Скелеты в шкафу японцев. По кодексу людоеда. Жестокость японских самураев Зверства японцев во второй мировой

Сейчас много говорят о помощи японцам, чуть ли не предлагают заселить их в РОссии. Выглядят они и правда безобидно. Этакие позитивные неунывающие лапочки, почитающие свою культуру и историю. Японскую же армию они боготворят. По всей стране понатыканы памятники героям различных войн. А вот и деяния этих героев:

"...Вспомним трагедию китайского города Нанкин, разыгравшуюся в декабре 1937 года. Японцы, захватив город, начали с того, что вывезли из города и закололи штыками 20 тыс. мужчин призывного возраста, чтобы те в будущем «не могли поднять оружие против Японии». Затем оккупанты перешли к уничтожению женщин, стариков, детей. Обезумевшие самураи выдавливали глаза и вырывали у еще живых людей сердца. Убийства совершались с особенной жестокостью. Огнестрельное оружие, бывшее на вооружении японских солдат, не применялось. Тысячи жертв закалывали штыками, отрезали головы, людей сжигали, закапывали живьём, у женщин вспарывали животы и выворачивали внутренности наружу, убивали маленьких детей. Насиловали, а потом зверски убивали не только взрослых женщин, но и маленьких девочек, а также старух.

Свидетели рассказывают, что сексуальный экстаз завоевателей был так велик, что они насиловали всех женщин подряд, невзирая на их возраст, средь бела дня на оживленных улицах. Одновременно отцов заставляли насиловать дочерей, а сыновей – матерей. В декабре 1937 года японская газета, расписывавшая подвиги армии, с восторгом сообщила о доблестном состязании двух офицеров, поспоривших, кто первым зарубит своим мечем более сотни китайцев. Победил некий самурай Мукаи, зарезавший 106 человек против 105.

Всего за шесть недель было убито около 300 тыс. человек более 20 000 женщин было изнасиловано. Террор превышал всякое воображение. Даже немецкий консул в официальном докладе описывал поведение японских солдат как «зверское».

Практически тоже самое произошло и в Маниле. В Маниле было убито несколько десятков тысяч мирных жителей: тысячи людей были расстреляны из пулеметов, а некоторых в целях экономии боеприпасов сожгли заживо, облив бензином. Японцами были разрушены церкви и школы, больницы и жилые дома. 10 февраля 1945 г. ворвавшиеся в здание больницы Красного Креста солдаты устроили там бойню, не щадя врачей, медсестер, больных и даже детей. Та же участь постигла испанское консульство: около 50-ти человек были сожжены заживо в здании дипломатической миссии и заколоты штыками в саду.

Зверств, как сообщили оставшиеся в живых, было бесчисленное множество. Женщинам саблями отрезали груди, прокалывали гениталии штыками, вырезали недоношенных детей. Мужчины, пытаясь спасти свое имущество из горящих домов, были сожжены в огне – их загоняли обратно в горящие здания. Мало кто избежал смерти.

По самым осторожным оценкам, число погибших во время резни в Маниле гражданских лиц составляет более 111 тыс. человек.

Когда в Новой Гвинее у японцев возникли перебои с провиантом, они вынесли решение, что поедание своего злейшего врага не может считаться каннибализмом. Сейчас трудно подсчитать, сколько американцев и австралийцев съели ненасытные японские каннибалы. Один ветеран из Индии вспоминает, как японцы аккуратно отрезали кусочки мяса у еще живых людей. Особо лакомой добычей у завоевателей считались австралийские медсестры. Поэтому работавшему вместе с ними мужскому персоналу было приказано в безвыходных ситуациях убивать медсестер, чтобы те не попали живыми в руки японцев. Был случай, когда с потерпевшего крушение судна на, берег захваченного японцами острова выбросило 22 австралийские медсестры. Японцы набросились на них как мухи на мед. Изнасиловав, их искололи штыками, а в завершение оргии загнали в море и расстреляли. Азиатских пленных ждала еще более печальная участь, поскольку они ценились еще меньше американцев.

Можно, конечно сказать, что все эти ужасы в прошлом, что к нынешним японцам – людям культурным и цивилизованным, они не имеют никакого отношения. Но, увы, опыт показывает, что культура и цивилизованность, отнюдь не являются преградой для нечеловеческой жестокости и варварства. Несмотря на то, что после войны ряд японских военных были осуждены за резню в Нанкине, начиная с 1970-х годов японская сторона ведет политику отрицания преступлений совершенных в Нанкине. В японских школьных учебниках истории просто обтекаемо пишут, что в городе «было убито много людей».

Военные преступники считаются национальными героями в современной Японии, им ставят памятники, к местам их захоронений водят школьников. Их память публично почитают первые лица страны. Да что говорить – на токийском кладбище стоит монумент сотрудникам «Подразделения 731» секретной японской военной лабораторией, где где в течение 12 лет отряд разрабатывал бактериологическое оружие с использованием бактерий чумы, тифа, дизентерии, холеры, сибирской язвы, туберкулеза и др. и испытывал его на живых людях.

«Подопытными объектами» стали более 5 тыс. военнопленных и мирных жителей. Ну, определение «подопытные» - это чисто наше, европейское. Японцы предпочитали использовать термин «брёвна». В отряде были специальные клетки, куда запирали людей. У подопытных вырезали из живого тела отдельные органы; отрезали руки и ноги и пришивали назад, меняя местами правые и левые конечности; вливали в человеческое тело кровь лошадей или обезьян; ставили под мощнейшее рентгеновское излучение; оставляли без еды или без воды; ошпаривали различные части тела кипятком; тестировали на чувствительность к электротоку. Любопытные ученые заполняли легкие человека большим количеством дыма или газа, вводили в желудок живого человека гниющие куски ткани.

И вот этим нелюдям поклоняются сегодня японцы. Приносят на их могилы цветы, приводят к ним своих детей, чтобы они учились у этих «героев» пресловутому «величию японского духа». Тому самому, которым сегодня восхищаются репортеры, передающие материалы из разоренной Японии, поражаясь, что японцы говорят о погибших родственниках с улыбкой, без слез и дрожи в голосе.

Но едва ли бы они стали удивляться, если бы знали что, перед уходом на Русско-японскую войну 1904-1905 гг. некоторые солдаты убивали своих детей, если в доме была больная жена, и не оставалось других опекунов, так как не хотели обрекать семью на голодную смерть. Они считали такое поведение проявлением преданности императору.

Согласно Томикура и другим авторам, подобные поступки считались достойными похвалы, так как убийство ребенка и больной жены рассматривалось как выражение преданности и жертвенности по отношению к своей стране и императору Мэйдзи.
И в годы Второй мировой войны японские газеты писали о подобных проявлениях «величия духа». Так, в пример другим подданным императора ставилась жена одного японского летчика, которого не взяли в отряд смертников из-за того, что у него было пять детей. Видя огорчение своего мужа, супруга, желая помочь его горю, утопила всех пятерых детей в бассейне для омовений, а сама удавилась. Препятствия для вступления в камикадзе было устранено, но, в этот момент, как назло, Япония капитулировала.

