Трудовой кодекс рф о социальном партнерстве. Закон о социальном партнерстве в сфере труда Федеральный закон о социальном партнерстве

  • Общая характеристика трудового права
    • Трудовое право как отрасль российского права
    • Трудовое право и смежные отрасли права
    • Трудовое право как отрасль законодательства
    • Система трудового права
  • Предмет и принципы трудового права
    • Принципы трудового права
    • Предмет трудового права
    • Методы трудового права
  • Источники и система трудового права
    • Понятие и виды источников трудового права
    • Трудовое законодательство
    • Иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права
    • Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права
    • Договорное регулирование трудовых отношений
  • Субъекты трудовых отношений
    • Субъекты трудового права и субъекты трудовых отношений
    • Работник как субъект трудовых отношений
    • Категории работников
    • Работодатель как субъект трудовых отношений
    • Категории работодателей
  • Социальное партнерство в сфере труда
    • Понятие и принципы социального партнерства. Участие работников в управлении организацией
    • Уровни и формы социального партнерства
    • Стороны социального партнерства
    • Органы социального партнерства
    • Процедуры в социальном партнерстве
    • Гарантии и компенсации лицам, участвующим в коллективных переговорах
  • Основания возникновения трудовых отношений
    • Особые основания заключения трудового договора
    • Избрание на должность
    • Избрание по конкурсу
    • Назначение на должность или утверждение в должности
    • Другие основания заключения трудового договора
  • Трудовой договор
    • Понятие и значение трудового договора
    • Содержание трудового договора
    • Виды трудовых договоров
    • Ученический договор
    • Стороны трудового договора, их права и обязанности
  • Заключение и изменение трудового договора
    • Порядок заключения трудовых договоров
    • Изменение трудового договора
    • Отстранение от работы
  • Защита персональных данных работника
    • Правовая природа института защиты персональных данных работника
    • Обработка персональных данных работника и гарантии их защиты
    • Ответственность за нарушение норм, регулирующих обработку и защиту персональных данных работника
  • Прекращение трудового договора
    • Расторжение трудового договора по соглашению сторон
    • Перевод работника по его просьбе или с его согласия на работу к другому работодателю или переход на выборную работу (должность)
    • Истечение срока трудового договора
    • Расторжение трудового договора по собственному желанию
    • Расторжение трудового договора в связи с отказом работника от продолжения работы при смене собственника имущества организации, изменении подведомственности (подчиненности) организации либо ее реорганизации
    • Расторжение трудового договора в связи с отказом работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора в изменившихся условиях трудового договора
    • Расторжение трудового договора в связи с отказом работника от перевода на другую работу, необходимого ему в соответствии с медицинским заключением
    • Расторжение трудового договора в связи с отказом работника от перевода на работу в другую местность вместе с работодателем
    • Основания увольнения по основаниям, связанным с виной работника
    • Увольнение по основаниям, не связанным с виной работника
    • Расторжение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон
    • Расторжение трудового договора по другим основаниям
  • Рабочее время
    • Развитие института «рабочее время»
    • Понятие рабочего времени и его продолжительность
    • Работа за пределами установленной продолжительности рабочего времени
    • Режим рабочего времени
  • Время отдыха
    • Понятие и виды времени отдыха
    • Отпуск
    • Порядок предоставления и использования ежегодных оплачиваемых отпусков
  • Оплата труда
    • Социально-экономическое и правовое содержание заработной платы
    • Государственные гарантии по оплате труда
    • Системы оплаты труда. Симулирование достижений высоких результатов труда
    • Оплата труда при отклонении от нормальных условий труда
  • Дисциплина труда. Трудовой распорядок
    • Понятие дисциплины труда и ее обеспечение
    • Правовое регулирование трудового распорядка
    • Меры поощрения и материального стимулирования
  • Охрана труда
    • Понятие охраны труда
    • Основные направления государственной политики в области охраны труда. Государственные нормативные требования охраны труда
    • Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий труда
    • Организация охраны труда
    • Обеспечение прав работников на охрану труда
    • Расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
  • Гарантии и компенсации
    • Понятие гарантий и компенсаций. Гарантии имущественного и неимущественного характера
    • Гарантии при направлении работников в служебные командировки, другие служебные поездки и переезде на работу в другую местность
    • Гарантии и компенсации работникам при исполнении ими государственных или общественных обязанностей
    • Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением
    • Другие гарантии и компенсации
  • Особенности регулирования труда отдельных категорий работников
    • Основания выделения отдельных категорий работников при установлении особенностей правового регулирования их труда
    • Категории работников, имеющие отличия в правовом регулировании их труда
  • Особенности труда женщин и лиц с семейными обязанностями
    • Основания выделения женщин и лиц с семенными обязанностями в особую категорию работников
    • Гарантии для женщин при трудоустройстве и прекращении трудового договора
    • Гарантии для женщин и лиц с семейными обязанностями в процессе применения их труда
    • Гарантии для жительниц сельской местности
  • Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет
    • Несовершеннолетние работники как особая категория
    • Прием на работу и увольнение несовершеннолетних работников
    • Особенности применения труда несовершеннолетних
  • Особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях
    • Лица, работающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, как особая категория работников
    • Заключение и расторжение трудового договора с лицами, работающими в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Компенсации и гарантии
    • Особенности регулирования оплаты труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях
  • Особенности регулирования труда работников отдельных профессиональных групп
    • Работники транспорта
    • Педагогические работники
    • Спортивные работники
    • Медицинские работники
  • Трудовые споры
    • Понятие и виды трудовых споров
    • Индивидуальные трудовые споры
    • Альтернативная процедура урегулирования индивидуальных трудовых споров
    • Виды и порядок разрешения коллективных трудовых споров
  • Защита трудовых прав работников
    • Самозащита трудовых прав
    • Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
    • Защита трудовых прав работников профессиональными союзами
  • Правонарушения и ответственность в трудовом праве
    • Трудовое правонарушение
    • Дисциплинарный проступок. Дисциплинарная ответственность
    • Ответственность работодателей за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
  • Материальная ответственность сторон трудового договора
    • Понятие и признаки материальной ответственности
    • Материальная ответственность работодателя перед работником
    • Материальная ответственность работника перед работодателем
  • Основы трудового права зарубежных стран
    • Общая характеристика трудового законодательства зарубежных стран
    • Институт социального партнерства в трудовом праве зарубежных стран
    • Трудовая юстиция в зарубежных странах
  • Модельное трудовое законодательство стран СНГ
    • Общая характеристика модельного трудового законодательство стран СНГ
    • Концепция модельного Трудового кодекса
    • Модельный закон об охране труда
    • Модельный закон «О социальном партнерстве»
    • Соглашения и коллективные договоры
    • Участие работников в управлении организацией
    • Рекомендательный законодательный акт «Миграция трудовых ресурсов в странах СНГ»

Модельный закон «О социальном партнерстве»

Модельный закон «О социальном партнерстве» определяет организационные, правовые и экономические основы функционирования системы социального партнерства как важнейшего механизма регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений.

Основными принципами социального партнерства являются:

  • равноправие сторон;
  • доверие в отношениях сторон;
  • признание полномочности представительства сторон социального партнерства;
  • уважение и учет интересов сторон;
  • свобода выбора обсуждаемых вопросов;
  • добросовестность в отношениях сторон социального партнерства предполагающая искренность и конструктивность, исключение всякого неоправданного промедления в решении назревших вопросов, стремление прийти к согласию;
  • добровольность принятия сторонами определенных обязательств;
  • компромисс в разрешении возникающих в ходе переговоров разногласий;
  • обязательность выполнения достигнутых договоренностей;
  • взаимное информирование сторон об изменении ситуации;
  • ответственность сторон, их представителей, должностных и иных лиц за невыполнение принятых обязательств и решений;
  • полное информирование сторон в целях выполнения задач социального партнерства;
  • систематичность контроля за выполнением принятых в рамках социального партнерства соглашений, коллективных договоров и решений;
  • главенство коллективных договоров и соглашений над индивидуальными трудовыми договорами при признании более благоприятных условий последних;
  • гласность принимаемых сторонами решений.

Под социальным партнерством с модельном законе понимается взаимодействие органов государственной власти, объединений работодателей и профсоюзов в определении и проведении в жизнь согласованной социально-экономической политики, политики в области трудовых отношений, а также двусторонние отношения между работодателями и профсоюзами, направленные на обеспечение согласования их интересов в порядке, определяемом законодательством.

