Минобороны рф аукционы продажи техники. Высвобождение и реализация движимого имущества минобороны. Глава IV. Заключительные положения

Доля военных расходов в экономике нашей страны всегда составляла внушительную часть бюджета. Для оборонки делалась всего много и хорошего качества. Часть материальных ресурсов использовалось по назначению, часть отправляли на склады храниться на случай войны. Самой высокой сохранностью обладает так называемая законсервированная военная техника или имущество первой категории сохранности. Консервация это не просто хранение, но и поддержание имущество полном рабочем состоянии, постоянный контроль и обслуживание.

За годы склады Минобороны оказались заполненными военной амуницией старого образца, техникой, запчастями, горюче-смазочными материалами. Каждый год на вооружение поступает все более новое вооружение, а старое теряет свою актуальность. Реализация военной техники с консервации происходит через аукционы. Из-за большого количества структур в системе Минобороны, эти аукционы бывают самыми разными:

На всех аукционах по продаже военного имущества 90% лотов однотипные:

  • Грузовики ЗИЛ – 131
  • Грузовики Урал – 4320 и ГАЗ – 66
  • Легковые Автомобили УАЗ – 469
  • Автоцистерны
  • Походные кухни
  • Термосы
  • Сапоги кирзовые, ботинки хромовые
  • Телогрейки, куртки, кителя, пилотки
  • Шаровары
  • Запчасти
  • Лом черных и цветных металлов
  • Солярка и различные ГСМ
  • Очень редко бывают поезда, самолеты, вертолеты, катера

Более чем половине случаев реализуемая техника относится к пятой категории, т.е. отслужившей свой ресурс. Продажи законсервированных транспортных средств проходят в виде исключений и собирают много желающих ее приобрести. В среднем, цены на УАЗ 469 с консервации начинаются от 50 тысяч, в ходе торгов доходят до 120 – 170 тысяч. Следует также учесть, что часть военных машин продаются без ПТС, что влечет за собой дополнительные расходы при постановке на учет.

Приобрести военную технику можно и через фирмы посредники. В этом случае стоимость возрастает на треть. В то же время можно попробовать завести автомобиль, посмотреть какие документы есть в наличии, оформить покупку за один день.

Приказом Министра обороны РФ от 24.06.2016 N 377 утверждены Порядок подготовки и принятия решений о высвобождении и реализации движимого военного имущества в Вооруженных Силах РФ (далее - Порядок N 377), а также перечень и формы документов, необходимых для принятия таких решений. Рассмотрим положения нового документа, а также порядок отражения операций, связанных с выбытием и реализацией военного имущества.

Общие правила выбытия и реализации движимого имущества

Правила высвобождения и реализации движимого имущества утверждены Постановлением Правительства РФ от 15.10.1999 N 1165 (далее - Правила N 1165, Постановление Правительства РФ N 1165). В соответствии с п. 2 данных Правил решения о высвобождении имущества принимаются федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба (Минобороны, МВД, МЧС, ГУСП).
Кроме того, указанные органы утверждают перечень и формы документов, необходимых для принятия таких решений, а также порядок подготовки и принятия решений (см., например, Приказы Министра обороны РФ от 24.06.2016 N 377, МВД России от 04.04.2014 N 299, МЧС России от 25.01.2012 N 24, ГУСП от 15.06.2015 N 36, Спецстроя России от 13.03.2012 N 86).

В целях высвобождения и реализации движимого военного имущества определяется (создается) уполномоченный орган военного управления, который отбирает на конкурсной основе организации, через которые будет осуществляться реализация имущества. Положения о конкурсе по отбору организаций также утверждают указанные органы. Отметим, что реализация высвобождаемого движимого имущества производится на внутреннем или внешнем рынке (п. 6 Правил N 1165):
- на внутреннем рынке - на аукционе посредством публичного предложения или без объявления цены в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (за исключением случаев, установленных указами Президента РФ);
- на внешнем рынке - в соответствии с законодательством РФ. При этом реализации подлежит высвобождаемое движимое имущество, не относящееся к продукции военного назначения (Постановление Правительства РФ N 1165).

