Различие общей и особенной части финансового права. Система финансового права Российской Федерации

Система финансового права - это объективно обусловленная внутренняя организация финансового права, заключается в единстве и согласованности финансово-правовых норм и их группирование в финансово-правовые институты и подотрасли.

Основными структурными элементами системы финансового права являются:

1) финансово-правовая норма как базовый структурный элемент;

2) финансово-правовой институт как совокупность финансово-правовых норм, регулирующих определенную группу однородных финансово-правовых отношений. Институты финансового права можно классифицировать:

По функциональной роли: регулятивные (например, Институт местных налогов и сборов) и охранные (например, институт финансовой ответственности);

3) подотрасль финансового права как объединение институтов финансового права, регулирующих отдельный вид финансовых правоотношений (например, бюджетное право).

Финансовое право состоит из Общей и Особенной частей.

Общая часть включает такие нормы, которые являются общими для всех финансово-правовых отношений и составляют основу для регулирования правоотношений в сфере финансовой деятельности государства и местного самоуправления. Нормы Общей части определяют:

Понятие и содержание финансов и финансовой системы;

Понятие финансовой деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, ее задачи, принципы, формы и методы осуществления;

Правовой статус субъектов финансовой деятельности:

Предмет и метод финансового права, его понятие, систему источника;

Правовую характеристику финансовых правоотношений и финансово-правовых норм:

Правовые основы финансового контроля.

Особенная часть финансового права состоит из норм, регулирующих отдельные направления финансовой деятельности государства и местного самоуправления, различные звенья финансовой системы, в частности общественные отношения в области:

Государственного и местного бюджетов;

Специальных целевых фондов средств:

Государственных и местных доходов:

Государственного и муниципального кредита;

Обязательного государственного страхования;

Государственных и местных расходов;

Денежного обращения и расчетов;

Банковского кредитования (по удовлетворению публичного интереса)

Валютного регулирования;

Финансов субъектов хозяйствования и тому подобное.

Следовательно, нормы Общей части финансового права конкретизируются в его Особенной части.

Источники финансового права

Источники финансового права - это правовые формы внешнего выражения норм финансового права. Финансовое право, с этой точки зрения. - Это отрасль законодательства, является совокупностью нормативно-правовых актов и других источников финансового права, в которых финансово-правовые нормы находят свое внешнее выражение.

Если система права - это внутреннее строение права, его содержание; то система законодательства - его внешняя форма как система нормативно-правовых актов и Других правовых форм, в которых отражены нормы финансового права, а соответственно и Институты и отрасли последнего. Содержание и форма права находятся в неразрывной взаимосвязи. Система права и система законодательства диалектически связаны, их не следует ни противопоставлять, ни отождествлять.

Для системы права первичным элементом является правовая норма, структуру которой создают гипотеза, диспозиция и санкция. Для системы законодательства первичным элементом является статья нормативно-правового акта, не обязательно должен содержать все три структурные элементы правовой нормы. Итак, статья нормативно-правового акта и выступает внешней формой правовой нормы (в неполном, редко - в полном объеме). Характерной особенностью нормативно-правовых актов является тот факт, что в них, как правило, отражены нормы различных отраслей права, и поэтому они регулируют разные по содержанию виды общественных отношений.

Основным источником финансового права являются нормативно-правовые акты - письменные документы компетентного органа публичной власти, в которых закреплены формально-обязательные правила поведения общего характера, регулирующих финансовые правоотношения.

Среди нормативно-правовых актов вуза юридическую силу имеют законы- нормативно-правовые акты законодательного органа государственной власти, регулирующих важнейшие вопросы общественной жизни, устанавливают права и обязанности субъектов общественных отношений и имеют высшую юридическую силу. Законы в Украине принимаются исключительно Верховной Радой Украины.

Среди законов высшую юридическую силу имеет Конституция Украины, которая закрепляет основы общественного и государственного строя, которыми определены основные принципы осуществления финансовой деятельности государства и местного самоуправления. На ее основе должны приниматься законы и другие нормативно-правовые акты в области формирования, распределения и использования публичных фондов средств, а также заключаться и ратифицироваться международные договоры. Конституция Украины содержит нормы прямого действия, служит гарантией охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина.

