Минский кафедральный собор. Свято-духов кафедральный собор. Кафедральный православный собор

Кафедральный собор Сошествия Святого Духа является главным храмом белорусского экзархата РПЦ. Это одна из главных духовных святынь Минска, которая ежегодно посещается тысячами верующих.

Собор Св. Духа, Минск (фото: Сергей Сандаков, 2009)

Здание было построено в первой пол. XVII в. как храм католического женского монастыря бернардинок. В 1852 году монастырь был упразднён, передан православной церкви и освящён в память Святых Кирила и Мефодия. В прилегающем двухэтажном корпусе был открыт Свято-Духов монастырь, который просуществовал вплоть до 1922 г.
С 1961 г. Свято-Духов храм стал именоваться собором.

Кафедральный собор на Немиге, Минск (фото: Сергей Сандаков, 2009)

Самой ценной реликвией Свято-Духова кафедрального собора является чудотворная икона Божией Матери, обретенная минчанами в 1500 г. и именуемая Минской.

Икона Божией Матери (фото: с сайта wikipedia.org)

Здесь также хранятся мощи внучки Анастасии Слуцой – Софии Слуцкой, и частицы мощей Святой Великомученицы Варвары.

  • В здании собора в разное время располагались: спортивный зал для пожарной команды, архив, пересыльная тюрьма.
  • В 1991 г.

    Минский Свято-Духов кафедральный собор

    патриарх Алексий II совершил Всенощное бдение в соборе и наградил его правом служения Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами.

  • По преданию Минская икона Божией Матери была написана евангелистом Лукой. До XV в. она хранилась в Киеве пока во время татарского нашествия на этот город она не была брошена в реку Днепр. Спустя некоторое время она была найдена жителями города Минска на реке Свислочь против замка.

Время работы и расписание служб

Будние дни: 9.00 (Божественная Литургия), 18.00 (Вечернее Богослужение)
Праздничные дни: 7.00 (Ранняя Божественная Литургия), 10.00 (Поздняя Божественная Литургия), 18.00 (Накануне Всенощное Бдение)

Как добраться

Свято-Духов кафедральный собор находится по адресу ул. Кирила и Мефодия, 3
Доехать можно на метро, выход на станции Немига

Время в Минске

Более 900 лет назад на месте слияния рек Свислочи и Немиги возник город Минск (или Менск в старом написании). Происхождение названия города чаще всего связывают со словом "мена" и находившемся в древние времена на месте города меновом пункте — торговом рынке. Но существует и другая версия: по мнению некоторых историков, древний Минск возник на берегу ныне почти высохшей реки Менки, а во второй половине XI века был перенесён на 16 километров на восток, на нынешнее место. Окончательно этот вопрос не выяснен.

Первое летописное упоминание о Минске как о городе Полоцкого княжества относится к 1067 году в связи с жестокой битвой на реке Немиге между князем Всеславом Полоцким и сыновьями князя Ярослава — Изяславом, Всеволодом и Святославом. В результате этой битвы и последующих междоусобных войн удельных князей Минск много раз разрушался и сгорал дотла, но каждый раз вставал из развалин. В начале XII века город стал центром удельного княжества и на протяжении XIII века он не раз переходил от одного князя к другому. Ослабленное в результате междоусобиц Минское княжество в конце XIII века попало под влияние литовских князей, а в первой четверти XIV века вошло в состав Великого княжества Литовского, которое затем 1569 году объединилось с польским королевством в федеративное государство — Речь Посполитую. В 1793 году центральная часть Белоруссии вместе с Минском вошла в состав Российской империи. Было образовано Минское местничество, через три года преобразованное в губернию.

Древний Минск строился как мощная крепость, расположенная на естественном острове в месте слияния двух рек, на южных границах Полоцкого княжества. Укрепления Минского замка с успехом выдерживали многочисленные осады, долгое время он был резиденцией князей, а позднее — великокняжеских и королевских наместников. С конца XVII века его укрепления постепенно разрушались, хотя их остатки (Замковая гора) существовали еще в 50-е годы XX века. Начиная с XI века в Минске шло строительство церквей и монастырей. Они были деревянные, как и все строения в Минске вплоть до XVI века, когда стали появляться первые каменные здания.

После большого пожара в 1547 году, уничтожившего замок и почти всю деревянную застройку, началась перепланировка сердца Минска — Верхнего города (сейчас – район площади Свободы и улицы Немига). В центре была образована большая прямоугольная площадь, куда сходились главные улицы. Вокруг нее сосредоточились важнейшие общественные и культовые здания – ратуша, гостиный двор, здания униатского, доминиканского и бернардинских мужского и женского монастырей, а также дворцы феодальной знати, дома купцов и богатых ремесленников.

В 1611-13 годах на Немигской улице строится церковь Святых Петра и Павла при мужском Петропавловском монастыре. Почти на два века монастырь становится оплотом православия в городе, а церковь имеет статус кафедрального собора.

