Порядок оформления заключения эксперта. Требования, предъявляемые к заключению эксперта Правила оформления заключения эксперта

§ 3. Требования, предъявляемые к заключению эксперта

Статьей 25 Федерального закона от 31.05.2001 № 73-ФЗ установлены требования, предъявляемые к заключению эксперта. В самом общем виде письменное заключение эксперта состоит из трех частей: вводной, исследовательской и заключительной. В водной части указываются: наименование экспертизы и ее номер; какой является экспертиза (повторной, дополнительной, комплексной или комиссионной); наименование суда, назначившего экспертизу; основание для проведения экспертизы; наименование поступивших на экспертизу материалов и вопросы, поставленные на разрешение эксперта; предупреждение эксперта в соответствии с законодательством РФ об ответственности за дачу заведомо ложного заключения. В исследовательской части описывается процесс исследования и его результаты, дается научное объяснение установленных фактов, подробно описываются методы и технические приемы, использованные экспертом при исследовании фактических обстоятельств. В заключительной части эксперт формулирует свои выводы, излагая их в виде ясных ответов в порядке поставленных судом вопросов. Содержание заключения эксперта должно отражать весь ход экспертного исследования: экспертный осмотр, сравнительное исследование, эксперимент, оценку результатов и изложение выводов.

Существуют следующие виды заключений эксперта:

2. Вероятное;

3. О невозможности ответить на поставленный вопрос при наличии имеющихся данных - условное или безусловное и т.д.

Под условным заключением следует понимать такое заключение, в котором формулируются различные категорические выводы в зависимости от того, какие из фактических данных, положенных в обоснование выводов, будут доказаны в судебном заседании. Вопрос о доказательственном значении вероятного заключения эксперта и о возможности его использования в процессе доказывания по гражданским делам в юридической литературе до настоящего времени является открытым. Однако абсолютно отрицать значение вероятного заключения эксперта в качестве доказательств по делу представляется ошибочным, так как те сведения о фактах, исследованных экспертом и изложенных им в описательной части вероятного заключения, могут быть положены в основу решения суда и использованы в качестве пусть не прямых, но косвенных доказательств по делу.

Брачный договор

Брачный договор представляет собой одну из разновидностей гражданско-правого договора. Это соглашение, по которому супруги определяют свои имущественные права и обязанности в период брака и на случай его расторжения...

Доверенность: понятие и виды

Так как выдача доверенности является сделкой, к лицу, ее совершающему, предъявляются все требования, существующие в законодательстве в отношении лиц, участвующих в сделках вообще. Так, лицо, выдающее доверенность (т.е. совершающее сделку)...

Конституционные основы судебной власти

Судьей может быть только гражда-нин РФ, достигший 25 лет, имеющий высшее юридическое образова-ние и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Для судей вышестоящих судов установлен повышенный возраст (30 лет)...

Обеспечение и способы исполнения обязательств

Прежде чем давать характеристику способам обеспечения исполнения обязательств, необходимо обратить внимание на действительность самого основного договора и соглашений (договоров) об обеспечении исполнения обязательств...

Особенности оформления доверенности

Доверенность в силу закона определена как срочная сделка. Максимальный срок ее действия согласно п. 1 ст. 187 ГК РБ определен в 3 года. Если срок действия в доверенности не указан, то она сохраняет силу в течение одного года со дня ее совершения...

Понятие о доверенности

Представительство и доверенность

Будучи гражданско-правовой сделкой, доверенность должна соответствовать всем требованиям, предъявляемым к сделкам законом. В частности...

Приговор в уголовном процессе

В ст. 297 Уголовно-процессуального кодекса РФ установлены такие предъявляемые к приговору требования, как законность, обоснованность и справедливость. Законность приговора -- это такое его свойство...

Приговор суда

Особое значение приговора как акта отправления правосудия обусловило и особые, закрепленные в законе, требования к нему: приговор должен быть законным, обоснованным, мотивированным и справедливым (ст. 350 УК Республики Беларусь)...

Приговор суда

Будучи важнейшими актами правосудия приговоры должны отвечать коренным требованиям законности, обоснованности и справедливости. От того, насколько они отвечают законам, насколько верно применяют закон, т.е. насколько они законно обоснованны...

Судебно-экономическая экспертиза

На основании исследований всех представленных на судебно - бухгалтерскую экспертизу доказательств эксперт-бухгалтер дает письменное заключение. Заключение - это процессуальный документ...

Судебный приговор

Согласно закону приговор должен быть законным, обоснованным, справедливым и мотивированным (ст. ст. 297, 379, 387 УПК); он признается таковым...

Все требования к рекламе могут быть разделены на общие и специальные. Общие требования предъявляются к рекламе всех видов. Специальные относятся к рекламе: -- распространяемой с помощью специальных средств - радио- и телевещания...

Трудовой договор

Согласно ст. 20 ТК РФ, работодателем может выступать юридическое лицо (независимо от организационно-правовой формы и формы собственности), либо физическое лицо. В соответствии с п. 1 ст. 48 ГК РФ, «юридиче-ским лицом признается организация...

Экспертиза в гражданском процессе

Статьей 25 Федерального закона от 31.05.2001 № 73-ФЗ установлены требования, предъявляемые к заключению эксперта. В самом общем виде письменное заключение эксперта состоит из трех частей: вводной, исследовательской и заключительной...