Для справки. Перечень высвобождаемого движимого военного имущества (кроме вооружения и боеприпасов), реализуемого федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, утвержден Постановлением Правительства РФ N 1165.

Доход от реализации военного имущества, в отношении которого принято решение о высвобождении, согласно ст. 41 БК РФ является доходом федерального бюджета.
В случае если имущество не реализовано в установленный срок, исполнительные органы определяют порядок снятия его с реализации и дальнейшего использования.
Ниже рассмотрим положения Порядка N 377, которым утверждена процедура высвобождения и реализации военного имущества в Минобороны.

Порядок высвобождения и реализации
движимого имущества в Минобороны

В соответствии с п. 2 Порядка N 377 решение о высвобождении движимого имущества принимается руководителем органа военного управления по согласованию с Главным организационно-мобилизационным управлением Генерального штаба Вооруженных Сил РФ (ГОМУ ГШ) и центральными органами военного управления после исключения его из состава Вооруженных Сил (см. Постановление Правительства РФ от 17.11.2007 N 783). Основанием для реализации высвобождаемого движимого имущества на внутреннем (внешнем) рынке является предписание, выдаваемое по форме, которая приведена в Приложении 1 к Порядку N 377.
В связи с тем что решение о высвобождении имущества принимается органом военного управления, данный орган выполняет определенные обязанности, а именно (п. 8 Порядка N 377):
- определяет состав движимого имущества, подлежащего высвобождению;
- принимает решение о высвобождении движимого имущества;
- проводит планирование, организацию и контроль подготовки к реализации высвобождаемого движимого имущества в подчиненных воинских частях;
- согласовывает проекты перечней высвобождаемого движимого имущества с ГОМУ ГШ (по номенклатуре имущества Генерального штаба Вооруженных Сил) и центральными органами военного управления (по закрепленной за ними номенклатуре имущества);
- организует доступ к высвобождаемому движимому имуществу;
- предоставляет сведения, необходимые для определения рыночной стоимости высвобождаемого движимого имущества;
- ведет учет необходимых документов по вопросам реализации высвобождаемого движимого имущества;
- организует контроль передачи высвобождаемого движимого имущества покупателю после выполнения им условий сделки;
- соблюдает сроки представления уведомления о фактическом исполнении (частичном исполнении) предписания и заверенных копий документов, подтверждающих факт передачи высвобождаемого движимого имущества покупателю.
Воинские части при высвобождении и реализации движимого имущества выполняют следующие обязанности:
- организуют работы по подготовке к реализации движимого имущества;
- осуществляют допуск для осмотра высвобождаемого движимого имущества;
- обеспечивают охрану и сохранность высвобождаемого движимого имущества;
- передают движимое имущество, подлежащее высвобождению, покупателю после выполнения им условий сделки.
Как следует из п. 10 Порядка N 377, балансодержатели по итогам инвентаризации направляют перечни недвижимого военного имущества, подлежащего высвобождению, в орган военного управления, который составляет сводный перечень имущества, согласовывает его с ГОМУ ГШ и направляет его до 1 ноября в Департамент имущественных отношений Минобороны (ДИО). В отношении лесопродукции предложения по реализации направляются в ДИО ежеквартально.
ДИО проводит проверку перечней высвобождаемого движимого имущества на соответствие требованиям Порядка N 377, готовит и направляет в Департамент государственных закупок Минобороны (ДГЗ) заявку на определение исполнителя услуг по оценке рыночной стоимости высвобождаемого движимого имущества, а в случае закупки услуг у единственного исполнителя заключает государственный контракт (п. 15 Порядка N 377).

Для справки. Определение организации-оценщика осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ).

