Воскрешение Лазаря – прообраз Воскресения Христа. Святой Лазарь. История


1) Лазарь (от евр.«бог помог») Четверодневный, в христианских преданиях человек, воскрешённый Иисусом Христом через четыре дня после погребения. По евангельскому повествованию (рассказ о воскрешении Лазаря приводится только в Евангелии от Иоанна, 11), Лазарь — житель Вифании, селения близ Иерусалима, брат Марии и Марфы, оказывавших Христу гостеприимство. Весть о болезни Лазаря, особенно любимого Христом, и пророческое знание о его смерти заставляют Христа, несмотря на прямую опасность, направиться в Иудею. Марфа выходит к нему навстречу и, не смея прямо попросить о чуде воскрешения, говорит: «знаю, что чего ты попросишь у бога, даст тебе бог» (Ио. 11, 22). Христос требует от неё исповедания веры в то, что он есть «воскресение и жизнь», и получает его (11, 25-27). В ответ на приказ Христа отвалить камень от пещеры-склепа Марфа напоминает, что тело уже разлагается и смердит. Но Христос вызывает мертвеца словами: «Лазарь! Иди вон» (11, 43).

Лазарь выходит, обвитый по рукам и ногам пеленами, с лицом, закрытым погребальным платом, и Христос велит развязать его. За трапезой в Вифании, на которой Мария помазала ноги Христа благовонным миром, Лазарь упомянут в числе «возлежавших» (12, 2). Воскрешение Иисусом Христом Лазарь — не единственное: воскрешены дочь Иаира (Матф. 9, 18-26, Мк. 5, 22-43, Лук. 8, 41-56) и сын вдовы из Наина (Лук. 7, 11-17), но оно имело особенно ярко выраженный характер публичного, торжественно данного мессианского «знамения». Это вызвало ожесточённую реакцию антагонистов Христа и приблизило расправу над ним: воскрешение Лазаря многозначительно предваряется «страсти Христовы». Согласно средневековому преданию, Лазарь прожил после воскрешения 30 лет в строгом воздержании и был поставлен первым епископом города Китиона на острове Кипр.

2) Лазарь — Убогий, персонаж евангельской притчи и фольклорных текстов, образ бедности, получающей от бога награду в загробной жизни. Случай, когда действующее лицо притчи имеет имя собственное, необычен и, по-видимому, обусловлен семантикой имени, обозначающего «бог помог», см. выше — Лазарь. Четверодневный. Притча повествует, что Лазарь был нищим, который валялся в струпьях у ворот некоего богача, ведшего роскошную жизнь, «и желал напитаться крошками, падающими со стола богача; и псы, приходя, лизали струпья его» (Лук. 16, 21).

После смерти Лазарь отнесён ангелами на лоно Авраамово, а богач мучится в адском пламени и умоляет Авраама послать Лазаря, чтобы тот омочил палец в воде и коснулся языка богача, облегчая его муку. Авраам отвечает: «Чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твоё в жизни твоей, а Лазарь злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь» (16, 25). Тогда богач просит отправить Лазаря как свидетеля загробного воздаяния к братьям богача, чтобы те успели покаяться. Авраам возражает: «если Моисея и пророков не слушают, то, если бы кто и из мёртвых воскрес, не поверят» (16, 31).

Фигура Лазаря как воплощение надежды угнетённых на потустороннее восстановление попранной правды пользовалась большой популярностью в народе, а нищие певцы видели в нём как бы утверждение престижа своей профессии. В России он был настолько частой темой т. н. духовных стихов, что выражение «петь Лазаря» стало синонимом заунывного причитания нищих. Русский фольклор делает Лазаря родным братом жестокого богача, отрекающегося от родства. Лазарь молит бога о смерти и в смерти получает радость, которой не имел в жизни: «Сослал ему господь тихих ангелов, тихих и милостивых; вынули душеньку и хвально, и честно, в сахарные уста». Богач, напротив, молится о долгой жизни, но к нему посланы «грозные ангелы», вынимающие его душу сквозь рёбра железными крючьями. В некоторых вариантах Лазарь сам изрекает приговор богачу: «Что на вольном свете себе вготовал, за то господь бог тебе заплатив».

