Общее представление о воображении. Виды и функции воображения. Общее понятие о воображении

Экспериментальное изучение воображения стало предметом интереса западных психологов, начиная с 50-х годов. Функция воображения - построение и создание образов - была признана важнейшей человеческой способностью. Её роль в творческом процессе приравнивалась к роли знания и суждения. В 50-е годы Дж. Гилфордом и его последователями была разработана теория творческого (креативного) интеллекта.

Определение воображения и выявление специфики его развития - одна из наиболее сложных проблем в психологии. Согласно данным А.Я. Дудецкого (1974), существует около 40 различных определений воображения, однако вопрос о его сущности и отличии от других психических процессов до сих пор остается дискуссионным. Так, А.В. Брушлинский (1969) справедливо отмечает трудности в определении воображения, нечеткость границ этого понятия. Он полагает, что "Традиционные определения воображения как способности к созданию новых образов фактически сводят этот процесс к творческому мышлению, к оперированию представлениями и делает вывод, что данное понятие вообще пока излишне - во всяком случае, в современной науке".

С.Л. Рубинштейн подчеркивал: "Воображение - особая форма психики, которая может быть только у человека. Оно непрерывно связано с человеческой способностью изменять мир, преобразовывать действительность и творить новое".

Обладая богатым воображением, человек может жить в разном времени, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, а будущее представлено в мечтах и фантазиях. С.Л. Рубинштейн пишет: "Воображение - это отлет от прошлого опыта, это преобразование данного и порождение на этой основе новых образов".

Л.С. Выготский считает, что "Воображение не повторяет впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Таким образом, привнесение нового в наши впечатления и изменение этих впечатлений так, что в результате возникает новый, раньше не существовавший образ, составляет основу той деятельности, которую мы называем воображением".

Воображение - особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Специфика этой формы психического процесса состоит в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым "психическим" из всех психических процессов и состояний.

В учебнике "Общая психология" А.Г. Маклакова приводится следующее определение воображения: "Воображение - это процесс преобразования представлений, отражающие реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений.

В учебнике "Общая психология" В.М. Козубовского содержится следующее определение. Воображение - психический процесс создания человеком в своем сознании образа объекта (предмета, явления), которого не существует в реальной жизни. Продуктом воображения могут быть:

Образ конечного результата реальной предметной деятельности;

картина собственного поведения в условиях полной информационной неопределенности;

образ ситуации, разрешающей актуальные для данного человека проблемы, реальное преодоление которых не представляется возможным в ближайшем будущем.

Воображение включается в познавательную деятельность субъекта, которая с необходимостью имеет свой предмет. А.Н. Леонтьев писал, что "Предмет деятельности выступает двояко: первично - в своем независимом существовании, как подчиняющий себе и преобразующий деятельность субъекта, вторично - как образ предмета, как продукт психического отражения его свойства, которое осуществляется в результате деятельности субъекта и иначе осуществиться не может". .

Выделение в предмете его определенных, нужных для решения задачи свойств определяет такую характеристику образа как его пристрастность, т.е. зависимость восприятия, представлений, мышления, от того, что человеку нужно - от его потребностей, мотивов, установок, эмоций. "Очень важно при этом подчеркнуть, что такая "пристрастность" сама объективно детерминирована и выражается не в адекватности образа (хотя и может в ней выражаться), но что она позволяет активно проникать в реальность".

Совмещение в воображении предметных содержаний образов двух объектов связано, как правило, со сменой форм репрезентации реальности. Отталкиваясь от свойств действительности, воображение познает их, раскрывает существенные их характеристики через перенос их на другие объекты, которые и фиксируют работу продуктивного воображения. Это выражается в метафоричности, символичности, характеризующих воображение.

По мнению Э.В. Ильенкова, "Сущность воображения заключается в умении "схватывать" целое раньше части, в умении на основе отдельного намёка, тенденции строить целостный образ". "Отличительной особенностью воображения является своеобразный отлёт от действительности, когда на основе отдельного признака реальности строится новый образ, а не просто реконструируются имеющиеся представления, что характерно для функционирования внутреннего плана действий".

Воображение - это необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда, а обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется также неопределённостью. В зависимости от различных обстоятельств, которыми характеризуется проблемная ситуация, одна и та же задача может решаться как с помощью воображения, так и с помощью мышления.

Отсюда можно сделать вывод, что воображение работает на том этапе познания, когда неопределённость ситуации весьма велика. Фантазия позволяет "перепрыгнуть" через какие-то этапы мышления и всё-таки представить себе конечный результат.

Процессы воображения имеют аналитико-синтетический характер. Основная его тенденция-преобразование представлений (образов), обеспечивающее, в конечном счёте, создание модели ситуации заведомо новой, ранее не возникавшей. Разбирая механизм воображения, необходимо подчеркнуть, что его сущность составляет процесс преобразования представлений, создание новых образов на основе имеющихся. Воображение, фантазия-это отражение реальной действительности в новых, неожиданных, непривычных сочетаниях и связях.

Итак, воображение в психологии рассматривается как одна из форм отражательной деятельности сознания. Поскольку все познавательные процессы имеют отражательный характер, необходимо, прежде всего, определить качественное своеобразие и специфику, свойственную воображению.

Воображение и мышление переплетаются так, что их бывает трудно разграничить; оба эти процесса участвуют в любой творческой деятельности, творчество всегда подчинено созданию чего-то нового, неизвестного. Оперирование уже имеющимися знаниями в процессе фантазирования предполагает обязательное включение их в системы новых отношений, в результате чего могут возникать новые знания. Отсюда видно: "... круг замыкается... Познание (мышление) стимулирует воображение (создающее модель преобразования), которая (модель) затем проверяется и уточняется мышлением" - пишет А.Д. Дудецкий.

Согласно Л.Д. Столяренко, можно выделить несколько видов воображения, основные среди которых - пассивное и активное. Пассивное, в свою очередь, делится на произвольное (мечтательность, грезы) и непроизвольное (гипнотическое состояние, фантазия в сновидениях). Активное воображение включает в себя артистическое, творческое, критическое, воссоздающее и антиципирующее.

Воображение может быть четырех основных видов:

Активное воображение - характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы.

Активное воображение является признаком творческого типа личности, которая постоянно испытывает свои внутренние возможности, её познания не статичны, а непрерывно рекомбинируются, приводят к новым результатам, дающим индивиду эмоциональное подкрепление для новых поисков, создания новых материальных и духовных ценностей. Её психическая активность надсознательна, интуитивна.

Пассивное воображение заключается в том, что его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Пассивное воображение может быть непреднамеренным и преднамеренным. Непреднамеренное пассивное воображение возникает при ослаблении сознания, психозах, дезорганизации психической деятельности, в полудремотном и сонном состоянии. При преднамеренном пассивном воображении человек произвольно формирует образы ухода от действительности-грёзы.

Создаваемый личностью ирреальный мир-попытка заменить несбывшиеся надежды, восполнить тяжёлые утраты, ослабить психические травмы. Этот вид воображения свидетельствует о глубоком внутриличностном конфликте.