Источниками финансового права являются также другие законы, к которым относятся законы, в которых отражены именно нормы финансового права и которые являются преимущественно источниками финансового права (специальные законы), например. Бюджетный кодекс. Законы Украины "О системе налогообложения", "О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами государственными целевыми фондами" и т.п., и законы, которые являются прежде всего источниками других отраслей права, однако также регулируют отдельные вопросы в сфере финансовой деятельности (общие законы), например. Законы Украины "О местном самоуправлении", "О ценных бумагах и фондовом рынке". Хозяйственный кодекс Украины и другие. Следует также отметить, что законы могут быть кодифицированными и некодифицированным. Среди кодифицированных законов как источников финансового права сегодня действует только Бюджетный кодекс Украины. Отсутствуют пока еще в Украине кодифицированы источники из других отдельных разделов финансового права, например. Налоговый кодекс.

К источникам финансового права и до сих пор следует относить также действующие Декреты Кабинета Министров Украины, регулирующих сферу финансовой деятельности и по юридической силе соответствуют законам, в частности Декрет "О системе валютного регулирования и валютного контроля" от 19 февраля 1993 года. Это обусловлено тем, что в период с 21 декабря 1992 по 21 мая 1993 с целью оперативного решения вопросов, связанных с проведением рыночных реформ. Верховная Рада временно делегировала ряд своих полномочий в сфере законодательства Кабинета Министров Украины. В соответствии с Законом Украины "О временном делегировании Кабинету Министров Украины полномочий издавать декреты в сфере законодательного регулирования" от 18 ноября 1992 Кабинета Министров Украины было временно делегированы сроком до 21 мая 1993 года, полномочия издавать декреты в сфере законодательного регулирования относительно отношений кредитно-финансовой системы и налогообложения. Такие декреты могут быть изменены или отменены только законом, принятым Верховной Радой Украины.

Кроме того, источниками финансового права являются международные договоры Украины, содержат положения, относящиеся к сфере публичных финансов, поскольку в соответствии со статьей 9 Конституции Украины действующие международные договоры, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, являются частью национального законодательства Украины. Необходимо подчеркнуть, что в соответствии со статьей 19 Закона Украины "О международных договорах Украины" от 29 июня 2004 года, действующие международные договоры Украины, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, применяются в порядке, предусмотренном для норм национального законодательства, а если международным договором Украины, вступившим в силу в установленном порядке, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены в соответствующем акте законодательства Украины, то применяются правила международного договора.

К подзаконным нормативно-правовых актов как источников финансового права, выдаваемые на основании закона, в соответствии с законом и для его выполнения принадлежат следующие акты:

Указы и распоряжения Президента Украины;

Постановления Кабинета Министров Украины;

Акты центральных органов исполнительной власти (например, таких как. Министерство финансов. Национальный банк Украины, Государственная налоговая администрация и т.д.);

Акты органов власти Автономной Республики Крым (Верховной Рады Автономной Республики Крым и Совета министров Автономной Республики Крым), местных государства их администраций, органов местного самоуправления, которыми регулируются вопросы местного значения в области формирования, распределения и использования фондов денежных средств.

Особое место среди источников финансового права занимают акты Конституционного Суда Украины. Ведь Конституционный Суд Украины принимает решение и дает заключения по делам о: конституционности законов и других правовых актов Верховной Рады Украины, актов Президента Украины, актов Кабинета Министров Украины, правовых актов Верховной Рады Автономной Республики Крым; 2) соответствия Конституции Украины действующих международных договоров Украины или тех международных договоров, которые вносятся в Верховную Раду Украины для дачи согласия на их обязательность; официального толкования Конституции и законов Украины. Решения и заключения Конституционного Суда Украины в равной степени обязательны к исполнению на всей территории Украины.

Специфическим является статус других отдельных судебных актов. Согласно положениям Закона Украины "О судоустройстве" от 7 февраля 2002 Пленум Верховного Суда Украины дает разъяснения судам общей юрисдикции по вопросам применения законодательства, в случае необходимости признает недействительными соответствующие разъяснения высших специализированных судов, а Пленум высшего специализированного суда дает роз "объяснения по вопросам применения специализированными судами законодательства при рассмотрении дел соответствующей судебной юрисдикции. Такие руководящие разъяснения даются в пределах полномочий, рассчитанные на многократное применение и являются обязательными для выполнения всеми участниками судопроизводства, в том числе при рассмотрении вопросов, связанных с финансовой деятельностью.

Отдельные ученые указывают на существование так называемых локальных актов в качестве источников финансового права, принимаемые органами управления предприятий, учреждений и организаций (уставы, положения и т.п.).

