Какой из способов приватизации не предусмотрен законом. Порядок и способы приватизации государственного и муниципального имущества. Основные способы приватизации

ПОНЯТИЕ И СПОСОБЫ ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА

Новикова Светлана Викторовна к.ю.н., доцент

Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия

THE CONCEPT AND METHODS OF PRIVATIZATION OF STATE AND MUNICIPAL PROPERTY

Novikova Svetlana Victorovna Cand.Leg.Sci., associate professor Kuban State Agrarian University,

Krasnodar, Russia

В статье анализируются теоретические и In the article theoretic and practical problems of the

практические проблемы приватизации privatization of the state property, introduction of

государственного имущества, изменения в amendments to the privatization legislation of the

приватизационное законодательство Российской Russian Federation and regulation of processes of

Федерации и регулирование процессов приватизации. privatization are analyzed. Рolitical and economic

Выявляются основные проблемы процесса reasons for privatization of big enterprises are

приватизации considered, same primary problems of the process of

selling the publicly owned companies and of the state financial control over the privatization are revealed

Ключевые слова: ПРИВАТИЗАЦИЯ, ФЕДЕРАЛЬНОЕ ИМУЩЕСТВО, УНИТАРНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ, ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КОМПАНИИ

Keywords: PRIVATIZATION, FEDERAL PROPERTY, UNITARY ENTERPRISE, PUBLICLY OWNED COMPANIES, GOVERNMENTAL COMPANIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

Более двадцати лет назад в российский гражданский оборот был введен неизвестный ранее советскому обществу механизм реализации государственного имущества - приватизация. Резкое изменение социально-экономической формации российского общества повлекло за собой беспорядочную реализацию данного гражданско-правового института, которая, по сути, стала ускоренной распродажей производственных активов российской экономики за бесценок. Еще в 2012 году в своей предвыборной кампании кандидаты в президенты неоднократно обращались с критикой приватизационных процессов, происходивших в России в конце прошлого века. Было указано, что приватизация в России, как в странах с развитым правопорядком, должна носить характер источника пополнения федерального бюджета, предлагалось внести существенные изменения в систему норм, регулирующих данный правовой институт, однако глобальных положений,

способных изменить в сторону эффективности процесс приватизации в России, так и не нашел отражения в законодательстве.

Таким образом, проблематика приватизации по-прежнему остается дискуссионной и актуальной, чему свидетельствует множества примеров правоприменительной практики, неоднозначных научных дискуссий об институте приватизации и существующая необходимость реформирование данного института .

В российском законодательстве под приватизацией понимается один из ведущих инструментов обеспечения и реализации конституционных норм Российской Федерации, закрепивших многообразие форм собственности и установивших защиту частной собственности.

Приватизацию необходимо рассматривать в двух смыслах - в юридическом и экономическом.

Экономисты рассматривают приватизацию как деятельность, противоположную национализации, при которой происходит переход частной собственности в государственную. Приватизация и национализация являются механизмами экономики, позволяющими государству активно участвовать в экономических отношениях. При этом основным фактором для приватизации и национализации является эффективность управления имуществом.

В свою очередь для юридической науки понимание термина «приватизация»также характерно в двух смыслах - широком и узком. В широком смысле под приватизацией понимается передача

государственного имущества в собственность частных лиц. В самом обобщенном понимании это передача государственной и муниципальной собственности за плату или безвозмездно в частную собственность, т.е. в собственность физических или юридических лиц.

При исследовании вопросов приватизации нельзя обойти вниманием и проблематику правового регулирования данных общественных

отношений. Как справедливо отмечает А.А. Диденко,«система

формальных источников гражданского права представляет собой объективно существующую, иерархически организованную и взаимосвязанную совокупность правил поведения участников

гражданского оборота. Эта система подразделяется на две более частные подсистемы: нормативных правовых актов и правовых обычаев». Это объективно существующая, иерархически организованная и взаимосвязанная совокупность правил поведения участников

гражданского оборота. Эта система подразделяется на две более частные подсистемы: нормативных правовых актов и правовых обычаев.

Основу этой системы составляет гражданское законодательство . В настоящей статье наиболее подробно рассматривается такой вид источников права, как нормативные юридические акты - содержащие юридические нормы официальные документы, принятые в установленном порядке и направленные на регулирование отношений приватизации государственного и муниципального имущества.

В юридической литературе система правовых норм регулирующих отношения приватизации, была поименована Н.М. Коршуновым комплексным межотраслевым правовым институтом. При этом нормы данного института регулируют процедуру приватизации, которая соединяет в себе элементы административно-хозяйственной деятельности с элементами административно-процессуальной, гражданско-правовой, гражданско-процессуальной и других видов деятельности.

Система правовых норм регулирующих приватизационные отношения может быть представлена как институт гражданского права, содержащий нормы частноправового и публично-правового характера, которые находятся в различных нормативных юридических актах. Такое видение системы правового регулирования приватизационных отношений соответствует данными классификатора правовых актов, в соответствии

с которым законодательство о приватизации отнесено к разделу гражданского законодательства.

В России весь массив нормативных правовых актов, регулирующих приватизационные отношения можно классифицировать:

По юридической силе:

На федеральном уровне:

1. Конституция Российской Федерации. В частности, в ч. 2 ст. 8 Конституции РФ закреплено, что в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. На регулирование отношений приватизации направлены также ст. ст. 9, 71, 72, 76 Конституции РФ.

2. Федеральные конституционные законы. В соответствии Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», Правительство РФ осуществляет управление федеральной собственностью, рассматривает проекты программ приватизации федеральной собственности.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации. В соответствии со

ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или

муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законом о приватизации государственного и муниципального имущества. Конституционный Суд РФ указал, что нормы ГК РФ применяются субсидиарно к федеральным законам о приватизации .

4. Федеральные законы. Закон о приватизации 2001 г. установил, что в части норм о приватизации государственного и муниципального имущества он имеет большую юридическую силу, чем иные федеральные законы, образующие законодательство Российской Федерации о приватизации. В случае отсутствия соответствующих норм Закона о приватизации 2001 г. при отчуждении государственного и муниципального

имущества применяются нормы гражданского законодательства (п. 4 ст. 3 Закона о приватизации 2001 г.). Кроме того, следует иметь ввиду, что отношения, возникающие при отчуждении объектов указанных в п.2 ст. 3 Закона о приватизации 2001 г. регулируются иными федеральными законами. Так, в качестве таковых могут быть названы Закон о приватизации жилищного фонда- в отношении отчуждения государственного и муниципального жилищного фонда, Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве»- в отношении отчуждения государственного резерва и другие законы.

5. Иные нормативные правовые акты Российской Федерации, которые принимаются в соответствии с Законом о приватизации 2001 г. К ним, в частности, относятся:

Указы Президента РФ. Среди нормативно-правовых актов Президента РФ можно назвать Указ Президента РФ от 04 августа 2004 г. № 1009 «Об утверждении Перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ» и другие.

Постановления Правительства РФ. В соответствии с ч. 3 п. 2 ст. 8 Закона о приватизации 2001 г. постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2005 г. № 806 утверждены Правила разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества.

Нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти.