Представителями работников здесь названы профсоюзы, их объединения (ассоциации), иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами профсоюзов, в лице их соответствующих органов или иные представители, уполномоченные работниками на представительство на общем собрании (конференции); представителями работодателей - руководители предприятий, учреждений, организаций (далее - организации) или другие полномочные в соответствии с уставом организации, иными правовыми актами лица объединения (ассоциации) работодателей в лице их органов, иные уполномоченные работодателями органы; в сферах деятельности, где полномочия по управлению имуществом осуществляют государственные органы исполнительной власти. на государственном (национальном) уровне - правительство и на административно-территориальном уровне - соответствующие органы исполнительной власти.

Социальное партнерство направлено на решение следующих основных целей и задач:

  • выработка и реализация согласованной социально-экономической политики и политики в области трудовых отношений;
  • достижение оптимального согласования социально-экономических и социально-трудовых интересов сторон социального партнерства
  • создание эффективного механизма регулирования социально- трудовых и связанных с ними экономических отношений;
  • совершенствование законодательства регулирующего социально-трудовые и связанные с ними экономические отношения;
  • содействие в обеспечении социальной стабильности и согласия в обществе;
  • предотвращение коллективных трудовых споров и конфликтов в области социально-экономических отношений.

Сторонами социального партнерства являются соответствующие органы государственной исполнительной власти и органы местного самоуправления, работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей. Взаимодействие сторон осуществляется на следующих уровнях:

  • государственный (национальный) уровень;
  • отраслевой (межотраслевой) уровень;
  • административно-территориальный уровень;
  • уровень финансово-промышленной группы и транснациональной корпорации;
  • уровень организации.

Организация социального партнерства на государственном (национальном), отраслевом (межотраслевом), административно-территориальном уровнях, а также на уровне организации осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

Социальное партнерство в финансово-промышленных группах и транснациональных корпорациях обеспечивается на основе международных договоров (соглашений) и национального законодательства

Для обеспечения регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, ведения коллективных переговоров (консультаций) и подготовки коллективных договоров и соглашений, их заключения, а также для организации контроля за их выполнением на всех уровнях на равноправной основе по решению сторон образуются комиссии (или иные органы), наделенные необходимыми полномочиями. Комиссии формируются на основе добровольного участия сторон социального партнерства в их деятельности, самостоятельности и независимости при определении персонального состава своих представителей. При наличии у каждой из сторон социального партнерства нескольких представителей в комиссии формируется единый представительный орган соответствующей стороны.

На государственном (национальном) уровне образуются постоянно действующие трехсторонние комиссии по регулированию социально- экономических и социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с национальным законодательством. Членами данных комиссий являются представители правительства, национальных объединений профсоюзов, национальных объединений работодателей.

На административно-территориальном уровне могут создаваться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с национальным законодательством и (или) актами соответствующих административно-территориальных образований.

Отраслевые комиссии по регулированию социально-трудовых отношений могут образовываться на государственном (национальном), межрегиональном, административно-территориальном уровнях. Состав отраслевых комиссий, куда входят представители соответствующих органов государственной исполнительной власти и органов местного самоуправления, профсоюзов, работодателей (или профсоюзов и работодателей), формируется сторонами. Деятельность отраслевых комиссий осуществляется в соответствии с национальным законодательством.

На уровне организации образуются двусторонние комиссии по регулированию социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, разработке и заключению коллективного договора. В состав комиссии входят представители работодателя и работников.

На уровне финансово-промышленной группы и транснациональной корпорации образуются двусторонние (трехсторонние) комиссии (советы) по проведению коллективных переговоров (консультаций), разработке и заключению соглашения в данных хозяйственных объединениях, включая организации, находящиеся за пределами государства. В состав комиссии (совета) входят полномочные представители работодателей и представители работников. В указанные комиссии (советы) могут входить представители органов государственной исполнительной власти и органов местного самоуправления.

Стороны по взаимному согласию могут образовывать также комиссии (или иные органы) по другим направлениям социального взаимодействия в области трудовых и социально-экономических отношений.

Права, обязанности и ответственность комиссий (иных органов) регулируются в соответствии с национальным законодательством.

Формы социального партнерства предусмотрены ст. 11 модельного закона.

К ним относятся:

  • коллективные переговоры:
  • заключение коллективных договоров, соглашений, принятие иных актов;
  • взаимные консультации по вопросам проведения социально- экономической политики, политики в области трудовых отношений;
  • участие представителей работников в управлении организацией;
  • участие представителей сторон социального партнерства в подготовке и проведении мероприятий по обеспечению охраны труда и осуществлению контроля за соблюдением национального законодательства о труде;
  • участие представителей работодателей и работников в управлении государственным социальным страхованием;
  • проведение мониторинга по важнейшим направлениям социально-экономической политики;
  • участие представителей сторон в правотворчестве.

Профсоюзы и их объединения, организации работодателей и их объединения вправе обращаться в органы законодательной и исполнительной власти с предложениями по разработке проектов нормативных правовых актов по социально-экономическим и социально-трудовым вопросам. Органы законодательной и исполнительной власти рассматривают предложения сторон и органов социального партнерства при выработке и реализации социально-экономической политики, политики в области трудовых отношений и по совершенствованию национального законодательства.

Стороны социального партнерства вправе осуществлять общественную экспертизу проектов законодательных и иных нормативных правовых актов в области социально-экономической политики и социально-трудовых отношений. Органы власти рассматривают в соответствии с регламентом разработанные социальными партнерами предложения по проектам законодательных и иных нормативных правовых актов по социально-трудовым и связанным с ними экономическим вопросам.

Ведение коллективных переговоров (консультации) . Представители органов государственной исполнительной власти и органов местного самоуправления, работников и работодателей участвуют в коллективных переговорах (консультациях). Инициатором коллективных переговоров (консультаций) вправе выступать любая из сторон социального партнерства. Представители сторон, получившие письменное предложение о начале коллективных переговоров (консультаций), обязаны вступить в переговоры не позднее семи календарных дней со дня получения указанного предложения.

Стороны, не вступившие в переговоры в установленные сроки, несут ответственность в соответствии с настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами, а также коллективными договорами и соглашениями. Сроки, место и порядок проведения коллективных переговоров (консультаций) определяются сторонами социального партнерства. Участники коллективных переговоров (консультаций) свободны в выборе вопросов регулирования социально- трудовых и связанных с ними экономических отношений.

По результатам коллективных переговоров (консультаций) могут заключаться (изменяться) соглашения, коллективные договоры, приниматься социальные пакты, меморандумы, протоколы и иные акты.

Урегулирование разногласий . В случае прерывания коллективных переговоров (консультаций) по независящим от сторон причинам составляется протокол, в который вносятся предложения сторон о мерах по устранению этих причин и сроках возобновления переговоров. Если в ходе коллективных переговоров не принято согласованное решение по всем или отдельным вопросам, то составляется протокол разногласий. Урегулирование разногласий достигается посредством примирительных процедур, предусмотренных действующим законодательством.

Гарантии и компенсации лицам, участвующим в коллективных переговорах (консультациях) . Лица участвующие в коллективных переговорах (консультациях), подготовке проектов соглашения или коллективного договора освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок, установленный соглашением сторон, но не более трех месяцев в течение года. Все затраты, связанные с участием в переговорах, компенсируются в порядке, предусмотренном национальным законодательством, иными нормативными правовыми актами, соглашением, коллективным договором. Оплата услуг экспертов, специалистов производится приглашающей стороной, если иное не предусмотрено коллективным договором, соглашением.

Представители работников, участвующие в коллективных переговорах (консультациях), в период их ведения не могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу или уволены по инициативе работодателя без предварительного согласия уполномочившего их на представительство органа, за исключением случаев расторжения трудового договора за совершение проступка, влекущего за собой в соответствии с национальным законодательством увольнение с работы.

ЗАКОН
О СОЦИАЛЬНОМ ПАРТНЕРСТВЕ В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Принят
Постановлением
Законодательного Собрания Калужской области
от 2 ноября 2000 г. N 963

(в ред. Законов Калужской области
от 07.06.2002 N 122-ОЗ, от 26.08.2004 N 339-ОЗ,
от 27.12.2007 N 392-ОЗ)

Настоящий Закон устанавливает правовые основы организации, функционирования, укрепления и развития системы социального партнерства в Калужской области с целью регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, достижения общественного согласия и социальной стабильности.

Действие настоящего Закона распространяется на работодателей, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющих свою деятельность на территории Калужской области, работников, представителей работодателей и представителей работников, органы исполнительной власти Калужской области и органы местного самоуправления Калужской области (далее - органы исполнительной власти области и органы местного самоуправления области).

