Кто такая Пиковая дама, и существует ли она на самом деле? Пушкин «Пиковая дама» – читать онлайн комментарии: Лев Оборин
Произведение Пушкина «Пиковая дама» вышло из-под пера великого поэта в 1833 году. Основой для него послужила известная в свете таинственная салонная легенда о внезапной и потрясающей карточной удаче княгини Натальи Голицыной. Повесть цельна, напоминает увлекательный рассказ и читается «с первого раза».
С обычного для собравшейся карточной компании рассказа (повествует помещик Томский) начинает завязку сюжета Пушкин. «Пиковая дама» содержанием своим вводит нас в гусарский XVIII век. Бабушка рассказчика, графа Томского, Анна Федотовна в молодые годы проиграла графу Орлеанскому все до копейки. Не получив средств от возмущенного мужа, она в помощь от известного оккультиста и алхимика графа Сен-Жермена (у которого затем попросила денег) узнала тайну трех карт. При этом таинственным французом было обусловлено, что графиня проведет всего лишь одну игру. Анна Федотовна Томская тогда отыгралась и уехала в Северную Пальмиру. Никогда более она не садилась за игровой стол. Лишь однажды раскрыла секрет г-ну Чаплицкому, предварительно заручившись от него обещанием, аналогичным своему. Тот слово не сдержал, выиграв однажды, не остановился вовремя и затем, проиграв миллионы, умер в нищете. Согласитесь, дорогие читатели, мастерски сплел интригу своей повести Пушкин. «Пиковая дама» - произведение увлекательное и динамичное.
Рассказ не остался «висеть в воздухе». Его услышал съедаемый страстями и честолюбием молодой инженер Германн. Он не играет, поскольку состояние его скромно, и нет у него другого дохода, кроме жалованья. Подавляемая сильной волей страсть к игре заставляет его жадно ловить каждый ее нюанс. Услышанный рассказ графа Томского потряс молодого инженера, и жажда скорого обогащения овладела ним.
Уклад жизни графского дома описывает в следующей главе Пушкин. «Пиковая дама» знакомит нас с графиней Томской, живущей замкнуто в имении, бессмысленно соблюдающей дворцовый этикет XVII века, маниакально следящей за своим убранством и внешностью. Бесконечны ее мелочные придирки. Этой своей манерой помещица изводит и достает всех окружающих, а особенно молоденькую воспитанницу Елизавету. Горячий и пылкий Германн очаровывает Лизоньку, пишет ей записки и добивается тайного свидания в графском доме. Знакомство молодых людей - тема третьей главы. Воспитанница подробно рассказывает ему план комнат. Но в назначенный час Германн идет не к девушке, а к ее хозяйке. Барыню он видит сидящей в бессоннице у окна. Молодой человек просит, а затем и требует от графини Томской раскрытия вожделенной тайны, но та упрямо молчит. Когда же инженер приступает к угрозам, вытащив пистолет, с помещицей происходит сердечный приступ, и та погибает.
Четвертая глава психологическая, нравственная. Германн поднимается к воспитаннице, рассказывает той о несчастье. Елизавета потрясена его корыстностью. Однако ни слезы влюбленной девушки, ни ее чувства не трогают алчного молодого человека.
В пятой главе Пушкин показывает свой талант как писателя-мистика. На отпевании графини Германну чудится насмешливый взор и подмигивание покойницы. Следующей же ночью его разбудил незнакомый шум, затем в комнату вплыл призрак Анны Федотовны и объявил ему тайную комбинацию карт - тройка, семерка, туз. Закончило виденье свою речь прощением Германна и просьбой сыграть лишь один раз и на этом прекратить, а затем жениться на Елизавете. Такую кульминацию сюжета создал Пушкин. «Пиковая дама» усиливает динамику своей линии.
Вскоре возникает идеальная ситуация для обогащающей игры. В Москву съезжаются богатые игроки. В первый день Германн удваивает свое состояние, поставив его все на тройку, но на этом не останавливается. Удача благосклонна к нему и на второй день - семерка также приносит удачу, он становится богатым. Однако страсть игрока, алчность властно ведут его к погибели. Он решается на третью игру, ставя на туза все свои добытые игрой шальные деньги - 200 000 рублей. Выпадает туз, но торжество Германна прерывает замечание оппонента Чекалинского, что его дама проиграла. Инженер понимает - случилось непостижимое: вытаскивая из колоды туза, его пальцы почему-то достали совершенно другую карту - даму пик - символ тайной недоброжелательности.
Отчаянный аферист потрясен, его сознание не справляется со стрессом, и он сходит с ума. Именно в шестой главе, содержащей и саму роковую игру, и расплату за нее наметил неотвратимую развязку сюжета Пушкин. «Пиковая дама» воздает Германну по заслугам: его дом теперь - семнадцатая палата Обуховской лечебницы для умалишенных. Сознание бывшего инженера с этого момента навечно замкнуто в комбинации трех карт. Судьба же воспитанницы Елизаветы складывается счастливо: брак, достаток и
Повесть «Пиковая дама» произвела фурор. В среде игроков даже возникла мода - ставить на упомянутые Пушкиным карты. Современники отмечали мастерское психологическое изображение автором образа старой графини, а также ее воспитанницы. Однако наиболее рельефно изображен «байроновский» персонаж Германна. Удача произведения неслучайна: классик, в жилах которого течет действительно горячая кровь, пишет на близкую для себя тему фарта, удачи. Вместе с тем мы видим его фаталистические убеждения, глаголющие, что все-таки над всей жизненной суетой довлеет рок.
