О неотложных мерах по улучшению положения женщин. Правовая защита. С изменениями и дополнениями от

Верховный Совет СССР, придавая важное значение решению в короткие сроки наиболее острых проблем семьи, материнства и детства, повышению социальной защищенности наименее обеспеченных семей с детьми и во исполнение решений первого Съезда народных депутатов СССР, постановляет:

(см. текст в предыдущей редакции)

разработать единую систему государственных пособий семьям с детьми с учетом типа семьи, ее дохода и индекса стоимости жизни;

определить порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности лиц, занятых уходом за детьми раннего возраста (до 3 лет), детьми - инвалидами, в случае болезни матери на период, когда она не может осуществлять уход за ребенком.

3. Предоставить право Советам Министров союзных и автономных республик, краевым, областным, окружным, районным и городским Советам народных депутатов устанавливать в пределах имеющихся у них средств доплаты ко всем видам пособий, предусмотренных действующим законодательством Союза ССР для семей с детьми, вводить дополнительные виды пособий и льгот, направленных на более полное удовлетворение потребностей семей с детьми, в первую очередь многодетных, неполных и молодых, семей, воспитывающих детей - инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей.

4. Распространить на всех детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся или воспитывающихся в учебно - воспитательных учреждениях, независимо от их типа и ведомственной подчиненности, льготы, установленные действующим законодательством для данной категории детей, находящихся в детских домах и школах - интернатах.

5. Установить, что средства, взыскиваемые с родителей на содержание детей, находящихся в государственных детских учреждениях, а также назначенные им государственные пенсии и пособия переводятся на личные счета воспитанников в сберегательном банке.

6. В целях повышения эффективности диспансеризации беременных женщин, охраны их здоровья и здоровья новорожденных детей установить, что отпуск по беременности и родам продолжительностью пятьдесят шесть календарных дней до родов (с 1 декабря 1990 года - семьдесят календарных дней) и пятьдесят шесть (в случаях осложненных родов или рождения двух или более детей - семьдесят) календарных дней после родов исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью, независимо от числа дней, фактически использованных до родов.

7. Для создания благоприятных условий по уходу за новорожденными и малолетними детьми:

1) установить, что отпуск по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста предоставляется полностью или по частям матери ребенка либо по усмотрению семьи его отцу, бабушке, деду или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком;

2) предоставлять работающим мужчинам, жены которых находятся в отпуске по беременности и родам, ежегодный отпуск по их желанию в период отпуска жены.

8. В целях создания родителям благоприятных условий, позволяющих сочетать труд в общественном производстве с воспитанием детей:

1) устанавливать по просьбе женщин, имеющих детей в возрасте до 14 лет (в том числе находящихся на их попечении), неполный рабочий день или неполную рабочую неделю;

2) сохранять женщинам непрерывный трудовой стаж для исчисления пособий по временной нетрудоспособности в случае расторжения трудового договора в связи с уходом за ребенком в возрасте до 14 лет (в том числе находящимся на их попечении) или ребенком - инвалидом в возрасте до 16 лет при условии поступления на работу до достижения ребенком указанного возраста;

3) распространить льготы, предоставляемые женщине в связи с материнством (ограничение труда на ночных, сверхурочных работах, привлечения к работам в выходные дни и направления в командировки, предоставление дополнительных отпусков, установление льготных режимов труда и другие льготы, установленные действующим законодательством), на отцов, воспитывающих детей без матери (в случае ее смерти, лишения родительских прав, длительного пребывания в лечебном учреждении и в других случаях отсутствия материнского попечения о детях), а также на опекунов (попечителей) несовершеннолетних;

4) установить одному из родителей (опекуну или попечителю), воспитывающему ребенка - инвалида:

выдачу листка по временной нетрудоспособности на весь период санаторного лечения (с учетом времени на проезд) ребенка - инвалида в возрасте до 16 лет при наличии медицинского заключения о необходимости индивидуального ухода за ребенком;

один дополнительный выходной день в месяц с оплатой его в размере дневного заработка за счет средств социального страхования.

