Закон запрете усыновления российских детей американцами. «Закон Димы Яковлева»: национальный позор или защита детей. Усыновление иностранными гражданами российских детей

Уже пять лет в России действует закон Димы Яковлева, запрещающий американцам усыновлять русских детей. Данное постановление является одним из самых резонансных решений российского правительства и получило множество неофициальных названий, включая «закон подлецов». Именно такой хэштег был выведен в свое время в мировые тренда Твиттера.

Принятие закона Димы Яковлева ударило по детям-сиротам с проблемами со здоровьем, которые потеряли шанс быть усыновленными американцами и получить в Штатах ту медицинскую помощь, которая на территории России просто невозможна.

Закон Димы Яковлева был принят 21 декабря 2012 года и назван в честь двухлетнего мальчика, усыновленного американцами и погибшего вследствие халатности своих приемных родителей.

Дима Яковлев родился в 2006 году в Псковской области. Родная мать отказалась от сына, и мальчик попал в детский дом для детей с органическим поражением нервной системы с нарушением психики. Российские семьи не хотели брать малыша с проблемами со здоровьем. В 2008 году мальчика усыновила американская семья Харрисон. Харрисоны увезли Диму Яковлева в Америку, в штат Вирджиния, и дали мальчику имя Чейз.

Через три месяца после усыновления мальчик погиб. Его приемный отец Майлс Харрисон оставил малыша на 9 часов запертым в машине на солнцепеке. Мужчина должен был завезти мальчика в ясли по пути на работу, но просто забыл это сделать, и не заметил, что ребенок остался в автомобиле.

Майлсу Харрисону грозило до 10 лет тюремного заключения за непреднамеренное убийство, однако в итоге суд снял с мужчины все обвинения. В феврале 2009 года приемный отец Димы Яковлева сказал в интервью для The Washington Post:

«Я молю российский народ о прощении. Есть хорошие люди в этой стране, которые заслуживают детей, и есть дети в России, которые нуждаются в родителях. Пожалуйста, не наказывайте всех за мою ошибку».

Это не единственный случай жестокого обращения с российскими детьми, усыновленными американцами. Еще одним таким случаем стало происшествие с Ваней Скоробогатовым. Мальчик родился в 2002 году в Челябинской области, через год его усыновила американская чета Крэйвер. А в 2009 году Ваня скончался в больнице от черепно-мозговой травмы, также на его теле было обнаружено около 80 различных повреждений. Супругам Крэйвер было предъявлено обвинение в убийстве, но осуждены они были всего лишь на 16 месяцев тюремного заключения.

Подобные случаи, безусловно, имеют место, однако много российских сирот обрели в Штатах новую семью, получили хорошее образование и ведут счастливую активную жизнь. Светлана Прудовская, журналистка «Голоса Америки», представила видео-проект о том, как живется усыновленным русским детям в Штатах, и какие радостные изменения произошли с ними за 10 – 15 лет жизни в приемных семьях.

Закон Димы Яковлева вызвал широкий резонанс у общественности. Жара в дискуссию добавил инцидент, когда в Нижнем Новгороде через полгода после принятия закона умер сирота с пороком сердца, которого планировали усыновить американцы и даже начали оформлять документы.

Российские семьи не хотят брать на воспитание детей с проблемами со здоровьем, в то время ка американцы часто брали на усыновление именно таких российских сирот. Усыновленным детям в США оказывалась более квалифицированная медицинская помощь, многие из них в Америке получили шанс на здоровое будущее.

После принятия закона к Владимиру Путину обращались известные журналисты, усыновившие детей, с просьбой не принимать данного постановления:

«Мы считаем, что эти поправки, в первую очередь, ударят по судьбам российских граждан – детей-сирот, детей-инвалидов. Мы, как родители усыновленных детей, как никто другой, знаем о проблемах российских детских домов. Мы знаем, что там находится более 120 тысяч детей, большинство из которых в российских условиях никогда не получат квалифицированной медицинской помощи и ухода. И родительской любви и ласки».

