Понятие политического убежища и условия его предоставления. Право убежища в международном гуманитарном праве. Виды убежища Право убежища и его виды

В международном праве закреплено право убежища. В соответ­ствии со статьей 14 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. каждый человек имеет право искать убежища от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем. Это право не мо­жет быть использовано в случае преследования, в действительно­сти основанного на совершении неполитического преступления, или деяния, противоречащего целям и принципам ООН. Следова­тельно, право предоставления убежища лицам, преследуемым по политическим, национальным, расовым, религиозным или этни­ческим мотивам, является одним из важных суверенных прав го­сударства.

Различают территориальное и дипломатическое убежище.

Территориальное убежище - это предоставление убежища пре­следуемому лицу на территории иностранного государства. В 1967 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о территори­альном убежище. В соответствии с этой Декларацией убежище, предоставляемое каким-либо государством в осуществление сво­его суверенитета лицам, имеющим основание ссылаться на статью 14 Всеобщей декларации прав человека 1948 г., включая лиц, борющихся против колониализма, должно уважаться всеми другими государствами. На право искать убежище и пользоваться убежищем не может ссылаться никакое лицо, в отношении кото­рого существуют серьезные основания полагать, что оно соверши­ло преступление против мира, военное преступление или преступ­ление против человечества по смыслу тех международных актов, которые были выработаны для того, чтобы предусмотреть нормы относительно этих преступлений. Оценка оснований для предос­тавления убежища лежит на предоставляющем это убежище госу­дарстве.

Дипломатическое убежище - это убежище на территории по­сольства, консульства, на борту военных кораблей и воздушных судов, на территории военных баз и лагерей. Законодательство не­которых стран, а также ряд двусторонних договоров не признают дипломатическое убежище. Отношение всех стран мира к дипло­матическому убежищу условно можно разделить на три группы:

а) государства, которые не признают и не практикуют его (большинство стран мира);

б) государства, которые не допускают дипломатического убе­жища на своей территории, но сами его предоставляют (Франция, США, Англия);

в) государства, которые сами предоставляют дипломатическое убежище и разрешают его предоставление на своей территории (многие латиноамериканские страны на основании Гаванской кон­венции о дипломатическом убежище 1928 г.).

При этом следует иметь в виду, что помещения представитель­ства не должны использоваться в целях, не совместимых с функ­циями представительства (п. 3 ст. 41 Венской конвенции о дипло­матических сношениях 1961 г.).

Современное международное право не содержит общепри­знанной нормы о предоставлении убежища на военных кораблях и самолетах. Так, в соответствии с законодательством Российской Федерации командиру военного корабля запрещается предостав­лять на корабле убежище иностранным гражданам без разрешения на то командования и посла Российской Федерации. В случае по­ступления такой просьбы от иностранного гражданина командир военного корабля должен доложить об этом командованию и по­слу Российской Федерации и действовать по их указанию.

Предоставление политического убежища на территории воен­ных баз и военных лагерей является противоправным.

В международном праве растет число договорных, обычных норм, обязывающих государства не предоставлять политическое убежище определенным категориям лиц. К ним относятся, в част­ности, лица, обвиняемые в совершении преступлений против че­ловечества, уголовных преступлений, включенных в перечень о выдаче в соответствии с международными договорами (например, террористы). Убежище предоставляется только в экстренных слу­чаях и только на период времени, необходимый для обеспечения безопасности лица. О предоставлении убежища уведомляется МИД государства, гражданином которого является соответствую­щее лицо.

Убежище, предоставленное государством какому-либо лицу, должно уважаться всеми остальными государствами. Лицо, полу­чившее убежище, не может быть выдано и получает право на за­щиту со стороны государства, предоставившего убежище.

Получившее право убежища лицо не вправе совершать дейст­вия, противоречащие общественной безопасности и законодатель­ству государства, предоставившего убежище.

Убежище не предоставляется лицам, обвиняемым в общеуго­ловных преступлениях и осужденным по ним, а также лицам, де­зертировавшим из вооруженных сил государства, и военным пре­ступникам.

В соответствии со статьей 63 Конституции РФ Российская Фе­дерация предоставляет политическое убежище иностранным граж­данам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанны­ми нормами международного права. В Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за по­литические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением. Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осу­ществляются на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации.

Порядок предоставления Российской Федерацией политиче­ского убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства определяется Положением о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища, утвержденным Указом Прези­дента РФ от 21 июля 1997 г. № 746.

В соответствии с данным Положением политическое убежище предоставляется Российской Федерацией иностранным гражданам и лицам без гражданства с учетом государственных интересов Рос­сийской Федерации на основании общепризнанных принципов и норм международного права. Российская Федерация предоставля­ет политическое убежище лицам, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую дея­тельность и убеждения, которые не противоречат демократиче­ским принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права. При этом принимается во внимание, что преследование направлено непосредственно против лица, обра­тившегося с ходатайством о предоставлении политического убе­жища. Предоставление Российской Федерацией политического убежища производится указом Президента РФ. Предоставление политического убежища распространяется и на членов семьи ли­ца, получившего политическое убежище, при условии их согласия с ходатайством. Согласие детей, не достигших 14-летнего возрас­та, не требуется.

Лицо, желающее получить политическое убежище на территории Российской Федерации, обязано в течение семи дней по прибы­тии на территорию России или с момента возникновения обстоя­тельств, не позволяющих этому лицу вернуться в страну своей гражданской принадлежности либо страну своего обычного ме­стожительства, обратиться лично в территориальный орган Феде­ральной миграционной службы МВД России по месту своего пребывания с письменным ходатайством, которое при наличии достаточных оснований для его рассмотрения направляется в Фе­деральную миграционную службу МВД России.

Лицу, которому предоставлено Российской Федерацией поли­тическое убежище, а также членам его семьи выдается свидетель­ство установленного образца по месту обращения лица с ходатай­ством. Лицо, которому предоставлено политическое убежище, пользуется на территории Российской Федерации правами и сво­бодами и несет обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных для иностранных граж­дан и лиц без гражданства федеральным законом или междуна­родным договором Российской Федерации.

Утрата политического убежища определяется Комиссией по во­просам гражданства при Президенте РФ по представлению Феде­ральной миграционной службы МВД России на основании заклю­чений Министерства иностранных дел РФ, Федеральной службы безопасности РФ. Решение Комиссии по вопросам гражданства при Президенте РФ доводится до сведения лица, утратившего по­литическое убежище. Лицо может быть лишено предоставленного ему Российской Федерацией политического убежища по сообра­жениям государственной безопасности, а также если это лицо за­нимается деятельностью, противоречащей целям и принципам ООН, либо если оно совершило преступление и в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда. Лишение политического убежища производится указом Президента РФ.

Предметным доказательством заявленной приверженности России добросовестному выполнению своих международных обя­зательств (в частности, в области прав человека) является вступле­ние в силу в 2007 г. федеральных законов «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Феде­рации» и «О внесении изменений в Федеральный закон «О право­вом положении иностранных граждан в Российской Федерации». По факту принятых законов была осуществлена рационализация внутригосударственного законодательства в части снятия искус­ственных препятствий для легализации иностранных граждан на территории России. В режиме общепризнанных мировых стандар­тов регистрационный учет стал осуществляться в уведомительном, а не в разрешительном порядке, причем как по месту временного проживания, так и по месту работы.

В международном праве закреплено право убежища. В соответствии со ст. 14 Всеобщей декларации прав человека, принятой на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г., каждый человек имеет право искать убежища от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем.

Это право не может быть использовано в случае преследования, в действительности основанного на совершении неполитического преступления, или деяния, противоречащего целям и принципам ООН. Следовательно, Право предоставления убежища лицам, преследуемым по политиче-

Международное право

364 ским, национальным, расовым, религиозным или этническим мотивам, является одним из важных суверенных прав государства.

Различают территориальное и дипломатическое убежище.

Территориальное убежище - это предоставление убежища преследуемому лицу на территории иностранного государства. В 1967 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о территориальном убежище. В соответствии с этой Декларацией убежище, предоставляемое каким-либо государством в осуществление своего суверенитета лицам, имеющим основание ссылаться на ст. 14 Всеобщей декларации прав человека, включая лиц, борющихся против колониализма, должно уважаться всеми другими государствами. На право искать убежище и пользоваться убежищем не может ссылаться никакое лицо, в отношении которого существуют серьезные основания полагать, что оно совершило преступление против мира, военное преступление или преступление против человечества по смыслу тех международных актов, которые были выработаны для того, чтобы предусмотреть нормы относительно этих преступлений. Оценка оснований для предоставления убежища лежит на предоставляющем это убежище государстве.

Дипломатическое убежище - это убежище на территории посольства, консульства, на борту военных кораблей и воздушных судов, на территории военных баз и лагерей. Законодательство некоторых стран, а также ряд двусторонних договоров не признают дипломатическое убежище. Отношение всех стран мира к дипломатическому убежищу условно можно разделить на три группы:

а) государства, которые не признают и не практикуют его (большинство стран мира);

б) государства, которые не допускают дипломатического убежища на своей территории, но сами его предоставляют (Франция, США, Англия);

в) государства, которые сами предоставляют дипломатическое убежище и разрешают его предоставление на своей территории (многие латиноамериканские страны на основании Гаванской конвенции о дипломатическом убежище 1928 г.).

