Ответственность за несвоевременное уведомление уфмс. Грозит ли штраф от ФМС за несвоевременное уведомление о принятии на работу иностранного гражданина? Уведомление налоговой и центра занятости о приеме иностранцев на работу и увольнении

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.

3. Неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, -

(см. текст в предыдущей редакции)

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Нарушения, предусмотренные частями 1 - настоящей статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, -

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати пяти тысяч до семидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до одного миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.

5. Неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления работодателем или заказчиком работ (услуг), привлекающими высококвалифицированных специалистов, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, или его уполномоченного территориального органа в соответствии с перечнем , установленным указанным федеральным органом исполнительной власти, об исполнении обязательств по выплате заработной платы (вознаграждения) высококвалифицированным специалистам, если такое уведомление или предоставление таких сведений требуется в соответствии с федеральным

Согласно п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ " " работодатель, привлекающий и использующий для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязан уведомлять территориальный орган МВД России в субъекте РФ, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора. За неисполнение данного требования работодателю грозит административная ответственность по (справка по результатам изучения практики рассмотрения судами в 2017 г. дел об административных правонарушениях, связанных с незаконным осуществлением иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации либо незаконным привлечением иностранного гражданина или лица без гражданства к трудовой деятельности).

Один из таких случаев рассмотрел в своем обобщении судебной практики Саратовский областной суд. Работодатель принял на работу гражданина Казахстана 5 августа 2015 года, однако сообщить об этом решил лишь в январе 2017. В феврале того же года отдел по вопросам миграции территориального органа МВД провел проверку работодателя, составил протокол по факту данного правонарушения и передал дело в суд. Однако суд привлекать работодателя к ответственности не стал. Дело в том, что в силу срок давности привлечения к административной ответственности за указанное правонарушение составляет один год. В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности. При этом рассматриваемое правонарушение не может считаться длящимся, поскольку для исполнения обязанности по уведомлению о заключении трудового договора с иностранным гражданином законом установлен конкретный срок ().

Узнайте все особенности заключения и прекращения трудовых договоров с иностранными гражданами в "Энциклопедии решений" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите на 3 дня бесплатно!

Таким образом, в данном случае срок давности привлечения работодателя к ответственности истек еще в 2016 году. В связи с этим суд прекратил производство по делу.

Отметим, что похожие дела имелись и в практике ВС РФ, который приходил к аналогичным выводам ().

Статья 18.15. КОАП, самая используемая сотрудниками ФМС. По ней накладывается больше всего Штрафов ФМС.

Часть 3 статьи 18.15. накладывает ответственность за НЕУВЕДОМЛЕНИЕ - ФМС, ЦЗН и ИФНС о том, что компания приняла на Работу иностранца.

При приеме на работу граждан СНГ - Уведомления отправляются -

  • В ФМС в 2-х дневный срок.
  • В ЦЗН - в 3-х дневный срок.
  • В ИФНС в 10-ти дневный срок.

Подтверждением своевременной отправки такого Уведомления, является «оригинальный» штамп, почтового отправления. Или платежная квитанция, оплаты почтового отправления.

При приеме на работу гражданина из Визовой страны - Уведомление отправляется -

  • В ЦЗН - в 3-х дневный срок.
  • В ИФНС в 10-ти дневный срок.

Подтверждением своевременной отправки такого Уведомления, является»оригинальный» штамп, почтового отправления. Или платежная квитанция, оплаты почтового отправления.

ВНИМАНИЕ - отсчет этих сроков начинается

  • с момента подписания Трудового Контракта, между компанией и иностранцем.
  • с дня начала работы, который назовет в своем Объяснении иностранец, когда его поймают сотрудники ФМС.

И ЕЩЕ ВАЖНО - по Гражданскому Кодексу России, значение имеют только оригиналы почтовых штампов или Квитанций об отправке почтового отправления.

Если Вы действительно отправили, такое Уведомление, то в ЦЗН, УФМС и ИФНС, особенно в ФМС, ваше Уведомление сразу фиксируется и попадает в компьютер. И проблем в дальнейшем не возникает.

За исключением только одного случая - когда вы берете на работу нового работника в замен уволенного. И вам снова приходится, с самого начала, начинать отправлять все требуемые Уведомления.

ВОПРОС - а как быть, если пришла проверка, а Уведомления не отправлялись. Или отправлять Уведомления уже надоело. И вы их осознанно не отправляете.

Тогда вам остается только одно - вы можете применить Хитрость -

  • зная заранее, что отправлять Уведомления, каждый раз не будете, отправьте заранее в эти органы «чистый» лист бумаги. Получите и тщательно храните, почтовую квитанцию.