Как следует из п. 18 Порядка N 377, в случае принятия Министром обороны решения о привлечении организатора продаж ДИО направляет в ДГЗ заявку, необходимую для организации мероприятий по определению организатора продаж, в порядке, установленном Федеральным законом N 44-ФЗ. ДГЗ после получения указанной заявки определяет организатора продаж и заключает государственный контракт.
ДИО в течение десяти рабочих дней после получения отчета об определении рыночной стоимости высвобождаемого движимого имущества организует проверку его соответствия техническому заданию на оценку и при отсутствии замечаний подписывает с оценщиком акт сдачи-приемки оказанных услуг.
Далее специальное территориальное управление имущественных отношений Минобороны (ТУИО) в течение пяти рабочих дней после получения предписания готовит информационное сообщение о продаже высвобождаемого движимого имущества и обеспечивает его размещение на официальном сайте Минобороны и официальном сайте Российской Федерации в Интернете для размещения информации о проведении торгов (п. 21 Порядка N 377).
В день подведения итогов торгов по реализации высвобождаемого движимого имущества специальное ТУИО направляет оригинал протокола об итогах торгов в ДИО.
В силу п. 24 Порядка N 377 Департамент финансового обеспечения Минобороны (ДФО) в течение двух рабочих дней после поступления выписки из лицевого счета администратора доходов, подтверждающей факт зачисления денежных средств, поступивших в оплату договора купли-продажи высвобождаемого движимого имущества, направляет в ДИО соответствующее уведомление.
Далее орган военного управления в течение пяти дней после поступления из ДИО копии договора купли-продажи высвобождаемого движимого имущества и копии уведомления о поступлении денежных средств направляет предписание в казенное учреждение (довольствующий орган), представивший высвобождаемое движимое имущество на реализацию (п. 25 Порядка N 377).
Довольствующий орган в трехдневный срок с момента получения предписания направляет в соответствующие воинские части и орган реализации наряды (разнарядки) или иные распорядительные документы на передачу высвобождаемого движимого имущества.
Орган реализации в течение трех дней направляет полученный из довольствующего органа наряд (разнарядку) или иные распорядительные документы на передачу высвобождаемого движимого имущества покупателю.
Воинские части в трехдневный срок после передачи высвобождаемого движимого имущества покупателю направляют в довольствующий орган исполненный наряд (разнарядку) или иной распорядительный документ и копию акта приема-передачи высвобождаемого движимого имущества.
Довольствующий орган в трехдневный срок направляет копии документов, подтверждающих факт передачи высвобождаемого движимого имущества покупателю, в органы реализации.
Орган реализации в течение трех дней после получения документов, подтверждающих факт передачи высвобождаемого движимого имущества покупателю, либо после окончания срока действия предписания представляет в ДИО, ДФО и специальное ТУИО уведомление о фактическом исполнении предписания. К нему прилагаются заверенные копии документов, подтверждающих факт передачи высвобождаемого движимого имущества покупателю.
ДФО после получения уведомления о фактическом исполнении (частичном исполнении) предписания и заверенных копий документов, подтверждающих факт передачи высвобождаемого движимого имущества покупателю, оформляет в двух экземплярах и скрепляет подписью счет-фактуру. Подписанные экземпляры счета-фактуры в течение одного рабочего дня направляются в ДИО.
ДИО заверяет подписью полученные экземпляры счета-фактуры и направляет один экземпляр покупателю, второй экземпляр - в ДФО (п. 26 Порядка N 377).

Отражение операций
по реализации военного движимого имущества

В Письме от 17.02.2015 N 02-07-07/7349 Минфин привел следующие разъяснения по вопросам, связанным с высвобождением и реализацией военного имущества.
1. Данные о военном имуществе, в отношении которого принято решение о его высвобождении (высвобождении и реализации), отражаются в бюджетном учете на соответствующих счетах аналитического учета счета 1 108 50 000 "Нефинансовые активы, составляющие казну" в момент высвобождения имущества (принятия решения о его высвобождении).

Для справки. При нулевом значении остаточной стоимости основного средства в составе имущества казны высвобождаемое имущество принимается к учету в условной оценке: один объект - один рубль.

2. При формировании номера счетов 1 108 52 000 "Движимое имущество, составляющее казну" и 1 108 56 000 "Материальные запасы, составляющие казну" в 1 - 3-м разрядах указывается код главного распорядителя бюджетных средств, в 4 - 17-м разрядах номера счета - нули.
3. Операции по начислению, поступлению (возврату) доходов, полученных от реализации высвобождаемого имущества, отражаются по соответствующим счетам бюджетного учета, включающим в 4 - 17-м разрядах номера счета код дохода федерального бюджета 1 14 02014 01 0000 410 или 1 14 02014 01 0000 440.
4. Принятие обязательств (денежных обязательств) по уплате вознаграждения организации, отобранной на конкурсной основе для реализации высвобождаемого имущества, отражается по соответствующим счетам бюджетного учета, включающим в 1 - 17-м разрядах номера счета код расходов федерального бюджета, по которому доведены лимиты бюджетных обязательств на указанные цели.
Кроме того, в Приложении к данному Письму содержатся корреспонденции счетов для отражения в учете операций по поступлению (выбытию, перемещению) движимого военного имущества при принятии решения о его высвобождении и реализации. Рассмотрим их на примере.

