Составьте тестовое задание на установление соответствия. Сравнительная характеристика форм предтестовых заданий. Принципы разработки заданий в тестовой форме

  1. При создании тестов для проверки остаточных знаний по соответствующей дисциплине или для проверки итоговых знаний обучающегося/студента на основании программы дисциплины определяется область содержания теста и цели тестирования .

План теста (Приложение 1) для промежуточного контроля знаний должен охватывать знания, умения и навыки по одной или нескольким дидактическим единицам, для итоговой аттестации – по всем дидактическим единицам дисциплины в соответствии с программой дисциплины, для проверки остаточных знаний по всем дидактическим единицам дисциплины в соответствии с ГОСом по профессии/специальности.

3. Необходимо включение в тесты только наиболее важных, базовых знаний, выражающих сущность, содержание, законы и закономерности рассматриваемых явлений. Все спорные точки зрения, допустимые в научном споре, следует исключить из тестовых заданий.

4. Каждый учебный элемент должен иметь некоторую усредненную меру трудности, которую необходимо учитывать в процессе контроля знаний.

  1. При разработке плана тестовых заданий по дисциплине делается примерная раскладка процентного содержания разделов и определяется необходимое число заданий (но не менее 3-х) по каждому разделу дисциплины (по каждой дидактической единице) исходя из его важности и числа часов, отведенных на его изучение в программе.

Основные термины тестового задания должны быть явно и ясно определены.

Тестовые задания должны быть прагматически корректными и рассчитаны на оценку уровня учебных достижений студентов по конкретной области знаний.

Тестовые задания должны формулироваться в виде свернутых кратких суждений.

Следует избегать тестовых заданий, которые требуют от тестируемого развернутых заключений на требования тестовых заданий.

При конструировании тестовых ситуаций можно применять различные формы их представления, а также графические и мультимедийные компоненты с целью рационального предъявления содержания учебного материала.

Количество слов в тестовом задании не должно превышать 10-12, если при этом не искажается понятийная структура тестовой ситуации. Главным считается ясное и явное отражение содержания фрагмента предметной области.

Среднее время на тестовое задание не должно превышать 1,5 минуты.

  1. Рекомендуется соблюдать следующие параметры тестов:

Соответствие содержания тестовых заданий государственному образовательному стандарту по учебной дисциплине (базовая часть тестовых заданий –70%- 85%), а также включение дополнительных тестовых заданий (вариативная часть тестовых заданий – 15%-30%).

Необходимо проводить подбор заданий, комплексно отображающих основные темы учебной дисциплины.

Тестовые задания по конкретной учебной дисциплине должны наиболее полно отображать ее содержание и ключевые понятия, чтобы иметь качественную объективную оценку знаний студентов. Включение в тест второстепенных элементов содержания может привести к неоправданным выводам о знании или незнании учебной дисциплины.

Необходимо соблюдать пропорции в количестве тестовых заданий по темам учебной дисциплины.

Необходимо проверять соответствие содержания тестовых заданий знаниям, навыкам и умениям, оцениваемым у студентов.

В каждом тестовом задании необходима определенность, логичность, отсутствие некорректных формулировок, выделение одного предмета измерения (ключевого понятия, термина, правила, определения и т.д.).

  1. Спецификация теста включает :

Цель создания теста, обоснование выбора подхода к его созданию, описание возможных сфер его применения.

Перечень нормативных документов (базисных программ, требований к уровню подготовки выпускников и др.), используемых при планировании содержания теста.

Количество заданий различной формы с указанием числа ответов к закрытым заданиям, общее число заданий в тесте.

Охват требований государственных образовательных стандартов по дисциплине.

  1. Рекомендации к формулировкам тестовых заданий

Основными элементами тестового задания являются инструкция, задание (содержательная часть), ответы к заданию.

Инструкция к тестовым заданиям определяет перечень действий при прохождении тестирования. Она должна быть адекватна форме и содержанию задания («укажите правильный ответ (ответы)», «установите соответствие», «определите правильную последовательность», «введите правильный ответ»).

Используемая терминология не должна выходить за рамки основных учебников и нормативных документов.

Все повторяющиеся слова должны быть исключены из ответов и вынесены в содержательную часть задания.

