Зп по новым правилам. Новый закон о зарплате: жесткие сроки выплаты и штрафы за просрочку. Сроки выплаты зарплаты по новым правилам

Условия предоставления платежных средств в обмен на трудовую деятельность граждан не могут становиться хуже по сравнению с утвержденным законом о выплате заработной платы, а также другими актами, в которых указаны действующие нормы трудового права.

Каждый работающий человек имеет право на оплату своего труда!

Каждый владелец коммерческой организации в соответствии с положениями ст. 136 ТК РФ обязан постоянно извещать своих штатных сотрудников о составляющих их зарплаты, предназначающейся им за определенный период.

Такая информация зачастую предоставляется в письменной форме, указывается в заключаемом трудовом соглашении. Уведомления о различных изменениях предоставляются рабочим в виде расчетных листков или, как их еще называют «фишек».

Следует учитывать, что форма заполнения расчетной документации всегда утверждается владельцем организации с принятием во внимание оглашенного мнения представительного органа штатных сотрудников.

Сроки выплаты

Если рассматривать сроки предоставления платежных средств, закон о выплате заработной платы устанавливает, что данная процедура должна выполняться минимум через каждую половину рабочего месяца в дату, утвержденную в соответствии с правилами действующего трудового распорядка или с учетом подписанного договора.

Следует учитывать, что некоторые коммерческие организации не желают предоставлять платежные средства своим работникам несколько раз в месяц. Поэтому они пытаются собрать со всего штата подписи, указывающие на их согласие с тем, что зарплату им будут выплачивать минимум раз в месяц. Однако такая практика не соответствует действующему трудовому законодательству.

Никакие заявления или подписи штатных сотрудников не могут послужить основанием для увеличения минимальных сроков предоставления зарплаты людям. Подобные действия могут регулироваться исключительно составленными федеральными законами потому, что это подразумевает изменение положений ТК РФ.

В некоторых случаях дата предоставления зарплаты может припадать на выходные или праздники. В соответствии с требованиями закона о выплате заработной платы, деньги работникам предоставляются накануне этой даты.

Следовательно, владельцы предприятий, которые предпочитают предоставлять своим штатным сотрудникам платежные средства после праздников или выходных, могут столкнуться с ответственностью аналогично тем, кто решил изменить минимальную периодичность выплат.

Любому предпринимателю нужно осознавать, что нарушение сроков может повлечь за собой ответственность по ст. 145,1 УК РФ.

Правила оформления выплат

Заработная плата выплачивается в рублях или в другой валюте, если это обговорено в трудовом соглашении

Изложенные в законодательстве правила оформления выплат подразумевают предоставление платежных средств работникам только в рублях, если в составленном трудовом соглашении не оговаривается другая валюта.

Допустимо, чтобы нормальная оплата трудовой деятельности штата осуществлялась посредством выдачи произведенной продукции.

Объем таких выплат не должен быть выше 20% от объема платежных средств. Существуют ограничения на оплату труда таким способом. Нельзя предоставлять зарплату такими товарами:

  1. Алкогольная продукция;
  2. Оружие;
  3. Токсичные компоненты;
  4. Боезапас.

Платежные средства могут предоставляться следующим образом:

  • Наличными через расчетную кассу организации. Только гражданам РФ позволено получать зарплату таким образом.
  • Безналичное перечисление платежных средств на счет, либо банковскую карту работника.
  • Источником платежных средств, предоставленных предприятием в качестве заработной платы работникам, может оказаться реализация изготовленных товаров или услуг организации.

Начиная с 2014 года Центробанк РФ разработал распоряжение №3210-У, в соответствии с которым коммерческие организации не должны предоставлять регулярную отчетность банковской компании о реальном порядке расходования платежных средств.

В соответствии с очередным распоряжением Банка России, любое предприятие может беспрепятственно потратить выручку на такие цели:

  1. Предоставление штатным сотрудникам заработной платы, а также выделение платежных средств на различные потребности.
  2. Предоставление денег под расчет штатным сотрудникам.

Если нужно снять определенную сумму со счета организации, придется оформить чек, в котором обязательно должна отображаться цель расходования платежных средств.

Документация

Работодатель обязан выплачивать зарплату в срок

Для выполнения операций с платежными средствами по платежам нужно оформлять такие документы:

  • Кассовый ордер по форме № КО-1, установленной Госпосстатом РФ в действующем постановлении № 88.
  • Кассовый ордер по форме № КО-2, установленная тем же постановлением.

Расчетный лист считается очередным обязательным документом к оформлению, который предоставляется штатному сотруднику на руки. В соответствии с положениями трудового законодательства, документ выдается обязательно без исключений. Данное правило регламентировано в ст. 136 ТК РФ.

В расчетном листе указывается такая информация:

  1. Общий объем выплат, который будет предоставлен работнику;
  2. Размер и аргументы, в соответствии с которыми будет выполняться удержание;
  3. Объем и наявность компенсаций за допущенное нарушения графика предоставления платежных средств работникам;
  4. Каждая составная часть предоставляемого оклада.