Чтобы привлечь к усыновлению российских граждан, правительство решило увеличить финансовые выплаты опекунам и приемным родителям. Но это привело к тому, что брать сирот стало «выгодным решением». Дети у таких «профессиональных родителей» не получают должного ухода и нормального отношения. Некоторые опекуны вообще после получения единовременной выплаты предпочитают возвращать воспитанников обратно в детский дом. Подобные «возвраты» являются сильной психологической травмой для детей, так как фактически ребенок второй раз переживает потерю родителей.

Как рассказывает Игорь Рыбкин, волонтер и выпускник детского дома Тверской области:

«Это большие деньги для усыновителей в регионах, на них можно жить. Иногда семьи специально берут детей, чтобы получить выплаты. И руководствуются именно корыстными мотивами».

Многие жители США, которые в детском возрасте были усыновленными американцами и увезены из России, оставляли свои комментарии относительно закона Димы Яковлева. Параолимпийская чемпионка по плаванию Джессика Лонг, в детстве получившая имя Таня и воспитывавшаяся в российском детдоме, пишет:

«Кто бы мог себе представить, что девочка с инвалидностью из сибирского приюта для сирот станет тем, кем я стала сегодня? Я живое доказательство того, что ты можешь исполнить все свои мечты».

Многие усыновленные русские сироты получили в США образование и билет в счастливое будущее, в то время как других воспитанников российских приютов закон Димы Яковлева навсегда лишил такой возможности.

Об одном из положительных примеров недавно Леонид Парфенов.

К мерам воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации, относятся:

а) причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека;

б) совершивших преступления в отношении граждан Российской Федерации, находящихся за рубежом, или причастных к их совершению;

в) наделенных государственными полномочиями и способствовавших своими действиями (бездействием) освобождению от ответственности лиц, совершивших преступления в отношении граждан Российской Федерации или причастных к их совершению;

г) в чьи должностные обязанности входило принятие решений, отсутствие или наличие которых привело к освобождению от ответственности лиц, совершивших преступления в отношении граждан Российской Федерации или причастных к их совершению;

д) причастных к похищению и незаконному лишению свободы граждан Российской Федерации;

е) вынесших необоснованные и несправедливые приговоры в отношении граждан Российской Федерации;

ж) осуществляющих необоснованное юридическое преследование граждан Российской Федерации;

з) принявших необоснованные решения, нарушившие права и законные интересы граждан и организаций Российской Федерации;

2) арест на территории Российской Федерации финансовых и иных активов граждан Соединенных Штатов Америки, которым запрещен въезд в Российскую Федерацию, и запрет на любые сделки с собственностью и инвестициями этих граждан.

Статья 2

1. Список граждан Соединенных Штатов Америки, которым запрещается въезд в Российскую Федерацию, и организаций, деятельность которых приостановлена в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона, ведется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации.

2. В отношении граждан Соединенных Штатов Америки, включенных в список, предусмотренный частью 1 настоящей статьи:

1) устанавливается запрет на распоряжение имуществом, находящимся на территории Российской Федерации;

2) приостанавливается деятельность на территории Российской Федерации находящихся под их контролем юридических лиц;

3) приостанавливаются полномочия (членство) в советах директоров или иных органах управления организаций, зарегистрированных на территории Российской Федерации.

3. Предложения о внесении изменений в список, предусмотренный частью 1 настоящей статьи, могут представляться в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации, членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, политическими партиями, Общественной палатой Российской Федерации, а также государственными органами.

4. Порядок ведения списка, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации.

5. Руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации, не реже одного раза в год информирует палаты Федерального Собрания Российской Федерации о ходе выполнения настоящего Федерального закона.

Статья 3

1. В соответствии с настоящим Федеральным законом деятельность некоммерческих организаций, которые участвуют в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, и безвозмездно получают денежные средства и иное имущество от граждан (организаций) Соединенных Штатов Америки или реализуют на территории Российской Федерации проекты, программы либо осуществляют иную деятельность, которые представляют угрозу интересам Российской Федерации, приостанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, направляет сведения о некоммерческих организациях, деятельность которых приостановлена, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации.

2. Гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство Соединенных Штатов Америки, не может быть членом или руководителем некоммерческой организации, ее структурного подразделения либо структурного подразделения международной или иностранной некоммерческой организации (отделения, филиала или представительства), участвующих в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации. Нарушение данного запрета влечет за собой приостановление федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, деятельности указанной некоммерческой организации (структурного подразделения).

3. Приостановление деятельности некоммерческой организации (структурного подразделения) в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи влечет наступление последствий, предусмотренных абзацем первым пункта 6 1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях". В отношении имущества некоммерческих организаций (структурных подразделений), деятельность которых приостанавливается в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи, решение о наложении на него ареста принимается судом по заявлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций.

4. В случае, если некоммерческая организация, деятельность которой была приостановлена в соответствии с настоящим Федеральным законом, прекратит безвозмездное получение денежных средств и иного имущества от граждан (организаций) Соединенных Штатов Америки либо прекратит на территории Российской Федерации реализацию проектов, программ либо осуществление иной деятельности, которые представляют угрозу интересам Российской Федерации, деятельность такой организации возобновляется по решению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций.

Статья 4

1. Запрещается передача детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление (удочерение) гражданам Соединенных Штатов Америки, а также осуществление на территории Российской Федерации деятельности органов и организаций в целях подбора и передачи детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление (удочерение) гражданам Соединенных Штатов Америки, желающим усыновить (удочерить) указанных детей.

2. В связи с установленным частью 1 настоящей статьи запретом на передачу детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление (удочерение) гражданам Соединенных Штатов Америки прекратить от имени Российской Федерации действие Соглашения между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей, подписанного в городе Вашингтоне 13 июля 2011 года.

Статья 5

Внести в подпункт 7 части первой статьи 27 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 34, ст. 4029; 2003, № 2, ст. 159; 2006, № 31, ст. 3420; 2007, № 3, ст. 410; 2008, № 19, ст. 2094; № 30, ст. 3616) изменение, изложив его в следующей редакции:

"7) в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, в том числе если этот гражданин включен в список граждан Соединенных Штатов Америки, которым запрещается въезд в Российскую Федерацию;".

Статья 6

Действие настоящего Федерального закона и подпункта 7 части первой статьи 27 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на граждан государств, которые приняли решение о запрете въезда граждан Российской Федерации на территории этих государств и об аресте активов граждан Российской Федерации по мотиву причастности граждан Российской Федерации к нарушениям прав человека в Российской Федерации.

Статья 7

Президент Российской Федерации В.Путин

Граждане стран, в которых разрешены однополые браки, больше не смогут усыновлять детей-сирот из России. Соответствующее постановление подписал премьер-министр Дмитрий Медведев.


Российское правительство изменило правила передачи детей-сирот на усыновление, дополнив их запретом на усыновление иностранными однополыми парами. В опубликованном сегодня на сайте правительства постановлении содержится пункт, в соответствии с которым усыновителями могут быть совершеннолетние граждане обоего пола, кроме «лиц, состоящих в союзе, заключенном между лицами одного пола, признанном браком и зарегистрированном в соответствии с законодательством государства, в котором такой брак разрешен, а также лиц, являющихся гражданами указанного государства и не состоящих в браке».

Таким образом, запрет на усыновление касается не только однополых пар (соответствующий закон президент Владимир Путин подписал еще в июле 2013 года), но и всех граждан, чьи страны такие браки признают. «Реализация постановления будет способствовать совершенствованию порядка передачи детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан Российской Федерации и иностранных граждан и обеспечению защиты прав и интересов таких детей»,- убеждены в правительстве.

С 1 января 2013 года в России действует запрет на усыновление детей-сирот гражданами США. В апреле того же года Владимир Путин призвал пересмотреть соглашение об усыновлении с Францией, где в тот момент решался вопрос о легализации однополых союзов. По итогам 2011–2012 годов сироты из России чаще всего уезжали в США, Италию, Испанию, Францию, Германию, Ирландию, Великобританию и Израиль.

