствия всем другим требованиям профессионального отбора и приема в указанные образовательные учреждения, а в гражданские образовательные учреждения профессионального образования - вне конкурса;

предоставляются при наличии медицинских показаний в первоочередном порядке путевки в лечебно-оздоровительные учреждения соответствующих федеральных органов исполнительной власти. В случаях непредоставления путевок указанным военнослужащим выплачивается денежная компенсация в размере стоимости путевки;

распространяются на указанных военнослужащих, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии, заболевания, полученных в результате выполнения задач в условиях общевойсковых операций в Чеченской Республике и на непосредственно прилегающих к ней территориях Северного Кавказа, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, права и льготы, установленные законодательством Российской Федерации для инвалидов Великой Отечественной войны.

4. Дополнительные гарантии и компенсации гражданскому персоналу

Гражданскому персоналу федеральных органов исполнительной власти, привлеченному к участию в выполнении задач по обеспечению боевых действий при проведении общевойсковых операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, за время этой работы, начиная со 2 августа 1999 года:

выплачиваются должностные оклады (тарифные ставки) в полуторократном размере;

выплачиваются суточные в двукратном размере установленной нормы;

предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью два календарных дня за каждый полный месяц указанной работы;

сохраняется выплата процентных надбавок к заработной плате, установленных за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.

Статья 12. Меры социальной защиты членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий, участников боевых действий и ветеранов боевых действий

1. Льготы, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий, участников боевых действий, ветеранов боевых действий (далее - погибшие (умершие), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.

На членов семей участников боевых действий, погибших при выполнении задач в условиях чрезвычайного положения, при вооруженных конфликтах и при проведении общевойсковых операций в Северо-Кавказком регионе, распространяются льготы, гарантии и компенсации, действующие в отношении членов семей военнослужащих, погибших в Великой Отечественной войне.

Указанным лицам предоставляются следующие права и льготы:

1) льготы по пенсионному обеспечению и налогообложению в соответствии с законодательством;

2) получение от кредитных организаций разовых льготных кредитов на приобретение (строительство) квартир, жилых домов, садовых домиков, благоустройство садовых участков, организацию подсобного или фермерского хозяйства в соответствии с законодательством Российской Федерации;

3) преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан;

4) первоочередное бесплатное предоставление жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов нуждающимся в улучшении жилищных условий;

5) бесплатное получение земельных участков в размерах, определяемых законодательством, для жилищного строительства, ведения садово-огородного или фермерского хозяйства;

6) безвозмездное предоставление жилых помещений семьям погибших (умерших) в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений;

7) бесплатное пользование при выходе на пенсию поликлиниками, финансирование которых осуществляется за счет средств бюджетов соответствующих уровней и средств обязательного медицинского страхования, к которым члены семьи были прикреплены при жизни погибшего (умершего), бесплатное оказание медицинской помощи в государственных или муниципальных учреждениях здравоохранения;

8) бесплатное обеспечение родителей, супруги (супруга) погибшего (умершего) лекарствами по рецептам врачей в порядке, определяемом субъектами Российской Федерации, не ниже норм, устанавливаемых Правительством Российской Федерации;

9) оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади) в пределах социальной нормы, установленной законодательством субъекта Российской Федерации, в том числе членами семьи погибшего (умершего), совместно с ним проживавшими. Льготы по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда;

10) оплата в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления); абонентной платы за телефон, услуг за пользование радио и коллективной телевизионной антенной; лицам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива. Обеспечение топливом семей погибших (умерших) производится в первоочередном порядке. Льготы по оплате указанных услуг предоставляются независимо от вида жилищного фонда. Указанные льготы предоставляются независимо от того, кто из членов семьи погибшего (умершего) является нанимателем (собственником) жилого помещения;

11) первоочередное получение местных строительных материалов для жилищного строительства, отпуск древесины на корню для строительства жилых домов на условиях, определяемых органами местного самоуправления;

12) при наличии медицинских показаний преимущественное обеспечение по последнему месту работы погибшего (умершего) путевками в санаторно-курортные организации;

13) бесплатный проезд родителей, супруги (супруга) погибшего (умершего) на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) в любом городе независимо от места их жительства, на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) пригородных и междугородных маршрутов (внутрирайонных, внутриобластных, внутрикраевых, внутриреспубликанских или при их отсутствии межобластных, межкраевых, межреспубликанских) независимо от места жительства указанных лиц в порядке и на условиях, которые определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

14) бесплатный проезд родителей, супруги (супруга) погибшего (умершего) на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения;

15) первоочередной прием в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, центры социального обслуживания, внеочередной прием на обслуживание отделениями социальной помощи на дому супруги (супруга) погибшего (умершего);

16) ежемесячная выплата детям погибших (пропавших без вести) участников боевых действий и инвалидов боевых действий до достижения ими возраста 18 лет (инвалидам с детства - независимо от возраста), а обучающимся в образовательных учреждениях очной форме обучения до окончания обучения пособие в размере двух МРОТ;

17)ежегодное предоставление детям погибших (пропавших без вести) участников боевых действий бесплатных путевок в детские оздоровительные учреждения, а также обеспечение их внеочередного предоставления мест в детских дошкольныхб учреждениях. В случае невозможности предоставления указанных путевок выплачивается денежная компенсация в размере их стоимости;

18) ежегодное предоставление нуждающимся супругам и родителям погибших (пропавших без вести) участников боевых действий бесплатных путевок в снитарно-курортные и оздоровительные учреждения федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.