Пример. Казенное учреждение Минобороны, являющееся балансодержателем движимого имущества, в отношении которого принято решение о его высвобождении, подготовило перечень имущества, подлежащего реализации. После согласования указанное имущество было реализовано покупателю. Первоначальная стоимость проданного оборудования составляла 360 000 руб. (сумма начисленной амортизации - 310 000 руб.), прочих материальных запасов - 46 000 руб. (цифры условные).
Рыночная стоимость имущества, определенная по результатам оценки, равна 450 000 и 52 000 руб. соответственно.
Согласно Приказу Минфина России N 52н <1> выбытие имущества, которое подлежит высвобождению и реализации, должно быть оформлено актом о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101). Кроме того, при оформлении расчетов, возникающих по операциям приема-передачи имущества, активов и обязательств между субъектами учета, нужно составить извещение (ф. 0504805).
——————————–
<1> Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению".

При отражении операций по реализации имущества следует учитывать, что НДС с выручки, полученной от продажи объектов основных средств и материальных запасов, входящих в состав имущества казны, уплачивает в бюджет налоговый агент - покупатель. При этом налоговая база определяется как сумма дохода, полученного от реализации, с учетом НДС (п. 3 ст. 161 НК РФ). Покупатель обязан сам исчислить и удержать НДС из выплачиваемых доходов и перечислить его в бюджет (см. Письмо Минфина России от 24.08.2016 N 03-07-11/49543).
Что касается налога на прибыль, государственный орган власти РФ, орган власти субъекта РФ не являются плательщиком налога на прибыль организаций в понимании п. 1 ст. 246 НК РФ. Средства от продажи имущества казны не признаются доходами, подлежащими налогообложению (см. Письмо Минфина России от 03.02.2012 N 03-03-05/8).
В учете казенного учреждения - балансодержателя сделаны следующие записи:

Сумма, руб.

Выбыло движимое военное имущество из эксплуатации в части основных средств:

В сумме начисленной амортизации

В сумме остаточной стоимости

Выбыло движимое военное имущество из эксплуатации в части материальных запасов

Принято высвободившееся имущество к учету в составе имущества казны

Отпущено (отгружено) высвобождаемое имущество покупателю

Начислены доходы, полученные от реализации высвобождаемого имущества, по фактической отгрузке

Переданы уполномоченным государственным органом расчеты по доходам по факту реализации имущества

В уполномоченном органе военного управления сделаны следующие записи:

Сумма, руб.

Поступили в доход федерального бюджета денежные средства в счет предстоящей реализации имущества в соответствии с договором купли-продажи

Приняты к учету расчеты по доходам по факту реализации учреждением высвобождаемого имущества

Снятие высвобождаемого движимого имущества с реализации

В соответствии с п. 28 Порядка N 377 решение о снятии с реализации высвобождаемого движимого имущества принимает ДИО.
В случае необходимости орган военного управления может направить в ДИО обращение о снятии высвобождаемого движимого имущества с реализации не позднее чем за десять дней до наступления даты проведения торгов по продаже данного имущества.

К сведению. Обращение подписывается руководителем органа военного управления (либо должностным лицом, назначенным руководителем органа военного управления, ответственным за организацию реализации высвобождаемого движимого имущества) и должно содержать информацию об основаниях для снятия высвобождаемого движимого имущества с реализации и предложения о его дальнейшем использовании. К обращению также прилагаются обосновывающие документы (в случае их наличия).

