Подготовка автокранов к эксплуатации. Подготовка рабочей площадки и крана к эксплуатации Тематический план и программа предмета «эксплуатация автомобильных кранов и кранов на специальном шасси автомобильного типа»

Билет 14

2. Назначение и устройство стальных канатов.

3. Назначение и устройство предохранительных клапанов, установленных в гидравлических линиях автомобильных кранов и кранов на специальном шасси автомобильного типа.

4. Порядок технического обслуживания (ЕО и ТО-1) кранов с электрическим приводом.

5. Меры безопасности при выполнении строительно-монтажных работ с помощью кранов.

Билет 15

1. Условия совместной работы двух и более автомобильных кранов по подъему громоздких грузов.

2. Способы крепления канатов на автомобильных кранах и нормы их браковки.

3. Периодичность и способы проверки указателей грузоподъемности автомобильных кранов.

4. Виды смазочных материалов, применяемых при смазке автомобильных кранов.

5. Оказание первой помощи пострадавшим от воздействия электротока.

Билет 16

1. Порядок погрузки и разгрузки краном подвижного состава и автотранспорта.

2. Назначение и устройство барабанов, блоков, крюковых подвесок и полиспастов.

3. Периодичность и способы проверки ограничителей грузоподъемности.

4. Карта смазки автомобильного крана КС-3574.

5. Требования к установке автомобильных кранов на участке производства работ.

Билет 17

1. Правила безопасного подъема и перемещения грузов кранами.

2. Схемы запасовки канатов при разной кратности полиспастов.

3. Грузовая характеристика крана КС-4573.

4. Правила, которые необходимо соблюдать при проведении смазочных работ.

5. Порядок применения средств пожаротушения.

Билет 18

1. Условия выполнения строительно-монтажных работ кранами.

2. Назначение и устройство пневматической системы управления автомобильными кранами.

3. Периодичность и способы проверки координатной защиты кранов.

4. Порядок регулировки тормозов при техническом обслуживании автомобильных кранов.

5. Правила поведения крановщиков при пожаре и их участие в ликвидации пожара.

Билет 19

1. Порядок строповки и зацепки грузов.

2. Аппараты управления гидроприводом крана КС-6973.

3. Периодичность и способы проверки ограничителя грузоподъемности ОНК-140 .

4. Неисправности, при которых не допускается эксплуатация крана.

5. Меры безопасности при ремонте крана.

Билет 20

1. В каких случаях крановщик обязан прекратить работу краном.

2. Аппараты управления электроприводом автомобильных кранов.

3. Назначение системы смазки кранов.

4. Основные неисправности механических ограничителей грузоподъемности автомобильных кранов.

5. Действия крановщика при аварийных ситуациях.

Билет 21

1. Основные обязанности крановщика при пуске крана в работу.

2. Знаковая сигнализация при перемещении грузов кранами.

3. Кабина крановщика и расположение в ней рукояток и педалей управления.

4. Назначение координатной защиты кранов.

5. Основные неисправности электромеханического ограничителя грузоподъемности (типа ОГП-1)

Билет 22

1. Установленный на предприятии порядок направления автомобильных кранов на объекты производства работ.

2. Устройство системы электропневматического управления краном КС-4562.

3. Система смазки автомобильных кранов с гидравлическим приводом.

4. Основные неисправности электронного ограничителя грузоподъемности ОНК-120.

5. Обязанности крановщика по окончании работы крана.

Билет 23

1. Обязанности крановщика во время работы крана.

2. Аппараты управления гидроприводом КС-6476.

3. Система смазки автомобильных кранов с электрическим приводом.

4. Основные повреждения металлоконструкций автомобильных кранов.

5. Правила эвакуации людей при пожаре.

Билет 24

1. Случаи, когда крановщик не должен пускать автомобильный кран в работу.

2. Устройство гидравлической системы крана КС-6973.

3. Электрооборудование автомобильных кранов типа СМК.

4. Основные неисправности механического оборудования автомобильных кранов.

5. Порядок переноски и перевозки пострадавшего.

Билет 25

1. Основные меры безопасности при перемещении грузов краном над перекрытиями зданий, где находятся люди.

2. Назначение и устройство гидрооборудования крана КС-3575.

3. Периодичность осмотра и технического ухода за электрооборудованием крана с электрическим приводом (типа СМК).

4. Основные неисправности и повреждения грузовых и стреловых канатов кранов.

5. Первая помощь при переломах, вывихах и растяжении связок.

1. Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.99 № 116-ФЗ.

2. Федеральный закон "Об основах охраны труда в Российской Федерации от 17.07.99 № 181-ФЗ.

3. Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (ПБ 10-283-00). М.: ПИО ОБТ, 2000.

4. Сборник типовых инструкций по безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов. М.: ПИО ОБТ, 1997.

5. Новые нормативные документы по безопасной эксплуатации подъемных сооружений, выпуски 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. М.: ПИО ОБТ, 1998-2000.

6. Шишков Н.А. Пособие по техническому надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов. М.: ПИО ОБТ, 1995.

7. Шишков Н.А. Обеспечение безопасности при производстве работ грузоподъемными кранами. М.: ПИО ОБТ, 1999.

8. Шишков Н.А. Пособие для крановщиков (машинистов) автомобильных кранов. М.: ПИО ОБТ, 1997.

9. Справочник по техническому обслуживанию, ремонту и диагностированию грузоподъемных кранов, том 1 и 2. М.: ПИО ОБТ, 1996.

ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ АВАРИЙ И НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ СТРЕЛОВЫХ КРАНОВ

Согласно Правилам устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (ПБ 10-382-00 ), утвержденным постановлением Госгортехнадзора России от 31.12.99 № 98, при авариях кранов, зарегистрированных в органах госгортехнадзора, несчастных случаях, происшедших при их эксплуатации, организация обязана незамедлительно сообщить в органы госгортехнадзора и обеспечить сохранность всей обстановки аварии или несчастного случая до прибытия представителя органов госгортехнадзора, если это не представляет опасности для жизни и здоровья людей.

К сожалению, при эксплуатации стреловых кранов происходят аварии как без несчастных случаев, так и аварии с несчастными случаями, а также несчастные случаи, не связанные с аварией кранов, но происшедшие при их работе.

Техническое расследование причин аварий, связанных с эксплуатацией стреловых кранов, проводится согласно Положению о порядке технического расследования причин аварий на опасных производственных объектах, утвержденному постановлением Госгортехнадзора России от 08.06.99 № 40.

Расследование несчастных случаев, происшедших при работе стреловых кранов, осуществляется в порядке, установленном Положением о расследовании и учете несчастных случаев на производстве, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.99 № 279.

Согласно Методическим рекомендациям по классификации аварий и инцидентов на подъемных сооружениях, паровых и водогрейных котлах, сосудах, работающих под давлением, трубопроводах пара и горячей воды, утвержденным постановлением Госгортехнадзора России от 04.10.00 № 58, к авариям при эксплуатации грузоподъемных машин относятся: разрушение или излом металлоконструкций грузоподъемной машины (моста, портала, рамы, платформы, башни, стрелы, опоры, гуська), вызвавшие необходимость в ремонте металлоконструкций или замене их отдельных секций; разрушения, возникающие в результате падения грузоподъемной машины; разрушение (обрыв) канатов грузоподъемной машины.

Характерными причинами аварии стреловых кранов на протяжении ряда лет являются:

Некачественное изготовление кранов на отдельных предприятиях-изготовителях;

Некачественный ремонт кранов на отдельных ремонтных предприятиях или ремонтными службами владельцев кранов;

Неисправности тормозов, лебедок, гидрооборудования, электрооборудования;

Неисправности ограничителей грузоподъемности, ограничителей механизмов подъема груза;

Подъема и опускания стрелы и т.п.;

Повреждения или износ (обрывы) стреловых и грузовых канатов;

Перегруз крана (подъем груза массой, превышающей грузоподъемность крана);

Неправильная установка крана на участке производства работ (на опасном расстоянии от котлована, траншеи, на свеженасыпном грунте и т.п.);

Подъем краном примерзшего или защемленного груза;

Допуск к обслуживанию кранов необученных рабочих или малоопытных крановщиков;

Некачественное обследование кранов, отработавших нормативный срок службы (необнаруженные трещины и другие дефекты в металлоконструкциях кранов).

Ниже приводятся описания и причины наиболее характерных аварий стреловых кранов, имевших место за последние годы.

1. Для выполнения погрузочно-разгрузочных работ использовали автомобильный кран КС-4579 грузоподъемностью 20 т. Во время подъема краном железобетонного блока массой 3 т произошел обрыв поворотной рамы и падение крана на кабину автомашины (рис. 1 ). Причиной аварии является разрушение углового сварного шва приварки опорного кольца крепления венца опорно-поворотного устройства к неповоротной платформе. При осмотре крана после аварии установлено, что крепление опорного кольца выполнено снаружи приваркой сплошным угловым сварным швом (катетом 6-8 мм) и изнутри кольца прерывистым угловым швом участками длиной 60-200 мм с неравномерным катетом. Наружный сварной шов был задолго до аварии разрушен - имел старую сквозную трещину по наплавленному металлу на 90 % от длины сварного соединения. Низкое качество сварки крепления опорного кольца опорно-поворотного устройства было допущено предприятием-изготовителем при изготовлении автомобильного крана. Кроме того, техническое обслуживание крана проводилось некачественно, не проверялось состояние сварных швов металлоконструкций.

