Легитимное создание ТСЖ в нарушение закона: пути выхода. Основные схемы мошенничества в тсж Можно ли и как пожаловаться собственнику

С момента переложения задачи управления многоквартирными домами с ЖЭУ и ЖЭК на плечи собственников жилых помещений в доме в нашу жизнь прочно вошла аббревиатура ТСЖ.

За данными буквами скрывается понятие — .

Данная структура призвана решать текущие жилищные и бытовые вопросы между жильцами многоквартирных домов, в том числе по эксплуатации дома и пользованию общедомовым имуществом.

Как функционирует Товарищество?

ТСЖ – это юридическое лицо, оно имеет форму некоммерческой организации . Статья 135 Жилищного кодекса говорит, что ТСЖ – это объединение владельцев квартир в одном либо нескольких рядом стоящих многоквартирных дома.

Последнее возможно, если эти дома расположены на участках, имеющих общую границу, либо у них общая инженерная инфраструктура.

Вступать или нет в ТСЖ, каждый решает сам. Но если подали заявление менее 50% собственников дома, то такое товарищество не может осуществлять свою деятельность и подлежит роспуску.

Идея создания товариществ была в том, чтобы с их помощью владельцы квартир могли удовлетворять свои потребности, связанные с проживанием в доме, и защищать свои интересы.

Но иногда действия ТСЖ бывают направлены отнюдь не на благо его членов. Тогда конфликта не избежать.

Проблема в том, что правление ТСЖ обычно уверено в своих силах , а вот собственники не знают, на что Товарищество имеет право, а на что – нет. И даже если понимают, что их права в чем-то нарушаются Товариществом, все равно не имеют понятия, куда жаловаться на неправомерные действия ТСЖ и как отстаивать свои интересы.

Причины возникновения споров

Вы имеете право оспорить любое решение ТСЖ , если не согласны с ним. Но наиболее часто причиной недовольства собственников являются следующие факты:

Простые члены ТСЖ заинтересованы в том, чтобы плата за пользование помещением была справедливой, поскольку эти деньги используются – должны использоваться – на благоустройство дома и придомовой территории.

Разрешение разногласий через обращение к руководству Товариществом

Руководит товариществом правление, во главе которого стоит . Если вас что-то не устраивает в работе ТСЖ, в первую очередь следует обращаться в правление.

Прежде чем писать жалобу, пройдите по дому и узнайте, как остальные жильцы относятся к тому, что вам не нравится.

Если все остальные довольны положением дел, то одиночная жалоба вряд ли возымеет действие .

Лучше, когда под жалобой стоят подписи многих собственников. Чем больше жильцов согласится с вашей позицией, тем больше вероятность, что руководство действительно как-то воздействует на ТСЖ.

Жалоба подается в письменном виде, в 2 экземплярах . Один останется в ТСЖ, второй – у ее подателей. На этом экземпляре проставляется штамп, в нем указывается дата подачи жалобы и номер.

Помните, что вы жалуетесь на ТСЖ фактически являясь его членом. Если нарушения происходят с ведома руководства и являются источником дохода, ваша жалоба не принесет плодов.

Обжалование через вышестоящие инстанции

Существует несколько инстанций, куда также можно пожаловаться на действия ТСЖ. В их числе:

  • Роспотребнадзор;
  • Государственная жилищная инспекция;
  • прокуратура;

При обращении в первые 2 инстанции не забудьте второй экземпляр жалобы оставить у себя. И потребуйте, чтобы на нем проставили дату принятия .

В последние 2 органа стоит обращаться, если в Роспотребнадзоре и Жилищной инспекции вам не смогли либо не захотели помочь.

Как составить жалобу?

Жалоба на действия ТСЖ не имеет строго утвержденного образца, однако при ее составлении все же следует отразить в тексте следующие моменты:

В любом заявлении должна быть ссылка на закон , в соответствии с которым вы выдвигаете свои требования. При подаче жалобы на ТСЖ изучите Закон «О защите прав потребителей». Особое внимание уделите статьям №№ 27-31.

В заявлении целесообразно уведомить руководство ТСЖ, что вы обратитесь в суд, если конфликт не удастся урегулировать мирным путем. Это подтвердит серьезность ваших намерений.

А суд при удовлетворении иска потребителя может назначить ТСЖ штраф именно за то, что оно довело дело до суда.