По предмету источники правового регулирования приватизации государственного и муниципального имущества можно также классифицировать на: общие нормативные правовые акты и специальные нормативные правовые акты:

а) определяющие отраслевые и территориальные особенности приватизации;

б) устанавливающие особенности приватизации отдельных объектов государственного и муниципального имущества;

в) предусматривающие особенности приватизации в зависимости от участия тех или иных субъектов в процессе приватизации.

Объектами приватизации в широком смысле могут выступать жилые помещения, государственное или муниципальное имущество, земельные участки и другие объекты, если иное не установлено законом. Учитывая специфику объектов приватизации, законодатель выработал два основных вида приватизационных отношений: приватизация жилых помещений и приватизация государственного и муниципального имущества. Для каждого из указанных видов приватизационных отношений присущи особые признаки.

В рамках данной статьи наиболее подробно рассмотрим вопросы в области приватизации государственного и муниципального имущества, так как считаем данное направление наиболее востребованным. Опыт правоприменительной практики свидетельствует, что данный вид приватизации требует в настоящее время критического осмысления действующего законодательства. Этому свидетельствуют не только наличие значительного объема противоречий между целями приватизации государственного и муниципального имущества и достигнутыми в настоящее время результатами, но и прямые заявления компетентных лиц о недостаточной эффективности данного правового института.

Существует мнение о том, что приватизация представляет собой определенную деятельность. Как отмечает В.П. Камышанский, «приватизация представляет собой возмездную, если иное не предусмотрено законом, организованную и целенаправленную деятельность по передаче объектов государственной и муниципальной собственности в собственность граждан и юридических лиц, осуществляемую по решению и при непосредственном участии

специальных органов в определенное время, в установленном порядке и формах».

Однако, по нашему мнению, необходимо детальнее определить понятие «приватизация». Согласно ст. 8 ГК РФ основаниями

возникновения гражданских прав и обязанностей наряду с другими являются сделки, акты государственных органов и органов местного самоуправления.

В соответствии с Закономоприватизации 2001 г. Процесс приватизации включает несколько этапов: подача заявки на приватизацию; принятие полномочным государственным органом или органом местного самоуправления решения о приватизации конкретного объекта; составление и утверждение плана приватизации; заключение с приобретателем приватизируемого предприятия (имущества) договора, которые выступают в качестве юридических фактов и охватывает как административные правоотношения, так и гражданские правоотношения.

Таким образом, приватизацию государственного и муниципального имущества можно определить как совокупность мероприятий по возмездному отчуждению имущества, находящегося в публичной собственности в собственность физических и (или) юридических лиц, то есть, как специфическое основание возникновения и прекращения права собственности. С учетом данного определения можно выделить следующие признаки приватизации государственного и муниципального имущества: объектом является имущество, находящееся в собственности Российской Федерации (федеральное имущество), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований; отчуждение имущества; возмездность отчуждения; покупателями являются физические и юридические лица; имущество из публичной собственности переходит в частную собственность.

В соответствии с Законом о приватизации 2001 г. процесс приватизации включает несколько этапов:

1) планирование приватизации государственного и муниципального имущества;

2) принятие полномочным государственным органом или органом местного самоуправления решения о приватизации конкретного объекта;

3) составление и утверждение плана приватизации;

4) порядок приватизации государственного и муниципального имущества;

4) заключение с приобретателем приватизируемого предприятия (имущества) договора.

На этапе определения порядка приватизации компетентные органы власти с учетом особенностей объекта государственного или муниципального имущества, подлежащего приватизации составляют прогнозный план (программу) приватизации имущества. На основании прогнозного плана (программы) определяются условия приватизации государственного или муниципального имущества, которые будут носить характер существенных для дальнейших этапов приватизации конкретного объекта.

В Законе о приватизации 2001 г. общей характеристике способов приватизации государственного и муниципального имущества посвящена ст. 13 названного нормативного акта. Пункт 5 ст.13 Закона о приватизации 2001 г. закрепляет, что перечень способов приватизации государственного и муниципального имущества является закрытым. Это означает, что отчуждение имущества другими способами невозможно.

Способ приватизации определяется собственником или уполномоченным им органом далеко не всегда. Существуют ситуации, в которых возможен один способ приватизации, а также есть ситуации, где возможны вариации.

Однако закон не ограничивает последовательное применение нескольких способов приватизации. Это подтверждает судебная практика.

На практике отчуждение государственного имущества осуществляют следующими способами:

Внесение муниципального имущества в счет оплаты доли в уставный капитал общества с ограниченной ответственностью. Постановлением ФАС Уральского округа от 15 декабря 2008 г. № Ф09-1133/08-С4 по делу № А76-3065/2007-16-224/163 признан недействительным учредительный договор в части внесения в уставный капитал вновь создаваемого юридического лица недвижимого имущества в счет оплаты долих;

Выкуп арендованного помещения. Так, Постановлениями ФАС Поволжского округа от 4 декабря 2008 г. по делу № А55-2325/2008, ФАС Центрального округа от 18 сентября 2008 г. № Ф10-4006/08 по делу № А09-8423/2007-25, ФАС Западно-Сибирского округа от 9 сентября 2008 г. № Ф04-5329/2008(10820-А45-28) по делу № А45-12413/2007-41/317 истцам отказано в понуждении органов местного самоуправления закрепить в договоре пункт о выкупе арендованного имущества, а также заключить договор купли-продажи арендованного имущества на основании отсутствия в ст. 13 Закона о приватизации 2001 г. такого способа приватизации.

Кроме того, проведение реконструкции в арендованном помещении не является основанием для возникновения права собственности. Кроме этого, необходимо обратить внимание на то, что в российском законодательстве существует отдельный закон, регулирующий особенности приватизации арендуемого имущества, но со специальным субъектом-покупателем.

Мена одного имущества на другое. Постановлением ФАС СевероЗападного округа от 24 июля 2008 г. по делу № А52-

4722/2007признано недействительным распоряжение администрации, в соответствии с которым передано в собственность предпринимателя нежилое помещение в обмен на принадлежащую на праве собственности предпринимателю квартиру;

Передача муниципального имущества в собственность по договору на участие в долевом ремонте или путем внесения капитальных вложений. Постановлением ФАС Северо-Кавказского округа от 8 сентября 2008 г. № Ф08-4836/2008 по делу № А22-1098/07/14-142 договор признан недействительным .

В отношении имущественного комплекса унитарного предприятия Закон о приватизации 2001 г. устанавливает ограничение по способу приватизации. Размер уставного капитала соответствует балансовой стоимости подлежащих приватизации активов унитарного предприятия, рассчитанных в соответствии со ст. 11 Закона о приватизации.

Итак, анализируя положения пунктов 3 и 4 ст. 13 Закона о приватизации 2001 г., мы пришли к выводу, что законодатель определяет способы приватизации двух видов государственного имущества.С одной стороны рассматриваются имущественные комплексы федеральных унитарных предприятий и находящихся в федеральной собственности акций открытых акционерных обществ, балансовая стоимость основных средств которых на последнюю отчетную дату превышает пять миллионов минимальных размеров оплаты труда (500000000 руб.), а также имущества, соответствующее иным критериям, установленным Правительством Российской Федерации, а с другой стороны рассматривается иное имущество, которое не соответствует указанным критериям. Таким образом, законодатель разделил способы приватизации «крупных» предприятий и остальных предприятий.