Локальные акты всегда оформляются при предоставлении работникам средств в качестве зарплаты.

Изменения в ТК РФ

Предоставление платежных средств в качестве заработной платы штатным сотрудникам четко регламентируется положениями ТК РФ, разработанном 13 декабря 2001 года, одобренного в последствии Советом Федерации.

Правильно оформленное трудовое соглашение между сотрудником и работодателем считается одним из важнейших документов, гарантирующим защиту от задержки платежных средств, позволяющим отстаивать свои позиции в ходе судебных разбирательств.

Трудовое соглашения считается одним из главных оснований для привлечения работодателя, нарушившего закон, к выплате штрафных взысканий. В соответствии с законодательством, не допускаются никакие задержки по выплатам работникам заслуженной зарплаты.

Каждый сотрудник имеет полное право составить заявление, в соответствии с которым его трудовая деятельность будет прекращена до момента погашения задолженности по заработной плате. Организация забастовки или прекращение трудовой деятельности считается недопустимым в таких профессиях:

  1. Военнослужащие;
  2. Социальные работники;
  3. Спасатели;
  4. Госслужащие;
  5. Сотрудники медицинских учреждений.

Во время организованной забастовки работник может вообще не показываться на рабочем месте. За период такого простоя владелец предприятия тоже обязан выплачивать оклад своим работникам.

Любые попытки подписать распоряжение или определенным образом применить меры наказания по отношению к сотрудникам будут незаконны потому, что нарушают положения трудового законодательства РФ.

Работник может приступить к выполнению своих обязанностей, известив работодателя в письменном виде о том, что у него есть возможность пересилить допущенные удержания.

Штрафные взыскания

Закон о выплате заработной платы

В соответствии со ст. 236 ТК РФ, штатному сотруднику полагается выплата компенсации за задержку зарплаты. За каждый следующий день задержки выплат работнику начисляется процент от положенных ему средств.

Работодатель и ответственные должностные лица, задействованные в руководстве компанией, ответственные за задержку, обязательно привлекаются к административной ответственности.

Статья 133. Установление минимального размера оплаты труда

Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается:организациями, финансируемыми из федерального бюджета, - за счет средств федерального бюджета, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов Российской Федерации, - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;организациями, финансируемыми из местных бюджетов, - за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;другими работодателями - за счет собственных средств.(часть вторая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ) Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.Часть четвертая утратила силу с 1 сентября 2007 года. - Федеральный закон от 20.04.2007 N 54-ФЗ.

Статья 133.1. Установление размера минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации

В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации.Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации может устанавливаться для работников, работающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета.Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации обеспечивается:организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов Российской Федерации, - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;организациями, финансируемыми из местных бюджетов, - за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;другими работодателями - за счет собственных средств.Разработка проекта регионального соглашения о минимальной заработной плате и заключение указанного соглашения осуществляются трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьей 47 настоящего Кодекса.После заключения регионального соглашения о минимальной заработной плате руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации предлагает работодателям, осуществляющим деятельность на территории этого субъекта Российской Федерации и не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к нему. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию вместе с текстом данного соглашения. Руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации уведомляет об опубликовании указанных предложения и соглашения федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.Если работодатели, осуществляющие деятельность на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к региональному соглашению о минимальной заработной плате не представили в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то указанное соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения и подлежит обязательному исполнению ими. К указанному отказу должны быть приложены протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, и предложения по срокам повышения минимальной заработной платы работников до размера, предусмотренного указанным соглашением.В случае отказа работодателя присоединиться к региональному соглашению о минимальной заработной плате руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации имеет право пригласить представителей этого работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, для проведения консультаций с участием представителей сторон трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта Российской Федерации. Представители работодателя, представители выборного органа первичной профсоюзной организации и представители указанной трехсторонней комиссии обязаны принимать участие в этих консультациях.Копии письменных отказов работодателей от присоединения к региональному соглашению о минимальной заработной плате направляются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.Месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого региональное соглашение о минимальной заработной плате действует в соответствии с частями третьей и четвертой статьи 48 настоящего Кодекса или на которого указанное соглашение распространено в порядке, установленном частями шестой - восьмой настоящей статьи, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте Российской Федерации при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).

Статья 134. Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы

Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Организации, финансируемые из соответствующих бюджетов, производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Статья 135. Установление заработной платы

Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений ежегодно до внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной год разрабатывает единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов. Указанные рекомендации учитываются Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при определении объемов финансирования учреждений здравоохранения, образования, науки, культуры и других учреждений бюджетной сферы. Если стороны Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений не достигли соглашения, указанные рекомендации утверждаются Правительством Российской Федерации, а мнение сторон Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений доводится до субъектов Российской Федерации Правительством Российской Федерации.Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Статья 136. Порядок, место и сроки выплаты заработной платы

