Мотивация персонала - самые эффективные способы
Каждый руководитель хочет, чтобы подчиненные всегда работали профессионально, качественно и при этом успевали выполнять запланированные объемы. Здесь немаловажную роль играет мотивация персонала. Предлагаем узнать, как можно стимулировать работоспособность на предприятиях, чем отличается внутренняя и внешняя мотивация персонала.
Мотивация и стимулирование персонала
Под данным термином принято понимать формирование как внутренних, так и внешних факторов, которые действуют через самосознание. Выделяют такие, которые способны определить, что является самым важным для конкретного человека. Среди внутренних:
- самореализация;
- творчество;
- убежденность;
- самоутверждение;
- любопытство;
- необходимость в общении.
К внешним принято относить:
- карьеру;
- денежные средства;
- положение в обществе;
- признание.
Данная система мотивации персонала по характеру может быть как позитивной (сохранить или получить), так и негативной (избежать, избавиться). Положительным моментом можно назвать поощрение за хорошо выполненную задачу, а уже негативным – наказание за ее невыполнение. Под стимулированием понимают внешние рычаги активизации специалистов, другими словами – заинтересованность в материальном плане.
Виды мотивации персонала
Сама мотивация персонала делится на материальную и нематериальную. К первой относят заработную плату и ее повышение. Нередко несвоевременная оплата негативно сказывается на работоспособности всех подчиненных. Премии и командировочные тоже можно назвать отличным стимулом качественно работать и выполнять план. Такие методы мотивации персонала как конкурсы, подарки, отпуска и доска почета – отличное стимулирование.
Нематериальная мотивация персонала
Заинтересовать людей выполнять свои обязанности профессионально и быстро можно не только с помощью денежных средств. Нематериальная мотивация персонала – это нематериальные способы привлечь членов коллектива работать на высоком уровне и справляться с поставленными задачами. В числе таких методов:
- Признание заслуг, похвала . Выделить человека, вручив ему грамоту и назвав одним из лучших можно как во время профессиональных праздников, так и на общих собраниях, планерках.
- Создание и поддержание благоприятной психологической обстановки . Данный момент является одним из ключевых, поскольку в доброжелательной атмосфере профессиональная деятельность будет действительно эффективной.
- Возможность получить или же повысить квалификацию . Это будет актуальным для молодых амбициозных специалистов, для которых важно достичь профессионализма в карьере.
- Возможность продвигаться по карьерной лестнице и развиваться . Если на предприятии есть руководящие должности и предусмотрено повышение категорий, это послужит превосходным стимулом для работы.
- Занятие любимым делом . Когда человек «горит» своей работой и выполняет ее с энтузиазмом, это действительно мотивирует каждое утро вставать и идти на работу с удовольствием.
- Введение бонусов . Среди таких приятных поощрений могут быть – бесплатные обеды, скидки на занятия в спортзале, льготное обучение и многое другое, что может заинтересовать членов коллектива.
- Вознаграждения за выслугу лет, награды и почетные звания . Это является признанием высоких достижений в профессиональной деятельности человека и уважением к его труду.
- Общение руководства с подчиненными . На каждом предприятии должна существовать такая связь между руководителями и работниками.
Материальная мотивация персонала
- Ставка, заработная плата . Повышение зарплаты принято считать очень действенным методом.
- Выдача премий . Данный способ является одним из самых популярных видов поощрения эффективности работы человека.
- Процент от выручки . Такой метод поощрений можно назвать самым известным в торговле и сфере оказания услуг.
- Доплата за условия . Когда на предприятиях в связи с особенностями технологического процесса нет такой возможности сделать условия работы лучшими, руководители производят доплату. Это могут быть и разные компенсации в виде бесплатного питания, увеличения продолжительности отдыха, санаторно-курортного лечения.
- Вручение подарков . Даже недорогие подарки помогут стимулировать работника, ведь каждый человек любит их получать.
- Получение внутрифирменных льгот . Такие виды вознаграждения являются очень популярными. В их числе частичная или полная оплата медицинского страхования, а также страхования автомобилей, компенсация расходов на проезд в общественном транспорте.
Психологическая мотивация персонала
Каждый руководитель делает все для того, чтобы коллектив работал на полную отдачу и в итоге выполнял план. Для этого важно стимулировать людей, разработав эффективную систему награждений. Мотивация персонала – это один из способов повысить производительность труда. Существуют определенные правила, с помощью которых можно заинтересовать человека в качестве его труда:
- Поощрения должны быть неожиданными, непредсказуемыми и при этом нерегулярными. Такие вознаграждения мотивируют намного лучше, нежели те, что становятся частью заработной платы.