2. Независимо от нахождения на иждивении и получения любого вида пенсии и заработка льготы предоставляются:

1) родителям погибшего (умершего);

2) супруге (супругу) погибшего (умершего) инвалида боевых действий, не вступившей (не вступившему) в повторный брак;

3) супруге (супругу) умершего участника Великой Отечественной войны или ветерана боевых действий, не вступившей (не вступившему) в повторный брак и проживающей (проживающему) одиноко.

3. Льготы, установленные для членов семей погибших (умерших), распространяются на членов семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей). Льготы, указанные в настоящей статье, предоставляются членам семей военнослужащих, погибших в плену, признанных в установленном порядке пропавшими без вести в районах боевых действий, со времени исключения указанных военнослужащих из списков воинских частей.

Статья 13. Оказание ритуальных услуг

1. Погребение погибших (умерших) участников боевых действий, ветеранов боевых действий, инвалидов боевых действий, производится в местах захоронения с учетом пожеланий их родственников (военнослужащих - с отданием воинских почестей). Для указанных категорий ветеранов расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела, перевозкой тела к месту захоронения, кремированием, погребением, изготовлением и установкой надгробного памятника, возмещаются за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба.

2. В случае, если расходы на организацию похорон погибших (умерших) ветеранов осуществляются за счет средств членов их семей или других лиц, пособие на погребение выплачивается в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. В случае гибели (смерти) участников боевых действий выплачивается в равных долях единовременное пособие в размере:

членам семей погибших (умерших) участников боевых действий из числа военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации, граждан, призванных на военные сборы в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов, - 120 окладов денежного содержания, установленных на день выплаты пособия;

членам семей погибших (умерших) участников боевых действий из числа военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, граждан, призванных на военные сборы в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, - 120 минимальных месячных окладов по воинской должности по первому тарифному разряду, предусмотренному для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях, подлежащих комплектованию солдатами, матросами, сержантами и старшинами, установленных на день выплаты пособия, или в ином размере, определенном федеральным законом.

Членами семьи, имеющими право на получение единовременного пособия за погибшего (умершего) военнослужащего (гражданина, призванного на военные сборы), считаются:

супруга (супруг), состоящая (состоящий) на день гибели (смерти) в зарегистрированном браке с военнослужащим или гражданином, призванным на военные сборы;

родители военнослужащего;

дети, не достигшие возраста 18 лет, или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, а также дети, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, - до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет.

4. На членов семей участников боевых действий, погибших при выполнении задач в условиях чрезвычайного положения, при вооруженных конфликтах, при проведении общевойсковых операций в Российской Федерации и других видах боевых действий, распространяются льготы, гарантии и компенсации, действующие в отношении членов семей военнослужащих, погибших в Великой Отечественной войне.

5.Федеральнные органы исполнительной власти Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации оплачивают проезд к месту погребения и обратно членам семей погибших участников боевых действий (но не более 3 человек).

Одному из членов семьи погибшего и захороненного на территории Российской Федерации участника боевых действий предоставляется один раз в год бесплатный проезд к месту захоронения и обратно.

Статья 14. Выплаты членам семей пропавших без вести участников боевых действий

1. Установить ежемесячные выплаты членам семей пропавших без вести участников боевых действий:

а)несовершеннолетним детям (инвалидам с детства - независимо от возраста), нетрудоспособным супругу и родителям пропавших без вести участников боевых действий - пособия в размере установленного одного МРОТ;

б) Семьям военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, - один оклад по их воинским должностям в размерах, предусмотренных для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на соответствующих воинских должностях.

2. Указанные в настоящей статье выплаты производить до признания участников боевых действий в установленном порядке безвестно отсутствующими и назначения пенсии по случаю потери кормильца, объявления их умершими либо до их явки или обнаружения места их пребывания.

3. Установить, что семьям пропавших без вести участников боевых действий выплачивается единовременное пособие в размере десяти МРОТ, установленного законодательством Российской Федерации на день выплаты этой помощи.

4. За членами семей участников боевых действий сохраняются предусмотренные законодательством Российской Федерации льготы до признания этих лиц в установленном порядке безвестно отсутствующими (объявленными умершими) либо до их явки или обнаружения места их пребывания.

В ночь с 11 на 12 июня 1999-го года батальон российских десантников за несколько часов совершил марш-бросок из Боснии в Косово. В результате ими был взят под контроль аэропорт "Слатина" (ныне Международный аэропорт Приштины), через который планировалось произвести вторжение массированных сил НАТО. Захват аэропорта шёл вразрез с планами Североатлантического альянса, и мог привести к военной конфронтации между Россией и НАТО.

Ошеломляющим марш-броском из Боснии и Герцеговины, 200 российских десантников преодолели расстояние в 500 километров за 7,5 часов!

24 марта 1999 года авиация НАТО начала наносить по Союзной Республике Югославии массированные ракетно-бомбовые удары. 10 июня 1999 года бомбежки были приостановлены. 20 июня руководство НАТО объявило о полном прекращении военной операции против Югославии. Руководство Югославии согласилось на ввод миротворческого контингента, основу которого составили войска НАТО, на территорию Косово.