Источники финансового права можно классифицировать по различным критериям: по юридической силе, по характеру норм финансового права, по свойствам правового регулирования, по территориальному признаку, по субъектом правотворчества, по времени действия, по сфере действия, по форме.

Финансовое право, являясь отраслью права, состоит из множества отдельных финансово-правовых норм, которые группируются в различные институты и подразделения, объединяясь в единую систему. Группировка финансово-правовых норм в системе имеет объективную основу, т. е. она зависит от особенностей регулируемых отношений. Вместе с тем на построение системы финансового права, группировку его норм, формирование институтов оказывают влияние и потребности практики.

Следовательно, система российского финансового права - это объективно обусловленное системой общественных финансовых отношений внутреннее его строение, объединение и расположение финансово-правовых норм в определенной последовательности.

В системе финансового права выделяются части, разделы, подотрасли, институты. Наиболее крупные составляющие российского финансового права - части: Общая и Особенная.

К Общей части относятся нормы финансового права, которые закрепляют основные общие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства и муниципальных образований; систему государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность, и разграничение их полномочий в этой области; основные черты финансово-правового положения других субъектов, с которыми они вступают во взаимоотношения; общие положения об организации финансового контроля, его формы и методы и другие подобные им финансово-правовые нормы. Они действуют в масштабе всей финансовой деятельности государства (и муниципальных образований) и имеют для нее общее значение.

Нормы Общей части финансового права конкретизируются в его Особенной части. Особенная часть состоит из нескольких разделов и подотраслей, включающих в себя соответствующие финансово-правовые институты. Каждое из этих подразделений представляет собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих группу однородных финансовых отношений. Финансово-правовой институт объединяет правовые нормы, регулирующие более узкую и близкую по содержанию группу финансовых отношений, чем раздел или подотрасль. В последние по признаку однородности регулируемых отношений входит несколько финансово-правовых институтов. Всем этим отношениям свойственны общие отличительные черты.

В последнее время некоторые крупные подразделения финансового права стали именоваться его подотраслями - бюджетное право, налоговое право. Названные подотрасли получили в системе финансового права в сравнении с ее другими подразделениями более четкое оформление и разработанную структуру, что выразилось в принятии Бюджетного и Налогового кодексов РФ.

В Особенную часть финансового права входят разделы, в которых сгруппированы нормы, регулирующие отношения в области:

  • бюджетной системы;
  • внебюджетных государственных и муниципальных денежных фондов;
  • финансов государственных и муниципальных предприятий;
  • государственных и муниципальных доходов;
  • государственного и муниципального кредита;
  • организации страхования;
  • государственных и муниципальных расходов;
  • банковского кредитования;
  • денежного и расчетов;
  • валютного регулирования.

Научная обоснованность системы права, построение ее на основе объективно существующих отношений дает возможность наиболее правильного и эффективного применения финансово-правовых норм, следовательно, содействует выполнению финансовым правом своей активной роли.

Нормы финансового права РФ содержатся в большом числе разнообразных правовых нормативных актов (источников). К относятся акты представительных и исполнительных органов государственной власти разных масштабов и уровней и органов местного самоуправления (общие и отраслевые, федеральные, субъектов Федерации, местные и др.).

Итак, источники финансового права РФ - это правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти (федеральных и субъектов Федерации) и местного самоуправления, в которых содержатся нормы финансового права.

Трехуровневый состав - характерная особенность источников российского финансового права, вытекающая из федеративного устройства государства и действий органов местного самоуправления, из разграничения компетенции по правовому, регулированию финансовых отношений между федеральными, региональными (субъектов РФ) органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Главный источник финансового права - Конституция РФ, на основе которой приняты конституции и уставы субъектов Федерации, а также уставы муниципальных образований. Какого-либо единого источника по этой отрасли права в целом, подобного кодексу, не имеется. Однако приняты и действуют кодифицированные источники по налоговому и бюджетному праву: Бюджетный и Налоговый кодексы РФ. Такие правовые акты приняты в стране впервые и призваны сыграть важную в формировании современного финансового права.

Среди источников финансового права немало таких, которые содержат нормы и других отраслей права - конституционного, административного, гражданского и т. д. К ним относятся, например, законы о Правительстве РФ, о местном самоуправлении, о банках, об организации страхования и др.