Как показывает опыт, спросить с Вас, что-то в этом случае у ФМС не получается.

Ну а если пришла проверка, а у Вас нет Почтовых квитанций с нужными датами, то остается только одно.

  • Пообещайте сотрудникам ФМС, представить документы позже. Сделайте нужные штампы, с нужными датами, но не от регионального почтового отделения. А от почтового отделения, где ни будь в «Тьму Тараканьске». Лучше от несуществующего почтового отделения. И предъявите с «умным» видом, эти конверты со штампами, сотрудникам ФМС, Скажите, что работник, которому поручили отправить эти Уведомления, ехал в командировку и отправил письма в дороге.

Опыт показывает, что и это проходит. Все же лучше, чем платить Штрафы или оплачивать наши услуги.

Статья 18.15. Незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства

(введена Федеральным законом от 05.11.2006 N 189-ФЗ)

1. Привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу

2. Привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства без получения в установленном порядке разрешения на привлечение и использование иностранных работников , если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. (в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

3. Неуведомление территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции - ФМС органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации - ЦЗН. или налогового органа - ИФНС. о привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 000 руб. до 5 000 рублей; на должностных лиц - от 35 000 руб. до 50 000 рублей; на юридических лиц - от 400 000 руб. до 800 000 рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. (в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. В целях настоящей статьи под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.

2. В случае незаконного привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации двух и более иностранных граждан и (или) лиц без гражданства административная ответственность, установленная настоящей статьей, наступает за нарушение правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников) в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности.

Как избежать неприятностей связанных с бюрократическими «ловушками» заложенными в статье 18.15. часть 3 КОАП, вы можете прочитать на следующих страницах нашего сайта.

Попробуйте применить Аренду персонала или Миграционный Аудит. Подробнее об этом, Вы можете прочитать на страницах нашего сайта -

  • посмотрите страницу нашего сайта - « »

Это, как раз, тот случай, когда Почта России,

может спасти вас от Штрафа ФМС

«Не уведомили ФМС (МВД) – получили штраф колоссального размера» — с такой формулировкой проблемы к нам обращаются практически каждый день. Надо сказать, что проблемы работодателей почти всегда возникают по одной и той же причине: незнание тонкостей миграционного законодательства и практики его применения. В частности, нужно знать о том, что оформление трудовых правоотношений с иностранным работником подчинено регулированию не только трудовыми, но миграционными правовыми нормами.

Указанные выше обстоятельства накладывают дополнительные обязанности на работодателя, состоящего в трудовых отношениях с работниками-иностранцами. Например, такие работодатели обязаны уведомлять миграционные органы о заключении и расторжении трудового договора с иностранным работником. гражданина / не уведомили об увольнении иностранца – штраф до 1 млн. руб.

Обязанность уведомлять МВД касается в некоторых ситуациях и предоставления отпусков иностранным работникам. Мы говорим «в некоторых ситуациях», поскольку, например, в самом распространенном случае – при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска иностранцу – уведомлять МВД РФ обязанности нет. В этом контексте «некоторыми ситуациями» признаются следующие: 1) оформление отпуска иностранцу без сохранения заработной платы; 2) оформление отпуска, продолжительность которого составила более одного месяца в течение одного года.

В связи с упоминаемой необходимостью уведомлять МВД о соответствующих отпусках важно заострить внимание на следующем моменте. До 2015 года действовало правило: не сообщили в ФМС об отпуске иностранца – оплачивайте штраф, поскольку в КоАП РФ за такое неуведомление была прямо предусмотрена административная ответственность. Однако с 2015 года административная ответственность за подобного рода бездействие была исключена: не сообщили в ФМС/не уведомили МВД о соответствующем отпуске иностранца – штраф налагаться не должен. При этом нужно понимать, что иногда «по привычке» работодателей привлекают к ответственности за неуведомление об отпуске иностранца. В таком случае вынесенное постановление о наложении штрафа необходимо обжаловать, напомнив о недавних законодательных изменениях.

Таким образом, в настоящее время ответственность в виде штрафа наступает только в том случае, если Вы, будучи работодателем иностранца, или не уведомили об увольнении иностранца МВД РФ.

Ранее нами уже было сказано, что штрафы за такие неуведомления очень и очень значительные. В частности, по общему правилу размер штрафа составляет от 400 тыс. до 800 тыс. руб. Если же работодатели не уведомили о приеме на работу иностранного гражданина или не уведомили об увольнении иностранца в Москве или Санкт-Петербурге, то штраф для них может быть назначен размере от 400 тыс. до 1 млн. руб.