В мае 1999 года майор Юнус-бек Евкуров, находившийся в тот момент в составе международного миротворческого контингента в Боснии и Герцеговине, получил от высшего военного командования Российской Федерации совершенно секретное задание: в составе группы из 18 бойцов спецназа ГРУ ГШ ВС России скрытно проникнуть на территорию Косово и Метохии и взять под контроль стратегический объект — аэропорт «Слатина» и подготовиться к прибытию основных сил Российского контингента. Ю. Евкуровым поставленная задача была выполнена и его группа, действуя под различными легендами, тайно для окружающих сербов и албанцев в конце мая 1999 года взяла под полный контроль аэропорт «Слатина». Подробные обстоятельства данной операции до сих пор засекречены.

10 июня 1999 года военная операция НАТО завершилась. Согласно резолюции СБ ООН 1244 в Косово вводились миротворческие силы НАТО.
Установление контроля над аэродромом «Слатина» и ввод в Косово миротворческих сил НАТО были запланированы на 12 июня 1999 года. Основные сухопутные силы НАТО были сосредоточены в Македонии и готовились выступить в сторону Косово утром 12 июня 1999 года.
10 июня 1999 года российскому миротворческому контингенту SFOR (подразделения ВДВ России), находящемуся в Боснии и Герцеговине, поступил приказ подготовить механизированную колонну и передовой отряд численностью до 200 человек.
Передовой отряд и колонна, в состав которой входили БТРы, автомашины «Урал» и «УАЗ», были подготовлены в кратчайший срок. При этом личный состав (кроме командования), который должен был участвовать в марш-броске, до самого последнего момента не знал, куда и зачем они готовятся выступать. Ещё до пересечения границы маркировка российской боевой и транспортной техники была изменена с «SFOR» на «KFOR».

В ночь с 11 на 12 июня 1999 года передовой отряд ВДВ на БТРах и автомашинах выдвинулся в сторону границы Боснии и Югославии. Колонна ВДВ России без труда пересекла границу. До этого момента командование НАТО не располагало сведениями о начале марш-броска российских десантников на Приштину.
Личному составу была поставлена задача в кратчайшие сроки преодолеть более 600 километров и захватить аэродром «Слатина» до прихода НАТОвских сил. На БТРы и автомашины были вывешены российские флаги. Во время прохождения территории Сербии, в том числе и территории Косово, местное население с радостью встречало российских солдат, забрасывая технику цветами, передавая еду и напитки. В связи с этим движение колонны незначительно замедлялось. Колонна российских десантников прибыла в Приштину примерно в 2 часа ночи 12 июня 1999 года. Население города вышло на улицы встречать колонну, при этом использовались петарды, световые ракеты, где-то раздавались автоматные очереди. Колонна прошла через Приштину за 1,5 часа. Сразу после Приштины колонна ВДВ въехала в Косово поле, где остановилась на непродолжительное время для уточнения задач и получения сведений от разведки.

В ходе продвижения колонне встречались многочисленные отступающие подразделения сербской армии. Десантники в кратчайшие сроки захватили все помещения аэропорта «Слатина», заняли круговую оборону, организовали блокпосты и приготовились к появлению первых НАТОвских колонн, которые уже находились в пути. Задача по захвату «Слатины» была выполнена к 7 часам утра 12 июня 1999 года, а через двадцать минут туда подошли и подразделения других иностранных армий.

Примерно в 11 часов 00 минут в небе над аэродромом появился беспилотный самолёт-разведчик, затем с блокпоста на въезде в аэропорт «Слатина» командованию батальона поступило сообщение о прибытии первой колонны НАТОвских сил . Это были британские джипы. С другой стороны к аэродрому приближались английские танки.

Обе колонны остановились перед российскими блокпостами. В небе появились десантные вертолёты. Пилоты британских вертолётов предприняли несколько попыток приземлиться на аэродром, однако эти попытки были пресечены экипажами российских БТРов. Как только вертолёт заходил на посадку, к нему сразу же устремлялся БТР, препятствуя таким образом его манёвру. Потерпев неудачу, британские пилоты улетели.

Генерал Майкл Джексон — командующий группировкой силами НАТО на Балканах , вышел впереди танковой колонны и, повернувшись спиной к российским солдатам, начал жестами зазывать танки вперёд, двигаясь спиной к блокпосту. Один из офицеров, находившийся на блокпосту, потребовал от генерала Джексона так не делать, под угрозой применения оружия. При этом российские солдаты взяли в прицел ручных гранатометов британские танки. Таким образом была показана серьёзность намерений российских солдат. Британские танки остались на своих позициях, прекратив попытки прорыва на территорию аэропорта «Слатина».
Хотя командующий силами НАТО в Европе американский генерал Уэсли Кларк приказал британскому генералу Майклу Джексону захватить аэродром раньше русских, британец ответил, что не собирается начинать Третью мировую войну.

Впоследствии известный британский певец Джеймс Блант, служивший в 1999 году в НАТОвской группировке, свидетельствовал о приказе генерала Кларка отбить аэродром у российских десантников. Блант заявил, что не стал бы стрелять в русских даже под угрозой трибунала.Кроме того, Блант рассказывал:

«Около 200 русских расположились на аэродроме…. Прямым приказом генерала Уэсли Кларка было „подавить их“. Кларк использовал необычные для нас выражения. Например — „уничтожить“. Для захвата аэродрома были политические причины. Но практическим следствием стало бы нападение на русских».