Источники финансового права РФ неодинаковы по своим правовым свойствам. Среди них имеются законы и акты органов исполнительной власти разных уровней. В настоящее время расширяется сфера регулирования финансовых отношений законодательными актами, что важно для повышения авторитетности финансово-правовых норм. Нормы финансового права содержатся в актах главы государства и органов исполнительной власти: указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ (например, постановлением Правительства РФ устанавливаются ставки таможенной пошлины). Акты органов исполнительной власти субъектов Федерации, принятые по соответствующим вопросам, также могут быть источниками финансового права.

Большую группу источников финансового права составляют акты финансово-кредитных органов - Министерства финансов РФ, Центрального банка России, Федеральной налоговой службы и др. (приказы, инструкции и т. п.). Однако в связи с повышением роли законов и расширением круга регулируемых ими в сфере финансов вопросов предмет регулирования этих органов сузился, во многом их акты направлены на внутренние отношения.

Финансово-правовые нормы могут содержаться в актах таких органов исполнительной власти, как министерства, ведомства и др., регулирующие вопросы финансов в пределах соответствующей отрасли или сферы управления, и, наконец, в локальных актах, принимаемых администрацией или иными органами предприятий, организаций, учреждений (например, положение о порядке распределения прибыли предприятия, доходов учреждения, полученных от предпринимательской и иной деятельности).

В процессе формирования российского финансового права важная роль принадлежит Конституционному Суду РФ. Она проявляется в том, что в результате рассмотрения конкретных дел Конституционный Суд РФ формулирует свою правовую позицию относительно конституционности примененных правовых норм. Он дает толкование их смысла, а в случае признания данных они утрачивают силу, что должно повлечь изменение законодательства. Решения Конституционного Суда РФ являются общеобязательными на всей территории страны. Они уже нашли отражение в финансовом законодательстве, в частности, в НК РФ.

Финансовое право состоит из множества отдельных финансово-правовых норм, кᴏᴛᴏᴩые группируются в различные институты и другие подразделения, образуя единую систему данной отрасли. Именно такая группировка имеет объективную основу, т. е. зависит от содержания и особенностей регулируемых отношений. Вместе с тем на построение системы финансового права, группировку его норм, формирование институтов, разделов и подотраслей оказывают влияние и потребности практики, задачи эффективного применения норм данной отрасли права.

Следовательно, система российского финансового права — ϶ᴛᴏ объективно обусловленное системой общественных финансовых отношений внутреннее его строение, объединение и расположение финансово-правовых норм в определенной последовательности. Материал опубликован на http://сайт

В системе финансового права выделяются части, разделы, подотрасли, институты. В наибольшей степени крупные подразделения российского финансового права — части Общая и Особенная. Обоснование необходимости их выделения и определение содержания каждой из них ᴏᴛʜᴏϲᴙтся к важным достижениям отечественной правовой науки. При этом работа в ϶ᴛᴏм направлении требует продолжения и углубления с учетом новых явлений в жизни общества и государства.

Общая часть финансового права

К Общей части ᴏᴛʜᴏϲᴙтся нормы финансового права, кᴏᴛᴏᴩые закрепляют основные принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства и муниципальных образований, систему государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность, и разграничение их полномочий в ϶ᴛᴏй области, основные черты финансово-правового положения других субъектов, с кᴏᴛᴏᴩыми они вступают во взаимоотношения, общие положения об организации финансового контроля, его формы и методы и другие подобные им финансово-правовые нормы. Стоит заметить, что они действуют в масштабе всей финансовой деятельности государства (муниципальных образований) и имеют для нее общее значение.

Особенная часть финансового права

Нормы Общей части финансового права конкретизируются в его Особенной части .
Стоит отметить, что особенная часть состоит из нескольких разделов и подотраслей, включающих ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующие финансово-правовые институты. Отметим, что каждое из названных подразделений представляет собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих группу однородных финансовых отношений, но в разных масштабах. Финансово-правовой институт объединяет правовые нормы, регулирующие более узкую и близкую по ϲʙᴏему содержанию группу финансовых отношений, чем раздел или подотрасль. Последние, также по признакам однородности регулируемых отношений, но более широкого содержания, объединяют несколько финансово- правовых институтов, кᴏᴛᴏᴩые могут быть более или менее крупными. Всем отношениям, находящимся в целом под воздействием системы финансового права, ϲʙᴏйственны общие отличительные черты, независимо от вхождения в то или иное ее подразделение.