9. В целях дальнейшего улучшения условий труда женщин и лиц моложе восемнадцати лет:

1) признать необходимым создать реальные условия для применения их труда преимущественно на работах, соответствующих их психофизиологическим и возрастным особенностям, а также для совершенствования их профессионального мастерства, продвижения по работе и активного участия во всех сферах жизнедеятельности общества;

2) Совету Министров СССР совместно с ВЦСПС обеспечить в 1990 - 1991 годах:

разработку мер по повышению заинтересованности объединений, предприятий, организаций в рациональном использовании труда женщин, лиц моложе восемнадцати лет и лиц с ограниченной трудоспособностью;

разработку новых норм предельно допустимых нагрузок для женщин и несовершеннолетних при подъеме и перемещении тяжестей вручную в соответствии с научно обоснованными нормативами;

пересмотр списков производств, профессий и работ с тяжелыми и вредными условиями труда, на которых запрещается применение труда женщин и подростков, дополнив их видами работ, к которым не должны привлекаться женщины детородного возраста;

определение отраслей народного хозяйства, производств и работ, где ночной труд женщин не вызывается особой необходимостью, и соответственно установление конкретных сроков и порядка освобождения женщин от ночных смен, предусмотрев первоочередное освобождение от ночного труда женщин, имеющих детей в возрасте до 14 лет или детей - инвалидов в возрасте до 16 лет;

разработку критериев для классификации рабочих мест с учетом психофизиологических, возрастных и других особенностей работников и примерного перечня работ и профессий для преимущественного замещения их женщинами, несовершеннолетними и лицами с ограниченной трудоспособностью;

введение форм статистической отчетности по труду с выделением отдельной строкой женщин и лиц моложе восемнадцати лет в показателях занятости, категорий работников, форм организации и условий труда, заболеваемости, травматизма и их причин.

10. В целях предупреждения вредного воздействия на здоровье женщин и детей работ по возделыванию табака и хлопка считать необходимым поручить Советам Министров союзных республик обеспечить разработку и внедрение безвредных технологий по сбору и первичной переработке табака и хлопка, соответствующих форм организации и условий труда.

11. Для обеспечения своевременного перевода беременных женщин на другую, более легкую работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов:

1) руководителям объединений, предприятий, организаций совместно с профсоюзными комитетами, органами санитарного надзора и с участием женских общественных организаций в соответствии с медицинскими требованиями устанавливать рабочие места и определять виды работ, на которые могут переводиться беременные женщины либо которые могут выполняться ими на дому, а также создавать специальные цеха (участки) для применения их труда или создавать в этих целях производства и цеха на долевых началах;

Обсудив материалы проведенного совместно с Прокуратурой Российской Федерации изучения судебной практики по трудовым делам женщин, Пленум Верховного Суда Российской Федерации отмечает, что суды уделяют необходимое внимание рассмотрению дел данной категории и в основном обеспечивают их правильное разрешение.

Однако еще имеют место отдельные недостатки, связанные с ошибками при применении закона и с несвоевременным рассмотрением таких споров. Кроме того, у судов возникли вопросы в связи с применением нового трудового законодательства, существенно расширившего дополнительные льготы для других лиц, которые фактически осуществляют уход за детьми.

В целях обеспечения единообразия судебной практики Пленум Верховного Суда Российской Федерации

постановляет:

1. При рассмотрении трудовых споров женщин, и в частности работающих матерей, а также других лиц, фактически осуществляющих уход за детьми, судам необходимо руководствоваться не только общими, но и специальными нормами трудового законодательства, регулирующими труд указанных работников, а также положениями коллективного договора данного предприятия, учреждения, организации и индивидуального соглашения между администрацией и работником, если они не снижают гарантий, предоставленных законом этим лицам.

2. Судам, в частности, подведомственны требования:

А) матери (отца) либо бабушки (деда) или другого родственника, фактически осуществляющего уход за ребенком, не достигшим возраста трех лет, о предоставлении отпуска по уходу за ребенком;

Б) матери (отца) или другого родственника, находящегося в отпуске по уходу за ребенком, не достигшим трехлетнего возраста, об установлении неполного рабочего времени или режима работы на дому;

В) рабочих и служащих, находившихся в отпуске по уходу за ребенком и возвратившихся на работу до истечения указанного отпуска, о предоставлении прежней работы, а также требования названных лиц о предоставлении неиспользованной части указанного отпуска до достижения ребенком возраста трех лет, поскольку такие работники вправе использовать этот отпуск по своему усмотрению полностью либо по частям;

Г) о предоставлении в соответствии с медицинским заключением беременной женщине более легкой и исключающей воздействие неблагоприятных производственных факторов работы с сохранением среднего заработка по прежней работе;

Д) беременной женщины, а также женщины, имеющей ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида - до 16 лет), в том числе находящегося на ее попечении, женщины, осуществляющей в соответствии с медицинским заключением уход за больным членом семьи, об установлении неполного рабочего времени;