При выплате заработной платы работодатель обязан в письменной форме извещать каждого работника о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период, размерах и основаниях произведенных удержаний, а также об общей денежной сумме, подлежащей выплате.Форма расчетного листка утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов.Заработная плата выплачивается работнику, как правило, в месте выполнения им работы либо перечисляется на указанный работником счет в банке на условиях, определенных коллективным договором или трудовым договором.Место и сроки выплаты заработной платы в неденежной форме определяются коллективным договором или трудовым договором.Заработная плата выплачивается непосредственно работнику, за исключением случаев, когда иной способ выплаты предусматривается федеральным законом или трудовым договором.Заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.Для отдельных категорий работников федеральным законом могут быть установлены иные сроки выплаты заработной платы.При совпадении дня выплаты с выходным или нерабочим праздничным днем выплата заработной платы производится накануне этого дня.Оплата отпуска производится не позднее чем за три дня до его начала.

Статья 137. Ограничение удержаний из заработной платы

Удержания из заработной платы работника производятся только в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.Удержания из заработной платы работника для погашения его задолженности работодателю могут производиться:для возмещения неотработанного аванса, выданного работнику в счет заработной платы;для погашения неизрасходованного и своевременно не возвращенного аванса, выданного в связи со служебной командировкой или переводом на другую работу в другую местность, а также в других случаях;для возврата сумм, излишне выплаченных работнику вследствие счетных ошибок, а также сумм, излишне выплаченных работнику, в случае признания органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров вины работника в невыполнении норм труда (часть третья статьи 155 настоящего Кодекса) или простое (часть третья статьи 157 настоящего Кодекса);при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск, за неотработанные дни отпуска. Удержания за эти дни не производятся, если работник увольняется по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части первой статьи 77 или пунктами 1, 2 или 4 части первой статьи 81, пунктах 1, 2, 5, 6 и 7 статьи 83 настоящего Кодекса.В случаях, предусмотренных абзацами вторым, третьим и четвертым части второй настоящей статьи, работодатель вправе принять решение об удержании из заработной платы работника не позднее одного месяца со дня окончания срока, установленного для возвращения аванса, погашения задолженности или неправильно исчисленных выплат, и при условии, если работник не оспаривает оснований и размеров удержания.Заработная плата, излишне выплаченная работнику (в том числе при неправильном применении трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права), не может быть с него взыскана, за исключением случаев:счетной ошибки;если органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров признана вина работника в невыполнении норм труда (часть третья статьи 155 настоящего Кодекса) или простое (часть третья статьи 157 настоящего Кодекса);если заработная плата была излишне выплачена работнику в связи с его неправомерными действиями, установленными судом.

Статья 138. Ограничение размера удержаний из заработной платы

Общий размер всех удержаний при каждой выплате заработной платы не может превышать 20 процентов, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, - 50 процентов заработной платы, причитающейся работнику.При удержании из заработной платы по нескольким исполнительным документам за работником во всяком случае должно быть сохранено 50 процентов заработной платы.Ограничения, установленные настоящей статьей, не распространяются на удержания из заработной платы при отбывании исправительных работ, взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причиненного здоровью другого лица, возмещении вреда лицам, понесшим ущерб в связи со смертью кормильца, и возмещении ущерба, причиненного преступлением. Размер удержаний из заработной платы в этих случаях не может превышать 70 процентов.Не допускаются удержания из выплат, на которые в соответствии с федеральным законом не обращается взыскание.

Статья 139. Исчисление средней заработной платы

Для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных настоящим Кодексом, устанавливается единый порядок ее исчисления.Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат.При любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно).Средний дневной заработок для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется за последние 12 календарных месяцев путем деления суммы начисленной заработной платы на 12 и на 29,4 (среднемесячное число календарных дней).Средний дневной заработок для оплаты отпусков, предоставляемых в рабочих днях, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, а также для выплаты компенсации за неиспользованные отпуска определяется путем деления суммы начисленной заработной платы на количество рабочих дней по календарю шестидневной рабочей недели.В коллективном договоре, локальном нормативном акте могут быть предусмотрены и иные периоды для расчета средней заработной платы, если это не ухудшает положение работников.Особенности порядка исчисления средней заработной платы, установленного настоящей статьей, определяются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Статья 140. Сроки расчета при увольнении

При прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.В случае спора о размерах сумм, причитающихся работнику при увольнении, работодатель обязан в указанный в настоящей статье срок выплатить не оспариваемую им сумму.

Статья 141. Выдача заработной платы, не полученной ко дню смерти работника

Заработная плата, не полученная ко дню смерти работника, выдается членам его семьи или лицу, находившемуся на иждивении умершего на день его смерти. Выдача заработной платы производится не позднее недельного срока со дня подачи работодателю соответствующих документов.

