Участники бюджетного процесса. Представительные (законодательные) органы власти. Участники бюджетного процесса и их полномочия Участником бюджетного процесса не является

Участники бюджетного процесса

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации бюджетный процесс представляет собой регламентируемую нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.

Участниками бюджетного процесса являются:

Президент страны;

Органы законодательной (представительной) власти;

Органы исполнительной власти;

Органы денежно - кредитного регулирования;

Органы государственного и муниципального финансового контроля;

Иные органы, на которые возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия;

Бюджетные учреждения;

Государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств;

Кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов.

Участниками бюджетного процесса, обладающими бюджетными полномочиями на федеральном уровне, являются:

Президент Российской Федерации;

Государственная Дума и Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;

Правительство Российской Федерации,

Министерство финансов Российской Федерации;

Федеральное казначейство;

Органы, осуществляющие сбор доходов бюджета;

Банк России;

Государственные внебюджетные фонды;

Главные распорядители и распорядители бюджетных средств;

Иные органы.

Органы, обладающие бюджетными полномочиями

В систему органов, обладающих бюджетными полномочиями входят:

1. финансовые органы, определяемые указом Президента страны;

2. органы денежно - кредитного регулирования, то есть Банк России;

3. органы государственного (муниципального) финансового контроля, к которым относятся:

Счетная палата Российской Федерации;

Контрольные и финансовые органы исполнительной власти;

Контрольные органы законодательных органов субъектов Российской Федерации и представительных органов местного самоуправления.

Бюджетные полномочия законодательных органов включают рассмотрение и утверждение бюджетов и отчетов об их исполнении, осуществление последующего контроля за исполнением бюджетов, формирование и определение правового статуса органов, осуществляющих контроль за исполнением бюджета соответствующего уровня бюджетной системы и иные полномочия.

Бюджетные полномочия органов исполнительной власти, органов местного самоуправления связаны:

С составлением проекта бюджета;

С внесением его с необходимыми документами и материалами на утверждение на утверждение законодательного органа;

С исполнением бюджета;

С управлением государственным, муниципальным долгом;

С ведомственным контролем за исполнением бюджета;

С представлением отчета об исполнении бюджета с другими полномочиями.

Бюджетные полномочия Банка России направлены: на совместную с Правительством страны разработку и представление на рассмотрение Государственной Думы основных направлений денежно - кредитной политики; на обслуживание счетов бюджетов; на осуществление функций генерального агента по государственным ценным бумагам Российской Федерации.

Кредитные организации могут привлекаться для осуществления операций по предоставлению средств бюджета на возвратной основе. Они могут обслуживать счета бюджетов, то есть выполнять некоторые функции Банка России, только в случае отсутствия учреждений Банка России на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций.

Главным распорядителем средств федерального бюджета является орган государственной власти Российской Федерации, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, определенный ведомственной классификацией расходов федерального бюджета. Главным распорядителем средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств местного бюджета является орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, бюджетное учреждение, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств местного бюджета, определенные ведомственной классификацией расходов соответствующего бюджета. Полномочия главных распорядителей предусмотрены статьей 158 Бюджетного Кодекса Российской Федерации.

Помимо понятия главного распорядителя бюджетных средств, Бюджетный Кодекс Российской Федерации ввел понятие “распорядитель бюджетных средств”, к которому относится орган государственной власти или орган местного самоуправления, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств.

Бюджетные полномочия представительных (законодательных) органов обусловлены правовой формой бюджетов, поскольку в соответствии со ст. 11 БК РФ федеральный бюджет разрабатывается и утверждается в форме федерального закона, бюджеты субъектов РФ – в форме законов субъектов РФ, местные бюджеты – в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.

Бюджетные полномочия представительных (законодательных) органов изложены в ст. 153 БК РФ.

Представительные (законодательные) органы участвуют в бюджетном процессе по двум направлениям:

1) рассмотрение и утверждение бюджетов и отчетов об их исполнении. При рассмотрении и утверждении проектов бюджетов представительные (законодательные) органы на всех уровнях – федеральном, региональном, местном – облекают бюджет в требуемую правовую форму, аналогичным образом утверждается отчет об исполнении бюджета;

2) осуществление контроля за исполнением бюджетов. Для осуществления последующего контроля за исполнением бюджетов представительные (законодательные) органы создают специальные органы бюджетного контроля (счетные палаты и др.), порядок формирования которых определяется соответствующим представительным (законодательным) органом.

Помимо этого, представительные (законодательные) органы определяют правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением бюджетов соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации.

Полномочия представительных (законодательных) органовна федеральном уровне определяются Конституцией РФ, БК РФ, на региональном уровне – конституциями (уставами) субъектов РФ и законодательными актами субъектов РФ о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, на местном уровне – актами органов местного самоуправления.

В 2000 г. введен запрет на создание представительными (законодательными) органами резервных фондов, который был направлен на то, чтобы избежать возможных злоупотреблений полномочиями, поскольку принятие решения о создании таких фондов находится в исключительной компетенции законодательных (представительных) органов. Одновременно был введен запрет на выполнение представительными (законодательными) органами отдельных функций по исполнению бюджетов, что соответствует конституционному принципу разделения властей: если принятие законов (решений) о бюджете относится к компетенции законодательной власти, то исполнение бюджета находится в компетенции органов исполнительной власти. В то же время этот запрет не распространяется на органы местного самоуправления, совмещающие функции как законодательных, так и исполнительных органов.

Участники бюджетного процесса. Исполнительные органы власти

Бюджетные полномочия органов исполнительной власти, закрепленные в ст. 154 БК РФ, реализуются в ходе составления проекта бюджета, исполнения бюджета, а также в ходе контроля за его исполнением.