Е) женщины, имеющей ребенка в возрасте до полутора лет, о предоставлении другой работы с сохранением среднего заработка по прежней работе до достижения ребенком полутора лет в случае невозможности выполнения в этот период времени прежней работы;

Ж) мужчины, жена которого находится в отпуске по беременности и родам, о предоставлении ежегодного отпуска в период отпуска жены;

З) одного из родителей (опекуна или попечителя), воспитывающего ребенка-инвалида, о предоставлении четырех дополнительных оплачиваемых выходных дней в месяц;

И) женщины, работающей в сельской местности, о предоставлении одного дополнительного выходного дня в месяц без сохранения заработной платы;

К) женщины, работающей в сельской местности на работах, где по условиям труда рабочий день разделен на части (с перерывом более двух часов), о взыскании повышенной на 30 процентов оплаты труда;

Л) женщины, работающей в сельской местности, об уменьшении продолжительности рабочей недели до 36 часов (если законодательством не предусмотрена меньшая продолжительность рабочей недели) с выплатой заработной платы в том же размере, что и при полной продолжительности еженедельной работы (40 часов);

М) беременной женщины или кормящей матери, работающей в сельской местности, об обеспечении бесплатной выдачи продуктов питания, производимых хозяйством, по нормам, установленным трудовым коллективом.

Н) беременной женщины о взыскании среднего заработка за период прохождения обязательного диспансерного обследования в медицинских учреждениях.

3. При разрешении трудовых споров женщин и других лиц, осуществляющих уход за детьми, необходимо учитывать, что установленные для них законодательством дополнительные льготы подлежат предоставлению независимо от того, на основе какой формы собственности используется их труд (частной, государственной, муниципальной, а также собственности общественных объединений или организаций).

4. При рассмотрении иска беременной женщины о предоставлении в соответствии с медицинским заключением более легкой и исключающей воздействие неблагоприятных производственных факторов работы или о снятии дисциплинарного взыскания, примененного к ней в связи с отказом от продолжения работы, обусловленной трудовым договором, суду следует иметь в виду, что до решения вопроса о предоставлении беременной женщине более легкой и исключающей воздействие неблагоприятных производственных факторов работы, администрация обязана освободить женщину от работы с сохранением среднего заработка за все пропущенные в следствие этого рабочие дни.

5. Если при рассмотрении иска беременной женщины о предоставлении в соответствии с медицинским заключением более легкой и исключающей воздействие неблагоприятных производственных факторов работы либо иска женщины, имеющей ребенка в возрасте до полутора лет, о предоставлении другой работы в связи с невозможностью выполнения прежней суд признает заявленные требования обоснованными, он вправе вынести решение о переводе истицы на другую работу с указанием срока, на который изменяются условия трудового договора.

6. Поскольку труд беременных женщин, работающих в сельской местности, в растениеводстве и животноводстве запрещен с момента выявления беременности, администрация обязана освободить женщину от такой работы (с сохранением среднего заработка по новому месту работы) на основании справки о наличии беременности. Специального медицинского заключения о необходимости предоставления более легкой работы в указанном случае не требуется (ст.2.2 постановления Верховного Совета РСФСР от 1 ноября 1990 года "О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе").

7. Учитывая, что привлечение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет, к работам в ночное время, к сверхурочным работам, к работам в выходные дни и направление в командировки не допускаются, отказ ее от такой работы не может рассматриваться как нарушение трудовой дисциплины, независимо от характера трудовых обязанностей (например, выполнение трудовых функций вне места постоянной работы и т.п.).

Принимая во внимание, что закон не связывает запрещение ночных работ для беременной женщины и женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет, с выполнением этих работ в течение всего рабочего дня, отказ от работы в ночное время не может рассматриваться как нарушение трудовой дисциплины и в том случае, когда на ночное время приходится только часть рабочей смены.

8. Имея в виду, что привлечение к сверхурочным работам и направление в командировку женщины, имеющей детей в возрасте от 3 до 14 лет (детей-инвалидов - до 16 лет) допустимы только с ее согласия, отказ такой женщины от выполнения указанных работ либо от выезда в командировку является правомерным и не влечет за собой возможность наложения дисциплинарного взыскания.

9. Поскольку привлечение женщин в возрасте до 35 лет, работающих в сельской местности, к выполнению операций в растениеводстве, животноводстве, птицеводстве и звероводстве с применением ядохимикатов, пестицидов и дезинфицирующих средств до 1 января 1992 года допустимо только с согласия женщины, а после 1 января 1992 года полностью запрещено, отказ женщины в возрасте до 35 лет от выполнения указанных видов работ нельзя рассматривать в качестве дисциплинарного проступка (ст.2.1 постановления Верховного Совета РСФСР от 1 ноября 1990 года "О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе").