При этом следует иметь в виду, что помещения представительства не должны использоваться в целях, не совместимых с функциями представительства (п. 3 ст. 41 Венской конвенции о дипломатических сношениях).

Современное международное право не содержит общепризнанной нормы о предоставлении убежища на военных кораблях и самолетах. Так, в соответствии с законодательством Российской Феде

Глава 12. Права человека и международное право_

рации командиру военного корабля запрещается предоставлять на корабле убежище иностранным гражданам без разрешения на то командования и посла Российской Федерации. В случае поступления такой просьбы от иностранного гражданина командир военного корабля должен доложить об этом командованию и послу Российской Федерации и действовать по их указанию.

Предоставление политического убежища на территории военных баз и военных лагерей является противоправным.

В международном праве растет число договорных, обычных норм, обязывающих государства не предоставлять политическое убежище определенным категориям лиц.

К ним относятся, в частности, лица, обвиняемые в совершении преступлений против человечества, уголовных преступлений, включенных в перечень о выдаче в соответствии с международными договорами (например, террористы). Убежище предоставляется только в экстренных случаях и только на период времени, необходимый для обеспечения безопасности лица. О предоставлении убежища уведомляется МИД государства, гражданином которого является соответствующее лицо.

Убежище, предоставленное государством какому-либо лицу, должно уважаться всеми остальными государствами. Лицо, получившее убежище, не может быть выдано и получает право на защиту со стороны государства, предоставившего убежище.

Получившее право убежища лицо не вправе совершать действия, противоречащие общественной безопасности и законодательству государства, предоставившего убежище.

Убежище не предоставляется лицам, обвиняемым в общеуголовных преступлениях и осужденным по ним, а также лицам, дезертировавшим из вооруженных сил государства, и военным преступникам.

В соответствии со ст. 63 Конституции РФ Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права. В Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением. Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляются на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации.

Порядок предоставления Российской Федерацией политическо-

Международное право

366 го убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства определяется Положением о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища, утвержденным Указом Президента РФ от 21 июля 1997 г. № 746.

В соответствии с данным Положением политическое убежище предоставляется Российской Федерацией иностранным гражданам и лицам без гражданства с учетом государственных интересов Российской Федерации на основании общепризнанных принципов и норм международного права. Российская Федерация предоставляет политическое убежище лицам, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права. При этом принимается во внимание, что преследование направлено непосредственно против лица, обратившегося с ходатайством о предоставлении политического убежища. Предоставление Российской Федерацией политического убежища производится указом Президента Российской Федерации. Предоставление политического убежища распространяется и на членов семьи лица, получившего политическое убежище, при условии их согласия с ходатайством. Согласие детей, не достигших 14-летнего возраста, не требуется.

Лицо, желающее получить политическое убежище на территории Российской Федерации, обязано в течение семи дней по прибытии на территорию России или с момента возникновения обстоятельств, не позволяющих этому лицу вернуться в страну своей гражданской принадлежности либо страну своего обычного местожительства, обратиться лично в территориальный орган Федеральной миграционной службы России по месту своего пребывания с письменным ходатайством, которое при наличии достаточных оснований для его рассмотрения направляется в Федеральную миграционную службу России.

Лицу, которому предоставлено Российской Федерацией политическое убежище, а также членам его семьи выдается свидетельство установленного образца по месту обращения лица с ходатайством. Лицо, которому предоставлено политическое убежище, пользуется на территории Российской Федерации правами и свободами и несет обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных для иностранных граждан и лиц без

Глава 12. Права человека и международное право

гражданства федеральным законом или международным договором 367 Российской Федерации.

Политическое убежище Российской Федерации не предоставляется, если:

лицо преследуется за действия (бездействие), признаваемые в Российской Федерации преступлением, или виновно в совершении действий, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций;

лицо привлечено в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда на территории Российской Федерации;

лицо прибыло из третьей страны, где ему не грозило преследование;

лицо прибыло из страны с развитыми и устоявшимися демократическими институтами в области защиты прав человека;

лицо прибыло из страны, с которой Российская Федерация имеет соглашение о безвизовом пересечении границ, без ущерба для права данного лица на убежище в соответствии с Законом Российской Федерации «О беженцах»;

лицо представило заведомо ложные сведения;

лицо имеет гражданство третьей страны, где оно не преследуется.

Лицо, которому Российской Федерацией предоставлено политическое убежище, утрачивает право на предоставленное политическое убежище в следующих случаях:

возврата в страну своей гражданской принадлежности или страну своего обычного местожительства;

выезда на жительство в третью страну;

добровольного отказа от политического убежища на территории Российской Федерации;

приобретения гражданства Российской Федерации или гражданства другой страны.

Утрата политического убежища определяется Комиссией по вопросам гражданства при Президенте РФ по представлению Федеральной миграционной службы России на основании заключений Министерства иностранных дел Российской Федерации, Министерства внутренних дел РФ, Федеральной службы безопасности РФ. Решение Комиссии по вопросам гражданства при Президенте РФ доводится до сведения лица, утратившего политическое убежище. Лицо может быть лишено предоставленного ему Российской

Международное право

368 Федерацией политического убежища по соображениям государственной безопасности, а также если это лицо занимается деятельностью, противоречащей целям и принципам Организации Объединенных Наций, либо если оно совершило преступление и в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда. Лишение политического убежища производится указом Президента Российской Федерации.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет профессиональной подготовки дипломированных специалистов

Кафедра теории государства и права и конституционного права

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Направление подготовки 40.03.01 - Юриспруденция

Институт права убежища в международном праве

З.Р. Гайсина

Руководитель

канд. пед. наук, доцент

Н.А. Кучуб

Оренбург 2015

Аннотация

Выпускная квалификационная работа посвящена теме «Институт права убежища в международном праве». В работе рассматриваются история развития права убежища, его понятие; акцентируется внимание на классификации его форм и их содержании. Анализируются международные и российские нормативно-правовые акты, сложившаяся практика, отражающие процесс возникновения, развития и функционирования института права убежища. Большое место в работе уделено правовому закреплению права убежища в Российской Федерации и подробно описываются ограничения правового статуса личности, связанные с реализацией права убежища в Российской Федерации. Главное внимание обращается на то, что в доктрине международного права недостаточно разработана данная тема и объясняется это тем, что исходя из норм международного права, не существует обязанности государств предоставлять убежище, поэтому работа представляет научную и практическую значимость.

Введение

1.История развития и правовая природа права убежища

1.1История развития права убежища

1.2 Понятие права убежища, его формы и содержание

2. Современное состояние права убежища в Российской Федерации

2.1 Правовое закрепление права убежища в Российской Федерации

2.2 Ограничения правового статуса личности, связанные с реализацией права убежища в Российской Федерации

Заключение

Список использованных источников

Введение

Актуальность темы выпускной квалификационной работы определяется тем, что она раскрывает вопросы, связанные с предоставлением убежища, способствует объективному и более глубокому пониманию особенностей функционирования института права убежища на современном этапе существования российского общества и может оказать влияние на его дальнейшее развитие.

Право убежища - одно из старейших и получивших широкое распространение прав, возникновение которого в государствах древнего Востока ориентировочно датируется XX - XVIII вв. до нашей эры. В Древней Руси к середине XI в. сложилась практика предоставления убежища. Сформировавшиеся с целью регулирования данных явлений правила поведения постепенно прочно вошли в общественную и каноническую практику и не требовали какой-либо правовой регламентации. Предоставление убежища регулировалось индивидуальными актами.

Сложившаяся практика предоставления убежища впервые получила правовое закрепление в Конституции РСФСР 1918 г. За 1922 - 1932 гг. правом убежища в СССР воспользовались 6 935 иностранных граждан, большинству из которых было предоставлено политическое убежище.

В XX в. практически все страны, гарантируя соблюдение основных прав и свобод человека и гражданина, в том или ином виде провозгласили право убежища. Во Всеобщей Декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., записано «... каждый человек имеет право искать убежище от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем».

Изменение политического режима в России в 90-е г. XX в., признание принципов и норм международного права в качестве составной части правовой системы Российской Федерации, процессы глобализации и интеграции затронули такие важнейшие вопросы, как обеспечение и защита прав и свобод человека и гражданина. Происходящие в России глубокие концептуальные преобразования потребовали критического переосмысления и выработки нового подхода в отношении функционирования института права убежища. В 1992 г. Российская Федерация присоединилась к Конвенции ООН 1951 г. и Протоколу 1967 г., касающихся статуса беженцев. В 1993 г. право убежища получило закрепление в ст. 63, 89 Конституции России. «Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права».

Действующими нормативно-правовыми актами на территории Российской Федерации определены три формы убежища: предоставление временного убежища, предоставление политического убежища и признание беженцем.

В 2014 году за убежищем в Российской Федерации обратилось 267764 выходцев из 48 государств. Предоставлено временное убежище 250064 чел. По состоянию на 01.07.2015 г. За временным убежищем обратились 99282 человека из 46 государств. Предоставлено временное убежище 98185 чел.