В некоторых славянских песнях Лазарь смешивается с Лазарем Четверодневным (так что о его «серой свитке» поётся в канун лазаревой субботы, представляющей культовое воспоминание о воскрешении последнего) или вообще утрачивает всякую связь с евангельской топикой (вполне языческие по духу «лазарские» песни южных славян, например сербская: «Лази, лази, Лазаре, долази до мене»,- основанная на созвучии имени «Л.» со словом «лазить» и связанная с хороводными играми).

Мало кто знает про синдром Лазаря. В мире всего зарегистрировано 38 случаев такого феномена. Рассмотрим более конкретно его значение для науки и жизни. Данное явление крайне редкое и информации о нем тоже очень мало. Единственное, что точно можно сказать, что оно существует. Но до недавних пор наука не могла объяснить его. Все объяснение строится на индивидуальных особенностях человека.

Что это такое?

Данный синдром еще называют воскрешение Лазаря. То есть возможности воскрешения, как таковой, не существует, просто у каждого индивида разная ауторесусцитация и иногда имеется нарушение венозного циркулирования. У таких пациентов отсутствуют признаки жизни в течение 10 минут. При запуске сердца используется электрический прибор, который в течение 60 секунд запускает циркуляцию органов жизнеобеспечения. Однако у пациентов с синдромом Лазаря, это происходит намного дольше, поэтому их следует мониторить дольше по времени. Так как запуск работы сердца может произойти спонтанно на любой минуте. После установленного времени происходит констатация смерти.

Откуда название?

Почему синдром Лазаря получил такое название? Все очень просто. Так звали человека, которого вернул к жизни Иисус Христос. Об этом событии упоминается в Библии. С точки зрения науки, это является восстановление спонтанного циркулирования после остановки сердечно-легочной реанимации. Но также это бывает и без участия реанимационных действий. Впервые заговорили о таком термине в 1982 году. А до этого момента были случаи, когда фиксировалась смерть у совершено здорового человека.

Научные данные

Как говорилось ранее, науке известны всего лишь 38 случаев, когда человек возвращался к жизни. Все ситуации очень индивидуальны. Они происходили как в больнице, так и за ее пределами. Все пациенты имели совершено различные заболевания, следовательно, разные жизнеобеспечения. Также разнится время остановки сердца и работы всего организма в целом, временной промежуток от 6 до 75 минут. Конечно, если бы врачи не знали о синдроме, то люди были бы признаны умершими.

Предполагаемые факторы

Как объясняют синдром Лазаря в медицине? Многие ученные сходятся во мнении, что виной всему, может быть неправильная работа легочной системы человека. Что может быть поводом для плохой циркуляции крови в венозной системе, что может оказывать влияние на работу сердечного ритма? Работа сердца может быть восстановлена только после того, как будет устранены препятствия доступа кислорода к нему.

Что означает ауторесусцитация после остановки сердца? При ауторесусцитации возможна электрическая активность без пульса, но тут крайне важно не усердствовать с вентиляцией легочной реанимации. Специалисты советуют на какой-то момент перестать производить реанимационный процесс, для того чтобы дать время венозной системе и сердцу запустить работу самостоятельно. На это отводится не более 30 секунд, если не происходит воскрешение Лазаря, то есть возобновление работы сердца, то продолжают выполнять действия по искусственной реанимации.

Причины

Многие врачи стремятся применить данную теорию к больным, которые не страдают заболеванием легочных путей. На практике синдрому есть объяснение:

1. Медленное воздействие лекарственных препаратов. Во время восстановления спонтанной циркуляции после остановки сердца пациенту вводятся препараты способные реанимировать сердечно-легочную систему. Но каждый организм по-разному реагирует на препараты, поэтому возможна задержка поступления нужных веществ к сердцу.

2. Гиперкалиемия. Довольно распространённый случай, когда имеющееся заболевание препятствует сокращению миокарда.

3. Ишемия может привести к дисфункции миокарда, это состояние сохраняется в течение нескольких часов, а затем нормальная работа сердца восстанавливается.

4. Асистолия. Происходит фибрилляция желудочков, затем наступает асистолия. В большинстве случаев это состояние заканчивается летальным исходом. И только у 15% пациентов сердечный ритм восстанавливается.