Кто такая Пиковая дама? О ней сложено немало легенд, детских страшилок, и даже великий Александр Сергеевич Пушкин не обошел этот персонаж своим вниманием. Несомненно, что пиковая дама относится к существам из , проще говоря – к духам, и ее нередко вызывают, чтобы попросить исполнить желание или просто удовлетворить свое любопытство и пощекотать нервы.
Этот мистический персонаж связан с картами, где Пиковая дама – это одна из карт игральной колоды. Прообраз Пиковой дамы впервые появляется в XIV веке в средневековой Италии вместе с картами Таро. Доподлинно неизвестно, каким образом карты попали в Европу. Скорее всего, они были завезены крестоносцами, вернувшимися из крестовых походов, или купцами, которые вели торговлю со странами Востока. Похожие игры существовали и в Индии, и в Персии, и в Египте, и в других восточных странах.
Привычная нам колода из 54 карт называется французской, и сложилась она в XV-XVI веках на основе немецкой колоды, которая, в свою очередь, произошла от испано-итальянской большой колоды, состоявшей из старших козырей и карт четырех мастей. Именно во французской колоде Пиковая дама появляется в привычном нам обличье, которое со временем обросло многочисленными легендами и суевериями и стало считаться воплощением злых сил.
Почему из всех 54 карт именно Пиковая дама приобрела такую известность и репутацию? Старшие фигуры французской колоды (короли и дамы) связаны с историческими личностями или богами. Пиковая дама представляет греческую богиню Афину – воительницу, покровительницу знаний и искусств, воплощение мудрости. В Таро образ Пиковой дамы был связан:
- с королевой-воином, которая отличалась силой и беспощадностью, но с их помощью отстаивала справедливость;
- со Снежной королевой – бездушной, холодной, злой и эгоистичной.
Скорее всего, именно из-за второго образа люди начали наделять даму пик загадочными и зловещими качествами. На старинных картах Пиковая дама изображена мертвенно-бледной старухой с крючковатым носом и полузакрытыми глазами. Более современные карты представляют ее более молодой женщиной, от которой веет холодом и таинственностью.
В XVIII веке игральные карты становятся орудием предсказания судьбы и получают широкую популярность у магов, гадалок и прорицателей для гаданий. И здесь пики (или вини) получают крайне отрицательное значение, символизируя смерть, печаль, несчастья, раздоры, а также могущество, власть и черную магию. Пиковая дама олицетворяет при гадании женщину – пожилую либо наделенную властью, или вдову, которую чаще всего характеризуют как злобную, безнравственную и жестокую.
В России Пиковая дама обрела широкую известность после выхода в свет мистической повести А.С. Пушкина «Пиковая дама», но было бы неправильно считать нашего великого соотечественника автором легенды об этом образе. В западной традиции существуют аналогичные персонажи, например, Кровавая Мэри, а сам сюжет – исполнение желания ценой клятвы или зарока навеян легендами о проданных душах.
С Пиковой дамой вязано много леденящих кровь историй о похищении детей, призраках, потерянных душах, но чаще всего ее обвиняют в смерти тех, кто отважился вызвать ее дух. Эта фигура прочно укоренилась в нашем сознании как ведьма, злая колдунья, приносящая смерть и страдания.
На вопрос, существует ли в реальности Пиковая дама, наука отвечает отрицательно. Но в мире есть еще столько непознанного и необъяснимого. Как известно, мысль материальна, и если столько поколений людей на протяжении веков верили в существование Пиковой дамы, такое количество негативных переживаний, страхов, отрицательных эмоций вполне могут обрести какое-либо воплощение на энергетическом уровне.
Существует, как минимум, десять способов, как вызвать Пиковую даму. В основном, они связаны с потусторонним миром, Зазеркальем, где, как считается, она обитает. Главное в обрядах – призвать Пиковую даму и увидеть ее, но не дать ей войти в реальный мир.
Интересно, что конкретного описания внешности Пиковой дамы не существует. Одним она является в виде красивой девушки с белым лицом и длинными черными волосами в темной одежде, другим – в виде злобной фурии в белом саване.
Аналогично описывается и поведение Пиковой дамы. Кому-то ее намерения представляются враждебными и даже смертельно опасными, а кто-то говорит, что Пиковая дама честна по своей сути и настроена помочь. Вероятно, все дело в настрое того, кто проводит ритуал. Если вызывающий делает это без страха и паники и ожидает увидеть справедливую королеву-воина, то Пиковая дама наверняка поможет ему. Если же он представляет ведьму-убийцу, то может быть рискованным для него.
Правда это или излишняя впечатлительность, не стоит забывать, что игры с потусторонним миром могут быть опасны и дорого обойтись легкомысленным людям. На самом деле, стоит задуматься о том, кто такая Пиковая дама, вспомнить легенды и странные случаи, не поддающиеся логическому объяснению. Не стоит тревожить духов по пустякам и испытывать судьбу из-за праздного любопытства. Даже если вызывающему кажется, что исполнение его желания жизненно важно для него, то нужно подумать о последствиях. Все имеет свою цену, и услуги Пиковой дамы в том числе. Возможно, лучше приложить усилия самому, чем просить о помощи потусторонние силы, рискуя своей душой.