Органы исполнительной власти участвуют в бюджетном процессе по следующим направлениям:

1) составляют проект бюджета и вносят его с необходимыми документами на утверждение соответствующих законодательных (представительных) органов. Составление проекта бюджета находится в компетенции высших органов исполнительной власти соответствующего уровня;

2) осуществляют исполнение бюджета, в том числе сбор доходов бюджетов, управление государственным (муниципальным) долгом. Исполнение бюджета осуществляется различными органами исполнительной власти, в том числе финансовыми органами, налоговыми органами, органами по управлению имуществом, органами казначейства и прочими в соответствии с их компетенцией;

3) осуществляют ведомственный контроль за исполнением бюджета. Ведомственный контроль за исполнением бюджета осуществляется в соответствии с компетенцией соответствующих ведомств;

4) представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение соответствующих законодательных (представительных) органов. Отчет об исполнении бюджета соответствующего уровня также составляется высшими органами исполнительной власти соответствующего уровня.

Общие полномочия исполнительных органов власти на федеральном уровне установлены Конституцией РФ, БК РФ, на региональном уровне – конституциями (уставами) субъектов РФ и законодательными актами субъектов РФ о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, на местном уровне – актами органов местного самоуправления. Правовыми актами бюджетного законодательства РФ, субъектов РФ, актами представительных органов местного самоуправления на исполнительные органы могут быть возложены и иные полномочия.

В отличие от представительных (законодательных) органов исполнительные органы власти всех уровней вправе создавать в бюджете резервные фонды. Размер резервных фондов и порядок расходования средств резервных фондов на федеральном уровне определяется БК РФ и нормативными правовыми актами Правительства РФ, на региональном уровне – нормативными правовыми актами исполнительных органов власти субъектов РФ, на местном уровне – нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. При этом органы исполнительной власти всех уровней обязаны ежеквартально информировать о расходовании средств резервного фонда соответствующий орган представительной (законодательной) власти либо представительный орган местного самоуправления

Участники бюджетного процесса. Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ, органы Федерального казначейства

Министерство финансов РФ выступает в бюджетном процессе на федеральном уровне в качестве органа, ответственного за составление и исполнение федерального бюджета. Полномочия Минфина РФ определены ст. 165 БК РФ, а также Положением о Министерстве финансов РФ.

К полномочиям Минфина РФ в частности относятся:

1) составление проекта федерального бюджета и представление его в Правительство РФ;

2) представление интересов государства в договорах о предоставлении средств федерального бюджета на возвратной основе и гарантий за счет средств федерального бюджета;

3) составление и ведение сводной бюджетной росписи федерального бюджета;

4) осуществление управления государственным долгом РФ;

5) организация исполнения федерального бюджета;

6) представление отчета об исполнении федерального бюджета и отчета об исполнении консолидированного бюджета РФ в Правительство РФ.

Банк России участвует в бюджетном процессе в качестве органа денежно-кредитного регулирования. Бюджетные полномочия Центрального банка России закреплены в ст. 155 БК РФ, а также в Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля 2002 г. № 86–ФЗ.

Основными функциями ЦБ РФ являются:

1) разработка совместно с Правительством РФ основных направлений денежно-кредитной политики;

2) обслуживание без взимания комиссионного вознаграждения счетов федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов;

3) осуществление функции генерального агента по государственным ценным бумагам РФ.

Органы Федерального казначейства РФ осуществляют кассовое обслуживание бюджетов. Полномочия органов Федерального казначейства установлены ст. 166.1 БК РФ.

К полномочиям органов Федерального казначейства относятся:

1) распределение доходов и иных поступлений между бюджетами по установленным нормативам;

2) открытие счетов по учету средств федерального бюджета и иных средств, предусмотренных законодательством;

3) установление порядка кассового обслуживания исполнения бюджетов;

4) установление порядка открытия и ведения лицевых счетов главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;

5) ведение сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;

6) ведение учета операций по кассовому исполнению федерального бюджета, составление отчетности о кассовом исполнении федерального бюджета;

7) составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета и представление их в Министерство финансов РФ.

Участники бюджетного процесса. Главные распорядители, распорядители, бюджетополучатели

Главный распорядитель средств федерального бюджета – орган государственной власти РФ, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, определенным ведомственной классификацией расходов федерального бюджета (ст. 158 БК РФ).

Главный распорядитель средств бюджета субъекта РФ, средств местного бюджета – орган государственной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления, бюджетное учреждение, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств бюджета субъекта РФ, средств местного бюджета, определенные ведомственной классификацией расходов соответствующего бюджета.

Перечень главных распорядителей средств федерального бюджета утверждается федеральным законом, перечень главных распорядителей средств бюджетов субъектов РФ и средств местных бюджетов утверждается соответственно органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления.

Основными полномочиями главного распорядителя являются:

1) представление интересов государства в договорах о предоставлении бюджетных средств на возвратной основе, государственных или муниципальных гарантий, бюджетных инвестиций;

2) утверждение сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений;

3) составление бюджетной росписи, распределение лимитов бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, исполнение соответствующей части бюджета, контроль за получателями бюджетных средств в части обеспечения их целевого использования и своевременного возврата;

4) контроль использования бюджетных средств распорядителями бюджетных средств, бюджетными учреждениями и другими получателями бюджетных средств.

Распорядитель бюджетных средств – орган государственной власти или орган местного самоуправления, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств. Распорядитель бюджетных средств наряду с главным распорядителем участвует в исполнении бюджета по расходам (ст. 159 БК РФ).

