Географические названия на карте полушарий. Физическая карта

На одном листочке карты может уместиться целый мир, со всеми океанами, материками, горами и равнинами, странами, городами, полезными ископаемыми, животными и птицами. Только нужно уметь правильно читать карту. На этом уроке мы узнаем, какие карты были в древности, а какие виды карт есть сейчас, какие преимущества карты перед глобусом, что такое масштаб, легенда карты. Научимся пользоваться шкалой глубин и высот, определять координаты земных объектов.

Тема: Планета, на которой мы живём

Люди начали рисовать карты еще до того, как задумались о том, круглая Земля или плоская. Ученые обнаружили на Камчатке рисунок на кости, изображающий путь к богатому добычей месту. Это, вероятно, одна из древнейших карт. Карты рисовали на кусках коры, вырезали на деревянных дощечках, которые удобно было брать в дорогу. Некоторые народы процарапывали карты острым предметом на сырых глиняных плитках, которые после высушивания становились прочными, с четким изображением.

Этой карте мира , в центре которой расположен город Вавилон, более 3 тысяч лет.

Рис. 1. Карта мира Древнего Вавилона ()

Так же были найдены наскальные рисунки местности в пещерах, где люди обитали тысячи лет назад.

Рис. 2. Наскальный рисунок местности ()

С изобретением бумаги карты стали рисовать на ней. На карты наносились все сведения, полученные учеными и путешественниками во время странствий по разным землям.

Рис. 3. Древняя карта мира на бумаге ()

Изготовление карты было длительным процессом, ведь все детали прорисовывались вручную, поэтому карты стоили очень дорого.

Долгий период времени на картах присутствовали только четыре : Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка. Прошло много лет, прежде чем мореплаватели отрыли Австралию и Антарктиду.

Когда ищешь какую-нибудь страну на глобусе, видишь только одно полушарие. А чтобы увидеть другое, глобус нужно повернуть.

На глобусе невозможно обозначить большое количество географических объектов, не увеличив его размеров. А глобус большого размера неудобен для использования в путешествиях.

Масштаб - это отношение длины линий на карте или чертеже к действительной длине. Масштаб физической карты России говорит нам, что каждый сантиметр карты соответствует 200 км на местности.

Рис. 7. Физическая карта России ()

На карте можно показать сразу две половины Земли. Если делить земной шар по экватору, получится карта Северного и Южного полушарий ,

Рис. 5. Северное и Южное полушария

а если по линии нулевого меридиана - Западного и Восточного полушарий .

Рис. 6. Западное и Восточное полушария

На карте полезных ископаемых особыми значками отмечены места залежей полезных ископаемых.

Рис. 9. Карта полезных ископаемых ()

На картах обитания животных указаны места обитания различных видов птиц и животных.

Рис. 10. Карта обитания птиц и животных ()

На контурных картах нет цветовых обозначений и изображены, но не подписаны, всевозможные географические объекты. Они удобны для прокладывания маршрутов.

Рис. 11. Контурная карта

На политической карте мира изображены страны и их границы.

Рис. 12. Политическая карта Евразии ()

На синоптических картах условными значками показаны наблюдения за погодой.

Рис. 13. Синоптическая карта ()

Разные карты объединяют в атласы .

Рис. 14. Географический атлас ()

Карты изображают различные территории. Есть карты районов, городов, областей, государств, материков, океанов, карты полушарий и мировые карты.

Условные обозначения на карте такие же, как и на глобусе. Они называются легендой и обычно помещаются внизу карты.

Найдем на физической карте России Западно-Сибирскую равнину.

Рис. 16. Западно-Сибирская равнина ()

Мелкие горизонтальные черточки, покрывающие немалую часть её территории, означают болота.

Здесь находятся одни из самых больших мире болот - Васюганские. Линиями изображаются реки, границы и дороги, кружочками - города.

Рис. 17. Васюганские болота

Моря и горы имеют реальные очертания и окрашиваются разными цветами. Синим и голубым - водоемы, желтым - возвышенности, зеленым - низменности, коричневым цветом - горы.

В нижней части карты размещают шкалу глубин и высот, с помощью которой можно увидеть какую высоту или глубину означает тот или иной оттенок цвета на карте.

Чем глубже океан, тем темнее цвет. На карте Северного Ледовитого океана самый темный оттенок синего в Гренландском море, где глубина достигает 5 тысяч 527 метров; самый светлый оттенок бледно-голубого цвета, там глубина моря - 200 метров.

Рис. 18. Физическая карта Северного Ледовитого океана

Чем выше горы, тем темнее цвет, которым они обозначены. Так, Уральские горы, которые считаются сравнительно невысокими (высочайшие вершины от 1000 до 2000 м над уровнем моря), на карте окрашены светло-коричневым цветом.

