Что делать если роспотребнадзор арестовал маркированные шубы. Шуба с чипом: покупаем меховые изделия по новым правилам. Как защититься от контрафакта при покупке шубы В каких случаях данная прививка не требуется


Дело №5-465-2016/238
ПОСТАНОВЛЕНИЕ по делу об административном правонарушении 05 декабря 2016 года гор. Серпухов, Московская область ул. Комсомольская, д. 4 Мировой судья 238 судебного участка Серпуховского судебного района Московской области Российской Федерации Бахановская Л.Г., с участием лица, привлекаемого к административной ответственности, Друговой Т.Н., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. Раздел II. Особенная часть > Глава 15. Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг, добычи, производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней > Статья 15.12. Производство или продажа товаров и продукции, в отношении которых установлены требования по маркировке и (или) нанесению информации, без соответствующей маркировки и (или) информации, а также с нарушением установленного порядка нанесения такой маркировки и (или) информации" target="_blank">15.12 ч.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя Друговой Т.Н. …года рождения, уроженки … зарегистрированной и проживающей по адресу:….., осуществляющей свою деятельность без образования юридического лица по адресу: Московская область, г. Серпухов, Борисовское шоссе, д. 1,УСТАНОВИЛ:

07.10.2016 у индивидуального предпринимателя Друговой Т.Н. (ИНН ….; ОГРНИП…) осуществляющего деятельность по розничной реализации предметов одежды из натурального меха по фактическому адресу: Московская область, г. Серпухов, Борисовское шоссе, дом 1, (….) сотрудниками территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области в городах Пущино, Серпухов, Серпуховском и Чеховском районах были выявлены нарушения, выраженные в продаже товаров: предметов одежды из меха норки, песца или лисицы, овчины и кролика без маркировки и без нанесения информации (без наличия на изделиях контрольных (идентификационных) знаков (КиЗ)), предусмотренной законодательством Российской Федерации, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны, нарушения положений «Правил реализации пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции «Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.2016 года №787 и Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 23.11.2015 года №70 «Об утверждении отдельных документов, предусмотренных Соглашением о реализации в 2015-2016 годах пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции «Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха»; ч. 1, 2 статьи 9 ТР ТС 017/2011 «О безопасности товаров легкой промышленности», утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 №876, а именно: 07.10.2016 годав розничной продаже находились предметы одежды из натурального меха, всего 3 изделия без маркировки контрольными (идентификационными) знаками и без обозначения на ярлыке изготовителя наименования продукции (товара), единого знака обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного Союза, даты изготовления, вида меха, вида его обработки.

Другова Т.Н. в судебном заседании вину не признала, с вменяемым правонарушением не согласна. Показала, что три предмета одежды из натурального меха, указанные в протоколе об административном правонарушении, хотя и находились в торговом зале, но для розничной торговли не предлагались. Данные изделия были вывешены на стойке рядом с продавцом, на так на них не имелось маркировки контрольными (идентификационными) знаками (КиЗ). Однако данные знаки имелись в наличии и были представлены сотрудникам Роспотребнадзора. «Чипы» не были прикреплены к изделиям в связи с выгрузкой из ГС-1 в систему маркировки, которая осуществлялась очень медленно. КиЗы были заказаны на все количество имеющейся продукции на момент вступления в силу Постановления Правительства РФ об обязательной маркировки меховых изделий. Процедура оформления КиЗ была на завершающем этапе, остались без индивидуализации, но с имеющимися КиЗами только три единицы, из 400 изделий, которые находились в магазине. В соответствии с нормами действующего законодательства маркировка остатков осуществлялась до 12.10.2016, проверка проходила 07.10.2016. Изделия находились в магазине, так как транспортировка не промаркированных изделий запрещена. На стойке у продавца было объявление об ограничении продаж в связи с маркировкой продукции, тот факт, что на изделиях имелись ценники, не свидетельствует об их продаже. Поскольку шубы в продаже не находились, то вменение того факта, что она нарушила ч. 1,2 ст. 9 ТР ТС 017/2011 «О безопасности товаров легкой промышленности», утвержденного Решением комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 №876, так же не правомерно, кроме этого данное правонарушение следует квалифицировать по ч. 1 ст. Раздел II. Особенная часть > Глава 14. Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций > Статья 14.43. Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов" target="_blank">14.43 КРФобАП. Также вызывает сомнение правомерность проведенной проверки Роспотребнадзором, поскольку согласно Административного регламента №764 от 16.07.2012, сотрудники Роспотребнадзора имеют право проводить как плановые, так и внеплановые проверки. Указанным регламентом не предусмотрено проведение мониторинга в целях контроля правил продажи отдельных видов товаров. В материалах дела также отсутствует документ, подтверждающий правомерность выхода сотрудников Роспотребнадзора для мониторинга 07.10.2016. С учетом изложенного она (Другова) просила производство по делу прекратить за отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения, а в случае если суд придет к выводу о ее виновности в совершении вменяемого административного правонарушения, просила при вынесении постановления применить ст. КРФобАП и заменить наказание в виде административного штрафа на предупреждение без конфискации имущества. Аналогичную позицию Другова Т.Н. изложила в письменных объяснениях по делу, которые приобщены к его материалам (л.д. 39-41, 49-50).

Свидетель…... в судебном заседании показала, что работает в должности продавца у ИП Друговой Т.Н.. В одну из ее рабочих смен в торговую точку ИП Друговой Т.Н. пришли четыре женщины, которые представились сотрудниками Роспотребнадзора. Среди другого товара сотрудниками было выявлено три изделия, 2 шубы и дубленка которые не были промаркированы КиЗ. Соответствующие контрольные идентификационные знаки на данные изделия были готовы, но их не успели навесить на изделия, так же были сбои с компьютерной программой. На торговой точке самих КиЗ не было, они были у другой сотрудницы и их подвезли. ИП Другова Т.Н. в этот момент была за границей, для оформления документов пригласили ее сына. Сотрудникам Роспотребнадзора предъявили КиЗы на указанные ими изделия, они совпали с маркировкой, но изделия все равно были арестованы. Данные меховые изделия были на торговой точке, среди другого товара. Весь товар был доступен для приобретения, кроме указанных трех изделий. Одно изделие было на манекене, Покупателям устно разъяснялось, что данный товар не продается. Также на момент проверки сотрудниками Роспотребназдора в торговой точке на стойке около продавца стояло объявление, о приостановлении продажи меховых изделий.