Рис. 1. Авария автомобильного крана КС-4579

2. На складе металлов использовали автомобильный кран КС-4574 грузоподъемностью 20 т для разгрузки стальных труб из железнодорожных полувагонов. По заданию лица, ответственного за безопасное производство работ кранами, крановщик совместно со стропальщиком установил кран на выносные опоры и вывел стрелу из транспортного положения в рабочее, выдвинул ее промежуточную секцию до упора при общей длине стрелы 15,7 м. Стропальщик и бригадир поднялись в полувагон, произвели строповку пачки труб и подали команду крановщику на подъем груза. Крановщик включил механизм подъема, поднял груз выше бортов полувагона на 300 мм и начал поворачивать стрелу с грузом, при повороте кран потерял устойчивость и начал опрокидываться. Крановщик попытался повернуть стрелу в обратном направлении, однако кран продолжал падать, при этом конец пачки труб коснулся борта полувагона и при падении крана сполз с борта, в результате пачка труб упала на землю, кран опрокинулся. При падении крана были разрушены гидроцилиндры передних опор; деформированы элементы стрелы и неповоротной рамы крана; разрушена ведущая шестерня механизма поворота крана.

Расследованием аварии установлено, что подъем груза краном осуществлялся при длине стрелы 15,7 м на вылете 6 м, при этом паспортная грузоподъемность составляла 6,5 т, а масса поднимаемого груза 10,3 т. Следовательно, перегруз крана составил 38 %. Автоматического отключения крана не произошло, потому что ограничитель грузоподъемности или не был отрегулирован, или не был включен в работу перед подъемом груза.

3. На строительстве жилого дома использовали автомобильный кран СМК-7 для монтажа железобетонных плит. В момент монтажа плиты перекрытия крановщик включил механизм опускания стрелы с грузом и кран, потеряв устойчивость, опрокинулся (рис. 2 ). Причиной аварии явились неправильные действия крановщика, допустившего перегруз крана на 50 %. Расследованием установлено, что до начала подъема груза кран был установлен на строительной площадке с нарушением инструкции завода-изготовителя и проекта производства работ (на три выносные опоры вместо четырех) на свеженасыпном, неуплотненном грунте, который к тому же подмывало дождевыми водами. Крановщик установил вылет стрелы 7,5 м, что соответствовало паспортной грузоподъемности крана 5,6 т. При опускании стрелы с грузом массой 6,2 т вылет увеличился до 9,5 м (паспортная грузоподъемность - 3,4 т). Ограничитель грузоподъемности при перегрузке крана не сработал.

По заключению комиссии прибор был отключен при нажатии крановщиком кнопки, позволяющей при непрерывном на нее воздействии осуществлять опускание стрелы после срабатывания ограничителя, или из-за переключения в другое положение релейного блока. После взвешивания плиты перекрытия установлено, что ее масса составляла 6,2 т вместо 5,1 т согласно нанесенной на ней маркировке.


Рис. 2. Авария автомобильного крана СМК-7

4. На строительстве цеха для складирования железобетонных изделий использовали кран на специальном шасси автомобильного типа "Като" NK-450S. По заданию прораба для складирования железобетонных плит крановщиком был установлен кран вблизи штабеля плит только на две выносные опоры с правой стороны крана по ходу. С левой стороны выносные опоры установлены не были. Стропальщик застропил одновременно три фундаментных блока массой 1,35 т (грузоподъемность крана согласно паспортной характеристике на данном вылете составляла 4 т) и подал сигнал крановщику на подъем груза. Крановщик включил механизм подъема груза и поворота стрелы. При повороте стрелы с грузом в сторону не установленных дополнительных опор кран потерял устойчивость и опрокинулся. В результате падения крана кабина управления деформировалась от удара о штабель железобетонных плит (рис. 3 ). При этом крановщик, находившийся в кабине управления, был смертельно травмирован.

Расследованием установлено, что основными причинами аварии крана и травмирования крановщика являются:

Нарушения руководства по эксплуатации крана при установке крана на участке работ и подъеме (перемещении) груза;

Несоблюдение порядка перевода крановщика с автомобильного крана КС-3562 на кран "Като" без стажировки, проверки знаний и практических навыков по управлению краном на специальном шасси автомобильного типа;

Невыполнение требований промышленной безопасности при производстве работ краном;

Отсутствие должного производственного контроля за соблюдением эксплуатационных документов.


Рис. 3. Авария крана на специальном шасси автомобильного типа "Като"

5. На строительстве цеха металлургического предприятия для монтажа галереи скипового подъемника использовали гусеничный кран СКГ-63/100 и пневмоколесный кран МКП-25. Кран СКГ-63/100 эксплуатировался в башенно-стреловом исполнении: длина стрелы 30,84 м, гусек 23,94 м, грузоподъемность вспомогательного подъема 15 т. Кран МПК-25 эксплуатировался со стрелой 22,1 м, грузоподъемность 25 т. По заданию прораба бригада монтажников занималась монтажом галереи скипового подъемника. Стропальщики произвели строповку галереи, согласно схеме строповки, указанной в проекте производства работ. Затем по команде стропальщика крановщики включили механизмы кранов на подъем груза. Поочередными подъемами кранами СКГ-63/100 и МКП-25 галерея была поднята на высоту 9 м от земли. После чего механизм подъема крана МКП-25 был выключен, подъем галереи краном СКГ-63/100 был продолжен и галерея заняла наклонное (45°), близкое к проектному, положение. Для установки галереи на опорную конструкцию требовалось поднять ее на высоту 1,5 м от нижнего узла крепления в проектном положении. С этой целью стропальщик подал команду крановщику крана СКГ-63/100 на подъем груза путем уменьшения вылета. Крановщик пытался выполнить эту команду, однако из-за срабатывания концевого выключателя механизма подъема гуська уменьшить вылет не удалось. После выполнения третьей неудачной попытки подъема гуська при повороте стрелы кран потерял устойчивость и опрокинулся (рис. 4 ).

Расследованием установлены следующие причины аварии:

Установка крана СКГ-63/100 выполнена на неподготовленной площадке, поперечный уклон площадки в сторону ребра опрокидывания в два раза превышал допустимый;

Левая гусеница крана находилась в зоне пазухи под фундамент встроенного помещения склада готовой продукции;

Потеря устойчивости крана произошла при повороте стрелы в направлении, перпендикулярном ребру опрокидывания в результате просадки грунта под левой гусеницей крана;

Лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами, крановщики и стропальщики не были ознакомлены с проектом производства работ кранами (ППРк);

Фактическая масса галереи составляла 19890 кг вместо 18000 кг, указанной в проекте производства работ кранами, то есть фактическая нагрузка на кран СКГ-63/100 составила 13610 кгс вместо 13000 кгс согласно ППРк;

Невыполнение крановщиком крана СКГ-63/100 требований безопасности, изложенных в производственной инструкции и руководстве по эксплуатации крана.


Рис. 4. Авария гусеничного крана СКГ-63/100

Характерными причинами несчастных случаев, произошедших при эксплуатации грузоподъемных кранов (без аварий) на протяжении рада последних лет, являются:

Допуск к обслуживанию стреловых кранов необученных или малоопытных рабочих в качестве стропальщиков;

Неправильная (ненадежная) зацепка и строповка груза;

Применение для подъема груза непригодных или бракованных грузозахватных приспособлений или тары;

Нарушение схем строповки грузов;

Несоблюдение проектов производства работ кранами;

Несоблюдение схем и габаритов складирования грузов;

Нарушения требований безопасности при выполнении погрузочно-разгрузочных работ;

Нахождение людей в полувагоне, на платформе, в кузове автомашины, трюме судна, траншее, котловане, колодце при подъеме или опускании груза;

Нахождение людей в кабине автомашины при ее погрузке или разгрузке;

Нахождение людей вблизи поворотной части крана;

Несоблюдение требований безопасности при установке крана на выносные опоры;

Нахождение людей вблизи стены, колонны, штабеля или оборудования во время подъема или опускания груза;

Неправильная установка (с нарушением требований безопасности) крана вблизи траншеи, котлована или на свеженасыпном грунте;

Подъем груза неизвестной массы или примерзшего, засыпного землей, закрепленного болтами, заваленного или залитого бетоном;

Обрыв грузовых или стреловых канатов (падение груза, стрелы);

Несоблюдение требований безопасности при монтаже технологического оборудования;

Нарушение требований безопасности при установке и производстве работ краном вблизи линии электропередачи.

Ниже приводится описание обстоятельств и причины наиболее характерных несчастных случаев, имевших место при эксплуатации стреловых кранов.