В последнее время отдельные подразделения финансового права стали именоваться его подотраслями. Это, в частности, бюджетное право и налоговое право. Названные подотрасли получили в системе финансового права по сравнению с другими се подразделениями более четкое оформление и развитую структуру, что выразилось в принятии БК РФ и НК РФ. В совокупности норм данных подотраслей выделены, в частности, нормы общего характера (общие положения), что ϲʙᴏйственно крупным подразделениям отрасли права (как, например, наследственному праву в гражданском праве)

Подотрасли финансового права могут входить в раздел. К примеру, налоговое право включают в раздел «Правовое регулирование государственных и муниципальных доходов», состоящий, помимо институтов налогового права, также из институтов неналоговых доходов. При этом в целом по финансовому праву такой последовательной группировки правовых норм по разделам, подотраслям и институтам пока нет, она существует исключительно в теории. Сегодня вопрос о содержании системы российского финансового права относится к числу дискуссионных.

В Особенную часть финансового права входят разделы, в кᴏᴛᴏᴩых сгруппированы нормы, регулирующие отношения в области:

  • бюджетной системы;
  • внебюджетных государственных и муниципальных денежных фондов;
  • финансов государственных и муниципальных предприятий; организаций и учреждений;
  • государственных и муниципальных доходов;
  • государственного и муниципального кредита;
  • организации страхового дела;
  • государственных и муниципальных расходов;
  • банковского кредитования;
  • организации денежного обращения и расчетов;
  • валютного регулирования;
  • государственного регулирования финансового рынка (рынка финансовых услуг)

В системе финансового права находит отражение финансовая система Российской Федерации как объективно существующая экономическая категория. Единство финансов получило правовое выражение в Обшей части. Построение Особенной части демонстрирует состав финансовой системы, выделение в ней отдельных звеньев. В результате бюджетная система, государственный, муниципальный и банковский кредит, организация страхования получили правовое оформление в виде ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих разделов финансового права.

В издававшихся прежде учебниках в системе финансового права не выделялся структурно раздел, посвященный правовому регулированию финансов предприятий, хотя отдельные вопросы функционирования ϶ᴛᴏго звена освещались и ранее. Объективно потребность в его правовом выражении вытекает из наличия ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующего звена финансовой системы, что неоднократно отмечалось в юридической литературе. Впервые такой раздел был выделен в учебнике по финансовому праву в 1987 г. С появлением в российской финансовой системе такого звена, как государственные и муниципальные внебюджетные фонды, ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующий раздел стал выделяться и в системе финансового права.

Анализируя систему современного российского финансового права и ее содержание, следует заметить, что в последнее время в научной литературе высказывается предложение о существенном, принципиальном ее изменении, а именно о выделении из нее подотраслей бюджетного и налогового права, а также некᴏᴛᴏᴩых других подразделений (институтов) в качестве самостоятельных отраслей права. Фактически ϶ᴛᴏ выразится в изменении предмета финансового права. Именно такая позиция не учитывает основополагающих принципов, на кᴏᴛᴏᴩых строится система финансового права: речь идет о единстве финансовой системы как объективной экономической категории, тесной взаимосвязанности и взаимодействии ее звеньев. При этом в связи с резким увеличением объема бюджетного и налогового законодательства целесообразно выделять учебные курсы «Бюджетное право», «Налоговое право» и др., а также, для удобства пользования, ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующие отрасли законодательст ва при его классификации (поскольку отрасли законодательства, в отличие от отрасли права, ϲʙᴏйствен комплексный характер)

Научная обоснованность системы права, построение се на базе объективно существующих отношений способствуют наиболее эффективному применению финансово-правовых норм. Как следствие, сфере финансового права отводится активная роль в развитии общества и государства.

Для того чтобы лучше понимать, что такое система финансового права, нужно разобраться в понятии «финансы», которое является ключевым в рамках данной темы. Итак, в экономической литературе, как и в правовой науке, понятие «финансы» может иметь два значения. Согласно первому, финансы - это совокупность определенных экономических отношений, которые обычно возникают при распределении и дальнейшем использовании различных денежных фондов. Второе значение определяет финансы как совокупность денежных фондов, мобилизованных государственной властью для осуществления ряда задач.

Таким образом, финансы рассматриваются в большей мере не как деньги, а как отношения между людьми при операциях с ними. Финансы - средство распределения национального дохода, контроля за распределением денежных средств страны, стимулирования развития страны.

Нормы права, которые регулируют финансовую деятельность, группируются в ряд правовых институтов, на которых, собственно, и основывается данная структура правовой системы. Институтами называют взаимосвязанные группы правовых норм, которые управляют общественными отношениями внутри вида права.