Свидетель …. в судебном заседании показала, что с ИП Друговой Т.Н. Знакома, так как была намерена в бутике данного индивидуального предпринимателя купить меховое изделие. В один из дней начала октября этого года, они с супругом пришли в торговую точку ИП Друговой. Подобрали понравившиеся ей (….) меховое изделие, она его примерила и была готова приобрести. Однако, в продаже данного изделия им отказали, пояснили, что ведется маркировка меховых изделий, можно его приобрести позже, обещали позвонить. Когда первоначально пришли с супругом в бутик не заметили объявление о приостановлении продаж меховых изделий, когда примеряла изделия обратила внимание, что табличка с такой информацией стояла около продавца. Впоследствии неоднократно заходила на торговую точку ИП Друговой Т.Н., интересовалась возможностью приобрести понравившееся меховое изделие, ей объяснели ситуацию, что изделие арестовано. В настоящее время ИП Друговоа Т.Н. связалась с ней (….) и попросила прийти в суд и рассказать о данном факте.

Ранее в судебном заседании дала показания свидетель….., которая показала, что является главным специалистом-экспертом ТОУ Роспотребнадзора по Московской области. По поручению руководителя Роспотребнадзора на всей поднадзорной территории проводился мониторинг объектов осуществляющих розничную реализацию изделий из натурального меха, с целью контроля за соблюдением правил продаж меховых изделий, действующего законодательства в части маркировки данного вида товара контрольными (идентификационными) знаками (КиЗ). В ходе мониторинга было выявлено у ИП Друговой Т.Н. в розничной реализации 3 изделия из натурального меха без соответствующей маркировки КиЗ. Данные изделия находились в торговом зале, на вешалках, были доступны для осмотра, примерки и приобретения потребителем. На данных изделиях был прикреплён ценник. При обнаружении данных изделий в присутствии понятых и представителя ИП Друговой Т.Н. по доверенности был составлен протокол осмотра помещений, принадлежащих индивидуальному предпринимателю и протокол ареста товара. Арестованный товар был упакован в сумки и опечатан, составление протокола по ходатайству представителя ИП Друговой Т.Н. было отложено до ее прибытия. 15.10.2016 в отношении ИП Друговой Т.Н. был составлен протокол по ст. Раздел II. Особенная часть > Глава 15. Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг, добычи, производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней > Статья 15.12. Производство или продажа товаров и продукции, в отношении которых установлены требования по маркировке и (или) нанесению информации, без соответствующей маркировки и (или) информации, а также с нарушением установленного порядка нанесения такой маркировки и (или) информации" target="_blank">15.12 ч. 2 КРФобАП. Объявлений в магазине ИП Друговой Т.Н. о приостановлении реализации изделий из меха не было. Кроме этого на меховых изделиях без КиЗ была не полная информация о товаре, отсутствовалисведения о виде меха, товары не соответствовали техническому регламенту.

Ранее в судебном заседании дала показания свидетель….., которая показала, что является главным специалистом-экспертом Госпотребнадзора. 07.10.2016 сотрудниками Роспотребназдора проводился мониторинг объектов по поручению руководителя с целью выявления и пресечения нарушений в сфере торговли меховыми изделиями, в том числе был произведен осмотр торговой точки ИП Друговой Т.Н.. В данной торговой точке были обнаружены три шубы на которых отсутствовали КиЗ. Каких-либо объявлений о приостановлении продажи меховых изделий не было. Также в данной торговой точке не было складского помещения, при этом шубы без маркировки КиЗ находились на общей вешалке в торговом зале, от остальных изделий не были отделены. Был составлен протокол осмотра помещений, принадлежащих индивидуальному предпринимателю, протокол ареста товаров, индивидуальный предприниматель Другова Т.Н. была приглашена на составление протокола по ст. Раздел II. Особенная часть > Глава 15. Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг, добычи, производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней > Статья 15.12. Производство или продажа товаров и продукции, в отношении которых установлены требования по маркировке и (или) нанесению информации, без соответствующей маркировки и (или) информации, а также с нарушением установленного порядка нанесения такой маркировки и (или) информации" target="_blank">15.12 ч.2 КРФобАП. Выслушав Другову Т.Н., допросив свидетелей и исследовав письменные материалы дела мировой судья считает установленным факт совершения индивидуальным предпринимателем Друговой Т.Н. по месту фактического осуществления деятельности по адресу: Московская область, г. Серпухов, Борисовское шоссе, д. 1 административного правонарушения, предусмотренного ст. Раздел II. Особенная часть > Глава 15. Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг, добычи, производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней > Статья 15.12. Производство или продажа товаров и продукции, в отношении которых установлены требования по маркировке и (или) нанесению информации, без соответствующей маркировки и (или) информации, а также с нарушением установленного порядка нанесения такой маркировки и (или) информации" target="_blank">15.12 ч.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Вина ИП Друговой Т.Н. в совершении вменяемого правонарушения, полностью подтверждается, исследованными доказательствами по делу, показаниями свидетелей ….письменными документами: - протоколом об административном правонарушении № 496/07 от 13.10.2016, составленным главным специалистом экспертом ТОУ Роспотребнадзора по Московской области ….в отношении ИП Друговой Т.Н. по ч. 2 ст. Раздел II. Особенная часть > Глава 15. Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг, добычи, производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней > Статья 15.12. Производство или продажа товаров и продукции, в отношении которых установлены требования по маркировке и (или) нанесению информации, без соответствующей маркировки и (или) информации, а также с нарушением установленного порядка нанесения такой маркировки и (или) информации" target="_blank">15.12 КРФобАП, с приложением письменного объяснения ИП Друговой Т.Н. из которого следует, что КиЗы были дозаказаны, 06.10.2016 получены и 07.10.2016 представлены сотрудникам Роспотрбнадзора. Прикрепить КиЗ к изделиям не успели (л.д. 1-4); - копией свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей в отношении индивидуального предпринимателя Друговой Т.Н.(л.д. 5);