Справа от собора находится костел Святого Иосифа, основанный в 1624 году при монастыре бернардинцев. Костелу, как ни одному другому зданию, на протяжении всей его истории особенно не везло с пожарами — первоначально построенный из дерева, он сгорел 1644 году, а потом отстраивался уже из камня после пожаров в 1656, 1740, 1809, 1835 годах. Весь монастырский комплекс включал костел, жилые дома, трапезную, школу, госпиталь, пивоварню, многие хозяйственные постройки. В 1864 году монастырь был упразднен, а в 1868 году костел забрали под церковь Кирилла и Мефодия. С 1872 года костел использовался как архив. Сейчас там находится архив научно-технической документации и Архив-музей литературы и искусства Беларуси.

Одновременно с Верхним городом на левом берегу Свислочи рос пригород Минска — Троицкое предместье. Его название произошло от Троицкого костела, находившегося в XVI веке на Троицкой горе, там, где сейчас расположен театр оперы и балета. На Троицкой горе выделялось также здание духовной семинарии в стиле классицизма (в наши дни в нем размещается суворовское училище).

Костел Пресвятой Троицы (Троицкий Золотогорский костел Святого Роха) строился в 1861-64 годах на бывшем католическом кладбище Золотая Горка. Первый Троицкий костел был построен еще королем Ягайло — из дерева, однако он сгорел в 1409 году.

Основными достопримечательностями костела являются древняя икона Богоматери с Иисусом в металлическом окладе и чудотворная статуя Святого Роха. После реставрации в 1983-1984 году в здании костела был установлен современный электрический орган и открыт зал камерной музыки Белорусской Государственной филармонии. Костел действующий.

Одними из наиболее интересных сооружений начала XX века являются привокзальная Казанская церковь (не сохранилась) и костел Святых Симеона и Елены (Красный костел) на площади Независимости. Последний построен в 1905-1910 году из красного кирпича на средства знатных землевладельцев Эдварда и Олимпии Войниловичей в память об их детях, умерших от тяжелой болезни в возрасте 19 и 12 лет. На строительство костела они отдали все свое состояние, предназначавшееся детям в наследство. Легенда гласит, что храм увидела во сне уже тяжело больная Елена. Неплохо рисовавшая девушка зарисовала свое видение, по этому эскизу и построили потом костел.

Строение представляет собой асимметричную базилику неороманского стиля сложной динамичной формы с доминирующей 4-х гранной 50-метровой башней-колокольней. С 1946 году в здании костела размещалась киностудия "Белорусьфильм", с 1975 — Дом кино. Снова действующим костел стал в 1990 году.

Надежда Грода

Свято-Духов кафедральный собор Минска

Что вы представляете, когда слышите словосочетание «кафедральный собор»? Наверное, величественную, скорее всего готическую святыню, башни которой скрываются в облаках. Что-то вроде собора Парижской Богоматери или Миланского собора. Такой катедрой может похвалиться почти каждая западноевропейская столица. Драматическая история нашей Беларуси лишила нас основной части древнего архитектурного наследия. Влияние безбожников не обошло и Минскую Архикатедру, прекрасный узор виленского барокко: после распада СССР на площади Свободы в центре столицы красовалась совсем не величественная святыня, а уродливый дом физкультурника. Но главный костёл Беларуси теперь живёт новой жизнью, постепенно возрождаясь . Современная катедра никак не может быть названа древней, но это не значит, что она лишена своего особенного, сильного духа. Связь же с древнейшими временами я наиболее сильно ощущаю, когда смотрю на катедру с обратной стороны. Там она выглядит более аутентично. Жаль, что сегодня катедра с обеих сторон зажата зданиями, и большая часть её красоты спрятана от минчан.

Я и сегодня в подробностях помню свою первую встречу с собором. Случилась она, когда я была еще школьницей. Молодежь из нашего Борисовского прихода, в том числе и я, приехала сюда на диецезиальное ночное «чуванне». Первое, что пронеслось в голове, когда я переступила порог до этого неведомой святыни: «Ничего себе! Розовый костёл!» Действительно, этот цвет делал ее такой тёплой и уютной.

Минский Свято-Духов кафедральный собор на Немиге

И сразу родной. Впоследствии, катедра заняла очень важное место в моей минской студенческой жизни.

Следующая встреча з катедрой случилась после моего первого дня университетских занятий. Филфак БГУ, на котором я училась, находится совсем недалеко от неё. И тут я встретилась с двумя девушками, с которыми только что сидела в одной аудитории. Это были мои одногруппницы, как выяснилось, тоже католички. Так катедра связала нас вместе. Мы приходили сюда за вдохновением, утешением, отдыхом. Non nobis domine non nobis sed nomini tuo da gloriam (слова, написанные на потолке костела) - повторяла нам святыня, и мы старались слушать её. Относиться к своей жизни, как к возможности прославить Бога, а не как к серой совокупности мелких проблем. Алтарь, иконы, фрески - каждая мелочь прочно вписана в мою память. Там господствует какой-то торжественный, возвышенный и в то же время уютный дух. Кафедра для меня не только здание. Это также люди: священники, верующие, молодежь… Там зарождались и, к сожалению, умирали отношения, чувства. Нельзя сказать, что я просто посетила катедру. Я в ней жила. Катедра видела мою силу и мою слабость, мою веру и мой грех. Сейчас она для меня не менее родная, чем борисовский костёл, в котором я выросла.