Так как финансовые устанавливаются государством, система финансового права состоит из 2 частей - общей части и особенной.

Общая часть включает в себя нормы, регулирующие и описывающие общие формы, принципы и методы финансовой деятельности, систему государственных органов, которые осуществляют эту деятельность, правовое положение органов и положение субъектов финансовых отношений. К общей части также имеют отношение вопросы управления финансовым контролем и те принципы, которые лежат в основе зарубежных институтов финансового права.

В особенной части описываются институты финансового права в четкой последовательности. Здесь установлено, что основным является институт Именно аккумулирует все главные государственные обеспечивающие деятельность власти. Существуют также внебюджетные денежные фонды, которые тоже относятся к централизованным финансам. Отметим, что правовые институты, которые регулируют отношения в данной сфере, считаются основными и выделяются на фоне остальных финансово-правовых институтов.

Так как система финансового права основана на бюджете, то есть доходах и расходах государства, в этой области существует свой институт - институт государственных доходов. Он располагает нормами, которые регулируют налоговые отношения физических и юридических лиц. Доходы государства включают в себя институты, которые объединяют правовые и финансовые нормы, регулируют децентрализованные денежные фонды, а также нормы, касающиеся государственного страхования и кредитования.

Чтобы финансовая система государства нормально функционировала, следует не только аккумулировать доходы в фонды денег, но и грамотно их расходовать. Так, следующий правовой институт - институт расходов государства, к которому относится банковское кредитование, бюджетное финансирование, и страхование.

Так как финансовая деятельность основывается на денежном обращении, огромное значение в системе финансового права имеет валютное законодательство.

Подводя итог, следует отметить, что система финансового права - своеобразное отражение существующей в государстве единой финансовой системы. В ее общей части закреплены основные явления и понятия государственной финансовой деятельности, особенности правовых норм в финансовых отношениях, финансово-правовые институты. Особенная часть характеризует эти институты в определенной последовательности. Принципы финансового права являются базой для изучения дисциплины и проведения финансовой деятельности в государстве.

Правовые нормы, регулирующие финансовую деятельность, группируются внутри отрасли финансового права в определенные правовые институты и подотрасли. Могут формироваться также и внутриотраслевые разделы.

Институты - это взаимосвязанные и взаимообусловленные группы правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения определенной узкой области внутри отрасли права. Подотрасль права - более крупная группировка норм права, регулирующих однородные общественные отношения, включающая несколько схожих по предмету правового регулирования институтов финансового права. Разделы содержат нормы, заимствованные из различных основных институтов финансового права на основе вторичного перераспределения норм.

Порядок расположения институтов внутри отрасли права объективно обусловлен самой системой общественных отношений в области финансовой деятельности. Иными словами, в основе построения системы финансового права лежит объективно существующая финансовая система, определенному элементу которой должен соответствовать правовой институт системы финансового права. Таким образом, предметом любого внутриотраслевого финансово-правового образования (института, подотрасли, раздела) являются соответствующие общественные финансово-экономические отношения, представляющие собой одноименный элемент финансовой системы. Например, бюджет (элемент системы финансов) - отношения по аккумулированию, распределению, использованию бюджетных средств (элемент финансовой системы) - бюджетное право (совокупность норм, регулирующих отношения по аккумулированию, распределению, использованию бюджетных средств).

Структурно финансовое право традиционно состоит из двух частей - Общей и Особенной.

Как было указано в предыдущем параграфе, предметом финансового права являются отношения, возникающие в сфере финансовой деятельности, т.е. финансовые общественные отношения. Финансовые общественные отношения были представлены нами в виде двух групп отношений: 1) как отношения, реализация которых непосредственно связана с аккумулированием, распределением и использованием фондов денежных средств, представленных в материальном смысле (с делением этих фондов на централизованные и децентрализованные), и 2) как отношения, опосредующие эти процессы (см. параграф 1.2).

Первая группа финансовых отношений должна соотноситься с Особенной частью финансового права, являясь предметом таких отраслевых образований, как бюджетное право, налоговое право, банковское право и т.д.

Что же касается отношений, опосредующих процессы аккумулирования, распределения и использования всех многообразных фондов денежных средств, то их следует соотнести с Общей частью финансового права. Эти отношения являются предметом таких финансово-правовых образований, как денежное право, правовые основы финансового контроля, финансовой ответственности и учета.