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО, ЕГО ПРАВОВАЯ ОСНОВА И ЗАДАЧИ

Статья 1. Основные понятия

Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:

Представители органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления области - руководители органов исполнительной власти области и местного самоуправления области или в соответствии с действующим законодательством уполномоченные этими органами лица;

Областное трехстороннее соглашение - правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений в Калужской области, нормы оплаты и другие условия труда, социальные гарантии и льготы на территории области, взаимные обязательства участников соглашения;

Областное отраслевое (межотраслевое) тарифное соглашение - правовой акт, устанавливающий нормы оплаты и другие условия труда, а также социальные гарантии и льготы для работников отрасли (отраслей), осуществляющих трудовую деятельность на территории области;

Областное профессиональное тарифное соглашение - правовой акт, устанавливающий нормы оплаты и другие условия труда, а также социальные гарантии для работников определенной профессии, осуществляющих трудовую деятельность на территории области;

Территориальное соглашение - правовой акт, устанавливающий условия труда, а также трудовые гарантии и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования области.

Статья 2. Правовая основа социального партнерства

1. Правовую основу социального партнерства в Калужской области составляют регулирующие соответствующие общественные отношения федеральные законы и другие нормативные правовые акты Российской Федерации, Калужской области и настоящий Закон.

2. Правовую основу социального партнерства в Калужской области составляют также: соглашение по регулированию социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений между представителями объединений профсоюзов, объединений работодателей и Правительства Калужской области (далее - областное трехстороннее соглашение), областные отраслевые (межотраслевые) тарифные, областные профессиональные тарифные, территориальные, иные соглашения, коллективные договоры, заключенные в соответствии с действующим законодательством.

Статья 3. Задачи социального партнерства

Социальное партнерство в Калужской области осуществляется для выполнения следующих основных задач:

Обеспечение социально ориентированной политики экономических преобразований в Калужской области, направленной на стабилизацию и подъем отечественного производства;

Обеспечение эффективного механизма регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений;

Разработка, заключение и выполнение соглашений, коллективных договоров в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Законом;

Предотвращение коллективных трудовых споров и содействие разрешению трудовых конфликтов.

ОРГАНЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА, ДЕЙСТВУЮЩИЕ

НА ТЕРРИТОРИИ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Статья 4. Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений

Для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проектов коллективных договоров, соглашений, их заключения, а также для организации контроля за выполнением коллективных договоров и соглашений на территории Калужской области на равноправной основе по решению сторон образуются комиссии из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон.

На уровне Калужской области образуется постоянно действующая Калужская областная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений.

На территориальном уровне могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

На отраслевом и профессиональном уровне могут образовываться комиссии по регулированию социально-трудовых отношений для ведения коллективных переговоров, подготовки проектов отраслевых (межотраслевых), профессиональных соглашений и заключения указанных соглашений.

На уровне организации образовывается комиссия для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и его заключения.

Статья 5. Состав Калужской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений

Калужская областная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (далее - Комиссия) состоит из представителей объединений профессиональных союзов, представителей объединений работодателей области и представителей органов исполнительной власти области, которые образуют соответствующие стороны Комиссии.

Статья 6. Принципы и порядок формирования Комиссии

Комиссия формируется на основе принципов:

Добровольности участия представителей объединений профессиональных союзов Калужской области и объединений работодателей Калужской области в деятельности Комиссии;

Полномочности сторон;

Самостоятельности и независимости объединений профессиональных союзов, объединений работодателей, Правительства Калужской области при определении персонального состава своих представителей в Комиссии.

Комиссия формируется объединениями профессиональных союзов, объединениями работодателей и Правительством Калужской области из равного числа представителей от каждой из сторон.

Утверждение и замена представителей объединений профессиональных союзов, представителей объединений работодателей в Комиссии производятся в соответствии с решениями органов указанных объединений, утверждение и замена представителей органов исполнительной власти области - на основании соответствующего постановления Правительства Калужской области.

Представители сторон являются членами Комиссии. Количество членов от каждой из сторон не может превышать 15 человек.

Статья 7. Основные цели и задачи Комиссии

Основными целями Комиссии являются регулирование социально-трудовых отношений и согласование социально-экономических интересов сторон.

Основными задачами Комиссии являются:

Ведение коллективных переговоров и подготовка проекта областного трехстороннего соглашения;

Содействие договорному регулированию социально-трудовых отношений на областном и территориальном уровне;

Проведение консультаций по вопросам, связанным с разработкой проектов законов Калужской области, иных нормативных правовых актов Калужской области в сфере социально-трудовых отношений, областных целевых программ в сфере труда, занятости населения, социального обеспечения;

Согласование позиций сторон по основным направлениям областной социальной политики;

Рассмотрение по инициативе сторон вопросов, возникших в ходе выполнения областного трехстороннего соглашения;

Распространение опыта социального партнерства, информирование отраслевых, профессиональных, территориальных и иных комиссий по регулированию социально-трудовых отношений о деятельности Комиссии;

Оказание методического и практического содействия представителям работников и работодателей в деятельности по заключению областных отраслевых (межотраслевых) тарифных, областных профессиональных тарифных, территориальных, иных соглашений, коллективных договоров;

Организация контроля за выполнением областных отраслевых (межотраслевых) тарифных, областных профессиональных тарифных, территориальных, иных соглашений и коллективных договоров.

Статья 8. Основные права Комиссии

Комиссия вправе:

Разрабатывать и вносить в органы исполнительной власти области в согласованном с ними порядке предложения о принятии нормативных правовых актов в области социально-трудовых отношений;

Согласовывать интересы объединений профессиональных союзов, объединений работодателей, Правительства Калужской области при разработке проекта областного трехстороннего соглашения, реализации указанного соглашения, выполнении решений Комиссии;

- осуществлять взаимодействие с отраслевыми, профессиональными, территориальными и иными комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений в ходе коллективных переговоров и подготовки проекта областного трехстороннего соглашения и иных соглашений, регулирующих социально-трудовые отношения, реализации указанных соглашений;

Запрашивать и получать от органов исполнительной власти области, профессиональных союзов и работодателей информацию о заключаемых и заключенных соглашениях, регулирующих социально-трудовые отношения, и коллективных договорах в целях выработки рекомендаций по развитию коллективно-договорного регулирования указанных отношений, по организации деятельности отраслевых, профессиональных, территориальных и иных комиссий по регулированию социально-трудовых отношений;

Осуществлять контроль за выполнением своих решений;

Принимать по согласованию с объединениями профессиональных союзов, объединениями работодателей и органами исполнительной власти области участие в проводимых указанными объединениями и органами заседаниях, на которых рассматриваются вопросы, связанные с регулированием социально-трудовых отношений;

Приглашать для участия в своей деятельности представителей объединений профессиональных союзов, объединений работодателей, органов исполнительной власти области, не являющихся членами Комиссии, а также ученых, специалистов, представителей других организаций;

Создавать рабочие группы с привлечением специалистов для разработки предложений в сфере регулирования социально-трудовых отношений с целью дальнейшего их внесения в органы исполнительной власти области. Порядок создания и работы рабочих групп определяется регламентом Комиссии;

(в ред. Закона Калужской области от 27.12.2007 N 392-ОЗ)

Принимать участие в проведении областных, территориальных совещаний, семинаров по вопросам регулирования социально-трудовых отношений в порядке, согласованном с организаторами указанных мероприятий.

Комиссия разрабатывает и утверждает свой регламент, определяет порядок подготовки проекта и заключения областного трехстороннего соглашения.

Реализация Комиссией определяемых настоящим Законом прав не препятствует объединениям профессиональных союзов и объединениям работодателей, представленным в Комиссии, осуществлять свои права в соответствии с федеральными законами и законами Калужской области.

Статья 9. Порядок подготовки, проведения заседаний Комиссии и принятия ее решений

(в ред. Закона Калужской области от 27.12.2007 N 392-ОЗ)

Порядок подготовки, проведения заседаний Комиссии и принятия ее решений определяется регламентом Комиссии.

Статья 10. Координатор Комиссии

Деятельность Комиссии организует координатор Комиссии.