Статья 142. Ответственность работодателя за нарушение сроков выплаты заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику

Работодатель и (или) уполномоченные им в установленном порядке представители работодателя, допустившие задержку выплаты работникам заработной платы и другие нарушения оплаты труда, несут ответственность в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.В случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней работник имеет право, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы. Не допускается приостановление работы:в периоды введения военного, чрезвычайного положения или особых мер в соответствии с законодательством о чрезвычайном положении;в органах и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других военных, военизированных и иных формированиях и организациях, ведающих вопросами обеспечения обороны страны и безопасности государства, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, противопожарных работ, работ по предупреждению или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, в правоохранительных органах;государственными служащими;в организациях, непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств, оборудования;работниками, в трудовые обязанности которых входит выполнение работ, непосредственно связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, связь, станции скорой и неотложной медицинской помощи).В период приостановления работы работник имеет право в свое рабочее время отсутствовать на рабочем месте.(часть третья введена Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ) Работник, отсутствовавший в свое рабочее время на рабочем месте в период приостановления работы, обязан выйти на работу не позднее следующего рабочего дня после получения письменного уведомления от работодателя о готовности произвести выплату задержанной заработной платы в день выхода работника на работу.(часть четвертая введена Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Статья 143. Тарифные системы оплаты труда

Тарифные системы оплаты труда - системы оплаты труда, основанные на тарифной системе дифференциации заработной платы работников различных категорий.Тарифная система дифференциации заработной платы работников различных категорий включает в себя: тарифные ставки, оклады (должностные оклады), тарифную сетку и тарифные коэффициенты.Тарифная сетка - совокупность тарифных разрядов работ, определенных в зависимости от сложности работ и требований к квалификации работников с помощью тарифных коэффициентов.Тарифный разряд - величина, отражающая сложность труда и уровень квалификации работника.Квалификационный разряд - величина, отражающая уровень профессиональной подготовки работника.Тарификация работ - отнесение видов труда к тарифным разрядам или квалификационным категориям в зависимости от сложности труда.Сложность выполняемых работ определяется на основе их тарификации.Тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производятся с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. Указанные справочники и порядок их применения утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.Тарифные системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Тарифные системы оплаты труда устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда.

Статья 144. Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений

Системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:в федеральных государственных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.Правительство Российской Федерации может устанавливать базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам.Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп.Базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы, установленные Правительством Российской Федерации, обеспечиваются:федеральными государственными учреждениями - за счет средств федерального бюджета;государственными учреждениями субъектов Российской Федерации - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;муниципальными учреждениями - за счет средств местных бюджетов.Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть третья статьи 135 настоящего Кодекса) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.Профессиональные квалификационные группы - группы профессий рабочих и должностей служащих, сформированные с учетом сферы деятельности на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности.Профессиональные квалификационные группы и критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Статья 145. Оплата труда руководителей организаций, их заместителей и главных бухгалтеров

Оплата труда руководителей организаций, их заместителей и главных бухгалтеров в организациях, финансируемых из федерального бюджета, производится в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации, в организациях, финансируемых из бюджета субъекта Российской Федерации, - органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, а в организациях, финансируемых из местного бюджета, - органами местного самоуправления.Размеры оплаты труда руководителей иных организаций, их заместителей и главных бухгалтеров определяются по соглашению сторон трудового договора.

Статья 146. Оплата труда в особых условиях

Оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере.В повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.

Статья 147. Оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда

Оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.Минимальные размеры повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, и условия указанного повышения устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.(часть вторая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ) Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором.

Статья 148. Оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями

Оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Статья 149. Оплата труда в других случаях выполнения работ в условиях, отклоняющихся от нормальных

При выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных, сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Статья 150. Оплата труда при выполнении работ различной квалификации

При выполнении работником с повременной оплатой труда работ различной квалификации его труд оплачивается по работе более высокой квалификации.При выполнении работником со сдельной оплатой труда работ различной квалификации его труд оплачивается по расценкам выполняемой им работы.В случаях, когда с учетом характера производства работникам со сдельной оплатой труда поручается выполнение работ, тарифицируемых ниже присвоенных им разрядов, работодатель обязан выплатить им межразрядную разницу.

Статья 151. Оплата труда при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором

При совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата.Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (статья 60.2 настоящего Кодекса).

Статья 152. Оплата сверхурочной работы

Сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.Часть вторая утратила силу. - Федеральный закон от 30.06.2006 N 90-ФЗ.

Статья 153. Оплата труда в выходные и нерабочие праздничные дни

Работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере:сдельщикам - не менее чем по двойным сдельным расценкам;работникам, труд которых оплачивается по дневным и часовым тарифным ставкам, - в размере не менее двойной дневной или часовой тарифной ставки;работникам, получающим оклад (должностной оклад), - в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.Конкретные размеры оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.По желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит.Оплата труда в выходные и нерабочие праздничные дни творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, в соответствии с перечнями работ, профессий, должностей этих работников, утверждаемыми Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, может определяться на основании коллективного договора, локального нормативного акта, трудового договора.