Вотечественной историко-юридической литературе до 30-х годов XX в. вопрос о существовании права убежища в России не рассматривался. До конца 40-х годов XX в. ни одна организация не занималась обобщением практики по предоставлению государствами убежища.

До начала XX в. отношения по поводу предоставления убежища регул ировались только отдельными актами, носящими индивидуальный характер. Лишь в 1918 г. убежище впервые получило нормативно-правовое закрепление в Конституции РСФСР. Но, несмотря на это, исследований предпосылок возникновения права убежища, этапов его развития не проводилось. Исследуемый вопрос лишь фрагментарно рассматривался в работах: И. Д. Беляева, Н. Т. Блатовой, И. К. Блюнчли, Ф. М. Бурлацкого, Н. В. Витрука, В. П. Волгина, А. Ш. Войцеховича, Л. Н. Галенской, Ф. Галле, Б. Д. Грекова, Ф. Ф. Мартенса, A. C. Мулюкина, М. И. Мышь, Л. Оппенгейма, A. C. Павлова, В. В. Похлебкина, А. Ривье, Э. К. Симеона, С. М. Соловьева, В. Н. Татищева, М. Л. Тарле, Г. И. Тункина, О. И. Чистякова, М. Д. Шаргородского, С. В. Юшкова и др.

В исследованиях, проведенных H. H. Бухаровым, JI. H. Галенской, Ю. В. Герасименко, В. А. Конновым, A. A. Рыжовым, H. A. Ушаковым, Е. А. Шибаевой, A. A. Юнусовым основное внимание было уделено общетеоретическим вопросам функционирования права убежища, рассмотрению процесса становления и развития данного института права в других странах. Многие выводы, сделанные в работе, опираются на труды представителей отечественной науки теории и истории права и государства, конституционного права, международного права, административного права XX-XXI вв. Это работы: М. В. Баглая, В. Н. Бутылина, А. Б. Венгерова, В. Г. Графского, В. Э. Грабарь, И. В. Гончарова, В. В. Лазарева, А. В. Малько, Ф. Ф. Мартенса, М. Н. Матузова, В. С. Нерсесянца, O. A. Степанова и др.

Недостаточная степень разработанности темы исследования объясняется тем, что исходя из норм международного права, не существует обязанности государств предоставлять убежище. Право убежища применялось и применяется в основном как крайняя мера проявления несогласия, невозможность жить и трудиться в стране своего постоянного местожительства. Данное право не регулирует массовых общественных отношений, так как оно приобретает такой характер лишь в исключительные моменты истории человечества. В другие периоды число обращений с соответствующими просьбами существенно снижается.

Объектом ВКР являются общественные отношения, связанные с процессом возникновения, развития и функционирования института права убежища.

Предметом ВКР являются международные и российские нормативно-правовые акты, сложившаяся практика, отражающие процесс возникновения, развития и функционирования института права убежища.

Целью выпускной квалификационной работы является комплексный анализ института права убежища, нормативных и иных правовых актов, характеризующих процессы развития права убежища в России, основных черт и особенностей его реализации в современное время.

Достижение указанной цели предопределило постановку и решение следующихзадач:

Исследование истории развития института права убежища;

Определение понятия права убежища, раскрытие его содержания и форм его реализации;

Рассмотрение организационно-правовых основ института права убежища;

Характеристика современного состояния и правового закрепления права убежища в Российской Федерации;

Рассмотреть вопросы ограничения правового статуса личности, связанных с реализацией права убежища в Российской Федерации.

Методологическую основу ВКР составляет диалектико-материалистический метод познания, в рамках которого применялись частнонаучные методы: историко-правовой, сравнительно-правовой, конкретно-социологический, системный, формально-юридический методы.

Научная новизна ВКР заключается в том, что она является комплексным правовым исследованием, в котором на основе рассмотрения многочисленных и разнообразных источников, анализа законодательства, показан процесс эволюции института убежища от сложившейся практики к определению правового принципа и его нормативного закрепления.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что она пополняет научные знания об основных направлениях развития законодательства страны, регулирующего отношения, складывающиеся в ходе реализации права убежища, а также могут быть использованы при подготовке научно-методических и учебных пособий по международному праву, а также в научно- исследовательской работе.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух разделов, заключения и списка использованных источников.

1 . История развития и правовая природа права убежища

1.1 История развития права убежища

Право убежища известно на всех этапах развития государства и права, межгосударственных отношений. Вместе с развитием государства оно развивается, приобретает новые черты, меняет свое содержание, выступает в различных формах.

В условиях малоразвитого общества древние обычаи и религия могли сопротивляться силе законов, существовавших лишь в пользу сильных. Преступник во многих случаях, в силу естественного права и варварских обычаев, был только невинно гонимой жертвой, стремившейся под покровительство религии и находившей в ее святилищах неприкосновенное убежище. А само существование такого права убежища служило только усилением уважения к религии.

Понятно, как несовершенна была такая защита; она давалась без различия и невинно гонимым и явным преступникам, следовательно в результате мало приносила помощи обществу: укрывая от заслуженного наказания злодеев, увеличивала число преступлений.

В рабовладельческую эпоху различаются две формы права убежища - территориальная и религиозная. Последняя, являясь институтом внутригосударственного права, получает наибольшее распространение. Интересы церкви и государства тесно переплетаются: государство закрепляет свои порядки с помощью религии, а религия, в свою очередь, поддерживается государством .

Территориальное убежище - институт международного права и выражается в обычае оказывать покровительство беглецу со стороны того государства, которое дало ему приют и защиту от преследования отечественного государства. В основе этой формы убежища лежит существование отдельных самостоятельных государств и наличие разногласий между ними. В древних государствах убежище предоставляется как уголовным преступникам, без каких-либо ограничений, так и лицам, преследуемым по политическим мотивам.

Обе формы убежища имели и общую черту: и та, и другая носили, бесспорно, классовый характер. Убежищем обычно пользовались свободные, в отношении рабов оно фактически не применяется.

По законам Моисея было назначено несколько городов для убежища, но не всем преступникам, а только виновным в кровной мести и опасавшимся того же от родственников ими убитого. Это была попытка положить предел бесконечному развитию мести из поколения в поколение.

В Греции и Риме убежищем служили храмы, статуи императоров (из-за их обожествления) и другие священные здания .

Самое большое распространение право убежища получило со времени торжества христианства. Идея помилования, учение о полном очищении через раскаяние и веру во Христа, ужас к пролитию крови - все побуждало духовенство к защите тех, кто прибегал в божий дом. Христианские храмы стали убежищем не только для гонимых преступников и невинных, но и для рабов, бежавших от жестокости закона, преследовавшего их в безусловной власти господ.

Римские христианские императоры, узаконившие право церковного убежища, вместе с тем установили для него и несколько ограничений. Так Феодосий I и Аркадий постановили, что должники должны быть или выдаваемы или епископы должны платить их кредиторам. По закону Феодосия II бежавший раб мог быть укрыт только один день, на следующий его надлежало выдать господину, с тем однако, что последний дал клятвенное обещание простить раба. Евреи пользовались правом убежища лишь при условии принятия христианства. Юстиниан запрещал давать убежище убийцам, клятвопреступникам и похитителям. По закону Феодосия II местом убежища были не только алтарь и внутренности храма, но все, что заключалось в церковной ограде - сады, площади, бани, строения, - чтобы беглецы не были вынуждены есть и спать в церквях.

В Средние века папы, пользуясь своим авторитетом, расширили церковное право убежища на кладбища, монастыри, епископские дома и церковные богадельни. Кто нарушал неприкосновенность убежища, тот подвергался церковному проклятию и гражданскому наказанию. Преступники в поисках убежища могли выдаваться гражданским судьям, но с условием не подвергать их смертной казни или увечью. По примеру церковного убежища императоры, а затем и удельные хозяева давали некоторым городам право быть местом убежища для определенного рода преступников; например, город Ройтлинген служил убежищем для совершивших убийство в пылу гнева.

Христианский храм являлся главным убежищем довольно долго; такое убежище имело огромное значение в варварских государствах, принявших христианство, но постепенно чистое церковное убежище стало терять свое значение по трем причинам:

Некоторые папы косвенно отрицали право церковного убежища для лиц, совершивших особенно тяжкие преступления;

Распространение других форм убежищ - отчасти религиозной (к примеру, французские совте) и чисто светской.

С установлением в западных обществах твердого порядка, законности и с утверждением начала независимости государства от вмешательства папской власти, церковное право убежища и подобное право привилегированных городов мало-помалу пришли в забвение. Ордонанс (указ) Франциска I (1539 г.) во Франции и закон 1624 года в Англии уничтожили церковное право убежища.

В период феодализма обычай предоставления убежища преследуемым лицам на территории другого государства получает еще более широкое распространение. Анализ практики государств в этой области свидетельствует о единообразном применении указанного обычая в большинстве феодальных государств. Убежищем, в принципе, могли пользоваться все преследуемые лица, независимо от характера совершенного деяния. Политические мотивы этих действий формально не выделяются, хотя, как правило, убежище дают тем лицам, которых господствующий класс данного государства надеялся использовать в своих интересах. Институт по-прежнему носит обычноправовой характер.