Основными полномочиями распорядителя бюджетных средств являются:

1) представление интересов государства, субъекта РФ или муниципального образования в договорах о предоставлении средств соответствующего бюджета на возвратной основе;

2) составление бюджетной росписи, распределение лимитов бюджетных обязательств по подведомственным получателям бюджетных средств;

3) утверждение смет доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений;

4) контроль за использованием бюджетных средств подведомственными получателями бюджетных средств.

Получатель бюджетных средств – бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год (ст. 162 БК РФ).

В соответствии с бюджетным законодательством бюджетными полномочиями обладают:

Финансовые органы (их структура определяется указом Прези­дента РФ);

Органы денежно-кредитного регулирования (ЦБ РФ);

Органы государственного (муниципального) финансового кон­троля (Счетная палата РФ, контрольные и финансовые орга­ны исполнительной власти, контрольные органы законодатель­ных органов субъектов РФ и представительных органов мест­ного самоуправления).

Каждый из них имеет собственные задачи и действует в пре­делах закрепленных полномочий.

Отдельные бюджетные полномочия могут осуществлять иные федеральные органы исполнительной власти в соответствии с за­конодательством.

Субъекты РФ для проведения собственной бюджетной поли­тики создают финансовые органы и органы финансового контро­ля в соответствии со своим законодательством.

Муниципальные образования для обслуживания местного бюд­жета и управления средствами бюджета создают муниципальные казначейства и (или) иные финансовые органы в соответствии со своим уставом и законодательством РФ.

Участниками бюджетного процесса являются:

1) Президент РФ;

2) органы законодательной власти;

3) органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов РФ, главы местного самоуправления, финансовые орга­ны, органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы);

4) органы денежно-кредитного регулирования;

5) органы государственного и муниципального финансового контроля;

6) государственные внебюджетные фонды;

7) главные распорядители и распорядители бюджетных средств;

8) иные органы, на которые законодательством возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.

Участниками бюджетного процесса также являются бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные пред­приятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредит­ные организации, осуществляющие отдельные операции со сред­ствами бюджетов.

Законодательные органы, представительные органы местного самоуправления:

Рассматривают и утверждают бюджеты и отчеты об их испол­нении;

Осуществляют последующий контроль за исполнением бюдже­тов;

Формируют и определяют правовой статус органов, осуществ­ляющих контроль за исполнением бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы;

Осуществляют другие полномочия в соответствии с бюджетным законодательством.

Законодательные органы не имеют права создавать свои резерв­ные фонды, а также выполнять отдельные функции по исполнению бюджетов (за исключением органов местного самоуправления, со­вмещающих функции законодательных и исполнительных органов).

Органы исполнительной власти, органы местного самоуправле­ния осуществляют:

Составление проекта бюджета, внесение его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательно­го органа, представительного органа местного самоуправления;

Исполнение бюджета, в том числе сбор доходов, управление государственным, муниципальным долгом;

Ведомственный контроль за исполнением бюджета;

Составление отчета об исполнении бюджета для утверждения законодательными органами;

Другие полномочия.

Центральный банк РФ наделен следующими бюджетными пол­номочиями.

Совместно с Правительством РФ он разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы основные направления денежно-кредитной политики. ЦБ РФ обслуживает счета бюджетов, а также осуществляет функции генерального аген­та по государственным ценным бумагам РФ.

Кредитные организации могут осуществлять отдельные опера­ции со средствами бюджета, например привлекаться для осуще­ствления операций по предоставлению средств бюджета на воз­вратной основе. Они выполняют бюджетные функции ЦБ РФ, если на соответствующей территории нет учреждений ЦБ РФ или последние не могут выполнять эти функции.

Субъекты РФ, муниципальные образования вправе открывать счета в банках, обслуживающих расчеты по сделкам, совершаемым с государственными ценными бумагами субъектов РФ и муници­пальными ценными бумагами, а также осуществляющих расчеты.

Органы государственного, муниципального финансового контро­ля, осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, проводят экспертизы проектов указанных бюджетов, федеральных и региональных целевых программ и иных нормативных право­вых актов бюджетного законодательства. Они осуществляют пред­варительный, текущий и последующий контроль за исполнением бюджетов и бюджетов внебюджетных фондов.

Главным распорядителем бюджетных средств является орган власти РФ, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям этих средств. Он определен ведомственной классификацией рас­ходов федерального бюджета. Аналогично определяется главный распорядитель средств бюджета субъекта РФ, средств местного бюджета.

Главный распорядитель:

Представляет государство в договорах о выделении бюджетных средств на возвратной основе, государственных или муници­пальных гарантий, бюджетных инвестиций;

Определяет задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг для подведомственных распорядителей и получателей с учетом нормативов финансовых затрат;

Утверждает сметы доходов и расходов подведомственных бюд­жетных учреждений;

Составляет бюджетную роспись, распределяет лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получате­лям средств и исполняет соответствующую часть бюджета;

Вносит изменения в утвержденную смету доходов и расходов бюджетного учреждения в части распределения средств между ее статьями с уведомлением органа, исполняющего бюджет (на основании мотивированного представления бюджетного уч­реждения);

Осуществляет контроль получателей бюджетных средств в час­ти обеспечения их целевого использования, своевременного их возврата, предоставления отчетности, выполнения заданий по предоставлению государственных или муниципальных услуг;

Осуществляет контроль за использованием бюджетных средств их распорядителями, бюджетными учреждениями и другими получателями, государственными и муниципальными унитар­ными предприятиями, которым передана на праве хозяйствен­ного ведения или в оперативное управление собственность соответственно РФ, субъектов РФ или муниципальных обра­зований. Непосредственное проведение контроля за использо­ванием бюджетных средств унитарными предприятиями осу­ществляется по инициативе главного распорядителя органами финансового контроля;

Готовит и представляет органу, ответственному за контроль исполнения бюджета, сводный отчет об исполнении бюджета по выделенным средствам, сводную смету доходов и расходов, а также отчет о выполнении задания по предоставлению госу­дарственных или муниципальных услуг;

Выступает в суде от имени казны РФ:

По искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) соответствующих должностных лиц и органов;

По искам подведомственных предприятий и учреждений, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности.