Все варианты ответов должны быть грамотно согласованы с содержательной частью задания, однообразны по содержанию и структуре, равнопривлекательны. Между ответами необходимы четкие различия. Правильный ответ однозначен и не должен опираться на подсказки.

Среди ответов должны отсутствовать ответы, вытекающие один из другого.

В варианты ответов нельзя включать формулировки «все перечисленное выше», «все утверждения верны», «перечисленные ответы не верны», так как такие ответы нарушают логическую конструкцию тестового задания или несут подсказку.

Число тестовых заданий с отрицанием должно быть минимальным. При этом частица «не» выделяется жирным шрифтом.

  1. Виды и типы тестовых заданий. Их особенности, преимущества и недостатки

Существуют два типа заданий, которые объединяют шесть видов

Схема 1. Типы и виды тестовых заданий

К заданиям открытого типа относятся два вида – задания дополнения и задания свободного изложения. Их отличительной особенностью является то, что для их выполнения ученику необходимо записать одно или несколько слов (цифр, букв, словосочетаний, предложений).

Задания закрытого типа (альтернативных ответов, множественного выбора, восстановления соответствия и восстановления последовательности) предусматривают различные варианты ответа на поставленный вопрос: из ряда предлагаемых выбираются один или несколько правильных ответов, выбираются правильные (или неправильные) элементы списка и др. Эти задания предполагают наличие ряда предварительно разработанных вариантов ответа на заданный вопрос.

Задания закрытого типа

1. Задания альтернативных ответов.

К каждой задаче альтернативных ответов дается только два варианта ответов. Испытуемый должен выбрать один из них – “да – нет”, “правильно – неправильно” и др.

Форма задания

Текст задания (вопрос)

Ответ

Утверждение 1

да

нет

Утверждение 2

да

нет

Утверждение 3

да

нет

... ...

Инструкция для задания альтернативных ответов: Вам необходимо выбрать один вариант ответа, который Вы считаете правильным.

Задания альтернативных ответов в большей степени подходят для выявления уровня овладения сложными определениями, знания достаточно сложных графиков, диаграмм, схем и др.Особенностью заданий альтернативных ответов является то, что вопрос должен быть сформулирован в форме утверждения, поскольку он предполагает согласие или несогласие, которое можно отнести к утверждению.

2. Задания множественного выбора.

Это основной вид заданий, применяемый в тестах достижений. Задачи с множественным выбором предполагают наличие вариативности в выборе. Испытуемый должен выбрать один из предложенных вариантов, среди которых чаще всего только один правильный.

1. В тексте задания должна быть устранена всякая двусмысленность или неясность формулировок;

2. Основная часть задания формулируется очень кратко, не более одного предложения из семи-восьми слов;

3. Задание должно иметь предельно простую синтаксическую конструкцию;

4. В основную часть задания включается как можно больше слов, оставляя для ответа 2-3 ключевых слова для данной проблемы;

5. Все ответы к одному заданию должны быть примерно одной длины, либо в некоторых заданиях правильный ответ может быть короче других;

6. Из текста должны быть исключены все ассоциации, способствующие выбору правильного ответа с помощью догадки;

7. Частота выбора одного и того же номера места для правильного ответа в различных заданиях должна быть примерно одинакова;

8. Из ответов исключаются все повторяющиеся слова за счет ввода их в основной текст заданий;

10. Из числа неправильных должны исключаться ответы, вытекающие один из другого;

11. Из числа тестовых должны исключаться задания, содержащие оценочные суждения или мнения испытуемого по какому-либо вопросу;

12. Все варианты ответов должны быть равновероятно привлекательны для испытуемых;

13. Ни один из вариантов ответов не должен являться частично правильным, превращающимся при определенных дополнительных условиях в правильный;

14. Основная часть задания формулируется в форме утверждения, которое обращается в истинное или ложное высказывание после подстановки ответов;

15. Ответ на одно задание не должен служить ключом к правильным ответам на другие задания теста, т.е. не следует использовать дистракторы из одного задания в качестве ответов к другим заданиям теста;

16. Если задание содержит среди прочих альтернативные ответы, не следует сразу после правильного приводить альтернативный ответ, так как внимание отвечающего обычно сосредотачивается только на этих двух ответах;

17. Все ответы должны быть параллельны по конструкции и грамматически согласованы с основной частью задания теста.