Здание было собора построено в 1633-1642 годах в качестве главного храма католического женского монастыря бернардинок. В 1852 году католический монастырь был закрыт, а его насельницы переведены в город Несвиж. В 1860 году католический собор был обращен в православную церковь, которую освятили в честь святых Мефодия и Кирилла.

В 1869 году по ходатайству архиепископа Минского и Бобруйского Александра (Добрынина) из казны были выделены необходимые средства для приведения храма и прилегающего к нему здания в должный порядок с целью открытия мужского православного монастыря. Монастырскую братию составили монахи древней Слуцкой Свято-Троицкой обители. В мае 1870 года последовало предписание Синода именовать основанный в Минске монастырь Свято-Духовым. Освящение главного престола монастырского храма в честь Сошествия Святого Духа было совершено 22 октября 1870 года.

В соборе хранилось множество святынь, среди которых - икона святителя Никиты, епископа Новгородского с частицей его мощей; прижизненный портрет святителя Тихона Задонского, а также четыре посеребренных креста, служивших ковчежцами для мощей многих угодников Божиих.

В 1918 году монастырь был закрыт. Вскоре богослужения были прекращены и в Свято-Духовом храме. После этого многое из церковной утвари бесследно исчезло, а в храме сначала находился спортивный зал для пожарной команды, затем архив. Часть храма в конце 1920-х - начале 1930-х годов была приспособлена под пересыльную тюрьму

В 1943 году после освящения собора, которое совершил исполняющий обязанности экзарха Белорусской митрополии архиепископ Филофей (Нарко), богослужения в нем были возобновлены. Началось возрождение Свято-Духова мужского монастыря. Один из настоятелей собора того времени, архимандрит Серафим (Шахмуть), пользовался широкой известностью. В 1944 году с приходом Красной Армии он был арестован и в 1946 году скончался, находясь в заточении в минской тюрьме. Ныне он причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских.

Следующий настоятель Свято-Духова собора протоиерей Серафим Баторевич в 1951 году также был арестован и осужден на 25 лет заключения.

В 1945 году из закрытого Петро-Павловского собора в Свято-Духов храм была перенесена древняя святыня - Минский образ Божией Матери. В 1947 году над куполом собора был воздвигнут крест.

В 1991 году, накануне празднования Собора белорусских святых, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II во время Первосвятительского визита в Беларусь совершил в соборе всенощное бдение. Во время своих последующих посещений Белорусского экзархата Святейший Патриарх Алексий неоднократно совершал в Свято-Духовом соборе праздничные богослужения.

12 декабря 1999 года в Свято-Духовом кафедральном соборе было совершено прославление 23-х новомучеников - священнослужителей, погибших в 1930–50-е годы за исповедание Православной веры.

В настоящее время настоятелем прихода является протоиерей Геннадий Дзичковский.

Свято-Духов собор находится в самом сердце Минска. В этих местах начиналась история белорусской столицы. Уже более полувека Свято-Духов кафедральный собор остается главным храмом Белоруссии. Одновременно он является одной из архитектурных доминант Минска.

Минск - столица Республики Беларусь, город, который бесспорно привлекает туристов творениями руки архитекторов. Удивительные архитектурные единства, на первый вид, противоположных стилевых направлений идеально отражены в памятках культурного наследия, в том числе и архитектурных.

Наиболее яркие достопримечательности Минска относятся к православным сооружениям прошлых столетий, например, таким можно считать Кафедральный собор Минска, в народе - Свято-Духов кафедральный собор . Собор является украшением исторической части Минска, в нем всегда многолюдно — сюда нередко заглядывают любопытные туристы.

Кафедральный собор Сошествия Святого Духа возвышается в старинной части Минска — в Верхнем Городе, это главный храм белорусского экзархата Русской Православной церкви.


Саша Митрахович 03.11.2015 00:51


История Свято-Духова кафедрального собора Минска служит своего рода зеркалом истории Белоруссии. Борьба и переплетение «русского» и «польского», православного и католического начал пронизывает ее со Средневековья и до наших дней.

История собора начинается в 1633—1642 годах, когда было построено здание, служившее храмом католического монастыря бернардинок. В 1741 году здание было разрушено пожаром, который стал причиной реконструкции монастыря.

По инвентарной описи 1784 года, там, где находится собор, но немного в сторону бывшей Космодемьяновской (Козьмодемьяновской) улицы существовал православный Космодемьяновский монастырь, в начале XVII века был насильственно обращённый в униатский.

В 1741 году бернардинский монастырь пострадал от пожара, после которого подвергся реконструкции. В 1852 году монастырь был упразднён и переведён в Несвиж.

С 1860 года прежний костел стал православным храмом. Здание не раз перестраивалось. С северо-востока к храму прилегает П-образный двухэтажный корпус.