Координатор Комиссии назначается Губернатором Калужской области. Координатор Комиссии не является членом Комиссии и не участвует в голосовании

(в ред. Закона Калужской области от 26.08.2004 N 339-ОЗ)

Координатор Комиссии:

Утверждает состав рабочих групп;

Оказывает содействие в согласовании позиций сторон;

Подписывает регламент Комиссии, планы работы и решения Комиссии;

Запрашивает и получает от органов исполнительной власти области, профессиональных союзов и работодателей информацию о заключаемых и заключенных соглашениях, регулирующих социально-трудовые отношения, и коллективных договорах в целях выработки рекомендаций по развитию коллективно-договорного регулирования указанных отношений, по организации деятельности отраслевых, профессиональных, территориальных и иных комиссий по регулированию социально-трудовых отношений;

Приглашает для участия в деятельности Комиссии представителей объединений профессиональных союзов, объединений работодателей, органов исполнительной власти области, не являющихся членами Комиссии, а также ученых, специалистов, представителей других организаций;

Направляет по согласованию с объединениями профессиональных союзов, объединениями работодателей, органами исполнительной власти области членов Комиссии для участия в проводимых указанными объединениями и органами заседаниях, на которых рассматриваются вопросы, связанные с регулированием социально-трудовых отношений;

В пределах своей компетенции в период между заседаниями Комиссии проводит консультации с координаторами сторон по вопросам, требующим принятия оперативных решений;

Информирует Губернатора Калужской области, органы исполнительной власти области о деятельности Комиссии, а Комиссию о мерах, принимаемых Губернатором Калужской области, Правительством Калужской области в сфере социально-трудовых отношений.

Координатор Комиссии не вмешивается в деятельность сторон.

Статья 11. Координаторы сторон

Деятельность каждой из сторон организует координатор стороны.

Координаторы сторон, представляющие объединения профессиональных союзов и объединения работодателей, избираются указанными сторонами.

Координатор стороны, представляющей Правительство Калужской области, назначается Правительством Калужской области.

Координатор каждой из сторон по ее поручению вносит координатору Комиссии предложения по проектам планов работы Комиссии, повесткам ее заседаний, персональному составу представителей стороны в рабочих группах, информирует Комиссию об изменениях персонального состава стороны, организует совещания представителей стороны в целях уточнения их позиций по вопросам, внесенным на рассмотрение Комиссии.

Координатор каждой из сторон по ее поручению вправе вносить координатору Комиссии предложения о проведении внеочередного заседания Комиссии. В этом случае координатор Комиссии обязан в двухнедельный срок со дня поступления указанного предложения созвать заседание Комиссии.

Координатор каждой из сторон приглашает для участия в работе Комиссии соответственно представителей объединений профессиональных союзов, объединений работодателей, органов исполнительной власти области, не являющихся членами Комиссии, а также ученых, специалистов, представителей других организаций.

Статья 12. Член Комиссии

Права и обязанности члена Комиссии определяются регламентом Комиссии.

Статья 12.1. Секретариат Комиссии

(введена Законом Калужской области от 27.12.2007 N 392-ОЗ)

Для организационного обеспечения деятельности Комиссии образуется секретариат Комиссии (далее - секретариат), включая ответственного секретаря Комиссии (далее - ответственный секретарь). Ответственный секретарь является членом Комиссии и обеспечивает выполнение секретариатом возложенных на него функций.

Секретариат образуется из специалистов, предложенных координаторами каждой из сторон Комиссии на паритетных началах.

Ответственный секретарь и состав секретариата утверждаются решением Комиссии.

Функции ответственного секретаря и секретариата определяются регламентом Комиссии.

Статья 13. Территориальные комиссии по регулированию социально-трудовых отношений

Территориальные комиссии по регулированию социально-трудовых отношений формируются из представителей территориальных объединений профессиональных союзов, территориальных объединений работодателей и органов местного самоуправления области, которые образуют соответствующие стороны комиссий.

Территориальные комиссии по регулированию социально-трудовых отношений формируются на принципах добровольности, паритетности, равноправия сторон и осуществляют свою деятельность в соответствии с законами Калужской области, положениями об этих комиссиях, утверждаемыми представительными органами местного самоуправления области.

Территориальные комиссии по регулированию социально-трудовых отношений могут формироваться на уровне муниципальных образований и межмуниципальном уровне.

ВИДЫ СОГЛАШЕНИЙ

Статья 14. Виды соглашений

В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений на территории Калужской области могут заключаться следующие виды соглашений:

областное трехстороннее соглашение, отраслевые (межотраслевые) тарифные соглашения, профессиональные тарифные соглашения, территориальные и иные соглашения.

Соглашения по договоренности сторон, участвующих в переговорах, могут быть двусторонние и трехсторонние.

Все соглашения, предусматривающие полное или частичное бюджетное финансирование, заключаются при обязательном участии представителей соответствующих органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления области.

Срок действия соглашений определяется сторонами в соглашениях, но не может превышать трех лет. Стороны имеют право продлить действие соглашения на срок не более трех лет.

Статья 15. Калужское областное трехстороннее соглашение

Калужское областное трехстороннее соглашение может заключаться представителями объединений профсоюзов Калужской области, объединений работодателей Калужской области и Правительства Калужской области.

Калужское областное трехстороннее соглашение является основой для заключения областных отраслевых (межотраслевых) тарифных, профессиональных тарифных, территориальных, иных соглашений.

Калужское областное трехстороннее соглашение разрабатывается на основе переговоров сторон областного трехстороннего соглашения и распространяется на работников, работодателей, которые уполномочили своих представителей на коллективных переговорах заключить его от их имени, на Правительство Калужской области в пределах взятых им на себя обязательств, а также на работников и работодателей, присоединившихся к соглашению после его заключения.

По предложению сторон Калужского областного трехстороннего соглашения координатор стороны, представляющей Правительство Калужской области, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию.

(абзац введен Законом Калужской области от 27.12.2007 N 392-ОЗ)

Если работодатели, осуществляющие деятельность на территории Калужской области, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в Комиссию мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодатея с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.

(абзац введен Законом Калужской области от 27.12.2007 N 392-ОЗ)

В случае отказа работодателя присоединиться к соглашению координатор стороны, представляющей Правительство Калужской области, имеет право пригласить представителей этого работодателя и представителя выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, для проведения консультаций с участием представителей сторон соглашения. Представители работодателя, представители работников и представители сторон соглашения обязаны принимать участие в указанных консультациях.

(абзац введен Законом Калужской области от 27.12.2007 N 392-ОЗ)

Условия, содержащиеся в областном трехстороннем соглашении, не могут ухудшать положение работников по сравнению с действующим законодательством, Генеральным соглашением между представителями общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей и Правительства Российской Федерации, общероссийскими отраслевыми (межотраслевыми) тарифными и профессиональными тарифными соглашениями.

Статья 16. Областные отраслевые (межотраслевые) тарифные соглашения и областные профессиональные тарифные соглашения

Областные отраслевые (межотраслевые) тарифные соглашения и областные профессиональные тарифные соглашения:

Устанавливают нормы оплаты труда и другие условия труда, а также социальные гарантии и льготы для работников отрасли (отраслей) или определенных профессий;

Могут заключаться представителями соответствующих профсоюзов и их объединений, объединений работодателей, соответствующих органов исполнительной власти области;

Разрабатываются на основе переговоров между сторонами соглашений и распространяются на работников и работодателей, которые уполномочили своих представителей на коллективных переговорах заключить его от их имени, органы исполнительной власти, в пределах взятых ими на себя обязательств, а также работников и работодателей, присоединившихся к соглашению после его заключения.

Условия, содержащиеся в областных отраслевых (межотраслевых) тарифных соглашениях и областных профессиональных тарифных соглашениях, не могут ухудшать положение работников по сравнению с действующим законодательством, Генеральным соглашением между представителями общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей и Правительства Российской Федерации, общероссийскими отраслевыми (межотраслевыми) тарифными соглашениями, Калужским областным трехсторонним соглашением.

Статья 17. Территориальные соглашения

Территориальные соглашения:

Могут заключаться представителями территориальных объединений профсоюзов, объединений работодателей и органов местного самоуправления области;

Разрабатываются на основе переговоров между сторонами соглашений и распространяются на работников, работодателей, которые уполномочили своих представителей на коллективных переговорах заключить его от их имени, и органы местного самоуправления области в пределах взятых ими на себя обязательств, а также на работников и работодателей, присоединившихся к соглашению после его заключения, осуществляющих свою деятельность на территории соответствующих муниципальных образований.

Территориальные соглашения устанавливают условия труда, а также социальные гарантии и льготы в области социально-трудовых отношений для работников организаций, осуществляющих свою деятельность на территории соответствующих муниципальных образований, с учетом местных особенностей.

