Аукционы по продаже госимущества площадка. Продажа государственного и муниципального имущества в электронной форме. Что требуется для участия в торгах

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее - Федеральный закон о приватизации) приватизация государственного и муниципального имущества - это возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

Наряду с общим порядком приватизации государственного и муниципального имущества законодательством допускается проведение продажи отдельных видов имущества в электронной форме. Направлено это положение, прежде всего, на упрощение процессов взаимодействия участников приватизации имущества.

Федеральный закон о приватизации предусматривает лишь общие положения этой непростой процедуры, а вот порядок ее организации и проведения устанавливается Правительством Российской Федерации.

До недавнего времени вопрос правовой регламентации процедуры продажи государственного и муниципального имущества в электронной форме оставался открытым, однако 27 августа 2012 года, Правительство Российской Федерации утвердило Постановление N 860 «Об организации и проведении продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме» (далее - Положение об электронной продаже).

Акты Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования. Текст Постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 3 сентября 2012 года N 36 ст. 4911.

В этой статье мы проанализируем основные нормы данного Положения и посмотрим, как будет выглядеть приватизация государственного и муниципального имущества в электронной форме в ближайшей перспективе.

Итак, согласно Положению об электронной продаже продажа государственного и муниципального имущества может осуществляться следующими способами:

1. продажа государственного или муниципального имущества на аукционе с открытой формой подачи предложения о цене имущества (далее - аукцион);

2. продажа государственного или муниципального имущества на специализированном аукционе;

3. продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;

4. продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;

5. продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены.

На отношения, регулируемые Положением об электронной продаже, не распространяются нормы, установленные постановлениями Правительства Российской Федерации от 22 июля 2002 года N 549 «Об утверждении положений об организации продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения и без объявления цены», от 12 августа 2002 года N 584 «Об утверждении Положения о проведении конкурса по продаже государственного или муниципального имущества», от 12 августа 2002 года N 585 «Об утверждении Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе и Положения об организации продажи находящихся в государственной или муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе», если иное не предусмотрено самим Положением.

Стороны, участвующие в продаже имущества в электронной форме:

Функции Продавца

(п. 4 Положения об электронной продаже)

а) Обеспечивает соблюдение требований Федерального закона о приватизации, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, регулирующих продажу имущества;

б) обеспечивает в установленном порядке проведение оценки подлежащего продаже имущества;

в) определяет в случаях, установленных Федеральным законом о приватизации, начальную цену продажи имущества, цену первоначального предложения и цену отсечения при проведении продажи имущества посредством публичного предложения, единую цену продажи при проведении специализированного аукциона, а также «шаг аукциона» и «шаг понижения»;

г) принимает решение о привлечении Организатора, заключает с ним договор;

д) утверждает электронную форму заявки на участие в продаже имущества;

е) определяет по согласованию с Организатором даты начала и окончания регистрации на электронной площадке заявок, дату и время проведения процедуры продажи имущества;

ж) определяет размер, срок и условия внесения физическими и юридическими лицами задатка на участие в продаже имущества на аукционе, конкурсе, продаже имущества посредством публичного предложения, а также иные условия договора о задатке;

з) заключает с Претендентами договоры о задатке в случаях, установленных настоящим Положением;

и) проверяет правильность оформления представленных Претендентами документов и определяет их соответствие требованиям законодательства Российской Федерации и перечню, опубликованному в информационном сообщении о проведении продажи имущества;

к) организует подготовку и публикацию в порядке, установленном Федеральным законом о приватизации, информационного сообщения о проведении продажи имущества и об итогах продажи имущества, а также размещение информации в сети Интернет в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом о приватизации, Федеральным законом «О персональных данных» и Положением об электронной продаже;

л) принимает по основаниям, установленным Федеральным законом о приватизации, решение о признании Претендентов Участниками продажи имущества либо об отказе в допуске к участию в продаже имущества, оформляемое протоколом;

м) определяет победителя продажи имущества и подписывает протокол об итогах продажи имущества;

н) производит расчеты с Претендентами, Участниками и победителем;

о) заключает в письменной форме договор купли-продажи имущества с победителем по месту нахождения продавца;

п) обеспечивает передачу имущества победителю и совершает необходимые действия, связанные с переходом права собственности на него;

р) осуществляет иные функции, предусмотренные Федеральным законом о приватизации и Положением об электронной продаже .

Проект акта об утверждении перечня юридических лиц для организации продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме должен быть представлен Правительству РФ в течение 6 месяцев с даты вступления в силу Положения об электронной продаже.

Разработчики: Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Федеральная антимонопольная служба, Федеральная служба безопасности Российской Федерации.

Функции Организатора

(п. 5, п. 9 Положения об электронной продаже)

а) Обеспечивает возможность регистрации Продавца и Претендентов на электронной площадке, ввод ими идентифицирующих данных (имя пользователя и пароль) и возможность изменения пароля, открывает продавцу рабочий раздел на электронной площадке, доступ к которому имеет только Продавец, а также раздел, доступ к которому имеют только Продавец и участники (закрытая часть электронной площадки);

б) размещает электронную форму заявки;

в) определяет порядок регистрации претендентов на электронной площадке;

г) обеспечивает принятие и регистрацию в электронных журналах заявок и прилагаемых к ним документов (в журнале приема заявок), а также предложений участников о цене имущества;

д) обеспечивает подачу Претендентами заявок при условии заполнения ими всех полей, а также прекращение подачи заявок по истечении срока их приема, указанного в информационном сообщении о проведении продажи имущества;

е) обеспечивает уведомление Претендентов о принятом Продавцом решении о признании их Участниками (победителями) либо об отказе в допуске к участию в продаже имущества, а также иные уведомления, предусмотренные Положением об электронной продаже;

ж) обеспечивает равный доступ Участников к процедуре продажи имущества, надежность функционирования используемых программно-аппаратных средств электронной площадки, использование электронных документов при проведении продажи имущества;

з) обеспечивает размещение на электронной площадке информации о ходе проведения продажи имущества в соответствии с требованиями Федерального закона о приватизации и Положения об электронной продаже;

и) обеспечивает конфиденциальность данных о претендентах и участниках, за исключением случая направления электронных документов продавцу;

к) приостанавливает проведение продажи имущества в случае технологического сбоя, зафиксированного программно-аппаратными средствами электронной площадки, но не более чем на одни сутки. Возобновление проведения продажи имущества начинается с того момента, на котором продажа имущества была прервана.

В течение одного часа со времени приостановления проведения продажи имущества организатор размещает на электронной площадке информацию о причине приостановления продажи имущества, времени приостановления и возобновления продажи имущества, уведомляет об этом участников, а также направляет указанную информацию продавцу для внесения в протокол об итогах продажи имущества;

л) выполняет иные функции в соответствии с настоящим Положением об электронной продаже.

Процедура продажи имущества

1. Определение состава имущества (имущественного комплекса), его оценка и установление начальной стоимости.

Продавец определяет состав имущества (имущественного комплекса), подлежащего приватизации, проводит его оценку и устанавливает начальную стоимость в соответствии с требованиями ст. 11, 12 Федерального закона о приватизации, Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

2. Определение способа приватизации имущества и принятие решения об условиях приватизации.

Продавец определяет способ продажи и принимает решение об условиях приватизации федерального имущества (в соответствии с прогнозным планом (программой) приватизации федерального имущества).

Правила разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества утверждены Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2005 года N 806.

В решении об условиях приватизации федерального имущества должны содержаться следующие сведения:

наименование имущества и иные позволяющие его индивидуализировать данные (характеристика имущества);

способ приватизации имущества;

начальная цена имущества, если иное не предусмотрено решением Правительства Российской Федерации, принятым в соответствии с абз. 16 п. 1 ст. 6 Федерального закона о приватизации;

срок рассрочки платежа (в случае ее предоставления);

иные необходимые для приватизации имущества сведения.

В случае приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия решением об условиях приватизации федерального имущества также утверждается:

состав подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия, определенный в соответствии со ст. 11 Федерального закона о приватизации;

перечень объектов (в том числе исключительных прав), не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса унитарного предприятия;

размер уставного капитала открытого акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью, создаваемых посредством преобразования унитарного предприятия;

количество, категории и номинальная стоимость акций открытого акционерного общества или номинальная стоимость доли участника общества с ограниченной ответственностью - Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления САМОСТОЯТЕЛЬНО определяют порядок принятия решений об условиях приватизации соответственно государственного и муниципального имущества.