Копией свидетельства о постановке на учет в налоговом органе физического лица Друговой Т.Н. (л.д. 6);

Копий претензии в Гознак от 13.09.2016, из которой следует, что в связи задержкой производства Знаков (контрольных идентификационных знаков) заказчик (ИП Другова Т.Н.) несет убытки, так как не имеет возможности выполнять требования Постановления Правительства, как следствие, не может осуществлять торговлю немаркированными изделиями (л.д.7-8) и сведения об оплате почтового отправления (л.д.10) - копией счета на оплату №3713 от 02.09.2016 КиЗ навесной, формат 53х80, ввозимые на территорию ЕЭС (л.д.9) - протоколом ареста товаров, из которого следует, что 07.10.2016 главным специалистом экспертом ТОУ Роспотребнадзора по Московской области….. при проведении административного расследования по неисполнению запрета на оборот меховых изделий без специальной маркировки и нахождению данных изделий в розничной реализации в отношении ИП Друговой Т.Н. произведен арест товаров согласно списка, всего 3 наименования меховых изделий, которые переданы на ответственное хранение представителю ИП Друговой Т.Н. по доверенности….. (л.д. 13-15,19); - протоколом осмотра принадлежащих индивидуальному предпринимателю помещений от 07.10.2016, составленным главным специалистом экспертом ТОУ Роспотребнадзора по Московской области ….Е., из которого следует, что в торговой точке ИП Друговой Т.Н. по адресу: г. Серпухов, ул. Борисовское шоссе, д. 1 в торговом зале в розничной реализации находились изделия из натурального меха без маркировки контрольным идентификационным знаком (КиЗ), которые располагалась на вешалках торгового зала, предназначенных для осмотра, выбора и реализации потребителем товара. На изделиях из натурального меха в наличии ценник с указанием наименования товара, цены, страны производителя, размера, ярлык производителя выполнен на английском языке, всего товаров - 3 единицы согласно списка, отраженного в протоколе (л.д. 16-18); - фото - таблицей от 07.10.2016 (л.д. 20 - 29);- копией письма за подписью руководителя управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области от 06.10.2016, из которого следует, что в связи с публикацией в средствах массовой информации сведений о фактах реализации в крупных торговых центрах и торговых комплексах изделий из натурального меха, Управление Роспотребнадзора по Московской области поручает немедленно провести мероприятия по установлению субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих реализацию меховых изделий, путем проведения административных расследований по факту. Протокол осмотра места совершения правонарушения подтверждать видеосъемкой и фотоматериалами. Исполнение поручения взять под свой личный контроль (л.д.51).

Достоверность и допустимость данных доказательств сомнений не вызывает, оснований им не доверять у мирового судьи не имеется. Представленные доказательства соответствуют ст. КРФобАП и не противоречат действующему законодательству.

Административная ответственность по части 2 статьи Раздел II. Особенная часть > Глава 15. Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг, добычи, производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней > Статья 15.12. Производство или продажа товаров и продукции, в отношении которых установлены требования по маркировке и (или) нанесению информации, без соответствующей маркировки и (или) информации, а также с нарушением установленного порядка нанесения такой маркировки и (или) информации" target="_blank">15.12 КРФобАП наступает за продажу товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае если, такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны, а также за хранение, перевозку либо приобретение таких товаров и продукции в целях сбыта, за исключением продукции, указанной в части 4 данной статьи.

Содержание надлежащей информации о продукции и услугах определено статьями - Закона РФ "О защите прав потребителей", Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от N 55, Техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности продукции легкой промышленности", утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 г. N 876. Согласно п. 11 Правил продажи отдельных видов товаров, продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров. Товары должны иметь ярлыки с указанием своего наименования, артикула, цены, размера (для одежды, белья и других швейных изделий, обуви, головных уборов) и роста (для одежды и белья), вида меха и цвета его окраски (для одежды, головных уборов и воротников из меха) (п. 41 Правил). Решением Комиссии таможенного союза от 09 декабря 2011 года N 876 утвержден Технический регламент Таможенного союза "О безопасности продукции легкой промышленности", который 01 июля 2012 года вступил в силу. Технический регламент разработан с целью установления единых, обязательных для применения и исполнения требований к продукции легкой промышленности (пункт 2 предисловия). В соответствии со ст. 9 Технического регламента, маркировка продукции должна содержать следующую обязательную информацию: наименование продукции; наименование страны-изготовителя; наименование изготовителяили продавца, или уполномоченного изготовителем лица; юридический адрес изготовителя или продавца, или уполномоченного изготовителем лица; размер изделия; состав сырья; товарный знак (при наличии); единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза; гарантийные обязательства изготовителя (при необходимости); дату изготовления; номер партии продукции (при необходимости), а для одежды и изделий из кожи и меха должна содержать следующую дополнительную информацию: вид меха и вид его обработки (крашеный или некрашеный); символы по уходу за изделием; инструкцию по уходу за изделием в процессе эксплуатации (при необходимости).

Маркировка и информация должна быть представлена на русском языке или государственном языке государства - члена Таможенного союза, на территории которого данное изделие производится и реализуется потребителю.

Для импортной продукции допускается наименование страны, где изготовлена продукция, наименование изготовителя и его юридический адрес указывать с использованием букв латинского алфавита.