Синдром Лазаря - последствия

Данный факт имеет серьезные последствия с медицинской стороны и также ведет к правовым последствиям для персонала. Медики подвергаются тщательной проверке, выясняется весь процесс реанимационных действий. К примеру, каким образом были проведены работы по реанимации сердечно-легочной системы пациента? Как долго по времени продолжались работы по восстановлению спонтанной циркуляции? Какие препараты применялись после прекращения

Медицинскую бригаду могут обвинить в халатности и невыполнении своих обязательств. Также могут быть обвинения в некомпетентности, что может повлечь за собой отстранение от работы, иск со стороны родственников к медперсоналу о материальной компенсации. Может быть возбуждено уголовное дело в отношении работников, которые выполняли работы по восстановлению сердечно-легочной реанимации. Могут обвинить в непредумышленном убийстве пациента, если не соблюдены все требования по восстановлению жизнеобеспечения.

Конечно, для пациента тоже существует риск возникновения тяжелых расстройств. Родственники могут обвинить врачей в нанесении ущерба здоровью пациента после задержки восстановления спонтанной циркуляции после смерти. Медицинским работникам следует быть крайне внимательными при записи в карту пациента всех реанимационных действий после остановки сердечно-легочной системы.

Действия врачей

Что такое смерть? Это процесс, при котором основные важные органы жизнеобеспечения повреждены и ведут за собой остановку работы сердца и дыхания. Но эти данные не совсем корректны для констатации смерти у человека. Так как на сегодняшний день существует понятие феномен Лазаря. Поэтому стоить выждать хотя бы 10 минут прежде, чем подтвердить, что человек умер. В течение этого времени семья пациента должна знать о его состоянии. Врач должен подробно рассказать, что произошло, какие последствия могут возникнуть. Какие работы проводятся или будут происходить в дальнейшем. Родственники должны знать, что за их близким человеком ведется постоянное наблюдение, чтобы зафиксировать время смерти без каких-либо ошибок. Так как помимо остановки сердца и легких, должен остановить работу мозг. Тогда безошибочно можно констатировать смерть человека. Врач также обязан выразить родственникам умершего соболезнования и оказать медицинскую поддержку, если таковая понадобится.

В истории известно много случаев, когда люди были погребены заживо. Так как феномен Лазаря был еще никому не известен. Да и на сегодняшний день многие ученые опровергают его или ставят под сомнение, пытаясь найти разумные объяснения данному факту. Но все-таки большинство медиков сходится во мнении, что это явление существует, и с ним нужно считаться. Главное - чтобы в действиях команды врачей не наблюдалось явных ошибок. Они должны соблюдать все требования к возврату жизнедеятельности организма.

Заключение

Итак, синдром Лазаря - это отсроченное восстановление спонтанной циркуляции после остановки сердечно-легочной реанимации. Обратимым следствием реанимационных действий может быть динамическая гипервентиляция легочной системы организма. После остановки сердца и легких пациент должен наблюдаться не меньше 10 минут. При этом должен быть подключен к мониторам, измеряющим давление и ЭКГ, после этого, если органы обеспечивающие жизнедеятельность не начнут циркуляцию, то можно констатировать смерть.

Воскрешение Лазаря – величайшее знамение, прообраз Всеобщего воскресения, обещанного Господом. Фигура же самого воскресшего Лазаря остается как бы в тени этого события, а ведь он был одним из первых христианских епископов. Как же сложилась его жизнь после возвращения из плена смерти? Где его могила и сохранились ли мощи? Почему Христос называет его другом и как же получилось, что толпы свидетелей воскрешения этого человека не только не уверовали, но донесли на Христа фарисеям? Рассмотрим эти и другие моменты, связанные с удивительным евангельским чудом.

Воскресение Лазаря. Джотто.1304-1306 гг.

Знаете ли вы, что на похоронах Лазаря присутствовало много людей?

В отличие от одноименного героя из притчи «О богаче и Лазаре», праведный Лазарь из Вифании был реальным человеком и к тому же – не бедным. Судя по тому, что у него были слуги (), его сестра помазывала ноги Спасителя дорогим маслом (), после смерти Лазаря положили в отдельную гробницу, и его оплакивало множество иудеев (), Лазарь, вероятно, был состоятельным и известным человеком.

В силу знатности семья Лазаря пользовалась, по-видимому, особенной любовью и уважением среди людей, так как к осиротевшим после смерти брата сестрам пришли оплакивать их горе многие из иудеев, живших в Иерусалиме. Святой град находился стадиях в пятнадцати от Вифании (), это около трех километров.