10. При рассмотрении дел о восстановлении на работе лиц, уволенных за нарушение трудовой дисциплины, о снятии дисциплинарных взысканий либо о взыскании оплаты за сверхурочную работу необходимо иметь в виду, что работа женщин в сельской местности свыше 36-часовой рабочей недели (если законодательством не предусмотрена ее меньшая продолжительность) является сверхурочной, привлечение к которой допустимо лишь в исключительных случаях, предусмотренных в ст.55 КЗоТ РФ с разрешения профсоюзного комитета с оплатой по правилам, предусмотренным ст.88 КЗоТ РФ.

Учитывая это, отказ женщины, работающей в сельской местности, от работы сверх 36-часовой рабочей недели (если законодательством не предусмотрена ее меньшая продолжительность), к которой она была привлечена администрацией без соблюдения требований ст.ст.54-56 КЗоТ РФ, является правомерным и не может служить основанием для применения к ней дисциплинарного взыскания (ст.1.3 постановления Верховного Совета РСФСР от 1 ноября 1990 г. "О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе").

11. Разрешая спор, возникший между администрацией и отцом либо дедом (бабушкой) или другим родственником малолетнего ребенка, о предоставлении отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, суду необходимо проверять, является ли истец родственником ребенка и действительно ли он фактически осуществляет уход за этим ребенком. При этом следует иметь в виду, что закон не связывает возможность предоставления такого отпуска со степенью родства и совместным проживанием родственника ребенка с его родителями (родителем).

12. При рассмотрении спора об установлении неполного рабочего времени или режима работы на дому, возникшего между администрацией и работником, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, следует учитывать, что нахождение работника в указанном отпуске не является препятствием для работы по его желанию на условиях неполного рабочего времени или на дому.

13. Принимая во внимание, что не допускается увольнение по инициативе администрации беременных женщин, женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет (одиноких матерей - при наличии у них ребенка до 14 лет или ребенка-инвалида до 16 лет) следует иметь в виду, что это правило относится не только к случаям расторжения трудового договора по ст.33 КЗоТ РФ (за исключением полной ликвидации предприятия, учреждения, организации, когда допускается увольнение с обязательным трудоустройством), но и к увольнению по иным основаниям, если инициатива увольнения исходит от администрации (например, по пп.1, 2 и 3 ст.254 КЗоТ РФ.) Обязанность по трудоустройству указанных выше работников возлагается на администрацию и в случае их увольнения по окончании срочного трудового договора (ст.170 КЗоТ РФ).

14. При разрешении споров об увольнении или переводе в связи с высвобождением работника, вызванным прекращением деятельности предприятий, учреждений, организаций либо сокращением численности или штатов работников, суду необходимо тщательно проверить обоснованность доводов истицы, о том, что действительной причиной увольнения (перевода) явилась незаинтересованность или нежелание администрации предоставлять женщине определенные льготы по труду.

Суду следует также выяснять, обеспечивала ли предоставляемая в порядке трудоустройства работа возможность сочетать труд с материнством, предлагалось ли истице пройти переобучение новым профессиям (специальностям) и имелась ли возможность такого переобучения с предоставлением соответствующей работы.

15. Рассматривая требование о восстановлении на работе женщины, трудовой договор с которой был расторгнут по инициативе администрации в период нахождения ее в состоянии беременности, суду надлежит удовлетворить иск независимо от того, было ли администрации при увольнении известно о беременности и сохранилась ли она на время рассмотрения дела.

16. Необходимо иметь в виду, что желание женщины уволиться в период беременности либо до достижения ребенком, в том числе находящимся на попечении, возраста 14 лет (ребенком-инвалидом - 16 лет) является уважительной причиной для расторжения срочного трудового (контракта).

17. Для возмещения материального ущерба предприятию, учреждению, организации в связи с незаконным увольнением или переводом на другую работу и с целью предупреждения нарушения трудовых прав женщин судам следует строго выполнять требования ст.214 КЗоТ РФ и возлагать материальную ответственность на должностных лиц, виновных в увольнении или переводе женщин с явным нарушением закона для чего необходимо в соответствии со ст.39 ГПК РСФСР привлекать этих лиц к участию в деле в качестве третьего лица на сторону ответчика.