Абсолютная бесчеловечность, как к «своим», так и к «чужим» была и остается в Японии одной из главных «добродетелей» и обозначается не иначе, как «твердый непоколебимый дух».

Следует так же отметить, что японцы отнюдь не готовы довольствоваться технической, экономической, научной и культурной экспансией. Они грезят о реванше, о территориальных захватах, о «восстановлении исторической справедливости».

Так, разумно ли приглашать людей с такой моралью и такими традициями к нам на жительство?

» и вот для более полного понимания ситуации давайте дополним ее вот такой информацией.

Парад в Пекине для китайцев знаменует 70-ю годовщину окончания собственной войны, о которой европейцы почти не знают. Она началась за два года до того, как вермахт вторгся в Польшу. Названия величайших сражений этой войны и 24 миллиона погибших в ней составляют мощный пласт исторической памяти граждан Китая. Именно эта память лежит в основе ненависти, которую многие китайцы до сих пор испытывают по отношению к японцам.


Давайте подробнее …



Восточные варвары


До последней четверти XIX века японцы в представлении обитателей Срединного государства были лишь восточными варварами, впитывающими мудрость Поднебесной: письменность, религию, архитектуру. Однако потом ситуация изменилась: в то время как Китай проигрывал европейцам войну за войной, все больше замыкаясь в изоляции, Япония вестернизировалась и заимствовала достижения европейской цивилизации. Японо-китайская война 1894-1895 годов закончилась унизительным поражением Поднебесной.


После этого страны полностью поменялись ролями, и уже китайские интеллектуалы, включая будущего «отца нации» Сунь Ятсена, отправлялись в Японию учиться. Созданная в Токио организация «Тунмэнхой» стала движущей силой Синьхайской революции 1912 года. Однако вскоре в Китае началась анархия и гражданская война, и в 1931 году японцы почти без сопротивления захватили Маньчжурию, создав там марионеточное государство Маньчжоу-го. К 1936 году милитаристы в японском руководстве окончательно взяли верх, и в следующем году Япония объявила Китаю войну.

Помни Нанкин


Именно вторая война сформировала нынешнее отношение китайцев к соседу за восточными морями. То, что японские войска творили в стране с 1937 по 1945 год, в Китае называют геноцидом. По оценкам китайских историков, жертвами японцев стали около семи миллионов комбатантов и более семнадцати миллионов гражданских лиц.


Одним из самых страшных эпизодов стала знаменитая Нанкинская резня. После трехмесячных боев за Шанхай японцы двинулись на тогдашнюю столицу Китая — Нанкин. Зверства начались еще по пути: пока японские войска шли на беззащитный город, два японских офицера, Тосиаки Мукаи и Цуёси Нода, соревновались в убийствах безоружных китайских пленных. Дуэль азартно комментировали японские газеты. Изначально спор шел о том, кто быстрее убьет мечом 100 человек. Победителя установить не удалось и потребовался дополнительный раунд — убить на скорость 150 человек.

Нанкин, 1937 год.


Нанкин. Японские солдаты тренируются в штыковом бое на китайских гражданских


«Соревнование в убийстве 100 человек мечом»

То, что японцы устроили несколько дней спустя в Нанкине, больше напоминало хладнокровное и планомерное истребление: все мужчины призывного возраста были выведены за городскую черту и убиты, после чего началась резня уже в самом городе. Японские солдаты даже не тратили патроны — они рубили безоружным гражданским головы мечами, закалывали их штыками, травили собаками, выкалывали глаза и вспарывали животы. До сих пор не известно точное число жертв — по китайским данным, оно составляет от 200 до 500 тысяч человек. По воспоминаниям очевидцев, по Янцзы нельзя было нормально проплыть на лодке — мешали десятки тысяч трупов. Были изнасилованы от 20 до 80 тысяч женщин, включая девочек, беременных, старух и даже монахинь. Сексуальному насилию подвергались и мужчины.

Химия и смерть


Именно на территории Китая работал знаменитый Департамент предотвращения эпидемий и очищения воды и его специальные исследовательские отряды, занимавшиеся, помимо прочего, секретными исследованиями в области химического и биологического оружия. Японские военные медики намеренно заражали людей холерой, оспой, тифом, бубонной чумой, травили их газами, тестировали на них лекарства, замораживали и последовательно ампутировали конечности и пытали, чтобы проверить реакцию на боль.


Подопытным материалом для исследований прогрессивных японских ученых служили местные жители и пленные китайские солдаты. Военнослужащие китайской армии, попадавшие в плен к японцам, практически не имели шанса на выживание — достаточно сказать, что после капитуляции Японии из лагерей были освобождены всего 56 военнопленных-китайцев.


Полученные знания японцы применяли на практике, сбрасывая на китайские позиции керамические бомбы, заполненные зараженными чумой блохами. Но в целом японская авиация предпочитала крупномасштабные бомбардировки с применением обычных и зажигательных бомб. С февраля 1938-го по август 1943 года японские самолеты провели более пяти тысяч рейдов на крупные китайские города.


Японские наземные войска руководствовались стратегией генерала Окамуры, получившей название «санко сакусен» — «три все»: все жги, все убивай, все грабь. Японцы забирали весь урожай, уничтожали деревни и сгоняли китайцев на саперные работы, безжалостно расправляясь со всеми нелояльными или подозрительными. Считается, что жертвами стратегии Окамуры стали более двух с половиной миллионов человек. В тылу японских солдат обслуживали так называемые «станции утешения» — солдатские бордели, куда отправляли, часто насильно, китайских женщин. В 1942 году в Китае действовали 280 таких «станций».


Японские солдаты с китайскими подростками перед казнью


После японской бомбардировки


Китаянка и ее замученный муж

После того как Япония капитулировала, по приговору международного трибунала были казнены 920 человек, еще 475 получили пожизненный срок. Но ничего подобного денацификации, которую союзники провели в Германии, в Японии не было. Так, из числа обвиняемых был вычеркнут император Хирохито, подпись которого стояла под большинством преступных приказов, а многие военные преступники получили небольшие сроки.

Поклонение преступникам


После войны отношения между Токио и Пекином строились по формуле «чжэн лэн, цзинь жэ» («холодно в политике, жарко в экономике»): японский премьер Сигиру Ёсида, автор антикоммунистической доктрины внешней политики, в частных беседах заявлял, что ему все равно, какими будут китайцы — хоть красными, хоть зелеными, лишь бы покупали японские товары. В 1973 году страны восстановили дипломатические отношения, и в КНР рекой потекли государственные японские инвестиции.