ДИО рассматривает обращение и в случае принятия решения о снятии высвобождаемого движимого имущества с реализации не позднее чем за пять дней до наступления даты проведения торгов по продаже данного имущества аннулирует предписание и уведомляет об этом орган военного управления, представивший перечень высвобождаемого движимого имущества, специальное ТУИО, ДФО.
Специальное ТУИО в течение одного рабочего дня после получения письма об аннулировании предписания готовит информационное сообщение об отмене продажи высвобождаемого движимого имущества и обеспечивает его размещение на официальном сайте Минобороны и официальном сайте Российской Федерации в Интернете для размещения информации о проведении торгов.
Если реализация высвобождаемого движимого имущества осуществляется организатором продаж, возможность и порядок снятия его с реализации определяются в заключаемых с организатором продаж договорах (контрактах) на реализацию высвобождаемого движимого имущества.
В случае принятия решения о снятии с реализации высвобождаемого движимого имущества в бухгалтерском учете балансодержатели делают следующую запись (Письмо Минфина России от 17.02.2015 N 02-07-07/7349):

Кратко сформулируем основные выводы.
1. Решения о высвобождении имущества принимаются федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба (Минобороны, МВД, МЧС, ГУСП).
2. Реализация высвобождаемого движимого имущества осуществляется на внутреннем или внешнем рынке в зависимости от вида движимого имущества (относится или не относится оно к продукции военного назначения).
3. Доход от реализации военного имущества, в отношении которого принято решение о высвобождении, согласно ст. 41 БК РФ является доходом федерального бюджета.
4. НДС с выручки, полученной от продажи объектов основных средств и материальных запасов, входящих в состав имущества казны, уплачивает в бюджет налоговый агент - покупатель.
5. Средства от продажи имущества казны не признаются доходами, подлежащими налогообложению.
6. Если имущество не реализовано в установленный срок, исполнительные органы определяют порядок снятия его с реализации и дальнейшего использования.

С.Мухин
Эксперт журнала
"Силовые министерства и ведомства:
бухгалтерский учет и налогообложение"

В июне на территории парка «Патриот» откроется аукцион по продаже движимого имущества Минобороны, выработавшего срок своей службы и более не пригодного для использования в армии. Всего на торги будет выставлено 94 лота общей численностью в 1170 единиц различной военной техники — груз​овые автомобили, железнодорожная техника, дизель-электростанции, кунги, катера, плавучие причалы и др. По словам представителя ведомства, приобрести это имущество смогут как юридические, так и физические лица. В дальнейшем предполагается проводить подобные аукционы регулярно. РБК представляет некоторые лоты первого июньского аукциона, приуроченного к проведению форума «Армия-2015».

Прицепная кухня КП-2-48 — 1 ед., 1985 г .в.

4-я категория

Местонахождение:

Начальная цена продажи: 85 162 руб.

Фото: Министерство обороны Российской Федерации

Переносная кухня ОПК-75т — 1 ед., 1958 г .в.

Качественное (техническое) состояние: 2-я категория

Местонахождение: п . Монино Московской области

Начальная цена продажи: 17 271 руб.

Фото: Министерство обороны Российской Федерации

Кипятильник ПНК-2 — 2 ед., 1971 г .в.

Качественное (техническое) состояние: 2-я категория

Местонахождение: Склад БКХ, п . Монино Московской области

Начальная цена продажи: 464 497 руб.

Фото: Министерство обороны Российской Федерации

ПЦ-6,7-8925 — 1 ед., 1978 г .в.

Качественное (техническое) состояние: 5-я категория, технически не исправны

Процент износа: 85

Местонахождение: Наро -Фоминск

Начальная цена продажи: 37 133 руб.

Фото: Министерство обороны Российской Федерации

Пассажирский вагон- салон («Вагонбау Аммендорф ») — 1 ед., 1998 г .в.

Качественное (техническое) состояние: исправное техническое состояние с просроченными плановыми видами ремонта

Местонахождение: п . Загорянский Московской области

Начальная цена продажи: 8 226 087 руб.

Фото: Министерство обороны Российской Федерации

Тепловоз маневровый ТЭМ-2 зав. № 5954, 1978 г .в.

Качественное (техническое) состояние: технически не исправен

Местонахождение: Сергиев Посад

Начальная цена продажи: 2 622 760 руб.