П.И. Чайковский опера «Пиковая дама»
Основой для «Пиковой дамы» П.И. Чайковского послужила одноименная повесть А.С. Пушкина. Эта захватывающая и трагичная история любви невинной девушки и страстного офицера, ставшего жертвой карточного азарта, была написана композитором всего за 44 дня. Произведение считают вершиной оперной драматургии композитора, ведь по глубине и силе переживаний главных героев, накалу страстей и неотразимой мощи драматического воздействия ему нет равных в его творчестве.
Краткое содержание оперы Чайковского «Пиковая дама» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.
Действующие лица |
Описание |
|
Герман | тенор | офицер, главный герой |
Лиза | сопрано | внучка Графини |
Томский | баритон | граф, друг Германа, внук Графини |
Елецкий | баритон | князь, жених Лизы |
Графиня | меццо-сопрано | восьмидесятилетняя старуха |
Полина | контральто | подруга Лизы |
Чекалинский | тенор | офицер |
Сурин | бас | офицер |
Маша | сопрано | горничная |
Краткое содержание «Пиковой дамы»
Петербург конца XVIII века. Бедный молодой офицер Герман безумно влюблен в прекрасную незнакомку и жаждет узнать, кто она такая. Вскоре ему рассказывают, что его сердце покорила внучка богатой старой Графини – Лиза, которая совсем скоро станет законной супругой князя Елецкого. Друг Германа, граф Томский, сообщает ему, что старуха владеет уникальными сведениями – она знает секрет «трех карт», благодаря которому она когда-то смогла отыграться и вернуть карточный проигрыш.
Лиза воспылала взаимными чувствами к офицеру. Герман клянется, что они будут вместе, или же он вынужден будет умереть. Он мечтает поскорее разбогатеть, чтобы жениться на возлюбленной, а помочь ему может только секрет карточных выигрышей Графини. Ночью он пробирается в ее спальню и умоляет ее открыть тайну «трех карт», но «старая ведьма», испугавшись незваного гостя с пистолетом, умирает и уносит секрет с собой.
Лиза назначает Герману свидание на набережной, но он задерживается. А все потому, что в это время в его комнате появляется призрак Графини. Старуха озвучивает тайну «трех карт» - это тройка, семерка и туз, и просит офицера взять Лизу в жены. Призрак растворяется в воздухе, а Герман, как безумный, неустанно повторяет эту комбинацию. Он бежит на встречу к Лизе, но отталкивает ее - он уже одержим не любовью, а азартом. В отчаянии девушка бросается в реку.
А тем временем Герман спешно направляется в игорный дом и делает ставки на названные призраком карты. Дважды удача была на его стороне, но когда он ставит на «туз», вместо него в его руке оказывается дама пик. Он осыпает Графиню проклятиями и вонзает кинжал себе в сердце.
Фото
Интересные факты
- П.И. Чайковский написал оперу во Флоренции всего за 44 дня.
- Чтобы безукоризненно исполнить партию Германа во всех семи сценах, автору требовался по-настоящему искусный и выносливый исполнитель. Выбор П.И. Чайковского пал на известного тенора Николая Фигнера, на способности которого автор и ориентировался, пока писал музыку. Успех «Пиковой дамы» был поистине ошеломительным. После удачной премьеры в Мариинском театре восторженный Чайковский писал: «Фигнер и Санкт-Петербургский оркестр сотворили настоящие чудеса!» Спустя двенадцать дней «Пиковую даму» с не меньшим восторгом встретили в Киеве.
- Первой зарубежной премьерой «Пиковой дамы» стало исполнение в Праге в 1892 году. Дирижёром выступал Адольф Чех. Затем последовали следующие премьеры: под управлением Густава Малера в Вене в 1902 и Нью-Йорке (на немецком) в том же году. Первое исполнение оперы в Великобритании состоялось в 1915 году в Лондоне.
- В основу событий пушкинской «Пиковой дамы», как известно, положены реальные события - история Натальи Петровны Голициной, одной из влиятельных и богатейших княгинь XIX столетия. Ее внук сильно проигрался в карты, и обратился к ней за помощью - занять денег. Но бабушка вместо этого открыла внуку секрет, который позволил ему отыграться.
- Эта мистическая история про три карты - тройку семерку и туз - каким-то чудесным образом повлияла на всех, кто каким-либо образом коснулся ее. Свидетели последних дней княгини, утверждали, что незадолго до ее смерти видели возле особняка призрак одинокого офицера. Это был 1837 год.
- В этом сочетании цифр - 1837, составляющих год смерти княгини и самого Пушкина, самым непонятным образом соединились все те же загадочные цифры - 3, 7, 1. А в последний час жизни Чайковского, как утверждал его врач, композитору мерещился все тот же призрак «одинокого офицера». Мистика, да и только.
- Приглядитесь-ка повнимательнее к структуре оперы и ее названию: 3 действия, 7 картин, «Пиковая дама». Ничего не напоминает?
- Эту оперу считают одной из самых мистических в мировом музыкальном театре. Многие убеждены, что именно она виновата во многих неудачах своих создателей, а также тех, кто ее исполнял.
- В этом сочинении огромное значение придается числу «три», оно словно наделено магическим значением и встречается буквально повсюду. Прежде всего, это те самые три карты. На сердце Германа, по словам Чекалинского, три греха. Сам Герман виновен как раз в трех смертях – Графини, Лизы и своей. В музыкальной ткани всего произведения преобладают три темы – рока, любви и трех карт.
- Некоторые биографы склонны считать, что отказ Чайковского работать над этим заказом был связан с тем, что он просто испугался сюжета. По некоторым данным, он согласился сочинить оперу только при одном условии – если либретто будет значительно отличаться от оригинала. Именно поэтому он и вносил такие активные правки во все драматургические составляющие произведения.