1. На складе металла для погрузочно-разгрузочных работ использовали автомобильный кран КС-3562А грузоподъемностью 10 т. По заданию начальника отдела материально-технического снабжения крановщик установил на складе кран со стрелой 10 м с вылетом 6,3 м (согласно паспортной характеристике грузоподъемность составляла 4,0 т) для погрузки пачек металла на автомашину. Двое стропальщиков произвели строповку пачки металла и подали сигнал крановщику на подъем груза. При подъеме и перемещении груза краном стропальщики руками поддерживали пачку металла от качания. В этот момент произошел обрыв стрелового каната и падающей стрелой был травмирован стропальщик.

Расследованием установлено:

Обрыв стрелового каната произошел по причине неисправного содержания крана, то есть стреловой канат имел недопустимые дефекты: поверхностный износ проволочек составлял 46,6 % и 18 оборванных проволочек на 6 d (d - диаметр) каната;

Неисправность ограничителя грузоподъемности;

Подъем и перемещение груза, масса которого превышала паспортную грузоподъемность на данном вылете на 80,75 % (общая масса груза составляла 7,23 т). Кроме того, допущенные многочисленные нарушения крановщиком и стропальщиками производственных инструкций и требований правил промышленной безопасности.

2. Для выполнения ремонта въездных ворот в цех машиностроительного завода использовали автомобильный кран КС-4561АМ грузоподъемностью 16 т. По заданию начальника цеха бригада монтажников должна была установить (смонтировать) отремонтированный "мотор-редуктор" на ворота. Для подъема с целью монтажа "мотор-редуктора" было принято решение на крюк крана повесить металлический ящик ("люльку") и посадить в нее четырех монтажников. Крановщик, в нарушение требований производственной инструкции, включил механизм подъема груза с людьми. Когда люлька была поднята на высоту 2,6 м от земли, рабочие вручную пытались установить "мотор-редуктор" на монорельс ворот. В это время "люлька" качнулась и отошла от ворот на 800 мм, в образовавшийся проем из "люльки" выпал монтажник и был смертельно травмирован.

Расследованием установлено, что основными причинами несчастного случая со смертельным исходом являются:

Нарушения Правил, допущенные начальником цеха, об использовании ящика ("люльки") для подъема краном людей;

Нарушение крановщиком руководства по эксплуатации крана, по которому не допускается применение крана для подъема людей;

Допуск к обслуживанию крана необученных рабочих в качестве стропальщиков;

Неудовлетворительный производственный контроль за соблюдением промышленной безопасности при эксплуатации стреловых кранов на предприятии.

3. В плавучем доке для демонтажа горизонтальной балки ветрозащитного устройства, одновременно выполнявшей функции переходного моста между правой и левой башней плавдока, использовали пневмоколесный кран РТ-190 грузоподъемностью 80 т. По заданию начальника участка рабочий (матрос) в нарушение схем строповки произвел строповку балки четырехветвевым стропом так, что подвеска (кольцо) стропа была посажена только на носок грузового крюка крана по причине несоответствия (малых) размеров подвески с размером грузового крюка. Для управления подъемом и перемещением балки мастер поднялся на площадку (неповоротную платформу) крана и начал подавать команды крановщику и стропальщику на перемещение и опускание груза краном. При опускании и укладке груза на палубу плавдока балку нужно было развернуть, так как длина балки составляла 38,9 м, поперечный размер палубы плавдока составлял 36,3 м. Разворот балки осуществлялся с помощью оттяжек рабочими. В момент разворота, когда конец балки оказался над платформой крана, произошел разрыв подвески (кольца) стропа. В результате балка упала на кран, при этом были травмированы: тяжело крановщик и смертельно мастер, находившийся на платформе крана.

Расследованием установлено, что:

Работы по демонтажу балки производились без проекта производства работ краном;

К строповке груза допускались необученные рабочие в качестве стропальщиков;

Допускалось нахождение людей под грузом;

Производилась неправильная строповка груза;

Использовался строп меньшей грузоподъемности чем масса поднимаемого груза, что привело к разрыву подвески (кольца) стропа.

4. Вблизи дороги для монтажа рекламного щита размером 6 ´ 3 м с асимметрично расположенной опорой коробчатого сечения использовали автомобильный кран КС-4572А. Щит должен был крепиться анкерными болтами на фундаментном блоке. Для подъема щита автокраном стропальщик в нарушение схем строповки грузов произвел строповку щита, то есть одним крюком четырехветвевого стропа он зацепил за строповочное кольцо рым-болта щита и подал команду крановщику на подъем груза. Крановщик включил механизм подъема груза и переместил щит к месту монтажа, а трое рабочих, поддерживая щит руками, пытались посадить опору щита на анкерные болты. В этот момент из-за обрыва строповочного конца щит начал падать и рабочие, не успев отойти в безопасное место, были тяжело травмированы.

Расследованием установлено, что групповой несчастный случай произошел по причинам:

Неправильной строповки груза;

К строповке груза были допущены необученные рабочие в качестве стропальщиков;

При строповке щита использовался четырехветвевой строп, размер крюка одной ветви которого не соответствовал размеру строповочной петли рым-болта, и крюк не полностью входил в строповочную петлю;

Подъем груза производился одной ветвью четырехветвевого стропа;

5. На площадке складирования железобетонных изделий для погрузки строительных деталей на автомашину использовали автомобильный кран СМК-7 грузоподъемностью 7 т. Над площадкой проложена воздушная линия электропередачи напряжением 10 кВ. Автокран был установлен так, что оголовок стрелы оказался под проводами линии электропередачи. При нахождении крановщика в кабине управления стропальщики приступили к установке крана на выносные опоры.

Крановщик, не убедившись в надежности установки крана на опоры и отсутствии стропальщиков вблизи крана, включил механизм подъема стрелы. В результате стрела коснулась провода ЛЭП и стропальщик был травмирован электротоком.

Расследованием установлено, что основными причинами смертельного несчастного случая являются нарушения требований промышленной безопасности, в частности:

Установка и работа автокрана под проводами ЛЭП 10 кВ;

Производство работ без наряда-допуска;

Нахождение крановщика в кабине управления при установке крана на выносные опоры;

Ведение работ в отсутствии лица, ответственного за безопасное производство работ кранами;

В ОАО УС-620 не осуществляется на должном уровне производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности;

Нарушается порядок выделения и направления стреловых кранов по заявкам установленной формы;

На опасных производственных объектах отсутствуют необходимые нормативные документы.

Приложение

Утверждена постановлением

Госгортехнадзора России от 02.08.94 № 46

с Изменением № 1 [РДИ 10-426(74)-01],

утвержденным постановлением

Госгортехнадзора России от 06.12.01 № 60.

Введена в действие с 31.12.01 г.

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ КРАНОВЩИКОВ (МАШИНИСТОВ) ПО БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ СТРЕЛОВЫХ САМОХОДНЫХ КРАНОВ (АВТОМОБИЛЬНЫХ, ПНЕВМОКОЛЕСНЫХ, НА СПЕЦИАЛЬНОМ ШАССИ АВТОМОБИЛЬНОГО ТИПА, ГУСЕНИЧНЫХ, ТРАКТОРНЫХ)*
РД 10-74-94

* Для удобства чтения по просьбе владельцев кранов Изменения № 1 внесены в текст Типовой инструкции и выделены курсивом.

1. Общие положения

1.1. Настоящая Типовая инструкция разработана с учетом требований Правил применения технических устройств на опасных производственных объектах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.98 № 1540 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999. № 1. Ст. 191), Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.99 №263 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999. № 11. Ст. 1305), Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (ПБ 10-382-00 )**, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 31.12.99 № 98, и устанавливает обязанности крановщиков (машинистов)*** по обслуживанию стреловых самоходных кранов**** (автомобильных, пневмоколесных, на специальном шасси автомобильного типа, гусеничных, тракторных).

1.2. Производственные инструкции для крановщиков разрабатываются на основании типовых инструкций, утвержденных Госгортехнадзором России, и могут содержать дополнительные требования, вытекающие из местных условий эксплуатации стреловых кранов, указания по обслуживанию кранов, их транспортных средств и приборов безопасности, изложенные в руководствах по эксплуатации кранов, их транспортных средств и приборов безопасности.

1.3. Крановщики, прошедшие обучение и имеющие удостоверение на право управления стреловыми кранами, должны знать:

1) руководства по эксплуатации стреловых кранов и приборов безопасности предприятий-изготовителей;

2) производственную инструкцию;

3) устройство кранов, назначение, принципы действия и устройство узлов механизмов и приборов безопасности стреловых кранов;

4) устройство грузозахватных приспособлений;

5) инструкцию по охране труда;

6) приемы и способы оказания первой помощи пострадавшим.