Рис. 19. Уральские горы

Гималаи - самые высоки горы в мире (10 вершин с высотой более 8 км) обозначены темно-коричневым цветом.

Рис. 20. Гималайские горы

В Гималаях расположена Джомолунгма (Эверест) - высочайшая вершина мира (8848 м).

Пользуясь шкалой высот, легко определить высоту Кавказских гор.

Рис. 23. Кавказские горы

Их коричневый цвет указывает, что высота гор более 5 тысяч метров. Наиболее известные вершины — гора Эльбрус (5642 м) и гора Казбек (5033 м) покрыты вечными снегами и ледниками.

С помощью карты можно определить точное местоположение какого-либо объекта. Для этого нужно знать его координаты : широту и долготу, которые определяют по градусной сетке, образованной параллелями и меридианами.

Рис. 26. Градусная сетка

Экватор служит началом отсчета - на нем широта равна 0⁰. Широта отсчитывается от 0⁰ до 90⁰ по обе стороны от экватора и называется северной или южной. Например, координата 60⁰ северной широты означает, что эта точка лежит в Северном полушарии и находится под углом 60⁰ к экватору.

Рис. 27. Географическая широта

Долгота отсчитывается от 0⁰ до 180⁰ по обе стороны от Гринвичского меридиана и называется западной или восточной.

Рис. 28. Географическая долгота

Координаты Санкт-Петербург - 60⁰ с.ш., 30⁰ в.д.

Координаты Москвы - 55⁰ с.ш., 37⁰в.д.

Рис. 29. Политическая карта России ()

  1. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. Окружающий мир 3. М.: Баллас.
  2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир 3. М.: ИД «Федоров».
  3. Плешаков А.А.Окружающий мир 3. М.: Просвещение.
  1. Академик ().
  2. Выживание ().
  1. Найдите на физической карте мира Тихий океан. Определите его глубочайшее место, укажите его название и глубину. Опишите, как Вы определили это место.
  2. Составьте короткий тест (4 вопроса с тремя вариантами ответа) на тему «Географические карты».
  3. Подготовьте памятку с правилами работы с картами.

Цель: изучить карту полушарий.
Задачи:

  • Образовательные: Познакомить с понятиями “материк”, “океан”. Научить показывать на карте все материки и океаны.
  • Развивающие: Развивать познавательный интерес, речь, память, мышление. Активизировать эмоционально-чувственную сферу детей, пробуждать у них интерес к своей Земле, к её прошлому.
  • Формировать умение: воспринимать проблему; выдвигать гипотезу; добывать информацию в соответствующей литературе, делать выводы и обобщения.
  • Расширять кругозор, работать над развитием речи.
  • Воспитательные: Воспитывать любовь к родной земле, чувство локтя своего товарища..

Тип урока: Урок овладения знаниями, умениями, навыками.

Форма проведения урока: Индивидуально-групповая.

Методы обучения: Словесные, наглядные, практические.

Оборудование: Компьютер, карта полушарий, рисунок зайца и Дельфина, разноуровневые карточки, глобус, пластилиновые модели Земли, слайды, схемы-условные обозначения на карте. карточки для моделирования Земли, карта древнего материка Пангея, мультимедийная презентация, контурные карты, карточки с очертаниями материков, «Бортовые журналы».

Литература:
Учебник-тетрадь для 2-го класса “Наша планета Земля”. Часть 1 (Авт. Коллектив: А.А.Вахрушев, О.В. Бурский, Н.В. Иванова, А.С. Раутиан).
Учебник-атлас часть 4.

Ход урока

Организационный момент.

Учитель: Сначала мы вместе восхитимся глубокими знаниями – а для этого проведем блиц опрос.

Актуализация опорных знаний

Блиц опрос.

  1. Что мы называем космосом?
  2. Назови небесные тела.
  3. Что называется планетой?
  4. Назови 3 планету солнечной системы.
  5. Как можно изобразить Землю?
  6. Что такое глобус?
  7. Куда направлена ось Земли?

Работа в группах

Дети работают по разноуровневым карточкам. Два ученика - у компьютера.

С На контурной карте обозначить .

Рисунок 1 .

  1. Линию, которая делит Землю на Северное и Южное полушарие красным цветом..
  2. Голубым цветом отметь линии идущие от полюса к полюсу.
  3. Желтыми – линии параллельные экватору.
  4. Белым - обозначь полюса.

В На пластилиновых макетах Земли нитками обозначить

  1. Красным цветом экватор.
  2. Голубыми нитками отметь меридианы.
  3. Желтыми – параллели.
  4. Белой бумагой обозначь полюса.
  5. Правильно прикрепи на подставку.

А На экране смоделировать модель Земли.(2 ученика работают на компьютере )

  1. Красным цветом экватор.
  2. Голубым цветом отметь меридианы.
  3. Желтым цветом – параллели.
  4. Серым цветом закрась полюса.
  5. Обозначь розовым цветом тропики.
  6. Обозначь черным цветом полярный круг.