3. Поиск Организатора и привлечение его к участию в процедуре приватизации.

Продавец привлекает к участию в процедуре приватизации имущества (путем заключения договора) Организатора из числа юридических лиц, включенных в утверждаемый Правительством РФ перечень юридических лиц для организации продажи имущества в электронной форме.

4. Информационное обеспечение приватизации имущества.

Продавец организует подготовку и публикацию информационного сообщения о проведении продажи имущества и об итогах продажи имущества, а также размещение информации в Интернете в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом о приватизации, Федеральным законом «О персональных данных» и Положением об электронной продаже.

Информационное сообщение о продаже государственного или муниципального имущества должно содержать, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом о приватизации, следующие сведения:

1) наименование государственного органа или органа местного самоуправления, принявшего решение об условиях приватизации такого имущества, реквизиты указанного решения;

2) наименование такого имущества и иные позволяющие его индивидуализировать сведения (характеристика имущества);

3) способ приватизации такого имущества;

4) начальная цена продажи такого имущества;

5) форма подачи предложений о цене такого имущества;

6) условия и сроки платежа, необходимые реквизиты счетов;

7) размер задатка, срок и порядок его внесения, необходимые реквизиты счетов;

8) порядок, место, даты начала и окончания подачи заявок, предложений;

9) исчерпывающий перечень представляемых покупателями документов;

10) срок заключения договора купли-продажи такого имущества;

11) порядок ознакомления покупателей с иной информацией, условиями договора купли-продажи такого имущества;

12) ограничения участия отдельных категорий физических лиц и юридических лиц в приватизации такого имущества;

13) порядок определения победителей (при проведении аукциона, специализированного аукциона, конкурса) либо лиц, имеющих право приобретения государственного или муниципального имущества (при проведении его продажи посредством публичного предложения и без объявления цены);

14) место и срок подведения итогов продажи государственного или муниципального имущества;

15) требования к оформлению представляемых покупателями документов;

16) бухгалтерская отчетность хозяйственного общества на последнюю отчетную дату, предшествующую дате опубликования информационного сообщения;

17) площадь земельного участка или земельных участков, на которых расположено недвижимое имущество хозяйственного общества;

18) численность работников хозяйственного общества;

19) площадь и перечень объектов недвижимого имущества хозяйственного общества с указанием действующих обременений и установленных при приватизации обременений;

20) информация обо всех предыдущих торгах по продаже данного имущества, которые не состоялись, были отменены, признаны недействительными с указанием соответствующей причины (отсутствие заявок, явка только одного покупателя, иная причина).

Согласно п. 14 Положения об электронной продаже, наряду с вышеперечисленными сведениями информационное сообщение о проведении аукциона, конкурса, продажи имущества посредством публичного предложения должно также содержать условия о размере задатка, сроке и порядке его внесения, назначении платежа, порядке возвращения задатка, реквизиты счета, а также указание на то, что такие условия являются условиями публичной оферты в соответствии со ст. 437 ГК РФ.

Информационное сообщение о продаже государственного или муниципального имущества подлежит опубликованию в официальном печатном издании, а также размещению на официальном сайте в сети Интернет, сайте Продавца государственного или муниципального имущества в сети Интернет, официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о проведении торгов не менее чем за 30 дней до дня осуществления продажи указанного имущества, если иное не предусмотрено Федеральным законом о приватизации.

Адрес официального сайта в сети Интернет для размещения информации о приватизации федерального имущества - www.rosim.ru

5. Уведомление Организатора о проведении продажи имущества.

Не позднее 3 календарных дней до дня размещения информационного сообщения о проведении продажи имущества на официальном сайте в сети Интернете Продавец направляет Организатору уведомление о проведении продажи имущества.

Регламентация данного положения связана с тем, что время проведения продажи имущества не должно совпадать со временем проведения профилактических работ на электронной площадке.

Форма уведомления Организатора Положением об электронной продаже не утверждена. Законодатель предоставил сторонам возможность составить его в произвольной форме.

К сведению

Документооборот между участниками процедуры приватизации осуществляется через электронную площадку в форме электронных документов либо электронных образов документов (документов на бумажном носителе, преобразованных в электронно-цифровую форму путем сканирования с сохранением их реквизитов), заверенных электронной подписью продавца, претендента или участника либо лица, имеющего право действовать от имени соответственно продавца, претендента или участника. Данное правило не применяется для договора купли-продажи имущества, который заключается сторонами в простой письменной форме.

Электронные документы, направляемые организатором либо размещенные им на электронной площадке, должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени организатора.

Наличие электронной подписи означает, что документы и сведения, поданные в форме электронных документов, направлены от имени соответственно претендента, участника, продавца либо организатора и отправитель несет ответственность за подлинность и достоверность таких документов и сведений.

Электронные документы, связанные с организацией и проведением продажи имущества, в том числе полученные от продавца, претендентов и участников, хранятся организатором.

6. Размещение Организатором документов на электронной площадке.

В день размещения информационного сообщения о проведении продажи имущества на официальном сайте в сети Интернет на электронной площадке размещаются:

1. информационное сообщение о проведении продажи имущества;

2. электронная форма заявки;

3. проект договора купли-продажи имущества (за исключением продажи имущества на специализированном аукционе);

4. иные сведения, предусмотренные Федеральным законом о приватизации и Положением об электронной продаже.

7. Прием заявок на участие и иных документов Претендентов.

Прием заявок и прилагаемых к ним документов от Претендентов начинается с даты и времени, указанных в информационном сообщении о проведении продажи имущества, осуществляется в течение не менее 25 календарных дней и заканчивается не позднее чем за 3 рабочих дня до дня определения продавцом участников.

В течение этого периода организатор ежедневно направляет продавцу уведомления о поступивших заявках.

Заявка на участие подается путем заполнения ее электронной формы, размещенной в открытой для доступа неограниченного круга лиц части электронной площадки, с приложением электронных образов следующих документов:

Одно лицо имеет право подать только одну заявку (за исключением продажи акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе).

При приеме заявок от претендентов организатор обеспечивает регистрацию заявок и прилагаемых к ним документов в журнале приема заявок. Каждой заявке присваивается номер с указанием даты и времени приема.

В течение одного часа со времени поступления заявки организатор сообщает Претенденту о ее поступлении путем направления уведомления с приложением электронных копий зарегистрированной заявки и прилагаемых к ней документов.

Заявки с прилагаемыми к ним документами, а также предложения о цене имущества (при проведении продажи имущества на конкурсе и без объявления цены), поданные с нарушением установленного срока, на электронной площадке не регистрируются.

Претендент вправе не позднее дня окончания приема заявок отозвать заявку путем направления уведомления об отзыве заявки на электронную площадку, за исключением случая проведения продажи имущества без объявления цены.

В случае отзыва претендентом заявки в порядке, установленном Положением об электронной продаже , уведомление об отзыве заявки вместе с заявкой в течение одного часа поступает в «личный кабинет» Продавца, о чем Претенденту направляется соответствующее уведомление.

Время создания, получения и отправки электронных документов на электронной площадке, а также время проведения процедуры продажи имущества соответствует местному времени, в котором функционирует электронная площадка.

8. Перечисление задатка или денежных средств в счет обеспечения участия в специализированном аукционе.

Перечисление задатка Претендентами на участие в аукционе, конкурсе или продаже имущества посредством публичного предложения, а также денежных средств в счет обеспечения участия в специализированном аукционе, осуществляется в установленном порядке на счет, указанный в информационном сообщении о проведении продажи имущества (в случае продажи приватизируемого федерального имущества или высвобождаемого военного имущества Вооруженных Сил Российской Федерации - соответственно на счет территориального органа Федерального казначейства, на котором учитываются операции со средствами, поступающими во временное распоряжение Федерального агентства по управлению государственным имуществом либо его территориального органа или Министерства обороны Российской Федерации).

Сумма задатка зависит от выбранного способа продажи имущества.

Задаток победителя продажи федерального имущества засчитывается в счет оплаты приобретаемого имущества и подлежит перечислению в установленном порядке в федеральный бюджет в течение 5 календарных дней со дня истечения срока, установленного для заключения договора купли-продажи имущества.

Лицам, перечислившим задаток для участия в продаже федерального имущества на аукционе, конкурсе или продаже имущества посредством публичного предложения, денежные средства возвращаются в следующем порядке:

а) участникам, за исключением победителя, - в течение 5 календарных дней со дня подведения итогов продажи имущества;

б) претендентам, не допущенным к участию в продаже имущества, - в течение 5 календарных дней со дня подписания протокола о признании претендентов участниками.