Может ли помочь юрист в ситуации, когда работодатели (МВД) необходимую информацию о работнике-иностранце и им назначили большой штраф? Не знаем, как Вам бы ответили наши коллеги-юристы, но мы убеждены в том, что может. На наш взгляд, решать такие проблемы со штрафами можно одним из следующих способов: 1) либо у клиента есть особые обстоятельства, обусловленные спецификой миграционного законодательства и складывающейся практикой; 2) либо имеется возможность ссылаться на обстоятельства, учитываемые при назначении штрафов за любое правонарушение по КоАП РФ (например, истечение сроков давности привлечения к административной ответственности).

Приведем примеры особых обстоятельств, позволяющих избежать штрафов даже в ситуациях, когда было доказано то, что работодатели действительно о принятии на работу или увольнении иностранного гражданина.

На сегодняшний день особым обстоятельствам по данным миграционным делам признается принятие на работу/увольнение иностранного гражданина, который имеет гражданство Республики Беларусь.

Так, в 2016 году в Брянской области генерального директора ООО на территории Брянской области привлекли к ответственности за то, что он и его сотрудники о расторжении трудового договора с иностранцем – гражданином Беларуси. Дело дошло до ВС РФ, который в декабре 2017 года признал привлечение к ответственности за неуведомление ФМС незаконным. В частности, ВС РФ указал, что РФ и Беларусь еще в 1996 году подписали специальный документ, согласно которому особенности регулирования трудовой деятельности иностранных работников в РФ на белорусских граждан не распространяются. Соответственно, заключение и расторжение трудового договора с гражданами Беларуси – это особое обстоятельство, и если Вы о заключении (расторжении) трудового договора с ними, то вынесение постановления о назначении штрафа носит неправомерный характер.

Еще одним особым обстоятельством считается ситуация, при которой российский работодатель принимает на работу иностранного гражданина, а расторгает трудовой договор уже с гражданином РФ. Иначе говоря, Вы приняли на работу иностранца, но впоследствии он получил российское гражданство. Соответственно, уведомлять о приеме на работу такого лица у Вас обязанность есть, а о расторжении трудового договора с ним уже нет.

Так, миграционным юристам широко известен следующий случай из судебной практики. В г. Новокузнецке индивидуальный предприниматель в конце 2015 года принял на работу иностранца, имеющего гражданство Республики Кыргызстан. Уже в марте 2016 года данный работник получил российское гражданство и в марте же расторг трудовой договор с ИП. В апреле 2016 года ИП направил уведомление о прекращении трудовых правоотношений с данным гражданином. Впоследствии районный суд назначил ему штраф за нарушение правил (нарушение сроков) уведомления о прекращении трудовых отношений с иностранцами. Кемеровский областной суд поддержал это решение. Однако ИП стал бороться до конца и подал жалобу в ВС РФ, который с нижестоящими судами не согласился и встал на сторону ИП, пояснив следующее: на момент прекращения трудовых отношений работник ИП получил российское гражданство, а значит, утратил статус иностранного работника. Следовательно, отпала надобность в миграционном контроле за его трудовыми отношениями.

Нужно иметь в виду, что особые обстоятельства при назначении штрафов за неуведомление МВД не исчерпываются этими двумя. Мы привели их только в качестве примеров. А так, нужно каждый раз изучать сложившуюся ситуацию, анализировать ее с законодательной точки зрения и уже потом делать соответствующие выводы о наличии или отсутствии особых обстоятельств.

Если особых обстоятельств нами не обнаружено – мы прибегаем ко второму способу решения проблемы, т.е. используем средства отмены штрафов, которые подходят для всех случаев их назначения. Назовем основные из них:

  1. Истечение сроков давности привлечения к административной ответственности (по данной категории дел срок составляет один год). Здесь МВД нередко неправильно производит исчисление сроков, что позволяет привлечь к ответственности организацию или ИП. Мы помогаем нашим клиентам доказывать неверность определения сроков и, соответственно, наличие основания для прекращения дела об административном правонарушении;
  2. Замена штрафа на предупреждение. Помощь юриста в данном случае является особо значимой, поскольку зачастую возникают сложности с доказыванием наличия условий, позволяющих осуществлять такую замену.

Согласно действующему законодательству неуведомление федеральной миграционной службы о заключении либо расторжении трудового договора, а также предоставлении отпуска иностранному гражданину является нарушением, за которое предусмотрена административная ответственность. Зачастую УФМС назначает значительные штрафы гражданам и юридическим лицам, не учитывая того, что умысла на сокрытие таких сведений у лица, обвиняемого в совершении административного правонарушения, не было.