Различают также воображение воспроизводящее, или репродуктивное, и преобразующее, или продуктивное.

В репродуктивном воображении ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество. Так, с репродуктивным воображением может быть соотнесено направление в искусстве, называемое натурализмом, а также отчасти реализм.

Продуктивное воображение отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается, хотя при этом в образе она все же творчески преобразуется.

Воображение имеет субъективную сторону, связанную с индивидуально-личностными характеристиками человека (в частности, с его доминирующим полушарием головного мозга, типом нервной системы, особенностями мышления и др.). В этом плане люди различаются по:

яркости образов (от явлений четкого "видения" образов до бедности представлений);

по глубине переработки образов реальности в воображении (от полной неузнаваемости воображаемого образа до примитивных отличий от реального оригинала);

по типу доминирующего канала воображения (например, по преобладанию слуховых или зрительных образов воображения).

Воображение - особая форма психики, которая может быть только у человека. Оно непрерывно связано с человеческой способностью изменять мир, преобразовывать действительность и творить новое. Прав был М. Горький, говоря, что "именно вымысел поднимает человека над животным", потому что только у человека, который, являясь существом общественным, преобразует мир, развивается подлинное воображение.

Обладая богатым воображением, человек может жить в разном времени, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, а будущие представлено в мечтах и фантазиях.

Всякое воображение порождает что-то новое, изменяет, преобразует то, что дано восприятием. Эти изменения и преобразования могут выразиться в том, что человек, исходя из знаний и опираясь на опыт, вообразит, т.е. создаст, себе картину того, чего в действительности никогда сам не видел. Например, сообщение о полете в космос побуждает наше воображение рисовать картины фантастических по своей необычности жизнь в невесомости, в окружении звезд и планет.

Воображение может, предвосхищая будущее, создать образ, картину того, чего вообще не было. Так космонавты могли в своем воображении представить полет в космос и высадку на Луну тогда, когда это было только лишь мечтой, еще не осуществленной и неизвестно, осуществимой ли.

Для исследования познавательной роли воображения необходимо выяснить его особенности и выявить его действительную природу. В научной литературе существует очень много подходов к определению воображения. Обратимся к некоторым из них и определим основные особенности воображения.

С.Л. Рубинштейн пишет: "Воображение - это отлет от прошлого опыта, это преобразование данного и порождение на этой основе новых образов"

Л.С. Выготский считает, что "воображение не повторяет впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Таким образом, привнесение нового в наши впечатления и изменение этих впечатлений так, что в результате возникает новый, раньше не существовавший образ, составляет основу той деятельности, которую мы называем воображением"

Согласно Е.И. Игнатьеву, "основной признак процесса воображения заключается в преобразовании и переработке данных и материалов прошлого опыта, в результате чего получается новое представление".

А "Философский словарь" определяет воображение как "способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в человеческом сознании на основе преобразования полученных от действительности впечатлений".

Как видно из определений, существенным признаком воображения считается способность субъекта создавать новые образы. Но этого недостаточно, потому что нельзя тогда провести различия между воображением и мышлением. Ведь мышление человека (создание познавательных образов посредством выводов, обобщений, анализа, синтеза) не может быть просто отождествлено с воображением, потому что создание новых знаний и понятий может происходить и без участия воображения.

Многие исследователи отмечают, что воображение есть процесс создания новых образов, протекающий в наглядном плане. Такая тенденция относит воображение к формам чувственного отражения, другая же считает, что воображение создает не только новые чувственные образы, но и продуцирует новые мысли.

Одна из черт, характерных для воображения, состоит в том, что оно связано не только с мышлением, но и чувственными данными. Воображения нет без мышления, но оно не сводится и к логике, так как в нем всегда предполагается преобразование чувственного материала.

Таким образом, очевидно, что воображение есть и создание новых образов, и преобразование прошлого опыта, и то, что такое преобразование совершается при органическом единстве чувственного и рационального.

Под воображением в самом широком смысле слова иногда разумеют всякий процесс, протекающий в образах. В таком случае память, воспроизводящая образы прежде воспринятого, представляется "лишь одним из видов воображения" (Ф. Кейра, А. Селли, П.П. Блонский и др.). Исходя из этого, приходят к различению репродуктивного и творческого воображения и отожествлению первого с памятью.

Воображение в собственном, совсем специфическом смысле слова может быть только у человека. Только у человека, который как субъект общественной практики реально преобразует мир, развивается подлинное воображение. В процессе развития оно сначала - следствие, а затем и предпосылка той деятельности человека, посредством которой он реально изменяет действительность. В каждом действии, которым человек изменяет мир, заключен кусочек фантазии, и развитие воображения как преобразования действительности в сознании тесно связано с реальным преобразованием ее в практике, хотя часто неизмеримо далеко выходит за его пределы.

Воображение не абстрактная функция, а закономерно выступающая сторона сознательной деятельности. На этой основе развивается затем определенная способность, по мере того как воображение формируется в какой-нибудь конкретной творческой деятельности.

В зависимости от характера образов, которыми оперирует воображение, различают иногда конкретное и абстрактное воображение.

Образы, которыми оперирует воображение, могут быть различны; это могут быть образы единичные, вещные, обремененные множеством деталей, и образы типизированные, обобщенные схемы, символы.

Необходимо, наконец, различать виды воображения по их отношению к действительности и к деятельности, долженствующей воплотить мечты в действительность. Здесь приходится проводить различие между бездеятельной пустой "мечтательностью", которая служит лишь для того, чтобы дымкой фантазии заслониться от реального дела, и действенным воображением, мечты которого служат толчком к действию и получают воплощение в творческой деятельности.

Воображение и творчество теснейшим образом связаны между собой. Связь между ними, однако, никак не такова, чтобы можно было исходить из воображения как самодовлеющей функции и выводить из нее творчество как продукт ее функционирования. Ведущей является обратная зависимость: воображение формируется в процессе творческой деятельности. Специализация различных видов воображения является не столько предпосылкой, сколько результатом развития различных видов творческой деятельности. Поэтому, существует столько специфических видов воображения, сколько имеется специфических, своеобразных видов человеческой деятельности: конструктивное, техническое, научное, художественное, живописное, музыкальное и т.д. Все эти виды воображения, формирующиеся и проявляющиеся в различных видах творческой деятельности, составляют разновидность высшего уровня - творческого воображения.

Человек отличается от животных помимо прочего еще и тем, что обладает воображением. Это, конечно, не единственная, но весьма существенная его особенность, позволяющая человеку существовать и действовать не только в реальном, но также и виртуальном, воображаемом, придуманном мире, создавать в своем воображении новое, воплощать его в действительность, с его помощью преобразовывать окружающий мир. Наиболее известными феноменами воображения, несомненно, являются сновидения, мечты и грезы. Их время от времени обнаруживают у себя практически все здоровые люди. Творческие фантазии людей, которые также выступают как продукты их воображения и проявляются в разнообразных видах творчества, также давно интересуют ученых.