Статья 154. Оплата труда в ночное время

Каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.Минимальные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.(часть вторая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ) Конкретные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.(часть третья введена Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Статья 155. Оплата труда при невыполнении норм труда, неисполнении трудовых (должностных) обязанностей

При невыполнении норм труда, неисполнении трудовых (должностных) обязанностей по вине работодателя оплата труда производится в размере не ниже средней заработной платы работника, рассчитанной пропорционально фактически отработанному времени.(часть первая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ) При невыполнении норм труда, неисполнении трудовых (должностных) обязанностей по причинам, не зависящим от работодателя и работника, за работником сохраняется не менее двух третей тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально фактически отработанному времени.При невыполнении норм труда, неисполнении трудовых (должностных) обязанностей по вине работника оплата нормируемой части заработной платы производится в соответствии с объемом выполненной работы.

Статья 156. Оплата труда при изготовлении продукции, оказавшейся браком

Брак не по вине работника оплачивается наравне с годными изделиями.Полный брак по вине работника оплате не подлежит.Частичный брак по вине работника оплачивается по пониженным расценкам в зависимости от степени годности продукции.

Статья 157. Оплата времени простоя

Время простоя (статья 72.2 настоящего Кодекса) по вине работодателя оплачивается в размере не менее двух третей средней заработной платы работника.Время простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, оплачивается в размере не менее двух третей тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя.Время простоя по вине работника не оплачивается.О начале простоя, вызванного поломкой оборудования и другими причинами, которые делают невозможным продолжение выполнения работником его трудовой функции, работник обязан сообщить своему непосредственному руководителю, иному представителю работодателя.(часть четвертая введена Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ) Если творческие работники средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иные лица, участвующие в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, в соответствии с перечнями работ, профессий, должностей этих работников, утверждаемыми Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, в течение какого-либо времени не участвуют в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений или не выступают, то указанное время простоем не является и может оплачиваться в размере и порядке, которые устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором.(часть пятая введена Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ, в ред. Федерального закона от 28.02.2008 N 13-ФЗ)

Статья 158. Оплата труда при освоении новых производств

Коллективным договором или трудовым договором может быть предусмотрено сохранение за работником его прежней заработной платы на период освоения нового производства.

Новый закон о зарплате 2017 года уже начал своё действие в октябре 2016 года, поэтому в текущем году все уже хорошо осведомлены обо всех тонкостях и нюансах этого вопроса, а. следовательно, обязаны на все 100% подчиняться нововведению. Новое изменение представляет собой Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 272-Ф3 о стимулировании работодателей к своевременной выплате работникам заработной платы. Причём выплачиваемая денежная сумма ни в коем образе не должна быть ниже прожиточного минимума установленного в данной области и крае, в противном случае это также считается существенным нарушением закона.

Но для чего необходим этот закон? Прежде всего, его главная и основная причина принятия является катастрофическая и ужасающая картина, которая сложилась с зарплатами по всей территории страны. Согласно представленной и имеющейся статистике за 2015-2016 годы задолженность по заработной плате составляет более 3,5 миллиардов рублей. Если высчитать цифру в среднем количестве за один месяц, то постоянно сумма долга повышается и увеличивается на 230-250 млн.рублей, что в конечно итоге может составить приличную сумму денег, которая будет просто-напросто не по силам бюджету страны. Ведь уже в начале 2017 года сумма такого долга по заработной плате составляет свыше 4 миллиардов рублей. А что будет дальше? Именно на основании этих фактов и ситуации было принято решение вести новые положения, касающиеся выплат заработных плат, чтобы хоть каким-то образом улучшить и уравновесить ситуацию в этом направлении.

Согласитесь, ситуация действительно выглядит удручающаяся, особенно на фоне падения реальных доходов населения, сокращений и массовых нарушений трудовых прав работающего человека. К примеру, уже в 2015 году было зафиксировано и выявлено более 80 000 нарушений, связанных с этой сферой, то есть нарушением в выплатах заработных плат. Вот почему Правительство РФ приняло решение о серьёзном ужесточении закона, что в значительной степени позволить повысить ответственность работодателей перед своими работниками. Новый закон, который начнёт активно действовать уже в 2017 году, подразумевает под собой ещё и ряд дополнительных мер, которые будут способствовать наведению порядка в этой сфере.

Что же это за меры?

    1.Расширение и увеличение списка перечней обязанностей работодателей в отношении своих работников.
    2.Работники получать ряд дополнительных мер и гарантий соблюдения их прав и экономических интересов.
    3.Ужесточение материальной, гражданской, правовой и административной ответственности работодателя перед своими работниками.

Наряду с вступлением нового закона в силу, работники абсолютно любой отрасли, сферы и направления получают новые права и обязанности, которые будут прописаны в законодательстве и Трудовом кодексе РФ.

Новые права и обязанности работодателей и работников, штрафы за невыплату зарплаты работникам.

Что же это за права, о которых обязательно должен знать каждый работник?


И это лишь малая часть всех тех наказаний в 2017 году, которые могут ожидать работодателя, не соблюдающего законные права своих работников, в результате уже в 2017 году можно смело говорить о том. что каждый работник находится под надёжной охраной и защитой своих прав, главное, не бояться о них говорить, ведь в противном случае нарушения будут продолжаться.