Распорядителем бюджетных средств является орган государ­ственной власти или орган местного самоуправления, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям.

Бюджетное законодательство, наделяя главного распорядите­ля и распорядителя бюджетных средств широкими полномочия­ми, устанавливает их ответственность за:

Целевое использование выделенных в их распоряжение средств;

Достоверность и своевременное представление установленной отчетности и другой информации, связанной с исполнением бюджета;

Своевременное составление бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств по подведомственным получателям и распорядителям средств;

Своевременное представление бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств по подведомственным получателям и распорядителям средств в орган, исполняющий бюджет;

Утверждение смет доходов и расходов подведомственных бюд­жетных учреждений;

Соответствие бюджетной росписи показателям, утвержденным законом о бюджете;

Соблюдение нормативов финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг при утверждении смет доходов и расходов;

Эффективное использование средств;

Соответствие иным требованиям Бюджетного кодекса и феде­ральным законам.

Бюджетное учреждение - это организация, созданная органа­ми государственной власти для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансирует­ся из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы. Бюджетными учреждени­ями признаются также организации, наделенные государственным или муниципальным имуществом на праве оперативного управ­ления, не имеющие статуса федерального казенного предприятия.

Смета этого учреждения должна отражать все его доходы, по­лучаемые как из бюджета и государственных внебюджетных фон­дов, так и от осуществления предпринимательской деятельности, в том числе доходы от оказания платных услуг, другие доходы, получаемые от использования государственной или муниципаль­ной собственности, закрепленной на праве оперативного управ­ления, и иной деятельности.

Если уполномоченные органы государственной власти умень­шают средства соответствующего бюджета, выделенные целевым назначением для финансирования договоров, заключаемых бюд­жетным учреждением, стороны договора согласуют новые сроки и другие условия договора. Контрагент вправе потребовать от бюджетного учреждения только возмещения реального ущерба, причиненного изменением договора.

Бюджетное учреждение составляет и представляет бюджетную заявку на очередной год, которая подается на утверждение глав­ному распорядителю или распорядителю бюджетных средств.

Бюджетные средства используются в соответствии с утвержден­ной сметой. Однако бюджетное учреждение вправе при исполне­нии сметы перераспределить расходы по предметным статьям и видам расходов. Эти права определяет Федеральное казначейство РФ либо другой орган, исполняющий бюджет, совместно с глав­ными распорядителями бюджетных средств. В расходовании же средств, полученных за счет внебюджетных источников, бюджет­ное учреждение самостоятельно.

Получателем бюджетных средств является бюджетное учрежде­ние или иная организация, имеющие право на получение этих средств в соответствии с бюджетной росписью.

Получатели бюджетных средств имеют право на:

Своевременное получение и использование бюджетных средств в соответствии с утвержденным бюджетной росписью разме­ром с учетом сокращения и индексации;

Своевременное доведение уведомлений о бюджетных ассигно­ваниях и лимитах бюджетных обязательств;

Компенсацию в размере недофинансирования.

Получатели бюджетных средств обязаны:

Своевременно подавать бюджетные заявки или иные докумен­ты, подтверждающие право на получение средств;

Эффективно использовать средства в соответствии с их целе­вым назначением;

Своевременно и в полном объеме возвращать бюджетные сред­ства, предоставленные на возвратной основе;

Своевременно и в полном объеме вносить плату за пользова­ние средствами, предоставленными на возмездной основе;

Своевременно представлять отчет и иные сведения об исполь­зовании средств.

Бюджетное законодательство определяет круг участников бюд­жетного процесса, обладающих бюджетными полномочиями на федеральном уровне:

Президент РФ;

Государственная Дума;

Совет Федерации Федерального Собрания;

Правительство РФ;

Министерство финансов РФ;

Федеральное казначейство;

Органы, осуществляющие сбор доходов бюджета;

Банк России;

Счетная палата РФ;

Государственные внебюджетные фонды;

Главные распорядители и распорядители бюджетных средств;

Иные органы, на которые законодательством возложены бюд­жетные, налоговые и иные полномочия.

Министерство финансов РФ обладает следующими бюджетны­ми полномочиями:

Составляет проект федерального бюджета и представляет его в Правительство РФ, принимает участие в разработке проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов;

По поручению Правительства РФ представляет государство в договорах о предоставлении средств федерального бюджета на возвратной основе и гарантий за счет средств федерального бюджета;

Осуществляет методическое руководство в области составления проекта федерального бюджета и его исполнения;

Составляет сводную бюджетную роспись федерального бюджета;

Разрабатывает прогноз консолидированного бюджета РФ;

Разрабатывает по поручению Правительства РФ Программу го­сударственных внутренних заимствований РФ, условия выпус­ка и размещения государственных займов, выступает в каче­стве эмитента государственных ценных бумаг, проводит реги­страцию эмиссии государственных ценных бумаг субъектов РФ и муниципальных ценных бумаг;

Осуществляет по поручению Правительства РФ сотрудничество с международными финансовыми организациями;