Учитывая тот факт, что последствием такого неуведомления (согласно ст. 18.15 КоАП РФ) является наложение значительного по своей сумме административного штрафа либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток, актуальность данной темы не вызывает сомнений.

В данной статье будут рассмотрены примеры наиболее часто встречающихся споров в судебной практике, которые условно можно разделить на три группы, согласно влекущим правовым последствиям:

1. Первая группа: имеются все законные основания возможности применения в отношении обвиняемого лица правил ст. 2.9 КоАП РФ, в силу которых при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Необходимо отметить, что для первой группы характерно наличие трех составляющих: правонарушение не причинило вред общественным отношениям; правонарушение не создало каких-либо тяжких последствий охраняемым общественным отношениям; правонарушение не повлекло за собой существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, причинения вреда личности, обществу или государству.

Только в совокупности вышеописанных составляющих можно позволить говорить о его малозначительности. Таким образом, суд, рассматривая такие споры, оценивает в комплексе все обстоятельства, имеющие значение для данного дела, и освобождает от административной ответственности обвиняемого.

В качестве примера можно привести решение по делу № 12-20/2015 Краснобаковского районного суда Нижегородской области от 31 августа 2015 г.; постановление по делу № 5-7/15 от 05 февраля 2015 г. Сельцовского городского суда Брянской области; решение по делу № 5-163/2015 от 11 августа 2015 г. Прохладненского районного суда Кабардино-Балкарской Республики.

2. Вторая группа: в соответствии с частью 3.2 при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Вторая группа характеризуется тем, что суды при вынесении своего решения ссылаются на Федеральный закон от 31.12.2014 № 515-ФЗ «О внесении изменений в », Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 № 4-П, предусматривающее возможность назначения административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкциями соответствующих норм КоАП РФ, положения части 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ.

В данном случае суды анализируют две основные составляющие:

Обстоятельства, связанные с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями (правонарушение не причинило вред общественным отношениям; правонарушение не создало каких-либо тяжких последствий охраняемым общественным отношениям и т.п.);

Имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица.

И в результате анализа указанных составляющих судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа (для юридических лиц!) составляет не менее ста тысяч рублей.

Согласно части 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях , при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ.

При таких обстоятельствах назначенное административное наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 3 статьи 18.15 КоАП РФ, не соответствует характеру совершенного заявителем административного правонарушения, его материальному положению, характеру производственной деятельности, может повлечь избыточное ограничение прав юридического лица и с учетом конкретных обстоятельств дела, незначительного нарушения срока уведомления о заключении трудового договора, подлежит снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкцией данной статьи.

В качестве примера можно привести решение по делу № 7.1-532/2015 от 26 августа 2015 года Ростовского областного суда, решение по делу № А33-6424/2015 от 25 августа 2015 года Арбитражного суда Красноярского края и др.

3. Третья группа: оснований для вывода об исключительности рассматриваемого случая суд не усматривает и назначает штраф в максимальном объеме либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В третьей группе решений оснований для вывода об исключительности рассматриваемого случая суд не усматривает. В данном случае (по вмененному составу правонарушения) существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.

В качестве примера можно привести постановление № 09АП-57272/2014 по делу № А40-172729/14 от 10 февраля 2015 года Арбитражного суда г. Москвы.

На основании изложенного необходимо отметить, что при подготовке правовой позиции лицу, обвиняемому в совершении административного правонарушения, необходимо ссылаться на следующие обстоятельства: правонарушение не причинило вред общественным отношениям; правонарушение не создало каких-либо тяжких последствий охраняемым общественным отношениям; правонарушение не повлекло за собой существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, причинения вреда личности, обществу или государству; примененная мера административного взыскания в виде штрафа не соответствует тяжести совершённого правонарушения и носит скорее карательный, а не превентивный характер и может привести к признанию лица несостоятельным (банкротом).

Источники:

1. КоАП РФ от 30.12.2001 № 195-ФЗ (действующая редакция от 29.06.2015);

2. Интернет - ресурсы (официальные сайты судов): http://selcovsky.brj.sudrf.ru/ ; http://prohladnensky.kbr.sudrf.ru/ ; http://kr-bakovsky.nnov.sudrf.ru/ ; http://www.rostoblsud.ru/ ; http://krasnoyarsk.arbitr.ru/ ; http://www.msk.arbitr.ru/ .

Виктория Мариновская, [email protected]