С 1 января 2019 года вступают в силу изменения по зарплате и налогам, которые длительное время обсуждались в Правительстве. В 2018 году в Государственной Думе был утвержден ряд законов, которые начинают свое действие с наступления нового года. Изменения по зарплате и налогам касаются физических лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

С 1 января 2019 года в России вступает в силу закон об увеличении налога на добавленную стоимость. Он будет составлять не 18%, а 20%. Подобное решение направлено на пополнение казны более чем на триллион рублей. Эти средства планируют вкладывать в развитие культуры, образования, медицины и обеспечение социальных нужд населения.

Для льготных категорий ставка остается без изменений. По-прежнему 10% НДС начисляется на детские товары, лекарственные средства и медицинские изделия. Для организаций упрощается процедура возврата НДС и сокращаются сроки рассмотрения заявленных документов.

Налог на самозанятых особ

Федеральной налоговой службой введен пилотный проект, который начинает работать с 1 января 2019. Он будет действовать в нескольких регионах страны: Москва и область, Калужская область, Татарстан. Проект предполагает, что все самозанятые особы будут самостоятельно оплачивать налоговые сборы через мобильное приложение. Все будет просто и прозрачно, без лишней бумажной работы.

Проект направлен на то, чтобы самозанятые граждане могли пользоваться всеми социальными программами, как и официально трудоустроенные сотрудники предприятий.

Данное нововведение должно принести государству дополнительные средства в бюджет. Также оно является еще одним инструментом для сокращения компаний-однодневок, число которых с 2016 года снизилось на 27%.

Вопрос о повышении налога на доходы физических лиц остается открытым. Сейчас происходят обсуждения, как это сделать максимально безболезненно для российских граждан. Инициатором повышения НДФЛ выступает Министерство финансов, которое рассчитывает увеличить поступления в казну до 1,5 триллиона рублей в год. Таким образом, у государства будет больше возможностей финансировать различные социальные программы.

На сегодня ставки по НДФЛ таковы:

  • с заработной платы официально трудоустроенных сотрудников отчисляется 13%;
  • за выигрыш и доход от капиталовложений – 35%;
  • с заработной платы и доходов индивидуальных предпринимателей-нерезидентов – 30%.

В министерстве финансов предлагают увеличить НДФЛ на 2%, при этом сократить вычеты по страховым взносам до 21%. Министерство экономического развития настаивает на увеличении НДФЛ до 15%, а также поднятии НДС до 21%. В качестве компенсации рассматриваются снижение страховых взносов до 21% и внедрение вычета в размере прожиточного минимума.

Во фракции ЛДПР предложили полностью убрать этот налог для тех, кто зарабатывает менее 15 тысяч рублей. Для остальных граждан будет действовать следующая градация:

  • доход от 180 000 до 2,4 млн рублей в год – 13%;
  • от 2,4 млн до 100 млн рублей в год – 30%;
  • от 100 млн и выше – 70% + 29,6 млн.

Важно! Налогом облагается только доход, который превышает установленную нижнюю границу. Для меньших сумм действуют те же 13%.

На сегодня известно, что реформация фискальной системы производиться будет, но ее условия пока не утверждены окончательно.

Акцизы

С нового года акцизы на товары вырастут на 10%. Первыми . Увеличение акцизов также коснется российских вин. Если ранее для данной продукции предполагались льготы, в отличие от импортных вин, то сейчас их решили уровнять. Раньше российские производители платили сбор в 18 рублей за каждый литр, теперь цена возрастет до 36 рублей.

Наиболее масштабным является повышение ставок на топливо. Если сигареты и алкоголь – это продукция не первой необходимости, то цена на топливо косвенно влияет на стоимость любых товаров. Акцизы планируют увеличить на 30%.

Экологический налог

Сбор вводится для всех категорий граждан: физических лиц, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц. Льготы для него не предусмотрены. Средства от данного сбора пойдут на устранение негативного воздействия на окружающую среду, которое было вызвано:

  • отравлением атмосферы различными выбросами;
  • отравлением сточных вод;
  • загрязнением территории отходами и продуктами жизнедеятельности.

Сумма сбора устанавливается Правительством РФ и оплачивается в виде авансового платежа в течение налогового периода. Представители малого бизнеса будут его оплачивать по итогам года.

МРОТ

Министерство труда разработало законопроект, в котором планируется повышение с 01.01.2019 величины минимальной оплаты труда и приравнивание ее к прожиточному минимуму. МРОТ будет рассчитываться из величины прожиточного минимума за второй квартал предыдущего года. Так, во втором квартале 2018 он был установлен в размере 11 280 рублей. Таким образом, МРОТ в 2019 году будет составлять эту сумму, что на 1,05% больше предыдущей величины.

В регионах минимальная оплата труда устанавливается в зависимости от местного прожиточного минимума. Он рассчитывается региональным правительством в зависимости от условий жизни на данной территории.

Важно! Вне зависимости от региона МРОТ не может быть меньше установленной законодательно величины.