Для первой группы («крупных предприятий») установлены такие способы приватизации, как: преобразование унитарного предприятия в

открытое акционерное общество; аукцион; специализированный аукцион; посредством продажи за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ; посредством внесения в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации федерального имущества в качестве вклада в уставный капитал стратегического акционерного общества.

Для второй группы установлены следующие способы приватизации: преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество; аукцион; специализированный аукцион; конкурс; посредством внесения акций в качестве вклада в уставный капитал открытого акционерного общества.

При этом, необходимо отметить, что при приватизации имущества второй группы, если аукцион, специализированный аукцион или конкурс по продаже такого имущества был признан несостоявшимся в силу отсутствия заявок либо участия в нем одного покупателя, приватизация может быть осуществлена другим установленным п. 1 ст. 13 способом в порядке, предусмотренном федеральным законом.

В то же время пункт 16 ст. 43 Закона о приватизации 2001 г. все-таки устанавливает исключение из комментируемой статьи. Открытое акционерное общество имеет первоочередное право приобретения имущества, если оно было выявлено как подлежавшее внесению в уставный капитал открытого акционерного общества и не включенное при его создании в состав приватизированного имущества.

Подводя итог можно сделать следующие выводы. В соответствии со ст. 13 Закона о приватизации 2001 г. приватизация государственного и муниципального имущества может осуществляться одним из рассмотренных способов. Использование того или иного способа приватизации ставится в зависимость от того, к какой категории относится

приватизируемое имущество (п. 3, 4 ст. 13 Закона о приватизации 2001 г.). При этом предусмотренный Законом о приватизации 2001 г. перечень способов приватизации является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Литература

1. Камышанский В. П.Некоторые тенденции модернизации вещных прав в Гражданском кодексе Российской Федерации // Власть закона. - 2012. - № 2. - С. 3544.

2. Андреев Ю. Н.О цивилистическом понимании собственности и права собственности // Власть закона. - 2012. - № 1. - С. 43-54.

3. Диденко А. А. К вопросу о развитии отечественной концепции источников гражданского права // Власть закона. - 2012. - № 3. - С. 124-131.

4. Ткаченко А. А. Системный анализ источников гражданского права Российской Федерации // Власть закона. - 2010. - № 3. - С. 82-87.

5. Ткаченко А. А. Закон как источник гражданского права // Власть закона. -2010. - № 2. - С. 120-133.

6. Коршунов Н. М. Процесс приватизации в России. Методология правового регулирования / Н. М. Коршунов. - Нижний Новгород: НЮИ МВД России, 1998.

7. Коршунов П. Н. Некоторые особенности организации жилищного накопительного кооператива // Власть закона. - 2011. - № 2. - С. 32-37.

8. О классификаторе правовых актов: Указ Президента Российской Федерации от 15 марта 2000 г. № 511 (в ред. от 5 октября 2002 г.) // СЗ РФ. - 2000. - № 12. -Ст.1260; 2002. - № 40. - Ст.3935.

9. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ // Российская газета. - 1993. - № 237; СЗ РФ. - 2009. - №4. - Ст. 445.

10. О Правительстве Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ в ред. от 28.12.2010 №8-ФКЗ // СЗ РФ. - 1997. - №51. -Ст.5794;2011. - №1. - Ст.1.

11. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон РФ от 30.11.1994 № 51-ФЗ в ред. от 05.05.2014 № 99-ФЗ // СЗ РФ. - 1994. - № 32.

Ст. 3301; Российская газета. - 2014. - № 101.

12. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25 июля 2001 г. № 12-П «По делу о проверке конституционности пункта 7 статьи 21 Федерального закона «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» в связи с запросом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2001. - № 32. - Ст. 3411.

13. О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации: Закон РФ от 04.07.1991 № 1541-1 в ред. от 11.06.2008 №84-ФЗ // Бюллетень нормативных актов. -1992. - №1; СЗ РФ. - 2008. - №24. - Ст. 2797.

14. О государственном материальном резерве: Федеральный закон от 29.12.1994 № 79-ФЗ в ред. от 28.12.2010 № 405-ФЗ // СЗ РФ. - 1995. - №1. - Ст. 3; 2011. - №1. -Ст.17.

15. Об утверждении Перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ: Указ Президента РФ от 04.08.2004 № 1009 в ред. от 03.11.2010 № 1324 // СЗ РФ. - 2004. - №32. - Ст. 3213;2010. - №45. - Ст. 5770.

16. Об утверждении Правил разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и внесении изменений в Правила подготовки и принятия решений об условиях приватизации федерального имущества: Постановление Правительства РФ от 26.12.2005 № 806 в ред. от 13.09.2010 № 725 // СЗ РФ. - 2005. - № 57. - Ст. 4632;2010. - 38. - Ст. 3843.

17. Камышанский Приватизация предприятий. Право собственности. - М.: А-Приор, 2009. - C. 120.

18. Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 15 декабря 2008 г. № Ф09-1133/08-С4 по делу № А76-3065/2007-16-224/163 // СПС Консультант Плюс, 2014.

19. Постановления ФАС Поволжского округа от 4 декабря 2008 г. по делу № А55-2325/2008, ФАС Центрального округа от 18 сентября 2008 г. № Ф10-4006/08 по делу № А09-8423/2007-25, ФАС Западно-Сибирского округа от 9 сентября 2008 г. № Ф04-5329/2008(10820-А45-28) по делу № А45-12413/2007-41/317 // СПС Консультант Плюс, 2014.

20. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 11 марта 2005 г. № А43-18194/2004-13-477 // СПС Консультант Плюс, 2014.

21. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 24 июля 2008 г. по делу № А52-4722/2007 // СПС Консультант Плюс, 2014.

22. Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 8 сентября 2008 г. № Ф08-4836/2008 по делу № А22-1098/07/14-142 // СПС Консультант Плюс, 2014.

1. Kamyshanskij V. P.Nekotorye tendencii modernizacii veshhnyh prav v Grazhdanskom kodekse Rossijskoj Federacii // Vlast" zakona. - 2012. - № 2. - S. 35-44.

2. Andreev Ju. N.O civilisticheskom ponimanii sobstvennosti i prava sobstvennosti // Vlast" zakona. - 2012. - № 1. - S. 43-54.

3. Didenko A. A. K voprosu o razvitii otechestvennoj koncepcii istochnikov

grazhdanskogo prava // Vlast" zakona. - 2012. - № 3. - S. 124-131.

4. Tkachenko A. A. Sistemnyj analiz istochnikov grazhdanskogo prava Rossijskoj

Federacii // Vlast" zakona. - 2010. - № 3. - S. 82-87.

5. Tkachenko A. A. Zakon kak istochnik grazhdanskogo prava // Vlast" zakona. -

2010. - № 2. - S. 120-133.

6. Korshunov N. M. Process privatizacii v Rossii. Metodologija pravovogo

regulirovanija / N. M. Korshunov. - Nizhnij Novgorod: NJul MVD Rossii, 1998.