5.1. Заключение экспертизы должно содержать: наименование заключения экспертизы; вводную часть, включающую основание для проведения экспертизы, сведения об экспертной организации, сведения об экспертах и наличии лицензии на право проведения экспертизы промышленной безопасности; перечень объектов экспертизы, на которые распространяется действие заключения экспертизы; данные о заказчике; цель экспертизы; сведения о рассмотренных в процессе экспертизы документах (проектных, конструкторских, эксплуатационных, ремонтных, декларации промышленной безопасности), оборудовании и др. с указанием объема материалов, имеющих шифр, номер, марку или другую индикацию, необходимую для идентификации (в зависимости от объекта экспертизы); краткую характеристику и назначение объекта экспертизы; результаты проведенной экспертизы; заключительную часть с обоснованными выводами, а также рекомендациями по техническим решениям и проведению компенсирующих мероприятий; приложения, содержащие перечень использованной при экспертизе нормативной технической и методической документации, актов испытаний (при проведении их силами экспертной организации). 5.2. Заключение экспертизы подписывается руководителем экспертной организации, заверяется печатью экспертной организации, прошивается с указанием количества сшитых страниц и передается заказчику. 5.3. Заказчик передает заключение экспертизы в центральный аппарат или территориальные органы Госгортехнадзора России для рассмотрения и утверждения в установленном порядке. 5.4. Требования к утверждению заключения экспертизы устанавливаются Госгортехнадзором России как специально уполномоченным органом в области промышленной безопасности с учетом настоящих Правил.

VI. Порядок ведения учета экспертных организаций и экспертов

6.1. Учет ведется с целью накопления и анализа официальной информации по экспертизе промышленной безопасности. 6.2. Учетные данные используются для предоставления в установленном порядке информации заинтересованным федеральным органам исполнительной власти, другим юридическим, а также физическим лицам. 6.3. Ведение учета предусматривает проведение следующих операций: проверку полноты и соответствия установленным требованиям поступивших материалов; внесение регистрационных записей и присвоение регистрационных номеров; ведение архивного фонда представленных на регистрацию документов; подготовку учетных материалов к изданию; информационное обслуживание заинтересованных юридических и физических лиц. 6.4. Координирующий орган Системы экспертизы ведет учет: нормативных технических документов Системы экспертизы; экспертных организаций; экспертов. Учетные формы определяются Наблюдательным советом.

Приложение 1

Принципиальная схема организации экспертизы промышленной безопасности

Приложение 2 Организация: Эксперт (ведущий):

Согласованные мероприятия для процесса экспертизы

Заказчик

Индекс, город

Дата экспертизы

Мероприятие

Согласованный срок

Подтверждение выполнения1

1 Делается экспертом.

Представитель заказчика подтверждает своей подписью, что согласованные мероприятия будут выполнены, а экспертной организации направлено письменное сообщение о произведенных изменениях. __________________________ (место, дата) Эксперт (ведущий)________ Заказчик_________

Заключение эксперта установленной формы выдается по результатам проведенной экспертизы и состоит из трех частей: вводной, исследовательской и выводов.

Во вводной части заключения указываются:

Наименование экспертизы (идентификационная, материаловедческая и т.д.) и ее номер;

Вид проведенной экспертизы (дополнительная, повторная, комиссионная, комплексная);

Наименование органа, назначившего экспертизу;

Сведения о предупреждении эксперта об ответственности. Экспертом дается подписка о том, что он предупрежден об ответственности за дачу заведомо ложного заключения, а также за отказ и уклонение от дачи заключения (ст.17.9 КоАП РФ, ст. 307, 310 УК РФ);

Сведения об экспертном учреждении;

Сведения об эксперте (экспертах): должность, инициалы, фамилия, образование, специальность (общая и экспертная), ученая степень и/или ученое звание;

Дата поступления материалов на экспертизу в ЦЭКТУ, ЭКС;

Дата подписания заключения;

Юридические основания для проведения экспертизы: постановление (определение), когда и кем оно назначено или вынесено;

Наименование поступивших на экспертизу материалов (с указанием реквизитов сопроводительных документов) и представленных объектов исследования;

Способ их доставки в ЦЭКТУ, ЭКС;

Вид упаковки, а также наличие или отсутствие на упаковке ярлыка обеспечения, сохранность упаковки объектов исследования и их реквизиты;

Сведения о предоставлении дополнительных материалов, результаты их рассмотрения;

Дата, время и место производства экспертизы;

Вопросы, поставленные перед экспертом.

В заключении эксперта вопросы приводятся в той формулировке, в какой они даны в определении, постановлении о назначении экспертизы. Изменение текста не допускается.

В случае, если эксперт считает, что некоторые вопросы выходят (полностью или частично) за пределы его специальных познаний, он отмечает это в заключении, либо согласует изменение вопроса с должностным лицом, назначившим экспертизу. Изменение вопросов должностным лицом, вынесшим постановление (определение) в процессе проведения экспертизы допустимо только в письменном виде, как дополнение к постановлению (определению)

При производстве повторной или дополнительной экспертизы во вводной части излагаются сведения о первичных (предшествующих) экспертизах:

Кем и где они проведены;

Номер и дата заключения;

Выводы первичной экспертизы по вопросам, которые поставлены перед экспертом на повторное рассмотрение, а также мотивы назначения повторной и дополнительной экспертизы должны быть указаны в постановлении (определении) о ее назначении.