Документом, подтверждающим поступление задатка претендента либо денежных средств в счет обеспечения участия в специализированном аукционе, является выписка со счета, указанного в информационном сообщении о проведении продажи имущества (в случае продажи приватизируемого федерального имущества или высвобождаемого военного имущества - соответственно выписка с лицевого счета Федерального агентства по управлению государственным имуществом либо его территориального органа или Министерства обороны Российской Федерации).

В случае привлечения юридического лица для осуществления функций продавца федерального имущества Росимущество в срок не позднее 3 рабочих дней со дня поступления денежных средств на счета, указанные в информационном сообщении о проведении продажи имущества для перечисления задатка и оплаты приобретаемого федерального имущества, направляет этому юридическому лицу электронные копии выписок с указанных счетов.

В случае отзыва Претендентом заявки на участие, поступивший от него задаток (денежные средства в счет оплаты акций при проведении специализированного аукциона) подлежит возврату в течение 5 календарных дней со дня поступления уведомления об отзыве заявки. В случае отзыва претендентом заявки позднее дня окончания приема заявок задаток возвращается в порядке, установленном для претендентов, не допущенных к участию в продаже имущества.

Рассмотрим наиболее распространенный способ - АУКЦИОН.

Прежде всего, для участия в продаже имущества на аукционе Претенденты перечисляют задаток в размере 10 процентов начальной цены продажи имущества в счет обеспечения оплаты приобретаемого имущества и заполняют размещенную в открытой части электронной площадки форму заявки с приложением электронных документов в соответствии с перечнем, приведенным в информационном сообщении о проведении аукциона.

Далее Продавцу необходимо определить участников аукциона - в день определения участников, указанный в информационном сообщении о проведении аукциона, Организатор через «личный кабинет» Продавца обеспечивает доступ Продавца к поданным Претендентами заявкам и документам, а также к журналу приема заявок.

Продавец в день рассмотрения заявок и документов Претендентов и установления факта поступления задатка подписывает протокол о признании претендентов участниками , в котором приводится перечень принятых заявок (с указанием имен (наименований) Претендентов), перечень отозванных заявок, имена (наименования) претендентов, признанных участниками, а также имена (наименования) Претендентов, которым было отказано в допуске к участию в аукционе, с указанием оснований отказа.

Не позднее следующего рабочего дня после дня подписания протокола о признании Претендентов участниками всем Претендентам, подавшим заявки, направляется уведомление о признании их участниками аукциона или об отказе в признании участниками аукциона с указанием оснований отказа.

Информация о Претендентах, не допущенных к участию в аукционе, размещается в открытой части электронной площадки, на официальных сайтах в сети Интернет, а также на сайте Продавца в случае привлечения юридического лица для осуществления функций продавца федерального имущества.

Проведение процедуры аукциона должно состояться не ранее чем через 10 рабочих дней и не позднее 15 рабочих дней со дня определения участников, указанного в информационном сообщении о проведении аукциона.

Процедура аукциона проводится в день и время, указанные в информационном сообщении о проведении аукциона, путем последовательного повышения участниками начальной цены продажи на величину, равную либо кратную величине «шага аукциона».

«Шаг аукциона» устанавливается продавцом в фиксированной сумме, составляющей не более 5 процентов начальной цены продажи, и не изменяется в течение всего аукциона.

Во время проведения процедуры аукциона организатор обеспечивает доступ участников к закрытой части электронной площадки и возможность представления ими предложений о цене имущества.

Со времени начала проведения процедуры аукциона Организатором размещается:

а) в открытой части электронной площадки - информация о начале проведения процедуры аукциона с указанием наименования имущества, начальной цены и текущего «шага аукциона»;

б) в закрытой части электронной площадки - помимо информации, указанной в открытой части электронной площадки, также предложения о цене имущества и время их поступления, величина повышения начальной цены («шаг аукциона» ), время, оставшееся до окончания приема предложений о цене имущества.

В течение одного часа со времени начала проведения процедуры аукциона участникам предлагается заявить о приобретении имущества по начальной цене. В случае если в течение указанного времени:

а) поступило предложение о начальной цене имущества, то время для представления следующих предложений об увеличенной на «шаг аукциона» цене имущества продлевается на 30 минут со времени представления каждого следующего предложения. Если в течение 30 минут после представления последнего предложения о цене имущества следующее предложение не поступило, аукцион с помощью программно-аппаратных средств электронной площадки завершается;

б) не поступило ни одного предложения о начальной цене имущества, то аукцион с помощью программно-аппаратных средств электронной площадки завершается. В этом случае временем окончания представления предложений о цене имущества является время завершения аукциона.

При этом программными средствами электронной площадки обеспечивается:

а) исключение возможности подачи участником предложения о цене имущества, не соответствующего увеличению текущей цены на величину «шага аукциона»;

б) уведомление участника в случае, если предложение этого участника о цене имущества не может быть принято в связи с подачей аналогичного предложения ранее другим участником.

Победителем признается участник, предложивший наиболее высокую цену имущества.

Ход проведения процедуры аукциона фиксируется Организатором в электронном журнале, который направляется Продавцу в течение одного часа со времени завершения приема предложений о цене имущества для подведения итогов аукциона путем оформления протокола об итогах аукциона .

Протокол об итогах аукциона, содержащий цену имущества, предложенную победителем, и удостоверяющий право победителя на заключение договора купли-продажи имущества, подписывается Продавцом в течение одного часа со времени получения электронного журнала.

Процедура аукциона считается завершенной со времени подписания продавцом протокола об итогах аукциона.

В течение одного часа со времени подписания протокола об итогах аукциона победителю направляется уведомление о признании его победителем с приложением этого протокола, а также размещается в открытой части электронной площадки следующая информация:

а) наименование имущества и иные позволяющие его индивидуализировать сведения (спецификация лота);

б) цена сделки;

в) фамилия, имя, отчество физического лица или наименование юридического лица - победителя.

Аукцион признается несостоявшимся в следующих случаях:

не было подано ни одной заявки на участие, либо ни один из претендентов не признан участником;

принято решение о признании только одного претендента участником;

ни один из участников не сделал предложение о начальной цене имущества.

Решение о признании аукциона несостоявшимся оформляется протоколом об итогах аукциона.

Не ранее чем через 10 рабочих дней и не позднее 15 рабочих дней со дня подведения итогов аукциона с победителем заключается договор купли-продажи имущества.

При уклонении или отказе победителя от заключения в установленный срок договора купли-продажи имущества результаты аукциона аннулируются Продавцом, победитель утрачивает право на заключение указанного договора, задаток ему не возвращается.

Ответственность покупателя в случае его отказа или уклонения от оплаты имущества в установленные сроки предусматривается в соответствии с законодательством Российской Федерации в договоре купли-продажи имущества, задаток ему не возвращается.

Передача имущества и оформление права собственности на него осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором купли-продажи имущества не позднее чем через 30 календарных дней после дня оплаты имущества.

Ответственность сторон, участвующих в продаже имущества в электронной форме:

Ответственность сторон за неисполнение либо ненадлежащее исполнение функций по продаже имущества предусматривается договором, заключаемым продавцом с организатором.

При этом Организатор несет ответственность за:

Обеспечение доступа Претендентов и Участников на электронную площадку;

Обеспечение конфиденциальности сведений о поступивших заявках и прилагаемых к ним документах, а также сведений о лицах, подавших заявки, за исключением случаев доступа Продавца к заявкам и документам, предусмотренных Положением об электронной продаже, до момента размещения на электронной площадке информации об итогах приема заявок (определения Участников);

Соответствие электронной площадки требованиям, утверждаемым Министерством экономического развития Российской Федерации. В случае возникновения несоответствия требованиям организатор в течение одного часа с момента, когда ему стало об этом известно, обязан разместить на электронной площадке, а также направить в адрес Министерства экономического развития Российской Федерации и Федеральной антимонопольной службы информацию о несоответствии, в том числе о дате его возникновения, принимаемых или планируемых мерах по устранению выявленного несоответствия.

С другими способами приватизации имущества в электронной форме можно ознакомиться в разделах III, IV, V, VI Положения об электронной продаже .