В конце концов командующий британской группировкой на Балканах Майкл Джексон заявил, что «не позволит своим солдатам развязать Третью мировую войну». Он дал команду «вместо атаки окружить аэродром».

Тогда все телеканалы облетели картинки с радостными лицами сербов и цветами на броне российской техники. Российские газеты называли этот поход "крупнейшей военной операцией после второй мировой войны".

"Даже внезапная высадка русских на Марсе не произвела бы на американцев и их союзников такого эффекта, как русские БТР под Приштиной", - писала белградская газета "Вечерние новости". Развертывание международных миротворческих сил началось именно с российской прелюдии, перечеркнув планы НАТО с триумфом войти в сербскую провинцию после нескольких недель ее бомбардировок.

По словам бывшего высокопоставленного военачальника министерства обороны России генерал-полковника Леонида Ивашова, "это был блестящий рейд, осуществленный вопреки яростному давлению из Вашингтона и Брюсселя (штаб-квартира НАТО). Был заявлен мощный военно-политический потенциал России не только на Балканах".

Леонид Ивашов подчеркнул, что ввод батальона был осуществлен "в полном соответствии с нормами международного права и резолюцией Совбеза ООН". Санкцию на операцию дал президент РФ Борис Ельцин. "Его решением на основе докладов министров обороны и иностранных дел был предусмотрен на случай отказа НАТО признать Россию равноправным партнером по урегулированию ситуации в Косово одновременный с НАТО ввод российского миротворческого контингента". Ввод проводился при согласовании с политическим руководством Югославии.

По словам Ивашова, окончательное решение о вводе было принято "после срыва переговоров с американцами, в которых они пытались навязать России дискриминационные условия участия в миротворческой операции на Балканах". "России было предложено участвовать в операции двумя батальонами в составе мобильного резерва командующего КФОР генерала Джексона, и, естественно, Россия от такого варианта отказалась", - сказал Ивашов.

За весь период пребывания российских военнослужащих в Косово с июня 1999 по 23 июля 2003 года, когда был полностью завершен вывод российских миротворцев, ими было изъято более 800 единиц стрелкового оружия, большое количество боеприпасов, наркотиков, задержано свыше тысячи гражданских лиц за совершение противоправных действий; было обезврежено более 12 тысяч взрывоопасных предметов. В отдельные периоды численность российских миротворцев на Балканах превышала три тысячи солдат и офицеров.

В 90-х годах Югославия продемонстрировала всему миру, к чему при несколько ином стечении политических обстоятельств мог привести распад бывшего Советского Союза: на территории составных частей бывшей Югославии разгорелись затяжные и кровопролитные гражданские войны при распаде вертикали государственной власти, острой проблеме беженцев и вынужденном вмешательстве мирового сообщества.


На различных территориях и землях (Босния и Герцеговина, Хорватия, Восточная Славония, Союзная Республика Югославия, Македония, Албания, примыкающая акватория Адриатики и др.) с 1992 г. развернулся целый комплекс операций, в которых приняли участие ООН, ОБСЕ, НАТО, ЕС, ЗЕС, а также целый ряд стран в качестве участников коалиций по проведению отдельных операций.

При этом ряд операций носил характер принудительных действий (морская и воздушная блокада части территории бывшей Югославии, отдельные компоненты операции в Албании, воздушная операция давления на СРЮ и др.). Другая часть операций носила характер предупредительного развертывания (Македония). Были и операции и их отдельные компоненты, которые соответствуют классическому пониманию миротворчества (например, пост-дейтонская организация выборов в Боснии под международным контролем и др.). Не все из этих операций проводились собственно ООН (см. главу 1 о роли ОБСЕ, НАТО и ЗЕС в отдельных операциях), а некоторые (воздушная операция оказания давления на власти СРЮ) и вовсе не имели мандата ООН. В целом комплекс операций в бывшей Югославии и Албании внес немало новшеств и изменений в практику миротворчества ООН.

Масштаб и сила российского контингента, принявшего участие в операциях в этом регионе (менявшиеся с 900 военнослужащих в 1992 г. до максимального числа в 1500 чел. в 1994 г. и несколько превышающие 1000 чел. в настоящее время) являются хотя и значительными, скажем, в сравнении с операциями в Молдове и Южной Осетии (в 2000 г. там дислоцированы 460 и 462 российских миротворца соответственно), однако далеко не решающими. Для сопоставления достаточно упомянуть, что только наземный компонент сил операции СФОР составлял 33400 военнослужащих разных стран, не считая гражданских лиц.

Однако во многих отношениях участие России в операциях в бывшей Югославии было и остается уникальным.

Во-первых, это нетипичная ситуация, в которой российские военные и не только западные военные «наблюдатели», но и боевые части НАТО, десятилетиями тренировавшиеся для «большой войны», действовали совместно в решении задач, поставленных ООН.

Во-вторых, степень применения военной силы в данных операциях в целом оказалась чрезвычайно высокой, в среднем гораздо выше, чем в большинстве всех других операций прежних десятилетий, за исключением «Бури в пустыне». В результате работали повышенные требования к военному профессионализму и способности реального боевого взаимодействия российских военных с военными других стран, причем не только тех, которые ранее были союзниками по Варшавскому договору.