Религиозная форма убежища используется всеми мировыми религиями.

В христианской церкви в связи с появлением двух ее ветвей (восточной и западной), которые развиваются самостоятельными путями, по-разному развивается и право убежища.

В западной церкви все вопросы регламентирования права убежища находятся в руках главы церкви. Римские папы неоднократно издают буллы, в которых по своему усмотрению определяют круг лиц, пользующихся правом убежища.

В восточных странах церковь таких широких прав по регламентации права религиозного убежища не имела. Здесь эти вопросы решались главным образом монархами, и поэтому практика предоставления убежища в данных странах отличалась большим разнообразием.

В 1760 году в Баварии на основании папской буллы вышло распоряжение о выдаче дезертиров из убежищ с условием, что они не будут подвержены смертной казни или другому тяжкому наказанию. Подобное распоряжение было выпущено в 1788 году курфюстом-архиепископом трирским и общим распоряжением в Пруссии 1794 года, в Вюртемберге (1804 г.), в Саксонии (1827 г.).

В 1850 году в Турине потребовался закон Сиккарди (итал. leggi Siccardi) для прекращения церковного права убежища; папский циркуляр 1852 года ограничивал его тремя днями, уничтожая в отдельных случаях. Дольше других продержалось право убежища в посольских домах.

Французская буржуазная революция ознаменовала рождение буржуазного международного права со своей системой основных начал и институтов. В числе последних - институт права убежища для политических эмигрантов. Право политического убежища появляется вначале как внутригосударственная норма, а затем оно переходит в международные договоры, подтверждается и закрепляется в них, получая признание на международной арене. К середине XIX в. право политического убежища стало общепризнанным институтом международного права .

С ростом рабочего движения изменяется состав эмиграции. Большую ее часть стали составлять не сторонники буржуазного строя, а представители рабочего класса, лица, борющиеся против капитализма. Буржуазия, не заинтересованная в предоставлении убежища такого рода эмигрантам, начинает ограничивать данное право. Это ограничение идет по нескольким линиям: 1) из числа политэмигрантов исключаются некоторые категории лиц - коммунисты, социалисты, анархисты и др.; 2) в понятии политического преступления различают чистое политическое преступление и смешанное, т. е. сопровождающееся уголовным преступлением (по законам буржуазных государств); 3) ограничивается въезд эмигрантов в данную страну и осуществляется высылка неугодных лиц.

В России не было закона о праве убежища; но на деле монастыри служили убежищем для многих совершивших проступки и, в особенности, для рабов и крестьян, бежавших от жестоких господ, но только с условием пострижения .

Точно также служило убежищем казачество, особенно для несвободных. Котошихин указывал, что беглые холопы укрывались у донских казаков и часто, пробыв у них год или два, приезжали в Москву, где никто их не смел трогать.

Не только в старое время, но и в XVIII-м, и даже в начале XIX века российское правительство косвенно открывало убежище в новоприобретенных землях, нуждавшихся в заселении.

Появление Советского государства знаменует новый этап в развитии права убежища.

28 (15) марта 1918 г. ВЦИК издает специальный декрет о праве убежища. Затем статьи об убежище закрепляются в Конституциях отдельных советских республик (например, ст. 21 Конституции РСФСР 1918 г., ст. 31 Конституции УССР. 1919 г., ст. 14 Конституции АзССР 1927 г. др.), в Конституции СССР.

В отличие от законодательства буржуазных стран Конституция СССР содержит точный перечень лиц, имеющих право на получение убежища. Статья 129 ее провозглашает право убежища для тех иностранных граждан, которые преследуются за защиту интересов трудящихся, научную деятельность или национально-освободительную борьбу. Такое конституционное закрепление прав политэмигрантов - весьма важный фактор реальности института права убежища.

Большое значение в деле оказания помощи политэмигрантам СССР имела секция СССР Международной организации помощи борцам революции (МОПР). В резолюциях этой организации было определено понятие политической эмиграции (резолюции от июля 1924 г., от 12 сентября 1928 г.), разработаны вопросы конкретной помощи лицам, получающим убежище в СССР.

Устав Союза обществ Красного Креста и Красного полумесяца СССР в ст. 1 п. «м» предусматривает, что этот Союз оказывает помощь иностранным гражданам, преследуемым за защиту интересов трудящихся или научную деятельность или национально-освободительную борьбу и получившим право убежища в СССР.

Политическое убежище - особый правовой статус, предоставляемый лицу, которое по определенным причинам преследуется у себя на родине; обычно, за политические, религиозные и иные убеждения, а также за действия, не квалифицируемые в международном и национальном праве демократических государств как правонарушение; право на въезд и пребывание на территории данного государства. Согласно законодательству большинства стран, в том числе США и России, подать запрос на предоставление убежища заявитель может, только находясь на территории данного государства.

В 1922 году по инициативе норвежца Фритьофа Нансена, комиссара Лиги Наций по делам беженцев, был учрежден международный документ, удостоверявший личность лица без гражданства. Вначале он выдавался россиянам, а впоследствии и другим беженцам, которые не могли получить обычный паспорт. В 1942 году этот паспорт признали правительства 52 государств, и он стал первым проездным документом для беженцев. Всего было выдано около 450 000 нансеновских паспортов с целью помочь беженцам без гражданства найти приют в других странах.

На VI панамериканской конференции, происходившей в Гаване (Куба) в январе-феврале 1928 года, были приняты конвенции по вопросам дипломатического права: 1) о дипломатических должностных лицах; 2) о консульских должностных лицах; 3) о праве убежища.

10 декабря 1948 года Генеральная Ассамблея ООН утвердила «Всеобщую декларацию прав человека», приняв во внимание многие факторы, в том числе «что пренебрежение и презрение к правам человека привели к варварским актам, которые возмущают совесть человечества». Праву убежища посвящена ст. 14 Всеобщей декларации: «Каждый человек имеет право искать убежища от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем. Это право не может быть использовано в случае преследования, в действительности основанного на совершении неполитического преступления, или деяния, противоречащего целям и принципам Организации Объединенных Наций» .

28 июля 1951 года в Женеве на конференции, созванной в соответствии с резолюцией 429 (V) Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1950 года, с участием полномочных представителей стран был принят международный договор - «Конвенция о статусе беженцев», вступившая в силу 22 апреля 1954 года.

Конвенция дала определения понятия «беженец» и установила общие правила, на основе которых предоставляется статус беженца. Конвенция запретила какую-либо дискриминацию в отношении беженцев, получающих права частично наравне с гражданами принимающей их страны и частично на тех же условиях, что и иностранцы. Конвенция допустила высылку беженцев в интересах государственной безопасности, но запретила их возвращение в государство, из которого они бежали, опасаясь преследования.

Россия присоединилась к Конвенции постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 13 ноября 1992 года.

14 декабря 1967 года Генеральная Ассамблея ООН приняла в качестве рекомендации «Декларацию о территориальном убежище». В 1977 году была проведена конференция о территориальном убежище, но выработать конвенцию ей не удалось. Однако, положения об убежище есть в Каракасской конвенции ОАГ 1954 г. и Конвенции ОАЕ 1969 г. о конкретным аспектам проблем беженцев в Африке. Совет Европы принял декларацию о территориальном убежище в 1977 г. Россия присоединилась к Протоколу 1967 года постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 13 ноября 1992 года.

1.2 Понятие права убежища, его формы и содержание

право убежище международный нормативный

Право убежища впервые получило свое нормативно-правовое закрепление более двухсот лет назад, в России более девяносто лет, но до настоящего времени оно практически не разработано, существуют различные подходы к толкованию понятия права убежища и определению его содержания.

На протяжении всего времени становления и развития право убежища не было в достаточной мере освещено в юридической и исторической литературе, в учебной литературе оно вообще не рассматривалось, появляющиеся публикации носили и носят бессистемный характер. Во всех этих работах, как справедливо указывал М. В. Баглай, имеются лишь разрозненные упоминания, связанные с институтом гражданства, правовым статусом иностранцев, беженцев, с экстрадицией, что объективно не может воссоздать целостного представления о существующем институте права убежища .

А. Г. Бережнов и A. A. Рыжов в своих работах обращали внимание на аналогичные упущения и пробелы в теории права, в конституционном праве, имеются они и другой юридической литературе. Это вполне объяснимо так, как убежище, на протяжении десяти веков реализовывалось посредством устных договоренностей или индивидуальных актов .

Право убежища регулировало отношения государства с иностранными гражданами, которые по тем или иным мотивам подвергаются преследованиям в стране своей гражданской принадлежности или стране постоянного местопребывания. Другой причиной является то, что предоставляя убежище тому или иному индивиду, государство принимает на себя определенные обязательства в отношении лица, которому предоставляется убежище и в отношении страны его постоянного местопребывания, поэтому страны, предоставляющие убежище не заинтересованы в огласке подобных фактов.