2. Обязанности крановщика перед началом работы крана

2.1. Прежде чем приступить к работе, крановщик должен убедиться в исправности всех механизмов, металлоконструкций и других частей крана. При этом он должен:

1) осмотреть механизмы крана, их крепление и тормоза, а также ходовую часть, тяговые и буферные устройства;

2) проверить наличие и исправность ограждений механизмов;

3) проверить смазку передач, подшипников и канатов, а также состояние смазочных приспособлений и сальников;

4) осмотреть в доступных местах металлоконструкции и соединения секций стрелы и элементов ее подвески (канаты, растяжки, блоки, серьги и т.п.), а также металлоконструкции и сварные соединения ходовой рамы (шасси) и поворотной части;

5) осмотреть в доступных местах состояние канатов и их крепление на барабане, стреле, грейфере, а также укладку канатов в ручьях блоков и барабанов;

6) осмотреть крюк и его крепление в обойме, грейфер или грузоподъемный магнит, а также цепи и кольца его подвески;

7) проверить исправность дополнительных опор (выдвижных балок, домкратов) и стабилизаторов;

8) проверить комплектность противовеса и надежность его крепления;

9) проверить наличие и исправность приборов и устройств безопасности на кране (концевых выключателей, указателя грузоподъемности в зависимости от вылета, указателя наклона крана, сигнального прибора, ограничителя грузоподъемности и др.);

10) проверить исправность освещения крана, буферных фонарей и фар;

11) при приемке электрического крана произвести внешний осмотр (без снятия кожухов и разборки) электрических аппаратов (рубильников, контакторов, контроллеров, пусковых сопротивлений, тормозных электромагнитов, концевых выключателей), а также осмотреть кольца или коллекторы электрических машин и их щетки. Если кран питается от внешней сети, то крановщик должен проверить исправность гибкого кабеля;

12) при приемке крана с гидроприводом осмотреть систему привода, гибких шлангов, если они применяются, насосов и предохранительных клапанов на напорных линиях.

2.2. Крановщик обязан вместе со стропальщиком проверить соответствие грузозахватных приспособлений массе и характеру груза, их исправность и наличие на них клейм или бирок с указанием грузоподъемности, даты испытания и номера.

2.3. При приемке работающего крана осмотр должен производиться совместно с крановщиком, сдающим смену. Для осмотра крана владелец обязан выделить крановщику необходимое время в начале смены.

2.4. Осмотр крана должен осуществляться только при неработающих механизмах, а осмотр электрического крана - при отключенном рубильнике. Осмотр гибкого кабеля производится при отключенном рубильнике, подающем напряжение на кабель.

2.5. При осмотре крана крановщик должен пользоваться переносной лампой напряжением не более 12 В.

2.6. После осмотра крана перед его пуском в работу крановщик, убедившись в соблюдении требуемых габаритов приближения, обязан опробовать все механизмы на холостом ходу и проверить при этом исправность действия:

1) механизмов крана и электрической аппаратуры, если таковая имеется;

2) приборов и устройств безопасности, имеющихся на кране;

3) тормозов;

4) гидросистемы (на кранах с гидроприводом).

2.7. При обнаружении во время осмотра и опробования крана неисправностей или недостатков в его состоянии, препятствующих безопасной работе, и невозможности их устранения своими силами крановщик, не приступая к работе, должен доложить об этом инженерно-техническому работнику, ответственному за содержание крана в исправном состоянии, и поставить в известность лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами.

2.8. Крановщик не должен приступать к работе на кране, если имеются следующие неисправности:

1) трещины или деформации в металлоконструкциях крана;

2) трещины в элементах подвески стрелы (серьгах, тягах и т.п.), отсутствие шплинтов и ранее имевшихся зажимов в местах крепления канатов или ослабление крепления;

3) число обрывов проволок стрелового или грузового каната или поверхностный износ превышают норму, установленную руководством по эксплуатации крана, имеются оборванная прядь или другие повреждения.

4) дефекты механизма подъема груза или механизма подъема стрелы, угрожающие безопасности работы;

5) повреждения деталей тормоза механизма подъема груза или стрелы;

6) износ крюков в зеве, превышающий 10 % от первоначальной высоты сечения, неисправность устройства, замыкающего зев крюка, нарушение крепления крюка в обойме;

7) повреждение или неукомплектованность дополнительных опор, неисправность стабилизаторов у автомобильных и других кранов с подрессоренной ходовой частью;

8) отсутствие ограждения механизмов и голых токоведущих частей электрооборудования;

9) повреждение канатных блоков и устройств, исключающих выход каната из ручьев блока.

2.9. Перед началом работы крановщик обязан:

1) ознакомиться с проектом производства работ кранами, технологическими картами погрузки, разгрузки и складирования грузов;

2) проверить состояние площадки для установки крана;

3) убедиться в том, что на месте производства работ отсутствует линия электропередачи или она находится на расстоянии более 30 м;

4) получить наряд-допуск на работу крана на расстоянии ближе 30 м от линии электропередачи;

5) проверить достаточность освещенности рабочей зоны;

6) убедиться в наличии удостоверений и отличительных знаков у стропальщиков.

2.10. Произведя приемку крана, крановщик должен сделать соответствующую запись в вахтенном журнале и после получения задания и разрешения на работу от лица, ответственного за безопасное производство работ кранами, приступить к работе.

2.11. Разрешение на пуск в работу гусеничных и пневмоколесных кранов после перестановки их на новый объект выдается инженерно-техническим работником по надзору за безопасной эксплуатацией кранов на основании проверки состояния крана и обеспечения безопасных условий его работы с записью в вахтенном журнале.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

и контроля при строительстве и _________________БРОВКИН А. А.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН, ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

И ПРОГРАММА

ДЛЯ ПОДГОТОВКИ

КРАНОВЩИКОВ (МАШИНИСТОВ)

АВТОМОБИЛЬНЫХ КРАНОВ 4 (5)-ГО РАЗРЯДА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Автомобильные стреловые самоходные краны в настоящее вре­мя широко применяются при выполнении строитель­но-монтажных и погрузочно-разгрузочных работ на пред­приятиях и в организациях со всеми видами собственности.

К исполнению обязанностей крановщика могут быть допущены лица не моложе 18 лет, получившие соответству­ющую подготовку, прошедшие медицинское освидетельст­вование для определения соответствия их физического со­стояния требованиям, предъявляемым к работникам этих профессий, и имеющие удостоверение,

Подготовка и аттестация крановщиков должны прово­диться в профессиональных учебных заведени­ях располагающих базой для теоретического и производственного обучения и имею­щих разрешение органов Ростехнадзора.

Подготовка рабочих указанных специальностей долж­на осуществляться по программам, разработанным учеб­ными центрами и согласованным с Ростехнадзором России.


Настоящие программы предназначены для подготовки и повышения квалификации крановщиков, обслуживаю­щих автомобильные стреловые самоходные краны на предприятиях и в организациях независимо от формы соб­ственности и ведомственной принадлежности.

Программы предусматривают необходимый объем учебного материала для приобретения профессиональных навыков и технических знаний, соответствующих требова­ниям квалификационных характеристик крановщиков гру­зоподъемных кранов. Программы составлены с учетом знаний и навыков, полученных в общеобразовательных школах, профессионально-технических училищах и на кур­сах по подготовке водителей, а также стажа работы. При­мерная последовательность изучения тем приводится в те­матических планах.

Содержание программ, количество часов, отводимое на изучение отдельных тем, а также последовательность изучения материала можно изменять в зависимости от кон­кретных условий производства и производственного опыта учащихся при непременном условии, что учащиеся овладе­ют необходимыми профессиональными навыками и техни­ческими знаниями. Указанные изменения вносятся в про­граммы только после рассмотрения их методичес­ким советом училища с последующим утверждением директором училища.

Для проведения теоретических занятий привлекаются высококвалифицированные преподаватели, имеющие опыт преподавательской работы.

Производственное обучение должно проводиться вна­чале в учебных мастерских и на полигонах учебного ком­бината под руководством мастеров производственного обучения. Здесь учащиеся получают необходимые навыки по управлению автомобильными кранами , а также по их техническому обслуживанию и ремонту. Затем они работа­ют под руководством инструктора непосредственно на производстве, где приобретают навыки выполнения строи­тельно-монтажных и погрузочно-разгрузочных работ.

К концу обучения учащиеся должны уметь самостоя­тельно выполнять все работы, предусмотренные квалификационной характеристикой, в соответствии с требования­ми инструкций, норм и правил.

По окончании теоретического и производственного обучения проводится аттестация учащихся в комиссии училища с участием представителя органов Ростехнадзора.

Аттестованному крановщику выдается удостоверение установленной формы за подписью председателя комиссии и представителя органов Ростехнадзора. В удостовере­нии должны быть указаны типы кранов, к управлению ко­торыми он допущен.

Каждый крановщик перед допуском к самостоятельной работе должен пройти стажировку на кране, на котором он будет работать. Продолжительность стажировки устанав­ливается инженерно-техническим работником, ответствен­ным за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии. В зависимости от типа крана и индивидуальных способностей крановщика она должна быть не менее 10 ч. После проверки практических навыков крановщик может быть допущен к самостоятельной работе.

Допуск к работе должен оформляться приказом (распо­ряжением) владельца крана.

Программы теоретического и производственного обу­чения необходимо дополнять учебными материалами о но­вом оборудовании, которое начали использовать в отече­ственной и зарубежной практике производства после изда­ния настоящих программ, а также вносить в них корректи­вы при изменениях действующих Правил устройства и без­опасной эксплуатации грузоподъемных кранов и инструк­ций.