7. Korshunov P.N. Nekotorye osobennosti organizacii zhilishhnogo nakopitel"nogo kooperativa // Vlast" zakona. - 2011. - № 2. - S. 32-37.

8. O klassifikatore pravovyh aktov: Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 15 marta 2000 g. № 511 (v red. ot 5 oktjabrja 2002 g.) // SZ RF. - 2000. - № 12. - St.1260; 2002. - № 40. - St.3935.

9. КопБйШсуа ЯовБувко] БеёегасИ (рг1п]а!а увепагоёпуш §01080уап1еш 12.12.1993) б исИе!ош роргауок, упеБеппуИ 2акопаш1 ЯБ о роргаукаИ к КопБйШсп ЯБ о! 30.12.2008 № 6-Б^, о! 30.12.2008 № 7-Б^ // Яоввувка|а §а2е1а. - 1993. - № 237; Б2 ЯБ. - 2009. - №4.

10. О Ргауке^уе Я^Б^ко] Беёегасп: Беёега1"пу] копвйШсюппу] 2акоп о! 17.12.1997 № 2-БК2 у геё. о! 28.12.2010 №8-Б^ // Б2 ЯБ. - 1997. - №51. - Б!.5794;2011.

11. Ога2кёап8ку коёекБ Я^Б^ко] Беёегасп (сИав! регуа]а): Беёега1"пу] 2акоп ЯБ о! 30.11.1994 № 51-Б2 у геё. о! 05.05.2014 № 99-Б2 // Б2 ЯБ. - 1994. - № 32. - Б!. 3301; Яо881]вка]а §а2е1а. - 2014. - № 101.

12. РоБ1апоу1еп1е Коп81йисюппо§о Биёа Я^Б^ко] БеёегасИ о! 25 уиЦа 2001 §. № 12-Р «Ро ёе1и о ргоуегке копвйШсюпповй рипк!а 7 Б!ай 21 Беёега1"по§о 2акопа «О рг1уа112асИ §о8иёаге1уеппо§о 1шшИИеБ!уа 1 оЬ оБпоуаИ рпуай2асп шип1с1ра1"по§о 1шшИИеБ!уа у Я^Б^ко] Беёегасп» у ву]а21 б 2аргоБош Уу8вЬе§о АгЫ1га2Ьпо§о Биёа Я^Б^ко] БеёегасИ» // Б2 ЯБ. - 2001. - № 32. - Б!. 3411.

13. О рпуай2асп 2ЫН8Икпо§о 1Ъпёа у Я^Б^ко] БеёегасИ: 2акоп ЯБ о! 04.07.1991 № 1541-1 у геё. о! 11.06.2008 №84-Б2 // Б|и11е!еп" погшайупуИ ак!оу. - 1992. - №1; Б2 ЯБ. - 2008. - №24. - Б!. 2797.

14. О §овиёаг81уеппош ша!епа1"пош ге2егуе: Беёега1"пу| 2акоп о! 29.12.1994 № 79-Б2 у геё. о! 28.12.2010 № 405-Б2 // Б2 ЯБ. - 1995. - №1. - Б!. 3; 2011. - №1. - 807.

15. ОЬ ШуегеИёепп РегесИп]а 81ха1е§1ске8кШ ргеёргуа1;у 1 Бйа^юИеБкШ аксюпегпуИ оЬвИИеБ!у: Ика2 Рге21ёеп1а ЯБ о! 04.08.2004 № 1009 у геё. о! 03.11.2010 № 1324 // Б2 ЯБ.

2004. - №32. - Б!. 3213;2010. - №45. - Б!. 5770.

16. ОЬ ШуегеЬёепп Ргау11 га2гаЬо1к1 рго§по2по§о р1апа (рго§гашшу) рг1уа112асИ Геёега1"по§о 1шшИИеБ!уа 1 упеБепп 12шепеп1| у Ргау11а роё§о!оук1 1 ргща] гевИепу оЬ ш1оууаИ рпуа112асп Геёега1"по§о 1шшИИеБ!уа: РоБ!апоу1еп1е Ргауке1Вуа ЯБ о! 26.12.2005 № 806 у геё. о! 13.09.2010 № 725 // Б2 ЯБ. - 2005. - № 57. - Б!. 4632;2010. - 38. - Б!. 3843.

17. КашувИапБку Рпуа112асуа ргеёргуа1;у. Ргауо БоЬв!уепповй. - М.: А-Рпог, 2009. -- С. 120.

18. РоБ!апоу1еп1е Беёега1"по§о агЫ1га2Ьпо§о Биёа Цга1"8ко§о окги§а о! 15 ёекаЬг]а 2008 g. № Б09-1133/08-Б4 ро ёе1и № А76-3065/2007-16-224/163 // БРБ Ко^иПаШ РЦш, 2014.

19. Ров!апоу1епуа БАБ Роуокк8ко§о окги§а о! 4 ёекаЬца 2008 g. ро ёе1и № А55-2325/2008, БАБ Сеп1га1"по§о окги§а о! 18 БепуаЬца 2008 g. № Б10-4006/08 ро ёе1и № А09-8423/2007-25, БАБ Zapadno-Sibirskogo окги§а о! 9 БепуаЬца 2008 g. № Б04-5329/2008(10820-А45-28) ро de1u № А45-12413/2007-41/317 // БРБ Копви1Чап! РЦш, 2014.

20. РоБ!апоу1еп1е БАБ Уo1go-Уjatskogo окг^а о! 11 шаг!а 2005 g. № А43-18194/2004-13-477 // БРБ Ко^иПап РЦш, 2014.

21. РоБ!апоу1еп1е БАБ 8eуeгo-Zapadnogo okruga о! 24 уиЦа 2008 g. ро de1u № А52-4722/2007 // БРБ КопБи1"!ап! Р1|иБ, 2014.

22. РоБ!апоу1еп1е Бedeгa1"nogo aгЬitгazhnogo suda 8eуeгo-Kaуkazskogo окг^а о! 8 Беп!]аЬг|а 2008 g. № Б08-4836/2008 ро de1u № А22-1098/07/14-142 // БРБ КопБи1"!ап! Р1|иБ, 2014.

Содержание понятия приватизации

Определение 1

Приватизация является процессом перехода государственной собственности во владение физическим и юридическим лицам, в результате чего государство лишается права управления, пользования и распоряжения данным имуществом.

Главные цели приватизации заключаются в формировании частной и смешанной форм собственности; создании хозяйственно-правовой среды для эффективной работы как отдельных предприятий, так и экономики в целом; налаживании новых экономических отношений; развитии предпринимательской деятельности и конкурентной атмосферы; снижении государственного вмешательства в хозяйственные процессы; улучшении экономического положения страны, снижении государственных расходов на управление (уменьшение субсидий, расходов на администрацию, дефицита государственного бюджета).

Замечание 1

Конечная цель приватизационного процесса заключается в формировании эффективного рыночного механизма по управлению производством.