Учитывая специфику данного явления, индивидуальные в каждом рассматриваемом случае решения, принимаемые в отношении установленного круга лиц, можно утверждать, что право убежища не регулирует массовых общественных отношений. Возникновению подобного рода общественных отношений предшествует обращение конкретного лица иностранного государства с соответствующим ходатайством о предоставлении убежища или, что не исключает первого условия, предложения покровительства (защиты) со стороны государства определенному лицу. Инициатором возникновения общественных отношений, связанных с реализацией права убежища, может быть как само лицо, ищущее убежище, так и государство его предоставляющее. В данном случае имеется в виду не пассивная декларация и закрепление права убежища в нормативно-правовых документах, а активная позиция субъектов права. Право убежища регулирует возникающие отношения, связанные с обеспечением и гарантиями личной безопасности человека, сохранением его здоровья, чести, достоинства, а порой и жизни, то есть тех естественных прав, которые провозглашены высшей ценностью человека во многих странах мира.

Что же такое право убежища? Возникновение нового вида общественных отношений было обусловлено исторической необходимостью. Лицо, подвергаясь преследованию или гонению, когда возникала реальная угроза жизни и здоровья, искало убежище, пытаясь обеспечить тем самым свою безопасность.

Понятия права убежища, как и самого права, на первоначальном этапе правоустановления - правообразования, включающем в себя формирование нового вида общественных отношений, выделение наиболее типичных его черт, не существовало . Содержание убежища сводилось к сохранению жизни, нахождению места, где можно укрыться, спрятаться. Это в полной мере соответствует определению убежища, которое предложил С. И. Ожегов: «Убежище - место, где можно укрыться, найти приют, спасение от чего-нибудь». Места убежища зависели от страны и формы реализации права убежища. Круг субъектов данного права был определен и ограничен. По мере развития отношения претерпели существенные изменения, при этом с увеличением практики предоставления убежища в основном менялся круг субъектов данного права, на которых распространяли воздействие данные отношения, подход к его пониманию и содержанию оставался тем же.

Необходимо обратить внимание на то, что убежище предоставлялось и раньше, то есть лица, пытавшиеся сохранить свою жизнь, искали убежище, просили покровительства у тех, кто их мог защитить, кто мог обеспечить им безопасность, хотя бы и временную. Можно обоснованно утверждать, что первоначально в Древней Руси убежище не было привязано ни к религиозным местам, ни к определенной территории. Индивид обеспечивал свою безопасность до тех пор, пока был рядом с покровителем, пользовался его благосклонностью (фактически полностью находясь в его власти, «покровитель» мог сделать все, что хотел - лишить защиты, выгнать, продать, убить). «Беглец» пользовался только теми правами и привилегиями, которые ему устанавливал его «покровитель». Постепенно, подобного рода складывающиеся отношения, как в отдельности, так и в своей совокупности сформировали определенные правила поведения, на развитие которых существенно повлияла рецепция основных положений права убежища, сложившихся в странах Древнего мира. Данные процессы проходили параллельно с развитием институтов государства и религии. В соответствии с этим выделились религиозная и территориальная формы убежища.

Религиозная форма убежища - это возможность воспользоваться убежищем в храмах или «святых» местах. При религиозной форме реализации убежища человек ничего не требовал, не просил, не искал защиты от неправомерных действий другой стороны правоотношений, он своими собственными действиями приобретал его. Процесс получения убежища был формален. Основу религиозной формы убежища составляла религия, вера в то, что за нарушение установленных канонов неминуемо наступит расплата. Таким образом, основным субъектом при реализации религиозной формы убежища становился человек, его ищущий. Государство же, на территории которого он его получал, принимало опосредованное участие в данном процессе - не вмешивалось и не регулировало данные процессы.

Территориальная форма убежища - покровительство, предоставление государством какому - либо лицу возможность укрыться от преследований на определенной территории. Предоставление убежища рассматривалось исключительно как прерогатива государства или лица, наделенного властью (монарха, князя и т.д.).

Никакой ответственности ни при религиозной, ни территориальной формах убежища «принимающая сторона» не несла и никаких гарантий безопасности не предоставляла. Данный подход к рассмотрению убежища в течение почти двух веков был характерен практически для всех стран.

В период интенсивного развития международных отношений между государствами, обмена дипломатическими представительствами, становления профессиональной дипломатической службы в России, которое происходило по мере расширения и укрепления централизованного государства, стала выделяться иная форма реализации убежища - дипломатическая. Ф. Ф. Мартенс писал «...как совокупность определенных юридических правил для дипломатических сношений, право посольства могло возникнуть только с сознанием государствами, что они члены международного общения и что сношения между ними необходимы. До этого же времени если посольства и существовали, то о них никак нельзя говорить, как о нормальном и юридическом международном институте» .

Выделение дипломатической формы убежища было обусловлено рядом факторов. Объективно - создание дипломатических или консульских представительств на территории других государств и наделение их правом экс - территориальности. Субъективно - использование данной формы для неотложного решения возникающих проблем, связанных с защитой человека, несмотря на возможное противоборство со стороны государства, на территории которого расположено данное представительство. Существенным представляется то обстоятельство, что в древности дипломатические сношения имели четко выраженный религиозный характер, посол во многих странах считался «... лицом, которое находится под особенным покровительством божества» .

Отношения государств к использованию дипломатического убежища с момента его возникновения и до настоящего времени остается неоднозначным. Универсальных соглашений о дипломатическом убежище, несмотря на долгую историю его функционирования, не существует. Предпринимались определенные попытки провести классификацию государств по отношению к реализации дипломатического убежища, более полная была предложена в 60-е г. XX в. JI. H. Галенской, которая выделила четыре основные группы государств:

1) государства, которые не признают дипломатическое убежище. Большинство стран считает неприемлемым и неправомерным институт дипломатического убежища (Россия, Германия и т.д.).

2) государства, которые сами предоставляют дипломатическое убежище и разрешают его предоставление на своей территории (в эту группу в основном входят латиноамериканские страны);

3) государства, которые предоставляют убежище за рубежом, но не разрешают его предоставление на своей территории (США, Великобритания, Франция);

4) государства, которые сами не предоставляют дипломатического убежища, но разрешают его предоставление на своей территории (некоторые государства Латинской Америки, Греция) .

В практике государств имеют место случаи, когда убежище предоставляется в зданиях дипломатических представительств, на бортах военных кораблей и воздушных судов, на территориях военных баз. Если некоторые западные государства, (например, Бельгия, Франция) официально допускают предоставление дипломатического убежища, но только в признающих его латиноамериканских странах 4 , то другие (например, США, Великобритания), укрывая в помещениях дипломатических представительств местных граждан, официально заявляют, как было сказано выше, о непризнании ими этого института.

Следует отметить, что нередко смешивают (иногда даже законодательно) понятия «убежище» и «укрытие». В таком случае, что же вкладывается в понятие - дипломатическое убежище? В большом юридическом словаре, под редакцией А. Я. Сухарева определено: «Дипломатическое убежище - это предоставление, какому - либо лицу возможности укрыться от преследований по политическим мотивам в помещении иностранного дипломатического представительства или консульского представительства, а также на иностранном военном корабле» . Выделение данной формы реализации убежища в самостоятельную форму неоднократно подвергалось критике. Существует множество факторов характеризующих ее с негативной точки зрения.

Во-первых, международное право отрицает возможность такой формы убежища и расценивается как использование помещений представительства в целях несовместимых с дипломатическими функциями. Предоставление дипломатического убежища противоречит п. 3 ст. 41 Венской Конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. «... помещения представительства не должны использоваться в целях, несовместимых с функциями представительства, предусмотренными настоящей Конвенцией или другими нормами общего международного права, или же какими-либо специальными соглашениями, действующими между аккредитующим государством и государством пребывания» . В случаях, когда дипломатические представительства, не исполняют вышеуказанную норму, преступают запрет, то данные факты нужно классифицировать как злоупотребление ими дипломатическим иммунитетом, вмешательство во внутренние дела государства, на территории которого они находятся с вытекающими отсюда правовыми последствиями.

В соответствии с принципом экс - территориальности сотрудники, представляющие государство, помещение дипломатического представительства считаются неприкосновенными. В случае предоставления убежища возникает своеобразная дилемма: с одной стороны факт укрывательства является актом недружелюбного отношения к государству, на территории которого располагается это представительство, с другой стороны любое государство имеет полное право защищать себя всеми доступными способами. Арест лица, находящегося на территории дипломатического представительства, скрывающегося по тем или иным мотивам, будет не большим нарушением, чем его укрытие там.

Во-вторых, выделение дипломатической формы убежища представляется не совсем правильным. Учитывая, что помещения дипломатических представительств являются юрисдикционной территорией страны, которую они представляют, необходимо дипломатическую форму убежища рассматривать как своеобразную форму территориального убежища, представляемую с определенными ограничениями.

В-третьих, реализация данного права на территории другого государства представляется не обоснованной, за исключением случаев, когда международное право допускает это. В случае форс-мажорных обстоятельств в помещениях дипломатических представительств может предоставляться укрытие, а не убежище, в понятие которого вкладывается совершенно другой смысл. О таких ситуациях писал американский профессор Ч. Ч. Хайд «... помещения дипломатического представительства могут быть местом укрытия в районе, подвергающемся бомбардировке». После переворота в Чили в сентябре 1973 г. около пяти тысяч чилийских граждан было спасено, они получили дипломатическое укрытие в иностранных посольствах.