При производстве комиссионной экспертизы во вводной части заключения указывается состав экспертной комиссии. Если проведение экспертизы осуществляется несколькими экспертными учреждениями, во вводной части заключения указываются эти учреждения.

Если комплексной экспертизе предшествовало производство отдельных экспертиз, результаты которых имеют значение для решения общего вопроса, во вводной части заключения приводятся данные об этих экспертизах.

В исследовательской части заключения описывается содержание и результаты исследований с указанием примененных методов.

Каждому вопросу, разрешаемому экспертом, должен соответствовать определенный раздел исследовательской части. При необходимости одновременного исследования двух и более вопросов, тесно связанных между собой, результаты излагаются в одном разделе.

В исследовательской части излагаются:

Подробное описание проведенных исследований в порядке поставленных перед экспертом вопросов;

Состояние объектов экспертного исследования;

Методы и приемы исследований должны быть изложены доступно для лиц, не имеющих специальных знаний (познаний);

Справочно-нормативные материалы (инструкции, постановления, приказы), используемые методические пособия и литература, которыми эксперт руководствовался при решении поставленных вопросов, с указанием даты и места их издания;

Результаты процессуальных действий (опросов, допросов, обследования, осмотров, экспериментов и др.), принятые в качестве исходных данных, а также результаты других экспертиз, если они использовались для обоснования выводов, со ссылкой на листы дела;

Экспертная оценка результатов исследования, обосновывающего вывод по решаемому вопросу.

Если на некоторые из поставленных вопросов не представилось возможности дать ответ, в исследовательской части эксперт (эксперты) указывает причины.

Выводы эксперта (экспертов) излагаются в виде конкретных, кратких ответов на поставленные вопросы в той последовательности, в которой проведены исследования.

Выводы должны быть изложены четким и ясным языком, не допускающим различных толкований. В случаях, если вывод не может быть сформулирован без подробного описания результатов исследования, изложенных в исследовательской части, допускается ссылка на исследовательскую часть заключения.

На каждый из поставленных вопросов должен быть дан ответ по существу либо указано на невозможность его решения по тем или иным причинам.

Выводы, по которым эксперту (экспертам) не были поставлены вопросы, но которые были установлены им (ими) в процессе исследования, излагаются в конце заключения.

Заключение подписываетсяэкспертом (экспертами), проводившим экспертизу, заверяется печатью организации или учреждения, к которым относится эксперт, и направляется органу или лицу, назначившему экспертизу.

Приложение к заключению содержитматериалы и документы, иллюстрирующие заключение эксперта или нескольких экспертов, прилагается к заключению и служит его составной частью (п. 2 ст. 379 ТК РФ). Это могут быть фотографии, схемы, графики, сопоставительные таблицы, сводные ведомости, расчеты и т.п.

Каждый лист приложения подписывается составившими их экспертами, заверяется печатью организации или учреждения, к которым относится эксперт. На приложениях проставляются номер и дата заключения, к которому они составлены.

Заключение и приложение к нему составляются в 2-х экземплярах, первый из которых направляется таможенному органу, назначившему. После получения заключения экспертаЦЭКТУ, ЭКС должностное лицо таможенного органа, назначившее экспертизу, в течение 15 дней направляет сведения о принятых мерах по результатам проведенной экспертизы.

Структура и содержание заключения эксперта

Заключение эксперта является самостоятельным источником доказательств.

Заключение эксперта можно определить как письменное сообщение о ходе и результатах проведенного им исследования, о выводах эксперта по решаемым вопросам и является одним из видов доказательств, перечисленных в уголовно-процессуальном законе. Никакие доказательства не имеют заранее установленной силы, и поэтому заключение эксперта не обладает какими-либо преимуществами перед другими доказательствами.

Вместе с тем, по сравнению с другими доказательствами, заключение эксперта имеет специфические черты, обусловленные его сущностью.

Во-первых, заключение эксперта строится на основе использования специальных познаний.

Во-вторых, представляет собой не информацию, а знание, основанное на результатах научных исследований, выраженное в форме выводов. В заключение эксперта доказательственное значение имеет, прежде всего, умозаключение эксперта, его результаты, к которым эксперт пришел в процессе исследования.

Таким образом, специфика заключения эксперта по сравнению с другими видами доказательств обусловлена тем, что только эксперт может быть субъектом знания, имеющего доказательственное значение по делу, полученного на основе проведенного научного исследования.

Заключение эксперта это письменный документ, выдаваемый экспертом на основании проведенных им исследований в соответствии с его специальными знаниями и отражающий ход этих исследований и состоит из трех частей  вводной, исследовательской и выводов эксперта .

В вводной части заключения эксперта указываются:

 подписка эксперта о том, что он предупрежден об ответственности за дачу заведомо ложного заключения;

 номер экспертизы;

 дата и место производства экспертизы;

сведения об эксперте  фамилия и инициалы, должность, образование, специальность (общая и экспертная), ученая степень;

 основание для проведения экспертизы: решение, когда и кем оно вынесено;

 наименование таможенного органа, назначившего экспертизу;

вид проведенной экспертизы (наименование экспертизы, дополнительная, повторная, комиссионная или комплексная) и время ее проведения;

 наименование поступивших на экспертизу объектов исследования с описанием, позволяющим однозначно идентифицировать представленные объекты, а также реквизиты сопроводительных документов;

 способ доставки материалов для проведения экспертизы;

 вид упаковки, а также наличие или отсутствие на упаковке ярлыка обеспечения сохранности, пломбы, сохранность упаковки объектов экспертизы;

 сведения о предоставлении дополнительных материалов, результаты их рассмотрения;

 вопросы, поставленные эксперту на разрешение.

