Борисов Комментарий к Федеральному закону «О лицензировании отдельных видов деятельности» (постатейный). А. Н. Борисов Комментарий к Федеральному закону «О лицензировании отдельных видов деятельности» (постатейный) Борисов а н комментарий федеральному з

Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (постатейный). - "Деловой двор", 2010 г. Глава 10. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, контроль и надзор за их деятельностью (ст.ст. 70 - 78) Статья 77. Контроль и надзор за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления 1. В комментируемой статье регламентировано осуществление контроля и надзора за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. В этой связи, прежде всего, необходимо отметить, что в отношении административного контроля за деятельностью органов местного самоуправления в ст. 8 Европейской хартии местного самоуправления предусмотрено следующее: любой административный контроль за органами местного самоуправления может осуществляться только в порядке и в случаях, предусмотренных Конституцией или законом (п. 1); любой административный контроль за деятельностью органов местного самоуправления, как правило, преследует лишь цели обеспечения соблюдения законности и конституционных принципов. Тем не менее административный контроль может включать также контроль за целесообразностью, осуществляемый вышестоящими органами власти, в отношении задач, выполнение которых поручено органам местного самоуправления (п. 2); административный контроль за деятельностью органов местного самоуправления должен осуществляться с соблюдением соразмерности между степенью вмешательства контролирующего органа и значимостью интересов, которые он намерен защищать (п. 3). Часть 1 комментируемой статьи указывает на осуществление органами прокуратуры РФ и другими уполномоченными федеральным законом органами надзора за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов РФ, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов. Уместно упомянуть, что в Законе 1995 г. о местном самоуправлении (ст. 51) говорилось только о прокурорском надзоре за соблюдением законности в деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Как определено в ч. 1 ст. 129 Конституции РФ, прокуратура РФ составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры РФ на основании п. 5 указанной статьи определяются Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" (полностью изложен в новой редакции Федеральным законом от 17 ноября 1995 г. N 168-ФЗ)*(260). Согласно п. 2 ст. 1 названного Закона в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура РФ наряду с прочим осуществляет: во-первых, надзор за исполнением законов органами местного самоуправления, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; во-вторых, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами местного самоуправления, их должностными лицами. Осуществление органами прокуратуры РФ надзора за исполнением законов регламентировано положениями гл. 1 разд. III "Прокурорский надзор" названного Закона, а надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина - положениями гл. 2 того же раздела. В отношении "других" осуществляющих надзор органов, о которых идет речь в ч. 1 комментируемой статьи, следует подчеркнуть, что такие органы могут быть уполномочены на осуществление надзора только федеральным законом. Данное правило основано на общих нормах ч. 2 ст. 5 и ч. 2 ст. 6 комментируемого Закона, регламентирующих осуществление исполнительнораспорядительных и контрольных полномочий в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ соответственно. В качестве примера такого "другого" органа следует указать на федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы, в функции которых в соответствии со ст. 22 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (в ред. Федерального закона от 17 июля 2009 г. N 164-ФЗ)*(261) наряду с прочим входит выполнение таких функций, как: обеспечение государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства органами местного самоуправления, в т.ч. в сфере использования земли, недр, водных ресурсов и других природных ресурсов; выявление нарушений антимонопольного законодательства, принятие мер по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлечение к ответственности за такие нарушения; предупреждение монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции, других нарушений антимонопольного законодательства органами местного самоуправления; осуществление государственного контроля за экономической концентрацией, в т.ч. в сфере использования земли, недр, водных ресурсов и других природных ресурсов, а также при проведении торгов в случаях, предусмотренных федеральными законами. Федеральным антимонопольным органом в соответствии с постановлениями Правительства РФ от 7 апреля 2004 г. N 189 "Вопросы Федеральной антимонопольной службы"*(262) и от 30 июня 2004 г. N 331 "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе"*(263) является ФАС России. 2. В ч. 2 комментируемой статьи указано на осуществление уполномоченными органами государственной власти контроля за осуществлением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий. Отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления, согласно ч. 1 ст. 19 комментируемого Закона являются полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов РФ, по вопросам, не отнесенным данным Законом к вопросам местного значения. Государственный контроль за осуществлением органами местного самоуправления таких отдельных государственных полномочий регламентирован положениями ст. 21 комментируемого Закона. Так, в ч. 1 указанной статьи установлено, что органы государственной власти осуществляют контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, а также за использованием предоставленных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств (см. ст. 21 Закона и коммент. к ней). 3. Часть 3 комментируемой статьи посвящена т.н. "внутреннему" контролю за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Согласно данной норме органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления, наделенные в соответствии с уставом муниципального образования контрольными функциями, осуществляют контроль за соответствием деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления уставу муниципального образования и принятым в соответствии с ним нормативным правовым актам представительного органа муниципального образования. В этом отношении следует отметить, что контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения отнесен положением п. 9 ч. 10 ст. 35 комментируемого Закона к вопросам исключительной компетенции представительного органа муниципального образования. В ч. 1 ст. 34 комментируемого Закона в структуре органов местного самоуправления назван контрольный орган муниципального образования. Данному органу посвящена статья данного Закона, согласно ч. 1 которой контрольный орган муниципального образования (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и другие) образуется в целях контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности (см. указанную статью и коммент. к ней).

Документ отсутствует в свободном доступе.
Вы можете заказать текст документа и получить его прямо сейчас.

Чтобы приобрести систему ГАРАНТ,

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.

Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (постатейный; третье издание, переработанное и дополненное). - М.: "Деловой двор", 2017.


В издании рассмотрены очередные новеллы закона о несостоятельности (банкротстве), в том числе новый порядок привлечения к ответственности руководителя должника и иных лиц в деле о банкротстве (новая глава III.2), новые процедуры банкротства гражданина (реструктуризация долгов гражданина и реализация имущества гражданина), уточнения порядка банкротства кредитных организаций - перенос в рассмотренный автором федеральный закон норм федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций". Приведены правовые позиции, сформулированные Судебной коллегией по экономическим спорам ВС РФ по поводу применения норм закона о несостоятельности (банкротстве).