Если обращение к руководству ТСЖ все же не принесло результатов, пишите в другие инстанции.

При этом обязательно укажите, сколько раз вы связывались с ТСЖ и получали отказ . И приложите к заявлению в вышестоящую инстанцию копии ваших жалоб и ответов на них Товарищества.

Как уже было сказано, коллективная жалоба имеет гораздо больший вес. Прежде чем писать куда-либо заявления на ТСЖ, заручитесь поддержкой собственников других квартир и попросите их подписать документ.

Хорошо, если под заявлением в Роспотребнадзор, суд или другой орган подписи поставят все люди, которые подписывались под жалобой в ТСЖ.

Основания для подачи жалобы в прокуратуру

Для обращения в прокуратуру достаточно невыполнения ТСЖ своих обязанностей . Вы можете, не пытаясь связываться с руководством товарищества, сразу отправиться в прокуратуру.

Строгих требований к содержанию и оформлению текста жалобы в прокуратуру на действия ТСЖ не имеется, но при ее составлении следует придерживаться предложенного выше образца.

Формально вам не имеют права отказать в принятии жалобы. Но на самом деле, обращаясь в прокуратуру, стоит иметь хотя бы одну отклоненную ТСЖ претензию. А лучше – несколько.

В противном случае представители ТСЖ скажут, что были не в курсе проблемы. И если бы вы не побежали в прокуратуру, а обратились в правление, ТСЖ обязательно решило бы этот вопрос.

Поэтому не нужно пропускать этап общения с руководством ТСЖ и сразу переключаться на прокуратуру или суд. Реальность такова, что это приводит к не слишком хорошим результатам.

Порядок рассмотрения жалобы и возможные меры воздействия

Жалоба на ТСЖ ничем не отличается от других обращений граждан, поэтому ее рассмотрение проходит в соответствии с федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»:

По результатам рассмотрения ТСЖ обычно обязывают выполнить требования жильцов и назначают для этого определенный срок.

Возможно наложение штрафа на товарищество или его председателя. Наиболее частая причина его – отказ предоставить собственникам квартир .

Видео: Как и куда жаловаться на ненадлежащее управление многоквартирным домом?

В видеоинструкции показывается, какие обязанности входят в сферу деятельности ТСЖ и какими нормативными документами они регламентируются.

Даются рекомендации, каким образом можно действовать собственникам жилья, если ТСЖ или Управляющая компания ненадлежащим образом относятся к исполнению своих прямых задач и относятся к управлению домом «спустя рукава».