- Режиссеры, желающие приблизить либретто к пушкинскому тексту, попадали в серьезные неприятности. Самый яркий пример – Всеволод Мейерхольд. Как уже упоминалось ранее, он заказал новое либретто и даже поставил эту оперу в Кировском театре. Однако после этого он долго не прожил – режиссер был арестован и отправлен на расстрел.
- На произведение Пушкина написано еще несколько сочинений для музыкального театра, только вот популярностью они совсем не пользуются – это оперетта Франца Зуппе (1864) и опера Ж. Галеви (1850).
- К этому сюжету обращались и балетмейстеры, например, Ролан Пети. Он создал балет для Н. Цискаридзе по просьбе руководства Большого театра, однако музыку из оперы брать побоялся и предпочел ей Шестую симфонию . Но случилось неожиданное - все балерины отказались танцевать Старую Графиню, согласилась только Иелзе Лиепа. Премьера балета состоялась в 2001 году.
- Подлинная партитура оперы хранится в Мариинском театре в капсулированном виде.
Популярные арии из оперы
Ария Германа «Что наша жизнь? Игра!» - слушать
Песенка Томского «Если б милые девицы» - слушать
Ариозо Лизы «Откуда эти слёзы» - слушать
Ариозо Германа "Я имени её не знаю" - слушать
История создания
Мысль о том, чтобы поставить оперу на сюжет пушкинской таинственной повести, впервые возникла у директора императорских театров И. А. Всеволожского. Несколько лет он был вдохновлен этой идеей и даже самостоятельно намечал сценарий и продумывал сценические эффекты. В 1885 году он стал активно искать композитора, который смог бы воплотить эту задумку в жизнь. Среди кандидатов оказались А. А. Вилламов и Н. С. Кленовский. Через два года Всеволожский обратился к П.И. Чайковскому , однако получил отказ – композитора совершенно не привлекал этот сюжет. В 1888 году над либретто начал работать его младший брат, Модест Ильич Чайковский, причем, создавал он его для Кленовского. Однако маэстро в итоге отказался от работы, и Всеволожский снова обратился к Петру Ильичу. На этот раз он был более настойчив, и просил не просто написать оперу, а закончить ее к новому сезону. В это время Чайковский как раз задумал покинуть Россию и погрузиться с головой в работу. Именно поэтому он ответил согласием, и отправился во Флоренцию работать.
Первые фрагменты «Пиковой дамы» появились 19 января 1890 года. Произведение было написано очень быстро – клавир оперы увидел свет 6 апреля, а партитура – уже 8 июня. Создавая свой шедевр, композитор активно изменял сюжетные линии либретто и сочинял слова к некоторым сценам. В итоге сюжет оперы приобрел ряд отличий от своего первоисточника. Повесть Пушкина преобразилась в стихотворное полотно, очень органично вобравшее в себя стихи других поэтов – Г.Р. Державина, П.М. Карабанова, К.Н. Батюшкова и В.А. Жуковского. Изменились и главные герои произведения. Так, Лиза из бедной воспитанницы зажиточной Графини превратилась в ее внучку. Пушкинский Германн был родом из немцев, а вот у Чайковского об этом не упоминается ни слова. К тому же, его фамилия становится именем и теряет одну букву «н» - его зовут Герман. Будущий муж Лизы, князь Елецкий, у Александра Сергеевича отсутствует. Граф Томский в повести русского литературного гения является внуком Графини, а вот в опере – он совершенно посторонний ей человек. По-разному складывается жизнь главных персонажей – по сюжету книги Герман теряет рассудок и отправляется в больницу, Лиза забывает о нем и вступает в брак с другим. В опере же влюбленные погибают. Ну и наконец, время действия этой трагической истории также изменено – в первоисточнике события разворачиваются во времена Александра I, а вот в его музыкальной версии – в эпоху правления императрицы Екатерины II.
Первое представление оперы свершилось в Мариинском театре 19 декабря 1890 года, дирижировал в этот вечер был Э. Направник. Чайковский активно участвовал в подготовке премьеры. Петр Ильич предполагал, что успех будет невероятным, и он не ошибся. Публика требовала повторения отдельных номеров на бис, а композитора вызывали на сцену бесчисленное количество раз. И даже тот факт, что произведение Пушкина было так сильно переосмыслено, совсем не смутил даже рьяных «пушкинистов» – они аплодировали русскому гению стоя.
История постановок
Через 12 дней после премьерного показа «Пиковая дама» с не меньшим успехом прошла в Киеве. А вот в Москве, в Большом театре, оперу увидели только в начале ноября 1891 года. После этого оперный шедевр Петра Ильича стал появляться в европейских и американских театральных сценах. Первой страной, которая показала оперу, стала Чехия – случилось это осенью 1892 года. Через четыре года «Пиковая дама» покорила и Венскую государственную оперу. В 1910 году спектакль поставили в Нью-Йорке. В Великобританию опера была привезена в 1915 году и поставлена в Лондоне.
Все эти спектакли, хоть и были показаны на разных языках, в целом были трактованы режиссерами-постановщиками в классическом ключе. Однако нашлись и те смельчаки, которые пытались вернуть сюжет к повести. Среди таковых можно назвать постановку 1935 года, руководил которой В. Мейерхольд. В этом варианте, показанном на сцене Малого оперного театра, было совсем другое либретто, иное место действия и отсутствовала любовная линия. Однако долго эта постановка на сцене не продержалась.