В 1869 году, по ходатайству архиепископа Минского и Бобруйского Александра (Добрынина), из казны были выделены необходимые средства для приведения храма и прилегающего к нему здания в должный порядок, чтобы открыть здесь мужской православный монастырь.

Выделена была сумма в 13 тысяч рублей, половину которой использовали при ремонте храма и на устройство в нём нового иконостаса. Открытие монастыря состоялось 4 (по старому стилю) января 1870 года. Монастырскую братию составили монахи древнего Слуцкого Свято-Троицкого монастыря.

В Минск были переведены библиотека, ризница и многое другое монастырское имущество. В мае 1870 года последовало предписание Синода именовать основанный в Минске монастырь Свято-Духовым.

Освящение главного престола монастырского храма в честь Сошествия Святого Духа было совершено 22 октября 1870 года. А через несколько дней 1 ноября этого года был освящён правый придел храма во честь святых Мефодия и Кирилла.

Монастырь просуществовал до 1922 года.


Саша Митрахович 03.11.2015 13:08


После революции, в 1918 году монастырь был закрыт и разграблен. С храма были сняты кресты, вместо них водружены красные флаги, а здание храма приспособлено под тюрьму для раскулаченных крестьян. Минские старожилы рассказывают, что красные флаги были тотчас же сорваны ветром. Верующие смогли возобновить в нём богослужения только в условиях немецкой оккупации Белоруссии. Подготовленный к службе собор освятил епископ Филофей (Нарко).

Почти сразу после освобождения Минска советские власти закрыли главный православный храм города - , который также вновь стал действовать в годы оккупации, и таким образом Свято-Духовский собор стал кафедральным храмом Минской епархии.

25 ноября 1990 года в Минске состоялся первый за многие десятилетия крестный ход — из Свято-Духова кафедрального собора во вновь освященную церкви Марии Магдалины перенесли в особом ковчежце частицу мощей равноапостольной Марии Магдалины.

Теперь Свято-Духовая церковь — Кафедральный собор Минска. В иконостасе есть целый ряд замечательных икон Московской академической школы.

Однако ныне, уже в период независимости Беларуси, это чудесное сооружение, возведенное в стиле, именуемом сарматское барокко, — важная достопримечательность столицы Беларуси.

Собор очень цениться паломниками из-за , обретенная минчанами в 1500 г. , и мощей . Её нетленные мощи можно увидеть в боковой нише слева от алтаря.

Для не слишком религиозных туристов будет приятным времяпровождением изучения архитектуры церкви, ее внутреннего убранства.

На сегодняшний день Кафедральный собор Сошествия Святого Духа - один из самых почитаемых и красивых храмов Минска. Приятным дополнением к композиции собора становится площадь перед входом, позволяющая оценить всю величественность этого красивого творения профессиональных зодчих прошлых лет.


Саша Митрахович 03.11.2015 13:11


Важнейшая православная святыня Белоруссии находится в историческом центре Минска, в самом начале площади Парижской Коммуны. Добраться до Кафедрального собора Сошествия Святого Духа можно пешком, автобусами или троллейбусами от станции метро «Немига». Как правило, в ходе осмотра распространенных городских достопримечательностей величественное здание просто нельзя не заметить: оно находится практически в центре главного туристического маршрута города.

Адрес Кафедрального собора Сошествия Святого Духа:

  • ул. Кирилла и Мефодия 3, Минск 220030, Беларусь на карте

Режим работы и расписание богослужений:

  • будни 9:00, 18:00,
  • выходные и праздники 7:00, 10:00, 18:00

Координаты навигатора:

53°54′18″ с. ш. 27°33′22″ в. д. / 53.905° с. ш. 27.556111° в. д. (G) (O) (Я)

Расположение собора на карте Минска:


Саша Митрахович 03.11.2015 13:16


Здание Свято-Духова собора в свое время строилось для католического монастыря ордена бернардинок. Потому он не очень похож на привычный нам православный храм.

Собор представляет собой трех-нефную базилику, являющуюся «базовой» для белорусских католических и униатских церквей. Западный фасад завершают две многоярусные башни, оформленные пилястрами, арочными нишами и пролетами. Фронтон между ними напоминает щит с криволинейным контуром.

В облике собора сочетаются два направления барокко. Одно из них — сарматское, распространившееся на территории Великого княжества Литовского в XVII — начале XVIII века. Как отмечает белорусский искусствовед Т. Габрусь, этому архитектурному направлению свойственны «выразительная массивная пластика форм» и сочетание элементов Ренессанса, готики и романского стиля. Внешний вид таких храмов подчеркнуто строг, декор не отличается пышностью.

При перестройке собора использовали элементы Виленского барокко — стиля более легкого и пышного. Он стал популярным в середине XVIII века — особенно в среде гре-кокатоликов. А поскольку на белорусской земле преобладали именно униаты, их предпочтения повлияли и на сугубо «католических» зодчих.