Подводя итоги, отметим, вне зависимости от выбранного способа продажи государственного или муниципального имущества, процедура приватизации достаточно специфична и трудоемка: сторонам необходимо выбрать надежного контрагента, подготовить довольно внушительный пакет документов, соблюсти сроки, предусмотренные законодательством, для совершения того или иного действия. Поэтому во избежание негативных последствий, экономии времени, сил и средств, прежде чем вступать на эту «нелегкую тропу», рекомендуем вам подробно ознакомиться с нормами законодательства, регламентирующими данную сферу правоотношений.

Материал предоставлен корпоративным изданием для клиентов ГК «ИРБиС»

Современная экономическая система предусматривает наличие конкуренции не только среди коммерческих компаний и предприятий, но и участие в коммерческом обороте государственных и муниципальных органов власти. Правда, такое участие имеет свои специфические особенности. Такие особенности выражены через специально регламентированные конкурсные торги и аукционы, где местные органы власти могут участвовать, как в продаже, так и в покупке необходимых им товаров и услуг.

В этой статье будет рассказано о том, как проводятся торги государственным и муниципальным имуществом, кто уполномочен проводить такие торги и как они осуществляются на практике.

Чтобы понять всю систему того, как происходят торги государственного и муниципального имущества, нужно иметь представление о том, какое именно имущество может продаваться на торгах и конкурсах, проводимых, как самими муниципальными властями, так и сторонними организациями по их поручению.

Исходя из регламентирующих законодательных актов муниципальным имуществом, которое может быть реализовано на торгах, конкурсах и аукционах (в том числе торги имущества муниципального образования проводимых в электронной форме), могут быть:

  1. имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения муниципальным организациям, включая бюджетные – школы, лечебные учреждения и т.п.
  2. имущество, принадлежащее на праве хозяйственного управления муниципальным предприятиям . Это имущество, например, муниципальных унитарных предприятий, а также компаний, где имеется преобладающая доля муниципалитетов.
  3. имущество, продающееся в рамках приватизации муниципального жилья
  4. земля и земельные участки , как входящие в состав поселений, так и земли сельхозназначения, а также лесные угодья, водные объекты.
  5. права на пользование имуществом — аренда объектов недвижимости, права на пользование лесными и сельскохозяйственными угодьями.
  6. интеллектуальная собственность , в которую, в частности, могут входить права на использование в торговых марках названий городов, поселений и другой местной официальной атрибутики.

Кроме этого перечня имущества, торги аукционы муниципального имущества, могут предлагать к продаже имущество физических или юридических лиц, которое по решению суда признаны банкротами и отчужденное имущество перешло в собственность муниципалитета.

В некоторых случаях, муниципальные имущественные торги могут быть площадкой, для реализации некоторых объектов государственного имущества, которое перешло в право владения муниципалитетом по решению федеральных или региональных органов государственной власти. Например, имущество бывших военных городков, какие — либо инфраструктурные коммуникации, дороги, мосты, трубопроводы и прочие инженерные сооружения, а также земельные участки.

Таким образом, на торгах муниципальным имуществом можно купить или приобрести не только, как принято говорить, старые компьютеры или школьные парты, но и доли капитала в муниципальных компаниях, муниципальные магазины и прочие торговые предприятия.

Кто уполномочен проводить муниципальные торги имуществом

Несмотря на то, что порядок торгов муниципального имущества достаточно четко прописан в законодательстве, то в отношении того, кто именно имеет право проводить торги муниципальным имуществом, имеются различные подходы.

Так, согласно ст. 130 Конституции Российской Федерации субъектом права собственности муниципального имущества выступает население. Прежде чем совершить сделку по отчуждению муниципального имущества, местной администрации необходимо получить согласие у представительного органа местного самоуправления (ст. 35, 51 Федерального закона № 131 от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

При этом муниципальные депутаты определяют порядок распоряжения муниципальным имуществом, утверждают регламент на торги по передаче прав на муниципальное имущество, находящимся в муниципальной собственности. Несмотря на то, что в ГК РФ урегулированы основные положения проведения публичного аукциона и конкурса, нормативными правовыми актами местного самоуправления определяется порядок их проведения. Это выражается в том, что местный законодательный орган власти (муниципальный совет, городская дума, поселковый совет) должен принять постановление о порядке проведения торгов муниципальным имуществом.

В этом постановлении определяется:

  1. регламент проведения торгов и процедура торгов муниципального имущества – начиная от способа извещения и заканчивая порядком заключения договора с победителями конкурсов и аукционов.
  2. Конкурсная комиссия или комиссия по торгам муниципального имущества — ее состав, полномочия, права и обязанности.
  3. перечень имущества, выставляемого на муниципальные торги включая и торги на капитальный ремонт муниципального имущества
  4. план — график проведения торгов муниципальным имуществом , в том числе, и план приватизации имущества, который в обязательном порядке подлежит опубликованию в СМИ.
  5. список СМИ , включая и интернет – ресурсы, в которых публикуется вся информация о муниципальных торгах
  6. утверждается список муниципальных торговых площадок и аукционов , через которые будут проводиться непосредственно торги муниципальным имуществом.

Здесь нужно отметить один особенный момент, связанный с полномочиями конкурсной комиссии. Полномочия органов местного самоуправления при отчуждении муниципального имущества с инвестиционными и (или) социальными условиями путем проведения конкурса определены в

Постановлении Правительства РФ от 09 ноября 1998 г. (в ред. от 21 ноября 2001 г.). Здесь указывается, в частности, что при продаже имущества, находящегося в муниципальной собственности, состав комиссии определяется органом местного самоуправления.

При этом конкурсная комиссия:

  • рассматривает заявки с прилагаемыми к ним документами, принятые продавцом от претендентов, и определяет их соответствие требованиям законодательства и условиям конкурса;
  • принимает решение о допуске или об отказе в допуске претендентов к участию в конкурсе; утверждает распоряжение о торгах муниципальным имуществом
  • уведомляет претендентов о допуске или об отказе в допуске к участию в конкурсе;
  • определяет победителя конкурса и подписывает протокол об итогах торгов муниципального имущества

Для установления соответствия представленных документов требованиям законодательства и условиям конкурса, комиссия вправе при необходимости запросить дополнительные сведения, а также направить представленные документы на экспертизу. Комиссия самостоятельно определяет регламент своей работы.

Комиссия правомочна решать вопросы, отнесенные к ее компетенции, если на заседании присутствуют не менее половины ее членов с правом решающего голоса. Решения комиссии принимаются простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии с правом решающего голоса.

Что касается вопроса того, как проводятся торги с муниципальным имуществом, то здесь имеется два варианта:

  • Первый вариант связан с тем, что торги проводятся самим муниципалитетом, при этом всю организацию торгов и подготовка необходимых документов обычно возлагается на профильный орган муниципалитета. Как правило, это какой — нибудь комитет по управлению муниципальным имуществом, департамент или управление.
  • Второй вариант — это когда муниципалитет в виду отсутствия собственных возможностей провести конкурсные торги и аукционы (что характерно для большинства небольших муниципальных образований), то имущество муниципалитета может быть выставлено на торги через специальные , как федерального уровня, так и местные региональные. Список таких площадок можно легко найти на сайтах Росимущества или общефедеральном реестре торгов – www.torgi.gov.ru.

Как проводятся торги муниципальным имуществом

Порядок проведения торгов муниципальным имуществом регламентируется многими нормативными актами, законами, отдельными постановлениями правительства. Приоритетными на текущий момент являются такие федеральные законы, как ФЗ №44, ФЗ № 223, ФЗ № 94, которые непосредственно определяют порядок того, как проводятся торги, включая и проведение аукционов на электронных, торговых и аукционных площадках.

Общий же порядок проведения торгов муниципальным имуществом выглядит следующим образом:

  • Принятие решения о проведении торгов. Это решение принимается муниципальным советом совместно с исполнительным органом власти. Это решение выходит в виде постановления, в котором указывается, что в такой — то срок, в таком — то месте будут проведены торги муниципальным имуществом, с перечислением — какое именно имущество будет продаваться. Также этим решением устанавливается Конкурсная комиссия, ее полномочия и контактные данные для подачи заявок всеми заинтересованными участниками
  • Публикация извещения о проведении торгов в СМИ. Для этого используются те информационные площадки, с которыми у муниципальных органов есть договорные отношения или через свои собственные газеты, радио или ТВ, включая и самый основной информационный источник — сайт муниципального образования или сайт по торгам муниципального имущества. Также подобная информация отражается в различных информационных системах и порталах, отслеживающих проведение торгов по всем регионам страны,
  • Принятие заявок от претендентов, их регистрация в журнале приема заявок. После того, как размещено извещение или опубликовано постановление о проведении муниципальных торгов, не менее, чем за тридцать дней до начала самих торгов, проводится прием заявок от всех потенциальных участников. Такой прием заявок проводится с обязательной регистрацией в специальном журнале регистрации заявок и присвоением каждой поданной заявке своего идентификационного номера.
  • Рассмотрение заявок и документов претендентов, установление факта поступления задатков от претендентов, принятие решения о признании претендентов участниками торгов или об отказе в допуске, оформление протокола о признании претендентов участниками торгов;

  • Проведение торгов в месте, указанном в извещении;
  • Оформление результатов торгов протоколом;

  • Публикация информации о результатах торгов, в тех же СМИ, в которых было опубликовано извещение о проведении торгов;
  • Заключение договора купли-продажи муниципального имущества или договора аренды объекта недвижимости или земельного участка, находящегося в муниципальной собственности.