Тем не менее под внешней дружбой тлел огонь раздражения. Негодование Пекина вызывали в основном две вещи: походы японских лидеров в синтоистский храм Ясукуни, где поклоняются душам погибших за Японию воинов, и переписывание школьных учебников.


В 1978 году японские власти перенесли на территорию храма прах четырнадцати главных японских военных преступников. С тех пор любой, кто приходил в храм Ясукуни, чтобы почтить память погибших солдат, заодно демонстрировал свое уважение тем, кто организовывал массовые убийства. Визиты японских лидеров в храм рассматривались Пекином как заведомо недружественные акции.


Возмущало китайцев и упорное нежелание Токио признать свои военные преступления, выражавшееся в переписывании учебников, в которых японские зверства на китайской территории замалчивались или оправдывались. Так, по мнению японских авторов, никакой резни в Нанкине не было: город был захвачен почти бескровно, погибли всего 20 тысяч человек — неминуемые жертвы в ходе взятия укрепленного пункта. Фотографии — фальшивки, а свидетели лгут.


Фестиваль памяти в храме Ясукуни

В итоге возникает неразрешимое противоречие: на официальном уровне Токио десятилетиями декларировал сожаление по поводу событий той войны, в то же время японские суды отказывали китайским гражданам в рассмотрении дел о компенсациях. Это вызывало понятное раздражение Пекина. Японцы, не желая ссориться с соседом, гасили китайское недовольство все новыми и новыми кредитами, общий объем которых к 2010 году достиг 30 миллиардов долларов.

Дорога к храму Ясукуни


К 1990-м ситуация изменилась. Китай переживал бурный экономический рост и начал претендовать на роль региональной сверхдержавы, а в Японии началась полоса экономического упадка и череда политических кризисов. К тому же к власти в Стране восходящего солнца пришло новое поколение японских лидеров, желающих пересмотреть итоги ВМВ, — японцам надоело платить и каяться. Китайцев это пугало. Они с подозрением относились к попыткам Японии усилить войска самообороны и со временем превратить их в нормальную армию, обвиняя Токио в милитаризме.


Чехарда японских премьеров приводила к тому, что политика страны в отношении Китая постоянно менялась. Так, Дзъюинтиро Коидзуми демонстративно ходил в храм Ясукуни, хотя при этом извинялся за преступления японских войск, а его преемник и товарищ по партии Синдзо Абэ на время отказался от визитов, при этом поощряя ревизионизм в учебниках истории. Так же поступил Ясуо Фукуда, а Ёсикихо Нода, наоборот, заявил, что японские военные не были преступниками, а посещение храма — всего лишь дань памяти погибшим за страну.


Показателем роста напряженности между двумя странами стал знаменитый антияпонский погром 2005 года: после того как премьер Коидзуми посетил храм Ясукуни, а в Японии небольшим тиражом вышел новый учебник, где обелялись действия японских военных на территории Китая, в Пекине, Шанхае, Харбине и Гуанчжоу прошли массовые антияпонские акции. Власти дали народному гневу выплеснуться на улицы, и протесты были остановлены лишь спустя несколько дней, когда японские бизнесмены понесли значительный ущерб.

Время молодых патриотов


Показательно, что главной движущей силой протестов стала молодежь — дети тех китайцев, которые сотрудничали с японцами все предыдущие годы. Выяснилось, что нынешняя китайская молодежь по уровню национального самосознания даст фору своим отцам и дедам.


Но в Шанхае, к примеру, относятся к японцам гораздо лучше, вся атмосфера там более дружелюбная, хотя город находится всего в двух часах езды на поезде. Мне потребовалось четыре года жизни в Шанхае, чтобы начать воспринимать Японию как нормальную страну».


Ничего удивительного: еще в школах детям рассказывают про зверства японцев. В Пекине существует музей войны с Японией, куда ежедневно приходят на экскурсии сотни и тысячи школьников и студентов, чтобы своими глазами увидеть страшные фотографии японских зверств — изнасилованных женщин, груды детских трупов, китайских мужчин с выколотыми глазами и вырезанными кишками.


Не отстает и китайский кинематограф: в 2005 году, например, на экраны вышел анимационный фильм «Маленький солдат Чжан Га», рассказывающий историю 12-летнего мальчика, пытающегося выжить в горниле войны с японцами. По сюжету, бабушку маленького Чжана убивают японские военные, и он присоединяется к подпольщикам-коммунистам. В финале фильма он взрывает японский эшелон, и за это получает от командира пистолет, чтобы убить еще больше японцев. Ни одного положительного героя-японца в фильме нет. В титрах сообщалось, что лента основана на реальной истории мальчика Янь Сюфэна.


В то же время черная комедия «Дьяволы у порога», завоевавшая гран-при в Каннах, была запрещена в Китае в том числе из-за того, что в фильме завязывается дружба между китайскими крестьянами и пленным японским солдатом, — чиновники сочли, что это может создать превратное впечатление о поведении китайцев в годы войны.


Антияпонская демонстрация в провинции Сычуань в 2012 году

Свою лепту в разжигание ненависти вносят и сами японцы — так, Токио объявил о продаже частному лицу спорных островов Сенкаку прямо перед XVIII съездом КПК в 2012 году, в момент подъема национального самосознания китайцев, что было предсказуемо воспринято как плевок в лицо всей нации и привело к новым погромам. И даже искренние извинения отдельных лиц государства не могут этого отношения поколебать. Бывший японский премьер Юкио Хатояма заявил: «Как японский гражданин я чувствую, что мой долг — извиниться; даже если бы лишь один китайский гражданский был жестоко убит японскими солдатами, такое деяние не имеет оправдания только потому, что это произошло во время войны». В социальной сети Weibo тут же появились тысячи отзывов пользователей примерно такого содержания: японцы все время лгут, верить их словам нельзя, и дай им только шанс — и они снова повторят в Китае все зверства, которые творили во время войны. По сути, в сознании многих китайцев японцы дегуманизированы — ровно так же, как в свое время японцы дегуманизировали китайцев.


На Западе эту китайскую особенность воспринимают с известным недоумением, называя уроки истории в китайских школах «упражнениями в национальном унижении». Многие эксперты считают, что КПК нарочно подогревает ненависть к японцам, чтобы сплотить нацию и укрепить свои позиции. Учитывая 24 миллиона погибших, Нанкинскую резню, солдатские бордели, спецотряды и ковровые бомбардировки, такие аргументы кажутся малоправдоподобными.


Сейчас у власти в Японии — снова Синдзо Абэ. Возможно, появись он на параде на Тяньаньмэнь, куда его настойчиво приглашали, настроения в китайском обществе стали бы менее антияпонскими. Но «старый друг», как его до недавнего времени именовали в китайской прессе, похоже, предпочел внутриполитические дивиденды укреплению отношений с западным соседом.