Изменение формулировок вопросов, поставленных эксперту на разрешение в постановлении или определении о назначении экспертизы, не допускается. Если эксперт считает, что некоторые вопросы полностью или частично выходят за пределы его специальных познаний он отмечает это в заключении, либо согласует изменение формулировок с должностным лицом таможенного органа, назначившего экспертизу.

В исследовательской части заключения эксперта указывается:

Описание внешнего вида представленных для исследований объектов;

Процесс исследования объектов и его результаты, а также дается научное объяснение установленным фактам.

Каждому вопросу, разрешаемому экспертом, должен соответствовать определенный раздел исследовательской части. При необходимости одновременного исследования двух и более вопросов, тесно связанных между собой, результаты излагаются в одном разделе.

Исследовательская часть заключения эксперта должна содержать:

 описание состояния объектов экспертизы;

 подробное описание проведенных исследований в порядке поставленных перед экспертом вопросов;

 методы исследований, специальные термины, изложенные доступно для лиц, не имеющих специальных познаний;

справочно-нормативные материалы: используемые методики и литература, которыми эксперт руководствовался при решении поставленных вопросов;

 результаты процессуальных действий: экспериментов и других действий, проведенных экспертом, а также результаты других экспертиз, если они использовались для обоснования выводов;

Сведения о расходовании (изменении) объектов.

В случае если на некоторые из поставленных вопросов не представлялось возможности дать ответ, в исследовательской части таможенный эксперт указывает причины отказа.

Если при производстве дополнительной экспертизы были использованы результаты проведенных ранее исследований, то в исследовательской части заключения должна быть сделана ссылка на материалы первичной экспертизы.

Если результаты, полученные в ходе повторной экспертизы, не совпадают с результатами предшествующих экспертиз, в исследовательской части заключения указываются причины расхождений.

При проведении комплексной экспертизы в исследовательской части заключения эксперты различных специальностей могут излагать свое мнение в форме отдельных разделов с указанием фамилии эксперта.

В случаях, когда исследование невозможно без применения методов, изменяющих внешний вид объектов или сопровождающихся полным или частичным использованием (разрушением) объекта исследования, указывается характер произведенных изменений и количество объектов, израсходованных в процессе исследований,

Выводы эксперта

являются конечной целью экспертного исследования и определяют доказательственное значение экспертизы по делу.

Вывод – это умозаключение эксперта, сделанное по результатам проведенных им исследований на основе выявленных данных об исследуемом объекте.

Выводы эксперта излагаются в виде конкретных, кратких ответов на поставленные вопросы в той последовательности, в которой проведены исследования, четким и ясным языком, не допускающим различных толкований.

На каждый из поставленных вопросов должен быть дан ответ по существу, либо указано на невозможность его решения по тем или иным причинам. Если вывод не может быть сформулирован без подробного описания результатов исследования, изложенных в исследовательской части, допускается ссылка на исследовательскую часть заключения эксперта.

Выводы, по которым эксперту не были поставлены вопросы, но которые были установлены в процессе исследования и имеют существенное значение для дела, излагают в конце заключения эксперта.

При производстве комплексной экспертизы общий вывод (выводы) подписывается экспертами, принимавшими участие в совместной оценке результатов исследований и пришедших к единому мнению. Если эксперты не пришли к общему выводу, они формулируют самостоятельные выводы в общем заключении. Каждый эксперт обязан обосновать причины своего несогласия с мнением других экспертов. При формулировании самостоятельных выводов эксперты вправе учитывать результаты, полученные другими экспертами, указав на это в обосновании своих выводов.

Основные требования, которым должны удовлетворять выводы эксперта, можно сформулировать в виде следующих принципов:

1) принцип квалифицированности эксперт может формулировать только такие выводы, для построения которых необходимы соответствующие специальные знания, определенная квалификация. Вопросы, не требующие специальных познаний, не должны ставиться перед экспертом и решаться им, а если все же они были поставлены, и эксперт решил их, то выводы по ним не имеют доказательственного значения;

2) принцип определенности недопустимы неопределенные выводы, позволяющие различное их толкование,

3) принцип доступности выводы эксперта должны быть доступны по своему содержанию и изложению. Они не должны требовать для их понимания каких-либо специальных познаний.

Выводы эксперта могут быть конечными и промежуточными . Промежуточные выводы обычно фиксируются в исследовательской части заключения и являются посылкой для конечного вывода, который представляет собой ответ на поставленный вопрос и выносится в заключительную часть лишь при невозможности решить поставленный вопрос.

Доказательственная ценность выводов во многом зависит от их логической формы.

В судебной экспертизе дается следующая классификация выводов, в зависимости от их логической формы.

По степени подтвержденности высказываемого утверждения :

б) вероятный вывод эксперт формулирует в случае, если в результате экспертного исследования не удалось выявить значимую и существенную совокупность признаков, достаточных для категорического вывода, однако выявленных признаков достаточно для вероятного вывода. Вероятный вывод делается экспертом лишь при довольно высокой степени вероятности устанавливаемого факта.

Причинами вероятных выводов могут быть: недостаточное количество сравнительных образцов исследования, использование методики, ограниченной в своих возможностях, недостаточность или некачественность представленных на исследование объектов и другие причины.