Количество случаев, когда создаются фальшивые ТСЖ, постоянно увеличивается в связи с тем, что недобросовестные управляющие компании стремятся только получить выгоду от сотрудничества с собственниками помещений. Никаких других целей при создании таких ТСЖ не преследуется, поэтому через небольшой период времени жильцам становится абсолютно понятно, что ТСЖ придется срочно ликвидировать и приниматься за поиски новой управляющей компании.
Чтобы достоверно определить, зарегистрировано ли официально ТСЖ во всех инстанциях, можно воспользоваться интернетом. Там необходимо найти сведения о Едином государственном реестре юридических лиц, в котором по указанному адресу должно значиться интересующее вас ТСЖ. Можно воспользоваться и другим способом - оформить запрос в письменном виде. Если все же ТСЖ действительно прошло регистрацию в ЕГРЮЛ, то можно проверить учредительную документацию, проверить на бумагах наличие всех необходимых подписей собственников помещений в доме, удостовериться в подлинности каждой подписи. Протокол собрания также можно потребовать, чтобы проверить, официально ли было проведено создание ТСЖ. Собственники жилых помещений владеют полным правом обратиться в органы налоговой службы, там подать запрос на получение копий документов, которыми сопровождалось создание и регистрация ТСЖ. Потребуется предъявить паспорт и документы, подтверждающие, что жилье действительно принадлежит вам. Отказа быть не может, потому что каждый собственник жилья имеет право, согласно Жилищному кодексу, знать все, что касается его законных квадратных метров. Лучше всего, если обнаружатся незаконные ТСЖ на этапе, который составляет менее года его деятельности. Если пройдет больше 12 месяцев, то процедура ликвидации может оказаться сложнее.
Специалисты утверждают, что обращение в судебные органы и подача искового заявления по поводу ликвидации незаконно созданного ТСЖ - это фактическое признание собственниками того факта, что ТСЖ все-таки существует. Осуществление процедуры ликвидации и прекращение деятельности какой-либо организации - это не просто решение суда о закрытии компании. Это дорогостоящая процедура. Минус ликвидации в судебном порядке заключается в том, что при наличии любой суммы задолженности, образовавшейся на счету ТСЖ, ее придется погашать только самим жильцам. Известно несколько неприятных случаев, когда долговые обязательства после закрытия компании, осуществлявшего хозяйственную деятельность, продавались сторонним лицам. Это означало, что с жильцами начинают разбираться так называемые рэкетиры.
Один из вариантов ловушки для доверчивых жильцов при создании ТСЖ является еще такой ход. Создается ТСЖ, о чем жильцов просто уведомляют. Назначается некое лицо, которое будет занимать пост председателя правления. Потом жильцам предлагают переизбрать своего председателя, если этот их чем-либо не устраивает. Таким образом, жильцы выбирают нового председателя и автоматически признают тот факт, что ТСЖ действительно создано. После этого деваться некуда - приходиться жить по законам ТСЖ, а оно со своей стороны не спешит выполнять взятые на себя обязательства: делать ремонт, проводить обслуживающие работы, ухаживать за двором и прилегающей территорией. Деньги за это, однако, жильцами платятся, сумма иногда даже увеличивается, а значит, их кто-то все-таки получает. Но при просьбе предъявить документы никто из правления ТСЖ делать этого не станет, поскольку документов и актов, подтверждающих проведение работ, попросту не существует.
При малейшем подозрении того факта, что обнаружилось незаконно созданное ТСЖ, не осуществляйте оплату за коммунальные услуги и не делайте взносов в назначенные фонды. Обратитесь с письменным заявлением в прокуратуру, в котором укажите факты злоупотребления служебным положением представителей управляющей компании. Вы должны знать, что поскольку договоров не заключено, то и оплату никто потребовать не сможет, то есть ваши неплатежи будут вполне законными. Вас никто не выселит из квартиры, жилье так просто не отбирается у собственников. По крайней мере, вы сможете спровоцировать выяснение всех обстоятельств, связанных с созданием фальшивого ТСЖ. Вы можете не обращать никакого внимания на созданное сомнительной управляющей компанией ТСЖ и организовать другое общество с собственной ревизионной комиссией, которая будет выполнять контроль над проведением работ в вашем доме. Ревизионная комиссия может состоять из нескольких человек, которых общее собрание всех собственником жилья может избрать по своему усмотрению. В результате, та управляющая компания, которая вторглась в жизнь вашего дома, будет вынуждена сама разбираться с теми проблемами, которые ею же и были созданы.

Как обратиться в следственные органы по поводу признаков уголоно наказуемых деяний при проведении так называемых СОБРАНИЙ

Без воды

Сразу быка за рога

в СЛЕДСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ при проведении незаконных собраний жителей

Руководителю Следственного Управления СК

по ……………. (субъект РФ)

От жильцов

ЗАЯВЛЕНИЕ О ПРИЗНАКАХ ПРЕСТУПЛЕНИЯ


С 15 по 18 сентября с.г. некоторым (но не всем) жильцам нашего дома, являющимся собственниками квартир, неустановленные лица, представлявшиеся сотрудниками обслуживающей дом организации РЭП-6, раздавали под расписку тексты, имеющие название «уведомление» и «решение» о создании в доме ТСЖ. Тексты прилагаются.
Указанные действия носят признаки нарушения законодательства, в том числе мошенничества, принуждения к совершению сделки, превышения должностных полномочий, введения в заблуждение и вовлечение в противоправные действия граждан по следующим обстоятельствам.
1. В качестве инициатора указано некое «управление ДЖП и ЖФ», полномочия которого на данные действия не представлены, а также отсутствует контактная информация.
2. В бумаге, называемой «решение», указана доля собственника в общем имуществе дома, но не указано, как эта доля считалась.
3. В бумаге, называемой «решение», предлагается утвердить неизвестный и не обсуждавшийся устав.
4. В этой бумаге указаны какие-то неизвестные люди, которых неизвестно кто предлагает в руководители и ревизоры ТСЖ, не указаны контактные данные и основания представления этих лиц.
5. В бумаге, называемой «решение», предлагается согласиться с каким-то неизвестным предложением о капремонте. Капремонт в данных конкретных условиях должен проводиться не по решению неосведомленных жителей, а в соответствии с техническим состоянием дома. В настоящих условиях предложение о проведении капремонта является фальсификацией, т.к. капремонт должен исполняться как уже принятое решение органов местного самоуправления.
6. В т.н. «уведомлении» указано, что сбор «бюллетеней» осуществляет администрация города. Это является вопиющим нарушением законодательства, потому что в соответствии с ЖК РФ собственники определяют порядок подсчета голосов и условия хранения документации собрания.
Любые инициативы по объединению собственников могут быть при условии, что жильцам будет предоставлена вся документация на дом и полагающуюся по нормативам территорию, состав помещений и имущества дома, реестр собственников, списки проживающих, арендаторов жилых и нежилых помещений и прочие материалы, без которых любые «выборы и решения» будут являться профанацией, так как в отсутствии информации невозможен осознанный выбор.
Отсутствие необходимой для осознанного выбора информации не свидетельствует о благих целях инициаторов.