Список сокращений


Органы государственной власти, иные государственные органы и организации


КС России - Конституционный Суд Российской Федерации;

ВС России - Верховный Суд Российской Федерации;

СКпГД ВС России - Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации;

СКЭС ВС России - Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации;

ВАС России - Высший Арбитражный Суд Российской Федерации;

Минпромэнерго России - Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации;

Минстрой России - Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации;

Минтруд России - Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации;

Минфин России - Министерство финансов Российской Федерации;

Минэкономразвития России - Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации;

Минюст России - Министерство юстиции Российской Федерации;

Росрегистрация - Федеральная регистрационная служба;

Росреестр - Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии;

ФАС России - Федеральная антимонопольная служба;

ФНС России - Федеральная налоговая служба;

ФРС России - Федеральная регистрационная служба;

ФСБ России - Федеральная служба безопасности Российской Федерации;

ФСФР России - Федеральная служба по финансовым рынкам;

Росархив - Федеральное архивное агентство;

Росимущество - Федеральное агентство по управлению государственным имуществом;

Роструд - Федеральная служба по труду и занятости;

ФКЦБ России - Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг;

Госстандарт России - Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии;

Банк России - Центральный банк Российской Федерации;

ПФР - Пенсионный фонд Российской Федерации;

ФСС России - Фонд социального страхования Российской Федерации;

Агентство - государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов";

Управляющая компания - общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Фонда консолидации банковского сектора";

Фонд - публично-правовая компания "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства".


Правовые акты


Закон о банках - Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" (наименование в ред. Федерального закона от 3 февраля 1996 г. N 17-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР") ;

Закон о страховом деле - Закон РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (наименование в ред. Федерального закона от 31 декабря 1997 г. N 157-ФЗ) ;

часть первая ГК РФ - Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ ;

часть вторая ГК РФ - Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ ;

Закон 1998 г. о банкротстве - Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (утратил силу);

часть первая НК РФ - Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ ;

Закон о банкротстве кредитных организаций - Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" (утратил силу);

Закон о банкротстве субъектов ТЭК - Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 122-ФЗ "Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса" (утратил силу);

часть вторая НК РФ - Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ ;

Закон о государственной регистрации юридических лиц - Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (наименование в ред. Федерального закона от 23 июня 2003 г. N 76-ФЗ) ;

часть третья ГК РФ - Гражданский кодекс РФ (часть третья) от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ ;

Закон о Банке России - Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" ;

Закон о страховании вкладов - Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" ;

Закон о долевом строительстве - Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" ;

часть четвертая ГК РФ - Гражданский кодекс РФ (часть четвертая) от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ ;

Закон об исполнительном производстве - Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" ;

Закон о стабильности банковской системы - Федеральный закон от 27 октября 2008 г. N 175-ФЗ "О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2014 года" (утратил силу);

Закон о защите прав при осуществлении государственного контроля (надзора) - Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" ;

Закон о клиринге - Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 7-ФЗ "О клиринге и клиринговой деятельности" ;

Закон о гарантировании прав застрахованных лиц в системе ОПС - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 422-ФЗ "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений" ;

Постановление Пленума ВАС России 2003 г. N 4 - Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 апреля 2003 г. N 4 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" ;

Постановление Пленума ВАС России 2004 г. N 29 - Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 декабря 2004 г. N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" ;

Постановление Пленума ВАС России 2006 г. N 25 - Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 июня 2006 г. N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" ;

Постановление Пленума ВАС России 2009 г. N 32 - Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 апреля 2009 г. N 32 "О некоторых вопросах, связанных с оспариванием сделок по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" ;

Постановление Пленума ВАС России 2009 г. N 58 - Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 июля 2009 г. N 58 "О некоторых вопросах, связанных с удовлетворением требований залогодержателя при банкротстве залогодателя" ;

Постановление Пленума ВАС России 2009 г. N 59 - Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 июля 2009 г. N 59 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Об исполнительном производстве" в случае возбуждения дела о банкротстве" ;

Постановление Пленума ВАС России 2009 г. N 60 - Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 июля 2009 г. N 60 "О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" ;

Постановление Пленума ВАС России 2009 г. N 63 - Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 июля 2009 г. N 63 "О текущих платежах по денежным обязательствам в деле о банкротстве" ;

Постановление Пленума ВАС России 2009 г. N 91 - Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 декабря 2009 г. N 91 "О порядке погашения расходов по делу о банкротстве" ;

Постановление Пленума ВАС России 2010 г. N 63 - Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 декабря 2010 г. N 63 "О некоторых вопросах, связанных с применением главы III1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" ;

Постановление Пленума ВАС России 2011 г. N 51 - Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 июня 2011 г. N 51 "О рассмотрении дел о банкротстве индивидуальных предпринимателей" ;

Постановление Пленума ВАС России 2012 г. N 35 - Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 июня 2012 г. N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве" ;

Постановление Пленума ВАС России 2013 г. N 11 - Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 января 2013 г. N 11 "Об уплате налога на добавленную стоимость при реализации имущества должника, признанного банкротом" ;

Постановление Пленума ВАС России 2013 г. N 88 - Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 декабря 2013 г. N 88 "О начислении и уплате процентов по требованиям кредиторов при банкротстве" ;

Постановление Пленума ВАС России 2013 г. N 97 - Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 декабря 2013 г. N 97 "О некоторых вопросах, связанных с вознаграждением арбитражного управляющего при банкротстве" ;

Постановление Пленума ВАС России 2014 г. N 36 - Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 июня 2014 г. N 36 "О некоторых вопросах, связанных с ведением кредитными организациями банковских счетов лиц, находящихся в процедурах банкротства" ;

Постановление Пленума ВС России 2015 г. N 45 - Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 13 октября 2015 г. N 45 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан" ;

Обзор ВС России судебной практики по участию уполномоченных органов - Обзор судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства , утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 20 декабря 2016 г.;

Положение Банка России N 279-П - Положение Центрального банка РФ от 9 ноября 2005 г. N 279-П "О временной администрации по управлению кредитной организацией" ;

Инструкция Банка России N 126-И - Инструкция Центрального банка РФ от 11 ноября 2005 г. N 126-И "О порядке регулирования отношений, связанных с осуществлением мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций" ;

Порядок осуществления органом страхового надзора контроля - Порядок осуществления органом страхового надзора контроля за исполнением плана восстановления платежеспособности страховой организации и проведения выездной проверки деятельности страховой организации, утвержден Приказом Министерства финансов РФ от 2 февраля 2011 г. N 8н ;