Вероятные выводы необходимо использовать, поскольку такие выводы не исключают существование альтернативных вариантов по процессуальным делам и позволяют получить ориентирующую, поисковую информацию, подсказать версии, которые нуждаются в проверке.

По наличию (отсутствию) логических союзов :

а) однозначный вывод формулируется, когда эксперт приходит к единственному варианту решения вопроса;

б) альтернативный вывод формулируется, когда эксперту не удалось прийти к единственному варианту решения и в итоге он устанавливает исчерпывающий перечень вариантов;

в) условный вывод формулируется тогда, когда истинность утверждения зависит от какого-либо условия и приобретает доказательственное значение после того, как будет подтверждена истинность условия другими материалами, за рамками экспертного исследования.

По качеству связки :

а) утвердительный вывод формулируется, когда эксперту удалось идентифицировать объект или отнести объект к какому-то классу;

б) отрицательный вывод формулируется, когда провести идентификацию объекта не удалось и/или тождество проверяемого объекта не подтвердилось.

Он также имеет доказательственное значение. В отрицательном выводе поставленный перед экспертом вопрос находит свое решение.

В отличие от отрицательного вывода вывод о невозможности решения поставленного вопроса не имеет такого характера, поскольку не имеет доказательственного значения. Вывод о невозможности решения вопроса должен предшествовать выводу о частичном решении этого вопроса, если полное его разрешение оказалось невозможным.

В соответствии с п.3 ст.140 ТК ТС эксперт может отказаться от дачи заключения. Отказ оформляется экспертом сообщением в письменном виде с изложением мотивов отказа.

Эксперт сообщает таможенному органу, назначившему таможенную экспертизу, о невозможности дать заключение , если:

Предоставленные материалы недостаточны для проведения экспертизы и устранения этого препятствия оказалось невозможным;

Поставленные в Решении о назначении таможенной экспертизы вопросы выходят за пределы компетенции эксперта или не входят в его компетенцию;

В иных случаях, предусмотренных законодательством.

В отказе от дачи заключения эксперта подробно излагаются причины невозможности дачи заключения. Документы, пробы и образцы упаковываются и направляются таможенному органу, назначившему таможенную экспертизу, вместе с отказом от дачи заключения.

Материалы и документы, иллюстрирующие заключение таможенного эксперта, прилагаются к такому заключению и служат его составной частью.

Заключение оформляется по установленной форме, в 2-х экземплярах, подписывается всеми экспертами, заверяется печатью организации, проводившей экспертизу. Один экземпляр заключения остается в организации проводившей экспертизу, другой экземпляр направляется таможенному органу, назначившему экспертизу.

По окончании проведения таможенной экспертизы заключение таможенного эксперта, материалы, документы, пробы и образцы товара возвращаются должностному лицу таможенного органа, назначившего таможенную экспертизу.

К заключению эксперта прикладывается сопроводительное письмо, подписанное руководителем таможенного органа либо иной уполномоченной организации, которое содержит сведения о направляемом заключении эксперта, документах, пробах и образцах. Заключение таможенного эксперта, документы, пробы и образцы вместе с сопроводительным письмом выдаются под расписку должностному лицу таможенного органа, назначившему таможенную экспертизу. Результаты таможенной экспертизы, проведенной в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза, признаются на таможенной территории таможенного союза.

В случае установления таможенной экспертизой несоответствия сведений о товаре пробы и образцы товара хранятся в таможенном органе, назначившем таможенную экспертизу, для проведения повторной экспертизы в рамках дела об административном правонарушении, уголовного дела или по поручению арбитражного суда.

По результатам таможенной экспертизы таможенный орган, назначивший таможенную экспертизу, направляет в таможенный орган, проводивший таможенную экспертизу, Сведения по результатам проведенной таможенной экспертизы по образцу, приведенному в приложении N 4 к Приказу ФТС № 396.

СВЕДЕНИЯ

по результатам проведенной таможенной экспертизы

Таможенный орган Наименование таможенного органа или

иной уполномоченной организации,

проводившего(ей) таможенную экспертизу

_________________________________ ______________________________________

По результатам таможенной экспертизы от ____________ 20__ г., N __________,

проведенной при таможенном контроле N ДТ _________________________________,

и/или реквизиты иных документов

(книжка МДП, транспортные

(перевозочные) документы,

коммерческие документы и прочие

документы таможенного контроля

в отношении товара (объекта) ______________________________________________

принято решение ___________________________________________________________

(решение о классификации товара по коду ТН ВЭД ТС, о завершении таможенной

процедуры, о возбуждении дела об административном правонарушении, о

возбуждении уголовного дела)

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

1. Полученный экономический эффект составил:

Дополнительно начислено:

таможенных пошлин _________________________________________________________

НДС _______________________________________________________________________

акцизов ___________________________________________________________________

штрафов ___________________________________________________________________

2. Условный экономический эффект составил:

2.1. Количество изъятых товаров, оборот которых запрещен: _________________

2.2. Вес наркотических средств (по каждому виду) __________________________

2.3. Количество некачественных и фальсифицированных товаров (по каждому

виду), ввоз (вывоз) которых на (с) территорию Таможенного союза запрещен: _

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

2.4. Количество запрещенных (ограниченных) к ввозу/вывозу товаров: ________

___________________________________________________________________________

Должностное лицо таможенного органа _____________________ ________________

(инициалы, фамилия) (подпись)

Проверка и оценка заключения таможенного эксперта, проводимая должностным лицом таможенного органа, может привести к тому, что при недостаточной ясности или полноте заключения эксперта будет назначена дополнительная экспертиза.