«Пиковая Дама » и на сегодняшний день остается одним из самых совершенных образцов своего жанра в мировой оперной классике. Благодаря своей невероятной глубине, захватывающему содержанию, красивейшей музыке и мистической ауре, эта опера уже более 120 лет живет на сценах мировых театров, раз за разом покоряя зрителей. Кроме того, она продолжает занимать умы исследователей по всей планете, ведь в ней до сих пор осталось множество неразгаданных тайн и нерасшифрованных символов.
П.И. Чайковский «Пиковая дама»
Сюжет
Княгиня Голицына - прототип главной героини повести
Сюжет повести обыгрывают излюбленную Пушкиным (как и другими романтиками) тему непредсказуемой судьбы, фатума, рока. Германн - заядлый игрок, который мечтает заполучить тайну трёх карт, приносящих удачу в игре. Эту тайну граф Сен-Жермен в своё время поведал старой графине, от имени внука которой ведётся повествование.
Германн, соблазнив её воспитанницу, Лизу, проникает в дом к графине и мольбами и угрозами пытается выведать заветный секрет. Увидев в его руках незаряженный пистолет, графиня умирает от сердечного приступа. На похоронах Германну мерещится, что покойная графиня открывает глаза и бросает на него взгляд. Вечером её призрак является Германну и называет три карты: «тройка , семёрка , туз ».
Три карты становятся для Германна навязчивой идеей: «У него спрашивали: который час, он отвечал: - без пяти минут семерка. - Всякий пузастый мужчина напоминал ему туза. Тройка, семерка, туз - преследовали его во сне, принимая все возможные виды: тройка цвела перед ним в образе пышного грандифлора, семерка представлялась готическими воротами, туз огромным пауком. Все мысли его слились в одну, - воспользоваться тайной, которая дорого ему стоила».
Герман делает крупную ставку на тройку и семёрку и выигрывает почти сто тысяч. Далее он думает бросить на стол туз, но, «обдёрнувшись», видит перед собой усмехающуюся и подмигивающую пиковую даму, которая напоминает ему графиню. Разорившись из-за этого казуса, Германн попадает в лечебницу для душевнобольных, где поминутно «бормочет необыкновенно скоро: - Тройка, семерка, туз! Тройка, семерка, дама!..»
Работа над повестью
Сюжет «Пиковой дамы» был подсказан Пушкину молодым князем Голицыным, который, проигравшись, вернул себе проигранное, поставив по совету бабки на три карты, некогда подсказанные ей Сен-Жерменом. Эта бабка - известная в московском обществе «усатая княгиня» Н. П. Голицына, урождённая Чернышёва, мать московского губернатора Д. В. Голицына .
Мнения и оценки
- Владислав Ходасевич сближал «Пиковую даму» с другими пушкинскими произведениями о «соприкосновении человеческой личности с тёмными силами»:
До разговора с графиней Германн сам шел навстречу черной силе. Когда же графиня умерла, он подумал, что замысел его рушится, что все кончено и жизнь отныне пойдет по-старому, с тем же капитальцем и нетронутыми процентами. Но тут роли переместились: из нападающего он превратился в объект нападения. Мертвая старуха явилась к нему. «Я пришла к тебе против своей воли, - сказала она твердым голосом, - но мне велено исполнить твою просьбу» и т. д. Однако те, по чьей воле она пришла исполнить волю Германна, насмеялись над ним: не то назвали ему две верных карты и одну, последнюю, самую важную - неверную, не то в последний, решительный миг подтолкнули его руку и заставили проиграть все. Как бы то ни было, возвели почти на предельную высоту - и столкнули вниз. И в конце концов - судьба Германна буквально та же, что и судьба Павла с Евгением: он сходит с ума.
- Д. Мирский выделял «Пиковую даму» из произведений Пушкина как «лучшее и характернейшее для него произведение в прозе»:
Изложить ее вкратце невозможно: это шедевр сжатости. Как и «Повести Белкина», это произведение чистого искусства, занимательное только как целое. По силе воображения она превосходит все, что написал Пушкин в прозе: по напряженности она похожа на сжатую пружину. По неистовому своему романтизму она близка к «Гимну Чуме» и к стихотворению «Не дай мне Бог сойти с ума». Но фантастический романтический сюжет влит в безукоризненную классическую форму, такую экономную и сжатую в своей благородной наготе, что даже Проспер Мериме, самый изощренно-экономный из французских писателей, не решился перевести ее точно и приделал к своему французскому переводу всякие украшения и пояснения, думая, вероятно, что наращивает мясо на сухом скелете.
Ссылки
- Текст повести в некоммерческой электронной библиотеке «ImWerden»
- Александр Белый «Критика огненного воображения» Гуманитарные исследования. «Журнал фундаментальных и прикладных исследований». 2009. № 4 (32). С.132-139.
Wikimedia Foundation . 2010 .