Наверняка вы не знаете, чему посвящена

японский триллер жестокость кино

Прежде чем начать обзор темы жестокости в японском кинематографе, на мой взгляд, стоит обратить внимание на то, как жестокость и насилие проявлялись в Японии в реальной жизни, и можем ли мы сказать, что жестокость - это часть японского характера. Стоит отметить, что проявление жестокости мы можем увидеть в разных периодах японской истории - от древности до сегодняшних дней. Жестокость проявлялась в разных сферах японской жизни.

Вещи, которые будут описаны выше, например поведение самураев, пытки, казни, и прочие проявления насилия являлись, частью повседневной жизни японцев на протяжении долгого времени. Все это нашло отражение в искусстве кинематографа, так как оно зачастую изображает реалии общества.

Ярким примером проявления жестокости может служить поведение самураев. Самурай мог убить абсолютно любого человека, который как, показалось самураю, проявил к нему неуважение или совершил какую-либо ошибку в своих действиях. Абсолютно нормальной были ситуации, когда самураи без видимой причины отрубали обычным людям головы. Их варварская жестокость не осуждалась и не наказывалась. Во время военных действий самураи прибегали к различным пыткам, издевательству и унижениям врага. Абсолютно обычной практикой считалось изнасилование и убийство женщин. Для самураев это не было чем-то слишком жестоким и аморальным, это был один из способов унизить врага.

Также ярким примером проявления жестокости могут послужить пытки эпохи Эдо (1603 - 1868). В средневековой Японии пытки были распространены в качестве наказания заключенного или его допроса. Они были довольно обычным явлением для жителей и не воспринимались японцами как проявление жестокости. Чаще всего к человеку применяли пытки для получения от него признания в совершении преступления. До 1742 года в Японии существовали слишком жестокие пытки, такие как вырывание ноздрей, отрубание пальцев, опускание конечностей в кипящее масло. Но в 1742 году был принят «Кодекс из ста статей», который отменил столь жестокие меры. После этого осталось лишь четыре вида пыток Прасол А.Ф. От Эдо до Токио и обратно. - М.: Астрель, 2012. - 333.. Самой легкой было битье палками. Жертву раздевали по пояс, ставили на колени и начинали бить ее по плечам и спине. При проведении данной процедуры в помещении присутствовал врач. Пытка применялась к заключенному до тех пор, пока он не скажет правду или не сознается в содеянном Там же. С. 333..

Также применялась пытка давлением. Жертве на колени клали каменные плиты, вес каждой плиты был 49 килограмм. Описывается случай, когда заключенный выдержал давление 10 плит - считается что это максимальный вес, который смог выдержать заключенный Там же. С. 333..

Пытка связыванием веревкой считалась третьей по степени жестокости. Подсудимого скручивали в позу «креветки» и оставляли так примерно на 3-4 часа.

И последний вид пытки - подвешивание на веревке. Этот прием использовался крайне редко Там же. С. 334 - 335. .

Также хочется сказать несколько слов относительно смертной казни. Существовало шесть основных видов казни, которые зависели от тяжести совершенного преступления. Виды смертной казни:

отсечение головы, когда тело передавали родственникам;

отсечение головы, когда тело не передавали родственникам;

отсечение головы и публичная демонстрация;

сжигание на костре;

казнь на кресте;

отрезание головы бамбуковой пилой и публичная демонстрация 5 Прасол А.Ф. От Эдо до Токио и обратно. - М.: Астрель, 2012. - 340 - 341. .

Стоит отметить, что жестокость японских пыток отметил в своих дневниках Василий Головнин: «… в японском уголовном законоположении повелено, в случае запирательства обвиняемого, употреблять пытки самые ужасные, какие только могла изобрести злоба во времена варварские…» Головнин В. М. Записки капитана флота Головнина о приключениях его в плену у Японцев. М.: Захаров, 2004.. Помимо Головнина жестокость японцев по отношению к провинившимся также отмечали и американцы, которые участвовали в насильственном открытии Японии во второй половине XX века.

В 1893 году Сакума Осахиро, представитель семейства служащих городского управления составил трактат «Подлинное описание практики проведения пыток», который содержал описание практики применения пыток по отношению к заключенному. В трактате автор дал описание основным пыткам до эпохи Эдо - пытка водой, огнем, пытка в «водяной тюрьме» и пытка «деревянной лошади». Отказ от этих методов и переход к новым видам пыток, которые мы описали ранее, автор трактата рассматривал как настоящую эволюцию. Важной информацией для нас является та роль, которую отводит автор трактата пыткам. Пытка не считалась наказанием или местью за совершенное преступление. Пытка была одной из частей расследования преступления. Пытки были направлены на то, чтобы привести заключенного к раскаянию, и не считались варварской практикой. Это была одна из частей судебного процесса Сакума Осахиро. Подлинное описание практики проведения пыток. [ Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Japan/XIX/1880-1900/Sakuma_Osahiro/frametext.htm.

Жестокость применялась также по отношению к людям, которые обучались различным ремеслам и искусствам. Преподаватель мог наказать ученика самым жестоким образом, но делалось это только во благо ученика. Например, к провинившейся гейше могли применять самые разные пытки, главное было не причинять никакого вреда ее лицу и не уродовать девушку.

Конечно, самым показательным кровавым периодом проявления жестокости японцами является первая половина XX века, когда страна вела активную военную деятельность. Жестокость проявлялась как к врагам, так и к близким людям. Например, во время русско-японской войны (1904-1905) некоторые солдаты убивали своих детей и жен, чтобы не обрекать их на голодную смерть. Но стоит отметить, что японцы не считали это проявлением жестокости, а наоборот, это было проявлением благородства, преданности своему императору.

Безумную жестокость проявляли японские воины к своим врагам. Цифры говорят сами за себя: во время операции в Нанкине по средним подсчетам погибло около 300 000 человек, во время Чжэцзян-Цзянсийской операции погибло 250 000 человек, помимо этого японские солдаты убили около 100 000 филлипинцев и 250 000 жителей Бирмы. Считается, что у японских солдат военных времен была политика «трех дочиста», а именно «выжигай дочиста», «убивай всех дочиста», «грабь дочиста». И глядя на то, что творили японские солдаты, становится понятно, что данные лозунги японские солдаты соблюдали очень четко.

Абсолютно нормальным для японских солдат было полное уничтожение целых городов и деревень. Японский исследователь Тэруюки Хара писал об интервенции в Сибири следующее: «Из всех случаев «полной ликвидации деревень наиболее крупным по своим масштабам и наиболее жестоким стало сожжение деревни Ивановки».