В действиях неизвестных лиц, осуществляющих мероприятия по созданию в нашем доме ТСЖ, по нашему мнению присутствуют признаки нарушения следующих положений действующих законов:

1.Статьи 30 Конституции РФ, которая гарантирует право каждого гражданина на объединение и не допускает вмешательство государства в лице его должностных лиц и органов власти в дела общественных объединений ни в процессе их деятельности, ни в процессе принятия решения о создании такого объединения.
В то же время, не представлены правомочия ДЖП и ЖФ как собственника, имеющего право инициатора собраний собственников. Из т.н. «уведомления» и «решения» следует, что в инициативе создания ТСЖ задействована администрация города, что имеет признаки создания структуры, непосредственно связанной, афилированной с органами управления. Созданию ТСЖ придается вид законности с использованием административного ресурса.

2. Пункта 2 Статьи 161 Жилищного Кодекса РФ, предписывающее собственникам жилых помещений выбрать способ управления домом из трех равноправных способов: а) управляющая компания, б) ТСЖ, в) непосредственное управление. Проведение общего собрания собственников жилых помещений в многоквартирном доме по учреждению ТСЖ возможно только после проведения общего собрания по выбору способа управления в случае, если собственники сделали выбор на ТСЖ. При учреждении ТСЖ согласно положениям РАЗДЕЛА VI Жилищного Кодекса каждый собственник имеет право быть выбранным в Правление или Ревизионную Комиссию. Анонимные инициаторы незаконного голосования по учреждению ТСЖ и формированию его органов злостно нарушили нормы закона и прав граждан выдвигать себя или свои кандидатуры в Правление и Ревизионную Комиссию.

3. Пункта 1 Статьи 44 Жилищного Кодекса, который относит к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений дома вопрос о выборе способа управления. Неизвестные люди, предпринимающие попытку организовать заочное голосование по учреждению ТСЖ, незаконно присвоили себе эти полномочия, в чем содержатся признаки рейдерства.

4. Пункта 4 Статьи 44 Жилищного Кодекса РФ, предписывающего инициатору общего собрания в многоквартирном доме необходимость сообщить собственникам жилых помещений в данном доме о проведении такого собрания не позднее, чем за десять дней до даты его проведения. Инициатор (инициаторы), проводящий незаконное заочное голосование в нашем доме, нарушил данное наиважнейшее требование закона: уведомления были вручены не каждому собственнику и менее, чем за десять дней до дня голосования. Это права и возможности граждане была лишены, в таких условиях выбора осознанным не является..

5. Пункта 5 Статьи 44 Жилищного Кодекса, требующего в уведомлении о проведении общего собрания указывать определенную информацию, в том числе об инициаторе собрания. Инициаторы по учреждению ТСЖ в нашем доме самовольно и незаконно игнорировали эту норму закона, нарушив права граждан.

6. Пункта 4 Статьи 46 Жилищного Кодекса, предписывающего, что протоколы общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме и решения таких собственников по вопросам, поставленным на голосование, должны храниться в месте или по адресу, которые определены решением данного собрания. Как изложено выше, анонимные инициаторы заочного собрания пренебрегли данным положением Жилищного Кодекса и самолично определили место сбора и хранения решений в администрации города

7. Пункта 5 Статьи 46 Жилищного Кодекса, который определяет, что решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании. Таким образом, решения принятые с нарушением порядка, установленного Жилищным Кодексом, не могут иметь юридическую силу и юридические последствия, само собрание не может приобретать статус высшего органа управления домом до выбора способа управления, а решения принятые на таком собрании не обязательны для исполнения жителями дома..