Когда-то философы, стремясь в кратком и емком определении отметить характерные для человека особенности, называли его по- разному: «человек прямоходящий», «человек мыслящий», «человек деятельный», «человек творящий». Не менее верно было бы называть его «человеком мечтающим» или «человеком с воображением». Во всяком случае воображение - это не менее характерное именно для человека свойство, чем, например, его прямохождение, творчество или мышление.

Наличие воображения у человека мы можем констатировать с очевидностью, поскольку большинство людей непосредственно обнаруживают его феномены в своем сознании и могут в той или иной форме сообщить о его содержании. Относительно наличия воображения у животных и, тем более о его содержании, мы можем судить только косвенно, так как никакими объективными данными на этот счет не располагаем.

Возможно, однако, судить о наличии воображении по продуктам, создаваемым живыми существами, предполагая, что то, что имеется в их воображении, воплощается или материализуется в соответствующих продуктах. Наблюдая за активностью животных и людей, мы действительно обнаруживаем материальные результаты их деятельности. Животные, как и люди, строят и оборудуют свои жилища, создают ловушки для других живых существ, изготавливают орудия. Если бы можно было определенно судить о наличии воображения как психического феномена только по материальным продуктам созидательной деятельности живых существ, то следовало бы признать существование воображения и у животных. Однако имеется иное, предложенное много лет назад объяснение подобной, кажущейся разумной деятельности животных. Оно апеллирует к инстинктам - врожденным, неосознаваемым и автоматически действующим программам поведения. Оно же исключает наличие воображения у животных, поскольку инстинкты регулируются на физиологическом уровне, а воображение - это чисто психологический и к тому же осознаваемый в своих высших проявлениях феномен.

Приступая к обсуждению воображения, необходимо дать ему более или менее точное научное определение - такое, которое, во-первых, охватило бы собой всю совокупность его проявлений у человека, во- вторых, подкрепило бы сформулированную выше мысль о его исключительной принадлежности человеку.

Воображение можно охарактеризовать как психический процесс порождения и преобразования образов, которые не соответствует тому, что в данный момент времени человек может воспринимать, или тому, что уже хранится в его памяти . Другими словами, продукты воображения не являются прямым отражением предметов и явлений, воспринимаемых человеком в данный момент или воспринятых им раньше (образы которых хранятся в его памяти). По этим признакам воображение как психический процесс отличается от процессов восприятия и памяти, с которыми оно тем не менее связано.

По метафорическому сравнению, сделанному в свое время С.Л. Рубинштейном , воображение - это «отлет от прошлого опыта». К этому можно добавить, что воображение - это также «отлет и от настоящего опыта», т.е. от того, что человек в данный момент непосредственно делает или воспринимает. Это, судя по его высказываниям о воображении, хорошо понимал и С.Л. Рубинштейн. Он писал о том, что воображение в собственном смысле слова имеет место только тогда, когда человек отвлекается от непосредственного восприятия реальной действительности или от процесса извлечения из памяти того, что в ней хранится, обращается к своему внутреннем опыту и начинает работать с ним, т.е. сознательно преобразовывать или переделывать его.

Тем не менее имеет смысл подчеркнуть отличия воображения как познавательного процесса от восприятия и памяти. Главные отличия воображения от восприятия состоят в следующем.

  • 1. Образ восприятия возникает в результате непосредственного воздействия воспринимаемого предмета на органы чувств человека. В отличие от этого образ, рождаемый воображением, напрямую не связан с теми сенсорными стимулами, которые в данный момент воздействуют на органы чувств человека.
  • 2. Образ восприятия отражает реальную действительность или конкретную обстановку, в которой человек находится. Воображение подобным образом с реальной действительностью и с обстановкой не связано и вообще, строго говоря, не является ее отражением. Оно, скорее, представляет собой отражение того, что в данный момент происходит в сознании (психике) человека. Это утверждение не означает, что образы воображения с реальной действительностью совершенно не связаны. Такая связь существует, но она другая по природе, чем связь образа восприятия с реально существующим миром.
  • 3. Образ воображения включает в себя элементы, которые не соответствуют свойствам реально существующих и воспринимаемых человеком объектов. Это иногда порождает иллюзию того, что образ воображения представляет собой не что иное, как набор известных, но необычным способом скомпонованных элементов. Так, раньше некоторые вульгарно-материалистически мыслящие философы и психологи, воинственно настроенные против идеализма, пытались представить воображение человека, сводя его образ к хорошо известным и простым элементам, обнаруживаемым во многих предметах и явлениях. При этом, однако, они забывали о том, что даже образ восприятия как целое к составляющим его элементам - ощущениям - не сводится: (см. рассуждения на эту тему в главе «восприятие»). Образ воображения тем более, и даже в большей степени, чем образ восприятия, содержит в себе много такого, чего в элементах, из которых он сложен, нет. Можно, конечно, признать, что отдельные элементы, из которых состоит любой образ воображения, представлены в реальной действительности. Однако, во-первых, в образе воображения они соединяются не механически и по-другому, чем в реальной действительности; во-вторых, в результате такого их творческого синтеза рождаются совершенно новые, неожиданные или эмергентные свойства образа воображения, которых нет и не могло быть в элементах, из которых формально состоит образ воображения. В качестве примера можно назвать фигуры, представленные на рис. 19.

Рис. 19.

На данном рисунке показано шесть из множества возможных фигур (форм), которые можно образовать из шести равнобедренных треугольников (эти формы показаны на рисунке сплошными линиями, в то время как внутренние границы, образованные треугольниками, из которых они составлены, изображены пунктирными линиями). Очевидно, что все эти фигуры (формы) разные, и идея ни одной из них не содержится в простых элементах - треугольниках, из которых они составлены. Если в качестве продукта воображения рассматривать именно форму, то также очевидно, что ни в каком смысле слова она не может содержаться в составляющих ее элементах. Следовательно, воображение не сводимо и не выводимо из элементов, на которые в конечном счете можно разложить любой образ воображения.

Современные физики, разделяющие атомистическое мировоззрение, возникшее еще в древности, признают, что все существующее на земле и, вероятно, за ее пределами, состоит из ограниченного набора разных по своим физическим свойствам элементарных частиц. Однако огромное разнообразие реально существующих предметов и явлений, их впечатляющие отличия друг от друга никак не объясняются тем очевидным и простым фактом, что все они состоят из одинаковых частиц. Точно так же вряд ли можно понять и объяснить различия в образах, рождаемых воображением человека, указывая лишь на то, что все они состоят из набора простых элементов.