В 1937 году произошло событие, которое получило название «Нанкинская резня». Началось все с того что японцы закололи штыками около 20 тысяч молодых людей призывного возраста, чтобы они в будущем не смогли воевать против Японии. Японцы не щадили ни стариков, ни детей, ни женщин. Их не просто убивали, над ними издевались самыми грязными способами. Женщины подвергались жестокому насилию, людям вырывали глаза и другие органы. Очевидцы говорят, что японские солдаты насиловали всех женщин подряд: и совсем молодых девушек и старух. Оружие, которое было у солдат, практически не применяли для убийства жертв, так как применялись другие, более кровавые виды убийства Терентьев Н. Очаг войны на Дальнем Востоке. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://militera.lib.ru/science/terentiev_n/05.html.

Жесткость проявили японцы и в Маниле. Множество людей было застрелено, некоторых сжигали заживо, предварительно облив бензином.

Со своими жертвами солдаты фотографировались «на память». Лица солдат на этих фотографиях не выражают ни капли угрызения совести.

Во время войн японцы активно создавали и использовали «станции утешения» - места, где японские солдаты «расслаблялись» с женщинами. По подсчетам через «станции утешения» прошло около 300 000 женщин, многим из которых не было и 18 лет. Но, как отмечают японские ученые, никто не принуждался к проституции насильно, девушки шли работать на станции утешения только по своей собственной воле.

Стоит также отметить спецподразделение по разработке бактериологического оружия или отряд 731. Бактерии чумы, тифа, дизентерии и других смертельных заболеваний испытывали на мирных жителях. Японские ученые по отношению к подопытным использовали термин «бревна». Ученые проводили эксперименты не только в научных целях, но и ради интереса. Степень зверства установить невозможно. Но можно также посмотреть на это и с другой стороны, многие ученые говорят о том, что японцы творили все эти бесчинства для блага своих же соотечественников. Они не хотели, чтобы их солдаты болели и искали варианты лечения различных болезней.

Объяснить жестокость солдат можно еще одним фактом. В то время порядки внутри японской армии были очень суровы. За любую оплошность солдата моги наказать. Чаще всего это были удары или пощечины, но иногда наказание могло быть и более суровым. Во время учений в армии также царили жестокость и унижения. Молодые солдаты были для верхушки «пушечным мясом». Естественно, что выплеснуть накопившуюся агрессию молодые офицеры могли только на враге. Это собственно и была одна из задач такого жестокого воспитания Сэйити Моримура. Кухня дьявола. - М.: Прогресс, 1983. .

Не стоит забывать о факторе преданности императору. Ради того, чтобы показать императору свою преданность, японские солдаты шли на все. Ударные отряды специальных атак или камикадзе шли на верную смерть ради императора.

Если говорить о современности, то жестокость проявляется и в наши дни. Конечно это не те зверства, которые происходили в средневековой Японии или во время Второй Мировой Войны. Но порой очень странно видеть, что в одной из самых развитых стран мира проявляют такие странные порывы жестокости по отношению к своим гражданам.

Ярким примером могут служить современные развлекательные передачи. В них людей заставляют плавать в кипятке, выполнять различные задания, которые наносят вред здоровью. На многих телешоу можно видеть, как люди ломают себе конечности и, что самое странное, зрителям подобные телешоу приносят огромное удовольствие. Во время данных программ мы можем слышать задорный смех публики. Излюбленной шуткой японцев является проваливающийся пол - когда человек наступает на него, пол проваливается и человек падает в кипяток. Подобные шутки японцы любят применять во время различного рода награждений. Известность получил тест-проверка, когда люди приходят на собеседование и через некоторое время к ним в тишине подходит «мальчик-утопленник». Работодатели, таким образом, изучают реакцию претендента на рабочее место.

Не стоит забывать о серьезной проблеме в жизни японских школьников. Давно известно, что в японской системе образование существует школьный буллинг или идзимэ - издевательство, притеснение, травля. Некоторых школьников издевательства сверстников доводят до самоубийства. Идзимэ направлено на психологическое подавление личности. Для издевательств обычно выбирают ребенка, который чем-то отличается от других. Причем в издевательствах участвуют дети довольно успешных родителей. Год за годом число издевательств над школьниками продолжает расти, и решить эту проблему пока не очень удается Нурутдинова А.Р. По ту сторону «японского чуда», или «Идзимэ»: социальная болезнь японской жизни и системы образования. - М.: 2012. .

Последнее время в мире все чаще обсуждается жестокость японцев по отношению к дельфинам. С сентября по апрель в стране открыт сезон охоты на дельфинов, и японцы за это время убивают огромное количество рыб. Мировая общественность возмущается поведением японцев. Но стоит отметить, что для японцев - это давняя традиция, которая стала частью повседневной жизни, а не проявлением жестокости по отношению к животным.

Таким образом, мы видим, что жестокость присутствовала в жизни японцев еще с давних времен и зачастую то, что для западного человека считалось жестоким и аморальным, для японцев таковым не являлось. Поэтому мы можем говорить о том, что у японцев и западных людей разные понятия и отношения к жестокости.

Также стоит отметить принципиальные отличия восприятия жестокости японцами и западными людьми. Для японцев проявление жестокости, как мы уже упоминали, было довольно обычным делом, поэтому они относились к нему со спокойствием. Помимо этого людям с детства внедряли осознание того, что может возникнуть необходимость жертвовать собой ради других. Это также оказывало влияние на довольно спокойное восприятие смерти. В отличие от западных людей смерть для японцев не была чем-то страшным и ужасным, она была переходом на новый этап и поэтому ее воспринимали практически без страха. Видимо именно поэтому японские режиссеры в своих работах изображают сцены жестокости, так как не видят в них ничего ужасного. И японский зритель также относится к сценам насилия в фильмах довольно спокойно.

Для нашей работы анализ проявления жестокости важен тем, что он показывает различие в понятии жестокости у западных людей и у японцев. Мы увидели, что часто то, что кажется жестоким западным людям, для японцев кажется абсолютно нормальным. Кроме того, исторические события, которые мы описывали выше, послужили материалом для работ многих режиссеров.

Скорее всего, это будут: японская кухня, высокие технологии, аниме, японские школьницы, трудолюбие, вежливость и тд. Впрочем, некоторые могут вспомнить далеко не самые позитивные моменты. Что ж, практически у всех стран в истории есть мрачные периоды, которыми не принято гордиться, и Япония вовсе не исключение из этого правила.

Пожилое поколение непременно вспомнит события прошлого века, когда японские солдаты, вторгнувшиеся на территорию азиатских соседей, показали всему миру, насколько жестокими и беспощадными они могут быть. Конечно, с тех пор прошло немало времени, однако, в современном мире усиливается тенденция к намеренному искажению исторических фактов. Так, например, многие американцы истово верят в то, что именно они победили во всех исторических сражениях, и стремятся привить эти убеждения всему миру. А чего стоят псевдоисторические опусы типа «Изнасилованная Германия»? А в Японии в угоду дружбе с США политики стараются замалчивать неудобные моменты и по-своему трактуют события прошлого, иногда и вовсе выставляя себя невинными жертвами. Дошло до того, что некоторые японские школьники считают, что атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки сбросил СССР.