Разрабатывает по поручению Правительства РФ Программу го­сударственных внешних заимствований РФ, организует рабо­ту по привлечению иностранных кредитных ресурсов, разра­батывает программу предоставления гарантий Правительства РФ на привлечение иностранных кредитов третьими сторона­ми и определяет порядок предоставления таких гарантий;

Осуществляет методическое руководство по бухгалтерскому учету и отчетности юридических лиц независимо от их орга­низационно-правовых форм, если иное не предусмотрено за­конодательством;

Принимает в пределах своей компетенции нормативные акты;

Получает от органов исполнительной власти разных уровней, государственных внебюджетных фондов материалы, необходи­мые для составления проекта федерального бюджета, отчета об исполнении федерального бюджета, прогноза консолидирован­ного бюджета РФ, а также отчета об исполнении консолиди­рованного бюджета РФ;

Обеспечивает предоставление бюджетных ссуд и бюджетных кредитов в пределах утвержденного лимита в порядке, установ­ленном Правительством РФ;

Предоставляет по поручению Правительства РФ от имени РФ государственные гарантии субъектам РФ, муниципальным об­разованиям и юридическим лицам в пределах утвержденного лимита;

Проводит проверки финансового состояния получателей бюд­жетных средств, в том числе получателей бюджетных ссуд, кредитов и гарантий;

Проводит проверки получателей бюджетных инвестиций по соблюдению ими условий получения и эффективности исполь­зования указанных средств;

Регистрирует эмиссии займов субъектов РФ, муниципальных образований, государственных унитарных предприятий и фе­деральных казенных предприятий;

Ведет государственные книги (реестры) внутреннего и внеш­него долга РФ;

Осуществляет управление государственным долгом РФ;

Осуществляет иные полномочия;

Организует исполнение федерального бюджета, а также бюдже­тов субъектов РФ и местных бюджетов в случае заключения соответствующих соглашений;

Исполняет федеральный бюджет;

Осуществляет предварительный и текущий контроль за испол­нением федерального бюджета, а также бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в случае заключения соответствующих соглашений;

Осуществляет операции со средствами федерального бюджета, а также бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в случае заключения соответствующих соглашений;

Составляет отчет об исполнении федерального бюджета, а так­же бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в случае за­ключения соответствующих соглашений;

Составляет отчет об исполнении консолидированного бюдже­та РФ;

Представляет отчет об исполнении федерального бюджета в Правительство РФ;

Устанавливает порядок ведения учета и составления отчетнос­ти об исполнении бюджетов всех уровней, смет расходов бюд­жетных учреждений, устанавливает формы учета и отчетности по исполнению бюджетов всех уровней;

Открывает лицевые счета главных распорядителей, распоряди­телей бюджетных средств, бюджетных учреждений, а также бюджетные счета получателей бюджетных средств;

Обладает правом требовать от главных распорядителей, распо­рядителей и получателей бюджетных средств предоставления отчетов об использовании средств федерального бюджета и иных сведений, связанных с получением, перечислением, за­числением и использованием средств бюджета;

Получает от кредитных организаций сведения об операциях с бюджетными средствами и средствами внебюджетных фондов;

Направляет представления главным распорядителям, распоря­дителям и получателям средств федерального бюджета, ЦБ РФ и его учреждениям, кредитным организациям с требованием устранить выявленные нарушения бюджетного законодатель­ства и осуществляет контроль за их устранением;

Приостанавливает операции по лицевым счетам главных рас­порядителей, распорядителей и получателей средств федераль­ного бюджета;

Взыскивает в бесспорном порядке с лицевых счетов главных распорядителей, распорядителей бюджетных средств и получа­телей средств федерального бюджета средства в размере бюд­жетных средств, использованных не по целевому назначению;

Взыскивает в соответствии с договорами со всех счетов полу­чателей бюджетных средств средства, выданные в форме бюд­жетных ссуд и кредитов, по которым истек срок возврата, а также проценты, подлежащие уплате за пользование бюджет­ными ссудами и кредитами;

Налагает на главных распорядителей, распорядителей и полу­чателей средств федерального бюджета, кредитные организа­ции штрафы в соответствии с договорами и законодательством;

Ведет сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств бюджета и осуществляет регистрацию бюджетных учреждений, деятельность которых финансирует­ся из средств федерального бюджета;

Осуществляет иные полномочия.

Бюджетный кодекс определяет исключительные полномочия министра финансов РФ. Министр имеет исключительное право дать разрешение (разрешительная надпись) на совершение следу­ющих действий:

1) утверждение сводной бюджетной росписи федерального бюджета;

2) утверждение лимитов бюджетных обязательств для главных распорядителей;

3) предоставление бюджетных ссуд из федерального бюджета;

4) введение режима сокращения расходов федерального бюд­жета при условии недостатка поступлений не более 5% утверж­денных поступлений в бюджет;

5) перемещение ассигнований между главными распорядите­лями, разделами, подразделами и статьями функциональной и экономической классификаций расходов бюджетов РФ в преде­лах 10% утвержденных расходов;

6) осуществление блокировки расходов и отмену решения о блокировке расходов.

Заключительная часть (5 мин.).

1. подвести итоги;

2. задание на самоподготовку: изучить материал данной темы;

3. ответить на вопросы.

Вопросы:

1. Участники бюджетного процесса и их полномочия

2. Составление проектов бюджетов

3. Рассмотрение и утверждение бюджетов

4. Исполнение бюджетов

Бюджетный процесс , как установлено в Бюджетном кодексе РФ, — это регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.