Территориальные соглашения не могут ухудшать положение работников по сравнению с действующим законодательством, Генеральным соглашением между представителями общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей и Правительства Российской Федерации, общероссийскими отраслевыми (межотраслевыми) тарифными соглашениями, Калужским областным трехсторонним (региональным) соглашением, областными отраслевыми (межотраслевыми) тарифными и областными профессиональными тарифными соглашениями.

Статья 18. Уведомительная регистрация соглашений, коллективных договоров

Коллективные договоры, областное трехстороннее соглашение, областные отраслевые (межотраслевые) тарифные, территориальные, иные соглашения, а также изменения и дополнения к ним регистрируются органом исполнительной власти области в сфере охраны труда и соответствующими органами в сфере охраны труда муниципальных образований области в порядке, установленном действующим законодательством.

Статья 19. Контроль за выполнением соглашений, коллективных договоров

Контроль за выполнением соглашений и коллективных договоров осуществляется сторонами их подписавшими, их представителями, а также соответствующими органами в сфере охраны труда.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 20. О приведении нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Законом

Органам государственной власти Калужской области привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом.

Губернатор Калужской области

Социальное партнерство в сфере труда (далее — социальное партнерство) — система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Часть вторая утратила силу. — Федеральный закон от 30.06.2006 N 90-ФЗ.

Статья 24. Основные принципы социального партнерства

Основными принципами социального партнерства являются:

равноправие сторон;

уважение и учет интересов сторон;

заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;

содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;

соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

полномочность представителей сторон;

свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;

добровольность принятия сторонами на себя обязательств;

реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;

обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;

контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;

ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Статья 25. Стороны социального партнерства

Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в случаях, когда они выступают в качестве работодателей, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством.

(часть вторая введена Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Статья 26. Уровни социального партнерства

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Социальное партнерство осуществляется на:

федеральном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;

межрегиональном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах Российской Федерации;

региональном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте Российской Федерации;

отраслевом уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);

территориальном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;

локальном уровне, на котором устанавливаются обязательства работников и работодателя в сфере труда.

Статья 27. Формы социального партнерства

Социальное партнерство осуществляется в формах:

коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

участия работников, их представителей в управлении организацией;

участия представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Статья 28. Особенности применения норм настоящего раздела

Особенности применения норм настоящего раздела к государственным гражданским служащим, муниципальным служащим, работникам военных и военизированных органов и организаций, органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов и дипломатических представительств Российской Федерации устанавливаются федеральными законами.

Закон Московской области от 31 марта 1999 г. N 15/99-ОЗ «О социальном партнерстве в Московской области»).

Социальное партнерство — это система регулирования социально-трудовых отношений и согласования интересов наемных работников и работодателей путем заключения договоров и соглашений. Оно предполагает, что в сфере труда нет классового конфликта, а есть отношения партнеров, у которых совпадают цели. Социальное партнерство — это способ согласования интересов партнеров.

Стороны согласны разрешать свои противоречия в постоянном диалоге, и этим гарантируется мирная эволюция общества.

Глава 3

связанных с ними отношений. Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в случаях, когда они выступают в качестве работодателей, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством.

взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

Территориальная организация Российского профсоюзаработников химических отраслей промышленностипо Санкт-Петербургу и Ленинградской области

Социальное партнерство в сфере труда — это система взаимоотношений между работниками (в лице их представителей) и работодателями (представителями работодателя), а также органами государственной власти и местного самоуправления, которые направлены на обеспечение согласования интересов сторон по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ним отношений.

На локальном уровне устанавливаются обязательства работодателя и работников в сфере труда посредством заключения коллективного договора (статья 26 Трудового кодекса РФ)

Генеральное Соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2011-2013 годы.

Отраслевое тарифное соглашение по организациям химической, нефтехимической, биотехнологической и химико—фармацевтической промышленности Российской Федерации на 2012-2014 годы от 16 ноября 2011 года

Отраслевое тарифное соглашение по организациям нефтеперерабатывающей отрасли промышленности и системы нефтепродуктообеспечения Российской Федерации на 2012-2014 годы от 05.04.2012

Закон о социальном партнерстве в рф

В реализацию Плана мероприятий по продвижению идеи Общество Всеобщего Труда, утвержденного распоряжением Государственного секретаря РК от 30 октября 2015 года № 8, приказом Министра здравоохранения и социального развития учрежден конкурс «Еңбек жолы», определяющий лучшие трудовые династии и работников производства в преддверии празднования Дня труда и проведения Республиканского форума «К Обществу Всеобщего Труда» в текущем году в г.

Очередное заседание Республиканской трехсторонней комиссии по социальному партнерству и регулированию социальных и трудовых отношений за II квартал под председательством Заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан Д.

Одной из главных тенденций современного социально-экономического развития государства является социальная ответственность бизнеса.

Не первый год в качестве эффективного инструмента по обеспечению высокого уровня жизни населения, а также стабильно развивающейся экономики выступает корпоративная социальная ответственность бизнеса.

Законодательная и нормативно-правовая база социального партнерства в Российской Федерации

Одним из важнейших направлений в сфере взаимодействия государства и общества в новых социально-экономических и политических условиях стала система социального партнерства, активно формирующаяся в нашей стране с начала 1990-х гг. Социальное партнерство как инструмент управления основывается и развивается на соответствующей законодательной и нормативно-правовой базе.

В ноябре 1991 г. был издан Указ Президента Российской Федерации

«О социальном партнерстве и разрешении коллективных трудовых споров (конфликтов)»

В марте 1992 г. принят Закон «О коллективных договорах и соглашениях» (в 1995 г.

План лекции:

1. Закон "О порядке решения коллективных трудовых споров (соглашений)".

2. Закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантии деятельности».

3. Закон «Об организации работодателей».

4. Закон «Об охране т руда».

Появление термина «социальное партнёрство» относится к периоду Первой мировой войны, когда активно стала разрабатываться теория социальных реформ как альтернативная теория классовой борьбы, а само социальное партнёрство рассматривалось как альтернатива социальному противоборству. На современном этапе развития научного знания социальное партнёрство понимается как особый социальный институт, на основе которого реализуется определённый тип социальных отношений, направленных на развитие консенсуса и положительного результата в процессе взаимодействия социальных субъектов – партнёров этого взаимодействия.

Партнёр (фр. partenaire) – участник какой-либо игры или какой-либо совместной деятельности.

Социальное партнёрство – это реальный путь к диалогу, поиску точек соприкосновения и общих позиций, разумных компромиссов между наёмными работниками, работодателями и государством.

Коллективный договор как институционализация социального конфликта впервые возник в 1899г. на одном из предприятий Дании. Для снятия социального напряжения между работодателями и наёмными работниками датский опыт был распространён и на другие предприятия Западной Европы. Коллективные договора широко использовались и на всех предприятиях бывшего СССР. В советское время существовал строгий контроль за соблюдением условий коллективного договора со стороны администрации предприятия и его трудящихся. В это время государство одновременно выступало в виде собственника, так как собственность предприятий была государственной.

С учётом международного опыта постепенно формируется правовая база социального партнёрства. Так, например, в 1993 г. был принят Закон «О коллективных договорах и соглашениях», в 1998 г. – Закон «О порядке решения коллективных трудовых споров (конфликтов)», в 1999 г. – Закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантии деятельности», в 2001 г. Закон «Об организации работодателей», в 2002 г. – Закон «Об охране труда» и др.

В контексте этих законов трудовые отношения трактуются как система правовых институтов, связанных с коллективными переговорами по вопросам регулирования условий и оплаты труда, занятости, социальных льгот и гарантий на производстве, участия профсоюзов или других представительных органов в управлении предприятием, разрешения коллективных и индивидуальных трудовых споров, охраны труда и т.д. Социальное партнёрство выступает главным гарантом развития трудовых отношений на базе коллективных переговоров и консультаций, позволяющих защитить социально-трудовые права членов трудовых организаций, снизить социальную напряжённость в коллективе и в целом в обществе.

Законом «О коллективных договорах и соглашениях» закрепляются субъекты права в лице государства, предпринимателей (собственников, работодателей) и наёмных работников, которых зачастую представляют профессиональные союзы или избранные представители от рабочих.

Коллективный договор составляется с целью регулирования производственных, трудовых и социально-экономических отношений и согласования интересов трудящихся, собственников или уполномоченных ими органов (ст. 1). Коллективный договор составляется на предприятиях, учреждениях и организациях независимо от форм собственности и хозяйствования, которые используют наёмный труд и имеют право юридического лица. Согласно ст. 2 он может заключаться и в структурных подразделениях предприятия в границах компетенции этих подразделений. Сторонами коллективного договора или генерального соглашения выступают профсоюзы, которые представляют интересы членов трудовых коллективов и собственники или уполномоченные ими органы.