Фото: Министерство обороны Российской Федерации

Траншейная машина ТМК-2 — 1 ед., 1985 г .в.

Качественное (техническое) состояние: 5-я категория

Местонахождение: Санкт-Петербург

Начальная цена продажи: 222 750 руб.

Фото: Министерство обороны Российской Федерации

Тепловоз маневровый ТЭМ-2 , 1975 г .в.

Качественное (техническое) состояние: неудовлетворительное

Местонахождение: Иркутск-45

Начальная цена продажи : 1 050 573 руб.

Фото: Министерство обороны Российской Федерации

Плавучий причал типа ПМ- 61М, ППР-194 (один понтон), 1978 г .в.

Плавучий причал типа ПМ- 61М, ППР-21 (три понтона), 1978 г .в.

Плавучий причал типа ПМ- 61М, ППР-119 (один понтон), 1979 г .в.

Качественное (техническое) состояние: 5-я категория, не комплект

Местонахождение: Балтийск

Начальная цена продажи: 6 226 250 руб.

Фото: Министерство обороны Российской Федерации

Кунги К-131 (без шасси) — 76 ед., 1976-1982 г .в.

Качественное (техническое) состояние: 5-я категория

Местонахождение: г . Кропоткин Краснодарского края

Начальная цена продажи: 2 915 588 руб.

Фото: Министерство обороны Российской Федерации

Тепловоз маневровый ТЭМ-2, 1978 г .в.

Качественное (техническое) состояние: удовлетворительное

Процент износа: 55

Местонахождение: г . Лесной-4 Свердловской области

Начальная цена продажи: 4 723 907 руб.

Фото: Министерство обороны Российской Федерации

Дизельная электростанция 5Е96 — 2 ед., 1979 и 1985 г .в.

Дизельная электростанция 5Е97 — 2 ед.,1979 г .в.

Качественное (техническое) состояние: 5-я категория

Местонахождение: Ржев

Начальная цена продажи: 1 108 444 руб.

Фото: Министерство обороны Российской Федерации

КУНГ 702 — 2 ед., 1979 г .в.

Качественное (техническое) состояние: 5-я категория

Местонахождение: Ржев

Начальная цена продажи: 386 786 руб.

Фото: Министерство обороны Российской Федерации

Установка агрегата АД-30- Т/230-Ч/400 — 2 ед., 1980 г .в.

Качественное (техническое) состояние: 5-я категория

Местонахождение: г . Вышний Волочек -5

Начальная цена продажи: 124 153 руб.

Фото: Министерство обороны Российской Федерации

Вагон В-60 без основного оборудования — 16 ед., 1976-1981 г .в.

Качественное (техническое) состояние: неудовлетворительное

Местонахождение: Комсомольск-на-Амуре

Начальная цена продажи: 5 752 278 руб.

Законодательство не дает четкого определения понятию «военное имущество» или «собственность военной организации». Однако проанализировав военно-правовые нормы, можно прийти к аналогии с термином «материальные средства военной организации», что, возможно, подразумевает под собой применение порядка продажи военного имущества с консервации.

К материальным военным средствам, как правило, относятся: вооружение, техника, имеющая статус боевой, боеприпасы, ракеты и топливо к ним, горючее, специальные жидкости и смазочные материалы, вещевое, химическое и инженерное имущество, продовольствие, казарменно-жилищный фонд, включая сооружения, здания, танкодромы, полигоны, земельные участки, учебные центры и иные виды собственности, которые имеют материальную форму и удовлетворяют потребности войск и вооруженных сил как в военное, так и в мирное время.

Гражданское право, как и военное, не дает определения понятию имущества в военной сфере. Обобщенное понятие имущества в Гражданском кодексе имеет слишком широкое значение, чтобы употреблять его повсеместно.

Как проводятся аукционы по продаже высвобождаемого военного имущества, узнаем из данной статьи.

Режим военного имущества с точки зрения права

Необходимо принять во внимание, что, согласно Гражданскому кодексу, к имущественным отношениям, в основе которых лежит административное подчинение, в том числе и в области обороны, общие нормы законодательства неприменимы, если иное не предусмотрено отдельными статьями. По этой причине важно правильно определить статус имущества (гражданско-правовой или военно-административный).