Порядок принятия органом страхового надзора решений - Порядок принятия органом страхового надзора решения о назначении временной администрации страховой организации, о приостановлении полномочий органов управления страховой организации, а также об освобождении руководителя временной администрации от исполнения возложенных на него обязанностей, взаимодействия временной администрации, органа страхового надзора и представителей органа страхового надзора при осуществлении своих полномочий, формы контроля за временной администрацией, осуществляемого органом страхового надзора и его представителями, утвержден Приказом Министерства финансов РФ от 8 февраля 2011 г. N 13н ;

Положение Банка России N 597-П - Положение Центрального банка РФ от 1 августа 2017 г. N 597-П "О порядке назначения, осуществления и прекращения деятельности временной администрации по управлению кредитной организацией, назначаемой до отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, а также временной администрации по управлению банком, назначаемой в случае утверждения плана участия Банка России или плана участия государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка либо утверждения плана участия Банка России или плана участия государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" в урегулировании обязательств банка" .


Источники правовых актов


pravo.gov.ru - "Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru";

БВС РФ - "Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации";

БНА ФОИВ - "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти";

Бюллетень Минюста РФ - "Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации";

ВБР - "Вестник Банка России";

ВВАС РФ - "Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации";

Ведомости СНД и ВС РСФСР - "Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР";

Ведомости СНД и ВС РФ - "Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ";

ВКС РФ - "Вестник Конституционного Суда Российской Федерации";

РГ - "Российская газета";

СЗ РФ - "Собрание законодательства Российской Федерации";

СПС - справочные правовые системы.


Иные сокращения


ВАпУКО - временная администрация по управлению кредитной организацией;

ГРН - государственный регистрационный номер;

ЕГР СРО арбитражных управляющих - единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих;

ЕГРИП - Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей;

ЕГРЮЛ - Единый государственный реестр юридических лиц;

ЕФРСоБ - Единый федеральный реестр сведений о банкротстве;

ЕФРСоФДЮЛ - Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц;

ИНН - идентификационный номер налогоплательщика;

ИП - индивидуальный предприниматель;

КДЛ - контролирующее должника лицо;

КФХ - крестьянское (фермерское) хозяйство;

МРОТ - установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда ;

НПФ - негосударственный пенсионный фонд;

ОГРН - основной государственный регистрационный номер;

ОПС - обязательное пенсионное страхование;

ПИФ - паевой инвестиционный фонд;

ПУРЦБ - профессиональный участник рынка ценных бумаг;

РЗТК - реестр заявленных требований кредиторов;

РТК - реестр требований кредиторов;

СНИЛС - страховой номер индивидуального лицевого счета;

СРО - саморегулируемая организация;

СРО ОЭП - саморегулируемая организация операторов электронных площадок.


Список актов, которыми были внесены изменения
(далее по тексту обозначаются только с указанием года и номера)


Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 391-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Сведения об авторе

Борисов Александр Николаевич, юрист, специалист по административному и налоговому праву, экономист, финансист.

В 1993 г. с отличием окончил Ярославское финансовое высшее военное училище, в 2001 г. – также с отличием Московскую государственную юридическую академию (Оренбургский институт). До 2003 г. – начальник службы документальных проверок регионального управления ФСНП России. В настоящее время – директор юридической фирмы.

Автор более сорока комментариев к федеральному законодательству, в том числе к Налоговому кодексу Российской Федерации, Кодексу РФ об административных правонарушениях, а также книг аналитическо-справочного характера по административному и налоговому праву.

КОММЕНТАРИЙ К БЮДЖЕТНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

№ 126-ФЗ, от 29 мая 2002 г. № 57-ФЗ, от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ, от 24 июля 2002 г. № 104-ФЗ, от 24 июля 2002 г. № 110-ФЗ, от 7 июля 2003 № 117-ФЗ, от 7 июля 2003 г. № 123-ФЗ, от 11 ноября 2003 г. № 147-ФЗ, от 11 ноября 2003 г. № 148-ФЗ, от 8 декабря 2003 г. № 158-ФЗ, от 23 декабря 2003 г. № 184-ФЗ, от 23 декабря 2003 г. № 186-ФЗ, от 20 августа 2004 г. № 111-ФЗ, от 20 августа 2004 г. № 120-ФЗ, от 23 декабря 2004 г. № 174-ФЗ, от 28 декабря 2004 г. № 182-ФЗ, от 29 декабря 2004 г. № 195-ФЗ, от 9 мая 2005 г. № 49-ФЗ, от 1 июля 2005 г № 78-ФЗ, от 12 октября 2005 г. № 127-ФЗ, от 19 декабря 2005 г. № 159-ФЗ, от 22 декабря 2005 № 176-ФЗ, от 27 декабря 2005 г. № 197-ФЗ, от 27 декабря 2005 г. № 198-ФЗ, от 3 января 2006 г. № 6-ФЗ, от 2 февраля 2006 г. № 19-ФЗ, от 16 октября 2006 г. № 160-ФЗ, от 3 ноября 2006 г. № 175-ФЗ, от 4 декабря 2006 г. № 201-ФЗ, от 19 декабря 2006 г. № 237-ФЗ, от 30 декабря 2006 г. № 265-ФЗ, от 20 апреля 2007 г. № 53-ФЗ, от 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ, от 24 июля 2007 г. № 212-ФЗ, от 2 ноября 2007 г. № 247-ФЗ и от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ)

Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.

На скорейшее принятие Бюджетного кодекса РФ (далее – Кодекс), который определит принципы и процедуры бюджетного процесса как главное в разрешении проблемы ущербности сложившейся системы исполнения бюджета, практики нецелевого использования бюджетных средств, обращено внимание в послании Президента РФ Федеральному Собранию от 6 марта 1997 г. «Порядок во власти – порядок в стране (о положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)» . В послании Президента РФ Федеральному Собранию от 17 февраля 1998 г. «Общими силами – к подъему России (о положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)» отмечалось, что в 1998 г. надо, наконец, принять Бюджетный кодекс РФ: иначе нельзя будет упорядочить весь бюджетный процесс.