Принципы приватизации государственного имущества

Опыт проведения процесса приватизации в странах с рыночной экономической системой позволяет сформулировать перечень принципов:

  1. Приватизационный процесс не должен являться догмой, собственность государства необходима для дополнения рыночной системы, в следствие этого выбор предприятий, подлежащих приватизации, должен быть тщательным для того, чтобы обеспечить необходимые общественные блага.
  2. Перед приватизацией необходимо провести реструктуризацию и разрушить неоправданные монополии, которые мешают конкуренции, чтобы повысить эффективность и доступность для более широкого круга общества.
  3. Структурные изменения собственности должны проводиться постепенно, чтобы не разрушить действующие экономические связи.
  4. Обязательным условием приватизации является привлечение новых инвестиций, совершенствование управленческого процесса, сохранение должного уровня занятости и социального обеспечения населения, создание и поддержка среднего класса.
  5. Приватизация должна осуществляться в интересах национальной безопасности.
  6. Все шаги приватизации должны быть обоснованными, публичными и доступными для народного контроля.

Из перечисленных принципов можно сделать вывод, что приватизация относится к такому звену экономической реформы, которое в это же время осуществляет создание предпосылок для выполнения других реформистских направлений. Приватизационные процессы разворачиваются на фоне изменений в политической системе при переходе от «дирижистской» к «неолиберальной» модели регулирования экономики. При обратном переходе могут проходить процессы деприватизации. Это говорит о том, что приватизационный процесс как инструмент государственного регулирования имеет постоянный характер.

Выделяются также следующие основные принципы процесса приватизации государственного и муниципального имущества в России:

  • Приватизация имущества государства и муниципалитетов основывается на отношениях равенства между собой покупателей государственной и муниципальной собственности и прозрачности осуществляемой деятельности органов государственного и местного управления;
  • Государственная и муниципальная собственность переходит физическим и юридическим лицам только лишь на возмездной основе, т.е. за определенную плату или за акции тех предприятий, которые приобретают государственное или муниципальное имущество;
  • Процесс приватизации муниципального имущества проводится самостоятельно органами местного самоуправления в порядке, который предусмотрен действующим Федеральным законом.

Методы приватизации

Мировая практика приватизации государственного имущества позволяет выделить два основных метода: на возмездной основе и безвозмездной (Рисунок 1).

Рисунок 1. Приватизационные методы. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

При возмездной приватизации происходит реальная смена собственников и утверждаются законы рыночной экономической системы, пополняется государственный бюджет, связываются свободные деньги, т.е. создается эффект антиинфляции. При этом такой процесс может затянуться на долгие годы по причине отсутствия денег у населения, либо же может привести к попаданию государственного имущества в руки криминальных структур.

При безвозмездной приватизации снижается социальная напряженность в обществе, увеличивается количество собственников, такой метод является самым быстрым способом перераспределения имущества государства. Однако, существуют и недостатки безвозмездной передачи, которые заключаются в отсутствии у населения чувства собственника, большинство граждан по-прежнему считают себя работниками наемного труда на приватизированных ими же предприятиях.

Существует и другая, более частная, классификация методов приватизации:

  1. Открытая продажа;
  2. Покупка работниками и управленческим звеном предприятий;
  3. Массовая приватизация посредством раздачи ваучерных чеков;
  4. Процесс реституции, т.е. возвращение имущества законным владельцам или же их наследникам.

Продажа государственного имущества посредством конкурсов и аукционов преобладала в странах Центральной и Восточной Европы как метод приватизации с самого начала экономических реформ, в России процесс приватизации стал основным методом во второй половине 1990-х годов. Выкуп предприятий его работниками и менеджерами широко использовался в начале 1990-х в России.

Приватизация с помощью ваучеров имела массовые масштабы на ранних этапах рыночных реформ в России, Словакии, Чехии, а также в менее крупных размерах проводилась в некоторых странах Центральной и Восточной Европы и СНГ. Процессы реституции характерны для большинства стран Центральной и Восточной Европы и Балтии.

Небольшие предприятия передавались в частные руки с аукционов или на конкурсной основе. Крупные компании переходили в приватизационные ведомства, осуществляющие их разгосударствление путем деления на акции. Часть акций подобных предприятий передавалась его коллективу, а оставшаяся скупалась частными лицами.

  • Экономика: пределы государственно-правового воздействия
  • Экономическое законодательство: к истории вопроса
    • Государственное регулирование экономики России
    • Экономическое законодательство в советский период и эпоху реформ
    • Современная российская экономика и законодательство
  • Концепции правового регулирования экономики и административное право
    • Публичное экономическое право Франции
    • Германия: право экономики, административно-хозяйственное право
    • Экономический анализ права
    • Идеи экономического права в России
  • Экономическое право - комплексная отрасль или учебная дисциплина?
    • Продолжение дискуссии о хозяйственном праве
    • Публичное экономическое право: тенденции развития
  • Публичное право и регулирование экономических отношений
  • Деление права на публичное и частное
    • В поисках критерия разделения права на публичное и частное
    • Современные тенденции разделения права
  • Роль административного права в регулировании экономики
  • Конституционные принципы регулирования экономики
    • Концепция «экономической конституции»
    • Постановления Конституционного Суда РФ в экономической сфере
  • Публичные элементы в гражданском праве России
  • Участие государства в имущественных отношениях
  • Гражданская правосубъектность государства и его органов
    • Разнообразие теорий о гражданской правоспособности государства
    • Иммунитет государства
    • Концепция юридического лица и правоспособность государства
    • Органы публичной власти как юридические лица
  • Государство и казна
    • Понятие казны
    • Состав федеральной казны
  • Имущественная ответственность государства
    • Возмещение вреда, причиненного государством: теоретические подходы
    • Порядок возмещения вреда за счет казны
    • Проблема определения надлежащего ответчика по делам о возмещении вреда государством
    • Исполнение судебных решений о взыскании вреда с государства
  • Взаимодействие государства и бизнеса
  • Участие бизнеса в государственном управлении
  • Публично-частное партнерство: история возникновения и основные формы
  • Государственно-частное партнерство в России
  • Концессия как форма публично-частного партнерства
    • Возникновение и распространение концессий
    • Смешанный характер концессионного соглашения
    • Объекты и субъекты концессионного соглашения
    • Условия концессионного соглашения
    • Порядок заключения концессионного соглашения
  • Субъекты экономического регулирования
  • Экономическая компетенция органов публичной власти
    • Федеральные органы власти в сфере экономики
    • Органы по управлению государственной собственностью
  • Правовой статус «смешанных органов» в сфере экономики
    • Счетная палата РФ
    • Центральный банк РФ
  • Государственные корпорации и государственные компании
    • Общие нормы о государственных корпорациях
    • Виды государственных корпораций
    • Деятельность государственных корпораций
    • Риски при создании государственных корпораций
    • Государственная компания
  • Саморегулируемые организации: правовой статус и основы деятельности
    • Теоретические основы саморегулирования
    • Саморегулируемые организации в России
    • Правовой статус саморегулируемых организаций
    • Публично-правовые черты саморегулируемых организаций
  • Квазигосударственные органы
  • Частные организации, осуществляющие аутсорсинг административно-управленческих процессов
  • Публично-правовые способы регулирования экономики
  • Разрешительные и контрольные полномочия органов власти
    • Экономическая функция государства
    • Государственная регистрация
    • Лицензирование в экономической сфере
    • Государственный контроль и надзор
  • Экономическое прогнозирование и планирование
  • Оказание публичных (государственных) услуг в экономической сфере
    • Импорт концепции «сервисного государства»
    • Российская правовая доктрина публичных услуг
    • Нормативные основы предоставления государственных услуг в Российской Федерации
    • Электронизация государственных услуг
    • Специфика государственных услуг в экономической сфере
  • Государственное регулирование цен и тарифов
    • Либерализация цен и основы ценовой политики
    • Законодательные основы государственного регулирования цен
  • Государственная поддержка
    • Виды государственной поддержки
    • Государственные и муниципальные преференции
  • Управление государственной собственностью
  • Основы управления государственной собственностью
    • Состав государственной собственности
    • Формы управления государственной собственностью
    • Учет государственной собственности
  • Разграничение государственной собственности
    • Нормативные основы разграничения государственной собственности
    • Современное законодательство о разграничении государственной собственности
    • Проблема возмездности в отношениях по разграничению государственной собственности
  • Приватизация государственной собственности
    • Правовая природа приватизации
    • Основные способы приватизации
    • Национализация как антипод приватизации
  • Создание унитарных предприятий
  • Акционерная собственность государства
  • Коррупция как деструктивный фактор в экономике
  • Теневая экономика и коррупция
  • Способы противодействия коррупции в экономике
    • Нормативная база противодействия коррупции
    • Антикоррупционная экспертиза экономического законодательства
    • Административные барьеры для бизнеса
    • Административные барьеры при осуществлении легализующих функций
    • Административные барьеры при осуществлении государственного контроля
    • Административные барьеры при предоставлении публичной информации