  • 4. Образы восприятия всегда относятся к настоящему, т.е. к тому, что в данный момент окружает человека и воздействует на его органы чувств. Образы воображения подобными, вполне однозначными отношениями с пространством и временем не связаны. Они могут относиться к прошлому, настоящему или будущему. С помощью воображения человек может переместиться в любую точку пространства и далеко за пределами того, что он может реально воспринимать. Если пространство и время существования образов восприятия являются конечными и ограниченными, то пространство и время существования образов воображения представляются бесконечными и неограниченными.
  • 5. Образ восприятия возникает и изменяется в результате вариаций стимульного потока и активности сенсорных систем. Образ воображения возникает и меняется за счет других процессов, происходящих не в окружающей среде или органах чувств, а в центральной нервной системе. Ее активность инициирует, стимулирует и регулирует процесс воображения, в то время как аналогичный процесс, связанный с восприятием, в основном стимулируется и регулируется самим воспринимаемым объектом и получаемыми от него ощущениями.
  • 6. Образ, рождаемый и изменяемый воображением человека, не позволяет ему хорошо ориентироваться в том, что его непосредственно окружает, успешно адаптироваться к реальной действительности, в то время как образ, рождаемый восприятием, позволяет решать эту задачу.
  • 7. Если в момент восприятия сознание человека сохраняет непосредственный контакт с реальной действительностью (это происходит даже в случае зрительных, слуховых и других иллюзий), то во время «работы воображения» такой контакт практически отсутствует или является ослабленным.
  • 8. Если в процессе восприятия внимание человека в основном обращено на окружающий его мир, то в воображении внимание человека направлено на содержание самого процесса воображения или актуального сознания.

Рассмотрим основные отличия образа воображения от образа, извлекаемого из памяти человека. Эти отличия заключаются в следующем.

  • 1. Образ, извлекаемый из памяти человека, может содержать в себе только то, что уже хранится в памяти. Даже в том случае, когда воспроизведение информации по памяти является неточным или искаженным, чуждые элементы, не свойственные припоминаемому материалу, изначально берутся из хранилища памяти. В образе, рождаемом воображением, всегда имеется нечто такое, чего в памяти человека нет и быть не может. Это то, что он придумывает сам по ходу воображения.
  • 2. Образ, извлекаемый из памяти, является более или менее точной копией того, что человек когда-то запомнил и сохранил в памяти, в то время как образ, рождаемый воображением, в большинстве случаев не выступает не только точной копией, но даже приблизительным образцом того, что хранится в памяти человека. Существуют важные отличия образа, рождаемого воображением, от образа, извлекаемого из памяти, и они заключаются в следующем:
    • - в образе, рождаемом воображением человека, новые элементы играют ключевую роль, характеризуют сущность данного процесса, причем, чем больше таких элементов, тем лучше по качеству образ воображения;
    • - в памяти новые элементы играют несущественную и в основном негативную роль: чем больше таких элементов в образе, извлекаемом из памяти, тем хуже функционирует память человека.

Следующий вопрос, важный для понимания природы воображения, заключается в выяснении общего и различного в воображении и мышлении человека. Вид мышления, внешне и процессуально похожий на воображение, носит название «наглядно-образное мышление» (он вместе с другими видами мышления будет обсуждаться в следующей главе). Наглядно-образное мышление представляет собой процесс решения задач путем действий в уме с образами предметов. Речь, следовательно, идет именно о решении задач. То, что происходит в сознании человека, когда он пользуется соответствующим видом мышления, есть не что иное, как воображение или действия с образами предметов, представленными в нем.

Предлагая классификации видов воображения, психологи нередко называют среди них активное и творческое воображение, причем последнее в их представлениях мало чем отличается от образного мышления. Четкую грань между воображением и мышлением в этом случае провести действительно трудно, и соответственно можно признать, что творческое воображение и наглядно-действенное мышление человека в чем-то близки друг к другу. Тем не менее определенные различия между ними имеются и заключаются в следующем.

  • 1. Воображение в отличие от мышления не направлено на решение каких-либо определенных, осознаваемых человеком задач, на достижение заранее заданных целей, за исключением творческого воображения, о чем говорилось ранее.
  • 2. Приемы, с помощью которых создаются образы воображения, чаще всего отличаются от приемов, используемых в процессе мышления.
  • 3. Продуктом воображения всегда является некоторый образ, а продуктом мышления, в том числе образного, в большинстве случаев выступает не образ, а некоторая идея или мысль.

В своем воображении человек может представлять не только образы физических предметов, но и многое другое, например действия, переживания (эмоции). В связи с этим имеет смысл рассмотреть отличие реальных действий и переживаний человека от тех, которые представлены только в воображении. Реальные и воображаемые действия отличаются друг от друга следующими характеристиками.

  • 1. Реальное действие выполняется с помощью мышечных сокращений и расслаблений и сопровождается видимым перемещением в пространстве частей тела, движимых с помощью соответствующих мышц. Воображаемое движение присутствует только в сознании человека и, как правило, не сопровождается заметными сокращениями скелетных мышц ;
  • 2. Реальное действие почти всегда что-либо меняет в окружающем человека мире: или тот предмет, на который оно направлено, или обстановку, например взаимное расположение физических предметов пространстве. Воображаемое действие практически ничего в окружающем человека мире не меняет.
  • 3. Реальные действия людей участвуют в осуществлении какого- либо внешнего процесса, в то время как воображаемые действия относятся лишь к внутреннему, психологическому процессу.

Имеются также отличия переживаний (эмоций) человека, связанных с его реальной жизнедеятельностью, и переживаний, представленных в воображении. Эти отличия можно охарактеризовать следующим образом.

  • 1. Эмоции, участвующие в регуляции реального поведения человека, соотносятся с его актуальными потребностями - теми, которые он удовлетворяет или собирается удовлетворить, в то время как эмоции, составляющие содержание воображения, соотносятся только с так называемыми виртуальными потребностями - такими, которые актуализируются лишь в воображении человека, но реально не существуют .
  • 2. Эмоции, регулирующие текущую жизнедеятельность человека, возникают под влиянием сложившейся ситуации, воспринимаемой человеком, а эмоции, порождаемые процессами, происходящими в воображении, относятся не к реальной, а к представляемой или виртуальной деятельности человека. Следовательно, воображаемые эмоции так же не похожи на настоящие эмоции, как виртуальная (мыслимая) реальность не похожа на действительно выполняемую деятельность.
  • 3. Эмоции, соотносимые с осуществляемой человеком деятельностью, непосредственно регулируют ее, в то время как эмоции, возникающие в воображении, практическую деятельность человека не регулируют. На первый взгляд кажется, что они также участвуют в регуляции деятельности человека, но в действительности воображаемые эмоции управляют не деятельностью как таковой, а внутренними, психическими процессами или состояниями человека.

Существуют, наконец, определенные различия между реально выполняемой и воображаемой деятельностью. Они могут проявляться в следующем.

  • 1. Реально осуществляемая деятельность предполагает определенные практические действия человека, в то время как воображаемая деятельность с такими действиями напрямую не связана и может осуществляться без них.
  • 2. В своей реальной деятельности человек имеет дело с тем, что в данный момент воспринимается его органами чувств, в то время как воображаемая деятельность человека соотносится с тем, что происходит в его сознании (в воображении, в психике).

Из сказанного следует, что хотя между воображением и другими психическими процессами, а также между тем, что человек делает реально или только представляет в воображении, существуют определенные различия, эти различия отчетливо проявляются лишь в тех случаях, когда воображение и соотносимые с ним психические процессы рассматриваются в их крайних, противоположных друг другу формах или проявлениях. Если же мы имеем дело с промежуточными состояниями и продуктами психических процессов и деятельности человека, то различие между воображаемым и реальным уже не представляется столь же очевидным, как в случае сопоставления крайностей. Кроме того, воображение естественным образом включается во многие психические процессы и виды практической деятельности человека. Поэтому оно является неотъемлемой составляющей всей психики и всего поведения человека в целом и, подобно вниманию, с трудом отделимо от них.