«Дивный Ловец человеков избрал непокорных иудеев очевидцами чуда, и те сами показали гроб умершего, отвалили камень от входа в пещеру, вдохнули смрад разлагающегося тела. Своими ушами услышали призыв мертвецу воскреснуть, своими глазами увидели первые его шаги по воскресении, своими руками развязали погребальные пелены, убедившись, что это не призрак. Что же, все иудеи уверовали во Христа? Отнюдь. Но пошли к начальникам, и «с этого дня положили убить Иисуса» (). Так подтвердилась правота Господа, изрекшего устами Авраама в притче о богаче и нищем Лазаре: «Если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» ()».

Святитель Амфилохий Иконийский

Знаете ли вы, что Лазарь стал епископом?

Подвергаясь смертельной опасности, после убиения святого первомученика Стефана святой Лазарь был отведен на побережье моря, посажен в лодку без весел и удален из пределов Иудеи. Божественным произволением Лазарь вместе с учеником Господним Максимином и святым Келидонием (слепым, исцеленным Господом) приплыл к берегам Кипра. Будучи до воскрешения тридцати лет от роду, он прожил на острове еще более тридцати лет. Здесь Лазарь встретил апостолов Павла и Варнаву. Ими он был возведен в епископы города Китии (Китиона, у евреев называвшегося Хетим). Руины античного города Китиона обнаружены при археологических раскопках и доступны для осмотра (из жития Лазаря Четверодневного).

Предание говорит, что после воскрешения Лазарь хранил строгое воздержание, и что епископский омофор подарила ему Пречистая Матерь Божия, сделав его Своими руками (Синаксарь).

«Действительно, неверие начальников иудейских и более влиятельных учителей Иерусалима, не уступившее столь разительному, явному чуду, совершенному на глазах у целой толпы народа, есть явление изумительное в истории человечества; с этого времени оно перестало быть неверием, а стало сознательным противлением явной истине («ныне же и видеша и возненавидеша Меня и Отца Моего» ()».

Митрополит Антоний (Храповицкий)

Церковь святого Лазаря в Ларнаке, построенная на его могиле. Кипр

Знаете ли вы, что Господь Иисус Христос называл Лазаря другом?

Об этом повествует Евангелие от Иоанна, в котором Господь наш Иисус Христос, желая идти в Вифанию, говорит ученикам: «Лазарь, друг наш, уснул». Именем дружбы Христа и Лазаря Мария и Марфа призывают Господа помочь брату, говоря: «Вот, кого ты любишь, болен» (). В толковании блаженного Феофилакта Болгарского Христос намеренно делает акцент на том, ради чего Он хочет идти в Вифанию: «Так как ученики боялись идти в Иудею, то Он говорит им: “Я иду не за тем, за чем ходил прежде, чтобы ожидать опасности со стороны иудеев, а иду разбудить друга”».

Мощи святого Лазаря Четверодневного в Ларнаке

Знаете ли вы, где находятся мощи святого Лазаря Четверодневного?

Святые мощи епископа Лазаря были обретены в Китии. Они лежали в мраморном ковчеге, на котором было написано: «Лазарь Четверодневный, друг Христов».

Византийский император Лев Мудрый (886–911) повелел в 898 году перенести мощи Лазаря в Константинополь и положить в храме во имя Праведного Лазаря.

В наши дни его мощи почивают на острове Кипр в городе Ларнаке в храме, освященном в честь святого. В подземной крипте этого храма находится гробница, в которой был некогда погребен праведный Лазарь.


Крипта церкви Лазаря. Здесь находится пустая гробница с подписью «Друг Христа», в которой был некогда погребен праведный Лазарь.

Знаете ли вы, что единственный описанный случай, когда Господь Иисус Христос плакал, связан именно со смертью Лазаря?

«Плачет Господь потому, что видит подвергшимся тлению созданного по Его собственному образу человека, дабы отнять нашу слезу, ибо для того и умер, чтобы и нас освободить от смерти» (Святитель Кирилл Иерусалимский).

Знаете ли вы, что Евангелие, где говорится о плачущем Христе, заключает в себе основной христологический догмат?

«Как человек Иисус Христос и спрашивает, и плачет, и делает все другое, что свидетельствовало бы о том, что Он – человек; а как Бог Он воскрешает четырехдневного и издающего уже запах трупа мертвеца и вообще делает то, что свидетельствовало бы о том, что Он Бог. Иисус Христос желает, чтобы люди удостоверились, что Он имеет и ту, и другую природу, а потому и являет Себя то человеком, то Богом» (Евфимий Зигабен).