Соглашения на региональном уровне заключается между местными органами государственной власти или региональными объединениями предпринимателей, если они имеют соответствующие полномочия, и объединениями профсоюзов или иными уполномоченными трудовыми коллективами органами (ст. 3).

Условия коллективных договоров и соглашений, заключённых соответственно действующему законодательству, согласно ст. 5 Закона, являются обязательными для предприятий, на которые они распространяются, и сторон, которые их заключили. Условия коллективных договоров или соглашений, которые ухудшают в сравнении с действующим законодательством положение работников, являются недействительными и их нельзя включать в договора и соглашения.

В ст. 7 обозначено содержание коллективного договора, в ст. 8 - содержание соглашения.

На вновь организованном предприятии, фирме коллективный договор заключается по инициативе одной из сторон в трёхмесячный срок после регистрации предприятия. Все работающие, а также вновь принятые на работу сотрудники должны быть ознакомлены с коллективным договором собственником или уполномоченным им органом. В случае ликвидации предприятия коллективный договор действует на протяжении всего срока проведения ликвидации (ст. 9).

Ведение переговоров необходимо при наличии забастовок, так как именно они являются инструментом урегулирования возникших социальных конфликтов, которые присущи любой экономической формации. Долгие годы в бывшем СССР отрицались социальные конфликты, возникающие в любом типе общества, в том числе они имеют место и в социалистических странах.

Средства массовой информации годами замалчивали реальные факты, связанные с забастовками. Однако в бывшем СССР забастовки имели место. Так, в 1956 г. в г. Свердловске возмущение рабочих было спровоцировано плохими условиями труда, в 1962 г. в г. Новочеркасске забастовка последовала за снижением расценок норм выработки. В 60-х годах подобные случаи отмечены в гг. Рязани, Баку, Омске, Кривом Роге, Одессе, Киеве, Львове. В 70-х годах - в гг. Свердловске, Витебске, Киеве, Владимире, Челябинске, Баку, Днепропетровске, Каунасе, Риге, Тольятти и др. В начале и особенно в середине 80-х годов забастовки происходили в гг. Свердловске, Тобольске, Одессе, Краснодаре, Саратове, Ереване, Баку и многих других городах.

В Законе «О коллективных договорах и соглашениях» оговаривается:

Порядок ведения переговоров по подготовке коллективных договоров и соглашений;

Порядок контроля за их исполнением (ст. 15);

Ответственность за уклонение от участия в переговорах (ст. 17);

За нарушение и неисполнение коллективных договоров и соглашений (ст. 18);

А также за не предоставление информации, необходимой для коллективных договоров и соглашений (ст. 19);

Порядок привлечения к ответственности (ст. 20).

Для ведения коллективных переговоров, подготовки проектов коллективного договора, соглашения создаётся рабочая комиссия, в состав которой входят представители сторон. Рабочая комиссия готовит проект коллективного договора, соглашения и принимает решение, которое оформляется соответствующим протоколом (ст. 10).

Для урегулирования разногласий во время ведения коллективных переговоров стороны используют примирительные процедуры: а) составляется протокол разногласий, где указывается предложения сторон о мероприятиях, которые необходимы для устранения причин разногласий; б) устанавливаются сроки возобновления переговоров; в) в течение трёх дней после составления протокола разногласий стороны проводят консультации; г) формируют из своего состава примирительную комиссию, а в случае не достижения согласия обращаются к посреднику, избранному сторонами. Примирительная комиссия или посредник рассматривают протокол разногласий и выносят рекомендации по существу спора. В случае не достижения согласия между сторонами относительно внесения в соглашение рекомендаций допускается организация и проведение забастовок в порядке, который не противоречит законодательству Украины (ст.11).

Согласно ст. 12 Закона «О коллективных договорах, соглашениях», лица, которые берут участие в переговорах как представители сторон, а также специалисты, приглашённые для участия в работе комиссий, на период переговоров и подготовки проекта освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка и включением этого времени к трудовому стажу.

Проект коллективного договора обсуждается в трудовом коллективе и выносится на общее собрание (конференцию). В случае, если общее собрание (конференция) трудового коллектива отклонит проект коллективного договора или отдельные его положения, стороны возобновляют переговоры для поисков необходимого решения. Срок этих переговоров не должен превышать 10 дней. После одобрения проекта коллективного договора общим собранием (конференцией) он подписывается уполномоченными представителями сторон не позднее 5 дней с момента его одобрения.Соглашение (генеральное, отраслевое, региональное) подписывается уполномоченными представителями сторон и не позднее как через 10 дней после завершения коллективных переговоров.

Смены и дополнения к коллективному договору, соглашению в период срока их действия могут вноситься только по взаимному соглашению сторон в порядке, предусмотренному коллективным договором, соглашением (ст. 14) .

Лица, которые представляют собственника или уполномоченный им орган и профсоюзы или другие уполномоченные трудовым коллективом органы, которые виновны в не предоставлении необходимой информации для ведения коллективных переговоров и осуществления контроля за выполнением коллективных договоров, соглашений, несут дисциплинарную ответственность или подлягают штрафу до 5 не подлягаемых минимумов доходов граждан (ст. 19).

В первые годы независимости Украины появление забастовок в стране встречалось со стороны политологов, социологов, юристов и рядовых граждан как проявление демократии с лёгким налётом эйфории. Однако вскоре обнаружилось, что забастовки кроме положительных моментов (защиты законных прав наёмного труда) имеют значительные отрицательные факторы и прежде всего экономические, так как остановка производства пагубно отражается на доходах предприятий и фирм и в конечном итоге на падении национального бюджета. Поэтому необходимо было разработать такие законы, которые бы официально разрешали в определённых случаях проведение забастовок. Такой закон «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)» был принят в 1998 г. и с принятыми изменениями от 10.07.2003 г., ВВР, 2004 г. действует и по настоящее время.

В этом законе имеется 5 разделов: 1) общие положения; 2) решение коллективных трудовых споров (конфликтов); 3) забастовка; 4)ответственность за нарушения законодательства о коллективных трудовых спорах (конфликтах); 5) окончательные положения.

В первом разделе определены сфера действия Закона (ст.1), даны основные понятия (ст.2), охарактеризованы стороны коллективного трудового спора (конфликта) (ст. 3), сформулированы требования наёмных работников, профсоюзов (ст. 4), порядок и сроки рассмотрения требований наёмных работников или профсоюзов (ст. 5), определён момент возникновения коллективного трудового спора (конфликта) (ст. 6).

В ст. 8 этого Закона даётся характеристика примиренческой комиссии, создающейся для выработки решения, которое может удовлетворить стороны коллективного спора (конфликта). Она состоит из представительства конфликтующих сторон. Комиссия создаётся на производственном уровне – в трёхдневный срок, на отраслевом и территориальном уровне – в пятидневный, на национальном уровне – в десятидневный срок с момента возникновения коллективного трудового спора (конфликта).

Решения примиренческой комиссии оформляются протоколом, имеют для сторон обязательную силу и исполняются в порядке и сроках, которые установлены этим решением. После принятия решения, касающегося исполнения коллективного трудового спора (конфликта), примиренческая комиссия прекращает свою деятельность (ст. 9).

Для решения коллективного спора может быть назначен по общему выбору сторон независимый посредник (ст. 10). В ст. 11 определены порядок создания и действия трудового арбитража. В состав его могут входить народные депутаты Украины, представители органов государственной власти, органов местного самоуправления и другие специалисты – эксперты. Трудовой арбитраж должен принять решения в десятидневный срок со дня его создания, а по решению большинства членов трудового арбитража этот срок может быть продолжен до 20 дней (ст. 12).

Стороны коллективного трудового спора (конфликта), примиренческая комиссия и трудовой арбитраж обязаны использовать для урегулирования коллективного трудового спора (конфликта) все возможности, не запрещённые законодательством (ст. 13). Гарантии независимым посредникам, членам примиренческих комиссий и трудовых арбитражей закреплены в ст. 14 этого Закона.

С целью обеспечения улучшения трудовых отношений и предотвращения возникновения коллективных трудовых споров (конфликтов), их прогнозирования, благоприятного и своевременного их разрешения, обеспечения посредничества для разрешения таких споров (конфликтов) Президентом Украины создаётся Национальная служба посредничества и примирения. Она создаётся из высококвалифицированных специалистов и экспертов по вопросам разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов) и имеет свои отделения в Автономной Республике Крым и областях. Решения Национальной службы посредничества и примирения носят рекомендательный характер. Она финансируется из средств Государственного бюджета. В ст. 15 перечислены компетенции Национальной службы посредничества и примирения.