Форма предоставления заданий множественного выбора:

Вопрос (утверждение):

A. Вариант ответа 1

B. Вариант ответа 2

C. Вариант ответа 3

Инструкция для заданий множественного выбора: Выберите букву (ы), соответствующую (ие) варианту (ам) правильного (ых) ответа (ов).

3. Задания на восстановление соответствия.

К заданиям данного типа относятся задания на восстановление соответствия между элементами двух списков, порядка ряда. Состоит из двух групп элементов и четкой формулировки критерия выбора соответствия между ними. Соответствие устанавливается по принципу 1:1 (одному элементу первой группы соответствует только один элемент второй группы) или 1:M (одному элементу первой группы соответствует М элементов второй группы). Внутри каждой группы элементы должны быть однородными. Количество элементов во второй группе должно превышать количество элементов первой группы, но не более чем в 1,5 раза. Максимально допустимое количество элементов во второй группе не должно превышать 10. Количество элементов в первой группе должно быть не менее двух.

Форма представления заданий на восстановление соответствия:

Инструкция: Соотнесите написанное в столбцах 1 и 2.

Вопрос:

Варианты ответа:

Столбец 1

Столбец 2

Ответ: А. 3. Б. 2. В. 5. Г. 1. Д. 4.

Главными преимуществами заданий этого вида являются: возможностью быстрой оценки знаний, умений и навыков в конкретной области знаний, и экономичность размещения задач в тесте.

4. Задания на восстановление последовательности

Задания на восстановление последовательности можно рассматривать как вариант задания на восстановления соответствия, когда одним из рядов является время, расстояние, или иной континуальный конструкт, который подразумевается в виде ряда.

Задания на восстановление последовательности – это очень качественная форма тестовых заданий, обладающая значительными преимуществами: краткостью, простотой проверки.

Задание.

Инструкция: Расположите в правильной последовательности.

Вопрос.

Варианты ответа.

1. А.

2. B.

3. С. ……. Ответ: 1. А. 2. D. 3. В. 4. Е. 5. С. 6. F.

Преимущества заданий закрытого типа

Задания могут быть надежны, поскольку отсутствуют факторы, связанные с субъективными оценками, которые снижают надежность.

Оценивание заданий полностью объективно: между оценками различных проверяющих не может быть различий.

Не учитывается умение испытуемых хорошо формулировать ответы.

Задания этого типа легко обрабатываются, тестирование быстро проводится.

Простой алгоритм заполнения снижает количество случайных ошибок и описок.

Эти задания позволяют охватить большие области знания, что для тестов достижений особенно важно.

Возможна машинная обработка ответов.

Низкая вероятность угадывания правильных ответов.

Возможно получение точной оценки содержательности теста, что особенно важно для определения соответствия теста целям исследования

Задания открытого типа

Требует сформулированного самим тестируемым заключения на требования задания. Имеет вид неполного утверждения, в котором отсутствует один или несколько ключевых элементов. В качестве ключевых элементов могут быть: число, слово или словосочетание. При формулировке задания на месте ключевого элемента, необходимо поставить прочерк или многоточие. Отсутствующий элемент (правильный вывод) в задании открытой формы вводит тестируемый на месте прочерка и/или в специальном поле, хорошо видимом испытуемым.

К ним относятся задания двух видов:

1) дополнения (задачи с ограничением на ответы). В этих заданиях испытуемые также самостоятельно давать ответы на вопросы, однако их возможности ограничены.

Ограничения обеспечивают объективность оценивания результата выполнения задания, а формулировка ответа должна дать возможность однозначного оценивания.

Инструкция для заданий дополнения: вместо многоточия впишите только одно слово (символ, знак и т.д.).

Пример задания дополнения.

Инструкция: Вместо многоточия впишите только одно слово.

Вопрос: Фирма, предоставляющая сетевые услуги – это...

Ответ: провайдер.

2) Свободного изложения или свободного конструирования. Они предполагают свободные ответы испытуемых по сути задания. На ответы не накладываются ограничения. Однако формулировки заданий должны обеспечивать наличие только одного правильного ответа.