Проверка проводится в виде блиц опроса.

  1. Что такое экватор?
  2. Назови тепловые пояса.
  3. Почему различаются эти пояса на Земле?
  4. Как называется холодный южный пояс?
  5. Как называется северный холодный пояс?
  6. Назови линию на глобусе, которая ограничивает холодный пояс.
  7. Назови линию, которая ограничивает жаркий пояс.
  8. Что такое меридианы?
  9. Что такое параллели?
  10. Для чего нужны параллели и меридианы?

Повторение домашнего задания.

Учитель: Поверхность Земли не ровная: на ней есть высокие горы и глубокие впадины. Но на глобусе и карте не видны все эти неровности.Что же нам поможет прочитать изображение на глобусе и карте?

Индивидуальный опрос.

Учитель : Расскажите, что обозначают синим цветом? А коричневым? Для чего нужен зеленый и желтый цвет?

Игра «Назови условные обозначения на карте».

Рисунок 2.

Проверка практической домашней работы.

Учитель: Дома вы вылепили из пластилина участок сказочной страны с горами и равнинами, рекой и озером. Вам нужно было составить его карту.

Учитель : Напомните мне, а что такое КАРТА? Давайте посмотрим, какие карты составили вы.

Один ученик показывает составленную карту, а другой ученик, не видя муляжа, рассказывает что изображено. Потом сверяют рассказ с муляжом.

Изучение новой темы. Постановка проблемы.

Актуализация опорных знаний.

(На доске рисунок щенка и дельфина, карта полушарий).

Рисунок 3.

Учитель: Сегодня на урок к нам пришли щенок и дельфинёнок. Они хотят совершить кругосветное путешествие. Кто такие путешественники?
Дети: Путешественники – это люди, которые путешествуют.
Учитель: Но щенок плохо плавает, а дельфинёнок не может передвигаться по суше. Что им понадобится для решения этой проблемы?
Дети: Карта, с помощью которой они будут путешествовать.

Учитель: Правильно, для кругосветного путешествия им понадобиться карта. А какая карта?

Дети: Карта полушарий.
Учитель: Что такое полушарие?
Дети: Это половина шара.
Учитель: А какие линии на карте делят Землю на два полушария?
Дети: Это экватор, который делит на северное и южное полушарие, а также нулевая меридиана – на восточное и западное полушарие.
Учитель: Карта каких полушарий нам сегодня поможет?
Дети: Карта полушарий Западного и Восточного.
Учитель: Правильно.
Учитель: Мы отправимся в путь вместе с нашими друзьями. Какой транспорт выберем для путешествия? Посмотрите на карту?

(Дети совещаются.)

Дети: Нам кажется, что это будет корабль, т.к. почти все пространство занимает вода.

Постановка проблемы.

Учитель: В любом плаванье принято вести бортовой журнал. Там сведения о том, что произошло в дороге или о том, что встретилось на пути. У вас ваши бортовые журналы.
Учитель: Будем двигаться на запад, начиная с Западного полушария.
Учитель: И так, счастливого плавания!

Бортовой журнал.

Учитель: Докладывает 1-е направление (Северное).
Дети : Мы обнаружили Атлантический океан, Северную Америку, Тихий океан, Евразию, Индийский океан, Африку.
Учитель фиксирует на доске.
Учитель : Докладывает 2-е направление (Южное):
Дети : Мы обнаружили Атлантический океан, Южную Америку, Тихий океан, Австралию, Индийский океан, Африку
Учитель: На какие две группы можно разделить перечисленные объекты и почему?
Дети: Суша и вода.

Учитель: Ребята! А какого цвета больше?
Дети: Голубого.
Учитель: Если быстро вращать глобус, то покажется, что он голубой. А все потому, что этой краски на нем больше всего, больше, чем белой, зеленой, коричневой. Что общего в увиденных вами участках воды?
Дети: Это огромные водные просторы, простирающиеся от одного участка суши до другого.

Работа с учебником.
Откройте учебник на стр. 77, проверти свои предположения.
Учитель:
Дети: Океаны. Вывешиваю название.
Учитель: Раньше они были предметом нашего обсуждения?
Дети: Нет.

Работа с атласом.
Учитель: Прочитайте название океанов по атласу. Сколько их?
Дети: Четыре.
Учитель: Какого океана не хватает у нас на доске? Подпишите названия океанов на своих картах, (дети подписывают).

Проверка групповой работы.
Учитель показывает на карте океаны, учащиеся хором называют его.
Приложение 5.

Учитель: Опишите увиденные вами участки суши. Что в них общего?
Дети: Это огромные участки суши, которые окружены со всех сторон водой.
Учитель: Какое общее название они имеют?
(Дети в замешательстве).
Учитель: Как думаете, чему будет посвящен урок?
Дети: Мы познакомимся с названием участков суши и воды, научимся находить их на карте.