- Стимулирование становится результативным в тех случаях, когда подчиненные могут ощутить признание собственного вклада в деятельность предприятия и имеют заслуженные статусы.
- Вознаграждение должно быть незамедлительным, то есть реакция руководства на действия сотрудников в данном случае справедливая и быстрая.
- Важно стимулировать не по окончании всего рабочего процесса, а за промежуточные достижения.
- Важно, чтобы человек себя чувствовал уверенно, поскольку это необходимо каждому для самоутверждения.
- Без серьезных основания не стоит постоянно выделять кого-то одного из сотрудников, чтобы не вызвать зависть у остальных.
Социальная мотивация персонала
Вызвать заинтересованность в профессиональной работе можно и с помощью , которое из себя представляет общественное одобрение или же порицание профессиональных действий. Современная литература по мотивации персонала выделяет такие меры общественного одобрения:
- персональное устное одобрения действий сотрудника;
- публичная похвала действий члена коллектива;
- благодарственное письмо;
- статья в корпоративном печатном издании с похвалой;
- возможность выступить перед коллегами с целью передачи опыта;
- торжественное вручение награды, диплома;
- визуальное оформление рабочего места;
- размещение фото на доске почета;
- внесение в книгу почета предприятия.
Среди мер общественного порицания выделяют:
- личное устное выражение порицания действий;
- публичное порицание действий сотрудника;
- критическое письмо;
- статья в корпоративном печатном издании с выражением порицания.
Моральная мотивация персонала
Помимо прочих награждений и способов мотивации персонала к высокоэффективному труду, существует и моральная мотивация персонала организации:
- общественное признание личных достижений;
- общественное признание достижений группы;
- индивидуальное признание деятельности сотрудника руководством.
Трудовая мотивация персонала
Благодаря трудовому стимулированию руководство сможет реализовать потенциальные возможности. Основной целью здесь есть возможность обучить специалистов владеть своими рабочими силами, а не исключительно являться обладателями производственных средств. Главная задача менеджера – определить потребности трудового поведения работников с целью выполнения поставленных задач. Это и есть эффективная мотивация персонала. Внутренними побуждающими силами здесь должны быть идеалы, мотивы, интересы, ценностные ориентации, потребности и стремления.
Коллективная мотивация персонала
Каждая компания нуждается в коллективном стимулировании. Такая мотивация персонала призвана заинтересовать в трудовом процессе не одного человека, а сразу нескольких. При том это могут быть люди на разных должностях. Подобные методики мотивации персонала очень эффективные в каждой сфере. Их результаты можно наблюдать спустя непродолжительное время.
Вовлеченность и мотивация персонала
Под вовлеченностью понимают повышенную эмоциональную связь с организацией, что заставляет специалистов по собственной воле прилагать усилия. Узнать о ее степени можно исходя из таких принципов:
- положительные отзывы работников о компании;
- желание быть частью организации;
- усилия по собственному желанию.
Результаты деятельности человека могут показать, насколько он заинтересован в своей деятельности. Вовлеченность является очень ценной и потому ее важно развивать на каждом предприятии. При этом необходимо понимать, что она должна быть осознанным выбором человека. Потому важные цели мотивации персонала – создать условия, при которых специалист будет вовлечен процессом.
Теории мотивации персонала
Такое понятие как мотивация труда персонала имеет определенные группы теорий - содержательные и процессуальные. Первые разделяют на:
- Иерархии потребностей А. Маслоу - известна в качестве пирамиды, которая показывает, что чем выше место занимают потребности в иерархии, тем меньше людей могут мотивироваться ими в своем поведении.
- МакКеланда - представлены потребности без иерархичности в группах - власть, успех и причастность.
- Двуфакторная Герцберга - согласно ей удовлетворенность и неудовлетворенность подразумевают два самостоятельных процесса.
Ко вторым относят:
- Ожидания (В.Врума) и модель Портера-Лоулера - модели взаимодополняют друг друга.
- Постановки целей Эдвина Локка - поведение человека определено поставленными перед ним целями.
- Справедливости (равенства или равновесия) - сравнение оценки действий человека с оценкой труда других людей.