18. При разрешении трудовых споров лиц, занимающихся воспитанием детей без матери, необходимо учитывать, что в силу действующего трудового законодательства на отцов, воспитывающих детей без матери (в случае ее смерти, лишения родительских прав, длительного пребывания в лечебном учреждении и в других случаях отсутствия материнского попечения о детях), а также на опекунов (попечителей) несовершеннолетних распространяются льготы, предоставляемые женщине в связи с материнством (ограничение труда на ночных, сверхурочных работах, привлечения к работам в выходные дни и направления в командировки, предоставление дополнительных отпусков, установление льготных режимов труда и другие льготы, установленные действующим законодательством).

При этом следует иметь в виду, что предоставление льгот по труду лицам, занимающимся воспитанием детей без матери, в указанных выше случаях является обязанностью администрации и не зависит от ее усмотрения.

19. Рекомендовать судам обсуждать вопрос о необходимости вынесения частных определений в случаях, когда при рассмотрении дел данной категории будут установлены факты нарушения должностными лицами прав женщин и других лиц, осуществляющих уход за ребенком, гарантированных им трудовым законодательством; систематически обобщать и анализировать практику применения законодательства, регулирующего труд указанной категории работников, используя результаты изучения для устранения имеющихся недостатков.

20. В связи с принятием настоящего постановления признать утратившим силу постановление Пленума Верховного Суда РСФСР от 17 сентября 1975 года N 6 "О применении судами норм КЗоТ РСФСР, регулирующих труд женщин " с изменениями, внесенными постановлениями Пленума от 20 декабря 1983 года N 11 и от 23 августа 1988 года N 8.

(в ред. Федерального закона от 24.08.1995 № 152-ФЗ)

(Извлечение)

<...>

1.2. Один дополнительный выходной день в месяц без сохранения заработной платы.

1.3. 36-часовую рабочую неделю, если меньшая продолжительность рабочей недели не предусмотрена иными законодательными актами. При этом заработная плата выплачивается в том же размере, что и при полной продолжительности еженедельной работы (41 час).*

*PS. В соответствии с Законом РФ от 25.09.1992 № 3543-1нормальная продолжительность рабочего времени вместо 41 часа составляет 40 часов в неделю (примеч. автора).

** Действие документа распространяется на женщин, работающих в сельской местности, независимо от места их проживания (письмо Госкомэкономики РСФСР от 12.12.1990 № 19-117) (примеч. автора). ____________________________

Постановление Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. № 877 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы»

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 01.02.2005 № 49,

от 04.09.2012 № 882)

В соответствии со статьей 100 Трудового кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

Установить, что особенности режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы, определяются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации, а при отсутствии соответствующего федерального органа исполнительной власти - Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

Указанным федеральным органам исполнительной власти утвердить до 1 апреля 2003 г. нормативные правовые акты, определяющие особенности режима рабочего времени и времени отдыха таких работников.

Председатель Правительства РФ М.Касьянов

______________________

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре

В соответствии с частью 3 статьи 333 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 3; № 30, ст. 3014, ст. 3033; 2003, № 27, ст. 2700; 2004, № 18, ст. 1690; № 35, ст. 3607; 2005, № 1, ст. 27; № 19, ст. 1752; 2006, № 27, ст. 2878; № 52, ст. 5498; 2007, № 1, ст. 34; № 17, ст. 1930; № 30, ст. 3808; № 41, ст. 4844; № 43, ст. 5084; № 49, ст. 6070; 2008, № 9, ст. 812; № 30, ст. 3613, ст. 3616; № 52, ст. 6235, ст. 6236; 2009, № 1, ст. 17, ст. 21; № 19, ст. 2270; № 29, ст. 3604; № 30, ст. 3732, ст. 3739; № 46, ст. 5419; № 48, ст. 5717; 2010, № 31, ст. 4196; № 52, ст. 7002; 2011, № 1, ст. 49; № 25, ст. 3539; № 27, ст. 3880; № 30, ст. 4586, ст. 4590, ст. 4591, ст. 4596; № 45, ст. 6333, ст. 6335; № 48, ст. 6730, ст. 6735; № 49, ст. 7015, ст. 7031; № 50, ст. 7359; 2012, № 10, ст. 1164; № 14, ст. 1553; № 18, ст. 2127; № 31, ст. 4325; № 47, ст. 6399; № 50, ст. 6954, ст. 6957, ст. 6959; № 53, ст. 7605; 2013, № 14, ст. 1666, ст. 1668; № 19, ст. 2322, ст. 2326, ст. 2329; № 23, ст. 2866, ст. 2883; № 27, ст. 3449, ст. 3454, ст. 3477; № 30, ст. 4037; № 48, 6165; № 52, ст. 6986; 2014, № 14, ст. 1542, ст. 1547, ст. 1548) и подпунктом 5.2.71 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. № 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 23, ст. 2923; № 33, ст. 4386; № 37, ст. 4702; 2014, № 2, ст. 126; № 6, ст. 582; № 27, ст. 3776), п р и к а з ы в а ю:


1. Установить продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников согласно приложению № 1 к настоящему приказу.