Подводя итог, можно утверждать, что воображение - это особый психический процесс, отличающийся от других познавательных процессов, занимающий в определенном смысле слова промежуточное положение между ними, в первую очередь - между восприятием, памятью и мышлением. В воображении можно обнаружить элементы всех названных выше психических процессов, и, кроме того, воображение и эти познавательные процессы формально связывает тот факт, что все они имеют дело с образами. Однако между воображением и другими процессами и явлениями, изучаемыми в психологии, имеются существенные различия, что не позволяет сводить воображение к иным познавательным процессам, «растворять» его в них.

Помимо понятия «воображение» в психологии используются и некоторые другие понятия, близкие по содержанию. Это прежде всего фантазия и представление. В связи с этим имеет смысл уточнить различия, существующие между этими понятиями. Фантазия - это процесс, оторванный, как правило, от реальной действительности, не опирающийся на нее и не реализуемый в ней. Воображение, особенно активное и творческое, не только опирается на реально существующее, но и реализуется в нем, например в материальных или идеальных продуктах творческой деятельности людей. Фантазия - это процесс, не контролируемый разумом и волей человека, в то время как воображение, за исключением пассивного и неосознаваемого, находится под контролем сознания и воли. Понятие «воображение» шире по своему объему и содержанию, чем понятие «фантазия». Все процессы, связанные с фантазией, и ее результаты можно охарактеризовать как процессы и продукты воображения, в то время как далеко не все процессы и продукты воображения можно считать фантазиями.

С.Л. Рубинштейн, который наряду со многими его современниками пользовался понятием «представление», следующим образом определял его. Представление - это процесс воспроизведения чувственных образов восприятия. Если результатом представления является буквальное восстановление в сознании человека того образа, который хранится в его памяти, то представление следует относить к процессам памяти. Если же представленный в сознании человека образ отличается от того, который существует в памяти, содержит в себе новые элементы, которые включаются в него в процессе создания, то в данном случае представление правильнее относить к воображению, а не к памяти. Когда же представление возникает и формируется безотносительно к ранее воспринятому и сохраненному в памяти материалу, то оно является уже продуктом так называемого «чистого» воображения.

Представление, по С.Л. Рубинштейну, имеет свои особенности. Это «...воспроизведенный образ предмета, основывающийся на нашем прошлом опыте... Представления являются ступенькой или даже целым рядом ступенек, ведущих от единичного образа восприятия к понятию и обобщенному представлению, которым оперирует мышление» . В образе-представлении на первый план выступают и сохраняются в нем некоторые, наиболее существенные черты, которые связаны с его значением, а обобщенным значением обладает только слово, как понятие, используемое в мышлении. Следовательно, представление в форме процесса имеет отношение к мышлению человека.

Представление может стать образом не отдельно взятого (единичного) предмета, а целого класса или категории предметов. Представление - это не механическая репродукция (воспроизведение) образа восприятия или памяти. Оно является изменчивым, динамичным, обобщенным образованием, вновь создаваемым при определенных условиях и отражающим сложную внутреннюю жизнь личности. Под представлением чаще всего понимается способность человека изображать в своем сознании в виде образа какой-либо непосредственно не воспринимаемый объект. Данный объект может быть извлечен из памяти или сконструирован самим человеком, т.е. существовать лишь в его воображении.

Отсюда следует, что понятие «представление», как и термин «воображение», характеризует способность человека иметь или порождать образы в отсутствии стимулов, исходящих от связанных с ними объектов. В этом заключается то, что объединяет данные явления. Представление как процесс выходит за пределы образного содержания психики и распространяется на мысли, чувства и действия человека. Из такого понимания представления следует, что оно может выступать как частный случай воображения, а также как процесс или результат активности, связанной с различными сенсорными явлениями.

Специфика воображения как познавательного процесса состоит в том, что оно представляет собой чисто идеальный акт, не имеющий прямых и очевидных связей с действительностью. Соотношение воображения с реальной действительностью представляется, во-первых, не столь простым, как, например, связь ощущений с физическими, химическими и другими стимулами. Во-вторых, воображение может существовать в формах, напрямую не связанных с реальным материальным миром, например в виде галлюцинаций, сновидений и грез. В-третьих, воображение мало зависит от того, что в данный момент происходит в окружающем человека мире. Вместе с тем следует признать, что воображение - это процесс, который не полностью оторван от реальной действительности, но и не является простым ее отражением. Более того, человек только тогда может полностью «погрузиться» в свое воображение, когда он практически отключается от восприятия окружающей действительности. Об этом свидетельствуют случаи медитации, мечтаний и грез.

Воображение и материальные процессы могут взаимодействовать друг с другом, хотя это взаимодействие не имеет причинно- следственного характера. Многочисленные факты указывают на то, что воображение определенным образом связано, например, с физиологической активностью организма, с происходящими в нем процессами. В этом мы также в скором сможем времени убедиться на основе материалов, представленных в одном из следующих параграфов данной главы.

В заключение отметим, что относительно воображения, его научного понимания, точного определения, выделения видов и их классификации, прояснения связей с другими психическими явлениями, с поведением человека и многими другими вопросами, единства среди ученых-психологов еще меньше, чем в отношении других познавательных процессов. И это, несмотря на то, что интерес к воображению со стороны ученых существует уже не одну тысячу лет, а также на то, что изучению воображения посвятили свои труды многие известные ученые, представляющие несколько поколений людей. До сих пор еще в этой области научных психологических знаний остается немало сложнейших вопросов. Среди них можно назвать следующие.

  • 1. Где в нервных структурах мозга «локализовано» воображение?
  • 2. С какими физиологическими процессами, происходящими в мозге или организме в целом, связано воображение?
  • 3. Откуда человек берет материал для содержания своего воображения?
  • 4. Почему одни люди обладают, а другие не обладают богатым воображением?
  • 5. Чем можно объяснить индивидуальные различия людей по особенностям их воображения?
  • 6. Каким образом воображение связано с памятью, мышлением и другими психическими процессами человека?
  • 7. В какой мере воображение определяет реальное поведение человека?
  • 8. Можно ли развивать воображение у человека, в частности у детей, которые богатым воображением с детства не обладают?
  • 9. Какими методами можно объективно изучать и каким образом практически оценивать воображение человека?
  • 10. Чем определяется содержание галлюцинаций или сновидений человека?

Эти и другие подобные вопросы будут частично обсуждаться в следующих параграфах главы, но без расчета на то, чтобы получить на них точные и полные ответы.