Инструкция для заданий свободного изложения: закончите предложение (фразу), впишите вместо многоточия правильный ответ (словосочетание, фразу, предложение или несколько предложений).

Пример задания свободного изложения.

Инструкция: Закончите предложение.

Вопрос: Специальная программа, реализующая правила передачи информации между компьютерами – это... ...

Ответ: сетевой протокол.

Трудность в применении этого вида задач заключается в сложности с формализацией ответов, необходимость подготовки оценочных схем затрудняет стандартизацию, громоздкость процедуры и большие затраты времени на проведение.

Основная трудность при составлении заданий открытого типа – соблюдения основного требования к тестовым заданиям (наличия однозначного правильного ответа).

Положительными сторонами хорошо составленных заданий дополнения и свободного изложения являются:

1) невозможность угадать ответ;

2) краткость и однозначность ответов;

3) необходимость воспроизведения ответа по памяти;

4) отсутствие необходимости искать несколько вариантов ответа;

5) простота формулировки вопроса;

6) простота проверки.

  1. Критерии выставления оценки

Оценка «удовлетворительно» ставится, если обучающийся/студент ответил на от 55 до 70% вопросов. Оценка «хорошо» ставится, если обучающийся/студент получил от 71 до 85%. Оценка «отлично» ставится, если обучающийся/студент получил 86% и более.

Основные типы химических реакций

3.2, 3.3

Периодическая система Д.И.Менеделеева и свойства химических элементов

Химическая связь и строение вещества

Химическая кинетика и катализ. Скорость реакций. Катализ. (Задача)

2. 2.3

Химическое равновесие. Константа равновесия. Смещение равновесия.

2.1,

Дисперсные системы. Общие свойства растворов. Энергетика растворения.

А10

Состав растворов. Массовая доля. Молярная концентрация.

1.1,

А11

Растворы электролитов. Диссоциация кислот, оснований, солей.

А12

Кислотно-основные реакции. Гидролиз солей.

Всего

*Примечание. Виды тестовых заданий:

1 - задания с выбором одного или нескольких правильных ответов;

2 - задания открытой формы, т. е. без указания ответов (дополнения и свободного изложения)

3 - задания на установление соответствия

4 - задания на установление правильной последовательности

5 – задания альтернативных ответов


В заданиях на установление соответствия надо установить соответствие элементов одного столбца элементам другого столбца.В заданиях на установление соответствия надо установить соответствие элементов одного столбца элементам другого столбца. Такие задания позволяют проверитьТакие задания позволяют проверить - знания о взаимосвязи определений и фактов; - авторов и произведений; форм и содержания; - сущности и явлений; - соотношение между различными предметами, законами, формулами, датами. - соотношение между различными предметами, законами, формулами, датами.


Задания открытой формы представляют трудности в разработке, поскольку их формулировки должны быть предельно чёткими, ясными для понимания и содержать единственно возможный правильный ответ.Задания открытой формы представляют трудности в разработке, поскольку их формулировки должны быть предельно чёткими, ясными для понимания и содержать единственно возможный правильный ответ.


Требования при разработке заданий на соответствие задания формулируются в рамках двух множеств;задания формулируются в рамках двух множеств; задающие элементы располагаются слева, а элементы для выбора справа;задающие элементы располагаются слева, а элементы для выбора справа; необходимо наличие нескольких дистракторов и все дистракторы должны быть правдоподобны;необходимо наличие нескольких дистракторов и все дистракторы должны быть правдоподобны; материал заданий на соответствие должен быть гомогенным.материал заданий на соответствие должен быть гомогенным.






Инструкция «Установить соответствие» «Установить соответствие» Не рекомендуется дополнять эти слова различными пояснениями типа «Установить соответствие между тем-то и тем-то» Не рекомендуется дополнять эти слова различными пояснениями типа «Установить соответствие между тем-то и тем-то»


Заголовки столбцов должны относиться ко всем элементам представляемого списка;относиться ко всем элементам представляемого списка; быть короткими, точными и понятными для всех без исключения.быть короткими, точными и понятными для всех без исключения. Пример: Пример: Выражение Значение выражения Слова Падежи Авторы Произведения


Элементы столбцов Выражают содержание задания. Выражают содержание задания. Подбор их ограничен содержанием учебного плана и программы курса. Подбор их ограничен содержанием учебного плана и программы курса. Число элементов правого столбца всегда больше элементов левого. Число элементов правого столбца всегда больше элементов левого.