Оценка экспертов

Планируемые изменения не встречаются с энтузиазмом простыми гражданами. Несмотря на ожидаемые увеличения социального обеспечения, новые налоги ударят непосредственно по карманам конечных потребителей. Повышение налога на добавленную стоимость, совершенно закономерно, вкладывается в стоимость товара, которую платит обычный гражданин. Таким образом, это приведет к росту цен на продовольственные и непродовольственные товары и услуги. Также, прогнозируется увеличение стоимости стройматериалов и недвижимости на 3%. По мнению экспертов, стремительный рост цен спровоцирует ухудшение уровня инфляции, и вместо запланированных 3,6% показатели могут возрасти до 5%.

Повышение налоговых ставок предположительно снижает платежеспособность населения, а также стимулирует предпринимателей скрывать свои реальные доходы. Уже были случаи, когда после повышения налогов работодатели начинали вести две бухгалтерии, чтобы не показывать реальное положение вещей в своем бизнесе. При этом сотрудники могут работать не официально и получать зарплату в конвертах. Что в свою очередь сокращает поступления средств в государственную казну.

04.07.2016 вступил в силу Федеральный закон от 03.07.2016 № 347‑ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 347‑ФЗ). Кроме того, 03.10.2016 начнет действовать Федеральный закон от 03.07.2016 № 272‑ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам повышения ответственности работодателей за нарушения законодательства в части, касающейся оплаты труда» (далее - Федеральный закон № 272‑ФЗ). Этими двумя законами внесены существенные поправки в законодательство о заработной плате. В настоящей статье рассмотрим нововведения.

Итак, начнем с изучения закона, который уже вступил в силу, - Федерального закона № 347‑ФЗ. Им вводится обязанность установления предельного уровня соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и среднемесячной заработной платы сотрудников. Поправки внесены в ст. 145 ТК РФ.

От редакции: С полным текстом Федерального закона № 347‑ФЗ можно ознакомиться на страницах журнала «Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: акты и комментарии для бухгалтера» (№ 8, 2016).

Заработная плата руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров

Положения ст. 145 ТК РФ затрагивают среднемесячную заработную плату руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и сотрудников следующих учреждений:
  • государственных внебюджетных фондов РФ;
  • территориальных ФОМС;
  • государственных и муниципальных учреждений;
  • государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Согласно ст. 145 ТК РФ предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров вышеуказанных учреждений, формируемой за счет всех источников финансового обеспечения и рассчитываемой за календарный год, и среднемесячной заработной платы работников (без учета заработной платы руководителя, его заместителей, главного бухгалтера) определяется государственным органом, органом местного самоуправления, организацией, осуществляющими функции и полномочия учредителей соответствующих фондов, учреждений, предприятий, в размере, не превышающем размер, который установлен:
  • для руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных внебюджетных фондов РФ, федеральных государственных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий - нормативными правовыми актами Правительства РФ;
  • для руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров территориальных ФОМС, государственных учреждений субъектов РФ, государственных унитарных предприятий субъектов РФ - нормативными правовыми актами субъектов РФ;
  • для руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров муниципальных учреждений, муниципальных унитарных предприятий - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В статье 145 ТК РФ перечислены учреждения, которые могут устанавливать условия оплаты труда руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров без учета предельного соотношения размеров среднемесячной заработной платы, но только если они включены в перечни, утвержденные Правительством РФ, органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.

Итак, к таким учреждениям относятся государственные внебюджетные фонды РФ, территориальные ФОМС, федеральные государственные учреждения, федеральные государственные унитарные предприятия, государственные учреждения субъектов РФ, государственные унитарные предприятия субъектов РФ, муниципальные учреждения, муниципальные унитарные предприятия.

В заключение этого раздела статьи обратим ваше внимание, что предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и среднемесячной заработной платы сотрудников в силу ст. 145 ТК РФ начнет действовать только с 01.01.2017. В настоящее время предельный уровень соотношения средней заработной платы установлен для руководителей и работников федеральных учреждений. Он предусматривается федеральным государственным органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя соответствующих учреждений, в кратности от 1 до 8 (п. 9 Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений ).

Расторжение трудового договора с руководителем учреждения

Общие основания для расторжения трудового договора установлены ст. 77 ТК РФ. Эти основания распространяются на всех без исключения работников, в том числе на руководителей учреждений. Кроме того, с руководителем учреждения трудовой договор может быть расторгнут по дополнительным основаниям, которые предусмотрены ст. 278 ТК РФ:
  • в связи с отстранением от должности руководителя организации-должника в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве);
  • по причине принятия уполномоченным органом юридического лица, либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о прекращении трудового договора. Решение о прекращении трудового договора по указанному основанию в отношении руководителя унитарного предприятия принимается уполномоченным собственником унитарного предприятия органом в порядке, установленном Правительством РФ.
С 04.07.2016 Федеральным законом № 347‑ФЗ эта статья дополнена новыми основаниями для расторжения трудового договора с руководителем учреждения:
  • несоблюдение установленного по правилам ст. 145 ТК РФ предельного уровня соотношения среднемесячной заработной платы заместителя руководителя и (или) главного бухгалтера государственного внебюджетного фонда РФ, территориального ФОМС, государственного или муниципального учреждения либо государственного или муниципального унитарного предприятия и среднемесячной заработной платы работников данного фонда, учреждения либо предприятия;
  • иные основания, предусмотренные трудовым договором.