Кроме приведенного общего порядка проведения муниципальных торгов, также следует дополнить его и некоторыми существенными моментами, к которым относится обжалование итогов торгов, что довольно часто встречается в российской аукционной практике. Подача жалоб в отношении муниципальных торгов имущества основывается на положениях Федерального закона № 401-ФЗ и его статьей 181 — «Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров».

Обжалование возможно лицами, подавшими заявку на участие в торгах. А также лицами, чьи права или законные интересы могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов. Это может быть выражено в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, результаты торгов муниципального имущества, а также порядка подачи заявок на участие в торгах.

Обжалование допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов, либо со дня размещения результатов торгов в сети Интернет.

Что нужно, чтобы принять участие в муниципальных торгах имущества

В независимости от того, кто имеет желание принять участие в муниципальных торгах имущества, физическому лицу (обычному человеку) или компания (юридическое лицо), чтобы стать участником, нужно придерживаться следующего несложного алгоритма.

  • Первое — это поиск информации о том где и когда происходит реализация муниципального имущества на торгах. Самый простой вариант — это сайт муниципального образования.

Если муниципалитет настолько мал, что у него нет своего сайта или муниципалитет сам не может проводить торги своим имуществом, то следующим источником информации может быть сайт региональных властей (области, края, республики), где обязательно есть раздел о том, какие торги проводятся в каких муниципалитетах. Что именно будет выставлено на продажу и график торгов муниципального имущества.

  • Второе — как только выбраны интересующие торги, нужно подать заявку, не позднее, чем за тридцать дней. Как правило, многие продвинутые муниципальные образования предоставляют возможность прямо на сайте произвести заполнение такой заявки, для чего нужно предварительно зарегистрироваться, что вполне доступно почти каждому.

  • Третье — это сбор документов. Заполняя заявку на участие в торгах, там уже определено изначально, каким условиям должен удовлетворять участник и, соответственно, там же и указаны, какие именно документы нужны. Это и паспорт, и свидетельство о регистрации ИП или выписка из реестра ЕГРЮЛ. Список документов необходимых для регистрации участника торгов, как правило, всегда есть на том же сайте, где выставлено извещение о проведении торгов.

  • Четвертое – как только заявка подана, и она зарегистрирована, следует, исходя из правил большинства торгов, произвести зачисление задатка на счет той организации, которая проводит торги. Причем, нужно перечислять по тем реквизитам, которые указаны в извещении, а не на счет муниципалитета или его предприятия.
  • Пятое — как только наступил срок проведения торгов, нужно перед самым началом пройти регистрацию участников или подтвердить свое участие в электронной системе торгов.
  • Шестое — как только торги закончены и участник стал победителем, то ему следует сразу подписать протокол, где зафиксированы итоги торгов муниципального имущества (не позднее, чем чрез три дня) в двух экземплярах. После чего, имея на руках этот протокол, можно приступить к подписанию договора купли — продажи с собственником имущества, т.е. муниципалитетом или лицом его заменяющим (представитель).

На этом вся процедура торгов считается законченной, и каждый из участников получает выполнение тех задач, который он перед собой ставил.

В качестве заключения

Остается отметить, что как видно из приведенной статьи, ничего сложного в проведении или участии в муниципальных торгах нет. Зная порядок и систему проведения торгов, не трудно сориентироваться, как и когда подать нужные документы, что является уже залогом того, чтобы стать победителем.

  • Посредством чего осуществляется реализация гос. собственности
  • Организация
  • Что требуется для участия в торгах
  • Как отозвать заявку
  • Подведение итогов торгов
  • Заключение

Нередко у частных организаций или у физических лиц возникает необходимость в приобретении государственного либо муниципального имущества. В рамках этого материала постараемся разобраться в том, как именно происходит реализация гос. собственности.

Для понимания процесса приобретения гос. объектов необходимо представлять, как и почему рассматриваемые объект подвергается продаже. Если изучить процедуру с точки зрения организации, то понять все тонкости этого процесса не составит труда.

Вся приведенная ниже информация будет приводится на основе выдержек из действующего законодательства. Таким образом в актуальности данного материала сомневаться не стоит, его можно использовать как своеобразную памятку.

Отметим, что в действующем законодательстве материал изложен в форме списка. Это не совсем удобно, так как материал достаточно объемный и найти в нем опорные моменты быстро весьма трудоемко. Мы же разделим весь объем на опорные разделы, где будем давать разъяснения.

Посредством чего осуществляется реализация гос. собственности

Продажа государственного и муниципального имущества осуществляется на торгах. Это достаточно удобно, так как имеет место конкуренция между потребителями.

Аукцион проводятся по принципу открытого набора участников. Однако есть случаи когда аукцион может быть признан недействительным.

Если аукцион не состоялся, то организаторы могут снизить начальную цену на приобретение муниципального или государственного имущества. Как правило, в таких случаях интерес со стороны покупателей увеличивается в разы.

Аукцион по продаже гос. собственности имеет двухстороннюю выгоду . Для покупателей это хорошая возможность выгодно вложится и купить неплохой гос. объект, а для продавцов возможность привлечения большого количества участников, что косвенно увеличивает начальное ценовое предложение.

Организация

Набор аукциона по продаже государственного или муниципального имущества проводится на основании заявок от претендентов. Период подачи заявок определяется организаторами аукциона, однако не должен быть меньше 25 дней.

После сбора заявок, организаторы аукциона на реализацию гос. объектов проверяют документы, предоставленные претендентами и принимают решение о допуске их к участию в торгах. Аукцион должен быть проведен в течении трех дней с момента утверждения участников.

Торги могут проводится в открытой форме и закрытой. Если текущая ставка поднимается публично в ходе проведения торгов, то имеет место первый вариант. При подаче предложений в письменном виде в закрытых конвертах аукцион - второй.

Отметим, что при открытой продаже гос. собственности должен быть установлен также фиксированный шаг повышения предложения. Это делается для уравнивания шансов всех участников аукциона.

Если мероприятие проводятся в закрытой форме, то предложения собираются в день подведения результатов аукциона. По решению организаторов предложение может быть принято при подаче заявки на участие.

Что требуется для участия в торгах

Итак, если вы решили по участвовать в аукционе по продаже государственного и муниципального имущества вам необходимо подготовить ряд документов и выполнить некоторые операции. Рассмотрим их по порядку.

  1. Подать заявку на участие в торгах государственного или муниципального. Заявка имеет стандартную форму, форму для ее написания следует взять у организаторов аукциона.
  2. Внести предварительный взнос, размер которого составляет 20% от первоначальной цены. Делается это для подтверждения намерений претендента. Факт оплаты подтверждается наличием квитанции.
  3. Предоставить перечень документов, которые требует организатор (документ подтверждающий личность, бланки о платежеспособности организации и т.д.).

Претендент может быть не допущен к участию в торгах по продаже государственного или муниципального имущества. Послужить такому решению могут следующие объективные основания:

  • представлен не весь перечень документов, которые организатор указал в информационном сообщении;
  • поданные документ выполнены не по форме, которая предусматривается действующим законодательством;
  • подача заявки осуществлена лицом, которое не имеет полномочий представлять конкретную организацию;
  • нет информационных данных о внесении предварительного взноса на счет организаторов аукциона.

Если одно из перечисленных оснований имеет место быть, то организаторы имеют полное право отказать претенденту. На практике, организаторы часто делают предупреждение перед тем, как переходить к более решительным действиям.

Как отозвать заявку

Иногда возникают ситуации в отзыве поданной заявки. Такое может случится, если человек нашел более выгодное предложение либо просто передумал. Отзыв осуществляется при помощи составления уведомления, которое выполняется в письменной форме.