Однополые браки на сегодняшний момент признают из них Испания, Франция и Великобритания. Не смогут дети из России отправиться также в Бельгию (18 усыновленных детей в 2011–2012 годах), Данию, Исландию, Канаду (109 усыновленных), Нидерланды, Новую Зеландию (7), Норвегию, Португалию, Швецию (61 ребенок) и ряд других стран. Открытым остается вопрос, смогут ли усыновлять российских сирот граждане Германии, где однополые союзы регистрируются, но усыновление детей со стороны таким парам запрещено. Италия, которая по итогам 2012 года приняла больше всего детей-сирот из России, однополые браки на данный момент не регистрирует, однако активные дебаты о легализации таких брачных союзов в стране идут.

Автор фильма о детях-сиротах «Блеф, или с Новым годом» Ольга Синяева в фире «Ъ FM» : «Неженатых граждан это тоже касается. Лично я сторонник традиционных отношений, но дети, которые растут в детдомах, в сиротской среде, не принадлежат себе, они вообще не чувствуют своего тела, контакта со своим телом. Они постоянно растут в лишении, прежде всего, личного эмоционального контакта. Для них это, особенно для маленьких детей, настолько критично, что, если, например, даже однополая семья или неженатые граждане могут подарить этот контакт ребенку, этот близкий контакт, то ребенок расцветает, оживает и двигается дальше».

Почему Александр Бастрыкин попросил США разобраться с сиротами


В ноябре 2013 года глава СКР Александр Бастрыкин направил запрос генпрокурору США о проверке возможного нарушения прав 26 российских детей, усыновленных американцами. Речь идет о фактах, изложенных в журналистском расследовании Reuters и телеканала NBC: как установили корреспонденты, в штатах была организована подпольная сеть обмена сиротами.

Почему международное усыновление сошло на нет


В одной европейской стране живет семья, которая много лет мечтает о ребенке. Иметь своих детей Мария и Ян не могут. Усыновить ребенка-соотечественника практически невозможно: количество желающих усыновить сирот в несколько раз превышает количество самих сирот. Друзья семьи несколько лет назад усыновили мальчика из России - с задержкой в развитии и другими диагнозами, которые часто встречаются в медицинских карточках детдомовских детей. Приемные родители потратили немало сил и денег, и сегодня мальчик учится в обычной школе, прекрасно рисует и горячо любим всей родней.

Куда попадают русские дети, не слушающиеся американских родителей


Одним из главных аргументов сторонников закона, запрещающего гражданам США усыновлять российских сирот, была невозможность осуществления контроля за жизнью и судьбой детей. В качестве примера приводилось ранчо для детей, расположенное в городке Юрека, в штате Монтана. По словам уполномоченного по правам ребенка Павла Астахова, этот приют был специально создан для американских родителей, которые хотят избавиться от приемных детей из России. Господин Астахов утверждал, что ему не дали возможности побывать там. «Ъ» попробовал разобраться, что происходит на ранчо и почему господин Астахов не смог на него попасть.

Как на практике работает запрет на усыновление детей американцами


В январе министерство образования и науки РФ упростило процедуру усыновления детей-сирот для российских усыновителей. А к 1 февраля правительство должно было представить в Госдуму законопроект, который должен стимулировать усыновление детей с инвалидностью. Экстренные меры вызваны широкой общественной реакцией на принятый Госдумой законодательный ответ на «закон Магнитского», запрещающий усыновление российских детей в США. «Ъ» выяснил, кто пострадает от «антимагнитского закона» и смогут ли российские власти минимизировать эти потери.

2) супругов, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

3) лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;

4) лиц, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;

5) бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;

6) лиц, которые по состоянию здоровья не могут усыновить ребенка. Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку, попечительство, взять в приемную или патронатную семью, устанавливается Правительством Российской Федерации. Медицинское освидетельствование лиц, желающих усыновить детей, оставшихся без попечения родителей, проводится в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в порядке , установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

7) лиц, которые на момент усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте Российской Федерации, на территории которого проживают такие лица;

8) лиц, не имеющих постоянного места жительства, кроме лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации, ведущих кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющих места, где они постоянно или преимущественно проживают, в случае усыновления ими ребенка из числа лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации;

(см. текст в предыдущей редакции)