  • Раньше этот процесс называли «представлением» или «представливанием». Принципиальной разницы между воображением и этими двумя названиями нет. Мы, например,часто пытаемся что-либо вообразить или представить, понимая под этим одно и то же.В настоящее время трудно, однако, сказать, почему современные психологи предпочитают пользоваться именно термином «воображение», а не «представление», хотя последнее название встречается в некоторых сравнительно недавно опубликованных научныхработах.
  • См. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. Т. I. М„ 1989.
  • В действительности такие сокращения происходят, но они осуществляются подсознательно и, кроме того, практически незаметны извне. Примером воображаемых движений, сопровождающихся едва заметными сокращениями соответствующих групп мышц,являются идеомоторные акты. Связанные с ними движения могут извне восприниматьтолько специально обученные, тренированные люди.
  • Исключение составляют лишь потребности, которые представлены в подсознании человека и могут получать через воображение частичное удовлетворение. О них в свое время писал 3. Фрейд, доказывая существование неосознаваемых мотиваций, а также рольсновидений, воображения и грез в удовлетворении неосознаваемых влечений.
  • Там же. С. 306.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Сибирский государственный аэрокосмический университет

имени академика М.Ф.Решетнева

Реферат

По дисциплине: «Педагогика и психология.»

На тему: Понятие о воображении. Виды воображения, его значение,

физиологические основы.

Выполнил: ст.гр. УЗУ 91- 2

Оглоблина А. Г.

Проверил:

Красноярск 2011г.

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

    Понятие о воображении, механизмы процесса воображения…………..5

    Виды воображения………………………………………………………...6

    Значение воображения…………………………………………………….8

    Физиологические основы воображения…………………………………11

    Индивидуальные особенности воображения и его развития……..……13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….17

Список использованной литературы……………………………………….…..19

ВВЕДЕНИЕ

Воображение – создание образов таких предметов и явлений, которые никогда не воспринимались человеком раньше.

Из ничего воображение творить не может. Оно строится на преобразованном, переработанном материале прошлых восприятий. Это и образы, создаваемые величайшими писателями, изобретения конструкторов. Даже сказочные образы всегда являются фантастическим сочетанием вполне реальных элементов.

Как бы ни было новым то, что создано воображением человека, оно неизбежно исходит из того, что имеется в действительности, опирается на него. Поэтому воображение, как и вся психика, есть отражение мозгом окружающего мира, но только отражение того, что человек не воспринимал, отражение того, что станет реальностью в будущем.

По мнению Э.В.Ильенкова сущность воображения заключается в умении «схватывать» целое раньше части, в умении на основе отдельного намёка, тенденции строить целостный образ. Отличительной особенностью воображения является своеобразный «отлёт от действительности», когда на основе отдельного признака реальности строится новый образ, а не просто реконструируются имеющиеся представления, что характерно для функционирования внутреннего плана действий.

Воображение - это необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда, а обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется также неопределённостью. В зависимости от различных обстоятельств, которыми характеризуется проблемная ситуация, одна и та же задача может решаться как с помощью воображения, так и с помощью мышления. Отсюда можно сделать вывод, что воображение работает на том этапе познания, когда неопределённость ситуации весьма велика. Фантазия позволяет «перепрыгнуть» через какие-то этапы мышления и всё-таки представить себе конечный результат.

Воображение присуще только человеку. По мнению Э.В.Ильенкова: «Сама по себе взятая фантазия, или сила воображения принадлежит к числу не только драгоценнейших, но и всеобщих, универсальных способностей, отличающих человека от животного. Без неё нельзя сделать ни шагу не только в искусстве, если, конечно, это не шаг на месте. Без силы воображения невозможно было бы даже узнать старого друга, если он вдруг отрастил бороду, невозможно было бы даже перейти улицу сквозь поток автомашин. Человечество, лишённое фантазии, никогда не запустило бы в космос ракеты.».

Процессы воображения имеют аналитико-синтетический характер. Основная его тенденция-преобразование представлений (образов), обеспечивающее в конечном счёте создание модели ситуации заведомо новой, ранее не возникавшей. Разбирая механизм воображения, необходимо подчеркнуть, что его сущность составляет процесс преобразования представлений, создание новых образов на основе имеющихся. Воображение, фантазия-это отражение реальной действительности в новых, неожиданных, непривычных сочетаниях и связях. Если придумать даже что-то совершенно необычайное, то при тщательном рассмотрении выяснится, что все элементы, из которых сложился вымысел, взяты из жизни, почерпнуты из прошлого опыта, являются результатами преднамеренного анализа бесчисленного множества фактов. Недаром Л.С.Выготский говорил: «Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение».

С деятельностью воображения связано формирование ряда нравственно-психологических качеств личности, таких, как идейная убеждённость, чувство долга, патриотизм, гуманность, чуткость, целеустремлённость, настойчивость.

    Понятие о воображении, механизмы процесса воображения.

Воображение - это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений. Принято считать, что воображение зародилось в процессе труда - специфически человеческой деятельности, из-за существования потребности в преобразовании предметов реального мира. Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами - памятью и мышлением. Говоря о воображении, мы лишь подчеркиваем преобладающее направление психической деятельности. Если перед человеком стоит задача воспроизвести представления вещей и событий, бывших ранее в его опыте, мы говорим о процессах памяти. Но если те же самые представления воспроизводятся для того, чтобы создать новое сочетание этих представлений или создать из них новые представления, мы говорим о деятельности воображения.

Образы воображения создаются только путем переработки отдельных сторон имеющихся у человека образов реальной действительности. Говоря о воображении, нельзя недооценивать его роль в психической деятельности человека, потому что определенная переработка образов действительности происходит даже в самом простом варианте воспроизведения. Так, представляя себе какой-либо предмет или событие, мы очень часто не в состоянии воспроизвести соответствующие факты во всех подробностях и со всеми деталями. Однако вещи и события воспроизводятся не в виде бессвязных фрагментов или разрозненных кадров, а в их целостности и непрерывности. Следовательно, происходит своеобразная переработка материала, выражающаяся в восполнении представлений необходимыми деталями, т. е. в процессе воспроизведения начинает проявляться деятельность нашего воображения.

В значительно большей степени деятельность воображения присутствует в формировании образов объектов или явлений, которых мы никогда не воспринимали. Деятельность воображения самым тесным образом связана с эмоциональными переживаниями человека. Представление желаемого может вызвать у человека позитивные чувства, а в определенных ситуациях мечта о счастливом будущем способна вывести человека из крайне негативных состояний, позволяет ему отвлечься от ситуации настоящего момента, проанализировать происходящее и переосмыслить значимость ситуации для будущего. Следовательно, воображение играет весьма существенную роль в регуляции нашего поведения.

Воображение связано и с реализацией наших волевых действий. Важнейшее назначение воображения как психического процесса заключается в том, что воображение ориентирует человека в процессе деятельности - создает психическую модель конечного или промежуточного продуктов труда, что и способствует их предметному воплощению. Более того, чем дальше мы отходим от механического труда и приближаемся к творческой деятельности, тем в большей степени повышается значение нашего воображения.

    Виды воображения.

Можно выделить несколько видов воображения, среди которых основные:

Пассивное делится на произвольное (мечтательность, грёзы) и непроизвольное (гипнотическое состояние, сон).