Знакомство с материками.
Учитель: Как думаете, ребята, как можно было бы назвать такие участки суши?
(Дети предлагают свои названия)
Учитель: Сверим ваши предложения с материалом учебника с.77
Дети читают. Огромные участки суши, окруженные водой, называются материками. Всего материков шесть.
Учитель: Заменяю слово суша на материк.
Учитель: Все ли материки нам повстречались?
Дети: Нет, мы не встретили Антарктиду (выставляю на доску).

Показ мультимедийной презентации.
Наложение учителем очертаний материков на карту (каждый материк имеет свой цвет и условное обозначение)
Африка – самый жаркий материк; (желтый с солнышком).
Второй по величине территории материк – Африка, который находится в Восточном полушарии. (Учитель показывает материк – Африка). Его название произошло от воинствующего народа из племен авриг или африк.
Австралия – самый сухой материк (коричневый с кенгуру). Самый маленький материк – Австралия. Материк кенгуру и собаки бинго. Он находится в Южном полушарии.
Антарктида – самый холодный материк (белый со снежинкой). Самый мощный ледник, наш Эльбрус можно спрятать под этим ледником. Пятый материк – Антарктида – это единственный материк на Земном шаре, где нет постоянных жителей. Произошло от греческого названия созвездия Большой Медведицы «Арктос».
Южная Америка – самый влажный материк; (зеленый с тучкой и дождиком).
Северная Америка - самый освоенный материк; (серый с высотным зданием).
Посмотрите на Западное полушарие, в котором находятся 2 материка – Северная и Южная Америка. Здесь обитало золотое племя индейцев, которые называли себя «амеррика».
Евразия – самый большой материк (разноцветный с мальчиком и девочкой).
Приложение 6

Учитель: Самый большой материк называется Евразия. Скажите, в каком полушарии он находится?
Дети: В восточном.
Учитель: К северу или к югу от экватора?
Дети: К северу.
Учитель: Правильно. И на этом большом материке находится наша Родина – Российская Федерация. (Учитель показывает границы РФ).
(Выполнение надписи материков учащимися на контурной карте).

Проверка и закрепление знаний.
Учитель: Я показываю материк на доске.
Дети хором называют его. Один ученик показывает этот же материк на карте.

Рубрика «Это интересно».
Учитель: Попробуем заглянуть в безлюдный мир 200 миллионов лет назад. Что было с Землей? Когда-то все вместо нынешних шести материков, на нашей планете был только один единственный. Ученые называют его "Пангея", что в переводе с греческого означает "вся земля". Единственный материк омывался единственным океаном. Затем, благодаря движению земной коры, Пангея дала несколько трещин и части единого целого - будущие Америки, Африка, Евразия, Австралия - стали расползаться в разные стороны. Между материками появились моря и океаны - Мировой океан.

Рисунок 4.

Работа в группах.

Учитель: Внимание, путешественники! Какие океаны омывают Австралию? (1 группа)
Африку? (2 группа)
Евразию? (3 группа)
Северную Америку? (4 группа)
- Кто готов? Назвать и показать.

Работа группами с карточками. Игра «Пилот и штурман»

Определите маршруты будущих экспедиций.

Рисунок 5.

Дети, работая в парах, надписывают океаны и материки, встречающиеся на маршруте их будущих экспедиций. После выполнения работы они обмениваются работами с парой в своей группе и оценивают работы.

Определи путь по географическим координатам на карте полушарий.

Одна пара учащихся работает за столом, а другая - у доски, отмечая точки флажками.

Полученные результаты работ сверяют в своих группах.

Итог урока.

Учитель: Что нового узнали на уроке?
-Где пригодятся знания? Смогут ли теперь наши друзья, зная карту полушарий, совершить кругосветное путешествие?

Учитель читает стихотворение Я. Акима “Планета дом”.

Есть одна планета сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц, скликая перелетных,
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно.
Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нету.

Домашнее задание:

Решить кроссворд на странице 78, найти интересные сведения о материках и океанах.

Они различны по географическому положению, размерам и очертаниям, что сказывается на особенностях их природы.

Географическое расположение и размеры материков

Материки размещаются на поверхности Земли неравномерно. В Северном полушарии они занимают 39 % поверхности, а в Южном - только 19 %. По этой причине Северное полушарие Земли называют материковым, а Южное - океаническим.

По положению относительно экватора материки делят на группу южных и группу северных материков.

Поскольку материки расположены в разных широтах, они получают неодинаковое количество поступающего от Солнца света и тепла. В формировании природы материка важную роль играет его площадь: чем крупнее материк, тем больше на нём территорий, удалённых от океанов и не испытывающих на себе их воздействие. Большое географическое значение имеет взаимное расположение материков.