В указанных действиях по нашему мнению усматриваются признаки следующих противоправных действий, квалифицируемых Уголовным Кодексом РФ:

Принуждение к совершению сделки (в массовом масштабе) (ст. 179);
- превышение служебных полномочий (ст.ст. 285, 286);
- приготовление преступных действий (ст. 30);
- мошенничество (ст.159)

ТРЕБОВАНИЯ:

1. Возбудить уголовное дело по признакам мошенничества, превышения служебных полномочий, принуждения к совершению сделки и подготовке преступных действий.

2. Определить состав группы злоумышленников, осуществляющей незаконную попытку учредить незаконное ТСЖ для последующего управления нашим домом со всеми его ресурсами.

3. Определить факт нарушения многочисленных норм законодательства.

4. Применить адекватные меры ответственности к нарушителям.

5. Воспрепятствовать проведению незаконного «собрания» и возможной регистрации незаконного ТСЖ на базе нашего дома направлением.представление в соответствующие органы власти о недопустимости нарушения законов и игнорирования прав и интересов жителей.

Ответ просим направить по адресу:


ИНИЦИАТИВНАЯ ГРУППА:
ФИО ПОДПИСЬ КВ. или ТЕЛ.

Подписи жителей прилагаются.

СССССССССССССССССССССС

Сами оказались в такой же ситуации. Вот советы юриста- пошаговая инструкция борьбы с незаконными ТСЖ.
Что делать, если ТСЖ уже создано, но без волеизъявления жильцов дома и без учета их мнения?

В случае, если в вашем доме создано ТСЖ без решения общего собрания собственников жилого дома, вы можете обжаловать создание такого ТСЖ в судебном порядке. Для этого необходимо:

1. Создать инициативную группу из числа собственников помещений вашего жилого дома. Для создания инициативной группы необходимо не менее трех собственников жилого дома. Инициативная группа создается на основании Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ и ЖК РФ». Целью создания инициативной группы является оспаривание общего собрания собственников жилого дома, на котором был принят протокол о создании фиктивного ТСЖ.

2. Собрание инициативной группы оформляется протоколом. Лицо, избранное председателем инициативной группы, либо иное уполномоченное им лицо запрашивает выписку из единого государственного реестра юридических лиц (выписка из ЕГРЮЛ) по созданному ТСЖ. Выписка из ЕГРЮЛ запрашивается в МИФНС России соответствующего района города. Вместе с выпиской следует запросить протокол общего собрания собственников жилого дома, на основании которого было создано ТСЖ.

1 0 -1 0

3. После получения вышеуказанных документов следует подать исковое заявление «Об оспаривании решения общего собрания собственников жилого дома о создании ТСЖ» в районный суд.

Процесс оспаривания законности создания ТСЖ займет определенное время.

Неужели все это время жильцам придется просто ждать решения суда и мириться с некачественными услугами, оказываемыми управляющей компанией, с которой «липовое» ТСЖ заключило договор?

Нет, не придется. Все дело в том, что согласно ч.3. ст.161 Жилищного Кодекса РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения.

Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в то время, как, например, Устав ТСЖ и решения его правления обязательны только для членов ТСЖ, а членами ТСЖ являются собственники жилья только те, кто письменно писал заявление о вступлении в ТСЖ. Отсюда следует, что изменение способа управления многоквартирным домом на управление Управляющей компанией и избрание новой Управляющей компании, означает прекращение всех договорных прав у ТСЖ с другими обслуживающими организациями. То есть собственники вправе в любое время изменить «выбранный» ранее без их участия способ управления, своим домом проведя общее собрание с соответствующей повесткой дня.

Если в доме создан ТСЖ значит ли это, что все собственники этого дома автоматически являются его членами и для изменения способа управления многоквартирным домом необходимо сначала выйти из ТСЖ?

Согласно п. 2 ст. 30 Конституции РФ никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем. Следовательно, нельзя заставить собственника стать членом ТСЖ против его желания. Если собственник помещения не подавал письменного заявления с просьбой принять его в члены ТСЖ, то и выходить оттуда ему нет никакой надобности. Кроме того, как я уже говорил, наличие в многоквартирном доме ТСЖ не препятствует изменению способа управления этим домом.