Размещение информации о среднемесячной заработной плате руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров организаций в Интернете

Федеральным законом № 347‑ФЗ в Трудовой кодекс введена новая ст. 349.5. Этой статьей установлена обязанность размещать информацию о рассчитываемой за календарный год среднемесячной заработной плате руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров государственных внебюджетных фондов РФ, территориальных ФОМС, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий в Интернете на официальных сайтах государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих функции и полномочия учредителей соответствующих фондов, учреждений, предприятий, если иное не предусмотрено Трудовым кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ.

К сведению: Указанная информация по решению государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих функции и полномочия учредителей названных в ч. 1 настоящей статьи фондов, учреждений, предприятий, может публиковаться в Интернете на официальных сайтах таких фондов, учреждений, предприятий.

В составе размещаемой на официальных интернет-сайтах информации запрещается приводить:

  • данные, позволяющие определить место жительства;
  • почтовый адрес, телефон и иные индивидуальные средства коммуникации;
  • сведения, отнесенные к государственной тайне или сведениям конфиденциального характера.
Что касается порядка размещения информации о рассчитываемой за календарный год среднемесячной заработной плате лиц, обозначенных в ч. 1 ст. 349.5 ТК РФ, и представления указанными лицами данной информации, он устанавливается (если иное не предусмотрено Трудовым кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ):
  • нормативными правовыми актами РФ;
  • нормативными правовыми актами субъектов РФ;
  • нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
03.10.2016 вступает в силу Федеральный закон № 272‑ФЗ, которым в ТК РФ вносятся изменения в части сроков выплаты заработной платы и ответственности за задержку ее выплаты. Кроме того, корректируются положения ­КоАП РФ, которые ужесточают административную ответственность организаций и учредителей за нарушение трудового законодательства. Рассмотрим все эти новшества подробнее.

От редакции: Полный текст Федерального закона № 272‑ФЗ приведен в журнале «Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: акты и комментарии для бухгалтера» (№ 8, 2016).

Сроки выплаты заработной платы

Статьей 136 ТК РФ устанавливаются порядок, место и сроки выплаты заработной платы. В настоящее время в ч. 6 этой статьи сказано, что заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, предусмотренный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным и трудовым договорами.

Федеральным законом № 272‑ФЗ скорректирован срок выплаты заработной платы. Заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена.

Материальная ответственность за задержку выплаты заработной платы

С 03.10.2016 ст. 236 ТК РФ, которой установлена материальная ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы и других сумм, причитающихся работнику, будет действовать в новой редакции. Увеличивается размер денежной компенсации за невыплату работнику положенных ему сумм.

При нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже 1/150 действующей в это время ключевой ставки ЦБ РФ от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность по выплате указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.

Отметим, что в настоящее время денежная компенсация выплачивается в размере 1/300 действовавшей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.

Статьей 360 ТК РФ предусмотрен порядок организации и проведения проверок работодателей. С 03.10.2016 согласно дополнениям, внесенным Федеральным законом № 272‑ФЗ в абз. 4 ч. 7 данной статьи, появится еще одно основание для внеплановой проверки работодателя - несвоевременная выплата заработной платы либо установление заработной платы в размере менее установленного трудовым законодательством.

Статьей 392 ТК РФ установлены сроки обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора. В настоящее время работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо дня выдачи ему трудовой книжки. С 03.10.2016 в эту статью будут внесены дополнения, согласно которым за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении .

В заключение обратим ваше внимание также на изменения в КоАП РФ. С 03.10.2016 вводится ответственность за невыплату или неполную выплату в предусмотренный срок заработной платы, других сумм в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо установление заработной платы в размере менее определенного трудовым законодательством. Совершение такого правонарушения влечет пре­дупреждение или наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 10 000 до 20 000 руб., на юридических лиц - в размере от 30 000 до 50 000 руб. (ч. 6 ст. 5.27 ­КоАП РФ). В случае совершения повторного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 5.27 ­КоАП РФ, налагается административный штраф (ч. 7 указанной статьи):

  • на должностных лиц - в размере от 20 000 до 30 000 руб. (или применяется дисквалификация на срок от одного года до трех лет);
  • на юридических лиц - в размере от 50 000 до 100 000 руб.
Утверждено Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений».

Научитесь составлять управленческую отчетность в нашем новом . Собственники готовы платить за управленческие отчеты больше, чем за налоговые. Дадим алгоритм настройки отчетов и покажем, как встроить их в ваш повседневный учет.

Обучение дистанционно. Выдаем сертификат. на курс «Все про управленческий учет: для бухгалтера, директора и ИП». Пока за 3500 вместо 6000 руб.