Географическое расположение и размеры океанов

Разделяющие материки отличаются друг от друга размерами, свойствами вод, системами течений, особенностями органического мира.

И имеют схожее географическое положение: они протягиваются от Северного полярного круга до . почти целиком находится в Южном полушарии. Особое географическое положение у - он расположен вокруг Северного полюса в пределах Северного полярного круга, покрыт морскими льдами и обособлен от других океанов.

Граница материков с океанами проходит по береговой линии. Она может быть прямолинейной или изрезанной, то есть имеющей много выступов. У изрезанных береговых линий множество морей и заливов. Вдаваясь глубоко в сушу, они оказывают значительное воздействие на природу материков.

Взаимодействие материков и океанов

Суша и воды обладают разными свойствами, при этом они постоянно находятся в тесном взаимодействии. Океаны сильно влияют на природные процессы на материках, но и материки принимают участие в формировании особенностей природы океанов.

Наша родная планета Земля состоит из материков, которые омываются океанами. Ученые полагают, что образовалась наша планета 4,5 миллиарда лет тому назад, а жизнь, через 600 млн лет после образования планеты. С тех самых пор она постоянно изменяется.

Вся поверхность нашей планеты состоит из воды и суши. Вода занимает более 2/3 поверхности Земли, а на твердую часть приходится лишь 29% . Суша состоит из материков и островов. Водная часть поверхности делиться на океаны, моря, озера и реки.

Сколько материков на Земле и как они называются?

Материк — это часть твердой поверхности нашей планеты, который со всех сторон омывается водой. Иногда эти части Земли называют континенты. Материки распложены довольно равномерно. Всего их шесть. Они называются Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия и Антарктида.

ВАЖНО: Не так давно ученые усомнились в том, что материков всего шесть. Последние исследования показывают, что их число сегодня может пополниться еще одним континентом.

ЕВРАЗИЯ. Самым большим материком на Земле является Евразия. Ее площадь занимает 36% всей твердой поверхности и составляет около 55 млн квадратных километров. Уральские горы делят континент на две части света: Европу и Азию. Самую большую часть Евразии занимает Россия.

Первоначально материк называли Азия . Этот термин ввел в обиход немецкий учёный-энциклопедист Александр Гумбольдт в конце XVIII века. Термин появился в научной литературе в 1880 годах с подачи австрийского геолога Эдуарда Зюсса .

Материк образовался после раскола протоконтинента Лавразия на две части: Северную Америку и Евразию.

Евразия несколько фактов :

  • Тибет – самая высокая точка мира
  • Впадина Мертвого моря – самая низкая точка в мире
  • Оймякон – самая холодная точка в мире
  • Босфор – самый узкий пролив в мире
  • Евразия – родина крупных цивилизаций
  • В Евразии располагаются все климатические зоны
  • Население Евразии – 4,5 млр человек (75% населения нашей планеты)

АФРИКА . Вторым по площади материком на Земле является Африка. Площадь этого континента – 30 млн квадратных километров (6% суши). Большинство ученых сходятся во мнении, что Африка является колыбелью нашей цивилизации.

Термин «афри» ввели жители древнего Карфагена. Им они называли людей, обитавших недалеко от их города. Скорее всего термин произошел от финикийского слова «afar» пыль . Римляне, разбившие Карфаген, назвали Африкой свою новую провинцию. После чего Африкой стали называть близлежащие земли, а в последствии и весь континент.

ИНТЕРЕСНО: Некоторые ученые считают, что название Африка могло появиться от латинского слова «aprica» (солнечный ). Историк Лев Африканский считал, что термин мог образоваться от греческого слова «φρίκη» (холод ). Буква «α-» добавленная в начале этого термина переводится как «без» — «без холода ». Русский писатель-фантаст и учёный-палеонтолог Иван Ефремов считал, что слово пришло из древнего языка Та-Кем (др.-египт. «Афрос» - пенная страна ).



Будущий материк Африка занимал в суперконтиненте Гондвана центральное место. Когда плиты этого материка разошлись, Африка приобрела современные очертания.

Самым уникальным местом Африки бесспорно является пустыня Сахара . По площади она занимает 9 млн квадратных километров (больше площади США) и охватывает десять стран. При этом, с каждым годом территория пустыни растет. Большую часть пустыни занимает не песок, а камни и галька.

Сахара самая жаркая пустыня в мире (ее поверхность может прогреться до 80 градусов ), но под ней располагается огромное подземное озеро (375 квадратных километров). Благодаря которому в Сахаре можно встретить оазисы.