Имущество банкротов - Как выгодно продать нежилое помещение в маленьких городках

Отметим, что обратиться к организатором аукциона по проведению торгов гос. имущества с просьбой о закрытии заявки можно до момента пока не состоялось утверждение заявок. В этом случае вам гарантированно вернут внесенный задаток.

А вот если вас утвердили в качестве участника и вы попросту не пришли на аукцион, то организаторы имеет полное право не возвращать задаток. Поэтому крайне рекомендуется хорошо подумать прежде чем участвовать в торгах.

Что касается количества заявок на участие, то одно лицо может подать только одну заявку. Это сделано для того, чтобы снизить факты намеренного срыва аукциона.

Подведение итогов торгов

После проведения аукциона победителю либо лицу представляющему его должно быть выдано официальное уведомление , согласно которому данное лицо признается победителем. На основании этого документа выигравший торги по продаже гос. имущества должен заключить договор купли-продажи. На данную процедуру отводится 5 рабочих дней со дня проведения аукциона.

Если победитель аукциона не заключил договор, то фат продажи муниципального или государственного имущества признается недействительным. Это нужно обязательно иметь ввиду. Однако, если у вас просто возникли форс-мажорные обстоятельства можно поговорить с организаторами аукциона и прийти к компромиссу.

После определения победителя задатки основных участников возвращаются в период не позднее пяти рабочих дней. Так, что не стоит переживать о том, что если вы не стали победителем, то деньги вам не вернут. Просто организаторам аукциона нужно как-то страховаться от злоумышленников.

Передача собственности происходит в течении 30 рабочих дней со дня подписания договора купли-продажи. Такой срок устанавливается в связи с тем, что объекты государственного и муниципального владения могут быть достаточно большими и оформление может занять достаточно длительное время.

Заключение

Как видно из представленного материала реализация и процесс приобретения государственного или муниципального имущества на торгах не вызывает сложности. Попросту необходимо внимательно ознакомиться с регламентом аукциона, который предоставляют организаторы и предоставить весь перечень документов.

При возникновении сложностей воспользуйтесь услугами юриста . Хотя при условии изучения этого материала и собственной экономической грамотности он вам вряд ли понадобиться. Участвуйте в аукционах и эффективно вкладывайте свои денежные средства.


Особенности правового регулирования продажи государственного или муниципального имущества, закрепленного за государственными и муниципальными учреждениями, предприятиями

Эта проблема не имеет прямого отношения к закупкам, но с ней часто сталкиваются те, кто работает по 223-ФЗ и 44-ФЗ. Да, имущество таких учреждений не принадлежит им, собственником имущества является государство. Согласно этой логике многие ошибочно предполагают, что сделки в отношении такого имущества невозможны.

Могут ли осуществлять такое отчуждение закрепленного за ними государственного или муниципального имущества сами учреждения, предприятия? Да, могут, но, как правило, с согласия собственника (органа по управлению) государственного или муниципального имущества.

Государственные и муниципальные учреждения: бюджетные учреждения

Существуют ограничения, которые накладываются на такие сделки. Государственные и муниципальные унитарные предприятия, за исключением казенных предприятий, самостоятельно распоряжаются движимым имуществом, закреплённым за ними на праве хозяйственного ведения.

Исключения:

    Сделки с недвижимым имуществом (п. 2 ст. 295 ГК РФ, ч. 2 ст. 18 ФЗ-161).

    Сделки в отношении имущества казенных предприятий (п. 1 ст. 297 ГК РФ, ст. 19 ФЗ-135).

    Самостоятельно распоряжаются любым движимым имуществом, закрепленным за ними на праве оперативного управления.

    Могут самостоятельно распоряжаться особо ценным движимым имуществом, если оно приобретено за счет собственных средств.

Речь идет о государственных и муниципальных предприятиях, имущество за которыми закреплено на уровне ведения. Согласие собственника не требуется.

Исключения:

  1. Недвижимое имущество, закрепленное на праве оперативного управления (п. 3 ст. 298 ГК РФ)
  2. Особо ценное движимое имущество, закрепленное за ним собственником или приобретенное бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником (п. 3 ст. 298 ГК РФ).

Государственные и муниципальные учреждения: автономные учреждения

Государственные и муниципальные учреждения: автономные учреждения

Автономные учреждения самостоятельно распоряжаются любым движимым имуществом, закрепленным за ними на праве оперативного управления и могут распоряжаться особо ценным движимым имуществом, а также недвижимым имуществом, если оно приобретено за счет собственных средств. Здесь у автономных учреждений свободы больше.

Пункт 2 статьи 298 Гражданского кодекса РФ

Исключение: недвижимое имущество и особо ценное движимое имущество, закрепленное за ним собственником или приобретенное автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником (п. 1 ст. 298 ГК РФ).

Государственные и муниципальные учреждения: казенные учреждения

Казенные учреждения лишены возможности самостоятельно распоряжаться любым закрепленным за ним имуществом без согласия собственника. Каким образом регламентируется продажа муниципального имущества, закрепленного за государственными и муниципальными учреждениями, предприятиями? Это законодательство о приватизации государственного или муниципального имущества? Или это антимонопольное законодательство?

Ни законодательство РФ о приватизации государственного и муниципального имущества, ни антимонопольное законодательство РФ в настоящее время на сделки по отчуждению имущества,закрепленного за государственными и муниципальными учреждениями, предприятиями, не распространяются.

Федеральный закон от 21.12.2001 №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»

Статья 3. Сфера действия настоящего Федерального закона. 2. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении:
9) государственными государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями имущества, закрепленного за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении.

Кто-то из законодателей специально вывел из-под действия закона «О приватизации» сделки по отчуждению государственного и муниципального имущества, закрепленного за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении. Это законная лазейка, которая помогает обходить требования закона «О приватизации» и отчуждать государственное и муниципальное имущество. То есть чьи-то имущественные интересы лоббируются. Та же ситуация складывается с антимонопольным законодательством.

Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О защите конкуренции»

Статья 17.1. Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества.
1. Заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Аналогичные нормы содержатся и в приказе ФАС России от 10.02.2010 № 67 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса».

Исключение: правила антимонопольного законодательства о порядке проведения аукционов в отношении государственного имущества применяются при продаже имущества, закрепленного за федеральными государственными унитарными предприятиями.

Пункт 2 Постановления Правительства РФ от 03.12.2004 № 739 (ред. от 05.05.2017) «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия».

Продажа имущества федеральных государственных унитарных предприятий осуществляется в порядке, установленном антимонопольным органом. В отношении остальных предприятий (не федеральных) и муниципальных учреждений нормы не распространяются в рамках борьбы с коррупцией.

Но как работник бюджетной сферы может продать имущество, например, когда его использование уже нецелесообразно?

Пошаговый алгоритм проведения торгов по продаже государственного или муниципального имущества, закрепленного за государственными и муниципальными учреждениями, предприятиями.

Действия

ШАГ 1

Важно помнить, что имущество, закрепленное на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, не является собственностью учреждения, предприятия, поэтому в большинстве случаев они не вправе без согласования проводить сделки по его отчуждению.Независимо от того, что написано в законе, учреждение (предприятие) должно получить согласие на продажу государственного или муниципального имущества:

  1. у собственника (органа по управлению государственным или муниципальным имуществом);
  2. у учредителя, поскольку даже если отчуждение имущества не является крупной сделкой, оно может затрагивать цели осуществляемой деятельности учреждения, предприятия.

Уголовный кодекс РФ содержит такие статьи:

  • 285. Злоупотребление должностными полномочиями
  • 286. Превышение должностных полномочий
  • 293. Халатность

Если имущество будет отчуждено без согласия собственника, то будет возбуждено уголовное дело по этим статьям.

Так как деятельность учреждения специальная, нужно обратиться еще и к учредителю. Если согласия не будет, то это также чревато судебными последствиями. Эта двухуровневая система контроля помогает защищать государственное и муниципальное имущество.

ШАГ 2

Проведение оценки объектов оценки.

Статья 8. Обязательность проведения оценки объектов оценки Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Проведение оценки объектов оценки является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в том числе при продаже или ином отчуждении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям.

Действующее законодательство РФ не обязывает проводить торги по продаже государственного или муниципального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными (муниципальными) учреждениями, предприятиями.