Настоящий Технический регламент распространяется на выпускаемую в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза продукцию легкой промышленности, в том числе продукцию, оборот которой осуществляется на территории Российской Федерации.

Кроме этого в соответствии с Соглашением о реализации в 2015 - 2016 годах пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции "Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха", подписанным в городе Гродно 8 сентября 2015 года, и постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 2016 г. N 787 "О реализации пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции "Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха" и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 24 марта 2016 г. N 235" с 12 августа 2016 года маркировка указанных товаров контрольными (идентификационными) знаками (КиЗ) стала обязательной. В соответствии с п. 4 ст. 3 указанного Соглашения на территории государств - членов Евразийского экономического союза запрещается продажа товаров, подлежащих маркировке, без соответствующих КиЗ. Согласно пункту 18 раздела III Правил реализации пилотного проекта, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.2016 N 787 "О реализации пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции "Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха" и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 24.03.2016 N 235", участники оборота товаров осуществляют маркировку остатков товаров, имеющихся на 12.08.2016, и вносят о них сведения в информационный ресурс маркировки в течение (первоначально установленного срока) 45 рабочих дней с указанной даты. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2016 N 1034 "О внесении изменений в Правила реализации пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции "Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха", срок маркировки остатков товаров продлен с 45 рабочих дней до 80 рабочих дней со дня вступления Соглашения о реализации в 2015 - 2016 годах пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции "Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха" в силу (т.е. с 12.08.2016). Согласно п. 19 указанных Правил контрольные (идентификационные) знаки, которые предназначены для осуществления маркировки остатков товаров в соответствии с настоящим разделом и сведения о которых не представлены в информационный ресурс маркировки до даты окончания маркировки остатков товаров, считаются недействительными. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. Раздел II. Особенная часть > Глава 15. Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг, добычи, производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней > Статья 15.12. Производство или продажа товаров и продукции, в отношении которых установлены требования по маркировке и (или) нанесению информации, без соответствующей маркировки и (или) информации, а также с нарушением установленного порядка нанесения такой маркировки и (или) информации" target="_blank">15.12 КРФобАП состоит в отсутствие обязательной маркировки товара, а также отдельных элементов обязательной информации, предусмотренной законодательством или в несоответствии представленной информации фактическим данным. В судебном заседании установлено, что ИП Другова Т.Н. осуществляла реализацию (продажу) непродовольственных товаров (одежда из меха) с нарушением требований маркировки и нанесения обязательной информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, то есть совершила административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи Раздел II. Особенная часть > Глава 15. Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг, добычи, производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней > Статья 15.12. Производство или продажа товаров и продукции, в отношении которых установлены требования по маркировке и (или) нанесению информации, без соответствующей маркировки и (или) информации, а также с нарушением установленного порядка нанесения такой маркировки и (или) информации" target="_blank">15.12 КРФобАП. Доводы ИП Друговой Т.Н. об отсутствие состава административного правонарушения, неправомерности проведенной проверки сотрудниками Роспотребнадзора являются несостоятельным по следующим основаниям. ИП Другова Т.Н. является собственником (владельцем) выявленной продукции, оборот которой осуществляется с нарушением законодательства в сфере защиты прав потребителей, выраженные в несоблюдении требований пунктов 1 - 2 статьи 9 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности продукции легкой промышленности", утвержденного Решением Комиссии таможенного союза от 09.12.2011 г. N 876, положений «Правил реализации пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции «Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.2016 года №787 и Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 23.11.2015 года №70 «Об утверждении отдельных документов, предусмотренных Соглашением о реализации в 2015-2016 годах пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции «Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха», что объективно подтверждается письменными доказательствами, в том числе протоколом осмотра принадлежащих индивидуальному предпринимателю помещений, протоколом ареста товаров, показаниями свидетелей …. Осмотр принадлежащих ИП Друговой Т.Н. помещений и находящихся там вещей, расположенных по адресу: г. Серпухов ул. Борисовское шоссе, д. 1, произведен должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии со ст. КРФобАП, в присутствии двух понятых, сведения о которых отражены в протоколе осмотра, в присутствии представителя индивидуального предпринимателя с применениемсредства фотофиксации, о котором сделана запись в протоколе осмотра. Материалы, полученные при осуществлении осмотра с применением фото (фототаблица) приложены к соответствующему протоколу. Понятые своими подписями заверили факт совершения в их присутствии процессуальных действий, их содержание и полноту.

Каких-либо претензий и замечаний по поводу недостоверности сведений, внесенных в процессуальные документы, со стороны понятых, присутствующего представителя индивидуального предпринимателя не имелось.

Показания свидетелей ….. последовательны, логически обоснованы, согласуются с другими исследованными доказательствами по делу, и оснований им не доверять у мирового судьи не имеется. Данные показания основаны на личных наблюдениях свидетелей, полученных по время выполнения им своих служебных обязанностей по выявлению и пресечению правонарушений в сфере защиты прав потребителя. Повода для оговора Друговой Т.Н. со стороны данных свидетелей при рассмотрении дела не установлено.

Доводы Друговой Т.Н., что отсутствует факт продажи продукции, нельзя признать состоятельными. Как усматривается из материалов дела, данная продукция была обнаружена и изъята непосредственно в помещении магазина, принадлежащего ИП Друговой Т.Н.. Данное помещение используется для розничной торговли непродовольственными товарами, что индивидуальным предпринимателем не оспаривается.

Судебная практика по:

Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или без разрешения

Судебная практика по применению нормы ст. 14.1. КОАП РФ

Роспотребнадзор арестовал в крупных московских торговых центрах шубы на общую сумму семь миллионов рублей, передает ТАСС.

"В Москве установлены факты реализации изделий из натурального меха без маркировки контрольными (информационными) знаками в крупных торговых объектах города (ТЦ "Новочеркизовский", ТК "Коньково", ТЦ "Золотой Вавилон"), в результате специалистами Роспотребнадзора наложен арест на более чем 300 меховых изделий на общую сумму свыше семи миллионов рублей", - сообщили в ведомстве.