Квалификационная характеристика


Профессия - крановщик (машинист) автомобильных кранов.

Квалификация - 4- 5 - й разряда.

должен знать:

Назначение, принципы действия и устройство узлов механизмов и приборов безопасности автомобильных кра­нов;

Основные неисправности, возникающие в процессе эксплуатации автомобильных кранов, и способы их устра­нения;

Устройство стропов, захватов, траверс и других съем­ных грузозахватных приспособлений;

Требования к канатам, стропам и другим съемным грузозахватным приспособлениям;

Техническое обслуживание кранов и систему плано­во-предупредительного ремонта;

Основные работы, выполняемые при техническом об­служивании автомобильных кранов, и правила выполне­ния этих работ;

Слесарное дело в объеме квалификационных требова­ний, предъявляемых к слесарю 3-го разряда;

Инструкции предприятия-изготовителя по эксплуа­тации крана и безопасному ведению работ для крановщика автомобильных кранов;

Организацию и правила производства работ автомо­бильными кранами;

Установленную сигнализацию, применяемую при выполнении краном производственных операций;

Основные нормы выработки и систему оплаты тру­да крановщика автомобильных кранов;

Современные приемы и методы организации труда и рабочего места;

Требования, предъявляемые к качеству выполняе­мых работ;

Основы экономических знаний в объеме требова­ний.

Крановщик (машинист) автомобильных кранов 4-5 - го разряда должен уметь:

Управлять автомобильными кранами грузоподъем­ностью до 14т при подъеме, перемещении и опускании гру­зов по установленным сигналам;

Производить осмотр креплений и регулировку меха­низмов кранов, проверять исправность приборов безопас­ности;

Определять неисправности в работе крана и своевре­менно устранять их;

Определять пригодность к работе стальных канатов, съемных грузозахватных приспособлений и тары;

Выполнять (в составе ремонтного звена или ремонт­ной бригады) техническое обслуживание и текущий ремонт автомобильных кранов в качестве слесаря 3-го разряда;

Правильно производить работы, выполняемые авто­мобильными кранами;

Программа

Тема 1. Трудовое законодательство и организация работ по охране труда

Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Задачи и роль безопасности труда в условиях рыночной экономики. Основы законодательства по охране труда и контроль профсоюзных организаций за их выполнением.

Основные статьи Трудового кодекса по вопросам охраны труда. Правила внутреннего трудового распорядка и трудовая ди­сциплина. Действующие правила охраны труда на произ­водстве. Коллективный и трудовой договоры . Мероприя­тия по охране труда. Система стандартов безопасности труда. Органы надзора по охране труда в России. Основ­ные положения об ответственности администрации и инже­нерно-технических работников за обеспечение безопасно­сти при производстве работ. Ответственность рабочих за нарушение правил безопасности труда.

Тема 2. Производственный травматизм

Понятие о производственном травматизме и професси­ональных заболеваниях. Травматизм производственный и бытовой. Основные причины, вызывающие производст­венный травматизм: нарушение технических, организаци­онных и санитарно-гигиенических требований, а также правил поведения рабочих, несоблюдение правил безопас­ности труда и производственной санитарии.

Порядок расследования и учета несчастных случаев . Изучение причин и обстоятельств, вызвавших несчастные случаи и профессиональные заболевания.

Законы Российской Федерации о выплате пособий в связи с травматизмом.

Тема 3. Общие мероприятия по безопасности труда

Обеспечение безопасности при организации производ­ства и рабочего места.

Общие условия, обеспечивающие безопасность при производстве работ. Правильная организация труда, при­менение защитных устройств и приспособлений, инструк­таж рабочих.

Порядок ведения работ в действующих цехах и при со­вмещенных работах.

Правила допуска рабочих к особо опасным работам.

Меры безопасности при работе в зоне действия движу­щихся механизмов и электрооборудования. Ограждение монтажных и строительных проемов.

Устройство ограждений и предохранительных приспо­соблений и установка безопасных пусковых и сигнальных приборов.

Тема 4. Правила электробезопасности

Действие электрического тока на человека. Виды травм при поражении электрическим током. Основные требова­ния к электрическим установкам для обеспечения безопас­ной эксплуатации. Соблюдение электробезопасности при эксплуатации и ремонте механизмов. Меры безопасности при работе с переносными светильниками и приборами. Заземление электрооборудования. Инструктаж по электро­безопасности при перемене рабочего места или выдаче но­вых видов электроинструментов .

Тема 5. Производственная санитария и охрана окружающей среды

Роль и значение производственной санитарии.

Основные понятия о гигиене труда. Личная гигиена. Ре­жим труда, питания и отдыха. Питьевой режим. Вредные факторы производства, их влияние на окружающую среду и на работоспособность человека. Профессиональные, простудные и инфекционные заболевания, причины их воз­никновения и меры предупреждения.

Первая помощь пострадавшим при ранении, отравле­нии и других несчастных случаях. Особенности оказания первой помощи при поражении электрическим током. Индивидуальный пакет и аптечка первой помощи, правила пользования ими. Транспортирование пострадавших, санитарно-гигиеническое и медицинское обслуживание строителей. Санитарно-бытовые помещения.

Единство, целостность и относительное равновесие со­стояния биосферы как основные условия развития жизни. Значение природных ресурсов и рационального их исполь­зования для производственных нужд и жизнедеятельности человека. Необходимость охраны окружающей среды. Ме­роприятия по борьбе с загрязнением почвы, атмосферы, водной среды. Организация производства по методу замк­нутого цикла. Переход к безотходным технологиям, совер­шенствование способов утилизации отходов. Контроль за комплексным использованием природных ресурсов и со­блюдением норм предельно допустимых концентраций вредных веществ. Ответственность крановщика за наруше­ние правил охраны окружающей среды.

Тема 6. Пожарная безопасность

Основные причины возникновения пожаров и взрывов при выполнении строительно-монтажных работ .

Правила, инструкции и мероприятия по предупрежде­нию и ликвидации пожаров.

Противопожарный режим. Меры пожарной безопасно­сти при хранении горюче-смазочных и легковоспламеняю­щихся материалов. Обязанности крановщика при работе с огнеопасными грузами и при нахождении крана на терри­тории, опасной в пожарном отношении.

Противопожарные мероприятия при техническом об­служивании и ремонте крана. Обеспечение крана средства­ми пожаротушения.

Пожарные посты, охрана, приборы и средства сигнали­зации. Химические и подручные средства пожаротушения, правила их хранения и использования. Порядок оповеще­ния о пожаре. Правила поведения рабочих при пожаре и их участие в ликвидации пожара. Особенности тушения пожа­ров, возникающих в результате неисправности электросистем, при воспламенении горюче-смазочных и полимерных материалов. Действия крановщика при возникновении по­жара на кране.

Порядок эвакуации людей и материальных ценностей при пожаре. Ответственность рабочих и администрации за нарушение требований пожарной безопасности на монтаж­ной площадке.

Тематический план и программа

предмета «Основы экономических знаний»

Тематический план

Программа предмета

«Основы экономических знаний»

Предлагаемая программа включает три раздела. Первый раздел дает представления о современной структуре российской экономики, об основных направлениях экономических реформ , о том, что такое рынок и в чем суть рыночных отношений.

Второй раздел ориентирован на формирование у учащихся знаний основ маркетинга. Маркетинг – одна из основополагающих дисциплин для профессиональных деятелей рынка. Нынешний взлет популярности маркетинга объясняется необходимостью поиска и внедрениям рациональных методов управления экономикой в целом и конкретными предприятиями в частотности.

Третий раздел посвящен финансово-кредитными отношениями в условиях рынка, системе налогообложения, организации учета и отчетности на предприятии.

Следует отметить, что фактически во всех разделах программы прослеживается человеческий фактор: показана роль и место личности в государственной экономической структуре и на конкретном рабочем месте, отражен экономический статус личности.

Раздел 1 . Экономика России: состояние и тенденции развития.

Тема 1 . Структура российской экономики.

Современный экономический потенциал России. Роль и место России в мировой экономике. Особенности экономического развития на современном этапе. Факторы, определяющие структуру экономики: политические, экономические, социальные. Общая характеристика отраслевой структуры.

Понятие о рынке и рыночных отношениях

Сущность рыночных отношений: самостоятельность субъекта хозяйствования: ответственность исполнителя /за товар, услугу, охрану труда, окружающей среды и др./; конкуренция; свобода ценообразования ; правовые гарантии деятельности предпринимателя . Частная собственность как базис рыночных отношений.

Рынок образовательных услуг: производители, потребители. Коммерческие отношения в системе профессиональной подготовки.

Раздел 2 . Организация деятельности предприятия на основе маркетинга.

Тема 2. Маркетинг как одна из форм управления и организации деятельности предприятия.

Маркетинг. Содержание и сущность. Принципы, задачи маркетинга. Функции и субъекты маркетинга.