ГК РФ, статья 447. Заключение договора на торгах

  1. Договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.
  2. В качестве организатора торгов могут выступать собственник вещи, обладатель иного имущественного права на нее, другое лицо, имеющее интерес в заключении договора с тем, кто выиграет торги, а также лицо, действующее на основании договора с указанными лицами и выступающее от их имени или от своего имени, если иное не предусмотрено законом (нотариус, специализированная организация и др.).
  3. В случаях, указанных в настоящем Кодексе или ином законе, договоры о продаже вещи или имущественного права могут быть заключены только путем проведения торгов.

То есть если на учреждение не распространяется действие закона «О приватизации», антимонопольное законодательство, то торги проводить не обязательно.

Если организация не является ФГУПом и получила согласие на отчуждение имущества, то ей также ничто не мешает заключить договор купли-продажи напрямую с покупателем в порядке, установленном в главе 30 Гражданского кодекса РФ «Купля-продажа».

Проведение торгов

Проведение таких торгов регламентируется:

  • для государственных и муниципальных учреждений, предприятий (за исключением ФГУПов) — статьями 447 и 448 Гражданского кодекса РФ;
  • для ФГУПов — приказом ФАС России от 10.02.2010 №67.

Форма торгов — конкурс или аукцион

ГК РФ Статья 447. Заключение договора на торгах

  1. Торги (в том числе электронные) проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом.
  2. 1. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу — лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.

Форма торгов определяется собственником продаваемой вещи или обладателем реализуемого имущественного права, если иное не предусмотрено законом. Форму торгов определяет организатор. Большинство организаций выбирает аукцион, так как он наиболее понятен и приемлем.

2. Если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов должно быть опубликовано организатором не позднее чем за тридцать дней до их проведения.

  1. Если иное не предусмотрено в законе или в извещении о проведении торгов, организатор открытых торгов, опубликовавший извещение, вправе отказаться от проведения аукциона в любое время, но не позднее чем за три дня до наступления даты его проведения, а от проведения конкурса — не позднее чем за тридцать дней до даты проведения конкурса.
  2. В случае, если организатор открытых торгов отказался от их проведения с нарушением указанных сроков, он обязан возместить участникам понесенный ими реальный ущерб.

Какой может быть ущерб? Если наступило ЧП (отклонено 50-100 заявок и возник скандал с участниками торгов), то сроки можно нарушить, но нужно возместить ущерб участникам по пункту 4 Статьи 448 ГК РФ. Но на данный момент нарушений не было установлено, так как практика по этим пунктам минимальна.

Для ФГУПов ситуация хуже: извещение об аукционе должно быть опубликовано не менее чем за 20 календарных дней до даты окончания подачи заявок.

  • Приказ ФАС России № 67: отказ от проведения аукциона не позднее чем за 5 дней до даты окончания подачи заявок
  • Приказ ФАС России № 67: при проведении торгов в рамках ст. 447-448 ГК РФ обязательно извещение о проведении торгов.
  • ГК РФ Статья 448. Организация и порядок проведения торгов.

Если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов должно быть опубликовано организатором не позднее чем за тридцать дней до их проведения. Извещение должно содержать сведения о времени, месте и форме торгов, об их предмете, о существующих обременениях продаваемого имущества и о порядке проведения торгов, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене.

2. Условия договора, заключаемого по результатам торгов, определяются организатором торгов и должны быть указаны в извещении о проведении торгов.

Для ФГУПов: помимо извещения об аукционе необходимы также документация об аукционе, в том числе проект договора.

При проведении торгов обязательно внесение задатка, если он был предусмотрен извещением.

ГК РФ Статья 448. Организация и порядок проведения торгов

1. Участники торгов вносят задаток в размере, в сроки и в порядке, которые указаны в извещении о проведении торгов. Если торги не состоялись, то задаток подлежит возврату. Задаток возвращается также лицам, которые участвовали в торгах, но не выиграли их.

При заключении договора с лицом, выигравшим торги, сумма внесенного им задатка засчитывается в счет исполнения обязательств по заключенному договору.

Если иное не установлено законом, обязательства организатора и участников торгов по заключению договора по результатам торгов могут обеспечиваться независимой гарантией.

Порядок и срок заключения договора

ГК РФ Статья 448. Организация и порядок проведения торгов

1. Если иное не установлено законом, то лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона или конкурса протокол о результатах торгов,который имеет силу договора.

Лицо, уклоняющееся от подписания протокола, обязано возместить причиненные этим убытки в части, превышающей размер предоставленного обеспечения.

Если в соответствии с законом заключение договора возможно только путем проведения торгов, при уклонении организатора торгов от подписания протокола победитель торгов вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, а также о возмещении убытков, вызванных уклонением от его заключения.

Для ФГУПов: протокол аукциона не имеет силу договора купли-продажи, а является основанием для заключения договора купли-продажи имущества, который заключается не ранее чем через 10-ть календарных дней со дня размещения на официальном сайте торгов протокола аукциона либо протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе в случае, если аукцион признан несостоявшимся (п.п. 14 п. 109 Правил, утв. Приказом ФАС России № 67)

Где публиковать извещение о проведении торгов? Обязательно размещение извещения о проведении торгов на официальном сайте РФ для проведения торгов: www.torgi.gov.ru . В извещении нужно указать базовую информацию и сделать ссылку на сайт организатора, где будет размещена вся информация.

Помимо официального сайта ЕИС есть сайт для торгов в сфере государственного и муниципального заказа:www.torgi.gov.ru. Там необходимо публиковать информацию о торгах в целях информационной открытости.

Источник публикации извещения определяется самим организатором торгов, за исключением извещений о продаже имущества, закрепленного за ФГУПами.

Банковская гарантия. Это установленная сумма, которая включается в счет стоимости (имущества) победителю торгов при имущественных операциях. Для обеспечения обязательств можно использовать независимую гарантию, но никто не будет ее использовать, так как нужен задаток в счет выкупной стоимости имущества. Что делать с банковской гарантией? Если договор не будет заключен, то денежные средства будут оставлены организатору. По итогам протокола торгов гарантия возвращается. В рамках торгов по статье 448 ГК РФ основанием перехода является именно этот документ, он имеет силу договора купли-продажи.

Какие требования предъявляются к протоколу? Он должен содержать все пункты договора купли-продажи. Он подписывается только по истечении 10 календарных дней.

Постановление Правительства РФ от 10.09.2012 № 909 "Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".

Возникла абсурдная ситуация, когда формально на продажу государственного и муниципального имущества, закрепленного за государственными и муниципальными учреждениями, предприятиями требование о размещении информации о продаже этого имущества на официальном сайте РФ для проведения торгов не распространяется (исключение - ФГУПы).

Практика использования функционала использования электронных торговых площадок для продажи имущества?

По состоянию на 06.09.2017 г. Гражданский кодекс РФ (п. 4 ст. 447) допускает проведение электронных торгов. Однако, порядок проведения электронных торгов для продажи имущества, закрепленного за гос. и мун. учреждениями, предприятиями нормативно нигде не определён. В том числе и в отношении имущества ГУПов. Торги проводятся, многие субъекты РФ это практикуют, но нормативного определения таких торгов нет! Ситуация абсурдна. Но почему организаторы пользуются электронными торговыми площадками? Есть 2 очевидных преимущества.

ПЛЮСЫ ЭЛЕКТРОННЫХ ТОРГОВ:

Помимо декларативных принципов «информационной открытости», «прозрачности», «развития конкуренции» есть два очевидных преимущества для организатора торгов:

№ 1: Техническая работа по проведению аукциона (аукциониста, секретаря комиссии) заменяется функционалом сайта ЭТП. Если имущество продается, то обычно используется шаг аукциона, необходимо приглашать специалиста для проведения торгов физически. Также для расчета шага аукциона необходимо специальное программное обеспечения. Также необходимо составление протокола. Для некоторых сотрудников бюджетных организаций электронные торговые площадки являются спасением.

№ 2: Уменьшается вероятность возникновения потенциальных конфликтов (споров) с участниками торгов, проверяющими. Все вопросы направляются оператору торговой площадки.

МИНУСЫ ЭЛЕКТРОННЫХ ТОРГОВ:

№ 1: Организатору торгов следует помнить, что порядок проведения торгов в настоящее время нормативно не определен.

Поэтому необходимо делать обязательную ссылку на регламент ЭТП в извещении о проведении торгов при указании сведений о порядке проведения торгов, в том числе в порядке определения победителя торгов. Где можно сделать эту ссылку? При указании сведений о порядке проведения торгов. Об этом обязательно нужно помнить.