Существует убеждение, что Япония стала невинной жертвой империалистической политики США — хотя исход войны был уже всем и так понятен, американцы стремились продемонстрировать всему миру, какое страшное оружие они создали, а беззащитные японские города стали лишь «прекрасной возможностью» для этого. Тем не менее, Япония никогда не была невинной жертвой и, возможно, действительно заслужила такое страшное наказание. Ничто в этом мире не проходит бесследно; кровь сотен тысяч людей, подвергшихся жестокому истреблению, взывает к отмщению.

Предлагаемая вашему вниманию статья описывает лишь небольшую толику происходившего когда-то и не претендует стать истиной в последней инстанции. Все описанные в данном материале преступления японских солдат были зафиксированы военными трибуналами, а литературные источники, использованные при ее создании, находятся в свободном доступе в сети.

— Небольшой отрывок из книги Валентина Пикуля «Каторга», хорошо обрисовывает трагические события японской экспансии на Дальнем Востоке:

«Трагедия острова определилась. На гиляцких лодках, пешком или на вьючных лошадях, неся на себе детишек, через горы и непролазные болота в Александровск стали выбираться беженцы с Южного Сахалина, и поначалу никто не хотел верить их чудовищным рассказам о самурайских зверствах: «Они всех убивают. От них даже малым ребятам нет пощады. И ведь какие нехристи! Сначала конфетку даст, по головке погладит, а потом… потом головой об стенку. Мы все бросили, что наживали, только бы живыми остаться…» Беженцы говорили правду. Когда раньше в окрестностях Порт-Артура или Мукдена находили тела русских воинов, изувеченных пытками, японцы говорили, что это дело рук хунхузов китайской императрицы Цыси. Но на Сахалине никогда не было хунхузов, теперь жители острова увидели подлинный облик самурая. Именно здесь, на русской земле, японцы решили беречь патроны: военных или дружинников, попавших в плен, они пронзали винтовочными тесаками, а местным жителям отрубали головы саблями, как палачи. По словам ссыльного политкаторжанина, только в первые дни нашествия они обезглавили две тысячи крестьян».

Это лишь небольшой отрывок из книги — в действительности на территории нашей страны творился сущий кошмар. Японские солдаты зверствовали как могли, а их действия получали полное одобрение со стороны командования оккупационной армии. Деревни Мажаново, Сохатино и Ивановка сполна узнали что такое настоящий «путь Бусидо». Безумствующие оккупанты сжигали дома и людей в них; зверски насиловали женщин; расстреливали и закалывали штыками жителей, мечами рубили беззащитным людям головы. Сотни наших соотечественников пали жертвами невиданной жестокости японцев в те жуткие годы.

— События в Нанкине.

Холодный декабрь 1937 года ознаменовался падением Нанкина - столицы гоминьдановского Китая. То, что произошло после этого, не поддается никакому описанию. Самозабвенно уничтожая население этого города, японские солдаты активно применяли излюбленную политику «трех дочиста» - «выжигай дочиста», «убивай всех дочиста», «грабь дочиста». В начале оккупации было заколото штыками около 20 тысяч китайских мужчин призывного возраста, после этого японцы переключили свое внимание на самых слабых - детей, женщин и стариков. Японские солдаты настолько обезумели от похоти, что насиловали всех женщин (вне зависимости от возраста), в дневное время прямо на городских улицах. Заканчивая звериные соития, самураи выдавливали своим жертвам глаза и вырезали сердца.

Два офицера поспорили, кто быстрее зарубит сотню китайцев. Пари выиграл самурай, убивший 106 человек. Его оппонент отстал всего лишь на один труп.

Уже к концу месяца было зверски убито и замучено до смерти примерно 300 тысяч жителей Нанкина. В городской реке плавали тысячи трупов, а покидающие Нанкин солдаты спокойно шли на транспортное судно прямо по мертвым телам.

— Сингапур и Филиппины.

Оккупировав Сингапур в феврале 1942 года, японцы принялись методично отлавливать и расстреливать «антияпонские элементы». В их черный список попали все, кто имел хоть какое-то отношение к Китаю. В послевоенной китайской литературе эта операция получила название «Сук Чинг». Вскоре она перешла и на территорию Малайского полуострова, где, не мудрствуя лукаво, японская армия решила не тратить время на дознания, а просто взять и уничтожить местных китайцев. К счастью, они не успели реализовать свои планы - в начале марта началась переброска солдат на другие участки фронта. Примерное количество погибших в результате операции «Сук Чинг» китайцев оценивается в 50 тысяч человек.

Оккупированной Маниле пришлось гораздо хуже, когда командование японской армии пришло к выводу, что удержать ее не удастся. Но и просто так уйти и оставить в покое жителей филиппинской столицы японцы не смогли и после получения плана разрушения города, подписанного высокопоставленными чиновниками из Токио, приступили к его выполнению. То, что творили оккупанты в те дни, не поддается никакому описанию. Жителей Манилы расстреливали из пулеметов, сжигали заживо, закалывали штыками. Солдаты не жалели церкви, школы, больницы и дипломатические учреждения, служившие убежищами несчастным людям. Даже по самым осторожным оценкам, в Маниле и ее окрестностях японские солдаты загубили не менее 100 тысяч человеческих жизней.

— Комфортные женщины.

Во время военной компании в Азии японская армия регулярно прибегала к сексуальным «услугам» пленниц, так называемых «комфортных женщин» (англ. «comfort women»). Сотни тысяч женщин всех возрастов сопровождали агрессоров, подвергаясь постоянному насилию и издевательствам. Раздавленные морально и физически пленницы не могли встать с кроватей из-за ужасных болей, а солдаты продолжали свои забавы. Когда командование армии поняло, что постоянно таскать с собой заложниц похоти неудобно, то оно приказало сооружать стационарные бордели, получившие в дальнейшем название «станции комфорта». Такие станции появились с начала 30-х гг. во всех оккупированных японцами азиатских странах. Среди солдат они получили прозвище «29 к 1» - эти цифры обозначали ежедневную пропорцию обслуживания военнослужащих. Одна женщина обязана была обслужить 29 мужчин, потом норма была увеличена до 40, а иногда поднималась даже до 60. Некоторым пленницам удалось пройти войну и дожить до преклонных лет, но даже сейчас, вспоминая все пережитые ужасы, они горько плачут.

— Перл-Харбор.