Номера и буквы Используются как идентификаторы (метки) элементов. Используются как идентификаторы (метки) элементов. Цифры лучше писать в левом столбце, отделяя от содержания столбцов точкой, буквы – в правом, отделяя круглой скобкой и пробелом. Цифры лучше писать в левом столбце, отделяя от содержания столбцов точкой, буквы – в правом, отделяя круглой скобкой и пробелом. Номер задания ставится рядом с первым заголовком задания.Номер задания ставится рядом с первым заголовком задания.


Примеры: Установить соответствие: Уравнение Корень уравнения Уравнение Корень уравнения – Х= 0 А) – Х= 0 А) 5 2. Х: 8 = 80 Б) Х: 8 = 80 Б) : Х = 15 В) : Х = 15 В) Х – 72 = 10 Г) Х – 72 = 10 Г) 83 Д) 640 Д) 640 Е) 82 Е) 82 Ответы: 1___, 2___, 3____, 4____. Ответы: 1___, 2___, 3____, 4____.


Пример: Установите соответствие: 1. Животные Природные зоны 1. Животные Природные зоны 1. рысь А) пустыня 1. рысь А) пустыня 2. тюлень Б) субтропики 2. тюлень Б) субтропики 3. ушастый еж В) тундра 3. ушастый еж В) тундра Г) степь Г) степь Д) лесостепь Д) лесостепь Ответы: 1__, 2__, 3___. Ответы: 1__, 2__, 3___.


Пример: СОБЫТИЕ ДАТА 1.Отмена крепостного права А г. 2. Начало Крымской войны Б г. 3.Окончание Крымской войны В г.. Г г.. Г г. Д г Д г Ответы: 1___, 2___, 3___.


Установить соответствие:Установить соответствие:ИНСТРУКЦИЯЗАДАНИЯ 1) Установить правильную последовательность А) открытые 2) Установить соответствие Б) табличные 3) Обвести кружком номера всех правильных ответов В) с выбором одного или несколько правильных ответов 4) Дополнить Г) на установление соответствия Д) на установление правильной последовательности


Строка ответов Помогает тестируемому определить место, куда заносить свои ответы.Помогает тестируемому определить место, куда заносить свои ответы. Она располагается точно посередине задания, иногда – на свободном месте в первом столбце.Она располагается точно посередине задания, иногда – на свободном месте в первом столбце.


Матричные задания - вариант заданий на установление соответствия, но применяются они редко, из-за громоздкости и больших затрат. вариант заданий на установление соответствия, но применяются они редко, из-за громоздкости и больших затрат. Примеры: Примеры: 2.Величина Единицы Приборы 2.Величина Единицы Приборы измерения измерения 1. длина А) кв. м C) термометр 1. длина А) кв. м C) термометр 2. площадь Б) м/с D) линейка 2. площадь Б) м/с D) линейка В) м Q) транспортир В) м Q) транспортир W) компас W) компас Ответы: 1 ___ ___ 2___ ____. Ответы: 1 ___ ___ 2___ ____.


Оценка 1 балл за правильное выполнение всего задания.1 балл за правильное выполнение всего задания. По одному баллу за каждое правильно установленное соответствие.По одному баллу за каждое правильно установленное соответствие. За все правильные ответы – 2 балла, за одну пропущенную ошибку снизить оценку до 1 балла, за две и более ошибок – 0 баллов.За все правильные ответы – 2 балла, за одну пропущенную ошибку снизить оценку до 1 балла, за две и более ошибок – 0 баллов.


Применение Основная сфера применения заданий на соответствие – это текущий и тематический контроль.Основная сфера применения заданий на соответствие – это текущий и тематический контроль. Их лучше применять для самоконтроля.Их лучше применять для самоконтроля. Они реже используются при входном и итоговом контроле.Они реже используются при входном и итоговом контроле. Почти совсем не используются при аттестации.Почти совсем не используются при аттестации.