В-третьих, в условиях этнической и исторической близости или взаимосвязи отдельных стран с теми или иными враждующими силами особую трудность составляло сохранение непредвзятого равноудаленного отношения миротворцев к сторонам конфликтов. Хотя неофициальная «про-сербская» ориентация российских миротворцев только уравновешивала неофициальную «про-хорватскую», «про-мусульманскую» или «анти-сербскую» ориентацию некоторых западных стран-участников коалиций, в целом Россия не разыгрывает в этом комплексе конфликтов националистическую «карту» и занимает позицию относительно непредвзятого посредника.

В-четвертых, на сотрудничество России с другими странами и организациями в проведении операций в бывшей Югославии наложили существенный отпечаток противоречия по линии Россия-НАТО в связи с расширением НАТО и действиями НАТО без мандата ООН в СРЮ в 1999 г. Если говорить шире, миротворческое сотрудничество в Югославии было и остается под влиянием пересечения и столкновения интересов великих держав на Балканах и в Европе в целом.

Части и соединения российских десантных войск были впервые задействованы в миротворческой миссии ООН в Югославии уже в 1992 году. В то время в России не существовало никаких специально обученных миротворческих контингентов (за исключением небольшой группы военных наблюдателей из прежних операций ООН, которая имела опыт лишь небоевых действий «под знаменами» ООН). Особый российский мотострелковый батальон для десантирования в Югославии был сформирован из соединений ВДВ на основании Указа президента «О направлении российского контингента в Югославию для участия в миротворческих операциях ООН» и приказа Командующего Объединенными вооруженными силами СНГ[i]. Размер контингента был определен в 900 человек, вооруженных легким стрелковым вооружением, и снабженных 150 автомобилями и 15 бронетранспортерами. Батальон был сформирован и прошел сокращенное обучение и инструктаж за 6 недель.

Как простая структура контингента (штаб, штабная рота, пять мотострелковых рот), так и легкое вооружение и отсутствие подразделений связи, разведки, усиления указывали на то, что Россия не располагала адекватным опытом участия в силовых миротворческих операциях и готовилась к «классическому» миротворчеству, в котором используется только для «демонстрации силы». Но реальная обстановка гражданской войны в Югославии заставила еще в ходе операции СПРООН/UNPROFOR, еще до перехода к СФОР/SFOR, изменить правила боевого соприкосновения и усилить боевую мощь контингента. Батальон запросил и получил из России еще 54 современных БТР-80, 82-миллиметровые артиллерийские орудия, мобильные ракетные пусковые установки для борьбы с танками и портативные противовоздушные комплексы. «Разнимание» воюющих сторон требовало действий по правилам серьезной войны.

В 1994 году 554-й Отдельный мотострелковый батальон был усилен 629-м Отдельным мотострелковым батальоном, и общее количество российских военных в Югославии достигло 1500 чел. на 95 боевых бронированных машинах.

Когда 15 декабря 1995 г. Совет Безопасности ООН принял резолюцию 1031 по бывшей Югославии, российский контингент получил новый статус, изменил свою структуру (бригада) и масштаб. Прежде всего, в связи с принятием в РФ в том же году нового закона об участии российских контингентов в миротворческих операциях, вопрос об участии российских миротворцев в операции ООН был вынесен на обсуждение российского парламента. Федеральное собрание РФ подтвердило решение об участии России в операции, а в середине февраля 1996г. Президент РФ увеличил своим указом разрешенную численность контингента до 1600 человек.

Российская бригада получила в Югославии район ответственности в 1750 квадратных километров, включавший линию разъединения враждующих сторон длиной в 275 километров. В непосредственном соседстве с российскими миротворцами несли службу американская бригада, турецкая бригада, а также объединенная бригада «Север», состоявшая из миротворческих контингентов Швеции, Финляндии, Дании, Норвегии и Польши.

Выполняемые в Боснии российским контингентом задачи включали также контроль на пяти блок-постах, патрулирование многочисленных дорог и территорий, разведку, обыск и проверку объектов. На протяжении участия в операциях SFOR/IFOR в 1997-1999 гг., в которых по согласованию с ООН лидирующую роль играли силы НАТО, российская бригада не была вовлечена в массовые бои. Потери 4-х человек убитыми и 11 ранеными произошли в основном в результате подрыва на минах.

Вопросом политического значения было выстраивание цепочки командования. По «идеологическим» соображениям было сочтено неправильным согласиться на прямое подчинение российского контингента командованию из структур НАТО, хотя именно натовское командование в соответствии с мандатом ООН осуществляло общую координацию операций. По дипломатическим каналам было согласовано военно-политическое особое условие: командир российской бригады генерал Л.Шевцов получал статус заместителя Командующего всей операцией в бывшей Югославии и подчинялся непосредственно Главнокомандующему наземными силами НАТО в Центральной Европе.
Российская командная группа в Верховном штабе НАТО в Европе (SHAPE) решала задачи не только военного, но и политико-дипломатического характера. Среди них, в частности, координация вопросов выполнения Дейтонских мирных соглашений с боснийским военно-политическим руководством, а также организация и проведение заседаний совместных комиссий по примирению, в которых участвовали представители боснийских политических сил и военное руководство операции СФОР.

К марту 1999 г., когда начавшаяся без санкции СБ ООН военно-воздушная операция НАТО в СРЮ привела к замораживанию отношений Россия-НАТО и формальному выведению российских миротворцев из операции под командованием НАТО в Боснии, общий итог сотрудничества между российскими миротворцами и военными стран коалиции был в целом положительным. Кризис не был вызван внутренними факторами развития самой операции в Боснии, а стал проекцией в сферу миротворчества «макрополитической» напряженности в отношениях Россия-НАТО.