На территории Белоруссии сохранилось множество памятников сарматского и Виленского барокко. Среди них — , костел бернардинок в Слониме, ...

Свято-Духов собор состоит из основного храма и двух приделов — южного (во имя Кирилла и Мефодия) и северного (во имя великомученицы Варвары). Стены украшены множеством мозаик и витражей.


Саша Митрахович 19.10.2017 07:57


Основное помещение собора Святого Духа отделяет от западного входа достаточно большой притвор. Здесь можно увидеть многочисленные картины на библейские сюжеты, а также Распятие. Непосредственно над входом в главный храм Сошествия Святого Духа — лик Спасителя. До сих пор сохраняются и следы польского прошлого. Так, на стене нельзя не заметить Ченстоховского образа Божией Матери, самого почитаемого в Польше (в том числе православными).

Пространство храма делится натри нефа шестью колоннами. Средний неф, в соответствии с традициями католического церковного зодчества, существенно шире и выше других, он завершается пятигранной апсидой. Форма окон и многочисленные витражи также напоминают о католическом прошлом собора. Освещается храм, помимо естественного света из многочисленных окон, с помощью десятка огромных паникадил.

При всех признаках «польского» духа очевидно, что перед нами именно православный храм. Со стены на прихожан «смотрит» образ преподобного Иова Почаевского. Пройдя ближе к алтарю, мы увидим , изображения святой равноапостольной княгини Ольги, причисленного к лику святых при последнем российском императоре Николае II. Отметим также почитаемых в Белоруссии туровских святых и не менее почитаемую Оршанскую икону Божией Матери.

Алтарь оформлен в голубых тонах, за ним можно увидеть мозаичные образы синих и белых тонов; слева — чудотворная . В северной части собора почивают . Над входом располагаются хоры.

К особенностям внутреннего убранства Свято-Духова храма относится обилие резных образов. Это и славянский просветитель Кирилл, держащий в руках азбуку (рядом с ним — ангелы), и креститель Руси святой равноапостольный князь Владимир, и апостолы Петр и Павел.

Доступ в основной храм периодически закрывают. В это время молитвенная жизнь сосредотачивается в северном приделе, освященном во имя великомученицы Варвары. Вход в него осуществляется из притвора. Отметим здесь образ святой Варвары, крупное изображение апостола Петра, а также икону с изображением тринадцати белорусских святых.

Южный придел, освященный во имя святых братьев Кирилла и Мефодия, сегодня играет роль крестильного храма. Его внутреннее убранство скромнее, нежели убранство главной церкви Святого Духа и придела святой Варвары.


Саша Митрахович 19.10.2017 08:17

Кафедральный собор Сошествия Святого Духа возвышается в старинной части Минска — в Верхнем Городе. Главный храм Русской Православной церкви в белорусском экзархате отличается богатой и довольно запутанной хроникой.

В 1633-1642-х гг. храм возвели для нужд женского бернардинского католического монастыря. Спустя столетие оно сильно пострадало при пожаре 1741 года, после чего существенно перестроено. Сейчас с северо-восточной стороны к храму примыкает корпус в два этажа в виде буквы «П».

Согласно инвентарной описи за 1784 год, чуть в стороне от места, где стоит собор, ранее располагался православный Космодемьяновский мужской монастырь. В начале 17-го века польские власти передали его униатам.

В 1852-м году женский монастырь был упразднен из-за небольшого числа живших там монахинь, оставшиеся бернардинки переселились в Несвиж, а в 1864-м году строение конфисковали в наказание за причастность католиков к Январскому восстанию. В результате этого события собор перешел к православным.

В 1869-м году архиепископ Минский и Бобруйский Александр (Андрей Васильевич Добрынин в миру) ходатайствовал о дополнительной денежной помощи на починку собора и соседствующих с ним зданий для создания мужского православного монастыря. В итоге на эти нужды предоставили тринадцать тысяч рублей, значительная для того времени сумма. Часть денег потратили на восстановление храма и строений монастырского корпуса, а также чтобы обустроить иконостас.

Монастырь открыли в самом начале 1870-го года, его братией стали монахи, прибывшие из Свято-Троицкого монастыря в Слуцке, с собой они перевели значительную часть его достояния, в том числе свои ризницу, древнее евангелие и библиотеку.

Весной 1870-го года Синод предписал называть монастырь Свято-Духовным. В конце октября этого же года в честь Сошествия Святого Духа освятили главный престол, а через неделю был освящен правый боковой алтарь в честь св. братьев Кирилла и Мефодия.

С приходом советской власти собор закрыли. Богослужение возобновилось уже во время оккупации Белоруссии немцами. Храм подготовили к службе, и его освятил Филофей (Нарко), епископ Могилевский и Мстиславский.

После освобождения города власти СССР очень быстро распорядились закрыть Петропавловский собор — к тому моменту кафедральный православный храм Минска, в результате новым главным храмом Минской епархии стал Свято-Духовный собор.