Африка несколько фактов :

  • В Африке есть места, где до сих пор не ступала нога человека
  • На этом континенте встречаются племена с самыми высокими и самыми низкими жителями Земли
  • Здравоохранение в африканских странах находится на самом низком уровне. Из-за этого средняя продолжительность жизни на этом континенте 48-50 лет
  • В Африке разговаривают на 2000 языках. Самым популярным из них является арабский
  • На этом континенте большие запасы золота и алмазов. В Африке добывают половину всего золота
  • До 80% ВВП стран Африки приходится на земледелие. Самыми популярными выращиваемыми культурами являются какао, кофе, финики, арахис и каучуковые деревья

СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА . В северной части Западного полушария располагается Северная Америка. Площадь этого континента занимает 20 млн километров2. Причем практически вся территория материка поделена между Канадой и США. Хотя материк состоит из территорий 24 стран. Континент был открыт в 1502 году.

Считается что Америку открыл итальянский путешественник Америго Веспуччи . В честь него и был назван материк. Это предложили сделать немецкие картографы Мартин Вальдземюллер и Матиас Рингман . Первая карта мира, в которой этот материк был обозначен как Америка, появилась в 1507 год.



Северная Америка

ИНТЕРЕСНО: Есть сведения, что Веспуччи не был первооткрывателем этого континента. За долго до него это сделали скандинавские викинги во главе с их легендарным предводителем Эриком Рыжим . В 986 году они достигли берегов Америки. Но, считается, что викинги заранее знали куда плыть. А значит, о новых землях они узнали знали от кого-то другого.

Как и все остальные материки, Северная Америка была образована после раскола плит суперконтинентов. Изначально, части плит образующих современную Северную Америку состояли в составе суперконтинента Пенгея . Затем от него откололась Лавразия и уже из этого протоконтинента образовались Северная Америка и Евразия.

Северная Америка несколько фактов :

  • К этому материку относится самый крупный остров на нашей планете – Гренландия
  • Гавайская гора Мауна-Ке а считается самой высокой в мире. Ее высота выше Джомолунгмы на 2000 метров
  • Самым большим административным зданием в мире считается Пентагон
  • В американском штате Айова работает самый большой в мире завод попкорна
  • Среднестатистический житель континента проводит 90% своего свободного времени в помещении

ЮЖНАЯ АМЕРИКА . Континент, который преимущественно располагается в Западном и Южном полушариях нашей планеты. Материк занимает около 18 млн квадратных километров. На нем проживает свыше 400 млн человек.

В меловом периоде произошел раскол суперконтинета Пангея . От него откололась Гондвана . Этот протоматерик затем распался на Африку , Австралию , Антарктиду и Южную Америку .

Часть Южной Америки открыл Колумб . Именно он первым из европейцев предположил наличие большого материка.



Южная Америка

Южная Америка несколько фактов:

  • Самой большой страной Южной Америки является Бразилия
  • Через этот континент протекает самая большая река в мире — Амазонка
  • В Южной Америке находится самый большой водопад в мире — Анхель
  • Столица Боливии город Ла-Пас считается самой высокогорной столицей мира
  • В Чили располагается пустыня Атакама, в которой никогда не бывает осадков
  • В Парагвае до сих пор разрешены дуэли
  • В Южной Америке обитают самые большие жуки в мире – жуки-дровосеки, самые большие бабочки – агриппины, самые маленькие обезьяны – игрунки и самые ядовитые лягушки – красноспинная ядовитая лягушка

АВСТРАЛИЯ . Материк, находящийся в Восточном и Южном полушариях нашей планеты. Всю его территорию занимает одна страна. Которая имеет такое же название – Австралия.

Материк был открыт голландскими мореплавателями в XVII веке. В. Янсзон в 1606 обнаружил наличие новой земли в Коралловом море . Это был полуостров, который впоследствии назвали Кейп-Йорк . Мореплаватели определили, что этот участок суши является лишь ее небольшой частью. И назвали ее Неизвестная Южная Земля (Terra Australis Incognita ). Когда легендарный Джеймс Кук полностью обследовал эти земли их название сократилось до «Австралии» .

Площадь этого материка составляет 8 млн километров. Или 5% от общей площади суши. Треть территории материка занимает пустыня.



Австралия несколько фактов:

  • На континенте очень маленькая плотность населения. Из-за этого ее указывают не числом людей на квадратный километр, как в других материках, а в числе квадратных километров на человека
  • В Австралии построена самая длинная дорога в мире. Ее протяженность 145 км и она проходит по пустыне Налларбор
  • Забор Динго является самым длинным забором в мире. Его длина (5400 км) больше Великой Китайской стены в два раза

АНТАРКТИДА . Название «Антарктида» образовано от слова «ἀνταρκτική» (греч. напротив Арктики ). Впервые термин появился в книге Аристотеля «Метеорология» . Материк был открыт русскими мореплавателями Ф. Ф. Беллинсгаузеном и М. П. Лазаревым в 1820 году. В 1890 году континенту было дано официальное название «Антарктида». Это сделал шотландский картограф Джон Бартоломью .