Такой подход делает возможным и вторичное выделение разделов (комплексных подотраслей и институтов), в которые входят институты как Общей, так и Особенной части по признаку однородности регулируемых отношений. Например, раздел "Финансовый контроль" должен включать институт Общей части, регулирующий основы финансового контроля, а также такие институты Особенной части финансового права, как бюджетный контроль (институт бюджетного права), налоговый контроль (институт налогового права), банковский надзор и контроль (институт банковского права). Аналогично можно рассматривать в качестве подотрасли финансовую ответственность и финансовый учет.

Итак, система финансового права, будучи структурирована в соответствии с Общей и Особенной ее частями, выглядит следующим образом.

Общая часть финансового права (отраслевые образования, опосредованно связанные с аккумулированием, перераспределением использованием централизованных и децентрализованных фондов).

  • 1. В эту группу входят нормы, регулирующие:
    • - общие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности публичного субъекта (государства, муниципальных образований);
    • - правовое положение (полномочия) органов государства и местного самоуправления, осуществляющих финансовую деятельность;
    • - финансовую правосубъектность прочих участников финансовых правоотношений;
    • - другие общие положения из области финансовой деятельности.

Отдельные аспекты правового регулирования указанных отношений рассмотрены в гл. 1 и 2 настоящего учебника.

  • 2. К группе сопутствующих отношений следует отнести отношения, связанные с общими положениями о финансовом контроле и финансовой ответственности, и отношения в сфере бухгалтерского учета. Нормы, регулирующие основы этих отношений, являются отраслевыми образованиями (институтами) в рамках Общей части финансового права и будут рассмотрены в гл. 3 настоящего учебника.
  • 3. Подотраслью Общей части финансового права является денежное право, в которое входят следующие институты:
  • 1) денежное обращение (поскольку функционирование всей системы финансов в материальном смысле обеспечивается движением наличных денег и безналичными расчетами, т.е. денежным обращением). Сюда могут входить: а) совокупность норм, регулирующих эмиссионные процессы; совокупность норм, регулирующих наличное денежное обращение; б) совокупность норм, регулирующих безналичное денежное обращение. Именно денежное обращение приводит в движение систему финансов. Без него совокупность материальных фондов денежных средств является застывшей конструкцией;
  • 2) валютное регулирование, которое включает нормы по установлению, введению валютных ограничений и валютному контролю за их реализацией1.

Подробнее о денежном праве см. гл. 4 настоящего учебника.

Особенная часть финансового права состоит из двух блоков.

I. Отраслевые образования, непосредственно связанные с аккумулированием, перераспределением и использованием централизованных фондов денежных средств.

  • 1. Бюджетное право, будучи общепризнанной подотраслью финансового права2, является основным отраслевым образованием, поскольку нормы бюджетного права регулируют отношения по формированию, перераспределению и использованию всей совокупности бюджетов страны (бюджетной системы). Все прочие институты финансового права так или иначе связаны с бюджетным правом РФ (подробнее см. гл. 5 настоящего учебника).
  • 2. Совокупность норм, регулирующих организационные процессы по аккумулированию, распределению и использованию средств целевых внебюджетных централизованных фондов (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, фонды обязательного медицинского страхования - федеральный и региональные).
  • 3. Совокупность норм (институт) по образованию, распределению и использованию средств, получаемых в результате государственного и муниципального кредита.

Общественные отношения в сфере государственного и муниципального кредита отличаются разнообразием. Так, государство и муниципальное образование могут выступать в роли дебитора, кредитора, гаранта; кредиты могут быть внешними и внутренними; реализуемыми непосредственно или опосредованно путем выпуска государственных ценных бумаг (подробнее см. гл. 9 настоящего учебника).

II. Отраслевые образования, непосредственно связанные с аккумулированием, перераспределением, использованием децентрализованных фондов денежных средств.