2. Утвердить Порядок определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре (приложение № 2).

3. Признать утратившим силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. № 2075 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 февраля 2011 г., регистрационный № 19709).

Министр Д.В. Ливанов

Зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 25 февраля 2015 г., регистрационный № 36204

Приложение № 1

к приказу Министерства образования

и науки Российской Федерации

ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РСФСР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 января 1991 г. N 522/1
О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЯ
ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РСФСР ОТ 1 НОЯБРЯ 1990 Г.
N 298/3-1 "О НЕОТЛОЖНЫХ МЕРАХ ПО УЛУЧШЕНИЮ ПОЛОЖЕНИЯ
ЖЕНЩИН, СЕМЬИ, ОХРАНЫ МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА НА СЕЛЕ"
В целях обеспечения выполнения Постановления Верховного Совета РСФСР "О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе" Президиум Верховного Совета РСФСР постановляет:
1. При решении вопроса в соответствии с п. 1 Постановления Верховного Совета РСФСР об отнесении территории к сельской местности следует руководствоваться Положением о порядке решения вопросов административно - территориального устройства РСФСР, утвержденным Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 17 августа 1982 года "О порядке решения вопросов административно - территориального устройства РСФСР".
2. Предоставление дополнительного выходного дня согласно п. 1.2 Постановления производится на основании заявления женщины.
3. В соответствии с п. 1.3 Постановления установить следующий порядок сохранения заработной платы при сокращенной продолжительности рабочей недели.
При повременной оплате труда женщин начисление заработной платы за 36-часовую рабочую неделю, а также доплата за сокращенное рабочее время производится в соответствии с тарифными ставками или должностными окладами, предусмотренными по данной работе (должности) при нормальной продолжительности рабочего времени, с учетом установленных постоянных надбавок, доплат и премий, не носящих единовременного характера.
При сдельной оплате труда женщин начисление заработной платы за 36-часовую рабочую неделю производится исходя из действующих сдельных расценок, доплат и премий, не носящих единовременного характера, с доплатой за сокращенное рабочее время, исходя из фактического часового среднего заработка последних двух календарных месяцев.
Сдельная заработная плата может также начисляться по сдельным расценкам, рассчитанным по тарифным ставкам, нормам выработки (производства), пересмотренным с учетом сокращенного рабочего времени.
На непрерывно действующих предприятиях и производствах, а также на предприятиях и производствах, работающих в сменном режиме, где по условиям производства не может быть соблюдена ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, по желанию работницы допускается по согласованию с профсоюзным комитетом предприятия введение суммированного учета рабочего времени.
4. Согласно п. 1.6 Постановления пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет выплачивается на каждого ребенка матери (отцу, опекуну) в период нахождения ее в частично оплачиваемом отпуске.
Выплата пособия на ребенка в возрасте от полутора до трех лет производится за счет средств предприятий, учреждений и организаций (независимо от форм собственности и хозяйствования), в которых работает мать (отец, опекун).
Если к моменту вступления в силу Постановления Верховного Совета РСФСР в семье уже имеется двое детей в возрасте до трех лет, то выплаты производятся в следующем порядке: на старшего - в размере минимальной заработной платы (70 рублей), на второго - с увеличением на 50 процентов (105 рублей).
Если в семье дети одного возраста до трех лет (близнецы), то на одного ребенка пособие выплачивается в размере минимальной заработной платы, на другого - с увеличением на 50 процентов.
На третьего, четвертого и последующего ребенка в возрасте до трех лет пособие выплачивается с увеличением на 50 процентов от суммы минимальной заработной платы.
5. В соответствии с п. 6 Постановления установить, что выплата пособий по беременности и родам, а также единовременного пособия на рождение ребенка в размере не менее 240 рублей производится за счет средств государственного социального страхования.
Остальные расходы предприятия и организации, расположенные в сельской местности, должны производить:
рентабельные - за счет прибыли, остающейся в их распоряжении;
низкорентабельные - за счет средств внебюджетного фонда стабилизации экономики в соответствии со ст. 22 Закона РСФСР "О государственной бюджетной системе РСФСР в 1991 году".
6. Совету Министров РСФСР определить порядок финансирования мероприятий, необходимых для реализации настоящего Постановления.
Председатель
Верховного Совета РСФСР
Б.Н.ЕЛЬЦИН

ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ СССР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О НЕОТЛОЖНЫХ МЕРАХ ПО УЛУЧШЕНИЮ ПОЛОЖЕНИЯ ЖЕНЩИН, ОХРАНЕ МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА, УКРЕПЛЕНИЮ СЕМЬИ

Верховный Совет СССР, придавая важное значение решению в короткие сроки наиболее острых проблем семьи, материнства и детства, повышению социальной защищенности наименее обеспеченных семей с детьми и во исполнение решений первого Съезда народных депутатов СССР, п+о+с+т+а+н+о+в+л+я+е+т:

1. Фрагмент утратил силу

разработать единую систему государственных пособий семьям с детьми с учетом типа семьи, ее дохода и индекса стоимости жизни;

определить порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности лиц, занятых уходом за детьми раннего возраста (до 3 лет), детьми - инвалидами, в случае болезни матери на период, когда она не может осуществлять уход за ребенком.

3. Предоставить право Советам Министров союзных и автономных республик, краевым, областным, окружным, районным и городским Советам народных депутатов устанавливать в пределах имеющихся у них средств доплаты ко всем видам пособий, предусмотренных действующим законодательством Союза ССР для семей с детьми, вводить дополнительные виды пособий и льгот, направленных на более полное удовлетворение потребностей семей с детьми, в первую очередь многодетных, неполных и молодых, семей, воспитывающих детей - инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей.

4. Распространить на всех детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся или воспитывающихся в учебно - воспитательных учреждениях, независимо от их типа и ведомственной подчиненности, льготы, установленные действующим законодательством для данной категории детей, находящихся в детских домах и школах - интернатах.

5. Установить, что средства, взыскиваемые с родителей на содержание детей, находящихся в государственных детских учреждениях, а также назначенные им государственные пенсии и пособия переводятся на личные счета воспитанников в сберегательном банке.

6. В целях повышения эффективности диспансеризации беременных женщин, охраны их здоровья и здоровья новорожденных детей установить, что отпуск по беременности и родам продолжительностью пятьдесят шесть календарных дней до родов (с 1 декабря 1990 года - семьдесят календарных дней) и пятьдесят шесть (в случаях осложненных родов или рождения двух или более детей - семьдесят) календарных дней после родов исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью, независимо от числа дней, фактически использованных до родов.

7. Для создания благоприятных условий по уходу за новорожденными и малолетними детьми:

1) установить, что отпуск по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста предоставляется полностью или по частям матери ребенка либо по усмотрению семьи его отцу, бабушке, деду или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком;

2) предоставлять работающим мужчинам, жены которых находятся в отпуске по беременности и родам, ежегодный отпуск по их желанию в период отпуска жены.

8. В целях создания родителям благоприятных условий, позволяющих сочетать труд в общественном производстве с воспитанием детей:

1) устанавливать по просьбе женщин, имеющих детей в возрасте до 14 лет (в том числе находящихся на их попечении), неполный рабочий день или неполную рабочую неделю;

2) сохранять женщинам непрерывный трудовой стаж для исчисления пособий по временной нетрудоспособности в случае расторжения трудового договора в связи с уходом за ребенком в возрасте до 14 лет (в том числе находящимся на их попечении) или ребенком - инвалидом в возрасте до 16 лет при условии поступления на работу до достижения ребенком указанного возраста;

3) распространить льготы, предоставляемые женщине в связи с материнством (ограничение труда на ночных, сверхурочных работах, привлечения к работам в выходные дни и направления в командировки, предоставление дополнительных отпусков, установление льготных режимов труда и другие льготы, установленные действующим законодательством), на отцов, воспитывающих детей без матери (в случае ее смерти, лишения родительских прав, длительного пребывания в лечебном учреждении и в других случаях отсутствия материнского попечения о детях), а также на опекунов (попечителей) несовершеннолетних;

4) установить одному из родителей (опекуну или попечителю), воспитывающему ребенка - инвалида:

выдачу листка по временной нетрудоспособности на весь период санаторного лечения (с учетом времени на проезд) ребенка - инвалида в возрасте до 16 лет при наличии медицинского заключения о необходимости индивидуального ухода за ребенком;

один дополнительный выходной день в месяц с оплатой его в размере дневного заработка за счет средств социального страхования.