В иконостасе этого храма имеются образцы иконописной школы Московской духовной академии, однако особенно важной святыней стала Минская икона Пресвятой Богородицы, которую внесли из закрытого после войны Петропавловского собора. Кроме этого в храме имеется рака, где хранятся нетленные останки святой благоверной Софии Слуцкой, княгини, покровительствовавшей монастырям православных в Великом княжестве Литовском.

Кафедральный собор в честь Сошествия Святого Духа в Минске. Здание собора построено в 1633-1642 годах в качестве главного храма католического женского монастыря бернардинок, а с северной стороны был выстроен П-образный монастырский корпус. Главный вход в монастырь первоначально находился с противоположной от храма стороны. Строители возвели его на месте, где до начала XVII века находился православный монастырь во имя святых Космы и Дамиана. В продолжение XVIII-XIX веков храм и прилегающий к нему монастырский корпус неоднократно перестраивались, прежде чем принять нынешний архитектурный облик. В 1852 году католический монастырь был закрыт, а его насельницы переведены в Несвиж. В 1860 году бывший монастырский храм был обращён в православную церковь, которую освятили в честь святых Мефодия и Кирилла. Церковь была предназначена для студентов Минской духовной семинарии, которые временно, после своего переезда из Слуцка, размещались в келиях бывшего монастыря. В 1869 году, по ходатайству архиепископа Минского и Бобруйского Александра (Добрынина), из казны были выделены необходимые средства для приведения храма и прилегающего к нему здания в должный порядок, чтобы открыть здесь мужской православный монастырь. Выделена была сумма в 13 тысяч рублей, половину которой использовали при ремонте храма и на устройство в нём нового иконостаса.

Открытие монастыря состоялось 4 января 1870 года, а в мае последовало предписание Синода именовать его Свято-Духовым. Братию составили монахи древнего Слуцкого Свято-Троицкого монастыря. В Минск были переведены его библиотека, ризница и многое другое монастырское имущество. Освящение главного престола монастырского храма в честь Сошествия Святого Духа было совершено 22 октября 1870 года, а 1 ноября того же года был освящён правый придел храма в честь святых Мефодия и Кирилла. Собор содержал в себе многие святыни, среди которых — икона святителя Никиты, епископа Новгородского, с частицей его мощей; прижизненный портрет святителя Тихона Задонского, четыре посеребренных креста, служивших ковчежцами для мощей. Имевшаяся на одном из крестов надпись свидетельствовала, что в крестах содержатся частицы святых мощей многих угодников Божиих. На главном престоле храма находилось древнее Евангелие, лично переписанное в 1582 году Слуцким князем Юрием Олелько и переданное им в Слуцкий Свято-Троицкий монастырь. Однако, в целом монастырь отличался бедностью. В 1905 году число его насельников не превышало десяти. Среди них был один архимандрит, один игумен, четыре иеромонаха, два иеродиакона и двое монахов.

В 1918 году монастырь был закрыт, и вскоре богослужения в Свято-Духовом храме прекратились. После этого многое из церковной утвари бесследно исчезло. В самом храме новые власти распорядились устроить спортивный зал для пожарной команды, затем архив. По некоторым свидетельствам, криптовая часть храма в конце 1920-х - начале 1930-х годов была приспособлена под пересыльную тюрьму, в которой содержались «раскулаченные» крестьяне. Как свидетельствуют минские сторожилы, новые хозяева храма сняли с башен собора кресты и водрузили на их место красные флаги. Однако порывами ветра они были сорваны и сброшены вниз. В 1943 году, после освящения собора, которое совершил архиепископ Филофей (Нарко), богослужения в нем были возобновлены. Накануне в храме был установлен заново изготовленный трёхъярусный иконостас и внесены иконы. Жертвователем храма стал один горожанин, который предоставил на ремонт собора средства, вырученные им от продажи двух собственных домов. Одновременно с храмом возродился и Свято-Духов мужской монастырь, в котором жило трое монахов.

Настоятелями собора и монастыря были одни и те же священнослужители из монашествующих. Один из них, архимандрит Серафим (Шахмуть), пользовался широкой известностью, поскольку принимал участие в открытии многих церквей. В 1944 году с приходом Красной Армии он был арестован и в 1946 году скончался, находясь в заточении в минской тюрьме. Ныне он причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских XX века. Очередной настоятель Свято-Духова собора протоиерей Серафим Баторевич в 1951 году также был арестован и осуждён на 25 лет заключения. В 1945 году из закрытого Петропавловского собора в Свято-Духов храм была внесена древняя святыня — Минский образ Божией Матери. В 1947 году над собором были воздвигнуты кресты. В первой половине 1950-х годов был осуществлён капитальный ремонт внутренней части храма, на что была израсходована значительная по тем временам сумма в 500 тысяч рублей. В 1953 году с северной стороны храма был устроен придел в честь великомученицы Варвары, котором была помещена частица святых мощей этой святой. В 1968 году в южном приделе собора был утверждён престол в честь Казанской иконы Божией Матери. У северной стены храма установлена рака с мощами праведной Софии, княгини Слуцкой, а в криптовой части собора устроен придел в честь святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, который действует как крестильная церковь.