Бюджетные полномочия представляют собой права и обязанности органов государственной власти и органов, местного самоуправления в отношении принятия правовых актов в об-ласти бюджетных отношений, а также осуществления бюджетного про-цесса на всех его стадиях. В систему органов, обладающих бюджетными полномочиями, входят финансовые органы, органы денежно-кредитного регулирования, органы государственного (муниципального) финансового контроля. Каждый орган выполняет свои собственные задачи и действует в пределах закрепленных за ним полномочий.

Участниками бюджетного процесса являются :

Президент РФ;

Органы законодательной (представительной) власти;

Органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъек-тов РФ. главы местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы);

Главные распорядители и распорядители бюджетных средств;

Иные органы, на которые законодательством РФ, субъектов РФ воз-ложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.

Участниками бюджетного процесса являются также бюджетные учреж-дения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов.

Законодательные (представительные) органы власти имеют следую-щие полномочия:

Рассмотрение и утверждение бюджетов;

Рассмотрение и утверждение отчетов об исполнении бюджетов;

Формирование и определение правового статуса органов, осуществляющих контроль за исполнением бюджетов соответствующих уровней;

Другие полномочия, определенные Бюджетным кодексом РФ. Органов власти.


Органы исполнительной власти осуществляют :

Составление проектов бюджетов;

Представление их на рассмотрение и утверждение законодательным (представительным) органам власти вместе с необходимыми документамии материалами;

Исполнение бюджетов, в том числе сбор доходов бюджета;

Управление государственным, муниципальным долгом;

Осуществление ведомственного контроля за исполнением бюджета;

Представление отчета об исполнении бюджета на утверждение за-конодательным (представительным) органам власти; другие обязанности, установленные Бюджетным кодексом РФ.

Аналогичные полномочия имеют исполнительные органы власти по отношению к государственным внебюджетным фондам.

Банк России имеет следующие полномочия:

Совместно с Правительством РФ разрабатывает и представляет на рассмотрение в Государственную Думу основные направления денежно-кредитной политики;

Обслуживает счета бюджетов;

Осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам РФ.

Особо обратим внимание на то, что счета бюджета могут обслуживаться только Банком России, однако это правило имеет исключение, что следует из полномочий кредитных организаций.

На кредитные организации , осуществляющие отдельные операции со средствами бюджета, как участников бюджетного процесса возложено выполнение двух задач: операции по предоставлению средств бюджета на возвратной основе и обеспечение отдельных функций Банка России там, где он их выполнять не может. Субъекты РФ, муниципальные образования вправе открывать счета в кредитных организациях, которые обслуживают расчеты по сделкам, совершаемым с государственными ценными бумагами субъектов РФ и муниципальными ценными бумагами (в случае отсутствия учреждений Банка России на соответствующей территории или невозмож-ности выполнения ими этих функций).

Контрольные органы законодательных (представительных) органов власти на всех уровнях, представительные органы местного самоуправ-ления осуществляют :

Контроль за исполнением бюджетов соответствующих уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

Проведение экспертизы проектов бюджетов, федеральных и региональ-ных целевых программ, нормативных правовых актов бюджетного законодательства РФ, субъектов РФ, актов органов местного самоуправления.

Органы контроля исполнительной власти в ходе исполнения соответ-ствующего бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль.

Главный распорядитель бюджетных средств имеет право распределять средства бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств. Главные распорядители включаются в ведомственную классификацию расходов бюджета. Необходимо отметить, что для феде-рального уровня таковым является орган государственной власти РФ, для регионального и местного уровня — орган государственной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления.

Главный распорядитель средств соответствующего бюджета :

Определяет задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг для подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств с учетом нормативов финансовых затрат;

Утверждает сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений;

Составляет бюджетную роспись;

Распределяет лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответ-ствующую часть бюджета;

Осуществляет контроль над получателями бюджетных средств в части обеспечения их целевого использования, своевременного возврата, предоставления отчетности, выполнения заданий по предоставлению государственных или муниципальных услуг; а также выполняет другие функции.

Распорядитель бюджетных средств имеет право распределять бюджетные средства по их подведомственным получателям и осуществлять связанные с этим функции. Распорядитель бюджетных средств может быть уполномочен :

Правительством РФ — представлять сторону государства в договорах о предоставлении средств федерального бюджета на возвратной основе, государственных гарантий, бюджетных инвестиций;

Органом исполнительной власти субъекта РФ — представлять его сторону в договорах о предоставлении средств бюджета субъекта РФ на возвратной основе, государственных гарантий, бюджетных инвестиций;

Органом местного самоуправления представлять сторону муници-пального образования в договорах о предоставлении средств местного бюджета на возвратной основе, муниципальных гарантий, бюджетных инвестиций.

Распорядитель бюджетных средств составляет бюджетную роспись, определяет лимиты бюджетных обязательств по подведомственным получателям бюджетных средств и направляет их в орган, исполняющий бюджет; утверждающий сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений; осуществляет контроль за использованием бюджетных средств подведомственными получателями, а также выполняет другие функции.

Бюджетное учреждение — организация, созданная органами государ-ственной власти РФ, субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-тех-нических или иных функций некоммерческого характера. Его деятельность финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государствен-ного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов. В ней должны быть отражены бюджетные и внебюджетные доходы бюджетного учреждения. Бюджетное учреждение наделено правом оперативного управ-ления государственным или муниципальным имуществом.

Получатель бюджетных средств — бюджетное учреждение (или иная организация), имеющее право на получение бюджетных средств в соот-ветствии с бюджетной росписью на очередной финансовый год.