9. В целях дальнейшего улучшения условий труда женщин и лиц моложе восемнадцати лет:

1) признать необходимым создать реальные условия для применения их труда преимущественно на работах, соответствующих их психофизиологическим и возрастным особенностям, а также для совершенствования их профессионального мастерства, продвижения по работе и активного участия во всех сферах жизнедеятельности общества;

2) Совету Министров СССР совместно с ВЦСПС обеспечить в 1990 - 1991 годах:

разработку мер по повышению заинтересованности объединений, предприятий, организаций в рациональном использовании труда женщин, лиц моложе восемнадцати лет и лиц с ограниченной трудоспособностью;

разработку новых норм предельно допустимых нагрузок для женщин и несовершеннолетних при подъеме и перемещении тяжестей вручную в соответствии с научно обоснованными нормативами;

пересмотр списков производств, профессий и работ с тяжелыми и вредными условиями труда, на которых запрещается применение труда женщин и подростков, дополнив их видами работ, к которым не должны привлекаться женщины детородного возраста;

определение отраслей народного хозяйства, производств и работ, где ночной труд женщин не вызывается особой необходимостью, и соответственно установление конкретных сроков и порядка освобождения женщин от ночных смен, предусмотрев первоочередное освобождение от ночного труда женщин, имеющих детей в возрасте до 14 лет или детей - инвалидов в возрасте до 16 лет;

разработку критериев для классификации рабочих мест с учетом психофизиологических, возрастных и других особенностей работников и примерного перечня работ и профессий для преимущественного замещения их женщинами, несовершеннолетними и лицами с ограниченной трудоспособностью;

введение форм статистической отчетности по труду с выделением отдельной строкой женщин и лиц моложе восемнадцати лет в показателях занятости, категорий работников, форм организации и условий труда, заболеваемости, травматизма и их причин.

10. В целях предупреждения вредного воздействия на здоровье женщин и детей работ по возделыванию табака и хлопка считать необходимым поручить Советам Министров союзных республик обеспечить разработку и внедрение безвредных технологий по сбору и первичной переработке табака и хлопка, соответствующих форм организации и условий труда.

11. Для обеспечения своевременного перевода беременных женщин на другую, более легкую работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов:

1) руководителям объединений, предприятий, организаций совместно с профсоюзными комитетами, органами санитарного надзора и с участием женских общественных организаций в соответствии с медицинскими требованиями устанавливать рабочие места и определять виды работ, на которые могут переводиться беременные женщины либо которые могут выполняться ими на дому, а также создавать специальные цеха (участки) для применения их труда или создавать в этих целях производства и цеха на долевых началах;

2) установить, что до решения вопроса о рациональном трудоустройстве беременной женщины в соответствии с медицинским заключением она подлежит освобождению от работы с сохранением среднего заработка за все пропущенные вследствие этого рабочие дни за счет средств предприятия, учреждения, организации.

12. В интересах охраны и укрепления здоровья женщин и детей:

1) Госплану СССР и Министерству финансов СССР предусмотреть выделение в 1991 - 1992 годах дополнительных валютных ассигнований на строительство и оснащение новых типов детских и родовспомогательных лечебно - профилактических учреждений; закупку по импорту технологического оборудования для расширения производства биопрепаратов, вакцин, продуктов детского питания, лекарственных форм для детей; закупку продуктов детского питания, в том числе лечебного, противозачаточных средств до полного удовлетворения потребности населения с учетом выпуска отечественной продукции;

2) Совету Министров СССР и Советам Министров союзных республик обеспечить льготные условия создания совместных предприятий с иностранными фирмами и организациями по производству лечебно - диагностической аппаратуры и инструментария для родовспомогательных и детских учреждений, средств реабилитации и протезирования для детей - инвалидов;

3) Государственной комиссии Совета Министров СССР по продовольствию и закупкам разработать к началу тринадцатой пятилетки механизм усиления экономической заинтересованности предприятий сельского хозяйства в выращивании экологически безвредной сельскохозяйственной продукции, в первую очередь для детей раннего возраста и беременных женщин.

13. Поручить Совету Министров СССР представить в 6-месячный срок в Верховный Совет СССР предложения о внесении в действующее законодательство изменений, вытекающих из настоящего Постановления.

14. Статьи 1, 4, 5 и пункт 4 статьи 8 настоящего Постановления ввести в действие с 1 января 1991 года.

15. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на Комитет Верховного Совета СССР по делам женщин, охраны семьи, материнства и детства, Комитет Верховного Совета СССР по науке, народному образованию, культуре и воспитанию и Комитет Верховного Совета СССР по охране здоровья народа.

Председатель Верховного Совета СССР