Продолжение следует 28.04.2010 13:50:43, Львица ДС

1 0 -1 0

Если же собственники решат, что наиболее подходящим для них способом управления является именно ТСЖ, но не тот, что был создан ранее, что им следует делать? Можно ли в этом же доме создать новое ТСЖ?

Можно, но в этом случае придется все-таки дождаться решения суда. Все дело в том, что согласно жилищному кодексу многоквартирным домом может управлять только одна Управляющая компания или быть создано одно ТСЖ. Поэтому для создания другого ТСЖ необходимо, чтобы было ликвидировано первое ТСЖ. В случае если решение общего собрания жильцов, на основании которого было создано фиктивное ТСЖ, будет признано судом недействительным, это фактически повлечет за собой ликвидацию такого ТСЖ. Однако, следует помнить, что сроки такой ликвидации законом не установлены, а правление ТСЖ с этим торопиться скорее всего не будет.

Нужно ли предварительно согласовывать передачу управления домом Управляющей компании с этой компанией или достаточно просто проголосовать за выбор этой компании в качестве управляющей на общем собрании? Как вообще правильно выбрать Управляющую компанию?

Да, получить предварительное согласие Управляющей компании необходимо еще на стадии подготовки общего собрания. Ведь ВСЕ Управляющие компании в Волгограде являются коммерческими организациями и совсем не обязаны заключать договор управления с каждым обратившимся к ней домом. Для этого должны существовать техническая и финансовая возможность исполнения договора управления. Кроме этого целесообразно, так же на стадии подготовки общего собрания жильцов дома, согласовать с Управляющей компанией условия предлагаемого этой компанией договора управления, форму и содержание отчета, который она будет предоставлять собственникам помещений этого дома. Если Управляющая компания работает честно, она как правило, старается предоставить собственникам всю необходимую информацию о том, сколько и на какие цели будут потрачены собранные средства. Какие виды ремонтных работ были выполнены в истекшем периоде и какие планируется выполнить в будущем. Обсудить все вопросы взаимодействия с Управляющей компанией необходимо до заключения договора управления и до проведения общего собрания. Чем меньше неясностей, тем правильнее будет выбор.

Выбирайте ту Управляющую компанию, которая зарекомендовала себя среди жильцов тех домов, которые она обслуживает с положительной стороны. Не поленитесь посмотреть дома, дворы и подъезды, поговорить с жильцами домов, зайдите в офис этой компании. И ваше сердце поможет вам сделать правильный вывод.

И последний, но очень важный совет. Все мы хотим жить в красивом современном городе. Но ведь город, это не только Центральная набережная и Аллея Героев. Город это и те дома, в которых мы живем, дворы в которых гуляют наши дети, подъезды через которые мы каждый день проходим в свои квартиры. И только от нашей с Вами гражданской позиции зависит, каким будет наш город. Голосуя на общем собрании собственников вашего дома за выбор способа управления или выбор той или иной Управляющей компании мы решаем, на что будут истрачены наши деньги – на содержание жуликов или на содержание общего имущества дома, двора, города в целом. 28.04.2010 13:51:48,

Роман Кузьмак, юрист ЗАО «ЛексКледере консалтинг», город Санкт-Петербург

[email protected]

В силу положений части 1 статьи 136 Жилищного кодекса РФ, собственники помещений в одном многоквартирном доме могут создать только одно товарищество собственников жилья . Указанной нормой Жилищного кодекса РФ императивно установлен запрет на создание двух и более ТСЖ для управления одним многоквартирным домом, но данной нормой, как показала практика, не предусмотрено реальное создание двух ТСЖ в одном многоквартирном доме, а именно:

В соответствии с положениями статьи 12 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» № 129-ФЗ от 08.08.2001 (далее - Закон) при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются, в числе прочих: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы; что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны; что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения. Статьей 23 указанного выше закона установлено, что отказ в государственной регистрации юридического лица допускается, только если заявитель не предоставит документы в соответствии с перечнем, установленным законом о регистрации, и по другим формальным основаниям, в связи с чем регистрирующий орган не проверяет предоставляемые документы на государственную регистрацию на соответствие законодательству, тем более на соответствие в данном случае Жилищному кодексу РФ. Поэтому вполне реальна ситуация, когда по одному многоквартирному дому будут зарегистрированы два ТСЖ хоть и в нарушение запрета, установленного Жилищным кодексом РФ. В связи с этим встает вопрос, какое именно из ТСЖ является легитимным, и как законными способами бороться с ТСЖ, которое создано в нарушение требований законодательства.