Политические претензии к действиям НАТО в СРЮ можно суммировать следующим образом:
Альянс нарушил Устав ООН, начав операцию принудительного характера на территории суверенного государства вопреки воле законно избранного правительства страны и без мандата СБ ООН;
Операция производилась вне зоны непосредственной ответственности НАТО, ограниченной, в соответствии с Вашингтонским договором 1949 г., территорией стран-членов;
Операция представляла собой превышение пределов необходимого применения силы, поскольку не все каналы политического воздействия были исчерпаны;
Операция нарушает прерогативы региональных организаций, поскольку, во-первых, ОБСЕ как ведущая региональная организация коллективной безопасности была оттеснена НАТО и мандат ОБСЕ также отсутствовал, во-вторых, собственно НАТО никогда не признавала себя (и не признавалась ООН) региональной организацией безопасности и, в-третьих, операции с элементами принудительных действий (бомбардировки и блокада) относятся к исключительной юрисдикции СБ ООН, а не региональных организаций и соглашений;
Операция спорна с точки зрения подведения под категорию «гуманитарно мотивированного вмешательства», поскольку факт геноцида албанского населения Косово (который мог бы быть основанием для такого вмешательства) не был зафиксирован и подтвержден ООН или ОБСЕ, а потоки беженцев из Косово после начала вмешательства (бомбардировок) заметно превысили потоки беженцев до операции;
Наконец, НАТО и западные державы создали опасный прецедент, открыто проигнорировав протесты России и позицию таких держав, как Китай и Индия, которые, среди других, высказались в ООН против силового вмешательства.

При этом очевидно, что Россия реагировала не только и не столько на события в самой бывшей Югославии (хотя противодействие бомбардировкам было последовательным и поддерживалось общественным мнением внутри России), сколько на вытеснение России из процесса принятия кардинальных решений по проблемам общеевропейской безопасности (к которым, несомненно, относилось решение о бомбардировках югославской территории).

Следует реалистично осознавать, что российское руководство не отстранялось от применения военной силы в Югославском конфликте вообще, и признания необходимости принудительных действий, в том числе в отношении правительства С.Милошевича, в частности. Политическая проблема состояла прежде всего в нарушении Североатлантическим альянсом (и руководством ряда западных держав) правил и процедур принятия решений по вопросам применения силы в международном сообществе. Как только через 11 недель после начала бомбардировок Совет Безопасности ООН все-таки сумел принять согласованную резолюцию относительно международной операции в Косово и СРЮ, российское военно-политическое руководство настойчиво вернуло российский контингент в состав международных сил вмешательства (знаменитый рейд десантников под руководством генерала Заварзина из Боснии в аэропорт Приштины в Косово). Сотрудничество России и НАТО по линии миротворчества было немедленно разморожено. При этом, хотя бомбардировки как тип воздействия на правительство С.Милошевича были прекращены, иные принудительные элементы в операции (например, строго контролируемое эмбарго на поставку сторонам конфликта оружия) сохранились.

Выделение российскому контингенту в Косово зоны ответственности в преимущественно албанском секторе привело к затрудненному выполнению миротворческих функций, частичному блокированию элементов контингента местным населением. Тем не менее, Россия вернулась в число стран, активно участвующих в миротворческом процессе в бывшей Югославии.

Некоторые уроки комплекса операций в бывшей Югославии могут быть суммированы следующим образом:
Наметилась определенная «специализация» различных международных организаций в проведении операций в конфликтных регионах. ООН не справляется в современных условиях с организацией силовых операций по установлению мира (принуждению к миру), если конфликт имеет масштаб реальной гражданской войны. Для этого нужна «сработавшаяся» интегрированная военная организация. Привлечение НАТО оценивается в кругах ООН в целом как эффективное и, видимо, будет практиковаться и дальше при наличии консенсуса в рядах самого НАТО. ЗЕС не смог эффективно зарекомендовать себя даже в «тепличных» условиях проведения элементов операций «под крылом» НАТО. ОБСЕ квалифицированно проводит мероприятия по восстановлению политической инфраструктуры и проведению свободных выборов в конфликтных регионах. ООН же обеспечивает общее политическое согласование интересов держав по поводу конфликта и вмешательства в него, причем эта функция (согласование интересов крупных держав по поводу конфликта) приобретает все большее значение.

Югославия продемонстрировала как этапы разлаживания взаимодействия между организациями международного сообщества (ООН. ОБСЕ) и великими державами (первое такое разлаживание произошло в период заключения Дейтонских соглашений по Боснии вне ООН И ОБСЕ, второе – в период разворачивания действий НАТО в СРЮ вопреки позиции ряда великих держав), так и этапы их слаженного взаимодействия. Опыт показывает, что по-прежнему в международном сообществе позитивное вовлечение ООН, ОБСЕ, других многосторонних механизмов в процесс миротворчества не может быть заменено волей и силой отдельных держав. Международное сообщество по-прежнему считает нормой совместное действие «великих держав» и «великих организаций», а не их противопоставление своих усилий друг другу.
Вместе с тем, как относительно новая формула взаимодействия развивается (и, видимо, будет расширяться в дальнейшем) практика передачи Объединенными нациями операций создаваемым ad hoc коалициям держав. России целесообразно развивать практику участия в подобных коалициях, и применять ее для развития коалиционного участия в миротворчестве в СНГ.