Организация маркетинга. Структура маркетинга. Стратегическое планирование и маркетинг. Виды планов маркетинга.

Процесс планирования: основные этапы.

Разработка целевого рынка.

Определение рынка. Рынок как сфера обмена и хозяйственной деятельности. Структура рынка и его основные элементы. Разновидность рынков. Формирование рынков.

Раздел 3. финансовая деятельность в условиях рынка.

Тема 3. Финансово-кредитная система России.

Финансы – главное звено рыночной экономики. Роль финансово-кредитной системы в стабилизации экономики при переходе к рыночным отношениям.

Кредит: сущность, источники, формы. Банковская система в условиях рыночной экономики. Коммерческие банки. Банковские ссуды, их виды.

Формы банковского обслуживания населения. Основы и методы регулирования денежного обращения . Инвестиции. Формы инвестирования.

Организация оплаты труда.

Социальная политика, занятость в условиях рынка. Формирование рынка труда. Безработица и её формы. Социальные гарантии безработным . Минимальный прожиточный уровень, гарантируемый государством. Индексация доходов. Организация оплаты труда работников в условиях рынка. Сущность и основные этапы реформы оплаты труда.

Налогообложение зарплаты и доходов населения . Декларация доходов.

Программа предмета "Обучение в учебных мастерских и на полигоне"

Инструктаж по безопасности труда, трудовой дисцип­лине и производственной санитарии. Правила внутреннего трудового распорядка, безопасные методы работы, нормы производственной санитарии и пожарной безопасности.

Ознакомление с рычагами управления и пультом упра­вления кранов с механическим, гидравлическим и электри­ческим приводами.

Осмотр крана, механизмов, рабочего оборудования, определение состояния канатов и грузозахватных приспо­соблений. Проверка действия и исправности приборов без­опасности (особое внимание обращается на сохранность пломб на релейном блоке ограничителя грузоподъемно­сти). Запись результатов осмотра в вахтенный журнал.

Ознакомление с заданием и характером работы. Про­верка места установки крана. Установка крана на вынос­ные опоры.

Работа крана у котлована или траншеи, вблизи линии электропередачи (ближе 30 м) с нарядом - допуском, под контактными проводами.

Выполнение операций по подъему и перемещению раз­личных как по массе, так и по габаритам грузов с установ­кой их в проектное положение в соответствии со схемой строповки, вывешенной на учебной площадке.

Действия крановщика при неизвестной массе груза или при подъеме и перемещении грузов, на которые не разра­ботаны схемы строповки.

Тематический план и программа предмета

"Обучение на производстве"

Программа

Тема 1. Ознакомление с производством, инструктаж по охране труда и пожарной безопасности

Инструктаж по охране труда и пожарной безопасности на предприятии.

Расположение производственного объекта. Организа­ция и планирование труда.

Противопожарное оборудование и инвентарь. Проти­вопожарные мероприятия (на случай возникновения пожа­ра).

Тема 2. Съемные грузозахватные приспособления и тара

Ознакомление с грузозахватными устройствами и при­способлениями. Подбор грузозахватных приспособлений и тары для подъема и перемещения грузов.

Строповка грузов в соответствии с массой груза с уче­том угла наклона и количества ветвей канатов или цепей. Проверка исправности грузозахватных устройств и при­способлений и наличия на них соответствующих клейм или бирок. Браковка стропов и тары. Зацепка различных гру­зов с монтажными петлями и без них.

Тема 3. Управление автомобильными кранами

Инструктаж по безопасности труда.

Управление кранами с механическим, электрическим и гидравлическим приводом.

Подготовка крана к работе. Установка крана на место работы с применением выносных опор.

Установка крана на неровностях, на сыпучем грунте, у котлована. Установка крана вблизи воздушной линии электропередачи напряжением более 42 В. Грузоподъем­ность крана при различных вылетах с применением вынос­ных опор и без них.

Подъем и перемещение грузов. Управление механизма­ми крана для подъема и перемещения грузов. Опускание и подъем грузового крюка по условным сигналам. Управле­ние автомобильным краном и крановым оборудованием при подъеме и перемещении штучных и сыпучих грузов. Строповка, подъем и перемещение пакетированных и дру­гих грузов.

Тема 4. Выполнение работ по техническому обслуживанию автомобильных кранов

Ежесменное техническое обслуживание. Нормы, инст­рукции и правила по техническому обслуживанию и ремон­ту автомобильных кранов.

Меры безопасности труда при техническом обслужива­нии автомобильных кранов.

Особенности проведения технического обслуживания, ремонта и технического диагностирования автомобильных кранов.

Работы, выполняемые при ежесменном техническом обслуживании автомобильных кранов и их двигателей. Применяемые инструменты, приспособления и техничес­кие материалы. Необходимость бережного отношения к инструментам, экономное расходование материалов.

Выполнение работ по ежесменному техническому об­служиванию и техническому диагностированию.

Периодическое и сезонное техническое обслуживание. Периодичность технического обслуживания автомобиль­ных кранов в соответствии с Рекомендациями по организа­ции технического обслуживания и ремонта строительных машин.

Периодическое техническое обслуживание. Выполне­ние работ по ежесменному техническому обслуживанию. Очистка, промывка, осмотр элементов и сборочных еди­ниц автомобильного крана, контроль технического состоя­ния, устранение неисправностей. Крепление деталей и сбо­рочных единиц машины. Проверка и регулировка механиз­мов машины.

Проверка исправности работы механизмов, приборов и устройств безопасности и электрооборудования.

Смазка механизмов в соответствии с картой смазки.

Сезонное техническое обслуживание. Выполнение ра­бот по сезонному техническому обслуживанию. Промывка системы охлаждения , очистка от накипи. Проверка работы термостата, системы охлаждения. Промывка системы пи­тания и системы смазки. Смена масел в картерах механиз­мов в соответствии с сезоном. Проверка плотности элект­ролита и аккумуляторной батареи .

Проверка технического состояния рабочего оборудова­ния и устранение обнаруженных неисправностей. Повыше­ние качества выполняемой работы.

Тема 5. Самостоятельное выполнение работ в качестве крановщика (машиниста) автомобильных кранов 4-5-го разряда

Выполнение различных видов работ в соответствии с квалификационной характеристикой крановщика автомо­бильных кранов 4-го разряда.

Основные виды работ с применением автомобильного крана. Погрузочно-разгрузочные работы с перемещением различных грузов и строительно-монтажные работы при возведении зданий и сооружений.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ № 13

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Начальник отдела инспекционно - Председатель аттестационной

методического обеспечения надзора комиссии ГОУ НПО ТО ПУ № 13

и контроля при строительстве и ________________БРОВКИН А. А.

по надзору за подъемными сооружениями «____»_______________20____г.

ПУСТОВОЙ В. И.

«_____»__________________20____г.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ

ДЛЯ АТТЕСТАЦИИ

КРАНОВЩИКОВ (МАШИНИСТОВ)

АВТОМОБИЛЬНЫХ КРАНОВ 4 (5)-ГО РАЗРЯДА

БИЛЕТ № 1

1.Назначение автомобильных кранов, их преимущества перед кранами других типов.

2.Техническое освидетельствование автомобильных кранов.

3.Назначение и устройство концевых выключателей механизма подъема крюковой подвески автомобильного крана КС-3577

4.Какие грузы запрещается поднимать автомобильными кранами.

5. Какие объекты относятся к опасным производственным.

БИЛЕТ № 2

1.Порядок перевода крановщика с крана одной конструкции на кран другой конструкции.

2.Классификация автомобильных кранов по грузоподъемности.

3.Назначение и устройство концевых выключателей механизмов подъема стрелы КС-3577.

4.Форма вахтенного журнала крановщика.

5. Требование безопасности к промышленным опасным объектам.

БИЛЕТ № 3

1.В каких случаях проводится повторная проверка знаний крановщиков.

2.Общее устройство автомобильного крана.

3.Назначение и устройство указателя грузоподъемности автомобильного крана КС-3577.

5. Какой Федеральный орган исполнительной власти, уполномочен в области промышленной безопасности.

БИЛЕТ № 4

1.Порядок допуска крановщика к самостоятельной работе на автомобильном кране.

2.Характеристики приводов автомобильных кранов, их преимущества и недостатки.

3.Назначение и устройство ограничителя грузоподъемности крана КС-4561.

4.Подъем и перемещение длинномерных грузов.

БИЛЕТ № 5

1.Обязанности крановщика перед началом работы крана.

2.Основные параметры автомобильного крана.

3.Назначение и устройство ограничителя грузоподъемности автомобильного крана КС-3577.

5. Какие технические устройства подлежат сертификации.

БИЛЕТ № 6

1.Обязанности крановщика во время работы крана.

2.Кинематическая схема автомобильного крана с гидравлическим приводом.

3.Действия крановщика при полном отказе гидропривода.

4.Погрузка-разгрука автомашин автомобильными кранами

5. Порядок приемки в эксплуатацию опасного производственного объекта.

БИЛЕТ № 7

1.Обязанности крановщика в аварийных ситуациях.

2.Приборы крана с гидравлическим приводом.