До введения в действие Кодекса урегулированные им вопросы на законодательном уровне решались в соответствии с Законом РСФСР от 10 октября 1991 г. № 1734-1 «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» , законами РФ от 15 июля 1992 г. № 3303-1 «О субвенциях республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономной области, автономным округам, городам Москве и Санкт-Петербургу» , от 13 ноября 1992 г. № 3877-1 «О государственном внутреннем долге Российской Федерации» и от 15 апреля 1993 г. № 4807-1 «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления» , Федеральными законами от 26 декабря 1994 г. № 76-ФЗ «О государственных внешних заимствованиях Российской Федерации и государственных кредитах, предоставляемых Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям» и от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» .

За время действия Кодекса в него неоднократно вносились изменения, в том числе:

Федеральным законом от 5 августа 2000 г. № 116-ФЗ внесены изменения, направленные на совершенствование финансового регулирования и правовых основ функционирования бюджетной системы России;

Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 126-ФЗ внесены изменения, связанные с введением нового налога – налога на добычу полезных ископаемых;

Федеральным законом от 29 мая 2002 г. № 57-ФЗ внесены изменения и дополнения, направленные на устранение юридико-технологических неточностей;

в соответствии с Законом о Банке России изменена предусмотренная в п. 2 ст. 193 Кодекса дата представления Банком России в Государственную Думу проекта основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на очередной финансовый год;

Федеральными законами от 24 июля 2002 г. № 104-ФЗ , от 24 июля 2002 г. № 110-ФЗ , от 7 июля 2003 № 117-ФЗ , от 11 ноября 2003 г. № 147-ФЗ , от 11 ноября 2003 г. № 148-ФЗ и от 23 декабря 2003 г. № 186-ФЗ вносились изменения в ст. 48 Кодекса, предусматривавшую регулирующие доходы бюджетов. Данные изменения, как и сама ст. 48 Кодекса, утратили силу в связи с принятием Федерального закона от 20 августа 2004 г. № 120-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений» , которым в Кодекс также внесена система поправок по следующим направлениям: уточнение разграничения бюджетных полномочий между органами власти разных уровней; уточнение бюджетного устройства и общих принципов организации бюджетной системы России; разграничение налоговых доходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы России; установление порядка разграничения расходных обязательств между уровнями бюджетной системы России; регулирование предоставления межбюджетных трансфертов; установление порядка осуществления бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ (ОМСУ) при введении временной финансовой администрации; уточнение порядка кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы России;

Федеральным законом от 7 июля 2003 г. № 123-ФЗ внесены изменения, направленные на разграничение полномочий России, ее субъектов и ОМСУ в сфере обеспечения государственных гарантий на получение гражданами бесплатного общего образования, а также на уточнение порядка финансирования государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений;

внесенные Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 158-ФЗ изменения в ст. 24, 158 и 160 Кодекса направлены на то, чтобы сохранить возможность для государства в лице Президента РФ определять в особых случаях главным распорядителем средств федерального бюджета, помимо органов государственной власти, особо значимые государственные бюджетные учреждения науки, образования и культуры;

в соответствии с Федеральным законом от 23 декабря 2003 г. № 184-ФЗ Кодекс дополнен положениями, определяющими механизм формирования и использования средств Стабилизационного фонда РФ;

цель изменений, внесенных Федеральным законом от 20 августа 2004 г. № 111 – ФЗ , состоит в создании бюджетных условий для формирования рынка доступного жилья, обеспечивающих заинтересованность ОМСУ в предоставлении земельных участков для жилищного строительства и финансовой базы для их подготовки инженерно-коммунальной инфраструктурой в период до разграничения государственной собственности на землю;

Федеральными законами от 23 декабря 2004 г. № 174-ФЗ и от 22 декабря 2005 г. № 176-ФЗ вносились изменения, связанные с одновременным внесением изменений в Закон о бюджетной классификации;

Федеральным законом от 28 декабря 2004 г. № 182-ФЗ внесены изменения в связи с образованием Федерального казначейства;

внесение в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. № 195-ФЗ поправки в ст. 236 Кодекса связано с необходимостью регламентирования отношений в области полномочий органов власти субъектов РФ и Федерального казначейства по рациональному и эффективному использованию бюджетных средств;

Федеральным законом от 9 мая 2005 г. № 49-ФЗ внесены изменения в ст. 185 Кодекса в целях устранения имеющейся юридико-технической ошибки;

изменения, внесенные Федеральным законом от 1 июля 2005 г. № 78-ФЗ , связаны с отменой налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения;

в соответствии с Федеральным законом от 12 октября 2005 г. № 127-ФЗ внесены изменения в ст. 96 1 Кодекса в части повышения базовой цены на сырую нефть марки «Юралс», применяемой для формирования и определения случаев использования средств Стабилизационного фонда РФ;

изменениями, внесенными Федеральным законом от 19 декабря 2005 г. № 159-ФЗ , уточнен порядок распределения доходов между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами в связи с принятием изменений части второй НК РФ;

изменения, внесенные Федеральным законом от 27 декабря 2005 № 197-ФЗ , направлены на совершенствование нормативно-правовой базы исполнения судебных актов по искам к казне России, ее субъектов и муниципальных образований, а также по искам к ОГВ и ОМСУ;

целью изменений, внесенных Федеральным законом от 27 декабря 2005 г. № 198-ФЗ , является расширение прав субъектов РФ в части межбюджетного регулирования для обеспечения более эффективного выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований и создания дополнительных стимулов для ОМСУ муниципальных образований по развитию налоговой базы на соответствующей территории;

Федеральным законом от 3 января 2006 г. № 6-ФЗ устранены пробелы и противоречия между Кодексом, Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и частью первой ГК РФ;

Федеральным законом от 2 февраля 2006 г. № 19-ФЗ внесены изменения в связи с принятием Закона о поставках для государственных и муниципальных нужд, а Федеральным законом от 20 апреля 2007 г. № 53-ФЗ – в связи с внесением изменений в Закон о поставках для государственных и муниципальных нужд;

Федеральным законом от 16 октября 2006 г. № 160-ФЗ в связи с принятием Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» внесены изменения в п. 2 ст. 61 1 Кодекса в части уточнения вида налогового дохода муниципальных районов;

внесенные Федеральным законом от 3 ноября 2006 г. № 175-ФЗ в ряд положений Кодекса изменения связаны с принятием Федерального закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» , которым введен новый вид государственных и муниципальных учреждений – автономные учреждения;