Операции в бывшей Югославии показали необходимость (и возможность) тесного политического взаимодействия широких групп держав в режиме реального времени разворачивающегося конфликта (речь идет не только об относительно успешном поддержании консенсуса в неоднозначных условиях странами НАТО, но и о практике согласования решений в ad hoc коалициях стран, производивших операции в Боснии, Албании, Косово). Это важный пример для России, которой необходимо задействовать механизмы политических консультаций и поддержания консенсуса среди стран ОДКБ.

[i] Приказ от 26 февраля 1992 г. Строго говоря, в силу известных надежд на сохранение единой военной инфраструктуры СНГ контингент поначалу не был «российским», он представлял весь бывший Советский Союз, все страны СНГ, и лишь впоследствии в Югославии стали говорить об отдельном российском и отдельном украинском контингентах.
Решение СФ ФС РФ от 5 января 1996 г.
Уже через год «потолок» был опущен до 1400 чел., а реальная численность в конце 90-х гг. не превышала 1340 человек.

) принял решение обязать Россию выплатить в общей сложности около 260 тысяч евро 12 военнослужащим или членам их семей за участие в миротворческой операции в бывшей Югославии. Истцы подали иск о невыплате им ежедневного денежного довольствия, причитающегося за участие в военной операции миротворцев.

Все военнослужащие, не получив обещанные денежные суммы после окончания миротворческой операции, подали в гарнизонные суды первой инстанции в Рязани и Калуге. С 2001-го по 2003 год суды приняли решения в их пользу, но государство отказалось выплачивать присуженные деньги.

Спустя некоторое время кассационная инстанция в лице президиума Московского окружного военного суда отменила судебные решения судов первой инстанции о выплате денежного довольствия. Окружной суд пояснил, что те принимали решение на основании неправильной трактовки законодательства.

Отчаявшись найти понимания в российских судах, бывшие миротворцы подали иск в ЕСПЧ, где несколько лет ожидали решения по своему обращению. Жалобы сразу 12 военнослужащих или их вдов ( , Владимир Матюшин, Владимир Бельчевский, Сергей Татаринов, Нина Кривцова, Маргарита Барзакова, Юрий Щетинин, Сергей Колоцветов, ) рассматривались Европейским судом одновременно.

В качестве одного из аргументов справедливости своих требований миротворцы указывали на дело Юрия Козеева, который предлагали рассматривать в качестве прецедента. Козеев принимал участие в той же миротворческой операции на Балканах, что и заявители. Ему также не заплатили ежедневное денежное довольствие, и он обратился в суд. Представитель воинской части признал долг перед военнослужащим, но от выплаты денег отказался.

«Он (представитель воинской части. — «Газета.Ru») утверждал, что невозможно выплатить причитающуюся заявителю сумму, поскольку не был разработан механизм для выплаты ежедневного довольствия военнослужащим, которые были откомандированы за границу. Кроме того, не были предусмотрены средства на эти цели», — говорится в решении ЕСПЧ по делу Козеева.

Военнослужащий подал жалобу в Страсбургский суд, тот удовлетворил его иск на основании права на справедливое судебное разбирательство в соответствии со статьей 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Козееву было выплачено более €23 тысяч.

Во вторник ЕСПЧ удовлетворил жалобу военнослужащих и их родственников и постановил выплатить им в общей сложности около €260 тысяч в качестве компенсации за денежное довольствие, моральный ущерб и расходы на судебные издержки. Страсбургский суд руководствовался теми же мотивами, что и при рассмотрении дела Козеева.

«Суд пришел к выводу, что отмена вступивших в законную силу судебных решений по делам заявителей нарушает принцип статьи 6 конвенции (Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. — Газета.Ru»)», — говорится в опубликованном на сайте ЕСПЧ решении суда.

Представители России при ЕСПЧ, участвовавшие в судебном заседании, апеллировали к тому, что военнослужащие сами виноваты в том, что не получили денежное довольствие, поскольку вовремя не обратились в соответствующие инстанции. Но суд счел этот довод неубедительным.

Руководитель правозащитной ассоциации «Агора» обращает внимание, что претензии со стороны этих военнослужащих совпали по времени со второй войной в Чечне. «Именно тогда возникло очень много вопросов по «боевым», в суды поступала масса исков от военнослужащих, которые часто в то время удовлетворялись», — отмечает эксперт. Поэтому нет ничего необычного, что суд первой инстанции встал на сторону миротворцев. «Здесь очевидно, что военный суд Московского округа отменил решение по указке сверху», — уверен Чиков. По его словам, дело миротворцев доказывает зависимость судов от исполнительной власти.

«Они как считают: вы там судите как хотите, а потом мы все сможем поменять, если будет надо. А с другой стороны, дело доказывает абсолютно традиционный для российских властей обман. Когда людей простимулировали, а в итоге обещанное не выполнили», — подчеркивает правозащитник.

ЕСПЧ обнаружил два явных нарушения в деле миротворцев. «Во-первых, нарушены права на собственность, что противоречит статье 1 протокола 1 к конвенции. Ее суть сводится к тому, что, если государство обещало какую-то выплату, но ее в итоге не сделало, это явное нарушение», — отмечает Чиков. «Во-вторых, ЕСПЧ установил нарушение статьи 6 конвенции о том, что решение, принятое в результате открытого судебного процесса, было отменено. А это и есть нарушение права на справедливый суд».