В случае необоснованности заключения эксперта или сомнения в его правильности может быть назначена повторная экспертиза.

В этом случае должностному лицу таможенного органа, назначившему таможенную экспертизу, необходимо вынести мотивировочное решение о назначении дополнительной или повторной экспертизы.

Дополнительная и повторная таможенная экспертизы могут также назначаться в соответствии с ходатайством декларанта, несогласного с выводами первичной экспертизы.

При назначении дополнительной экспертизы ее проведение поручается, как правило, эксперту, проводившему первичную экспертизу. При назначении повторной экспертизы ее проведение поручается комиссии, состоящей из 2-х и более экспертов, за исключением эксперта проводившего первичную и дополнительную таможенные экспертизы.

Должностное лицо таможенного органа, назначившего таможенную экспертизу, вручает декларанту копию заключения эксперта либо его сообщение о невозможности дать заключение.

При принятии решения в процессе таможенного контроля таможенные органы рассматривают заключения экспертов по результатам экспертиз.

Заключение таможенного эксперта может служить одним из доказательств по делу об административном правонарушении или по уголовному делу, отнесенного к компетенции таможенных органов. В данном случае назначаются судебные экспертизы в порядке, предусмотренным Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) и Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (УПК РФ).

В 2001 г. был принят Государственной Думой и одобрен Советом Федерации Федеральный закон от 1.05.2001 № 7Э-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (далее — закон «О государственной экспертной деятельности»), который определил правовую основу, принципы организации и основные направления государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации в гражданском, административном и уголовном судопроизводстве. Этим же законом был определен правовой статус государственных судебно-экспертных учрежденийСледует отметить, что названым законом к государственным судебно-экспертным учреждениям приравниваются экспертные подразделения, которые в отличие от них не являются организационно независимыми, а входят в состав министерств, учреждений, ведомств и созданы ими для осуществления тех же целей, что и государственные судебно-экспертные учреждения. Такое искусственное разделение является непонятным и организационно нелогичным. (далее — государственных СЭУ), а также их задачи права, обязанности и ответственность. Основной деятельностью государственных СЭУ является производство судебных экспертиз для судов, судей, органов дознания, лиц, производящих дознание, следователей и прокуроров. Аттестованные работники государственного СЭУ, производящие судебную экспертизу в порядке исполнения своих должностных обязанностей, являются государственными судебными экспертами. Основными нормативными документами, регламентирующими государственную судебно-экспертную деятельность в уголовном процессе, наряду с названым выше законом являются Конституция Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, регулирующие организацию и производство судебной экспертизы. Общие требования к оформлению результатов экспертного исследования изложены в УПК РФ и в законе «О государственной экспертной деятельности», однако некоторые положения этими нормативно-правовыми актами трактуются неоднозначно или рассмотрены недостаточно полно и четко, что на практике вызывает определенные проблемы процессуального и организационного характера. Полное и подробное рассмотрение всего комплекса процессуальных и организационных проблем, возникающих при оформлении результатов экспертного исследования, не является целью данной статьи. В ней рассмотрены только те из них, что связаны с производством криминалистической экспертизы в государственном СЭУ по уголовным делам. Согласно ст. 204 УПК РФ заключение эксперта состоит из трех частей: вводной, исследовательской и выводов. Во вводной части отражаются организационно-правовые аспекты заключения эксперта как процессуального документа, поэтому основные процессуальные проблемы связаны именно с ее оформлением. Первая проблема связана с наличием в заключении эксперта, оформляемом в государственном СЭУ, такого элемента, как подписка. Его содержание окончательно не определено и является спорным. В настоящее время за образец взято следующее уведомление, имеющееся в образцах бланков процессуальных документов УПК РФ: «Права и обязанности, предусмотренные ст. 57 УПК РФ, мне разъяснены. Одновременно я предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения»Уголовно-процессуальный кодекс РФ.. Рекомендован следующий текст подписки: «Мне, Иванову Ивану Сергеевичу, разъяснены в соответствии со ст. 199 УПК РФ права и обязанности эксперта, предусмотренные ст. 57 УПК РФ. Об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст. 307 УК РФ предупрежден». Данный вид имеет следующие недостатки: во-первых, в ст. 57 УПК РФ определены только права эксперта (обязанности закреплены ст. 16 закона «О государственной экспертной деятельности»), во- вторых, ст. 199 УПК РФ предписывает руководителю «разъяснить эксперту его права и ответственность» (об обязанностях в ней ничего не говорится). Таким образом, в этом варианте имеются несоответствия указанным в ней же нормам УПК РФ, исходя из чего его использование не совсем корректно, поэтому необходимо разработать какой-то иной вариант. Считаем, что вызывает сомнение необходимость указывать в подписке сам факт разъяснения эксперту его прав и обязанностей. В ст. 199 УПК РФ имеется однозначное требование наличия в заключении эксперта сведений «о предупреждении эксперта об ответственности за дачу заведомо ложного заключения» и прямое указание только на то, что руководитель государственного СЭУ в обязательном порядке должен взять у эксперта, проводящего исследование, подписку о том, что он предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, и передать эту подписку вместе с заключением лицу, назначившему экспертизу . Вопрос о необходимости разъяснения руководителем государственному судебному эксперту его прав и обязанностей перед проведением каждой экспертизы УПК РФ и законом «О государственной экспертной деятельности» решается неоднозначно. Учитывая тот факт, что знание своих прав и обязанностей относится к квалификационным требованиям, предъявляемым к государственному судебному эксперту, нет необходимости разъяснять ему их перед началом каждой экспертизы, а уж тем более удостоверять этот факт письменно. Оформление заключения на бланке государственного СЭУ, равно как и его заверение печатью данного учреждения, являются гарантией того, что государственный судебный эксперт отвечает всем необходимым квалификационным требованиям (в том числе и знает свои права и