1. Банковское право. Банковское право (в широком смысле) одновременно является комплексной отраслью российского права. Это означает, что оно (банковское право) как отрасль российского права реципирует соответствующие институты из других отраслей российского права, в частности из гражданского и финансового права. Так, отношения, возникающие в процессе банковской деятельности, распадаются на два глобальных составляющих элемента, а именно вертикальные отношения (власти и подчинения) - между ЦБ РФ и системой кредитных организаций и горизонтальные (диспозитивные) - между кредитными организациями, в том числе коммерческими банками между собой, а также их отношения с клиентами. Несмотря на то что ЦБ РФ не является в полном смысле государственным органом, тем не менее он выступает общепризнанным и непосредственным проводником государственной политики во всех сферах банковской деятельности, кроме собственной оперативной деятельности, предполагающейся самостоятельной. В связи с этим очевидно, что императивные установления ЦБ РФ (в виде норм права) системе кредитных организаций (в частности, коммерческих банков) по поводу образования резервных фондов, соблюдения лимитов первичного уставного капитала, других экономических нормативов (коэффициент ликвидности и др.) носят финансово-правовой характер. Таким образом, именно в пределах финансового права сосредоточен системообразующий блок норм, входящих составной частью в банковское право как в отрасль российского права.

К указанному отраслевому образованию относится такой институт финансового права, как банковский кредит. Этот институт регулирует отношения но банковскому кредитованию в двух направлениях. Во-первых, это финансово-экономические отношения по предоставлению кредитов Банком России (кредитор последней инстанции) системе кредитных организаций. Во-вторых, это отношения по банковскому кредитованию, которые возникают в процессе взаимодействия коммерческих банков между собой и с клиентами. Последние отношения в целом не являются финансово-правовыми, однако и в их регулировании просматривается финансово-правовой вектор, который заключается в том, что, во-первых, ставки по предоставляемым кредитам не могут быть ниже ставки рефинансирования, установленной ЦБ РФ (императив проводника государственной политики налицо), а во-вторых, государство через систему Сбербанка может оказывать влияние на потребительский сирое денежных ресурсов в нужном ему направлении.

Таким образом, будучи подотраслью финансового права (в узком смысле), банковское право является частью отраслевого образования более высокого уровня, в которое входят также нормы других отраслей российского права, например гражданского (банковское право как комплексная отрасль российского права).

Банковское право как подотрасль финансового права будет подробно рассмотрена в гл. 10 настоящего учебника.

2. Инвестиционное право. По аналогии с банковским правом в настоящее время существует точка зрения о возможном выделении инвестиционного права в отдельную самостоятельную комплексную отрасль российского права, в которой будут аккумулированы нормы таких отраслей первого порядка, как финансовое, гражданское, уголовное, административное, трудовое, процессуальное право. Комплексность метода правового регулирования целостных отношений в области инвестиционной деятельности обусловлена сочетанием публично-правового и частноправового регулирования инвестиционных отношений.

Вместе с тем по аналогии с банковским правом инвестиционное право выступает в качестве подотрасли финансового права. При этом оно объединяет не все инвестиционно-правовые нормы, а лишь тс, которые относятся к сфере публичного регулирования децентрализованных фондов денежных средств, образуемых в процессе инвестиционной деятельности (подробнее см. гл. 11 настоящего учебника).

3. Финансы коммерческих организаций как институт финансового права. По общему правилу активы коммерческих организаций находятся в их собственности. Публично-правовой вектор, присутствующий в этом сегменте экономических отношений, заключается в установлении определенных обязательных правил, оформленных соответствующими нормами финансового нрава, которые императивно указывают на необходимость соблюдения определенных требований по аккумулированию, перераспределению и использованию микрофондов денежных средств. При этом в целом распоряжение этими активами как собственными фондами для коммерческих организаций остается диспозитивный.

С помощью норм финансового права реализуется необходимость установления на уровне государства критериев образования таких частных фондов, как выручка от реализации товаров, работ, услуг, доходы организации, ее прибыль, фонд оплаты труда, амортизационные фонды экономических субъектов, резервные фонды и другие целевые фонды денежных средств.

Рассматриваемый отраслевой институт финансового права является частью комплексного межотраслевого правового образования - российского предпринимательского права и будет подробно рассмотрен в гл. 12 настоящего учебника.

4. Страховое дело - совокупность норм, регулирующих отношения по образованию, распределению и использованию средств, получаемых в результате обязательного страхования. Означенная совокупность норм представляет собой правовой институт в системе финансового права.

В целом (по аналогии с банковским правом) отношения в области страхования являются предметом других отраслей российского права, например гражданского права. Таким образом, нормы права, регулирующие обязательное страхование, расположенные структурно в пределах финансового права, являются частью межотраслевого правового образования.

К отношениям, урегулированным императивными нормами финансового права, следует отнести, например, отношения, возникающие в сфере ОСАГО (обязательное страхование автогражданской ответственности), обязательного страхования военнослужащих и приравненных к ним лиц, обязательного страхования денежных вкладов и др.