Задания, где элементам одного множества требуется поставить в соответствие элементы другого множества, называют заданиями на установление соответствия. Задания на установление соответствия в курсе ОБЖ эффективны при самоконтроле и текущем контроле знаний. С их помощью проверяются так называемые ассоциативные знания, то есть знания о связи формы и содержания, сущности и явления, о соотношении между различными предметами, свойствами, законами. Испытуемый должен собрать ответ из элементов списка левой и соответствующих им элементов правой колонки.

Инструкция к заданиям этой формы: УСТАНОВИТЕ СООТВЕТСТВИЕ:

Номер задания ставится рядом с заголовком первого столбца. Заголовки пишутся прописными буквами. Заголовок каждого столбца относится ко всем элементам соответствующего множества. Названия множества классов в заголовке левого столбца и элементов этих классов в правом столбце не должны быть длинными. Элементы должны соответствовать названиям столбцов и быть короткими. Элементы левой колонки нумеруются числами, элементы правой - прописными буквами. Номер и буква отделяются от элементов столбца круглой скобкой и пробелом.

На каждый элемент слева должен найтись по крайней мере один элемент справа, а каждому элементу справа должен соответствовать только один элемент слева. Число элементов в правом столбце, как правило, больше числа элементов в левом.

Строка ответов размещается посредине. Испытуемый пишет ответы буквами из правого столбца в соответствующих пробелах рядом с номерами.

Наиболее часто встречающиеся ошибки в заданиях на установление соответствия:

Инструкция вносится в заголовок первого столбца

Из заголовков обоих столбцов строятся утвердительные предложения

Не соблюдается правило однозначности соответствия элементов второго столбца элементам первого

Велико число элементов второго столбца

Элементы второго столбца очень громоздки

1. Соотнесите названия аварийно химически опасных веществ (АХОВ) с их характеристикой (8 класс ОБЖ )

Название АХОВ

Характеристика АХОВ

А) Газ с удушливым неприятным запахом,

напоминает запах гнилых плодов, прелого сена

Б) Серебристый жидкий металл.

Тяжелее всех известных жидкостей

В) Зеленовато-желтый газ, с резким удушливым запахом,

тяжелей воздуха, застаивается в нижних этажах зданий,

в низинах

Г) Бесцветный газ с резким удушливым запахом,

легче воздуха. Проникает в верхние этажи зданий

5) Метиловый спирт

(древесный спирт, метанол)

Д) Бесцветная прозрачная, легкоподвижная жидкость

с характерным запахом винного спирта

и жгучим неприятным вкусом

2. Соотнесите место радиационной аварии со временем её возникновения

3. Соотнесите телефоны с городскими службами безопасности

4. Соотнесите виды кровотечений с их характеристиками

виды кровотечений

характеристика кровотечений

1) Смешанное

А) Кровь имеет темный цвет, не пульсирует,

вытекает из раны спокойно, непрерывно

2) Венозное

Б) Кровь сочится по всей поверхности раны

3) Артериальное

В) Возникает при множественных повреждениях,

как при поверхностных, так и глубоких

4) Капиллярное

Г) Кровь алого цвета, вытекает из раны пульсирующей струей

5) Внутреннее

Д) Возникает при повреждении внутренних органов,

не видно снаружи

5. Соотнесите виды транспорта с опасностями (опасными местами)

виды транспорта

Опасности (опасные места)

1) Морской и речной транспорт

А) Пожар в салоне, разгерметизация салона,

терроризм, погодные условия

2) Авиационный транспорт

Б) Пути железнодорожные, турникет, платформа,

эскалатор, высокое электрическое напряжение

3) Железнодорожный транспорт

В) Дорожное транспортное происшествие, пожар

4) Общественный (автобус, троллейбус, такси) транспорт

Г) Пути железнодорожные, платформа

Д) Палуба, открытые иллюминаторы,

не закреплено палубное ограждение

6. Соотнесите место перелома с положением пострадавшего при транспортировке

Предтестовые задания на установление соответствия

Общая характеристика. Задания на соответствие имеют специфический вид: под инструкцией располагаются элементы двух множеств, соответствие между которыми предлагается установить учащемуся ; слева обычно приводятся элементы задающего множества, содержащего постановку проблемы; справа -- элементы, подлежащие выбору.