Основные способы приватизации

Представим общую схему приватизации. Первоначально полномочным государственным органом принимается решение о приватизации. Затем предприятие готовится к приватизации: имущество инвентаризуется, оценивается, определяются способ, сроки и условия продажи, начальная цена объекта. Информация о приватизации объекта публикуется в официальном информационном бюллетене с указанием всех существенных сведений. При приватизации между продавцом и покупателем заключается договор купли-продажи, включающий все обязательства покупателя в отношении объекта приватизации и сроки их выполнения.

Это общая схема. Что касается конкретных способов приватизации, то Закон о приватизации 1991 г. предусматривал следующие:

  1. продажа предприятия по конкурсу;
  2. продажа предприятия на аукционе;
  3. продажа долей (акций) в капитале предприятия;
  4. преобразование предприятия в акционерное общество.

В тот период трудовым коллективам предоставлялись значительные льготы. К примеру, в 1992 г. существовало три варианта акционирования: 1) 25% привилегированных акций передаются безвозмездно, до 10% акций - со скидкой 30% от номинала, до 5% - продаются должностным лицам администрации; 2) до 51% обыкновенных акций продается трудовому коллективу; 3) 20% акций продастся со скидкой 30% коллективу, в отношении 20% акций - передается право на голосование акциями фонда имущества. При этом первоначальный взнос уплачивается в срок не более трех лет. При тогдашнем уровне инфляции рассрочка в три года представляла собой самое привлекательное кредитование. Государство могло также принять решение о закреплении «золотой акции», дающей право вето на решения общего собрания акционеров по наиболее существенным вопросам.

Закон о приватизации 1997 г. несколько расширил перечень способов приватизации, уже не подразумевая таких льгот трудовым коллективам:

  1. продажа имущества (в том числе акций) на аукционе;
  2. продажа имущества на конкурсе;
  3. продажа акций открытых акционерных обществ их работникам;
  4. выкуп арендованного имущества;
  5. преобразование государственного предприятия в открытое акционерное общество;
  6. внесение имущества в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ;
  7. отчуждение акций владельцам государственных или муниципальных ценных бумаг.

Действующий Закон о приватизации 2001 г. предусматривает больший диапазон способов приватизации:

  1. преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;
  2. продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;
  3. продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;
  4. продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;
  5. продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;
  6. продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг;
  7. продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;
  8. продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;
  9. внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;
  10. продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.

Исторические различия нормативных подходов любопытно проследить на примере продажи предприятия по конкурсу (представлены в таблице). Попутно вскрываются и несовершенства понятийного аппарата, и динамика законодательства. На начальном этапе смешивалось понимание предприятия как субъекта и как объекта права, на сегодняшний день объектом приватизации названо просто имущество.

Продажа государственного имущества по конкурсу

Позиции сравнения
Законодательство 1991-1997
Законодательство 1997-2001
Законодательство 2001
Договор комитета по управлению имуществом и покупателя
Договор купли-продажи

1) договор о выполнении условий конкурса;

2) собственно приватизационный договор

1) договор купли-продажи;

2) передаточный акт (после выполнения условий конкурса)

Предмет приватизационного договора Государственное (муниципальное) предприятие, при этом занимаемое помещение передается в аренду с правом выкупа

а) право на инвестиции;

б) государственное (муниципальное) имущество

Государственное унитарное предприятие как имущественный комплекс
Переход права собственности С момента регистрации договора купли-продажи (сразу) После выполнения условий конкурса (в связи с этим следует предусматривать переход бремени содержания и рисков на покупателя уже в договоре о выполнении условий) Государственная регистрация перехода права собственности - не позднее 30 дней после полной оплаты имущества, выполнения условий конкурса и погашения задолженности по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды
Условия конкурса

1) сохранение обязательств по производству конкретных видов продукции, товаров и услуг, сохранение профиля предприятия на определенный планом приватизации срок;

2) обеспечение сложившегося числа занятых и сложившихся социальных гарантий работникам предприятия (на срок до года);

3) обязательства покупателя по объемам инвестиций в приобретенный объект в течение первого года с момента его продажи;

4) финансирование и порядок использования объектов социальной сферы, входящих в имущественный комплекс приватизируемого предприятия в течение определенного планом приватизации срока.

Перечень условий конкурса исчерпывающий

Социальные условия:

1) сохранение определенного числа рабочих мест или создание дополнительных рабочих мест;

2) переподготовка или повышение квалификации работников;

3) сохранение существующей системы охраны труда и здоровья работников;

4) ограничение на изменение профиля деятельности объектов социально-культурного, коммунально-бытового или транспортного обслуживания населения либо на прекращение их использования; 5) реализация мероприятий по охране окружающей среды и здоровья граждан.

Перечень социальных условий исчерпывающий.

Инвестиционные условия:

1) реконструкция, приобретение оборудования, модернизация, расширение производства;

2) тарифный и нетарифный протекционизм в отношении российских товаропроизводителей;

3) погашение задолженности перед соответствующими бюджетами и государственными внебюджетными фондами.

Перечень инвестиционных условий примерный

1) сохранение определенного числа рабочих мест;

2) переподготовка и (или) повышение квалификации работников;

3) ограничение изменения профиля деятельности унитарного предприятия или назначения отдельных объектов социально- культурного, коммунально-бытового или транспортного обслуживания населения либо прекращение их использования;

5) проведение реставрационных, ремонтных и иных работ в отношении объектов культурного наследия, объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения.