Необходимо различать дипломатическое убежище и временное укрытие, которое может применяться в любой стране с соблюдением установленных ограничений:

1) укрытие может быть предоставлено только в том случае, если жизнь ищущего его человека находится в непосредственной опасности;

2) укрытие не может быть предоставлено или обещано заранее, в предвидении будущей потребности, опасности;

3) укрытие может предоставляться только как временное средство для спасения человеческой жизни.

Таким образом, предоставление временного укрытия это крайняя мера, скорее исключение из правил, чем само правило. Временное укрытие защищает беженца лишь от непосредственной расправы, но не от юрисдикции государства пребывания. При получении представительством гарантий справедливого судебного рассмотрения дела, беженец должен быть передан местным властям. Однако на практике это не всегда обстоит именно так, нередко государства оставляют за собой право решать, восстановлен или нет закон в стране пребывания и, следовательно, возможна или нет выдача беженца для судебного преследования. Дипломатические представительства, заняв позицию наблюдателя и аналитика одновременно, вмешиваются во внутренние дела государства, требуя при этом от него соблюдения в отношении себя дипломатической неприкосновенности. Например, 15 сентября 1980 г. Государственный департамент США объявил, что советский солдат попросил политическое убежище в посольстве США в Кабуле (Афганистан) и ему было предоставлено «временное укрытие» в ожидании результатов расследования.

В 1927 г. в СССР было принято Положение о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории СССР, согласно ст. 4 которого «... помещения, занимаемые дипломатическими представительствами, а равно помещения, в которых проживают лица, являются неприкосновенными. Неприкосновенность этих помещений не дает права никого в них принудительно задерживать или предоставлять в них убежище лицам, в отношении которых имеются постановления уполномоченных на то органов Союза СССР и союзных республик об их аресте» . Советские политологи утверждали, что из-за непризнания СССР дипломатического убежища, дипломатические представительства оказываются в невыгодном с политической точки зрения положении. Подобная постановка данного вопроса представляется достаточно спорной. Ф. Ф. Мартенс писал: «Право консула выставить на своем доме государственный флаг и герб не делает его жилище неприкосновенным и не дает право убежища». В XIX в. А. - В. Гефтер утверждал: «Посланник не имеет никакого права укрывать в своем жилище или экипаже, каких - либо лиц, ищущих убежище» . В. Э. Грабарь подтверждал это: «Свобода посольского дома не заключает в себе право убежища» . «В настоящее время нельзя считать дипломатическими агентов, пользующихся правом убежища», - указывал Н. Захаров . Более жесткая позиция была у Е. Коровина, когда он констатировал «... современным понятиям чуждо превращение посольства в убежище от преследуемых» . В. Дурденевский дополнял «... иммунитет не влечет права задерживать в помещении представительства какого-либо лица против его воли или предоставлять возможность скрыться кому-либо от местных властей» .

В конце 70-х г. Советский Союз столкнулся с новой в практическом отношении разновидностью укрытия, которое предоставляли советским гражданам аккредитованные в нашей стране иностранные дипломатические представительства. Отдельные лица из числа советских граждан укрывались в помещениях дипломатических представительств не с целью получения убежища, а используя это как средство удовлетворения своих претензий. В международной практике этот, по словам бельгийского юриста J.A. Salmon «забавный обычай» известен давно и получил наименование «бест» («best» или «sit-in» в американских юридических документах). В СССР «best» использовался главным образом лицами, которые пытались добиться получения разрешения на выезд за границу на постоянное жительство.

Применение с целью вывода лиц из помещений дипломатического представительства ответных мер - репрессалий в качестве общего правила, нельзя признать обоснованным, прежде всего в силу отсутствия какого-либо правового регулирования вопросов, относящихся к институту «best». Следует учитывать, что дипломатические представительства, часто сами заинтересованы в удалении укрывшихся лиц и готовы предоставить такую возможность местным властям.

Выработка дефиниции права убежища совпала в основном с развитием ее территориальной формы. «Политическим беглецам каждое государство может свободно давать убежище. Чужое государство не обязано высылать или выдавать их по требованию преследующего государства», - утверждал швейцарский юрист И. К. Блюнчли . «Право убежища - это право государства гостеприимно принимать чужеземцев, изгнанников и беглецов, доставлять им убежище в своих владениях. Это право государство применяет так, как оно находит нужным: оно может интернировать политических беглецов; указывать им определенное место жительства; подчинять их особому надзору. Кроме того, иностранец может быть выдан» . В данном подходе к пониманию права убежища А. Ривье полностью исключив индивида из правоотношений, поставил его в безоговорочную зависимость от государственной воли. Тем самым предоставление убежища им было сведено к существенному ограничению прав и свобод индивида и полному контролю за ним, доходящему до произвола со стороны государства. «Политическое убежище - есть не что иное, как компетенция государства, вытекающая из его территориального верховенства, разрешать иностранцу, подвергающемуся преследованию, въезд и пребывание на своей территории, и тем самым предоставить ему убежище», - писал Л. Оппенгейм .

«Право убежища - право государства предоставить возможность въезда на его территорию для поселения на ней преследуемому политическому эмигранту и отказать выдачу последнего». В этом случае право убежища сведено к невысылке и невыдаче политических эмигрантов.

Аналогично к понятию права убежища подходили в Советском государстве. Единственным субъектом права убежища признавалось и рассматривалось государство. «Право убежища - это право государства, на территории которого укрылся преследуемый иностранный гражданин, отказать властям преследующего государства в просьбах о выдаче укрывшегося». М. Д. Шаргородский писал: «Право убежища - это право государства предоставлять лицу, преследуемому в другом государстве за совершение преступления право проживания на своей территории без привлечения его к уголовной ответственности». Данный подход обуславливался рядом факторов: во-первых, существующей общественно-политической системой; во-вторых, тем, что в данной общественно-политической системе человек не рассматривался ни в качестве субъекта внутригосударственного, ни в качестве субъекта международного права. Аналогичная позиция была у С. П. Мокринского, который рассматривал политическое убежище через невыдачу политических преступников . «Право убежища, - писала Е. А. Шибаева, - право государства предоставлять возможность въезда на его территорию для поселения на ней преследуемому политическому эмигранту и отказать выдачу последнего» .

Более «широкое» определение права убежища дал В. И. Лисовский: «Право политического убежища является исключительно правом государства, а не эмигранта» . В 60-70-е гг. Л. Н. Галенская предложила рассматривать право политического убежища не только как право государства, но и как право человека. «Право политического убежища как международно-правовой институт составляет право государства, а как институт внутригосударственного права - право индивида» . Это была первая попытка официального признания индивида в качестве субъекта права. Из предложенной JI. H. Галенской формулировки определения права убежища следовало, что признавая человека в качестве субъекта права убежища, автор не рассматривал его в качестве субъекта международного права. В отношении института международного права, право политического убежища определялось как предоставление государством покровительства иностранцу (с ограничениями, вытекающими из норм международного права), которое заключается в невыдаче, невысылке его на родину и возможности использования основных прав человека. В данном случае субъективные права человека, как субъекта внутригосударственного права состоят в том, что он может искать и просить другое государство предоставления ему убежища. На этом его права заканчиваются. Это подтверждается положениями Всеобщей декларации прав человека 1948 г., в которой говорится о праве искать убежище, о праве разрешения на проживание в предоставляющем убежище государстве, возможности просить любое государство о предоставлении ему покровительства .

А. Ш. Войцехович, обобщая и анализируя труды ряда ученых, предложил свое определение права убежища. «Право убежища - это совокупность правовых норм, регулирующих суверенное право государств предоставлять на своей территории убежища иностранцам, преследуемым по политическим мотивам (с ограничениями, вытекающими из норм международного права), а также регламентирующих право индивидов искать убежище в других странах при гарантии невыдачи и невысылки - политических эмигрантов и предоставлении им демократических прав и основных свобод без какой-либо дискриминации» . В данном подходе сделан акцент на ограничения, связанные с нормами международного права, а также закреплен принцип, в соответствии с которым вообще может существовать данное право - принцип невыдачи.

В словаре А. Я. Сухарева право политического убежища определено как «...право государства разрешать въезд и пребывание на своей территории иностранцам, преследуемым за их политическую или иную научную деятельность». Подобная точка зрения разделялась рядом других авторов, которые рассматривали право политического убежища как «...предоставление государством возможности въезда на его территорию лицам, преследуемым по политическим мотивам» .

Сложность и неоднозначность права убежища обусловила множество подходов к определению и выявлению его сущности. Межотраслевой характер повлиял на определение его места и назначение в системе правового регулирования общественных отношений, которые определяются как объем возможной самостоятельности лица по отношению к другому лицу или объекту, или как свобода действий, юридическая власть человека, «...индивидуальные возможности иметь право и действовать в соответствии и в границах установленных императивов» .

Общепризнанной является точка зрения, в соответствии с которой «...права и свободы, прежде всего, означают определенную для субъектов юридическую возможность поступать установленным законом образом». Именно категория возможности является тем универсальным средством, которое позволяет раскрыть сущность любого субъективного права. В этом случае верный вывод сделал Н. И. Матузов: «Как бы не рассматривали и не определяли субъективное право, несомненным и бесспорным остается одно - оно всегда означает для лица определенную правовую возможность, дозволенность, управомоченность, особое разрешение или полномочие, исходящее от государства и гарантированное им» . Этот признак является общим для всех типов субъективного права, разница лишь в объеме, характере и степени гарантированности этих возможностей.