Соответствие между элементами двух столбцов может быть взаимно однозначным, когда каждому элементу слева соответствует только один элемент справа. Если число элементов в двух столбцах одинаковое, то для последнего элемента задающего множества выбора не произойдет, поэтому в множество для выбора стараются включить несколько дистракторов.

Установите соответствие между датами и внешнеполитическими событиями. К каждому из 4 элементов (1,2,3,4) подбирается один соответствующий элемент (а, б, в, г, д).

Даты События

1) 1922г. а)подписание Рапалльского договора с Германией

2) 1924г. б)заключение договора о ненападении с Германией

3) 1934г. в)заключение Брестского мира с Германией

4) 1939г. г)вступление в Лигу Наций

д)«полосадипломатическогопризнания»СССР

Задания на установление соответствия по алгоритму выполнения близки к заданиям с выбором ответа, поскольку ученик выбирает из числа ответов, предложенных преподавателем, правильный ответ. За рубежом задания на соответствие не выделяют в отдельный вид, а считают одной из разновидностей заданий с выбором ответов. Как и в заданиях с выбором ответов, наибольшие трудности при разработке связаны с подбором правдоподобных избыточных элементов в правом множестве. Мера правдоподобности каждого дистрактора устанавливается эмпирически. В итоговом контроле задания на соответствие малоэффективны в силу их громоздкости, не позволяющей охватить большой объем содержания.

Оценивание результатов выполнения заданий на соответствие. Результаты выполнения заданий на соответствие оцениваются либо дихотомической, либо политомической оценкой. При дихотомическом оценивании за все правильно установленные соответствия в задании теста ставится «1». Если хотя бы одно соответствие неверно, то за частично правильно выполненное задание на соответствие учащийся получает «О».

При политомическом оценивании за каждое правильное соответствие ставится «1». В этом случае при проверке заданий на соответствие используется политомическая оценка, и общее количество баллов за задание равно числу правильно установленных соответствий.

Задания на установление правильной последовательности

Общая характеристика. Тестовые задания четвертой формы пред-назначены для оценки уровня владения последовательностью действий, процессов и т.п. Элементы, связанные с определенной задачей, приводятся в заданиях в произвольном порядке, а ученик должен установить правильный порядок предложенных элементов и указать его заданным способом в специально отведенном для этого месте .

Стандартная инструкция к заданиям четвертой формы имеет следующий вид: «Установите правильную последовательность». Иногда инструкцию включают в текст задания.

Расположите имена русских полководцев в хронологической последовательности их деятельности. Запишите буквы, которыми обозначены имена в правильной последовательности:

А) Дмитрий Пожарский

Б) Алексей Ермолов

В) Михаил Скобелев

Г) Алексей Орлов

Во многих случаях задания на установление правильной последовательности крайне нетехнологичны или неприменимы в силу специфики содержания предмета. Они громоздки и нередко до-пускают неоднозначную последовательность ответов.

Сравнительная характеристика форм предтестовых заданий

В процессе разработки теста у автора всегда возникает вопрос,остановиться на какой-нибудь одной форме заданий или совместить различные формы в одном тесте? Выбор автора во многом должен определяться спецификой содержания учебной дисциплины, целями создания и применения теста. Немало в данном случае зависит от технологии проверки, сбора и обработки эмпирических данных, от технического и материального обеспечения процесса применения теста.

Организовать компьютеризованный сбор и анализ результатов выполнения теста легко, если тест состоит лишь из заданий с выбором ответов. Результаты выполнения заданий с конструируемыми ответами требуют ручной обработки и привлечения экспертов,а следовательно - дополнительных материальных затрат и времени на проверку. Обилие форм в тесте затрудняет работу ученика и значительно усложняет статистическую обработку эмпирических результатов выполнения теста.