Проверки на предмет соблюдения требований обязательной маркировки меховых изделий проводятся Роспотребнадзором во всех регионах.

В связи с выявлением нарушений в столичных торговых центрах ведомство напоминает, что за оборот немаркированных изделий из натурального меха и нарушение порядка их маркировки в РФ предусмотрена административная и уголовная ответственность.

Маркировка меховых изделий RFID-метками является пилотным проектом в рамках создания Единой системы маркировки товаров в ЕАЭС. Проект запрещает ввоз и реализацию меховых изделий в странах союза. Речь идет именно о верхней одежде, на изделия из текстиля с добавлением меха норма не распространяется.

Проект по электронной маркировке меховых изделий стартовал в России в апреле 2016 года. Участие в проекте было добровольным. С 12 августа маркировка меховых изделий стала обязательной на территории ЕАЭС.

Это значит, что все страны ЕАЭС к этому моменту ратифицировали соглашение, запрещающее приобретение, хранение, использование, транспортировку и продажу немаркированных предметов одежды, принадлежностей к одежде и изделий из натурального меха. Оператором системы маркировки товаров контрольными знаками назначена Федеральная налоговая служба (ФНС).

Ранее глава ФНС Михаил Мишустин сообщил, что за полтора месяца заказано и изготовлено уже более 5,6 млн контрольных знаков, что в 16 раз превышает официальную статистику Росстата и таможенной службы по обороту меховых изделий за 2015 год, а также в два раза больше прогнозных показателей отраслевых ассоциаций на 2016 год.

Это значит, что более 80% объема продаваемых меховых изделий находились в "тени", отмечал, в свою очередь, министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров.

Как пояснял замминистра финансов Илья Трунин, со всех маркированных товаров будут уплачены все налоговые и таможенные платежи в полном объеме. А "если товар не маркирован, то оборот такого товара будет запрещен, и таким образом будет дополнительно обеспечено исполнение налогового и таможенного законодательства, причем не только в РФ".

RFID-метки (Radio Frequency IDentification, радиочастотная идентификация товаров) способны хранить данные и передавать их бесконтактным способом с помощью радиоволн. Чип позволяет отслеживать движение товара от производителя или границы, если это импортный мех, до конечного потребителя.

Установка одной метки в зависимости от способа крепления обойдется предпринимателю от 15 до 22 рублей. Заказывать их можно непосредственно в личном кабинете ФНС, в котором создан специальный раздел.

Поэтому иногда ещё до суда меховые изделия просто исчезают

В Ростовской области за полгода действия соглашения о введении на всей территории ЕАЭС маркировки меховых изделий выявлено четыре факта продажи нелегальной продукции, сообщила замначальника отдела защиты прав потребителей Роспотребнадзора по Ростовской области Марина Куцова.

Напомним, сейчас с помощью специального оборудования на чип, внутри которого есть радиочастотная метка, продавец в обязательном порядке переносит информацию о конкретном изделии: вид меха, цвет, размер, производитель. Предварительно пустые идентификационные знаки заказывают в налоговой. Затем туда же отправляют сведения о каждой промаркированной шубе. Этот процесс позволяет отследить весь путь товара от производства до продажи. Также проверить информацию о будущей покупке можно на сайте налоговой службы. Всё это, по идее, должно победить теневой рынок меховых изделий в России. Заработала эта система с 12 августа 2016 года.

Первый нюанс в том, что проверять маркировку на шубах Роспотребнадзор может только на основании жалоб покупателей. Инициировать внеплановую проверку предпринимателя ведомство не может. В итоге за полгода в Ростовской области было всего четыре такие жалобы. Правда, информация подтвердилась — меха продавались без маркировки. Товар был конфискован, а его владельцы — оштрафованы.

Второй нюанс в том, что ареста товара можно избежать. Дело в том, говорит Куцова, что у областного Роспотребнадзора нет помещений для хранения арестованных мехов. В итоге, пока ведомство обращается в суд с иском к предпринимателю-нарушителю, шубы хранятся там же, где и продавались. Иногда это заканчивается их исчезновением.

— Был случай, когда выявили немаркированную продукцию, подали в суд на продавца. И ещё до вынесения решения товар пропал. Владелец заявил о краже. Суд принял решение о штрафе и аресте продукции, но арестовывать уже, собственно, нечего. Далее делом занялись правоохранители, — рассказала Куцова.

Штрафы за продажу немаркированных меховых изделий предполагаются достаточно серьёзные — до 300 тысяч рублей. Но в реальности они зачастую на порядок меньше. Так, в одном из пресс-релизов Роспотребнадзора по Ростовской области в декабре 2016 года рассказывалось о конфискации 14 шуб и штрафе с продавца в размере 6 тысяч рублей. Так что вовремя случившаяся «кража» вполне может позволить владельцу немаркированных мехов легко отделаться.

Добавим, что всего к настоящему времени в России промаркировано порядка 4 миллионов находящихся в продаже меховых изделий. В Минпромторге РФ промежуточные итоги борьбы с нелегальным меховым рынком оценивают позитивно.

44 читателя выразили
свое отношение к событию

Ваше мнение?


С 12 августа маркировка всех меховых изделий становится обязательной на территории всего ЕАЭС. С этого момента в России предусмотрена административная и уголовная ответственность за оборот немаркированными изделиями. В статье разобрали, за что будут наказывать.

Коротко о главном

  1. С 12 августа немаркированные изделя из натурального меха вне закона.
  2. Для регистрации в системе необходимы ЭЦП и КриптоПро .
  3. Маркировка меховых изделий не требуется, в случае индивидуального пошива по заказу физического лица, передачи юридическим лицом или ИП в сервисный центр (ателье, химчистка) или на ответственное хранение.

2. Получите доступ к системе

Установить программное обеспечение и сертификат электронной подписи можно самостоятельно на сайте ФНС России или воспользоваться услугой технического специалиста.