- Пиков
- Пиковая дама (фильм
Смотреть что такое "Пиковая дама (повесть)" в других словарях:
Пиковая дама (значения) - Пиковая дама игральная карта, ассоциирующаяся с несчастьем или неудачей, широко использующаяся в различных гаданиях. Содержание 1 Литературный оригинал 2 Опера 3 Балет … Википедия
ПИКОВАЯ ДАМА (2000) - «ПИКОВАЯ ДАМА», Россия, СТУДИЯ АРХИВНЫХ И ФОНДОВЫХ ПРОГРАММ ТЕЛЕКАНАЛА «КУЛЬТУРА», 2000, . Спектакль. По одноименной повести А.С.Пушкина. Телеверсия спектакля «Пиковая дама» театра «Монплизир» (С Пб) в передаче «Новая сцена или Новомобиль» на… … Энциклопедия кино
Пиковая дама - У этого термина существуют и другие значения, см. Пиковая дама (значения). Пиковая дама Жанр: повесть
Пиковая дама (опера) - У этого термина существуют и другие значения, см. Пиковая дама (значения). Опера Пиковая дама … Википедия
Пиковая дама (фильм, 1982) - У этого термина существуют и другие значения, см. Пиковая дама (значения). «Пиковая дама» фильм Игоря Масленникова по повести А. С. Пушкина, снятый на киностудии «Ленфильм» в 1982 году. «Пиковая дама» … Википедия
Дама (карта) - У этого термина существуют и другие значения, см. Дама. Карточные дамы всех мастей Дама игральная карта с изображением же … Википедия
Выстрел (повесть) - У этого термина существуют и другие значения, см. Выстрел (значения). Выстрел Жанр: повесть
Метель (повесть) - У этого термина существуют и другие значения, см. Метель (значения). Метель Жанр: повесть
«Пи́ковая дама» - опера П. И. Чайковского в 3 действиях, 7 картинах, либретто М. И. Чайковского по мотивам одноимённой повести А. С. Пушкина . Опера написана во Флоренции ранней весной 1890 года , первая постановка - 7 (19) декабря года в Мариинском театре в Петербурге в исполнении артистов Императорской труппы.
История создания [ | ]
Замысел постановки оперы с сюжетом «Пиковой дамы» А. С. Пушкина на сцене Мариинского театра, вероятно, принадлежал директору Императорских театров Ивану Александровичу Всеволожскому . С 1885 года от имени дирекции театров велись переговоры о создании оперы на этот сюжет с несколькими людьми, в том числе, с композиторами А. А. Вилламовым и Н. С. Кленовским , а также либреттистами И. В. Шпажинским и В. А. Кандауровым. В октябре 1887 года состоялся первый разговор Всеволожского с Чайковским, которому было предложено написать музыку на этот сюжет, однако композитор решительно отказался, в частности, мотивируя свой отказ отсутствием в сюжете «должной сценичности». С начала 1888 года за составление либретто на этот сюжет (для Кленовского) взялся Модест Ильич Чайковский , который писал об этом своему брату Петру Ильичу в письме от 7 февраля 1888 года:
Отношение Чайковского к этому сюжету изменилось в конце 1889 года, когда во время репетиций его балета «Спящая красавица» в Мариинском театре возобновились переговоры по поводу будущей оперы. В письме к Ю. П. Шпажинской от 26 января 1890 года Чайковский отмечал:
...я мало-помалу начал чувствовать неотложную потребность заняться в виде отдыха своим настоящим делом, т. е. сочинением. А тут, как нарочно, И. А. Всеволожский усиленно стал просить меня заняться сочинением оперы на сюжет Пиковой дамы. Либретто было уже прежде того сделано ни кем иным, как моим братом Модестом <…> Я его прочел, оно мне понравилось, и вот в один прекрасный день я решил бросить все, т. е. и Петербург и Москву, и многие города в Германии, Бельгии и Франции, куда имел приглашение на концерты, и уехать куда-нибудь за границу, дабы без помехи работать . |
19 января 1890 года во Флоренции Чайковский начал сочинять оперу. Процесс её создания шёл необычайно быстро: клавираусцуг оперы был закончен 6 апреля, а к 8 июня того же года была завершена вся партитура. В процессе композиции Чайковский редактировал либретто, и сам написал слова к некоторым фрагментам, включая две арии (Елецкого, во втором акте и Лизы - в третьем). Позднее, работая совместно с Николаем Фигнером , тенором, который должен был исполнять главную роль в опере, Чайковский вставил в седьмую картину застольную песню (арию) Германа, и сделал новую редакцию его предсмертного ариозо.
Мировая премьера оперы состоялась в Мариинском театре в Санкт-Петербурге 19 декабря 1890 года . Дирижировал Эдуард Направник .
В опере также уделено большое внимание привязке к конкретным Петербургским пейзажам - Солнечный день в Летнем саду (первая картина) и Зимняя канавка ночью (шестая картина).
По первоначальному замыслу Всеволожского действие оперы было перенесено в XVIII век, в эпоху Екатерины II . Это позволило включить в либретто тексты русских поэтов XVIII - начала XIX веков, а именно:
- В дуэте Лизы и Полины (вторая картина) использовано стихотворение В. А. Жуковского .
- Текст романса Полины «Подруги милые» (вторая картина) заимствован из стихотворения К. Н. Батюшкова
- Текст хора «Радостно, весело» (третья картина) принадлежит Г. Р. Державину
- Текст пасторали «Искренность пастушки» заимствована из сборника «Стихотворения Петра Карабанова , нравственные, лирические, любовные, шуточные и смешанные». СПб., 1812.
- В торжественном хоре «Славься сим, Екатерина» (третья картина) звучит текст Державина из его «Песни Ея императорскому величеству Екатерине II на победы графа Суворова-Рымникского 1794 года» вместе с музыкой популярного в конце XVIII века торжественного полонеза О. А. Козловского «Гром победы раздавайся» .