Антарктида несколько фактов:

  • Материк, по конвенции об Антарктике 1959 года, не принадлежит ни одной из стран. Здесь разрешена только научная деятельность
  • Ученые нашли в ледниках континента следы тропической жизни. Остатки пальм, араукарий, макадамий, баобаба и других теплолюбивых растений
  • Ежегодно Антарктиду посещают свыше 35 тысяч туристов. Они наблюдают колонии тюленей, китов и пингвинов, занимаются подводным плаванием и посещают научные центры
  • На этом материке проводятся два крупных марафона: Антарктический ледовый и Мак-Мердо

СЕДЬМОЙ МАТЕРИК . Периодически, средства массовой информации информируют о том, что ученые «открыли» новый, седьмой по счету материк. Чаще всего в это образование включают Новую Зеландию, Каледонию и близлежащие острова. Они располагаются на одной плите, которая когда-то входила в состав суперконтинента Гондвана . Площадь плиты составляет 4,9 млн квадратных километров, и она полностью подходит под требования континента.

Сколько частей света на Земле и как они называются?

Части света — это сложившиеся историко-культурные образования, в которые наряду с континентами входят острова и другие части суши. При этом, в одну часть света могут входить два материка – Америка. Но, также и в один материк может входить в две части света. На материке Евразия расположены такие части света как Европа и Азия.

Сегодня принято выделять шесть частей света:

  • Европа
  • Америка
  • Антарктида
  • Австралия и Океания

Но, кроме такого условного деления, нашу планету делят на «Новый Свет» и «Старый Свет» . К «Старому свету» относят Европу, Азию и Африку. То есть те части света, которые были известны древним грекам. В период Великих географических открытий, на карте мира появились Америка, Австралия и другие части суши. Которые были открыты после 1500 года. Их относят к «Новому Свету».

Сколько континентов на Земле и как они называются?

Очень часто, люди путаются при упоминании слова материк и континент. Есть ли разница между этими понятиями? Сегодня эти термины считаются синонимами. И материки и континенты — это огромные массивы суши, которые омываются водой со всех сторон. Поэтому, принято выделять шесть континентов. Тех самых, о которых мы рассказали в первом разделе этой статьи. А именно:

  • Северная Америка
  • Южная Америка
  • Антарктида

ИНТЕРЕСНО: Вышеописанная модель используется российскими учеными-географами. В Индии, Китае, Западной Европе и некоторых англоязычных странах выделяют семь континентов . Они относят Европу и Азию к разным континентам. В испаноязычных странах, Греции и странах Восточной Европы Северная и Южная Америка объединена в единый континент. Кроме того, некоторые ученые используют модель земли, состоящей из четырех континентов: Афроевразия, Америка, Антарктида и Австралия .



Сколько океанов на планете Земля и как они называются?

Океаны это самые крупные водные объекты на нашей планете. Они омывают материки и составляют около 2/3 поверхности планеты (360 миллионов квадратных километров). Как и в случае с континентами, существует несколько вариантов деления Мирового океана.

  • Древние римляне называли словом «oceanus» все «большие» воды, омывавшие известную им территорию. При этом, они выделяли:
  • Oceanus Germanicus или Oceanus Septentrionalis – Северное море
  • Oceanus Britannicus - пролив Ла-Манш

Сегодня ученые делят мировой океан на четыре части:

ТИХИЙ . Самый крупный и наиболее глубокий океан. Занимаем около 50% всей поверхности нашей планеты. Название «Тихий» дал океану Фернан Магеллан . Он пересек его за четыре месяца и при этом не столкнулся с какими-либо препятствиями.



Тихий океан несколько фактов:

  • Самая глубокая точка поверхности земли – Бездна Челленджера
  • В тихом океане расположена самая крупная форма рельефа – Большой Барьерный риф
  • Тур Хейердал пересек Тихий океан на примитивном плоте, доказав возможность путешествий древними людьми на большие расстояния
  • Больше половины всей водной биомассы располагается в Тихом океане
  • В северной части океана находится «большое мусорное пятно». Это скопление отходов продуктов жизнедеятельности человека составляет по площади от 700 тыс. до 115 млн. км²

АТЛАНТИЧЕСКИЙ . Вторым по площади является Атлантический океан. Из 92 млн квадратных километров его поверхности более 16% приходится на моря, заливы и проливы. Впервые этот океан Атлантическим назвал Геродот . Греки считали, что в Средиземном море , которое принадлежит этому океану, стоял Атлант и держал на своих плечах небо.