3. Опишите товары

Описание товаров один из самых важных и трудоемких этапов, поэтому отнеситесь к нему внимательно.

Для доступа в личный кабинет Ассоциации ГС1 заполните, отсканируйте и отправьте заявление на адрес [email protected] . Заявление рассмотрят в течение двух рабочих дней, после чего вам на почту придет письмо с логином и паролем для входа в личный кабинет.

В личном кабинете Ассоциации ГС1 опишите товары, которые вы планируете промаркировать.

4. Закажите марки

Специальные марки можно получить только у официального эмитента ФГУП «Гознак».

Чтобы получить марки, подайте заявление в системе «Маркировка». Заявление рассматривают в течение трех рабочих дней, после чего вы получите отказ или счет на оплату.

Изготовление марок занимает 5 рабочих дней.

5. Промаркируйте товары

Информация на марки записывается с помощью специального RFID-оборудования. В систему «Маркировка» информация вводится в течение трех рабочих дней.

Что будет, если не маркировать изделия из меха?

Эксперимент по маркировке товаров из меха начался 1 апреля 2016 года. За это время в рамках добровольного эксперимента к системе подключилось более 1200 юридических лиц и ИП.

С 12 августа предусмотрена уголовная и административная ответственность за производство, продажу, хранение, транспортировку и приобретение с целью сбыта изделий из натурального меха без маркировки или с нарушением такой маркировки.

За продажу изделий без маркировки максимальный штраф :

  • 4 тыс. руб. для граждан
  • 10 тыс. руб. для должностных лиц
  • 300 тыс. руб. для организаций

С дополнительной конфискацией предметов правонарушения (ч. 2 ст. 15.12 КоАП РФ).

Уголовная ответственность наступает за нарушения в особо крупном размере: если сумма причиненного ущерба превышает 1,5 млн. руб. (примечание к ст. 169, ч. 1 ст. 171.1 УК РФ).

Максимально строгое наказание за нарушение учета меховых изделий в системе «Маркировка» – лишение свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до 80 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев (ч. 1 ст. 171.1 УК РФ).

Ирина - владелица магазина «Империя Фурс», который находится в торговом центре «Мир Моды» в Ждановичах. Три дня назад к ней пришла проверка из налоговой и ОБЭП: по своим базам они отследили, что женщина продает товар с нарушениями. Правда, выяснилось, что все документы у Ирины есть, но в электронном кабинете она забыла поставить галочку с датой маркировки своих шуб.

- Налоговая проверка и проверка ОБЭП проходят у меня вот уже три дня, - отметила владелица магазина Ирина. - Никаких крупных нарушений не было выявлено. Весь товар полностью соответствует документам, чипам, они работают, все растаможки есть. На остатки без чипов тоже есть все документы. Их все проверили, каждую единицу сверили - все соответствует.

Единственное нарушение, по словам Ирины, в злополучной галочке, которую она не поставила на завершающем этапе процедуры чипирования меховых изделий.

- Для того чтобы пройти эту процедуру, нужно сделать пять шагов. Четыре ступени я сделала. К слову, четвертая ступень - основная - инициализация. К чипу привязывается фотография, любой человек может прийти и отсканировать чип, проверяющая организация тоже. Также в специальной базе видно, какая шуба соответствует какому чипу. Это сделано , - добавляет она. - Но есть пятый шаг - маркировка изделий. Ты чипом промаркировал изделия и должен в базе данных в личном кабинете поставить галочку, что с такого-то промаркировано. И только после этого ты можешь продавать свой товар. Вот этого действия у меня не было сделано. Галочку «промаркировано» я не поставила. Ну, по неопытности я пропустила.

За это по закону Ирине грозит штраф и конфискация товара. Как объясняет женщина, шубы и остальные вещи, всего около 150 единиц на сумму $200 тысяч, собирались изъять, но Ирина договорилась, чтобы все осталось на ответственном хранении в ее боксе. Правда, все равно продавать эти товары женщина не может.

- Пока суд не вынесет решение (а это неизвестно, сколько времени займет), я и моя сотрудница остаемся без работы, - говорит Ирина. - Да еще и с непонятной перспективой. Вдруг суд решит конфисковать шубы в доход государства, так я останусь и без бизнеса.

- Я согласна, что у меня есть нарушение. Но накажите меня штрафом, не изымайте товар! Ведь я заплатила налоги, растаможку, я платила отчисления в ФСЗН и зарплату наемному работнику все эти полгода, - рассуждает Ирина. - Я не выполнила одну какую-то бюрократическую задачу - не поставила галочку. На государственном бюджете это никак не отразилось. Государство от этого ничего не потеряло.

Получается, что я, человек, который выполнил практически все правила - самое главное сделал: чипы поставил, но не отметил галочкой, с какого момента товар промаркирован, отвечаю точно так же, как и человек, который ввез серый товар и продает его без чипа? И у меня товар считается немаркированным, и у него. И у меня конфискация, и у него. О какой соизмеримости идет речь?

В Министерстве по налогам и сборам объясняют: таков закон и судьбу Ирины решит суд.

- За нарушение требований законодательства в сфере маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками статьей 12.35 КоАП РБ предусмотрена административная ответственность в виде наложения штрафа в размере до 20 базовых величин с конфискацией товаров либо без конфискации, - отметили в МНС. - В период с 20.03.2016 до 20.06.2016 предусматривался мораторий на применение мер административной ответственности за нарушение требований законодательства о маркировке товаров контрольными (идентификационными) знаками с RFID-метками. За нарушения порядка маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками с RFID-метками, допущенные в период действия моратория, меры ответственности к субъектам хозяйствования не применялись.