В силу вышесказанного, режим военного имущества с правовой стороны может осуществляться по нормам не только военного, но и гражданского права. С учетом этого, а также Федерального закона об обороне, имущество всех видов войск, Вооруженных сил и иных формирований и органов относится к собственности государства и находится в его юрисдикции, давая право на оперативное или хозяйственное управление.

Таким образом, военное имущество можно определить следующим образом: это материальные средства, находящиеся в федеральной собственности, использующиеся военными организациями и дающие им право на хозяйственное или оперативное управление, направленное на осуществление потребностей войск и формирований в военное и мирное время.

Если учесть особую деятельность военных организаций, которая осуществляется в государстве и обществе, то можно отметить тот факт, что режим военного имущества с точки зрения права оказывает существенное воздействие на оборотоспособность объектов гражданских прав.

Виды

Данная особенность позволяет выделить несколько видов военного имущества:

  1. Собственность, которая была изъята из эксплуатации. Сюда входят ракетные комплексы, боевые корабли, подводные лодки, самолеты, бактериологическое, ядерное, химическое и другие виды оружия массового поражения.
  2. Оборотоспособное имущество, ограниченное в эксплуатации. К нему относится имущество, которое может быть использовано только при наличии специального допуска.
  3. Имущество неограниченного оборота. К нему относятся предметы мебели, одежды, медикаменты, продовольствие и культтовары.

В зависимости от того, к какому виду относится то или иное военное имущество, распределяются полномочия субъектов правоотношений и определяется степень управления данной собственностью.

Движимое и недвижимое военное имущество

Правовое регулирование военного имущества зависит также от того, о движимой или недвижимой собственности идет речь. Недвижимым обычно называется находящиеся на балансе или прикрепленные к определенным военным организациям складские и казарменно-жилищные здания. Перемещение данных объектов без причинения вреда их прямому назначению не представляется возможным.

Движимым военным имуществом называют все материальные средства организаций, которые передаются им согласно прописанным законом правилам с целью исполнения особых задач, выполняемых для защиты и обороны страны.

Законодательство все еще не разрешило вопрос о государственной регистрации военными формированиями имущественных прав на недвижимую собственность, которая за ними закреплена. Гражданский кодекс предусматривает обязательную регистрацию для любых видов недвижимой собственности и предусматривает занесение информации в единый реестр, получить которую может любое лицо.

Здесь возникает противоречие, поскольку информация о многих военных объектах является секретной и разглашение ее недопустимо. Поэтому на общих основаниях могут быть зарегистрированы только те объекты, которые принимают участие в гражданском обороте, а именно сдаются в аренду и используются в иных целях.

Права собственника военного имущества

К субъектам правоотношений по поводу имущества в военной сфере являются:

  1. Российская Федерация, а конкретно Правительство.
  2. Уполномоченные правительством органы, включая федеральные органы исполнительной власти, министерство имущественных отношений и органы управления в военной области.
  3. Военные организации.

Как было упомянуто, военное имущество принадлежит государству, а права собственника осуществляет правительство и уполномоченные органы. Часть полномочий по управлению имуществом в сфере обороны делегируется нижестоящим органам. Подробные перечни полномочий можно найти в положениях о данных службах, должностных инструкциях и т. д.

Права собственника реализуются Правительством, согласно действующим законам и нормам, как гражданским, так и военно-административным. Права на возможную продажу военного имущества в России, его использование и владение передаются организациям военного направления. Они не просто получают имущество, но и обеспечивают его сохранность и целевое использование. Собственник контролирует данный процесс.

Распоряжение недвижимым имуществом

В список прав, которые осуществляются правительством в отношении военной сферы, входят:

  1. Создание военной организации.
  2. Определение целей и предмета деятельности военной организации.
  3. Реорганизация и ликвидация.
  4. Назначение руководителя.
  5. Получение доли от прибыли, получаемой при использовании имущества организации.

Данные полномочия значительно влияют на режим военного имущества правового характера, определяя его использование и хранение.

Какие соглашения относятся к сделкам по недвижимости?

Закон предусматривает специальную систему совершения сделок по распоряжению военным недвижимым имуществом.