3.Понятие о системе планово-предупредительного ремонта автомобильных кранов.

4.Прогрузка-разгрузка полувагонов, технология работ.

5. Обязанности организации эксплуатирующей опасный производственный объект.

БИЛЕТ № 8

1.Структура надзора за безопасной эксплуатацией автомобильных кранов.

2.Кинематическая схема автомобильного крана с дизель-электрическим приводом.

3.Понятие о техническом обслуживании кранов.

4.Типовые схемы строповки грузов.

5. Обязанности работника опасного производственного объекта.

БИЛЕТ № 9

1.Обязанности крановщика по окончанию работы крана.

2.Тормоза, их назначение, тип, устройство и регулировка.

3.Ежесменное и периодическое техническое обслуживание автомобильных кранов.

4.Типовые схемы складирования грузов.

5. Требования промышленной безопасности по локализации и ликвидации последствий аварии.

БИЛЕТ № 10

1.Основные нормативные документы по безопасной эксплуатации крана, необходимые для крановщика.

2.Конструкция опорно-поворотного устройства автомобильного крана.

3.Назначение и устройство жидкостного указателя наклона (креномера) КС-3577.

4.Понятие о текущем и капитальном ремонте автомобильных кранов.

5. Как осуществляется производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности.

БИЛЕТ № 11

1.Условия, при которых запрещается эксплуатация автомобильных кранов.

2.Устойчивость автомобильных кранов. Коэффициент устойчивости.

3.НОбязанности машиниста крана по техническому обслуживанию и подготовке к эксплуатации

4.СГП и тара назначение, устройство, маркировка.

БИЛЕТ № 12

1.Условия установки крана на краю траншей или откоса котлована (канавы).

2.Конструктивные особенности стрел автомобильных кранов.

3.Назначение и устройство сигнализаторов устанавливаемых на автомобильном кране

4.Подготовка крана к работе в зимний период эксплуатации

БИЛЕТ № 13

1.Порядок производства работ краном вблизи воздушной линии электропередачи.

2.Опорон-поворотного устройства автомобильных кранов.

3.Назначение и устройство автоматической защиты автомобильных кранов от опасного напряжения (прибор Барьер).

4.Порядок технического обслуживания (ЕО иТО-1) кранов с гидровлическим приводом.

БИЛЕТ № 14

2.Назначение и устройство стальных канатов.

3.Назначение и устройство предохранительных клапаном, установленных в гидравлических линиях автомобильных кранов.

4.Порядок технического обслуживания (ЕО и ТО-1) кранов с электрическим приводом.

БИЛЕТ № 15

1.Условия совместной работы двух и более автомобильных кранов по подъему грузов.

2.Способы крепления канатов на автомобильных кранах и нормы их браковки.

3.Периодичность и способы проверки ограничителей автомобильных кранов.

4.Установка крана на рабочей площадке.

5. Обязательное страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта.

БИЛЕТ № 16

1.Требования «Правил» к кабинам управления автомобильных кранов.

2.Назначение и устройство барабанов, блоков, крюковых подвесок и полиспастов.

3.Периодичностьи способы проверки ограничителей грузоподъемности.

4.Карта смазки автомобильного крана.

5. Какие права имеют должностные лица федерального органа исполнительной власти.

БИЛЕТ № 17

1.Правила безопасного подъема и перемещения грузов кранами.

2.Схемы запасовки канатов при разной кратности полиспастов.

3.Периодичность и способы проверки концевых выключателей механизма подъема автомобильных кранов.

4.При работе автомобильного крана не допускается.

БИЛЕТ № 18

1.Условия выполнения строительно-монтажных работ кранами.

2.Устройство и работа гидронасосов, гидромоторов.

3.Периодичность и способы проверки устройства защиты кранов от опасного напряжен

4.Порядок регулировки тормозов при техническом обслуживании автомобильных кранов.

5. Порядок расследования причин аварии.

БИЛЕТ № 19

1.Порядок строповки и зацепки грузов.

2.Аппараты управления гидроприводом крана КС-3577

3.Периодичность и способы проверки указателей наклона (креномеров) крана.

4.Неисправности, при которых не допускается эксплуатация крана.

5. Какие опасные производственные объекты подлежат экспертизе.

БИЛЕТ № 20

1.В каких случаях крановщик обязан прекратить работу краном.

2.Аппараты управления электроприводом автомобильных кранов КС-4561

3.Дейсвия крановщика при срабатывании ОГП.

4.Основные неисправности ограничителя грузоподъемности крана КС -3577.

5. Что такое промышленная безопасность.

БИЛЕТ № 21

1.Знаковая сигнализация при перемещении грузов кранами.

2.Кабина крановщика и расположение в ней рукояток и педалей управления КС-3577

3.Основные неисправности электромеханического ограничителя грузоподъемности КС-4561

4.Опасные и вредные производственные факторы.

БИЛЕТ № 22

1.Установленный на предприятии порядок направления автомобильных кранов на объекты производства работ.

2.Устройство гидрораспределителей, гидроцилиндров автомобильного крана

3.Основные неисправности электронного ограничителя грузоподъемности автомобильного крана КС-35715

4.Действия крановщика при попадании под шаговое напряжение.

5.Как осуществляется производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности.

БИЛЕТ № 23

1.Понятие о грузоподъемности автомобильного крана.

2.Аппараты управления гидроприводом крана.

3.Основные повреждения металлоконструкций автомобильных кранов.

4.Расследование несчастных случаев на производстве.

Ответственность крановщиков и стропальщиков за нарушения безопасной эксплуатации.

5. Порядок расследования причин аварии.

БИЛЕТ № 24

1.Случаи, когда крановщик не должен пускать автомобильный кран в работу.

2.Аппараты управления электроприводом автомобильного крана.

3.Электрооборудование автомобильных кранов.

4.Основные неисправности гидрооборудования автомобильных кранов.

5. . Какие права имеют должностные лица федерального органа исполнительной власти.

БИЛЕТ № 25

1.Основные меры безопасности при перемещении грузов автомобильным краном.

2.Назначение и устройство гидрооборудования крана.

3.Периодичность осмотра и технического ухода за электрооборудованием крана с электрическим приводом.

4.Основные неисправности и повреждения грузовых и стреловых канатов автомобильных кранов.

5. Ответственность за нарушения законодательства в области промышленной безопасности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». М.: ПИО ОБТ, 2000

2. Сборник нормативных и справочных документов по безопасной эксплуатации грузоподъемных машин. М.: ПИО ОБТ, 2001.

3. Сборник Типовых инструкций по безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов. М.: ПИО ОБТ, 1997

4. Автомобильные подъемники и вышки (издание 2-е, перераб. и доп.). М.: Высшая школа, 1992.

5. Пособие для машинистов по безопасной эксплуатацией автомобильных подъемников М НПО ОБТ, 2000

6. Правила устройства и безопасной эксплуатации подъемников (вышек). М.: НПО ОБТ, 1993.

7. Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов. М.: ГУП, 2003.

8. Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов в вопросах и ответах. М.: НПО ОБТ, 1995.

9. Правила железнодорожного движения МПС.

10. Правила дорожного движения.

11. Справочник по техническому обслуживанию, ремонту и диагностированию грузоподъемных кранов. М.: ПИО ОБТ, 1996

12. Безопасность работ и охрана труда стропальщиков. М.: 2000

13. Практическое пособие для стропальщика – такелажника . М: НЦ ЭНАС, 2003

14. Пособие для инженерно-техни­ческих работников, ответственных за содержание гру­зоподъемных машин в исправном состоянии. М.: НПО ОБТ, 1999.

15. Пособие для лиц, ответственных за безопасное производство работ кранами. М.: НПО ОБТ, 1999.

16. Пособие для крановщиков автомобильных кранов. М.: НПО ОБТ, 1997.

17. Пособие по техническому надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов. М.: НПО ОБТ, 1995.

18. Устройство и эксплуатация подъемно-транспортных и строительных машин М.: ИРПО, 1999

19. , Устройство и эксплуатация грузоподъемных кранов. М.: ИРПО, 2000

20. Межотраслевые Правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов. М.: 1998

21. Правила эксплуатации электроустановок потреби­телей. М.: Энергоатомиздат, 1992.

Алёшина Галина Васильевна, преподаватель ГБОУ ПОО «Златоустовский техникум технологий и экономики»
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
ПМ 02. Эксплуатация крана автомобильного при производстве работ.
Тема урока: управление краном при производстве работ.
Цель урока:
Формирование профессиональных компетенций
ПК 2.2 Производить подготовку крана и механизмов к работе.
ПК 2.3 Управлять краном при производстве работ.
Формирование общих компетенций
ОК 2. Организовать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельность, нести ответственность за результаты своей работы.
Образовательные
закрепить умения производить осмотр креплений и регулировку механизмов, проверка исправности приборов безопасности на автомобильном кране.
Развивающие
развивать воображение, память, внимание, самостоятельность технологического мышления, навыки работы с органами управления автомобильного крана;
развивать устойчивую мотивацию в овладении профессией;
формировать потребность в приобретении и применении знаний;
Воспитательные
воспитывать настойчивость в завершении задания;
прививать студентам навыки самостоятельной работы.
Методы обучения:
практические.
Оборудование и инструменты:
Учебная площадка, автомобильный кран (в исправном состоянии).