Трудно найти человека, который бы не видел голливудский блокбастер с одноименным названием. Многие американские и английские ветераны Второй Мировой остались недовольными тем, что создатели фильма изобразили японских летчиков чересчур благородными. По их рассказам, нападение на Перл-Харбор и война были в разы ужаснее, а японцы превзошли в жестокости самых лютых эсэсовцев. Более правдивая версия тех событий показана в документальном фильме с названием «Ад в Тихом океане». После удачно проведенной военной операции в Перл-Харборе, унесшей огромное количество человеческих жизней и причинившей столько горя, японцы откровенно ликовали, радуясь своей победе. Сейчас этого не расскажут с экранов телевизоров, но тогда американские и британские военные пришли к выводу, что японские солдаты - это вовсе не люди, а мерзкие крысы, подлежащие полному истреблению. Их больше не брали в плен, а убивали сразу на месте — нередки были случаи, когда пленный японец взрывал гранату, рассчитывая уничтожить и себя и своих врагов. В свою очередь, самураи вообще не ценили жизнь американских пленных, считая их презренным материалом, и используя для отработки навыков штыковой атаки. Более того, известны случаи, когда после появления проблем с провиантом японские солдаты решили, что поедание своих пленных врагов не может считаться чем-то греховным или постыдным. Точное количество съеденных жертв так и осталось неизвестным, но очевидцы тех событий рассказывают, что японские гурманы отрезали и ели куски мяса прямо с живых людей. Стоит упомянуть и о том, как армия Японии боролась с случаями заболевания холерой и другими заболеваниями среди военнопленных. Сжигание всех пленников в лагере, где встречались зараженные, было самым действенным средством дезинфекции, опробованным многократно.

Что же стало причиной таких шокирующих зверств со стороны японцев? Однозначно на этот вопрос ответить не получится, но предельно ясно одно - за совершенные преступления несут ответственность все участники упомянутых выше событий, а не только высшее командование, ведь солдаты делали это не потому, что им приказывали, а потому, что им самим нравилось приносить боль и мучения. Существует предположение, что такая невероятная жестокость в отношении противника была вызвана толкованием воинского кодекса «Бусидо», в котором утверждались следующие положения: никакой пощады побежденному врагу; плен - позор хуже смерти; побежденных врагов следует истребить, чтобы они не смогли отомстить в будущем.

К слову, японские солдаты всегда отличались своеобразным видением жизни - так, перед уходом на войну некоторые мужчины собственноручно убивали своих детей и жен. Делалось это в том случае, если жена была больна, а других опекунов в случае утери кормильца не было. Солдаты не желали обрекать семью на голодную смерть и выражали тем самым преданность императору.

В настоящее время распространено мнение, что Япония - это уникальная восточная цивилизация, квинтэссенция всего лучшего в Азии. Если судить с позиций культуры и технологий, возможно, это так и есть. Однако даже самые развитые и цивилизованные нации имеют свои темные стороны. В условиях оккупации чужой территории, безнаказанности и фанатичной уверенности в праведности своих деяний человек может проявить свою тайную, спрятанную до поры сущность. Насколько же духовно изменились те, чьи предки самозабвенно обагрили свои руки кровью сотен тысяч невинных людей, и не повторят ли они их деяния в будущем?

Распространено мнение, что Япония – уникальная восточная цивилизация, квинтэссенция всего лучшего в Азии. Возможно. Но не только лучшего.

Зверства японцев в период с 1900 по 1945 год на всех оккупированных ими территориях – от наших Сахалина и Приморья до Китая, Кореи, островных государств Тихого океана – с трудом поддаются даже описанию.
В Новой Гвинее у японских солдат существовало деление человеческой плоти на белую и черную «свинину». Под первой понимались американцы и австралийцы, под второй – азиаты

Отрывок из книги Валентина Пикуля «Каторга»: «На гиляцких лодках, пешком или на вьючных лошадях, неся на себе детишек, через горы и непролазные болота в Александровск стали выбираться беженцы с Южного Сахалина, и поначалу никто не хотел верить их чудовищным рассказам о самурайских зверствах: «Они всех убивают. От них даже малым ребятам нет пощады. И ведь какие нехристи! Сначала конфетку даст, по головке погладит, а потом… потом головой об стенку. Мы все бросили, что наживали, только бы живыми остаться…» Беженцы говорили правду. Когда раньше в окрестностях Порт-Артура или Мукдена находили тела русских воинов, изувеченных пытками, японцы говорили, что это дело рук хунхузов китайской императрицы Цыси. Но на Сахалине никогда не было хунхузов, и жители острова увидели подлинный облик самурая. Именно здесь, на русской земле японцы решили беречь патроны: военных или дружинников, попавших в плен, они пронзали тесаками, а местным жителям отрубали головы саблями. По словам ссыльного политкаторжанина, только в первые дни нашествия они обезглавили две тысячи крестьян».

Деревни Мажаново, Сохатино и Ивановка на Сахалине сполна узнали, что такое настоящий путь Бусидо. Оккупанты сжигали дома вместе с людьми, зверски насиловали женщин, расстреливали и закалывали штыками жителей, мечами рубили беззащитным людям головы.В 1918 году Япония начала интервенцию на Дальний Восток, грабительскую по целям и карательную по действиям. В Забайкалье население края сократилось с 55 тысяч до 30 тысяч человек. Во Владивостоке погибли семь тысяч русских. Только с января по апрель 1920-го на территории Амурской области оккупанты сожгли 25 сел вместе с жителями. Страшная резня была устроена японцами в Хабаровске в ночь с 4 на 5 апреля 1920 года. Проживавших в городе корейцев поголовно сжигали заживо.

Местным властям пришлось заключить с интервентами соглашение, прозванное «дальневосточным Брестом», о прекращении боев и отводе войск от японских гарнизонов и железной дороги, оставшейся под их контролем. Но в захваченных городах: Владивостоке, Хабаровске, Никольске-Уссурийском, Благовещенске – продолжались убийства, надругательства над живыми и мертвыми.Во время Второй мировой войны для японских солдат и офицеров было будничным делом рубить мирных жителей мечами, закалывать штыками, насиловать и убивать женщин, детей, стариков. В Квантунской армии существовали «Основные правила», которые учили, как «правильно» истязать военнопленных. Например, п. 65 гласил: «Способы пыток должны быть такими, чтобы их было легко применять, чтобы можно было без чувства жалости поддерживать большие и длительные страдания и чтобы в результате их не оставалось ни ран, ни шрамов… Следует методически продолжать пытку и внушать мысль: «Сейчас ты будешь убит». Далее перечисляются некоторые виды пыток. «Положив допрашиваемого на спину, капать воду одновременно в нос и в рот… Или положить допрашиваемого боком, топтать ему щиколотку…»