Несмотря на широкомасштабную информационно-разъяснительную работу, имеют место нарушения требований законодательства в сфере маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками. Так, ИМНС по Центральному району Минска проводится внеплановая тематическая оперативная проверка совместно с ОБЭП индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную торговлю меховыми изделиями. В ходе проверки установлено, что к реализации предъявлен товар предварительной стоимостью 340 тысяч рублей, немаркированный контрольными (идентификационными) знаками с RFID-метками в установленном законодательством порядке, в том числе без внесения информации в Банк электронных паспортов товаров.

Кроме того, ИП проверяющим не представлены документы, подтверждающие отпуск товаров в реализацию. Учитывая изложенное, за нарушения требований законодательства о маркировке товаров контрольными (идентификационными) знаками с RFID-метками и отсутствие предусмотренных законодательством документов виновное лицо подлежит привлечению к административной ответственности по части 4 статьи 12.17 и статье 12.35 КоАП. После составления протоколов об административном правонарушении материалы проверки будут направлены инспекцией в экономический суд города Минска для рассмотрения.


12 августа 2016 года вступило в силу постановление Правительства РФ №787 от 11.08.2016, которое обязывает производителей, продавцов и импортеров маркировать изделия из натурального меха специальными контрольными (идентификационными) знаками - КиЗ. Что меняется для покупателей, как правильно выбирать шубу по новым правилам, на что обратить внимание при покупке - сайт разбирается во всем специально для своих читателей.

Зачем шубы решили чипировать?

Чтобы уменьшить количество серых и контрафактных товаров на территории России и Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Основная идея маркировки шуб в том, чтобы по каждой можно было проследить весь путь - от производства до продажи конечному потребителю. При таком контроле шубы вряд ли будут появляться из ниоткуда, ведь продажа немаркированных изделий будет чревата большими штрафами. Меховые изделия были выбраны для пилотного проекта из-за высокой доли некачественной продукции - до 80%. Если проект будет работать успешно, чипировать начнут и другие товары (обувь, детские вещи, лекарства и пр.).

Какие конкретно меховые изделия должны быть промаркированы чипами?

Правила о маркировке касаются всех предметов одежды, частей одежды и принадлежностей к одежде из натурального меха (муфты, боа, галстуки, воротники и пр.), поступающих в продажу на территории Евразийского экономического союза (Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия). Маркируются изделия из норки, нутрии, песца, лисицы, кролика, зайца, енота, овчины и других видов натурального меха. Если у изделий выполнена лишь подкладка из натурального меха, или мех прикреплен с наружной стороны, их также нужно маркировать. Исключение составляют те предметы одежды, где мех выполняет функцию отделки (воротник, отвороты, манжеты, оторочка карманов и пр.). Даже если шуба была закуплена магазином до 12.08.2016, она все равно должна быть промаркирована.

Какие изделия из меха могут продавать без маркировки?

  • рукавицы, митенки, перчатки из кожи и натурального меха;
  • сумки, рюкзаки, саквояжи и т.п.;
  • обувь;
  • головные уборы, их части;
  • игрушки, спортивный инвентарь и т.п.

Кто обязан чипировать шубу?

Маркировать меховые изделия должны будут все компании и индивидуальные предприниматели, имеющие отношение к их реализации, то есть розничной и оптовой продаже, передаче по агентскому договору или на комиссию, ввозу на территорию РФ и т.п. При индивидуальном пошиве по заказу физического лица меховое изделие маркировать не нужно.

Чем лучше чипированная шуба для покупателя?

Специальная маркировка шубы (КиЗ) подтверждает ее подлинность и легальность происхождения. По индивидуальному коду с КиЗ любой желающий может проверить любую шубу из магазина на сайте Федеральной налоговой службы. По этой же ссылке можно скачать бесплатные мобильные приложения для iOS или Android на свой смартфон. С их помощью вы сможете прямо в магазине считать телефоном QR-код с шубы и узнать всю информацию о ней: название, вид меха, страну изготовления, производителя, бренд, продавца, номер декларации соответствия. То есть вы можете увидеть всю историю шубы и точно будете знать, где и из чего ее сшили.

Как выглядит чип КиЗ на шубе?

КиЗ - это бланк строгой отчетности с радиочастотной меткой и защитой от подделки.

КиЗ для меховых изделий, фото: goznak.ru

КиЗ может быть вшит в шов изделия с изнаночной стороны, приклеен на вшитый маркировочный ярлык или навешен в петличное отверстие, вешалку или петлю-застежку переда изделия с одноразовой пломбой. Его размеры - 25мм*160 мм или 53мм*80 мм. КиЗ красного цвета говорит о том, что шубу ввезли на территорию РФ из других стран. КиЗ зеленого цвета прикрепляется к меховым изделиям, произведенным в РФ.

Что нужно проверить при покупке шубы или мехового изделия?

  • Наличие КиЗ, информацию по номеру с него на сайте ФНС или через мобильное приложение. Если КиЗ на шубе нет, или данных по его номеру в системе не оказалось, вероятно, вы имеете дело с кустарно сшитой или привезенной в чемодане из Турции шубой.
  • Товарный ярлык, клеймо на кожевой ткани в изделиях без подкладки. Обратите внимание на указанный стандарт или технические условия, данные об окраске и ее цвете, сорте. группе пороков, виде шкурок, размере, дате выпуска.

Что будет магазину, если он продает шубы без маркировки?

Меховые изделия, вывешенные для продажи, обязательно должны быть промаркированы. Если магазин предлагает к продаже немаркированные шубы, ему грозит ответственность по статье 15.12 Кодекса об административных правонарушениях за продажу товаров без маркировки. Штраф по ней составляет от 5000 до 10000 рублей для индивидуальных предпринимателей и от 50 до 300 тысяч рублей для организаций. Немаркированный товар подлежит конфискации. Для особых случаев существует уголовная ответственность по статье 171.1 УК РФ. Учитывая повышенную ответственность, магазинам будет просто невыгодно продавать шубы сомнительного происхождения без маркировки.