Знаете ли вы, почему Господь называет смерть Лазаря сном?

Господь называет смерть Лазаря успением (в церковнославянском тексте), а воскрешение, которое Он намерен совершить, – пробуждением. Этим Он хотел сказать, что смерть для Лазаря – состояние скоропреходящее.

Лазарь заболел, и ученики Христа сказали Ему: «Господи! вот, кого Ты любишь, болен» (). И после этого Он с учениками ушел в Иудею. И тогда Лазарь умирает. Уже там, в Иудее, Христос говорит ученикам: «Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его» (). Но апостолы не поняли Его и сказали: «Если уснул, то выздоровеет» (), имея в виду, по слову блаженного Феофилакта Болгарского, что приход Христа к Лазарю не только не необходим, но и вреден для друга: потому что «если сон, как нам думается, служит к его выздоровлению, а Ты пойдешь и разбудишь его, то Ты воспрепятствуешь выздоровлению». Кроме того, само Евангелие нам объясняет, почему смерть названа сном: «Иисус говорил о смерти его, а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном» (). И потом Он прямо объявил, что «Лазарь умер» ().

Святой Феофилакт Болгарский говорит о трех причинах, по которым Господь назвал смерть сном:

1) «по смиренномудрию, ибо не хотел показаться хвастливым, а прикровенно назвал воскрешение разбуждением от сна… Ибо, сказав, что Лазарь «умер», Господь не прибавил: пойду, воскрешу его»;

2) «чтобы показать нам, что и всякая смерть есть сон и успокоение»;

3) «хотя кончина Лазаря для прочих и была смертью, но для Самого Иисуса, поелику Он намеревался воскресить его, она была не более, чем сон. Как нам легко разбудить спящего, так, и еще в тысячу раз более, для Него удобно воскресить умершего», «да прославится через» это чудо «Сын Божий» ().

Знаете ли вы, где находится могила, откуда вышел Лазарь, возвращенный Господом к земной жизни?

Гробница Лазаря находится в Вифании, в трех километрах от Иерусалима. Сейчас, правда, Вифания отождествляется с поселком, по-арабски именуемом Аль-Айзария, который вырос уже в христианское время, в IV веке, вокруг гробницы самого Лазаря. Древняя же Вифания, где жила семья праведного Лазаря, находилась поодаль от Аль-Айзарии – выше по склону. С древней Вифанией тесно связаны многие события земного служения Иисуса Христа. Каждый раз, когда Господь шел с учениками по Иерихонской дороге в Иерусалим, их путь проходил через это селение.

Могила св. Лазаря в Вифании

Знаете ли вы, что могилу Лазаря почитают и мусульмане?

Современная Вифания (Аль-Айзария или Eizariya) – это территория частично признанного государства Палестина, где подавляющая часть населения – арабы-мусульмане, поселившиеся в этих краях уже в VII веке. О поклонении мусульман могиле праведного Лазаря писал еще в XIII веке монах-доминиканец Бурхардт Сионский.

Знаете ли вы, что воскрешение Лазаря – ключ к пониманию всего четвертого Евангелия?

Воскрешение Лазаря – это величайшее знамение, которое готовит читателя к Воскресению Христову и является прообразом обещанной всем верующим вечной жизни: «Верующий в Сына имеет жизнь вечную» (); «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет» ().

Сретенская Духовная Семинария

ЛАЗАРЬ ЧЕТВЕРОДНЕВНЫЙ. НЕСКОЛЬКО ФАКТОВ О ВОСКРЕСШЕМ ЛАЗАРЕ И ЕГО ДАЛЬНЕЙШЕЙ СУДЬБЕ

Воскрешение Лазаря – величайшее знамение, прообраз Всеобщего воскресения, обещанного Господом. Фигура же самого воскресшего Лазаря остается как бы в тени этого события, а ведь он был одним из первых христианских епископов. Как же сложилась его жизнь после возвращения из плена смерти? Где его могила и сохранились ли мощи? Почему Христос называет его другом и как же получилось, что толпы свидетелей воскрешения этого человека не только не уверовали, но донесли на Христа фарисеям? Рассмотрим эти и другие моменты, связанные с удивительным евангельским чудом.
Воскресение Лазаря. Джотто.1304-1306 гг.