Перечень условий исчерпывающий. Срок выполнения условий конкурса не может превышать один год

Юридическая судьба приватизируемого государственного (муниципального) предприятия Предприятие реорганизуется ввиду его приватизации путем преобразования, покупатель становится его универсальным правопреемником Предприятие ликвидируется учредителем (государством) после выполнения покупателем условий конкурса. По договору о выполнении условий конкурса покупатель становится сингулярным правопреемником С переходом права собственности на имущественный комплекс унитарного предприятия к покупателю прекращается унитарное предприятие, имущественный комплекс которого продан. Порядок внесения записи о прекращении унитарного предприятия в государственный реестр юридических лиц определяется Правительством РФ

Таким образом, вопрос о правопреемстве покупателя в отношении прав и обязанностей приватизированного предприятия решался различно:

  1. период с 19 июля 1991 г. до 1 марта 1996 г. (с момента вступления в силу Закона о приватизации 1991 г. до вступления в силу второй части ГК РФ): правопреемство покупателя универсальное, поскольку в результате приватизации предприятия (как юридического лица) происходит его реорганизация;
  2. периоде 1 марта 1996 г. до 25 июля 1997 г. (вступления в силу Закона о приватизации 1997 г.): правопреемство по основным правам и обязанностям можно назвать универсальным, но из передаваемых пассивов могут исключаться (как правило, в судебном порядке по иску покупателя) долги, не включенные в договор купли-продажи в соответствии со ст. 561 ГК РФ. Реорганизация приватизируемого предприятия удлиняется по времени и проводится новым собственником предприятия в течение определенного периода времени после вступления его в права собственности;
  3. период действия Закона о приватизации 1997 г.: правопреемство покупателя сингулярное по отношению к приватизируемому имуществу приватизируемого предприятия; само предприятие либо реорганизуется, либо ликвидируется учредителем;
  4. период действия Закона о приватизации 2001 г. (с 27 апреля 2002 г. - момента вступления в силу Закона о приватизации 2001 г.): правопреемство покупателя сингулярное; унитарное предприятие прекращается. После исполнения покупателем условий договора купли-продажи имущественного комплекса унитарного предприятия с покупателем подписывается передаточный акт. По обязательствам, не учтенным в передаточном акте, Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование ответственности не несут. Существенные изменения, произошедшие в составе имущественного комплекса унитарного предприятия после опубликования информационного сообщения о продаже этого комплекса и до подписания передаточного акта, могут являться основанием отказа от заключения договора купли-продажи имущественного комплекса унитарного предприятия.

Без сомнения, предприятие как имущественный комплекс - весьма сложный объект. Даже тогда, когда отчуждаемое (или иным способом выступающее в качестве объекта) предприятие является, казалось бы, единственным вещным проявлением юридического лица, также существующего в организационно-правовой форме предприятия, переход права собственности на абсолютно все имущество в составе передаваемого комплекса не будет иметь места.

Хотя бы по той причине, что отчуждение предприятия как имущественного комплекса не влечет обязательного прекращения (или даже необходимой реорганизации) юридического лица - первоначального владельца, а статус юридического лица без обособленного имущества вообще (а речь здесь, безусловно, идет в первую очередь о вещах) просто немыслим. Вещное содержание предприятия - это статичное состояние комплекса, а возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся вокруг вещей отношения - это динамика, внутреннее и внешнее самодвижение, саморегуляция, саморазвитие, самовоспроизводство организованной совокупности предметов материального мира 1 См.: Степанов С.А. Предприятие как имущественный комплекс по Гражданскому кодексу Российской Федерации // Актуальные проблемы гражданского права. М., 2000. С. 51-52. .

Приватизация - отчуждение (переход) не­движимого имущества из государственной или муниципальной собст­венности в частную собственность или определенных юриди­ческих лиц в порядке, установленном специальным законодательством, а также переход в указанном порядке к названным лицам принадлежащих публично-правовым образованиям акций открытых акционерных об­ществ (удостоверенных ими ).

Следует иметь в виду, что заключаемые в ходе приватизации сдел­ки по приобретению в частную собственность приватизируемого иму­щества являются гражданско-правовыми договорами (чаще всего - до­говорами купли-продажи), а потому подпадают под действие общих норм гражданского права, хотя их содержание, а также порядок за­ключения и исполнения в изъятие из принципа свободы договоров во многом определены законом императивно. Решение же о приватиза­ции конкретного объекта (недвижимости) следует рассматривать как одну из форм осуществления публичным собственником своего пра­вомочия по распоряжению принадлежащим ему имуществом.

В качестве продавца (отчуждателя) приватизируемого имущества дол­жен выступать публичный собственник. Согласно действующему Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" функциями по приватизации по общему правилу об­ладает уполномоченный федеральный орган , а по специальному поручению правительства продажу приватизируемого федерального имущества могут осуществлять специализированные го­сударственные учреждения (п. 1 ст. 6). Аналогичным образом организу­ется приватизация государственного и муниципального имущества.

В роли покупателей (приобретателей) приватизируемого имущества согласно п. 1 ст. 5 Закона о приватизации могут выступать любые фи­зические и юридические лица, за исключением юридических лиц, в ус­тавном капитале которых доля публичной собственности превышает 25%, а также унитарных предприятий и публичных учреждений - не­собственников. Очевидно также, что в этой роли не могут выступать другие публично-правовые образования.

В качестве объектов приватизации могут выступать принадлежащие публично-правовым образованиям на праве собственности:

    1. имущественные комплексы унитарных предприятий, причем со­вместно с занимаемыми ими земельными участками (ст. 11, п. 2 ст. 28ст. 28 Закона о приватизации);
    2. отдельные здания, строения, сооружения, а также объекты, строи­тельство которых не завершено, совместно с занимаемыми ими зе­мельными участками (п. 1 ст. 28 Закона о приватизации);
    3. акции открытых акционерных обществ (ст. 19, 22, 26 ЗК);
    4. объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) (ст. 29 Закона о приватизации);
    5. земельные участки (ст. 28, 30, 34, 36 ЗК);
    6. жилые помещения (ст. 2 и 11 Закона о приватизации жилья).

Таким образом, речь идет главным образом об отчуждении находя­щегося в публичной собственности недвижимого имущества. Движи­мое имущество переходит из публичной в частную собственность в ре­зультате обычных сделок купли-продажи (например, поставки продук­ции государственных и муниципальных унитарных предприятий) или иных действий по его отчуждению, а не в порядке приватизации.

Способы приватизации государственного и муниципального имущества

Приватизация государственного и муниципального имущества осу­ществляется исключительно предусмотренными в законе способами. К их числу в соответствии со ст. 13 Закона о приватизации относятся:

    1. преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;
    2. преобразование унитарного предприятия в общество с ограниченной ответственностью;
    3. продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;
    4. продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;
    5. продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;
    6. продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;
    7. продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли;
    8. продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения ;
    9. продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены ;
    10. внесение государственного или муниципального имущества в качестве в уставные капиталы открытых акционерных обществ;
    11. продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.