Правомочным ТСЖ является то, которое было зарегистрировано первым, но в таких ситуациях создается неопределенное положение для обоих ТСЖ, собственников многоквартирного дома и членов обоих ТСЖ.

Первый способ отстаивания прав по управлению многоквартирным домом - оспаривание государственной регистрации незаконного ТСЖ.

В описанном случае возможно обратиться в судебное производство с заявлением по делам, возникающим из публичных правоотношений, с требованием о признании государственной регистрации, осуществленной Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы незаконной, а решение о государственной регистрации подлежащим признанию недействительным в порядке, установленном статьями 254, 255 Гражданского процессуального кодекса РФ, как несоответствующее закону и нарушающее права заявителя. В таком случае заявителем может быть собственник многоквартирного дома, заинтересованным лицами будут Регистрирующий орган и незаконно зарегистрированное ТСЖ. В судебной практике неоднозначно решен вопрос - в публичном ли порядке необходимо заявлять требование, или же требование должно быть заявлено в исковом производстве, и требования должны быть не о признании государственной регистрации недействительной (поскольку налоговый орган, как указывалось выше, формально не нарушил требования закона), а о признании решения общего собрания о создании ТСЖ недействительным.

Судебная практика: Решением Смольнинского районного суда города Санкт-Петербурга от 13.03.2014 года по делу № 2-1520/2014 было отказано в требовании о признании государственной регистрации, осуществленной Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы, незаконной, а решение о государственной регистрации подлежащим признанию недействительным в порядке, установленном статьями 254, 255 Гражданского процессуального кодекса РФ. Суд посчитал, что заявитель выбрал ненадлежащий способ защиты права и должен обращаться в порядке искового производства непосредственно к ТСЖ с требованием о признании недействительным решения о создании ТСЖ.

Несмотря на то, что заявитель по указанному делу заявлял и предоставлял доказательства того, что не только Регистрирующий орган, формально проверяющий документы, предоставляемые на государственную регистрацию, который при формальном подходе не проверяет полноценно документы на соответствие законодательству, но и о нарушении при проведении общего собрания, его незаконности по следующим основаниям:

В соответствии с пунктом 1 статьи 136 Жилищного кодекса РФ решение о создании товарищества собственников жилья принимается собственниками помещений в многоквартирном доме на их общем собрании. Такое решение считается принятым, если за него проголосовали собственники помещений в соответствующем многоквартирном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в таком доме. Пункт 5 этой же статьи Жилищного кодекса РФ требует при государственной регистрации товарищества собственников жилья предоставления протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (который в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 136 Жилищного кодекса РФ должен быть подписан всеми собственниками помещений в многоквартирном доме, проголосовавшими за принятие соответствующих решений), на котором приняты решения о создании товарищества и об утверждении его устава, устава товарищества, а также сведений о лицах, проголосовавших на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме за создание товарищества собственников жилья, о принадлежащих этим лицам долях в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.

Между тем такой протокол, соответствующий вышеуказанным нормам Жилищного кодекса РФ и содержащий, согласно требованиям статьи 12 Закона, достоверные сведения, не мог быть представлен в регистрирующий орган лицами, принявшими решение о создании ТСЖ, поскольку собрание проведено в отсутствие установленного Жилищным кодексом РФ кворума (если вообще проводилось).

Заявитель о созываемом собрании не знал, участия в нем не принимал, так как в обход положений части 4 статьи 45 Жилищного кодекса РФ и части 3 статьи 46 Жилищного кодекса РФ, обеспечивающих собственнику реализацию его права на участие в общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме и голосовании по вопросам повестки дня, инициаторы собрания не уведомили заявителя о созываемом собрании и его повестке и не довели до его сведения принятые решения и результаты голосования ни одним из способов, установленных указанными нормами. Учитывая отсутствие уведомлений о созыве собрания не только заявителя, но и других собственников жилых помещений в многоквартирных домах, а также то, что голоса, принадлежащие заявителю, составляют около 42% от общего количества голосов в домах, решение о создании ТСЖ, а также об утверждении его устава, не могло быть принято при наличии кворума.