Уважаемый Владимир Владимирович!Обращаемся в Ваш адрес по поручению более 10 тыс. ветеранов боевых действий и участников локальных конфликтов, происходивших как на территории России (СССР), так и за пределами.Вооруженные конфликты не утихают, и ветеранское движение множится из года в год.Афганистан, Чечня – это то, что имеет наибольшую известность в обществе, но были и иные локальные конфликты, в которых наши ребята принимали участие, в том числе в составе миротворческих сил. Кто-то заявляет, что «они зарабатывали деньги», но… считаем, не верно ставить таким образом вопрос. Всем нам платили определенную сумму «боевых».Сегодня, очень остро стоит вопрос льготного и финансового обеспечения ветеранов боевых действий. Ведь имеющееся законодательство настолько осложнено чиновничьими инструкциями, что разобраться в причитающихся льготах и выплатах, простому «бойцу», практически не возможно. А, сами выплаты и льготы, настолько ничтожны, что, чаще, не компенсируют тот моральный урон, который нанесен в период боевых мероприятий, а «выбивание» самих льгот доходит до абсурда.Участники миротворческих миссий вообще не включены в категорию «ветераны» (со слов самих участников), что, как нам кажется, также не совсем верно и ущемляет их права.В период боевых действий, мы не обсуждали приказы и «не загружались инструкциями» – выполняли поставленную боевую задачу, исходя из собственного опыта, знаний, умений и навыков, с соблюдением норм действующего законодательства.Поступающие обращения, свидетельствуют о постоянных трудностях ветеранов, в разрешении спорных моментов, относительно полагающихся льгот, а причитающиеся денежные выплаты, по мнению большинства, ничтожно малы.Известно, что, в Совете Федерации, уже рассматривается вопрос состояния и проблем правового регулирования социальной защиты ветеранов Великой Отечественной войны, боевых действий и членов их семей.От лица ветеранов боевых действий и участников локальных конфликтов, просим Вас дать поручение сотрудникам Администрации Президента РФ, Правительству РФ:1. Создать комиссию по разработке и внесению изменений в нормы федерального законодательства, затрагивающие социальную защищенность ветеранов.2. Включить в состав комиссии непосредственных участников военных конфликтов, авторов данного обращения.3. Приравнять, в случае отсутствия, к ветеранам боевых действий, участников миротворческих миссий и локальных военных конфликтов. Обеспечить равные права на льготы и финансовые выплаты, для всех участников боевых действий.4. Систематизировать и сделать реально доступными (прозрачными) льготы для ветеранов боевых действий.5. Рассмотреть вопрос реабилитации, предоставления льгот и дополнительных выплат лицам, получившим увечья и ранения, которыми причинен вред их здоровью.6. Увеличить ежемесячную выплату ветеранам боевых действий.7. Рассмотреть вопрос обеспеченности ветеранов боевых действий и членов их семей.8. Рассмотреть иные вопросы социальной защиты ветеранов.С уважением,подполковник запаса, кандидат технических наук, депутат А.П. НагайцевP.S. Сбор подписей продолжается.

Прошу привлечь к проблеме СМИ: Рен-ТВ, НТВ, 1, КоммерсантЪ, Эхо Москвы.

Собрано более 10 тыс подписей. Проблема уже обсуждается в Совете Федераций. Просим включить в состав комиссии авторов данного обращения!

Для СМИ: Рен-ТВ, НТВ, 1, Коммерсантъ, Эхо МосквыСегодня довольно остро стоит проблема социальной защищенности ветеранов боевых действий и участников локальных военных конфликтов. Болезненно воспринимается исключение из категории ветеранов тех, кто принимал участие в боевых действиях в составе миротворческих сил на территориях не означенных в федеральном законодательстве, как территории военных конфликтов. Финансовые выплаты ничтожно малы - порядка 2000 рублей, а получить полагающиеся льготы - это пройти семь кругов ада - особенно в регионах. Само федеральное законодательство настолько "не прозрачно", что многие вынуждены нанимать специалистов, чтобы понять КОМУ И ЧТО ПОЛОЖЕНО.Совет Федераций уже начал предварительное рассмотрение проблем ветеранов.Обращаясь к руководству страны, мы предлагаем: Создать комиссию по разработке и внесению изменений в нормы федерального законодательства, затрагивающие социальную защищенность ветеранов. Включить в состав комиссии непосредственных участников военных конфликтов, авторов данного обращения. Приравнять, в случае отсутствия, к ветеранам боевых действий, участников миротворческих миссий и локальных военных конфликтов. Обеспечить равные права на льготы и финансовые выплаты, для всех участников боевых действий. Систематизировать и сделать реально доступными (прозрачными) льготы для ветеранов боевых действий. Рассмотреть вопрос реабилитации, предоставления льгот и дополнительных выплат лицам, получившим увечья и ранения, которыми причинен вред их здоровью. Увеличить ежемесячную выплату ветеранам боевых действий. Это лишь часть наших пожеланий. Более глубоко, необходимо прорабатывать непосредственно в законодательстве. Сегодня собрано порядка 11 тыс. подписей, среди них 8 тыс. - виртуальная поддержка (по средствам Интернета) и около 3 тыс. реальных.География поддержавших - Россия.Просим осветить проблему в СМИ, как наиболее животрепещущую...Дополнительная информация +7-913-215-9003