- В песне Томского «Если б милые девицы» (седьмая картина) использовано стихотворение Державина
Перенос действия в более раннюю эпоху встретил живой творческий отклик композитора. Сочиняя стилизованную в духе музыки XVIII века пастораль «Искренность пастушки», 12 февраля 1890 года Чайковский записал в Дневнике:
Действующие лица и премьерные составы [ | ]
Партия | Премьера в Санкт-Петербурге 19 декабря 1890 года дирижёр Эдуард Направник |
Премьера в Киеве 31 декабря 1890 года дирижёр Иосиф Прибик |
Премьера в Москве 4 ноября 1891 года дирижёр Ипполит Альтани |
|
---|---|---|---|---|
Герман (тенор) | Николай Фигнер | Михаил Медведев | Михаил Медведев | |
Томский (баритон) | Иван Мельников | Дементьев | Богомир Корсов | |
Елецкий (баритон) | Леонид Яковлев | Иоаким Тартаков | Павел Хохлов | |
Чекалинский (тенор) | Василий Васильев (Васильев-второй) | |||
Сурин (бас) | Я. А. Фрей | |||
Чаплицкий (тенор) | К. А. Кондарак | |||
Нарумов (бас) | В. Ф. Соболев | |||
Распорядитель (тенор) | В. Н. Ефимов | |||
Графиня (меццо-сопрано /контральто) | Мария Славина | Мария Смирнова | Александра Крутикова | |
Лиза (сопрано) | Медея Фигнер | Александра Мацулевич | Мария Дейша-Сионицкая | |
Полина (контральто) | Мария Долина | Вера Гнучева | ||
Гувернантка (меццо-сопрано) | Мария-Вильгельмина Пильц | |||
Маша (сопрано) | Юлия Юносова | |||
Мальчик-командир (без пения) | ||||
Интермедия | ||||
Прилепа (сопрано) | Ольга Ольгина | |||
Миловзор (контральто) | Нина Фриде | |||
Златогор (баритон) | Александр Климов (Климов-второй) | |||
Хор, роли без слов: Нянюшки, гувернантки, гуляющие, распорядитель бала, гости, дети, игроки |
Краткое содержание [ | ]
Действие оперы происходит в Петербурге в конце XVIII в.
Первое действие [ | ]
Первая картина . Солнечный Летний сад , заполненный гуляющей толпой. Офицеры Сурин и Чекалинский делятся впечатлениями о странном поведении своего приятеля Германа: он ночи напролет проводит в игорном доме, но карт в руки никогда не берет. Вскоре в сопровождении графа Томского появляется сам Герман. Он признаётся, что страстно влюблён, но имени своей избранницы не знает. Тем временем, присоединившийся к компании офицеров князь Елецкий делится радостью в связи со своей скорой женитьбой: «Светлый ангел согласие дал свою судьбу с моею сочетать!». Герман в ужасе узнает, что предмет его страсти и есть невеста князя, когда мимо проходит Графиня в сопровождении своей внучки, Лизы. Обе женщины, заметившие горящий взгляд Германа, охвачены тяжелыми предчувствиями.
Томский рассказывает приятелям светский анекдот о графине, которая будучи юной «Венерой Московской» проиграла все состояние. «Ценой одного рандеву» она узнала у графа Сен-Жермена роковую тайну трёх всегда выигрывающих карт, чтобы вернуть свои деньги. С того момента с этой тайной оказалась прочно связана её дальнейшая судьба: «Раз мужу те карты она назвала, в другой раз их юный красавец узнал, но в эту же ночь, лишь осталась одна, к ней призрак явился и грозно сказал: „Получишь смертельный удар ты от третьего, кто, пылко, страстно любя, придёт, чтобы силой узнать от тебя три карты, три карты, три карты!“». После этого рассказа Сурин и Чекалинский подшучивают над Германом и предлагают выведать у старухи тайну карт, но мысли Германа сосредоточены на Лизе. Начинается гроза. Сад пустеет. Среди разбушевавшейся стихии Герман восклицает: «Мне буря не страшна! Во мне самом все страсти проснулись с такой убийственною силой, что этот гром ничто в сравненье! Нет, князь! Пока я жив, тебе я не отдам её, не знаю как, но отниму! … Она моею будет, моей, иль умру!».
Вторая картина . Сумерки. Девушки пытаются развеселить опечаленную Лизу, но она скрывает свои мысли. Лишь оставшись одна, Лиза поверяет свою мрачную тайну ночи. Она чувствует любовь к таинственному незнакомцу, он прекрасен" как падший ангел", в его глазах «огонь палящей страсти». Неожиданно на балконе возникает Герман. Он открывает Лизе свою любовь и умоляет её принять это признание, потому что иначе он готов расстаться с жизнью. Её ответом становятся слезы сострадания. Их прерывает стук в дверь. В комнату входит Графиня, а спрятавшийся за портьеру Герман при виде её внезапно вспоминает страшную тайну трех карт. В лице старухи ему чудится страшный призрак смерти. Но она уходит и порывистое объяснение Германа завершается ответным признанием Лизы.
Второе действие [ | ]
Первая картина.
Бал. Елецкий, встревоженный холодностью Лизы, уверяет её в своей любви, но в то же время благородно дает ей свободу. Сурин и Чекалинский в масках издеваются над Германом: «Не ты ли тот третий, кто, страстно любя, придёт, чтобы узнать от неё три карты, три карты, три карты?» Германа пугают эти слова. По окончании интермедии «Искренность пастушки» он сталкивается с Графиней. Получив от Лизы ключи от потайной двери Графини, Герман воспринимает это как роковое предзнаменование. Сегодня ночью он узнает тайну трёх карт.