Еще одним сложным юридическим моментом является следующий.По такого рода делам заявитель обычно не располагает сведениями о том, кто был инициатором собрания; где и когда оно было проведено; какие вопросы выносились на повестку дня; каким образом осуществлялся подсчет голосов и каковы были результаты голосования ввиду указанных выше нарушений норм Жилищного кодекса РФ, допущенных инициаторами собрания, поскольку не принимал участия в собрании ТСЖ, и, как показывает практика, на запросы собственника ТСЖ не предоставляет протокол, составленный по итогам собрания.

Также непростым с точки зрения права является вопрос по доводу, который указывал заявитель по рассматриваемому судебному делу, а именно:

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 136 Жилищного кодекса РФ, создание одного ТСЖ для обслуживания двух и более многоквартирных домов возможно только в случае, если общее количество квартир в них не превышает тридцати, и если данные дома расположены на земельных участках, которые в соответствии с содержащимися в государственном кадастре недвижимости документами имеют общую границу, и в пределах которых имеются сети инженерно-технического обеспечения, другие элементы инфраструктуры, которые предназначены для совместного использования собственниками помещений в данных домах.

Заявитель считал государственную регистрацию ТСЖ незаконной еще и потому, что последнее создано в нарушение норм закона, не допускающих создание одного ТСЖ для обслуживания двух и более многоквартирных домов, и одновременного существования двух ТСЖ для управления общим имуществом собственников в одном и том же многоквартирном доме.

Также было указано, что общее количество квартир в домах превышает тридцать, данные дома имеют раздельное инженерно-техническое обеспечение, а земельные участки, на которых расположены указанные дома, не имеют общей границы, а потому не могут управляться одним ТСЖ.

Описанные аргументы не были приняты судом при рассмотрении дела.

Заявитель указывал, что в силу положений части 1 статьи 136 Жилищного кодекса РФ, собственники помещений в одном многоквартирном доме могут создать только одно товарищество собственников жилья. При этом Межрайонной инспекцией федеральной налоговой службы России № 15 по Санкт-Петербургу зарегистрировано и внесено в Единый государственный реестр юридических лиц товарищество собственников жилья, которое осуществляло управление указанными выше многоквартирными домами, по настоящее время эта организация не ликвидирована, сведения о ней содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц. Таким образом, государственная регистрация ТСЖ проведена на основании документов, содержащих недостоверные сведения, в частности, относительно соблюдения установленного законом порядка учреждения данного юридического лица, что уже само по себе должно было послужить основанием для отказа в государственной регистрации, а кроме того, нарушает требования, установленные в отношении товариществ собственников жилья действующим жилищным законодательством. Допущенные при создании ТСЖ нарушения являются грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер.

Вторым способом решения сложившейся ситуации с двумя ТСЖ в одном многоквартирном доме может являться следующий (не судебный).

В соответствии с Жилищным кодексом РФ общее собрание собственниковможет провести общее собрание и принять решение о ликвидации незаконно созданного ТСЖ. На собрании собственники помимо решения о ликвидации ТСЖ должны назначить физическое лицо ликвидатором ТСЖ.

Трудностями при таких событиях могут быть следующие: для того чтобы начать процесс ликвидации ТСЖ (при уже принятом собственниками решения о ликвидации ТСЖ) необходимо заверить у нотариуса заявление (по форме установленной правительством РФ) об уведомлении налогового органа (регистрирующего органа) о начале процесса ликвидации ТСЖ. Но чтобы заверить указанный документ, нотариусу необходимо предоставить свидетельство о государственной регистрации и свидетельство о постановке на учет ТСЖ.

Указанные документы выдаются при регистрации ТСЖ, и, соответственно, в случае, если председатель ТСЖ не передаст документы ликвидатору, то возникает вопрос, каким образом заверить заявление на ликвидацию ТСЖ, поскольку законом не предусмотрено получение даже дубликата таких документов посторонним лицом, даже ликвидатором ТСЖ. В таком случае остается только начинать судебные тяжбы с председателем ТСЖ об истребовании необходимых документов.

Таким образом, несмотря на установление Жилищным кодексом РФ описанных в статье запретов, эти нормы явно не согласованы с другими законами, что приводит к описанной правовой и фактической неопределенности по появлению нескольких равных субъектов.