9) лиц, имеющих или имевших судимость, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, а также за преступления против жизни и здоровья, против свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), против семьи и несовершеннолетних, против здоровья населения и общественной нравственности, против общественной безопасности, мира и безопасности человечества, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 10 настоящего пункта;

(см. текст в предыдущей редакции)

10) лиц из числа лиц, указанных в подпункте 9 настоящего пункта, имевших судимость либо подвергавшихся уголовному преследованию за преступления против жизни и здоровья, против свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), против семьи и несовершеннолетних, против здоровья населения и общественной нравственности, против общественной безопасности, мира и безопасности человечества, относящиеся к преступлениям небольшой или средней тяжести, в случае признания судом таких лиц представляющими опасность для жизни, здоровья и нравственности усыновляемого ребенка. При вынесении решения об усыновлении ребенка таким лицом суд учитывает обстоятельства деяния, за которое такое лицо подвергалось уголовному преследованию, срок, прошедший с момента совершения деяния, форму вины, обстоятельства, характеризующие личность, в том числе поведение такого лица после совершения деяния, и иные обстоятельства в целях определения возможности обеспечить усыновляемому ребенку полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие без риска для жизни ребенка и его здоровья;

(см. текст в предыдущей редакции)

11) лиц, имеющих судимость за тяжкие и особо тяжкие преступления, не относящиеся к преступлениям, указанным в подпункте 9 настоящего пункта;

12) лиц, не прошедших подготовки в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи (за исключением близких родственников ребенка, а также лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, и лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей);

13) лиц, состоящих в союзе, заключенном между лицами одного пола, признанном браком и зарегистрированном в соответствии с законодательством государства, в котором такой брак разрешен, а также лиц, являющихся гражданами указанного государства и не состоящих в браке.

2. При вынесении решения об усыновлении ребенка суд вправе отступить от положений, установленных подпунктами 6 (в случае, если лицо, желающее усыновить ребенка, проживает с ним в силу уже сложившихся семейных отношений), и 12 пункта 1 настоящей статьи, с учетом интересов усыновляемого ребенка и заслуживающих внимания обстоятельств.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Лица, не состоящие между собой в браке, не могут совместно усыновить одного и того же ребенка.

5. При наличии нескольких лиц, желающих усыновить одного и того же ребенка, преимущественное право предоставляется родственникам ребенка при условии обязательного соблюдения требований пунктов 1 и настоящей статьи и интересов усыновляемого ребенка.

6. В целях содействия психолого-педагогической и правовой подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, осуществляется их подготовка по программе, утвержденной органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Иностранными гражданами, лицами без гражданства или гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации, которые желают принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей и являющегося гражданином Российской Федерации, могут быть представлены документы о прохождении соответствующей подготовки на территории государства, в котором они постоянно проживают, с учетом тематики и в объеме не менее, чем это предусмотрено указанными в абзаце втором настоящего пункта требованиями к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.

В случае, если иностранные граждане, лица без гражданства или граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами территории Российской Федерации, которые желают принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, не прошли соответствующую подготовку на территории иностранного государства, в котором они постоянно проживают, указанная подготовка проводится на территории Российской Федерации в порядке, установленном настоящим пунктом.

Закон «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации», более известный как «закон », был принят в третьем чтении пять лет назад, 21 декабря 2012 года. Президент подписал его 28 декабря, а в действие документ вступил с 1 января 2013 года.

Считается, что нормативный документ был принят в качестве реакции на «список Магнитского», одобренный конгрессом США и запрещающий въезд в страну россиянам, причастным к гибели аудитора фонда Hermitage Capital . Соответственно, российский «ответ» предусматривал санкции в отношении американцев, совершивших преступления в отношении граждан России, в том числе запрет на въезд в страну или арест активов граждан. Но сильнее всего принятый закон затронул российских сирот, нередко страдающих теми или иными заболеваниями, которых планировали усыновить граждане США или другие страны, «вводящие санкции против граждан России по мотиву их причастности к нарушениям прав человека в РФ».