Советское государство не признавало индивида субъектом международного права, рассматривая регулирование прав и свобод человека, как исключительно внутреннее дело государства. На это обстоятельство указывал в своей работе A. A. Рыжов. Попытки исследовать эти вопросы на международно-правовом уровне до 90-х г. XX в. квалифицировались как вмешательство во внутренние дела государства. Поэтому вполне обоснованно, что авторы, рассматривающие человека как субъекта права политического убежища, подвергались критике. В 1981 г. A. M. Войцехович писал: «Американский юрист М. Гарсия-Мора, рассматривал право убежища исключительно как право человека, такой подход к проблеме использовал для того, чтобы обосновать с его помощью необходимость создания надгосударственных международных органов по защите прав человека, в том числе права убежища» . В качестве индивидуальных субъектов данных правоотношений лиц, ищущих убежище, стали признавать, начиная с 90-х г. XX в. Данный факт нашел отражение в дефиниции права убежища предложенной М. В. Баглаем: «Право убежища является одним из элементов правового статуса личности, с точки зрения его рассмотрения представителями науки конституционного права» . Г. В. Игнатенко и О. И. Тиунов дополняли его «...право политического убежища - это юридически закрепленная возможность получения лицом разрешения на проживание в предоставляющем убежище государстве» .

Проведенный анализ свидетельствует, что на современном этапе большее число представителей российской юридической науки рассматривают индивида в качестве особого субъекта права.

В установленной процедуре предоставления политического убежища, лицо лично обращается с просьбой о предоставлении ему убежища (в случае ходатайства о признании беженцем, предусмотрено обращение через представителя), на основании которого выносится конкретное индивидуальное решение. Принимая во внимание, что право убежища регулирует отношения, возникающие между Россией и иностранным гражданином или лицом без гражданства, исследуемое право можно обоснованно рассматривать как особое право конкретного лица.

Существуют различные подходы к пониманию содержания правомочий данного субъективного права. Со ссылками на действующее законодательство высказываются мнения о том, что в зависимости от его вида перечень правомочий, составляющих его содержание, может быть различным. В общей теории права и государства они составляют традиционно выделяемую систему прав: право на собственные действия, право на требование и право на защиту. Иногда, и как представляется вполне обоснованно, в содержание субъективного права включают правомочие обладать определенным благом, например, владеть, пользоваться и распоряжаться собственностью . Социальное благо в современной юридической литературе определяется многогранно, как структурный элемент содержания субъективного права, как цель, достигаемая благодаря реализации субъективного права. По мнению A. A. Рыжова «социальное благо вряд ли можно рассматривать в качестве одного из правомочий содержания субъективного права». C. B. Игонин и A. A. Рыжов утверждали, «...должно произойти смешивание правомочий содержания субъективного права с социальным благом, достижение которого как раз и обеспечивается благодаря реализации этих правомочий» . Но каким образом это возможно в полном объеме? Ведь социальное благо - это совокупность основных прав и свобод, гарантируемых субъекту, в данном случае на территории другого государства. Можно ли достигнуть обозначенного социального блага благодаря реализации вышеуказанных правомочий? Предоставлением личной безопасности можно гарантировать основные права и свободы индивидов, однако содержание понятия безопасности при предоставлении убежища будет ограничено.

Подобные документы

    Базовые правовые категории института дипломатического убежища. "Европейский" международный обычай и "латиноамериканский" международный договор. Характеристика различных подходов к современному международно-правовому статусу дипломатического убежища.

    курсовая работа , добавлен 27.09.2014

    Основные юридические нормы, регламентирующие право политического убежища в Российской Федерации, порядок принятия решения и его реализации. Режим временного убежища иностранных граждан и лиц без гражданства на территории России, их правовой статус.

    курсовая работа , добавлен 09.05.2011

    Понятие убежища и условия предоставления. Предоставление государством убежища иностранцу или лицу без гражданства - такой человек может въехать в это государство, жить в нем и не будет выдан другому государству как преступник. Международное право.

    контрольная работа , добавлен 10.01.2009

    Понятие и международное регулирование прав беженцев и вынужденных переселенцев. Становление института убежища и современная миграционная политика в Российской Федерации. Политические и идеологические мотивы как основания для предоставления убежища.

    курсовая работа , добавлен 16.08.2015

    Внутренняя и внешняя формы права, виды форм права. Общая характеристика нормативно-правового акта и его типология. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. Систематизация нормативно-правовых актов: понятие и виды.

    курсовая работа , добавлен 19.07.2010

    Понятие формы права. Соотношение типов, форм права. Правовой обычай, судебный прецедент, нормативно-правовой акт, нормативный договор. Система нормативных правовых актов в Российской Федерации. Закон и подзаконные акты в системе нормативно-правовых актов.

    курсовая работа , добавлен 24.11.2016

    Характеристика источников права, понятие, признаки и виды нормативно-правового акта как источника права. Место закона "О потребительской кооперации в Российской Федерации" в системе нормативно–правовых актов. Толкование норм права, понятие и виды.

    контрольная работа , добавлен 02.05.2012

    Понятие и виды форм российского права. Роль Конституции Российской Федерации как источника права. Правовая характеристика нормативных актов. Их действие во времени, в пространстве и по кругу лиц. Признаки, классификация законов и подзаконных актов.

    курсовая работа , добавлен 01.03.2015

    Источник (форма) права - способ, с помощью которого закрепляются (находят внешнее выражение) нормы права. Виды источников права, их характеристика и особенности. Понятие нормативно-правовых актов, их иерархическая система в Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 08.04.2011

    Понятие форм (источников) права, их разновидности и отличительные особенности, история становления в Республике Беларусь. Виды нормативно-правовых актов. Типы действия нормативно-правовых актов: предметное, во времени, в пространстве, по кругу лиц.

Право человека на политическое убежище провозглашено во Всеобщей декларации прав человека (часть первая статьи 14): “Каждый человек имеет право искать убежище от преследований в других странах и пользоваться этим убежищем”.

Право на политическое убежище предоставляется обычно лицам, преследуемым у себя на родине за политические или религиозные убеждения, за антивоенную пропаганду, за критику властей, т.е. за действия, не квалифицируемые в международном праве и национальном праве демократических государств как правонарушения.

Право на политическое убежище имеет различные ограничения:

“Это право не может быть использовано в случае преследования, в действительности основанного на совершении преступления или деяния, противоречащего целям и принципам Организации Объединенных Наций” (часть вторая статьи 14 Всеобщей декларации прав человека). Иначе говоря, политическое убежище не должно предоставляться лицам, совершившим террористические акты, выступления расистского характера, действия, подрывающие общественный порядок, несущие угрозу здоровью или нравственности населения и т.д.

Часть 1 статьи 63 Конституции РФ предусматривает предоставление в России политического убежища.

Порядок предоставления политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства в Российской Федерации и их статус определяются Указом Президента РФ от 21 июля 1997 г. «Об утверждении Положения о порядке предоставления политического убежища в Российской Федерации».

Согласно этому Положению, политическое убежище предоставляется Указом Президента Российской Федерации. Лицо, которому предоставлено убежище, пользуется на территории Российской Федерации правами и свободами и несет обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных для иностранных граждан и лиц без гражданства законом или международным договором. Предоставление политического убежища распространяется на членов семьи лица, получившего политическое убежище, при условии их согласия с ходатайством. Инстанция, в которую предоставляется ходатайство, является Федеральная миграционная служба МВД России, а инстанцией, направляющей свои предложения Президенту, - Комиссия по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации. Лицу, которому предоставлено политическое убежище в Российской Федерации, а также членам его семьи выдается свидетельство установленного образца по месту обращения лица с ходатайством.

В международном праве под политическим убежищем принято понимать предоставление лицу возможности укрыться от преследований по политическим мотивам со стороны своего государства или страны обычного места жительства.



В свою очередь, преследование по политическим мотивам означает преследование за политические убеждения, общественную, религиозную деятельность и верования, расовую, национальную принадлежность и т.д.

Следует различать политическое убежище на территории РФ и в дипломатическом представительстве или консульском учреждении РФ (дипломатическое убежище).

Применительно ко второму случаю следует, однако, иметь в виду, что ст.41 Венской конвекции о дипломатических сношениях 1961 г. запрещает использование помещений дипломатического представительства в целях, несовместимых с функциями представительства.

Согласно п. 1, ст.1 Декларации о территориальном убежище от 14 декабря 1967 г. убежище предоставляется государством в порядке осуществления его суверенитета.

Из этого следует, что индивид может просить Российскую Федерацию о предоставлении политического убежища, а право государства предоставить политическое убежище иностранному гражданину и лицу без гражданства либо отказать в нем.

Россия в праве в своих внутренних нормативных актах определять основания и порядок (судебный, административный) предоставления политического убежища, а также политического статус лиц, получивших такое убежище.