Федеральным законом от 4 декабря 2006 г. № 201-ФЗ внесены связанные с принятием Лесного кодекса РФ изменения в п. 1 ст. 51 и ст. 57 Кодекса;

Федеральным законом от 19 декабря 2006 г. № 237-ФЗ внесены изменения в ст. 50, 56 и 232 Кодекса, направленные на аккумулирование поступления налога на добычу полезных ископаемых в виде природных алмазов в полном объеме в бюджетах субъектов РФ;

в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2006 г. № 265-ФЗ ст. 57 Кодекса дополнена таким видом неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ, как декларационный платеж (платеж, уплачиваемый в случае осуществления физическими лицами и индивидуальными предпринимателями упрощенного декларирования доходов), а в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 212-ФЗ – таким видом неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, как плата за снятие запрета на реконструкцию, строительство зданий, строений, сооружений на земельном участке;

Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дополнил положения статей 56, 61 и 61 1 Кодекса таким новым видом налоговых доходов бюджетов субъектов РФ, поселений и муниципальных районов, как государственная пошлина за выдачу специального разрешения на движение по автомобильной дороге транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов. Кроме того, в соответствии с этим же Законом изложен в новой редакции пункт 2 ст. 56 Кодекса, устаналивающий ставки отчислений налоговых доходов от федеральных налогов и сборов в бюджеты субъектов РФ.

Наиболее существенные изменения в Кодекс внесены в целях комплексного регулирования организации бюджетного процесса в России Федеральным законом от 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации» (далее – Закон 2007 г. № 63-ФЗ), проект которого разработан в соответствии с Концепцией реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004–2006 годах, одобренной постановлением Правительства РФ от 22 мая 2004 г. № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов» , и Концепцией повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации в 2006–2008 годах, одобренной распоряжением Правительства РФ от 3 апреля 2006 г. № 467-р .

Как отмечалось в пояснительной записке к законопроекту, несмотря на то, что за последние 7 лет было принято более 20 федеральных законов о внесении в Кодекс существенных изменений и дополнений, в нем сохраняется целый ряд внутренних противоречий и пробелов. Только за 2004–2006 гг. КС России и ВС России по положениям Кодекса было принято 24 определения. Многие вопросы бюджетного законодательства РФ регулировались ежегодным Федеральным законом

о федеральном бюджете, в том числе путем приостановления действия отдельных положений Кодекса (на 2007 г. приостановлено действие 9 норм). При этом ряд положений Кодекса не соответствует полностью или частично современным принципам управления общественными финансами либо препятствует внедрению в бюджетную практику передовых форм и методов организации бюджетного процесса. В Бюджетном послании Президента РФ на 2007 г. отмечалась неоправданно затянувшаяся подготовка комплексных изменений в Кодекс в целях приведения его в соответствие современным требованиям и принципам эффективного управления общественными финансами, указывалось на необходимость расширения самостоятельности и ответственности главных распорядителей бюджетных средств, создания долгосрочных стимулов для повышения качества управления региональными и муниципальными финансами.

В качестве основных новаций Закона 2007 г. № 63-ФЗ в пояснительной записке к его проекту названы:

1) организация бюджетного процесса на основе расходных обязательств соответствующего публично-правового образования;

2) переход всех бюджетов бюджетной системы к среднесрочному финансовому планированию, в том числе для федерального бюджета и федеральных ГВБФ – к формированию бюджетов на трехлетний период;

3) четкая увязка бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам с выполнением государственных (муниципальных) заданий, введение механизмов финансового обеспечения деятельности организаций новых организационно-правовых форм и создание условий для проведения реструктуризации бюджетной сети;

4) упорядочение в соответствии с едиными принципами организации бюджетного процесса (составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов, составления, внешней проверки, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности), в том числе закрепление единых требований к бюджетному планированию, переход к утверждению федерального закона о федеральном бюджете в трех чтениях, более четкое и прозрачное регулирование исполнения бюджетов;

5) планирование расходов на основе разделения действующих и принимаемых обязательств;

6) системное описание состава и полномочий участников бюджетного процесса, прежде всего главных распорядителей (распорядителей) и получателей бюджетных средств, главных администраторов (администраторов) доходов бюджета и главных администраторов (администраторов) источников финансирования дефицита бюджета;

7) усиление стимулов для ОГВ субъектов РФ и ОМСУ по эффективному и ответственному управлению региональными и муниципальными финансами;

8) утверждение основных принципов и позиций бюджетной классификации РФ Кодексом с одновременным расширением полномочий ОГВ и ОМСУ по ее детализации, интеграцией бюджетной классификации и бюджетного учета.

Кроме того, Законом 2007 г. № 63-ФЗ внесен целый ряд поправок редакционного характера, обеспечивающих устранение внутренних противоречий, восполнение пробелов правового регулирования или уточнение формулировок ранее действовавшей редакции Кодекса.

Наряду с прочим изменениями, внесенными Законом 2007 г. № 63-ФЗ, в рамках реализации Бюджетного послания Президента РФ на 2007 г., в котором предложена корректировка функций и структуры Стабилизационного фонда РФ, установлен новый порядок использования финансовых ресурсов, полученных от нефтегазовых доходов: все нефтегазовые доходы разделяются на три составляющие – Резервный фонд, доход федерального бюджета и Фонд будущих поколений.

В отношении Фонда будущих поколений в послании Президента РФ Федеральному Собранию от 26 апреля 2007 г. предложен новый механизм его использования, направленный на увеличение объема пенсионных накоплений граждан и на надежную работу пенсионной системы в долгосрочной перспективе. Соответственно, Президент РФ отметил, что более правильно было бы назвать этот Фонд именно Фондом национального благосостояния. В целях реализации Послания Федеральным законом от 2 ноября 2007 г. № 247-ФЗ (далее – Закон 2007 г. № 247-ФЗ) в Кодекс и Закон 2007 г. № 63-ФЗ (в части норм Кодекса в редакции этого Закона, не вступивших в силу) внесен ряд системных поправок, предусматривающих замену термина «Фонд будущих поколений» на термин «Фонд национального благосостояния», а также уточняющих направления использования данного Фонда. Кроме того, Законом 2007 г. № 247-ФЗ устранены внутренние противоречия и неточности, выявленные в Законе 2007 г. № 63-ФЗ.