Атлантический океан несколько фактов:

  • В центре атолла Белизского находится огромная подводная дыра. Это живописное место кажется бездонным. Но, на самом деле ее глубина 120 метров
  • Океан проходит через все климатические зоны нашей планеты
  • В Атлантическом океане находится зона с самой сложной навигацией. Ее называют «Бермудским треугольником» . Благодаря приключенческой литературе и кинематографу ее наделили мифической силой
  • Через этот океан проходит Гольфстрим – теплое течение, которое обогревает европейские страны

ИНДИЙСКИЙ . Занимает пятую часть Мирового океана. Западную часть Индийского океана Древние греки называли Эритрейским морем . Но, позднее эту часть Мирового океана стали именовать Индийским морем. Окончательное название Индийскому океану «Oceanus Indicus» дал Плиний Старший в I веке новой эры.



Индийский океан интересные факты:

  • Этот океан считается первым из официально открытых
  • Считается, что в этом океане самый низкий улов рыбы
  • Омытые водами этого океана островные государства Мальдивы, Сейшелы и Шри-Ланка многие называют идеальным местом для отдыха
  • Считается самым теплым океаном на нашей планете

СЕВЕРНЫЙ ЛЕДОВИТЫЙ . Самый маленький и менее глубокий океан на Земле. Его площадь не достигает и 14 млн квадратных километров. Был выделен в отдельный океан в 1650 году географом Варениусом и назван Гиперборейским (др.-греч. Βορέας - мифический бог северного ветра). В большинстве стран он назван Арктическим .

Северный ледовитый океан интересные факты:

  • Все ресурсы океана поделены между Россией, США, Канадой, Данией и Норвегией
  • Более 25% запасов нефти приходится на акваторию этого океана
  • Главной визитной карточкой этого океана являются айсберги

ИНТЕРЕСНО: В некоторой литературе можно встретить название еще одного – пятого океана. Его называют Южным и размещают вокруг Антарктиды. Но, ни специалисты, ни мореплаватели не считают часть вод Атлантического, Тихого и Индийского океана настоящим океаном. Последняя попытка ввести на географические карты мира Южный океан провалилась в 20 00 году. Международная гидрографическая организация не ратифицировала постановление о выделении этой части Мирового океана в самостоятельный субъект.

Карта материков и океанов на планете Земля



Видео. Путешествия по планете, материки и океаны

Физическая карта мира позволяет увидеть рельеф земной поверхности и расположение основных материков. Физическая карта даёт общее представление о расположении морей, океанов, сложном рельефе и перепадах высот в различных частях планеты. На физической карте мира можно хорошо рассмотреть горы, равнины и системы хребтов и надгорий. Физические карты мира широко используются в школах при изучении географии, так как является базовой для понимания главных природных особенностей различных частей света.

Физическая карта мира на русском языке - рельеф

ФИЗИЧЕСКАЯ КАРТА МИРА отображает поверхность Земли. Пространство земной поверхности вмещает все природные ресурсы и богатства человечества. Конфигурация земной поверхности предопределяет весь ход человеческой истории. Измените границы материков протяните иначе направление главных горных цепей поменяйте направление рек, уберите тот или иной про­лив или залив, и вся история человечества станет иной.

«Что такое поверхность Земли? Понятие поверхность имеет тот же смысл, что и понятие географическая обо­лочка и предложенное геохимиками понятие биосфера... Земная поверхность объемна - трехмерна, а принимая географическую оболочку однозначной биосфере, подчер­киваем первостепенное значение живого вещества для ге­ографии. Географическая оболочка кончается там, где кончается живое вещество».

Физическая карта полушарий Земли на русском языке

Физическая карта мира на анлийском языке от National Geographic

Физическая карта мира на русском языке

Хорошая физическая карта мира на английском языке

Физическая карта мира на украинском языке

Физическая карта Земли на английском языке

Подробная физическая карта Земли с основными течениями

Физическая карта мира с границами государств - Physical world map with state borders

Карта геологических областей земли - Geological map of the world"s regions

Физическая карта мира со льдами и облаками - A physical map of the world with the ice and clouds

Физическая карта земли - Physical map of the Earth

Физическая карта мира - A physical map of the world

Великое значение строения материков для судеб человечества бесспорно. Пропасть между восточным и западным полушарием исчезла только 500 лет назад со времен путешествий испанцев и португальцев в Америку. До этого связи между народами обоих полушарий существовали в основном лишь в северной части Тихого океана.

Глубокое внедрение северных материков в Арктику долго делало недоступными пути вокруг их северных берегов. Близкое схождение трех главных океанов в области трех средиземных морей создавало возможности их соединения между собой естественным (Малаккский пролив) или искусственным путем (Суэцкий канал, Панамский канал). Цепи гор и расположение предопределили движение народов. Обширные равнины вели к объединению людей под одной государственной волей, сильно расчлененные пространства способствовали хранению государственной раздробленности.

Расчленение Америки реками, озерами и горами привело к образованию индейских народов, которые вследствие своей изолированности не могли противостоять европейцам. Моря, материки, горные цепи и реки образуют естественные границы между странами и народами (Ф. Фатцель, 1909 г.).