В соответствии с ролью Минфина России в осуществлении бюджетного процесса в Бюджетном кодексе РФ отдельно установлены его полномочия:

Составление проекта федерального бюджета и участие в разработке проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов;

Составление и ведение сводной бюджетной росписи федерального бюджета;

Разработка прогноза консолидированного бюджета РФ;

Разработка программ государственных внутренних и внешних заимствований РФ;

Сотрудничество с международными финансовыми организациями;

Методическое руководство по бухгалтерскому учету и отчетности юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм;

Регистрация эмиссии займов субъектов РФ, ценных бумаг муниципальных образований;

Управление государственным долгом РФ в порядке, установленном Правительством РФ;

Организация исполнения федерального бюджета;

Составление отчетов об исполнениях федерального и консолидированного бюджетов РФ;

Осуществление целого ряда других полномочий в соответствии Бюджетным кодексом РФ, иными законодательными актами бюджетного законодательства РФ;

Выполнение полномочий, возложенных на Минфин России Президентом РФ и Правительством РФ.

В Бюджетном кодексе РФ установлены также исключительные полно-мочия руководителя Минфина России, которые в основном касаются про-цесса исполнения федерального бюджета, например право разрешительной надписи, применение мер ответственности за нецелевое использование средств федерального бюджета и др.

Федеральное казначейство обладает следующими бюджетными полно-мочиями :

Производит распределение доходов и иных поступлений между уровнями бюджетов по нормам, установленным действующим бюджетным законодательством, их перечисление на единые счета соответствующих бюджетов;

Открывает в Банке России и кредитных организациях счета по учету средств федерального бюджета;

Устанавливает порядок кассового обслуживания исполнения бюджетов;

Ведет сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;

Доводит до главных распорядителей средств федерального бюджета показатели сводной бюджетной росписи и лимиты бюджетных обязательств;

Ведет учет операций по кассовому исполнению федерального бюджета, составляет и предоставляет в Минфин России отчетность о кассовом исполнении федерального бюджета;

Составляет на основании отчетности, предоставленной главными распорядителями средств федерального бюджета, отчет об исполнении федерального бюджета и представляет его в Минфин России;

Осуществляет другие полномочия в соответствии с действующим бюджетным законодательством.

Такова краткая характеристика бюджетных полномочий основных участников бюджетного процесса.

Бюджетный процесс - это регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и других участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением. В соответствии с этим определением необходимо более подробно рассмотреть следующие вопросы:

  • нормативные документы, определяющие состав бюджетного законодательства;
  • распределение компетенции органов государственной власти и местного самоуправления (по вертикали);
  • круг участников бюджетных правоотношений;
  • полномочия участников бюджетного процесса (по горизонтали).

Структура бюджетного законодательства представлена на рис. 7.1.1. Необходимо отметить, что Бюджетному кодексу РФ принадлежит приоритет в сфере нормативного регулирования бюджетного процесса в России. Нормативные правовые акты, которые обозначены на рис. 7.1.1, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты федеральных исполнительный органов власти, регулирующие бюджетные правоотношения, не могут противоречить Кодексу. В то же время Бюджетный кодекс устанавливает приоритет международных правовых норм: если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены бюджетным законодательством РФ, применяются правила международного договора. Бюджетное законодательство формируется на трех уровнях бюджетной системы РФ. Соответственно строится вертикальное распределение компетенции между уровнями власти.

К компетенции федерального уровня государственной власти принадлежат:

  • установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы РФ;
  • разграничение налогов и других доходов между уровнями бюджетной системы, а также распределение в порядке межбюджетного регулирования доходов от федеральных налогов и сборов, иных доходов федерального бюджета между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ;
  • разграничение полномочий по осуществлению расходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ;
  • установление порядка составления и рассмотрения проекта федерального бюджета, утверждения и исполнения федерального бюджета, осуществления контроля за его исполнением, составления отчетности об исполнении и утверждения отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  • составление и рассмотрение проекта федерального бюджета, утверждение и исполнение федерального бюджета, осуществление контроля за его исполнением и утверждение отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственный внебюджетный фондов;
  • предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам;
  • установление минимальных государственных социальных стандартов, норм и нормативов финансовых затрат на единицу предоставленных государственных или муниципальных услуг;
  • утверждение бюджетной классификации РФ;
  • установление федеральными законами порядка осуществления заимствований Российской Федерацией, субъектами РФ и органами местного самоуправления;
  • управление долгом Российской Федерации;
  • определение перечня и порядка формирования государственных внебюджетных фондов, управление их деятельностью;
  • установление оснований и порядка привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ и др.

В области регулирования бюджетных правоотношений к ведению субъектов РФ относятся не только вопросы, связанные с бюджетами субъектов РФ и бюджетами территориальных государственных внебюджетных фондов, но и порядок организации межбюджетных отношений в конкретном субъекте Рф, хотя эти вопросы находятся в сфере совместного ведения с федеральными органами государственной власти. Соответственно компетенция органов местного самоуправления должна осуществляться в пределах, установленных федеральным законодательством, законодательством субъектов РФ, а также в соответствии с нормативно-правовыми актами органов власти местного самоуправления.

Участники бюджетного процесса:

  • Президент Российской Федерации;
  • органы законодательной (представительной) власти;
  • органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов РФ, главы местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы);
  • органы денежно-кредитного регулирования;
  • органы государственного и муниципального финансового контроля;
  • государственные внебюджетные фонды;
  • главные распорядители и распорядители бюджетных средств;
  • иные органы, на которые законодательством РФ, субъектов РФ возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.

Участниками бюджетного процесса также являются бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов. В состав участников бюджетного процесса входят также органы, обладающие бюджетными полномочиями (рис. 7.1.2).