Подчинено внутренним субъективным факторам, т.е. подчинено желаниям, которые мыслятся в процессе фантазирования осуществленными. В образах пассивного воображения удовлетворяются не удовлетворённые, большей частью не осознанные, потребности личности. Образы и представления пассивного воображения направлены на усиление и сохранение положительно окрашенных эмоций и на вытеснение отрицательных эмоций и аффектов. Материалами пассивного воображения являются образы, представления, элементы понятий и другая информация подчёркнутая с помощью опыта. Трансформация образов может происходить произвольно и не произвольно. Произвольную трансформацию образов называют грёзами - намеренно вызванный образами фантазии, не связанный с желанием воплотить их в жизнь. Непроизвольная трансформация образов состоит в том, что они всплывают перед воображением, а не формируются им.

    непроизвольное воображение. Наиболее простая форма воображения – те образы, которые возникают без специального намерения и усилий с нашей стороны (плывущие облака, чтение интересной книги). Всякое интересное, увлекательное преподавание обычно вызывает яркое непроизвольное воображение. Одним из видов непроизвольного воображения являются сновидения. Н. М. Сеченов считал, что сновидения – небывалая комбинация бывалых впечатлений.

    произвольное воображение проявляется в случаях, когда новые образы или идеи возникают в результате специального намерения человека вообразить что-то определенное, конкретное.

По степени самостоятельности и оригинальности продуктов воображения различают еще 2 вида.

Активное воображение включает в себя артистическое, творческое, воссоздающее и антиципирующее. Всегда направлено на решение творческой или личностной задач. В активном воображение мало мечтательности и бесконечной фантазии.

Воссоздающее воображение - один из видов активного внимания. Представление новых для человека объектов в соответствии с их описанием, чертежом, схемой. Этот вид используется в самых различных видах деятельности. В учении играет важную роль, потому что, усваивая материал, выраженный в словесной форме (рассказ учителя, текст книги), учащийся должен представить себе то, о чем идет речь. Но чтобы правильно это себе представить, нужно иметь определенные знания. Воссоздающее воображение опирается только на знания, если они недостаточны, то и представления могут быть искажены.

Творческое воображение – вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества и которые воплощаются в конкретные оригинальные продукты деятельности. Образы творческого воображения создаются с помощью различных интеллектуальных операций:

    операции, с помощью которых формируются идеальные образы,

    операции, на основе которых перерабатывается готовая продукция.

Т. Рибо выделил две основные операции: диссоциацию и ассоциацию.

Диссоциация - отрицательная и подготовительная операция, в ходе которой раздробляется чувственно данный опыт. В результате такой предварительной обработки опыта элементы его способны входить в новое сочетание. Диссоциация обязательная для творческого воображения - это этап подготовки материала. Отсутствие диссоциации, является существенным препятствием для творческого воображения.

Ассоциация - создание целостного образа из элементов вычлененных единиц образов. Благодаря ассоциации появляются новые образы, новые сочетания.

Антиципирующее воображение - это способность человека предвосхищать будущие события, предвидеть результаты своих действий. Благодаря этому виду воображения человек может мысленно представить, что произойдет в будущем с ним и другими людьми. У молодых людей воображение направлено больше в будущее, а у пожилых людей оно больше ориентировано на события прошлого.

Критическое воображение - ищет, что именно в данном объекте, (технике, системе образования, общественной жизни в целом) несовершенно и нуждается в доработке.

Артистическое воображение - способность к взаимодействию со сценическими объектами.

Особой формой воображения является мечта. Суть данного типа воображения заключается в самостоятельном создание новых образов. При этом мечта имеет ряд существенных отличий от творческого воображения. Во-первых, в мечте человек всегда создаёт образ желаемого, тогда как в образах творческих вовсе не всегда желания их создателя. В мечтах находится всё образное выражение то, что влечёт к себе человека, к чему он стремится. Во-вторых, мечта - процесс воображения, не включённый в творческую деятельность, т.е. не дающий немедленно и непосредственно объективного продукта в виде художественного произведения, научного открытия, технического изобретения и т.д.

Мечта – необходимое условие претворения в жизнь творческих сил человека, которые направлены на преобразование действительности.

Динамика мечты состоит в том, что, будучи первоначально простой реакцией, на сильно возбуждающую (чаще травмирующую) ситуацию, она затем нередко становится внутренней потребностью личности.

В детском и подростковом возрасте предмет желаний бывает настолько нереальным, что его неосуществимость осознают сами мечтатели. Это мечты-игры, которые следует отличать от более рациональной их формы – мечты-плана.

Чем младше мечтающий ребенок, тем чаще его мечтание не столько выражает его направленность, сколько создает ее. В этом формирующая функция мечты.

Фантазия – важное условие нормального развития личности, она выступает как одно из важнейших условий усвоения общественного опыта. Развитие и воспитание фантазии – важное условие формирования личности человека.

  1. Физиологическая основа ощущенийРеферат >> Психология

    Физиологическая основа ощущений Содержание Введение 1. Сенсорная организация личности 2. Понятие ощущения... память, мышление, воображение . Иначе как через... уже на его основе возникают более... значение вибрационной чувствительности возрастает в тех видах ...

  2. Основы общей психологии

    Книга >> Психология

    ... физиологическую основу для их объяснения. Однако понятие ... значение и физиологическое его состояние (или происходящие в нем физиологические процессы). Значение физиологических ...) хоры представлялись воображению в виде отвлеченной четырехголосной гармонии...

  3. Воображение как психический познавательный процесс

    Курсовая работа >> Психология

    Теоретические аспекты изучения воображения 1.1 Понятие о воображении , его видах , функциях, механизмах, физиологической основе 1.2 Этапы развития воображения в онтогенезе 2. ... который обеспечивает возможность переноса значения на другие предметы, является...

Воображение и проблемная ситуация.

Воображение, или фантазия, как и мышление, принадлежит к числу высших познавательных процессов, в которых отчетливо обнаруживается специфически человеческий характер деятельности. Не вообразив себе готовый результат труда, нельзя приниматься за работу. В представлении ожидаемого результата с помощью фантазии - коренное отличие человеческого труда от инстинктивного поведения животных. Любой трудовой процесс с необходимостью включает в себя воображение. Оно выступает как необходимая сторона художественной, конструкторской, научной, литературной, музыкальной, вообще всякой творческой деятельности. Строго говоря, для того чтобы кустарным способом сделать простой стол, воображение не менее необходимо, чем для написания оперной арии или повести: надо заранее представить, какой формы, высоты, длины и ширины будет стол; как будут скреплены ножки, насколько он будет отвечать своему назначению стола обеденного, лабораторного или письменного, - одним словом, до начала работы требуется видеть этот стол уже как бы готовым.

Воображение - это необходимый элемент творческой дея тельности человека, выражающийся в построении образа про дуктов труда, а также обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характе ризуется неопределенностью. Вместе с тем воображение может выступать как средство создания образов, не программирующих активную деятельность, а заменяющих ее.