В ст. 16. зафиксированы взаимодействия Национальной службы посредничества и примирения со сторонами коллективного трудового спора (конфликта).

В третьем разделе (ст. 17) даётся определение забастовки, в ст. 18 перечислены права наёмных работников на забастовку.

Никто не может быть принуждён к участию или неучастию в забастовке. Лицо, которое возглавляет забастовку, обязано в письменном виде передать собственнику или уполномоченному им органу (представителю) не позднее как за семь дней до начала забастовки, а в случае принятого решения о забастовке на непрерывно действующем предприятии – за пятнадцать дней. Собственник или уполномоченный им орган (представитель) обязан в кратчайший срок предупредить поставщиков и потребителей, транспортные организации, а также другие заинтересованные предприятия, учреждения, организации о решении наёмных работников о провозглашении забастовки. В случае проведения собраний, митингов, пикетов за пределами предприятия орган (лицо), которое возглавляет забастовку, обязан предупредить о запланированном мероприятии местный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления не позднее чем за три дня.

Орган (лицо), возглавляющее забастовку, действует в рамках прав, предусмотренных эти Законом, информирует работников о ходе решения коллективного трудового спора (конфликта). Полномочия органа (лица), как руководителя забастовки, приостанавливаются, если стороны подписали соглашение об урегулировании коллективного трудового спора (конфликта), а также в случае принятия решения об отмене или приостановке забастовки.

Во время забастовки стороны коллективного трудового спора (конфликта) обязаны продолжать поиск путей его разрешения, используя для этого все имеющиеся возможности. Соглашение о разрешении коллективного трудового спора (конфликта) подписывается руководителем или иным уполномоченным органом, который возглавляет забастовку, и собственником или уполномоченным им органом (представителем). Контроль за исполнением условий этого соглашения обеспечивается сторонами коллективного трудового спора (конфликта) или уполномоченными ими органами (лицами).

Незаконными считаются забастовки:

а) провозглашённые с требованиями смены конституционного порядка, государственных границ и административно-территориального устройства Украины, а также с требованиями, которые нарушают права человека;

б) провозглашённые без поддержки наёмных работников, профсоюзом, объединением профсоюзов или уполномоченными ими органами положений статей 2, 4, 6 части первой и пятой статьи 12, части первой, третьей и шестой статьи 19 этого Закона;

в) начатые с нарушениями наёмными работниками, профсоюзом, объединением профсоюзов или уполномоченными ими органами требований ст. 20, части 2 и 3 ст. 24 этого Закона;

г) объявленные или проводящиеся по время осуществления определённых процедур, предусмотренных этим Законом.

Заявление собственника или уполномоченного им органа (представителя) о признании забастовки незаконной рассматривается в судебном порядке. Сроки подготовки дела для рассмотрения в судебном порядке не должны превышать семидневный срок. Решения суда о признании забастовки незаконной обязывает участников забастовки принять решение о приостановке или отмене провозглашённой забастовки, а работников начать работу не позднее наступающих суток после дня вручения копии решения суда органу (лицу), которое возглавляет забастовку.

В ст. 24 перечислены случаи, запрещающие проведение забастовок:

а) запрещается проведение забастовки в условиях, когда прекращение работниками работы причиняет угрозу жизни и здоровью людей, окружающей среде или препятствует предотвращению стихийного бедствия, авариям, катастрофам, эпидемиям, эпизоотиям или ликвидации их последствий;

б) запрещается проведение забастовок сотрудникам (кроме технического персонала) органов прокуратуры, суда, Вооружённых сил Украины, органов государственной власти, безопасности и правопорядка;

в) в случае чрезвычайного положения Верховная Рада Украины или Президент Украины могут запретить проведение забастовок на срок, не превышающий одного месяца. Дальнейшее запрещение должно быль принято общим актом Верховной Рады Украины и Президента Украины;

г) в случае объявления военного положения автоматически наступает запрещение проведения забастовок до момента его отмены.

Во время проведения забастовки собственник (представитель), местный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления и орган (лицо), возглавляющее забастовку, обязаны обеспечить необходимые мероприятия по обеспечению жизнеспособности предприятия, сохранения имущества, поддержания законности и общественного порядка, недопущения угрозы жизни и здоровья людей, окружающей природной среде (ст. 26).

В ст. 27 перечислены гарантии работников на период забастовки: участие в забастовке работников, за исключением забастовок, которые по определению суда признаны незаконными, не рассматривается как нарушение трудовой дисциплины и не является основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности. По решению наёмных работников или профсоюза может быть создан забастовочный фонд из добровольных взносов и пожертвований, так как те, кто участвует в забастовке не получают зарплату. За сотрудниками, которые не брали участие в забастовке, а также в связи с её проведением не имели возможности выполнять свои трудовые обязанности, сохраняется заработная плата как за время простоя не по вине работника.

Для работников, участвующих в забастовке, имеют место определённые последствия. Так, организация забастовки, признанной судом незаконной, или участие в ней считается нарушением трудовой дисциплины. Время забастовки работников, которые берут в ней участие, не оплачивается. Время участия работника в забастовке, которая признана судом незаконной, не включается в общий и непрерывный трудовой стаж (ст. 28).

В 4-м разделе указаны ответственность за нарушения законодательства о коллективных трудовых спорах (конфликтах). Так, в ст. 29 записано, что лица, виновные в нарушении законодательства о коллективных спорах (конфликтах), несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую или криминальную ответственность соответственно законодательству. Работники, принимающие участие в забастовках, признанных судом незаконными, несут ответственность согласно законодательству (ст. 30).

Лица, виновные в возникновении коллективных споров (конфликтов) или которые задерживают исполнение решений примиренческих органов, созданных соответственно этому Закону, а также решений органов исполнительной власти, органов местного самоуправления или должностных лиц, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, криминальную или административную ответственность согласно с законодательством (ст. 31).

Лица, которые являются организаторами забастовки, признанной судом незаконной, или которые не исполняют решения о признании забастовку незаконной, а также лица, которые препятствуют приостановке незаконной забастовки, привлекаются к дисциплинарной или административной ответственности согласно с законодательством (ст. 32).

В ст. 33 законодательно закрепляется ответственность за принуждение к участию в забастовке, а также за препятствие участия в забастовке. Если лица принуждают работников участвовать в забастовке или препятствуют участию в забастовке путём насилия или угроз применения насилия, или путём других незаконных действий, то они привлекаются к криминальной ответственности согласно законодательству.

Ст. 34 определяет компенсацию убытков, нанесенных в период забастовки. Убытки, принесенные в результате забастовки другим предприятиям, учреждениям, организациям или гражданам, восполняются по решению суда. Убытки, нанесенные собственнику или его уполномоченному органу (представителю) забастовкой, которая судом была признана незаконной, восполняется органом, уполномоченным наёмными работниками на проведение забастовки, в размере, определённом судом (в границах средств и имущества, которое ему принадлежит).

В Законе Украины «О профессиональных союзах, их правах и гарантии деятельности» в ст. 20 определено право профсоюзов, их объединений на ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений. Профсоюзы, а также их объединения от имени наёмных работников ведут коллективные переговоры, обеспечивают заключение коллективных договоров, генеральных, отраслевых, региональных, межотраслевых соглашений в порядке, установленном законодательством. Работодатели, их объединения, органы исполнительной власти, органы местного самоуправления обязаны брать участие в коллективных переговорах для принятия коллективных договоров и соглашений. Представительство профсоюзов, их объединений при ведении коллективных переговоров, заключения соглашений от имени работников на государственном, отраслевом или региональном уровне определяется пропорционально численности членов профсоюзов, которые они объединяют.

Запрещается ведение переговоров и заключение соглашений и коллективных договоров от имени работников лицам, которые представляют работодателей. Профсоюзы, их объединения обеспечивают контроль за исполнением коллективных договоров и соглашений. В случае нарушения работодателями, их объединениями, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления условий коллективного договора, соглашения профсоюзы, их объединения имеют право направить им предписание на устранение выявленных нарушений, которое должно быть рассмотрено в 7-мидневный срок.

В (ст. 16) Законе Украины «Об организации работодателей» определены правила участия организаций работодателей при проведении коллективных переговоров и соглашений. Организации работодателей и их объединений в границах своих полномочий заключают соглашения, осуществляют контроль и обеспечивают их исполнение, несут ответственность за неисполнение соглашений по закону.