К сделкам такого рода относят:

  1. Сдачу в аренду.
  2. Обременение залогом.
  3. Внесение в уставной капитал товариществ и обществ хозяйственного назначения.
  4. Продажу высвобождаемого военного имущества.

Добро на совершение подобных сделок должно даваться непосредственно Министерством имущественных отношений. Распоряжение теми видами имущества, которые относятся к области хозяйственного ведения, ограничений не накладывается, если это не предусмотрено законом.

Высвобождение и реализация

Правительство устанавливает особый порядок продажи высвобождаемого движимого военного имущества. Боеприпасы и вооружение к данному пункту не относятся.

Федеральные органы исполнительной власти принимают решение о высвобождении и дальнейшей продаже военного имущества на аукционе. Для этого необходим посредник, а именно уполномоченный орган военного управления, который заключает договор с организациями с целью реализации. Определение посредника происходит на конкурсной основе. Кстати, многие ценят то, что было сделано в Советском Союзе, поэтому продажа военного имущество СССР с хранения не потеряло свою актуальность.

Полученные от продажи денежные средства в полном объеме направляются в федеральный бюджет. Из этой суммы оплачивается предреализационная подготовка и сама продажа военного имущества с хранения.

Распоряжение консфикатом

В некоторых ситуациях военное имущество, которое закреплено за определенным предприятием на правах хозяйственного управления, может быть конфисковано по решению собственника. Тогда может произойти продажа списанного военного имущества. Такое военное имущество допустимо использовать только под строго ограниченные цели, которые устанавливаются собственником. Распоряжаться данным видом имущества предприятие не сможет, не заручившись согласием собственника.

Оперативное управление военным имуществом считается производным от права собственности и включает в себя владение, распоряжение и использование. Возможности данного вида управления, однако, более ограничены, чем в праве хозяйственного ведения. Это продиктовано не только законом, но и целями деятельности при использовании военного имущества на правах оперативного управления.

Собственник имеет право на изъятие лишнего, используемого не по назначению или неиспользуемого имущества, а также на продажу военного имущества.

Обладателями права оперативного управления военного имущества могут стать такие юридические лица, как казенные предприятия и учреждения. Для каждой организации предусмотрены свои особенности и порядок продажи военного имущества.

Следует помнить, что право оперативного управления, равно как и право хозяйственного ведения распространяются на продукцию, доходы от использования имущества, а также на собственность, которая была приобретена военной организацией по договору.

Прекращение прав на военное имущество

Аннулирование прав хозяйственного ведения и оперативного управления происходит в установленном законом порядке, равнозначном прекращению права собственности, что отменяет возможную продажу военного имущества. Подобная ситуация может произойти по волеизъявлению собственника или уполномоченного им органа власти.

Причины аннулирования имущественных прав

В военной сфере основаниями для прекращения прав на имущество могут являться:

  1. Использование по целевому назначению в повседневной деятельности, в том числе медикаментов и продовольствия, а также в ходе боевых действий, включая ракеты и боеприпасы.
  2. При утрате имущества в период боевых действий, по халатности или иной неправомерной ситуации.
  3. Как результат участия организации в гражданском обороте в ситуациях, которые предусмотрены законодательством.
  4. В процессе реализации военного имущества в связи с решением, принятым вышестоящими органами управления.
  5. Изъятие уполномоченными вышестоящими органами управления в сфере обороны. Это актуально при переформировании, сокращении, передислокации, ликвидации или снятии материальных средств со снабжения.

Гарантированность имущественного режима

Правовыми гарантиями правового режима имущества являются:

  1. Присутствие особых государственных структур, которые являются юридическими подразделениями вооруженных сил и иных видов войск, органов и формирований, а также военных судов и прокуратуры.
  2. Наличие средств для обеспечения целевого использования и сохранности военного имущества. Право обратиться в суд или военную прокуратуру, а также провести экспертизу проектов, актов и договоров.
  3. Органы военного управления обладают правом на осуществление контроля над выполнением подчиненными правового режима и возможной продажи военного имущества.
  4. Военно-административные нормы являются преобладающими в нормативных актах.
  5. Материальная ответственность военных за ущерб имуществу.