Часть первая Общие положения

Глава 1. Бюджетное законодательство Российской Федерации

Статья 1. Правоотношения, регулируемые Бюджетным кодексом Российской Федерации

1. К бюджетным правоотношениям относятся:

отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;

отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.

2. Настоящий Кодекс устанавливает правовой статус участников бюджетного процесса, правовые основы порядка и условий привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.

1. В статье 1 Кодекса перечислены виды регулируемых им общественных отношений. В результате такого регулирования эти общественные отношения приобретают характер бюджетных правоотношений.

Перечисленные в комментируемой статье виды бюджетных правоотношений разделены на три группы:

1) отношения, возникающие в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и бюджетов федеральных ГВБФ, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;

2) отношения, возникающие в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, контроля их исполнения, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности;

3) отношения по поводу установления правового статуса участников бюджетного процесса, правовых основ порядка и условий привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства.

Следует заметить, что положения ст. 1 Кодекса перекликаются с его преамбулой. Однако, внося в Кодекс изменения концептуального характера, законодатель не уделяет внимания согласованности положений преамбулы и комментируемой статьи. Так, при принятии Закона 2004 г. № 120-ФЗ, изложившего преамбулу Кодекса полностью в новой редакции, и Закона 2005 г. № 197-ФЗ, дополнившего преамбулу положением о том, что Кодекс определяет порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ, положения комментируемой статьи были оставлены без изменений. В свою очередь, Закон 2007 г. № 63-ФЗ, дополнивший перечень бюджетных правоотношений отношениями, возникающими в процессе осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности, не внес изменения в преамбулу Кодекса.

Список сокращений

Органы государственной власти, иные органы и организации:
ВТО – Всемирная торговая организация;
Государственная Дума – Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации;
КС РФ – Конституционный Суд Российской Федерации;
ВС РФ – Верховный Суд Российской Федерации;
ВАС РФ – Высший Арбитражный Суд Российской Федерации;
Генпрокуратура России – Генеральная прокуратура Российской Федерации;
Минкомсвязь России – Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации;
Минобрнауки России – Министерство образования и науки Российской Федерации;
Минэкономразвития России – Министерство экономического развития Российской Федерации;
Росздравнадзор – Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития;
Ростехнадзор – Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору;
Ространснадзор – Федеральная служба по надзору в сфере транспорта.

Правовые акты:
Часть первая ГК РФ – Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ;
УК РФ – Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ;
БК РФ – Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ;
часть первая НК РФ – Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ;
Закон 1998 г. о лицензировании – Федеральный закон от 25 сентября 1998 г. № 158-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
часть вторая НК РФ – Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ;
Закон 2001 г. о лицензировании – Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
КоАП РФ – Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ;
ТрК РФ – Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ;
АПК РФ – Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ;
ГПК РФ – Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ.

Источники правовых актов:
БНА ФОИВ – Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти;
Бюллетень Минобрнауки России – Бюллетень Министерства образования и науки Российской Федерации. Высшее и среднее профессиональное образование;
ВВАС РФ – Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
Ведомости СНД и ВС РСФСР – Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР;
Ведомости СНД и ВС РФ – Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации;
ВКС РФ – Вестник Конституционного Суда Российской Федерации;
СЗ РФ – Собрание законодательства Российской Федерации;
СПС – справочные правовые системы.

Иные сокращения:
ЕГРЮЛ – единый государственный реестр юридических лиц; ЕГРИП – единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.