К сожалению, требование моноформности не всегда выполнимо, поскольку не все знания и умения ученика можно проверить с помощью моноформного теста. В связи с этим часто приходится идти на совмещение форм, что при прочих равных условиях всегда негативно отражается на точности измерений, обеспечиваемой тестом. Выбор оптимальной формы предтестовых заданий обычно бывает связан со спецификой содержания теста. При этом приходится учитывать достоинства и недостатки каждой из форм (табл. 1) и принимать определенное компромиссное решение в процессе такого выбора.

Задания на соответствие имеют специфический вид, где под инструкцией располагаются элементы двух множеств, соответствие между которыми предлагается установить испытуемому. Слева обычно приводятся элементы задающего множества, содержащие постановку проблемы, справа – элементы, подлежащие выбору.

Соответствие между элементами двух столбцов может быть взаимно однозначным, когда каждому элементу справа соответствует только один элемент слева. Если число элементов в двух столбцах одинаковое, то для последнего элемента задающего множества выбор не произойдет. Встречаются случаи, определяемые спецификой содержания предмета, когда для нескольких элементов левого столбца выбираются одни и те же элементы справа, поэтому их может оказаться меньше, чем слева. И наконец, оптимальным является задание, в котором правое множество содержит больше элементов, каждый из которых выбирается только один раз. Например, удачное задание 1, а не удачное 2, поскольку число элементов для выбора справа равно числу элементов в левом столбце.

Задание 1

К КАЖДОМУ ИЗ ТРЕХ ЭЛЕМЕНТОВ (1, 2, 3) ПОДБИРАЕТСЯ ОДИН СООТВЕТСТВУЮЩИЙ ЭЛЕМЕНТ ИЗ ПРАВОЙ ЧАСТИ С БУКВАМИ (А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, З, И, К).

Определите соответствие ролей менеджера трем блокам согласно модели Г. Минцберга

Ответы можно представить в виде таблицы, в таком случае отпадает необходимость в подробной инструкции, подобной той, которая приведена для задания 1.

Задание 2

УСТАНОВИТЕ СООТВЕТСТВИЕ

Лишние элементы правого столбца, не подлежащие выбору при правильных ответах, называются дистракторами. Как и в заданиях с выбором ответов, наибольшие трудности при разработке связаны с подбором правдоподобных избыточных элементов в правом множестве. Мера правдоподобности каждого дистрактора устанавливается эмпирически.

При разработке заданий на соответствие следует руководствоваться следующими правилами:

Задание формулируется так, чтобы все содержание можно было выразить в виде двух множеств с соответствующими названиями;

Элементы задающего столбца располагаются слева, а элементы для выбора – справа;

Желательно, чтобы каждый столбец имел определенное название, обобщающее все элементы столбца;

Необходимо, чтобы правый столбец содержал хотя бы несколько дистракторов. Еще лучше, если число элементов правого множества будет примерно в два раза больше числа элементов левого столбца;

Необходимо, чтобы все дистракторы в одном задании были равновероятно правдоподобны;

Элементы столбцов должны быть выбраны по одному основанию для включения только гомогенного материала в каждое задание теста.

В аттестационном тесте задания на соответствие малоэффективны в силу их громоздкости, не позволяющей охватить большой объем содержания.

К заданиям на соответствие прилагается стандартная инструкция, состоящая из двух слов: «УСТАНОВИТЕ СООТВЕТСТВИЕ». Иногда инструкцию делают развернутой, особенно в тех случаях, когда есть отдельный бланк ответов. Например, инструкция может иметь вид: «БУКВЫ, СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ЗАДАННЫМ ЭЛЕМЕНТАМ, ЗАПИШИТЕ СНАЧАЛА В ТАБЛИЦУ, ПРИВЕДЕННУЮ В ТЕКСТЕ ЗАДАНИЯ, А ЗАТЕМ ПЕРЕНЕСИТЕ ИХ В БЛАНК».

Результаты выполнения заданий на соответствие оцениваются либо дихотомической, либо политомической оценкой. При дихотомическом оценивании 1 балл выставляется за все правильно установленные соответствия в задании теста. Если хотя бы одно соответствие неверно, то за частично правильно выполненное задание на соответствие испытуемый получает 0 баллов. Другой способ заключается в выставлении по одному баллу за каждое правильное соответствие, тогда при проверке заданий на соответствие используется политомическая оценка, и общее количество баллов за задание равно числу правильно установленных соответствий.