Этапы урока Деятельность мастера производственного обучения Деятельность студентов
1. Оргмомент Проверяет готовность студентов к уроку: наличие спецодежды
2. Вводный инструктаж Объявление темы, цели и плана урока.
Мотивация важности этапа по приему крана перед началом работы.
I. Актуализация знаний.
Мастер п/о задает вопросы:
1. Обязанности машиниста перед началом работ?
2. Как бракуются грузозахватные приспособления?
3. Перечислить приборы безопасности установленные на кране?
4. Без какого документа нельзя допускать к работе стропальщика?
5. Как перемещают кирпич на поддоне?
6. Перечислить правила складирования грузов на площадке?
II. Инструктаж по технике безопасности при выполнении практических работ.
III. Выдача задания на текущий инструктаж.
Выполнение практических работ по алгоритму:
1) произвести осмотр креплений механизмов кранов;
2) произвести регулировку механизмов кранов;
3) проверить исправность приборов безопасности на холостом ходу;
4) визуальным осмотром определить пригодность состояния грузозахватных устройств;
5) произвести запись в вахтенном журнале о состоянии крана;
6) запустить двигатель крана;
7) включить механизм крана;
8) строповка грузов;
9) перемещение грузов в зону работы крана;
10) складирование грузов;
11) растроповка грузов;
Действия по перемещению грузов повторить 3-4 раза.
12) по окончании работ произвести визуальный осмотр механизмов крана;
13) выполнить запись в вахтенном журнале по результатам осмотра.
IV. Выдача перечня выполняемых работ.
V. Выдача инструкционно-технологических карт для оценивания работ (ОС).
VI. Разбор ошибок, допущенных в процессе производства работ. Слушают

Отвечают на вопросы

Слушают

Получают задание,
знакомятся,
задают вопросы

Слушают
3. Текущий инструктаж Наработка практического опыта. Студенты выполняют задание
4. Заключительный инструктаж
Рефлексия Мастер выставляет оценки студентам, комментирует успехи при выполнении практических заданий, анализирует ошибки, возникшие при производстве работ, выясняет причины затруднений.
Просьба закончить предложения:
Я научился…
У меня получилось хорошо…
Я смогу выполнить…

Студенты продолжают предложения с учетом личных достижений в рамках поставленной цели.

Инструкционно-технологическая карта.
Алгоритм выполнения практических работ по управлению краном автомобильным при производстве работ.

операции Содержание операции Результат освоения
работ
Освоен Не освоен
1 Провести осмотр креплений механизмов кранов;
2 Произвести регулировку механизмов кранов;
3 Проверить исправность приборов безопасности на холостом ходу;
4 Визуальным осмотром определить пригодность состояния грузозахватных устройств;
5 Произвести запись в вахтенном журнале о состоянии крана;
6 Запустить двигатель крана;
7 Включить механизм крана;
8 Строповка грузов;
9 Перемещение грузов в зону работы крана;
10 Складирование грузов;
11 Растроповка грузов;
12 Произвести визуальный осмотр механизмов крана по окончании работ;
13 Выполнить запись в вахтенном журнале по результатам осмотра.
Итого результат выполнения работ

62 63 64 65 66 67 68 69 ..

ПОДГОТОВКА АВТОКРАНОВ К ЭКСПЛУАТАЦИИ

При получении крана организацией-владельцем с завода-изготовителя проверяют его комплектность. В соответствии с требованиями ГОСТ 22827 - 85 кран передается владельцу в полностью собранном виде, исправным, укомплекто-
ванным основной стрелой и сменным рабочим оборудованием, набором запасных частей и инструмента, запасным колесом, переносной электрической лампой, эксплуатационной документацией (инструкция по эксплуатации машины, ведомость запасных частей, паспорт, чертежи бы-строизнашивающихся деталей, схема погрузки на железнодорожную платформу).

В паспорте содержатся данные об изготовлении, регистрации и разрешении на пуск в работу крана; техническая характеристика крана и данные об основных комплектующих изделиях (двигателе, тормозах, канатах, крюках) и материалах; характеристика приборов безопасности. В процессе эксплуатации в паспорт заносят сведения о местонахождении крана; о лицах, ответственных за его исправное состояние; о ремонте металлоконструкций и замене механизмов, канатов, грузозахватного органа; результаты технического освидетельствования крана; сведения о его регистрации. Паспорт должен храниться у ответственного за исправное состояние крана.

Инструкция по эксплуатации содержит техническое описание крана, собственно инструкцию по его эксплуатации, а также инструкцию по техническому обслуживанию, монтажу, пуску, регулированию и обкатке крана на месте его использования, сведения о хранении и транспортировании кранов, данные

О гарантиях завода-изготовителя и порядке предъявления рекламаций. К инструкции прилагаются технические описания и инструкции по эксплуатации базового автомобиля и его двигателя, электро- и гидромашин, компрессоров, отопительных приборов и других комплектующих изделий.
Кран, поставленный в собранном виде, до ввода его в эксплуатацию регистрируют в органах Госгортехнадзора и Госавтоинспекции. При регистрации крану присваивают регистрационный номер и выдают разрешение на пуск в работу на основании записанных в паспорте результатов его испытания, проведенного заводом-изготовителем, и частичного технического освидетельствования (без испытания грузом), проведенного владельцем.

После реконструкции, ремонта или передачи крана новому владельцу разрешение на пуск в работу вновь зарегистрированного крана выдают органы Госгортехнадзора на основании результатов полного технического освидетельствования крана, произведенного владельцем. Цель технического освидетельствования - установить, что состояние крана соответствует Правилам Госгортехнадзора и представленной при регистрации документации. Полное техническое освидетельствование автомобильного крана состоит из осмотра, статических и динамических испытаний; при частичном освидетельствовании статические и динамические испытания не производят.

Осмотру и проверке в работе подлежат все механизмы, гидрооборудование, электрооборудование, приборы и устройства безопасности, тормоза и аппаратура управления, освещение, сигнализация. Кроме того, проверяют состояние металлоконструкций.и их соединений, кабин, лестниц, площадок и ограждений, канатов, крюка и деталей его подвески.

Цель статических испытаний - проверить прочность отдельных сборочных единиц и грузовую устойчивость машины. Статические испытания производят на выносных опорах и без них на минимальном вылете с грузом, масса которого на 25 % превышает паспортную. При проведении статических испытаний ограничитель грузоподъемности отключают. Кран испытывают на горизонтальной площадке. Стрелу устанавливают поперек продольной оси крана, груз поднимают на высоту 100 - 200 мм от уровня основания и выдерживают в подвешенном состоянии в течение 10 мин на одной стороне и 10 мин на другой. При подвешенном грузе проверяют работу
тормозов подъема груза. Для этого в гидравлических кранах открывают вентиль, соединяющий напорную линию со сливной у гидромотора; при этом груз в заторможенном состоянии не должен опускаться. После снятия груза осматривают механизмы крана, металлоконструкции, сварные швы.

Статические испытания крана производят с каждым видом поставляемого сменного рабочего оборудования. Кран считается выдержавшим статические испытания, если за 10 мин поднятый груз не опустится на основание, не произойдет одновременного отрыва двух опор, не будет обнаружено трещин, деформаций или других повреждений.

Когда результаты статических испытаний признаны удовлетворительными, проводят динамические испытания с целью проверки надежности действия рабочих механизмов и тормозов крана. При динамических испытаниях последовательно выполняют следующие операции:

Поднимают и опускают груз, масса которого на 10% превышает номинальную грузоподъемность при минимальном вылете, с одновременным вращением поворотной части в течение 15 мин;

Поднимают и опускают стрелу с грузом от максимального вылета до минимального с отключением ограничителя грузоподъемности в течение 15 мин. При этом проверяют работу тормозов механизмов вращения поворотной части крана и грузовой и стреловой лебедок. При заторможенном состоянии грузовой лебедки опускание груза, стрелы и вращение поворотной части не допускаются. Динамические испытания проводят с каждым видом рабочего оборудования. Обнаруженные в ходе испытаний дефекты устраняют. Затем проверяют показания указателя грузоподъемности, настраивают и проверяют ограничитель грузоподъемности.

Краны, находящиеся в работе, подлежат техническому освидетельствованию (частичному - не реже одного раза в год, полному - не реже одного раза в три года). В эксплуатирующей организации освидетельствование крана производит лицо, осуществляющее надзор за безопасной эксплуатацией грузоподъемных ма-шин, в присутствии машиниста и работника, ответственного за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии.

Результаты технического освидетельствования записывают в паспорт автомобильного крана с указанием срока следующего освидетельствования. Запись должна подтверждать следующее: со-

Стояние крана соответствует требованиям правил Госгортехнадзора, кран выдержал испытания на прочность и устойчивость, его эксплуатация разрешается.