В июле 1937-го началась японско-китайская война (продолжавшаяся до 1945 года). 13 декабря был захвачен Нанкин, и пять дней шла массовая бойня. Японская армия действовала исходя из трех принципов «дочиста»: выжигай, убивай, грабь. Число жертв нанкинской резни некоторые источники оценивают в полмиллиона. Были изнасилованы десятки тысяч китаянок, многие из них убиты.В приговоре Международного военного трибунала для Дальнего Востока события в Нанкине описаны так: «К моменту вступления японской армии в город утром 13 декабря 1937 года всякое сопротивление прекратилось. Японские солдаты бродили толпами по городу, совершали различного рода зверства… Многие были пьяны, они проходили по улицам, без разбору убивая китайцев: мужчин, женщин и детей, пока площади, улицы и переулки не были завалены трупами. Насиловали даже девочек-подростков и старух. Многих женщин, изнасиловав, убивали, их тела обезображивали. После ограбления магазинов и складов японские солдаты часто поджигали их».Этим событиям посвящена книга Айрис Чан «Изнасилования в Нанкине. Забытый холокост Второй мировой войны» (The Rape of Nanking: The Forgotten Holocaust of World War II). Лишь один из эпизодов: «Японцы начали с того, что вывезли из города и закололи штыками 20 тысяч мужчин призывного возраста, чтобы те в будущем не могли поднять оружие против Японии. Затем оккупанты перешли к уничтожению женщин, стариков, детей. Обезумевшие самураи завершали секс убийством, выдавливали глаза и вырывали у еще живых людей сердца».

Начиная с 70-х Токио отрицает преступления, совершенные в Китае. Некоторые японские политики называют резню в Нанкине фальсификацией. Однако в декабре 1937-го японская газета, расписывавшая подвиги армии, с восторгом сообщала о доблестном состязании двух офицеров, поспоривших, кто первым зарубит более сотни китайцев. Победил самурай Мукаи, зарезавший 106 человек против 105. Даже немецкий консул в официальном докладе описывал поведение японских солдат как зверское. Известно, что бойней руководил старший воинский начальник японцев – родной дядя императора принц Асака Такахито. Убийства совершались с особой жестокостью. Жертв закалывали штыками, отрезали головы, людей сжигали, закапывали живьем, у женщин вспарывали животы и выворачивали внутренности наружу. Насиловали, а потом зверски убивали девочек, старух.Японцы широко применяли оружие массового поражения. Их совершенно не волновали последствия. Химоружие использовалось с 1937 по 1945-й в 18 провинциях Китая. Цзин Сидэ, профессор Института японоведения при Академии социальных наук КНР, пишет: «Точно зарегистрировано более двух тысяч сражений, в которых применялось химическое оружие, вызвавшее гибель свыше 60 тысяч человек. Реальное число жертв гораздо больше: по японской статистике, химоружие применялось намного чаще».В июле 1938 года японцы сбросили тысячу химических бомб на город Воцюй провинции Шаньси, а во время уханьской битвы – 48 тысяч снарядов с ядовитым газом. В марте 1939-го химоружие применили против расквартированных в Наньчане гоминьдановцев – полный штатный состав двух дивизионов погиб в результате отравления. С августа 1940 года химическое оружие 11 раз применялось в Северном Китае вдоль железнодорожных линий, число жертв среди военнослужащих превысило 10 тысяч.

В отряде 731, специальном подразделении японской армии, разрабатывалось бактериологическое оружие. Опыты проводились на людях (военнопленных, похищенных). На них проверялись вакцины от сыпного тифа, холеры, сибирской язвы и дизентерии, исследовались венерические заболевания (на женщинах и их плодах). Подопытных называли «бревнами». Людей резали в «научных целях», заражали самыми страшными болезнями, затем вскрывали еще живых. Ставили эксперименты на живучесть «бревен»: сколько продержатся без воды и еды, ошпаренные кипятком, после рентгеновского облучения, ударов током, без какого-либо вырезанного органа.С заболеваниями среди военнопленных боролись просто: сжигался весь лагерь, где встречались зараженные. Рассказ чудом выжившего американца, ветерана войны на Тихом океане: «Толпу пленных на острове Баатан начал обгонять японский мотоцикл. Один из японцев примкнул штык к винтовке, выставил его на уровне горла стоящих на обочине американцев и мотоцикл ускорил движение».Когда возникли проблемы с провиантом, японские солдаты решили, что поедание пленных не считается чем-то греховным или постыдным. Очевидцы рассказывают, что «гурманы» отрезали куски мяса с живых людей. К концу войны каннибализм стал обычным делом. Офицеры на отдаленных театрах военных действий призывали подчиненных употреблять в пищу только убитых врагов. Так как на тихоокеанских островах японцы перешли к тактике партизанской войны, создавались специальные «группы охотников», а дичью были солдаты противника и местные жители. В Новой Гвинее у оккупантов существовало деление человеческой плоти на белую и черную «свинину». Под первой понимались американцы и австралийцы, под второй – азиаты. Хотя поедание своих боевых товарищей строго запрещалось, такие случаи были на Филиппинах.На Титидзиме японцы съели восьмерых американских пилотов. Случай оказался задокументирован, поскольку «угощались» не только офицеры, но и высшее армейское начальство. В 1946 году под суд по этому делу попали 30 человек. Пятеро были повешены: генерал Татибама, адмирал Мори, майор Матоба, капитан Иси, врач Тераки. Интересно, что статья за каннибализм в международном праве отсутствует, но юристы нашли выход – людоедов казнили за «препятствование почетному захоронению».Из воспоминаний индийца Ленса Наика Хатам Али, попавшего в плен на Новой Гвинее: «Каждый день солдаты убивали и съедали одного заключенного. Я сам видел, как это происходило. Около ста заключенных были съедены».Специалисты отмечают: солдаты зверствовали не потому, что выполняли приказ, – им нравилось приносить боль и мучения. Есть предположение, что жестокость в отношении противника вызвана толкованием воинского кодекса Бусидо: никакой пощады побежденному, плен хуже смерти, врагов следует истребить, чтобы они не смогли отомстить в будущем.Мнение экс-посла СССР Александра Панова: « Японцы не признают многих зверств, которые были совершены в Китае, а также в отношении корейцев. Есть заявление на самом высоком уровне, в том числе сделанное премьер-министром Абэ, что четкого определения агрессии в международном праве не существует и все зависит от того, действия какой страны поставлены под вопрос».

Бесчеловечность, возведенная в абсолют, была и остается в Японии одной из главных «добродетелей». Теоретики синтоизма считают это «твердым непоколебимым духом» Страны восходящего солнца, который дает подданным императора право, сопряженное с самурайским кодексом чести, на особое место среди сильных мира сего. Варварское истребление безвинных людей – более чем своеобразное представление о чести.
Анатолий Иванько