№2: Тарифы ЭТП и «скотское» (недобросовестное) поведение ряда операторов ЭТП, обусловленное применяемой тарифной политикой (порядку определения вознаграждения). В ряде случаев оператор ЭТП привязывает стоимость услуг своей площадки к стоимости проданного имущества. Если покупатель найден и площадкой к стоимости прибавляется 1-2%, то покупатель просто не захочет участвовать в торгах.

При этом, если на площадке торгов по продаже имущества немного, а ценность имущества велика, то некоторые недобросовестные операторы ЭТП вводят подставных участников торгов, которые участвуют в торгах наряду с реальными участниками и банально накручивают стоимость имущества для увеличения вознаграждения оператора ЭТП.

№ 3: Большинство ЭТП имеют функционал по продаже имущества, но работоспособность этого функционала тестируются впервые на организаторе торгов, что ведет к срыву или задержке торгов.

Как это выглядит? Многие ЭТП приобретаются на типовых платформах. При этом оператор ЭТП не имеет собственной службы технической поддержки, а разработчик платформы имеет только теоретическое представление об особенностях проведения торгов. Часто техническая поддержка не работает из-за разницы во времени.

Вопросы участников

Могут ли ГУПы продавать имущество на ЭТП по Приказу №67?
Этот вопрос в настоящее время не регламентирован, так как Приказ №67 — это калька с 44-ФЗ. Но ряд организаций в качестве эксперимента проводит торги по этому Приказу. Если документация будет сделана по Приказу №67, то нужно обязательно сделать ссылку на регламент ЭТП. Торги являются «бумажными». Нормативного порядка электронных торгов нет.

Если проводить торги на ЭТП, на www.torgi.gov.ru размещать извещение не нужно?
Публиковать извещение нужно обязательно только федеральным государственным предприятиям. Если организация им не является, то это не нужно. Но есть рекомендация публиковать его в целях информационной открытости. Но в законе написано, что извещение должно быть опубликовано в печатном издании даже без публикации извещения на электронной торговой площадке.

Возможна ли смена нанимателя по договору купли-продажи (коммерческого найма жилого помещения) по истечении срока договора?
Какое отношение такой договор имеет к государственному и муниципальному имуществу? Наниматель не приобретает никаких прав на собственность. Смена нанимателя возможна при наличии такого пункта в договоре. Также «аренда» и «найм» — это разные виды договора.

Автономному муниципальному учреждению необходимо продать автомобиль в оперативном управлении после аварии. Цена вопроса - 8000 рублей. Без торгов никак?
Если это имущество было куплено за счет средств автономного учреждения, то можно продавать любым способом. Если автомобиль куплен на деньги государственные или муниципальные и включен в перечень особо ценного движимого имущества, то необходимо обратиться за согласованием его отчуждения к учредителю и орган управления муниципальным имуществом. Если согласие будет дано, то продажу можно осуществить любым способом, даже без торгов.

После проведения экспертизы автомобиль списывают. Металлолом можно продать?
Да, его можно продать. В том числе и без торгов.

ФГБУ хочет продать автомобиль. Получено разрешение, произведена оценка. Можно ли заключить прямой договор?
К сожалению, нет. Только если в письме от ГБС не указано иного.

Но металлолом же не имущество?
Если он находится на балансе учреждения, то является имуществом. Списанное же имущество продается каким угодно способом.

ИП по 223-ФЗ подойдет для публикации извещения на OTC?
.

Как продавать малоценное имущество (мебель и т.д.)? По согласованию?
Нет, согласование не нужно, если имущество находится на праве хозяйственного ведения, но желательно обратиться за письменным утверждением к учредителю.

Осуществляют продажу различного муниципального имущества на специальных открытых аукционах, для участия в которых требуется подать заявку. Участвовать в торгах могут не только юридические, но и физические лица. Продавать государственную собственность имеют право только уполномоченные лица. Законом детально проработана сама процедура торгов, в ходе которых через покупку государственной или муниципальной собственности осуществляется ее приватизация. Соблюдение процессуальных нормативов обеспечивает легальность приватизации государственного имущества коммерческими организациями и частными лицами. В случае нарушения установленных законом нормативов по организации торгов сделка может быть признана ничтожной и покупателю придется вернуть приобретенное государственное имущество.

В этой статье

Что может быть приватизировано через официальные торги

В собственности государственных властей разного уровня находится разнообразное имущество. Законом официально разрешена продажа государственного и муниципального имущества в тех случаях, когда требуется пополнить муниципальную казну или избавиться от нерентабельного объекта, приносящего убытки государству или муниципалитету.

Государственные власти разного уровня имеют право выставить на конкурсные торги следующее государственное имущество:

  • земельные участки под строительство или сельскохозяйственное назначение;
  • любые здания и строения;
  • ценные бумаги, акции и облигации, выпущенные государством;
  • недвижимость и ценности, находящиеся территориально в другой стране, но принадлежащие государству;
  • залежи полезных ископаемых.

Кто может принять участие в аукционах

Действующее законодательство описывает конкурсные торги по продаже государственной собственности разного типа и порядок их проведения как открытое мероприятие, в котором могут принимать участие коммерческие организации и физические лица. Закон оговаривает специально круг юридических и физических лиц, для которых невозможно участие в таких торгах. К ним относятся:

  • лица, занимающие государственные должности;
  • унитарные предприятия;
  • властные структуры, представляющие государственную власть на местах;
  • компании, в которых более 25 % уставного капитала принадлежит государству;
  • компании, чьи акции продаются через государственные конкурсные аукционы.

Организация конкурсных торгов

Осуществляют продажу муниципального имущества посредством его публичного предложения на специальных аукционах, на которых каждый вид собственности выставляется в форме подробно описанного лота. Организатор таких торгов в обязательном порядке указывает:

  • начальную стоимость объекта в рублях;
  • размер шага аукционных торгов;
  • задаток, который потребуется внести по окончании торгов за купленную собственность.

Сведения о выставляемом на аукцион имуществе, цена, размер задатка и величина повышения начальной цены («шаг аукциона»)

Каждый аукцион тщательно готовится специальными уполномоченными органами, которые:

  • выбирают место и время его проведения;
  • определяют места внесения задатков за приобретенную государственную собственность через конкурсные торги;
  • устанавливают время начала и завершения приема заявок для участия в аукционе;
  • проводят регистрацию участников конкурсных торгов;
  • назначают специалистов, которые будут проводить продажу государственного имущества.

Условия конкурса могут предусматривать ряд требований к участникам аукциона, которые должны быть выполнены для участия в таком мероприятии. По действующим правилам участники должны предоставить заявление и пакет необходимых документов, которые предусматривают условия конкурса.

В тех случаях, когда торги проходят в электронной форме, в них могут участвовать юридические лица из разных российских регионов. При организации торгов в режиме офлайн к участникам торгов предъявляется ряд специальных требований.

Правила проведения

Конкурсные аукционы всегда проводится в публичной форме на специальных площадках при строгом соблюдении действующего законодательства о продаже государственного и муниципального имущества.

Законом запрещается продавать такие объекты, с которыми к новым владельцам такой собственности переходят обязательства по ней.

Каждый участник такого мероприятия должен заполнить заявление по определенной форме и правильно оформить все необходимые документы. Хотя аукционы являются открытыми и общедоступными для каждого желающего, для участия в них требуется обладать специальными юридическими знаниями. Юридические и физические лица для этого могут использовать услуги специалистов, оказывающих помощь при оформлении заявки на участие и последующее сопровождение в приобретении желанного лота и оформлении его в собственность.

Каждый участник аукционных торгов после победы на аукционе должен подтвердить свою покупку специальным взносом, размер которого указывается в описании лота в обязательном порядке. При отсутствии такого взноса сделка может быть аннулирована.

Через систему официальных торгов по продаже государственного и муниципального имущества можно по более низкой стоимости, чем рыночная цена, приобрести ценное имущество. Участие в таких мероприятиях позволяет рационально вкладывать свои капиталы в выгодные имущественные объекты. Для того чтобы сделки не были опротестованы, а желающие приобрести государственное имущество смогли попасть на такие аукционы, требуется пользоваться услугами юристов, специализирующихся в этой области. Официально торги являются открытыми и бесплатными мероприятиями, но процедура их проведения довольно сложна и требует специальной подготовки. Используя услугу документального сопровождения, можно избежать многих ошибок и регулярно принимать участие в таких официальных мероприятиях по продаже государственного имущества. Следует помнить, что при обнаружении любых несоблюдений правил проведения таких торгов и нарушении интересов государства сделка может быть признана официально недействительной.