Организации работодателей и их объединения выступают стороною на соответствующем уровне в порядке, обозначенном законом. Если на одном уровне действует несколько объединений работодателей, то для ведения коллективных переговоров и заключения соглашений они должны создать единый представительный орган, который действует от их имени, или делегировать ответственные полномочия одной организации работодателей или одному объединению организаций работодателей. Работодатели, которые входят в состав ассоциации, корпорации или иного объединения, могут передавать права по представительству и защите прав и законных интересов объединению, в составе которого они находятся.

В связи с тем, что многие коллективные трудовые споры (конфликты) возникают на почве плохих условий труда, неудовлетворительной охраны труда, для анализа состояния социального партнёрства необходимо проанализировать Закон Украины «Об охране труда». Этот Закон определяет основные положения, касающиеся реализации конституционного права работников на охрану жизни и здоровья в процессе трудовой деятельности, на надлежащие, безопасные и здоровые условия труда. Он регулирует с участием ответственных органов государственной власти отношения между работодателем и работником по вопросам безопасности, гигиены труда и производственной среды, а также устанавливает единый порядок организации охраны труда в Украине.

Во втором разделе этого Закона «Гарантии прав на охрану труда» оговорены права на охрану труда во время составления трудового договора (ст. 5) и права работников на охрану труда во время работы (ст. 6). В частности здесь указывается, что работник имеет право разорвать трудовой договор по собственному желанию, если работодатель не исполняет законодательство по охране труда, не соблюдает условия коллективного договора по этим вопросам. В этом случае работнику выплачивается выходное пособие в размере, предусмотренном коллективным договором, но не менее трёхмесячного заработка. Работника, который по состоянию здоровья согласно медицинскому заключению требует предоставления более лёгкой работы, работодатель обязан перевести по согласию работника на такую работу на срок, указанный в медицинском заключении, а также в случае потребности установить укороченный рабочий день и организовать проведение обучения работника для приобретения другой профессии соответственно законодательству. В 6-й статье указывается, что на время эксплуатации предприятия, цеха, участка, отдельного производства или оборудования органом государственного надзора за охраной труда или службой охраны труда за работником сохраняется место работы и средний заработок.

Работники имеют право на льготы и компенсации за тяжёлые и вредные условия труда. Работники, занятые на таких работах, бесплатно обеспечиваются лечебно-профилактическим питанием, молоком или равноценными пищевыми продуктами, газированной подсоленной водой, имеют право на оплачиваемые перерывы санитарно-оздоровительного назначения, сокращения длительности рабочего времени, дополнительный оплачиваемый отпуск, льготную пенсию, оплату труда в повышенном размере и другие льготы и компенсации, которые предоставляются в порядке, предусмотренном законодательством. В случае разъездного характера труда работнику выплачивается денежная компенсация на приобретение лечебно-профилактического питания, молока или равноценных ему пищевых продуктов на условиях, предусмотренных коллективным договором. Работодатель за свои средства может дополнительно устанавливать льготы и компенсации работникам, которые не предусмотрены коллективным договором (соглашением, трудовым договором). Об изменениях производственных условий и размеров льгот и компенсаций, с учётом тех, которые выдаются работнику дополнительно, работодатель обязан, не позднее чем за 2 месяца, в письменной форме проинформировать работника (ст. 7).

Работодатель обязан обеспечить работников спецодеждой, иными средствами индивидуальной защиты, моющими и обеззараживающими средствами за свой счёт. В случае преждевременного износа средств индивидуальной защиты работодатель обязан заменить их за собственные деньги. Согласно коллективному договору работодатель может дополнительно устанавливать нормы, выдавать работникам надёжные средства индивидуальной защиты, если фактические условия труда этих работников требуют их использования (ст. 8).

В ст. 9-ой перечислены возмещения убытков в случае ухудшения здоровья работников или в случае их смерти. В Законе «Об охране труда» особой статьёй (10) выделена охрана труда женщин, статьёй 11-ой – охрана труда неполнолетних, а статьёй 12 – охрана труда инвалидов.

Третий раздел Закона посвящён организации охраны труда. Здесь в ст. 14 перечислены обязанности работников по выполнению требований нормативно-правовых актов по охране труда. Все же остальные статьи этого раздела, включая и ст. 13 «Управление охраной труда и обязанности работодателя» касаются деятельности, организации охраны труда и ответственности работодателей за соблюдением охраны труда.

4-ый раздел посвящён стимулированию охраны труда, 5-ый раздел – нормативно-правовым актам по охране труда.

8-ой раздел касается государственного управления охраной труда. В ст. 31 определены органы государственного управления охраной труда. К ним относятся: 1) Кабинет Министров Украины; 2) специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по наблюдению за охраной труда; 3) министерства и другие центральные органы исполнительной власти; 4) Рада министров Автономной Республики Крым, местные государственные администрации и органы местного самоуправления. Статьями 32 – 36 в сфере охраны труда определены компетенции Кабинета Министров Украины; полномочия министерств и других центральных органов исполнительной власти; полномочия Рады министров Автономной Республики Крым, местных государственных администраций, органов местного самоуправления; объединений предприятий.

7-ой раздел характеризует государственный надзор и общественный контроль за охраною труда. Государственный надзор по соблюдению законов и других нормативно-правовых актов об охране труда обеспечивают:

Специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по наблюдению за охраной труда;

Специально уполномоченный государственный орган по вопросам радиационной безопасности;

Специально уполномоченный государственный орган по вопросам пожарной безопасности;

Специально уполномоченный государственный орган по вопросам гигиены труда.

Органы государственного надзора за охраной труда не зависят ни от каких либо хозяйственных органов, субъектов предпринимательства, объединений граждан, политических формирований, местных государственных администраций и органов местного самоуправления, им не подотчётны и не подконтрольны.

Статьёй 39 определены права и ответственность должностных лиц специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по надзору за охраной труда, а статьёй 40 гарантируется их социальная защита.

Общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда обеспечивают профсоюзы, их объединения в лице своих выборных органов и представителей. В случае угрозы жизни или здоровья работников профсоюзы имеют право требовать от работодателя немедленного прекращения работ на рабочих местах, производственных участках, в цехах и других структурных подразделениях на предприятиях или производствах физических лиц, которые соответственно законодательству используют наёмный труд, в целом на период, необходимый для устранения угрозы жизни и здоровья работников. Профсоюзы также имеют право на проведение независимой экспертизы условий труда, а также объектов производственного назначения, которые проектируются, строятся или эксплуатируются на соответствие их нормативно-правовым актам об охране труда. Профсоюзы могут брать участие в расследовании причин несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве и давать свои заключения о них, вносить работодателям, государственным органам управления по надзору предписания по вопросам охраны труда и получать от них аргументированный ответ. В случае отсутствия профсоюза на предприятии общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда обеспечивает уполномоченное наёмными работниками лицо (ст. 41).

Права и обязанности уполномоченных работников по вопросам охраны труда закреплены статьёй 42 данного Закона.

Ответственность за нарушение законодательства по охране труда описаны ст. 43, 44. За нарушение законодательства об охране труда, неисполнения распоряжений должностных лиц органов государственного надзора за охраной труда юридические и физические лица, которые соответственно законодательству используют наёмный труд, привлекаются органами государственного надзора по охране труда к уплате штрафа в порядке, установленном законодательством. Максимальный размер штрафа не может превышать 5 % месячного фонда заработной платы юридического или физического лица, который соответственно законодательству использует наёмный труд. Неуплата штрафа приводит к начислению на сумму штрафа пени в размере 2 % за каждый просроченный день. Штраф вносится в кассу предприятия по месту работы лица, подвергшегося штрафу. Решение об уплате штрафа может быть обжаловано в месячный срок в судебном порядке. Средства от штрафа поступают в Государственный бюджет Украины.

За нарушение законов и других нормативно-правовых актов об охране труда, создание препятствий в деятельности должностных лиц органам государственного надзора за охраной труда, а также представителей профсоюзов, их организаций и объединений виновные лица подлежат дисциплинарной, административной, материальной, криминальной ответственности соответственно законодательству (ст. 44).

Однако достаточно частые изменения в принятых Законах, касающиеся проблем социального партнёрства, свидетельствуют о том, что практика вносит свои коррективы, которые требуют совершенствования законодательства Украины. От этого никто не может быть застрахован, потому что, во-первых, Украина - государство молодое, её законотворчество только начинает набирать силу, а, во-вторых, само социальное партнёрство, как социальное явление, тоже претерпевает изменения и соответственно требует законодательного подтверждения.