Капитальные ремонты, придававшие храму всё более благолепный вид, проводились также в конце 1970-х - начале 1980-х годов, когда настоятелем собора был протоиерей Михаил Буглаков, в 1996 и 2000 годах при настоятеле протоиерее Геннадии Дзичковском. Во время последнего ремонта произведена реконструкция придела в честь великомученицы Варвары, его алтарь перенесён на новое место, полностью обновлён иконостас. Началось благоустройство здания, прилегающего к собору, а ещё ранее в нём был устроен магазин духовной литературы и церковной утвари «Духовное наследие». В 1991 году, накануне празднования Собора Белорусских Святых, патриарх Московский и всея Руси Алексий II во время первого в истории Русской Православной Церкви патриаршего посещения Беларуси, совершил Всенощное бдение в соборе и наградил его правом служения Божественной Литургии с отверстыми царскими вратами. 12 декабря 1999 года в соборе было совершено церковное прославление 23-х новомучеников Минской епархии Белорусской Православной Церкви — священнослужителей, погибших в 1930-50-е годы за исповедание православной веры.

Источник информации: http://www.church.by/resource/Dir0056/Dir0083/Page0090.html



Кажется, сама природа подсказала, что на месте Свято-Духова храма должна находиться святыня. В христианской традиции принято возводить церкви и монастыри на самой высокой точке той или иной местности. Минский собор как раз и стоит на холме, который возвышается над Свислочью близ впадения в неё Немиги (ныне заключённой в трубу). Это место издавна считалось особым, светлым. Когда здесь построили первый храм - доподлинно неизвестно. Первые документальные сведения касаются местного Космодемьянского православного монастыря, и датируются они концом ХVI века. В 1596 году состоялось подписание Брестской унии. Многие белорусы отказались отречься от веры предков - в том числе и насельники Космодемьянской обители. И в начале ХVII века православный монастырь насильно превратили в униатский. Насаждение католичества в Белоруссии между тем продолжилось. Минских магнатов перестал устраивать даже греко-католический монастырь - ведь он всё равно напоминал о православном прошлом города. Поэтому решили, что на смену униатской обители непременно должна явиться католическая, "польская". Как повествовали польские костельные визиты (инвентарные описи), в 1633 году на месте Космодемьянской православной обители начали строить женский монастырь католического ордена бернардинок. Средства на его возведение выделил Александр Служка, в разные годы занимавший посты воеводы минского, новогрудского и трокского.

Предположительно, здание костёла и монастырские стены воздвигли к 1642 году. Примерно тогда же с северной стороны храма появился П-образный корпус; кроме того, Служка подарил насельницам новой обители имение Гатово вместе с четырьмя прилегающими к нему деревнями. В 1654-1667 годах Русское государство и Речь Посполитая находились в состоянии войны, причём часть боевых действий развернулась на территории Белоруссии. В результате обитель бернардинок сильно повредили. По всей вероятности, на её восстановление потребовался не один год. В 1686 году две воюющие державы заключили "вечный мир", по которому Россия признавала власть поляков над Белоруссией. И уже спустя год обновлённую католическую обитель освятил виленский епископ Николай Слупский. В 1741 году обитель практически полностью уничтожил пожар, после этого её ремонтировали и перестраивали. В 1793 году Россия и Пруссия совершили Второй раздел Речи Посполитой. В состав Российской империи тогда вошли Вильна, Минск и большая часть современной территории Белоруссии. Минский монастырь бернардинок пока никто закрывать не собирался. Его положение не поколебал даже 1812 год, когда местные католики с энтузиазмом поддержали Наполеона, вторгшегося в пределы России. Бернардинский монастырь без особых потерь пережил и это тяжёлое время. Император Александр I даровал прощение местной шляхте и католическому монашеству, рукоплескавшим захватчикам. Трудно сказать, сколько бы ещё в центре Минска просуществовала католическая обитель, если бы не дальнейшие события. В 1830-1831 годах многие дворяне, жившие в Белоруссии, присоединились к польскому восстанию, из-за чего - по усмирении края с помощью регулярных войск - лишились своих имений и отправились по этапу в Сибирь. После этого правительство Николая I ужесточило свою линию в религиозном вопросе. В 1839 году произошла отмена Брестской унии, и белорусским униатам было предложено вернуться в лоно православия. Но монастырь бернардинок и на этот раз устоял. Однако в 1848-1849 годах, когда польские отряды присоединились к восставшим венграм, для подавления которых Николай I ввёл в Австрию русскую армию, терпение Петербурга иссякло.