Первое и важнейшее назначение воображения как психического процесса заключается в том, что оно позволяет представлять результат труда до его начала, представлять не только конечный продукт труда (например, стол в завершенном виде как готовое изделие), но и его промежуточные продукты (в данном случае те детали, которые надо последовательно изготовить, чтобы собрать стол). Следовательно, воображение ориентирует человека в процессе деятельности - создает психическую модель конечного или промежуточного продуктов труда, что и способствует их предметному воплощению.

Воображение тесно связано с мышлением. Подобно мышлению, оно позволяет предвидеть будущее.

Что же общего между мышлением и фантазией и к чему сводятся различия между ними? Так же как и мышление, воображение возникает в проблемной ситуации, т.е. в тех случаях, когда необходимо отыскать новые решения; так же как и мышление, оно мотивируется потребностями личности. Реальному процессу удовлетворения потребностей может предшествовать иллюзорное, воображаемое удовлетворение потребностей, т. е. живое, яркое представление той ситуации, при которой эти потребности могут быть удовлетворены. Но опережающее отражение действительности, осуществляемое в процессах фантазии, происходит в конкретнообразной форме, в виде ярких представлений, в то время как опережающее отражение в процессах мышления происходит путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опосредствованно познавать мир.

Таким образом, в проблемной ситуации, которой начинается деятельность, существуют две системы опережения сознанием результатов этой деятельности: организованная система образов (представлений) и организованная система понятий. Возможность выбора образа лежит в основе воображения, возможность новой комбинации понятий лежит в основе мышления. Часто такая работа идет сразу в «двух этажах», так как системы образов и понятий тесно связаны - выбор, например способа действия, осуществляется путем логических рассуждений, с которыми органически слиты яркие представления того, как будет осуществляться действие.

Рассматривая сходство и различие мышления и воображения, необходимо заметить, что проблемная ситуация может характеризоваться большей или меньшей неопределенностью. Если исходные данные задачи, к примеру научной проблемы, известны, то ход ее решения подчинен преимущественно законам мышления. Другая картина наблюдается, когда проблемная ситуация отличается значительной неопределенностью, исходные данные с трудом поддаются точному анализу. В этом случае в действие приходят механизмы воображения. Например, некоторая неопределенность исходных данных сказывается в работе писателя. Недаром роль фантазии так велика в литературном творчестве, когда писатель в воображении прослеживает судьбу своих героев. Ему приходится иметь дело с гораздо большей степенью неопределенности, чем конструктору или инженеру, поскольку законы человеческой психики и поведения во многом более сложны, менее известны, чем законы физики.

В зависимости от различных обстоятельств, которыми характеризуется проблемная ситуация, одна и та же задача может решаться как с помощью воображения, так и с помощью мышления. Есть основания сделать вывод, что воображение работает на том этапе познания, когда неопределенность ситу ации весьма велика. Чем более привычной, точной и определенной явится ситуация, тем меньше простора дает она фантазии. Совершенно очевидно, что для той области явлений, где основные законы выяснены, нет необходимости использовать воображение. Однако при наличии весьма приближенных сведений о ситуации, напротив, трудно получить ответ с помощью мышления- здесь вступает в права фантазия.

Ценность воображения состоит в том, что оно позволяет принять решения и найти выход в проблемной ситуации даже при отсутствии нужной полноты знаний, которые необходимы для мышления. Фантазия позволяет «перепрыгнуть» через какие-то этапы мышления и все-таки представить себе конечный результат. Но в этом же и слабость такого решения проблему. Намеченные фантазией пути решения нередко недостаточно точны, нестроги. Однако необходимость существовать и дейст вовать в среде с неполной информацией привела к возникновению у человека аппарата воображения. Поскольку в окружающем нас мире всегда останутся неизученные области, этот аппарат воображения всегда будет полезен.

Виды воображения.

Воображение характеризуется активностью, действенностью. Вместе с тем аппарат воображения может быть использован и используется не только как условие творческой деятельности личности, направленной на преобразование окружающего. Воображение в некоторых обстоятельствах может выступать как замена деятельности ее суррогат. В этом случае человек временно уходит в область фантастических, далеких от реальности представлений, чтобы скрыться там от кажущихся ему неразрешимыми задач, от необходимости действовать, от тяжелых условий жизни, от следствия своих ошибок и т.д. Создав образ Манилова, Н. В. Гоголь обобщенно изобразил людей, которые в бесплодной мечтательности видят удобную возможность уйти от деятельности. Здесь фантазия создает образы, которые не воплощаются в жизнь, намечает программы поведения, которые не осуществляются и зачастую не могут быть осуществленными. Данная форма воображения называется пассивным воображением.

Человек может вызывать пассивное воображение преднамеренно: такого рода образы фантазии, преднамеренно вызванные, но не связанные с волей, направленной на воплощение их в жизнь, называются грезами. Всем людям свойственно грезить о чем-то радостном, приятном, заманчивом. В грезах легко обнаруживается связь продуктов фантазии с потребностями. Но если в процессах воображения у человека преобладают грезы, то это дефект развития личности, он свидетельствует о ее пассивности. Если человек пассивен, если он не борется за лучшее будущее, а настоящая жизнь его трудна и безрадостна, то он часто создает себе иллюзорную, выдуманную жизнь, где сполна удовлетворяются его потребности, где ему все удается, где он занимает положение, на которое не может надеяться в настоящее время и в реальной жизни.

Пассивное воображение может возникать и непреднамеренно. Это происходит главным образом при ослаблении деятельности сознания, второй сигнальной системы, при временном бездействии человека, в полудремотном состоянии, в состоянии аффекта, во сне (сновидения), при патологических расстройствах сознания (галлюцинации) и т.д.

Если пассивное воображение может быть подразделено на преднамеренное и непреднамеренное, то активное воображение может быть творческим и воссоздающим.

Воображение, имеющее в своей основе создание образов, соответствующих описанию, называют воссоздающим. При чтении как учебной, так и художественной литературы, при изучении географических карт и исторических описаний постоянно оказывается необходимо воссоздавать при помощи воображения то, что отображено в этих книгах, картах и рассказах.

Многие школьники имеют манеру пропускать или бегло просматривать в книгах описание природы, характеристику интерьера или городского пейзажа, словесный портрет персонажа. В результате они не дают пищу воссоздающему воображению и крайне обедняют художественное восприятие и эмоциональное развитие своей личности - фантазия не успевает развернуть перед ними яркие и красочные картины. Своеобразной школой воссоздающего воображения служит изучение географических карт. Привычка странствовать по карте и представлять в своем воображении различные места помогает правильно увидеть их в действительности. Пространственное воображение, необходимое при изучении стереометрии, развивается при внимательном рассматривании чертежей и натуральных объемных тел в различных ракурсах.

Творческое воображение, в отличие от воссоздающего, пред полагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности. Возникшее в труде творческое воображение остается неотъемлемой стороной технического, художественного и любого иного творчества, принимая форму активного и целеустремленного оперирования наглядными представлениями в поисках путей удовлетворения потребностей.

Ценность человеческой личности во многом зависит от того, какие виды воображения преобладают в ее структуре. Если у подростка и юноши творческое воображение, реализуемое в конкретной деятельности, преобладает над пассивной, пустой мечтательностью, то это свидетельствует о высоком уровне развития личности.