обязанности). Исходя из сказанного выше эксперту в подписной части заключения достаточно указать только то, что конкретно и однозначно требует УПК РФ, а именно факт, что он предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ: «Я, государственный судебный эксперт Иванов Иван Иванович, в соответствии со ст. 204 УПК РФ уведомляю, что об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст. 307 УК РФ предупрежден». Следующий момент, вызывающий определенное затруднение, связан с указыванием в заключении даты и времени начала и окончания производства экспертизы. Это требование является нововведением УПК РФ (ранее достаточно было указывать только дату окончания экспертного исследования). Оно обусловлено необходимостью более точно прослеживать процессуальные сроки, является обоснованным и логичным, однако вызывает сомнение необходимость указания при этом точного времени. Это требование, вероятно, взято по аналогии с требованиями к процессуальному оформлению следственных действий (в которых действительно необходимо и возможно указать начало и окончание действия с такой точностью), однако при этом не учитываются особенности организации и проведения судебной экспертизы. Большинство следственных действий занимает достаточно короткое время, проводятся непрерывно, их организационные этапы плавно переходят один в другой и проводятся одним лицом. В отличие от них производство экспертизы в государственном СЭУ является длительной процедурой (срок производства составляет обычно 15 суток), организационно состоит из нескольких этапов, которые проводятся различными лицами (получение и регистрация материалов осуществляется канцелярией, выполнение экспертного исследования — государственным судебным экспертом, подписание сопроводительных документов — руководителем). Как же в настоящее время определяется начало и окончание производства экспертизы в государственных СЭУ? Например, согласно ведомственным нормативными актам МВД РФ срок производства экспертизы в экспертно-криминалистических подразделениях МВД РФ считается со дня поступления документа о назначении экспертизы по день подписания руководителем сопроводительного письма к заключению эксперта (о времени в них не упоминается). Однако если брать эти сроки за сроки начала и окончания экспертного исследования, то не ясно, как практически эксперт в своем заключении может указать их точное время. Эти сроки от него не зависят, он их не контролирует, поэтому не может знать точное время, когда материалы поступили в экспертное подразделение (регистрация в «Журнале…» проводится подневно), и заранее предугадать время, когда руководитель подпишет сопроводительное письмо к его заключению. Исходя из вышесказанного, в настоящий момент указание в заключении времени начала и окончания экспертного исследования носит скорее условный (формальный) характер, а указание иных времени и даты начала и окончания экспертизы нормативными актами не предусмотрены. Эта организационная проблема не может быть решена без внесения определенных изменений в процессуальные нормативные акты. Следующая проблема связана с содержанием перечня необходимых сведений о лице, проводящем экспертизу. Этот перечень определен ст. 199 УПК РФ, и в него входят фамилия, имя, отчество, образование, специальность, стаж работы, ученая степень, ученое звание, занимаемая должность. Считаем, что с введением в действие закона «О государственной судебной деятельности» возникла необходимость в расширении перечня сведений, касающихся государственного судебного эксперта, при производстве им экспертизы в государственном СЭУ Эта необходимость связана с тем, что согласно названному закону каждые пять лет проводится пересмотр уровня профессиональной подготовки государственных судебных экспертов, подтверждающий право самостоятельного производства судебных экспертиз по конкретному виду экспертных исследований. Государственный судебный эксперт, не прошедший такую «переаттестацию», лишается права самостоятельного проведения экспертизы этого вида. Поэтому дополнительно к сведениям, предусмотренным УПК РФ, необходимо указывать стаж работы по экспертной специализации, соответствующей виду проводимой экспертизы, дату проведения последней «переаттестации», место и время ее проведения с указанием наименования и номера документа, удостоверяющего этот факт. В заключении эксперта эта информация может выглядеть следующим образом: «Эксперт ЭКЦ ГУВД по Челябинской области Иванов Иван Иванович, имеющий высшее юридическое образование, стаж экспертной работы десять лет, стаж работы по экспертной специализации «Экспертиза холодного и метательного оружия» — девять лет (свидетельство на право самостоятельного производства экспертиз № 011523), уровень профессиональной подготовки подтвержден 26.02.2006 (протокол № 76 ЭККГУВД Челябинской области)…». Далее следует подробно остановиться на проблемах, связанных с формулированием в заключении эксперта вопросов, поставленных перед ним лицом, назначившим экспертизу. Не вызывает сомнения, что полнота исследования, а также определенность и однозначность выводов логически обусловлены именно этими вопросами, и их правильная постановка имеет немаловажное значение для всего последующего исследования. К ним предъявляются следующие требования: они должны быть корректными, однозначными, отвечающими современному состоянию криминалистической науки и не выходящими за рамки конкретного вида экспертного исследования. Если поставленные перед экспертом вопросы отвечают этим требованиям, то они без изменений приводятся им в заключении. В случаях, когда они этим требованиям не отвечают (что на практике случается достаточно часто), возникает необходимость их редакционной правки, потому что формально правильные ответы на неграмотно поставленные вопросы могут свести на нет результаты всего экспертного исследования и лишить его доказательственного значения. Как же в настоящее время предлагается решать эту проблему? Ст. 204 УПК РФ определено, что в заключении эксперта должны указываться вопросы, поставленные перед экспертом, что авторами многих комментариев УПК РФ трактуется как невозможность изменения поставленных вопросов и необходимость их приведения только в формулировках документа о назначении экспертизы. Однако закон «Об экспертной деятельности» разрешает эксперту группировать поставленные вопросы и излагать их в той последовательности, которая обеспечивает наиболее целесообразный порядок проведения исследования, а также изменять редакцию вопросов, не изменяя их смысла, а лишь уточняя егоФедеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», принятый Государственной Думой 5 апреля 2001 г.. Исходя из анализа требований нормативно-правовых актов, считаем целесообразным при необходимости редактирования поставленных вопросов придерживаться следующих правил:

  • сначала в обязательном порядке приводить вопросы в формулировке документа о назначении экспертизы;
  • в случае редакционной правки поставленных вопросов, не изменяющей их смысла, уведомлять об этом лицо, назначившее экспертизу, путем выполнения соответствующей записи в виде примечания непосредственно в тексте заключения, затем приводить вопросы в формулировке эксперта (рисунок);

  • в случаях, если эксперт считает, что редакционная правка может изменить смысл поставленных вопросов либо смысл этих вопросов ему не ясен, необходимо направить лицу, назначившему экспертизу, письменное ходатайство об изменении вопросов, и производство экспертизы приостановить до получения письменного постановления об удовлетворении этого ходатайства.
В этом случае при оформлении заключения эксперта факт направления такого ходатайства и решения, принятые по нему, должны быть отражены в примечаниях вводной части перед указанием поставленных вопросов, например: «Примечание:…23.03.2007 лицу, назначившему экспертизу, было направлено ходатайство об уточнении поставленных перед экспертом вопросов (исх. № 45/4567 от 23.03.2007), после чего производство экспертизы было приостановлено. 10.04.2007 получено письмо, в котором приведены уточненные и измененные вопросы (исх. № 1/56789 от 05.04.2007). 11.04.2007 производство экспертизы было возобновлено, вопросы приводятся в формулировках данного письма.». Основные организационные проблемы связаны с оформлением исследовательской части, так как именно в ней последовательно описывается ход экспертного исследования. Как правило, после описания внешнего вида упаковки и ее состояния в заключении эксперта делается вывод: «…Упаковка и оттиски печати нарушений не имеют и обеспечивают сохранность объектов исследования при транспортировании и хранении…». Однако вследствие того, что их осмотр проводится без использования специальных приемов методов и средств, невозможно в категорической форме утверждать, была ли нарушена первоначальная упаковка, а возможна только констатация факта наличия или отсутствия ее видимых нарушений. По этой же причине невозможно определить, обеспечила ли конкретная упаковка сохранность объектов при транспортировании и хранении, а можно только оценить выбранный способ упаковки с точки зрения правильности процессуального оформления и соответствия правилам упаковки объектов с точки зрения криминалистической техники. Поэтому более корректно данный вывод выглядел бы следующим образом: «Упаковка и оттиски печати видимых нарушений не имеют. Выбранный способ упаковки обеспечивает сохранность объектов при транспортировании и хранении.». Также согласно правилам оформления заключения в исследовательской части необходимо отразить факт соответствия (или несоответствия) извлеченных объектов тому, что указано в постановлении о назначении экспертизы. На практике для этого часто используют фразу: «… нож, извлеченный из упаковки, соответствует описанию в постановлении о назначении экспертизы…». Однако в документе о назначении экспертизы описание самого объекта приводится достаточно редко, чаще ограничивается фразой: «предоставить … нож, изъятый по факту…упакованный в …». В этом случае в заключении правильнее указывать: «…после вскрытия упаковки был извлечен нож, что соответствует указанному в перечне представленных документов и объектов постановления о назначении экспертизы» или «… после вскрытия упаковки были извлечены объекты, количество и наименование которых соответствует перечню представленных документов и объектов, указанному в постановлении о назначении экспертизы». Описанные выше проблемы не связаны непосредственно с ходом проведения исследования и на первый взгляд кажутся незначительными, так как на основные выводы эксперта влияют достаточно мало и связаны лишь с оформлением результатов экспертного исследования. Однако следует отметить, что в последнее время сторонами процесса большое значение придается не только фактической, но и формальной стороне экспертного исследования, вследствие чего заключение эксперта рассматривается не только (и зачастую не столько) с точки зрения правильности примененных методик и сделанных выводов, а с точки зрения процессуально правильного его оформления. Однако зачастую эксперты к этапу оформления результатов исследования по-прежнему относятся как к чему-то второстепенному, несмотря на то, что основные требования к проведению этого этапа закреплены УПК РФ, и неправильное или небрежное оформление заключения может лишить проведенную экспертизу доказательственного значения, в результате чего она может быть не принятой во внимание судом в качестве доказательства по делу. Автор: М.В. Косенко — главный эксперт ЭКЦ ГУВД по Челябинской области.