«Закон Димы Яковлева» был принят после нескольких резонансных случаев, когда усыновленные из РФ дети пострадали или погибли в приемных американских семьях. Дима Яковлев, родившийся в 2006 году в Псковской области, был усыновлен в 2008 году супругами Майлсом Харрисоном и Кэрол Линн Эксманн-Харрисон.

Через три месяца после усыновления мальчик погиб, потому что его приемный отец оставил его на девять часов в закрытом автомобиле на 32-градусной жаре на стоянке около офиса Харрисона. Приемный отец был уверен, что оставил до этого сына в яслях.

Майлсу Харрисону грозило до 10 лет тюрьмы за непреднамеренное убийство, однако американский суд его полностью оправдал. В феврале 2009 года Харрисон сказал в интервью : «Я молю российский народ о прощении. Есть хорошие люди в этой стране, которые заслуживают детей, и есть дети в России, которые нуждаются в родителях. Пожалуйста, не наказывайте всех за мою ошибку».

Еще одним резонансным случаем стала история Вани Скоробогатова, родившегося в 2002 году в Челябинской области, а через год усыновленного вместе со своей сестрой-близнецом Дашей американскими супругами Майклом и Нанетт Крэйвер. 20 августа 2009 года приемный отец привез Ваню в больницу, где он умер спустя несколько дней, не приходя в сознание. По заключению врачей, смерть наступила от черепно-мозговой травмы. При осмотре на теле мальчика обнаружили около 80 различных травм. Супругам Крэйвер было предъявлено обвинение в убийстве. Прокурор утверждал, что родители избивали его, а еще мальчик недоедал. Сторона защиты говорила, что ребенок страдал психологическими проблемами и систематически сам себе наносил различные повреждения, а малый вес являлся особенностью его организма и до усыновления. Как бы то ни было, в 2011 году судья избрал для Крэйверов минимальный срок заключения — 16 месяцев. Поскольку к тому моменту обвиняемые провели за решеткой 19 месяцев, то суд освободил их.

Усыновление пресекли на финишной прямой

Буквально за два месяца до принятия «закона Димы Яковлева» между Россией и США было подписано соглашение об усыновлении. Непосредственным толчком к его разработке стала инцидент, произошедший в апреле 2010 года. Американская усыновительница Хансен отправила в Москву, заплатив одному из пассажиров самолета, своего приемного сына Артема Савельева. Пассажир, прилетев в Москву, отвел мальчика к зданию и сдал его сотрудникам приемной, приложив также письмо от Хансен с просьбой отменить усыновление.

«Договор позволял осуществлять взаимный контроль за усыновителями, проводить совместные проверки, а также отслеживать судьбы усыновленных детей. Все это Госдума и Уполномоченный по правам ребенка в РФ , который до этого много ездил в США, чтобы подписать документ, отправили в корзину, приняв «закон Яковлева». Согласно международно-правовым стандартам, через год после принятия «закона Димы Яковлева» это важнейшее соглашение прекратило свое действие», — рассказал «Газете.Ru» председатель правления РОО «Право ребенка», член Московской Хельсинкской группы .

Расторжение приговора в одностороннем порядке и принятие «закона Димы Яковлева» перечеркнули планы многих потенциальных усыновителей из США. Всего за два десятилетия действия двусторонних соглашений в США было вывезено свыше 60 тыс. российских детей. С 2010 по 2012 год американские граждане написали 45 заявлений об усыновлении детей из России. У многих детей, которых хотели усыновить, были серьезные проблемы со здоровьем: синдром Дауна, нарушения развития и другие заболевания, требующие квалифицированной медицинской помощи. К концу 2012 года большинство заявителей из США совершили все необходимые шаги по усыновлению, кроме финальной процедуры, а именно подачи заявления в суд.

«Что касается не уехавших детей, то те, по кому на момент вступления в силу закона было принято решение об усыновлении, благополучно уехали в США. А те, которые были только в процессе усыновления, конечно, остались. Кстати, среди них было немало инвалидов. Сейчас их судьба неизвестна. Кого-то усыновили другие страны, но подозреваю, что судьба инвалидов мало кого заинтересовала», — отмечает Борис Альтшулер.

За полгода, прошедшие с момента принятия закона, в Нижегородской области умер сирота, которого планировали усыновить американцы, начавшие оформление документов. Ребенок имел сложный порок сердца.