Можно говорить о существовании обычной нормы международного права, закрепляющей право государств по своему усмотрению предоставлять политическое убежище определенным лицам и обязывающий другие государства уважать это право.

Значительное число государств признают правило, запрещающее предоставлять дипломатические убежища, которое продолжает действовать в странах Латинской Америки. В международном праве растет число договорных обычных норм, обязывающих государства не предоставлять политическое убежище определенным категориям лиц. К ним относятся в частности, лица, обвиняемые в совершении преступлений против человечества, уголовных преступлений, включенных в перечень о выдаче в соответствии с международными договорами (например, террористы).

Россией производится выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах. Это возможно на основе федерального закона или международного договора России. В этих договорах определен круг подлежащих выдаче лиц и условия их выдачи. Аналогичные нормы содержатся в Конвенции стран СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. Вопросы о выдаче решаются Генеральным прокурором Российской Федерации.

Вопрос утраты политического убежища решается Президентом РФ на основании предложений Комиссии по вопросам гражданства при Президенте РФ, по представлению Федеральной миграционной службы, на основании заключений МИД, МВД, ФСБ.

Право убежища представляет собой возможность индивида получить разрешение на проживание в предоставившем убежище государстве; это предоставление государством какому-либо лицу возможности укрыться на его территории от преследования по политическим мотивам в государстве своего гражданства или постоянного места жительства. К политическим мотивам относятся не только собственно политические убеждения, но и общественная деятельность, религиозные убеждения, расовая или национальная принадлежность. Право на предоставление убежища является одним из суверенных прав государства.

Впервые в международном праве право убежища было закреплено в якобинской Конституции Франции 1793 г. В настоящее время в законодательстве практически всех государств имеется аналогичная норма. Определяя право убежища, национальное законодательство исходит из различных постулатов: право личности на получение убежища (конституции Италии и Франции) либо право государства на предоставление убежища (ст. 63 Конституции РФ).

В соответствии с Положением о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища 1997 г. такое убежище предоставляется лицам, ищущим убежище и защиту от преследования или от реальной угрозы в стране своей гражданской принадлежности или обычного места жительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным международным правом и мировым сообществом.

В современном международном праве право убежища понимается в двух аспектах.

  • 1. Право индивида на убежище, т.е. право личности искать и пользоваться убежищем. Такая позиция закреплена в ст. 14 Всеобщей декларации прав человека 1948 г.
  • 2. Право государства предоставлять убежище в осуществление своего суверенитета – ст. 1 Декларации о территориальном убежище 1967 г.

Убежище предоставляется только в экстренных случаях и только на период, необходимый для обеспечения безопасности лица. О предоставлении убежища уведомляется министерство иностранных дел государства, гражданином которого является соответствующее лицо. Политическое убежище прекращается, если исчезли обстоятельства, вынудившие лицо искать убежище или если лицо натурализовалось в государстве убежища.

Институт убежища имеет межотраслевой характер: его нормы зафиксированы и в дипломатическом, и в международном гуманитарном праве. В современном международном праве отсутствуют универсальные договорные нормы о праве убежища. Фундаментальные начала этого права закреплены в двух декларациях – рекомендациях ГА ООН. Основные принципы права убежища:

  • – каждый человек имеет право искать убежище в другом государстве, спасаясь от преследований по политическим мотивам; государство в силу своего суверенитета закрепляет в своем национальном законодательстве принципы и порядок предоставления убежища;
  • – право убежища не предоставляется лицам, обвиняемым в совершении международных преступлений (преступлений против человечества) и преступлений, влекущих выдачу в соответствии с международными соглашениями (преступлений международного характера);
  • – предоставление убежища означает разрешение въезда и поселения, ограничение высылки и запрещение выдачи;
  • – предоставление убежища – это акт гуманизма, и другие государства не должны расценивать такое предоставление как недружественный акт.

Виды убежища – территориальное и дипломатическое.

Территориальное убежище – это предоставление какому-либо лицу возможности укрыться от политических преследований на своей территории, использование лицом территории другого государства.

Дипломатическое убежище – это предоставление какому-либо лицу возможности укрыться от политических преследований в дипломатическом, консульском представительстве или на военном корабле другого государства.

Общий принцип дипломатического и консульского права (ст. 41 Конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. и ст. 55 Конвенции о консульских сношениях 1963 г.) – предоставление дипломатического убежища в принципе запрещено. Однако существует региональное право дипломатического убежища в государствах Латинской Америки. Гаванская конвенция об убежище 1928 г. и Конвенция о дипломатическом убежище 1954 г. закрепляют правило о допустимости дипломатического убежища (в дипломатических и консульских представительствах и на военных кораблях), но только на определенное время и с обязательным последующим выездом с территории государства пребывания.

Поскольку правом убежища пользуются лица, преследуемые по политическим мотивам, то общепринятым является термин "политическое" убежище. В Конституции РФ говорится именно о политическом убежище (ст. 63). В Российской Федерации получение политического убежища на ее территории считается обстоятельством, облегчающим прием в гражданство Российской Федерации (ст. 13 Федерального закона о гражданстве Российской Федерации).

Политическое убежище имеет двойственную природу: это институт как внутригосударственного, так и международного права. Как институт национального права убежище представляет собой совокупность внутригосударственных норм, относящихся к предоставлению политического убежища, и международных обязательств данного государства. Как институт международного права, предоставление политического убежища регулируется в основном обычными нормами. Этот институт общего международного права на универсальном уровне не кодифицирован. Единственным общим актом является Декларация о территориальном убежище 1967 г.

Декларация исходит из принципа, что предоставление убежища является суверенным правом каждого государства: убежище, предоставленное одним государством в порядке осуществления своего суверенитета, должно уважаться всеми остальными государствами (ст. 1).

Статусом политических эмигрантов пользуются лица, получившие политическое убежище. Правовое положение политических эмигрантов аналогично положению иностранных граждан и лиц без гражданства. Наиболее серьезное отличие заключается в предоставлении политэмигрантам определенных льгот (жилье, право на трудоустройство). Политэмигранты пользуются защитой со стороны государства убежища.

В Декларации о территориальном убежище 1967 г. в ст. 1 закреплено, что право искать убежища и пользоваться им не признается за лицами, совершившими преступления против мира, военные преступления и преступления против человечности. Понятие этих преступлений закреплено в различных международных соглашениях: уставах международных военных трибуналов, в Женевских конвенциях 1949 г., в конвенциях о борьбе с геноцидом, апартеидом и расовой дискриминацией, в Конвенции о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества 1967 г.

В международном праве уже довольно давно сложилась норма о непредоставлении политического убежища лицам, совершившим преступления международного характера. Такие преступления влекут выдачу на основании универсальных международных соглашений о борьбе с ними. В данном случае обязательство выдачи имеет преимущество по отношению к праву предоставления убежища. Убежище не предоставляется лицам, дезертировавшим из вооруженных сил, а также совершившим иные общеуголовные преступления.

Основные международно-правовые последствия предоставления политического убежища заключаются в обязанности государства не выдавать лицо, получившее такое убежище. Декларация о территориальном убежище 1967 г. закрепляет, что данная обязанность существует у государства убежища по отношению к международному сообществу, а не по отношению к физическим лицам. В Декларации установлен принцип, согласно которому вопрос о том, вправе ли индивид претендовать на статус политэмигранта, решается по закону государства убежища.

Принцип невыдачи политических эмигрантов раньше представлял собой одно из важнейших явлений в сфере международного уголовного права. В настоящее время наблюдается тенденция к утрате роли и значения этого принципа (хотя он достаточно часто применяется). Сотрудничество в сфере международного уголовного права касается только общеуголовных преступлений. Лица, обвиняемые в совершении политических преступлений либо преследуемые по политическим мотивам, не подпадают под действие международных соглашений о борьбе с преступностью.

Принцип невыдачи политических эмигрантов появился и развивался в международном праве одновременно с правом убежища, являясь его регулятором. Становление принципа невыдачи политических эмигрантов началось во внутреннем праве (французская Декларация прав человека и гражданина 1791 г.). К середине XIX в. этот принцип получил международное признание и стал общепризнанным в международном праве.

Общепризнанного определения понятия "политическое преступление" не существует. Международно-правовая практика идет по пути определения понятия этого преступления в негативном смысле, т.е. путем отрицания за теми или иными деяниями политического характера (как правило, в целях выдачи). Например, из смысла ст. 7 Монреальской конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, 1971 г. следует, что лица, совершившие данные преступления, подлежат выдаче и наказанию как в случае обычных преступлений серьезного характера.

Государство, предоставившее политическое убежище, вправе оказывать квазидипломатическую защиту лицам, получившим убежище (как на территории третьих государств, так и на территории их государства гражданства). Квазидипломатическая защита имеет внешнее сходство с дипломатической, но она не оказывается собственным гражданам данного государства. Такая защита обусловлена не гражданством, а специальным статусом лиц, получивших убежище.

Государство, предоставляющее политическое убежище, несет ответственность за деятельность лиц, получивших убежище. Такое государство обязано воспрепятствовать совершению актов насилия со стороны индивида по отношению к государству, из которого он бежал, до тех пор, пока такое лицо пользуется правом убежища.