Введение

В период формирования нового российского законодательства, т. е. на рубеже 90-х гг. прошлого века, лицензирование отдельных видов деятельности устанавливалось нормативными правовыми актами различной юридической силы – законами, указами, постановлениями. В этой сфере действовало около 150 нормативных актов, принятых только на уровне России. При этом в законодательстве отсутствовали определение лицензирования и общие правовые нормы, регламентирующие этот процесс. Это приводило к недопустимому расширению перечня видов деятельности, подлежащих лицензированию, чрезмерному ужесточению требований к лицензиату, завышению лицензионных сборов, что отрицательно сказывалось на развитии малого бизнеса и экономических реформ в целом.
Частично эти проблемы были решены постановлением Правительства РФ от 24 декабря 1994 г. № 1418 «О лицензировании отдельных видов деятельности» , которым в целях проведения единой государственной политики в области лицензирования отдельных видов деятельности и обеспечения защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства были утверждены Порядок ведения лицензионной деятельности и Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия, и органов, уполномоченных на ведение лицензионной деятельности.
С 1 января 1995 г. вступила в силу часть первая ГК РФ, в п. 1 ст. 49 которой установлено, что отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). В связи с этим в п. 19 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 1 июля 1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что после введения в действие данного Кодекса виды деятельности, подлежащие лицензированию, могут устанавливаться только законом.
Это явилось основанием для разработки законопроекта, который внесен в Государственную Думу Правительством РФ (проекту присвоен № 96019399-2) и который принят в качестве Федерального закона от 25 сентября 1998 г. № 158-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон 1998 г. о лицензировании). В качестве целей законопроекта в пояснительной записке к нему декларировалось обеспечение единой государственной политики в области лицензирования, установление общих правовых и организационных основ ведения лицензионной деятельности, а также обеспечение тем самым государственного контроля за деятельностью в области лицензирования в целях защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства.
В свою очередь, в целях упорядочения и упрощения порядка лицензирования на территории РФ, определения единого предельного перечня лицензируемых видов деятельности и сокращения числа лицензируемых видов деятельности разработан новый законопроект, который внесен в Государственную Думу также Правительством РФ (проекту присвоен № 76645-3) и который принят в качестве Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон 2001 г. о лицензировании) на смену Закона 1998 г. о лицензировании. Авторами указанного законопроекта отмечалось, что ключевым условием развития экономики является усиление предпринимательской активности, устранение административных барьеров на пути ведения бизнеса, создание режима максимального благоприятствования для его развития; недостатки, сложившиеся в сфере осуществления лицензирования отдельных видов деятельности, превратили процесс получения лицензии в один из таких барьеров; лицензирование как одна из важных форм государственного регулирования должно препятствовать вхождению в рынок неподготовленных и недобросовестных хозяйствующих субъектов и призвано служить защите законных интересов граждан, обороне и безопасности государства.
Наконец, Планом мероприятий по реализации Программы развития конкуренции в Российской Федерации на 2009-2012 годы, утв. распоряжением Правительства РФ от 19 мая 2009 г. № 691-р «Об утверждении Программы развития конкуренции в Российской Федерации» , и Планом мероприятий по совершенствованию государственного управления в 2009-2010 годах, утв. распоряжением Правительства РФ от 3 декабря 2009 г. № 1862-р , в рамках подготовки предложений по унификации порядка лицензирования видов деятельности, упрощению процедур лицензирования, дальнейшему сокращению перечня лицензируемых видов деятельности была запланирована разработка новой редакции Закон 2001 г. о лицензировании.
Такой законопроект разработан с учетом результатов мониторинга влияния мер государственного регулирования, связанных с лицензированием, на развитие предпринимательства, проведенного в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 3 мая 2006 г. № 639-р в период с 2006 по 2008 гг., выявившего ряд проблем в действующей системе лицензирования. Законопроект внесен в Государственную Думу также Правительством РФ (проекту присвоен № 414451-5) и принят в качестве Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – комментируемый Закон) на смену Закона 2001 г. о лицензировании.
В пояснительной записке к указанному законопроекту отмечалось, в частности, следующее:
из-под действия Закона 2001 г. о лицензировании выведено лицензирование в 13 сферах деятельности, в которых оно осуществляется в соответствии с иными федеральными законами. Порядок лицензирования конкретных видов деятельности, установленный иными законами, позволяет лицензирующим органам по своему решению не только приостанавливать действие лицензии, но и аннулировать ее. Кроме того, стоимость лицензии в этих случаях во много раз превышает стоимость лицензии, которая предоставляется в соответствии с Законом 2001 г. о лицензировании. Увеличение финансовых затрат на получение такой лицензии обусловлено необходимостью соискателем лицензии и лицензиатом оплачивать проведение экспертиз и получение различного рода заключений. Во многих законах отсутствует возможность продления срока действия лицензии, в том случае если продление предусмотрено, то оно проводится в порядке получения лицензии, что также приводит к значительному увеличению финансовых затрат. Практически во всех законах, устанавливающих иной по сравнению с Законом 2001 г. о лицензировании порядок лицензирования, отсутствует норма об установлении исчерпывающих перечней лицензионных требований и документов, представляемых соискателями лицензии. В результате лицензирующие органы по своему усмотрению принимают решение о необходимости соблюдения того или иного требования или представления документов, при этом перечни требований и документов могут изменять также по своему усмотрению. Анализ законодательства РФ, регулирующего вопросы лицензирования отдельных видов деятельности, и практика его применения показали возможность применения единого унифицированного порядка лицензирования;
учитывая специфику осуществления лицензирования видов деятельности в отдельных сферах, в качестве переходного периода проектом Закона сохранены некоторые положения, обеспечивающие более плавный переход к общему порядку лицензирования в таких сферах. В частности, в шести сферах деятельности порядок лицензирования, установленный федеральными законами, регулирующими деятельность биржевой деятельности, страховой деятельности, деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, деятельности инвестиционных и негосударственных пенсионных фондов, производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции сохраняется без изменений. Вместе с тем в семи сферах деятельности в отношении осуществления лицензирования в области использования атомной энергии, предоставления услуг связи, телевизионного и радиовещания, частной детективной (сыскной) деятельности и частной охранной деятельности, образовательной деятельности по реализации основных и дополнительных образовательных программ различного уровня и направленности, а также по реализации программ профессиональной подготовки в законах, регулирующих указанные отношения, могут быть установлены особенности лицензирования;
проектом Закона определяются и разграничиваются полномочия органов исполнительной власти РФ и субъектов РФ в области лицензирования. При этом предусматривается, что полномочия по лицензированию органами исполнительной власти субъектов РФ могут осуществляться только в случае делегирования им в установленном законом порядке полномочий России в этой сфере государственного регулирования;
одним из важных положений проекта Закона является дальнейшее сокращение перечня лицензируемых видов деятельности в связи с наличием иных методов регулирования, в том числе аккредитации, аттестации специалистов, контроля и надзора за соблюдением требований технических регламентов, включая обязательную сертификацию и декларирование соответствия продукции. В частности, предлагается отменить лицензирование следующих видов деятельности с одновременным введением уведомительного порядка начала предпринимательской деятельности: по изготовлению протезно-ортопедических изделий по заказам граждан, по производству и реализации специального игрового оборудования, по обеспечению авиационной безопасности, по изготовлению и ремонту средств измерений, по экспонированию и коллекционированию оружия, основных частей огнестрельного оружия, патронов к оружию, деятельность по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), медицинской и фармацевтической деятельности. Лицензирование деятельности по производству и техническому обслуживанию медицинской техники предлагается отменить с момента вступления в силу соответствующих технических регламентов;
проектом Закона предусматривается новое определение наименований многих видов, подлежащих лицензированию, деятельности, направленное на исключение возможности произвольного толкования составляющих их содержание работ и услуг. Многие самостоятельные виды лицензируемой деятельности объединены по сферам экономической деятельности, в наименовании укрупненных по сферам деятельности видах лицензируемой деятельности указываются составляющие их работы и услуги. Исчерпывающие перечни таких работ и услуг будут устанавливаться в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемых Правительством РФ. Таким образом, при сокращении общего числа лицензируемых видов деятельности расширяется возможность выбора хозяйствующим субъектом конкретных работ и услуг, которые он планирует осуществлять при получении лицензии. Соответственно, сокращаются его издержки, связанные с необходимостью получения нескольких лицензий;
проектом Закона также вводятся нормы, направленные на совершенствование процедур лицензирования. В частности, устанавливается бессрочное действие лицензии, что позволит исключить процедуру продления срока ее действия и, соответственно, снизить финансовые и материальные издержки лицензиатов. При необходимости действие лицензии может быть прекращено по заявлению лицензиата. Лицензии, полученные до вступления в силу Закона, по истечении срока их действия по заявлению лицензиата станут бессрочными;
проектом предусматривается уточнение и дополнение понятийного аппарата. Вводится определение «место осуществления лицензируемого вида деятельности». При отсутствии четкого определения такого объекта в лицензию должны были быть вписаны все объекты, на которых или в которых осуществлялись лицензируемые виды деятельности. Требование о внесении таких объектов в документ, подтверждающий наличие лицензии, и необходимость его переоформления при изменении адресов этих объектов приводили к тому, что в данном документе указывались в том числе здания и сооружения, не принадлежащие лицензиату, и на которых (в которых) он только оказывал услуги (например, оказание услуг охраны или транспортных услуг). В целях исключения указанной правовой коллизии проектом Закона предусмотрено, что в лицензию могут быть вписаны только объекты, принадлежащие лицензиату на любом законном основании и имеющие почтовый адрес, а также к ним должны быть установлены лицензионные требования;
в проекте Закона реализуются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в части установления особенностей организации и проведения лицензионного контроля. Предметом лицензионного контроля устанавливается определение возможности соблюдения соискателем лицензии лицензионных условий, лицензиатом – соблюдения лицензионных требований. Лицензиат в плановом порядке будет проверяться по истечении одного года со дня принятия решения о выдаче ему лицензии, поскольку именно в первый год велики риски нанесения им ущерба при осуществлении лицензируемого вида деятельности. В дальнейшем лицензиат будет проверяться в обычном порядке – по истечении трех лет со дня окончания последней плановой проверки;
проектом Закона установлен перечень прав и обязанности должностных лиц лицензирующих органов, а также предусмотрено, что в случае несоблюдения своих обязанностей данные лица несут ответственность в соответствии с законодательством РФ;
в целях упрощения документооборота при лицензировании проектом Закона предусматривается, что с 1 января 2011 г. соискатель лицензии и лицензиат будут вправе направлять в лицензирующий орган заявления и документы для получения и переоформления лицензии, а также получать уведомления и другие документы, направление которых предусмотрено проектом Закона, в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью, в порядке, установленном Правительством РФ;
с 1 января 2011 г. лицензирующий орган должен осуществлять в электронной форме некоторые процедуры лицензирования, например, получение заключений федеральных органов исполнительной власти, предоставление которых предусмотрено законодательством РФ, формирование лицензионного дела, реестра лицензий, информационного ресурса по вопросам лицензирования;
в целях своевременного выявления проблем лицензирования проектом Закона предусматривается проведение ежегодного мониторинга эффективности лицензионной деятельности органов государственной власти на основе единых показателей эффективности и методики их расчета;
проект Закона направлен на упорядочение системы лицензирования на территории РФ, исключение возможности применения множества правовых норм, регламентирующих процедуры лицензирования. Принятие Закона позволит сократить масштабы административного влияния на предпринимательскую деятельность, связанного с лицензированием;
дополнительных расходов федерального бюджета, необходимых для реализации предусматриваемых проектом Закона положений, не потребуется.

Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99– ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»
(в ред. Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 242-ФЗ)

Глава 1
Общие положения

Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности.
2. Положения настоящего Федерального закона не применяются к отношениям, связанным с осуществлением лицензирования:
1) использования атомной энергии;
2) производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
3) деятельности, связанной с защитой государственной тайны;
4) деятельности кредитных организаций;
5) деятельности по организации биржевой торговли, деятельности биржевых посредников и биржевых брокеров;
6) видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;
7) деятельности акционерных инвестиционных фондов, деятельности по управлению акционерными инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами, негосударственными пенсионными фондами;
8) деятельности специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;
9) деятельности негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию;
10) клиринговой деятельности;
11) страховой деятельности.
3. Лицензирование указанных в части 2 настоящей статьи видов деятельности осуществляется в порядке, установленном федеральными законами, регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.
4. Особенности лицензирования, в том числе в части, касающейся порядка принятия решения о предоставлении лицензии, срока действия лицензии и порядка продления срока ее действия, приостановления и возобновления действия лицензии, могут устанавливаться федеральными законами, регулирующими осуществление следующих видов деятельности:
1) оказание услуг связи, телевизионное вещание и (или) радиовещание;
2) частная детективная (сыскная) деятельность и частная охранная деятельность;
3) образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой негосударственными образовательными учреждениями, находящимися на территории инновационного центра «Сколково»).
1. В комментируемой статье определено содержание правового регулирования, осуществляемого комментируемым Законом. Иными словами, в этой статье определен предмет регулирования данного Закона, или, как указано в названии статьи, – сфера применения данного Закона. С общетеоретических позиций определение предмета регулирования законодательного акта представляет собой определение общественных отношений, которые урегулированы нормами этого акта и которые в силу этого становятся правовыми отношениями.
Как установлено в ч. 1 комментируемой статьи, комментируемый Закон регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности. Сфера применения Закона 2001 г. о лицензировании была определена в п. 1 его ст. 1 практически точно так же, но с одним существенным отличием – в указанной норме говорилось о лицензировании только отдельных видов деятельности в соответствии с перечнем, предусмотренным п. 1 ст. 17 названного Закона. Соответственно, в ч. 1 комментируемой статьи говорится о едином унифицированном порядке лицензирования (см. введение).
2-4. Положения ч. 2-4 комментируемой статьи определяют изъятия из сфер действия комментируемого Закона. Ранее в п. 2 ст. 1 Закона 2001 г. о лицензировании (здесь и далее в ред. Федерального закона от 8 ноября 2010 г. № 293-ФЗ) устанавливалось, что из-под действия названного Закона выведены следующие виды деятельности:
деятельность кредитных организаций;
деятельность, связанная с защитой государственной тайны;
деятельность в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
деятельность в области связи;
биржевая деятельность;
деятельность в области таможенного дела;
нотариальная деятельность;
страховая деятельность;
деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг;
осуществление внешнеэкономических операций;
приобретение оружия и патронов к нему;
использование результатов интеллектуальной деятельности лицами, обладающими правами на такое использование в силу федерального закона или договора;
использование орбитально-частотных ресурсов и радиочастот для осуществления телевизионного вещания и радиовещания (в том числе вещания дополнительной информации);
использование природных ресурсов, в том числе недр, лесов, объектов растительного и животного мира;
деятельность, работы и услуги в области использования атомной энергии;
деятельность инвестиционного фонда;
деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами;
деятельность специализированного депозитария инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;
деятельность негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию;
частная охранная деятельность;
частная детективная (сыскная) деятельность;
медицинская деятельность, осуществляемая негосударственными медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково».
При этом п. 3 указанной статьи предусматривал, что особенности лицензирования образовательной деятельности устанавливаются федеральными законами, регулирующими отношения в указанной сфере деятельности.