В ноябре-январе региональное управление Роспотребнадзора проверило магазины Белгорода и Старого Оскола. По результатам проверок восемь немаркированных меховых изделий на сумму 94,5 тыс. рублей по решению суда конфисковали в доход государства, а ИП оштрафовали на 15 тыс. рублей. Ещё четыре дела отправили в суд.

За нарушение – конфискация

Как разобраться, где пошита дорогая шубка – в Греции или на соседней улице? С прошлого года в России действует пилотный проект по обязательной маркировке изделий из натурального меха. Покупатели теперь защищены от неприятностей, которые могут быть связаны с поддельными меховыми изделиями. Маркируются все импортные и отечественные меховые изделия: от скромного кролика до роскошной шиншиллы. Сегодня их должны продавать только со специальными вшитыми, клеевыми или накладными радиочастотными метками и маркировкой – чипами.

«Они позволяют узнать, кто является производителем мехового изделия, страну его происхождения, мех, из которого оно изготовлено, – поясняет специалист областного управления Роспотребнадзора Елена Маликова . – Эти данные параллельно хранятся в информационной системе Федеральной налоговой службы, куда должны вносить информацию изготовители, поставщики и продавцы шуб».

ФНС разработала бесплатное мобильное приложение «Проверка товаров» для выявления контрафактной продукции из натурального меха. Скачав его, покупатель приложит смартфон к чипу и уже через несколько секунд узнает всё о выбранном изделии. Главное – соответствует ли товар указанной на товарном ярлыке маркировке.

Фото предоставлено региональным управлением Роспотребнадзора

Как утверждают в белгородском Роспотребнадзоре, покупатели стали активно пользоваться этой услугой. Пилотный проект стартовал в России 1 апреля 2016 года, с 12 августа продажу немаркированных изделий запретили, с октября ввели меры ответственности за нарушение. С этого времени специалисты Роспотребнадзора уже провели семь проверок по поступившим от покупателей жалобам и информации общественных организаций в Белгороде и Старом Осколе.

«За оборот немаркированных изделий предусмотрена административная и уголовная ответственность, вплоть до шести лет лишения свободы. Такой товар изымается, – говорит Елена Маликова. – Кодекс об административных правонарушениях за продажу товара без маркировки предусматривает штраф от 5 до 10 тыс. рублей для индивидуальных предпринимателей и от 50 до 300 тыс. для юридических лиц».

Откуда шубка‑то?

Наша статистика, как известно, знает всё, но, как показала реализация пилотного проекта, насчёт оборота меховых изделий в стране она очень сильно ошибалась.

Неожиданно разросся рынок шуб отечественного производства. Если считалось, что раньше их только 20 %, то сегодня уже больше 50 %. Исчезли из многих салонов и отделов рынков дорогие итальянские бренды. Оказалось, что из Италии в Россию ввозят менее 1 % от всех меховых изделий, а несомненным лидером стал Китай.

«До введения маркировки шуб установить, откуда она и кто её производитель, было трудно. С введением марок её родословная становится прозрачной, – рассказывает Елена Маликова. – Поэтому ситуация, когда продукцию подпольных пошивочных мастерских можно выдать за товары известных брендов, сегодня невозможна».

Кроме того, пилотный проект выявил и нелегальных участников мехового рынка, которым пришлось зарегистрироваться. И если раньше теневые продавцы позволяли себе не платить налоги и устанавливать более низкие цены на товары, то сегодня они на равных условиях с добросовестными предпринимателями.

Елена Мирошниченко

В Ростовской области за полгода действия соглашения о введении на всей территории ЕАЭС маркировки меховых изделий выявлено четыре факта продажи нелегальной продукции, сообщила замначальника отдела защиты прав потребителей Роспотребнадзора по Ростовской области Марина Куцова.

Напомним, сейчас с помощью специального оборудования на чип, внутри которого есть радиочастотная метка, продавец в обязательном порядке переносит информацию о конкретном изделии: вид меха, цвет, размер, производитель. Предварительно пустые идентификационные знаки заказывают в налоговой. Затем туда же отправляют сведения о каждой промаркированной шубе. Этот процесс позволяет отследить весь путь товара от производства до продажи. Также проверить информацию о будущей покупке можно на сайте налоговой службы. Всё это, по идее, должно победить теневой рынок меховых изделий в России. Заработала эта система с 12 августа 2016 года.

Первый нюанс в том, что проверять маркировку на шубах Роспотребнадзор может только на основании жалоб покупателей. Инициировать внеплановую проверку предпринимателя ведомство не может. В итоге за полгода в Ростовской области было всего четыре такие жалобы. Правда, информация подтвердилась - меха продавались без маркировки. Товар был конфискован, а его владельцы - оштрафованы.

Второй нюанс в том, что конфискации можно избежать. Дело в том, говорит Куцова, что у областного Роспотребнадзора нет помещений для хранения конфискованных мехов. В итоге, пока ведомство обращается в суд с иском к предпринимателю-нарушителю, шубы хранятся там же, где и продавались. Иногда это заканчивается их исчезновением.

Был случай, когда выявили немаркированную продукцию, подали в суд на продавца. И ещё до вынесения решения товар пропал. Владелец заявил о краже. Суд принял решение о штрафе и конфискации, но конфисковать уже, собственно, нечего. Далее делом занялись правоохранители, - рассказала Куцова.

Штрафы за продажу немаркированных меховых изделий предполагаются достаточно серьёзные - до 300 тысяч рублей. Но в реальности они зачастую на порядок меньше. Так, в одном из пресс-релизов Роспотребнадзора по Ростовской области в декабре 2016 года рассказывалось о конфискации 14 шуб и штрафе с продавца в размере 6 тысяч рублей. Так что вовремя случившаяся «кража» вполне может позволить владельцу немаркированных мехов легко отделаться.

Добавим, что всего к настоящему времени в России промаркировано порядка 4 миллионов находящихся в продаже меховых изделий. В Минпромторге РФ промежуточные итоги борьбы с нелегальным меховым рынком оценивают позитивно.