Знаете ли вы, что на похоронах Лазаря присутствовало много людей?
В отличие от одноименного героя из притчи «О богаче и Лазаре», праведный Лазарь из Вифании был реальным человеком и к тому же – не бедным. Судя по тому, что у него были слуги, его сестра помазывала ноги Спасителя дорогим маслом, после смерти Лазаря положили в отдельную гробницу, и его оплакивало множество иудеев, Лазарь, вероятно, был состоятельным и известным человеком.
В силу знатности семья Лазаря пользовалась, по-видимому, особенной любовью и уважением среди людей, так как к осиротевшим после смерти брата сестрам пришли оплакивать их горе многие из иудеев, живших в Иерусалиме. Святой град находился стадиях в пятнадцати от Вифании, это около трех километров.
«Дивный Ловец человеков избрал непокорных иудеев очевидцами чуда, и те сами показали гроб умершего, отвалили камень от входа в пещеру, вдохнули смрад разлагающегося тела. Своими ушами услышали призыв мертвецу воскреснуть, своими глазами увидели первые его шаги по воскресении, своими руками развязали погребальные пелены, убедившись, что это не призрак. Что же, все иудеи уверовали во Христа? Отнюдь. Но пошли к начальникам, и «с этого дня положили убить Иисуса». Так подтвердилась правота Господа, изрекшего устами Авраама в притче о богаче и нищем Лазаре: «Если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят»
Святитель Амфилохий Иконийский

Знаете ли вы, что Лазарь стал епископом?
Подвергаясь смертельной опасности, после убиения святого первомученика Стефана святой Лазарь был отведен на побережье моря, посажен в лодку без весел и удален из пределов Иудеи. Божественным произволением Лазарь вместе с учеником Господним Максимином и святым Келидонием (слепым, исцеленным Господом) приплыл к берегам Кипра. Будучи до воскрешения тридцати лет от роду, он прожил на острове еще более тридцати лет. Здесь Лазарь встретил апостолов Павла и Варнаву. Ими он был возведен в епископы города Китии (Китиона, у евреев называвшегося Хетим). Руины античного города Китиона обнаружены при археологических раскопках и доступны для осмотра (из жития Лазаря Четверодневного).
Предание говорит, что после воскрешения Лазарь хранил строгое воздержание, и что епископский омофор подарила ему Пречистая Матерь Божия, сделав его Своими руками(Синаксарь).
«Действительно, неверие начальников иудейских и более влиятельных учителей Иерусалима, не уступившее столь разительному, явному чуду, совершенному на глазах у целой толпы народа, есть явление изумительное в истории человечества; с этого времени оно перестало быть неверием, а стало сознательным противлением явной истине («ныне же и видеша и возненавидеша Меня и Отца Моего»

Митрополит Антоний (Храповицкий)


Церковь святого Лазаря в Ларнаке, построенная на его могиле. Кипр

Знаете ли вы, что Господь Иисус Христос называл Лазаря другом?
Об этом повествует Евангелие от Иоанна, в котором Господь наш Иисус Христос, желая идти в Вифанию, говорит ученикам: «Лазарь, друг наш, уснул». Именем дружбы Христа и Лазаря Мария и Марфа призывают Господа помочь брату, говоря: «Вот, кого ты любишь, болен» . В толковании блаженного Феофилакта Болгарского Христос намеренно делает акцент на том, ради чего Он хочет идти в Вифанию: «Так как ученики боялись идти в Иудею, то Он говорит им: “Я иду не за тем, за чем ходил прежде, чтобы ожидать опасности со стороны иудеев, а иду разбудить друга”».
Мощи святого Лазаря Четверодневного в Ларнаке

Знаете ли вы, где находятся мощи святого Лазаря Четверодневного?
Святые мощи епископа Лазаря были обретены в Китии. Они лежали в мраморном ковчеге, на котором было написано: «Лазарь Четверодневный, друг Христов».
Византийский император Лев Мудрый (886–911) повелел в 898 году перенести мощи Лазаря в Константинополь и положить в храме во имя Праведного Лазаря.
В наши дни его мощи почивают на острове Кипр в городе Ларнаке в храме, освященном в честь святого. В подземной крипте этого храма находится гробница, в которой был некогда погребен праведный Лазарь.