При приватизации, осуществляемой путем преобразования унитар­ных предприятий в открытые акционерные общества, последние ста­новятся правопреемниками первых в соответствии с передаточным актом (п. 1 ст. 37 Закона о приватизации). При этом, однако, применяются об­щие нормы ГК о гарантиях прав кредиторов при реорганизации (ст. 60 ГК). Вместе с тем Российская Федерация и ее субъекты вправе устано­вить специальное право на участие в управлении акционерными обще­ствами, созданными на базе приватизированных предприятий, имею­щих особо важное народнохозяйственное значение («золотая акция»). Оно заключается в возможностях применения «права вето» (запрета) при принятии некоторых важнейших решений общим собранием обще­ства, а также внесения предложений в повестку дня годового собрания акционеров и требования созыва внеочередного общего собрания, не­смотря на наличие у публично-правового образования лишь 25% и ме­нее акций (и соответственно - голосов) такого общества.

Продажа приватизируемого имущества на аукционах и конкурсах различается тем, что на аукционе такое имущество продается покупа­телю, предложившему в ходе торгов наиболее высокую цену, тогда как конкурс («тендер») предполагает не только предложение наиболее высокой цены, но и выполнение покупателем определенных условий (сохранение определенного числа рабочих мест, сохранение профиля работы приватизированного предприятия и т.д.).

Внесение государственного и муниципального имущества в устав­ные капиталы открытых акционерных обществ в оплату приобретае­мых акций (ст. 25 Закона о приватизации) предполагает приобретение публично-правовым образованием их пакета в размере не менее, чем 25% плюс одна акция. Государственное имущество (помимо денеж­ных средств) может быть также внесено в уставные капиталы государ­ственных корпораций, юридически являющихся частными собственниками своего имущества. Однако в этом случае используются правила специальных законов о создании таких корпораций и не применяют­ся нормы Закона о приватизации.

Приватизация жилых помещений и земельных участков произво­дится в соответствии со специальными нормами жилищного и земель­ного законодательства.

Исчерпывающий перечень способов приватизации содержится в ст. 13 Закона о приватизации. К ним относятся:

  1. преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;
  2. продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;
  3. продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;
  4. продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе с инвестиционными и (или) социальными условиями;
  5. продажа за пределами территории РФ находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;
  6. продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг;
  7. продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;
  8. продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;
  9. внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;
  10. продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.

Законом предусмотрены ограничения на выбор способа приватизации отдельных объектов. Например, приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия в случае, если размер его уставного фонда превышает установленный законодательством минимальный размер уставного капитала ОАО, может осуществляться только путем преобразования в открытое акционерное общество.

Определение способа приватизации осуществляется в такой последовательности. Если принимается решение о приватизации федеральных унитарных предприятий и находящихся в федеральной собственности акций открытых акционерных обществ, для которых балансовая стоимость основных средств на последнюю отчетную дату превышает 5 млн МРОТ, то в качестве способа приватизации могут быть выбраны: преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество, аукцион, специализированный аукцион, продажа за пределами территории РФ находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ, внесение федеральною имущества в качестве вклада в уставный капитал стратегического акционерного общества.

Имущество, не соответствующее указанным требованиям, может быть приватизировано дополнительно на конкурсе, путем внесения акций в качестве вклада в уставный капитал открытого акционерного общества. Если аукцион, специализированный аукцион или конкурс по продаже такого имущества был признан несостоявшимся, приватизация может осуществляться иными способами.

Следует отметить, что новый Закон о приватизации предусматривает применение ряда способов приватизации, не известных ранее действовавшему законодательству. Это, например, продажа за пределами территории РФ принадлежащих государству акций открытых акционерных обществ, продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг, продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения и др. Вместе с тем, законодатель отказался от ряда способов отчуждения имущества, которые были предусмотрены Законом 1997 г., таких как продажа акций созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ их работникам; отчуждение акций владельцам ценных бумаг, удостоверяющих права на приобретение этих акций; выкуп арендованного имущества.

Однако следует учитывать, что до вступления в силу Закона о приватизации 2001 г. договоры аренды с правом выкупа были заключены. Их судьбу, в отношении имущества, находящегося в федеральной собственности, определило Положение о реализации договоров аренды федерального имущества с правом выкупа, заключенных до вступления в силу Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества», которое было утверждено Постановлением Правительства РФ от 25 сентября 2002 г. № 7071.

Данное Положение разделило заключенные договоры аренды на два вида .

  1. Если в договоре аренды с правом выкупа определены размер, сроки и порядок внесения выкупа, то арендатор направляет в Росимущество (его территориальный орган) заявление с приложением заверенной копии договора аренды и платежных документов о внесении выкупа. Росимущество в месячный срок рассматривает представленные документы и направляет арендатору извещение о подтверждении выполнения им условий договора. Оплата приобретаемого федерального имущества подтверждается заверенной банком копией платежного документа о перечислении суммы выкупа в доход федерального бюджета.
  2. Если в договоре аренды с правом выкупа не определены размер выкупа, сроки и порядок его внесения выкупа, то арендатор направляет в Росимущество (его территориальный орган) заявление о выкупе с приложением заверенной копии договора аренды, платежных документов о внесении выкупа (если до подачи заявления арендатор в соответствии с условиями договора производил платежи в счет выкупа) и предложение о порядке выкупа имущества. Росимущество в двухмесячный срок рассматривает представленные документы и привлекает независимого оценщика для оценки арендованного имущества на дату подачи заявления о выкупе.

В случае, если рыночная стоимость арендованного имущества не превышает Ютыс. МРОТ, Росимущество принимает решение о продаже этого имущества арендатору. На основании этого решения Росимущество заключает с арендатором дополнительное соглашение, которое определяет размер выкупа, сроки и порядок его внесения. Размер выкупа соответствует рыночной стоимости арендованного имущества, установленной оценщиком.

Если рыночная стоимость арендованного имущества составляет более 10 тыс. МРОТ, Росимущество направляет арендатору предложение о совместном создании открытого акционерного общества с внесением арендуемого имущества в качестве вклада государства в его уставный капитал. Арендатор в месячный срок со дня получения предложения направляет в Росимущество уведомление о согласии, к которому прилагает перечень имущества, вносимого арендатором в уставный капитал этого общества, отчет независимого оценщика, проект устава открытого акционерного общества, предложения о формировании его органов управления и подписанный арендатором проект соглашения о расторжении договора аренды с правом выкупа.

На основании поступивших документов Росимущество принимает решение о внесении от имени Российской Федерации в качестве вклада арендуемого имущества в уставный капитал открытого акционерного общества, создаваемого совместно с арендатором, с предоставлением последнему права первоочередного приобретения акций общества. Этим же решением утверждаются устав акционерного общества и кандидаты в его органы управления, назначается представитель Российской Федерации для участия в учредительном собрании. Количество акций, передаваемых Российской Федерации и арендатору, определяется пропорционально внесенным ими вкладам. Одновременно с арендатором заключается соглашение о расторжении договора аренды с правом выкупа.

После регистрации отчета о размещении первого выпуска акций они передаются РФФИ для их продажи арендатору. В целях реализации арендатором права первоочередного приобретения акций, продавец направляет арендатору извещение о количестве подлежащих продаже акций и их цене, которая определяется на основании отчета независимого оценщика. Если в течение двух месяцев со дня отправления извещения арендатор не воспользуется свои правом первоочередного приобретения акций, такие акции подлежат приватизации в порядке, предусмотренном Законом о приватизации.