В 2013 году стало известно об истории 12-летней девочки, которую еще в 2002 году в двухлетнем возрасте забрали в штат Техас американские усыновители из Амурского детского дома. Однако спустя год приемный отец сломал ей позвоночник. У ребенка оказались парализованы ноги, и с тех пор девочка могла передвигаться только в инвалидной коляске. Окружной суд приговорил приемного отца к 16 годам лишения свободы, а приемную мать — к 10 месяцам тюремного заключения. После суда органы соцзащиты передали россиянку в другую семью граждан Америки, имеющих лицензию на опекунство и взявших на воспитание еще пятерых детей.

В новой семье обездвиженный ребенок стал объектом сексуального интереса друга семьи — прихожанина из баптистской церкви в штате Огайо, утверждают в .

«Приемная мать девочки позволяла прихожанину совершать сексуальное насилие в отношении малолетней в обмен на деньги и подарки. Опекун выступал против таких отношений, но не смог им воспрепятствовать. А в июле 2012 года он совершил самоубийство. Сексуальное насилие в отношении ребенка прекратилось только после смерти прихожанина в феврале этого года», — отмечают в СК РФ.

Долгов также напомнил об убийстве в штате Вашингтон 26 февраля 2016 года двух усыновленных в Казахстане подростков их приемным отцом Кэмпбеллом. Мужчина расстрелял свою семью из четырех человек — жену и троих приемных детей.

О том, что о пересмотре решения о запрете на усыновление американцами российских детей сейчас не идет и речи, говорил и пресс-секретарь президента РФ . Помимо прочего, США не хотят заключать с Россией договор, по которому РФ могла бы следить за судьбой детей до достижения ими совершеннолетия.

Еще одним фактором, из-за которого закон вряд ли отменят в ближайшее время, является то, что в России за последние пять лет стали больше и чаще усыновлять. «В частности, это связано с тем, что в Москве выплачивают очень серьезное пособие за усыновление ребенка-инвалида, так как содержать его в наших условиях очень дорого. Вместе с тем специалисты жалуются, что не налажена толком система отслеживания судьбы усыновленных детей-инвалидов, а некоторые усыновители берут подобных детей исключительно ради денег. Хотя большинство приемных родителей, я уверен, честные», — говорит Альтшулер.

Много детей-инвалидов остается в интернатах, и, несомненно, если бы «закона Яковлева» не было, то какое-то количество из них уехало бы в Штаты, продолжает Альтшулер: «Реформа детских интернатов, которая была запущена в мае 2014 года, сыграла очень важную роль, облегчив жизнь многих детей, в том числе и детей-инвалидов. Хотя бывает всякое.

Недавно правозащитники посетили интернат в Новгородской области, там иначе как складированием детей-инвалидов происходящее не назовешь».

Глава общественной организации «Право ребенка» подчеркнул, что пять лет исполнилось не только «закону Димы Яковлева», но и указу президента РФ от 28 декабря 2012 №1688. «Это был очень важный документ. Им подразумевалось принятие мер психологической, социально-правовой и иной помощи, которая усыновляет ребенка. Сейчас этих механизмов нет. Им могло бы стать так называемое патронатное воспитание, когда при передаче в семью заключалось соглашение, по которому госслужбы обязаны были оказывать этой семье помощь, мониторить ситуацию в ней, а специально прикрепленные врачи следили за состоянием здоровья усыновленных детей. Это позволяло устроить в семьи даже самых тяжелых детей», — пояснил Альтшулер.

Но эта система, которая начала было развиваться в 2008 году, была уничтожена законом об опеке и попечительстве, констатирует эксперт. «В результате последнего документа был уничтожен патронат. В ее закон была внесена формулировка «патронат — это форма возмездного приема семьи». И с этого момента патронатное воспитание стало, по сути, семьей, где платят родителям. И никакой специализированной поддержки, одна коммерция. Получается, что и американским семьям теперь невозможно усыновить ребенка, и российским семьям сделать это трудно, так как нет системы их поддержки государством», — резюмировал правозащитник.