Вторая картина .
Герман пробирается в спальню Графини. С трепетом всматривается он в её портрет в молодости и ощущает тайную роковую силу, связывающую его с ней: «гляжу я на тебя и ненавижу, а насмотреться вдоволь не могу». Появляется сама Графиня в сопровождении приживалок. Она брюзгливо вспоминает прошлое и постепенно засыпает в кресле. Неожиданно перед ней возникает Герман, умоляющий открыть тайну трёх карт: «Вы можете составить счастье целой жизни, и оно вам ничего не будет стоить!» Но Графиня, онемевшая от испуга, недвижима. Взбешённый Герман угрожает пистолетом и старуха падает замертво. Пророчество сбылось, но тайна осталась Герману неизвестна. На шум приходит Лиза и видит Германа в состоянии безумия. Она понимает, что Герману была нужна тайна трех карт.
Третье действие [ | ]
Первая картина .
Герман в казармах. Он читает письмо Лизы, где она назначает ему свидание на набережной. Он перебирает в памяти прошедшее и в его воображении встают картины похорон старухи, слышится призрачное заупокойное пение. В окно стучат. Гаснет свеча. Ужаснувшийся Герман видит призрак Графини и слышит её слова: «Я пришла к тебе против воли. Но мне велено исполнить твою просьбу. Спаси Лизу, женись на ней, и три карты выиграют сряду. Запомни! Тройка! Семёрка! Туз!» «Тройка… Семёрка… Туз…» - как заклинание повторяет Герман.
Вторая картина .
Лиза ждет Германа на набережной у Зимней канавки. Она испытывает страшные муки сомнений: «Ах, истомилась, исстрадалась я». Когда часы бьют полночь и Лиза окончательно теряет надежду, появляется Герман, поначалу повторяющий за Лизой слова любви, но одержимый уже другой идеей. Лиза убеждается, что Герман - виновник смерти Графини. Его безумие усиливается, он её не узнает, его мысли только об игорном доме: «Там груды золота лежат и мне, мне одному они принадлежат». Он убегает в игорный дом, а Лиза, доведенная до отчаяния, бросается в воду.
Третья картина .
Игроки веселятся за карточным столом. Их развлекает Томский шутливой песенкой. В разгаре игры появляется взбудораженный Герман. Дважды подряд, предлагая крупные ставки, он выигрывает. «Сам черт с тобой играет заодно», - возглашают присутствующие. Игра продолжается. На сей раз против Германа князь Елецкий. И вместо беспроигрышного туза в его руках оказывается дама пик. Герману видятся на карте черты умершей старухи: «Проклятая! Что надобно тебе! Жизнь моя? Возьми, возьми её!» и он застреливается. В сознании умирающего героя возникает прекрасный образ Лизы: «Красавица! Богиня! Ангел!» С этими словами Герман умирает.
Известные арии и номера [ | ]
Внешние аудиофайлы | |
---|---|
Поют участники петербургской премьеры «Пиковой дамы» | |
Ария Германа «Прости, небесное созданье» в исполнении Николая Фигнера (запись 1901 г.) | |
Ариозо Лизы «Ax, истомилась я горем» в исполнении Медеи Мей-Фигнер (запись 1901 г.) |
Из первого действия -
- Хор детей, нянек и др.
- Ариозо: «Я имени её не знаю» (Герман)
- Интродукция и баллада: «Однажды в Версале (Три карты)» (Томский)
- Дуэт: «Уж вечер» (Лиза и Полина)
- Романс: «Подруги милые» (Полина)
- Ариозо: «Откуда эти слёзы» (Лиза)
- Ария: «Прости, небесное созданье» (Герман)
Из второго действия -
- Ария: «Я вас люблю» (Елецкий)
- Дуэт: «Мой миленький дружок» (из пасторали «Искренность пастушки» - Прилепа и Миловзор), музыка заимствована у Моцарта из оперы «Волшебная флейта» - вторая ария Папагено.
- Сцена и романс: «Ах, постыл мне этот свет» (Графиня), цитата из оперы Андре Гретри «Ричард - Львиное сердце»
Из третьего действия -
- Ариозо: «Ax, истомилась я горем» (Лиза)
- Песенка: «Если б милые девицы» (Томский)
- Хор: «Игрецкая»
- Ария: «Что наша жизнь? Игра!» (Герман)
Литература [ | ]
- Г. Кристи. Работа Станиславского в оперном театре. - М., Искусство, 1952. - 282 с.
- А. А. Соловцов. Книга о русской опере. - М., 1960.
- Г. В. Копытова. В.Э. Мейерхольд: Пиковая дама - замысел, воплощение, судьба. - М., Композитор, 1994. - 404 с.
Известные аудиозаписи [ | ]
- - Дирижёр Самуил Самосуд , хор и оркестр Большого театра , «Мелодия» , СССР .
- - Дирижёр Самуил Самосуд , хор и оркестр Большого театра , «Мелодия» , СССР.
- - Дирижёр Александр Мелик-Пашаев , хор и оркестр Большого театра , «Мелодия» , СССР.
- - Дирижёр Крешимир Баранович , Оркестр Белградской оперы, хор югославской армии, DECCA , Югославия .
- - Дирижёр Борис Хайкин , хор и оркестр Большого театра , «Мелодия» , СССР.
- - Дирижёр Марк Эрмлер , хор и оркестр Большого театра , «Мелодия» , СССР.