Законодательные (представительные) органы власти имеют следующие обязанности:

  • рассматривать и утверждать бюджеты;
  • рассматривать и утверждать отчеты об исполнении бюджетов;
  • формировать и определять правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением бюджетов соответствующих уровней и др.

Аналогичные полномочия законодательных (представительных) органов власти касаются вопросов регулирования деятельности государственных внебюджетных фондов.

Законодательные (представительные) органы власти не имеют права создавать свои резервные фонды, а также выполнять отдельные функции по исполнению бюджетов (за исключением органов местного самоуправления, совмещающих функции законодательных и исполнительных органов). Представляется, что это положение направлено на последовательную реализацию принципа разделения полномочий органов власти в бюджетном процессе, который, как известно, устанавливает, что исполнение бюджета - исключительная компетенция исполнительных органов власти.

Органы исполнительной власти осуществляют:

  • составление проектов бюджетов;
  • представление их на рассмотрение и утверждение законодательными (представительными) органами власти вместе с необходимыми документами и материалами;
  • исполнение бюджетов, в том числе сбор доходов бюджета;
  • управление государственным (муниципальным) долгом;
  • осуществление ведомственного контроля за исполнением бюджета;
  • представление отчета об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов власти и др.

Аналогичные полномочия имеют исполнительные органы власти по отношению к государственным внебюджетным фондам.

Центральный банк РФ (Банк России) выполняет следующие обязанности:

  • совместно с Правительством РФ разрабатывает и представляет на рассмотрение в Государственную Думу РФ основные направления денежно-кредитной политики;
  • обслуживает счета бюджета;
  • осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам.

Особо обратим внимание на то, что счета бюджета могут обслуживаться только Банком России, однако это правило имеет исключение, что следует из компетенции кредитных организаций.

Кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджета, как участники бюджетного процесса выполняют две функции: осуществление операций по предоставлению средств бюджета на возвратной основе и обеспечение функций Банка России там, где он эти функции выполнять не может. Субъекты РФ, муниципальные образования вправе открывать счета в кредитных организациях, обслуживающих расчеты по сделкам, совершаемым с государственными ценными бумагами субъектов РФ и муниципальными ценными бумагами (в случае отсутствия учреждений Банка России на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций).

Контрольные органы законодательных (представительных) органов власти на всех уровнях осуществляют:

  • контроль за исполнением бюджетов соответствующих уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  • проведение экспертизы проектов бюджетов, федеральных и региональных целевых программ и иных нормативных актов бюджетного законодательства Российской Федерации, субъектов РФ, актов органов местного самоуправления.

Органы контроля исполнительной власти в ходе исполнения соответствующего бюджета и бюджета государственного внебюджетного фонда осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль.

Главный распорядитель бюджетных средств имеет право распределять средства бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств. Главный распорядитель бюджетных средств определяется ведомственной классификацией расходов бюджета. Для федерального уровня главным распорядителем бюджетных средств выступает орган государственной власти РФ; для регионального и местного уровня - орган государственной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления, бюджетное учреждение.

Главный распорядитель средств соответствующего бюджета:

  • определяет задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг для подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств;
  • утверждает сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений;
  • составляет бюджетную роспись;
  • распределяет лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств;
  • исполняет соответствующую часть бюджета и др.

Распорядитель бюджетных средств имеет право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств и осуществлять связанные с этим функции. Распорядитель бюджетных средств может быть уполномочен:

  • Правительством РФ представлять сторону государства в договорах о предоставлении средств федерального бюджета на возвратной основе, государственных гарантий, бюджетных инвестиций;
  • органом исполнительной власти субъекта РФ представлять сторону субъекта РФ в договорах о предоставлении средств бюджета субъекта РФ на возвратной основе, государственных гарантий, бюджетных инвестиций;
  • органом местного самоуправления представлять сторону муниципального образования в договорах о предоставлении средств местного бюджета на возвратной основе, муниципальных гарантий, бюджетных инвестиций.

Бюджетное учреждение - организация, созданная органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов. В смете доходов и расходов должны быть отражены бюджетные и внебюджетные доходы бюджетного учреждения. При этом учреждение при исполнении сметы доходов и расходов самостоятельно в расходовании средств, полученных за счет внебюджетный источников. Бюджетное учреждение наделено правом оперативного управления государственным или муниципальным имуществом.

Получатель бюджетных средств - это бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.

Учитывая роль Министерства финансов РФ в осуществлении бюджетного процесса, Бюджетный кодекс РФ отдельно устанавливает его полномочия. Министерство финансов РФ:

  • составляет проект федерального бюджета и принимает участие в разработке проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  • составляет сводную бюджетную роспись федерального бюджета;
  • разрабатывает Программу государственных внутренних заимствований и Программу государственных внешних заимствований Российской Федерации;
  • осуществляет сотрудничество с международными финансовыми организациями;
  • осуществляет методическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм;
  • проводит проверки финансового состояния получателей бюджетных средств, в том числе получателей бюджетных ссуд, бюджетных кредитов и государственных гарантий;
  • регистрирует эмиссии займов субъектов РФ, муниципальных образований, государственных унитарных предприятий и федеральных казенных предприятий;
  • осуществляет в порядке, установленном Правительством РФ, управление государственным долгом РФ;
  • исполняет федеральный бюджет;
  • составляет отчет об исполнении федерального бюджета, отчет об исполнении консолидированного бюджета РФ;
  • налагает на главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, кредитные организации штрафы в соответствии с договорами и законодательством РФ;
  • осуществляет иные полномочия.