В 1852 году католический монастырь перевели из Минска в заштатный Несвиж. Всё имущество, кроме одного колокола, бернардинки забрали с собой. Бывший монастырский костёл решено было превратить в православную церковь - это была тогда обычная практика в Западных областях Российской империи. Кардинально менять внешний вид храма не стали - он сохранил двухбашенный вид костёла. В 1860 году церковь освятили во имя святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. Своим приходом новый православный храм не обзавёлся. В 1860-х годах основной его паствой являлись учащиеся духовной семинарии, размещённые в соседних монастырских корпусах (семинарию переместили сюда из Слуцка). Состояние храма некоторое время оставалось не самым лучшим - до тех пор пока в 1869 году епископ Минский и Бобруйский Александр (Добрынин) не добился выделения из казны 13 тысяч рублей для приведения церкви в порядок. Деньги пошли на ремонт храма и устройство в нём нового иконостаса. 4 января (16 января) 1870 года в прежней католической обители открыли православный мужской монастырь. Его братию составили монахи Слуцкого Свято-Троицкого монастыря. В мае 1870 года Святейший Синод постановил впредь именовать новую обитель Свято-Духовой. А бывший костёл стал её соборным храмом. 22 октября 1870 года его освятили в честь Сошествия Святого Духа на апостолов.

На рубеже ХIХ-ХХ веков Свято-Духова церковь почиталась минчанами, но всё же оставалась "лишь храмом при весьма бедном монастыре". В первые десятилетия советской власти её подвергли поруганию. Возрождение наступило только в годы немецкой оккупации, по окончании которой церковь обрела высокий статус кафедрального собора. Для неё наступили новые времена. Здание Свято-Духова собора в своё время строилось для католического монастыря ордена бернардинок. Потому он не очень похож на привычный нам православный храм. Собор представляет трёхнефную базилику, являющуюся "базовой" для белорусских католических и униатских церквей. Западный фасад завершают две многоярусные башни, оформленные пилястрами, арочными нишами и пролётами. Фронтон между ними напоминает щит с криволинейным контуром. В облике собора сочетаются два направления барокко. Одно из них - сарматское, распространившееся на территории Великого княжества Литовского в ХVII - начале ХVIII века. Как отмечает белорусский искусствовед Т. Габрусь, этому направлению свойственны "выразительная массивная пластика форм" и сочетание элементов Ренессанса, готики и романского стиля. Внешний вид таких храмов подчёркнуто строг, декор не отличается пышностью. При перестройке собора использовали элементы виленского барокко - стиля более лёгкого и пышного. Он стал популярным в середине ХVIII века - особенно в среде грекокатоликов. А поскольку на белорусской земле преобладали именно униаты, их предпочтения повлияли на сугубо "католических" зодчих. По своим размерам храм очень невелик, что становится особенно хорошо заметно, если взглянуть на него с востока. Но это вовсе не недостатки, подобная "скромность" добавляет ему уютности и камерности. На алтарной апсиде помещён образ "Сошествие Святого Духа на апостолов". Особенностью Свято-Духова храма является обилие мозаик. Высоко над парадным входом помещён большой мозаичный образ "Богоматерь Оранта". Главный (западный) вход в храм украшен несколькими мозаиками, сообщающими ему необходимую торжественность. Над козырьком - мозаичная икона Святой Троицы, по сторонам - образы Архангела Гавриила и Архангела Михаила. Основное помещение собора отделяет от западного входа достаточно большой притвор. Здесь можно увидеть многочисленные картины на библейские сюжеты, а также Распятие. Непосредственно над входом в главный храм - лик Спасителя.

До сих пор сохраняются и следы польского прошлого. Так, на стене нельзя не заметить Ченстоховского образа Божией Матери, самого почитаемого в Польше (в том числе православными). Пространство храма делится на три нефа шестью колоннами. Средний неф, в соответствии с традициями католического церковного зодчества, существенно шире и выше других, он завершается пятигранной апсидой. Форма окон и многочисленные витражи также напоминают о католическом прошлом собора. Освещается храм, помимо естественного света из многочисленных окон, с помощью десятка огромных паникадил. При всех признаках "польского" духа очевидно, что перед нами именно православный храм. Со стены на прихожан "смотрит" образ преподобного Иова Почаевского. Пройдя ближе к алтарю, мы увидим Казанскую икону Божией Матери, изображения святой равноапостольной княгини Ольги, преподобного Серафима Саровского. Алтарь оформлен в голубых тонах, за ним можно увидеть мозаичные образы синих и белых тонов; слева - чудотворная Минская икона образ Божией Матери. В северной части собора почивают мощи святой праведной Софии Слуцкой. Над входом располагаются хоры. К особенностям внутреннего убранства Свято-Духова храма относится обилие резных образов. Это и славянский просветитель Кирилл, держащий в руках азбуку (рядом с ним ангелы), и креститель Руси святой равноапостольный князь Владимир, и апостолы Пётр и Павел. Южный придел, освящённый во имя святых братьев Кирилла и Мефодия, сегодня играет роль крестильного храма. Его внутреннее убранство скромнее, нежели убранство главной церкви Святого Духа и придела святой Варвары. В 1968 году в южном приделе был освящён престол в честь Казанской иконы Божией Матери, а в северной части храма установили раку с мощами святой праведной Софии Слуцкой. Уже более полувека Свято-Духов кафедральный собор остаётся главным храмом Белоруссии. Одновременно он является одной из архитектурных доминант Минска.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №95, 2014 г.