Крипта церкви Лазаря в Ларнаке. Здесь находится пустая гробница с подписью «Друг Христа», в которой был погребен праведный Лазарь.

Знаете ли вы, что единственный описанный случай, когда Господь Иисус Христос плакал, связан именно со смертью Лазаря?
«Плачет Господь потому, что видит подвергшимся тлению созданного по Его собственному образу человека, дабы отнять нашу слезу, ибо для того и умер, чтобы и нас освободить от смерти» (Святитель Кирилл Иерусалимский).

Знаете ли вы, что Евангелие, где говорится о плачущем Христе, заключает в себе основной христологический догмат?
«Как человек Иисус Христос и спрашивает, и плачет, и делает все другое, что свидетельствовало бы о том, что Он – человек; а как Бог Он воскрешает четырехдневного и издающего уже запах трупа мертвеца и вообще делает то, что свидетельствовало бы о том, что Он Бог. Иисус Христос желает, чтобы люди удостоверились, что Он имеет и ту, и другую природу, а потому и являет Себя то человеком, то Богом» (Евфимий Зигабен).

Знаете ли вы, почему Господь называет смерть Лазаря сном?
Господь называет смерть Лазаря успением (в церковнославянском тексте), а воскрешение, которое Он намерен совершить, – пробуждением. Этим Он хотел сказать, что смерть для Лазаря – состояние скоропреходящее.
Лазарь заболел, и ученики Христа сказали Ему: «Господи! вот, кого Ты любишь, болен». И после этого Он с учениками ушел в Иудею. И тогда Лазарь умирает. Уже там, в Иудее, Христос говорит ученикам: «Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его» . Но апостолы не поняли Его и сказали: «Если уснул, то выздоровеет» , имея в виду, по слову блаженного Феофилакта Болгарского, что приход Христа к Лазарю не только не необходим, но и вреден для друга: потому что «если сон, как нам думается, служит к его выздоровлению, а Ты пойдешь и разбудишь его, то Ты воспрепятствуешь выздоровлению». Кроме того, само Евангелие нам объясняет, почему смерть названа сном: «Иисус говорил о смерти его, а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном» . И потом Он прямо объявил, что «Лазарь умер».
Святой Феофилакт Болгарский говорит о трех причинах, по которым Господь назвал смерть сном:
1) «по смиренномудрию, ибо не хотел показаться хвастливым, а прикровенно назвал воскрешение разбуждением от сна… Ибо, сказав, что Лазарь «умер», Господь не прибавил: пойду, воскрешу его»;
2) «чтобы показать нам, что и всякая смерть есть сон и успокоение»;
3) «хотя кончина Лазаря для прочих и была смертью, но для Самого Иисуса, поелику Он намеревался воскресить его, она была не более, чем сон. Как нам легко разбудить спящего, так, и еще в тысячу раз более, для Него удобно воскресить умершего», «да прославится через» это чудо «Сын Божий».

Знаете ли вы, где находится та могила, откуда вышел Лазарь, возвращенный Господом к земной жизни?


Гробница Лазаря находится в Вифании, в трех километрах от Иерусалима. Сейчас, правда, Вифания отождествляется с поселком, по-арабски именуемом Аль-Айзария, который вырос уже в христианское время, в IV веке, вокруг гробницы самого Лазаря. Древняя же Вифания, где жила семья праведного Лазаря, находилась поодаль от Аль-Айзарии – выше по склону. С древней Вифанией тесно связаны многие события земного служения Иисуса Христа. Каждый раз, когда Господь шел с учениками по Иерихонской дороге в Иерусалим, их путь проходил через это селение.

Знаете ли вы, что могилу Лазаря почитают и мусульмане?
Современная Вифания (Аль-Айзария или Eizariya) – это территория частично признанного государства Палестина, где подавляющая часть населения – арабы-мусульмане, поселившиеся в этих краях уже в VII веке. О поклонении мусульман могиле праведного Лазаря писал еще в XIII веке монах-доминиканец Бурхардт Сионский.

Знаете ли вы, что воскрешение Лазаря – ключ к пониманию всего четвертого Евангелия?
Воскрешение Лазаря – это величайшее знамение, которое готовит читателя к Воскресению Христову и является прообразом обещанной всем верующим вечной жизни: «Верующий в Сына имеет жизнь вечную» ; «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет»
Сретенская Духовная Семинария